Сценарий ко дню защиты прав детей

Познакомить учащихся с традициями праздника.Снятие эмоционального напряжение.Развитие творческих способностей.

КУ «СРЦН «Гармония»

Сценарий праздника

«20 ноября – Всемирный День ребенка»

Специалисты по реабилитационной работе в социальной сфере:

Чебаненко. О. А.

Цель. 
Познакомить учащихся с традициями праздника.
Задачи.
1. Обобщить знания детей об основных правах ребенка, показать единство прав и обязанностей.
2. Побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей.

3. Способствовать формированию активной жизненной позиции.

Ведущий 1:

День осенний в ноябре — 
Праздник на календаре! 
День подарков и цветов, 
Ты встречать его готов?

Протяни с улыбкой руку 
Немцу, русскому, якуту, 
Англичанину, эстонцу — 
Пусть сияет ярче солнце!

Чтобы мирно жить смогли 
Люди в радости, любви, 
Взрослые на всей планете 
Нынче дарят праздник детям!

                            Наталья Майданик 

Ведущий 2:

— Ребята, 20 ноября отмечается Международный день ребенка(Universal Children’s Day), День защиты прав ребенка. Дата 20 ноября выбрана не случайно. Она примечательна тем, что именно этого числа в 1959 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка. Документ объединил 10 основополагающих принципов и провозгласил своей конечной целью «обеспечить детям счастливое детство».
А в 1989 году, тоже 20 ноября, была принята Конвенция о правах ребенка, которая обязывает все страны обеспечить детям хорошую жизнь. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года. 
Ведущий 1:

20 ноября – это еще Международный день прав ребенка. Знаете ли вы, что с самого рождения имеете свои права, которые защищает самая главная организация на нашей земле — Организация Объединенных Наций. (показать слайд с эмблемой ООН и ссылкой на официальный сайт). Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право — право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций.
Ведущий 2:

К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых.

Ведущий 1:

А сейчас прозвучит песня «Детство»

Ю.Шатунов — Детство

Детство, детство, ты куда бежишь
Детство, детство, ты куда спешишь
Не наигрался я еще с тобой
Детство, детство, ты куда ? Постой.А я хочу, а я хочу опять
По крышам бегать, голубей гонять
Дразнить Наташку, дергать за косу
На самокате мчаться по дворуСтарушку искоса на нас глядят
Не узнают вчерашних забияк
А мы с Наташкой по двору идем
И нет нам дела больше ни о чем

А я хочу, а я хочу опять
По крышам бегать, голубей гонять
Дразнить Наташку, дергать за косу
На самокате мчаться по дворуДетство, детство, ты куда ушло
Где уютный уголок нашло
Детства милого мне не догнать
Остается с грустью вспоминатьА я хочу, а я хочу опять
По крышам бегать, голубей гонять
Дразнить Наташку, дергать за косу
На самокате мчаться по двору.


Ведущий 2:

— Сегодня мы и будем говорить о ваших правах.

— А кто из вас знает свои права? Ребята называют:
Право на жизнь.
Право на имя при рождении. 
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право иметь имущество.
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на свободное перемещение.
Право на свободу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства. 
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

Ведущий 1:— Остановимся на Праве на имя при рождении и поиграем в игру «Имена».

 Условие игры.

Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться со своего места, назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву (пример: Анна – Аккуратная и т.д.). (дети называют свое имя, добавляя к нему прилагательное).

— Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?

А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?

Ведущий 2:

— Ваши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении. А что там еще записано, кто знает? (Беседа с учащимися). Там записаны имена ваших родителей. А еще то, что вы являетесь гражданами России. А это значит, что государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя.

Мини-лекция «Конвенция о твоих правах».

— А где записаны все права детей? (Беседа с детьми).

— Ребята, все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций.

— Конвенция — это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей. 
— Предлагаю вам обратить внимание на карточки, которые вам раздали. Это памятка о ваших основных правах, которые отражены в Конвенции.

Ведущий 1:

 Игра «Определи, кто из героев сказки лишен следующих прав». (Подготовить слайды с изображением фрагментов из сказок)

  1. Право на жизнь («Колобок»)

Картинки по запросу колобок

  1. Право на неприкосновенность жилища («Три поросенка»)

Картинки по запросу три поросенка

  1. Право на свободу вступления в брак («Дюймовочка»)

Картинки по запросу дюймовочка

  1. Право жить и воспитываться в семье («Морозко»)

Картинки по запросу морозко

  1. Право на отдых и досуг («Золушка»)

Картинки по запросу золушка

  1. Жестокое, бесчеловечное обращение, эксплуатация несовершеннолетних («Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

Картинки по запросу золотой ключик театр барабаса

Ведущий 2: А сейчас ребята прочитают стихи , а вы подумайте и скажите о реализации какого права в них говорится. (Право на воспитание в семье).

В этот день хочу я пожелать, 
Чтобы каждого ребенка в мире
Ждали дома и отец и мать,

Опекали, холили, любили.

Пусть не будет брошенный ребят,
Каждому — семью, отца и маму,
Дом, в котором мир всегда и лад,
Дом, в котором не бывает брани.

Пусть из окон льется детский смех,
Детские улыбки пусть сияют.
Поздравляю я сегодня всех,
От души, от сердца поздравляю! 

Ведущий 1:

А сейчас мы проведем игру «Золушка»

2 команды по 10 человек стоят по двум сторонам зала. Из команды выбирается по 1 ведущему. Каждый ведущий запоминает, в чем обута его команда, затем все разуваются и складывают обувь на середину зала. По сигналу, ведущие начинают искать обувь и обувать членов своей команды. Побеждает тот, кто первый обует свою команду.

Ведущий 2:
Разбор ситуаций «Права и обязанности».

— Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей — обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?

Рассуждение на тему «Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого».

— Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

(сценки исполняют представители каждой из подгрупп)

Сценка 1

Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

Ведущий: — Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

Дети  отвечают. (Пример: Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей).

Сценка 2

Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией о правах ребенка запрещено насилие над детьми!

Ведущий: — Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.

Дети отвечают. (Пример: Кроме прав, у Оли есть еще и обязанности — дежурного (как и всех детей класса). Кроме того есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушаются права других!) и т.д.

Сценка 3

Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только помыли!

Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом — рисованием!

Ведущий: — Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?

Дети  отвечают (Пример: другие ученики имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников).

Сценка 4

Учитель. Петров, ты почему на перемене бегал по классу?

Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Ведущий: — Правильно ли рассуждает Петров?

Дети . Его одноклассники имеют право на отдых. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.

Сценка 5

Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

Сын. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать труд детей!

Ведущий: — Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав?

Дети высказывают свое мнение.

Ведущий 1:

Игр веселых много знаем.

С удовольствием играем

В эти игры всякий раз,

Поиграем и сейчас.

— Если вы согласны, говорите хором: «Это я, это я, это все мои друзья!»

Если не согласны – молчите.

*Кто из вас всегда готов жизнь прожить без докторов?

— Это я, это я , это все мои друзья.

*Кто не хочет быть здоровым,

Бодрым, стройным и веселым?

*Кто из вас не ходит хмурый,

Любит спорт и физкультуру?

*Кто мороза не боится,

На коньках летит, как птица?

*Ну а кто начнет обед

С жвачки импортной, конфет?

*Кто же любит помидоры,

Фрукты, овощи, лимоны?

*Кто поел и чистит зубки

Ежедневно дважды в сутки?

*Кто из вас, из малышей,

Ходит грязный до ушей?

*Кто, согласно распорядку

Выполняет физзарядку?

Ведущий 2:

Сейчас еще прозвучат стихи, которые подготовили ребята.

Где проживает детство наше,

Там мир становится лишь краше!

Желаем детям мы добра,

Пусть их хранит судьба от зла!

И детский смех звучит повсюду,

Пусть ребятишки верят в чудо!

На всей земле, по всей планете,

Подарим счастье нашим детям!

С днем ребенка поздравляем,

Детям всей земли желаем:

Жить в семье, в любви купаться,

С мамой, папой не расстаться.

Быть послушным, не лениться!

И во всем быть терпеливым,

Много спортом заниматься,

Очень добрым оставаться.

Чтоб ребенка нам понять,

Надо нам мудрее стать,

Ведь не зря уста младенца

Истину ждут повсеместно.

Мы поздравим их с весельем,

Создадим им настроенье!

Пусть отметят день свой дети

На всем нашем белом свете!

Ведущий 1:

— Что дороже всего на свете? Задайте этот вопрос любому взрослому и Вы непременно получите ответ — наши дети. 
«-Ни за какие сокровища в мире мы не согласились бы расстаться с тобой. Ты же и сам это знаешь.
— И даже за сто тысяч миллионов крон? — спросил Малыш.
— И даже за сто тысяч миллионов крон!
— Значит, я так дорого стою? — изумился Малыш.
— Конечно, — сказала мама и обняла его ещё раз.
Малыш стал размышлять: сто тысяч миллионов крон, — какая огромная куча денег! Неужели он может стоить так дорого?» (Малыш и Карлсон).

А в заключении прозвучит песня «Я рисую на окне»

Я рисую на окне
Мир, почти такой, как наш.
Я рисую на окне
Акварели и гуашь.
Краски яркие возьму
И закрашу серый цвет.
Нарисую ту страну,
Где для слёз причины нет,

Где улыбки каждый день,
Где почти всегда весна,
Где у всех, у всех людей
Очень добрые глаза.
Кто-то ищет целый век:
«Где же счастье? » — Вот оно!
Здравствуй, добрый человек —
Посмотри в моё окно!

припев:
Ты посмотри:
На моём окне
Я рисую этот мир,
Где ни зла, ни горя нет.
Ты посмотри:
Будет этот мир,
Где добро всегда царит,
Мир, который нужен мне!

Я рисую новый мир.
Пусть моя не сохнет кисть!
Я рисую новый мир.
Эй, прохожий, обернись!
Если что-то ты хотел
В этой жизни изменить —
Нарисуй в своём окне
Мир, каким он должен быть.

И я верю, что когда
Каждый кисть свою возьмёт,
С наших окон доброта
В настоящий мир войдёт.
И наступит долгий век.
Без обид и слёз в глазах.
Где ты, добрый человек?
Это всё в твоих руках!

припев:

Ты посмотри:
На моём окне
Я рисую этот мир,
Где ни зла, ни горя нет.
Ты посмотри:
Будет этот мир,
Где добро всегда царит,
Мир, который нужен мне!

Ты посмотри:
На моём окне
Я рисую этот мир,
Где ни зла, ни горя нет.
Ты посмотри:
Будет этот мир,
Где добро всегда царит,
Мир, который нужен мне!

Ведущий 2:

Много праздников на свете, 
Всех не сосчитать! 
Любят взрослые и дети 
Вместе их встречать!

Но сегодня День ребенка 
Празднует весь Мир, 
От Парижа до Гонконга 
Весть летит в эфир:

Поздравляем! Любим! Верим! 
Мир вам сохраним! 
Подрастайте! Улыбайтесь! 
Мы вас защитим! 
Наталья Майданик

Внеурочная деятельность (конкурсные работы)

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Сценарий мероприятия «Знаю и защищаю свои права» (посвящённого «Дню защиты детей»). Представленное мероприятие может быть проведено в рамках занятия в школьном или многопрофильном летнем лагере или детских летних многопрофильных школах.

Представленное мероприятие может быть проведено в рамках занятия в школьном или многопрофильном летнем лагере или детских летних многопрофильных школах.

Цель мероприятия: формирование личности ребёнка среднего и старшего школьного возраста, владеющего знаниями и представлениями о международном празднике «Дне защиты детей», понимающего его значимость. Формирование личности, знающей основные права детей, умеющей выявлять их нарушения и понимающей, как поступать, куда обращаться за помощью в подобных случаях.

Задачи: актуализировать для школьников значимость праздника «День защиты детей», познакомить детей с их основными правами — или напомнить о них, научить детей чётко реагировать на нарушение их прав.

Ход мероприятия

В классной комнате или в небольшом конференц-зале, где есть проектор, столы для занятий, звучит песня «Маленькая страна», и к собравшимся в зале школьникам выходит ведущий.

Ведущий: 1 июня – начало лета, начало самых продолжительных школьных каникул в нашей стране. В этот день отмечается Международный день защиты детей — один из самых старых международных праздников. Решение о его проведении было принято в 1925 году, а в 1950 году 1 июня был проведен первый Международный день защиты детей, после чего этот праздник отмечается ежегодно.

Детство – самая счастливая пора в жизни человека. Помогите вставить пропуски в своеобразное сочинение о том, с чем ассоциируется детство. На экране вам представлен текст с пропущенными словами – прилагательными.

Читаем вместе и заполняем пропуски подходящими по смыслу прилагательными.

(Предлагаемые учащимися прилагательные могут быть любыми, подходящими по смыслу.)

Детство — это … (например, волшебная или замечательная) пора, когда ребёнка окружает … (например, заботливая или любящая) семья. Родители стремятся развить личность и … (например, разнообразные или разносторонние) способности своего ребёнка, оказать им … (например всеобъемлющую или необходимую) поддержку. Детство – пора получения … (например, полезных) знаний, которые о пригодятся в последующей … (например, взрослой) жизни.

Ведущий: Такая идеалистическая картина, к сожалению, не всегда соответствует действительности. СМИ и отчёты деятельности правоохранительных органов фиксируют, доводят до общественности факты нарушения прав детей, противодействуют им и наказывают виновных. Поэтому День защиты детей — это не только веселый праздник для самих детей, это и напоминание обществу о необходимости защищать права ребенка, чтобы все дети росли счастливыми, учились, занимались любимым делом и в будущем стали замечательными родителями и гражданами своей страны.

Ведущий предлагает собравшимся поучаствовать в практическом занятии, знакомит с задачами этого занятия: вспомнить основные права детей, научиться выявлять ситуации, связанные с их нарушениями, и получить представления о том, как поступать в случаях угрозы правам ребенка.

Ведущий предлагает посмотреть перечень основных наиболее известных прав ребёнка, напоминая собравшимся, что зарубежное и российское законодательство ребенком признает лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). 

Ведущий: Основные права человека, а значит и ребёнка, указаны в Конституции РФ. Кроме Конституции права ребенка перечисляются в Семейном кодексе РФ: 

на слайде презентации текст:

Глава 11 (ст. 54-60) Семейного Кодекса закрепляет за детьми такие основные права:

  • право жить и воспитываться в семье;
  • право на общение с родителями и родственниками;
  • право на заботу и защиту;
  • право на имя, отчество и фамилию;
  • право выражать свое мнение;
  • имущественные права, включая права собственника.

Ведущий: Мнение ребёнка должно учитываться не только в семье, но и органами государства в случаях, когда речь идёт об интересах ребёнка. Согласие ребёнка, достигшего 10-летнего возраста необходимо при усыновлении или установлении опеки над ним, восстановлении в правах родителей, лишённых родительских прав, смены имени и фамилии. С этого же возраста мнение ребёнка должно быть учтено при определении его места жительства в случае развода родителей. Конституция РФ устанавливает обязанность получения основного общего образования, а трудовое законодательство определяет минимальный возраст приёма на работу с 14 лет и устанавливает для несовершеннолетних работников следующие гарантии:

На слайде презентации текст:

Гарантии для несовершеннолетних работников:

  • сокращённая продолжительность рабочего времени
  • более длительный, чем у совершеннолетних работников отпуск
  • запрет на использование труда детей на тяжёлых, вредных и ночных работах
  • и работах, которые могут повредить нравственному развитию ребёнка

Ведущий предлагает участникам мероприятия, которые вспомнили основные права детей, разобрать ситуации, в которых нарушаются права несовершеннолетних.

Ведущий раздаёт участникам занятия листы. На листах на одной стороне:

Памятка «Опасности, от которых должна осуществляться защита ребенка»

  • посягательство на честь ребёнка и его достоинство;
  •  моральное и физическое насилие в отношении ребёнка, небрежное отношение к нему;
  • принуждение ребёнка к работе, которая может навредить его здоровью и развитию;
  • привлечение несовершеннолетнего к употреблению алкоголя, наркотиков и других психотропных веществ;
  • сексуальное развращение и эксплуатация несовершеннолетнего;
  • унижение и бесчеловечное обращение с ребёнком;
  • неправомерное использование сил, возможностей ребёнка, которое может нанести ему вред

На другой стороне раздаточного листа таблица, которая выглядит следующим образом

Ситуации, в которых нарушаются права ребёнка

Какие права ребёнка нарушены или какие угрозы правам ребенка существуют в этих ситуациях

Рекомендуемые действия в ситуации

Родители в семье наказывают детей за малейшую провинность. При этом они их оскорбляют, называют глупыми, и даже поднимают на них руку.

Мать несовершеннолетнего запрещает его отцу (проживающему отдельно) видеться с ребенком, пресекает любые попытки отца наладить с ним контакт.

В ходе процедуры усыновления ребенка, достигшего возраста 10 лет, не было выслушано и учтено его мнение.

Учительница начальных классов регулярно замечала на теле ребенка следы побоев, но ограничилась беседой с родителями, не сообщив о нарушении прав ребенка в органы опеки и попечительства.

Родители забирают у несовершеннолетнего, работающего по трудовому договору, все заработанные им средства и тратят их на собственные нужды.

Учитель, заметив, что ребенок во время контрольной работы списывает ответы у соседа, оскорбил ученика и ударил его по затылку.

Работодатель несовершеннолетнего привлекает его к работе в ночное время.

Ведущий предлагает сначала прочитать памятку, а затем проанализировать семь ситуаций, в которых нарушаются права несовершеннолетних. В каждой конкретной ситуации ведущий просит участников определить, каким опасностям подвергается несовершеннолетний.

Собравшиеся совместно с ведущим обсуждают, какие именно права детей были нарушены. После обсуждения на экране появляется таблица, с заполненной второй вертикальной графой.

Ситуации, в которых нарушаются права ребёнка

Какие права ребёнка нарушены или какие угрозы правам ребенка существуют в этих ситуациях

Рекомендуемые действия в ситуации

Родители в семье наказывают детей за малейшую провинность. При этом они их оскорбляют, называют глупыми, и даже поднимают на них руку.

Нарушаются право на честь и достоинство ребёнка, ребёнок подвергается унижению и бесчеловечному обращению с ним

Мать несовершеннолетнего запрещает его отцу (проживающему отдельно) видеться с ребенком, пресекает любые попытки отца наладить с ним контакт.

Нарушается право ребёнка на общение с родителями и родственниками

В ходе процедуры усыновления ребенка, достигшего возраста 10 лет, не было выслушано и учтено его мнение.

Нарушается право ребенка высказывать свое мнение

Учительница начальных классов регулярно замечала на теле ребенка следы побоев, но ограничилась беседой с родителями, не сообщив о нарушении прав ребенка в органы опеки и попечительства.

В отношении ребёнка осуществляется моральное и физическое насилие, нарушается его право на защиту

Родители забирают у несовершеннолетнего, работающего по трудовому договору, все заработанные им средства и тратят их на собственные нужды.

Нарушается право несовершеннолетнего работника самостоятельно распоряжаться своим заработком

Учитель, заметив, что ребенок во время контрольной работы списывает ответы у соседа, оскорбил ученика и ударил его по затылку.

В отношении ребёнка осуществляется физическое и моральное насилие

Работодатель несовершеннолетнего привлекает его к работе в ночное время.

Работодатель нарушает запрет на использование труда детей в ночное время

Ведущий: Предлагаю не ограничиваться выявлением фактов нарушения прав, а обсудить, как действовать в подобных ситуациях всем, кто столкнулся с нарушением прав ребёнка.

Ведущий предупреждает участников, что действия, которые могут предпринять как сами несовершеннолетние в случае нарушения их прав, так и совершеннолетние, которые хотели бы помочь несовершеннолетним, оказавшимся в затруднительной жизненной ситуации, определяются каждой конкретной ситуацией. Вежливое но настойчивое напоминание о своих правах и возможных неблагоприятных последствиях для нарушителя иногда способно предотвратить нарушение прав. Но дети в этом смысле наиболее беспомощная категория населения. Однако варианты действий есть и существую некоторые общие рекомендации.

Ведущий предлагает участникам предложить варианты действий применимо к представленным в таблице проблемных ситуациях.

Участвуя в обсуждении, ведущий обращает внимание, что если нарушение прав ребёнка было допущено в сфере образования (в садике, в школе, в колледже, в ВУЗе), то родители или законные представители ребёнка могут попытаться решить данный вопрос посредством обращения к руководителям данных учреждений. Родителям, защищающим интересы своего ребёнка, нужно обращаться непосредственно к директору школы с письменной жалобой. По возможности, это нужно сделать лично, причем, потребовать поставить отметку о получении жалобы на своем экземпляре. При необходимости, жалоба направляется заказным письмом с уведомлением. Директор, в свою очередь, должен дать письменный ответ. При невозможности разрешить конфликт с участием администрации учебного заведения родителям за помощью следует обратиться в государственные инстанции. Туда помимо заявления желательно представить доказательства нарушения прав. Решение уполномоченного органа может быть также обжаловано посредством обращения в районный суд по месту жительства заявителя.

Далее ведущий даёт комментарии по возможным вариантам защиты прав детей в случаях, когда права детей нарушаются непосредственно матерью и отцом, либо же одним из них. Лицам, заметившим данный факт (воспитателям, учителям, соседям проблемной семьи, родителям друзей ребёнка) следует обратиться в органы соцзащиты, которые на основании поступившей информации должны начать проверку указанной семьи. В случае если данный факт подтвердится, представители данного органа могут обратиться в суд с целью привлечения родителей к ответственности.

Если посторонние лица могут пожаловаться на семью-нарушителя по своему желанию, то должностные лица (медработники, учителя прочее), узнавшие о факте нарушения, это сделать обязаны. И главной их целью должна быть защита законных интересов детей.

На экране появляется текст:

Органы, куда можно обратиться за помощью:

  • органы опеки и попечительства;
  • прокуратура;
  • органы МВД (отдел по делам несовершеннолетних);
  • участковые уполномоченные полиции
  • уполномоченный по правам ребёнк

Закон о защите детей предполагает возможность обращения в соответствующие органы непосредственно несовершеннолетних, но лишь в случае, если им исполнилось полных четырнадцать лет. Они могут инициировать процедуру лишения родительских прав (статьи 56 и 70 Семейного Кодекса РФ), затребовать установление отцовства (статья 62 Семейного Кодекса), а также подать иск с целью отмены усыновления (статья 142 Семейного Кодекса РФ).

После совместного обсуждения таблица может выглядеть следующим образом, и её можно представить собравшимся в очередном слайде презентации.

Ситуации, в которых нарушаются права ребёнка

Какие права ребёнка нарушены или какие угрозы правам ребенка существуют в этих ситуациях

Рекомендуемые действия в ситуации

Родители в семье наказывают детей за малейшую провинность. При этом они их оскорбляют, называют глупыми, и даже поднимают на них руку.

Нарушаются право на честь и достоинство ребёнка, ребёнок подвергается унижению и бесчеловечному обращению с ним.

Ребёнку рекомендуется поделиться своими проблемами с окружающими: соседями, воспитателями, учителями, друзьями и их родителями.

Сообщения неравнодушных взрослых о фактах насилия в семье в государственные органы (полицию, органы опеки и попечительства, прокуратуру).

Существует возможность обращения в соответствующие органы непосредственно несовершеннолетних, если им исполнилось полных четырнадцать лет.

Мать несовершеннолетнего запрещает его отцу (проживающему отдельно) видеться с ребенком, пресекает любые попытки отца наладить с ним контакт.

Нарушается право ребёнка на общение с родителями и родственниками.

Сообщение о действиях матери в органы опеки и попечительства, обращение отца ребёнка в суд.

В ходе процедуры усыновления ребенка, достигшего возраста 10 лет, не было выслушано и учтено его мнение.

Нарушается право ребенка высказывать свое мнение.

Заявление ходатайства об опросе ребенка (если процедура не была завершена), обжалование процедуры в вышестоящий суд (если процедура усыновления была завершена)

Учительница начальных классов регулярно замечала на теле ребенка следы побоев, но ограничилась беседой с родителями, не сообщив о нарушении прав ребенка в органы опеки и попечительства.

В отношении ребёнка осуществляется моральное и физическое насилие, нарушается его право на защиту.

Сообщение неравнодушных взрослых, которым стали известны факты насилия над ребёнком в семье, в государственные органы (полицию, органы опеки и попечительства, прокуратуру).

Родители забирают у несовершеннолетнего, работающего по трудовому договору, все заработанные им средства и тратят их на собственные нужды.

Нарушается право несовершеннолетнего работника самостоятельно распоряжаться своим заработком.

Сообщение о действиях родителей в органы опеки и попечительства. Обращение самого несовершеннолетнего в суд с требованием о возврате ему незаконно изъятых средств.

Учитель, заметив, что ребенок во время контрольной работы списывает ответы у соседа, оскорбил ученика и ударил его по затылку.

В отношении ребёнка осуществляется физическое и моральное насилие.

Сообщение о фактах насилия в государственные органы (полицию, органы опеки и попечительства, прокуратуру).

Работодатель несовершеннолетнего привлекает его к работе в ночное время.

Работодатель нарушает запрет на использование труда детей в ночное время.

Обращение самого несовершеннолетнего работника в инспекцию труда.

Ведущий спрашивает собравшихся, было ли полезно им занятие. Благодарит участников за совместную деятельность, желает им не попадать в ситуации, угрожающие их правам. Желает собравшимся уметь защищать свои права.

Сценарий

классного часа

«20 ноября Всемирный день детей».

Цель.

Познакомить учащихся с традициями праздника.

Задачи.

1. Обобщить знания детей об основных правах ребенка, показать единство

прав и обязанностей.

2. Побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам

других людей.

2. Способствовать формированию активной жизненной позиции.

Оборудование.

1. Презентация.

2. Фонограммы песен.

3. Плакаты.

Цитаты.

1.«Каждое дитя до некоторой степени гений и каждый гений до некоторой

степени дитя» А. Шопенгауэр.

2. «Детство — когда все удивительно и ничто не вызывает удивления»

А. Ривароль.

3. «Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения»

А. Чехов.

Сценарий.

I. Приветствие.

День осенний в ноябре

Праздник на календаре!

День подарков и цветов,

Ты встречать его готов?

Протяни с улыбкой руку

Немцу, русскому, якуту,

Англичанину, эстонцу

Пусть сияет ярче солнце!

Чтобы мирно жить смогли

Люди в радости, любви,

Взрослые на всей планете

Нынче дарят праздник детям!

Наталья Майданик

Ребята, 20 ноября отмечается Международный день ребенка (Universal

Children’s Day), День защиты прав ребенка. Дата 20 ноября выбрана не

случайно. Она примечательна тем, что именно этого числа в 1959 году

Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка. Документ

объединил 10 основополагающих принципов и провозгласил своей конечной

целью «обеспечить детям счастливое детство».

А в 1989 году, тоже 20 ноября, была принята Конвенция о правах

ребенка, которая обязывает все страны обеспечить детям хорошую жизнь.

Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года.

20 ноября – это еще Международный день прав ребенка. Знаете ли вы,

что с самого рождения имеете свои права, которые защищает самая главная

организация на нашей земле Организация

Объединенных Наций. (показать слайд с

эмблемой ООН и ссылкой на официальный

сайт). Это авторитетная международная

организация возникла после Второй мировой

войны, которая отняла у десятков миллионов

людей их главное право право на жизнь.

Чтобы не допустить третьей мировой войны,

народы всего мира объединились в

Организацию Объединенных Наций.

К сожалению, наш мир не стал

безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия,

голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять

этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в

мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых.

II. Права детей.

1. Игра «Право на имя».

Сегодня мы и будем говорить о ваших правах.

А кто из вас знает свои права? Ребята называют:

Право на жизнь.

Право на имя при рождении.

Право на медицинскую помощь.

Право на образование.

Право на отдых и досуг.

Право иметь имущество.

Право свободно выражать свои взгляды.

Право на свободное перемещение.

Право на свободу и воспитание родителями.

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища,

тайну переписки.

Остановимся на Праве на имя при рождении и поиграем в игру «Имена».

Условие игры.

Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться со своего места, назвать

свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву

(пример: Анна – Аккуратная и т.д.). (Ученики называют свое имя, добавляя к

нему прилагательное).

Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?

А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?

Ваши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о

рождении. А что там еще записано, кто знает? (Беседа с учащимися). Там

записаны имена ваших родителей. А еще то, что вы являетесь гражданами

России. А это значит, что государство защищает ваши права, в том числе и

ваше право на имя.

2. Минилекция «Конвенция о твоих правах».

А где записаны все права детей? (Беседа с учащимися).

Ребята, все права детей всего мира записаны в специальном документе,

Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года

Организация Объединенных Наций.

Конвенция это соглашение. Это

значит, что все государства, которые

подписали эту Конвенцию,

согласились защищать права детей.

Предлагаю вам обратить внимание

на карточки, которые вам раздали.

Это памятка о ваших основных правах, которые отражены в Конвенции.

3. Игра «Определи, кто из героев сказки лишен следующих прав».

(Подготовить слайды с изображением фрагментов из сказок)

1. Право на жизнь («Колобок»)

2. Право на неприкосновенность жилища («Три поросенка»)

3. Право на свободу вступления в брак («Дюймовочка»)

4. Право жить и воспитываться в семье («Морозко»)

5. Право на отдых и досуг («Золушка»)

6. Жестокое, бесчеловечное обращение, эксплуатация

несовершеннолетних («Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

4. Составьте слово.

(демонстрировать слайд зашифрованного слова и вызывать ученика,

готового к ответу)

Составьте слово:

Нокевниця Конвенция

гоусардтсов Государство

ижзнь – жизнь

рбоазоавине – образование

5. Конкурс «Песни о правах».

(Подготовить музыкальные фрагменты песен)

Для каждой подгруппы исполняется песня. Игроки должны сказать, о

каких правах в ней идет речь.

1. «Песня бременских музыкантов» (право на свободу передвижения).

2. «Чему учат в школе» (право на образование).

3. «На крутом бережку» из мультфильма «Приключения кота

Леопольда» (право на отдых).

4. «Песня о родителях» из фильма «Пеппи Длинный чулок» (право

воспитываться в семье).

Завершая разговор о правах детей, предлагаю послушать стихотворение

пожелание и подумать, о реализации какого вашего права в нем говорится.

В этот день хочу я пожелать,

Чтобы каждого ребенка в мире

Ждали дома и отец и мать,

Опекали, холили, любили.

Пусть не будет брошенный ребят,

Каждому семью, отца и маму,

Дом, в котором мир всегда и лад,

Дом, в котором не бывает брани.

Пусть из окон льется детский смех,

Детские улыбки пусть сияют.

Поздравляю я сегодня всех,

От души, от сердца поздравляю!

(Право на воспитание в семье).

III. Обязанности детей.

1. Разбор ситуаций «Права и обязанности».

Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только

тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других

людей обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?

Рассуждение на тему «Права одного человека заканчиваются там, где

начинаются права другого».

Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению

героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

(сценки исполняют представители каждой из подгрупп)

Сценка 1

Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом

разбудишь!

Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой

музыкой!

Ведущий:Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

Ученики отвечают. (Пример: Сын нарушает право соседей на отдых в

тишине. Он не уважает права других людей).

Сценка 2

Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей

цветы.

Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией о правах

ребенка запрещено насилие над детьми!

Ведущий:Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.

Ученики отвечают. (Пример: Кроме прав, у Оли есть еще и обязанности

дежурного (как и всех детей класса). Кроме того есть обязанность уважать

права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не

нарушаются права других!) и т.д.

Сценка 3

Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь

дети ее только помыли!

Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом

рисованием!

Ведущий:Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?

Ученики отвечают (Пример: другие ученики имеют право сидеть за чистой

партой. Иванов должен уважать права других учеников).

Сценка 4

Учитель. Петров, ты почему на перемене бегал по классу?

Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Ведущий:Правильно ли рассуждает Петров?

Ученики. Его одноклассники имеют право на отдых. А он бегал и нарушал их

права. Петров не уважает права других людей.

Сценка 5

Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

Сын. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать

труд детей!

Ведущий:Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав?

Ученики высказывают свое мнение.

Заключение.

Что дороже всего на свете? Задайте этот вопрос любому взрослому и Вы

непременно получите ответ наши дети.

«-Ни за какие сокровища в мире мы не согласились бы расстаться с тобой. Ты

же и сам это знаешь.

И даже за сто тысяч миллионов крон? спросил Малыш.

И даже за сто тысяч миллионов крон!

Значит, я так дорого стою? изумился Малыш.

Конечно, сказала мама и обняла его ещё раз.

Малыш стал размышлять: сто тысяч миллионов крон, какая огромная куча

денег! Неужели он может стоить так дорого (Малыш и Карлсон).

Много праздников на свете,

Всех не сосчитать!

Любят взрослые и дети

Вместе их встречать!

Но сегодня День ребенка

Празднует весь Мир,

От Парижа до Гонконга

Весть летит в эфир:

Поздравляем! Любим! Верим!

Мир вам сохраним!

Подрастайте! Улыбайтесь!

Мы вас защитим!

Наталья Майданик

Источники информации.

http://supertosty.ru/pozdravleniya/prochie_prazdniki/vsemirnyy_den_rebenka/

Дополнительный материал.

Плакаты.

Классный час на тему: Всемирный день прав ребенка

Цель:

  • Обобщить знания детей об основных правах ребенка;

  • Развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;

  • Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их прав.

Ход мероприятия

  1. Приветствие. Психологический настрой

(Все встают в круг) Сейчас мы с вами поздороваемся, но сделаем это разными способами!

-Поздоровайтесь те, кто родился летом, зимой, весной, осенью.

— кто пришел с хорошим настроением

Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем «Здравствуйте»глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом –

Станет радостно кругом!

  1. Целеполагание:

Посмотрите на доску, перед вами число 20 ноября. Оно вам о чем — нибудь говорит?

К концу нашего сегодняшнего классного часа, я думаю, каждый из вас сможет с уверенностью сказать, что он знает такую дату. Но, а пока начнем разбираться…

(Рассказывают два ученика)

Очень много стран на свете, это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный? (Пауза)

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,

Но главней, нужней, важней для страны – ребенок!

Кем он станет завтра, маленький и нежный?

Всей Земле права его – право на надежду!!!

-Какие даты вы знаете, связанные с вами детьми?

1 июня – Международный день защиты детей

4 июня – международный день детей – жертв агрессии

20 ноября — всемирный день прав ребёнка

10 декабря – день прав человека

-КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, О ЧЕМ МЫ СЕГОДНЯ БУДЕМ ГОВОРИТЬ?

(на доске появляется карточка — ПРАВА)

  1. Основная часть

1)Составьте слово (на словах в группах лежат разрезанные буквы) КОНВЕНЦИЯ

Дата 20 ноября выбрана не случайно. Она примечательна тем, что именно этого числа в 1959 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка. Документ объединил 10 основополагающих принципов и провозгласил своей конечной целью «обеспечить детям счастливое детство». Для достижения этой цели он призывает «родителей… добровольные организации, местные власти и национальные правительства» соблюдать права детей, претворяя в жизнь соответствующие законодательные и другие меры.

В 1948 году появилась Всеобщая Декларация прав человека, которая принята ООН. В ней сказано о правах всех людей. 
Ваши права записаны в очень серьезном документе – «Конвенция о правах ребенка», которая была принята 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН. Конвенцию подписали 150 стран (Казахстан в их числе). РК присоединилась к этой Конвенции в 1994 году. В этом документе говорится, что каждый ребенок имеет право на жизнь, имя, гражданство, заботу родителей. 

А в 1989 году, тоже 20 ноября, была принята Конвенция о правах ребенка, которая обязывает все страны обеспечить детям хорошую жизнь. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года (Изображение книги)

2)А как вы понимаете, слово «право»? (мнения детей)

Право – возможность что-нибудь делать, осуществлять. (Из словаря Ожегова)

3) Работа в группах

— А какими правами вы обладаете? – дети работают на постерах «Мои права», затем защита прав (уточнение их, если нужно)

Предлагаю совершить небольшую экскурсию по страницам «Конвенции о правах ребенка» 

— Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18 – летнего возраста. 
— Право на жизнь. 
— Право на имя при рождении. 
— Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечивает им наилучший уход. 
— Право на медицинскую помощь. 
— Право на образование. 
— Право на отдых и досуг. 
— Право иметь имущество. 
— Право свободно выражать свои взгляды. 
— Право на свободное перемещение. 
— Право на свободу и воспитание родителями. 
— Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства. 
— Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища 
— Дети имеют право говорить на своем родном языке. 

-Соотнесите и докажите, какие права были нарушены у данных героев в сказке: колобок, Золушка, Буратино, Бременские музыканты, Айболит – дети обсуждают в группах, а затем доказывают свою точку зрения

Колобок – право на жизнь

Золушка – право на отдых и досуг

Буратино – жесткое, бесчеловечное обращение

Бременские музыканты – право на свободу передвижения

Айболит – право на получение бесплатного медицинскую помощь

4) -Ребята, в статье 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

— Что такое обязанность?

ОБЯЗАННОСТЬ – это круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения.

-Какая самая главная обязанность у вас в семье?

— А у ваших родителей?

— У кого больше всего обязанностей?

— А какие обязанности существуют у учеников?

-Давайте с вами вспомним некоторые из них.

  • Прилежно учиться

  • Иметь аккуратный вид

  • Соблюдать правила поведения и ТБ

  • Беречь школьное имущество

5) Анализ ситуаций

Разыгрываем сценки с детьми, а затем разбор

Приглашаю девочку и мальчика

Девочка: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!

Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Учитель: Кто прав? Почему Дима должен готовиться к урокам?

2 сценка – приглашаю девочку.

Учитель: Катя, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, вымой доску, полей цветы.

Катя: Ольга Иосифовна, не имеете право эксплуатировать ребёнка.

-Кто прав? Почему Катя должна остаться?

ВЫВОД: ЗАЩИЩАЯ ПРАВА НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ О СВОИХ ОБЯЗАННОСТЯХ.

  1. Заключительная часть.

-Для того, чтобы узнать насколько вы усвоили материал нашего классного часа, я предлагаю вам ответить на несколько вопросов (раздаю каждому):

1. Как ты считаешь, существуют ли у тебя обязанности перед школой?

А) Да, существуют

Б) Затрудняюсь ответить

В) Не существуют

2. Разрешено ли нам нарушать права других людей?

А) Да, конечно разрешено.

Б) Разрешено только в редких случаях

В) Абсолютно запрещено

3. Кем были созданы права человека?

А) народом

Б) государственной властью

В) сотрудниками полиции

4.Как вы считаете, каждый ли ребенок имеет право жить и воспитываться в семье?

А) Нет, это право имеют только те дети, которые любят и уважают своих родителей.

Б) это право доступно для каждого ребенка

В) ни один ребенок не имеет такого права.

5.Как вы считаете, соблюдение дисциплины в школе – это…

А) право учащихся

Б) обязанность учащихся

В) не то и не другое

  1. Давайте подведём итог:

— В каком документе записаны права детей?

— Какой организацией он был принят?

— Какие права- положения из конвенции вы знаете?

— Отстаивая свои права, о чём вы всегда должны помнить?

(Что кроме прав у человека есть и обязанности перед обществом, семьёй…)

— А ещё? (Уважай свои и чужие права)

И на память я бы хотела вручить вам памятку школьника с обязанностями, которая, я надеюсь, будет помощником в вашей школьной жизни.

— И на память я хочу подарить каждому из вас календарик.

-Скажите какое право отмечено в календаре? (право на отдых)

КЛАССНЫЙ ЧАС

НА ТЕМУ:

Учитель: Ефимова О.И.

г. Петропавловск

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий ко дню освобождения краснодарского края
  • Сценарий ко дню защиты отечества
  • Сценарий ко дню защиты детей конкурсно игровая программа
  • Сценарий ко дню загс
  • Сценарий ко дню освобождения донбасса