Сценарий ко дню зимующих птиц

Сценарий мероприятия  для  учащихся начальной школы. Цель:  Расширить знания учащихся о зимующих птицах  нашего края и учить проявлять заботу к ним.Проводится в занимательной

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя школа №2  г. Сычёвки

 Сценарий внеклассного мероприятия  

для учащихся начальной школы

по теме

«Зимующие птицы нашего края »

Подготовила и провела :

Козлова Валентина Павловна

Учитель начальных классов

МБОУ СШ №2 г. Сычёвки

2017 г.

Цель:  Расширить знания учащихся о зимующих птицах  нашего края и учить проявлять заботу к ним.

Задачи: 

Образовательные:                                                                                                                             — обобщить и расширить представления учащихся о птицах нашего края.,
— показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, 
— раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы;
воспитательные 
— воспитывать любовь и бережное отношение к птицам, 
— прививать любовь к родной природе, 
— формировать целостный взгляд на окружающий мир и место человека в нем.
развивающие
— развивать творческое воображение и фантазию у учащихся  
— развивать логическое мышление и внимание,
— развивать умения и навыки самостоятельной и групповой  работы у младших школьников.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, авторская презентация, аудиозапись пения птиц, листочки-карточки с заданием для групповой работы, дидактический материал для заданий — конкурсов: рыбки( с вопросами викторины) , удочки, шишки,  собранные ещё осенью ( с приметами о птицах),  выставка кормушек, сделанных учащимися дома для развешивания возле школы.

Предварительные задания для обучающихся :

  1. Смастерить дома самим или с помощью родителей кормушки для птиц
  2. Принести корм для птиц
  3. Выучить стихи о зимующих птицах ( 3 учащихся)
  4. Придумать головоломку (кроссворд ) о зимующих птицах.

Методы : объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский

Формы организации: индивидуально-фронтальная, парная, групповая

План занятия :

I. Орг.момент

II. Определение темы и постановка цели самими учащимися

III. Актуализация знаний учащихся

IV. Раскрытие темы мероприятия

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы над раскрытием темы .

VII.Творческая мастерская .  Игра по группам

VIII. Песня юных экологов

IX . Итог мероприятия. Рефлексия

X . Практическая часть

     Развешивание кормушек в школьном дворе.

Ход мероприятия

I. Организационный момент. 

II. Определение темы и постановка цели самими учащимися.

Учитель: Наступил, как вы знаете, 2017 год. А кто из вас знает, каким в нашей стране этот год объявлен? (Президент нашей страны Владимир Путин подписал указ , что 2017 год объявляется ГОДОМ ЭКОЛОГИИ)

— Как вы думаете, в каких целях это сделано? ( в целях привлечения внимания общества к экологическим проблемам)

-Ребята, сегодня мы тоже поговорим об экологических вопросах, у нас с вами будет очень интересное  мероприятие! Сегодня мы поговорим  о наших замечательных друзьях. А кто они? Вы узнаете, отгадав загадку.

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит — плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… (птица).

-Правильно, ребята. Это птицы —  наши пернатые друзья! И мы поговорим о зимующих птицах нашего города, нашего края. Как вы думаете, почему созрел такой разговор?

— Какова цель нашего мероприятия?

III. Актуализация знаний учащихся . Значение птиц в природе. 

– Ребята, а для чего нужны птицы в природе? (Являются санитарами леса и поедают вредных насекомых. Сохраняют цепи питания. Создают красоту в природе.)

Учитель: Птицы имеют огромное значение в природе и в сельском хозяйстве, сохраняя от насекомых-вредителей растения. Например:  пара синиц, поселившихся в саду вместе со своим потомством, могут очистить от насекомых-вредителей 40 больших яблонь)

Слайд 2

– Много ли птиц можно увидеть зимой?

– Что является причиной их малочисленности?

– Почему они улетели в тёплые страны?

Учитель:

Чудесные создания.
Они летают и поют, землю свято берегут.
Скажите, дети, 
Можно жить без птиц на свете?
Что случится, что случится,
Если птицы пропадут?

Ученик:

Букашки, жучки, червячки
На деревья нападут
И съедят кору, листочки,
Обглодают ветки, почки.
Вот что будет, если птицы все исчезнут – пропадут!

И не будет щебетанья,
Дивных трелей соловья,
И сороки стрекотанья,
Чик — чирика воробья.
Скучно будет, знают дети,
Жить без птиц на белом свете!

IV. Раскрытие темы мероприятия . Многообразие зимующих птиц.

-Как называют птиц,  которые проводят с нами зиму?  (Их называют зимующими птицами.) Вы наверняка многих из них знаете и легко угадаете их по  внешнему виду.

1. Игра “Узнай птицу” Слайды 3-6

 (появляются слайды  и дети по фотографиям  определяют птиц)

-Всех ли птичек нашего города вы смогли определить?

-А теперь давайте познакомимся с ними по — подробнее.

Воробей (Слайды 7- 8)Это  подвижная серо- коричневая птичка с короткой шеей, яйцевидным туловищем.  Мы очень часто встречаем с вами его в городе . Летают чаще всего стайками. В холодную пору сидят, плотно прижавшись друг к другу. Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой лапке стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись друг к другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные, постоянно прихорашиваются, охотно купаются зимой в снегу.

 Синица (слайд 9).  Это красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина желто-зеленая, а брюшко – желтое. Синицы очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые коготки. Но зимою синички  очень страдают от холода и голода… Их обязательно нужно подкармливать.                                                Лети же, пичуга, к людям
И прячься скорей за окном,
А мы кормить тебя будем
крошками хлеба, пшеном.

Снегири – нарядные птицы.(слайды 10-12 ).   Самцы красногрудые, а у самочек наряд более скромный. Снегири держатся обычно небольшими стайками по 7-10 птичек. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку. С приходом темноты вся стайка улетает куда-либо на кусты или деревья, где и ночует. Питается семенами, почками и ягодами. Птенцов выкармливают в основном растительными кормами , добавляя насекомых. 

 Дятел (слайды 13-15 ).   У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. Существует несколько видов дятлов . В наших лесах  и в городе  чаще всего встречается большой пестрый дятел. Он украшение нашего леса. Дятел — труженик. Расклюет дятел в своей “кузнице” шишку и летит за новой. Нередко стайки синичек и других маленьких птичек летают вслед за дятлом.

Сорока (слайд 16).  Про эту птицу говорят, что у неё самый длинный хвост. И действительно, у неё хвост длинный, прямой, будто стрела . Сама она чёрная, а бока —  белоснежные перышки.. Клюв прочный и острый. Сорока ловкая, подвижная, суетливая птица. Вместе с воронами и галками переселяются на зиму ближе к жилью людей.

 Ворона  (слайды 17-18 ).   У этой птицы крупное продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий и большой. Голова, шея, крылья – черные, а остальное тело – серое. Оказывается, в о р о н ы, которые бывают  у нас зимой, не наши вороны, а северные. Они потом отлетают. А с  юга весною прилетают наши. Но мы этого даже и не замечаем, потому что весь год все вороны серы. 

Сойка (Слайд  19) Очень часто в нашем городе и летом и зимой можно встретить вот такую птичку . Сойка размером с галку. Имеет яркое, рыхлое оперение, заметный широкий хохол на голове и довольно длинный хвост. Цвет туловища рыжевато-коричневый, крыльяхвост, у некоторых подвидов и верх головы — черные. Сойки сами заготавливают себе корм на зиму, они прячут желуди в лесную подстилку.

Свиристель  (Слайд  20) — это крупная, очень красивая птица с задорным пушистым хохолком на голове и черным пятнышком на горле. Летом эти птицы питаются насекомыми, которых нередко ловят на лету, личинками, различными ягодами и молодыми побегами растений. Осенью и зимой главная пища свиристелей — ягоды рябины, а также плоды шиповника, барбариса.

Совы (слайд 21).   Совы также водятся у нас в окрестностях города.

Всю ночь летает-

Мышей добывает.
А станет светло –

Спать летит в дупло.

А ещё у нас зимуют красавцы: чижи   и щеглы. (слайд 23 ).  И другие птицы, обо всех сразу не расскажешь.

2.Значение природных условий для жизни зимующих птиц.

– Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее холод или голод? Почему?

– Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы, легко замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время. 

-(слайд 23) В это  зимнее время необходимо позаботиться о птицах –наших  верных друзьях леса и сада. Не только летом, но и зимой  они целыми днями прыгают с ветки на ветку, ищут щели и трещинки в коре, где  спрятались насекомые. Если же ветки покрылись ледяной корочкой или был сильный снегопад, их поиски бесполезны.

Мы – юные экологи  непременно должны придти на помощь!

Приучите птиц зимой

К своему окну,

 Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Вам нравится, как птички поют?

3. Игра «Угадай мелодию»

 Учитель:  —  Ребята, скажите, а вы могли бы узнать птичку по голосу? Давайте попробуем .  Кто узнает или угадает?

(Учитель  поочерёдно включает голоса птиц.  Кто угадает , тому  вручается  жетон- пропуск на зимнюю экспресс — рыбалку)

4.  «Экспресс — рыбалка»

— Сейчас мы отправимся на «зимнюю рыбалку» (удочка с магнитиком, рыбки с вопросами). Выходят сразу по  5 « рыбаков».

Вопросы:

  1. Какая птица съедает за сутки столько, сколько весит сама? (синица, свиристель)
  2. У какой птицы бывает до 15 птенцов? (синица)
  3. Какую птицу называют «Лесным санитаром»? (синица)  «Лесным доктором» (дятел)
  4. Какая птица выводит птенцов за лето 2 раза? (синица)
  5. На какую птицу по размеру похож свиристель? (скворец)
  6. У какой птицы поют и самец, и самка? (снегирь)
  7. На какой музыкальный инструмент  похоже пение снегиря? (флейта)
  8. Какая птица помогает лесу вырасти там, где его прежде не было? (кедровка)
  9. Каких птиц можно научить говорить? (ворона)
  10. У какой птицы на голове накинут кокетливый платочек? (свиристель)
  11. У какой птицы при ухаживании самец приносит кисточку ягод? (свиристель)
  12. Какую птицу называют «лесником»? (кедровка)
  13. Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст)
  14. Какая птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой (поползень)

 V . Физкультминутка   «Не ошибись !»- Я называю птиц, а вы должны различить  зимующих и перелётных. Если я называю перелётную птичку — машете руками («крылышками»)

Если зимующую – приседаете

VI. Продолжение работы по теме  мероприятия

5 . Игра   «Корзина с еловыми шишками » ( Разгадать приметы)

    — А теперь мы  «отправляемся  с корзинкой  в лес за шишками», на шишке задание – назвать примету,  как птицы предсказывают погоду.

(Работа в парах: шишка раздаётся каждой паре учащихся , сидящих за 1 партой)

   1.  Утром синица пищит …. (к морозу)

   2.  Воробьи дружно чирикают – значит,  будет….(оттепель)

   3. Вороны устраивают в небе хоровод к… (снегопаду, теплу)

   4.Воробьи прячутся в хворост… (на мороз, перед метелью)

   5.Сова кричит  на …(холод)

   6. Птицы садятся на верхушки деревьев … (будет  тепло)

   7. Вороны прячут клюв под крыло –……( к холодам)

VII .Игра «Головоломка» по группам  (класс делится на 4 группы) . Приложение №3

Учитель: каждой группе я даю листок, на котором напечатана головоломка – игра -цепочки слов «Найти спрятавшиеся слова-названия зимующих птиц. Эту головоломку сочинил для нас Иванов Никита (одноклассник). Он теперь будет вместе со мною следить, кто быстрее разгадает его головоломку. Команде — победительнице- приз-пакет семян подсолнуха

Учитель: Я надеюсь , что наше мероприятие  открыло для вас что-то новое и интересное и  ещё крепче станет дружба между вами – юными экологами и птицами. А сейчас послушайте стихотворение , которое расскажет нам Настя.

7 . Стихотворение  Мухаммади «Как птице перезимовать?».  Рассказывает ученик.

8.  « Парад кормушек”. 

 Многие из наших ребят к нашему мероприятию смогли смастерить самостоятельно или с помощью родителей кормушки. Давайте устроим парад наших кормушек.

« Парад кормушек”.  (Проводится“парад кормушек”.  Рассматривая каждую кормушку, ведется обсуждение:  удобная она для птиц или нет.)

(Все вместе подводим итоги, чья кормушка понравилась больше всего, ребята сами называют имена победителей , а учитель  вручает им призы )

– Кормушки надо развешивать в спокойных для птиц местах и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм. Кормушку можно установить на балконе квартиры. Через стекло окна очень интересно наблюдать за птичьей столовой.

9. Корма для птиц.

– А какой корм можно положить в кормушку ?(Ответы учащихся)

Слайды 25-26  . Семена подсолнечника, дыни и тыквы едят почти все птицы. Пшено и просо – любимая еда воробьев и овсянок. Семена репейника, крапивы, конского щавеля, лебеды охотно едят все зерновые птицы. Собирают семена в августе-сентябре, пока они еще не осыпались. Для заготовки семян срезают все растение и хранят в виде веничков. Зимой венички вешают возле кормушек. Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливать ее лучше после первых заморозков. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно класть в кормушку. Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несоленого сала подвешивают на ниточках.

Памятка “Главное правило при подкормке птиц”

Слайд. Нельзя кормить птиц солеными продуктами и ржаным хлебом. Это смертельно опасно для них!

VIII. Итог мероприятия.

– Послушайте внимательно стихотворение (его прочитает ученица) и подумайте, о чем оно.( Слайд )

С утра и до позднего вечера,
Освоив полянки страниц,
Хозяйствует в книжке доверчиво
Раздольная музыка птиц.
А может быть, с этого времени
Наступит иная пора –
И станет для птичьего племени
Милее еще детвора?!

Порадуют снова пернатые
Руладами сердце и слух
И крепче подружат с юннатами
Речушка, и роща, и луг.
От неба до мира подводного
Давайте ж, как Родины речь,
Умом и душой благородною

Здоровье планеты беречь!
Единое многообразие
Мы будем ценить неспроста,
Любя и Европу, и Азию,
И наши родные места!

– О чем это стихотворение? Что хотел сказать автор?

А теперь запишем первые буквы строк этого стихотворения и прочтем фразу, которая получится.

– Сохраним природу земли! Слайд

Об этом мы должны помнить всегда!

-Что запомнили вы сегодня? Какие новые знания получили? Что вам больше всего понравилось? Мы достигли цели, которую поставили вначале праздника?

-Что ещё нам нужно сделать?(Спеть нашу песню «Песню юных экологов»)

IX  Песня юных экологов  (Песня – переделка на мотив «Изгиб гитары жёлтой»  О. Митяева (Слова песни см. в приложении 1)

X. Практическая часть

 – А сейчас мы отправимся с вами на школьный двор и развесим кормушки, которые смастерили вы дома , и будем подкармливать птиц во время прогулок в ГПД.

Использованная литература

  1. Портал «Солнышко»
  2. Ситникова Т. Н. Птицы России: Начальная школа. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ВАКО, 2010. – 96 с., 8 с. цв. ил. – (Школьный словарик).
  3. Бровкина Е. Т., Сивоглазов В. И. Птицы леса. – М.: Дрофа, 2006. – 63, 1 с.: ил. – (Твой первый атлас-определитель).

 Приложение № 1

Песня юных экологов  

(на мотив песни О. Митяева)

Давайте повернемся, друзья, лицом к природе,

Поможем ей воспрянуть – она поможет нам.

Пусть чище будет воздух, вода в реке Вазузе ,

Ведь жить без них не может ни зверь, ни человек! (2 раза).

И яркий луч рассвета, и отблески заката,

Нам дороги, ребята, так будем всё беречь!

Красивыми поступками мы каждый день наполним!

Чтоб было всем нам лучше в родной Сычёвке жить (2 раза)

Тепло нам дарит солнце, чиста вода в Вазузе,

Мы любим нашу школу и будем украшать.

Помогут экознания нам сохранить природу,

А сохранив природу , мы станем лучше жить (2 раза)

Мы юные экологи и будем жить разумно

Сычёвка – наша Родина. Так будем всё беречь!

Поможет экология нам сохранить здоровье,

А сохранив здоровье мы дольше  сможем жить!

Вот такие кормушки у нас получились!

C:UsersUserDesktopПтичья столоваDSCN1591.JPG

Цель: формирование у младших школьников
познавательного интереса к природе и ее
обитателям.

Задачи:

  • уточнить знания детей о зимующих птицах, об
    особенностях их обитания и роли человека в жизни
    зимующих птиц;
  • развивать умение находить взаимосвязи в
    природе, сравнивать и анализировать, уметь
    работать в группах;
  • воспитывать интерес к птицам и желание помогать
    пернатым в трудное для них время.

Оборудование: компьютер, проектор, экран,
презентация, цветная бумага, ножницы, клей.

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

Слайд 1 скрыт для показа. Учитель читает
стихотворение С.Есенина (Слайд 2)

– Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.

Слайд 3

– Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день,
особенно когда вдруг блеснет солнечный луч и
осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И
вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы можем
увидеть необыкновенные “цветы”. Как вы думаете,
что это за “цветы”? (Это птицы зимнего леса)

2. Значение птиц в природе.

– Ребята, а для чего нужны птицы в природе?
(Являются санитарами леса и поедают вредных
насекомых. Сохраняют цепи питания. Создают
красоту в природе.)

Слайд 4

– Много ли птиц можно увидеть зимой?

– Что является причиной их малочисленности?

– Почему они улетели в тёплые страны?

Учитель:

Чудесные создания.
Они летают и поют, землю свято берегут.
Скажите, дети,
Можно жить без птиц на свете?
Что случится, что случится,
Если птицы пропадут?

1 ученик:

Букашки, жучки, червячки
На деревья нападут
И съедят кору, листочки,
Обглодают ветки, почки.
Вот что будет, если птицы все исчезнут –
пропадут!

2 ученик:

И не будет щебетанья,
Дивных трелей соловья,
И сороки стрекотанья,
Чик-чирика воробья.
Скучно будет, знают дети,
Жить без птиц на белом свете!

3. Многообразие зимующих птиц.

– Сегодня мы поговорим о птицах, которые
проводят с нами зиму. Их называют зимующими
птицами. Вы наверняка многих из них знаете и
легко угадаете их по описанию.

Слайд 5

Игра “Узнай птицу” (по мере определения
птиц, на слайдах появляются изображения птиц, и
дети могут услышать голос этой птицы).

Воробей. Это маленькая подвижная птичка с
округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным
туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв
твердый, к концу заостренный. В холодную пору
сидят, плотно прижавшись друг к другу. (Слайд 6, 7)

Синица. Это красивая птица. У нее на голове
черная шапочка, щеки белые, на горле черная
полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина
желто-зеленая, а брюшко – желтое. (Слайд 8, 9)

Дятел. У этой птицы красивое пестрое
оперение: верх тела – черный, на голове и шее
белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы,
подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый.
(Слайд 10, 11)

Снегирь. У этой птицы верх головы, крылья,
хвост – черные, спина голубовато-серая, а брюшко
– красное. Клюв короткий, толстый, конической
формы, черного цвета. (Слайд 12, 13)

Клест. Это небольшая птичка красного цвета,
с цепкими лапками и характерным крестообразным
клювом. (Слайд 14, 15)

Сорока. Голова, крылья, хвост этой птицы –
черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост
длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и
острый. (Слайд 16, 17)

Ворона. У этой птицы крупное продолговатое
туловище, большие сильные ноги. Ходит она
большими шагами. Клюв крепкий и большой. Голова,
шея, крылья – черные, а остальное тело – серое.
(Слайд 18, 19)

Каждый раз дети рассматривают птичку, а учитель
дополняет их знания:

Воробьи спокойно переносят холод.
Когда им холодно, они прячут одну лапку в
пушистое оперение своего брюшка, а на другой
лапке стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись друг
к другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные,
постоянно прихорашиваются, охотно купаются
зимой в снегу.

Синицы очень подвижные птицы.
Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются
вниз головой, качаются, держатся на самых тонких
веточках. В этом им помогают их длинные и острые
коготки.

В наших лесах чаще всего встречается большой
пестрый дятел. Он украшение нашего леса.
Дятел — труженик. Расклюет дятел в своей
“кузнице” шишку и летит за новой. Нередко стайки
синичек и других маленьких птичек летают вслед
за дятлом.

Снегири – нарядные птицы. Самцы
красногрудые, а у самочек наряд более скромный.
Снегири держатся обычно небольшими стайками по
7-10 птичек. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит
стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать
ягодку. С приходом темноты вся стайка улетает
куда-либо на кусты или деревья, где и ночует.

Клестов называют “северными
попугайчиками”. Такое прозвище они получили за
то, что подобно настоящим попугаям, искусно
лазают по деревьям. Клюв у клеста имеет особую
форму: верхняя и нижняя часть изогнуты в разные
стороны. Клесты срывают спелые шишки, и, усевшись
на ветку, придерживают шишку цепкими коготками,
достают из нее семена. Если шишка падает на снег,
клест не опускается за ней, а срывает новую.
Упавшие шишки становятся добычей других
обитателей леса. Клесты – единственные птицы,
которые зимой выводят птенцов, даже в лютые
холода.

Сорока ловкая, подвижная, суетливая
птица. Вместе с воронами и галками переселяются
на зиму ближе к жилью людей.

– Молодцы, ребята! Но мы назвали не всех птиц
зимнего леса. Кого из птиц можно еще встретить
зимой расскажут вам ваши одноклассники.
(Свиристель, щегол, поползень, зимородок. Дети
рассказывают заранее приготовленные
стихотворения о других зимующих птицах). Слайд
20

Слайд 21, 22

Далее проводится игра “Кто прилетит в
кормушку?”
На слайде изображена кормушка и
различные птицы, в том числе и перелётные. Из
предложенного многообразия птиц дети должны
выбрать только зимующих птиц и посадить их в
кормушку.

4. Значение природных условий для жизни
зимующих птиц.

– Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц
страшнее холод или голод? Почему?

– Действительно, для птиц зимой страшнее голод.
За короткий зимний день птицы едва успевают
утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки
на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам
добывание корма. В зимнюю стужу голодные и
ослабевшие птицы, легко замерзают. В суровую зиму
из 10 синичек выживает только одна. Поэтому
необходимо помочь птицам в это трудное для них
время.

5. Кормушки, их виды.

– Что за стол среди берез под открытым небом?

Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом?
(Кормушка)

Ученик:

Вейтесь, русые стружки, поджидая зиму.
Мы готовим кормушки – угадайте кому?
Кто летает как мячик, мячик серенький мой?
Наше дело ребячье – уберечь их зимой.
Пуховые подушки на осинах белы.
Сыпьте зерна в кормушки, сыпьте корм на столы.
И они нам за это, зорко сад сторожа
От вредителей летом соберут урожай.
Вейтесь, русые стружки, поджидая зиму,
Мы готовим кормушки – угадайте кому?

– Многие из ребят изготовили кормушки. Давайте
их рассмотрим. (Слайд 23, 24, 25, 26)

Проводится “парад кормушек”. Рассматривая
каждую кормушку, ведется обсуждение удобная она
для птиц или нет.

Далее учитель демонстрирует другие виды
кормушек, которые дети могут смастерить
самостоятельно или с помощью родителей.

– Кормушки надо развешивать в спокойных для
птиц местах и доступных для того, чтобы
своевременно подсыпать в кормушку корм. Кормушку
можно установить на балконе квартиры. Через
стекло окна очень интересно наблюдать за птичьей
столовой.

Для того чтобы правильно вести наблюдение за
птицами нужно знать правила наблюдения:

Слайд 27

Определите всех птиц на кормушке и подсчитайте
количество птиц каждого вида.

Выясните, какие птицы, какой корм поедают.

Выясните, каковы взаимоотношения птиц на
кормушке.

6. Корма для птиц.

– А какой корм можно положить в кормушку мы
узнаем из инсценировки, которую приготовили
ребята.

Инсценировка “Разговор птиц у кормушки”

Клест: Хорошо зимой в лесу! Хорошо! Можно и
птенцов выводить!

Ученик: Это что за чудак радуется суровой
зиме?

Клест: Это мы клесты говорим. Ведь питаемся мы
семенами хвойных деревьев. А поспевают они зимой.

Ученик: Как же достать семена эти?

Клест: На то и клюв у нас видите, какой
интересный. Мы и птенцов выкармливаем
измельченными семенами ели и сосны.

Свиристель: А мы свиристели среди птиц
чемпионы-едоки. В течение всего дня мы жадно
глотаем ягоды и никогда не знаем сытости. А
питаемся мы ягодами рябины. Но семена в ягодах не
разгрызаем, а усваиваем лишь сахаристые и другие
вещества из мякоти самих ягод.

Снегирь: Глупые свиристели, ведь семена ягод
такие вкусные, питательные. Мы снегири только и
набиваем ими свои зобики.

Сойка: Запасы кормов надо делать заранее, как
поступаем мы сойки. А не надеяться на теплую зиму
и урожай семян или ягод. Множество мелких
кладовок устраиваем мы.

Ученик: Поучиться нам надо у соек. Вот хорошие
хозяюшки!

Синичка-гаичка: И мы, и мы синички-гаички, и
поползни делаем небольшие запасы под корой и в
щелях деревьев. Эти кладовые не заносит снегом, и
она зачастую спасают нас, когда снег и лед
одновременно закроют доступ к другим кормам.

Большая синица: А мы большие синицы лакомимся
семенами арбуза и тыквы, подсолнечника и конопли.
Не прочь полакомиться и кусочком сала.

Щегол: Для нас щеглов, оставляйте сухой
репейник, не ломайте его. И мы порадуем вас своим
щегольским нарядом.

Ученик: Зимой больше всего беспокойно за птиц
– за наших пернатых друзей. Как холодно в воздухе
им! Поможем ли мы беззащитным таким? Поможем! Их
надо кормить и тогда им будет легко пережить
холода.

– Для птиц, которые прилетают к вам на кормушку,
вы должны заранее заготовить корм. Делают это
летом и осенью.

Слайд 28, 29, 30

Семена подсолнечника, дыни и тыквы едят почти
все птицы. Пшено и просо – любимая еда воробьев и
овсянок. Семена репейника, крапивы, конского
щавеля, лебеды охотно едят все зерновые птицы.
Собирают семена в августе-сентябре, пока они еще
не осыпались. Для заготовки семян срезают все
растение и хранят в виде веничков. Зимой венички
вешают возле кормушек. Ягоды рябины и калины –
любимая пища снегирей и свиристелей.
Заготавливать ее лучше после первых заморозков.
Хлебные крошки, остатки мучных и мясных
продуктов тоже можно класть в кормушку. Сырое
сало – превосходный корм для синиц, поползней и
дятлов. Кусочки несоленого сала подвешивают на
ниточках.

Далее дети знакомятся с памяткой “Главные
правила при подкормке птиц”

Слайд 31

1. Нельзя кормить птиц солеными продуктами и
ржаным хлебом. Это смертельно опасно для них!

2. Если начал подкармливать птиц однажды в
начале зимы, следи за тем, чтобы каждый день в
кормушке был корм!

3. Кормушка должна быть удобна и безопасна
для птиц.

4. Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть
мелкие и ловкие птицы, но никак не голуби и вороны
(для которых корма достаточно и на улице)!

5. По возможности корм должен быть защищен от
непогоды
!

6. Кормушку необходимо регулярно чистить!

– Ребята, вы запомнили какой корм едят зимующие
птицы? Давайте проверим.

Слайд 32

Игра “Чей это корм?” (С завязанными глазами
ребенок должен определить корм на ощупь и
назвать, кто им питается.)

Ученик:

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна.

7. Закрепление.

Игра “Составь картинку”. Дети делятся на
группы и из разрезанных частей составляют
картинку, на которой изображена какая-то
зимующая птица. Далее дети должны рассказать все,
что они запомнили об этой птице. (Слайд 33, 34, 35, 36,
37)

8. Итог занятия.

– Послушайте внимательно стихотворение и
подумайте, о чем оно.

Слайд 38

С утра и до позднего вечера,
Освоив полянки страниц,
Хозяйствует в книжке доверчиво
Раздольная музыка птиц.
А может быть, с этого времени
Наступит иная пора –
И станет для птичьего племени
Милее еще детвора?!

Порадуют снова пернатые
Руладами сердце и слух
И крепче подружат с юннатами
Речушка, и роща, и луг.
От неба до мира подводного
Давайте ж, как Родины речь,
Умом и душой благородною

Здоровье планеты беречь!
Единое многообразие
Мы будем ценить неспроста,
Любя и Европу, и Азию,
И наши родные места!

– О чем это стихотворение? Что хотел сказать
автор?

А теперь запишем первые буквы строк этого
стихотворения и прочтем фразу, которая
получится.

Сохраним природу земли! Об этом мы должны
помнить всегда!

Слайд 39

– А сейчас мы сделаем своими руками
птичку-игрушку, которая останется с вами как
  воспоминание о нашем занятии. (Дети
изготавливают из цветной бумаги птичку.)

Слайд 40

23.11.2020

Сценарий мероприятия «День зимующих птиц»

Игнатенко Наталья Геннадьевна

учитель начальных классов

Цель: расширить и закрепить знания учащихся о птицах, их поведении и жизни, о роли и месте в природе; развивать интерес, наблюдательность, закрепить их знания о зимующих птицах, прививать любовь к птицам.
Задачи:
Закрепить знания учащихся о птицах. Способствовать привитию любви к животному миру родного края. Развивать познавательный интерес.

Оценить




478

Содержимое разработки

Ростовская область Тацинский район станица Тацинская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тацинская средняя общеобразовательная школа № 2

Методическая разработка

«День зимующих птиц»

Подготовила Игнатенко Наталья Геннадьевна

учитель начальных классов

2020

Цель: расширить и закрепить знания учащихся о птицах, их поведении и жизни, о роли и месте в природе; развивать интерес, наблюдательность, закрепить их знания о зимующих птицах, прививать любовь к птицам.

Задачи:

Закрепить знания учащихся по орнитофауне Ульяновского района, Ульяновской области;

Способствовать привитию любви к животному миру края

Развивать познавательный интерес;

Оборудование: презентация «Зимующие птицы», карточки задания, запись голосов птиц.

Подготовительный этап: 2 команды по 5 человек.

Учащиеся заранее рисуют страничку о зимующих птицах своего поселка и готовят ее защиту.

Творческая группа готовит инсценированное выступление «Сказка о зимующих птицах», «Доживем до весны».

Личностные УУД:

— формирование положительного эмоционального настроя;

— умения  оценивать жизненные ситуации, выражать своё отношение к экологическим проблемам;

— давать оценку своей деятельности и деятельности других людей.

Регулятивные УУД:

— определять степень успешности выполнения своей работы;

— осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;

— вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Познавательные общеучебные УУД:

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

—  сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

— группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям;

— анализировать, делать выводы, обобщать;

— высказывать своё предположение на основе имеющихся знаний;

— переносить имеющиеся знания в жизненное пространство.

Коммуникативные УУД:

— внимательно слушать и понимать других, отвечать на вопросы учителя;

— аргументировать свою точку зрения;

— сотрудничать в паре, умение договариваться и уважительно относится к

позиции другого;

— оформлять свои мысли в устной форме;

— сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Ход мероприятия

Учитель:

Мы рады приветствовать всех кто собрался в этом зале на наш праздник, посвященный зимующим птицам нашего края.

Ведущий:

Пришла зима — спасайся, кто может. А кто не может? Вот синицы, воробьи, снегири, что делать им они не улетают как перелетные птицы в жаркие страны. Зимой наступают тяжелые времена для них. Тысячами гибнут они в суровые месяцы зимы, но не от холода, а от голода. Ученые подсчитали, что из 10 синиц весну встречают 1-2. Для того чтобы слушать песни птиц весной, нужно быть неравнодушными и помочь им в тяжелую зимнюю пору.

Ведущий:

Чтобы им помочь, знать, какие у нас птицы зимуют, чем кормятся. Как мы им можем помочь? Давайте мысленно перенесемся в зимней лес.

Сцена первая.

(Лес. Звучит шум вьюги. .)

Сорока: Я, Сорока — белобока, непоседа пёстрая. Птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая! Ух, мороз сильный стоит! И снегу сколько навалило! Ни зёрнышка, ни травинки в лесу у нас не сыскать… (ищет…)

(Сильнее звучит шум вьюги. Вылетает ворона.)

Ворона: Кар -р- р! Кар! Кар –р — р! Как холодно в лесу. Пёрышки пробирает морозцем. Всю землю засыпало снегом. Хоть бы зернышко найти поклевать. (Увидела Сороку). Сорока стрекочет. Может она что нашла, полечу, спрошу (подлетает к сороке)

(А в это время вылетает снегирь, подлетает к рябине, ищет ягоду и не находит.)

Ворона: Эй, соседка, Сорока — белобока! Что ты здесь стрекочешь, нашла что поклевать?

Сорока: Нет, ничего не вижу, всё снегом замело. Вон, смотри, Снегирь сидит на ветке, полетели, спросим у него!

Ворона: Кар- р- р! Здравствуй, Снегирь!

Сорока: Снегирь, как дела?

Снегирь: Чив — чив, здравствуйте, птички! Чив — чив, очень холодно! Чив — чив, есть хочется! Вчера последнюю ягодку склевал! Чив — чив, эх! Холодно!

Ворона: Кар- р- р! Что делать?!

Сорока: Синичка рассказывала мне, что она часто летает за помощью к людям. Может и нам к ним слетать?

Ворона: Кар- р- р! Так в чём же дело? Полетели к человеческому жилью, может там чего найдем съестного! Кар- р- р! Полетели!

Снегирь: Чив — чив! Холодно! Чив — чив полетели! (Птицы улетают.)

Сцена вторая.

(Выходят дети, развешивают кормушки, насыпают зёрна для птиц).

Дети читают стихи:

Ученик 1 . Голодно, холодно, Полны у нас горсти

Галки, воробьи? Клюйте, гостюйте,

Голодно, голуби ,- Не пугайтесь, клюйте!

Гуленьки мои? Гуль — гуль — гуль!

Прилетайте в гости!

Ученик 2.На дворе белым — бело,

Землю снегом замело.

Трудно птицам зимовать,

Трудно пищу добывать!..

Ученик 3.Стало холодно зимой.

Будем птиц кормить с тобой.

Воробьям бросаем крошки,

Голубям — зерна немножко.

Снегирю — кусочек сала!..

Ученик 4. Мы кормушку мастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь — сосед,

Будет вам зимой обед.

(Вылетают птички: воробей, галка, сорока)

Инсценированное выступление «Доживем до весны».

(Появляется взъерошенный воробей)

Воробей:

Ой, спасите! Караул!

Кто в меня снежком пульнул?

Эти скверные мальчишки

Жить мешают воробьишкам.

То снежками, то рогаткой!

А ведь нам и так не сладко!

Появляется Галка:

Бр- р! Какой мороз трескучий!

Где бы спрятаться получше?

Замерзаю на лету!

Может быть, согреюсь тут?

(Замечает воробья:)

Галка

Чик-чирикин! Что с тобой?

Ты взъерошенный такой!

Может, кто тебя обидел?

Или ты кота увидел?

Воробей:

Ой, соседка! Тише! Тише!

Видишь там троих мальчишек

Бессердечных, злых и грубых?

Хорошо им в теплых шубах,

В шапках, в куртках меховых!

Еле вырвался от них!

Галка:

Я, сосед, с тобой согласна!

Птичья жизнь зимой ужасна!

Против нас мороз, бураны,

Да еще и хулиганы!

Нас выслеживают кошки,

И во рту с утра не крошки!

Червячков и мошек нет,

А без них какой обед?

Ой, как трудно жить на свете!

Что нам делать? Кто ответит?

(Появляется сорока):

Сорока:

Добрый день!

Чик — чирикин, как дела?

Ой, не терпится похвастаться-

Я сегодня принесла

Сногсшибательную весть:

Будет всем нам, что поесть:

Рассказала мне синичка

Про какие-то кормушки.

Дескать, дети есть такие-

Ну, совсем, совсем не злые,

А, как раз наоборот,

Помогают птицам! Вот!

(Воробей недовольно):

Воробей

Перестань трещать сорока,

О еде, о жизни легкой,

Да еще о добрых детях.

Сказки нет глупей на свете!

Не поверю никогда,

Будто где-то ждет еда!

Никому мы не нужны.

Эх, дожить бы до весны:.

(Сорока возмущенно):

Сорока:

Чик — чирикин, Ты не прав!

Разузнала я вчера:

Эти славные ребята

Называются юннаты.

Так летим же в этот сад,

Ведь кормушки там висят.

Их, поверьте, там немало.

Есть на них зерно и сало,

Крошки хлеба и пшено!

(Воробей недовольно):

Воробей:

Нет, не верю все равно!

Галка: (Галка задумчиво):

А вот я бы полетела.

Что-то кушать захотела

Я еще два дня назад.

Кто со мною в этот сад?

Воробей:

Так и быть, я полечу-

Я всю зиму есть хочу

( Вылетают птички: синички, затем снегири, вороны, воробьи, галки, сороки.)

Ученик 1.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Ученик 2.

А вороны были в среду.

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краёв —

Стая жадных воробьёв.

Ученик 3.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Прилетело пять сорок… (Дети уходят.)

Сцена третья.

Ворона: Кар- р- р- р ! Кар- р- р- р ! Мы -зимующие птицы,

Часто мёрзнем в холода.

Не найти зимой нам быстро —

Зёрна, булку, семена.

Сорока: Друзья! Смотрите сколько здесь кормушек!

(Синичка подлетает к птичкам.)

Синичка: Здравствуйте, лесные жители. Я рада видеть вас здесь. Решились всё — таки, прилетели.

Сорока: Да, голодно и холодно у нас в лесу, сама знаешь. Вот прилетели по твоему совету.

Ворона: Кар- р- р- р ! Кар- р- р- р ! Возле кормушек нет никого?

Синичка: Нет никого. Ребята разложили корм по кормушкам и ушли.

Ворона: Кар- р- р- р ! Кар- р- р- р ! Я птица лесная, дикая, поэтому боюсь, когда у кормушке кто — то стоит.

Синичка: Чив — чив! Никого не бойтесь! Никого здесь нет! Полетели к кормушкам!

(Звучит музыка. Птички имитируют, как они клюют зерно.)

Сорока: Посмотри — ка: ребята, Всем огромное спасибо,

Нам насыпали зерно! Очень вкусное оно!

Снегирь: Я Снегирь, снегирёк —

Я на ветку скок — поскок.

Семечки лущу,

А мороз силён, трещит,

Только тешится он зря —

Пища есть у меня.

Ученик 1. Птичьи лапы замерзают,

Очень холодно стоять.

Птичий клювик замерзает,

Он не можем им клевать. 

Ученик 2. Если есть еда у птицы —

Ничего с ней не случится.

Дети вешают кормушки —

Ешьте, птицы и зверушки!

Чтоб зимою не пропасть,

Синичка:

Ах, какой чудесный пир!

Я теперь люблю весь мир!

Был жестоким день обычный,

Оказалось, не со зла.

Людям я не безразлична!

Я нужна им! Ну, дела!

Воробей:

Да, в саду я убедился:

На сороку зря сердился.

И теперь уж наяву

До весны я доживу!

А весной мы дружно вместе

Будем петь вам, люди, песни,

Защищать от злой беды

Огороды и сады.

Ведь на сытый-то желудок

Нам, пернатым, ерунда

И любое время суток,

И снега, и холода!

Учитель:

Ребята, а мы как мы можем помочь птицам? (ответы детей)

Ведущий: Сегодня вы побываете в гостях у зимующих птиц нашего края, а они подготовили для вас свои задания, а вы постараетесь на них ответить.

Представляю команды: «Снегери», «Воробьи».

1 Конкурс: «Птичья страничка».

Ведущий: Каждая команда подготовила дома страничку о зимующих птицах нашего края. Оцениваться будет: научная достоверность информации, оформление странички.

(Команды представляют свои странички, посвященные зимующим птицам нашего края)

Ведущий: А каких еще птиц можно встретить зимой на улицах нашего села?

(Дети называют птиц)

2 конкурс: «Покормите птиц»:

Необходимо разложить корм, соответствующий птицам. За правильно подобранный корм- 1 жетон, максимальное количество жетонов 5шт.

Задания:

Синицы———-кусочек сала

Клесты———-кедровые орехи

Снегири———ягоды рябины

Воробьи———-пшено

Голуби———семена подсолнечника

Ведущий: Какие птицы прилетают к вашим кормушкам? (Дети перечисляют птиц и называют их)   на экране птицы          

Посмотрите на экран, прочитайте и запомните правила кормления птиц.

(На экране правила)

Во время кормления птиц не сорите в лесу.

Кормушки должны быть очень укромными, лучше не раскрашенными

Корма на кормушке должно быть немного и только нужным птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, семечки, кусочки несолёного сала.

Кормите птиц регулярно: именно зимой им нужна наша поддержка.

3 конкурс: «Загадки о птицах».

(презентация с загадками)

Ведущий:

Многие птицы на юг улетают,
Многие зиму у нас коротают,
Галка, ворона, снегирь, воробей.
Ну-ка, ребята, их вспомним скорей. 

Загадки(Слайды презентации)

Физкультминутка:

Сел на ветку снегирёк (все присели)
Пошёл снежок, и он промок (выпрямиться, поднять руки вверх, покружиться)
Ветерок, подуй слегка, (лёгкие наклоны в стороны)
Обсуши нам снегирька.(Бег по кругу)

4. Игра «Угадай мелодию»

Учитель: — Ребята, скажите, а вы могли бы узнать птичку по голосу? Давайте попробуем . Кто узнает или угадает?

(Учитель поочерёдно включает голоса птиц. Кто угадает , тому вручается жетон- пропуск на зимнюю экспресс — рыбалку)

5. «Экспресс — рыбалка»

— Сейчас мы отправимся на «зимнюю рыбалку» (удочка с магнитиком, рыбки с вопросами). Выходят сразу по 5 « рыбаков».

Вопросы.

У какой птицы бывает до 15 птенцов? (синица)

Какая птица выводит птенцов за лето 2 раза? (синица)

У какой птицы поют и самец, и самка? (снегирь)

На какой музыкальный инструмент похоже пение снегиря? (флейта)

Каких птиц можно научить говорить? (ворона)

Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст)

Какая птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой (поползень)

Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (температура тела воробья — постоянная)

Почему снегиря назвали снегирем? (Появляется зимой)

Какая птица выводит своих птенцов зимой? (клест)

Почему снегири и синицы любят водить компанию с дятлом? (остатки пищи)

Жизнь какой птицы тесно связана с человеком? (голубь воробей)

Почему в сильные морозы птицы сидят нахохлившись? (образовавшаяся воздушная прослойка сохраняет тепло)

Почему в сильные морозы куропатки прячутся под снег? (под снегом тепло)

6 . Игра «Корзина с еловыми шишками »( Разгадать приметы)

— А теперь мы «отправляемся с корзинкой в лес за шишками», на шишке задание – назвать примету, как птицы предсказывают погоду.

1. Утром синица пищит …. (к морозу)

2. Воробьи дружно чирикают – значит,  будет….(оттепель)

3. Вороны устраивают в небе хоровод к… (снегопаду, теплу)

4.Воробьи прячутся в хворост… (на мороз, перед метелью)

5.Сова кричит на …(холод)

6. Птицы садятся на верхушки деревьев … (будет тепло)

7. Вороны прячут клюв под крыло –……( к холодам)

7 конкурс «Третий лишний».(команды угадывают какая птица не является зимующей, а перелётной).

8. Конкурс « Парад кормушек”. 

Многие из наших ребят к нашему мероприятию смогли смастерить самостоятельно или с помощью родителей кормушки. Давайте устроим парад наших кормушек.

« Парад кормушек» (Проводится «парад кормушек» Рассматривая каждую кормушку, ведется обсуждение: удобная она для птиц или нет.)

(Все вместе подводим итоги, чья кормушка понравилась больше всего, ребята сами называют имена победителей , а учитель вручает им призы )

Кормушки надо развешивать в спокойных для птиц местах и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм. Кормушку можно установить на балконе квартиры. Через стекло окна очень интересно наблюдать за птичьей столовой.

9. Конкурс «Корм для птиц».

– А какой корм можно положить в кормушку ?(Ответы учащихся)

Семена подсолнечника, дыни и тыквы едят почти все птицы. Пшено и просо – любимая еда воробьев и овсянок. Семена репейника, крапивы, конского щавеля, лебеды охотно едят все зерновые птицы. Собирают семена в августе-сентябре, пока они еще не осыпались. Для заготовки семян срезают все растение и хранят в виде веничков. Зимой венички вешают возле кормушек. Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливать ее лучше после первых заморозков. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно класть в кормушку. Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несоленого сала подвешивают на ниточках.

Памятка “Главное правило при подкормке птиц”

Нельзя кормить птиц солеными продуктами и ржаным хлебом. Это смертельно опасно для них!

Итог мероприятия

– Сохраним природу земли! 

Об этом мы должны помнить всегда!

-Что запомнили вы сегодня? Какие новые знания получили? Что вам больше всего понравилось? Мы достигли цели, которую поставили вначале праздника?

Практическая работа

– А сейчас мы отправимся с вами на школьный двор, в парк и развесим кормушки, которые смастерили вы дома, и будем подкармливать птиц во время прогулок в ГПД.

Ведущий:

Я надеюсь, этот праздник открыл для вас что-то новое и интересное и крепче станет дружба между людьми и птицами!

Ученик читает стихи:

Если начал птиц кормить,

Ты уж не бросай!

И пустой кормушку ты

Им не оставляй!

Если начал птиц кормить,

Так доверчивы они,

Верят нам, как дети.

Помни – ты их приручил,

Ты за них в ответе!

Ты уж не бросай!

(Все участники праздника дружно отправляются развешивать кормушки и листовки, кормить птиц.)

10

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/429885-scenarij-meroprijatija-den-zimujuschih-ptic

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Сценарий про зимующих птиц « Снегурины»

Цель: Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к пернатым.

Действующие лица: Ведущая, Хозяйка птичьего царства.

Дети: Снеговичок, птицы — Воробей, Сорока, Синица.

Атрибуты: Пёрышко для Хозяйки, Письмо, обручи 3шт., карточки с изображением птиц, нарисованные картинки — Солнышко и Снежинка, кормушки разных видов, Свидетельство « Друг птиц».

Ход мероприятия

Звучит песня про птиц. Презентация.

Ведущая: Дети, сегодня отмечается всемирный день зимующих птиц.

( неожиданно стук в дверь, заходит ребёнок – Снеговичок)

Снеговичок: Здравствуйте! Я Снеговичок, принёс вам письмо из страны зимующих птиц. Получите!

Ведущая: Здравствуй Снеговичок! Спасибо за письмо. Давайте прочитаем, что там написано?

( раскрывает конверт и читает письмо)

Ведущая: Дети, нас приглашает на праздник зимующих птиц сама Хозяйка птичьего царства. Ой, а как же мы туда попадём, мы и дорогу не знаем?

Снеговичок: Я вам покажу дорогу в её Зимний сад. А отправимся мы туда на лыжах.

( дети имитируют ходьбу на лыжах под звуки, звучит музыка леса, в зале появляется Хозяйка птичьего царства)

Хозяйка ПЦ: Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что вы пришли ко мне в гости. Я – Хозяйка птичьего царства. А вы дружите с жителями моего царства – птицами? Вы им помогаете?

(ответы детей)

Хозяйка ПЦ: Царство мое огромное. Где только не живут птицы: в лесах и садах, на лугах и полях, около воды – всюду вы услышите и удивительные голоса. Но когда наступает зима, жителям моим приходится не сладко. Не все мои птицы могут перенести суровую северную зиму. Вот я и хочу узнать, знаете ли вы, какие птицы еще осенью улетают на юг, а какие могут остаться с нами зимовать.

(Ответы детей)

ХПЦ: Теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Зимующие и перелетные птицы». Кому я вручу карточку , тот сразу превращается в ту птицу, которая на нем изображена.

( Хозяйка раздаёт медальоны с изображением разных птиц: зимующих и не зимующих. Включается музыка. Дети летают все вместе. Когда музыка останавливается, перелетные птицы собираются у Солнышка, зимующие у Снежинки. Кто перепутал, того другие птицы выгоняют. ХПЦ хвалит детей за внимательность)

ХПЦ:  А вы знаете, как зимуют мои птицы. Пока снега мало, моим зимующим птицам еды хватает: они собирают семена с деревьев и трав, которые еще видны из – под снега. А вот когда зима наметет огромные сугробы и все растения с семенами спрячутся в снегу, тогда моим птицам приходится совсем плохо. Да и морозы к середине зимы усиливаются. И согреть моих птиц может только еда.

А знаете ли вы птиц моего царства?

Игра про птиц. Условия игры: называются птицы, когда называются не птицы, дети хлопают в ладоши.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны.

(Дети хлопают в ладоши.)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи…

(Дети хлопают в ладоши.)

Прилетели птицы:

Голуби, куницы…

(Дети хлопают в ладоши.)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки.

(Дети хлопают в ладоши.)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы-сплюшки,

Лебеди и утки —

Вот спасибо шутке!

Молодцы. Славно поиграли.

ХПЦ: Есть у меня волшебное пёрышко. Сейчас я взмахну своим волшебным перышком и вы что – то увидите.

Звучит музыка. Сценка «Доживем до весны».

Вылетают Воробей и Синица.

Синица:

Птичья жизнь зимой ужасна!

Против нас мороз, бураны,

Да еще и хулиганы!

Нас выслеживают кошки,

И во рту с утра ни крошки!

Червячков и мошек нет.

А без них – какой обед?!

Ой, как трудно жить на свете!

Что нам делать? Кто ответит?

Появляется сорока.

Сорока:

Добрый день, синичка, здравствуй!

Чик – Чирикин как дела?

Ой, не терпится похвастать –

Я сегодня принесла

Сногсшибательную весть:

Будет всем нам что поесть.

Рассказала мне подружка

Про какие – то кормушки.

Дескать, дети есть такие –

Ну, совсем совсем, не злые,

А, как раз наоборот –

Помогают птицам! Вот!

Воробей недовольно:

Перестань трещать сорока,

О еде, о жизни легкой,

Да еще о добрых детях.

Сказки нет глупей на свете.

Не поверю никогда

Будто где – то ждет еда!

Никому мы не нужны.

Эх, дожить бы до весны!

Синичка задумчиво:

А вот я бы полетела.

Что – то кушать захотела.

Воробей:

Так и быть, я полечу-

Я всю зиму есть хочу.

Все улетают за дверь, потом снова прилетают в зал.

Синица:

Ах, какой чудесный пир!

Я теперь люблю весь мир!

Воробей:

Да, после еды я убедился:

На сороку зря сердился.

И теперь уж наяву

До весны я доживу!

А весной мы дружно вместе

Будем петь всем людям песни,

Защищать от злой беды

Огороды и сады.

( Дети — Птицы улетают на места)

Хозяйка ПЦ: Ребята, наши птицы летали на кормушки и подкрепились там.

Хозяйка ПЦ:  А чем же Вы кормите моих птиц зимой?

( дети говорят, чем они их кормят зимой)

Ведущая читает стихотворение «Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!

Хозяйка ПЦ:  А сейчас я Вам предлагаю послушать песню про птиц.

( песня « Птицы мои птицы)

Хозяйка ПЦ: Да, хорошо поют мои птицы. А вы знаете ли их голоса?

( проводится игра « Угадай кто поёт?» Звучат в записи отрывки пения зимующих птиц, дети угадывают чей это голос)

Хозяйка ПЦ: А сейчас мы опять поиграем, игра называется « Займи домик»
Все дети под музыку бегают, по окончании забегают в домик – обруч. Кто не поместился – выбывает из игры. Игра повторяется, убирается один обруч. Итак, пока не останется один обруч)

ХПЦ: Ай, да молодцы! А вы знаете, что с помощью птиц можно погоду предсказывать. Вы знаете такие приметы?

Дети рассказывают приметы:

1.Вороны садятся на вершины деревьев – к морозу

2.Если вороны кружатся стаями – к морозу или снегу, если садятся на землю – к оттепели.

3.Если ворона кричит зимой – к метели.

4.Если воробьи дружно расчирикались – к оттепели.

5.Если воробьи прячутся в хворост – к морозу или к метели.

6.Если синицы с утра поднимают писк – к морозу.

Хозяйка ПЦ: А скажите дети, вы кормушки умеете делать для птиц?

Стихотворение «Кормушка» читает ребёнок

Кормушку сделаю для птиц.

Для воробьев и для синиц.

Пакет возьму от молока.

И дырки сделаю в боках.

Насыплю крошек и крупы.

Чтоб пировали воробьи.

Чтоб птички в гости прилетали.

И никогда не голодали.

( Мастер — класс по изготовлению кормушек)

Хозяйка ПЦ: Вы молодцы. Много знаете о птицах, помогаете жителям моего царства в самое трудное для них время. Поэтому – я хочу вас наградить.

(ХПЦ вручает детям свидетельство «Друг птиц»)

ХПЦ: Дружите с моими птицами, помогайте, оберегайте их везде и всегда, и тогда окружающий нас мир будет прекрасен. А теперь я прощаюсь с вами. Спасибо Вам, друзья!!!

( сделанные кормушки дети развешивают на улице с кормом)



Сценарий «В гостях у зимующих птиц»

учитель начальных классов

МОУ «СОШ с. Поповка

Саратовского района

Саратовской области»

Лебедева Е. С.

20092010 уч. год

В гостях у зимующих птиц

Сценка «На лесной полянке»

Автор. Както вместе собрались

На лесной поляне птицы:

И Снегирь, и Воробей,

Сорока, галка, две Синицы.

Овсяница: Чиркчирк! Хулиганьё!

Ой, болит крыло моё!

Вы видали? Вы видали?

Как в меня снежком попали?

Автор. Причитает овсяница.

Овсяница. Ох и бедная я птица!

Вот мальчишки, вот беда!

И не скрыться никуда!

Снег для них – одна забава,

А для нас погибель, право!

Синица 1: Что кричишь ты, Овсяница?

Автор. Говорит ей вдруг Синица.

Синица 1: Ведь снежок – то – ерунда!

Голод – страшная беда!

Снег покрыл кругом поля,

Вся белёшенька земля.

Чем кормиться, как нам жить?

Как нам, бедным птицам, быть?

Синица 2: Ох и трудно нам, сестрички.

Автор: Вторит ей ещё синичка.

Синица 2: Целый день порой летаем,

Чтобы крошечки найти.

Говорят, что погибают

Девять нас из десяти.

Автор: Галка, что едва жива,

Тоже вставила слова…

Галка: Я согласна, в такой холод

Главный враг наш это голод!

Овсяница. Что, Воробышек, молчишь,

Крылья вниз, и сам дрожишь?

Воробей. Как же мнето не дрожать,

Видно, скоро умирать,

Не нашёл я крошки хлеба,

Где сегодня только не был!

Синица 1: Подождите, не грустите,

Ведь зимою этой птицам

Корма будет очень много:

Крошки хлеба и пшеница…

Снегирь: А откуда этот слух?

Не сорока ль натрещала?

Ей давно никто не верит,

Прибаутку рассказала!

Сорока: Я трещала? Сочиняла?

Вот что я вчера узнала:

В школах дети не зевают,

Как помочь нам, точно знают.

И кормушки мастерят

Дружно, споро, вместе, в лад.

Синица 2: Их накроют прочной крышей,

Такой, что ветер не сорвёт,

И там, в удобной очень нише,

Зимою птица корм найдёт.

Автор: Птицам трудно выживать

В стужу и мороз,

Значит надо помогать

Им, друзья, всерьёз!

Зима пройдёт, и птичьи трели

Пробудят землю ото сна,

Сольются с звуками капели,

И к нам скорей придёт весна!

Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости, а к кому – вы мне скажите

сами. (чтение темы).

Ведущий: Многие птицы улетают от нас на зиму за тридевять земель. Когда у нас зима,

там цветут сады. Иволги улетают в Китай, жаворонки, перепела кормятся в африканских

степях, а в далёком Египте, на большой реке Нил, кормятся наши утки и цапли. Скворцы

путешествуют во Францию, Италию и Англию. Но многие птицы не улетают от нас и

остаются на зиму.

(стук в дверь)

Кто там?

Голос за дверью. Вам письмо!

Ведущий (зачитывает): Sos! Sos! Sos! Спасите от смерти! На помощь!

Кто послал её? (птицы)

Ведущий: Чтобы им помочь, надо знать: какие у нас птицы зимуют, чем кормятся. Как

мы им можем помочь? Давайте мысленно перенесёмся в зимний лес. Погода чудесная.

Мороз и солнце. День чудесный! В лесу тихо.

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром унизан весь,

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь!

Ведущий: А вот какие птицы остались зимовать у нас, мы узнаем, отгадав загадки.

1. Загадка: Это маленькая подвижная птица с округлой головкой, короткой шеей,

яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к

концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к

другу, нахохлившись. (Воробей)

Воробей – маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Живут воробьи и в городе, и в

деревне. Они везде хорошо приспосабливаются к привычкам человека, потому что,

живя возле нас, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные места, где

можно свить весной гнездо.

Воробей.

В канаве с водою талой

Плещется воробей,

У тёмной ольхи я встала,

Смотрю изза голых ветвей.

Как беззаботный мальчишка,

С головкой он хочет нырнуть…

Задорный, лихой воробьишка –

Боюсь я его спугнуть.

Забыл он и голод, и стужу,

Забыл, как позёмка мела,

Он рад нынче солнечной луже

И каплям скупого тепла!

2. Загадка: Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на

головке чёрная полоса – галстучек. Крылья и хвост серые, спинка жёлтозелёная, а

брюшко – жёлтое. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз

головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. (Синица)

Весной семья синиц ищет место для гнезда. Иногда птицы занимают прошлогоднее

дупло дятла. Ведь дятел каждую весну устраивает себе новое жилище. Если не

удаётся подобрать готовую квартиру, синицы старательно вьют гнездо из тонких

прутиков и соломы, устилают его пухом и перьями. Для утепления жилища птицы

приносят шерстяные волоски и кусочки ваты.

Синица.

Все тропинки занесло,

Снег блестит, искрится,

Клювиком в моё стекло

Стукнула синица.

За окном повешу ей

Я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей

Бедной птахе стало.

3. Загадка: Стынут лапы на морозе

У сосны и ели.

Что за чудо? – На берёзе

Яблоки поспели.

Что это за яблоки? (Снегири)

Ведущий: С наступлением первых заморозков к нам прилетают снегири. У самца

снегиря спинка синеватосерая, подхвостье ослепительно белое, хвост и крылья чёрные,

с металлическими отблесками, а грудка яркокрасная. Самочка окрашена скромнее –

грудка у неё не алая, а тёмносерая. Когда наступает снежная морозная зима, снегири

перебираются поближе к человеческому жилью, залетают в сады и огороды, отыскивают

ягоды рябины, облепихи, барбариса, семена конского щавеля.

Мы зовёмся «снегири»!

Наши грудки – цвет зари!

Прилетаем мы зимой,

Мы не любим летний зной.

Нам морозы не беда,

Семена для нас еда.

Есть полынь, рябина, клён,

Подорожник, вкусный лён.

Мы на месте не сидим,

А летаем и едим.

Ведущий: Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха и тепло её под

пухом и перьями. Краснеют гроздья рябины, и уж не пролетят мимо них стайки снегирей

и свиристелей. Пёстрый дятел постучит по суку носом, достанет изпод коры короеда,

сорвёт шишку и полетит в свою кузницу долбить её. А ещё зимой в лесу есть

удивительные птицы. Почему удивительные? Посмотрите.

Сценка «Дятел и клёст»

Д: Чего ты, клёст, визжишь? Обидели тебя что ли?

К: да нет, дятел, это я радуюсь!

Д: Нашёл время радоваться…

К: Как раз самое время, у меня в гнезде птенчики вывелись, и до чего же милы, до

чего же хороши!

Д: В такой мороз птенцы? Да они замёрзнут!

К: Нет! Я им еловых веток натаскаю, а клестихамать греет их вроде печки. Им тепло и

сытно, а от моей песенки ещё и весело.

Ведущий: Ребята, а почему у клеста птенцы зимой выводятся?

(потому что им есть что кушать)

Ведущий: Да, питаются эти птицы семенами еловых и сосновых шишек, которые

образуются поздней осенью. Как раз к зиме корм есть. Весной малыши уже летают

стайками. Но интересней всего у клеста клювы – ни у кого такого нет, он у него крестом.

Родятся эти птицы с прямыми клювами, как и все остальные, но когда подрастают и

начинают сами доставать семя из шишки, клюв меняется.

Ведущий: И всё же птицы нередко голодают. Особенно им трудно во время

метели, снегопада, сильного мороза. Из десяти синиц выживают две. И чтобы помочь

им, мы должны… А что мы должны? (подкармливать птиц)

Чем кормятся птицы? Давайте посмотрим. (Таблица: семена для птиц)

Теперь вы знаете, чем кормить зимующих птиц. Но не всегда птички довольны

нашими семенами. Давайте посмотрим.

Сценка:

Сорока: Тратататата. Что я видела, что слышала. Ребята птицам сделали

прекрасные столовые, а они неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут,

привередничают и капризничают.

Щегол: Семечки и конопля в столовой недавленые. Клюв свихнёшь, пока их

раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.

Воробей: Безобразие. Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До

вечера коноплю раскапывал. Хоть бы навес сделали, что ли.

Синица: Сало салу рознь! Могли бы вывесить несолёное, у нас от солёного

животы болят.

Клёст: Остался голодный, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков?

Ветер у него в голове!

Снегирь: А где семена сорняков? Где рябина, калина, бузина, где арбузные и

дынные семечки?

Учитель: Успокойтесь, птицы! Всё будет в порядке. Как видите, ребята, мало

сделать кормушку, насыпать в неё корм, надо ещё подумать, хороша ли кормушка и

смогут ли ваш корм есть птицы. Кормушки можно сделать самые разнообразные. (Показ

кормушек, сделанных ребятами).

Кормушки могут быть в виде домиков с крышками и небольшими входными

отверстиями, из пустых пакетов изпод молока, из пластиковых бутылок. Кормушки для

птиц должны быть скромными по окраске, чтобы не отпугнуть птиц.

1. Черный жилет, красный берет.

Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел)

2. Чернокрылый,

Красногрудый

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды

С первым снегом

Тут как тут! (Снегирь)

3. Днем спит, ночью летает. (Сова)

4. Трещала с самого утра: «Поррра! Поррра!»

А что пора? Какая с ней морока,

Когда трещит …(Сорока)

5. Что за кузнецы в лесу куют? (Дятел)

6. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

Вещунья белобока, а зовут ее … (Cорока)

7. Маленький мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи подбирает,

По ночам кочует коноплю ворует. (Воробей)

8. И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих

Мыши, прячутся, дрожа!

Очень уж суровы

Филины и … (Cовы)

9. Синяя косынка, темненькая спинка.

Маленькая птичка Звать её … (синичка).

10. Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой

Все равно он будет мой! (Дятел)

11. Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

12. Выгоняют холода

Птиц из леса в города.

На рябину налетели

Дружной стаей … (свиристели)

Учитель: Запасы корма в зимний период значительно уменьшаются. Для птиц

зима – очень тяжёлое время года.

Я думаю, что горсточка семечек, маленький кусочек несолёного сала найдётся у

каждого из вас. Зная, как тяжело птицам, вы теперь не будете их обижать, потому что

они верные друзья леса и сада. Если подружитесь с птицами, будете внимательны к ним,

они откроют вам множество птичьих тайн. В конце зимы, когда прибавляется день и

пригревает солнце, птицы начинают петь.

Угадайте, какая птица произносит такие звуки:

«Голоса птиц»

Каркар! (ворона)

Чикчирик, чивчив! (воробей)

Чачача! (сорока)

Курлыкурлы! (журавль)

Свирисвир! (свиристель)

Цокцэк, цокцэк! (клёст)

Куку! (кукушка)

Рюмрюмрюм! (снегирь)

Синьсиньсинь! (синица)

Учитель: А какие птицы зимуют в наших краях?

(Ворона, воробей, сорока, дятел, клёст, синица, сова)

Какие птицы прилетают к нам с севера? (снегирь, свиристель)

Как называется птичья столовая? (кормушка)

Покормите птиц зимой,

Чтоб со всех концов

К вам слетались как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть одна нужна.

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Приручите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий ко дню освобождения ростова
  • Сценарий ко дню земли подготовительная группа
  • Сценарий ко дню освобождения района от немецко фашистских
  • Сценарий ко дню защиты прав детей
  • Сценарий ко дню освобождения краснодарского края