Сценарий колядки на кубани

«Кубанские колядки»Цели и задачи: Воспитывать любовь и уважение к традициям своего края. Знакомить детей с фольклорными кубанскими праздниками. Развивать творчество и прививать интере

«Кубанские колядки»

Цели и задачи: Воспитывать любовь и уважение к традициям своего края. Знакомить детей с фольклорными кубанскими праздниками. Развивать творчество и прививать интерес к кубанским обрядовым обычиям.

Предварительная работа: просмотр иллюстраций, фотографий, чтение литературы, разучивание песен и колядок. Приготовление костюмов и угощений.

Звучит песня «щедрик-щедрик», входят дети.

Ребенок: Пришла коляда на кануне рождества(стучит в дверь)

Хозяйка: Кто там?

ДетиКолядовать пришли (все вместе)

Хозяйка:Заходьте ребята.

Ну, что, колядующие, порадуйте нас своими песнями, а мы вас щедро наградим.

Дети идут, взявшись за руки, змейкой по залу и поют.

Приходила коляда

Накануне Рождества.

Кто даст пирога,

Тому полон хлев скота,

Овин с овсом,

Жеребца с хвостом

Танец ряженных. (под песню «ходила коляда»)

Игра «Гости у Солохи»Очень увлекательная и веселая игра.Солоха-ведущая усаживает в мешки нескольких участников развлечения и ставит перед ними задачу: нужно допрыгать до печки (в современном варианте это могут быть камин или стул, найти кочергу, достать дрова и растопить импровизированную печку. Кто первый выполнит задание, тот победит и получит подарок от непревзойденнойСолохи.

Хозяйка: Ну что ж, порадовали вы меня ребята. Принимайте угощения.

(дети складывают угощения в мешок)

1 ребенок: дай Бог тому,

Кто в этом дому!

2 ребенок:Ему рожь густа

да ужимиста,

3 ребенок: Ему с колоса – осьмина,

4 ребенок:Из зерна ему коврига,

Из полузерна – пирог.

(дети идут по кругу, ведут козу и поют)

Мы не сами идем — мы козу ведем.

Где коза ходит, там пшеница родит,

Где коза хвостом, там жито кустом,

Где коза ногою, там жито копною,

Где коза рогом, там жито стогом.

(останавливаются и кричат)

1 ребенок: Дед Трифон открывай.

2 ребенок:Колядовщики пришли.

(Входит дед Трифон)

Дед Трифон:Заходьте, заходьте.

1-й колядовщик:

дед в гости коза,

К вам коза-дереза.

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

2-й колядовщик:

Где ты, козочка, ходила,

Где ты, белая, бродила? Коза.

Ходила коза по темным лесам,

По сырым борам,

Устала.

(коза падает)

Дед Трифон:Что же вашей козочке надо? Что же она любит?

3-й колядовщик:

А нашей козе немного и надо:

Ведерочко гречки на перепечки

Да горшок овса на конец хвоста.

4-й колядовщик:

Решето овса, поверх него — колбаса.

Да три куска сала, чтобы коза встала!

Дед одаривает Козу мешочком со сладостями. Та вскакивает на ноги и начинает танцевать. Дети окружают Козу и начинают водить хоровод.

Играют в игру «Пошла коза по лесу».

Дети поют и выполняют движения.

Давай, коза, попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем (Участники хоровода подпрыгивают на месте).

И ножками подрыгаем.

Подрыгаем, коза, (Коза трясет ногами, дети повторяют за ней).

И ручками похлопаем,

Похлопаем, похлопаем, (Все хлопают в ладоши.)

И ножками потопаем,

Потопаем, коза. (Дети топают ногами в такт музыке.)

Дальше Коза выбирает вместо себя нового ведущего, и игра повторяется снова.

1-й ребенок:

Всем людям добрым

Желаем добра, золота, серебра!

2-й ребенок:

Пышных пирогов,

Мягоньких блинов!

3-й ребенок:

Доброго здоровья!

Маслица коровья!

Все.

Кому песни поем, тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется.

(дети возвращаются в группу)

Внеклассное мероприятие: «Колядки на Кубани».

Подготовила
и провела Стригунова М.В.  учитель начальных классов высшей квалификационной категории
ГБС(К)ОУ школы №8 г. Лабинска.

Цели:

      
Расширить знания о
празднике Рождества Христова, о казачьих традициях, связанных с этим
праздником;

      
Прививать уважительное
отношение к историческому  прошлому;

      
Развивать эстетические
чувства, творческие способности, воображение, речь, внимание.

Оборудование и
оформление зала:

Стол
покрыт праздничной вышитой скатертью, под елочкой стоит композиция: Мария,
Иосиф и три волхва, младенец Иисус в колыбели (делается детьми заранее на
уроках труда).

На
вершине елочки – Вифлеемская звезда. На верхних веточках – три ангела с
трубами. Икона – Богоматерь с младенцем.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Выходит
ведущая в шали, накинутой  на плечи. Тихо звучит песня:

Небо
ясный месяц скрыла,

Нам
дорогу осветило,

Щедрый
вечер, добрый вечер,

Нам
всем людям на здоровье.

Снегом
белым вспорошило,

Нам
дорогу омостило.

Щедрый
вечер, добрый вечер,

Нам всем
людям на здоровье.

А
знаете вы, как назывался январь на Руси?


Просинь, а у нас на Кубани – Сечень! Просить – в честь синевы, появляющейся на
небе, Сечень – в знак рассечения зимы на две половины.

С
Рождественской  ночи наступало время святок и на православной Кубани. Шли в эти
дни с 7 по 19 января (до Крещения) Святки, Святые дни.

Первые
три дня назывались «Святыми вечерами». В эти дни по всем хуторам и станицам
ходили дети с Вифлеемской звездой и славили Рождество Христово. Их так и
называли: «христославы», «славильщики». Самый ранний обход до первой утренней
звезды по традиции совершали самые маленькие дети, т.к. по общему убеждению
чистая детская молитва быстрее доходила до престола Господня.

А все
взрослое население станицы в это время было еще на «всенощной службе» в храме.

В
хатах у всех кубанцев под Божницей  были зажжены лампады с маслом в честь 
самого большого христианского праздника – Рождества Иисуса Христа.

Давняя,
древняя традиция народная – возжигание свечей, лампад, была испокон веков на
Кубанской земле, в каждой хате, в каждой семье, какого бы достатка она не 
была. Но лампаду  или свечу даже самый бедный казак всегда возжигал в Рождество
Христово. «Тропарь Рождества Христова» и «Кондак» пели всем храмом: старые и
малые, казаки и иногородние, если они жили на хуторе.

На 
второй день после Сочельника (6 января) ходили по домам «колядовщики». Водили с
собой «ряженую козу»  — символ богатства и достатка.

Само
слово «коляда» происходит от слова «коленда», так в древности называли первые
дни  Нового  года. Основная цель «колядования» — пожелание счастья, богатого
урожая. Наши предки верили: от того как  встретят хозяева первые дни года,
зависит их будущая жизнь. Вот почему приходя в дом, «колядовщики» пели
величальные песни хозяевам, их детям, пели, плясали, стращали скупых хозяев.
Есть пословица: «Придут святки – загорятся пятки».

Последний
день перед Рождеством прошел. Зимняя ясная ночь наступила: глянули звезды,
месяц величаво поднялся на небо посвятить всем добрым людям и всему миру, чтобы
всем было весело колядовать и славить Христа. Толпа парней и девушек показались
с мешками, хохочут, поют – колядовать идут.

(Стук
в дверь).

Дети:  Разрешите в избу зайти, покалядовать?

Хозяйка: Входите. Желанные гости – дому утеха.

(Входят ряженые дети,
крестятся, кланяются хозяйке).

1 ученик:

Добрый вечер, люди,

Мы пришли до хаты.

Чтобы с Новым годом.

Всех вас поздравляты.

Щедрый вечер, добрый вечер,

добрым людям Новый год.

2 ученик:

Чтоб масло и сало на кухне
скворчало,

 Жилось без печали, чтоб деньги
бренчали,

Щедрый вечер, добрый вечер,

Добрым людям Новый год.

3 ученик:

Мы не одни пришли,

Коляду привели!

4 ученикКоляда, Коляда,

Подавай пирога!

5 ученик:

Не подашь ватрушку, разобьем
кадушку!

Не подашь пирога – мы корову
за рога!

6 ученик:

Не подашь лепешку – разобьем
окошко!

Хором:

Коляда, коляда, отворяй
ворота.

Подавай пирога!

Хозяйка: Ишь какие! Не успели на
порог, а уж им неси пирог! А покажите-ка, что умеете, с чем к нам в дом пришли?

Приходила Коляда, накануне
Рождества,

Кто подарит пирога, тому
полон хлев скота,

Овин с овсом, жеребца с
хвостом.

У доброго  мужика родись рожь
хороша!

Колоском густа, соломкой
пуста.

(Говорком)

1 учащийся:

Сто бы вам коров, полтораста
быков.

По ведру бы вам доили все
сметаною.

2 ученик:

Кто не даст пирога – тому
куричья нога,

Пест да лопата, корова
горбата.

Поводчик ведет козу.

Мы не сами идем – мы
козу ведем.

Где коза ходит – там
жито родит,

Где коза хвостом – там
жито кустом,

Где коза ногою – там
жито копною,

Где коза рогом – там
жито стогом.

(Коза имитирует
движениями то, о чем поется в песне).

Все начинают дразнить
козу:

Го-го-го, коза! Го-го,
серая! Го-го, белая!

Где ты, козочка, где ты
ходила?

Где ты бродила?

Коза (говорком):

Ходила я, коза, по
темным лесам,

По широким борам.

Колядовщики: Как тя, козочка, волки не съели, стрельцы не
вбили?

Коза: Не боюсь я ни
стрельцов, ни волков, а боюсь я деда стара.

А в того деда борода
седа.

Он меня, козочку,
исколе, испоре,

Сквозь полотенце в
ретивое сердце.

(Коза падает на пол).

Колядовщики:

Быть коза пропала, на
ноги упала.

Ого-го, коза, го-го
серая.

Не ярись-ка ты,
поклонись-ка ты.

Самому пану и хозяюшке,

Дробным детушкам и
соседушкам.

Коза встает, кланяется
хозяевам, танцует под общий смех и приглашает сыграть в хороводную игру «Пошла
коза по лесу».

Пошла коза по лесу, по
лесу,

Искать себе принцессу,
принцессу, принцессу.

(Дети водят хоровод.
Коза ходит внутри круга).

Дети:

Давай, коза, попрыгаем,
попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем,
подрыгаем, подрыгаем.

(Дети повторяют
движения козы).

И ручками похлопаем,
похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем,
потопаем, потопаем.

(Топают в такт музыке).

(Потом выбирают нового
ведущего, игра продолжается).

Подводчик обращается
к залу.

А теперь коза вам
загадки загадает, кто смышленый – угадает.

Он вошел – никто не
видел,

Он сказал – никто не слышал.

Дунул в окна и исчез

А на окнах вырос лес
(мороз).

Растет она вниз
головою,

Не летом растет, а
зимою.

Но солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет
(сосулька).

Гуляет в поле, да не
конь.

Летает на воле, да не
птица (вьюга).

Гуляю в поле, летаю на
воле,

Кручу, бурчу, знать
никого не хочу.

Вдоль села пробегаю,

Сугробы наметаю
(метель).

Бел, как мел,

С неба прилетел.

Зиму пролежал,

В землю убежал (снег).

Колядовщики поют:

Коляда – моляда,
прикатила молода!

Мы нашли  коляду в
Тимофеевом двору,

Как на улице мороз
подмораживает нос,

Не велит долго стоять,
велит скоро подавать.

Или тепленький пирог,
или маслица, творог.

Или денежку копьем, или
рубль серебром.

1 ученик:

Чем вы нас, хозяюшка,
одарите?

Денег мешок или каши
горшок?

Кувшин молока или кусок
пирога?

2 ученик:

Будете нас дарить –
будем вас хвалить.

А не будете дарить –
будем вас корить.

Хозяйка:

А да молодцы! Как же
таких веселых да смышленых не одарить!

(выносят пироги,
конфеты).

Колядовщики:

Первый:

У хозяюшки во дому

Чтоб велись ребятки.

Хором:

Цыплятки, утятки,
гусятки, козлятки, поросятки, телятки.

Хозяйка:

И вам всего доброго!
(Кланяется).

В зал – пусть всем вам
Новый год принесет вам удачу, счастье и благополучие.

Тематическое занятие
«Святки на Кубани»

Автор: Лебедева Марина Геннадьевна

Организация: МБДОУ детский сад № 24 МО Усть-Лабинский район

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Усть-Лабинск

Цель: приобщение к традициям и обычаям родного народа.

Задачи: закрепить знания детей о традициях празднования Рождества на Кубани, познакомить с народными обычаями празднования Старого Нового года и Крещения. Воспитывать чувство любви к родному краю, эмоционально – положительное отношение к месту, где родились и выросли, приобщать к культуре родного народа.

Развивать певческие умения и навыки в исполнении колядок, игровое творчество. Развивать музыкальный вкус и культуру слушания, обогащать речь детей.

Оборудование и материалы: проектор, презентация «Святки на Кубани», костюмы ряженых для колядок, зерно для посевания, игрушка Козы.

Предварительная работа: занятие проводится после зимних каникул, между Рождеством и Крещением. Предварительно (перед Новым годом) дети знакомятся с колядками, разучивают их для исполнения дома на Рождество.

Ход занятия.

Используется презентация «Святки на Кубани»

Под кубанскую народную плясовую по выбору музыкального руководителя дети парами входят в зал и выполняют музыкально-ритмические движения по показу педагога. Садятся на стульчики.

Педагог: Дорогие ребята! Скажите, пожалуйста, как называется наша Родина? А наша малая Родина, наш край?

А хотите узнать о том, как праздновали зимние праздники у нас на Кубани?

Мы знаем, что народные песни существует издавна. А кто их сочинил?

Ответы детей.

Педагог: Так и праздничные традиции сложились очень давно и передавались из поколения к поколению, от взрослых к детям. Мы с вами – потомки казаков, живём на Кубани. Поэтому мы с вами и продолжаем казачьи традиции.

Недавно вы праздновали Рождество Христово.

Кто помнит, как называются дни от Рождества Христова до Крещения?

Ответы детей.

Педагог: Правильно, Святки. Святки начинались с празднования Рождества Христова (7 января) и продолжались почти две недели до Крещения Господня (19 января).

Вечер накануне Рождества называли Святым вечером, сочельником, богатой кутьёй или вечерей. Почему Святым вечером? Потому что считается, что в этот вечер много столетий назад родился Иисус Христос, сын Божий. А казаки всегда были очень верующими людьми.

-А почему называли сочельником или кутьёй?

Ответы детей.

Педагог: Правильно. В этот день утром готовили обрядовые блюда – кутью (кутю) из отваренных зёрен пшеницы, ячменя, политых мёдом и посыпанных изюмом, и узвар (взвар) из сухофруктов. Кутью также называли «сочиво», поэтому вечер перед Рождеством называется Сочельник. Готовую кутью переносили на постеленное сено или солому в святой угол на покуть и приговаривали, «квокали», чтобы куры неслись. На праздничный стол стелили сено и солому, чтобы домашние животные не болели, застилали сверху скатертью, а потом с появлением первой звезды ставили кутью. На вечерю собиралась вся семья, приходили женатые сыновья, приглашали одиноких соседей, часто звали к себе и Мороза.

Важным ритуалом было ношение вэчэри (кутьи и пирожков) накануне Рождества. Наверно, все из вас носили кутью своим крёстным?

Вечерников одаривали, пробовали кутью и взамен добавляли свою, дарили подарки.

Утром все шли в церковь на молебен, после которого мальчики и казаки во главе с атаманом рождествовали, христославили — ходили по станице и славили Рождение Христа. Центральным символом была звезда, которую несли на длинной палке. Часто «обряжались», разыгрывали сценки на тему рождения Христа, исполняли песнопения «Рождество твое, Христе Боже наш» и другие. Дети и женщины ходили колядовать.

Давайте вспомним колядки, которые вы пели на Рождество!

Дети исполняют колядки.

Реб. Коляда! Коляда!

А бывает коляда

Накануне Рождества!

Коляда пришла,

Рождество принесла!

Реб. С Рождеством Христовым

Всех мы поздравляем,

И от всего сердца

Многих благ желаем!

Реб. И здоровья, и успеха,

Мира в доме, много смеха!

Слава Богу!

Мир вам, люди.

Пусть повсюду радость будет!

Реб. Ой, коляда, коляда,

Открывай ворота,

Выноси-ка пирога!

Реб. Окажите ласку,

Дайте нам колбаску!

Хоть блин, хоть сала клин!

Реб.Коляда-молода

Зашла в новы ворота,

А за ней и Мороз

Через тын перерос.

Принес он холод,

Так что дед Архип стал молод.

Реб. Мороз не велик,

Да стоять не велит.

Будем песни спивать,

Рождество встречать!

Дети исполняют песню «Колядки, колядки» или «Рождество Христово» (И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Как у наших у ворот…Русские народные песни в детском саду». – СП.: Издательство «Композитор». – 2008.)

Педагог: После Рождества и до Крещения наступал особые дни, которые называются Святки. В эти дни в станицах было весело, жители не работали, ходили по гостям, катались с горок, облитых льдом, на санях или в корзинах. На покрытой льдом реке играли в «лодыжки» — подобие городков. Самым захватывающим зрелищем были кулачные бои стенка на стенку. Обычными были ряжения, гадания.

Примерно на середину Святок приходится очень интересный праздник, который мы все называем Старый Новый год. В то время календарь был немного другим, и Новый год праздновали как раз в это время.

Вечер накануне Нового года называли щедрый вэчир, «вечер на Меланки». Потому что в этот вечер на столе было очень много вкусной еды. Считалось, что каким будет новогодний стол, таким будет и год, весь стол старались заставить едой. Под скатерть стелили солому или сено из-под рождественской кутьи — «чтобы богато жили». Хату украшали праздничными «рушныкамы» -расшитыми полотенцами.

Провожая старый год, стреляли, чтобы отпугивать нечисть и несчастья; жгли костры в саду, «чтобы всякие вредители на ветках пропали», «чтоб Мороза греть»; девушки гадали о замужестве и судьбе, взрослые – о погоде, об урожае. Хозяйка могла «кочергой скребти курей с сидала», чтобы они начинали нестись, пугала топором неплодоносившие фруктовые деревья, чтоб они дали хороший урожай.

Вечером ходили «щедровать», петь песенки — щедровки с обязательным припевом «Щедрый вечер! Добрый вечер!», выпрашивая у хозяев снедь. Щедровальщиков одаривали снедью, которую потом делили или устраивали у кого-либо дома застолье.

Кто хочет исполнить щедровки?

Дети исполняют щедровки.

(И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Как у наших у ворот…Русские народные песни в детском саду». – СП.: Издательство «Композитор». – 2008.)

Педагог: Женщины часто объединялись с парнями, «водившими козу». Одновременно проходили ряжения, «мыланкование», «вождение Меланки» (Мыланки и Василя). При этом Меланку одевали как невесту, а в Василя часто переодевались женщины.

Давайте и мы поводим козу, поиграем в игру «Шла коза по лесу».

Дети играют в игру «Шла коза по лесу».

(И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева «Праздник каждый день. Старшая группа». – СП.: Издательство «Композитор». – 2008.)

Педагог: Утром в первый день нового года совершался обряд посевания. По поверьям первым в чужой дом в новом году должен был прийти мужчина, что сулило благополучие и здоровье, поэтому посевальщиками были мальчики и мужчины. Посевали в святой угол, на хозяев, разбрасывая пшеницу, кукурузу, горох, просо, поздравляя с Новым годом, желая хорошего урожая. За это щедро одаривали.

Сегодня как раз такое утро, первый день нового года по-старому. И мальчики будут посевать, чтоб и у нас в садике все были здоровы!

Дети исполняют попевки, мальчики в это время посевают зёрнами пшеницы.

Попевка «Здравствуйте, с Новым годом!»

Здравствуйте, с Новым годом!

Со всем родом!

Чтоб здоровы были,

Много лет жили!

Сеем, веем, посеваем,

С Новым годом поздравляем!

На телят, на жеребят

И на маленьких ребят!

Реб. Сеем, веем, посеваем,

С Новым годом поздравляем!

Уродись, пшеничка,

Горох, чечевичка!

Реб.Сею-вею, посеваю:

Овсом, рожью, милостью Божьей!

Дай, вам, Господи,

Скота, живота:

Корову с телёночком,

Овцу с ягнёночком,

Лошадь с жеребёночком,

Свинью с поросёночком!

Педагог: Святки заканчивались Крещенским сочельником.

Вечер накануне Крещения называли «голодная кутья» в связи с однодневным постом, но крещенский стол по изобилию не уступал новогоднему. Обязательными блюдами являлись кутья, в которую втыкали крестик и узвар. Сено, солому, хлеб с крещенского стола подкладывали в гнёзда домашней птице, скармливали животным, чтоб они не болели.

Все шли на ночную службу в церковь. В конце её священник освящал воду. Святую воду несли домой и окропляли подворье, дом, членов семьи, всё хозяйство, одновременно мелом ставили кресты. Утром до рассвета к проруби, вырубленной в форме креста (Иордани), шли всей станицей крёстным ходом. Священник освящал воду, в Иордань окунались трижды с головой и крестным знамением. Казаки при этом стреляли, выпускали голубей. Считалось, что после омовения к казаку весь год не будут приставать хвори, будет стороной обходить неудача в бою. Набранную из источника воду также несли домой. Крещенская вода не пропадает и обладает целебными свойствами. Такую воду можно хранить целый год.

Педагог: Вот мы и познакомились с тем, как проходили Святки на Кубани. Что вы узнали нового?

О каких праздниках мы говорили?

Что вам больше всего запомнилось или понравилось?

Ответы детей.

Педагог: Надеемся, что вы будете продолжать традиции нашего народа, рассказывать о них своим близким, чтобы наши обычаи не были забыты!

Наше занятие сегодня не обычное, а праздничное. Вы колядовали, щедровали, а по обычаю, колядовщиков одаривали. Поэтому в группах для вас приготовлено угощение!

Под кубанскую плясовую дети выходят из зала и идут в группу.

Список используемых источников.

  1. Бондарь Н.И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества.-Краснодар: Традиция, 201
  2. «Кубань в старину» А. В. Маслов. – Краснодар: Традиция, 2009
  3. «Кубановедение: учебное пособие для 8 кл./Б. А. Трёхбратов и др. –Краснодар: Перспективы образования, 2016
  4. Бондарь Н.И. Традиционная духовная культура кубанского казачества (конец XIX – первая половина XX вв.) // Традиционная культура и дети. – Краснодар: Экспериментальный центр развития образования, 199 – 271 с.
  5. «Воспитание у дошкольников любви к малой Родине», В. А. Маркова, Л. М. Данилина, З. Г. Прасолова., — Каснодар, Традиция, 2007 6.

Приложения:

  1. file1.pptx.zip.. 15,8 МБ

  2. file0.docx.. 24,2 КБ

Опубликовано: 30.11.2021

Традиционная народная культура всегда являлась для русского человека своеобразным нравственным ориентиром и этическим ограничителем, поскольку базировалась на моральных и духовных ценностях Православия. Бытование традиционной народной культуры в различных видах фольклора сопровождало весь жизненный цикл русского человека от первого до последнего дня его жизни. Одним из наиболее важных и социально значимых компонентов фольклора являются народные праздники и обряды. Являясь связующей нитью между различными поколениями, они были не только средством коммуникации, но и играли особую роль в духовном становлении личности. Содержание любого народного праздника так или иначе вписывалось в канву православных традиций народа. Святочные праздники были самыми любимыми и на Кубани.

Время от Рождества Христова вплоть до Крещения называется Святками. Рождество  —   праздник рождения младенца Христа-Спасителя —  широко отмечался и почитался на Кубани. Переселившиеся на новые земли, казаки принесли сюда и свои обычаи празднования. К Рождеству в народе готовились заранее, ведь это был один из самых любимых праздников. Так, хозяйки наводили порядок в доме, скребли, чистил углы, мыли окна, вешали чистые шторы и занавеси. Накануне праздника, 6 января в Сочельник, который принято на Кубани называть “Голодная кутья”, детям поручали набрать и принести в хату самого чистого и душистого сена со всяким разнотравьем,  листиками и цветами. Это душистое сено дети укладывали  “на покути”  —  под образами (иконами)  в “красном угле”  хаты. Это место должно было напоминать собою ясли, в которых родился Христос младенец — место, куда клали корм для животных. В самый канун Рождества —  6 января — варили кутью из зерен пшеницы, ячменя и проса. Перед тем, как поставить кутью на стол, ее обязательно торжественно ставили на душистое сено в Святой угол.

Представим себе казачью станицу конца XIX века накануне Рождества. Все вокруг укрыто снежным «покрывалом», над небольшими турлучными домиками вьется дымок, отовсюду доносится аромат свежеиспеченных пирожков с фасолью, горохом и картофелем и сваренного «узвара» (компота из сухофруктов), на столах дымится кутья (пшеничная или ячменная каша с медом). Нарядные хозяева готовят деньги, сладости и разную снедь, дожидаясь гостей. Когда еще видна была на небе «утренняя звезда» и до колокольного звона группы мальчишек, парней и мужиков со «звездой» из сита и прутьев, обклеенных бумагой, со вставленной внутри зажженной свечой, ходили по домам и славили Христа. А вечером дети и молодые семейные пары носили кутью родственникам и крестным. Отовсюду доносились пение и смех — это ходили колядовщики — в основном девочки и девушки в сопровождении «поводыря»,- ходили по домам и, спросив у хозяев разрешения, исполняли специальные песни-колядки, получая в подарок за свое пение хлеб, сало, сладости и, реже, мелкую монету.

На весь период Святок вводился запрет на любые виды работ, кроме необходимых по хозяйству. Это время предназначалось для отдыха и развлечений: взаимных визитов, катания на коньках и санках, игр в снежки и гуляний. Особенной популярностью пользовались кулачные бои, когда на льду или на станичной площади сходились станица на станицу или край на край. В подобных поединках принимало участие все мужское население, начиная с 7-летних мальчишек, которые выступали с той и с другой стороны, заканчивая глубокими стариками. Сражения происходили по правилам, которые строго соблюдались.
   Вечер накануне Нового года назывался «щедрым вечером». С самым моментом встречи Нового года связанно множество народных примет, бытующих и поныне. После ужина с варениками и домашней колбасой во всех краях станицы начинали звучать щедровки (щедривки) — это и девушки и молодые женщины ходили по станице щедровать. Распевали они в основном те же песни, что и при колядовании, только после каждого куплета добавляли припев «Щедрый вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье!» В первый день Нового года мальчики утром шли «посевать». С сумками через плечо или набив карманы семечками, горохом, пшеницей, они ходили по домам и, зайдя в хату, бросали зерно в передний угол, к иконам.   Этот обычай имеет связь с древней магией плодородия и основан на представлении о том, что от первого новогоднего дня зависит благополучие и удача в течение всего года.
   Под Новый год наступала пора гаданий. Девушки гадали в основном о замужестве и предстоящей судьбе, люди старшего поколения — о погоде и урожае. Способы гаданий очень многочисленны. В эти дни на улицах можно было увидеть ряженных в медведя, журавля, кобылу, «козу» с «дедами-поводырями» и т.д., которые целыми ватагами ходили по станицам. Все эти действа тоже должны были обеспечить плодородие и хороший урожай в наступающем году.
   Заканчивались Святки крещенским сочельником, или «голодной кутьей». Садясь «вечерять» приглашали к столу Мороза, прося его не морозить ягнят, телят, цыплят и прочую живность. Чихнувший во время ужина считался счастливым и ему что-нибудь дарили: теленка или ягненка, одежду или деньги. После ужина все выбегали во двор, колотили по изгороди лопатами и метлами, стреляли из ружей, провожая тем самым Кутью.

В Крещение всех жителей станицы, все хозяйство кропили священной «встречной» водой. Считалось, что вода, набранная в реке в полночь и освященная, обретает особое целебное свойство. Водосвятие происходило на рассвете. Для этого во льду прорубали в форме креста прорубь и священники освящали воду. Люди, изрядно «разогревшиеся» за время прошедших праздников, прыгали в прорубь, считая, что «святая вода» смоет все их грехи. Купались так же те, кто страдал хроническими заболеваниями, поскольку крещенская вода считалась испытанным лечебным средством. Эту воду женщины набирали в кувшины и бутылки и хранили в доме на случай болезни в течение всего года.
   Так же праздновали Святки и в Кубанской столице. К Новогодним празднествам готовились долго и старательно. Даже самые бедные старались купить себе и своей семье обнову к этим торжествам. Ровно в полночь три пушечных выстрела в Екатеринодарской крепости возвещали — Новый год наступил!

СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА «СВЯТКИ НА КУБАНИ»

(для учащихся 5-7 классов)

ЦЕЛЬ: формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к фольклору.

ЗАДАЧИ:

актуализировать знания детей о песенном народном наследии и об истоках русской национальной культуры и культуры Кубани;

познакомить с обрядовыми зимними праздниками на Кубани;

развивать коммуникативные способности детей, внимание, память, речь, мышление;

прививать любовь и уважение к традициям, национальным истокам и культуре своей малой родины;

воспитывать чувство преемственности поколений, уважение к кубанским традициям.

Предварительная работа:

Разучивание песенных народных и стихотворных текстов. Работа с диалектными словами.

Прослушивание народных песен, плясок, фонограмм, беседы об их характере.

Пение кубанских частушек, щедровок, колядок, песен.

Оборудование: стол украшен вышитым рушником, на столе — кутья, конфеты, печенье, выпечка, блюдца с пшеницей, водой и деньгами.
Костюмы: бабушка, хозяин с хозяйкой, коза, медведь, ряженый, цыган, колядовщики, щедровальщицы, посевальщики.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

На сцену выходят дети в казачьих костюмах, поют при этом старинную колядную песню «Вот коляда идёт»

1-я девочка: Пролетели дни без оглядки! 

Вот и пришли долгожданные Святки! 

И споем для вас и спляшем,

Всем про Старый новый год расскажем!

Всем гостям дорогим

«Здравствуйте!» — мы говорим.

Ведущий: Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них – Новогодние Святки – встреча Нового года по старому стилю. Вот и мы сегодня вместе с вами попробуем представить, как отмечали этот замечательный праздник в старину в кубанских станицах.

Дети: 1. Как когда-то наши прадедушки,

Ну, а с ними и прабабушки

Приходили на веселые святки,

На песни всем миром да загадки.

  1. А что такое святки?

  2. Этот праздник самый длинный,

Он веселый и старинный.

Наши предки вдоволь ели, Веселились две недели.

  1. От Рождества и до Крещения, Приготовив угощения,

Пели разные колядки,

По дворам ходили в святки.

  1. Наряжались и шутили, Праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас Встретим мы его у нас!

Ведущий — Заглянем в кубанскую избу и посмотрим, как же проходил этот праздник.

За стол садятся Хозяин с Хозяйкой, за прялкой сидит Бабушка.

Хозяйка — Какие зимние вечера долгие, длинные, кажется, конца и края им нет. Скорей бы день прибавился!

Хозяин — А времечко-то бежит быстро. Только недавно вроде с урожаем справились, а тут уже и святки.

Хозяйка — А помнишь, как мы в прошлом году колядовать бегали? Вот веселье-то было!

Бабушка — Да разве сейчас колядовать могут?! Так, название одно осталось. Вот в наши времена было, вот это да! Помню, как мы ходили, песни пели и хозяев поздравляли. Весело-то как было!

Хозяйка — Интересно, придут ли к нам нынче ряженые или нет?

Хозяин — А приготовила ли ты, чем ряженых-то угощать?

Хозяйка — Да приготовить-то приготовила, да вот придут ли?

Слышится музыка. К «дому» подходят ряженые. Стук в дверь.

Ряженые Пришла коляда,

Отворяй ворота!

Ворота отворяй

Да гостей принимай!

Хозяин с Хозяйкой — Здрастуйтэ! Добрый вэчир!

Колядовщик 1-й:  Коляда, коляда!

Пришла коляда

Накануне Рождества;

Мы ходили, мы искали

Коляду святую

По всем по дворам, по проулочкам.

Нашли коляду…

Колядовщик 2-й: Я маленький мальчик,

Встал на стаканчик,

А стаканчик — хруп!

А ты, дядько, дай руб!

Колядовщик 3-й: Пришла коляда

Накануне Рождества,

Дайте коровку,

Масляну головку!

Колядовщик 4-й: Дай Бог тому,

Кто в этом дому!

Ему рожь густа,

Рожь ужимиста!

Ему с колосу осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна — пирог.

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем,

И богатством.

Колядовщик 1-й:  Коляд, коляд, колядныця,

Добра з мэдом паляныця,

А бэз мзду ны така, дай, дядька, пьятака!

А ты, тетка, — грошей, колядка хороша.

Колядовщик 2-й:  Колядын, колядын,

А я в бабушкы одын,

Вы мэнэ нэ пытайтэ,

А тры грошика дайтэ.

Колядовщик 3-й:  Коляда, коляда,

Сегодня хлеба не едят.

Дай, бабуся, пирога,   

Одну бочку творога!

Хозяин и хозяйка угощают гостей.

Бабушка: Вечер под Новый год – по старому стилю (в наше время – вечер 13 января) называется «щедрым вечером». В этот вечер в каждом кубанском доме обязательно варят вареники с сыром и картошкой, жарят колбасу, пекут пирожки с капустой, с мясом, с картошкой. Девочки и девушки идут щедровать. Они подходят под окна какой-либо хаты и кричат: «здравствуйте хозяин с хозяюшкой!  Разрешите пощедровать вам?» Вот как было в наше время. А что это за шум под окном?

Щедровальщица 1-я.  Щедривочка …

11.01.2021

«Традиции Кубани. Народный праздник — Святки»

Лукьянченко Анна Анатольевна

Цель: духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, через ознакомление дошкольников с традиционной культурой кубанского казачества.
Задачи:
— воспитывать любовь к малой Родине;
— знакомить детей с жизнью бытом и культурой Кубанского казачества;
— развивать познавательный интерес к истории своего народа;
— знакомить с обрядами и традициями предков;
— развитие и формирование музыкального слуха, умения двигаться под музыку.
Материалы: аудиозапись «Святый вечер», видео «Яркая звездочка»,
«Рождественские колядки», «Танец Казачок», кубанские народные костюмы для сценки.

Предшествующая работа: беседа, заучивание колядок, кубанских песен, игр.

Методы и приемы: наглядность, погружение в игровую ситуацию (театрализованная постановка), музыкальное сопровождение, использование фольклора, народных игр.

Оценить




239

Содержимое разработки

Конспект

развлечения на тему:

«Традиции Кубани. Народный праздник — Святки» 

                                                             Муз. руководитель

А.А. Лукьянченко

Цель: духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, через ознакомление дошкольников с традиционной культурой кубанского казачества.

Задачи:

— воспитывать любовь к малой Родине;

— знакомить детей с жизнью  бытом и культурой Кубанского казачества;

— развивать познавательный интерес к истории своего народа;

— знакомить с обрядами и традициями предков;

— развитие и формирование музыкального слуха, умения двигаться под музыку.

Материалы: аудиозапись «Святый вечер», видео «Яркая звездочка»,

«Рождественские колядки», «Танец Казачок», кубанские народные  костюмы для сценки.

Предшествующая работа: беседа, заучивание колядок, кубанских песен, игр.

Методы и приемы: наглядность, погружение в игровую ситуацию (театрализованная постановка), музыкальное сопровождение, использование фольклора, народных игр.

                                                         ХОД

Педагог и дети входят в зал под мелодию «Святый вечер» и исполняют хороводный танец. Усаживаются под елочкой.

Ведущая:   В этот светлый праздник —

Праздник Рождества

Мы друг другу скажем

Теплые слова.

Тихо снег ложится:

За окном зима,

Чудо здесь свершится

И зажжет сердца.

Пусть улыбки ваши

В этот дивный день

Будут счастьем нашим

И подарком всем.

1

Льются звуки жизни,

Счастья и добра,

Озаряя мысли

Светом Рождества.

 Ребенок 1.: А что такое святки?

Ребенок 2.  Этот праздник самый длинный,

                    Он веселый и старинный.

                    Наши предки вдоволь ели,

                    Веселились две недели.

Ребенок 3. От Рождества и до Крещения,

                     Приготовив угощения,

                     Пели разные колядки,

                     По дворам ходили в святки.

Ребенок 4.  Наряжались и шутили,

                     Праздник ждали и любили.

                     Так давайте же сейчас

                     Встретим мы его у нас!

Песня «Яркая звездочка»

в сопровождении видеоклипа.

Ведущая: — Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них Новогодние Святки — встреча Нового года по старому стилю. Вот и мы сегодня вместе с вами попробуем представить, как отмечали этот замечательный праздник в старину.

Видео «Рождественские колядки»

Ведущая: Как когда-то наши прадедушки,

                   Ну, а с ними и прабабушки

                   Приходили на веселые святки,

                   На песни всем миром да загадки.

Заглянем в кубанскую избу и посмотрим, как же проходил этот праздник.

Сценка

За стол садятся Хозяин с Хозяйкой (дети), за прялкой сидит Бабушка (взрослый).

 Хозяйка — Какие зимние вечера долгие, длинные, кажется, конца и края им нет. Скорей бы день прибавился!

Хозяин — А времечко-то бежит быстро. Только недавно вроде с урожаем справились, а тут уже и святки.

2

Хозяйка — А помнишь, как мы в прошлом году колядовать бегали? Вот веселье-то было!

Бабушка — Да разве сейчас колядовать могут?! Так, название одно осталось. Вот в наши времена было, вот это да! Помню, как мы ходили, песни пели и хозяев поздравляли. Весело-то как было!

Хозяйка — Интересно, придут ли к нам нынче ряженые или нет?

Хозяин — А приготовила ли ты, Настасья, чем ряженых-то угощать?

Хозяйка — Да приготовить-то приготовила, да вот придут ли?

Ведущая: (обращаясь к детям)

А давайте мы с вами пойдем к хозяйке колядовать. Но для этого

Нам с вами надо нарядиться, так как в старину дети наряжались в разные костюмы и шли Рождествовать.

/Дети выбирают костюмы, берут Рождественскую звезду и идут колядовать./

К «дому» подходят ряженые. Стук в дверь

       Ведущая: Пришла коляда,

                    Отворяй ворота!

Ворота отворяй

Да гостей принимай!

Как зашли мы зашли

Да в хорошу хату.

Добрый вэчир, хозяева!

Реебенок (ряженый) Нам не хочется стоять

Пустите поколядовать!

Хозяин с Хозяйкой — Здрастуйтэ! Добрый вэчир!

 Ряженые исполняют щедровки. (Поют.)

Ребенок: С Новым годом, с Рождеством:
Мира Вам желаем в дом,

Ребенок: И здоровья, и добра,
И сердечного тепла!

Ребенок: Коля-коля-коляда –
Бедам – «Нет!», а счастью – «Да!»

3

Все вместе: Сеем, сеем посеваем
С Рождеством всех поздравляем!

Хозяин с хозяйкой угощают ряженых.

Ведущая: Спасибо, хозяин с хозяюшкой!        

Счастья вам, доброго здоровья!

Жить вам вместе лет до двести!

Хозяйка — Ну, а какой святочный праздник без веселых игр и соревнований?

На посиделках всегда парни с девчатами соревновались, умом и смекалкой похвалялись.

Ведущий — У нас здесь две команды: Девчушки-веселушки да отважные Молодцы-удальцы. Вот и посмотрим, кто хитрей, смекалистей, веселей будет. Чья команда даст больше правильных ответов, та и выигрывает и получает снежинку-холодинку.

Игра «Ведьмина метелка». 

Вызываются команды, становятся в круг и передают веник, украшенный бантом по кругу, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому загадку про зиму загадывать.

Летом спят, зимой бегут,

В гору деревяшка, под гору коняшка.

 (Сани)

Идет Егорка бела шубенка.

Глянули в оконце –

Лежит белое суконце.

Текло, текло и легло под стекло.

Я вода, да по воде же плаваю.

Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица.

Белый Тихон с неба спихан,

 Где пробегает ковром устилает. (Снег) (Лед) (Метель, вьюга) (Снег)

/После игры хозяйка замечает что девочка ряженая в костюм елочки грустит/

Хозяйка: От чего ты, ёлочка, грустна?
Ты зимой и летом зелена.

4

Ребенок: (елочка): Я грущу, что нету у меня обновы,
И мне не в чем встретить Рождество Христово.

Ведущий : Хозяюшка наша а мы вам хотим рассказать историю рождественской Ёлочки.

Обращает внимание на вертеп. Выходят дети ( пальма, маслина и ёлка).

Ведущий: – У входа в пещеру, где родился Христос, стояли три дерева: пальма, маслина и ёлка. Они тоже хотели поклониться Божественному Младенцу.

Пальма:

Я пальма, с пышной круглой кроной,
И в сердце гордость я храню.
Свой лист, широкий и зеленый
Перед Младенцем я склоню.
Он улыбнется мне, наверно,
Ведь я же всех прекрасней. Верно?

Маслина:А я – красавица маслина.
Не все деревья так стройны…
И думать нечего, ведь я,
Очень хороша.

Елка: А вот мне, нечем похвалиться:
У меня – одни шишки да иголки

Пальма: Ну и не ходи к младенцу,
Ты Его ещё уколешь…

Маслина: Или уронишь на Него шишку.

Пальма и Маслина вдвоем:

Ёлка-ёлка, уходи,
К малышу не подходи.

Пальма: Не красива ты нисколько…

Маслина: Палка в шубе, да и только.

Елка: Хорошо, дорогие подружки, я не пойду к младенцу. Я подожду вас здесь, у входа в пещеру. Правда, мне очень хотелось бы увидеть Его, но что поделаешь…

5

Появляется Ангел.

Елка, Пальма и Маслина вместе: Ой, кто это?

Ангел: О, тихая и смиренная елка! Твоя скромность угодна Христу. Сейчас я тебе помогу, и ты будешь самая красивая.

Ангел: Мы украсим ёлочку (украшает девочку — елку бусами)
Яркою звездой,
Оплетем мы ёлочку
Нитью золотой. (украшает девочку — елочку звездой и бусами)

Проводиться игра наряди елочку

Хозяйка: Как красив на ёлочке (дети дают ей в руки шарики)
Праздничный наряд.
На ее иголочках
Огоньки горят.

Ангел: А теперь я сам отведу тебя к святой колыбели Младенца. И отныне, в память о тебе, люди каждый год будут украшать на Рождество елку.

Хозяйка: А теперь игра — не развлеченье, А с большим, большим значеньем.

(Достает из мешка палочки для игры):

На концах бечевок палки называются „моталки”. Посреди бечевок снежинка, ты мотай бечевку шибко. Тот, кто первый намотает, тот и снежинку получает.

Игра «Мотальщики»

Ведущий:Ещё хотите поиграть свою удаль показать? Есть забава неплоха!

Кто в мешке без остановки Проскакать сумеет ловко?

Чтоб был долог колосок, чтобы вырос лес высок,

Прыгайте как можно выше, можно прыгать выше крыши!

Игра «Прыжки в мешках»

Звучит музыка выходят ряженные цыганка

Цыганка:Чтоб у ваших детушек головки не болели,

Чтоб щечки краснели, чтоб кусался зубок, 

6

Да смеялся роток, и дай Бог всего тому,

Кто в этом дому.

Я пришла прославлять, Хозяев величать!

Хозяюшке — житья сто лет! А детушкам — здоровьица!

А кто хочет погадать, да судьбу свою узнать?

Достаёт горшочек:

Горшочек с вершочек, Скажи нам дружочек:

Что сбудется, станется? Плохое пусть останется!

Желающие подходят, достают предмет из горшочка. Цыганка комментируют.

– Хлеб — житье в достатке.

– Колечко — колечко, сей мать муку, пеки пироги.

– Вата — кому станется, мягкая жизнь достанется.

– Монетка — к достатку, жить будешь богато.

– Конфета – лучше нету радости для ребят, чем сладости.

– Кусочек спички–щепка деревянная к крепкому здоровью.

– Ниточка–ниточка далеко потянется, ждет тебя путешествие.

– Зеркальце–собою любоваться. Делом не заниматься.

Летит веник.

Цыганка(руки в боки):Это что еще за шутки?

Слышится голос.

Баба-Яга: Печка-то топится, пирожка-то хочется.

Цыганка: Я вот тебе дам пирожка! Ух! Нечистая сила!

Летит башмак.

7

Цыганка: Ах, так! Ну, терпенье мое лопнуло.

Идет, вытаскивает Бабу-Ягу.

Баба-Яга: И мне погадайте. Я тоже счастья хочу!

Достает из горшочка веточку.

Что это? Растолкуйте!

Цыганка: Видно к новому помелу!

Баба-Яга огорченно заглядывает под горшочек.

Баба-Яга:А колечка там нет?

Цыганка: Так, кто же тебя замуж возьмет? Тебе сколько лет?

Баба-Яга: Ах, так! Ах, вот ты как?

Разгоняет всех помелом.

Сейчас я буду хозяйкой, попляшите вы у меня!

Устрою я вам экзамен!

Я – Бабка Ежка, Костяная ножка!

Буду вас развлекать, буду с вами играть!

Игра «Здравствуй, бабушка Яга!»

Дети стоят в кругу, баба Яга в центре.  Дети: Здравствуй, бабушка Яга!  Б.Я.: Здравствуйте, ребятки!  Дети: Костяная ты нога! топают ногой  Б.Я.: Ух, вы, дошколятки! Заморожу я вас!  Дети: А мы не боимся! машут руками перед лицом  Б.Я.: Заколдую я вас!  Дети: А мы разбежимся!  Звучит тревожная музыка. Баба Яга крутится (колдует). Дети бегают врассыпную по залу.  Б.Я.: Стоп! (Стучит метлой.)  Все замирают в различных позах. Под `страшную` музыку баба Яга ходит между детьми — ищет, кто пошевельнется. Забирает — `это на «завтрак», потом `на обед` и т.д. 

Баба Яга: А знаете, есть такая народная примета — кто на Рождество чихнёт,

тот здорово год проживёт!

8

Кто болеть не хочет — чихнём-ка разок все вместе, а?

Три-четыре — «Апчхи!!!!!!!!!»

Все чихают. Дети (хором): Дай Вам Бог здоровья!!!

Б-Я вносит тазик с водой и веник.

Баба Яга: Снегу маленько я растопила…

Кто Рождественским снегом окропится, тот от недугов исцелится!!!

Б-Я бежит по залу, брызгая на детей и взрослых.

Хозяйка: А ещё есть такая примета — если звёздочку с неба поймаешь…

И желание загадаешь…- То оно непременно исполнится!

Лопают воздушный шар и оттуда вылетают блестящие конфетти-звёздочки.

Ведущий: Загадывайте все желания!

Все колядовщики. Сеем, веем, посеваем!

С Новым годом поздравляем,

На телят, на жеребят, и на маленьких ребят,

Чтоб здоровы были, много лет жили.

Баба-Яга: Что с ногами не пойму вправо, влево носятся.

Не стоят они на месте так плясать и просятся!

Общая пляска с героями праздника

танец «Казачок».

Хозяйка:Славно мы колядовали, танцевали и играли. А теперь пора, угощаться детвора.

9

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/436753-tradicii-kubani-narodnyj-prazdniksvjatki

Также вас может заинтересовать

  • Сценарий праздника «Посвящение в первоклассники»
  • Дети за безопасность дорожного движения
  • Сюжетно – игровое физкультурное развлечение Тема: «День здоровья. Вместе с мамой, вместе с папой».
  • Устный журнал: «По страницам Великой Отечественной войны»
  • Конспект воспитательного мероприятия «Я люблю свой родной язык»

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

«Расскажу- ка вам, ребятки, про колядки».

Конспект познавательно – игрового занятия.

Задачи:
Рассказать о праздниках, которые отмечают в
период зимних святок;

Развивать чувства ритма, музыкальный слух,
слухо-двигательную координацию.

Воспитывать интерес к русским народным
традициям.

Предварительная
работа:

разучивание колядок, рассматривание
иллюстраций.

Ведущий:
В народном календаре зима – самое «богатое» праздниками
время года. Недаром в народе говорят: «Зима за мороз, а мужик за
праздники». 

За Новым годом Рождество
Тихонечко идет
И снова возле елочки
Хор ребятни поет.
Хоровод
Мы сейчас пойдем
направо — раз, два, три.
А потом пойдем налево — раз, два, три.
И руками громко хлопнем — раз, два, три.
И ногами дружно топнем — раз, два, три.
А сейчас мы повернемся — раз, два, три.
И друг другу улыбнемся — раз, два, три.
Никогда не заскучаем — раз, два, три.
Хоровод начнем сначала — раз, два, три.

С 7 по 18 января люди гуляли, ходили в гости,
поздравляли и угощали друг друга, веселились, потешали народ колядками. Это
время называлось Святками. Святки соединялись с чествованием бога – Коляды.
Коляда – это имя зимнего солнца. 25 декабря – самый короткий день в году.
Говорят, с этого дня будто бы солнце наряжается и в теплые страны едет.

У славян праздник назывался Солнцеворотом, в
ночь перед праздником зажигали большой костер, который должен был гореть 12
дней. Вокруг костра плясали, водили хороводы, пели «колядки». С пригорков
спускали подожженные колеса — символ умершего и возродившегося вновь солнца.

У чешских и польских народов был такой обычай, в
ночь перед Рождеством, простые люди толпами ходили всю ночь и, подражая голосам
животных, громко кричали.

У русского народа – молодежь и дети наряжались в
вывороченные наизнанку тулупы. Прикрыв лица смешными и страшными масками козы,
медведя, быка, барана, Бабы Яги или черта, ходили из дома в дом,
останавливались под окнами и славили хозяев, желали им в песнях и прибаутках
добра и благоденствия, многодетности и хорошего урожая.


Давайте вспомним песенки- колядки…
1.Добрый вечер, щедрый вечер,
Добрым людям на здоровье.
Что ты тётка, наварила,
Что ты тётка, напекла?
Неси скорей до окна.
Не щипай, не ломай,
А по целому давай.

2.Коляда-моляда
Зашла в новы ворота!
А за ней и мороз
Через тын перерос!
Принес он холод,
Так, что дед Архип
Стал молод!
Мороз не велик,
Да стоять не велит!
Не велит мороз стоять,
Нам пора колядовать.
Ведущий:
Колядовщики носили с собой солнышко с
зажженной в нём свечой. В старину, когда живой огонь был единственным
источником тепла и света, хозяева, выходя встречать посланников Коляды, гасили
свой огонь и зажигали новый от Колядина Огня. 

Конечно же, колядовщиков угощали различными
праздничными яствами и даже давали с собой. Одаривание, при колядовании не
просто плата, а обряд, обеспечивающий удачу семье в наступившем году.

Ой, а мороз-то, какой нынче крепкий! Давайте
погреемся.

Игровой массаж
«Мороз»

Ой, мороз, мороз, мороз — похлопывание ладошками по предплечьям
Щиплет щеки, щиплет нос — движения по тексту
Щиплет уши, щиплет губы — движения по тексту
Забирается под шубы — поглаживание руками по бокам
Чтоб согреться – посмотри
Все как следует потри:
Щеки, носик, уши, губы — потирание пальчиками щек,носа, ушей,
губ

Пар пошел уже от шубы — похлопывание себя ладошками по телу.
(слова —
О. Новиковской)

Весь вечер колядовщики ходили по домам, пели
колядки, их угощали и поздно вечером все шли в один дом, ставили стол в центре
избы, высыпали на него угощение и садились в круг, как солнышко вокруг него.
Этим обрядом снимали с еды все плохое, а потом приступали к трапезе. После застолья
приходило время игр и хороводов. Я вас приглашаю в хоровод.

                         Игра – хоровод «Шла коза по лесу»

Ведущий:
Есть обычай на Руси
Хочешь бабушку спроси
В полночь выходил народ
Да из собственных ворот
В руках валенок держали
Через плечо его кидали
Где носом упадет
Там парочку себе найдет

                                               Игра
с валенком

(два человека бросают валенок – выбирают
себе пару для пляски)

                                                
Игра «Колечко».

(Каждому участнику даётся 3 кольца диаметром
15 см. Нужно забросить на конус кольцо. Побеждает тот, кто забросит больше
колец.) 

Ведущий:
А еще примета есть — если звездочку с неба
поймаешь и желание загадаешь, то оно непременно исполнится. Загадали желание?
Ловите! Только берегите звездочку, а иначе ничего не сбудется. (бросает детям звездочки- вырезанные из
цветной бумаги или паетки).

Ведущий:
Вот и узнали мы что- то новое, немного
позабытое старинное, но вечное. Из века в век будут передаваться нашим детям,
внукам, старинные обрядовые праздники России – матушки.

Классный час: «Рождественские вечера: «Святочные дни на Кубани».

Форма проведения: устный журнал.

Цели:

познакомить учащихся с традиционными православными праздниками;

расширять кругозор, словарный запас;

воспитывать любовь и уважение к народным традициям, чувство

патриотизма, любовь к своей малой Родине.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Рождественские

вечера», аудиозапись церковного песнопения (Тропарь «Рождество твое…»,

«Кондак»).

Много много лет назад (более 2х тысяч лет) в городе Вифлиеме, в

древней Иудее, в пещере, где во время непогоды укрывали скот пастухи,

родился сын Божий. В ту ночь явилась миру чудная звезда. Переливаясь, она

шла с севера на юг и остановилась над Вифлиемом, опустив золотой луч над

колыбелью Богомладенца. Вслед за нею пришли и поклонились ему ангелы.

Затем пастухи и волхвы (мудрецы) с Востока. Волхвы принесли Младенцу

Иисусу дары: ладан как Богу, золото как царю, смирну (пахучие масла)

как человеку.

С тех пор Вифлиемская шестиконечная звезда стала символом

рождества Христова, Рождественских праздников русских Святок. Петр I

ввел обычай считать года не от сотворения мира, а от Рождества Христова и

отмечать Новолетие – 1 января по всей Руси.

А знаете, как назывался январь на Руси? Просинь, а у нас на Кубани

Сечень. Просинь в честь синевы зимнего неба, Сечень в знак рассечения

зимы на две половины. С Рождественской ночи наступало и на православной

Кубани время святок Святых дней. Проходили они с 7 по 19 января до

Крещения. Первые три дня назывались «Святыми вечерами». В эти дни по

всем хуторам и станицам ходили дети с Вифлиемской звездой и славили

Рождество Христово. Их так и называли «христославы», «славельщики».

Самый ранний обход до первой утренней звезды по традиции совершали

маленькие дети, так как детская молитва, по общему убеждению, быстрее

доходила до престола Господня. Все взрослое население станицы в это время

было на всенощной службе в храме (ночная служба с 23 часов до 4 часов

утра, которая бывает только в большие православные праздники

Рождество, Крещение, Пасха).

В хатах у всех казаков под Божницей горели масляные лампады дар

Богу. Давняя, древняя народная традиция возжигание свечей и лампад. В

каждой семье, какого бы достатка она не была, всегда зажигали в Рождество

лампады. «Тропарь Рождества Христова» и «Кондак» пели всем храмом: стар

и млад, казаки и иногородние. Звонили колокола и под этот перезвон люди

расходились по домам, поздравляя друг друга с праздником. Утром можно

было есть скоромную пищу: мясо, молочные продукты, яйца. На столах было

изобилие разных блюд: холодец (студень), жаркое, вареники с сыром,

творогом, индюки, куры, гусь с яблоками, рыба, соленья, разная домашняя

выпечка, обязательно «колядашки» традиционное печенье в форме звезды,

фигурок животных и птиц.

Вифлиемскую звезду делали из ситца, прикрепляя к ней рога лучи,

украшенные махрушками из разноцветной бумаги, бумажными цепочками,

колокольчиками. Звезду поднимали на палку. Нести ее доверяли лишь тому

ребенку, семья которого пользовалась в станице уважением и хорошей

репутацией. Кроме звезды носили «славельщики» и вертеп маленький

ящик, оклеенный цветной бумагой или тканью, в нем на оси устанавливались

куклы. С их помощью разыгрывались сценки из сказаний Евангелистов о

рождении Христа.

Христославить ходили в лучших нарядах, украшенных вышивкой, пели

стройно и красиво. Входя в хату, первым делом крестились на иконы,

мальчики при этом снимали шапки. Затем просили у хозяев разрешение

«похристославить». Пели Тропарь:

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем

бо звездам служащии звездою учахуся, и Тебе ведети с высоты Востока.

Господи! Слава Тебе!

Затем пелось традиционное величание хозяевам:

Маленькие детки щипали ветки,

В саду стояли, Христа прославляли:

Христос родился – Рай отворился.

Дети вставали кругом (Вифлиемская звезда в центре) и идя друг за

другом «славили»:

Добрый вечер, люди, гости и хозяйка!

Радуйся, ой радуйся, земля, Сын Божий народился!

Вот пришли до тэбэ три праздничка в гости.

Радуйся, ой радуйся, земля, Сын Божий народился!

А первый же праздник – Святое Рождество!

Радуйся, ой радуйся, земля, Сын Божий народился!

А другой же праздник – Святого Василия!

Радуйся, ой радуйся, земля, Сын Божий народился!

А третий же праздник – Святое Крещение!

Радуйся, ой радуйся, земля, Сын Божий народился!

А на том слове бувайтэ здоровы!

Радуйся, ой радуйся, земля, Сын Божий народился!

Хозяева одаривали «славельщиков» сладостями обрядовым печеньем,

которое пекли специально для этого: «овсеньки», «коровки», «бобышки»,

«колядашки» в каждом хуторе они назывались поразному. За щедрые дары

христославы величали хозяев, пели «Многая лета!» (Аудиозапись) скупым

пели корильные песни. Уходили с поклоном, обещая прийти на следующий

год. Дом. где побывали «славельщики» считался освященным весь год.

На второй день после Сочельника, т.е. 8 января по всем станицам и

хуторам хозяйки готовили «бабкину» кутью – «богатую». Стол посыпали

сеном (для достатка), стелили праздничную скатерть, в центре стола ставили

блюдо с сочивом. Сочиво обрядовое, ритуальное блюдо для этого вечера

готовилось из миндального или макового молока смешанного с медом и

крупяной кашей (пшеничной, ржаной, ячменной, гречневой, гороховой,

рисовой). В нее добавляли орехи, мак, изюм. На стол после сочива ставили

другие блюда, которых должно быть 12 по числу апостолов: блины, заливная

рыба, холодец, молочный поросенок с кашей, медовые пряники, взвар и др.

(по достатку в семье). А из хаты в хату продолжали ходить христославы,

теперь уже подростки и молодежь, а то и старые люди.

И так до трех дней после Рождества носили Вифлиемскую звезду и

пели: «Христос родился, славьте!», Тропарь Рождеству Христову и Кондак.

Кондак:

Дева днесь Пресущественного рождает,

И земля вертеп Непритступному приносит,

Ангели с пастырьми славословят,

Волсви же со звездою путешествуют,

Нас бо ради родился Отроча младо, превечный Бог».

С вечера 9 января на Кубани начинались гадания и хождения

«ряжеными» и продолжалось это до Крещения (19 января), их называли еще

«машкарованными», «нарядчиками». С 10 января наступали «страшные»

вечера. С давних времен у древних славян бытовало поверье, что накануне

Нового года и других больших праздников дома людей посещают души

умерших предков, чтобы увидеть как живут их потомки, и если нужно,

помочь им с «того света». «Машкарованные» считались заместителями душ

умерших предков, поэтому встречали их уважительно, одаривали богато.

Во время «страшных» вечеров по хуторам «кудесили» подростки и

молодежь: разбирали поленницы, примораживали двери, а потом с хозяев

требовали выкуп. Забирались даже на крыши хат и закладывали трубу от

печи и дым шел в хату. Особенно доставалось тем, кто в прошлом году скупо

одаривал «колядовщиков». Одежда «ряженых» маски зверей и птиц,

шутовские одеяния, вывернутые наизнанку тулупы, тыквы (выскобленные

внутри с горящей свечой и страшной вырезанной мордой). Водили с собой

козу или ряженую «козу» или «медведя», они символизировали достаток и

богатство. Само название «коляда» происходит от слова «коленда». Так в

древности называли первые дни новорожденного года.

Основная цель колядования пожелание счастья, богатого урожая.

Наши предки верили: от того как встретить первые дни года зависит и

будущая жизнь. Вот почему. Приходя в дом «колядовщики» пели

величальные песни хозяевам, детям, плясали, а скупых хозяев стращали. Есть

пословица: «Придут святки – загорятся пятки». Пели песни – «попрошайки»:

Пришла коляда, колядколядныця,

Добра з медом палэныця,

А без меду – не така.

Давай, тетка, пятака.

Тетенька – добренька, дай куличик сдобненький

Если крошечку уронишь – то и бога не замолишь.

Коляда маляда, в дни торжества

Подавай, не ломай, все по целой подавай.

Не дашь лепешки разобьем окошки,

Не подашь пирога мы корову за рога.

Коляда, коляда. Отворяй ворота.

Ты подай пирога, хлеба кусочек, сметаны горшочек.

Не подашь пирогов – напускаем клопов,

Тараканов усатых и зверей полосатых!

В «страшные» вечера начинались гадания: на погоду, на семейную

жизнь, на замужество. Луковицу разрезали на 12 частей (12 месяцев) и

посыпали солью. Утром смотрели: если соль на дольке мокрая эти месяцы

дождливые, если долька сухая в этот месяц дождя не жди. Способов

гадания было множество. Например, ночью, в темноте ходили в сарай. Брали

полено из поленницы. Если полено гладкое – муж будет ласковый, год

урожайный. Жизнь гладкая. Суковатое полено муж будет драчливый,

злой, а год – неудачный.

Узнать о суженом ряженом девушки и молодки могли, гадая на воск

от свечей, олову, кольцам, свету луны, курам, куриным яйцам, собачьему

лаю, шагу лошадей, хрюканью свиней, бобам, бросанию башмаков, зеркалу,

ветру, сновидениям, и даже по богослужебным книгам, что, естественно,

отнюдь не делало ворожбу богоугодным делом.

На Святках в церкви не совершают бракосочетаний, но поскольку пост

уже окончился, то по станицам Кубани начинались ярмарки невест. Причем

эти ярмарки устраивались во всех слоях у богатых и не очень. Хлопцы и

девчата собирались в одной хате (у старенькой бабушки или вдовы). По ходу

веселья, игр и танцев находили себе пару (при этом хозяйки уходили,

оставляя молодых одних).

В начале «Святых дней» повсюду была традиция: накормить,

приютить или посетить: в первый день – сирот, во второй – больных, в

третий заключенных. Еще в X веке считалось долгом каждого христианина

на Святках посетить больницу, сиротский приют и острог (тюрьму). Эта

традиция была и на Кубани, где не было ни тюрем, не сиротских приютов, ни

больниц. Люди накрывали столы и кормили всех нищих, больных. Всех, кто

заходил в станицу привечали, кормили, одаривали одеждой и едой,

предоставляли ночлег. Считалось, что рождественская радость должна

коснуться всех, пусть даже не православной веры, тех, кто в чемто виноват

перед Богом и станичниками.

С 13 января по всей Кубани устраивались новогодние колядки

овсень, таусень, усень. Начинались «щедрые вечера». С 13 на 14 января под

окнами казачьих хат пелись песни: «щедровки», «виноградья». Дети ходили

по хатам на рассвете с лукошком или мешком в котором были пшеница,

гречка, овес, рожь, кукуруза, пшено. Это своеобразный обряд «засевание

зерен». Дети рассыпали зерна ярового хлеба со словами: «Уроди, Боже,

всякого жита по закрому, да по большому». Зачастую заходили в хату перед

обедней и «сеяли» из рукава. При этом пели «засевальные песни» с

пожелание богатого урожая:

Небо ясный месяц скрыло, нам дорогу осветило,

Щедрый вечер, добрый вечер, нам всем людям на здоровье.

Снегом белым вспорошило, нам дорогу осветило,

Щедрый вечер, добрый вечер, нам всем людям на здоровье.

Добрый вечер, люди, мы пришли до хаты,

Чтобы с Новым годом вас всех поздравляти.

Щедрый вечер, добрый вечер, нам всем людям на здоровье.

Чтоб масло и сало на плите скворчало,

Жилось без печали, деньги чтоб бренчали.

Щедрый вечер, добрый вечер, нам всем людям на здоровье.

Сеем, сеем, посеваем, с Новым годом поздравляем,

Чтоб здоровенькими были, много лет прожили.

Боже благий, Боже щедрый, даруй нам год счастливый.

Щедрый вечер, добрый вечер, нам всем людям на здоровье.

В «щедрые вечера» продолжались молодежные посиделки, которых с

горячим нетерпение ждали хлопцы и девчата. О размахе, широте и накале

этого периода говорят названия посиделок: сборища, гостьбища, съезды,

игрища. Каждый участник посиделок мог блеснуть своим талантом. Песни,

пляски, хороводы сменялись играми. Традиционными были «походячие»

песни хороводные песни припевающие парня к девушке, т.е. символически

изображающие ухаживание, сватовство, свадьбу. Пели и «щедривки» с

пожеланиями счастья, изобилия во всем. Но не Новым годом назывался на

Кубани день 14 января, а Васильевым днем. Время так и считали от

Васильева дня.

Так и проходили «Святочные дни» на Кубани до 18 января

Крещенского сочельника в радости и милосердии к неимущим.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий коляда театрализованное представление
  • Сценарий ко дню флага лнр
  • Сценарий колхозной вечеринки
  • Сценарий ко дню флага днр
  • Сценарий колокольчик ледяной всех зовет на елку младшей группе