Сценарий коми национальных игр

Сценарий развлечения для старшей, подготовительной группы«Коми национальные игры» Цель: приобщать детей к коми народной культуре;Задачи: закреплять навыки играть в народные игры; развивать смекал

Сценарий развлечения для старшей, подготовительной группы

«Коми национальные игры»

Цель: приобщать детей к коми народной культуре;

Задачи: закреплять навыки играть в народные игры; развивать смекалку, ловкость, быстроту, выносливость; воспитывать уважение к коми культуре, к друг другу; создать хорошее настроение.

Ход развлечения.

Ведущий: Видза оланныд, дона челядь да миян гӧстьяс! (Здравствуйте дорогие ребята и наши гости!) На каком языке я с вами поздоровалась? Да, на коми. Значит в какой республике мы живём? (Коми) Да, мы живём в Коми Республике. У нашего народа есть свои обычаи, своя культура, песни, танцы, а так же игры. Сегодня мы собрались с вами, чтобы поиграть в коми народные игры. Какие вы игры знаете? (ответы детей) Замечательно, вы знаете много игр.

   Всем известно, что коми народ занимается охотой, рыболовством, оленеводством. Поэтому в их играх можно увидеть труд взрослых, а так же что-то связанное с природой.

Итак, мы начинаем наши игры, а для этого я попрошу вас всех закрыть глаза и представить, что мы находимся в коми национальной избе и нас встречает бабушка… И первая наша игра «Кошка, бабушка и горшки для сметаны»

1-я игра «Кошка, бабушка и горшки для сметаны» (приложение)

Ведущий: Молодцы! Хорошо поиграли с бабушкой. А теперь поиграем с дядей Семёном

2-я игра «Дядя Семён» (приложение)

Ведущий: Вот как много у дяди Семёна детей! И решили они построить чум. А кто знает, что такое чум? Да, это жилище человека в тундре.

3-я игра «Построй чум» (приложение)

Ведущий: Чум построили, а теперь пойдём на рыбалку.

4-я игра «Невод» (приложение)

Ведущий: Сколько много рыбы наловили! Молодцы! А какое животное живёт в тундре рядом с человеком? (ответы) Конечно же это олень. Он тоже помогает во всём человеку. На оленях люди кочуют с одного места на другое. А летом олени пасутся на пастбище.

5-я игра «Ловля оленей» (приложение)

Ведущий: Замечательно поиграли. Оленей поймали, а теперь скажите мне, ходили ли коми народ в лес? (ответы) А что там они делали? (ответы). Вот и мы с вами пойдём в лес за ягодами.

6-я игра «Медведь — бабушка» (приложение)

Ведущий: Ну вот, все дела сделали, теперь можно отдохнуть.

7-я игра «Игра с верёвкой» (приложение)

Ведущий: Вот и подошли наши игры к концу, я надеюсь, что вам понравились коми народные игры. Думаю, что вы узнали много интересного сегодня о народе коми. Всем большое спасибо за участие! Аддзысьлытӧдз! (До свидания!)

Приложение

  1. «КОШКА, БАБУШКА И ГОРШКИ ДЛЯ

СМЕТАНЫ» (КАНЬ, БАБӦ ДА НӦКВЫЛӦ ГЫРНИЧ)

Цель: учить выполнять действия в соответствии с ролью.

Развивать умение быстро бегать, ловкость.

Ход: из игроков выбирают «кошку», «бабушку», остальные становятся «горшками для сметаны» и садятся на корточки в круг. Бабушка отходит в сторону — уходит спать. За время ее сна «кошка» опрокидывает «горшки»- укладывает  сидящих игроков. Когда бабушка просыпается и видит проделки «кошки», начинает гоняться за ней по кругу. Догоняя, ей обязательно надо поднимать опрокинутые

«горшки». Если бабушка поймает «кошку», они меняются местами или выбирают новых.

  1. «ДЯДЯ СЕМЁН» (СЕМЁН ДЯДЬ)

Цель: учить выполнять движения по тексту; придумывать движения самостоятельно. Развивать воображение, фантазию.

Ход: игроки встают в круг, поместив одного в середину. Все ходят по кругу и показывают то, о чём поётся в песне:

У дяди Семёна было,

Было семь детей.

Все семеро такие:

С такой головой,

С такой бородой,

С такими глазами,

С такими ушами,

С такими носами,

С такими ртами.

Они не работали, не работали,

Потом сделали вот так…

Семён дядьлӧн вӧлі,

Вӧлі сизим пи.

Став сизимыс вӧліны:

Татшӧм юрӧн,

Татшӧм тошкӧн,

Татшӧ синмӧн,

Татшӧм пельясӧн,

Татшӧм нырӧн,

Татшӧм вомӧн,

Найӧ эз уджавны,

А сэсся вӧчасисны тадзи…

После этих слов стоящий в кругу показывает какую-то

фигуру. Кто позже всех повторит, тот входит в круг.

  1. «ПОСТРОЙ ЧУМ» (ЧУМ СТРӦИТӦМ)

Цель: упражнять в быстром беге. Развивать ловкость,

умение действовать по сигналу.

Ход: играющие делятся на две команды, встают в круг поднимают руки над головой. По сигналу бегают врассыпную, высоко поднимая колени, изображая оленей (руки над головой скрестно), по второму сигналу должны быстро построить чум т.е. занять свои места.

  1. «НЕВОД» (ТЫВ)

Цель: упражнять в быстром беге. Развивать ловкость,

умение действовать по сигналу.

Ход: играющие, выбирают «рыбу». На голову ей надевают яркий платок или венок из цветов и помещают в центре хоровода, изображающего невод. На расстоянии 1, 5—2 м от хоровода устанавливают четыре украшенных лентами шеста.

«Рыба», пробравшись сквозь невод (под руками играющих, бежит к одному из шестов. Игроки догоняют ее. Если «рыбу» не догнали, и она спряталась за шестом, она остается «рыбой», если поймают, то она возвращается в хоровод.

Рыбой становится тот, кто ее догнал.

Правила игры. Игроку, выбегающему из-под невода, надо

проявлять ловкость, а не силу. Разрывать круг нельзя.

«ЛОВЛЯ ОЛЕНЕЙ» (КӦР КУТАЛӦМ)

Цель: учить бегать врассыпную, использовать всю

площадку для бега. Развивать ловкость, глазомер, умение действовать по сигналу.

Ход: среди играющих выбирают двух пастухов, остальные участники — олени. Они становятся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего «Раз, два, три — лови!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те убегают от мяча. Олень, в которого, попал мяч, считается пойманным. После четырех-пяти повторений подсчитывается количество

пойманных оленей.

Правила игры. Игру надо начинать, только по сигналу. Бросать мяч можно только в ноги играющих. Засчитывается прямое попадание, а не после отскока.

«МЕДВЕДЬ – БАБУШКА» (ОШКӦ-БАБӦ)

Цель: учить выполнять игровые действия, четко проговаривать текст, ориентироваться в пространстве. Развивать ловкость, быстроту бега.

Ход: из числа игроков считалкой определяют водящего, который становится «медведем», остальные — «собиратели ягод». Можно играть на улице и дома: если играют на улице, водящий заходит в овраг и присаживается, если в доме становится на корточки, и его накрывают шубой. Игроки ходят вокруг него, наклоняются — показывают сбор ягод, и поют:

Медведь-бабушка, медведь-бабушка,

Чернику собираем, бруснику собираем,

Хорошую ягоду возьмём,

Плохую ягоду оставим.

Ошкӧ-бабӧ, ошкӧ-бабӧ,

Чӧдтӧ вотам, пувтӧ вотам,

Бур вотыссӧ босьтам,

Лёк вотыссӧ чӧвтам.

В удобный для себя момент водящий набрасывается на убегающих игроков. Пойманный игрок становится новым «медведем».

«ИГРА С ВЕРЁВКОЙ» (ГЕЗЪЙӦН ВОРСӦМ)

Цель: учить строить ровный круг, стараться держать круг во время игры. Развивать ловкость, быстроту движений.

Ход: игроки встают в круг, обеими руками держатся за верёвку, которая образует круг. Выбирают одного участника, который входит в круг. Ему надо найти удобный

момент и резким движением прикоснуться до чьей-нибудь руки. Игрок, чтобы не попасться, убирает одну руку с верёвки. Тогда водящему нельзя трогать другую руку. Кого осалят, тот становятся водящим.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 17 общеразвивающего вида»

Сценарий

спортивного развлечения для старших групп

«Коми игры»

Разработчик:

Акулова Виктория Олеговна

Ухта, 2020 г.

«Коми игры»

Цель:    ознакомление детей с коми народными играми;· воспитывать любовь к родному краю его традициям.

Задачи: закреплять навыки играть в народные игры;

развивать смекалку, ловкость, быстроту, выносливость;

воспитывать уважение к коми культуре, к друг другу;

создать хорошее настроение.

Предварительная работа: беседа о Коми крае, о коренном народе, об их быте и развлечениях; разучивание народных коми игр с детьми.

Материал: одежда персонажей: медведь, платок, пастух, палочка, волк, сова, кот. Ружья, кочки, елки, обручи, конусы, бубен. Музыкальное сопровождение коми песен во время проведения мероприятия.

Ход:

Ведущий:

Здравствуйте! Каждый народ нашей Страны издревле играет в различные подвижные игры, которые связаны с их традициями, обычаями, занятиями, промыслами. Мы живем в Республике Коми, в которой тоже есть свои обычаи, традиции и конечно которая славится своими народными играми. Игры коми народа связаны с их деятельностью. С древних времен и по сегодняшний день,  чтобы прокормить себя, коми народ  занимается, земледелием, скотоводством,  охотой, рыболовством, оленеводством. И игры коми  народа  тоже связаны с этим занятиями. Дети коми народа играют в оленеводов, в метких охотников, ловких рыбаков.

Так как  основным промыслом коми народа является рыбалка и охота сегодня мы с вами  отправимся« На охоту».

1.Игра –эстафета «На охоту- через болото».

(Подготовить : 2 ружья ,10 кочек и 2 елки.)

Необходимо с ружьем в руках пробежать по кочкам, не упав в болото, оббежать елку и бегом  без задания обратно к команде. Отдать ружье следующему игроку команды и встать в конец команды.

Ведущий: Ребята, а как вы думаете, кто из животных самый главный в лесу?

2. Игра «В медведя»

(Подготовить : шапка медведя, платок)

Выбирают медведя по жребию, остальные – сборщики ягод. Медведь на четвереньках в центре круга. Его накрывают шубой. Сборщики ходят по кругу, собирая ягоды и при этом поют:    

Медведушка – бабушка, медведушка – бабушка

Твою чернику собираем, твою бруснику выбираем,

Хорошие ягоды себе берем, плохие ягоды выбрасываем.

 Медведь сбрасывает шубу и ловит ягодников.

Ведущий: Молодцы ребята, хорошо мы с вами поиграли, но это еще не все, я вам предлагаю сыграть в еще одну подвижную игру:

3. Игра «Стой олень»

(Подготовить : накидка пастуха и палочка)

Выбираются пастух, остальные олени. Олени разбегаются, пастух бежит за ними, старается догнать и коснуться рукой и сказать: «Стой, олень». Тот кого коснулись палочкой, останавливается и садится. Игра заканчивается, когда пастух поймает 5, 6 «оленей».

Ведущий: У меня есть еще одна народная коми игра:

4. Игра«Оленьи упряжки».

(Подготовить : конусы и обручи)

Играющие стоят вдоль стены зала по двое (один изображает оленя, другой – каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия : объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят через ручей по мостику. Доехав до стойбища (До противоположной стены зала каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «олени далеко, ловите своих оленей (каждый игрок – каюр ловит свою пару. Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку.

Ведущий: И снова давайте вами поиграем, коми игра:

5. Игра «Важенки и оленята».

(Подготовить : шапка волка и обручи)

По залу разложены обручи. В каждом из них находятся: важенка и двое оленят. Волк сидит. На слова ведущего:

Бродит в тундре важенка,

С нею – оленята,

Топают по лужам

Оленята малые,

Терпеливо слушая

Наставления мамины – играющие оленята свободно бегают по тундре, накланяются, едят траву, пьют воду. На слова «волк идет!» Оленята и важенки убегают в свои домики (обручи). Пойманного олененка волк уводит с собой.

Ведущий: А теперь попробуйте отгадать загадку:

У нее глаза большие,

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днем. (Сова)

Ведущий: Ну что, еще не совсем не устали, тогда у меня для вас есть еще одна коми игра:

6. Игра «Полярная сова и евражки».

(Подготовить : шапка совы и бубен)

Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие — евражки. Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражки и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.

Правила игры. Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.

Ведущий: Вот мы славно с вами поиграли. А теперь ребята, я хочу в вас просить, а вы знаете какие-нибудь еще коми игры, может меня чему научите? (Дети с участием воспитателя должны объяснить, показать, обучить ведущего новой коми игре).

Ведущий: Дружно с вами мы играли,

И нисколько не скучали,

Теперь пришла пора

Нам проститься детвора

Без меня вы не скучайте,

А скучно стает – по играйте!

«Любите, цените свою малую Родину, наш любимый Коми край,  уважайте коми народ и его  обычаи и традиции». ​​​​​​​

Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад №92 общеразвивающего вида» г.
Сыктывкара

Сценарий развлечения для подготовительной
группы

Тема: «Подвижные игры Коми
народа»

Составитель: Вепринцева Нина Андреевна

Инструктор по физической культуре

Сыктывкар, 2021

Цель: воспитание любви к родному краю, формировать дружеские
взаимоотношения, приобщать детей к народной культуре, воспитывать любовь и
интерес к Коми народной игре.

Задачи: 

Воспитательные:

— воспитывать уважение к Коми культуре, к
друг другу;

Образовательные:

закреплять
навыки играть в народные игры;

Развивающие:

развивать
смекалку, ловкость, быстроту, выносливость;

Ход развлечения.

Ведущий: Видза
оланныд, дона челядь да миян гӧстьяс! (Здравствуйте дорогие ребята и наши
гости!) На каком языке я с вами поздоровалась? Да, на коми. Значит в какой
республике мы живём? (Коми) Да, мы живём в Коми Республике. У нашего народа
есть свои обычаи, своя культура, песни, танцы, а так же игры.

Сегодня мы собрались с вами, чтобы
поиграть в коми народные игры. Какие вы игры знаете? (ответы детей)
Замечательно, вы знаете много игр.

 Вам
известно, чем занимается Коми народ? (охотой, рыболовством, оленеводством).
Поэтому в их играх можно увидеть труд взрослых, а так же что-то связанное с
природой.

Итак, мы начинаем наши игры. Мы с вами
отправимся в Коми избу. А для этого я попрошу вас всех закрыть глаза и
произносить слова « 1,2,3,4 вокруг себя повернись в Коми избе очутись. Мы
находимся в коми национальной избе и нас встречает бабушка… И первая наша игра
«Кошка, бабушка и горшки для сметаны»

1-я игра «Кошка, бабушка и горшки для
сметаны» 
(приложение)

Ведущий: Молодцы! Хорошо поиграли с бабушкой. Вы знаете, что такое чум? Это
дома, где живут оленеводы. Давайте построим свой чум!

2-я игра «Построй чум» (приложение)

Ведущий: Чум построили, а теперь пойдём на рыбалку.

3-я игра «Невод» (приложение)

Ведущий: Сколько много рыбы наловили! Молодцы! А какое животное живёт в
тундре рядом с человеком? (ответы) Конечно же это олень. Он тоже помогает во
всём человеку. На оленях люди кочуют с одного места на другое. А летом олени
пасутся на пастбище.

4-я игра «Ловля оленей» (приложение)

Ведущий: Замечательно поиграли. Оленей поймали, а теперь скажите мне,
ходили ли коми народ в лес? (ответы) А что там они делали? (ответы). Вот и мы с
вами пойдём в лес за ягодами.

5-я игра «Медведь — бабушка» (приложение)

Ведущий: Ну вот, все дела сделали, теперь можно отдохнуть.

6-я игра «Борьба на палках» перетягивание
на палках 
(приложение)

Ведущий: Вот и подошли наши игры к концу, я надеюсь, что вам понравились
коми народные игры. Думаю, что вы узнали много интересного сегодня о народе
коми. Всем большое спасибо за участие! Аддзысьлытӧдз! (До свидания!)

Приложение

1.     «КОШКА, БАБУШКА И ГОРШКИ ДЛЯ

СМЕТАНЫ» (КАНЬ,
БАБӦ ДА НӦКВЫЛӦ ГЫРНИЧ)

Цель: учить выполнять действия в соответствии с ролью.

Развивать
умение быстро бегать, ловкость.

Ход: из игроков выбирают «кошку», «бабушку», остальные становятся
«горшками для сметаны» и садятся на корточки в круг. Бабушка отходит в сторону
— уходит спать. За время ее сна «кошка» опрокидывает «горшки»- укладывает
 сидящих игроков. Когда бабушка просыпается и видит проделки «кошки»,
начинает гоняться за ней по кругу. Догоняя, ей обязательно надо поднимать
опрокинутые

«горшки».
Если бабушка поймает «кошку», они меняются местами или выбирают новых.

2.    
 «ПОСТРОЙ ЧУМ» (ЧУМ
СТРӦИТӦМ)

Цель: упражнять в быстром беге. Развивать ловкость,

умение
действовать по сигналу.

Ход: играющие делятся на две команды, встают в круг поднимают руки над
головой. По сигналу бегают врассыпную, высоко поднимая колени, изображая оленей
(руки над головой скрестно), по второму сигналу должны быстро построить чум
т.е. занять свои места.

3.    
«НЕВОД» (ТЫВ)

Цель: упражнять в быстром беге. Развивать ловкость,

умение
действовать по сигналу.

Ход: играющие, выбирают «рыбу». На голову ей надевают яркий платок или
венок из цветов и помещают в центре хоровода, изображающего невод. На
расстоянии 1, 5—2 м от хоровода устанавливают четыре украшенных лентами шеста.

«Рыба»,
пробравшись сквозь невод (под руками играющих, бежит к одному из шестов. Игроки
догоняют ее. Если «рыбу» не догнали, и она спряталась за шестом, она остается
«рыбой», если поймают, то она возвращается в хоровод.

Рыбой
становится тот, кто ее догнал.

Правила
игры. 
Игроку, выбегающему из-под
невода, надо

проявлять
ловкость, а не силу. Разрывать круг нельзя.

4.     «ЛОВЛЯ ОЛЕНЕЙ» (КӦР КУТАЛӦМ)

Цель: учить бегать врассыпную, использовать всю

площадку для
бега. Развивать ловкость, глазомер, умение действовать по сигналу.

Ход: среди играющих выбирают двух пастухов, остальные участники —
олени. Они становятся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом,
друг против друга. По сигналу ведущего «Раз, два, три — лови!» пастухи по
очереди бросают мяч в оленей, а те убегают от мяча. Олень, в которого, попал
мяч, считается пойманным. После четырех-пяти повторений подсчитывается
количество

пойманных
оленей.

Правила
игры. 
Игру надо начинать, только по
сигналу. Бросать мяч можно только в ноги играющих. Засчитывается прямое
попадание, а не после отскока.

5.     «МЕДВЕДЬ – БАБУШКА» (ОШКӦ-БАБӦ)

Цель: учить выполнять игровые действия, четко проговаривать текст,
ориентироваться в пространстве. Развивать ловкость, быстроту бега.

Ход: из числа игроков считалкой определяют водящего, который становится
«медведем», остальные — «собиратели ягод». Можно играть на улице и дома: если
играют на улице, водящий заходит в овраг и присаживается, если в доме
становится на корточки, и его накрывают шубой. Игроки ходят вокруг него,
наклоняются — показывают сбор ягод, и поют:

Медведь-бабушка,
медведь-бабушка,

Чернику
собираем, бруснику собираем,

Хорошую ягоду
возьмём,

Плохую ягоду
оставим.

Ошкӧ-бабӧ,
ошкӧ-бабӧ,

Чӧдтӧ
вотам, пувтӧ вотам,

Бур
вотыссӧ босьтам,

Лёк
вотыссӧ чӧвтам.

В удобный для
себя момент водящий набрасывается на убегающих игроков. Пойманный игрок
становится новым «медведем».

6.     «Борьба на палках» перетягивание на палках 

Цель: совершенствование физических качеств: силы, выносливости, ловкости,
координации движений; учить действовать по правилам.

Ход: Играющие, разделившись на две группы, садятся на пол гуськом: одна
группа против другой. Передние берутся за палку двумя руками и упираются друг в
друга ступнями ног. Остальные в каждой группе держат друг друга за талию. По
команде постепенно перетягивают друг друга. Победителем считается та группа,
которая перетянула на свою сторону другую группу, или приподняла в ней с места
несколько человек, или вырвала палку из рук переднего. Игроки в каждой команде
должны быть равны по численности и по силе.

Коми Национальные Игры.

1. Бег в снегоступах.
Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды по одной паре снегоступов.
По сигналу воспитателя (взмах флажком) ведущие каждой команды в снегоступах бегут к флажкам, поставленным заранее на противоположной стороне площадки, каждый огибает свой флажок и бежит обратно, отдает снегоступы следующему игроку команды. Победителем считается та команда, которая раньше закончит бег.
Правила игры. Игра проводится по принципу эстафеты. Передавать снегоступы можно только за чертой. Огибая флажок; нельзя задевать его.

2. Олени и пастухи.
Все игроки — олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. двое ведущих — пастухи — стоят на противоположных сторонах Площадки, в руках у них маут (Картонное кольцо или длинная веревка с пет лей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках. Правила игры. Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута.

3. Волк и олени.
Из числа играющих выбирается полк, остальные — олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, начала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного волк отводит к себе. Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.
Куропатка и охотники
Все играющие куропатки трое из них— охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал ‚Охотники!) все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги). На сигнал ‘Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают. Правила игры. Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегаю.

4. Тройной прыжок.
На сне проводится черта, играющие становятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше. Правила игры. Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.
Варианты. Игра проводится с распределением цепей по звеньям. В каждое звено входит от двух до четырех человек. Все дети одного звена выходят к черте одновременно. По сигналу они все вместе начинают прыгать. Выигрывает звено, участники которого прыгают дальше. Игру можно организовать и таким образом, чтобы в прыжках состязались одновременно дети из разных звеньев. В этом случае подсчитывают, какое количество первых, вторых, третьих и т. д. мест заняли участники каждого звена.

5. Отбивка оленей.
Группа играющих находится внутри очерченного круга. Выбираются три пастуха, они за кругом — это олени. По сигналу ‚Раз, два, три — отбивку начни пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает пять-Шесть раз. После чего он подсчитывает отбитых оленей. Правила игры. бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу. Стрелять надо с места в подвижную цель.

6. Ловля оленей (Коръясос куталом)
Среди играющих выбирают двух пастухов, остальные участники—олени. Они становятся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего «Раз, два, три — лови!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те убегают от мяча. Олень, в которого попал мяч, считаётся пойманным. После четырех-пяти повторений подсчитывается количество пойманных оленей.
Правила игры. -Игру надо начинать только по сигналу. бросать мяч можно только в ноги играющих. Засчитывается прямое по падание, а не после отскока.

7. Оленьи упряжки.
Играющие стоят вдоль стены комнаты или вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой — каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, пере ходят ручей по мостику, доехав до стойбища (до противоположной стороны комнаты или площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.
Правила игры. Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.
Вариант. Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает. Аналогично можно провести игру без упряжки. Этот вид характерен для береговых чукчей.

8. Важенка и оленята
На площадке нарисовано несколько В каждом из них находятся важенка оленят. Волк сидит за сопкой (на конце площадки. На слова ведущего:
Бродит в тундре важенка, 
С нею — оленята, 
Объясняет каждому 
Все, что непонятно… 
Топают по лужам 
Оленята малые. 
Терпеливо слушая 
Наставления мамины — играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!», оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой. Правила игры. движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика.

9. Белый шаман.
Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга — водящий. Это белый шаман — добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторит в точности ритм, проигранный водящим.
Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.

10. Каюр и собаки.
На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают, около них по три человека и берутся за руки. двое из них — собаки, Третий — каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. дети тройками по сигналу бегут навстречу друг другу от одного шнура до другого.
Правила игры. Бежать можно только’ по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть различные препятствия.

11. Ловля оленей.
Играющие делятся на две группы. Одни— олени, другие — пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу ‘Лови!, пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.
Правила игры. Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

12. Бомба.
Играют парами на мате или на ковре. Играющие берут друг друга за плечи и борются, стараясь положить соперника на спину. Выигрывает тот, кто достиг цели, уложил противника на лопатки.
Правила игры. Бороться можно только на мате или ковре, не сходя с него. Нельзя допускать грубых действий.

13. Борьба на палке.
Чертится линия. двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу. Держась за палку двумя руками и упираясь ступнями ног о ступни другого, начинают перетягивать друг друга. Выигрывает тот, кто перетянет соперника за черту.
Правила игры. Начинать перетягивать палку следует одновременно по сигналу. Во время перетягивания палки нельзя менять положения ступней ног.

14. Успей поймать!
На игровой площадке находятся две равные группы участников: девочки и мальчики. Ведущий подбрасывает мяч вверх. Если мяч поймают девочки, то они начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы мячом не завладели мальчики, и, наоборот, если мяч окажется у мальчиков, они стараются не дать его девочкам. Выигрывает та команда, которая сможет дольше удержать мяч.
Правила игры. Передавая мяч, нельзя касаться руками игрока и долго задерживать мяч в руках.

15. Перетягивание каната.
На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат.
По сигналу водящего Раз, два, три—начни!) каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это, сделать, та считается победительницей, ей вручают сувениры, как на празднике оленеводов.
Правила игры. Начинать перетягивание каната можно только по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается побежденной.

16. Солнце.
Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).
Правила игры. Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал Раз, два, три — в круг скорей беги! те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

17. Ледяные палочки (Сюлы).
Каждый играющий подбирает себе палочку, которая должна быть выше его роста. Не сколько палочек заранее обливают водой и держат на морозе, пока они не обледенеют. Играющий берет сюлы в правую руку и становится боком вперед, левую руку сгибает в локте, а правую руку заводит за спину, пропуская палку под согнутый локоть левой руки, и сильно бросает ее.
Правила игры. Сюлы должна лететь только в прямом направлении. Выигрывает тот, кто дальше бросит палочку. Если палка летит в сторону, то играющий выбывает из игры.
Ручейки и озера
Игроки стоят в пяти—семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала — это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал Озера! игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги — озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.
Правила игры. Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.

Коколева Екатерина Николаевна

Учитель начальных классов, ОРКСЭ

Поиграем в коми-пермяцкие народные подвижные  игры! ( игры для детей 7 — 10 лет)

Цель: совершенствование двигательных умений и навыков младших школьников посредством коми-пермяцких подвижных народных игр; воспитывать интерес к народной культуре.

1)«Кӧк» («Кукушка»)

    По считалке выбирают «кукушку» («кӧк»), который становится в середине круга. «Кукушке» завязывают глаза. Дети берутся за руки, идут по кругу и поют:

Миян  йöрö  лэбзис кöк,

Пуксис да и кöкö.

Кöкöй-кöкöй, бытшöм кöк,

Кин горöтчас, сiйö тöд!

(В наш огород залетела кукушка,  села и кукует.

Кукуй, кукуй, красивая кукушка, кто крикнет —  угадай!)

Кто-нибудь из игроков произности «Ку-ку!», водящий («кӧк») должен угадать, кто произнёс слова. если угадал, то меняются ролями и игра продолжается.

2)»Изын» («Мельница»)

     Играющие встают в круг лицом к центру. Одни, через человека, садятся на пол, соединяют подошвы ног; другие, оставшиеся стоять, берут сидящих за руки, приподнимают их от пола и начинают медленно двигаться по солнцу. Если ноги сидящих разъединяются, то «мельница» ломается и игра останавливается. Далее игроки меняются местами и «мельница» снова начинает работать.

3) «Ляпа» («Салки»)

     Играющие с помощью считалки выбирают «ляпу» (водящего). Затем после слов «ляпы» (водящего) «Раз, два, три – беги!» играющие разбегаются по площадке. «Ляпа» догоняет их и пытается дотронуться рукой – «пуктыны ляпа» (осалить). Если у него получилось осалить игрока, то осалённый становится «ляпой», громко объявляя об этом всем участникам игры. Игра продолжается.

4)  «Черикыйись да вакуль» («Рыбак и водяной»)

    По считалке выбирают «рыбака» и «водяного». Все игроки встают в круг, а «рыбак» и «водяной» находятся в середине круга. У «водяного» в руках кушак. Игра начинается с диалога между «рыбаком» и водяным».

Рыбак: Вакуль, вузав черитӧ! (Водяной, продай мне рыбу!)

Водяной: А мымда колӧ? (А сколько надо?)

Рыбак называет какое-либо число. Задача «водяного» задеть кушаком «рыбака» столько раз, какое число он назвал. «Рыбак» бегает внутри круга, а «водяной» пытается его догнать и задеть кушаком столько раз, сколько сказал «рыбак». Затем выбирают других ведущих и игра продолжается.

5) «Пым пельнянь сёйиссез» («Горячими пельменями угощаться»)

    По считалке из играющих выбирается «бабушка». «Бабушка»  становится в середине круга, который образуют остальные игроки,   ей завязывают глаза, руки она держит за спиной ладонями вверх. Остальные игроки двигаются под пляску тупи-тап (или под любую музыку). С окончанием музыки «бабушка» приглашает всех: «Локтӧ, челядь, пым пельняннез сёйны!» («Идите, дети, горячие пельмени есть!»). Дети отвечают: «Ачыт ас семьянат сёй!» («Со своей семьёй ешь!»). Затем задевают по два человека руки «бабушки». «Бабушка» должна поймать детей за руки и узнать их. Узнанный игрок становится «бабушкой» и игра продолжается.

6) «Оша-Миша» («Медведь»).

    По считалке выбирают медведя, который идёт в «берлогу» (в специально отведённое место) и оттуда наблюдает за остальными игроками, которые гуляют по «лесной полянке» и то и дело наклоняются – показывают сбор ягод и поют дразнилку:

Оша-Миша, тшактӧ-ягӧдтӧ сёям

Да пӧляннат пӧлясям!

В удобный для себя момент медведь набрасывается на убегающих игроков. Пойманный игрок становится новым «медведем» и игра продолжается.  

7)   «Кушак» («Ремень»).

   По считалке выбирают водящего, которому в руки дают кушак. Остальные игроки становятся в круг лицом  друг к другу, руки игроки держат за спиной ладонями кверху. Водящий идёт за кругом, затем он незаметно кладёт в руки одного из игроков кушак. Оба игрока бегут по кругу, пытаясь встать на освободившееся место. При этом тот игрок, который получил кушак, должен задеть водящего кушаком, тот же  должен убегать уворачиваясь от ударов кушаком и быстрее встать на свободное место. Если  не успел встать на  место, то берёт кушак и становится водящим.

Сценарий развлечения в старшей группе по теме: «Игры народа коми»

Цель: приобщение детей к традиционной культуре народа коми, здоровому образу жизни.

Задачи:

  1. Обобщить и закрепить лексику по пройденным темам «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Прогулка в лес. Ягоды», «Зима. Зимние забавы», используя коми подвижные игры, эстафеты, мультимедийные презентации.
  2. Закрепить знание считалок и коми подвижных игр «Шырӧн — пельӧсӧн», «Ема-кулема», «Ошкӧ-бабӧ», «Пышкай».
  3. Продолжать учить песню «Кодiолӧпемыдвӧрын?»
  4. Развивать и совершенствовать двигательные навыки и умения, используя коми подвижные игры и эстафеты.
  5. Создать положительный эмоциональный настрой, желание заниматься физкультурой и изучать коми язык.

Предварительная работа: занятия по коми языку по темам «Домашние и дикие животные»; «Птицы»; «Прогулка в лес. Ягоды»; «Зима. Зимние забавы»; разучивание считалок на коми языке; разучивание слов к подвижным играм на коми языке; знакомство с правилами игр «Гораньӧн» («Жмурки»), «Шырӧн — пельӧсӧн» («Мышь и угол»); повторение игр на коми языке «Ошкӧ-бабӧ» («В медведя»); «Ёма- кулёма» ( «Ёма – кулёма» ), «Пышкай» («Воробей») и другие. Разучивание слов к песне «Кодiолӧпемыдвӧрын?» («Кто живёт в тёмном лесу?»).

Ход развлечения:

Педагог- ведущая: Видза оланныд, челядь! Видза оланныд, гӧстьяс! (Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости!)

Ребята, я знаю, что вы очень любите играть. А какие коми подвижные игры вы знаете?

Ответы детей: ……

Педагог –ведущая: Сегодня я предлагаю вам сыграть в игру «Шырӧн-пельӧсӧн» («Мышь и угол»). Ворсам? (Поиграем?)

Дети: Да.

Педагог- ведущая: Бӧрйӧй каньӧс. (Выберите кошку.) Кодi лыддяс? (Кто посчитает?).

Ребёнок с помощью коми считалки выбирает кота. «Коту» на голову надевается маска.

Считалки на коми языке.

1. ӧтик –мӧтик,

Кык-мык,

Куим-уим,

Нёль-моль,

Вит –низь,

Квайт-няйт,

Сизим-мизим,

Кӧкъямыс-мыкталысь,

ӧкмыс-прӧмыс,

Дас–пас,

Пес чипас!

2. Тiрс, торс, куим стӧкан морс,

Он ко водит, он и ворс!

3. ӧтчыд мамӧ ньӧбис ботi.

Кык лун видзи, ciйӧ потi,

А мӧдсӧ пачын сотi.

4. Атум, батум,

Тум, батум,

Тум, терентий,

Атам, бум.

Дети берут для себя стулья — «домики» и расставляют их по числу детей, исключая водящего. Мыши стоят за стульями. Кот ходит по кругу и повторяет:
Шырӧ, шырӧ, вай мен пельӧс,
Шырӧ, шырӧ, вай мен пельӧс!

(Мышка, мышка, дай мне угол,

Мышка, мышка, дай мне угол.)

 Затем под музыку все играющие начинают бежать по кругу и с окончанием музыки занимают «домик». Один игрок остается «без домика». Тот становится водящим – котом. Игра повторяется.

Педагог- ведущая: Посмотрите, ребята, я нашла коробку, а на ней написано «Козин». Вы знаете, что обозначает это слово?

Ответы детей: Это коми слово и обозначает оно подарок.

Педагог – ведущая: Давайте попробуем посмотреть, что в коробке. Надо его развязать.

В это время слышен голос: Эту коробку нельзя развязывать, а иначе она исчезнет.

Педагог- ведущая: Коробка заколдована. А очень ведь интересно, что находится в ней.

В это время в зал входит Ёма-баба: Нашли мой подарок — козин? Открыть вы его сможете, если выполните все мои задания.

Педагог- ведущая: Ребята, выполним задания Ёмы?

Дети: да.

Ёма: Я слышала, что вы любите играть. А со мной поиграете?

Педагог- ведущая: Челядь, ворсам? (Дети, поиграем?)

Дети: ворсам.

Дети совместно с героиней Ёмой играют в игру «Ёма-кулёма».

«Ёма-кулёма».

С помощью коми считалки выбирают водящего – Ёму. На голову надевается платок либо какие-либо атрибуты (нос крючком и т.д.).

Ёма садится на стул в углу комнаты или зала. Играющие начинают идти ей навстречу, приговаривая такие слова:

«Ёма-кулёма, паськыд вома, чукля сюра, кузь-кузь ныра, бе-бе-бе…»

(«Ёма-кулёма, с широким ртом, с кривыми рогами, с длинным-длинным носом, бе-бе-бе».)

Как слова закончат говорить играющие, Ёма встаёт и ловит играющих. Кого Ёма поймала, тот становится водящим.

Ёма: Первое задание выполнили, а второе-то потруднее будет.

Педагог – ведущая: Мы никакаих трудностей не боимся, правда, ребята?

Дети: правда.

Ёма: А умеете ли вы прыгать через нарты, сейчас и посмотрим. А что такое нарты вы хоть знаете? (Ответы детей – нарты – это небольшие узкие длинные сани, в которые запрягаются олени и на которых ездят оленеводы по тундре. (Ёма рассказывает детям как проводится данное состязание.)

Игра–эстафета. Дети по сигналу бегут до стойки, перепрыгивая через нарты на бегу, обратно по прямой, передавая рукой эстафету следующему участнику.

Ёма: что-то я так устала и проголодалась уже. Пока меня не накормите, не расколдую ваш подарок.

Ведущая: А давайте для Ёмы соберём ягоды наших коми лесов. (Проводится состязание- эстафета в несколько этапов.)

Дети –девочки бегут по одному до поляны (до обруча), берут одну из ягод и возвращаются и передают эстафету следующему участнику и так далее пока не соберут все ягоды в корзины.

Ёма: Дети, а знаете ли вы как называются ваши ягоды по-коми.

Дети называют: Ёма показывает собранные ягода, а дети называют: мырпом-морошка; чӧд-черника; пув-брусника; турипув-клюква.

Ёма: Да, вас не проведёшь. Очень умные здесь дети собрались. А, я придумала! Я очень люблю в своём лесу заниматься спортом, особенно зимой. Хоть мне уже 150 лет, я ещё 150 хочу прожить здоровой. Вы не думайте, что я старая и неграмотная. Я за всеми новостями слежу по интернету. Тоже осваиваю новые технологии.

Сейчас я загадаю вам загадки, а ответ надо дать на коми языке. Если ваш ответ будет правильным, то на экране появится картинка с отгадкой.

(Ёма загадывает загадки на русском языке, дети дают ответы на коми языке. Используется мультимедийная презентация- смотри в приложении – (санки-дадь, лыжи — лызь, коньки-ко’ньки, мяч — мач.)

Ёма: ещё хочу вас проверить. Поиграем в игру «Что лишнее». Ответ также надо назвать на коми языке. (Используется мультимедийная презентация – картины (санки-дадь, лыжи-лызь, коньки-ко’ньки, мяч- мач). Дети называют лишний предмет-мач.

Ёма: Ух вы какие умные-разумные. У меня есть ещё одно задание. Вам надо посмотреть на картины внимательно, я что-то уберу, а вам надо сказать на коми языке чего не стало. (Мый абу?)

Дети дают ответы.

Ёма: с умом у вас всё в порядке. А как вы прыгаете мне хочется узнать. Просто так козин я вам не отдам. (Проводится состязание «Три заячьих прыжка»). Ребёнок прыгает в длину с места. На уровне его пяток кладут ленту. С этого места прыгает следующий ребёнок. В итоге определяется, чья команда сделает самый длинный прыжок.)

Ёма: Да, трудно с вами, умные вы, шустрые (много ягод собрали и меня накормили), про меня игру знаете да ещё на коми языке, через нарты умеете прыгать. А сильные ли ваши мальчики?

Ведущая: Очень сильные. Ми ёнось. (Мы сильные.) Коми мужчины и мальчики раньше состязались в перетягивании на палках и согнутых пальцах рук, а вы попробуйте перетянуть канат. Покажем Ёме-бабе. (Проводится состязание «Перетягивание каната».

Ёма: А я – волшебница. Очень часто в лесу люблю превращаться в медведя.

Педагог-ведущая: А мы знаем игру про медведя на коми языке «Ошкӧ-бабӧ». (Проводится игра.)

«Ошкӧ-бабӧ» («В медведя»).

С помощью коми считалки выбирают водящего – медведя. Остальные-сборщики ягод. Водящий надевает на голову маску медведя или накидывают на него шубу. Сборщики ягод ходят, имитируя сбор ягод в корзины, приговаривая:

«Ошкӧ-бабӧ, ошкӧ-бабӧ,

Чӧдтӧвотам, пувтӧӧктам,

Бур вотӧссӧбосьтам,

Лёквотоссӧшыбитам…»

«Медведушка–бабушка,

Медведушка-бабушка,

Твою чернику собираем,

Твою бруснику выбираем,

Хорошие ягоды себе берем,

Плохие выбрасываем».

После этих слов медведь сбрасывает с себя шубу и ловит кого-нибудь из ягодников. Кого водящий поймал, тот становится медведем. Если никого поймать не удалось, то снова остаётся медведем.

Ёма: Посмотрите на экран и скажите, в кого я ещё могу превращаться (мультимедийная презентация с изображениями животных – лось-йӧра; лиса-руч; белка-ур; заяц-кӧч; тури-журавль; сова-сюзь; пышкай-воробей.) Дети называют животных и птиц на коми языке.

Педагог-ведущая: Ёма, мы не только знаем названия птиц и животных на коми языке, но выучили песню о них.

Ёма: Ну, спойте.

Дети исполняют песню «Кодi олӧ пемыд вӧрын» под музыку.

Педагог — ведущая: А ещё, Ёма, мы знаем игру «Пышкай» («Воробей»). Хочешь в неё поиграть с нами? Научишь потом лесных зверят.

Проводится игра «Пышкай».

«Пышкай» («Воробей»).

С помощью коми считалки выбирают водящего–воробья. Ему завязывают глаза, либо он их закрывает. Водящий «воробей» стоит в центре круга, взмахивая руками, имитируя полёт птицы. Остальные идут по кругу, взявшись за руки и поют:

«Миян гажа сад йӧрӧ

Локтiс пышкай да сьылӧ:

Пышкай, пышкай,эн вуграв,

Кодi нявӧстас, тӧдмав»

(«Прилетел к нам воробей

И запел, как соловей.

— Эй ты, птичка не зевай,

Кто мяукнет, угадай»)

Все замолкают. Кто-нибудь скажет «Мяу», старясь изменить голос. Водящему нужно узнать, кто подал голос. Если угадает правильно, то становится в круг, а глаза завязывают тому, кто мяукнул. Если не угадает, то продолжает водить далее.

Ёма: так мне понравилось у вас и вы мне понравились. Такие вы умные, шустрые, проворные, сильные,смелые. И коми язык учите, любите свой край. Отдам я вам подарок-козин. Молодцы. А мне пора возвращаться в свой лес. Досвидания. Аддзысьлытӧдз.

Ёма уходит, а педагог- ведущая вместе с детьми смотрят, что находится в коробке.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий ко дню чернобыля 34 годовщина
  • Сценарий комедии пример
  • Сценарий ко дню чекиста
  • Сценарий команды квн взрослый
  • Сценарий ко дню цветных карандашей