Сценарий коми посиделки

Мастер-класс для всех учителей для 2, 6, 10, 1, 5, 9, 4, 8, 3, 7, 11 класса. Методические разработки для 2, 6, 10, 1, 5, 9, 4, 8, 3, 7, 11 класса на 2 часа.

Сценарий праздника «Зимние коми-пермяцкие посиделки»

Педагог: Утробина Е.В.

Подготовка к празднику:

Оформить классный кабинет в виде коми-пермяцкой избы, на полу половики.

Ведущий в коми-пермяцком костюме.

Стол накрыт скатертью (дöра).

Попросить из кабинета технологии: фартуки – 10 штук, платочки – 10 штук, скалки – 3 штуки, кастрюля для варки пельменей.

Принести из дому: морс – 3 литра, варенье из малины, кипятильник, сметана для блинов, шумовка, тесто для пельменей, начинка из редьки, скатерть на стол цветной (пельмени стряпать), дöра, хлеб – 1 булка, блины, графин для морса, квас (в бидоне).

Попросить из столовой: вилки – 10 штук, тарелки под второе – 10 штук, стаканы – 10 штук.

Попросить: полотенца – 5 штук.

Цель: приобщение к культурному наследию коми-пермяцкого народа.

Задачи:

Формировать у взрослых интерес к традициям и обычаям наших предков.

Воспитывать уважение и бережное отношение к духовному и культурному наследию своего народа.

ХОД ПРАЗДНИКА.

Гости в класс заходят под коми песню «Пэляны. В.Г.Утробина» (МУЗЫКА № 1).

Ведущий:

Бур лун, дона гöссез! Пым привет тиянло миян Юксьöвскöй му вылын.

Важынся-важын пöрись уральскöй му вылын олiс коми увтыр.

Бур тöвнас деревняын. Ōксим ми тíянкöт шоныт коми – пермяцкöй керкуын ровно сíдз жö, кыдз кöркö рыттэзöн öксьывлiсо коми отир и шотчисьлíсö.

На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод,

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как? В горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

— Что же такое «посиделки»?

— Владимир Даль в своем толковом словаре дает посиделкам такое объяснение: «Посиделки (посиденка, посидки, посидухи, поседки, посидушка) есть сборище крестьянской молодежи по осенним и зимним ночам под видом рукоделия, пряжи, а более для россказней, забав, песен». На Руси посиделки начинались с летопроводца (с 1 сентября) и продолжались до Благовещания, когда начиналась серьёзная крестьянская работа.

— Гость доволен – значит, всё в порядке!

Выше счастье и не пожелать.

Сейчас, народ, загадки

Мы вам предлагаем отгадать.

Любили коми-пермяки на посиделках отгадывать загадки.

Загадки написаны на лапоти (игроки вытаскивают, читают и вместе отгадывают).

1. Мый овлö чочком, гöрд и сьöд? (сэтöр)

2. Гöгрöса видзок вылö лым усьö (пизь пожналöны, сито, мука)

3. Басöк вичкуыс, да пырны некытi. (кольть)

4. Ачыс муö пырöма, чикисьсö öтöрö кольöма.(морковь)

5. Гор вылын дулльöсь баб пукалö (шöмöс, квашня)

6. Посудаыс виль, а куш осьта. (терка)

7. Нюр шöрын куйлö плаха и некöр оз сiсьмы. (кыл).

8. Чукыля потш вылын типпез пукалöны. (пинньэз).

9. Вöрö мунö – гортö видзöтö, гортö локтö – вöрö видзöтö. (чер)

Издавна коми – пермяки угощали гостей квасом, который готовят из бражна с добавлением солода.

— А ну-ка, испей квасу, разгони тоску!

Хорош квасок, коль шибает в носок!

Гости пьют квас.

(Сценка).

Хозяйка сидит дома, вдруг стук в дверь. Заходит гостья. Они здороваются.

— Бур лун, Опонь Наста!

— Бур лун, Кузьма Мишика!

— Пыр, гöсиньöй, пуксьы!

(Усаживает хозяйка гостю, подает квас).

— Ю! Талун только кери ырöшöс.

— Ог!

— Да ю!

— Да ог!

— Ю жö!

— Но вай, инö юа!

— У коми-пермяков существует такой обычай — гость не должен сразу принимать квас. Он дважды отказывается, или лишь на третий раз принимает квас — этот национальный напиток — ырöш.

Мимо шел теленок Митя,

Успокоил он подруг:

«На частушки зря вы злитесь,

Для веселья их поют!»

— Вы, наверное, догадались, что сейчас будут звучать частушки. Это удивительный жанр. Частушки сохранились и дошли до наших дней. И сегодня сочиняют частушки и взрослые и дети. Мы, как и наши прадедушки и прабабушки, тоже любим петь частушки. Никак не обойтись на посиделках без задорных, веселых частушек. Но частушки сегодня мы споём про квас.

МУЗЫКА № 2. ЧАСТУШКИ.

Все выходим, пляшем и поём.

1.Мы частушек много знаем.

И споем сейчас для вас,

А в частушках прославляем

Коми-пермяцкий пенный квас!

2. Квас не пьешь,

Какая сила,

Говорили на Руси,

Квас хозяйка выносила,

Пей и снова попроси.

3. В нашем округе и ныне

Квас от веку водится,

А попить его досыта

Не всегда приходится.

4. Началося красно лето

Жарко солнышко печет,

Как подвозят бочку с квасом

Сразу очередь встает.

5. Квас готовила, варила,

Делала, старалася,

Стала квасом угощать-

Бочка разорвалася.

6. Я поставлю нынче квас,

Приглашаю в гости вас.

Сделаю окрошечку –

Ешьте понемножечку!

7. Мы частушки вам пропели

Все про квас, да все про квас,

И большое всем спасибо,

Что послушали вы нас!

Ведущий: С давних времен народ подмечал все изменения в природе. Накапливая и передавая из поколения в поколение свои наблюдения за природой, человек научился предсказывать погоду. Многие народные приметы дошли до сегодняшнего дня. Предлагаю вам стать предсказателями погоды.

— Сейчас вы получите карточки, на которых написаны народные приметы и когда это бывает. Вы должны соединить примету из левого столбика со словами из правого столбика.

Приметы:

Ярко блестят зимою звезды – к морозу

Зима снежная – лето дождливое

Кошка стены скребет – будет вьюга

Дым столбом – к морозу

Длинные сосульки – к затяжной весне

Зимой собаки валяются – к метели

Кошка на печку лезет – к морозу

Лес зимой шумит – к оттепели

Воробьи дружно чирикают – к теплу

— Что- то мы засиделись, не пора ли поиграть. Вспомним про игры, которых у коми — пермяков огромное множество. Игры помогали коротать время долгими зимними вечерами, ведь ни радио, ни телевизора, ни компьютера тогда не было.

— Приглашаю вас перед игрой сделать разминку, повторяйте все движения за мной.

Веселей берись за дело,

Так, чтоб всё вокруг кипело.

Ну-ка, друг, не унывай

И за мною повторяй.

Руки на пояс поставьте вначале.

Вправо и влево качайте плечами.

Вы дотянитесь мизинцем до пятки.

Если сумеешь – всё в полном порядке.

«Нинкöм (Лапти)».

Ведущий: Длинными, зимними вечерами часто в избе коми — пермяков приходилось работать скалке. А по коми — быгрöтчан. Одним из самых важных блюд в коми пермяцкой кухне являются пельмени. Пельмени настолько полюбились всем, что стали в нашей стороне общепринятым кушанием. Все вы умеете стряпать пельмени? Вот сейчас мы этим и займёмся.

(Приготовление пельменей, по ходу идет рассказ о пельменях, звучат коми – пермяцкие песни.) МУЗЫКА № 3.

«Пельнянь»- слово коми пермяцкое. «Пель» -ухо, «нянь» -хлеб , в переводе хлебное ухо. Для наших предков пельмени были не просто любимым кушаньем, пельмени были символом приносимого в жертву скота. К настоящим уральским пельменям можно отнести лишь мясную, грибную и редечную начинку. Раньше пельмени подавали не в посуде, а в горшочках и ели руками. Приготовление пельменей всегда было настоящим праздником. Женщины разных возрастов собирались в избе, одетые в лучшие наряды. Пожилые женщины готовили фарш, замужние женщины – тесто, молодые девушки делали сочник. Ну, а младшие девочки начинали их фаршем. Все это сопровождалось распеванием любимых песен.

Гости едят пельмени и звучат коми пермяцкие песни.

Ведущий: Но вот и лöнис гажа шумыс,

И кад термöтö мунны гортö.

И сийöн ми термасьям шуны:

Ыджыт спасибо, дона гöссэз!

1.Мы частушек много знаем.

И споем сейчас для вас,

А в частушках прославляем

Коми-пермяцкий пенный квас!

2. Квас не пьешь,

Какая сила,

Говорили на Руси,

Квас хозяйка выносила,

Пей и снова попроси.

3. В нашем округе и ныне

Квас от веку водится,

А попить его досыта

Не всегда приходится.

4. Началося красно лето

Жарко солнышко печет,

Как подвозят бочку с квасом

Сразу очередь встает.

5. Квас готовила, варила,

Делала, старалася,

Стала квасом угощать-

Бочка разорвалася.

6. Я поставлю нынче квас,

Приглашаю в гости вас.

Сделаю окрошечку –

Ешьте понемножечку!

7. Мы частушки вам пропели

Все про квас, да все про квас,

И большое всем спасибо,

Что послушали вы нас!

Ярко блестят зимою звезды – к теплу

Зима снежная – к затяжной весне

Кошка стены скребет – к морозу

Дым столбом –будет вьюга

Длинные сосульки – к метели

Зимой собаки валяются –лето дождливое

Кошка на печку лезет – к оттепели

Лес зимой шумит –к морозу

Воробьи дружно чирикают –к морозу

Ярко блестят зимою звезды – к теплу

Зима снежная – к затяжной весне

Кошка стены скребет – к морозу

Дым столбом –будет вьюга

Длинные сосульки – к метели

Зимой собаки валяются –лето дождливое

Кошка на печку лезет – к оттепели

Лес зимой шумит –к морозу

Воробьи дружно чирикают –к морозу

Коми развлечение «Вечерние посиделки»

                           «Рыт пук»

Организаторы и ведущие: Кожевина А.Б. и Кнауб Т.И.

 Цель: Приобщать детей к духовно-нравственным традициям, культуре и быту народа Коми, прививая любовь к малой Родине.

Задачи: Приобщать к традиционной культуре на основе использования песен, загадок, стихов, скороговорок.

Познакомить детей с коми национальной культурой. Учить бережно относиться к традициям коми народа.

Формировать желание участвовать в народных играх совместно с другими детьми

Предварительная работа: Беседа о культурном наследии коми народа, прослушивание коми песен, стихов, загадок, народных игр, чтение сказок.

Оформление зала: Скамейки, печка, стол, самовар, прялка, самотканый коврик, чугунок.

Материал: Костюмы для детей, для ведущей, костюм для домового, музыкальные инструменты, шали.

Ведущий:      Здравствуйте, ребята, гости. Видза оланныд челядь, гöстьяс .

Сегодня  у нас необычный день, мы собрались на коми посиделки .

Сегодня мы покажем , что мы знаем и что мы умеем .

Зарань: У нас для каждого найдётся и местечко и словечко .

 Сегодня будут игры, танцы, песни, смех. Радости хватит на всех.

Ведущий:         В нашей стране на Крайнем севере есть республика, в которой мы   живём. Как она называется? (Республика Коми)

Зарань: Собрались мы сегодня. Чтобы вспомнить старину, поиграть в коми народные игры. У каждого народа есть свои традиции, песни, игры,  потехи.

Дети:                     В этом краю небывалом зелёном,    

                                   В этом краю среди сосен, берёз

Владик:                    Все города, все деревья красивы

                                   Северный крепкий  вечный мороз.

Рада:                         Эти поля, эти чудо просторы

                                   Их охраняет веками здесь лес,

                                   Как великаны  Уральские горы,

                                   Свет преломляют  с далеких небес.

(стих-е 3 класса)     Коми му        М. Лебедев

                        Коми му кузя ме муна,

                        Гöгöр сулалö сьöд вöр.

                        Вöрыс вывтi вывтi уна,

                        Сысь унаыс оз тöр.

                        Аддза сэнi мича пожöм

                       Лэпттö вылö ассьыс юр

                       Сылы öткодь тöв кöть гожöм,

                       Сэтшöм пуыс тайö бур.

                       Вöрыс помтöм. Туйыс кöнi?

                       Зонмö, яг пиад  эн вош.

                      Аддза танi,аддза сэнi

                      Ыджыд тапикасьö ош.

                      Ветлö кöин, пиньсö йирö,

                      Корсьö аслыс кынöмпöт.

                      Наян ручыд гуö пырö,

                      Бурöн некодлы оз шед.

                      Кöчыд дзебсьö лапъяс сайö,

                      Видзö ассьыс дона юр.

                      Öдйö-öдйö пуö кайö

                      Паськыд бöжа ичöт  ур.

                      Тури пувсö зiля сёйö,

                       Гöгöр гыö сьöла-тар.

                      Тури кокнас нюрсö лойö

                      Абу муса сылы ар.

Ведущий-:  Да, ребята, мы живём с вами в очень красивом, богатом краю.  А какие замечательные люди  живут здесь;  умеют работать, отдыхать,  веселиться, петь и танцевать. И мы с вами сегодня тоже собрались, чтобы отдохнуть и развлечься.

Зарань-                          Что за славный денёк

        Собирайся, народ.

        Будем петь и шутить

        Будем народ веселить.

Ведущий:-  Ребята, а вы любте играть?  Давайте вспомним, какие коми игры мы знаем? («Ошкö бабö», «Пышкай»).  Давайте мы с вами поиграем.

          Игра «Медведь».

         Выбираем  медведя. Накрываем шубой. Ходим  по кругу, собираем ягоды. Произносим слова:

                            Мишка-мишенька

        Собираем мы брусники

        Мишка- мишенька

        Собираем мы голубику .

        Ягодки берем,

        Медведю не даём .

 Игра «Пышкай»- воробей .

           Выбираем воробья. Становимся в круг, воробей в центре  с

          завязанными глазами.  Дети поют:

                      Миян гожсяа сад йöрö

                      Локтiс пышкай да сьылö

                     Пышкай , пышкай эн вуграв.

                     Кодöi нявöстас тöдмав.

Выглядывает из-за печки домовой-олыса. (Домовой ворчит на коми языке)

Домовой: Чего шумите? Мый шумитанныд? Узьны он сето? Спать не даёте?

Горзоны, хлопайтоны, топайтоны. Кыш! Кыш!

Ведущий: Ой, ребята! Кто же к нам в гости пришёл? Это же домовой-олыса!

Не кричи, не ворчи дружок. Эн горзы. Приходи к нам, посиди с нами, повесеселись,  поиграй.

-Ребята, а вы знаете, кто такой домовой? Это старичок, который за печкой живёт, с ребятами дружит, в хозяйстве помогает, гостей развлекает, иногда ворчит, а вообще он удалой, самый лучший домовой.

Домовой: Ладно. Сяду рядышком на лавке, вместе с вами посижу.

 А хотите я вам загадки загадаю, посмотрю кто из вас самый   смышлёный.

Загадки: В ней горошки звенят,

                  Карапузов веселят.

                 Это первая игрушка.

                 Под названьем (погремушка шуршар)

                 За обедом суп едят

                 К вечеру «заговорят»

                 Деревянные девчонки.

                Музыкальные сестрёнки

                Поиграй и ты немножко

                На красивых ярких (ложках-пань)

Ведущий: Олыса, какие интересные у тебя загадки.

 А наши ребята умеют на этих  музыкальных инструментах играть. Споют песню «Козйо, козйо» и сыграют, а ты посиди и послушай.

           Козйо, козйо, мый сулалан?

           Ме од тэно порода,

           Ме од тэно порода  да,

           Песко керала да,

           Пачо ломта,

           Кыз огыро уськода да,

           Сё блин пожала,

           Восни огыро уськода,

          Сё печенча пожала.

Домовой: Ох и порадовали меня! Спасибо, как весело стало.

Ведущий: Олыса, а ребята хотят тебе загадки загадать. Если не отгадаешь, помогут они.

1. Ачыс ичот-ичот, а став мирсо мичмодо (ем)

2. Ме мича, шыльыд, а синъяс полоны (майтог)

3. Оти мамлон вит пи, да ставыс оти нимаось.(чуньяс)

4. Нёль вок оти вевт улын олоны.(пызан)

Домовой: Ребята, а как я люблю танцевать. Какой же праздник без танцев?

Ведущая: Для тебя олыса и для всех гостей девочки станцуют танец с платками (танцуют девочки).

Домовой: Какие же посиделки без скороговорок, шуток-прибауток.

Ребята, кто знает скороговорки? (ребята 1 класса читают скороговорки)

1.Дзоля Коля гачыс кын.

    Дзоля Коля дзуго лым.

2.Олiс-вылiс кань. Сылон волic  пань.

   Паняс волic  розь. Сёйнысо оз позь.

3.Почолы польо вочома голик.

   Польолы почо вочома сочон.

4.Шоныд гожом, шоныд рыт.

   Шуим пуны шома шыд.

5.Тасьтi  пань, черинянь.

    Чери коро сера кань.

Шутка.

Ичот Витя ачыс мыссьо. Мамыс юасьо:

-Кито мыськин, Витюк?

-Мыськи, мамо.

-Чужомто мыськин?

-Мыськи нин.

-Пельясто мыськин?

-Отисо. Аски модсо мыська.

Дыш пи.

_Пашо пио, чеччы,чеччы!

-Чечча, но од ог жо комась.

-Пашо пио, комась,комась!

-Комася ко од ог жо мыссьы!

-Пашо пио мыссьы, мыссьы!

-Мысся ко од ог жо сёй!

-Пашо пио, сёй,сёй!

-Сйя ко од ог же мун школао.

Песня 4 класса

Кыдзи кочлы чужан луно

Ми пожал м  тупось нянь.

Тупось нянь, тупось нянь.

Ми пожал м тупось нянь.

        Эта пасьта, эта отта

        Эта судта, эта ляпта.

        Тупось нянь, тупось нянь.

        Ми пожал м тупось нянь.

Коч йокто, йокто.

Мича табья кокнас,

Сьод сэтор синнас

Кузь еджыд пельнас.

Дженьыд мича божнас.

(повтор первого куплета)

   Ведущая: Славится наша Коми земля не только песнями, танцами, шутками-прибаутками, но и вкусными угощениями.

Домовой: Ох, чуть не забыл. Приготовил я для вас угощения.

Вот вам, ребята коми шаньги, угощайтесь на здоровье за веселье, радость и хорошее настроение.

20.04.2018

Коми-пермяцкие посиделки

Кучевасова Елена Ивановна

В данной разработке дается материал, связанный с народными традициями, обычаями коми-пермяков. Эту разработку можно использовать по работе с родителями.

Оценить




2669

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Сильканок»

Коми-пермяцкие посиделки

Кучевасова Елена Ивановна,

Кочевский МБДОУ «Сильканок»

с. Кочево, Титова 10

2018г.

Коми-пермяцкие посиделки, посвященные декаде коми- пермяцкого языка в старшей группе № 1.

Цель: Познакомить детей с обычаями и традициями коми-пермяцкого народа, убранством коми – пермяцкой избы.

Дать возможность увидеть и попробовать блюда коми- пермяцкой кухни, участвовать в играх, рассказать стихи, петь песни на коми-пермяцком языке, услышать коми-пермяцкие песни в исполнении ансабля.

Развивать речь, память,смекалку.

Воспитывать интерес детей к коми-пермяцкому языку, приобщать их к коми-пермяцкой культуре.

Зал украшен в стиле коми- пермяцкой избы (печка, на полу половики, детская кровать, заправленная по старому, скамейки, накрытые половиками, стол, накрытый коми – пермяцкими блюдами.

Ведущая:

Приходи честной народ

Праздник наступает

Вас хозяйка на блины

В гости приглашает

Приходите, приходите.

Дома нынче не сидите.

Бабушки и дедушки

Внуки и внучата

Соседи и соседушки

Парни и девчата.

Добро пожаловать гости дорогие на наши коми-пермяцкие посиделки.

Будем веселиться, хлеб-соль кушать да песни слушать.

Дети заходят под музыку «Паськытгажа улица»

Под гармошку заходят гости: ансамбль «Встреча»под руководством

Е.П. Исаевой-бабушки Маши К.

Вед: Издавна на нашей коми-пермяцкой земле существуют посиделки. Вечера коротали люди вместе, посиделки устраивали: рассказывали сказки, играли, пели и плясали, отгадывали загадки.

Вот и мы сегодня собрались на такие посиделки. Начнем мы с загадок, которые сам нард сочинил:

— Сидит барыня в ложке, свесив ножки. (Лапша)

— И комковато, и кисло, и ломко, а всех милей. (Хлеб)

— Меня не едят и без меня мало едят. (Соль)

— Бел, как мел, в чести у всех, в рот попал — там и пропал (сахар

-Гор вылын дулльoсь баб пукалэ (квашня)

-Сюра, а оз люкась(ухват)

-Ачыс муэ пырэма, чикись сэ вевдэрас кольэма (репа)

-А еще на Руси коми- пермяки отличались своей силой.

Конкурс «Бой петухов»(Стоя на одной ножке, вытолкнуть соперника)

-Игра «Эта мый?»

-Игра «Эта мый, эта кин?»

-Девочка (нывка)

-Мальчик (зоночка)

-Волк (кэин)

-Хлеб (нянь)

-Ложка (пань)

-Лиса (руч)

-Печка (гор)

-Лапти (нинкэм)

-Заяц (кэч)

-Медведь (ош)

-Рот (эм)

Теперь развеселим народ, споемдети песню на коми – пермяцком языке:

«Учэт челядёк»

Славные гости у нас, на все руки мастера, сейчас узнаем, какие коми- пермяцкие блюда вы приготовили?

Про коми- пермяцкое блюдо «Парёнки» расскажет Екатерина Петровна — бабушка Маши.

-Про коми пермяцкое блюдо «Яичница из пистиков» расскажет мама Юлиании Марина Геннадьевна.

Основным продуктом питания пермяков с давних пор был хлеб. Он и теперь первая необходимость в пермяцкой семье. Хлеб в народном представлении являлся символом богатства и счастья, как и соль (Показыватчэлпанхлеба на вышитом полотенце)

(рассказ ведущего и показ,как раньше резали чэлпан, как берегли каждую крошку хлеба)

Поэтому о хлебе сложилось много пословиц(рассказывают дети)

Няньтэг ылэдз он мун.

-Нянь эм-несня лоас.

-Нянь эм-олан эм.

-Няньыс кымэрсянь оз усь.

Дорогие гости, вам, наверное, хочется попить кваску, который приготовила Людмила Алексеевна, бабушка Даши.

Коми – пермяцкий обычай «Ог ю, да ю, ог ю, даю. Но ю нэ, юа»(ведущий угощает гостей, детей квасом)

В нашем крае много поэтов, которые в своих произведениях воспевают природу, людей. В нашем селе живет наша поэтесса Вера Мелюхина. Мы с детьми выучили у нее много стихов, сейчас некоторые из них дети прочитают.

-Маша К. «Миян Маша»»В.Мелехина,

-Данил Ш. «Быдмэ тшак»В.Мелехина,

-Настя «Шырок» В. Мелехина

— Алина «Руд каёк»В.Мелехина

-Юлиания «Семьяэ чуннезнам»Е.Коньшина

-А давайте мы поиграем!

Игра «Но-ко, Ваня, кругэ пет»

-Игра «Кто быстрей перетянет пэкрэм?»

А теперь хотят с музыкальным подарком выступить наши гости.

Песни на коми-пермяцком языке.

Мастер-класс – обучение пляске «Тупи-тап» для родителей и детей»

«Катание на карусели»(из лент)

Спасибо вам, гости славные, что на посиделки да к нам пожаловали, нас потешили песней звонкою, прибаутками нас позабавили.

Желаем вам счастья,

Успехов в труде,

Достатка, здоровья,

Удачи везде.

А сейчас приглашаем к столу отведать коми пермяцкие блюда.

В декаду коми – пермяцкого языка мы реализовали проект «Мы не забудем наш язык». Продуктом данного проекта стало мероприятие «Коми- пермяцкие посиделки».

Инициаторами данного мероприятия были родители. Начальной нашей задумкой было посещение музея в п. Октябрьский энтузиаста Екатерины Петровны Исаевой, бабушки Маши, посещающей нашу группу. Инициативу я быстро подхватила, собрала родительский комитет, на которое пригласили и Екатерину Петровну. Она согласилась на данное мероприятие, в музее она покажет, как в русской печи пекутся шаньги, угостит ими детей, увидят все убранство коми- пермяцкой избы. Но места в музее мало и всей группе будет тесно, возникли трудности и с транспортом – автобус у нас маленький на 10 посадочных мест. Все обсудив, родительский комитет пришел к решению, что надо провести посиделки в садике, все подготовить. В первую очередь распределить, кто какие блюда готовит из членов родительского комитета, остальные родители готовят коми-пермяцкие блюда по желанию. Сценарий посиделок решили разработать совместно с Екатериной Петровной и, конечно, на посиделки она придет со своим ансамблем «Встреча»

Когда был готов сценарий, еще раз собрали родительский комитет, подключив более активных родителей группы. Обсудили весь ход мероприятия, как зал превратить в коми-пермяцкую избу, кто сможет принести половики, полотенца, кушак, пекрэмы, ленты и т. д.

Предварительная работа с детьми:

1.Разучивали стихи Веры Мелехиноой на русском и коми- пермяцком языке.

2.Разучиванили песни «Челядь садын»

3.Разучивали игры «Но-ко, Ваня, кругэ пет»

4.Посетили мини — музея в детском саду.

6.Посетили районный этнографический музей.

7.Разучили с детьми счет на коми-пермяцком, считалки, дразнилки, колыбельные песенки.

8.Д/ игры «Эта кин, эта мый?», «Чудесный мешочек»

9.Просмотрели сказку «Кэвдэмок» на коми- пермяцком языке, поставленную педагогами д. сада.

Я считаю, что коми пермяцкие посиделки прошли насыщенно, интересно, поучительно. Во-первых, «убранство» зала! Дети попали в коми — пермяцкую избу с печью, с заправленной железной кроватью, с накрытым коми- пермяцкими блюдами столом, сели на скамейки, покрытые половиками. Зашли гости с гармошкой, песнями, в национальных костюмах, я в нарядном коми — пермяцком костюме.

Дети с удовольствие пели коми-пермяцкие песни, читали стихи, отгадывали вместе с родителями загадки, играли в игры —все на коми — пермяцком языке. А как «петушки-мальчики» боролись, стоя на одной ножке! Гости удивлялись «Все дети русские, а как много знают на коми-пермяцком!» Дети, родители, гости вели себя непринужденно, как одна дружная семья. А как запели гости на коми-пермяцком, дети заслушались.

Очень детей, молодых родителей удивил обычай «Ю, ог ю», в начале отказывались, а потом угощались квасом, приготовленным одной из бабушек.

Конечно, мастер-класс, проведённый Екатериной Петровной по обучению пляски «Тупи-тап», был самым сложным, но интересным. Старались все: дети и родители.

Самым «вкусным» для детей была заключительная часть, когда все сели за стол. Каких только блюд не было: блины с маслом, блины с сушеными грибами, рыбные пироги, шаньги с творогом, с картошкой, сечкой, шэмтэм шаньги, яичница из пистиков, паренки(коми-пермяцкие ириски), паренки в сусле, кисель, который резали ножом, пиканы с квасом, ягоды: клюква и клюквенный морс, морошка, брусника, земляника.

Самыми признательными были слова гостей и родителей « Мы как будто побывали в деревне у мамы или у бабушки»

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/308453-komi-permjackie-posidelki

Также вас может заинтересовать

  • День семьи
  • Зарничка «Я бы в армию пошел, пусть меня научат»
  • Сценарий праздника Широкая Масленица
  • Авторский праздник для детей дошкольного возраста, посвящённый Дню Знаний
  • Сценарий праздника, посвященный Дню защитников Отечества «Джентльмен-шоу» Сценарий праздника для подготовительной группы

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Сценарий праздника «Зимние коми-пермяцкие посиделки»

Подготовка к празднику:

  1. Оформить выставку «Коми йöзлöн кöркöся оланiсь»: полотенца, вязаные вещи, скатерти, накидки, пояса, кушаки, лапти, старинные вещи: пестерь, ырöш круг, сипож и др.

  2. Оформить классный кабинет в виде коми-пермяцкой избы, на полу половики.

  3. Ведущие (их два) в коми-пермяцких костюмах, а также желательно в костюмах и участники, т.е. команды.

  4. Стол накрыт скатертью, на столе разные коми-пермяцкие блюда, кушанья: шаньги, блины, пироги пистиковые, морковные; квас домашний, варенья из разных ягод; пельмени: грибные, редечные, капустные, мясные; ягоды: брусника, клюква, морошка, черника; икра грибная, грибы соленые, маринованные.

  5. Заранее командам дать домашнее задание (кому что попадется: постряпать рыбный пирог, пельмени, пирожки морковные, кулики) и придумать их защиту, а также подготовить самопредставление.

  6. Заранее замесить тесто для пельменей и подготовить разные начинки для конкурса.

  7. На старинных предметах (на выставке) написать (напечатать) названия на коми-пермяцком языке.

Цель: приобщение учащихся к культурному наследию коми-пермяцкого народа.

Задачи:

  • Формировать у детей интерес к традициям и обычаям наших предков.

  • Развивать психические процессы (память, внимание, мышление, речь).

  • Воспитывать уважение и бережное отношение к духовному и культурному наследию своего народа.

«Зимние коми-пермяцкие посиделки»

На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод,

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как? В горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

— Добро пожаловать, дорогие гости!

— Бур лун, дона гöссез!

— Давным-давно на Руси-матушке, на Уральской стороне живёт коми-пермяцкий приветливый народ. Хлеб-соль водит, мастерицы затейливые запасы готовят, гостей угощают.

— Важынся-важын пöрись уральскöй му вылын олiс коми увтыр. Сёйисö комиэс нянь да сов, юисö ырöш да сур, кужисö быд берсясö пуны-пöжны, гöссезöс пантавны. Праздниккез кежö пöжавлiсö шаньгаэз, блиннэз, черинянь, селянка; пувлiсö яяшыд, кашаэз, кисель; пöжалiö калигись, сёртниись да морковись парёнкаэз. Локтас кö деревняас эта лунö тшыг морт, дак дульыс öсилейтас: сiдж пöжалöм-жаритöмнас ныр кузя и вачкö!

Звучит песня «Василиса» (участники по желанию пляшут)

Если вы «В своей тарелке»

И пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь, сейчас.

Отдых – это не безделки –

Время игр и новостей,

Начинаем посиделки!

Открываем посиделки!

Для друзей и для гостей!

— Сегодня мы пригласили вас на посиделки.

— У нас не простые посиделки, а посиделки – конкурсы, игры. Вас будет оценивать компетентное жюри: ………

— Что же такое «посиделки»?

— Владимир Даль в своем толковом словаре дает посиделкам такое объяснение: «Посиделки (посиденка, посидки, посидухи, поседки, посидушка) есть сборище крестьянской молодежи по осенним и зимним ночам под видом рукоделия, пряжи, а более для россказней, забав, песен». На Руси посиделки начинались с летопроводца (с 1 сентября) и продолжались до Благовещания, когда начиналась серьёзная крестьянская работа.

— Сегодня Вы на посиделках увидите и услышите,

Вы отведаете и попробуете

Квасу доброго, кухню коми-пермяцкую разнообразную.

— Хорошему гостю мы всегда рады!

Особенно, если гости представлены хозяевам!

— В наших посиделках сегодня принимают участие учащиеся 8-х классов. Им слово, они должны себя представить. Жюри не забывает их оценивать. (самопредставление команд)

Сидит кукушка на мосту,

Скуковала раза три.

Ты все месяцы в году

По старинке назови.

— Предлагаю вспомнить, а как же в старину на Руси назывались месяцы? (Приложение 1)

Задание 1: к названиям старинных месяцев подобрать современные названия. За правильность выполнения задания команде присуждаются баллы. Оценка жюри.

На пригорке две телушки

Рожками бодаются.

Спел пастух им две частушки,

Им они не нравятся.

Мимо шел теленок Митя,

Успокоил он подруг:

«На частушки зря вы злитесь,

Для веселья их поют!»

— Вы, наверное, догадались, что сейчас будут звучать частушки. Это удивительный жанр. Частушка появилась только в середине 19 века, поэтому в словаре Даля нет даже слова «частушка». А в современном толковом словаре Ожегова дается такое толкование слова «Частушка»: народная песенка – четверостишие или двустишие лирического, задорно-шутливого содержания.

— Частушки сохранились и дошли до наших дней. И сегодня сочиняют частушки и взрослые и дети. Мы, как и наши прадедушки и прабабушки, тоже любим петь частушки. Никак не обойтись на посиделках без задорных, веселых частушек.

Задание 2: конкурс частушек: кто кого перепоёт.

Под горою у реки

Живут гномы – старики.

Эти гномы мутят воду,

Предвещают нам погоду.

— С давних времен народ подмечал все изменения в природе. Накапливая и передавая из поколения в поколение свои наблюдения за природой, человек научился предсказывать погоду. Многие народные приметы дошли до сегодняшнего дня.

Задание 3: Предлагаю нашим командам стать предсказателями погоды. По сегодняшнему состоянию природы угадайте завтрашнее.

— Сейчас вы получите карточки, на которых написаны народные приметы и когда это бывает. Вы должны соединить примету из левого столбика со словами из правого столбика – когда это бывает. (Приложение 2)

— За правильность выполнения задания присуждаются баллы. Оценка жюри.

— Что- то мы засиделись, не пора ли поиграть. Вспомним про игры, которых у коми — пермяков огромное множество. Игры помогали коротать время долгими зимними вечерами, ведь ни радио, ни телевизора, ни компьютера тогда не было.

— Приглашаю вас перед игрой сделать разминку, повторяйте все движения за мной.

Веселей берись за дело,

Так, чтоб всё вокруг кипело.

Ну-ка, друг, не унывай

И за мною повторяй.

Руки на пояс поставьте вначале.

Вправо и влево качайте плечами.

Вы дотянитесь мизинцем до пятки.

Если сумеешь – всё в полном порядке.

А напоследок должны вы мяукнуть: «Мяу!»,

Крякнуть: «Кря»,

Проквакать: «Ква!»,

Залаять и хрюкнуть.

Мяу, кря, ква, гав, хрю!

Спасибо!

А теперь игра-конкурс 4.

От каждой команды выходят по одному человеку.

Кто быстрей смотает нитки на веретено. Жюри оценивает.

— Гость доволен – значит, всё в порядке!

Выше счастье и не пожелать.

Сейчас, народ, загадки

Мы вам предлагаем отгадать.

Следующее задание 5: отгадывание загадок.

— В народной речи «загадать» означает задумывать, замышлять, предлагать что-либо неизвестное для нахождения решения, ответа. Про загадку сам народ так говорил: «без лица в личине», — то есть «лицо» загадочного предмета скрыто под маской – «личиной». Загадкой испытывается сообразительность и смекалка человека. Любили коми-пермяки на посиделках отгадывать загадки.

Попробуйте и вы отгадать загадки. (Приложение 3)

— Гость хорош, хозяйка рада

Так ведётся из веков,

Старину нам вспомнить надо,

Пословицы наших стариков.

Конкурс 6. Найти 2-ю половину пословицы (пословицы о труде, хлебе, земле, дружбе). (Приложение 4) (Жюри оценивает)

— Чего-то мы засиделись? Разомнем косточки?

Следующий 7 конкурс «Танцевальный» «Тупи – тап».

Кто кого перепляшет. От каждой команды по два человека. Музыка!

Молодцы!!! (Оценка жюри)

— Идёт Пера, а во след ему летит песня «Райды»

Была у меня алая лента

Да потеряла я ее в землянике.

Была у меня синяя лента,

Да потеряла я ее во бору среди черники.

Была у меня желтая лента,

Да потеряла я ее на болоте в морошке…

— Богат наш округ различными ягодами: брусника и земляника, морошка и клюква, малина и костяника… А вы хорошо знаете их на вкус?

Конкурс 8 «Сладкоежка» — с завязанными глазами определить на вкус варенье, из чего сварено… (Оценка жюри). Названия ягод перевести на коми-пермяцкий язык.

Плясовые лапти

Надрала я лихо бересту да лыко.

Люли, люли, ой люли, бересту да лыко.

Лапоточки сплела три дружка для себя.

Люли, люли, ой люли, три дружка для себя.

Да лаптешки – то плясовые ведь все!

Люли, люли, ой люли, плясовые ведь все!

Исплясала я их до опорок самих.

Люли, люли, ой люли, до опорок самих.

Эстафета 9 «Нинкöм (Лапти)». Один с длинной палкой ведёт лапоть и, обходя препятствия, возвращается. Второй берет ухват с чугунком, обегает препятствие, возвращается. Третий кочергой катит картофель, обегает препятствие, возвращается. (Оценка жюри)

— А ну-ка, испей квасу, разгони тоску!

Хорош квасок, коль шибает в носок!

(Сценка).

Хозяйка сидит дома, вдруг стук в дверь. Заходит гостья. Они здороваются.

— Бур лун, Опонь Наста!

— Бур лун, Кузьма Мишика!

— Пыр, гöсиньöй, пуксьы!

(Усаживает хозяйка гостю, подает квас).

— Ю! Талун только кери ырöшöс.

— Ог!

— Да ю!

— Да ог!

— Ю жö!

— Но вай, инö юа!

— У коми-пермяков существует такой обычай — гость не должен сразу принимать квас. Он дважды отказывается, или лишь на третий раз принимает квас — этот национальный напиток — ырöш.

— Длинными, зимними вечерами часто в избе коми — пермяков приходилось работать скалке. А по коми — быгрöтчан. Все вы умеете стряпать пельмени. Объявляется 10 конкурс: за пять минут нужно постряпать пельмени из разных начинок. Какая из команд больше постряпает, та и выиграет.

— Пока стряпают пельмени, мы померяемся силами. Конкурс 11 «Быгрöтчан (Скалка)». Два игрока садятся на пол или на лужайку лицом друг к другу, упираясь друг в друга подошвами ног (ноги должны быть прямые). Один из игроков берется за ручки скалки, другой за середину. По команде начинают тянуть скалку на себя. Побеждает тот, кто перетянет скалку. Победитель оказывается практически на спине, проигравший – на ногах. Можно соревноваться по олимпийской системе (проигравший выбывает)

12 конкурс: отгадать герб: к какому району относится.

— А какие посиделки без красивой песни?

Где песня льется,

Там легче живется!

Есть таланты у нас,

Говорю уверенно.

Раз народ еще поет –

Знать не все потеряно.

Конкурс 13 «Номер художественной самодеятельности». Начинают учащиеся 8 а класса. (Оценка жюри)

— Основным продуктом у коми-пермяков был хлеб: пекли чöлпаны, ярушники, сочни, шаньги, пироги с разными начинками. Как мы живём? На хлебе да на луке с редькой. Холодные блюда «пикан с квасом», «окрошка с пиканом и квасом», редька с вареной картошкой, разведенная квасом – исконно пермяцкие летние старинные блюда, сохранившиеся в народе, довольно популярны и сегодня.

— Ни одно застолье у коми-пермяков не обходится без грибов: солёных, сушёных, из которых делают икру грибную и начинку для пельменей. В праздники и воскресные дни поныне приносят в церковь кашу – овсяную, гречневую и ячменную, масло, кисель, пироги.

— Собственно народное кушанье пермяков – пельмени: грибные, редешные, капустные, мясные. Подавали и десерт – брюква и репа пареная, облитая маслом и сметаной – перёнки.

— А теперь переходим к последнему 14 конкурсу: защита домашнего задания. Вы должны были приготовить коми – пермяцкое блюдо. (Защита блюд).

— Вот и наши конкурсы подошли к концу. Слово предоставляется жюри для подведения итогов. (Выступление жюри, подведение итога.)

— На этом еще наш праздник не заканчивается, он продолжается.

— Дорогие гости, просим к столу

Отведать наши кушанья!

— Наш уют домашний каждому виден.

В тесноте, быть может, да не в обиде.

Ведь изба любая не красна углами,

А красна пирогами!

Приложения

Приложение 1

Месяцы.

Январь – просинец

Февраль – бокогрей

Март – протальник

Апрель – снегогон

Май – травень

Июнь – хлеброст

Июль – страдник

Август – жнивень

Сентябрь – хмурень

Октябрь – грязень

Ноябрь – листогной

Декабрь – студенец

Приложение 2

Приметы:

  • Ярко блестят зимою звезды – к морозу

  • Зима снежная – лето дождливое

  • Кошка стены скребет – будет вьюга

  • Дым столбом – к морозу

  • Длинные сосульки – к затяжной весне

  • Зимой собаки валяются – к метели

  • Кошка на печку лезет – к морозу

  • Лес зимой шумит – к оттепели

  • Воробьи дружно чирикают – к теплу

Приложение 3

Загадки.

1. Без рук, без ног, а на кол лезет (хмель)

2. В белом бочонке два разных вина (яйцо)

3. Дедушка смеется на нем шубонька трясется (кисель)

4. Мый олö чочком, гöрд и сьöд? (сэтöр, смородина)

5. Гöгрöса видзок вылö лым усьö (пизь пожналöны, сито, мука)

6. Гöгрöса , а не тöлiсь, бöжа, а не шыр.

7. Круглая, а не луна, с хвостом, а не мышь (сертни, репка)

8. Джадж дорын ош кулак (солонка)

9. Басöк вичкуыс, да пырны некытi. (кольть)

10. Ачыс муö пырöма, чикисьсö öтöрö кольöма.

11. Девица в темнице, а коса на улице (морковь)

12. Гор вылын дулльöсь баб пукалö (шöмöс, квашня)

13. Посудаыс виль, а куш осьта.

14. Посуда новая, а вся в дырках (терка)

15. Нюр шöрын куйлö плаха и некöр оз сiсьмы. Посреди болота лежит доска и никогда не гниет. (Язык).

16. Чукыля потш вылын типпез пукалöны. На кривой жерди цыплята сидят. (Зубы).

17. Вöрö мунö – гортö видзöтö, гортö локтö – вöрö видзöтö. В лес идет – домой смотрит, домой идет – в лес смотрит. (топор)

Приложение 4

Пословицы:

  1. Без лаптей проживешь (а без хлеба нет)

  2. Вырастишь на поле – (будет на столе)

  3. Весной заспишься (осенью покаешься)

  4. Вырастишь хлеб (так и детей вырастишь)

  5. Земля черная, работа тяжелая (зато хлеб бел и вкусен)

  6. Какая стряпуха (такова и стряпня)

  7. Какова пашня (таков и хлеб)

  8. Как поработаешь (так и поешь)

  9. Летом поленишься (зимой поскребешься)

  10. Не земля плоха (а голова да руки)

  11. Не можешь – не берись, (а взялся — делай)

  12. Раньше посеешь (раньше уберешь)

Частушки.

Эй, девчушки – хохотушки,

Запевайте- ка частушки,

Запевайте веселей,

Чтоб порадовать гостей.

Выйду, выйду я плясать

В новеньких ботинках.

Все ребята говорят,

Что я как картинка.

У меня на сарафане

Косолапы петухи.

Я сама не косолапа –

Косолапы женихи.

У меня в кармане роза,

Роза рассыпучая!

У меня такой характер —

Как крапива жгучая!

За деревней я гуляла,

Там Ванюшу видела.

Под кустом сидел и плакал –

Курица обидела.

Если б не было воды,

Не было б и кружки.

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

Сценарий праздника «Зимние коми­пермяцкие посиделки»
Подготовка к празднику: 
1. Оформить   выставку   «Коми   йöзлöн   кöркöся   оланiсь»:   полотенца,   вязаные
вещи,   скатерти,   накидки,   пояса,   кушаки,   лапти,   старинные   вещи:   пестерь,
ырöш круг, сипож и др.
2. Оформить классный кабинет в виде коми­пермяцкой избы, на полу половики.
3. Ведущие   (их   два)   в   коми­пермяцких   костюмах,   а   также   желательно   в
костюмах и участники, т.е. команды.
4. Стол накрыт скатертью, на столе разные коми­пермяцкие блюда, кушанья:
шаньги, блины, пироги пистиковые, морковные; квас домашний, варенья из
разных   ягод;   пельмени:   грибные,   редечные,   капустные,   мясные;   ягоды:
брусника,   клюква,   морошка,   черника;   икра   грибная,   грибы   соленые,
маринованные.
5. Заранее командам дать домашнее задание (кому что попадется: постряпать
рыбный   пирог,   пельмени,   пирожки   морковные,   кулики)   и   придумать   их
защиту, а также подготовить самопредставление.
6. Заранее   замесить   тесто   для   пельменей   и   подготовить   разные   начинки   для
конкурса.
7. На   старинных   предметах   (на   выставке)   написать   (напечатать)   названия   на
коми­пермяцком языке.
Цель: приобщение учащихся к культурному наследию коми­пермяцкого народа.
Задачи:
 Формировать у детей интерес к традициям и обычаям наших предков.
 Развивать психические процессы (память, внимание, мышление, речь).
 Воспитывать уважение и бережное отношение к духовному и культурному 
наследию своего народа. «Зимние коми­пермяцкие посиделки»
На завалинке, в светёлке
Иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод,
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как? В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить!
­ Добро пожаловать, дорогие гости! 
­ Бур лун, дона гöссез!
­ Давным­давно  на Руси­матушке,  на Уральской  стороне живёт  коми­пермяцкий
приветливый народ. Хлеб­соль водит, мастерицы затейливые запасы готовят, гостей
угощают.
­ Важынся­важын пöрись уральскöй му вылын олiс коми увтыр. Сёйисö комиэс нянь
да сов, юисö ырöш да сур, кужисö быд берсясö пуны­пöжны, гöссезöс пантавны.
Праздниккез кежö пöжавлiсö шаньгаэз, блиннэз, черинянь, селянка; пувлiсö яяшыд,
кашаэз, кисель; пöжалiö калигись, сёртниись да морковись парёнкаэз. Локтас кö
деревняас эта лунö тшыг морт, дак дульыс öсилейтас: сiдж пöжалöм­жаритöмнас
ныр кузя и вачкö! Звучит песня «Василиса» (участники по желанию пляшут)
Если вы «В своей тарелке»
И пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь, сейчас.
Отдых – это не безделки –
Время игр и новостей,
Начинаем посиделки!
Открываем посиделки!
Для друзей и для гостей!
­ Сегодня мы пригласили вас на посиделки.
­ У нас не простые посиделки, а посиделки – конкурсы, игры. Вас будет оценивать
компетентное жюри: ………
­ Что же такое «посиделки»?
­ Владимир Даль в своем толковом словаре дает посиделкам такое объяснение:
«Посиделки   (посиденка,   посидки,   посидухи,   поседки,   посидушка)   есть   сборище
крестьянской молодежи по осенним и зимним ночам под видом рукоделия, пряжи, а
более для россказней, забав, песен». На Руси посиделки начинались с летопроводца
(с   1   сентября)   и   продолжались   до   Благовещания,   когда   начиналась   серьёзная
крестьянская работа.
­ Сегодня Вы на посиделках увидите и услышите,
Вы отведаете и попробуете
Квасу доброго, кухню коми­пермяцкую разнообразную.
­ Хорошему гостю мы всегда рады!
Особенно, если гости представлены хозяевам!
­ В наших посиделках сегодня принимают участие учащиеся 8­х классов. Им
слово,   они   должны   себя   представить.   Жюри   не   забывает   их   оценивать.
(самопредставление команд)
Сидит кукушка на мосту,
Скуковала раза три.
Ты все месяцы в году
По старинке назови. ­   Предлагаю   вспомнить,   а   как   же   в   старину   на   Руси   назывались   месяцы?
(Приложение 1)
Задание 1:  к названиям старинных месяцев подобрать современные названия. За
правильность выполнения задания команде присуждаются баллы. Оценка жюри.
На пригорке две телушки
Рожками бодаются.
Спел пастух им две частушки,
Им они не нравятся.
Мимо шел теленок Митя,
Успокоил он подруг:
«На частушки зря вы злитесь,
Для веселья их поют!»
­ Вы, наверное, догадались, что сейчас будут звучать частушки. Это удивительный
жанр. Частушка появилась только в середине 19 века, поэтому в словаре Даля нет
даже слова «частушка». А в современном толковом словаре Ожегова дается такое
толкование слова «Частушка»: народная песенка – четверостишие или двустишие
лирического, задорно­шутливого содержания.
­ Частушки сохранились и дошли до наших дней. И сегодня сочиняют частушки и
взрослые  и  дети. Мы, как  и наши  прадедушки  и  прабабушки,  тоже  любим петь
частушки. Никак не обойтись на посиделках без задорных, веселых частушек.
Задание 2: конкурс частушек: кто кого перепоёт. 
Под горою у реки
Живут гномы – старики.
Эти гномы мутят воду,
Предвещают нам погоду.
­  С   давних   времен   народ   подмечал   все   изменения   в   природе.   Накапливая   и
передавая   из   поколения   в   поколение   свои   наблюдения   за   природой,   человек
научился предсказывать погоду. Многие народные приметы дошли до сегодняшнего
дня.
­  Задание   3:  Предлагаю   нашим   командам   стать   предсказателями   погоды.   По
сегодняшнему состоянию природы угадайте завтрашнее. ­ Сейчас вы получите карточки, на которых написаны народные приметы и когда это
бывает. Вы должны соединить примету из левого столбика со словами из правого
столбика – когда это бывает. (Приложение 2)
­ За правильность выполнения задания присуждаются баллы. Оценка жюри.
­ Что­ то мы засиделись, не пора ли поиграть. Вспомним про игры, которых у коми ­
пермяков огромное множество. Игры помогали коротать время долгими зимними
вечерами, ведь ни радио, ни телевизора, ни компьютера тогда не было. 
­ Приглашаю вас перед игрой сделать разминку, повторяйте все движения за мной.
Веселей берись за дело,
Так, чтоб всё вокруг кипело.
Ну­ка, друг, не унывай
И за мною повторяй.
Руки на пояс поставьте вначале.
Вправо и влево качайте плечами.
Вы дотянитесь мизинцем до пятки.
Если сумеешь – всё в полном порядке.
А напоследок должны вы мяукнуть: «Мяу!»,
Крякнуть: «Кря»,
Проквакать: «Ква!»,
Залаять и хрюкнуть.
Мяу, кря, ква, гав, хрю! 
Спасибо!
А теперь игра­конкурс 4. 
От каждой команды выходят по одному человеку.
Кто быстрей смотает нитки на веретено.  Жюри оценивает.
­ Гость доволен – значит, всё в порядке!
Выше счастье и не пожелать.
Сейчас, народ, загадки
Мы вам предлагаем отгадать.
Следующее задание 5: отгадывание загадок.
­ В народной речи «загадать» означает задумывать, замышлять, предлагать что­либо
неизвестное для нахождения решения, ответа. Про загадку сам народ так говорил: «без лица в личине», ­ то есть «лицо» загадочного предмета скрыто под маской –
«личиной».   Загадкой   испытывается   сообразительность   и   смекалка   человека.
Любили коми­пермяки на посиделках отгадывать загадки.
­ Попробуйте и вы отгадать загадки. (Приложение 3)
­ Гость хорош, хозяйка рада
Так ведётся из веков,
Старину нам вспомнить надо,
Пословицы наших стариков.
Конкурс   6.
 
дружбе). (Приложение 4) (Жюри оценивает)
   Найти   2­ю   половину   пословицы   (пословицы   о   труде,   хлебе,   земле,
­ Чего­то мы засиделись? Разомнем косточки?
Следующий 7 конкурс «Танцевальный» «Тупи – тап». 
Кто кого перепляшет. От каждой команды по два человека. Музыка! 
Молодцы!!!  (Оценка жюри)
­ Идёт Пера, а во след ему летит песня «Райды»
Была у меня алая лента
Да потеряла я ее в землянике.
Была у меня синяя лента, 
Да потеряла я ее во бору среди черники.
Была у меня желтая лента,
Да потеряла я ее на болоте в морошке…
­ Богат наш округ различными ягодами: брусника и земляника, морошка и клюква,
малина и костяника… А вы хорошо знаете их на вкус? 
Конкурс 8 «Сладкоежка» ­ с завязанными глазами определить на вкус варенье, из
чего сварено… (Оценка жюри). Названия ягод перевести на коми­пермяцкий язык.
Плясовые лапти
Надрала я лихо бересту да лыко.
Люли, люли, ой люли, бересту да лыко. 
Лапоточки сплела три дружка для себя.
Люли, люли, ой люли, три дружка для себя.
Да лаптешки – то плясовые ведь все!
Люли, люли, ой люли, плясовые ведь все! Исплясала я их до опорок самих.
Люли, люли, ой люли, до опорок самих.
Эстафета   9   «Нинкöм   (Лапти)».  Один   с   длинной   палкой   ведёт   лапоть   и,
обходя  препятствия, возвращается.  Второй   берет  ухват с  чугунком,  обегает
препятствие,   возвращается.   Третий   кочергой   катит   картофель,   обегает
препятствие, возвращается. (Оценка жюри)
­ А ну­ка, испей квасу, разгони тоску!
 Хорош квасок, коль шибает в носок!
(Сценка).
Хозяйка сидит дома, вдруг стук в дверь. Заходит гостья. Они здороваются.
              ­ Бур лун, Опонь Наста!
              ­ Бур лун, Кузьма Мишика!
              ­ Пыр, гöсиньöй, пуксьы!
(Усаживает хозяйка гостю, подает квас).
 ­ Ю! Талун только кери ырöшöс.
 ­ Ог! 
­ Да ю!
­ Да ог!
­ Ю жö!
­ Но вай, инö юа!
­ У коми­пермяков существует такой обычай ­ гость не должен сразу принимать
квас.   Он   дважды   отказывается,   или   лишь   на   третий   раз   принимает   квас   ­   этот
национальный напиток ­ ырöш.
­ Длинными, зимними вечерами часто в избе коми ­ пермяков приходилось работать
скалке. А по коми ­ быгрöтчан. Все вы умеете стряпать пельмени. Объявляется 10
конкурс:  за пять минут нужно постряпать пельмени из разных начинок. Какая из
команд больше постряпает, та и выиграет.
­   Пока   стряпают   пельмени,   мы   померяемся   силами.  Конкурс   11   «Быгрöтчан
(Скалка)». Два игрока садятся на пол или на лужайку лицом друг к другу, упираясь
друг в друга подошвами ног (ноги должны быть прямые). Один из игроков берется
за ручки скалки, другой за середину. По команде начинают тянуть скалку на себя.
Побеждает   тот,   кто   перетянет   скалку.   Победитель   оказывается   практически   на
спине,   проигравший   –   на   ногах.   Можно   соревноваться   по   олимпийской   системе
(проигравший выбывает) 12 конкурс: отгадать герб: к какому району относится.
­ А какие посиделки без красивой песни?
Где песня льется,
Там легче живется!
Есть таланты у нас,
Говорю уверенно.
Раз народ еще поет –
Знать не все потеряно.
Конкурс 13 «Номер художественной самодеятельности». Начинают учащиеся
8 а класса. (Оценка жюри)
­   Основным   продуктом   у   коми­пермяков   был   хлеб:   пекли   чöлпаны,   ярушники,
сочни, шаньги, пироги с разными начинками. Как мы живём? На хлебе да на луке с
редькой. Холодные блюда «пикан с квасом», «окрошка с пиканом и квасом», редька
с вареной картошкой, разведенная квасом – исконно пермяцкие летние старинные
блюда, сохранившиеся в народе, довольно популярны и сегодня.
­ Ни одно застолье у коми­пермяков не обходится без грибов: солёных, сушёных, из
которых делают икру грибную и начинку для пельменей. В праздники и воскресные
дни поныне приносят в церковь кашу – овсяную, гречневую и ячменную, масло,
кисель, пироги.
­   Собственно   народное   кушанье   пермяков   –   пельмени:   грибные,   редешные,
капустные, мясные. Подавали и десерт – брюква и репа пареная, облитая маслом и
сметаной – перёнки.
­ А теперь переходим к последнему 14 конкурсу: защита домашнего задания. Вы
должны были приготовить коми – пермяцкое блюдо. (Защита блюд).
­   Вот   и   наши   конкурсы   подошли   к   концу.   Слово   предоставляется   жюри   для
подведения итогов. (Выступление жюри, подведение итога.)
­ На этом еще наш праздник не заканчивается, он продолжается.
­ Дорогие гости, просим к столу
 Отведать наши кушанья!
­ Наш уют домашний каждому виден.
  В тесноте, быть может, да не в обиде.
  Ведь изба любая не красна углами, А красна пирогами!
Месяцы.
Январь – просинец
Февраль – бокогрей
Март – протальник
Апрель – снегогон
Май – травень
Июнь – хлеброст
Июль – страдник
Август – жнивень
Сентябрь – хмурень
Октябрь – грязень
Ноябрь – листогной
Декабрь – студенец
Приложения
Приложение 1 Приложение 2
Приметы:
 Ярко блестят зимою звезды – к морозу
 Зима снежная – лето дождливое
 Кошка стены скребет – будет вьюга
 Дым столбом – к морозу
 Длинные сосульки – к затяжной весне
 Зимой собаки валяются – к метели
 Кошка на печку лезет – к морозу
 Лес зимой шумит – к оттепели
 Воробьи дружно чирикают – к теплу Приложение 3
Без рук, без ног, а на кол лезет (хмель)
В белом бочонке два разных вина (яйцо)
Загадки.
1.
2.
3.   Дедушка смеется на нем шубонька трясется (кисель)
4. Мый олö чочком, гöрд и сьöд? (сэтöр, смородина)
5. Гöгрöса видзок вылö лым усьö (пизь пожналöны, сито, мука)
6. Гöгрöса , а не тöлiсь, бöжа, а не шыр.
7. Круглая, а не луна, с хвостом, а не мышь (сертни, репка)
8. Джадж дорын ош кулак (солонка)
9. Басöк вичкуыс, да пырны некытi. (кольть)
10. Ачыс муö пырöма, чикисьсö öтöрö кольöма.
11. Девица в темнице, а коса на улице  (морковь)
12. Гор вылын дулльöсь баб пукалö (шöмöс, квашня)
13. Посудаыс виль, а куш осьта.
14. Посуда новая, а вся в дырках (терка)
15. Нюр шöрын куйлö плаха и некöр оз сiсьмы. Посреди болота лежит доска и
никогда не гниет. (Язык).
16. Чукыля потш вылын типпез пукалöны. На кривой жерди цыплята сидят. (Зубы). 17. Вöрö мунö – гортö видзöтö, гортö локтö – вöрö видзöтö. В лес идет – домой
смотрит, домой идет – в лес смотрит. (топор)
Приложение 4
Пословицы:
1. Без лаптей проживешь (а без хлеба нет)
2. Вырастишь на поле – (будет на столе)
3. Весной заспишься (осенью покаешься)
4. Вырастишь хлеб (так и детей вырастишь)
5. Земля черная, работа тяжелая (зато хлеб бел и вкусен)
6. Какая стряпуха (такова и стряпня)
7. Какова пашня (таков и хлеб)
8. Как поработаешь (так и поешь)
9. Летом поленишься (зимой поскребешься)
10.Не земля плоха (а голова да руки)
11.Не можешь – не берись, (а взялся ­ делай)
12.Раньше посеешь (раньше уберешь) Частушки.
Эй, девчушки – хохотушки,
Запевайте­ ка частушки,
Запевайте веселей,
Чтоб порадовать гостей.
Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках.
Все ребята говорят,
Что я как картинка.
У меня на сарафане
Косолапы петухи.
Я сама не косолапа –
Косолапы женихи.
У меня в кармане роза,
Роза рассыпучая!
У меня такой характер ­
Как крапива жгучая!
За деревней я гуляла,
Там Ванюшу видела. Под кустом сидел и плакал –
Курица обидела.
Если б не было воды,
Не было б и кружки.
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий ко дню чеченской женщины на чеченском языке
  • Сценарий коми национальных игр
  • Сценарий ко дню чернобыля 34 годовщина
  • Сценарий комедии пример
  • Сценарий ко дню чекиста