МАУ ДО города Калининграда «Детская музыкальная школа имени Глинки М.И.»
«Танцевальная музыка»
Сценарий концерта — беседы
Преподаватель теоретических
дисциплин Кафарова О.Л.
Считается, что танцу столько же лет, сколько и всему человечеству, потому что люди издавна стремились выразить свои чувства, эмоции, настроение через движение. Характер и ритм этих движений всегда был связан с традициями разных народов, с их темпераментом, с образом жизни.
Так что же такое танец? Танцем называют искусство выразительных движений в определённом ритме.
О том, что люди стали танцевать очень давно говорят различные исторические находки. На них изображались танцующие люди, а рядом с ними человек с музыкальным инструментом в руках. И это не случайно. Танец и музыка неразлучные друзья. Музыка помогает объединиться в общем настроении, делает движения танцующих слаженными. И самое главное – она усиливает выразительность жестов танцующих.
Таким образом, мы можем дать определение танцевальной музыке – это музыка, которая сопровождает танец.
Французский балетмейстер 18 века Новер дал очень высокую оценку роли музыки в танце: «Музыка – душа танца. Танец является лишь эхом того, что говорит музыка».
В мире существовало и существует много разных танцев и столько же много музыки, написанной в ритмах этих танцев. Всё их многообразие исследователи объединяют в группы по разным признакам. Так, например, всю танцевальную музыку делят на прикладную и концертную. Музыка, под которую танцуют – прикладная, а концертная предназначена для слушания.
По способу возникновения танцевальную музыку делят на народную и профессиональную. Профессиональную музыку создают композиторы, имена которых нам известны. У народной музыки есть тоже свои создатели – талантливые музыканты из народа, но имена их затерялись в глубокой древности, а записывать музыку люди тогда ещё не умели. Они играли по памяти, порой вносили какие-то свои изменения. Получалось, что музыка становилась произведением коллективного творчества, творчеством народа.
У каждого народа есть танец, в котором выражены наиболее яркие черты национального характера.
— А какие вы знаете русские танцы? (Камаринская, трепак, барыня).
Музыка русской барыни заводная, развивается с ускорением. А строится обычно просто – из одной или двух мелодий, которые повторяются много раз с различными изменениями, т.е. варьируются.
Исполняется русская народная песня «Барыня»
В народной практике танец часто соединялся с песней, потому что изначально танцевальная музыка как и вся музыка вообще, была вокальная. Танцы исполнялись под песню. И эта традиция сохранилась у многих народов по сей день.
В каждом таком песне-танце своя красивая, запоминающаяся мелодия, особый ритм и темп движений. А национальный костюм дополняет его характер. Например, в русском хороводе плавные движения, сплетающие кружево танца, сочетаются с плавными линиями длинных девичьих сарафанов. Водили хороводы на вольном воздухе, за околицей, на зелёной луговине.
Исполняется хороводная «Как в лесу, лесу, лесочке»
Далее в нашем концерте прозвучит «Гуцульский танец» (гуцулы — это народность Украины). Музыка этого танца отличается от лирического русского хоровода. В ней ощущается ритмическая острота за счёт подчёркивания не сильной, а слабой доли. В музыке это называется синкопа, её хорошо слышно в среднем разделе танца.
«Гуцульский танец», который сейчас прозвучит – это не народная музыка, а профессиональная, потому что у неё есть автор — Юрий Милютин, который жил в 20 веке (1903 – 1968). Он, как и многие композиторы бережно относился к народному музыкальному наследию, изучал народную музыку, учился на её примере композиторскому мастерству и сам создавал музыку в стиле народной.
Исполняется «Гуцульский танец» Ю. Милютина
В разные эпохи были разные танцы. У одних жизнь была короткой, у других – долгой. Например, гавот – старинный французский танец – был очень популярен в 18 веке, но остался «непризнанным королём». Музыка гавота соответствовала характеру танца – это были небольшие лирические пьесы в спокойном темпе с чётким ритмом и изящным мелодическим рисунком, с грациозным и немного жеманным характером. В гавоте, который сейчас прозвучит, хорошо отражены эти особенности танца.
Исполняется «Гавот» Ж.Б. Люли
Как вы думаете, о каком танце идёт речь?
«Самый изящный и изысканный танец, лучший образец придворного балета, жемчужина бала, король бальных танцев, величайшее произведение искусства, когда-либо созданное в области танца».
Так говорили о менуэте, французском бальном танце 18 века. Движения танца сопровождались крохотными шажками – Па Меню, что значит маленький шаг. Отсюда и созвучное название — Менуэт. Движения этого танца были изысканными. Над их разработкой трудились члены Королевской Академии танца, он был так популярен, что его успех можно продемонстрировать словесной формулой «король танцев и танец королей».
Исполняется «Менуэт» И.С.Баха
А у какого бального танца оказалась самая длинная линия жизни? Вальс.
Вальс появился в самом начале 19 века и от своего предшественника «лендлера», австрийского танца, взял характерное сопровождение – бас на сильную долю и два аккорда на слабые, т.е. трёхдольный размер. Мелодии лендлеров были простодушными и не сложными. А вальсы стали настоящими лирическими миниатюрами с изысканными и красивыми мелодиями.
В 19 веке вся Европа кружилась в вихре вальса. Но много было сочинено вальсов концертных, предназначенных для слушания. Их писали Шопен и Глинка, Григ и Чайковский, но «королём» вальса по — праву называют австрийского композитора Иоганна Штрауса – сына, который написал 168 вальсов. И именно в его творчестве вальс вырос в самостоятельный концертный жанр. Не потеряли интерес к вальсу и композиторы 20 века. Сейчас прозвучит вальс композитора Андрея Петрова из кинофильма «Берегись автомобиля». Музыка этого вальса легкая, нежная и немного ироничная.
Исполняется «Вальс» А. Петрова
В музыкальной культуре есть два понятия – «танцевальная музыка» и «танцевальность». Танцевальность – это когда в нетанцевальную музыку вносят элементы выразительности какого – либо танца, и тогда говорят: в этом произведении есть элементы танцевальности. Например, исключительной популярностью пользуется «Музыкальный момент» фа – минор австрийского композитора 19 века Франца Шуберта. Вслушиваясь в эту пьесу, мы узнаём польку, но не развесёлый чешский танец с характерной задорной припрыжкой, а лирическую пьесу грациозную, застенчивую, ласковую, иногда игривую с характерным ритмом польки. И у Шуберта это не полька, а скорее приятное воспоминание о ней.
Исполняется «Музыкальный момент» Ф. Шуберта
Танцевальная музыка – это музыка на все времена. Уходит мода на одни танцы – появляются другие, а значит и новая танцевальная музыка. Сейчас прозвучит пьеса современного композитора Михаэля Дворжака, которая написана в стиле танцевального жанра бразильской музыки – босса–нова, что в переводе буквально значит «новая вещь». Этому танцу примерно 100 лет, а возник он на основе двух популярных бразильских танцев – румбы и самбы.
Опираясь на ритм этих танцев босса-нова отличался лирическим, мягким, спокойным характером. Мелодии танцев были изысканными, «порхающими».
Исполняется «Босса-нова» М. Дворжака
Да, в одном концерте невозможно рассказать и показать всю красоту и разнообразие жанров танцевальной музыки, но мы надеемся, что она нашла отклик в ваших сердцах и пробудила желание узнавать о ней больше.
В заключение я хочу привести слова русского композитора 20 века Д. Д. Шостаковича:
«Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся… Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего её слушать».
СЦЕНАРИЙ К ПРОЕКТУ:
( КОНЦЕРТ – БЕСЕДА)
«В РИТМЕ ТАНЦА — МУЗЫКА ДУШИ»
УЙМЁНОВОЙ ВАЛЕНТИНЫ МИХАЙЛОВНЫ
МОУ ДО «ПРИОЗЕРСКАЯ ДШИ».
Вступительное слово педагога: «Добрый день, уважаемая публика! Сегодня перед Вами выступят учащиеся Приозерской детской школы искусств, юные музыканты – аккордеонисты. Вместе с ребятами, мы познакомим Вас с музыкой разных эпох и научим разбираться во всём многообразии танцев. Танец – это вид искусства, где мысли и чувства передаются движениями под музыку. Характер и ритм этих движений связан с традициями и условиями жизни разных народов каждой исторической эпохи. Каждый народ имеет свои любимые танцы. Танец существует столько же лет — сколько и человечество. – Кто из Вас любит танцевать? — Все? Замечательно! Музыка неразрывно связана с энергетикой человека, поэтому очень часто главным смыслом выступления может стать создание положительного энергетического поля — это то, чего так не хватает огромному количеству людей. На этой встрече с музыкой мы хотим доставить удовольствие Вам, дорогие наши зрители. Участники концерта очень волнуются, но они так же понимают, что именно здесь они могут раскрыться, почувствовать свои силы и незабываемое внутреннее ощущение. От того, что тебя слушает целый зал — останется в их сердцах на всю жизнь, а умение выступать впоследствии может стать примером для других жизненных ситуаций, где необходимо проявить свою уверенность и умение заставить себя слушать.
Дорогие ребята, а какая бывает танцевальная музыка? Предполагаемый ответ: полька, галоп, гавот, мазурка и др. — Правильно! Молодцы! Я только хочу добавить, что своеобразие каждого танца проявляется в мелодии и ещё в гармонии. В истории веков – танцы всегда соревнуются и соперничают друг с другом за право быть самым блистательным, самым популярным танцем. И сейчас Вы это услышите! Танцевальная музыка бывает прикладная (под которую танцуют) и концертная, которая исполняется на сцене – её слушают. А сочиняют такую музыку кто? — Правильно! Профессиональные композиторы.
Представляю Вашему вниманию первых участников концертной программы: Цветкова Сашу и Николаеву Светлану, которые исполнят молдавский танец «Мэрунцика». – А сейчас прозвучит ещё один танец, но танец эстрадного жанра, который называется «Ча – Ча – Ча» и сыграет Малков Серёжа. Итак слушаем… (Звучат бурные аплодисменты исполнителю). — Скажите, пожалуйста, отличаются ли услышанные вами эти два танца друг от друга? Предположительный ответ: — Отличаются! — А чем? Кто может сказать? (множество поднятых рук, ребята высказывают свои версии…) — Молодцы! Правильно! «Мзрунцика» — это народный танец, фольклорный, который исполняется в своей естественной среде и имеет определённые для данной местности движения, ритмы, даже костюмы, а вот «Ча – Ча – Ча» — БАЛЬНЫЙ танец. — Какие ещё бальные танцы Вам ивестны? Ответ: Вальс, Танго, Фокстрот и другие. — «О вальсах сказано немало, Он в песнях и стихах воспет. И сколько б танцев не бывало, А лучше ВАЛЬСА – танца НЕТ!» Грусть, веселье, восторг, раздумье, печаль – всё может выразить вальс. В этом причина его популярности. — Хотите услышать вальс? — Да, хотим… — Прекрасно! На сцену приглашается Мельникова Олеся, она исполнит «Вальс снежинок» А. Александрова. — Олеся, может быть ты расскажешь ребятам ещё что-нибудь о вальсе? Конечно расскажу… « ВАЛЬС» является одним из популярных бальных танцев. Его танцуют все и везде под любой мотив, даже вовсе неподходящий. Исполняется он плавно — от медленного до очень быстрого темпа. Среди бальных танцев вальс выделяется лирической настроенностью и романтической полётностью. Этот танец танцуют парами. (Звучит вальс). — Спасибо Олеся! Да здравствует Вальс, любимец всех континентов! Такого лидера среди танцев – мир ещё не знал! Не правда ли красивая музыка? Зал с восторгом отвечает: «Да-а-а»! — Тогда продолжаем нашу беседу о танцевальной музыке. Сейчас Бандурка Настя представит вашему вниманию ещё один интересный номер композитора А. Пьяццоллы «Либертанго».
ТАНГО – аргентинский народный танец свободной композиции, отличающийся знергичным и чётким ритмом. Изначально получил развитие и распространение в Аргентине, затем стал популярным во всём мире. Слушаем внимательно исполнение Анастасии. ( Зал рукоплещет…). — Спасибо, спасибо всем и Насте. Представляю Вам ещё один из видов бальных танцев – Мазурку! «Мазурка» — польский народный танец (название происходит от слова «мазуры» — так называют жителей одной из областей Польши «Мазови»). Музыка мазурки: яркая, зажигательная, с чётким ритмом и резкими акцентами. Она, благодаря плавным и сдержанным движениям, грациозным аристократическим позировкам – завоевала особую популярность на балах польской знати. Многие композиторы писали музыку мазурки, такие, как: Глазунов, Скрябин, Прокофьев, Рахманинов, Шопен… . Мазурку любили танцевать и в России. (Звучит «Мазурка» Ф. Кинбергера в исполнении Каменщиковой Татьяны).
— Перенесёмся в одну из известных стран – Италию, которая славиться обилием танцевальной музыки. Вы услышите замечательное произведение — ТАРАНТЕЛЛУ. С историей тарантеллы связано много легенд.
Начиная с XV века в течение двух столетий тарантелла считалась единственным излечением «тарантизма» — безумия, вызываемое, как тогда полагали, укусом тарантула-паука (название паука, так же, как и танца, происходит от названия южноитальянского города Таранто). Петренко Надя дополняет: — «Тарантеллу», которую я сыграю, звучит в достаточно быстром темпе, характер которого проявляется в чётком пунктирном ритме, темпераменте исполнения. (Ученица показала достаточно высокую технику игры на аккордеоне, свою яркость и артистизм. Слушатели под бурные аплодисменты и выкрики из зала: «Браво-Браво-Браво!!!» — провожали Надежду со сцены.)
— А теперь поговорим о джазовой музыке… . Так вот: ДЖАЗ — род музыки преимущественно увеселительного танцевального характера. Джазу, как воздух необходимы движения. Без них он просто задыхается. Многие свои черты: импровизировать, повышенную эмоциональность исполнения, ритмическую изощрённость – джаз заимствовал от негритянской народной музыки. В нашей стране в 20-е и 30-е годы появились свои джазовые знаменитости. На слух отличить джаз от другой музыки легко, а понять, в чём тут дело, очень трудно. «ДЖАЗ не всегда можно назвать музыкой – это своеообразный вид общения, это взаимный обмен человеческими эмоциями, это встречные потоки из зала и со сцены…» – говорил Дейв Брубек американский дирижёр и композитор. «Джаз» проник везде, даже в музыку для детей. Многие детские композиторы обращаются к этому жанру, используя всё, что есть ценное в этой музыке: веселье, радость творчества, задор, оптимизм. Далее Вы услышите несколько произведений, написанных одним из детских композиторов А. Доренским. В исполнении Березницкого Алёши прозвучит сочинение этого композитора «РЕГТАЙМ», но прежде несколько слов о танце – от Лёши. Пожалуйста, Алексей! — «Регтайм» — танцевальная музыка особого склада, популярная в Америке (как раз перед появлением джаза). По- английски означает: «тряпьё», «лохмотья», «скандал», чткие «грубая насмешка», но с очень темпераментным зажигательным ритмом. Ритмическая острота, несовпадение акцента, блестящая переливчатость пассажей и жёсткие аккорды – характерно для этого танца. (Слушается исполнение юного музыканта). Аплодисменты. — А Вам, ребята, знакома джазовая музыка? — Знакома!!! — Так назовите музыкальные произведения, которые Вам известны. (Множество поднятых рук, правильных ответов и один из перечисленных есть в программе концерта, это «Блюз»). — Молодцы! Так давайте послушаем и этот танец. Вова Маннинен, сыграешь «Блюз» публике? — С большим удовольствием! Можно я тоже скажу несколько слов об этой музыке? — Конечно же! Слушаем тебя. — «Блюз» по праву считается одним из самых стильных и мелодичных танцевальных направлений. Достаточно всего лишь услышать этот плавный медленный танец, идеально сочетающийся с джазовой мелодией, чтобы влюбиться в него на всю жизнь! ( Звучит музыка блюза). — Большое спасибо Владимир! — Ребята, а Вам говорит о чём-нибудь имя Луи Армстронг? Кто это? Один из ответов: Это известный американский музыкант и композитор. – Правильно, молодцы! А ещё он вокалист, руководитель ансамбля-исполнителей джазового репертуара на своей родине. Луи Армстронга, благодаря своей популярности во всём мире называют «Маэстро Джаза». Может быть Вам известно на каком инструменте он исполнял джазовые композиции? — На трубе!!! — И это так… А вот, что говорил самый популярный музыкант нашего времени: «Если вы, слушая эту музыку, не притоптываете ногой, вам никогда не понять, что такое «джаз»… и он прав. Все самые лучшие качества, отражённые в джазовой музыке, Вы услышите в произведении « Рок-н-Рол», которое исполнит старшеклассник Шутенко Дмитрий. — «Рок-н-Рол» (продолжает беседу Дима) – моё любимое произведение из всего репертуара, это стиль массовой и бытовой музыки, это «ритм энд блюз», родившийся в негритянской среде. Рок-н-Рол в переводе с английского – «качаться» и « катиться». Танец, в котором танцующие иногда показывают себя акробатами. (Слушая исполнение Дмитрия зал словно ожил, на лицах многих ребят – улыбка радости, восторга. Некоторые из них ладошкой по коленке отстукивали ритм, притоптывали ногой. Чувствуется, что всем без исключения понравился номер. Звучат бурные овации и выкрики: — Ура-а-а, здоровво! Бис! Юный музыкант несколько раз кланяется, радостный от того, что все зрители, присутствующие в зале так оценили его выступление.
Валентина Михайловна завершает проектный концерт – беседу «В ритме танца – Музыка души» словами: — Вот и подошёл наш концерт к концу. Ребята, Вам понравилось выступление наших музыкантов? — Ответ: «Да-а-а!» — Какие номера запомнились особенно? — «Тарантелла», «Рок-н-Рол»! — А чем именно? — Красивая и интересная музыка. — Вы хотели бы ещё встретиться с нами? — Да!!!
Участники концерта вместе с преподавателем поднимаются на сцену и прощаются с благодарной публикой. — Преподаватель: «Огромное Вам спасибо за то, что нас внимательно слушали, активно принимали участие в беседе о музыке и правильно отвечали на вопросы…».
До новых встреч с музыкой!
2015год.
Звучит запись песни Б.Савельева на слова А.
Хайта “Большой хоровод”. Дети входят и
рассаживаются по местам.
Ведущий:
— Каждый из вас наверняка знает, в какой стране
он живет. (Ответы детей)
— Правильно, наша страна называется Россия.
Ребенок читает стихотворение о России:
Куда не посмотришь – родные,
Открытые сердцу края.
Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя, совесть моя.
Не ты ли меня окружила
Простором лугов и полей,
Не ты ли меня подружила
С задумчивой музой моей!
За песни, которым впервые
Внимают родные края,
Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя, совесть моя.
Ведущий:
— Какой вам представляется Россия в
стихотворении? (Ответы детей)
— А вы знаете, что территория России очень
большая, ее протяженность 17075, 4 кв. км.
Огромная разнообразная территория по
географическим, климатическим и многим другим
особенностям.
Дети исполняют песню Г. Струве на слова Н.
Соловьевой “Моя Россия”
Ведущий:
-Сколько же наций и народностей живет в нашей
стране? (Ответы детей)
-В России живет 146 национальностей. Это очень
большое количество.
-Ребята, как вы понимаете слова
“национальность”, “нация”? (Ответы детей)
-Нация – группа людей, занимающая определенную
территорию, которой присущи свои традиции, свой
язык, своя история. Да, наша страна
многонациональна, но различные нации объединяет
то, что все они живут на одной территории, в одной
огромной стране и составляют народ России. Народ
– это все население определенной страны.
-Ребята, а каким должен быть народ? (Ответы
детей)
-Народ должен быть отзывчивым, душевным, одним
словом – добрым.
-Как должен жить народ, народ России? (Ответы
детей)
-Народ должен жить дружно, сплоченно, помогать
друг другу всегда и во всем.
Ребенок читает стихотворение “Люди на свет
рождаются разными”
Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь
В своем сердце хранить
Ведущий:
-А вы знаете, ребята, что раньше территория
нашей страны была гораздо больше, было больше
национальностей. Народ нашей страны всегда был
дружен; если в стране случалась беда, то все
объединялись в единое целое и защищали нашу
Родину, нашу страну, которая всегда была очень
сильная, так как сила ее выражалась, прежде всего,
в единстве, сплоченности ее народа.
-Во время Великой Отечественной войны, когда
фашисты захватили русские города, многие
россияне были эвакуированы на юг, куда война еще
не дошла. Их радушно принимали люди других
национальностей: таджики, узбеки, грузины, армяне
и другие. Русским предоставляли жилье,
обеспечивали едой, одеждой и другими
необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что
беженцы были не их национальности, с другим
цветом глаз и кожи и поэтому наша страна победила
в такой тяжелой и страшной войне. И вот через
много лет ситуация повторилась. Только теперь
люди с юга бегут на север, за помощью к русским
людям. Ведь добрая русская душа еще издавна была
известна всем народам.
Дети исполняют песню Ю. Чичкова на слова Ю.
Разумовского “Россия, Россия…”
Ведущий:
— А что же происходит сейчас?! Люди разобщены,
ищут разницу друг в друге (в культуре, в
национальности и т. п.) Ребята, правильно ли это?
-Конечно же, неправильно. Не нужно искать
различий. Надо уважать и ценить правила и
ценности каждой нации. Мы все люди, мы народ одной
страны, одной планеты. Необходимо быть добрым к
другим, отзывчивым, терпеливым, уважать
окружающих.
Дети исполняют песню Б. Савельева на слова М.
Пляцковского “Если добрый ты”
Ведущий:
-Народ всегда ценил добро. И это выражалось в
пословицах.
Дети все вместе читают пословицы на слайде:
-Добрые дела красят человека.
-Без добрых дел нет доброго имени.
-Жизнь дана на добрые дела.
-Добрый человек в добре живет век.
-Доброму человеку весь мир – свой дом.
Ведущий:
-Ребята, сейчас мы с вами отправимся в
путешествие и побываем в гостях у разных народов.
В этом нам помогут музыка, песни и танцы.
-Итак, начинаем знакомиться с музыкой русского
народа!
Ребенок читает стихотворение “Ты откуда
русская зародилась музыка?”
Ты откуда русская
Зародилась музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась
С самого начала?
Как же ты явилась,
Как ты зазвучала?
Пролетели утки – уронили дудки,
Пролетели гуси – уронили гусли,
Их порою вешней
Нашли, не удивились.
Ну а песня?
С песней на Руси родились!
Дети берут в руки деревянные ложки и
исполняют русскую народную песню-танец
“Калинка”
Ведущий:
— А сейчас мы с вами совершим путешествие на
Кавказ. Это удивительный солнечный край! Его еще
называют страной гор. Находится он на юге нашей
страны, у Каспийского моря, а рядом – высокие
Кавказские горы.
-На берегах Каспийского моря и в самом море –
нефтяные вышки. Здесь люди добывают много нефти.
А без нефти, известно, ни машина не поедет, ни
теплоход не поплывет, ни самолет не полетит.
Ребенок читает стихотворение о Баку “Я город
свой не назову”
Я город свой не назову.
Живу на земле я,
Но в море живу.
А если точнее –
Живу на камнях,
А камни как будто лежат на волнах.
И вышки над ними!
Мой город родной
Рабочий,
Морской
И еще – нефтяной!
Ведущий:
-На Кавказе живут, как в песне поется, “дети
разных народов”. Многих народов! И живут очень
дружно, и трудятся дружно.
-А еще тем знамениты кавказцы, что умеют
танцевать хорошо, песни петь и на конях скакать.
Так хорошо, что посмотришь на них – и самому
захочется!
Дети исполняют песню Г. Гусейнли на слова Т.
Муталлибова “Цыплята”
Ведущий:
-В нашей школе также учатся дети, приехавшие к
нам из Армении. Попросим их рассказать нам о
своей стране.
Ребенок читает стихотворение “Прекрасный
Ереван”
На ладонях Арарата
Расцветает по утрам
Дивный каменный цветок –
Город Ереван.
Звонкой песней площадей,
Тишиной полян,
Ты всегда в душе моей,
Город Ереван.
Ожерельем от Севана
В Ереван бегут огни
В золотой листве садов
Прячутся они.
Не забудется огней
Пестрый караван.
Ты всегда в душе моей
Город Ереван.
Ведущий:
-Ну, что такое Ереван ребята, наверно,
догадались. (Ответы детей)
-А что такое Севан?
Первый ученик:
-В горах, почти на двухкилометровой высоте
лежит “самое большое из высоких озер и самое
высокое из больших” озеро Севан. Тридцать рек
бегут в него с гор, на дне бьют подземные ключи. А
вытекает из озера одна-единственная река Раздан.
Ведущий:
-Я слышал, что Армения – страна гор. Но если
Армения – страна гор, значит, она и страна камней,
ведь недаром в стихотворении Ереван называют
дивным каменным цветком.
Второй ученик:
-В Армении есть граниты, базальты, мрамор. Есть
даже мрамор с золотыми жилками! Словно на нем
отдыхало солнце и оставило свои следы. Но больше
всего в Армении туфа. Это такой строительный
материал – прочный и легкий. Армяне строили из
него крепости, мосты и дома.
Ведущий:
-А еще на Кавказе очень любят танцевать
лезгинку. Характер закавказской музыки отражает
характер живущих здесь народов. Обычно это
музыка стремительная, горячая. У каждого
живущего здесь народа своя лезгинка.
Исполнение детьми – представителями Кавказа
танца “Лезгинка”
Ведущий:
-Рядом с Кавказом живут народы Средней Азии
(узбеки, киргизы, таджики). На земле Средней Азии
очень жарко, солнце с утра до вечера печет, нет от
него пощады. Тут за лето прошло два-три хороших
дождя – праздник. Приходится людям за воду
бороться, за урожай, против жары и солнца
бороться. Перекопали люди землю каналами – воду
по ним пустили.
-На всей большой земле Средней Азии выращивают
хлопок, сладкие дыни, арбузы, персики, урюк.
Хлопок – это одежда, ткани для платьев, костюмов
и рубашек.
-Ребята, у нас в школе учатся дети из Киргизии,
Узбекистана и Таджикистана. Веками славились
таджики выделкой шелковой нити. Не было на
Востоке ткани красивее шелка, и не было тяжелее
труда ткачей-шелкопрядов. Пусть об этом
подробней расскажут нам сами ребята.
Первый ученик:
-У купцов и скупщиков покупали ткачи личинки
шелковичного червя – грену, складывали по
темным, сырым углам своих домов и ждали прихода
тепла. По весне из грены появлялись крошечные
червячки. Наступали дни, когда червячки выгоняли
людей на улицу, а сами, знай себе, поедали тутовые
листья, росли, расползались, повисали везде и
выпускали из себя тончайшую шелковую нить.
Червячки обматывались ею и замирали в созданном
ими же коконе.
Второй ученик:
-Ткачи возвращались в свои дома. Собирали
коконы и варили, распаривали их в чугунных
котлах, вылавливали крючком тонкую шелковинку и
подтягивали ее к веретену. Кружились,
разматывались в котлах коконы, поскрипывало
веретено, скручивая из паутинных шелковинок
тонкую нитку…
Ведущий:
-Спасибо за интересный рассказ! Ребята, а народы
Средней Азии любят танцевать? Покажите нам,
пожалуйста, как они танцуют.
Исполнение детьми – представителями Средней
Азии народных танцев.
Ведущий:
-Да, среднеазиатская музыка тоже танцевальная.
Особую роль здесь играют ударные инструменты,
например дойра – восточный бубен, который
сопровождает мелодию танца.
-Ребята, мы тоже хотим танцевать вместе с вами!
Помогите мне разучить с детьми узбекский танец
“Мавриги”.
Разучивание и исполнение с использованием
бубна, треугольника и барабана узбекского
народного танца “Мавриги”
Ведущий:
-Каждый народ имеет свою музыку, иногда очень
несхожую с музыкой других народов, иногда
настолько близкую, что нам бывает трудно
определить, к какому именно народу она относится.
Музыка всех народов представляет собой очень
яркую и разнохарактерную картину. Но, не смотря
на это, музыка сближает все народы, укрепляет их
дружбу.
Ребенок читает стихотворение “Эта школа –
наш дом”
Эта школа – наш дом,
Наше общее счастье,
С нею встречи мы ждем,
Чтобы вместе собраться,
Разных народов сыны –
Здесь как одна мы семья.
Разные мы, но равны,
Будь это ты или я.
Ведущий:
— Наше путешествие подходит к концу. Я благодарю
всех детей за интересные рассказы и выступления!
— Ребята, а теперь я приглашаю всех встать в круг
и исполнить песню!
Исполнение песни Д. Львова-Компанейца на
слова В. Викторова “Дружат дети всей земли”
МБОУ ДОД Детская школа искусств № 8
КОНЦЕРТ-БЕСЕДА
Завьяловой Н.А.
Тема:«Классика – это классно!»
Эпиграф:«Музыка – высшее из искусств». (Гёте)
Оборудование:рояль, ноутбук, флешка с выходом в Интернет,
музыкальный центр, аудио записи, портреты
композиторов.
Цель:
♪♪♪ пропаганда творческого наследия великих композиторов
через доступные и понятные художественные жанры.
♪♪♪ «приоткрыть дверь» в красоту и совершенство формы и
богатство содержания музыкальных произведений
известных композиторов.
Задачи:
♪♪♪ научить понимать классическое наследие.
♪♪♪ приобщая к классическому наследию, повысить
мотивацию обучения на инструменте.
Форма проведения:концерт-беседа.
Участники программы:
♪♪♪ обучающиеся класса преп. Завьяловой Н.А.;
♪♪♪ родители обучающихся;
♪♪♪ преподаватель;
♪♪♪ гости;
Ожидаемые результаты:
♪♪♪ формирование у детей потребности изучать
дополнительный музыкальный материал.
Подготовительная работа:
1.Проведение «мозгового штурма» по подготовке
мероприятия: индивидуальная работа с каждым учеником, подбор концертного репертуара, предварительный опрос учащихся и родителей на предмет их отношения к мультфильмам на классическую музыку.
2.Подбор музыкального мультфильма.
3.Офрмлени е класса.
Сценарный план:
1. Вступительное слово преподавателя.
2. Концертная программа.
3.Классическая музыка в мультипликации.
I.Вступительное слово: преподаватель Завьялова Н.А.
Добрый вечер, дорогие ребята и уважаемые гости! Я рада приветствовать всех в нашей творческой гостиной. И по доброй традиции давайте пожелаем друг другу удивительных открытий и неожиданных находок.
Музыка — самый сложный вид искусства. Она объединяет чувства и мысли людей в единый порыв, и в то же время каждый воспринимает музыку по-своему, соответственно настроению. Одним нравится так называемая «серьезная» музыка, другие охотнее слушают «легкую», эстрадную.
Многие к музыке относятся как к веселому, дающему хорошее настроение шуму. Есть такой шуточный афоризм: «Музыка — это самый дорогой шум». В такую музыку даже не обязательно вдумываться и вслушиваться, ноги пританцовывают сами собой… Но есть музыка, которая вдруг пробуждает в тебе массу жизненных вопросов, заставляет задумываться о смысле жизни. Так что же такое музыка, без которой человеку трудно было бы прожить на свете? Многие популярные произведения классического наследия вам хорошо известны. Вы их знаете по фильмам, по мультфильмам, рекламе и мелодиям сотовых телефонов. Вот только многие никогда не задумывались, а кто же их автор?
В оценочном смысле классической называется музыка прошлого, выдержавшая испытание временем и имеющая аудиторию в современном обществе.
В историческом смысле под классической понимают музыку второй половины XVIII века — начала XIX века (этот период традиционно соотносят с классицизмом). К музыкальным классикам относят также таких композиторов XVII—XVIII веков, как И. С. Бах,Г. Гендель, А. Вивальди.
Давайте назовём мультфильмы, фильмы, спектакли, где в основе музыкального оформления лежит классическая музыка. Смелее помогайте нам родители и гости. А вы, ребята, называйте мелодии ваших сотовых телефонов, мы с вами определили композитора каждой музыкальной темы.
Сейчас мы послушаем небольшой концерт, где в вашем исполнении прозвучат произведения известных композиторов, чьё творчество выдержало испытание временем и является востребованным в современном обществе.
II.Концертная программа. Выступление обучающихся.
III.Сейчас отдельно поговорим оклассике в мультипликации.
Большинство из нас любит мультфильмы, и любовь эта не зависит от возраста. Добрые и смешные, трогательные и таинственные сюжеты не оставляют равнодушными ни ребенка, ни взрослого. Мультики понятны каждому. Классическая музыка звучит в очень-очень многих мультфильмах и мультипликационных сериалах и порой неискушенные зрители даже не догадываются, что это классика. В сети, особенно на ютубе, можно раскопать залежи классической музыки в мультипликации. В большинстве случаев она служит только как вспомогательный фон для основного действия, но мы попытаемся рассмотреть те мультфильмы, где классическая музыка является главным действующим лицом или выполняет особо важную роль в развитии сюжета.
Начнём с нашего шикарного мультика «Щелкунчик» (Союзмультфильм, 1973) — сочетание сказки, драмы, художественной реализации и музыки Чайковского, причём не только из одноимённого балета, но также темы из «Лебединого озера» и «Спящей красавицы», чудесный бриллиант
для детей и взрослых. Балет «Щелкунчик», созданный по мотивам сказки Гофмана, весьма популярен у мультипликаторов из разных стран, по его мотивам поставлено по крайне мере ещё четыре полнометражных мультфильма и несколько небольших.
На мультфильме “Щелкунчик» я остановилась по вашим просьбам и сейчас мы его все вместе посмотрим:
«Щелкунчик» (Союзмультфильм, 1973 г.)
Заключительное слово преподавателя: в обширном и всестороннем мире классической музыки каждый действительно найдет что-то именно для себя – те частицы, которые станут началом волнующего и незабываемого путешествия, которое будет радовать наши уши на протяжении всей жизни. Например, те, кого волнуют работы инструменталистов, будут восхищаться такими виртуозами, как Ф.Лист и Н.Паганини, или же, если кому-то больше по душе спокойствие или уединение, то камерная музыка Й.Гайдна или В.Моцарта придется в самый раз.
Если кого-то утомляет большой симфонический оркестр, то Вам больше подойдут П.Чайковский или Р. Штраус. Кто уже разогрелся «Временами Года» А.Вивальди, может попробовать музыку некоторых его великих современников – Г.Генделя, И.С. Баха или Д. Скарлатти. Независимо от того, какими бы ни оказались Ваши вкусы, никогда не поздно начать собирать коллекцию классической музыки на компакт-дисках. Замечательная вещь эта технологическая эра, в которой мы живем, и особенно замечательно появление компакт-диска! Поэтому мы можем обойти все несуразные социальные и интеллектуальные отговорки и наслаждаться в комфорте своего собственного домашнего уюта (часто по гораздо меньшей стоимости) самой прекрасной музыкой, когда-либо написанной.