Сценарий концерта балалайки

Педразвитие Сценарий концерта "Балалайки звонкая струна"

Автор: Кузьмина Лариса Александровна
Должность: преподаватель детской музыкальной школы по классу балалайки

Учебное заведение: МБУ ДО «Газ-Салинская детская музыкальная школа
Населённый пункт: с. Газ-Сале Тазовского района ЯНАО
Наименование материала: Сценарий концерта
Тема: Сценарий концерта «Балалайки звонкая струна»

Раздел: дополнительное образование

Сценарий концерта

«Балалайки звонкая струна»

Сценарий концерта ансамбля балалаечников «Нурдинка» для учащихся

младшего школьного возраста.

Автор: Кузьмина Лариса Александровна, преподаватель МБУ ДО «Газ-

Салинская ДМШ» по классу гитары, балалайки.

Описание работы:

Данная работа представлена в виде сценария концерта для учащихся

начальных классов общеобразовательной школы, чтобы привлечь детей к

занятиям

в

музыкальной

школе

на

музыкальном

инструменте

балалайка,

успешно провести новый набор первоклассников. В нем органично связаны

концертные

номера

учащихся

музыкальной

школы,

рассказ

об

истории

развития балалайки, загадки, вопросы и ответы, беседа со зрителем.

Назначение:

предлагаемый

сценарий

адресован

преподавателям

народных отделений ДМШ, школ искусств. Материал рассчитан на детей

младшего школьного возраста.

Цель:

пропаганда

русского

народного

музыкального

инструмента

балалайки.

Задачи:

— сформировать у учащихся интерес к обучению в музыкальной школе

на балалайке;

— обогатить духовный мир детей посредством музыкальных пьес;

— развивать у детей познавательный интерес к музыке;

воспитывать

любовь

к

музыке

как

к

искусству,

обладающему

наибольшей силой эмоционального воздействия на человека.

Необходимое

оборудование:

музыкальные

инструменты

балалайки,

фортепиано,

картинки

с

изображением

старинной

балалайки,

портретов

известных балалаечников ( И.Хандошкина, Б.Трояновского , В. Андреева),

первого

ансамбля

балалаечников

В.

Андреева,

первого

Великорусского

оркестра народных инструментов.

Оформление: на передних кулисах крупными яркими буквами название

концерта «Балалайки звонка струна» с одной стороны, плакат красочным

изображением балалайки с другой стороны.

Ведущий:

Дорогие

друзья,

сегодня

перед

вами

выступит

ансамбль

балалаечников Кужмарской детской школы искусств «Нурдинка».

А начнем мы наше выступление с загадки:

В лесу вырос, на стене повис,

На руках плачет, а кто слушает скачет.

Конечно

же

это балалайка. Существуют

инструменты,

которые

считаются

музыкальным

символом

какого-либо

народа,

у

испанцев

это

гитара, у итальянцев — мандолина, а у русского народа таким инструментом

стала

балалайка.

Ее

своеобразный

треугольный

корпус,

специфические

приемы игры, различного вида щипки, удары, ее серебристый звонкий тембр

нельзя

спутать

ни

с

каким

другим

инструментом.

Это

один

из

самых

любимых

и

популярных

инструментов

на

Руси.

В

старину

без

нее

не

обходился ни один праздник, люди пели и плясали под балалайку.

Русская народная песня в обр. Захарьиной «Во саду ли в огороде»

исполнит дуэт балалаечников Иванова Маргарита и Сергеев Руслан

Ведущий: Первые дошедшие до нас сведения о балалайке относятся к

1688 г. О ней часто упоминается в р. н. п.

Выйду я во горенку, сяду я на лавочку,

Возьму балалаечку, стану я играти,

песни припевати.

Особенно

популярна

была

балалайка

среди

крестьян,

т.

к.

была

доступна всем, недорогая, легка в изготовлении и усвоении.

И звучала на

праздниках, посиделках. Давайте послушаем как красиво звучат на балалайке

народные мелодии.

Русская народная песня. Во поле береза стояла. Обр А. Семячкина

Исполняет младший состав ансамбля балалаечников «Нурдинка»

Ведущий: Есть версия, что слово балалайка произошло от татарского

слова

«бала»

дитя,

и

слова

балалайка,

балаболка,

баловство

одного

происхождения, то есть детская забава или баловство, несерьезное дело.

Балалайка была инструментом простонародным, как говорили мужицким, и

была она примитивной, имела 5 жильных ладов, которые навязывались на

длинном широком грифе в разных местах, на каждую песню их нужно было

перевязывать. Так было до тех пор, пока за дело не взялся талантливый

русский музыкант, страстный энтузиаст русского народного муз. творчества

В. В. Андреев. По его заказу музыкальный мастер Пасербский смастерил 12-

ладовую балалайку с хроматическим звукорядом. Теперь у балалайки были

большие

возможности.

Теперь

можно

было

исполнять

и

классическую

музыку,

и

переложения

зарубежных

композиторов.

Давайте

послушаем

музыку немецкого композитора Людвига Бетховена «Экосез». Французкое

слово экосез означает старинный шотландский танец

Л. Бетховен. Экосез.

К. Вебер. Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок»

Ведущий:

Теперь

на

балалайке

играют

не

только

народные

исполнители, но и люди из именитых домов. Русский композитор, скрипач И.

Е. Хандошкин виртуозно играл на балалайке. И даже аристократические дамы

любили музицировать на этом инструменте. А Василий Андреев организовал

целый

ансамбль

балалаечников

из

8

исполнителей,

который

позднее

превратился в первый Великорусский оркестр народных инструментов. Таким

образом Андреев явился создателем первого оркестра.

А наш ансамбль балалаечников «Нурдинка» исполнит

Новгородские частушки

А. Иванов. Полька

Ведущий: В начале 20 века королем балалайки называли Бориса

Трояновского.

В

течение

многих

лет

он

был

солистом

Андреевского

Великорусского

оркестра.

Трояновский

написал

много

обработок

русских

народных песен.

Р. н. п. Ай, все кумушки домой. Обр. Б. Трояновского

Ведущий: В нашей республике балалайка тоже полюбилась в народе. И

теперь замечательно красиво звучат на русском народном инструменте и

марийские мелодии. Сейчас прозвучит

Старинная марийская плясовая

Ведущий:

Балалайка

становится

профессиональным

академическим

инструментом.

Появляются

новые

имена

исполнителей

на

балалайке:

Н.

Осипов, П. Нечепоренко, Н. Рожков и много других имен. Композиторы

пишут

музыку

для

балалайки.

Расширяется

репертуар

балалаечников.

Старшая группа ансамбля «Нурдинка» исполнит

А. Эшпай. Танец восточных мари

Рус. нар. танцевальный наигрыш. Па д,эспань.

Ведущий:

Сейчас

появилось

много

творческих

коллективов,

работающих в самых разных направлениях, балалайка звучит неповторимо

красиво в непривычном сочетании — гитара и саксофон в группе «Русское

банджо»,

частенько

мы

можем

услышать

эстрадную

музыку

и

джаз

на

балалайке. То есть балалайка идет в ногу со временем.

В. Макарова. Маленький экспромт

Р. Петерсон. Старый автомобиль

Ведущий:

В

современное

время

появляются

новые

исполнители

на

балалайке,

новые

музыкальные

жанры.

Алексей

Архиповский

пишет

и

исполняет

музыку

в

стиле

этноджаз.

Балалайка

сравнительно

молодой

инструмент, более трех веков прошло с момента появления его на Руси. Она

постоянно совершенствовалась, преображалась, дополнялась разнообразием

новых приемов, что давало новые возможности в музицировании на этом

инструменте.

Балалайка

привлекает

своим

неповторимым

тембром,

множеством различных приемов игры – это различного вида щипки, удары по

струнам, тремоло, вибрация и еще много всяких приемов. Русскую балалайку

знают во всем мире и любят ее, и мы верим, что она не утратит своей

популярности и будет радовать людей своим удивительным чудным звуком.

Три струны всего у балалайки, но широк ее размах большой,

Взмах руки и пролетают чайки с набежавшей песенной волной.

Парень укорачивает струны, прижимает крепко их к ладам,

И плывет напев простой и юный по окрестным паркам и садам.

Скажите , ребята,

— какой инструмент является музыкальным символом русского народа?

(балалайка)

— когда балалайка появилась на Руси? (более трех веков назад)

какими

были

первые

балалайки

на

Руси?

пятью

жильными

струнами, которые навязывались в разных местах)

— Кто был создателем первого оркестра народных инструментов (В.

Андреев)

Назовите

имена

исполнителей-балалаечников

(И.

Хандошкин,

Б.

Трояновский, В. Андреев , Н. Осипов, П. Нечепоренко, А. Архиповский).

Вы внимательно слушали наш концерт. Мы верим, что вам доставило

удовольствие

выступление

ансамбля

балалаечников

«Нурдинка».

Поблагодарим

ребят

за

красивую

музыку.

А

вас

юные

зрители

мы

приглашаем в нашу музыкальную школу учиться на замечательном русском

инструменте балалайке.

Программа выступления ансамбля

балалаечников «Нурдинка»

1.

Р. Н. п. Во саду ли в огороде. Обр.

Захарьиной Исп. дуэт Иванова Рита и Сергеев

Руслан

2.

Русская народная песня. Во поле береза стояла. Исп. младший

состав ансамбля балалаечников «Нурдинка»

3.

Л. Бетховен. Экосез

4.

К. Вебер. Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок»

5.

Старинная марийская плясовая. Обр Л. Кузьминой

6.

Новгородские частушки. Обр. А. Лобова

7.

А. Иванов. Полька

8.

Р. н. п. Ай, все кумушки домой. Обр. Б. Трояновского.

9.

А.

Эшпай.

Танец

восточных

мари.

Исполняет

старшая

группа

ансамбля балалаечников «Нурдинка»

10.

Русский народный танцевальный наигрыш. Па д-Эспань

11.

В. Макаров. Маленький экспромт,

12.

Р. Петерсен. Старый автомобиль

Сценарий концерта-приглашения

 «Что за чудо балалайка!»

Цели: 

  1. Ознакомить детей младшего школьного возраста с работой оркестра русских  народных инструментов.
  2. Заинтересовать детей игрой на народных инструментах и развить желание учиться игре на балалайке, домре.

Задачи: 

  1. Творческое взаимодействие детей, увлечённость общим делом.
  2. Воспитание любви к русской музыке.

Звучит тема р. н. песни

Ведущая: Пожалуйста, гости дорогие, пожалуйста!
Веселья вам да радости!

У меня для каждого найдется и местечко, и словечко!

Стук. Входит Вера Васильевна, здоровается с хозяйкой и детьми

Педагог:  Здравствуй, соседушка! Здравствуйте, ребята! Зашла к вам о том, о сём поболтать.

Педагог прячет за спиной балалайку

Ведущая: С чем пожаловали, уважаемая Вера Васильевна?

Педагог:  А загадку отгадаете?

Струн дано мне очень мало,

Но пока что мне хватало!

Струны ты мои задень,

И услышишь: длень, длень, длень!

Ну-ка! Кто я отгадай-ка!

Озорная …

Дети: БАЛАЛАЙКА!

Педагог: Правильно!  А  хотите байку расскажу? Жила красна девица на виду у честного народа. Болтунья, пустозвонка — говорили одни. Людям от нее радость да потеха — говорили другие. Давно ли то было, недавно ли, а еще при царе Петре Великом о ней слух ходил. Стала красна девица жить-поживать припеваючи да пританцовывать. Дружбу водила с людьми веселыми — в хороводах, на гуляньях. И все бы так шло, да появилась у нее соперница счастливая, заморская — гитара семиструнная. Забывать стали люди потихоньку хохотунью нашу. Все больше по душе им приходилась нежная, задумчивая гитара

…Была бы сказка грустная, кабы конец хороший не вышел. Давно ли, недавно ли, а сто с лишним лет минуло, объявился добрый молодец — Андреев Василий Васильевич. Приметил нашу девицу и полюбил любовью великой. Пришел к мастеру — умельцу столичному. Сшей, говорит, платье новое, нарядное, но по старому образцу — треугольному. И голос укрепи. И стала наша девица с тех пор на весь мир знаменитой. Звенит ее голос по белу свету, русскую песню славит.

Ведущая: Что за чудо балалайка!  Где же ее можно увидеть и услышать?

Ведущая рассматривает балалайку

Педагог: Служит балалайка с тех пор в оркестре русских народных инструментов.  

1 вариант

И пришли мы к вам, соседушка, не одни, а с ребятами! Да не с простыми ребятами, с оркестрантами! Припасли мы вам забавушек на всякий вкус!
Кому – правда, кому – сказка, кому – песенка!

или:

А у меня сюрприз для вас:

Гости к нам придут сейчас.

Это, дети, музыканты

И, как вы, одни таланты.

Вас они хотят потешить,

Посмешить, позабавлять,

На народных инструментах

Будут музыку играть.

Веселы они всегда!

Встретить их хотите?

Дети: Да!

Открывается занавес. На сцене оркестр

Педагог:  А вот, друзья, еще загадка!

Он руками машет плавно

Слышит каждый инструмент

Он в оркестре самый главный.

Он в оркестре – президент!

Кто это ребята?

Дети: Дирижер!

Выходит дирижер

Ведущая: Балалайка, трень да трень,
Сердце звуками задень.
Гармонист, найди басы
Да по залу пробаси.

  1. Р.н.п  «Светит месяц»

Ведущая: И в кузнице работать

И весело гулять

Умели наши деды

Душою отдыхать!

  1. Р.н.п. «Во кузнице»
  2. Р.н.п. «Коробейники»

Ведущая: Есть у нас одна песня славная,

Эх, задорная, но не бранная.

Мы что с радости, и что с горюшка

Всё равно поём, поле-полюшко!

Это Русь поёт многоликая,

Даже в песенках ты – великая!

И не надо иной, ну ни сколечко,

Грянем вместе с ней, ПОЛЕ-ПОЛЮШКО

  1. Л. Кнпипер  «Полюшко-поле»

Ведущая: И на море и на суше — 
По дорогам фронтовым — 
Ходит русская «катюша», 
Ходит шагом боевым.

  1.  «Катюша» муз .Блантера

Ведущая: На солнечной полянке, 
Под дубом и ольхой
Кузнечиковы трели 
Звучат на лад любой.

Без них жить невозможно:
Затихнет белый свет.
Ведь лучше этих песен
На целом свете нет.

  1.  « В траве сидел кузнечик»

Ведущая: Уж я топну ногой,

Да притопну другой.

Выходи ко мне, Сережа,

Попляши-ка ты со мной!

Ставлю ногу на носок,

А потом на пятку.

Стану русскую плясать,

А потом вприсядку!

  1.  «Подай  балалайку»

Ведущая: Эх, оркестр народный,

Раздольно – хороводный!

Если грянет плясовую –

Я со всеми затанцую,

Если песню грустную –

Грусть в душе почувствую!

То он плачет,

То хохочет –

С нами делает,

Что хочет.

Итог 

Педагог: Русская пословица гласит: «Делу – время, потехе – час!».  Закончился наш праздник, а вам, ребята,  он понравился?

— А каким стало ваше настроение?

— С каким народным  инструментом вы сегодня познакомились?

— А какие еще русские народные инструменты вы знаете?

(обращает внимание на оркестр) Видите, какие ребята молодцы — они могут выступать как взрослые артисты; сами играют, и сами поют, а всему этому они учатся у нас, в оркестре.  У нас можно научиться играть не только на  балалайке, но и на других инструментах, так что мы ждём вас. Приходите, и мы приведём вас в сказочный мир музыки.

Вот настал момент прощанья.

Будет краткой наша речь,

Говорим вам:

Оркестр хором: «До свиданья!

До счастливых новых встреч!»

03.04.2019

Сценарий тематического концерта «Пусть музыка звучит» по творчеству В.В.Андреева

Футина Татьяна Павловна

педагог дополнительного образования

Сценарий тематического концерта, который посвящен творчеству известного композитора и основателя русских народных инструментов Василия Васильевича Андреева. В ходе концерта ведущий рассказывает о его жизни и творчестве, а ребята исполняют его произведения на домре и балалайке. Материал подобран с учетом возраста участников и рассчитан на широкий круг зрителей (родителей, воспитанников других кружков и т.д.).

Оценить★



897

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дворец детского творчества»

Сценарий тематического концерта

в классе домры и балалайки

«Пусть музыка звучит»

по творчеству В.В.Андреева

Автор: Футина Татьяна Павловна

Педагог дополнительного образования

Первой квалификационной категории

г.Дзержинск,

2018 год

Добрый вечер уважаемые зрители!

Вот уже более ста лет мы слушаем музыку Андреева, но и сегодня восхищаемся её яркой мелодичностью, искренностью и задушевностью. Каждый, кто играл пьесы Андреева, знает, как приятно и легко их играть: инструменты звучат естественно, голосом, свойственным их природе; все удобоисполнимо, будь то виртуозные вариации народных песен или полные нежности и грации вальсы. Андреев любил вальсы и много писал в этом жанре. И каждому из своих вальсов он обязательно давал названия: вальс «Бабочки», вальс «Экспромт», искрометный вальс «Фавн»…

А сейчас вы услышите вальс с поэтичным названием «Грезы».

В.В.Андреев Вальс «Грезы»

Р.н.п. в обр Городовской «Вдоль да по речке»

Исп.: Дуэт балалаечников

Крюков Александр и Рой Богдан

Концертместер : Грязина И. Н.

Наш сегодняшний концерт посвящен 150-летию со Дня рождения великого русского композитора, музыканта-исполнителя, основателя первого оркестра русских народных инструментов В.В. Андреева.

В.В.Андреев родился в 1861 году в г. Бежецке Тверской губернии. Его отцом был богатый купец, мать – из дворянского рода – культурная, высокообразованная по тем временам женщина. Она в совершенстве владела несколькими иностранными языками и обладала неплохими музыкальными способностями (играла на фортепиано и имела красивый голос).

Отец умер, когда мальчику было всего два года и его мать, Софья Михайловна, целиком посвятила себя заботам о сыне, стремясь дать ему хорошее воспитание и развить художественные наклонности.

Детские годы мальчик провёл в Бежецке, в тесном общении с простым народом. Его первые музыкальные впечатления были связаны с музицированием матери, которая любила в часы отдыха напевать под собственный аккомпанемент песни и романсы, а также слушанием старинных народных песен, которые исполняла на кухне прислуга.

Повзрослев, мальчик и сам стал принимать участие в деревенских забавах, хороводах и плясках. К 14 годам он уже умел играть на многих народных инструментах и знал все народные песни, которые пелись в округе.

Позже Андреев писал: «…Нет милее для меня песни русской, которую я воспринял непосредственно от народа. В ранней юности запечатлелась она в душе моей».

« Уральская плясовая»

Исп.: Рудниченко Глеб 3 класс

Концертместер : Грязина И. Н.

Р .н. п. «Ах ,вы сени, мои сени»

Исп.: Затрутин Никита 4класс

Концертместер : Грязина И. Н.

Чтобы дать сыну законченное образование, Софья Михайловна переезжает в Петербург. Учась в гимназии, юноша одновременно занимается у известного петербургского скрипача Галкина (окончившего Петербургскую консерваторию в классе профессора Ауэра с серебряной медалью и ставшего впоследствии профессором консерватории и дирижером Александринского театра).

Летом 1883 года Андреев услышал игру крестьянина Антипа на старинной балалайке. И хотя инструмент был крайне примитивный, звучал он удивительно колоритно и четко, вызывая желание пуститься в пляс.

Увлеченный балалайкой Антипа Андреев перенимает приемы игры, но скоро убеждается, что примитивная конструкция далеко не исчерпывает возможности, заложенные в природе этого инструмента. По чертежу Андреева один бежецкий столяр изготавливает балалайку, на которой он занимался два года. Но и этот инструмент Андреев решил усовершенствовать. И по его чертежу известный петербургский мастер В.В.Иванов изготовил для него 5-ладовую балалайку.

Новый инструмент звучал хорошо, но имел большой недостаток: на нем можно было извлекать только семь звуков мажорного лада. И только в 1886 году мастером Ф.С. Пасербским была изготовлена первая 12-ти ладовая балалайка с хроматическим звукорядом. Именно она стала прототипом современной балалайки.

Е.Авксеньтьев «Юмореска»

Исп. Крюков Александр 6 класс

Концертместер : Грязина И. Н.

Василий Васильевич Андреев был не только замечательным балалаечником, он также проявил себя и как композитор. Музыка его достаточно колоритна и сочетает в себе классическую четкость формы и необыкновенную мелодичность, искренность и задушевность, присущую народной песне. Ярким примером тому может служить произведение, которое вы сейчас услышите.

В. Андреев «Мазурка №3 »

Исп.:Крюков Александр

Концертместер : Грязина И. Н.

Первое публичное выступление Андреева как солиста – балалаечника состоялось в конце 1886 года. Его появление на эстраде с балалайкой было встречено ироническими репликами. Но, постепенно, после каждой исполненной пьесы симпатии публики к Андрееву и к его балалайке возрастали, дойдя к окончанию выступления до степени восторга. Практически каждое произведение принималось на «бис». Однако с ростом популярности Андреева растут и ряды его недругов. В газетах писали, что своей балалайкой Андреев портит художественный вкус народа, что балалайке место не на столичной эстраде, а на цирковом манеже. Андреев продолжает пропагандировать любимый инструмент и это дает определенные результаты

Балалайкой Андреева заинтересовались любители русской народной музыки. И все это способствовало рождению «Кружка любителей балалайки», первый концерт, которого состоялся 20 марта 1888года. Концерт имел огромный успех, но это еще не значило, к сожалению и великому стыду русской знати и аристократии, признание балалайки.

В. Андреев «Испанский танец»

Исп. Рой Богдан 6 класс

Концертместер : Грязина И. Н.

В 1890 году Андреев встретил своего друга и наставника помещика Пасхина, который показал ему новую балалайку, изготовленную работавшим у него столяром-краснодеревщиком Налимовым. Восхищённый этой балалайкой, Андреев упрашивает Пасхина отпустить Налимова к нему в Марьино для работы над комплектом оркестровых инструментов.

В.В.Андреев не останавливается на достигнутом и решает создать оркестр из рожки, жалейки, всевозможные ударные инструменты, домбры и гусли. Постепенно на балалайку и оркестр русских народных инструментов обращают внимание великие русские деятели искусства и музыканты. Композитор А.К.Глазунов 1906 году написал специально для оркестра русских народных инструментов « Русскую фантазию».

В период 1908-1911 годов оркестр гастролировал в Германии, Англии, Франции, США и всюду имел колоссальный успех.

Ты откуда русская

Зародилась музыка?

Толи в чистом поле?

Толи в лесе мглистом?

В радости ли, в боли?

Или в птичьем свисте?

Ты скажи откуда

Грусть в тебе и удаль?

И в тех странах, в которых побывал тогда оркестр Андреева, создавались Общества любителей игры на русской балалайке, оркестры по образу и подобию Андреевского (в Лондоне одним из таких оркестров долгие годы руководил ученик Андреева А.С.Чагадаев), в музыкальных учебных заведениях вводилось обучение игре на домбре и балалайке.

Заслуги Андреева перед нашей Родиной огромны. Он возродил несправедливо забытые древние русские народные музыкальные инструменты, усовершенствовал их (чтобы представить себе объём этих работ, достаточно сказать, что первые экспериментальные образцы инструментов переделывались заново до 40 раз!); разработал совместно со своими соратниками методику звукоизвлечения на них, отличающуюся своей естественностью и рациональностью, способствующую выявлению всех средств, которыми располагают эти инструменты; создал русский народный оркестр, заново разработав принципы его построения и использования средств музыкальной выразительности, свойственных этому типу оркестра; создал репертуар для солирующей балалайки и оркестра.

В. Андреев «Вальс-экспромт» видеозапись

И завершить наш сегодняшний концерт я хочу замечательными стихами о великом и волшебном русском народном инструменте – балалайке.

Три струны всего у балалайки,

Но широк размах её большой,

Взмах руки, и пролетают чайки

С набежавшей песенной волной.

Парень укорачивает струны,

Прижимает крепко их к ладам,

И плывет напев, простой и юный,

По окрестным паркам и садам.

Слушаю его – и молодею,

Прохожу по саду налегке,

Все-то видно знает и умеет

Парень с балалайкою в руке.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/354972-scenarij-tematicheskogo-koncerta-pust-muzyka-

Также вас может заинтересовать

  • Исполнительский анализ цикла «Крейслериана» Р.Шумана: тематические контрасты, тональный план, форма
  • дополнение к адаптированной программе обучение игре на баяне, аккордеоне (класс ансамбля) Группа совершенствования ( IV этап)
  • Процесс работы над музыкальным произведением
  • «Волшебный мир музыки»
  • Тест по музыке 5 класс

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Ведущий 1: Добрый вечер уважаемые гости!

Сегодня мы собрались, что бы узнать об истории
балалайки и послушать звучание этого
инструмента в видеофрагментах (в исполнение
известного исполнителя Алексея Архиповского) и,
пока еще, только начинающих музыкантов
исполнителей (учащихся ДШИ с. Уральск).

Балалайка… Есть инструменты, ставшие
музыкальным символом того или иного народа.
Например, гитара — испанский национальный
инструмент, мандолина — итальянский, волынка —
шотландский, кантеле — карело-финский, бандура —
украинский и т. д. Все в мире знают, что балалайка
— это русское.

Звучит: обработка Филипенко р.н.п. «По малину в
сад пойдем»

Ведущий 2: Может казаться, что балалайка и
русский мужичонка — понятия неразделимые. Но так
ли это? Когда и откуда пришла к нам балалайка?
История происхождения балалайки уходит своими
корнями в глубину веков. Здесь не так-то все
просто, потому, что существует довольно большое
количество документов и сведений о
возникновении инструмента.

Многие считают, что балалайка была придумана на
Руси, другие думают, что произошла от народного
инструмента киргиз-кайсаков — домбры. Есть еще
одна версия: возможно балалайка была придумана
во время татарского владычества, или, по крайней
мере, заимствована от татар.

Ни у татар, ни у калмыков инструмента с подобным
названием нет. Но были и есть струнные щипковые
инструменты, чрезвычайно напоминающие
балалайку. И хотя назывались эти инструменты
по-разному (у калмыков — домр, у бурят — гор, у
татар — думбра), многие из них, в том числе
калмыцкий, имели треугольную форму кузова,
длинную шейку, две-три струны. И, самое главное,
играли на них не плектром, а пальцами, типично
балалаечным бряцанием.

Ведущий 1: Следовательно, и год
происхождения инструмента назвать сложно.
Историки и музыковеды спорят и из-за этого.
Большинство придерживаются 1715 года, но эта
дата условна, так как есть упоминания и более
раннего периода — 1688 год. Изображения
русских народных инструментов встречаются в
рукописях XVI-XVII веков. Первые упоминания о
балалайке мы находим в 1688 году в документе
«Память из стрелецкого приказа в
Малороссийский»
упоминается «…Посадский
человек Савка Федоров… да Важеской волости
крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена
балалайка для того, что они ехали на извозчичье
лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в
тое балалайку играли…»

Следующее весьма любопытное, упоминание об
этом инструменте содержится в документах времен
царствования Петра I. На одном из придворных
пиршеств 1715 года было решено, по царскому
указанию составить грандиозный оркестр, в
который входили бы представители всех
народностей, населявших тогда Россию. Каждый
представитель нации должен был нести
музыкальный инструмент, наиболее характерный
для нее. Любопытно, что балалайка была приписана
самим Петром I калмыкам. Какие основания побудили
его к этому, сказать сейчас трудно.

Ведущий 2: Так или иначе, балалайка
распространялась среди крестьян и скоморохов.
Наверное, балалайку придумали крепостные
крестьяне, чтобы скрасить свое существование в
подчинении у жестокого помещика. Постепенно
балалайка распространилась среди крестьян и
скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей
стране.

Звучит: Феоктистов Б. «Плясовой наигрыш»

Скоморохи выступали на ярмарках, веселили
народ, зарабатывали на пропитание и даже не
подозревали, на каком чудо — инструменте они
играют. Вероятно, существовали они и раньше, но
как в XVII веке, так и позже, инструмент хотя и был
довольно распространенным, но не пользовался
особым уважением. Особенно плохо относились к
нему представители власти. Веселье долго
продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий
князь всея Руси Алексей Михайлович издал
указ, в котором велел все инструменты (домры,
балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а
тех людей, которые не будут подчиняться, и
отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку
в Малороссию. Видимо, негативное отношение к этим
увеселениям сложилось из-за скоморохов, которые
не просто развлекали публику, но и позволяли в
своих выступлениях «богопротивные»
высказывания.

Но время шло, царь умер, и репрессии постепенно
прекратились. Балалайка снова зазвучала по всей
стране, но опять ненадолго. В течении XVIII века
балалайка широко распространилась в
великорусском народе, сделавшись настолько
популярной, что её признали за древнейший
инструмент, и даже присвоили ей славянское
происхождение.

Ведущий 1: В книге Якоба Штелина (1709-1785)
«Музыка и балет в России  XVIII века» написано,
что балалайка была «двухструнная с трехгранным
или круглым корпусом». А В.Даль в своем
«Толковом словаре русского языка писал:
«Балалайка или балабайка — народное
музыкальное орудие с ладами от двух или трех
кишечных струн, на коем бренчат во все пальцы,
потряхивая всей кистью». По своей форме и
музыкальным качествам старинная народная
балалайка
существенно отличалась от современной. Она
представляла собой «длинный двухструнный
инструмент», имела корпус около полутора пядей
длины (примерно —  27 см) и одной пяди ширины
(примерно — 18 см) и шейку (гриф), по крайней мере, в
четыре раза более длинную».
(Гриф был
достаточно длинным, корпус узким, и балалайка
тогда, по всей вероятности, имела две, а не три,
как сейчас, струны).

«…Сей инструмент в великом употреблении в
России между простым народом»,
— написано в
одной из книг издания 1795 года. «Не легко найти в
России дом
, — читаем мы в другой, — где бы на
этом инструменте молодой работник не наигрывал
служанкам своих вещичек.
Инструмент этот
имеется в продаже во всех мелочных лавках, но еще
более способствует его распространению, то
обстоятельство, что его можно самому
изготовить»
. Старинные печатные
свидетельства говорят и о том, что балалайка была
«в великом употреблении» не только «между
простым народом». Историки свидетельствуют о
широком распространении балалайки в богатых
домах и даже при царском дворе.

Ведущий 2: С другой стороны, известно, что
русские балалайки даже в пору своего широчайшего
распространения по Руси не всегда и не везде
имели треугольную форму. Многие из них, наподобие
вышедшей к этому времени из употребления домры,
имели овальный, тамбурообразный корпус. Более
того, изготавливался этот корпус нередко из…
тыквы. В «Мертвых душах» Н. В. Гоголь вспоминает «…молдаванские
тыквы, называемые горлянками, из которых делают
на Руси балалайки, двухструнные легкие
балалайки, красу и потеху ухватливого
двадцатилетнего парня…»

Знаменитый русский музыкант — композитор,
скрипач, балалаечник и дирижер Иван Евстигнеевич
Хандошкин (1747-1804) играл на балалайке, сделанной
также из тыквы, проклеенной внутри порошком
битого хрусталя, что придавало звуку, по
свидетельству современников, особую чистоту и
серебристость.

Ведущий 1: Можно предположить, что на
определенном историческом этапе, как это часто
бывало и бывает, произошло слияние двух-трех
родственных щипковых инструментов, в результате,
которого именно русский человек развил и
распространил совершенно новый, самобытный
струнный инструмент — балалайку. От домры был
заимствован корпус (неважно какой — овальный или
треугольный), строй (по квартам), а от гуслей —
способ игры. И вот, пожалуй, именно способ игры
определил своеобразие нового инструмента. По
богатству оттенков звука, по разнообразию
штрихов балалайка превосходит своих
предшественников. Тут и тремоло, как на домре,
щипки пальцами правой руки и бряцание, как на
гуслях, щипки пальцами левой руки, что идет,
пожалуй, от арфы, большая и малая дробь,
пиццикато, глиссандо, вибрато…

Звучит: Б.Феоктистов «Мишка с куклою»

Время популярности вновь сменилось почти
полным забвением до середины XIX века. Так и
потерялась балалайка, только не совсем.
Некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на
трехструнке.

Ведущий 2: Однажды, путешествуя по своему
имению, молодой дворянин Василий Васильевич
Андреев
услышал балалайку у своего дворового
Антипа. Много лет спустя Андреев вспоминал об
этом событии: «:С окончанием полевых работ все
как-то сразу погружается в тишину сладкого
отдыха, оберегаемого самой природой. Кажется, что
деревья боятся пошевелить листьями, чтобы не
нарушать необходимый покой много потрудившихся
людей. В такой именно вечер:я вдруг услыхал
неведомые для меня звуки. Я различил ясно, что
играли на струнном инструменте. Игрок наигрывал
плясовую песню, вначале довольно медленным
темпом, а потом все быстрее и быстрее. Звуки
разгорались все ярче, мелодия лилась полная
ритма, неудержимо подталкивая в пляс:на
ступенях крыльца, сидел мой работник, крестьянин
играл на: балалайке! Я был поражен ритмичностью
и оригинальность приема игры и не как не мог
постичь, как такой убогий с виду, несовершенный
инструмент, только с тремя струнами, может давать
столько звуков! Присмотревшись внимательно как
играл Антип, и попросив его тут же показать
некоторые приемы игры, я отобрал от него
балалайку:помню, что тогда же как каленым
железом выжглась в мозгу мысль: играть самому и
довести игру на балалайке до совершенства! Не
знаю, что сильнее руководило мною — инстинкт или
национальное чувство. Я думаю, что было и то, и
другое, а соединение дало мне ту силу, которая не
знает на своем пути преград и не останавливается
ни перед какими жертвами, чтобы довести дело до
конца».

Андреева поразило особенность звучания этого
инструмента, а ведь он считал себя знатоком
русских народных инструментов. И решил Василий
Васильевич сделать из балалайки
наипопулярнейший инструмент.

Для начала сам потихоньку научился играть,
потом заметил, что инструмент таит в себе
огромные возможности, и задумал
усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в
Санкт-Петербург, к скрипичному мастеру Иванову,
за советом и попросил подумать, как улучшить
звучание инструмента.

Нужно отметить, что современная скрипка — это,
прежде всего много, много чертежей. Точность их
можно сравнить с точностью расчета на часовом
заводе. Да и не только в расчете дело. Материал,
лаки, клей, искусство, манера мастера — все это
делает возможным возникновение столь
удивительного явления, называемого скрипкой. Но
почему мы говорим о сложностях изготовления
скрипки?

А потому, что современную балалайку построить
ничуть не легче. Такие же примерно чертежи —
расчет балалайки — лежали в папке молодого
человека, который торопливо шагал по улицам
Петербурга. Было это в начале 80-х годов прошлого
века. Молодого человека звали Василием
Васильевичем Андреевым.

Он, видимо, рассчитывал на то, что первый же
опытный музыкальный мастер тут же возьмется
сделать по его чертежам инструмент. Для того
чтобы сделать расчет этого чертежа, молодому
человеку пришлось собрать целую коллекцию
балалаек. Тут были и вятские, и рязанские, и
вологодские, и владимирские и еще многие из
разных областей России. Были они с треугольным
кузовом и с овальным, долбленые и клееные, с
длинным грифом и с совсем короткой шейкой, с
двумя струнами и с четырьмя… Словом, была
проделана огромная работа, прежде чем был сделан
вывод: «Три струны и треугольный кузов-резонатор
типичны!»

Ведущий 1: Вот как сам В. В. Андреев
рассказывает о посещении им известного
скрипичного мастера В. В. Иванова. «Когда в 1880-х
годах я обратился впервые к инструментальному
мастеру, очень талантливому, известному особой
выделкой смычков и починкой старинных
инструментов, с просьбой сделать по моим
указаниям из лучших сортов дерева балалайку, то
вначале он принял мое предложение за шутку; когда
же я уверил его, что говорю совершенно серьезно,
он так обиделся, что перестал со мной
разговаривать, вышел в другую комнату, оставив
меня одного. Я был очень смущен, но, тем не менее,
решил настаивать на своем; в конце концов, мне
удалось убедить его не словами, делом… Я принес
ему простую деревенскую балалайку, стоившую 35
копеек, на которой в то время играл сам, сделанную
из простой ели, с навязанными ладами, и сыграл ему
на ней несколько песен. Моя игра его настолько
удивила, что он согласился сделать мне балалайку
с тем, чтобы я дал ему слово никому и никогда о том
не рассказывать, так как такая работа для него
унизительна и может серьезно повредить его
репутации. Я долгими часами просиживал у него,
следя за работой… и неоднократно был свидетелем,
как при каждом звонке он быстро вскакивал и
накрывал верстак тут же лежащим наготове
платком, чтобы кто-нибудь из его заказчиков или
посторонних не увидел лежащей на верстаке
балалайки…».

Но Василий
Андреев задумывал нечто большее, чем создание
усовершенствованной балалайки. Взяв ее из
народа, он хотел вернуть ее в народ и
распространить. Теперь всем солдатам, проходящим
службу выдавалась балалайка, и, уходя из армии
военные забирали инструмент с собой.

До превращения балалайки в концертный
инструмент в конце XIX века Василием Андреевым,
она не имела постоянного, повсеместно
распространённого строя. Каждый исполнитель
настраивал инструмент сообразно своей манере
исполнения, общему настроению играемых
произведений и местным традициям.

Ведущий 2: Введённый Андреевым строй (две
струны в унисон — нота «ми», одна — на кварту
выше — нота «ля») получил широкое
распространение у концертирующих балалаечников
и стал называться «академическим». Существует
также «народный» строй — первая струна «ля»,
вторая — «ми», третья — «до». При этом строе
проще берутся трезвучия, недостатком его
является затрудненность игры по открытым
струнам.

И только в 1887 году по чертежам и под собственным
  руководством энтузиаста русской балалайки
Василия Васильевича Андреева в Петербурге в
мастерской Франца Станиславовича Пасербского
  была изготовлена балалайка, вошедшая в
историю под названием «пятиладовой». Следующий
инструмент был изготовлен уже с двенадцатью
постоянными ладами. И 20 марта 1888 года «Кружок
любителей игры на балалайке» под руководством
В.В. Андреева дает свой первый концерт. Для этого
ансамбля были созданы разновидности балалайки:
пиколло, альт, бас, контрабас, дискант и тенор.
Именно эти инструменты и являются классическими.

Звучит: р.н.п. «Как под горкой под горой»

Ведущий 1: Звучание нового инструмента
оказалось превосходным. Первый же сольный
концерт молодого музыканта имел самый широкий
резонанс.

В 1885 году новую балалайку для Андреева
соизволил изготовить «поставщик его
величества», знаменитый петербургский мастер
Франц Станиславович Пасербский. Он почувствовал,
что дела Андреева наверняка пойдут в гору, и
спрос на балалайки будет расти. Как оказалось,
опытный мастер не ошибся. Новая балалайка была
названа «пятиладовой» и принципиально
отличалась от первой. На всех балалайках до
Андреева не было зафиксированных, то есть
врезанных в шейку грифа металлических или
костяных порожков, к которым музыкант прижимает
струну пальцами. Даже на балалайке мастера
Иванова эти лады навязывались: шейка грифа в
нужном месте перевязывалась толстой жилой.
Приходилось делать 3-5 перевязей, которые то и
дело сползали, и их нужно было поправлять.
Андреев зафиксировал лады и впервые на балалайке
были врезаны постоянные порожки.

Их было пять. Поэтому балалайка Пасербского и
стала называться «пятиладовой». Это был
огромный прогресс для развития старинного
инструмента.

В наше время балалайка имеет более двадцати
ладов. На ней можно сыграть любую мелодию в любой
высоте настройки. Но в, то время инструмент
Пасербского был смелым шагом вперед. Концертный
сезон 1888 года принес балалайке
Андреева-Пасербского заслуженную славу.
Талантливого музыканта стали называть
«артистом» и «молодым отцом балалайки». Но не о
себе, не о своей славе думал Василий Андреев. Как
потом оказалось, у него были далеко идущие планы.
Первым шагом в их выполнении стала «Школа игры
на балалайке», которую Василий Андреев написал в
содружестве с издателем Селиверстовым. Вторым
шагом в задуманном Андреевым наступлении было
создание ансамбля балалаечников из восьми
человек, потом балалаечного ансамбля из
четырнадцати человек. А балалаечников в то время
не выпускало ни одно музыкальное учебное
заведение, и их нужно было готовить специально.
Правда, энтузиастов этого нового дела оказалось
хоть отбавляй. Среди них попадались и
талантливые и образованные музыканты. И вполне
естественно, что во главе всего этого стал сам
Василий Андреев.

Ведущий 2: Менее чем через год балалаечному
ансамблю предстояло представлять русское
искусство на Всемирной выставке в Париже в 1889
году. Не было ни репертуара, ни опыта, ни традиций.
И, тем не менее, ансамбль блистательно справился
со своей задачей.

В 1892 году, во время гастролей во Франции
Андрееву было пожаловано звание академика
Французской академии «за введение нового
элемента в музыку». Так Василий Андреев стал
академиком в 31 год. О нем заговорили, и не только в
среде слушателей, но и в кругу видных музыкантов,
писателей, артистов. Его ансамбль стали
приглашать на самые почетные сцены Петербурга.

Петр Ильич Чайковский сказал, послушав игру
балалаечного ансамбля под управлением Василия
Андреева и при его непосредственном участии как
солиста-виртуоза: «Какая прелесть эта
балалайка! Какой поразительный эффект может она
дать в оркестре! По тембру — это незаменимый
инструмент!».

Восхищались русской балалайкой и Владимир
Васильевич Стасов, и Лев Николаевич Толстой.

Звучит: обработка Куликов А. «То не ветер ветку
клонит»

Ведущий 1: Любопытно уже самое название
инструмента, типично народное, звучанием
слогосочетания передающее характер игры на нем.
Корень в слове «балалайка«, или, как ее еще
называли, «балабайка«, давно привлекал
внимание исследователей родством с такими
русскими словами, как балакать, балабонить,
балагурить
, что значит болтать, пустозвонить. А
эти слова в свою очередь, очевидно, произошли от
татарских слов бала — ребенок, балалар
дети. Не отсюда ли наше баловаться, то есть
резвиться, ребячиться? Не передают ли все эти
понятия, дополняя друг друга, суть балалайки —
инструмента легкого, забавного, бренчливого, не
очень в те времена серьезного. О популярности
балалайки говорит и довольно частое упоминание
во многих русских народных песнях.

В интереснейшей книге Ф. Соколова «Русская
народная балалайка
» собраны многочисленные
выдержки из русского фольклора, связанного, так
или иначе, с балалайкой. Так, например, в
известной русской народной песне «Во поле
береза стояла» есть слова:

Срежу я с березы три пруточка,
Сделаю себе я три гудочка,
Четвертую балалайку…

Есть и загадки про балалайку, например:

В лесу выросло,
Из лесу вынесено,
На руках плачет,
А на полу скачет.

Музыкальных три струны,
С треугольной головой,
Обошла весь шар земной
Там где появляется,
Люди в пляс пускаются (кто же это, отгадай-ка? Это
наша: Балалайка!).

Звучит: обработка Камалдинов «Скоморошья
небылица»

Ведущий 2: Многие пословицы и поговорки как
бы оттеняют характер этого инструмента,
увязывают с ним характер и поведение того или
иного человека:

Вывернулся, как Мартын с балалайкой.
Наш брат Исайка — без струн балалайка.
На словах, что на гуслях, на деле — что на
балалайке.

Чаще же всего упоминания об этом инструменте
разбросаны в многочисленных частушках и
припевках, исполнявшихся, как правило, именно под
балалайку.

Балалаечка гудит,
Жалко милого будить…
Балалаечка — гудок
Разорила весь домок…

Популярность и демократичность инструмента
отразилась и в творчестве русских
писателей-классиков, всегда бывших
внимательными к мельчайшим подробностям
народного быта и, тем более, искусства. У Пушкина
в «Евгении Онегине» есть такие строки:

Иные нужны мне картины:
Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор,
На небе серенькие тучи,
Перед гумном соломы кучи
Да пруд под сенью ив густых,
Раздолье уток молодых;
Теперь мила мне балалайка…

Звучит: обработка В. Попонов «Я с комариком
плясала»

А вот из Лермонтова (стихотворение «Русская
мелодия»):

Так перед праздною толпой
И с балалайкою народной
Сидит в тени певец простой
И бескорыстный и свободный!

Ведущий 1: Немало добрых слов о балалайке
сказано Л. Толстым, А. Чеховым, И.Тургеневым, А.
Островским, В. Майковым, вплоть до советских
писателей и поэтов; на старинных гравюрах и более
поздних рисунках один из наиболее приметных
музыкальных инструментов — тоже балалайка.
Однако в начале XIX века у балалайки появились
серьезные конкуренты, совсем было вытеснившие ее
из употребления. Вначале это была семиструнная
гитара, а затем гармонь. Последняя-то и нанесла
вообще всем струнным сокрушительный удар, и
трудно сказать, как бы сложилась судьба нашей
задорной трехструнки, если бы не тот самый
молодой человек, которого мы оставили со своими
чертежами у самого порога музыкальной
мастерской.

Наши лучшие советские балалаечники-виртуозы
пользуются всенародной любовью и всемирным
признанием. Напомним хотя бы такие имена, как
ныне покойный Н. Осипов — заслуженный артист
РСФСР, Б. Феоктистов — заслуженный артист РСФСР,
Л. Воинов — народный артист Мордовской АССР и
заслуженный деятель искусств РСФСР, П.
Нечепоренко — народный артист РСФСР и лауреат
Государственной премии и другие.

Ведущий 2: Сегодня инструмент
переживает не лучшие времена. Профессиональных
исполнителей мало. Даже в деревне про балалайку
забыли. Вообще, народная музыка интересна очень
узкому кругу людей, посещающих концерты, или
играющих на каких-либо народных инструментах.
Сейчас наиболее известны балалаечники Болдырев
В. Б., Зажигин В. Е., Горбачев А. А., Кузнецов В. А.,
Сенчуров М. И., Быков Е., Захаров Д. А., Безотосный
И., Конов В. Н., Михаил Ф. Р. и другие.

Все эти люди стараются поддерживать
популярность нашего великого инструмента и
занимаются преподавательской и концертной
деятельностью.

В истории балалайки были взлеты и были
падения, но она продолжает жить и не зря у всех
иностранцев является олицетворением русской
культуры.

Ансамбль преподавателей — Трояновский Б.
«Уральская плясовая»

Информация о работе

Папка: Сценарии концертов. Методика.

Сценарий концерта «О, что за чудо эта балалайка».

Сценарий концерта «О, что за чудо эта балалайка» — жизнь и творчество В.В. Андреева.

Размер: 45 Кб (doc), Опубликовано: 29.08.2012

Скачать эту работу (Размер: 45KB; Тип файла: DOC)

[Если вместо скачивания открывается страница с символами, то правой кнопкой по ссылке — «Сохранить объект как…»]

0 оценок


0


2432

Дополнительная информация

Папка:

Сценарии концертов. Методика.

error

Раздел:

Личное

error

URL:

error

Комментарии

Сортировать по: 
развернуть все

Результатов на страницу: 

  • Здесь еще нет комментариев

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий ломоносовской ассамблеи
  • Сценарий концерта на день урожая
  • Сценарий концерта ансамбля скрипачей
  • Сценарий лихо одноглазое
  • Сценарий концерта на день села интересный необычный