Цель: воспитание толерантности, уважения к традициям и обычаям людей разных национальностей; подвести к мысли о том, что все народы должны жить в мире и согласии.
Этапы подготовки:
- Классы заранее определяют, какую национальность будут представлять.
- Выполняют электронную презентацию, составляют сопроводительный текст.
- Шьют национальный костюм.
- Разучивают национальную песню, танец или игру (на выбор).
- Готовят национальное блюдо и красочно оформляют рецепт его приготовления.
- Определяют состав делегации – участников фестиваля.
Материальное обеспечение: компьютер, проектор, экран, звуковая акустическая система (колонки, микшер).
Звучат фанфары. Выходят двое ведущих.
1 ведущий: Добрый день, дорогие друзья!
2 ведущий: Сегодня мы проводим фестиваль «Венок дружбы народов».
1ведущий: Велика наша Родина! И русские, и белорусы, и украинцы, и узбеки — люди всех национальностей прибыли на наш фестиваль.
2 ведущий: Гостей со всех концов России на фестиваль мы пригласили!
1 ведущий: Украинские умельцы, хлеборобы – земледельцы.
Группа встает. Аплодисменты.
2 ведущий: Гости латвийские, к нам на праздник милости просим!
Группа встает. Аплодисменты.
1 ведущий: А вот из Армении мастера, к нам на праздник скорей, сюда!
Группа встает. Аплодисменты.
2 ведущий: Создатели рукотворных туркменских морей, проходите сюда скорей!
Группа встает. Аплодисменты.
1 ведущий: Азербайджан своих героев прислал на праздник наш сегодня!
Группа встает. Аплодисменты.
2 ведущий: А вот покорители грозного Вахша, друзья, примите приветствие наше!
Группа встаёт. Аплодисменты.
1 ведущий: Узбекские хлопкоробы, ждем вас, ударники, сегодня на празднике!
Группа встаёт. Аплодисменты.
1 ведущий: Белый голубь в небе кружит в ясном солнечном тепле.
Здравствуй, праздник, праздник дружбы всех народов на земле!
Звучит песня «Я, ты, он, она!»
1 ведущий: Наша Родина — Россия — большая страна, огромная. Конца и краю не видно! Много людей живет в нашей стране, много народов, но все они живут единой семьей, помогают друг другу.
2 ведущий: В России проживает 113 народов различной национальности. Это уникальная страна.
1 ведущий: В мировой истории Россия — первое многонациональное государство, основанное на подлинном равноправии и взаимоуважении всех населяющих её народов.
2 ведущий: У каждого народа своя история, своя культура, свои обычаи и традиции.
1 ведущий: И сейчас мы познакомимся с ними. Группы представят разные национальности, проживающие в России единой, дружной семьёй.
2 ведущий: В программу нашего фестиваля мы предложили включить следующие номинации:
- презентация государства, представляющего данную национальность;
- народное творчество (песня, танец или игра);
- национальный костюм;
- национальное блюдо.
1 ведущий: Участников фестиваля будет оценивать жюри.
Ведущие представляют жюри.
2 ведущий: Каждая номинация оценивается по пятибалльной системе. Победителей фестиваля ждут грамоты и призы.
1 ведущий. Для определения порядка выступления групп проведём жеребьёвку. Приглашаем на сцену представителя от каждой группы.
Выходят представители группы и вытягивают номера, под которыми будут выступать. Ведущий объявляет результаты жеребьёвки.
1 ведущий: Итак, определился порядок выступления участников фестиваля. Приглашаем на сцену делегацию, которая представляет Украину.
УКРАИНА
1-й: Шумит в наших песнях степная трава, звучат в них Тараса Шевченко слова,
2-й: Колосьями поле ржаное звенит, и Черное море таранит гранит.
Поют украинцы о крае своем. И лучше, чем в песне, не скажешь о нем!
1-й: И действительно, важное место в украинском народном творчестве занимают песни — думы, в этих песнях рассказывается о любви к Родине. Исполняли песни народные певцы — кобзари. Своим великим кобзарем считает украинский народ поэта Тараса Григорьевича Шевченко, на стихи которого создано много народных украинских мелодий.
Исполняется украинская песня «Одна колына». Танец девушек с венками.
Показ презентации.
1 ведущий: Спасибо, Украина. Жюри, оцените выступление.
2 ведущий: Приглашаем делегацию от Белоруссии.
БЕЛОРУССИЯ
1-й: Богат и разнообразен белорусский фольклор. Это трудовые и обрядовые, грустные лирические и веселые шуточные песни. Неподдельным весельем проникнуты плясовые песни, которые являются неотъемлемой частью белорусского народного творчества.
2-й: А танцы Бульба, Лявониха, Янка стали общеизвестными и любимы всеми.
3-й: Наиболее распространенные инструменты — цимбалы, гармоники, очень популярна дуда, о чем поется в веселой песенке:
1-й:
«Без цимбалау, без дуды ходзяць ножки не туды,
А як дуду пачуюць — сами ножки танцуюць».
2-й: Мы исполним песню «Косил Ясь конювшину».
Показ презентации.
1 ведущий: Спасибо, Беларусь. Жюри, оцените выступление.
2 ведущий: Приглашаем делегацию из Азербайджана.
АЗЕРБАЙДЖАН
Чтец:
Ребята! Я город свой не назову! Живу на земле я, но в море живу.
А если точнее — живу на камнях, а камни как будто лежат на волнах.
И вышки над ними!
Мой город родной рабочий, морской и еще нефтяной!
Для вышек в Баку не хватило земли!
За нефтью нефтяники в море ушли. И взялись за дело.
С Каспийского дна отличную нефть получает страна.
Мой папа — нефтяник, нефтяник сосед. А мне еще нет и 17 лет.
Но время настанет — я в море уйду и новое месторожденье найду.
Такое!.. Все ахнут! Имейте в виду!
Исполняется азербайджанский танец. Показ презентации.
1 ведущий: Спасибо, Азербайджан. Жюри, оцените выступление.
2 ведущий: Приглашаем делегацию из Узбекистана.
УЗБЕКИСТАН
1-й:
В Фергане моей тепло. Снега не бывает.
Вдруг вокруг — белым-бело: хлопок поспевает!
2-й:
Если хлопок позовет-то у всех полно забот!
Сразу пусто в школе: школа вышла в поле!
1-й:
Знает каждый из ребят, что недаром говорят:
Кто ходить в халате хочет — пусть на хлопке похлопочет!
2-й:
Дружно в путь — дорогу вышли мы с рассветом,
Вместе с нами песня, песенка вот эта!
Исполняется узбекский танец. Показ презентации.
1 ведущий: Спасибо, Узбекистан. Жюри, оцените выступление.
2 ведущий: Приглашаем делегацию из прибалтийской страны — Латвии.
ЛАТВИЯ
1-й: Цвейке, друзья! Вас приветствуют рижане!
2-й: Скажите, какой прибалтийский завод приемники ВЭФ создает?
3-й: А кто поставляет телефоны? А кто — для железной дороги вагоны?
4-й: Кто «Рафики» делает? «Рафиков» много! Их знает в России любая дорога!
1-й: В Латвию вас приглашаем! Приедете сами, тогда для рассказа про наши края, наверно, каникул не хватит, друзья!
2-й: Плещут реки шумные и ручьи весенние,
3-й: Плещут реки шумные и ручьи весенние,
4-й: Песней славим Родину — Латвию чудесную!
Латвийская народная игра. Показ презентации.
1 ведущий: Спасибо, Латвия. Жюри, оцените выступление.
2 ведущий: Приглашаем делегацию из солнечной Армении.
АРМЕНИЯ
Выходят чтецы.
Меня спросила девушка Наира: —
— «Да что ты знаешь о моей стране?»
— Она одна из самых древних в мире,
И древний иудей писал о ней в ТорЕ,
О том Ковчеге, что на Арарате,
Где голубь нёс листок в Потопной кутерьме,
Где Ноах вышел в свет, и снял Господь заклятье,
И радугу подвесил, чтоб помнить про людей.
И где-то там стоит горы седой в объятьях
Ковчег окаменевший, он скрыт от света дня.
А мне отец сказал: «-Армяне — наши братья!»
Урарту – Арарат — Армения — армя…
Я знаю про Севан — холодный и кристальный,
Сарьяновые горы окутают теплом,
И тесно всем цветам, что в баночках стеклянных,
Из рамки на картине безумно лезут вон.
А в Пантеоне вечном известные армяне
Приобрели покой и память, что жива.
И «танец с саблями» звучит Хачатуряна,
Урарту – Арарат – Армения — армя…
Звучат напевы гор, всем солнцем напоёны,
Дудук, зурна, пак У, волынка — паркапзук,
И плачу я с тобой, Дудук непревзойдённый,
Так за душу берёт мелодий древних звук,
Когда звучит тот плач по жертвам геноцида,
И люди встали в цепь, и помня, и скорбя,
На сердце — чёрный цвет, чернее антрацита.
Урарту-Арарат-Армения-армя…
И помню я стихи погибшего Чаренца-
Как любит в языке армянском солнца свет,
И песня о любви звучит поныне в сердце,
Та песня –«О,серув…» -из юности привет.
Навеки обнявшись, стоят, как исполины,
Наири* и Масис*, и в них — душа армян.
И вечны на земле Создателя картины.
Урарту-Арарат-Армения-армя….
Исполняется народный танец и песня на армянском языке «О,серув, серув». Показ презентации.
1 ведущий: Спасибо, Армения. Жюри, оцените выступление.
2 ведущий: Россия! Вам слово!
РОССИЯ
1-й: Ты Россия моя, золотые края, ты Россия родная, заветная!
2-й: За твою широту, за твою красоту я люблю тебя, Родина светлая!
3-й: Ты мудра и добра, и народы Земли славят сердце твое, славят думы твои!
РОССИЯ
Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.
С.Васильев
Исполняется песня «Моя Россия». Показ презентации.
1 ведущий: Спасибо, Россия. Жюри, оцените выступление. И объявите оценки за выступления делегаций.
Слово жюри.
2 ведущий: Делегации закончили выступления.
1 ведущий: И наступил приятный момент — дегустация национальных блюд.
2 ведущий: Приглашаем на сцену кулинаров от каждой делегации. Они представят национальное блюдо и поделятся секретами его приготовления.
1 ведущий: Жюри, оцените конкурс национальных блюд.
Представитель от каждой делегации выносит на сцену приготовленное национальное блюдо и рассказывает о секретах его приготовления.
Жюри оценивает мастерство приготовленного блюда. Объявляет результаты.
Выходят ведущие.
1 ведущий: В современном мире многие конфликты и недоразумения между людьми возникают на межнациональной основе.
2 ведущий: Но мы должны помнить, что Россия всегда была и есть многонациональное государство. И объединение всех народов является основой мощи и силы нашей страны.
1 ведущий: Нужна ли нам дружба народов, живущих в России?
2 ведущий: Конечно, нужна.
1 ведущий: И именно в русском варианте, не просто толерантное существование рядом, а дружба.
2 ведущий: Возможно ли это?
1 ведущий: Вполне возможно. Ведь дружба народов – это не нечто надуманное, а лучший вариант совместного проживания людей на одной территории. И в основе такой дружбы должны лежать реальные интересы всех народов России.
Выходят чтецы.
Дружба народов,
Великое слово,
Жаль, мы давно
Не слыхали такого.Много в стране
Расплодилось нацистов,
Всяких скинхедов
И их активистов.Часто мы слышим,
Кого-то избили,
Будто добру
Никого не учили.Помню, как прежде
С теплом принимали,
Тех, кто гостями
В страну приезжали.Время идёт,
А мы ходим по кругу,
Люди, прошу вас,
Любите друг друга!
1 ведущий: Национальная тема нашла своё отражение в памятниках города Москвы.
2 ведущий: На территории ВВЦ есть фонтан «Дружба народов». 15 позолоченных бронзовых фигур женщин с дарами земли в руках олицетворяют 15 национальных государств – бывших союзных республик нашей страны.
1 ведущий: А теперь для подведения итогов приглашаем на сцену всех участников фестиваля.
2 ведущий: Слово предоставляется нашему жюри.
Жюри объявляет итоги, награждает победителей.
1 ведущий: Дорогие друзья, помните, что Россия объединила все народы в одну семью и жить в ней нужно дружно и мирно, помогая друг другу.
2 ведущий: Спасибо всем участникам фестиваля, зрителям, жюри.
1 ведущий: И приглашаем всех желающих отведать шедевры национальной кухни, приготовленные нашими участниками фестиваля.
Звучит песня «Россия» в исполнении Витаса. Участники фестиваля угощают гостей и фотографируются на память.
ПОРЯДОК ВЫСТУПЛЕНИЯ ДЕЛЕГАЦИИ ОТ КЛАССА
- Ведущие, которые сопровождают выступление своей делегации.
- Показ презентации с комментированием (географическое положение, столица, государственный герб и флаг, гимн, традиции, символы, памятники культуры, выдающиеся личности: поэты, писатели, деятели культурыю политические деятели, деятели культуры деятели культуры). 3-5 мин.
- Исполнение национальной песни, танца, игры.
- Ведущие знакомят участников фестиваля с национальным костюмом своего народа, его особенностями и орнаментом.
- Представление национального блюда (блюдо приготовить, красочно оформить и представить рецепт его приготовления).
Оценочный лист участников фестиваля «Венок дружбы народов»
СЦЕНАРИЙ ФЕСТИВАЛЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР «Венок Дружбы«
Спиридонова Светлана Геннадьевна
учитель музыки МБОУ СОШ № 2 п.Уренгой
Цель мероприятия: формирование у учащихся разных национальностей и вероисповедания понятия «Мы — Россияне» — единый дружный многонациональный народ нашей общей родины – России.
Задачи:
— воспитание у учащихся чувства уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории ЯНАО
— воспитание чувства дружбы и взаимопонимания между представителями разных наций и вероисповеданий.
— создание условий, способствующих закреплению дружеских отношений внутри детского коллектива и семей.
— воспитывать толерантное отношение к народам России, путем познания народных традиций, обычаев, посредством народных песен, танцев и игр.
Звучит народная музыка. Все гости рассаживаются за столики. Хозяева определённой национальности оформляют свой стол, согласно традициям своей национальности.
I ЧАСТЬ. ВСТУПЛЕНИЕ.
На фоне стихотворения исполняется хоровод «Веночек»
в исполнении хореографического ансамбля «Body dens» ДШИ.
Живой венок для вас, друзья, сплетаю я, |
Наш отчий дом, Россия, |
Выходят участники фестиваля и читают
ВЕД.1.: Добрый день!
ВЕД.2.: Здравствуйте, дорогие гости!
ВЕД.1.: Мы рады приветствовать всех вас в гостеприимных стенах нашей школы!
Участник 1: Русский, татарин, белорус и чечен. Разных народов большая семья И этим гордиться должны мы, друзья. |
Участник 2: Уренгоем зовётся общий наш дом Пусть будет уютно каждому в нём Любые трудности вместе осилим В нашем единстве — наша сила |
ВЕД.2.: Россия — страна многонациональная. Даже в нашей школе учатся дети 28 разных народов.
ВЕД.1.: И все мы живем единой семьей в дружбе и согласии.
ВЕД. 2.: Именно этой дружбе, этому единству нашей большой многонациональной семьи мы посвящаем II общешкольный Фестиваль национальных культур «Венок дружбы», посвящённый Году культуры в России! ( аплодисменты)
ВЕД.1: С напутственным словом ко всем участникам нашего фестиваля обращается директор школы Елена Васильевна Крепешева
Фанфары, аплодисменты
ВЕД. 1.: Наш фестиваль в едином хороводе
Здесь собрал людей со всех сторон
ВЕД. 2.: Земли народной, сердцу милой,
Что Родиной с тобою мы зовём.
ВЕД. 1.: Разрешите представить гостей нашего фестиваля:
- Глава муниципального образования посёлок Уренгой Алексей Викторович Романов
- Специалист Администрации по работе с детьми и молодёжью Светлана Николаевна Карнишина
- Настоятель Уренгойского храма «Введение в храм пресвятой Богородицы» отец Николай
- ___________________________________ Салман Султанович
- Представители детской школы искусств посёлка Уренгой: директор — Бережная Лариса Алексеевна и хореографический ансамбль «Bodu dens», руководитель – Ольга Андреевна Жиркова.
- Представители средств массовой информации, а так же педагоги и учащиеся школы.
ВЕД.1.: Ну, и, конечно же, дружными аплодисментами приветствуем семьи, которые принимают участие в нашем фестивале.
ВЕД.1.: Это представители 8-ми национальностей (аплодисменты)
II ЧАСТЬ. ПРИВЕТСТВИЕ.
Участник 1: Суровый край – от моря до Урала, Сотни озёр, больших и малых рек. Раскинулись просторы дикого Ямала, И вот сюда явился человек. |
Участник 2: Трудились вместе: ханты, белорусы, Кавказцы, русские и латыши. У них девизом стало слово «братство», Что родилось от сердца, от души. |
ВЕД.1.: А сейчас пришло время познакомиться с участниками.
ВЕД.2.: В нашем фестивале «Венок дружбы» участвуют представители 8 национальностей! Сегодня они раскроют перед нами красоту и неповторимый колорит культуры своего народа.
ВЕД.1.: Слово для приветствия предоставляется России!
Участники по столам здороваются на своём родном языке, называют республику, где родились, сколько уже живут в Уренгое. Всё сопровождается 2-3 слайдами.
ВЕД.1: Спасибо всем участникам за интересные рассказы о своих республиках! А мы продолжаем!…
Смена кадра, мелодии
ВЕД.2.: Суров мой Север лишь на первый взгляд,
Пусть ветры завывают за стеною,
ВЕД.1.: Здесь каждый вас увидеть рад
И обогреть душевной теплотою!
ВЕД.2.: Здесь на великом Ямале живут рядом русские и немцы, казахи и татары,
ВЕД.1.: украинцы, белорусы, чеченцы и армяне,
ВЕД.2.: азербайджанцы, грузины, ханты, ненцы и люди многих других национальностей.
ВЕД.1: Но это ничуть не мешает нам мирно жить, понимать друг друга, учиться и трудиться на благо нашей общей Родины — России.
Под музыку выходят хор и ученики в национальных костюмах
Тебе пою, земля моя,
Твоим бескрайним далям,
Только воспеть твои края —
Одна смогу, едва ли.
звучит песня «Дороги России»
III ЧАСТЬ. ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС (обряд, песня, танец)
ВЕД.1.: Как у каждой птицы — своя песня, так и у каждого народа есть свои традиции и обычаи, своя культура и праздники.
ВЕД.2.: Ведь именно в праздниках как в зеркале отражается характер и самобытность каждого народа.
ВЕД.1.: И сейчас мы приглашаем всех вас совершить интересное путешествие в прекрасный мир традиций народов, которые живут в Уренгое и учатся вместе в нашей школе.
ВЕД.2.: Первыми нас встречает РОССИЯ! Слышите, селяне с поля возвращаются.
ВЕД.1. А чьё ж это поле?
Россия показывает обряд «Спожинки», угощают гостей караваем.
ВЕД. 2.: Спасибо за хлеб-соль! А сейчас мы отправляемся в прекрасный ТАТАРСТАН!
Выступление татарской делегации. Танец
ВЕД. 2.: У России много добрых друзей и соседей. Одна из них БЕЛОРУССИЯ!
ВЕД. 1.: Об этом талантливом, трудолюбивом и гостеприимном народе поведает нам Белорусское братство.
Выступление белорусской делегации
ВЕД. 1.: Внимание! Внимание! Мы отправляемся в многонациональный ДАГЕСТАН!
ВЕД. 2.: Юль, а ты была когда-нибудь на дагестанской свадьбе?
ВЕД. 1.: Нет….
ВЕД. 2.: Тогда давай посмотрим.
Исполняется дагестанский танец и стихотворение
ВЕД. 1.: Спасибо за чудесное выступление
ВЕД.2.: Дорогие гости, просим поддержать дружными аплодисментами представителей КЫРГЫЗСТАНА!
ВЕД.1.: Киргизский народ уникален и неповторим в своей истории, культуре, традициях. Одним из самых главных и радостных событий является рождение ребёнка.
Выступление киргызской делегации
ВЕД. 2.: Азербайджанский народ — это один из наиболее древних народов мира. И он по праву гордится своими традициями и культурой.
ВЕД. 1: Дорогие друзья, встречайте дружными аплодисментами большое семейство АЗЕРБАЙДЖАНА!
Выступление Айзербайджан. Звучат молдавские напевы
ВЕД. 1.: Знаком ли вам тот край, Где щедрая природа Рассыпала дары свои по всем местам, |
На нивах, на лугах, на грядках огорода, В лесах, садах, по долам, по горам! |
ВЕД.2.: Я догадываюсь, о каком народе ты говоришь. Встречайте представителей солнечной МОЛДОВЫ!
Выступление Молдовы
ВЕД. 1.: Спасибо за чудесное выступление
ВЕД. 2.: А сейчас на сцену приглашаются представители прекрасной БАШКИРИИ!
IV ЧАСТЬ. НАЦИОНАЛЬНАЯ КУХНЯ.
ВЕД. 2.: А сейчас самая вкусная номинация!
ВЕД. 1.: Не надо напоминать о веками складывающихся традициях национальной кухни – удивительно разумной, полезной и отвечающей современным научным взглядам на рациональное питание.
В национальных костюмах участники представляют национальное блюдо.
- О своих кулинарных традициях нам расскажет хлебосольная Россия!
- солнечная Молдова!
- Свою национальную кухню представляет прекрасная Башкирия
- гостеприимная Белоруссия!
- солнечный Кыргызстан
- гордый Дагестан
- солнечный Татарстан
- гостеприимный Азербайджан
V. ЧАСТЬ. ФИНАЛ.
ВЕД.2.: Вот и закончилась конкурсная программа II общешкольного Фестиваля национальных культур «Венок дружбы»!
ВЕД. 1.: Мы хотим вручить нашим многонациональным семьям дипломы и памятные подарки.
ВЕД. 2.: Для церемонии награждения приглашается гость нашего фестиваля – глава Муниципального образования посёлок Уренгой Алексей Викторович Романов.
Награждение участников фестиваля.
ВЕД. 1.: Многонациональность – это радужность, музыкальность, чувственность. Наши земляки – люди разных профессий, но всех нас объединяет любовь к родному Ямальскому краю.
ВЕД. 2.: И никто не помешает нам петь общие песни, водить общие хороводы, отмечать общие праздники.
ВЕД. 1.: И сегодняшний праздник — тому доказательство!
ВЕД. 2.: Быть может, не всё мы успели,
ВЕД. 1.: Быть может не всё получилось.
ВЕД. 2.: Но главное свершилось. Мы увидели, что мир вокруг нас так разнообразен, что мы так не похожи друг на друга, но у нас так много общего.
Выходят под песню «Я ты, он, она» ученики в национальных костюмах
Ямал собрал друзей в хоровод,
С нами он готов дружить круглый год,
Потому что дети всех народов, всех людей
Могут радость подарить планете всей!
Если будут веселиться и играть,
Песни петь, друзей не обижать…
И тогда им улыбнётся вся Земля –
Солнце, горы, птицы и моря!
Исполняется песня «Я, Ты он она». Куренова Люба, текст на экране.
ВЕД. 2.: Наш фестиваль закончился.
ВЕД. 1.: Но дружба между народами пусть никогда не кончается!
ВЕД.2.: Мир вашему дому!
ВЕД. 1.: А сейчас….. всех приглашаем на игровой двор!
Литературно-музыкальная гостиная «Венок дружбы»
Россия — одно из самых многонациональных государств мира. Понятие многонациональности закреплено в главном документе нашей страны — в Конституции Российской Федерации.
На протяжении веков и столетий на территории России бок о бок друг с другом в мире и согласии проживали и проживают разные народы и национальности: русские и украинцы, белорусы и татары, чеченцы и армяне, грузины и евреи, корейцы и турки-месхетинцы, удмурты, татары, чеченцы и многие другие народы. Но так было невсегда. Многовековая история нашей страны знает времена смуты, междоусобных войн и гражданских конфликтов…
В целях воспитания культуры толерантности среди детей, формирования у них культуры уважения к разным народам и национальностям, проживающим на территории нашей многонациональной страны, укрепления мира и единства нашего народа, в рамках празднования Дня народного Единства, мы подготовили музыкально-литературную гостиную «Венок дружбы».
Цель: создать условия для формирования представлений о России как многонациональной стране.
Задачи: Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России, как о родной стране.
Воспитывать чувство толерантности к представителям разных национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру.
Воспитывать патриотические чувства, любовь к родной стране.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, костюмы разных национальностей.
Девочка в русском сарафане Хозяйка 1:
Собирайся-ка, народ,
У высоких у ворот!
Посмотрите, все ль на месте?
Все ль собрались отдыхать?
Хорошо! Тогда, наверно,
Можно праздник начинать!
Под р. н. музыку входят в зал дети в национальных костюмах. Встают в полукруг. Выходят хозяйки, читают стихи.
Хозяйка 1: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть! Вам ли сегодня туманиться, грустить и печалиться!
Хозяйка 2: Рады вас видеть у себя в гостях, в нашей горнице. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю по-старинному – посиделками называются.
Хозяйка 1: Поезжай за моря-океаны,
Надо всею землёй пролети:
Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас, не найти.
Глубоки наши светлые воды,
Широка и привольна земля,
И гремят, не смолкая, заводы,
И шумят, расцветая, поля…
Хозяйка 2:
Сколько сказочных мест у России.
Городов у России не счесть.
Может где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь.
Песня «У моей России»
Ребенок 1: Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим — степной простор.
Ребенок 2: У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Ребенок 3: Один — рыбак с рожденья,
Другой — оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Ребенок 4: Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.
Ведущий:
Россия многонациональная страна, на её территории проживает более160 наций и народностей, различающихся по языку, культуре, особенностям быта, но тесно связанных между собой. Наиболее многочисленны русские — 80% жителей страны.
Хозяйка 1:
Нам зачинать досталась роль,
Не путайте с нагрузками,
Мы принесли вам хлеб и соль
На посиделки русские.
Хозяйка 2:
Жива традиция Жива
– От поколенья старшего
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего.
Хозяйка 3:
И потому принять изволь
Тот, кто пришёл на посиделки,
На этой
Из наших рук и хлеб и соль!
Подносят каравай к гостям.
Ведущая: Обычай приветствовать гостя с хлебом и солью известен в России с давних времен. Сочетание хлеба и соли играло роль символа: хлеб выражал пожелание богатства и благополучия, а соль считалась оберегом, способным защитить человека от враждебных сил и влияний.
Ведущая: В те далекие времена у наших прадедов и прапрадедов не было телевидения и другой современной техники, люди ложились спать с приходом темноты (сумерек). Только в каждой деревне был такой дом, в котором ещё горел свет, и жизнь в нем только начиналась. Хозяйка дома наводила дома порядок и ждала гостей. В её доме собиралась молодёжь на вечёрки (посиделки). Вот и сегодня мы всех приглашаем на наши посиделки.
Ребенок 1: Хлеб да соль Вашему дому!
Ребенок 2: Здравствуй матушка, гостей примешь?
Ребенок 3: Доброго здравия тебе, хозяюшка!
Хозяйка 1: Здравствуйте люди добрые! Заходите, заходите с нами хлеб кушать милости просим.
Ведущий: С глубокой старины пришла к нам поговорка: «Встречают по одежке» – это означало то, что стоило взглянуть на одежду гостя, и можно было сказать – кто он по национальности, так как народный костюм отражает историю, традиции, культуру и нравы народа.
Под национальную музыку, танцую танец выходят девочки в национальных костюмах.
Башкортостан: Я представляю Башкирию.
Башкирия моя земля и небо.
Башкирия, родимый край.
Здесь слышно, как поёт курай.
Леса и степи и поля
Богата недрами земля.
Гордимся родиной своей —
Она для нас всего родней!
Татарстан: Мы из Татарстана.
Девочка: Как дорог мне родной мой край!
Могучих наших предков стан.
Дороже чем небесный рай,
Родной и славный Татарстан.
Мальчик: Татарча да яхшы бел,
Русча да яхшы бел.
Икесе дә безнең өчен
Иң кирәкле затлы тел.
Хозяйка 2: Спасибо гости дорогие за доброту и щедрость вашу. Проходите, располагайтесь, мы вам рады.
Хозяйка 3: В старину не только пели и плясали, но и в игры разные играли.
Татарская подвижная игра «Юрта» (Тирмэ)
Правила игры
Развивающая задача: развивать умение ориентироваться в пространстве.
Организация игры. В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
«Мы, веселые ребята, соберемся все в кружок. Поиграем, и попляшем, и помчимся на лужок.»
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.
Методические приемы: рассматривание картины с изображением юрты – старинное жилище башкирского народа. Рассматривание башкирского орнамента на платочках.
Дополнительные рекомендации: с окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.
Материал: платочки с башкирским орнаментом, картинка с изображением юрты, 4 стула.
Хозяйка 1:
Молодцы, задорно поиграли-удаль свою показали!
Вот так веселился народ в старину.
Бурятия: Моя родина Бурятия. Послушайте бурятскую загадку.
Хоть и цвета воронова крыла,
Но не черный шелк.
Хоть и рогатый,
Но не бык.
Хоть и ноги, как у коня,
Однако без копыт.
/муравей/
Коми: Я гостья из Коми.
Много поговорок знаю: Детей надо добром учить, злом ничего не добьешься.
Без работы ничего не добыть.
Против течения лодка сама не поплывёт. Человек хорош, и слава добрая.
Карелия: Тара-бара, домой пора. Ребят кормить, телят поить, коров доить… Тебе водить. Это карельская считалочка! А давайте-ка поиграем в народную игру «Пирог»
Игра – «Пирог».
Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог».
Все поют:
Да экий он высокинький,
Да экий он широкинький,
Да экий он мякошенький,
Режь его, да ешь.
Во время пения, при словах «высокинький» — поднимают руки вверх, «широкинький»- разводят в стороны, «мякошенький» — гладят по животу. Сразу после слов «Режь его, да ешь» к пирогу бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает команда, забравшая «пирог».
Мордовия: Поет песню.
Луганяса келунесь
Луганяса келунесь
Точк ночк куман дерон келунесь
Вишке кума-кумандерон келунесь
Моя родина Мордовия!
А это мой национальный костюм!
Удмуртия: Я представляю Удмуртию.
Приезжайте в гости,
от души
будем рады мы желанной встрече.
Ждут вас, не дождутся перепечи
и рыбалка в утренней тиши.
Побродите по заросшим склонам,
отдохните у ручья в тени,
поищите в мареве зеленом
костяники красные огни.
Калмыкия : Калмыкия — страна тюльпанов,
Весенних, радостных цветов.
Страна заброшенных курганов,
Сухих, пронзительных ветров.
Сидит там в храме мудрый Будда,
Невозмутим и молчалив.
И людям, верующим в чудо,
Небесный слышится мотив.
Хозяйка 3:
Ну-ка сядем-ка рядком,
Да поговорим ладком
Небылицы в лицах сидят в светлицах,
Щелкают орешки да творят насмешки.
Хотите знать какие? А вот такие.
Выходят девицы и молодцы, говорят потешки.
-Федул, чего губы надул?
-Кафтан прожёг.
-Зашить можно?
— Да иглы нет.
— А велика ли дыра?
-Один ворот остался.
-Фома, что из леса нейдёшь?
— Медведя поймал.
— Так веди сюда.
-Да он нейдёт.
-Так сам иди.
-Да он не пускает!
-Андрейка, дружок, что плачешь?
-Да об калитку головой ударился.
-Скажи, а когда это случилось?
-Да вчера вечером.
— А, что же ты сегодня плачешь?
-Вчера вечером дома никого не было.
-Здорово, кума!
-Да на рынке была.
-Никак глуха?
-Да, купила петуха!
-Прощай дорогая кума!
-Нет! Не дорого всего копеечку дала.
Хозяйка 3: Спасибо, потешили, повеселили.
Чечня: Все небо в звездах — бархат и седины.
Бежит тропинка, радостно звеня…
Салам Алейкум, горы и долины!
Салам Алейкум, милая Чечня!
Мой отчий край, земля отцов и дедов
Озарена сиянием вершин.
Их белый снег сегодня мне поведал
Легенду-быль о мужестве мужчин.
Моя родина Чечня. И я приветствую всех на родном язык!
Маршалла хаттар!
Ребенок:
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озёра, реки и моря,
Леса и степь и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
Танец «Я, ты, он, она»
Все вместе: На просторах российской страны много разных народов живет!
Все народы, как братья равны, всем народам –любовь и почет.
Хозяйка 1:
В небе будто от побелки
Засветился Млечный путь,
Отшумели посиделки
В нашей праздничной светёлке,
Где пришлось нам отдохнуть.
Хозяйка 2:
Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь.
Мы прощаемся с гостями,
Говоря: до новых встреч!
Хозяйка 3:
Жизнь такая – не иная,
Не заморская, чужая,
Это наша сторона.
Всё, что было, вспоминая,
Пусть живёт страна родная.
Очень русская, земная,
В мире лучшая страна!
Ведущий: А мы к столу всех приглашаем. Пирогами угощаем! Подходите, подходите! Угощение берите! Чаем запивайте, нас добрым словом вспоминайте!
Сценарий
Фестиваля национальностей
«Венок дружбы»
Фонограмма № песня «Я, ты, он, она-вместе целая страна»
(танец класс хореографии)
Ведущая: Здравствуйте ребята! Мы начинаем Фестиваль национальностей «Венок дружбы». Россия – страна интернациональная, на ее территории проживает огромное число народностей. Но что знаем мы о них? Я думаю, что совсем не много. Поэтому, мы познакомимся сегодня с обычаями, традициями, культурой тех народов, которые проживают бок о бок с нами на территории нашего Нижнеингашского района.
Ролик о Нижнем Ингаше
Ведущий: Нижнеингашский район не зря называют многонациональным. На территории нашего района проживают люди более 10 национальностей. Здесь живут русские, немцы, татары, украинцы, белорусы, армяне, азербайджанцы, киргизы, молдаване и люди многих других национальностей. Но это ничуть не мешает нам мирно жить, понимать друг друга, учиться и трудиться на благо нашей общей Родины — России.
Фонограмма № слайды о жителях
Ведущая: И в нашей школе искусств никому не тесно, мы все живем единой семьей в дружбе и согласии. И именно этой дружбе мы посвящаем наш Фестиваль национальных культур «Венок дружбы».
Чтец (ребенок): Живой венок для вас, друзья, сплетаю я,
По древнему обычаю поэтов.
И славя дружбу нашу, песнь простую —
Слагаю из множества сюжетов.
Фонограмма № песня «Музыка- река»
вок. ансамбль
Ведущая: Что может быть земных цветов прекрасней?-
Лик Родины зажжен улыбкой нежной
В твоем лесу, Россия, словно праздник,
Мне синеглазый встретился подснежник.
Я сплел бессмертник и ковыль с осокой.
Их перевил жгутом ромашки белой.
Для каждого народа ты особый
Цветок родить и вырастить сумела.
Ведущая: На сцену приглашаются ребята, которые представят русских.
Фонограмма № блок русских с презентацией
Ведущая: Под сенью гор, сады и нивы…
Шумят листвою тополя…
Как ты свободна, как счастлива
Кыргызов древняя земля!
— На сцену приглашаются ребята, представляющие киргизов.
Фонограмма № блок киргизов с презентацией
Ведущий: Скажем мы всем по секрету-
Лучше Татарстана нету:
Прекрасен он летом, и зимой.
В нем песнь Тукая, Кол Гали раздумья,
Муссы Джалиля пламенный завет.
-А теперь перед нами выступят ребята, представляющие Татарстан.
Фонограмма № блок о татарах с презентацией
Ведущая: Российские немцы… Мало кто сегодня в нашей стране не знает о существовании этого народа, о его трагической судьбе. После депортации 1941 года и нескольких десятилетий забвения, предпринимаются шаги по возрождению национальной культуры, языка, традиций. Немецкий народ уникален и неповторим в своей истории, культуре, традициях.
— Сегодня о российских немцах, о их культуре, традициях нам расскажут ребята.
Фонограмма № блок о немцах с презентацией
Ведущий: О, как прекрасна УКРАИНА!
Ее таврийские поля,
Ее луга, леса, пригорки
И благодатная земля.
Нет неба чище в белом свете
И в родниках воды вкусней,
Я неземной поклон отвешу,
Любимой Родине своей.
Ведущий: К нам уже спешат ребята, представляющие украинцев.
Фонограмма № Блок украинцев с презентацией
Ведущая: Есть еще одна страна, в которой живет славянский народ и она также имеет границу с нашей необъятной страной.
Ах, Беловежская пуща!
Нет тебя краше и лучше!
Аист на крыше, озерный край,
Белоруссия – зажигай.
— Белоруссия славится своими необъятными полями. На ее территории проживает спокойный и дружелюбный народ.
Песни у них певучие, сказки, похожие на русские. Давайте поприветствуем ребят, которые представляют белорусов.
(Выступают ученики 9 класса)
Фонограмма № блок белорусов с презентацией
Ведущая: Алмазов переливчатые грозди
Армении расписали стены,
Здесь письмена былых столетий грозных
Салам тебе, Кавказ благословенный!
— Встречайте аплодисментами ребят, представляющих армян.
Фонограмма № блок армян с презентацией
Ведущая: Ах, милая Молдавия, левый край Днестра!
Помню твои песни и танцы до утра!
Соком наливается чёрный виноград,
Дни стоят пригожие в предгориях Карпат…
— На сцену приглашаем ребят, представляющих Молдову.
Фонограмма № блок про молдаван с презентацией
Ведущая: Венок в подарок для друзей плету я,
Что может быть земных цветов прекрасней?
Творит природа красоту простую-
Тепло земли и солнца облик ясный.
Ведущий: Много интересного мы узнали сегодня о быте, культуре, традициях тех национальностей, которые уже многие десятилетия проживают на территории нашей малой родины бок о бок с нами. И я, наверное, не ошибусь, если скажу, что теперь, выбирая себе друзей, вы будете стараться и пытаться понять чем живет твой друг, где его корни, какие традиции он чтит.
А еще говорят, что когда дружат дети – дружбе жить. Будьте толерантными к людям других национальностей!
— Внимание друзья! Мы приглашаем на сцену в «Хоровод дружбы» участников Фестиваля в национальных костюмах.
Фонограмма № песня «Моя Россия — моя страна»,
участники выходят на сцену с флажками, шарами
Ведущиая: Мы желаем всем участникам фестиваля, всем присутствующим в зале мира и счастья!
Пусть каждый помнит, что … Россия – наш общий дом!
4