Сценарий конька горбунка

Музыкальная сказка создана по мотивам  произведения П. Ершова "Конек-горбунок". Предназначена для инсценирования детьми старшего дошкольного возраста. 

Музыкальная сказка Конек-горбунок

музыкальный руководитель Калашаов Каплан Кушукович

МБДОО  №1 «Чебурашка» ст. Гиагинской

Действующие лица:  

Данило

Гаврило

Иван    

Кони златогривые

Конек-горбунок

Царь

Слуга

Царь-девица

Жар-птицы

Коробейники

Девочки с платками

Цыган

Цыганки

Танец Кадриль

Декорации и оборудование: на стене изображено звездное небо. На сцене с одной стороны – куст, с другой – стог сена. Царский трон, пенек, шкатулка. Изображение  кипящего котла с горящими поленьями, макет Рыбы-кит, кораблики, ладья для царевны, шатёр, колосья, река- море.

Ведущая (держит в руках книгу П.П. Ершова «Конек-горбунок»).

                 Книжка открывается, сказка начинается –

                 «Конек-горбунок» называется…

                 За горами, за лесами, за широкими морями.

                 Не на небе – на земле жил старик  в одном селе.  

        У крестьянина три сына: старший умный был детина,

        Средний сын и так, и сяк. Младший вовсе весельчак.

(Выходит Иван с балалайкой, поет песню «Балалаечка», сл. и муз. Э.Богуславской.)

        Братья  сеяли пшеницу, да возили в град-столицу… (работают)

        В долгом времени аль вскоре приключилося им горе:

         Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить. (Шевелится занавес.)

        Мужички такой печали отродяся не видали;

        Стали думать да гадать – как бы вора соглядать;

        Наконец себе смекнули, чтоб стоять на карауле.

        Хлеб ночами поберечь, злого вора подстеречь.

(Братья обращаются друг к другу.)

Гаврило.         Здесь заляжем мы с Данилой, попадется вор постылый.

Данило.                Ты, Иван, туда пойди, поле краем обойди.

Ведущая.         Ночь настала, месяц всходит, поле все Иван обходит,

                Озираючись кругом, и садится под кустом.        

Братья расходятся в разные стороны. Гаврилло и Данило ложатся на стог сена, а Иван  садится под кустом, считает звезды.

Иван.        Ух, ты, звезды, раз, два, три — не сочтешь и до зари (загибает пальцы):

                Три, четыре, пять и шесть. Как их всех по пальцам счесть?

Фонограмма «Ржание коня».  

Ведущая.         Вдруг о полночь конь заржал… Караульщик наш привстал,

                Посмотрел под рукавицу и увидел кобылицу.

(Кобылица появляется, танцует) 

        Кобылица та была вся, как зимний снег, бела.

        Грива в землю золотая, в мелки кольца завитая.

Иван.        Эхе-хе! Так вот какой наш воришка!.. Но, постой

Ведущая.          К  Кобылице подбегает, за волнистый хвост хватает. 

Кобылица.         Отпусти меня скорей, дам тебе я двух коней –

         Да таких, каких поныне не бывало и в помине.

         Да еще я дам конька ростом только два вершка.

(Выходит Конек-горбунок)

                Двух коней,  хочешь, продай, но конька не отдавай.

                На земле и под землей он товарищ будет твой.

Танцевальная импровизация коней. Иван в конце танца отводит коней в конюшню

Кобылица.         Ну, прощай. Иду на волю. (Уходит)

Иван (кричит ей вслед). Только чур не в наше поле!

Иван берет ведра  и идет с Коньком-горбунком к реке; исполняет песню «Ах, улица, улица широкая», р.н.м.   Пока Иван поит конька водой, братья просыпаются, видят коней, удивляются.

Данило.        Посмотри, каких красивых двух коней золотогривых

                Наш Иван себе достал: ты и слыхом не слыхал.

Гаврило.        Отведем-ка их в столицу, там боярам продадим.

                Деньги поровну поделим. А Ивану не дадим!

Хлопают друг друга по рукам, уводят коней.

 Иван возвращается с Коньком-горбунком, не находит коней.

Иван.        Ой, вы кони буры-сивы, добры кони златогривы!

                Я ль вас, други, не ласкал! Да кто ж милых вас украл?

Конек.        Братья коников свели. Ты, Иван мой, не грусти.

Велика  беда, не спорю; но помочь могу я горю.

                На меня скорей садись, только знай себе держись;

                Я хоть роста небольшого, да сменю коня любого.

Иван и конек обегают сцену, уходят. Вылетают  жар-птицы, танцуют, в конце танца теряют перо. Появляются  Иван с коньком. Иван берет перо.

Иван (любуясь пером).          Эко чудо огонек! Погляди-ка, Горбунок!

Конек.        Вот уж есть чему дивиться! Это ведь перо Жар-птицы!

                Но для счастья своего не бери себе его.

                Много, много непокою принесет оно с собою.

Иван (пряча перо за пазуху).         Говори ты! Как не взять!

(Ржание коней, стук копыт. Появляются братья с конями.)

Стыдно, братья, воровать.

Хоть Ивана вы умнее, да Иван-то вас честнее,

Он у вас коней не крал.

Я коней своих возьму и на ярмарку сведу.

Конек и Иван идут на ярмарку с лошадьми. 

Сцена ярмарки.

Ведущая.        Солнце яркое встает, спешит на ярмарку народ.

Танец Кадриль

Выходят коробейники с товаром.

Коробейники: 1.          Эй, честные господа! К нам пожалуйте сюда!                                  

               Платки вам можем предложить любые для души купить.

                           2.  Здесь глаза разбегаются. Бус, платков пестрота.

 Эй! Девчата! Красавицы!  Глянь! Какая лепота!

Танец  с платками

Коробейники:   1.  Куклы, медведь дрессированный,

  Цыганок  пестрый наряд.

                             2. Звоном  монист  заколдованы, глаза у народа горят.

   Танец цыганок.

  Затем все становятся в две шеренги. Входит  Иван с конями и коньком. Входит царь, рассматривает товар, за ним идет слуга, который подражает царю.

 Вдруг царь видит коней, отступает назад, удивляется, восхищается, рассматривает их со всех сторон.

Царь.        Эй, ребята, чьи такие жеребята? Кто хозяин?

Иван.        Эта пара, царь, моя. И хозяин – тоже я.

Царь.        Ну, я пару покупаю, продаешь ты?

Иван.        Нет, меняю.

Царь.        Что в промен берешь добра?

Иван.        Два — пять шапок серебра.

Царь.        То есть, это будет десять. (Обращается к слуге)

                Что стоишь, как старый змей? Покупай, бери коней!

Слуга пытается взять коней, но кони вырываются, распугивают ярмарочных гостей,  подбегают к Ивану.  

Царь.        Пара нашим не даётся: делать нечего, придётся

                   Во дворце тебе служить;   в царских конюхах ходить.

Иван.          То есть я из огорода буду царский воевода!

                Чудно дело! Так и быть, буду, царь, тебе служить.

Кланяется, снимает шапку, перо выпадает.

Слуга подхватывает  его и подает царю.

Царь.         Эге-ге! Да ты не прост! Ну, ответь мне на вопрос.

                В силу коего указа скрыл от нашего ты глаза

                Наше царское добро – жароптицево перо!? 

 Иван.                Отпусти вину Ивану. Я служить те верно стану.

 Царь.        Ну, раз так, не отпирайся, а возьми да расстарайся:

                В нашу царскую светлицу привези саму Жар-птицу!

Иван уводит коней. Все  уходят. Занавес закрывается.

 Звучит музыка Горбунка. Конек и Иван скачут по залу.

Ведущая.                Вот Иванушка оделся, на коньке своем уселся,

                        И поехал из столицы доставать царю Жар-птицу.

        Вскоре наш  конек с Иваном  выезжают на поляну,

        Что за поле! Зелень тут, словно камень — изумруд,

        А по зелени цветы несказанной красоты!

Танец с цветами

Конек.        Скоро ночь, Иван, начнется, и тебе стеречь придется.

        Ты смотри же не зевай, втихомолку примечай.

        На вечерней на зарнице прилетят сюда жар-птицы.

Звучит фонограмма «Крик ночной птицы».

Горбунок прячется за занавес, Иван ложится.

В зал влетают жар-птицы, танцуют.

Иван подскакивает, одну ловит, остальные улетают.

Иван.        Ой, конечек-Горбуночек, прибегай скорей, дружочек!

        Я ведь птицу-то поймал!

Ведущая.                Горбунку Иван кричал. И конек тотчас явился.

Конек.                Ай, хозяин, отличился!

Звучит музыка. Занавес открывается. Царь на  троне, рядом слуга.

Ведущая.                Вот приехали в столицу.

Царь.                Что, достал ли ты жар-птицу?

Иван.                Разумеется, достал. Точно в срок, как приказал.

Царь.                Вот люблю дружка Ванюшу, позабавил мою душу.

                        И на радости такой – будь ты царский стремянной!

Иван (кланяется). Чудно дело! Так и быть, буду, царь, тебе служить. (Уходит.)

Слуга (идет за Иваном в центр зала).     Вот свезло ему,  нахалу!

Ожидай теперь опалу.

                        Ну, постой же, подведу я Ивана под беду!

(Обращается к царю). Я с повинной головою, царь, явился пред тобою.

                        Не вели меня казнить, прикажи мне говорить.

Царь.                Говори, да правду только и не ври, смотри, нисколько!

Слуга.                Вот твой царский стремянной поклялся твоей брадой,

                        Что он знает царь-девицу, может привести в столицу!

Царь.                Гей, позвать мне стремяннова!

Ведущая.                 И Иван явился снова.

Царь.                Так, послушай, на тебя донос, Ванюша!

                               Говорят,   в какой-то час похвалялся,  что для нас

                               Ты  разыщешь царь-девицу и доставишь    в град-столицу.

Иван.                Что ты, что ты, бог с тобой.

Царь.                Будешь спорить ты со мной!?

Ведущая.                Кто ж с царем решиться спорить.        

                        Наш  Иван заплакал с горя.

                        И пошел на сеновал, где конек его лежал.

Конек.                Что, Иванушка, не весел, что головушку повесил?

Иван.                Царь велит в свою светлицу мне доставить царь-девицу.

Конек.                Велика беда, не спорю, но могу помочь я горю.

                        Ты давай-ка  собирайся, хорошенько снаряжайся:

        Да возьми с собой в дорогу все, что нужно  на подмогу:

Шитый золотом шатер да обеденный прибор —

Весь заморского варенья и сластей для прохлажденья.

Ведущая.                Приезжают к океану, на котором круглый год та красавица живет.

        Тут Иван с конька слезает, а конек ему вещает.

Конек.        Ну, раскидывай шатер и на скатерть ставь прибор.

        Сам ложися за шатром да смекай себе умом.

        Как царевна подплывет, сладку песню запоет.

        Ты хватай ее сильней да меня зови скорей.

Горбунок прячется за занавес. Царевна на ладье. Песня царевны. Иван подпевает. Идут по залу, конек сзади крадется. Декорации меняются на царские покои.

Ведущая.        Вот столицы достигают. Царь к царевне выбегает.

                В глазки с нежностью глядит, сладки речи говорит.

Царь.        Бесподобная девица, согласись ты стать  царицей.

Царь-девица убирает руку, отворачивается от царя, закрывается шарфом.

Царь падает перед ней на колени.

Царь.                Молви ласковое слово! Чем тебя я огорчил?

Царевна.                Хочешь, чтоб была царица,

То  доставь ты мне в три дня перстень мой из океана.

Царь.                Гей! Позвать ко мне Ивана! (Входит Иван.)

                        Иван! Поезжай на океан;

В  океане том хранится перстенечек Царь-девицы.

Коль достанешь мне его, задарю тебя всего.

 Ведущая.                На другой день наш Иван, взяв три луковки в карман,

                        Потеплее приоделся, на коньке своем уселся

                        И поехал в дальний путь…

                        Вот въезжают на поляну прямо к морю-океану.

                        Поперек его лежит чудо-юдо рыба-кит.

                        Все бока его изрыты, частоколы в ребра вбиты,

                        На хвосте сыр-бор шумит, на спине село стоит.

                        Чудо-юдо рыба-кит так проезжим говорит:

Кит.                        Путь-дорога, господа, вы откуда и куда?

Конек.                Мы послы от царь-девицы, — едем оба из столицы.

Кит.        Вы не знаете, друзья, почему в опале я.        

        И за кои прегрешенья я терплю беды мученья?

Конек.                   Оттого твои  мученья, что  без царского веленья

        Проглотил ты средь морей три десятка   кораблей.

        Если дашь ты им свободу,

        Снимет царь морской невзгоду.  

Ведущая.        Чудо-кит зашевелился, словно холм поворотился,

        Начал море волновать, и из челюстей бросать

        Корабли за кораблями с парусами и гребцами.

        Чудо-юдо рыба-кит громким голосом кричит.

Кит.        Чем вам, други, услужить? Чем   за службу наградить?

Иван.        Нужен перстень царь-девицы – нашей будущей царицы.

Кит.        За твое благодеяние я исполню пожелание.

Подает из пасти сундучок с перстнем

Ведущий.         Тут кит-чудо замолчал и, всплеснув, на дно упал.

Иван.        Ай-да, Кит — Китович! Славно! Долг свой выполнил исправно!

Конек.        Ну, Иван, садись скорее!

        Помни, завтра минет срок, а обратный путь далек.  

Занавес. В центре на троне сидит царь, рядом царевна. Появляется Иван.

Царевна вскакивает, подбегает к нему.

Царевна.                Ты принес мой перстенек?

Иван (подает шкатулку).        Вот тебе и сундучок!

Царь (отталкивает Ивана от царевны).         

                         Завтра утром, светик мой, обвенчаемся с тобой.

Царевна.                  Но, признаться, нам нельзя еще венчаться.

Царь.                Отчего же, светик мой? Я люблю тебя душой.

Царевна.                Но, взгляни-ка, ты ведь сед, мне 15 только лет

Стань, как прежде, молодец –  я тот час же под венец.

Должен ты котел поставить, и костер под ним сложить.

Котел наполнить молоком, вскипятить его потом,

Искупайся  налегке ты в горячем   молоке.                          

Коль себя не пожалеешь, то опять помолодеешь.

Царь.                Эй, Иван, поди сюда!

Иван.                Что, опять на океан?  Не поеду ни за что!

Царь.                Нет, Иванушка, не то! Завтра должен постараться,

Пробы  ради искупаться ты в горячем молоке.

Иван.                Шпарят только поросят, да индюшек, да цыплят.

                        Я ведь, глянь, не поросенок, не индюшка, не цыпленок.

                        Вот в холодной, так оно, искупаться бы  можно.

Царь (трясет в гневе головой, кричит).        Не исполнишь повеленье,

Так  отправлю в заточенье.

Занавес закрывается. Иван подходит к коньку.

За занавесом ставят изображение котла с горящими поленьями.

Иван (обнимает конька).        Ох, беда, конек, беда!

                        Царь вконец меня сбывает;

                        Сам подумай: заставляет искупаться мне в котле

                        Да в горячем молоке.

Конек.                Вот уж служба, так уж служба!

                        Тут нужна моя вся дружба.

                        Но скорее, чем я сгину, чем тебя, Иван, покину,

                        Подойдешь к котлу, как должно, и скажи царю: «Не можно ль,

                        Ваша милость приказать горбунка ко мне прислать,

                        Чтоб в последний раз  проститься».

                        Царь на это согласится.

                        Вот как я хвостом махну, мордой в тот котел макну,

                        На тебя два раза прысну, громким посвистом  присвистну.

        Ты смотри же, не зевай в молоко тот час ныряй.

Открывается занавес, царь с царевной сидят на троне, Иван стоит за котлом.

Ведущая.                Вот и двери растворились, царь с царицей появились

                        И готовились с крыльца посмотреть на удальца.

Ведущая.                Вот Иван к котлу поднялся, глянул в низ, слегка замялся.

Царь.                Что же ты, Ванюша встал?

Ведущая.                Царь опять ему вскричал.

Иван.                А нельзя ли, ваша милость, приказать горбунка ко мне позвать?

                        Я б  навеки  с ним простился.

Ведущая.                Царь, подумав, согласился и изволил приказать

горбунка к нему послать.

Вот конек хвостом махнул, в  котел  мордочкой макнул,

На Ивана дважды прыснул, громким посвистом присвистнул.

На конька Иван взглянул и в котел тот час нырнул.

                          Иван прыгает в котел, переодевается в другую одежду.

Ведущая.                Царь все ждал, царевна тоже… (Появляется Иван)

И такой он стал пригожий,

Что ни в сказке сказать, ни пером не написать!

 Все восхищаются.

Ведущая.                Царь  в котел заторопился, и чуть было не сварился,

(Царь   прыгает в котел, но тут же выныривает, ошпарясь, кричит, убегает.)

                         Видно  хитрым и скупым не дано стать молодым.

        От испуга царь бежал и куда-то запропал.

        Ваня же наш отличился и красавцем учинился.

        Обвенчавшись с Царь-девицей, сел на царство он в столице!

        Наш веселый хоровод весь народ на пир зовет!

Выход всех действующих лиц спектакля

Сценарий внеклассного мероприятия для 4-5 классов

Праздник русской сказки для 4-5 классов. Сценарий

Представление по сказке П. П. Ершова «Конек-горбунок» для учащихся 4-5 классов

Выбегают три скомороха с музыкальными инструментами.

1-й скоморох.

Та-ра-рам, та-ра-ра!

Вышли кони со двора:

Вот крестьяне их поймали

Да покрепче привязали.

2-й скоморох.

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу:

Как во трубушку играет,

Православных потешает.

3-й скоморох.

Эй, послушай, люд честной!

Жили были муж с женой;

Муж-то примется за шутки,

А жена — за прибаутки.

И пойдет у них тут пир,

Что на весь крещенный мир!

1-й скоморох.

Это присказка ведется,

Сказка после лишь начнется.

2-й скоморох.

Зачинается рассказ

От Ивановых проказ.

И от сивка, и от бурка,

И от вещего коурка.

Это присказка — пожди.

Сказка будет впереди.

Появляется Ученый, идет к столу.

Ученый (возмущенно). Шум, крики, грохот… Что это такое? Кто это? Что вы здесь делаете, позвольте вас спросить?

1-й скоморох. Мы артисты, скоморохи.

2-й скоморох. Мы не кричим, а веселим людей.

3-й скоморох. Нас сюда пригласили на встречу с ребятами. А разговор пойдет о сказочнике П. П. Ершове и его знаменитой сказке «Конек-горбунок».

Ученый. Ну да, и я приглашен на встречу. Но простите, вы-то здесь при чем?

1-й скоморох. Да ведь это сказка!

2-й скоморох. А в ней — прибаутки, пословицы, припевки, не- складушки.

3-й скоморох. Мы же умеем их представлять.

Ученый. Сказка — дело серьезное. Нам предстоит сегодня рассказать о творческом пути П. П. Ершова, показать достоинства сказки, поговорить о ее главных героях.

Скоморохи (вместе). Так и мы — о том же!

Ведущий. Здравствуйте! Вы зря спорите, друзья! Сегодня на встречу со сказкой мы пригласили известного ученого, знатока творчества П. П. Ершова, и артистов-скоморохов.
(Представляет всех.) Мы решили рассказать о «Коньке-горбунке» и серьезно, и весело. И вы нам поможете. Итак, начинает сказка сказываться…

1-й скоморох.

За горами, за лесами

За широкими морями.

Не на небе — на земле

Жил старик в одном селе.

2-й скоморох.

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк.

Младший вовсе был дурак.

3-й скоморох.

Братья сеяли пшеницу

Да возили в град-столицу:

Знать, столица та была

Недалече от села.

1-й скоморох.

В долгом времени аль вскоре

Приключилося им горе:

Кто-то в поле стал ходить

И пшеницу шевелить.

2-й скоморох.

Мужики такой печали

Отродяся не видали:

Стали думать да гадать —

Как бы вора соглядать.

3-й скоморох.

Наконец себе смекнули,

Чтоб стоять на карауле.

Хлеб ночами поберечь,

Злого вора подстеречь.

Ведущий (обращается к ребятам). А что произошло дальше? Поймали ли «злого вора», и кто это сделал? Ребята отвечают.

Ведущий. Да, смекалистому Ивану на счастье достался смешной «игрушечка-конек ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами да с аршинными ушами». Уродец, правду
говоря. Но многих друзей и приобретений он стоил.

Ученый. В русских сказках, да и в сказках других народов, действует много волшебных
коней: крылатых, огромных, сильных. Есть Сивка-Бурка, есть даже волшебная кобылья голова. А есть и вот такой «игрушечка-конек», вышедший из-под пера Ершова. Конек-горбунок недаром говорит,
что

Я хоть росту небольшого,

Да сменю коня другого:

Как пущусь да побегу,

Так и беса настигу.

Ведущий. А вы помните, какие дела-подвиги совершили два друга, Иванушка и Конек-горбунок?

1-й скоморох.

…Снова сказкой позабавим

Православных христиан,

Что наделал наш Иван,

Находясь на службе царской

При конюшне государской.

2-й скоморох.

Как в суседки он попал,

Как перо свое проспал,

Как хитро поймал Жар-птицу,

Как похитил Царь-девицу…

3-й скоморох.

Как он ездил за кольцом,

Как был на небе послом,

Как он в солнцевом селенье

Киту выпросил прощенье…

1-й скоморох.

Как, к числу других затей

Спас он тридцать кораблей…

2-й скоморох. Как в котлах он не сварился…

3-й скоморох. Как красавцем учинился…

Скоморохи (хором).

Словом: наша речь о том,

Как он сделался царем.

Ученый. Все это хорошо: но мы еще ни слова не сказали об авторе этой сказки П. П.
Ершове. Его часто называют автором одной книги. Так уж вышло, что написав несколько пьес, либретто, поэм, стихотворений, Ершов стал известен только как создатель удивительной сказки
«Конек-горбунок». Кажется, весь его талант, вся энергия доброго слова, весь запас веселья вылились в эту сказку.

В семье Ершовых было двенадцать детей. Но все умерли в детстве, кроме двух мальчиков, Николая и Петра. Маленький Петя тоже страдал припадками, пока его
болезнь не «продали» нищему. Был такой старинный сибирский обряд, ведь П. П. Ершов был родом из Сибири.

Мальчик выжил. Он был тихим, послушным, очень любил слушать сказки, былины, различные истории.

1-й скоморох. Уж не отсюда ли и сказочная рыба-кит?

Ученый. Именно из детских воспоминаний. Знакомый купец Новгородцев как-то рассказал Ершовым, что в Обдории, на северном побережье Енисея, на берег был выброшен кит. Местные
жители вырезали из него куски мяса (помните: «Все бока его изрыты»?) для собак. Это произвело огромное впечатление на мальчика. А знаменитая Тобольская ярмарка, на которую съезжались купцы из
Бухары, Ташкента, Казани, китайские торговые гости! (Ведь в старину купцов на Руси называли гостями.)

Ведущий. Помните, как говорится о ярмарках в сказке?

1-й скоморох.

Гости лавки отпирают,

Люд крещеный закликают:

«Эй, честные господа,

К нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли, тары-бары,

Всяки разные товары!»

2-й скоморох.

Покупальщики идут,

У гостей товар берут:

Гости денежки считают

Да надсмотрщикам мигают.

Ведущий. Очень много событий, обычаев сибирской жизни нашло отражение в сказке Ершова. В произведении действуют крестьяне, купцы, царь и его приближенные — бояре. Царь в
сказке горазд на посулы и обещания:

3-й скоморох.

Во дворце тебе служить,

Будешь в золоте ходить

В красно платье наряжаться,

Словно в масле сыр кататься,

Всю конюшенну мою

Я в приказ тебе даю,

Царско слово в том порука…

Ведущий. Когда-то Ершов так сказал о своей сказке: «Вся заслуга тут моя, что мне удалось попасть в народную жилку».

А как великолепен язык сказки!

1-й скоморох. Помните, что приключилось с Иваном в ночном карауле?

…И, минуту улуча,

К кобылице подбегает,

За волнистый хвост хватает

И прыгнул к ней на хребет —

Только задом наперед.

Кобылица молодая,

Очью бешено сверкая,

Змеем голову свила

И пустилась, как стрела.

Вьется кругом над полями,

Виснет пластью надо рвами,

Мчится скоком по горам,

Ходит дыбом по лесам,

Хочет, силой аль обманом,

Лишь бы справиться с Иваном;

Но Иван и сам не прост —

Крепко держится за хвост.

2-й скоморох. А вот как Иван рассказывает братьям о своем ночном дозоре:

Вдруг приходит дьявол сам,

С бородою и с усам;

Рожа, словно как у кошки,

А глаза-то что те плошки!

Вот и стал тот черт скакать

И зерно хвостом сбивать.

Я шутить ведь не умею —

И вскочил ему на шею.

Уж таскал же он, таскал,

Чуть башки мне не сломал.

Но и я ведь сам не промах,

Слышь, держал его, как в жомах*,

Бился, бился мой хитрец

И взмолился наконец:

«Не губи меня со света!

Целый год тебе за это

Обещаю смирно жить,

Православных не шутить».

Я, слышь, слов-то не померил

Да чертенку и поверил.

3-й скоморох. А вот описание волшебной поляны, где Иван должен поймать
Жар-птицу:

Что за поле! Зелень тут

Словно камень-изумруд:

Ветерок над нею веет,

Так вот искорки и сеет;

А по зелени цветы

Несказанной красоты.

А на той ли на поляне,

Словно вал на океане,

Возвышается гора

Вся из чистого сребра.

Солнце летними лучами

Красит всю ее зарями,

В сгибах золотом бежит,

На верхах свечой горит.

Ученый. Да, язык сказки чрезвычайно выразительный. В ней много простонародных
выражений. Это живая речь русского народа.

Ведущий. Вот за этот песенный игровой склад, за удивительные приключении героев, за
безудержную фантазию, красочность, за верность, смелость и дружбу Иванушки и Конька-горбунка мы до сих пор любим и читаем эту сказку.

Авторы — составители: 

Рыжкевич Юлия Александровна,

Гордиевская Оксана Сергеевна

воспитатели

МАДОУ детский сад № 186 города Тюмени

Цель:  закрепление знаний детей по сказке, создание радостной атмосферы, желания играть и перевоплощаться в сказочных героев.

Задачи:

— приобщение дошкольников  к народному фольклору и традициям;

— формирование образности речи и выразительности;

— развитие познавательной активности детей;

— привитие чувства коллективизма, сопереживания, взаимопомощи;

— воспитание эмоционального восприятия сказки, сочувствия к героям, оценивание их поступков;

— воспитание чувства гордости за сказочника-земляка.

Демонстрационный материал: рисунки детей по сказке, деревянные коньки-горбунки, сказка П. Ершова «Конек-горбунок»,  атрибутика для театрализованной игры (костюмы, маски, декорация)

Предварительная работа: чтение сказки П. Ершова «Конек-Горбунок», рассматривание иллюстраций, рисование героев сказки, раскрашивание деревянных коньков, просмотр мультфильма, отгадывание загадок, участие в городском фестивале «Жара» на площади 400-летия Тюмени (мастер-классы по изготовлению героев сказки «Конек-горбунок», участие в массовом чтении сказки), театрализованное представление отрывка из сказки П. Ершова в детском саду.

  Ход игры:

Конек-горбунок:

Здравствуйте, детишки,

Девчонки и мальчишки.

Мы сегодня поиграем,

В сказке снова побываем.

Сказка эта всем известна,

И проста, и интересна.

Будет в ней и Царь-девица,

И волшебница Жар-птица,

Да и маленький конек

По прозванью Горбунок.

Царь:

Что за сказка та, друзья?

Где живут Иван и я?

Где есть чудо рыба-кит,

Что доселе там лежит.

Где Иван омолодился,

На царь-девице он женился?

(ответы детей: «Конек-горбунок»)

Конек-горбунок:

Ну, конечно же, друзья,

Эта сказка про меня.

Я – волшебный горбунок –

 Ваш помощник и дружок.

Я вас в сказку поведу,

Чудеса вам покажу.

Буду вам я помогать

Все заданья выполнять.

Царь:

А задачи непростые

Я вам буду задавать.

Если справитесь вы с ними,

Буду приз вам выдавать.

Вот и первое заданье:

Чтобы было в моем царстве

И красиво, и светло,

Принесите мне перо.

А перо то не простое,

От него чудесный свет,

Оно, словно золотое, светит прямо до небес!

Конёк-горбунок:

Я скажу, друзья, по дружбе:

это службишка — не служба.

Служба будет впереди.

Вы сейчас сюда идите

И перо здесь поищите.

Вот тут дерево стоит,

Мишура на нем висит.

В ней и есть перо Жар-птицы.

 Только стоит потрудиться,

Поискать среди ветвей,

То, что батюшке нужней.

Задание 1.

     На дереве развешаны полоски разноцветной бумаги. В одной из них и находится перо. Дети с завязанными глазами снимают мишуру, пока не найдут перо. После этого отдают его Царю. За это получают первый приз.

Царь:

Вот спасибо, молодцы! Вы такие храбрецы!

А теперь в мою светлицу

Принесите чудо-птицу.

Та волшебница Жар-птица

Будет жить в моей светлице.

Конёк-горбунок:

Я скажу, друзья, по дружбе:

Эта службишка — не служба.

Служба будет  впереди.

Вы сюда теперь идите,

И за столики садитесь.

Нарисуем мы Жар-птицу

И снесем Царю в светлицу!

Задание 2.

     Дети рисуют  мелками Жар-птицу на большом листе бумаги и несут ее Царю. Получают приз.

 Царь:

И опять вы молодцы,

Удалые храбрецы!

А теперь еще задача.

Вот такая неудача:

Нет невесты у меня.

Вы давайте-ка в три дня

Мне невесту отыщите –

Царь-девицу приведите.

Выполняйте мой приказ —

Или я казню всех вас!

 Конек-горбунок:

Вот уж сложная задача,

Может быть и неудача.

Но я опять вам помогу.

Вы ступайте к берегу.

Про девицу знает кит,

Что давно уж там лежит.

Он поможет вам, друзья,

Это точно знаю я.

Вы кораблики спасите

И кита освободите.

 Задание 3

     Дети подходят к киту, который проглотил три десятка кораблей и был наказан за это. По очереди они достают из его пасти кораблики с вопросами. Ответив на них, дети спасают корабли.  На последнем написано, где живет Царь-девица (на окияне).

       Дети приводят невесту к Царю и получают очередной приз.

    

Вопросы для викторины:

 Сколько лет лежит кит? (10)

За что он был наказан? (проглотил 30 кораблей)

Что было у него на спине? (село)

Где жила Царь-девица? (на окияне)

Сколько раз в году она сходила на землю? (2)

На чем плавала Царь-девица? (на шлюпке)

На каком инструменте она играла? (на гуслях)

Кто был матерью девицы? (месяц, луна)

Кто был ее брат? (солнце)

Что должен сделать кит для своего прощения? (выпустить корабли)

Царь:

Ну, спасибо вам, друзья!

Вот теперь доволен я.

Буду свадьбу я играть

Да невесту развлекать.

Царь-девица:

Нет уж, царь ты мой прекрасный,

Рано свадьбу нам играть.

Перстень надо мой достать!

Он лежит на дне морском,

В сундучке он там цветном.

Мне не надо ничего,

Только ты достань его.

Царь:

Что с повинной головою

Вы стоите предо мною?

Мой приказ все выполняйте,

Перстень с моря доставайте!

В сундучке он там хранится,

Этот перстень Царь-девицы.

Вы достаньте мне его –

Вот и только-то всего!

Конек-горбунок:

Что, детишки, приуныли?

Или кончились уж силы?

Я вам снова помогу,

К окияну приведу.

Там мы перстень тот найдем

Царь-девице принесем.

Задание 4

     Дети подходят к «окияну» (голубая ткань изображает море). Там несколько сундучков разных цветов. Дети с помощью считалки открывают их, находят перстень и относят Царю. Получают приз.

 Царь:

Перстень вы для нас достали,

Даже мы не ожидали

От вас ловкости такой.

Вы награду заслужили —

Отпущу-ка вас домой.

Но сначала помогите –

От котлов меня спасите.

Не хочу я в них вариться,

А хочу скорей жениться.

Конек-Горбунок:

Что же сделать мне для вас,

Чтобы выполнить приказ?

Мы к котлам сейчас придем

И Царя от них спасем.

Отгадаем все загадки,

Жизнь Царя была чтоб сладкой.

Чтоб в котлах он не сварился,

Своей жизни не лишился.

Задание 5

     Чтобы спасти Царя, надо расколдовать котлы. Для этого нужно выловить оттуда все камни и таким образом очистить котлы от кипящей воды и молока. Дети с помощью удочек достают загадки из котлов, отгадывают героев сказки, докладывают, что котлы обезврежены и больше не опасны для Царя.                                                                                

Загадки: 

1 котел:

Огонек горит светлее,

Светит поле, словно днем.

Чудный свет кругом струится,

Но не греет, не дымится…Что это?

 (перо Жар-птицы)

2 котел:           

Вот въезжают на поляну,

Прямо к морю-окияну.

Поперёк его лежит

Чудо-юдо … (рыба-кит).

3 котел:

Я – Иванушкин дружок,

Очень маленький конек.

Я Иванушку люблю,

Верой, правдою служу. (Конек-горбунок)

Царь:

Службу мне вы сослужили,

И задачи все решили.

Вы такие молодцы,

Храбрые все удальцы!

А теперь пришла пора

Веселиться, детвора.

Заслужили вы награду –

Поиграть мы с вами рады!

И сейчас для вас  конек,

Наш любимый  Горбунок

Проведет здесь состязанье.

Конек-горбунок:

     Ребята, вы все помните, каким я описан в сказке. Я был смелым, ловким, преодолевал любые препятствия.  Сейчас вы все на время перевоплотитесь в этого сказочного героя и будете скакать до цели на деревянных лошадках.   Побеждают те «коньки-горбунки», которые первыми закончат эстафету, а значит, окажутся более ловкими и быстрыми.

 Подвижная игра «Конек-горбунок»

(Проговаривание потешки с движениями)

 Ваня, Ваня простота

Нашел игрушечку-конька.

Сел задом наперед

И поехал в огород.

Гоп-гоп-гоп!

Ты скачи в галоп.

Ты лети, конь, скоро-скоро,

Через реки, через горы,

Все в галоп, в галоп, в галоп.

Гоп-гоп-гоп! Тпру! — …

Конек-горбунок!

Стань передо мной,

Как лист перед травой.

 Конек-горбунок:

Вот и кончилась игра

Ну а нам всем в путь пора.

По свету дальше мы пойдем,

И снова в сказку попадем.

Ну а вас мы наградим,

Подарки всем мы раздадим.

Вы заслужили их, друзья!

До новой встречи, детвора!

(Герои сказки раздают детям раскраски по сказке П. Ершова и уходят)

 Используемая литература:

  1. П.П. Ершов «Конек-горбунок». Детская литература. Москва. 1973
  2. Финогенова Н.В., Вершинин М.А. Организация и проведение подвижных игр в дошкольных образовательных учреждениях // Учебно-методическое пособие / Волгоград, 2014.
  3. Подвижные детские игры на темы сказок. Сказочные эстафеты. Русский национальный ресурс. Раздел «Как организовать и провести детский праздник». SuperCook.ru

Свидетельства публикации в СМИ Серия А № 0006093, 0006094

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий мероприятия грузия
  • Сценарий концертной программы на осенний бал
  • Сценарий концерта вокальной женской группы
  • Сценарий мероприятия горячее сердце
  • Сценарий концертной программы на беларускай мове