Сценарий конкурса чтецов прозы

Сценарий школьного этапа конкурса юных чтецов прозы "Живая классика"

Сценарий школьного этапа Всероссийского конкурса юных чтецов прозы «Живая классика»

Цели:

  1. Пропаганда произведений русской классической и современной отечественной  прозы.
  2. Выявление, поддержка и стимулирование талантливых детей.

Задачи:

  1. Показать значимость прозаического слова.
  2. Познакомить с богатым разнообразием литературного наследия России.
  3. Стимулировать формирование читательского кругозора и приобретению опыта самостоятельной читательской деятельности.
  4. Способствовать развитию у обучающихся художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений.

Форма реализации:   литературная гостиная

Продолжительность: 45 минут.

Оформление:

  1. Мультимедийный проектор для демонстрации презентации.
  2. Музыкальное сопровождение.
  3. Выставка книг.
  4. Сценическая декорация.

Этапы работы:

  1. Подбор прозаических произведений.
  2. Поиск биографий и портретов отобранных авторов.
  3. Поиск стихов, высказываний о чтении и книге.
  4. Отбор иллюстраций к произведениям.
  5. Подготовка сценария вечера.
  6. Выбор музыкального сопровождения.
  7. Создание презентации.
  8. Работа с ведущими и чтецами над выразительностью и артистизмом.

ВЕДУЩИЙ 1: Здравствуйте, уважаемые участники, жюри и гости. Мы рады приветствовать Вас на школьном этапе конкурса «Живая классика». Этот конкурс — соревнование по чтению вслух отрывков из прозаических произведений русских и зарубежных писателей среди учащихся 5-10 классов.

ВЕДУЩИЙ 2: Наш конкурс хотелось бы начать со стихотворения Владимира Высоцкого «Книжные дети».

Отраженье исчезнувших лет,

Облегченье житейского ига,

Вечных истин немеркнущий свет —

Это — книга. Да здравствует книга!

Неустанных исканий залог,

Радость каждого нового сдвига,

Указанье грядущих дорог —

Это — книга. Да здравствует книга!

Чистых радостей светлый исток,

Закрепленье счастливого мига,

Лучший друг, если ты одинок, —

Это — книга. Да здравствует книга!

ВЕДУЩИЙ 1: Наше время — время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим А.М. Горький считал книгу. В книге заключен огромный духовный мир человечества.

ВЕДУЩИЙ 2: Книга — самое могучее и самое универсальное средство общения людей, народов, поколений. Ее называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в невиданные страны, в прошлое, в будущее и настоящее…

ВЕДУЩИЙ 1: Книга — верный и неизменный наш спутник. Она остается главным источником, из которого мы черпаем знания. Недаром К.Г. Паустовский писал: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы из новой книги!» Сегодня мы собрались, чтобы показать, что интерес к чтению русской классики не угас.

ВЕДУЩИЙ 2: Позвольте представить жюри конкурса:

ВЕДУЩИЙ 1: Выступления оцениваются по следующим параметрам:

выбор текста произведения;

грамотная речь;

артистизм исполнения;

глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру текста.

ВЕДУЩИЙ 2: Наши участники:

ВЕДУЩИЙ 1:Поприветствуем участников и пожелаем им успеха.

ВЕДУЩИЙ 2: Разными дорогами приходят люди в литературу: кто-то уже с детских лет пробует писать стихи и прозу, кто-то, только прожив большую жизнь, берётся за перо. Но одно обязательно для всех: прежде чем стать писателем, надо полюбить книгу, признать её одним из удивительных чудес, поверить в её могущество, почувствовать в ней лучшего друга.

ВЕДУЩИЙ 1: Нашу конкурсную программу открывает произведение Анатолия Алексина.

Анатолий Георгиевич Гоберман, впоследствии взявший фамилию Алексин, родился в Москве 3 августа 1924 года.

Детские годы Анатолия, будущего писателя, прошли на московской даче в Серебряном бору. Там же он познакомился с Самуилом Яковлевичем Маршаком, детским писателем. С началом Великой Отечественной войны ему была поручена работа заведующего заводской малотиражной газетой. По окончании войны Анатолий — студент Московского института востоковедения. На этот момент уже вышли в печать его первые работы.

Анатолий Алексин, выпускает целый ряд сборников повестей и рассказов о детской и юношеской жизни, о единении детского и взрослого мировозрения. Вышедшие в свет книги Анатолия Алексина были настоящими бестселлерами того времени и, даже, были рекомендованы для внеклассного изучения в школе. Книги и сейчас не теряют свою актуальность. Труд Алексина был высоко оценен правительством. Алексину присуждают ряд Государственных премий РСФСР и СССР.

Сейчас Анатолий Георгиевич Алексин живет в Израиле и продолжает творческую работу.

ВЕДУЩИЙ 2: Предлагаем вашему вниманию отрывок из произведения «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле». Выступает ученица 5 «а»  класса –Бессалова Кристина.

ВЕДУЩИЙ 1: Салтыков – Щедрин Михаил Евграфович (настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Н. Щедрин) (1826—1889), писатель, публицист.

Родился 27 января 1826 г. в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. В 1836 г. был отдан в Московский дворянский институт, откуда через два года за отличную учёбу переведён в Царскосельский лицей.

 В августе 1844 г. Салтыков поступил на службу в канцелярию военного министра. В это время вышли в свет его первые повести «Противоречие» и «Запутанное дело».

Наибольшей популярностью пользуются сказки Салтыкова-Щедрина. Сказки — итог многолетних жизненных наблюдений писателя. В них он выступает как защитник народных интересов, выразитель народных идеалов, передовых идей своего времени 

 ВЕДУЩИЙ 2: Отрывок из сказки «Дикий помещик проичтает Третьякова Анастасия.

ВЕДУЩИЙ 2: Зощенко Михаил Михайлович (1895 — 1958), прозаик, драматург. 
Родился 29 июля в Полтаве в семье художника. После окончания гимназии в Петербурге в 1913 поступает на юридический факультет Петербургского университета. Начавшаяся мировая война прервала обучение. В 1915, закончив ускоренные военные курсы, Зощенко ушел на фронт. Участвовал во многих боях. был ранен и подвергался отравлению газами. Имел четыре боевых ордена. 
В 1915 — 1917 занимал разные военные должности, а после Февральской революции был комендантом Главного почтамта и телеграфа Петрограда.
В 1920 поступил в Петроградский военный порт делопроизводителем, с этого времени стал заниматься литературной деятельностью.
Значительное место в творчестве Зощенко занимают фельетоны, представляющие собой прямые отклики на «сообщения с мест» и письма читателей. Работал в ленинградских газетах, на радио и в журнале «Крокодил». 
В августе 1946, после постановления ЦК о журналах «Звезда» и «Ленинград», творчество Зощенко было подвергнуто резкой критике, и он был исключен из членов Союза писателей. В 1946 — 1953 главным образом занимался переводческой деятельностью. 
В июне 1953 Зощенко был вновь принят в Союз писателей. В последние годы жизни работал в журналах «Крокодил» и «Огонек». Умер М.Зощенко в Ленинграде 22 июля 1958.

Отрывок из рассказа «Встреча» в исполнении ученицы 8 «б» класса Лысиковой Кристины мы сейчас и послушаем.

ВЕДУЩИЙ 1: Елена Васильевна Габова (Столповская) родилась 7 июня 1952 года в Сыктывкаре. Она внучка известного коми писателя Николая Попова (Жугыля). Окончила сыктывкарскую школу № 1 и заочно в 1976 году сценарный факультет Всесоюзного института кинематографии (ВГИК).

  Работала в газете «Молодежь Севера», на телевидении, в театральном обществе. С конца 1960-х годов начинает публиковаться в республиканской и всесоюзной печати.

  В 1983 году Е.В. Габова приняла участие во Всероссийском семинаре молодых писателей, проходившем в местечке Лемью под Сыктывкаром под руководством С.Залыгина, и Всесоюзном совещании молодых писателей в Москве (1984). С 1989 года она — член Союза писателей СССР, с 1992 — литературный консультант Союза писателей Коми.

Е.В. Габовой присвоено звание заслуженного работника культуры Российской Федерации.

   Сегодня Е.В. Габова – автор более десяти книг для детей и подростков, изданных в Москве, Киеве, Сыктывкаре, Токио. Ее произведения переведены на английский, немецкий, украинский, финский, венгерский, норвежский, языки народов России. Две книги («Шалун Антон и сыщики-девчонки», «Гришуня на планете Лохматиков») вышли в Японии в издательстве «Gakken». Елена Габова чаще всего пишет о первой любви, о просыпающихся желаниях и о том, как порой взрослые не хотят понимать, что творится в душе подростков. Мир в ее повестях и рассказах узнаваем, романтичен, наполнен тонким психологизмом.

Отрывок из повести «Не пускайте рыжую на озеро» читает ученица 6 «а»  класса Болдинова Виктория

ВЕДУЩИЙ 2: Шукшин Василий Макарович (1929— 1974), писатель, кинорежиссёр, сценарист, актёр. Родился 25 июля 1929 г. в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. После школы работал слесарем, служил во флоте, был директором вечерней школы в родном селе. С 1954 г. жил в Москве.

ВВ 1964 г. по своему сценарию Шукшин поставил фильм «Живёт такой парень», получивший приз «Золотой лев» на Международном кинофестивале в Венеции.  Литературный стиль Шукшина ярко окрашен колоритом народно-разговорной речи.

Василий Макарович скоропостижно умер 2 октября 1974 г. в станице Клетской Волгоградской области на съёмках фильма «Они сражались за Родину».

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

ВЕДУЩИЙ 1: Отрывок из рассказа Василия Шукшина«Критики» читает ученик 7 «а» класса Амельницкий Даниил.

ВЕДУЩИЙ 2: Нашу конкурсную программу продолжает знакомство с творчеством замечательной  писательницей Тэффи Надеждой Александровной.

ВЕДУЩИЙ 1: Тэффи (настоящая фамилия — Лохвицкая) Надежда Александровна (1872 — 1952), прозаик. 
Родилась 9 мая (21 н.с.) в родительском имении в Волынской губернии в дворянской профессорской семье. Получила прекрасное домашнее образование. 
Начала печататься в 1901, и в первых же литературных опытах проявились главные черты ее дарования: «любила рисовать карикатуры и писать сатирические стихотворения». 
В 1905 — 07 сотрудничала в различных сатирических журналах и газетах, публикуя стихотворения, юмористические рассказы, фельетоны, пользовавшиеся большой популярностью у массового читателя. 

 Октябрьской революции не приняла и в 1920 эмигрировала, поселившись в Париже. Сотрудничала в газетах «Последние новости», «Возрождение», выступала с фельетонами, обличавшими бесперспективность существования эмигрантов: «Наши за границей» и «Ке-фер?». А.Куприн, ценивший талант Тэффи, отмечал присущие ей «безукоризненность русского языка, непринужденность и разнообразие оборотов речи». 
Тэффи не высказывала враждебного отношения к Советскому Союзу, но на родину не вернулась. Последние годы провела в нужде и одиночестве. Умерла 6 октября 1952 в Париже.

ВЕДУЩИЙ 1: Встречайте ученицу 9 «а» класса Ермолаеву Анастасию с отрывком из

ВЕДУЩИЙ 2: Антон Павлович Чехов (1860-1904)

ВЕДУЩИЙ 1: Родился 17 января в Таганроге в купеческой семье, со строгими правилами воспитания. С детских лет Чехов помогал отцу в лавке.
В 1868 поступил в гимназию. Когда вся семья Чеховых переехала в Москву, будущий писатель остался в Таганроге и зарабатывал на жизнь репетиторством, чтобы окончить учение. Окончив гимназию в 1879, уехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где слушал лекции знаменитых профессоров — Н. Склифосовского, Г. Захарьина и др. В 1884, получив звание уездного врача, Чехов начал заниматься врачебной практикой.

Еще будучи гимназистом, он писал юморески, участвуя в гимназическом журнале. 

Позднее  Чехов становится все более популярным и получает широкое признание читающей публики. Такие произведения как «Степь”, «Человек в футляре”, «Палата N 6” постоянно включаются в сборники произведений Антона Павловича, которые выходят с завидной регулярностью. Позднее он отправляется в путешествие по Европе, одновременно пытаясь поправить обострившeюся чахотку. С этой же целью он, вернувшись в Россию, поселяется на постоянное место жительства в Крыму, в Ялте.

     В 1900 году его избирают почетным академиком в Пушкинском отделении Академии Наук. В 1901 – 1902 годах известный издатель Маркс выпускает десятитомное собрание сочинений Чехова. Журнал Нива в 1903 г., в качестве премии для подписчиков, также выпускает его собрание сочинений, которое дополнено самыми новыми произведениями. Антон Павлович умер 1 июля 1904 года.

 ВЕДУЩИЙ 2: Отрывок из рассказа «Смерть чиновника» прочтет ученица 7 «б»  класса Лагутова Таисия.

ВЕДУЩИЙ 1: Наша конкурсная программа подошла к завершению. Но огонь звучащего Слова — не погас.

ВЕДУЩИЙ 2: Мы хотим, чтобы высокое жюри оценило пыл и старания ребят.

ВЕДУЩИЙ 1: Наше жюри готово озвучить своё решение. Для подведения итогов и вручения дипломов победителям и лауреатам школьного этапа конкурса юных чтецов прозы «Живая классика» слово предоставляется председателю жюри конкурса(вручение дипломов)

ВЕДУЩИЙ 2: Наш фестиваль закончен,

Но не закончено творчество.

ВЕДУЩИЙ 1: Впереди — новые свершения и победы!

Впереди — новые стихи и проза!

Сценарий проведения всероссийского конкурса чтецов «Живая классика»-2018 (школьный этап)

Составитель: учитель русского языка и литературы Шило О.В.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА:

Цели:

1. Расширение у детей читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельности в выборе чтения книг.

2. Формирование эстетического отношения к искусству слова.

3. Развитие у детей художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений (отрывков), артистизма.

4. Воспитание у детей интереса к художественному тексту и к авторской мысли.

Задачи:

1. Выразительно, эмоционально прочитать прозаическое произведение (или отрывок).

2. Показать значимость прозаического слова через мимику, жесты.

5. Выявить и поддержать талантливых детей.

Методика проведения (выбранные методы, средства, технологические приемы)

При подготовке мероприятия использованы следующие методы и приемы работы с детьми:

— обучение анализу текста;

— обучение выразительному чтению;

— обучение актерскому мастерству.

Выбрала эти методы обучения, так как только при их использовании можно добиться реализации поставленных целей.

Условия конкурса: 

Исполнители представляют з фрагмент любого литературного жанра, соответствующий тематике конкурса (исключаются произведения, которые рассматриваются в курсе «Литература» 5- 11 классы .Критерии оценки и требования к выступлениям:

Выбор текста произведения для использования в рамках Конкурса;

Грамотная речь;

Артистизм исполнения;

Глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру текста;

 Регламент выступления:

Длительность выступления до 5 минут.
Подведение итогов конкурса

 Победители и призёры конкурса награждаются грамотами.

Ход проведения мероприятия.

Книга – верный,
Книга – первый,
Книга – лучший друг ребят.
Нам никак нельзя без книжки,
Нам никак нельзя без книжки! –
Все ребята говорят.

(З. Бычков)

Учитель: Здравствуйте, уважаемые участники, жюри и гости. Мы рады приветствовать Вас на школьном этапе конкурса «Живая классика»-2018. Это стало хорошей традицией в нашей школе. Можем отметить уже результаты: Зиборова Валерия, учащаяся 7 класса, в прошлом году стала победителем школьного и районного этапа конкурса, и защищала честь школы на уровне области. Итак, рада объявить начала нашего конкурса чтецов «Жива классика»-2018!

(слайд №1)

Ведущий 1: В наше время трудно кого-либо удивить. Ведь вокруг так много чудесного! Но никакие чудеса в мире не сравнятся с книгой. Вместе с её героями мы летим в космос, опускаемся в глубины океана, отправляемся в будущее, попадаем в прошлое. Но и создание книги – это настоящее чудо. Потому что никто и никогда не откроет тайны рождения! Рождения великого слова!

Ведущий 2.

Я – это мир, а мир стал мной,
Едва открыл страницу!
Могу в героя книги я
Мгновенно превратиться!
Стихом и прозой говоря,
Рисунком и словами,
Страницы книг ведут меня
Волшебными путями.
Я в мире слов перешагну
Любых времён границы,
Могу теперь весь шар земной
Я облететь, как птица!
Страницы, главы и слова
Летят перед глазами.
Мы с книгой стали навсегда
Хорошими друзьями

Ведущий 1. Разрешите представить жюри школьного конкурса:

1.Бызова Вера Ивановна-работник сельской библиотеки.

2.Шило Ольга Валентиновна –учитель русского языка и литературы.

3.Дындымарченко Людмила Витальевна-учитель начальных классов.

Учитель : Напомним ребятам условия конкурса:
 Выбор текста произведения для использования в рамках Конкурса;
Грамотная речь, знание текста
 Артистизм исполнения;
Глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру текста;
 Время выступления не должно превышать 5 минут.
 Победители и призёры конкурса награждаются грамотами. 
Ведущий 2: . Сегодня перед вами выступят ученики 5-11 классов. Они будут читать отрывки из прозаических произведений российских и зарубежных писателей. И первыми участниками конкурса объявляются учащиеся 5 класса.

1.Слово предоставляется Богаченковой Полине: Татьяна Петросян-«Записка».

2.Выступает с отрывком из рассказа Константина Мелихана «Заслуженная оценка»

Учитель: Константин Семёнович Мелихан (27 сентября 1952 года, Ленинград, СССР) — русский писатель, автор юмористических книг, эстрадный исполнитель собственных произведений, карикатурист, телеведущий, президент клуба джентльменов.

3. О. Генри «Чувствительный полковник»-с таким произведением выступит Новикова Виктория. (слайд №2)

Учитель: О.Генри – мастер юмористического рассказа. Но у него есть и тонкие лирические произведения, примером этому- «Чувствительный полковник». Это короткий рассказ входит в сборник коротких рассказов писателя. И с ними О.Генри начал свою литературную деятельность.

Ведущий 1: Предоставляется художественное слово учащимся 6 класса, они представляют самую большую группу участников нашего мероприятия.

1.Раевская Полина прочтет стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Милостыня» (слайд №3)

Учитель: Стихотворения в прозе» создавались писателем в течение четырех лет (с 1878 по 1882 год), были написаны, как утверждал писатель, для самого себя и для небольшого кружка людей. » До сих пор тургеневские «Стихотворения в прозе» остаются образцом мастерского владения русским слогом. Писатель знал тайну и художественного внушения и умел волновать не только красотою, но и совестью своего таланта.

2. Астрид Линдгрен «Пеппи Длинный чулок»-с отрывком из произведения выступает Шило Виталина. (слайд №4)

Учитель: Писательница, подарившая детям удивительно обаятельного персонажа Карлсона и симпатичную сумасбродку Пеппи Длинный чулок, стала родной всем детям мира. Трудно найти семью, где не читали добрые и увлекательные книжки Астрид Линдгрен. Шведская писательница, как никто другой, разгадала детскую душу и нашла к ней тропинку. Простыми словами она очертила главные проблемы и страхи маленьких людей, напомнив взрослым то, что они когда-то знали, но забыли.

3.Мы продолжает тематику детских рассказов и слово предоставляем Шило Ангелине: Марина Дружинина «Звоните, вам споют!»

Учитель: Марина Дружинина – редактор журнала «Веселые картинки», автор детских книг, изданных тиражом более 3 миллионов экземпляров. Детской писательницей она стала позднее, а сначала пробовала себя в качестве поэтессы- писала стихи для детей.

4.Соседко Ольга

5.Чуб Марина

Ведущий 2:Слово предоставляется учащимся 7 класса:

Самыми популярными произведениями конкурса «Живая класса» всегда выступают рассказы для детей. Они покоряют свои простым сюжетом, озорством литературных героев.

1.И продолжает конкурс Зиборова Валерия с произведением Андрея Михайловича Шипилова— советского и российского писателя и журналиста- «Правдивая история».

2. Виктор Голявкин «В шкафу»-с таким произведением стартует следующий участник конкурса- Кулиш Илья.
Учитель: Виктор Владимирович Голявкин – советский художник и писатель, ярко заявивший о себе в русском искусстве и литературе. Особенностью рассказов писателя является их краткость вместе с остроумным доброжелательным юмором, и в этом нам предлагает убедиться Илья.

3. В следующем юмористическом рассказе мы можем наблюдать картину школьной жизни, так близкую к действительности: В. Суслов «Подзатыльник»-выступает Харитонов Сергей.

Ведущий 1: Следующим участником конкурса объявляется учащаяся 8 класса Попонова Полина с рассказом «Сочинение» Леонида Каминского, автора книг «Смешные рассказы о школе (сборник)», «Урок смеха».

Ведущий 2:Слово предоставляется Назаренко Никите, учащемуся 9 класса, который выступит с произведением «Гипноз» Марка Тарловского, всем известного по книге «Три поросёнка».

Учитель: А сейчас прозвучит произведение известного детского писателя, кинодраматурга, Заслуженного деятеля искусств, Владимира Желизникова. Это произведение часто появляется в конкурсе «Живая классика», и конечно, оно актуально в преддверии женского праздника -8 марта. А называется оно «Три ветки мимозы». Объявляется следующий участник конкурса – Макагонова Ирина, учащаяся 9 класса.

Ведущий1: Кто бы мог подумать, что рассказы, написанные о жизни детей начала 20 века будут читать и современные школьники? Свои произведения о детских печалях и радостях Надежда Тэффи назвала озорными рассказами. Она писала их в трудное время революций, войн, разрухи, голода, но именно в детях находила Тэффи неискушенность и естественную приверженность нравственной правде, самоотверженную любовь. С героиней рассказа «Счастливая» вас познакомит ученица 10 класса Приходько Софья.

Ведущий 2. Творчество Антона Павловича Чехова известно всем. Чеховский герой — это «средний человек» и повседневная, обыденная жизнь. Давайте познакомимся с дачниками и их жизненным укладом. Итак, приглашается следующий участник конкурса- Саенко Юрий с рассказом А.П. Чехова «Дачники».

Ведущий 1.: Судьба главного героя из рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека»— Андрея Соколова знакома до боли современному читателю. Человек, который прошел всю войну, потерял на ней семью, друзей, но не утратил силу человеческой души, а вдобавок смог поделиться своим теплом с сиротой Ванюшкой, выдав себя за его отца. Следующий участник конкурса- Светлана Харитонова с отрывком из рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека».

(слайд №5)

Учитель: А сейчас Коваленко Наталья прочитает отрывок из романа Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина». Это одно из величайших произведений русской литературы, которое было написано в 70-е годы девятнадцатого столетия. В первую очередь его можно охарактеризовать как семейный роман. Он завораживает историей драматической любви Анны и Вронского, чистой и романтической любви Левина и Кити. Анна-главная героиня романа, переживала, что муж после развода запрещал общаться с сыном Серёжеё. И минуты их встречи были минутами долгожданного счастья. (слайд №6)

Учитель: Вот и выступили все участники нашего конкурса. В этом году по сравнению с прошлыми годами участников было больше: в прошлом году-14 человек, в этом году-17 человек. Это говорит о том, что конкурс набирает оборот и становится в нашей школе, да и во всей стране популярным. Молодцы! Так держать! Предоставим жюри время для подведения итогов итоги, по результатам которого будут известны участники районного этапа «Живая классика»-2018. Слово предоставляется Жюри.

Звучит песня «Тот, кто любит читать» (слайд №7)

(Награждение победителей и участников конкурса Грамотами)

Учитель: Дорогие друзья! Теперь нам известны и участники муниципального этапа конкурса «Живая классика». Мы поздравляем всех победителей и призеров конкурса. Надеемся, что книга и для многих из вас станет постоянным спутником вашей жизни.

Ведущий 1. « Моя родина там, где моя библиотека,» — писал Эразм Роттердамский.

А Людвиг Фейербах утверждал: « С книгами у нас обстоит дело так же, как и с людьми. Хотя мы со многими знакомимся, но лишь некоторых избираем себе в друзья, в сердечные спутники жизни.»

Ведущий 2. О слове, о великой силе книги писал Владимир Высоцкий (слайд №8):

  Отраженье исчезнувших лет,

                                   Облегченье житейского ига,  

 Вечных истин немеркнущий свет —

 Это — книга. Да здравствует книга!

 Неустанных исканий залог,

 Радость каждого нового сдвига,

 Указанье грядущих дорог —

 Это — книга. Да здравствует книга!

Чистых радостей светлый исток,

 Закрепленье счастливого мига,

Лучший друг, если ты одинок, —

Это — книга. Да здравствует книга!

Ведущий 1. 
Дорогие друзья! Благодарим вас за внимание! Желаем, чтобы книга стала для вас настоящим другом и советчиком!

Наш конкурс закончен.

Но не закончено творчество.

Впереди – новые свершения и победы!

Впереди – новые стихи и проза!

Мы говорим вам – до новых встреч!

Мы говорим вам – до свидания!

Сценарий районного конкурса юных чтецов прозы «Живая классика»

Подробности

Место проведения: МБОУ «Обливская СОШ №2», актовый зал

…Звучит музыка, на сцене, за письменным столом с высокой стопкой разных толстых книг,  сидит мальчик Толя и «читает» книги, морщась и отвлекаясь, явно чтение ему приносит мучение, и в итоге он засыпает…

Все это происходит на фоне звучащего текста (отрывок из рассказа А.Мошковского «Книга»):  

«Да, книги Толька не любил. В школе приходилось читать, чтоб не остаться на второй год и не получить отцовского ремня. Он зажимал кулаками уши, чтоб ничто вокруг не отвлекало его, и, уставившись в цепочки строк, морща лоб, мучительно вникал в их смысл. Это было необходимо. Но чтоб когда‑нибудь он сам взял в библиотеке книгу, нет, этого еще не случалось. Не мог он усидеть над книгой. Лишь восемь часов в сутки оставался он неподвижным – когда спал.»

Музыка стихает, и мальчик просыпается, поднимает голову и видит школьного библиотекаря Наталью Ивановну.

Н. И.:  – Здравствуй, Толя, я  не помешала, ты так сладко спал!

Толя: — Да нет, Наталья Ивановна, я тут… читал и … немного … уснул.

Н.И.: — У тебя  большой выбор (смотрит на стопки книг). Ах, какие интересные книги! Ты решил их прочесть, какой молодец!

Толя: — Да я бы их не читал, если бы не наша учительница по литературе Галина Николаевна. Она сказала, чтобы мы на уроке литературы рассказали о своей любимой книге. Но …. у меня нет любимой книги, да и как тут выбрать, их так много (перебирает книги), и они такие толстые, охо-хо (вздыхает).

Н.И.: — Ну, что же, Толя, пожалуй, я тебе помогу. В жизни каждого человека обязательно должна быть любимая книга и не одна. Сегодня я познакомлю тебя с ребятами, у которых уже есть любимые книги,  они участвуют в конкурсе юных чтецов прозы «Живая классика». Давай послушаем с тобой, как читают эти ребята отрывки из своих любимых книг. (Уходят).

…Звучит музыка…

1 вед.: — Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы проводим районный  конкурс юных чтецов «Живая классика». Этот конкурс — соревнование по чтению вслух отрывков из прозаических произведений русских и зарубежных писателей среди учащихся 6-х классов.
Дорогу, которая приведет ребенка к книге искать необходимо. Одна из хороших возможностей — участие в I Всероссийском конкурсе юных чтецов «Живая классика».

2 вед.: Сегодня будут соревноваться 13 юных чтецов из 8-ми образовательных учреждений Обливского района. Победу в конкурсе принесет не только артистическое мастерство, но и глубина проникновения в смысловую структуру и образную систему художественного текста.

1 вед.:  Оценивать наших участников будет уважаемое жюри, в составе:

 1.Елена Александровна Кутова, заведующий Отделом образования – председатель жюри.

Члены жюри:

 2.Марина Павловна Калиманова, заведующий отделом культуры .

 3.Татьяна Викторовна Черничкина, директор МРУК «Обливская межпоселенческая центральная библиотека».

 4.Лилия Александровна Скрипник, методист по библиотечным фондам районного методического кабинета отдела образования.

 5.Татьяна Владимировна Алехнович, методист районного методического кабинета отдела образования.

  2 вед.:  Выступления оцениваются по следующим параметрам:

               Выбор текста произведения;
               грамотная речь;
               артистизм исполнения;
               глубина проникновения в образную систему         и смысловую структуру текста.

Оценка выступления участника осуществляется по 10 – балльной шкале.

1 вед.:  Открывает нашу конкурсную программу произведение великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя. Николай Васильевич Гоголь родился в 1809 году в местечке Великие Сорочинцы в семье небогатого украинского помещика. Его первым литературным делом, положившим начало его славе, были «Вечера на хуторе близ Диканьки». Эти рассказы, изображавшие невиданным прежде образом картины украинского быта, блиставшие веселостью и тонким юмором, произвели большое впечатление на Александра Сергеевича Пушкина. Литературная слава Гоголя стала бесспорной.

2 вед.:  Отрывок из повести «Ночь перед Рождеством» читает Васингина Анжелика, ученица 6-го класса Караичевской основной школы.

2 вед.:  Одна из главных книг русской классической литературы написана Николаем Васильевичем Гоголем прозой, но названа поэмой и не случайно… в этом произведении нередко встречаются разнообразные поэтические приемы, в том числе и многочисленные лирические отступления, в одном из которых проходит тема, одна из самых важных во всей русской литературе – тема России. В этом отрывке автор создал образ птицы – тройки, в котором воплотил свои представления о России.

1 вед.: Отрывок из поэмы «Мертвые души» читает Алексей Макаренко, ученик 6-го «В»  класса Обливской средней школы № 1.

1 вед.:   Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» раскрывает перед читателями страницы давно минувшего прошлого – национально–освободительной войны украинского народа против поляков. В ярких образах запорожских казаков, героев этой войны, писатель воплощает идеал воина – защитника – вольнолюбивого, преданного Родине, товарищам, готового отдать все свои силы в борьбе за правое дело.

2 вед.:  Петренко Анна, 6 «А» класс, Обливская средняя школа № 1 – отрывок из повести «Тарас Бульба».

2 вед.:  Ах, эти сказки! Сколько прелестных волшебных рассказов мы знаем с самого раннего детства и уж, конечно, не можем себе представить жизнь без историй, написанных великим сказочником – Хансом Кристианом Андерсеном. Родился писатель в Дании в 1805 году, в семье бедного башмачника и прачки.

«В цветущей Дании, где свет увидел я,

Берет мой мир своё начало:

На датском языке мать песни мне певала,

Шептала сказки мне родимая моя…»

       Это стихи Андерсена, автора «Дюймовочки», «Русалочки», «Огнива», «Стойкого оловянного солдатика», «Снежной королевы» и многих других волшебных историй. Но … «Самой удивительной сказкой является жизнь человека» — так любил повторять Андерсен.

1 вед.:  Ханс Кристиан Андерсен «Бабушка», читает Сиволобова  Виктория, ученица 6 «Б» класса  Обливской средней школы №1.

1 вед.:  Эрин Хантер — это не один, а целых четыре британских автора. Изначально под данным творческим псевдонимом скрывалось лишь два человека — Кейт Кери и Черит Болдри. Назваться общим именем им пришлось для того, чтобы читатели не путали книги их общей серии  —  женщины писали части «Котов-Воителей» чередуясь. Впоследствии к ним присоединились еще двое — Виктория Холмс и Тай Сазерленд.

В настоящее время Хантеры работают над их новой общей серией в жанре «звериного фэнтези» — «Странники».  В эту серию входит книга «Медвежье озеро», в которой идет речь о приключениях  медведей.

…Четыре медвежонка встречаются у Великого медвежьего озера, где собираются все медведи в Самый длинный день в году. Но безмятежное озеро таит угрозу. Только подружившись, молодые медведи смогут выжить и противостоять жестоким реальностям мира.

2 вед.: Отрывок из книги «Медвежье озеро» читает ученица 6 «Б» класса Обливской средней школы № 1 Кибасова Дарья.

2 вед.:  Наш замечательный земляк, писатель Михаил Александрович Шолохов родился в 1905 году в хуторе Кружилине станицы Вёшенской Области Войска Донского в семье приказчика. Самобытность произведений, мастерство Шолохова заключаются в постоянном проведении параллели между жизнью казаков и окружающей их удивительной природы. Степь с её раздольем,  Дон с его величавым течением, речные и степные запахи – всё это для автора не постороннее, а с детства родное, хватающее за сердце, как и судьбы людские.

1 вед. :  Отрывок из рассказа «Коловерть» Михаила Шолохова читает Паршина Ольга, ученица 6-го класса Солонецкой средней школы.

1 вед.:  Писатель Владимир Леонтьевич Киселев родился 3 мая 1922 года в Киеве в семье учителей. Героиня его романа – четырнадцатилетняя Оля увлекается химией, пишет стихи и мастерит летательный аппарат. Подружившись со второгодником Колей, она помогает ему преодолеть страх, который тот испытывает всякий раз у классной доски. Они много времени проводят вместе и знают, что их дружба крепчает день ото дня.

2 вед.:  Юлия Володькова, ученица 6-го «А» класса Обливской средней школы № 2, читает отрывок из романа Владимира Киселева «Девочка и птицелёт».

2 вед.:  В своём небольшом рассказе «Кусака» Леонид Николаевич Андреев — известный писатель, родившийся в Орле в 1871 году, в семье землемера, поднимает тему милосердия, сострадания. Изображая жизнь собаки, писатель заставляет людей задуматься над последствием своих поступков, учит их человечности, милосердному отношению к людям.

1 вед.: Отрывок из рассказа «Кусака» читает Чубарева Анна, ученица 6-го «А» класса Обливской средней школы № 2.

1 вед.:  Валентин Петрович Катаев родился 28 января 1897 года в Одессе в семье учителя. В годы Великой Отечественной войны военный корреспондент Катаев писал фельетоны, очерки, рассказы. Огромную популярность принесла писателю повесть «Сын полка», удостоенная государственной премии в 1946 году. Это рассказ о судьбе мальчика-сироты, усыновленного боевым полком. Институт «сыновей полка» с тех пор утвердился в отечественной армии, по повести была написана одноимённая пьеса, снят фильм.

2 вед.:  Ковалёв Марсель,  6 «Б» класс, Обливская средняя школа № 2  — отрывок из повести Валентина Катаева «Сын полка».

2 вед.:  Центральное место рассказа Михаила Александровича Шолохова «Жеребёнок» занимает рыжее, прекрасное животное. Среди сурового сражения, где люди друг другу беспощадно проливают кровь, никто не смог поднять руку на это беззащитное существо, вид у которого домашний, а на войне такое пробуждает тоску по миру.

1 вед.:  Михаил Шолохов «Жеребёнок» читает Марина Моисей, ученица 6-го класса Кривовской основной школы.

1 вед.:  «… все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит» — это слова посвящения к книге Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Образ маленького принца одновременно и глубоко автобиографичен, и как бы отстранён от взрослого автора-летчика. Он рождён из тоски по умирающему в себе маленькому Тонио – потомку обнищавшего дворянского рода, которого в семье называли за его белокурые волосы «Королем-Солнце», а в колледже прозвали Лунатиком за привычку подолгу смотреть на звёздное небо.

2 вед.: Отрывок из книги Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» читает Колесников Никита, ученик 6-го класса Леоновской средней школы.

2 вед.:  Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873 году в семье разорившегося купца. Он один из своеобразнейших писателей, который подарил нам множество рассказов, повестей, «географических очерков» о природе. В них всё объединено человеком – неспокойным, думающим, человеком с открытой и смелой душой. Великая любовь писателя к природе родилась из его любви к человеку. Эта тема прослеживается в сказке-были  «Кладовая солнца».

1 вед.:  Ученик Каштановской средней школы Колесников Павел представляет отрывок из повести Михаила Пришвина «Кладовая солнца».

1 вед.:   В центре повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» — героический образ народа, борющегося за свою свободу и независимость. Никогда ещё в русской литературе так полно и ярко не изображались размах и раздолье народной жизни.

2 вед.:  Отрывок из повести «Тарас Бульба» читает Александр Лахай, ученик 6-го класса Алексеевской средней школы.

(музыка)

Выходят Наталья Ивановна, Толя и ведущие.

Н.И. : Ну, как, Толик, тебе понравилось?

Толя :  Да, Наталья Ивановна. Я и не думал, что книги такие интересные. Теперь я точно решил записаться в библиотеку и найти свою любимую книгу.

Н.И.:  А  я тебе в этом помогу.

1 вед.: (обращаясь к Толику)

           Тогда – вперёд – читать! Читать!.. Учиться!

           — И сможешь удивить ты всех вокруг!

2 вед.:- Нам наши знанья – смогут пригодиться!

Толя : — Тогда – за дело! Книга – лучший друг!

1 вед.:  Наша конкурсная программа подошла к завершению.

Но огонь звучащего Слова – не погас.

2 вед.: Мы хотим, чтобы высокое жюри оценило наш пыл и
старания, и сохранило в своих душах частичку огня наших сердец!

Просим жюри подвести итоги.

1 вед.: А пока жюри поводит итоги  …. Предлагаем вам посмотреть веселый мультфильм «Буревестник».

2 вед.:  Для подведения итогов и вручения дипломов победителям и лауреатам районного конкурса юных чтецов прозы «Живая классика» слово предоставляется председателю жюри конкурса Елене Александровне Кутовой. (вручение дипломов)

 (музыка)

1 вед.: Наш фестиваль закончен.
            Но не закончено творчество.

2 вед.: Впереди – новые свершения и победы!
            Впереди – новые стихи и проза!

1 вед.: Мы говорим вам – до новых встреч!

2 вед.: Мы говорим вам – до свидания!

Звучит музыка …

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий конкурса новогодний переполох
  • Сценарий конкурса соцработников
  • Сценарий конкурса чтецов про россию
  • Сценарий конкурсной программы ко дню инвалида
  • Сценарий конкурса на лучшую медсестру