Сценарий конкурса донская казачка

Материал подготовила старший вожатый МКОУ Дурновской ОКШ Ульянкина Е.П. Название работы:Сценарий Конкурса «Ай, да казачка-20__» Номинация: сценарий праздника Участники: учащиеся

Конкурс

«Ай, да казачка»

Звучит казачья мелодия

1: Здорово дневали, казаки и казачки! Здравствуйте, гости званые и желанные! Всех привечаем и душевно встречаем.

2: Милости просим к нам на праздник! Встречаем с сердечным казачьим радушием по нашему обычаю славному.

1: Степь родимая! От Воронежских степей, до берегов Азовского моря простиралась необъятная, седая степь ковыльная. Вот сюда и бежали от неволи люди. Здесь они становились казаками.

2.

Давным-давно на вольный Дон пришли казаки и крепко обосновались на его песчаных берегах. Сколько поколений свободных казаков вырастил Дон-батюшка – не сосчитать. И пусть их потомки, т.е. мы, не живем в куренях, не ходим в заморские походы. Но тот, кто живет в донском краю, должен чтить и уважать традиции и обычаи своих предков, обязан помнить и возрождать культурное наследие казаков. Издревле донская земля славилась своими людьми. Славный народ — казаки, прослыли своей смелостью, отвагой, верностью. А рядом с казаками всегда были их верные жены – казачки, которые отличались своей красотой, умом и хозяйственность. 
1.

Заветы старины в семье казачьей 
Хранились свято испокон веков. 
Обычай хлебосольства куреней богатых 
Прославил край родных отцов.

2.

Казачек все любили, уважали, 
Как спутниц храбрых в жизни и в бою.
Им почести повсюду воздавали
Так было на Кубани, Тереке, Дону!

Нач классы

Средь донских степных полей
И Хоперских ковылей,
Где Бузулук  и Хопер текут
Казаки давно живут.

Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.

Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют,
Песни звонкие поют.

Память предков охраняют,
Веру в Бога почитают,
И обычаи свои
Сохраняют на Руси.

Всех обычаев не счесть:
Казаку превыше честь,
Сабля – гордость казака,
Не прожить им без коня,

Без ухи и без добычи,
Уж такой у них обычай.
И готов любой казак
За Россию постаять.

Нет на свете плясок краше,
Если вдруг казак запляшет,
Если хором запоет –
Удивит любой народ.

Есаул, односельчане,
Атаман и хуторяне –
Все равны перед законом
И разумным Божьим словом.

Православный, удалой,
Наш казак всегда герой.
А казачка – вот краса:
Стройный стан и плюс коса.

Сколько сказов и присказок,
Вам любой казак расскажет.

Независимый, свободный
Род казачий очень гордый.
И не даром на Руси
Всем знакомы казаки.

1: Как у нас на Бузулуке зорьки ясные,

2: Как у нас на Бузулуке ветры – ястребы.

1: Как у нас на Бузулуке люди сильные

2: Как у нас на Бузулуке дали синие.

Вместе: А казачки то у нас – все красивые!

1: Именно юным казачкам, их красоте, удали и мастерству посвящается наш конкурс «Ай, да казачка»

2: Солнце красное на небе поднимается,

А в нашем зале казачки собираются.

Самых смелых мы встречаем

И на сцену приглашаем!

(Девочки выходят на сцену)

ведущие их называют

Хороши юные казачки!

2: А как же нам выбрать одну, ту самую лучшую казачку?

1: Устроим мы для них различные конкурсы-испытания.

Участницы должны будут проявить себя в пяти конкурсах

1     «Я Великого Дона частица» —

             2 «Эх, казачки, не зевайте – на вопросы отвечайте»  

                       1 Где песня ведётся, там счастливо живётся»

2 «Ай да казачка, ай да стать»  

          1 «Хлеб да каша — да милость наша»

Оценивать наших участниц будет всеми уважаемое жюри в составе_____________________

2 Переходим к конкурсной программе

1. В первом конкурсе «Я Великого Дона частица» — участницы в произвольной форме рассказывают о себе, своей семье, увлечениях, свою родословную

По предварительной жеребьевки начинает выступление______

1. Итак, закончился первый конкурс, представились наши участницы. Конкурсантки справились с заданием. Поддержим  девочек бурными аплодисментами.

2: Пока жюри оценивает наших участниц, казачата, ответьте, а что у нас на Бузулуке готовят на костре, да с дымком, а потом едят ложкой? (уха)

А из чего варят уху? (из рыбы)

Какая рыба водится в Бузулуке? (Лещ……)

1 Бывало, поставит казак сети на Бузулуке и ждёт удачи рыбацкой, как ясна солнышка. А река-то рыбой богата, долго ждать не приходится.

Сценка «Соседки»

Столик, 2 стула, самовар, чайник, чашки с блюдцами

Встречаются

1 — Здорово дневала, соседушка.

2 – Заходи на часок, погутарим (Садятся за столик, пьют чай, соседка рассматривает ручки у чашек и заварника)

1 Слыхали, как вы вчерась песню заиграли, аж дух захватило, до чего понравилось.

2 Да курень мыла, и внутри, и с улицы, да пол камнем – деруном чистила. Устала, вот и отдохнули после вечери с песней.

1 Да у тебя и печь в порядке, и пол блестит. Побегу соседушка, стряпаться пора: котлет рыбных надо сделать, уху сварить, да пироги с яйцами, да с капустой, да взвар сварить.

2 А я, соседушка, уже отстряпалась, дичь зажарила, пироги с картофелем, лапшевник, да похлебку с рисом, черносливом, изюмом, да морковью.

1 Ай, соседушка, настоящая додельница, даже ручки у чайника и чашек чистые.

2

Заботливо хозяйка домом управляла,

Растила по старинке своих детей.

Работы все в полях справляла,

Кормила, холила коней…

1 Наших казачек ждёт следующее испытание Конкурс: «Эх, казачки, не зевайте – на вопросы отвечайте»   участницы отвечают на вопросы об истории Донского края, быте казаков.    

Участница достает из крынки 3 вопроса, зачитывает для аудитории и отвечает на них.

Критерии оценки:

— знание предметов казачьего быта;

— умение грамотно объяснить его назначение;

— задание оценивается по трех бальной системе.

0- нет ответа.

1-ответ не полный.

2-ответ полный.

2: Порадовали вы нас, девоньки своим знаниями.

Огромное спасибо, думаю, что жюри нелегко будет оценивать и всё же. …

1. Мы переходим к следующему конкурсу «Где песня ведётся, там счастливо живётся»

Нет без песни народа,

Такова уж природа,

Звучит песня донская…

И душа молодая

Как по зову проснётся

И на волю сорвётся.

2: А у нас казачки есть,

Что не можно глаз отвесть,

А как песню запоют,

Сразу ноги в пляс идут.

Наши казачки должны сыграть казачью песню

1 Ох, добре песню играют! Любо!

2

Родниковой свежестью и чистотой издавна отличалась Бузулукская вода. Существовало поверье, если будешь умываться водой из Бузулука, испытаешь на себе чудодейственные силы — станешь лицом пригож, умом богат, энергией зарядишься, ловкостью запасёшься. Недаром казачки слыли красавицами и хозяйками, а мужья их — бравыми удальцами. Но чтобы умыться этой чудодейственной водой, ее еще нужно принести. Воду казачки носили в ведрах на коромысле. Вот и сейчас наши участницы должны будут пойти по воду с коромыслом.

1: И так, конкурс: «Ай да казачка, ай да стать» конкурсанткам предлагается пройти с двумя вёдрами, наполненными водой, на коромысле.

Кто вечернею порою за водой бежит к реке,

С распущенной косою с коромыслом на руке?

Ясно вижу взор казачки, брови лоснятся дугой,

На груди неугомонной кудри стелятся волной.

2

Просим наших конкурсанток выйти на сцену.

Дадим им в руки коромысло да два ведра.

Пусть красавицы порадуют народ,

А в работе им гармошка подпоет.

Звучит старинная казачья плясовая.

Девочки по очереди подходят к коромыслу и ведрам. Ведра вешают на коромысло и идут по сцене, делая круг.

1: Молодцы, ну просто диво,

Выступали вы красиво!

2: Да, не просто будет жюри оценить этот конкурс.

Но, наши конкурсантки справились с заданием.

1. Заветы старины в семье казачьей  
Хранились свято испокон веков. 
Обычай хлебосольства куреней богатых 
Прославил Край родных отцов.

2 Хлебосольная казачка

Очень вкусно вас накормит.

В две минуты стол накроет.

И подаст вам пироги, винегрет и калачи,

Рыбу, мясо и солянку, пирожки, блины,

Сметанку, и вареники, узвар…

Угощать – казачкин дар!

И мы переходим к конкурсу «Казачка хлебосольная», где наши юные казачки поделятся своим кулинарным мастерством и представят нам блюда казачьей кухни.

1: Вот пришла пора узнать

Кому какое званье дать!

Вы все прекрасны, я скажу без размышленья,

Ну, а жюри объявит нам своё решенье!

2. Спасибо за праздник, казачкам, спасибо.

Играли все честно, играли красиво.

И есть чем гордиться казачьему роду.

Вы есть продолженье донского народа!

Слово жюри

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении  конкурса «Ай, да казачка-20__»

на базе МКОУ Дурновской ОКШ

1.Общие положения

      Конкурс «Ай, да казачка-20__»  проводится                

 среди образовательных организаций Новоаннинского района в соответствии с планом  работы МКОУ Дурновской ОКШ и планом работы ЮКО Новоаннинское

    Настоящее Положение определяет порядок и условия проведения конкурса «Ай, да казачка-20__» среди образовательных организаций Новоаннинского района (далее – Конкурс).

2.Цели конкурса:

— поддержка талантливых детей и молодежи в реализации их творческого потенциала,   изучение и приобщение к  культуре и традициям Донского края,  демонстрация лучших черт национального характера,        —  возрождение и развитие культурных устоев донского казачества, семейных традиций и духовно-нравственного воспитания казачьей молодежи,

 — усиление роли детского творчества в художественном образовании.

3. Задачи Конкурса:

  — воспитание у молодежи чувства гражданственности и патриотизма через их личное участие в пропаганде и сохранении исторического наследия казачества, расширение исторических знаний и представлений обучающихся;

  — побуждение обучающихся к творческому выражению своих впечатлений,    используя разнообразные способы и виды художественно-эстетической деятельности;

 4.Условия и порядок проведения Конкурса:

 Конкурс «Ай, да казачка-20__»  проводится ________ на базе МКОУ Дурновской ОКШ

 Состоит из пяти конкурсов:  

 «Я Великого Дона частица» — участницы в произвольной форме рассказывают о себе, своей семье, увлечениях, представляют свою родословную.  (5 минут)      

 «Эх, казачки, не зевайте – на вопросы отвечайте»   участницы отвечают на вопросы об истории Донского края, быте казаков.    

Участница достает из крынки 3 вопроса, зачитывает для аудитории и отвечает на них.

Критерии оценки:

— знание предметов казачьего быта;

— умение грамотно объяснить его назначение;

— задание оценивается по трех бальной системе.

0- нет ответа.

1-ответ не полный.

2-ответ полный.

     «Где песня ведётся, там счастливо живётся» Конкурс на лучшее исполнение традиционной казачьей песни (плясовые, шуточные, хороводные, колыбельные, исторические). Участницы представляют на конкурс  произведение в живом исполнении или под фонограмму или в сопровождении музыкальных инструментов.  

Требования к фонограммам: фонограммы должны быть представлены на флэш – карте, все фонограммы должны быть подписаны: Ф.И.О. конкурсантки, номер трека.

Критерии оценки:

— уровень исполнительского мастерства;

— сценическая культура;

— знание казачьего фольклора;

— соответствие жанра произведения

«Ай да казачка, ай да стать»  — конкурсанткам предлагается пройти с двумя вёдрами, наполненными водой, на коромысле.

оцениваются походка, грациозность, умение технически правильно пройти с коромыслом, не расплескав воду из ведер).  

Критерии оценки:

  • Умение обращаться с предметами казачьего быта.
  • Грация и стать.
  • Артистичность.

 «Хлеб да каша — да милость наша» — Конкурсантки представляют традиционное казачье блюдо, и краткий рассказ о рецепте и традициях его приготовления (история).

5.Руководство Конкурса:

  Организацию и проведение Конкурса осуществляет МКОУ Дурновская ОКШ    совместно с ЮКО Новоаннинское

 Организационный комитет:

— оповещает образовательные организации о проведении Конкурса;

— решает вопросы, связанные с организацией и проведением Конкурса;

— осуществляет проведение Конкурса;

— привлекает к проведению Конкурса заинтересованные организации.

6. Жюри Конкурса:

Основные критерии оценки членами жюри участниц конкурса:

(максимальное количество баллов  — 5)

   — общий интеллектуальный и культурный уровень;

   — проявление индивидуальности;

   — оригинальность;

   — сложность, художественность, музыкальное сопровождение;

   — чёткая, лаконичная и ёмкая речь;

   — артистизм и умение взаимодействовать с аудиторией;

   — находчивость, смекалка;

   — чуткость, отзывчивость и прочие качества, присущие будущей хранительнице  семейного очага.

    За нарушение регламента предоставленного времени снимается 2 балла

7.Участники Конкурса:

В Конкурсе принимают участие обучающиеся (девочки) образовательных организаций Новоаннинского района в возрасте с 12  до 15 лет.

 Заявку на участие от образовательной организации и информацию

об участнице конкурса предоставить в оргкомитет  МКОУ Дурновской ОКШ  в срок до  ___  года, в соответствии с приложением.

8.Подведение итогов и награждение:

Каждая участница Конкурса становится победительницей в определенной номинации.

«Самая эрудированная»;

«Казачья стать»;

«Хранительница казачьих традиций»;

«Хрустальный голос Бузулука»;

«Казачка рукодельница»;

«Самая очаровательная»;
          «Самая обаятельная».

(допускаются изменения в названии номинаций)

По итогам конкурса участницы  награждаются грамотами и ценными подарками.

9.Финансирование Конкурса:

Финансирование Конкурса осуществляется из средств Администрации   Староаннинского сельского поселения

Познавательно — развлекательная программа

«Донская казачка»

Цель: Воспитание любови к родной земле – своей малой Родине через представление детей об образе казачьей жизни и освоения казачьих традиций, связанных с жизнью и бытом донских казаков.

Задачи:

1 Образовательные:

— формировать представление детей об истории и культуре своей малой Родины

(познакомить детей с казачьим бытом, женским и мужским костюмом, играми, пословицами и поговорками, песнями и плясками донских казаков)

— формировать интерес к познанию культуры предков – казаков

2 Развивающие:

— развивать способность понимать ценность народных традиций

— уважать культурное, историческое прошлое предков

— обогащать словарный запас детей

— развивать художественный вкус

3 Воспитательные:

— воспитывать чувство гордости за свой родной край, чувство причастности к нему

— воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Предварительная работа: Беседы об истории Донского края, казачьих обычаях, укладе жизни. История казачьих пословиц, поговорок. Разучивание песен, игр. Изготовление костюмов и атрибутов для праздника.

Оформление: плетень и подсолнухами, пол застлан самодельными половиками, на стульях самодельные кружки. Стол в центре, на нем казачья утварь, прялка, лавка.

В зале организована выставка детских творческих работ на казачью тематику.

Атрибуты и оборудование:

Для участников

Костюмы казачьи взрослые: женских-3, мужской-1;

Костюмы детские: женские по кол-ву участниц, мужской -1

Для оформления

Плетень, подсолнухи, панорама хутора, лавки, половики, предметы быта, столик, 2 стула, самовар, чайник, чашки с блюдцами

Для конкурсов

Коромысло, ведра -2, блюда донской кухни, пуговицы и, ткань, нитки, игла, ножницы — по кол-ву участниц; карточка с вопросами для конкурсов «Посидим рядком, да поговорим ладком»,

«Эх, казачки, не зевайте – на вопросы отвечайте

Для зрителей

Сачки-3, рыбки из картона-30;корзины-2, мешочки с песком- 10;стулья -3,бусы-3, кегли- 9;плеть-3

Для звукового оформления

Запись казачьих народных песен

Для презентации «Мне посчастливилось родиться на Дону»

Мультимедийное оборудование

Ход мероприятия:

Звучит казачья мелодия

Демонстрация презентации «Мне посчастливилось родиться на Дону»

Ведущий 1:

Пришла весна и на донскую сторонушку. А, как известно, в это время года все вокруг преображаются, становятся ещё красивее: и люди, и животные, и земля наша, которая славится красотою да плодородием, славится людьми сильными, работящими, душой да телом красивыми.

Входят Казак и Казачка (взрослые)

Казак: Здорово дневали, казаки донские!

Казачка: … да казачки расписные!

Все: Здравствуйте!

Казак : Нет! Кто ж так здоровается?!

Казачка: Нужно было ответить: Слава богу!

Казак: Попробуем еще раз! Здорово дневали, казачки донские!

Казачка: … да казачки расписные!?

Все : Слава Богу!

Казак: Теперь другое дело

Ведущий 2: Степь родимая! От Воронежских степей, до берегов Азовского моря простиралась необъятная, седая степь ковыльная. Вот сюда и бежали от неволи люди. Здесь они становились казаками.

Казак:

Давным-давно на вольный Дон пришли казаки и крепко обосновались на его песчаных берегах. Сколько поколений свободных казаков вырастил Дон-батюшка – не сосчитать. И пусть их потомки, т.е. мы, не живем в куренях, не ходим в заморские походы. Но тот, кто живет в донском краю, должен чтить и уважать традиции и обычаи своих предков, обязан помнить и возрождать культурное наследие казаков. Издревле донская земля славилась своими людьми. Славный народ — казаки, прослыли своей смелостью, отвагой, верностью. А рядом с казаками всегда были их верные жены – казачки, которые прославились своей красотой, умом и хозяйственность. 

Ведущий2:

Заветы старины в семье казачьей 
Хранились свято испокон веков. 
Обычай хлебосольства куреней богатых 
Прославил Край родных отцов.

Ведущий1:

Казачек все любили, уважали, 
Как спутниц храбрых в жизни и в бою.
Им почести повсюду воздавали
Так было на Кубани, Тереке, Дону!

Казачка: Сегодня мы решили провести праздник «Казачка Дона», на котором девочки постараются доказать, что современные казачки ничуть не хуже своих прабабушек.

Казак: Солнце красное на небе поднимается,

А в нашем зале казачки собираются.

Самых смелых мы встречаем

И на сцену приглашаем!

Под казачью мелодию входят участницы конкурса в казачьих костюмах.

Ведущий1: Оценивать наших участниц будет всеми уважаемое жюри в составе_____________________

Казак: Девчата все как на подбор-

Красивые, умные, весёлые, да шумные

Певуньи, мастерицы, прекрасные девицы

Ведущий2: А как же нам выбрать одну, ту самую лучшую казачку?

Казачка: Устроим мы для них различные конкурсы-испытания. Сейчас я вам о них расскажу:

1-ый конкурс «Посидим рядком, да поговорим ладком». Участницы покажут знание казачьего говора.

2-ой конкурс: «Хозяюшка»».

3-ий конкурс: «Эх, казачки, не зевайте – на вопросы отвечайте» — участницы блеснут знаниями истории Донского края.

4-ый конкурс: «Где песня ведётся, там счастливо живётся» — самый весёлый конкурс песенный.

5-ый конкурс: «Ай да казачка, ай да стать» — дефиле с коромыслом

6-ой конкурс «Хлеб да каша — да милость наша»

Казак: Любо вам, казачата, такие испытания для наших красавиц – девчат?

Дети: Любо! (3 раза)

Ведущий1: И так, 1-ый конкурс: «Посидим рядком, да поговорим ладком»

Казачка: А давайте-ка, сядем, казачки в тесный кружок. Посидим, побеседуем, да былое вспомним. Как говорится на Дону: «Посидим рядком, да поговорим ладком» — о родной стороне, о жизни казачьей. Казаки — народ исконно русских корней — за долгие века своего существования создали уникальную культуру и самобытный язык. Особенно колоритен говор донских казаков.

Сейчас я буду каждой участнице говорить слово на казачьем говоре, а они должны назвать его понятным всем языком.

Н-р: петух – кочет, тюльпан – лазорик, дом — курень, ласточка — касатка, лодка — каюк, жабы — кваки, звать — кликать, фамилия – кличка, щенок – кутенок, тыква – колун и тд. Дорим (дарим) песню играем (поем) здорово дневали (здравствуйте) раззявил (раскрыл) хворать ( болеть) цибарка (ведро) чувяки (тапочки) кочет (петух) гуторить (говорить) ашкарябал (поцарапал) батя (отец) вечерять (ужинать) зависка (фартук) малахай (шапка) чирики (тапочки_ гребло (лопата) часок (минутка)

Ведущий 2:Пока жюри оценивает наших участниц, казачата, ответьте, а что у нас на Дону готовят на костре, да с дымком, а потом едят ложкой? (уха)

А из чего варят уху? (из рыбы)

Какая рыба водится в Дону? (Лещ……)

Казачка: Бывало, поставит казак сети в Дону и ждёт удачи рыбацкой, как ясна солнышка. А река-то рыбой богата, долго ждать не приходится.

Приглашаю три мальчика. Участникам нужно как можно больше поймать рыбы, пока звучит музыка. Что ж, посмотрим, к кому придёт удача.

Конкурс для зрителей «Рыбаки»

Сценка «Соседки»

Столик, 2 стула, самовар, чайник, чашки с блюдцами

Встречаются

1 — Здорово дневала, соседушка.

2 – Заходи на часок, погутарим (Садятся за столик, пьют чай, соседка рассматривает ручки у чашек и заварника)

1 Слыхали, как вы вчерась песню заиграли, аж дух захватило, до чего понравилось.

2 Да курень мыла, и внутри, и с улицы, да пол камнем – деруном чистила. Устала, вот и отдохнули после вечери с песней.

1 Да у тебя и печь в порядке, и пол блестит. Побегу соседушка, стряпаться пора: котлет рыбных надо сделать, уху сварить, да пироги с яйцами, да с капустой, да взвар сварить.

2 А я, соседушка, уже отстряпалась, дичь зажарила, пироги с картофелем, лапшевник, да похлебку с рисом, черносливом, изюмом, да морковью.

1 Ай, соседушка, настоящая додельница, даже ручки у чайника и чашек чистые.

Уходит

Ведущий 1: Праздник не кончается,

Конкурс продолжается!

Конкурс «Хозяюшка»

Ведущий2:

Заботливо хозяйка домом управляла,

Растила по старинке своих детей.

Работы все в полях справляла,

Кормила, холила коней…

Ведущий1:Вам необходимо пока звучит музыка пришивать пуговицы. Кто успеет пришить большее кол-во пуговиц, и чья работа будет самой аккуратной, тот и победил.

Казачка: Есть пословица «Казак без коня, что солдат без ружья», «Без коня – казак кругом сирота»

А казачата умели ездить на лошадях с пятилетнего возраста. Мы сейчас проверим наших казачат на ловкость. Приглашаю 6 человек, сложность, что 3 игрокам нужно побыть лошадью.

Только, осторожно, а то упасть можно!

В соревновании у нас побеждают те,

Кто громче свистят и быстрей поспевают.

Готовы. Можно начинать?

Сотня вперед!

Конкурс «Поднять плеть на скаку» (плеть бурку, монету)

Конкурс: «Эх, казачки, не зевайте – на вопросы отвечайте»

Казак: вопросы на тему казачества.

1. Что означает слово «казак»? (Удалой, вольный человек.)

2. Назовите самую крупную реку в Ростовской области. (Дон)

3. Почему реку Дон называют в казачьих песнях «Дон Иванович»?

(Потому что он берёт своё начало из Иван-озера в Тульской области)

4. Назовите приток реки Дона, на берегах которого расположилось наше село. (Кагальник)

5. Как донские казаки называют тюльпаны? (Лазорики)

6. Назовите самого крупного хищного зверя, который водится в Ростовской области. (Волк)

7. Какие полезные ископаемые, добываемые в Ростовской области могут использоваться как топливо? (Уголь)

8. Как называется на Дону небольшой промежуток сухой, по-летнему тёплой погоды в середине октября, когда всё бывает переплетено серебристыми нитями паучков-кочевников, на которых крошки-паучки совершают свои недалёкие перелёты? (Бабье лето)

9. Какая казачка считалась на Дону хорошей хозяйкой? (Хорошей хозяйкой на Дону считалась казачка, у которой всегда в порядке была печь, блестел чистый пол, была наготовлена еда.)

10. Назовите казачьи символы. ( Герб Всевеликого Войска Донского, флаг Всевеликого Войска Донского, бунчук, булава, насека, печать)

11. В какое море впадает река Дон? (В Азовское море)

12. Как называлось собрание казаков на Майдане? (Круг)

13. Где казаки в XVI – XVII веках заключали брак и разводились? (В кругу на Майдане)

14. Как называется жилище казака? (Курень)

Ведущий1:Порадовали вы нас, девоньки своим знаниями.

Огромное спасибо, думаю, что жюри нелегко будет оценивать и всё же … Пока жюри совещается, казачата покажут свою меткость.

Конкурс для зрителей «Самый меткий»

Казачка: Казак – казачок, казак миленький дружок,

Выходи скорей гулять, булаву свою метать.

У нас вместо булавы будут мешочки с песком, которые нужно забросить в корзину. У кого больше попаданий, тот и самый меткий

Ведущий 2: Наиболее популярным видом народного творчества на Дону были и остаются песни. Казачки любили петь, и были очень певучи.

Ну, и у нас девчата есть,

Что не можно глаз отвесть,

А как песню запоют,

Сразу ноги в пляс идут.

Внимание: конкурс «Где песня ведётся, там счастливо живётся! ».

Сценка

Гришка: Ох, добре песню играют! Любо!

Казак: Гриня, я вот, как слышу песню, нашу казачью, так вроде Дон наш батюшка волною серебрится, девки гутарють. А то конь наметом пойшел. И так сладко делается, как жеребенок до мамки тянется.

Да, сынку, такие песни играть умеют только казаки, потому как народ красивый, сильный, добрый, как Дон родимый.

Гриша: Дедуня, мы тут с ребятами поспорили, кто главней: казак иль казачка?

Казак: Что спорить тут? А никто не главней. Главней природа-мать, земля наша донская, что кормит нас, силу, красу нам дает. Дон наш могучий, что нас мудрыми делает, учит силу к делу прилагать, а не к безделью. А дитя человеческое, коли у природы учиться – добрым человеком станет, малого не обидит, старого уважит.

Гришка: Ох и люблю я Дон-батюшку! Спустишься утром к его водам, окунешься разочек и на целый день силы немеряно.

Казачка:

Родниковой свежестью и чистотой издавна отличалась донская вода. Существовало поверье, если будешь умываться водой из Дона, испытаешь на себе чудодейственные силы — станешь лицом пригож, умом богат, энергией зарядишься, ловкостью запасёшься. Недаром казачки донские слыли красавицами и хозяйками, а мужья их — бравыми удальцами. Но чтобы умыться этой чудодейственной водой, ее еще нужно принести. Воду казачки носили в ведрах на коромысле. Вот и сейчас наши участницы должны будут пойти по воду с коромыслом.

Ведущий1: И так, конкурс: «Ай да казачка, ай да стать» дефиле с коромыслом.

Кто вечернею порою за водой бежит к реке,

С распущёной косою с коромыслом на руке?

Ясно вижу взор казачки, брови лоснятся дугой,

На груди неугомонной кудри стелятся волной.

Ведущий2:

Просим наших конкурсанток выйти на сцену.

Дадим им в руки коромысло да два ведра.

Пусть красавицы порадуют народ,

А в работе им гармошка подпоет.

Звучит старинная казачья плясовая.

Девочки по очереди подходят к коромыслу и ведрам. Ведра вешают на коромысло и идут по сцене, делая круг.

Ведущий1: Молодцы, ну просто диво,

Выступали вы красиво!

Ведущий2: Да, не просто будет жюри оценить этот конкурс.

Казачка: Внимание, конкурс для зрителей «Подарок казачке»

Участнику конкурса нужно сесть на коня и преодолев препятствия взять бусы, одеть их на казачку и вернуться обратно.

Ох, ребята, ай, да молодцы!

Ведущий1:

Над куренем дымки плывут,

Пироги в домах пекут.

Заходите, не стесняйтесь,

Добрым хлебом угощайтесь!

Следующий конкурс «Хлеб да каша — да милость наша»

Каждая девочка-казачка приносит угощение (домашнее задание), донское блюдо и рекламирует его.

Ведущий1: Приглашаем всех попробовать донские блюда, приготовленные нашими участницами под чутким руководством и с помощью учителя СБО Мишениной Елены Григорьевны.

Казак: Вот пришла пора узнать

Кому какое званье дать!

Вы все прекрасны, я скажу без размышленья,

Ну, а жюри объявит нам своё решенье!

Объявление результатов конкурса.

Казачка: Наши юные казачки доказали сегодня, что традиции донского казачества умирают, а передаются из поколения в поколение.

Казак: И это дает уверенность, что самобытный народ – казаки не исчезнут с этой земли.

Ведущий2: Спасибо большое участникам праздника и зрителям. До новых встреч!. 


Все участники праздника под запись старинных казачьих песен выходят из зала.

СЦЕНАРИЙ

конкурса «Казачка Дона – 2020»,

Звучат в записи казачьи песни. Под фоновую музыку выходят ведущие.

Трек 1 фон

Вед1: Любимый край степной…

Любимый край Донской

и луг цветущий здесь весной…

И степь Донская всегда со мной

И вся вот эта красота …

Казачья Родина моя!

Вед2: Добрый день дорогие друзья! В этом году исполняется 83 года со дня образования нашей с вами Ростовской области. Ростовская область находится на донской земле, где всегда жили, живут и будут жить казаки. А рядом с казаками рядом всегда были их верные жены — казачки.

Вед1: Заветы старины в семье казачьей
Хранились свято испокон веков.
Обычай хлебосольства куреней богатых
Прославил Край родных отцов.

Вед2: Заботливо хозяйка домом управляла,
Растила по старинке своих детей.
Работы все в полях справляла,
Кормила, холила коней…

Вед1: Казачек все любили, уважали,
Как спутниц храбрых в жизни и в бою.
Им почести повсюду воздавали
Так было на Кубани, Тереке, Дону!

Вед2: Сегодня мы проводим праздник «Казачка Дона», на котором девочки постараются доказать, что современные казачки ничуть не хуже своих прабабушек.

Вед1: Прошу конкурсанток подойти к столику жюри для жеребьёвки.
(Девочки выбирают цветок подсолнуха, на котором указан номер, под которым они будут выступать)

Вед2:А наш конкурс оценивает всеми глубокоуважаемое жюри:

Вед1:Директор школы – Колбасина Наталья Викторовна

Вед2:Заместитель директора по воспитательной работе – Гончарова Юлия Александровна

Вед1: Педагог-организатор ОБЖ – Мельников Сергей Анатольевич

Вед2: Каждый конкурс оценивается в «5» баллов, оценки один и два отсутствуют. Критерии оценки участников: исполнительское мастерство, эрудиция, смекалка, умение держаться на сцене, женское обаяние. Все формальности соблюдены, конкурс объявлен, конкурсантки представлены, жюри на месте. Девушки, я прошу Вас, готовиться к первому конкурсу

Конкурс № 1 «Смотрины»

Вед1: Что такое смотрины?…. По казачьему обычаю – смотрины делались после того как родителями жениха была выбрана невеста.

Родители жениха отправлялись в дом родителей невесты на вечеринку. Собирались гости. Они заводили разговор о хозяйской дочери, хвалили ее красоту, ум, называли ее доброю хозяйкой и просили, чтобы она поднесла им чарочку вина. Вот и мы сегодня с вами будем смотреть на наших участниц оценивать и восхвалять их красоту.

И сейчас я приглашаю к нам сюда на смотрины наших участниц.

Оценки жюри.

Вед2:Конкурс № 2 «Импровизация»

Гордостью юной девушки-казачки во все времена была её девичья коса, которую украшала яркая лента. И сейчас наши участницы должны будут продемонстрировать своё мастерство по вплетению ленты в косу.

Трек 2

(Под музыку «Коса вьется до пояса» девочки плетут косы из лент).

Информация: Косы издревле имеют глубокий смысл. Если у девушки была заплетена одна коса, это говорило о том, что девушка не замужем, если в косу вплетали ленту, то это означало, что девушка готова к замужеству. Лента, вплетенная наполовину длины косы, говорит о том, что у девушки есть жених, и она скоро выходит замуж. Две косы, обернутые вокруг головы и убранные под кику — носили только замужние женщины. Эта традиция была у всех народностей, и во все времена.

Вед1: Вот мы и убедились в том, чтобы искусно заплести длинные волосы в косу требуется большое мастерство.

Конкурс № 3

Вед2:А, теперь проверим смекалку да знания наших казачек. Конкурс называется

«Мысль быстра – казачке сестра». Сейчас я буду каждой участнице говорить слово на казачьем говоре, а они должны назвать его понятным всем языком.(написать на листе бумаги)

За правильный ответ участница получает 1 балл

Апосля — после, в конце;

Баз – скотный двор; огороженное место во дворе или в поле, возможно с сараями;

Баламутный – взбалмошный;

Бунеть – реветь, плакать;

Бурсак – хлеб продолговатой формы из пшеничной муки;

Вечерять – ужинать;

Гаман (гаманет) – кошелек в виде мешочка для денег;

Гамузом – все вместе;

Здорово дневали – здравствуйте;

Жаба – ангина (килы);

Жармелка – солдатка (муж в армии);

Жалковать – сожалеть;

Завеска – фартук; штора на окне;

Завидно – засветло;

Лазоревый цветок – тюльпан;

Богородицына трава – чабрец;

Порточное молоко – створоженное, кислое молоко;

Курень – круглый дом, на высоком фундаменте;

Надысь – вчера;

Точить лясы – без дела болтать.

Оценки жюри.

Конкурс № 4 «Песенный»

Вед2:Сделал дело – гуляй смело!
Чтобы вокруг всё смеялось и пело!
Вед1:Там где песня льётся,
Там легче живётся.

Вед2: Наши казачки должны будут исполнить казачью песню «Распрягайте, хлопцы, кони», каждая по одному куплету и припеву. Для начала участницам предлагается прослушать фрагмент ТРЕК33

Трек 3

Конкурс № 5 «Казачка защитница»

Вед1:Помните, у Некрасова есть очень известное стихотворение «Русские женщины», которые «коня на ходу остановят, в горящую избу войдёт…», а о казачке можно сказать, что они могут не только коня остановить, но и на нём проехать, а также прекрасно владеют шашкой и стреляют из ружья.

Вед2:Сейчас наши казачки покажут одно из этих умений, а именно стрелять из винтовки. Приглашаются по две участницы, делают по три выстрела

трек 4 фон

Конкурс № 6 «Лазоревый цветок»

Вед1:А у нас ребята есть,

Что не можно глаз отвесть,

А как песню запоют,

Сразу ноги в пляс идут.

Вед2:Казачки получили домашнее задание – исполнить номер художественной самодеятельности (танец, песня, стихотворение).

Вед1: Поддержим казачек дружными аплодисментами.

Награждение участниц.

Участницам вручаются ленты с названиями номинаций и дипломы, грамоты.

Вед2:Конкурс «Ай, да казачка! » окончен, пора и честь знать.

Вед1: Всем спасибо за вниманье, за задор, за звонкий смех!

Вед2:За огонь соревнованья, обеспечивший успех!

Сценарий конкурса «Мисс Казачка»

Категория: Менеджеру школы.

Сценарий конкурса «Мисс Казачка»

Место проведения: ГКОУ РО школа-интернат

VIII вида г. Донецка, столовая

Дата проведения: 27 апреля 2012 года

Время проведения: 12. 00

Аудитория: обучающиеся

В зале организована выставка работ на казачью тематику. Звучат в записи казачьи песни. Под фоновую музыку выходит ведущая.

Вед: Любимый край степной. . .

Любимый край Донской

и луг цветущий здесь весной. . .

И степь Донская всегда со мной

И вся вот эта красота …

Казачья Родина моя!

Добрый день дорогие друзья! В этом году исполняется 75 лет со дня образования нашей с вами Ростовской области. Ростовская область находится на донской земле, где всегда жили, живут и будут жить казаки. А рядом с казаками рядом всегда были их верные жены – казачки.

Заветы старины в семье казачьей

Хранились свято испокон веков.

Обычай хлебосольства куреней богатых

Прославил Край родных отцов.

Заботливо хозяйка домом управляла,

Растила по старинке своих детей.

Работы все в полях справляла,

Кормила, холила коней. . .

Казачек все любили, уважали,

Как спутниц храбрых в жизни и в бою.

Им почести повсюду воздавали

Так было на Кубани, Тереке, Дону!

В честь юбилея нашей области мы решили провести конкурс «Мисс Казачка» и сегодня мы узнаем, кто из наших девочек будет удостоен почетного звания – Казачка.

А наш конкурс оценивает всеми глубокоуважаемое жюри:

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе – Захлёстова Анна Яковлевна

Заместитель директора по воспитательной работе – Краснянская Елена Илларионовна

И сегодня у нас в гостях руководитель народного самодеятельного коллектива «Станичники» – Коваленко Лидия Александровна.

Итак, мы начинаем наш конкурс.

Конкурс № 1 «Смотрины»

Вед: Что такое смотрины?. . . . По казачьему обычаю – смотрины делались после того как родителями жениха была выбрана невеста.

Родители жениха отправлялись в дом родителей невесты на вечеринку. Собирались гости. Они заводили разговор о хозяйской дочери, хвалили ее красоту, ум, называли ее доброю хозяйкой и просили, чтобы она поднесла им чарочку вина. Вот и мы сегодня с вами будем смотреть на наших участниц оценивать и восхвалять их красоту.

И сейчас я приглашаю к нам сюда на смотрины наших участниц.

Под песню «Уж ты бабочка бабеночка моя» выходят участницы.

Участница № 1: Щербакова Яна

Добрая, отзывчивая девочка, трудолюбивая, любит читать, вязать, танцевать. Яна очень общительный и порядочный человек.

Участница № 2: Сергеева Наталья

У нас ныне новая новина,

А Наташенька – калина-малина.

Весь род взвеселила.

Да, она и гарна дивчина

При себе славу носила

Да, честного роду дивчина!

Наталья Сергеева, ученица 9 класса. Умница, красавица, отличница, рукодельница. В этом году на конкурсе «Лучший по профессии» заняла призовое первое место среди девочек.

Участница № 3: Яровая Виктория

На плечи донской казачки ложилась вся работа по дому. Под ее неусыпным контролем находилось всё, что было связано с питанием семьи, заботой о детях, чистоте и ремонте жилья и одежды. Вот поэтому наша донская казачка Яровая Виктория трудолюбивая, аккуратная и заботливая.

Участница № 4: Брагина Роза

Красива, статна, смела, ответственна, разумна, горда и независима. Как истинная казачка может выполнить любую работу по дому и во дворе.

Участница № 5: Поночевная Вероника

Общительная, жизнерадостная девушка. На протяжении всех лет обучения, учится только на «4» и «5», была выдвинута кандидатом в президенты, активно участвует в жизни класса и школы. любит читать, пользуется популярностью у одноклассников.

Участница № 6: Пархачёва Мария

Доброжелательная, отзывчивая, веселая. Любит танцевать, петь, хорошо рисует, с удовольствием участвует во всех школьных мероприятиях. Данные ей поручения и задания выполняет добросовестно и ответственно.

Оценки жюри.

Конкурс № 2 «Казачка-рукодельница»

Этот конкурс жюри оценивает до начала мероприятия.

Конкурс № 3 «Казачка – разумница»

За правильный ответ участница получает 1 балл

1. Что означает слово «казак»? (Удалой, вольный человек. )

2. Назовите самую крупную реку в Ростовской области. (Дон)

3. Почему реку Дон называют в казачьих песнях «Дон Иванович»?

(Потому, что он берёт своё начало из Иван-озера в Тульской области)

4. Назовите приток реки Дона, на берегах которого расположились казачья станица Гундоровская и шахтёрский город Донецк. (Северский Донец)

5. Как донские казаки называют тюльпаны? (Лазорики)

6. Назовите самого крупного хищного зверя, который водится в Ростовской области. (Волк)

7. Какие полезные ископаемые, добываемые в Ростовской области могут использоваться как топливо? (Уголь)

8. Как называется на Дону небольшой промежуток сухой, по-летнему тёплой погоды в середине октября, когда всё бывает переплетено серебристыми нитями паучков-кочевников, на которых крошки-паучки совершают свои недалёкие перелёты? (Бабье лето)

9. Какая казачка считалась на Дону хорошей хозяйкой? (Хорошей хозяйкой на Дону считалась казачка, у которой всегда в порядке была печь, блестел чистый пол, была наготовлена еда. )

10. Назовите казачьи символы. ( Герб Всевеликого Войска Донского, флаг Всевеликого Войска Донского, бунчук, булава, насека, печать)

11. В какое море впадает река Дон? (В Азовское море)

12. Как называлось собрание казаков на Майдане? (Круг)

13. Где казаки в XVI – XVII веках заключали брак и разводились? (В кругу на Майдане)

14. Как называется жилище казака? (Курень)

Оценки жюри.

Конкурс № 4 «Казачья стать»

Вед: Родниковой свежестью и чистотой издавна отличалась донская вода. Существовало поверье, если будешь умываться водой из Дона, испытаешь на себе чудодейственные силы – станешь лицом пригож, умом богат, энергией зарядишься, ловкостью запасёшься. Недаром казачки донские слыли красавицами и хозяйками, а мужья их – бравыми удальцами.

Но чтобы умыться этой чудодейственной водой, ее еще нужно принести. Воду казачки носили в ведрах на коромысле. Вот и сейчас наши участницы должны будут пойти по воду с коромыслом.

Звучит старинная казачья плясовая. Девушки по очереди подходят к коромыслу и ведрам. Ведра вешают на коромысло и идут по залу, делая круг.

Жюри оценивает конкурс.

Конкурс № 5 «Конкурс болельщиков»

Болельщики в промежутках между конкурсами скандируют свои девизы и речёвки, показывают плакаты.

Девизы и речёвки оцениваются жюри.

Подведение итогов конкурса.

Во время подведения итогов выступает детский казачий ансамбль «Казачий городок» детской школы искусств руководитель Анисимова Елена Николаевна.

Награждение участниц.

Участницам вручаются ленты с названиями номинаций и дипломы, грамоты.

Метки: Вопросы управления

автор: Толстикова Ирина Васильевна

Учитель, классный руководитель МБОУ СОШ №1 г. Донецк Ростовской области

Презентация и сценарий к конкурсу “Донская казачка”

”ПРЕКРАСНЫЙ
”]

ПРЕКРАСНЫЙ   ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ   КАЗАЧКИ В ЛИТЕРАТУРНЫХ   ПРОИЗВЕДЕНИЯХ.

№1 М. Шолохов в романе “Тихий Дон” с потрясающим мастерством нарисовал образы простых  женщин-казачек. Их судьба не может не волновать читателя: заражаешься их юмором, радуешься их  счастью, грустишь вместе с ними, плачешь, когда так нелепо и бессмысленно обрывается их жизнь. 

№2 С большой любовью и теплотой нарисован в романе образ матери — Ильиничны. Возвышенная нравственная красота и мудрость чувствуются и в ее словах, и в поступках. 

№3 В романе раскрывается образ Аксиньи — гордой донской казачки, много претерпевшей на своем нелегком жизненном пути. Красивая, статная,  как любая женщина, хотела счастья. 

№4 Трагична судьба, Натальи, жены Григория. Красивая, всю жизнь безответно любящая своего непутевого мужа, она ни разу (даже в мыслях) не изменила ему.

№5 Образ Дарьи, предстает перед  нами совсем иным по своим моральным качествам. Она тоже красива, но какой-то порочной, змеиной красотой, стройна, гибка, с вихляющей походкой, ленива к работе, но большая любительница посиделок и застолий. 

№6 Внимательно  наблюдая за женскими  судьбами в романе, понимаешь, что  мир казачек бесконечно сложен, многообразен,  разнолик. Это отвечает убеждению писателя, что каждый    образ неповторимо своеобразен.

№7 Краснов,  в романе «Домой», подробно  описал образ казачки: «Что может быть красивее?        Высока, стройна как молодая раина… Грудь была очерчена желтоватым  шелком легкой блузки. Английская суконная юбка цвета пыли легко облегала стройные  длинные ноги. 

№8 Историк Сухоруков В.Д. так изобразил казачек: «Представьте красавиц роскошной Азии, смешанные вместе черты черкешенок, турчанок, татарок, русских и тогда получите общее понятие о красоте обитательниц Дона.

 №9  Известный поэт и декабрист  Якубович, посетивший Дон, в своем  стихотворении писал: 

  Люблю  я Дон, твои  станицы,     Твоих красавиц смуглы  лица.

№10 В своей повести «Казаки» Л.Н. Толстой писал:
Красота гребенской женщины-казачки особенно поразительна соединением самого чистого типа черкесского лица с могучим сложением северной женщины. 

№11 По преданию, Казачья колыбельная»  была создана под впечатлением «баюкашной» песни казачки,  услышанной Лермонтовым в одной из терских станиц.

№12 Постоянно находясь вдали от родного дома, казаки научились ценить и любить своих  женщин. Тема любви к матери и жене — одна из главных в казачьих песнях. 

Мать называли – мамуня,  мамушка. Бабушка – бабинька.      Сестра – сестрица, няня.

К любимой казак обращался – курдюбочка.    Жалочка – означает, дорогая, милая.

Жалёваннай – возлюбленный, милый.     Умилятси- улыбаться. 

№13 Песни, фильмы, стихи, художественные произведения – все это проявление интереса     к великолепному образу красавицы казачки.

№14 Любовь к  родному краю прививается  через народные обычаи, традиции,  культуру. Главная задача конкурса «Казачка»  состоит в том, чтобы продолжить её развитие в будущих  поколениях…

Номер художественной самодеятельности

Мы продолжаем тему  Прекрасный образ женщины  казачки.

№1  С матери  начинается род  казачий.

              Есть в природе знак  святой и вещий.
              Ярко обозначенный  в веках! 
              Самая прекрасная из женщин

               Женщина с ребенком на руках.

             №2 Мать – казачка  пред иконой

                    Молится, склоняется в поклоне,

                    Просит благодати  для семьи,

                   Чтоб сыночек– казачок  зеленый

                   Одолел все трудности  свои.

                         №3 Над кроватью, чуть в сторонке,

                          Божьей матери иконка.

                          Добрый взгляд ее лучится,

                          Если мама отлучится,

                          То не страшно одному

                          С Божьей Матерью в дому.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ  «Казачья колыбельная» 

(юные казачки исполняют колыбельную)  (

((

Юю

             Всевышним одарённые  богини
              Способностью в младенца жизнь вдохнуть

             Меж  небом и землёй посередине
            Лежит ваш светлый и нетленный путь.
            На вас всю жизнь готовы мы молиться,
            Любовь и нежность, благодарность — вам.
            И до земли до самой поклониться
            Должны мы всем великим матерям.

04.06.2019

Конкурсная программа «Казачок»

Сергей Козлов

учитель физической культуры

Данная разработка представляет собой сценарий конкурса «Казачок» для обучающихся 4-6 классов. Материал включает в себя различные испытания для мальчиков-казаков, которые позволят увидеть и оценить различные способности участников. Участие в этом конкурсе развивает личностные качества у учащихся и вовлекает их к возрождению традиций казачества. Осмысление и освоение основ народной культуры, быта, традиций, их природы и духовных ценностей составляет неотъемлемую часть духовной культуры будущего гражданина.

Оценить




953

Содержимое разработки

Конкурсная программа

«Казачок»

Перед началом звучит народная музыка.

Фоном звучит казачья песня, текст из – за кулис

Ведущий:

Мы живем в краю традиций,

И обычаев прекрасных,

Свободный дух казачества,

Стараясь возродить,

Идем к тому, что было предано

Забвению напрасно,

Чем жили предки,

И нам необходимо жить.

выход ведущего

Ведущий: Здорова дневали, казаки донские да казачки расписные! Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на конкурсной программе «Казачок». Мы живем на удивительной земле – земле овеянной славой, земле, — чья история вошла в летопись казачества.

Казак, говоря о себе, издревле подчеркивал: «Казаком нужно родиться!», «Казаком нужно стать!», «Казаком нужно быть!». Вот эти слова являются основными заповедями казачества. А кто же такие казаки?

Казак – полномерная воля.

Казак – безоглядная доля!

Казак — нерушимая крепь!

Казак – не тупящийся меч.

Казак – правды маяк.

Казак – веры оплот.

Казак – мужества грань.

Казак – благородства дань.

Сегодня мы с вами вспомним некоторые казачьи традиции, песни и танцы.

А вот знают ли о казаках наши участники, нам и предстоит сегодня узнать. Я думаю, пришло время пригласить участников на сцену.

Встречайте № 1 Агеев Константин

№ 2 Козлов Евгений

№ 3 Сапунков Даниил

№4 Желонин Алексей

№5 Хахалев Роман

№6 Горбунов Михаил

№7 Жогов Кирилл

Наш конкурс оценивает профессиональное и компетентное жюри …

Ну что ж участники готовы, жюри готовы, зрители готовы приступаем к конкурсу. Оценка каждого конкурса 5 баллов. Итак, первый конкурс называется «Разминка». Каждому из вас будет задано по 2 вопроса, вы должны не задумываясь дать ответ.

Конкурс «Разминка»

Вопросы для конкурса «Разминка».

1. Как называется общее собрание казаков? (круг)

2. Как называлась площадь, на которой были расположены храм, рынок, местное правление (Майдан)

3. Чем сход отличается от круга? (На сходе могут присутствовать и женщины, на круге – только мужчины)

4. Что больше всего любят казаки? (свободу, волю)

5.Что такое каюк? (казачья лодка)

6. У казака 3 товарища, какие?

У меня казака 3 товарища:

— 1 товарищ – мой конь вороной,

— а другой товарищ – я сам, молодой

— а третий товарищ — шашка острая в руках.

7.Назовите фамилию атамана Войска Донского, который командовал казаками, шедшими на штурм Измаила, да и в других походах. (Матвей Иванович Платов)

Хвала! Наш вихорь – атаман

Вождь невредимых Платов

Твой очарованный аркан

Гроза для супостатов.

8. Как называется казачье жилище? (казачий курень)

9. Назовите большую станицу казачества? (г. Новочеркасск)

10. Что вызывало у казака чувство гордости (Казачий чуб, да его усы!)

11. Кого выбирали на казачьем кругу – (Атамана)

12. Что такое чирики? А карпетки? (обувь и носки).

Ведущий: Молодцы! С этим заданием вы справились, а мы переходим к следующему конкурсу.

Наш следующий конкурс позволит нам выяснить, знакомы ли наши участники с теми словами, которые бытовали в старину и сейчас ушли из нашего разговорного языка.  Переведите казачьи слова на современный русский язык. Вопросы задаются каждому отдельно.

Конкурс старинных слов

Бельтюки –глаза

Гутарить – говорить, разговаривать

Зараз –сейчас,

Истопка –баня

Катух –сарай

Колун -тыква

Кочет –петух

Марь –темная туча

Надысь – на днях

Нехай – пусть будет

Покохаться –полюбить друг друга

Рахунки не дать – не справиться с делом

Тяпка –мотыга

Утиральник –полотенце, носовой платок

Фитилить –идти

Чувяки –низкая кожаная обувь

Чурбак –полено дров

Шалыжина –хворостина

Нароком – специально, по плану.

Мысля – мысль, идея

Ноня – сегодня

Турчелка -сверчок

Очунеть – очнуться, вызороветь

Песик – висок

Посля – после

Ребятежь – ребятня

Ручкаться – здороваться за руку

Сапетка – круглая корзина с двумя ручками.

Сигать – прыгать

Телешиться – раздеваться

Шлях – широкая степная дорога

Щукать –искать

Щерба –уха

Энта, энтот — эта, тот

Исть – есть,кушать

Оскаляться –смеяться

Ведущий: Молодцы! И с этим заданием вы справились.

А мы переходим к следующему конкурсу. Наше следующее задание будет на знание мужской казачьей одежды. Итак, перед вами одежда казака и амуниция. Вы должны написать название составных частей мужского костюма.

Конкурс «Одень казака»

Портупея — ремень

Гимнастерка – полевая рубаха

штаны

фуражка – головной убор

папаха – головной убор

сапоги

шашка

нагайка.

Ведущий: Пока жюри подводит итоги. Я бы хотела задать вопросы зрителям о символах и знаках казачества.

Нагайка – знак есаульца и приставов на кругу (есаул – казачий чин)

В повседневной жизни – знак власти у казака.

В некоторых станицах разрешалось носить только женатым. Дарилась зятю тестем на свадьбе и висела в курене на левом косяке к двери в спальню.

Шашка – символ полноты и прав казака, а также обладания земельным наделом. В 17 лет стариками вручалась за особые заслуги. Хранилась в семье на видном месте. Передавалось от деда к внуку. Если в роду не оставалось наследников, шашка ломалась пополам и укладывалась в гроб умершему.

На кругу голосовали шашками. Шашку и шапку казак мог потерять только вместе с головой.

Лампас – цветная полоска тонкого сукна, шириной 3 пальца, нашитая на внешний шов синих казачьих шаровар. О происхождении лампаса на Дону в шутку рассказывали, что царица прислала казакам много синего сукна и мало красного. Когда поделили все поровну, то оказалось, что красного хватило только на лампасы.

Серьги у мужчин. – Означали его роль и место в роду. Так, единственный сын у матери носил серьгу в левом ухе. Последний в роду, где нет, кроме него, наследников по мужской линии – в правом ухе. две серьги – единственный ребенок в семье. В свою очередь серьги служили оберегом. Командир при равнении направо и налево виде, кого следует в бою беречь.

Ведущий: Когда рождался в семье мальчик, то его рождение праздновалось широко и торжественно. Почему — то было принято думать, что рождение мальчика вызывало только радость и восторг у окружающих, а ведь это не так! Конечно, радость была великая оттого, что род не пресечется, что растет будущий хозяин и защитник. Велика радость – велика и тревога. Часто матери роняли слезы над колыбелью, думая о том, какая судьба его ждет, в каких сражениях он может сложить голову, сколько раз быть израненным, а то и изувеченным навсегда, что большую часть жизни служить вдали от дома и семьи. Очень серьезно подходили к воспитанию мальчика. Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку, и жизнь его с очень раннего возраста была заполнена трудом и обучением. А вот знают ли о том, как воспитывались мальчики, нам и предстоит узнать у наших участников.

Конкурс «Казачонок»

В каком возрасте мальчика стригли первый раз? (1 год)

Кто принимал участие в стрижки и что делали с волосами? (крестная, в женской половине, первые прядки хранились в шелковом платке за именной иконой на протяжении всей жизни)

Подстриженного мальчика передавали мужчинам, а те несли его к церкви. Кто ждал мальчика возле церкви? (неоседланный конь)

Казачонка сажали верхом на коня на шелковый платок, в который потом заворачивались волосы и гадали, как он будет себя вести, по малейшим приметам стараясь угадать судьбу будущего воина. Что означало, если мальчик схватится за гриву – (будет жив); заплачет, повалится с коня (быть убитому).

коня обводили вокруг церкви. Потом отец брал ребенка на руки, а крестный надевал на них обоих портупею. А что было потом ? (шли домой, встречали женщины , крестная снимала с них шашку со словами: Возьми крестный, шашку, нашему казаку еще расти нужно. Сохраняй ее до срока. А что было потом? (Крестный принимал, хранил и вручал крестнику в 17 лет.)

Что такое праздник первых штанов (штаны – шаровары дарил старший в роду. Без них не возможно было учиться верховой езде. Мальчика все поздравляли с первыми штанами и он очень гордился. Наступал праздник в зависимости от общего развития, т.к. с 3 – 5 лет уже приучали к верховой езде.).

Во сколько лет учили рукопашному бою (с трех лет)

Во сколько лет учили стрелять ( с 7 лет)

Во сколько лет учили рубить шашкой? (с 10 лет)

10. Как называлась игра пастухов и воинов (Дзига)

11. В 7 лет мальчика стригли ритуально во второй раз. А что было потом?

(Бритоголовым шел в баню с мужчинами первый раз, а потом на первую исповедь.

Дома после праздничного обеда, за которым он ел в последний раз ел детские сласти,

под слезы матери собирал постель и переходил из детской в комнату братьев.

Старшие братья осматривали одежду и выбрасывали все теплое и ли мягкое.

Все! говорили они. Учись служить! Чай, ты теперь ты не дите, а полказака.)

12. Самая главная задача казачонка (Учеба)

13. Чему учили казачат ежедневно (стрелять, скакать на коне, рубить шашкой, бороться).

Ведущий: В разных ситуациях приходилось бывать казакам: в каких только реках не поили они коней, какие только опасности не грозили сынам русской вольницы, но…

Зоркий глаз и твердая рука

Повсюду выручали казака.

Казак с детства учился владеть оружием, и эту науку необходимо было помнить всю жизнь.

Итак, объявляем конкурс казачьих снайперов. Каждому участнику дается право на три выстрела дротиками. Мишенями будут служить воздушные шарики. Максимальное количество очков – 3. Казаки, стреляй!

Конкурс казачий снайпер

Ведущий: С детства дед или отец казаки учили своих сыновей боевому искусству. Казак мог врага победить, на бегу коня остановить, мастерски владел и саблей, и нагайкой.

Конкурс «Сбей кеглю нагайкой» (Кто из детей собьет больше кеглей).

Ведущий: Есть такая казачья поговорка «Казак никогда не унывает: он и на войне и в походе песни играет». От колыбели до глубокой старости не расставался казак с песней: песня была постоянной спутницей его беспокойной казачьей жизни. Как не было у казака противников на коне да в седле, то не было и соперников в хорошей песне. Доказал это казак и на деле: дома он пел, только своих веселил, а за границей запел — все рекорды побил.

Я, думаю, вы уже догадались, что наш следующий конкурс «Творческий»

Конкурс творческий

Ведущий: Перед тем, как жюри объявит свои результаты нам нужно принять казачью присягу.

Повторяйте за мной слова:

«Слава Дону! Героям Слава!

Чтоб казачьему роду

Не было переводу

Присягаем на верность, Отчизне народу

ПРИСЯГАЕМ!

Присягаем быть честными и смелыми

ПРИСЯГАЕМ

Присягаем защищать справедливость

ПРИСЯГАЕМ

Присягаем не нарушить клятву

ПРИСЯГАЕМ

Слава Дону!

СЛАВА!

Ведущий: Но, а теперь слово жюри! (жюри награждает)

Ведущий: Отныне вы казачата! Не опозорьте плохим словом или дурным делом казачий род и свой родной край! Пусть будет у вас горячее сердце, холодный ум, добрая душа и чистые руки!

Будьте всегда готовы защитить слабого, свой дом, матушку Россию!

Мы благодарим родителей за поддержку в нелегком начинании возрождения традиций донских казаков в нашем городе. Наша программа подходит к концу. И закончим мы ее хорошей казачьей песней. До свиданья, до новых встреч!

ЗАПОВЕДИ казачьи

1. Честь и доброе имя для казака дороже жизни

Береги честь смолоду. Достоинство сохраняй в любой обстановке. Имей волю признать свою неправоту. Если надо, побори сам себя. Оказывая уважение другим, не унижай себя. Не завидуй другим и не держи зла в сердце своем. Не будь гордецом; и в мыслях не допускай, что ты выше других казаков. Никого не поучай свысока, посмотри вначале на себя. Будь доброжелателен, но нельстив. Имей широкую душу. Удары судьбы встречай стойко. Совершив позорный поступок, имей силу воли принятькрайнее решение.

2. Казаки все равны в правах, помни: «Нет ни князя, ни раба, но все рабы Божии»

Казаки равны как в правах, так и в ответственности за содеянное независимо от общественного положения, образования и прошлых заслуг. Решение, принятое на Соборе, — закон для всех. Совершеннолетнего казака никто не может лишить слова, кроме командира в строю. Любой казак может быть избран на любую должность. Для сохранения единства казачества казак не должен состоять в политических партиях.

3. По тебе судят обо всем казачестве

Не совершай дурных поступков и удерживай от них других. Будь честен и правдив, не бойся пострадать за правду. Пусть не прельщают тебя ни корысть, ни стяжательство, ни бесчестные доходы, ни сиюминутная слава. Не поддавайся губительным страстям. Не увлекайся спиртным, табак тоже не на пользу ни тебе, ни окружающим. Избегай сквернословия. Знай: мат еще в XIII веке придумали враги русского народа для оскорбления наших Матерей и Веры. Будь примером в жизни своей и защити обиженного, помоги страждущему, накорми голодного, не дай упасть слабому духом и телом.

4. Служи верно своему народу, а не вождя.

Казачество свое главное предназначение видит в служении своему народу и России ради их благоденствия, а не для собственной корысти и славы. Казак, будь готов за это пролить свою кровь. Но «не сотвори себе кумира и подобия его!»

5. Держи слово. Слово казака дорого

Казак! Помни, что каждое твое слово – это слово твоего народа, слово казачества. Выпустишь слово – не поймаешь. Говори, да не проговаривайся, ибо спроста сказанное неспроста слушано. Стойкость чести в слове.

6. Чти старших, уважай старость

Помни! Без одобрения стариков ни одно важное решение атамана не может быть исполнено. Власть стариков не от силы, а от авторитета и мудрости. Прислушайся к слову бывалых – и избежишь многих ошибок. Каждого старика почитай Отцом своим, а престарелую казачку – Матерью.

7. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа

Если сомнения коснулись твоей души и ты не занешь, как поступить, — поступай по обычаю своего народа и Вере предков. Помни! Казачий обычай всегдаскреплял семью, общину и все казачество.

8. Погибай, а товарища выручай

Так было всегда у казаков. Взаимная выручка – основа казачьего братства. Как ты посмотришь в глаза матери товарища, которого мог спасти и не спас?

9. Будь трудолюбив, не бездействуй

Каждый казак должен стремиться к тому, чтобы он и его семья жили в достатке и никогда не протягивали руку с криком: «Дай!». Живи своим трудом, презирай праздность, не бездействуй, любое дело должно гореть в твоих руках.

10. Береги семью свою и служи ей примером

Семья – святыня брака. Никто не имеет права вмешиваться в жизнь семьи без ее просьбы. Семья – основа казачьего общества. Глава семьи – отец, с него спрос за всё. Отец! Добейся в семье авторитета и взаимопонимания, воспитай детей своих честными, смелыми, добрыми, отзывчивыми, бескомпромиссными в борьбе со злом, преданными Отчизне. Воспитай их казаками. Дай детям достойное образование. Казак обязан оберегать женщину, защищать ее честь и достоинство. Этим ты обеспечишь будущее своего народа. Казак не имеет права вмешиваться в женские дела. Чти мать свою и отца!

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/363016-konkursnaja-programma-kazachok

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий конкурса молодой учитель
  • Сценарий конкурса сварщик
  • Сценарий конкурсной молодежной программы
  • Сценарий конкурса длинная коса девичья краса
  • Сценарий конкурса молодой специалист года