Сценарий конкурса эрудитов

Внеклассное мероприятие для педагога дополнительного образования для всех классов. Методические разработки для всех классов.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области»

Сценарий интеллектуальной конкурсно-игровой программы

«Битва эрудитов»

Составитель: Берникова С.Г.,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Кувандык, 2019 г.

Пояснительная записка

Цель: организация содержательного досуга воспитанников ДООЛ «Солнечный город»

Дата проведения: 17.06.2019 г.

Место проведение: актовый зал МБУДО «ДПШ»

Возраст участников: 6-14 лет

Количество участников: 40 человек

Оборудование и материалы: два стола, стулья по количеству участников, ручки, простые карандаши, бумага «Снегурочка», бланки ответов для выполнения заданий, значок «Эрудит», памятный знак, мультимедиа-проектор, ноутбук, киножурнал «Хочу всё знать!»

Дата проведения: 17.06.2019 г.

Ход мероприятия:

— Добрый день, ребята! Добрый день, воспитатели! Я рада вас приветствовать на интеллектуальной конкурсно-игровой программе «Битва эрудитов».

Двум командам предстоит выполнить интересные испытания. За успешное прохождение каждого конкурса команда получает значок «Эрудит» (приложение 1). Та команда, которая наберёт наибольшее количество значков, станет сегодня победителем и получит ключ.

Основные правила «Битвы эрудитов»:

— побеждает тот, кто много знает;

— не завидуй удачам соперника, играй честно;

— проиграл — не унывай, а больше узнавай!

1 конкурс «Определи название команды»

— Для того чтобы начать соревноваться, нужно определить названия ваших команд (Раздаются конверты, в которых зашифрованы названия команд «Умники», «Знайки»). Задание выполняется на время.

Кто выполнит задание первым, получает значок «Эрудит».

Названия команд определены:

команда 1-го отряда – «Знайки»

команда 2-го отряда – «Умники»

2 конкурс «Сказочная разминка»

1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)
2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)
3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)
4. Усатый персонаж сказки Чуковского (Тараканище)
5. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)
6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)
7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)
9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)
10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)
11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
12. Что подарили блошки Мухе-Цокотухе? (Сапожки)
13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)
15. Сестрица братца Иванушки (Алёнушка)

За верный ответ – 1 значок «Эрудит»

3 конкурс « Кто прислал телеграмму?»

Командам раздаются подготовленные телеграммы. Задание: назвать героя, произведение, автора.

«За крота замуж не вышла, улетаю с ласточкой» («Дюймовочка», Х.К. Андерсен)

«Цветочек удивительной красоты нашел, ждите домой» (Отец, «Аленький цветочек», С. Т. Аксаков)

«Был в гостях у козлят» (Волк, Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»)

«Пирожки от Машеньки донес в целости и сохранности» (Медведь, русская народная сказка «Маша и медведь»)

«Спасите! Нас съел серый волк» (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)

«Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко» (Мышка из сказки «Курочка Ряба»)

«Прибыть на ваш праздник не могу. От меня сбежали брюки» (Грязнуля из «Мойдодыра» К. Чуковского)

«Все закончилось благополучно.  Только хвост мой остался в проруби» (Волк из сказки «Лисичка-сестричка и Серый волк»)

«Дорогие гости помогите! Паука злодея зарубите!» (Муха-Цокотуха из сказки  К. Чуковского «Муха-Цокотуха»)

«Я от дедушки ушёл. Я от бабушки ушёл. Отгадайте без подсказки, Из какой ушёл я сказки?» (Колобок, русская народная сказка «Колобок»)

За верный ответ – значок «Эрудит»

4 конкурс «Всего понемножку»

Ответьте на вопросы, ответы запишите в бланк ответов (приложение 2)

1. Как называется картина, на которой изображены виды природы? (Пейзаж)

2. Группа музыкантов, совместно исполняющих музыку на различных инструментах (Оркестр)

3. Какие краски необходимо смешать, чтобы нарисовать зеленую траву? (Желтую и синюю)

4. С какого расстояния назначают пенальти в футболе? (С 11 метров)

5. Ранее эта игра называлась «корзина-мяч». Что это за игра? (Баскетбол)

6. Помещение, где собраны произведения искусства? (Музей)

7. У бабушки жил внук Федор, пес Шарик, кот Васька. Сколько внуков у бабушки? (Один)

8. На березе 8 веток, на каждой ветке по 5 сучков. На каждом сучке по 2 яблока. Сколько всего яблок? (Ни одного — на березе яблоки не растут.)

9. Катится по столу колесо — разноцветное оно. Один угол у него красный, другой зелёный, а третий — синий. Какого цвета будет следующий угол, когда оно докатится до края стола? (У колеса нет углов)

10. Если съесть 1 сливу, что останется? (Косточка)

За правильный ответ – 1 значок «Эрудит»

5 конкурс «Почтовый ящик”

— Ребята, я предлагаю вам узнать по описанию, о ком идёт речь. Ответы записываются в бланк (приложение 3)

Описание первое

У меня на голове чёрная шапочка, спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко-жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно я люблю несолёное сало. Догадались, кто я?”

(Синица)

Описание второе

Меня называют “смотритель леса”. Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клёна. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?” (Поползень)

Описание третье

Я зверь небольшой, и каждый меня знает, но при этом я типичный хищник, охотящийся из засады. Молчаливый, скрытный, бесшумно передвигающийся зверь. Могу часами караулить добычу, которую выслеживаю главным образом с помощью слуха. Из засады бросаюсь молча, делаю несколько стремительных прыжков, но если добыча ускользает, то я её не преследую. Чтобы схватить и удержать добычу использую острые когти. С их помощью лазаю по деревьям. (Кошка)

За правильный ответ – 1 значок «Эрудит»

6 конкурс «Литературный»

Задание: за 1 минуту сочинить стихотворение, в котором используются слова.

1-я команда

кошка – ложка – окошко – немножко

2-я команда

кружка – подружка – лягушка – частушка

За все использованные слова даётся значок «Эрудит»

7 конкурс «Пантомима»

Командам раздаются карточки с заданием (приложение 4)

Даётся время на обсуждение и подготовку. Затем пантомима показывается, а команда-соперница отгадывают задание.

Значок «Эрудит» вручается командам.

Подведение итогов. Подсчитывание значков «Эрудит».

Вручение памятного знака (приложение 5)

Вручение ключа.

— Ребята, когда-то и я, и ваши воспитателями были детьми. Но у нас не было мобильных телефонов, интернета, современного цифрового телевидения, мы не могли быстро получить нужную нам информацию, поэтому мы много читали, часто ходили в библиотеку.

Не секрет, что дети действительно хотят знать всё. Они с любопытством изучают вещи, которые их окружают, природные явления, людей и животных, донимая взрослых тысячами «Почему?» Не зря же малышей ласково называют «почемучками»: именно так маленькие человечки познают мир — ежеминутно задавая вопросы взрослым. Порой эти вопросы настолько неожиданные и сложные, что даже эрудированные родители не в состоянии правильно на них ответить.

В шестидесятых годах прошлого столетия был создан советский научно-популярный киножурнал «Хочу всё знать», который выходил 2 раза в месяц и в доступной форме рассказывал детям обо всём на свете. Каждый сюжет журнала  — это страничка увлекательной энциклопедии, позволяющей юному зрителю найти ответ, казалось бы, на простой, но очень важный вопрос.

Девизом журнала стали слова Игоря Раздорского:

«Орешек знанья твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать!
Нам расколоть его поможет
Киножурнал «Хочу всё знать!»

Всего было создано 335 коротких фильмов. Некоторые из них предлагаю вам посмотреть.

Просмотр киножурнала (приложение 6)

Приложение 1

Приложение 2

Конкурс «Всего понемножку»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Приложение 3

Конкурс «Почтовый ящик»

1.

2.

3.

Приложение 4

Конкурс «Пантомима»

Задание для 1-й команды:

Изобразить утку, которая обучает своих утят хождению “гуськом”

Задание для 2-й команды:

Изобразить обезьян в зоопарке

Приложение 5


 

Приложение 6

Киножурнал «Хочу всё знать!»

https://www.youtube.com/watch ?v=oj2VKpLg_CQ

https://www.youtube.com/watch ?v=bq-_f9V8pqE

Слайд 1

БИТВА ЭРУДИТОВ

Слайд 2

ДЕВИЗ: Эрудиты – это ум, Эрудиты – это мощно. Не страшны нам тишь и шум, Мы в победу верим точно!

Слайд 3

1 тур «своя игра» Русский язык Литература Смекалка Природа 1 1 1 1 2 2 2 2 3 3 3 3 4 4 4 4 5 5 5 5 6 6 6 6

Слайд 4

Тема Русский язык вопрос №1 Найди пару теленок — корова жеребенок – лошадь щенок — собака ? – овца Ответ: ягненок

Слайд 5

Тема Русский язык вопрос №2 Допиши пару, не нарушая закономерности кровать – лежать, стул — … растение – семя, птица — … воробей – птица, окунь — … волк – пасть, птица — … огонь – пожар, вода — … сидеть яйцо рыба клюв наводнение

Слайд 6

Тема Русский язык вопрос №3 Подбери антонимы жарко — … высокий — … тусклый — … широкая — … враг — … тьма — … холодно низкий яркий узкая друг свет

Слайд 7

Тема Русский язык вопрос № 4 Подбери слова по количеству букв.

Слайд 8

Тема Русский язык вопрос № 5 Загадка – шарада Я — дерево в родной стране, Найдешь в лесах меня повсюду, Но слоги переставь во мне И воду подавать я буду. Ответ: сосна – насос

Слайд 9

Тема Русский язык вопрос №6 Замени фразеологизмы одним словом. Прикусить язык – … Ловить ворон – … Водить за нос – … Намотать на ус – … замолчать отвлекаться обманывать запомнить

Слайд 10

Тема ЛИТЕРАТУРА вопрос №1 Как звали теленка из Простоквашино ? Ответ: Гаврюша

Слайд 11

Тема ЛИТЕРАТУРА вопрос № 2 Кто автор сказки «Кот в сапогах»? Ответ: Шарль Перро

Слайд 12

Тема ЛИТЕРАТУРА вопрос № 3 В какой сказке зимой собирали цветы? Ответ: «Двенадцать месяцев»

Слайд 13

Тема ЛИТЕРАТУРА вопрос № 4 Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? Ответ: Олень

Слайд 14

Тема ЛИТЕРАТУРА вопрос № 5 Имя Буратино – итальянца. Ответ: Пиноккио

Слайд 15

Тема ЛИТЕРАТУРА вопрос № 6 Перечислите всех бременских музыкантов. Ответ: Осел, собака, кот, петух

Слайд 16

Тема Смекалка вопрос № 1 Над рекой летели птицы: Голубь, щука, две синицы, Два стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорей? Ответ: 5

Слайд 17

Тема Смекалка вопрос № 2 У квадрата отрезали один угол. Сколько стало углов? Ответ: 5

Слайд 18

Тема Смекалка вопрос № 3 Петя и Миша имеют фамилии Белов и Чернов. Какую фамилию имеет каждый из ребят, если Петя на два года старше Белова ? Ответ: Петя Чернов Миша Белов

Слайд 19

Тема Смекалка вопрос № 4 Назовите пять дней, не называя чисел (1, 2, 3,..) и названий дней (понедельник, вторник, среда…) Ответ: Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра

Слайд 20

Тема Смекалка вопрос № 5 Карандаш положили на пол и попросили нескольких человек перепрыгнуть его. Но никто не смог этого сделать. Почему? Ответ: Его положили вплотную со стеной.

Слайд 21

Тема Смекалка вопрос № 6 Васиного отца зовут Иван Николаевич, а дедушку — Семен Петрович. Какое отчество у Васиной мамы? Ответ: Семеновна

Слайд 22

Тема Природа вопрос № 1 Что лишнее? Луна, береза, кукушка, василек, бабочка, подберезовик. Почему? Ответ: Луна, так как это неживая природа

Слайд 23

Тема Природа вопрос № 2 Какая ягода бывает черной, красной, белой? Ответ: Смородина

Слайд 24

Тема Природа вопрос № 4 Где у кузнечика ухо? Ответ: на ноге

Слайд 25

Тема Природа вопрос № 4 Как называется сушеный виноград? Ответ: изюм

Слайд 26

Тема Природа вопрос № 5 У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? Ответ: У пингвинов

Слайд 27

Тема Природа вопрос № 6 Кого называют санитаром леса? Ответ: Волк

Слайд 28

2 тур «Выбери ответ»

Слайд 29

Вопрос №1 Какой породы был пёс Артемон в сказке «Приключения Буратино»? 1) Лайка 3) Такса 2) Пудель 4) Дворняжка

Слайд 30

ПУДЕЛЬ

Слайд 31

Вопрос №2 Зачем змее язык? 1) Чувствовать запахи 3) Жалить 2) Дразниться 4) Ловить комаров

Слайд 32

Чувствовать запахи

Слайд 33

Вопрос №3 Какая птица кричит громче всех? 1) Курица 3) Голубь 2) Ворона 4) Павлин

Слайд 34

ПАВЛИН

Слайд 35

Вопрос №4 В какой стране корова является священным животным? 1) В Индии 3) Во Франции 2) В России 4) В Англии

Слайд 36

В ИНДИИ

Слайд 37

Вопрос №5 Кто ходит на охоту в львиной семье? 1) Лев 3) Львята 2) Львица 4) Лев и львица

Слайд 38

ЛЬВИЦА

Слайд 39

Вопрос №6 Какой рыбы в природе не существует? 1) Рыба-игла 3) Рыба-ножницы 2) Рыба-меч 4) Рыба-нож

Слайд 40

Рыба-ножницы Рыба-игла Рыба-меч Рыба-нож

Слайд 41

Вопрос №7 У каких птиц самцы красные, а самки зеленоватые? 1) У снегирей 3) У синиц 2) У клестов 4) У щеглов

Слайд 42

У Клестов

Слайд 43

Вопрос №8 Какой гриб использовали врачи во время Великой Отечественной войны в медицине? 1) Мухомор 3) Трутовик 2) Опята 4) Белый гриб

Слайд 44

ТРУТОВИК

Слайд 45

Вопрос №9 В деревне есть часы такие, не мёртвые, а живые, ходят без завода, они птичьего рода. 1) Скворец 3) Петух 2) Будильник 4) Часы

Слайд 46

ПЕТУХ

Слайд 47

Вопрос №10 С какой целью пауки плетут паутину? 1) для ловли добычи 3) для создания уюта 2) для красоты 4) от скуки

Слайд 48

Для ловли добычи

Слайд 49

Вопрос №11 Кто из данных животных притворяется в минуту опасности умирающим? 1) заяц 3) жук 2) волк 4) тигр

Слайд 50

жук

Слайд 51

3 тур «Блиц»

Слайд 52

4 тур «Конкурс капитанов»

Слайд 53

5 тур « танграм »

Цели и задачи:

  • Способствовать развитию интеллектуальных
    способностей, внимания, творческой деятельности
    у младших школьников.
  • Содействовать формированию коммуникативной и
    языковой культуры, повышению интереса к
    предметам: русский язык, литературное чтение,
    математика, окружающий мир.

УУД:

  • Личностные: этические чувства, прежде всего
    доброжелательность и эмоционально-нравственная
    отзывчивость, навыки сотрудничества в разных
    ситуациях.
  • Регулятивные: выбирать действия в
    соответствии с поставленной задачей и условиями
    её реализации;
  • Познавательные: анализ информации;
  • Коммуникативные: договариваться о
    распределении функций и ролей в совместной
    деятельности, оказывать в сотрудничестве
    взаимопомощь, слушать собеседника.

Ход мероприятия

I. Вступительное слово. Слайд 1.

Здравствуйте! Мы начинаем нашу игру “Эрудит”.
Задания позволят вам еще раз проявить вашу
смекалку, взаимопомощь и поддержку. А нашим
судьям предстоит справедливо судить ответы
участников.

Представление команд (по 5 человек).

Командам раздаются маршрутные листы, и каждая
команда отправляется по своему маршруту.

II. Улица Весёлых Математиков. Слайд
2-3.

Игра “Считай — не зевай!”. У
участников на груди таблички с числами: 63, 45, 32, 16,
15. Таблички команд различаются по цвету. В 5-6
шагах перед каждой командой ставится стул.
Ведущий предлагает играющим пример. Примеры
записаны на табличке. Играющие у уме
подсчитывают результат. Тот, у кого окажется
табличка с ответом, бежит к стулу и садится на
него. Очко засчитывается той команде,
представитель которой сядет на стул раньше.

  • 36:4*7
  • (29+25):6*5
  • 24+64:8
  • 81-19-47

III. Улица Буриме. Слайд 4.

Что такое буриме? Это литературная игра,
заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных,
на заданные рифмы. (10 баллов). Можно
использовать любой вариант, но одинаковый для
двух команд.

………………………….. солнце ……… ………………… вдохновения
………………………….. оконце ……… ………………… душой
………………………….. привет ……… ………………… красотой
………………………….. кабинет. ……… ………………… упоения.

IV. Улица Детективов. Слайд 5-11.

Узнай героя. За каждый правильный ответ 2 балла
(если называют героя и автора произведения).

Всех на свете он добрей
Лечит он больных зверей,
Он известен, знаменит,
Добрый ……… (доктор Айболит) Корней Иванович
Чуковский

Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами. (Конёк-горбунок) Пётр
Павлович Ершов

Солома у него внутри
И нет мозгов,
Но добрый он и разбирается
во многом даже лучше мудрецов. (Страшила) Александр
Мелентьевич Волков

Этот шалопай и озорник,
Очень любит плюшки и варенье,
А так же хулиганить и устраивать развлечения.
Моторчик у него на спине,
Живет он на крыше,
И летает многих птиц он выше. (Карлсон) Астрид
Амнна Эмимлия Линдгрен

Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка) Ханс
Кристиан Андерсен

В этой сказке ради шутки
Замечательные утки
Понесли с собой на юг
Позабывшую испуг.
Как зовётся их подружка?
Да, конечно же,… (Лягушка!) Всемволод
Михамйлович Гамршин

V. Улица Юных Натуралистов. Слайд 12-19.

1. Разминка. За каждый правильный ответ 1 балл.

  1. Какое дерево считается национальным деревом
    России? (Береза)
  2. У какого животного самая толстая кожа?
    бегемота)
  3. Какая рыба является самой большой в мире? (Акула)
  4. Какое самое высокое дерево в мире? (Эвкалипт)
  5. Назовите самую большую из птиц. (Страус)
  6. Какая самая маленькая птичка? (Колибри)
  7. Назовите самый ядовитый гриб. (Бледная
    поганка)

2. Разгадай кроссворд. За каждый правильный
ответ 1 балл.

  1. Детёныши каких животных питаются молоком чужой
    матери? (Зайчата)
  2. Какие детёныши рождаются голыми, а через
    несколько часов имеют покров? (Ежата)
  3. Самый чистоплотный зверёк. (Барсук)
  4. Какая из птиц, обитающих в России, летает
    быстрее всех? (Стриж)
  5. У каких птиц есть специальные “детские ясли”? (Пингвины)
  6. Какой хищный зверь падок до малины? (Медведь)
  7. Про каких животных можно сказать, что вылезают
    из кожи вон? (Змеи)

VI. Улица Грамотеев. (3 балла) Слайд 20.

Составь предложение. Перед каждой командой
положить по листку бумаги и карандаш. На листках
заранее написаны первые слова. Участники команд,
по очереди подбегая к столу, должны приписать по
одному слову так, чтобы получилась законченная
фраза.

VII. Улица Шариков-смешариков. Слайд 21.

Каждой команде раздать по одному воздушному
шарику, маркеры, клей, пуговицы, кусочки ткани,
ленточки, цветную бумагу и т.д.

Задача: украсить воздушный шарик. Жюри
в это время подводит итоги.

VIII. Награждение команд.

Использованная литература.

  1. Архарова Л.И., Гребенкина Л.К., Демидова
    С.Б.”Сценарии праздников, классных часов, игр,
    развлечений для начальной школы”./ М.: Центр
    “Педагогический поиск”, 2004 –160 с.
  2. Минскин Е.М. “От игры к знаниям”: Пособие для
    учителя. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987. –
    192 с.: ил.
  3. Шаблон http://allaklein.ucoz.ru/_ld/2/88407832.jpg
  4. Картинки: https://yandex.ru/images/search?img_

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий конкурса стихов про осень
  • Сценарий конкурса электромонтеров
  • Сценарий конкурсной программы мисс лагеря
  • Сценарий конкурса среди работников культуры
  • Сценарий конкурса патриотических песен