Конкурсно-игровая программа
«Музыкальный ринг»
В зале установлены два стола для команд
Ведущая: Добрый день всем, кто присутствует сегодня в этом уютном зале! А собрались мы с вами по особому случаю. Сегодня мы проводим конкурсно-игровую программу «Музыкальный ринг».
Везде, где трудится или отдыхает человек, звучит музыка. Наверное, каждый из вас задавал себе вопрос: «Что такое музыка?». Что же это такое, как вы считаете?
Ответы детей.
Ведущая: Древние философы утверждали, что музыка — это величайшая сила. Она может заставить человека любить и ненавидеть, убивать и прощать. Она помогает поднять настроение, поддерживает в трудную минуту. Музыка обладает какой-то особой силой воздействия на человека. Люди знали об этом и не сомневались, что в звуках музыки скрыто волшебство и таинство, благодаря которому музыка управляет их действиями и чувствами.
Сегодня собрались вы здесь
Нам показать свои познания.
И музыка сейчас для вас
Устраивает состязания.
За все правильные ответы вы получите ноту. Чем больше правильных ответов, тем больше нот!
А теперь давайте познакомимся с участниками «Музыкального ринга». Предлагаю вам участников «Домисольки» и «Веселые нотки».
Чтоб пыл веселья не угас,
Чтоб время шло быстрее,
Друзья, мы приглашаем вас
К разминке поскорее.
Каждой команде я задам по 5 вопросов. Если команда затрудняется с ответом, право ответить дается команде – сопернице. Если и соперники затрудняются ответить, вопрос снимается. Ребята, в этом конкурсе не обязательно знать музыкальную грамоту. Будьте внимательны, ведь в моих словах находятся подсказки.
Первый конкурс — «Музыкальная разминка»
Вопросы 1 команде «Домисольки».
1.Пять веревочек висят,
С них сто птичек голосят. (нотный стан и ноты)
2. Нота говорит: «Мерси!»,
Ездит только на такси,
Обожает мокасины,
Силачей и апельсины. (нота си)
3. Эта нота там, где дождик,
Сладости и подорожник,
С ней и радость, и задор,
С ней добрее командор. (нота до)
4. Эта нота есть в гуляке,
И в каляке, и в маляке,
В землянике на полянке,
А еще в стеклянной склянке. (нота ля)
5. Знает нота, что она
Населяет мир одна. (нота ми)
Вопросы 2 команде «Веселые нотки».
1. На пяти проводах
Отдыхает стая птах. (ноты, нотный стан)
2. Эта нота в каждом доме,
В каждой будочке живет.
То лежит она в ладони,
То на лодочке плывет. (нота до)
3. Нота мчит на бал в карете,
Плещет в море и в реке,
Есть она и в винегрете,
И в ремне, и в теремке. (нота ре)
4. Нота водится в камине,
Ест миндаль и ходит в мини,
Может мину заложить
И в милиции служить. (нота ми)
5. Нота на консоль встает
И сольфеджио поет. (нота соль)
Разминка закончена. Общий счет:
Команды получают нотки за каждый правильный ответ.
Второй конкурс — «Угадай мелодию»
Сейчас вашему вниманию будет предложено несколько фрагментов детских песен. Вам нужно будет отгадать, какой мультипликационный герой поёт песенку и назвать его (можно сказать название м/ф). Если команда называет и героя, и мультфильм, то получает дополнительный балл. Первая угадавшая команда должна поднять руку и только потом дать свой ответ. Просьба не выкрикивать.
Музыкальный материал:
• Песенка крокодила Гены «Голубой вагон» (из м/ф «Приключения Чебурашки и крокодила Гены»);
• Песенка мамы дяди Фёдора «Кабы не было зимы» ( из м/ф «Зима в Простоквашино»);
• Колыбельная медведицы (из м/ф «Умка»);
• Песенка «Облака» (из м/ф «Трям! Здравствуйте!»);
• Песенка Вини — Пуха «Если я чешу в затылке» (из м/ф «Вини-Пух и все-все-все»);
• Песенка кота Леопольда «Я весь день сижу» (из м/ф «Приключения кота Леопольда»);
• Песенка Львёнка и Черепахи «Я на солнышке лежу» (из м/ф «Львёнок и Черепаха»);
• Песенка Мамонтёнка «По синему морю» (из м/ф «Мама для мамонтёнка»);
• Песня охранников «Ох, рано встает охрана» (м/ф «Бременские музыканты»);
• Частушки Бабок — Ёжек (из м/ф «Летучий корабль»)
Третий конкурс – «Загадки про музыкальные инструменты»
Командам по очереди загадываются загадки, на слайдах появляются картинки – ответы на музыкальные загадки.
1. Он по виду брат баяну, где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану, всем знаком….(аккордеон)
2. У какого инструмента клавиши есть и педаль,
Что же это? Несомненно, это славный наш ….(рояль)
3. Приложил к губам я трубочку, полилась по лесу трель,
Инструмент тот очень хрупкий, называется …(свирель)
4. Движенья плавные смычка приводят в трепет струны,
Мотив звучит издалека, поёт про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив, её названье…(скрипка)
5. Ящик на коленях пляшет, то поёт, то горько плачет (баян)
6. Сверху кожа, снизу тоже, в серединке пусто.
Деревянные подружки пляшут на его макушке.
Бьют его, а он гремит, в ногу всем шагать велит… (барабан).
7. Он любит, когда его бьют,
Покоя ему не дают –
Он пляшет в руках и звенит,
И добрых людей веселит! (бубен)
8. Коснулись – ожило
Прозрачное крыло,
И нас с тобою в сказку
Легко так унесло. (арфа)
9. Из дерева вырублены,
Гладко выписаны
Поют, заливаются
Как называются … (гусли)
Четвертый конкурс — «Музыкальная путаница»
Каждая команда вытягивает карточку с перепутанными словами из песен. Вы должны будете правильно поставить слова и угадать что это за песня, а затем спеть фрагмент этой песни.
— дождик, плакать, грустный, перестанет, самый. (песня «Улыбка» из м/ф «Крошка Енот»)
— в сказкой дом кто входит доброй. (песня «Буратино» из к/ф «Приключения Буратино»)
Пятый конкурс – «Конкурс капитанов»
Капитан каждой команды делает шаг и называет музыкальный инструмент. На обдумывание 5 секунд.
Я хочу подарить всем вам комплимент: вы самые весёлые, умные и талантливые дети. А сейчас покажите мне правую руку…, левую руку… и дружно поаплодируйте друг другу. Игра окончена. До свидания!
Форма проведения: Внеклассное мероприятие по музыке.
Дата проведения: 1 октября – в Международный День Музыки.
Место проведения: кабинет музыки или актовый зал
Участники: две команды по 6 человек
Цель: способствовать формированию у учащихся устойчивого интереса
к музыкальным занятиям, потребности в постоянном интеллектуальном и творческом
самосовершенствовании.
Задачи:
- Познакомить участников с одной из форм внеклассного занятия по
музыке - Способствовать проявлению и развитию индивидуальных и коллективных
творческих способностей студентов в учебной деятельности и на практике - Развивать инициативу, самостоятельность и творчество учащихся
Подготовительная работа:
- Объявление конкурса в группах.
- Создание в группах команд-участниц в количестве 6 человек.
- Подбор названия команде, ее музыкальное приветствие и музыкальное
домашнее задание. - Разработка преподавателем хода внеклассного мероприятия.
- Сбор материалов к внеклассному занятию (подборка и монтаж музыки,
подготовка вопросов к заданиям, иллюстративный материал и др.). - Подготовка концертного номера.
- Оформление кабинета к мероприятию.
- Подготовка грамот и призов участникам.
- Работа с членами жюри.
Оформление, оборудование и инвентарь:
- Музыкальный центр.
- Синтезатор.
- Шумовые инструменты.
- Таблички с указанием групп и жюри.
- Поднос, черный ящик, предметы черного ящика.
- Отпечатанные материалы в конвертах.
- Коллаж из фото музыкальных деятелей.
- Красные шапочки и свистки.
- Листы и ручки для записи.
- Резиновые игрушки-пищалки.
Ход мероприятия
Ведущий. Добрый всем день! Сегодня мы с вами собрались по удивительному
случаю.1 октября весь мир отдает свою любовь и внимание такому замечательному
искусству, как “Музыка”. Сегодня я вас пригласила для участия в конкурсной
программе под названием “Музыкальный ринг”, посвященной Дню Музыки.
Итак, представляю вам команды групп-участников нашей сегодняшней игры.
- Представление первой группы участников.
- Представление второй группы участников.
Звучат фанфары и шумовые инструменты.
Оценивать творческие и интеллектуальные способности участников предстоит
членам строгого, но справедливого жюри, в состав которого вошли: объявление
членов жюри.
Звучат фанфары и шумовые инструменты.
Приветствуем классных руководителей.
Звучат фанфары и шумовые инструменты.
Приветствие гостей.
Звучат фанфары и шумовые инструменты.
Приветствие зрителей.
Звучат фанфары и шумовые инструменты.
Раунд 1. “Приветствие”.
Представление команд и их музыкальное приветствие.
Раунд 2. Конкурс капитанов. “Птичка на хвосте принесла”
Вам будут предложены крылатые выражения, связанные с музыкой. Нужно объяснить
их значение.
– Играть первую скрипку.
– Медведь на ухо наступил.
– Поет, как соловей.
– Лебединая песня.
Раунд 3. “Озвучка”.
Раздать игрушки-пищалки в качестве звуковых сигналов.
Сейчас вашему вниманию будет предложено несколько фрагментов детских песен.
Вам нужно отгадать, какой мультипликационный герой участвует в песенной озвучке
и назвать его. Первая угадавшая команда должна подать звуковой сигнал, и только
потом дать свой ответ.
Музыкальный материал для озвучки:
- Песня Бременских музыкантов: “Ничего на свете лучше нету”
- Частушки Бабок – Ежик из м/ф “Летучий корабль”
- Песенка Львенка и Черепахи “ Я на солнышке лежу”
- Песенка кота Леопольда “Я весь день сижу…”
- Песня охранников “Ох, рано встает охрана” из м/ф “Бременские музыканты”.
- Песенка крокодила Гены и Чебурашки “Пусть бегут…”
- Песенка Вини – Пуха “Если я чешу в затылке”
- Песенка Мамонтенка “По синему морю”
- Песенка мамы дяди Федора “Кабы не было зимы” из м/ф “Зима в
Простоквашино” - Колыбельная Медведицы из м/ф “Про Умку”
- Песенка Волка и Зайца “Расскажи, Снегурочка, где была?” из м/ф “Ну,
погоди!”
Раунд 4. “Музыкальный багаж”
(Конверт с заданием и ручка)
Музыкантам оркестра купили инструменты. Кому и какие, вам предстоит узнать,
распечатав конверт и, подписав на этом же листе с заданием, правильные ответы.
Далее этот лист с ответами кладется в конверт и доставляется на стол жюри.
Время выполнения задания 1 минута.
Смотри рисунок.
Ответы: скрипка, контрабас, труба, гитара, баян.
Раунд 5. “Черный ящик”
Музыкальная заставка. Заносится ящик.
Сейчас вам предстоит узнать, что находится внутри этого ящика? Как только вы
догадаетесь, о чем речь, нужно подать звуковой сигнал.
В черном ящике находится портрет величайшего композитора. Кто он?
Его именем назван Международный конкурс исполнителей, проходящий в Москве. Он
– автор 10 опер, 3 балетов, 6 симфоний,3 концертов для фортепиано с оркестром,
свыше 100 произведений для фортепиано и 100 романсов. Среди его произведений:
оперы “Пиковая дама”, “Евгений Онегин”, “Иоланта” и др. Балеты: “Лебединое
озеро”, “Спящая красавица”, “ Щелкунчик”. Родился 25 апреля 1840 года в поселке
при Воткинском металлургическом заводе.
Раунд 6. Блиц-турнир “Красная кнопка”
1 человек из команды – это красная кнопка. Он надевает красную шапочку и
берет в рот свисток. “Красную кнопку” усаживают на стул.
Остальные участники, должны давать ответы на предложенные вопросы.
Их рука находится у “кнопки”. Нажав на кнопку, она должна сработать, т.е.
засвистеть. После этого можно назвать ответ.
Если прозвучит неправильный ответ, то право ответа предоставляется другой
команде.
Вопросы блиц-турнира.
- Как называется перерыв между действиями в спектакле, опере или между
отделениями концерта? Антракт. - Как называют музыканта – исполнителя, в совершенстве владеющего техникой
своего инструмента? Виртуоз. - На стихи какого русского поэта написан романс “Клен ты мой опавший?”
Есенин. - назовите имя стюардессы, ставшей знаменитой, благодаря песне В.
Преснякова? Жанна. - Как называется графический знак для записи музыкальных звуков? Ноты
- Самый большой духовой клавишный музыкальный инструмент? Орган.
- Название какого инструмента содержит 2 термина: “громко” и “тихо”?
Фортепиано. - Какой музыкальный инструмент сочетает в себе фортепиано и гармонь?
Аккордеон. - Назовите самого знаменитого певца в греческой мифологии. Орфей.
- Как называется очень быстрая игра на барабане? Дробь.
- Какой музыкальный инструмент используется как эталон высоты при
настройке инструментов? Камертон. - Какие животные помогли Юрию Никулину стать не только популярным актером,
но и эстрадным певцом? Зайцы (песня из кинофильма “Бриллиантовая рука”). - Как называют человека, который в народном или армейском хоре начинает
песню? Запевала. - Как называют музыканты 5 линеек, на которых пишутся ноты? Нотный стан
или нотоносец. - Как называют страстного любителя музыки? Меломан.
- Какое произведение чаще всего исполняют влюбленные юноши, стоя под
окнами своих избранниц? Серенада. - Писатель Успенский придумал крокодила Гену, а кто из композиторов
“научил” его петь? Владимир Шаинский. - На каком музыкальном инструменте играла Наташа Ростова, героиня романа “
Война и мир” Л.Н. Толстого? Арфа. - Как называлась знаменитая ливерпульская четверка, навсегда вписавшая
свое имя в историю мировой рок – музыки? Биттлз. - Как называется русский народный трехструнный щипковый инструмент?
Балалайка. - Как называется старинный всемирно известный студенческой гимн?
Гаудеамус. - Какой специальный музыкальный знак обозначает повышение ноты на полтона?
Диез. - Каким музыкальным инструментом в совершенстве владел древнегреческий бог
Апполон? Кифарой. - Композитор, написавший музыку к более чем к 120 фильмам, в т.ч. и к
детским: “Приключение Электроника”, “Гости из будущего”? Евгений Крылатов. - Как называется музыкальная погремушка? Маракас.
- Кто из певцов композиторов помог стать эстрадной звездой Наташе
Королевой? Игорь Николаев. - Перерыв в звучании музыки? Пауза.
- Какая геометрическая фигура стала музыкальным инструментом?
Треугольник. - Какой язык является родным для певицы Мирей Матье? Французский.
- Какой музыкальный инструмент назван в честь древнерусского певца –
сказителя? Баян. - Назовите фамилию русского композитора, который обрел совершенную славу и
бессмертие благодаря единственному произведению – знаменитому романсу
“Соловей”? Алябьев. - Каким музыкальным инструментом владел Садко, герой известной сказки?
Гусли. - Последнее сочинение Моцарта? Реквием.
- Какого композитора слушают все новобрачные? Мендельсон.
- Кто написал музыку к известной песне “Надежда”? Александра
Пахмутова. - Назовите фамилию знаменитого русского певца, друга А.Горького,
обладавшего неповторимым басом? Ф. И. Шаляпин. - Какой музыкальный инструмент используют многие шаманы во время
проведения культовых обрядов? Бубен. - Как называется группа и шоу программа, организованная Барри Алибасовым?
На-На. - Имя советской популярной эстрадной певцы, которая родилась во Франции,
росла в Польше, живет в России, а концерты дает по всему миру. Она – бабушка
известного певца – Стаса. Эдита Пьеха.
Раунд 7. “Фотогаллерея”.
Предлагаем вам коллаж из фотографий музыкантов.
В течение 1 минуты вам нужно будет угадать и назвать их. Итак, настарт,
внимание, марш!
♫ А сейчас, пока команды готовятся к показу домашнего задания, мы предлагаем
вам посмотреть концертный номер.
Раунд 8. “Домашнее задание”.
Показ группами домашнего задания.
Ведущий. Спасибо всем за выступления. А пока жюри подводит итоги, мы
подготовили для вас еще один музыкальный номер.
♫ Звучит концертный номер.
Ведущий. Слово для подведения и награждения предоставляется членам жюри.
Жюри подводит итоги.
Ведущий. Уважаемые друзья! Наша программа завершается. Я хочу
поблагодарить всех вас за участие, внимание, проявленное творчество и хорошее
настроение от нашей с вами встречи. Очень надеюсь, что впереди у нас еще
множество прекрасных минут и часов от встреч с музыкой.
Всего вам доброго!
♫ Звучит музыка.
Сценарий игровой программы «Музыкальный ринг»
Ход мероприятия
Рада видеть вас на конкурсной программе «Музыкальный ринг».
А судить вас будет жюри. Разрешите вам представить строгое, но справедливое жюри, которое будет оценивать участников нашего шоу.
Нам нужно разделиться на 2 команды:
Ведущий. 1 конкурс Сейчас вашему вниманию будут представлены слова из песен, которые вы слышали в мультфильмах.
Необходимо назвать героя и название мультфильма, в котором поется эта песня. Те, кто быстрее всех угадает , тот и будет участником игры! Итак
1. «А я все чаще замечаю,
Что меня как-бyдто кто-то подменил.
О моpях и не мечтаю —
Телевизоp мне пpиpодy заменил»
(Песенка Матроскина из м/ф«Простоквашино»).
2. «Ложкой снег мешая,
Ночь идет большая,
Что же ты, глупышка, не спишь?
Спят твои соседи —
Белые медведи,
Спи скорей и ты, малыш.»
(Колыбельная Медведицы из м/ф «Умка»)
3. «Я был когда-то странной
Игрушкой безымянной,
К которой в магазине
Никто не подойдет.
(Песенка Чебурашки м/ф «Чебурашка и крокодил Гена»).
4. — Расскажи, Снегурочка,
Где была?
Расскажи-ка, милая,
Как дела?
— За тобою бегала,
Дед Мороз,
Пролила немало я
Горьких слез.
(Песенка Снегурочки и Деда Мороза из м/ф «Ну, погоди!»).
5. «Растяни меха, гармошка,
Эх, играй, наяривай!
Пой частушки, бабка Ёжка,
Пой, не разговаривай!»
(Песенка Бабок Ежек из м/ф «Летучий корабль»).
6. «Если долго, долго, долго,
Если долго по тропинке,
Если долго по дорожке
Топать ехать и бежать,
То, пожалуй, то конечно,
То наверно, верно, верно,
То возможно, можно, можно,
Можно в Африку прийти»
(Песенка Красной Шапочки м/ф «Красная Шапочка»).
Ведущий: 2 конкурс: Перевёртыши. Каждой команде я зачитываю строчки песен и стихотворений перевернув в них по смыслу каждое слово, ваша задача-отгадать как в оригинале звучат эти слова сказать
-
Погибли у деда четыре грустных утки.(жили у бабуси два весёлых гуся)
-
В поле засохла берёзка. (в лесу родилась ёлочка)
-
Большой осине тепло зимой ( маленькой елочке холодно зимой)
-
4) завяли пальмы и баобабы(расцветали яблони и груши)
-
Зной и луна, ужасная ночь(мороз и солнце, день чудесный)
-
Пусть ползут очень ловко автомобилисты по сухой дороге (пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам)
-
Лунный квадрат, а внутри-земля-это чертёж девчонки (Солнечный круг, небо вокруг-это рисунок мальчишки)
Ведущий: 3 конкурс. Угадай песню по описанию.
1) Песня об одинокой красавице.
(«Во поле березка стояла»)
2) Песня о ежедневных занятиях детей в течение 10-11 лет.
(«Чему учат в школе»)
3) Песня о кусочке земли, на котором растут бананы и кокосы, и очень весело проводится время.
(«Чунга-Чанга»)
4) Песня о трагической смерти маленького насекомого.
(«В траве сидел кузнечик»)
5) Песня о средстве, с помощью которого можно преодолеть все трудности.
(«Если друга встретил друг»)
6) Песенка о плохой погоде в день рождения.
(«Песня Гены»)
Ведущий: 4 конкурс. Угадай загадку.
Я буду загадывать загадки о музыкальных инструментах, а вы должны отгадать.
У какого инструмента
Есть и струны, и педаль?
Что же это? Несомненно,
Это звонкий наш… (Рояль)
Он по виду брат баяна,
Где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану,
Всем знаком… (Аккордеон)
Громче флейты,
Громче скрипок,
Громче труб наш великан:
Он ритмичен, он отличен –
Наш веселый… (Барабан)
Приложил к губам я трубку,
Полилась по лесу трель,
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется… (Свирель)
Ведущий: 5 конкурс. Блиц-опрос.
1. Что мы слышим ухом? (Звук).
2. Как называют музыканта или певца, играющего или поющего в сопровождении оркестра или хора? (Солист).
3. Музыкальный инструмент в форме стола на трёх ножках (рояль).
4. Как называются графические знаки для записи музыкальных звуков? (Ноты).
5. Музыкально-драматическое произведение, в котором действующие лица не говорят, а поют (опера).
6. Торжественная песня – символ государства (гимн).
7. Перерыв между действиями оперы (Антракт).
8. Музыкальный инструмент с грифом и шестью (может быть, с семью) струнами (гитара).
9. Палочка с натянутым вдоль неё волосом для игры на скрипке (смычок).
10. Какой танец раньше принято танцевать с кинжалами? (Лезгинку).
11. Какой великий композитор начал свою концертную деятельность с пяти лет? (Моцарт).
12. Струнный инструмент, который называют «душой оркестра»? (скрипка).
13. Как называется музыкальное сопровождение песен? (Аккомпанемент).
14. Какой из инструментов является самым большим в мире? (орган).
Ведущий. Конкурс 6-й.Частушка
Ведущий. Частушка – уникальное явление в народном творчестве. С одной стороны, частушка исключительно проста по форме – всего четыре строчки; но, с другой стороны, сочинить частушку совсем непросто. Ведь в четырёх строчках надо рассказать целую историю, причём с юмором. Вот пример частушки:
Ходит Ванька по деревне,
Девкам улыбается –
У него вставная челюсть –
Рот не закрывается.
Задание. Придумать частушку, которая оканчивалась бы такими словами:
— «… глаз не открывается»
-
«… брови осыпаются»
— «… зуб давно качается»
— «… уши развеваются»
Жюри подводит итоги.
Музыкальный ринг «Песни, опаленные войной».
Сценарий разработан и проведен учителем музыки и старшей вожатой – Игнатовой Людмилой Владимировной.
Цели:
Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, воспитание уважительного отношения к старшему поколению, памятникам войны.
Организация совместной деятельности администрации, педагогов и родителей в воспитании детей.
Активизация работы с родителями, поиск новых путей привлечения семьи к участию в учебно-воспитательном процессе школы.
Участники и условия проведения.
Музыкальный ринг «Песни военных лет» был посвящен 75-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне. В мероприятии приняли участие две команды: команда учащихся, родителей и учителей. Каждая команда выбрала песни, написанных в годы Великой Отечественной войны. Эти песни прозвучали в разном исполнении: соло, дуэт, трио, ансамбль, хор. Команда родителей работала под руководством членов общешкольного родительского комитета. С учащимися работали классные руководители, которые вместе определились с выбором песен. Ответственный за организацию воспитательной работы подготовила сценарий, репетировала с ведущими, подготовила объявление и приглашения на мероприятие, оформила зал, т.е. отвечала за процесс подготовки и проведения музыкального ринга.
На мероприятии присутствовали родители, бабушки и дедушки учащихся, педагоги, ветераны труда, дети войны (ветеранов войны в нашем Муниципальном образовании уже, к сожалению, нет).
Члены жюри за каждое выступление выставляли от 1 до 10 баллов. Были отмечены грамотами три номера, набравшие наибольшую сумму баллов. Подвели итоги выступления команд, для которого все баллы выступлений суммировали.
СЦЕНАРИЙ
музыкального ринга «Песни, опаленные войной»
Ведущий 1:
Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
Ведущий 2: Песни военных лет…Сколько их, прекрасных и незабываемых. И есть в них все: горечь отступлений в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов. И если бы сейчас послушать все лучшее, что создали поэты и композиторы в те годы, это была бы музыкальная антология истории Великой Отечественной войны.
Ведущий 1: О песнях, памятниках военных лет, об их авторах и истории их создания мы поведем наш рассказ.
Ведущий 2: 1941-1945 годы. Великая Отечественная война. Решался вопрос о самой жизни нашего Отечества. Победу принесли не только армия, но и весь народ: солдаты на фронте, партизаны, труженики тыла. Но какой ценой? На каждого убитого немецкого солдата приходилось пять убитых советских солдат. Нет единого мнения о том, сколько мы потеряли на этой войне. 20 миллионов? 22 миллиона? 27 миллионов или больше? И всё-таки оптимизм и вера в лучшее не покидали солдат в трудные минуты, а весёлая песня вела за собой.
Ведущий 1: Сегодня со сцены будут звучать песни, которые были, есть и будут ярчайшей страницей духовного богатства России, страницей, которая наполнена надеждой, несокрушимым оптимизмом и глубокой любовью к России!
Ведущий 2: Скоро, совсем скоро наступит праздник «День Победы», праздник со слезами на глазах. Сколько их, молодых парней, легло навечно в землю, для того чтобы на минуту приблизить этот день, сколько их не увидело своих детей и внуков, сколько их… миллионы лучших, миллионы красивых и умных, добрых и смелых!!!
Ведущий 2: Почтим их память минутой молчания.
(Минута молчания…)
Звучит метроном
Ведущий 1: У нас в гостях папы и мамы, бабушки и дедушки наших учеников, дети войны.
Ведущий 2: В музыкальном ринге «Песни военных лет» примут участие учащиеся, родители и учителя нашей школы. Участники представят номера в разном исполнении: соло, дуэт, трио, ансамбль. В конце мероприятия жюри отметит все номера по номинациям.
Ведущий 1: Разрешите представить наше уважаемое жюри: _____________________________
Ведущий 1: Итак, мы начинаем.
На фоне мелодии «Священная война» звучат слова
Ведущий 2: Песня «Священная война», ставшая своеобразным гимном Великой Отечественной войны, была написана сразу же после её начала поэтом В. И. Лебедевым-Кумачом.
Ведущий 1: Группа Ансамбля, оставшаяся пока в Москве, 24 июня 1941 года выступила прямо на перроне Белорусского вокзала перед призывниками.
Ведущий 2: С песней «Священная война» шли колонны советских солдат по фронтовым дорогам на запад, эту песню пели шепотом в партизанских землянках, на торжественных парадах и в короткие интервалы между боями.
Ведущий 1: Она прошла землями освобожденной Польши и Румынии, Чехословакии, Венгрии и Болгарии
«Священная война», 2б (Вокальная группа)
Ведущий 2: В каждой культуре, у каждой нации есть свои определяющие символы, артефакты. В России к таким символам относится марш «Прощание славянки».
Ведущий 1: Марш был написан в 1912 году в Тамбове, штабс-трубачом 7-го запасного кавалерийского полка, Василием Ивановичем Агапкиным под впечатлением от событий на Балканах, когда за свободу от турецкого ига боролись Болгария, Сербия, Черногория, Греция.
Ведущий 1: В двадцатые годы марш практически попал под запрет и перестал исполняться.
Ведущий 2: Существует легенда, что марш «Прощание славянки» звучал в ноябре 1941 года, когда бойцы прямо с Красной площади уходили на фронт, а также в 1945 году на Параде Победы. Это не подтверждается документально, но факт возникновения легенды говорит о значимости марша.
Ведущий 1: Этот марш порой называется перронным, потому что под него прощаются на вокзале. Теперь и в мирной жизни. Сегодня под звуки марша отправляются теплоходы на Волге и поезда во многих городах страны.
Ведущий 2: «Дочь композитора рассказывала, как однажды в Нью-Иоркском метро она остановилась послушать бродячего аккордеониста, и произошло чудо: музыкант, даже не догадываясь кто стоит рядом, вдруг заиграл русский марш «Прощание славянки», некогда написанный ее отцом».
Попов Всеволод. 8 а «Прощание славянки»
Ведущий 1: Звучит минусовка песни «Катюша».
Ведущий 2: Вы уже догадались о какой песне пойдет речь….
Зрители: «Катюша»
Ведущий 1: Однажды известный поэт Михаил Исаковский, на ту пору уже автор всенародно любимых песен (1938 год) сочинил четверостишие:
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.
Ведущий 2: А дальше стихи не складывались ни в какую. Он и сам потом рассказывал, что не знал, что делать с этой «Катюшей», а потому отложил листок в сторонку, как говорится, в долгий ящик. Но все равно никак не мог забыть строчки.
Ведущий 1: Вскоре у поэта состоялось знакомство с композитором М.И.Блантером, которому он и посетовал, что застопорилось стихотворение. А тот возьми, да и попроси зачин, который уже имелся. Но как только взял Матвей Блантер листок с четверостишием, так тут же и сам потерял покой. Наконец, все сложилось вместе, и песня зазвучала. Премьера ее состоялась не где-нибудь, а в Колонном зале Дома Союзов, где в ноябре 1938 г. исполнила «Катюшу»
Ведущий 1: Михаил Исаковский получил за ее текст Сталинскую премию, которую передал землякам. Они установили на берегу памятный камень, а потом и музей «Катюши» создали.
(Фото)
Ведущий 2: Такого, конечно же, нигде в мире больше нет, песню знают и поют по всему свету: и на немецком, на китайском и на многих языках мира.
Ведущий 1: Особую популярность песня Катюша получила в дни Великой Отечественной войны. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма.
На фронте было немало реальных героинь с песенным именем.
(Фото Катерин, которым была посвящена песня)
Ведущий 2: Всего же исследователи насчитывают только одних текстов на мотив «Катюши» свыше ста вариантов!
Ведущий 1: Милая сердцу «Катюша» всегда была вместе с солдатами – песня на войне нужна, наверное, куда больше, чем в мирной жизни.
В годы войны «Катюша» представилась в новом качестве, она «запела» орудийными залпами. 14 июля 1941 года был дан первый залп из БМ-13, прозванных «Катюшами», дала батарея капитана Флерова.
Ведущий 2: для вас песня «Катюша» в исполнении дуэта учащихся 1 б класса Севастьяновой Полины и Эсаулова Александра
«КАТЮША»
Ведущий 2: Когда враг напал на нашу страну, повсеместно – сначала до Волги, а потом и глубже, в тылах России, – было введено затемнение. На улицах – ни фонаря, окна к вечеру плотно закрывались шторами и листами черной бумаги.
Ведущий 1: Затемнение придавало фронтовой характер городам и селам, как бы далеко от линии боев они ни находились. И вдруг на фронт прилетела песня «Огонек». Это было в тяжелую пору.
Ведущий 2: Сейчас трудно себе представить, какое ошеломляющее впечатление произвела эта картина: уходит боец на позиции и, удаляясь, долго видит огонек в окне любимой. А люди знали: половина страны погружается ночью в непроглядную темноту, даже машины не зажигают фар, и поезда движутся черные. Вражеские самолеты не найдут цели!
Ведущий 1: Поэтический образ огонька на окошке превратился в огромный и вдохновляющий символ: не погас наш огонек, никогда не погаснет! Песня еще одной неразрывной связью скрепила фронт и тыл».
Песня «Огонек», 5 б
Ведущий 2: Песня «В довоенной музыкальной кинокомедии «Трактористы» с самых первых кадров, звучала песня про трех танкистов — “Экипаж машины боевой”. Задорная, зажигательная и очень мелодичная песня стала лейтмотивом картины.
Ведущий 1: Инициатором создания такой именно песни, по свидетельству ее авторов — поэта Бориса Ласкина (1914—1983) и композиторов Дмитрия и Даниила Покрасс, был режиссер-постановщик “Трактористов” Иван Александрович Пырьев
Ведущий 2
В дни Великой Отечественной войны, в короткие и редкие минуты солдатских привалов песня поднимала дух советских солдат. Песня эта прожила долгую жизнь, ей уже под 80, живет она и сегодня.
в исполнении вокальной группы 2 а «Три танкиста»
Ведущий 1:
Сколько же было создано в военные годы песен о любви, о разлуке, о верности. Они пелись бойцами в землянках, в лесу. От них становилось теплее, от них утихала боль разлуки.
Ведущий 2:История создания и смысл «Смуглянки»
В 1940 году поэт-песенник Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков получили от ансамбля Киевского особого военного округа заказ на сюиту, посвященную Григорию Котовскому.
Ведущий 1:
Яков Захарович и Анатолий Григорьевич написали сюиту о молдавских партизанах периода гражданской войны. Одной из семи композиций стала основанная на бессарабском фольклоре песня «Смуглянка» о девушке из партизанского отряда. Но до Великой Отечественной войны она не исполнялась. Более того, ее судьба могла сложиться печально, ведь затерялось даже переложение для фортепиано.
Ведущий 2:
К счастью, у авторов сохранились черновые наброски произведения. Они пришлись кстати, когда с Анатолием Новиковым связался Александр Васильевич Александров, худрук Краснознаменного ансамбля. Ему нужны были композиции для новой программы. «Смуглянка» пришлась по душе Александрову, и он включил ее в репертуар коллектива
Ведущий 1: (трио учащихся 5 а класса)
Ведущий 2: Есть на болгарской земле старинный город Пловдив. За свою более чем тысячелетнюю историю он был свидетелем многих событий. О них могут рассказать его улицы, дома, памятники. Один их них – величественный Холм освободителей. Его венчает восемнадцатиметровая фигура советского солдата, высеченная из гранита, — памятник советским воинам, освободившим город и всю страну от фашизма.
Ведущий 1: Открыт он был в 1957 году. Автор его — болгарский скульптор Васил Радослов. К постаменту ведут сто широких ступеней, по которым часто торжественным строем, волнуясь, поднимаются болгарские ребятишки, вступающие в пионеры. К нему приходят возложить цветы в день свадьбы счастливые молодожены. Место это священно и дорого для каждого болгарина.
Ведущий 2: Осенью 1962 года в Болгарию приехал советский композитор Эдуард Савельевич Колмановский. Ему рассказали о том, как в сентябре 1944 года жители города с букетами роз встречали своих освободителей и как один из солдат сказал, что, пока его руки смогут держать оружие, розы никогда больше не будут обрызганы кровью. Народная память сохранила и имя солдата — ласковое, певучее русское имя Алеша. С розами он и увековечен в камне.
Ведущий 1: Возвратившись домой, композитор поделился своими впечатлениями о том, что видел и слышал В Болгарии, с поэтом Константином Яковлевичем Ваншенкиным. Так появилась песня «Алеша».
Ведущий 2: Прекрасную песню эту включил в свой репертуар Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии имени Александрова, и в 1967 году краснознаменцы привезли ее в Болгарию. Там, в Пловдиве, у подножия памятника «Алеше», в присутствии многих тысяч слушателей состоялось ее первое исполнение.
Ведущий 1: Для вас звучит песня «Алеша» в исполнении трио учителей: Рассказовой Тамары Петровны, Сониной Татьяны Дмитриевны и Игнатовой Людмилы Владимировны.
ПЕСНЯ «АЛЕША».
Звучит мотив песни «Горит свечи огарочек»…
Ведущий 1: Этой песне, как и Великой Победе, в мае 2020 года исполняется тоже 75 лет. С нами сегодня – Станислав Александрович Минаков– русский поэт, прозаик, эссеист, переводчик и публицист, лауреат золотой медали Василия Макаровича Шукшина.
Ведущий 2: Песня эта родилась в победном мае 1945 года во время поездки ленинградской концертной бригады к бойцам Прибалтийского фронта и морякам Балтийского флота. В составе бригады были поэт Алексей Иванович Фатьянов (1919 – 1959) и композитор Василий Павлович Соловьёв-Седой (1907 – 1979). Они сочинили эту песню прямо в дороге, в автобусе.
Ведущий 1: Если представить бойцов, которые с замиранием сердца слушают песню, вспоминая родные края, дом, где они не были очень давно, любимую, которую так давно не видели, мать, отца, в общем, всё то, что называется родиной. И аккордеонист, перебирающий клавиши инструмента, и голос певца, плывущий над людьми. И, кажется, что уже нет войны. И особо остро чувствуется весна…
Ведущий 2: Звучит песня в исполнении наших гостей, семьи Севостьяновых «Горит свечи огарочек».
Ведущий 1: «Песня военных лет»… «Из архива Госфильмофонда»… «Народные песни о войне» — именно в таких разделах часто можно найти песню «Закаты алые». Написанная в 2012 году и исполненная группой «Герои» песня получилась настолько трогательной и искренней, что ее сразу полюбили и долго не могли поверить в то, что она написана в наше время. Ведущий 2: Сегодня без нее не обходится ни один военный праздник в городах России. Только на YouTube можно найти более 20 000 перепевок этой песни артистами Народными и артистами из Народа, а на Яндексе «Закаты Алые» прочно закрепились в Топе запросов.
Ведущий 1: -«Иногда нам даже не верят, что эту песню написали Виталий и Наталия Осошник именно для нас, — говорит Миша Пунтов (группа «Герои»). — Она так вписалась в ряд душевных песен, созданных во время и после войны, что для нас это самое большое признание искренности нашего творчества!
Ведущий 2: Надеемся, что в преддверии 75-летия Великой Победы еще не раз споем наши «Закаты Алые» все вместе, хором!
Ведущий 1: «Закаты алые», квартет учащихся 7 б класса
Ведущий 1: Прозвучали песни. Слово предоставляется жюри.
Ведущий 2:Песни — как люди: у каждого своя судьба, своя биография. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. И лишь немногие долго живут и не старятся. Тем и дороги нам эти немногие, такие разные и непохожие, близкие и далекие.
Ведущий 1: Мероприятие хотелось бы завершить песней «Вальс Победы» в исполнении учащейся 3 а класса Ушаковой Анастасии.
Ведущий 2:
И неплохо б каждому из нас,
А ведь есть душа, наверно, в каждом,
Вспомнить вдруг о чем-то очень важном,
Самом нужном, может быть, сейчас.
Ведущий 1:
И, сметя все мелкое, пустое,
Скинув скуку, черствость или лень,
Вспомнить вдруг о том, какой ценою
Куплен был наш каждый мирный день!
Ведущий 2:
И, судьбу замешивая круто,
Чтоб любить, сражаться и мечтать,
Чем была оплачена минута,
Каждая-прекаждая минута,
Смеем ли мы это забывать?!
И, шагая за высокой новью,
Помните о том, что всякий час
Вечно смотрят с верой и любовью
Вслед вам те, кто жил во имя вас!
Ведущий 1:
До новых встреч.