Сценарий конкурса ораторского искусства

Конкурс ораторского мастерства «Заговори, чтоб я тебя услышал» предназначен для учащихся 8-х классов общеобразовательных школ города по курсу профориентационной направленности «Основы делового общения» с целью развития коммуникативных умений, навыков и способностей, а также устной и письменной речи, активизации познавательной активности, интереса к русскому языку. Конкурс состоит из 3-x заданий: двух устных и одного письменного, в ходе которых выявляются учащиеся, проявившие лучшие умения ораторского мастерства и знания письменной речи.

Конкурс ораторского мастерства «Заговори, чтоб я тебя услышал» для учащихся 8-х классов по курсу профориентационной направленности «Основы делового общения».

Цели конкурса ораторского мастерства:

  • Создание единого пространства общения и обмена опытом для учащихся.
  • Расширение возможностей для раскрытия творческих и коммуникативных способностей учащихся.
  • Содействие наиболее полной реализации творческого потенциала школьников
  • Стимулирование познавательной активности школьников в урочное и внеурочное время.

Задачи конкурса:

  • активизация познавательной деятельности учащихся в рамках курса «Основы делового общения»;
  • развитие коммуникативных умений и способностей школьников;
  • развитие интеллектуальной, творческой деятельности и учебно-познавательных интересов учащихся;
  • создание условий для выявления одаренных и талантливых школьников с целью их дальнейшего интеллектуального развития и профессиональной ориентации.

Материалы и оборудование: презентация, работы учащихся – конкурсантов, бланки с упражнением «Проверьте свою грамотность», ноутбук, телевизор, медали для награждения, протоколы для подведения итогов конкурса, табличка с надписью «Жюри», 5 листочков для 3 задания «Опиши предмет».

Ведущая:

Добрый день, дорогие друзья!
Я приветствую вас на конкурсе ораторского мастерства.
Сегодня день удивительно хороший,
На другой ноябрьский непохожий,
Он сейчас приветствовать рад
Самых умных, замечательных ребят.
В восьмых классах нет их умней!
Словом, перед нами самые – самые
Веселые, достойные, задорные, упрямые,
Не всегда дисциплинированы,
Но зато талантливы и эрудированны.
Каждый достоин похвал и награды,
На конкурсе вас приветствовать рады.

Есть прекрасное выражение «Заговори, чтоб я тебя увидел». Я взяла его в качестве эпиграфа, потому что действительно легко представить человека, когда он начнет говорить. Ведь по этому признаку легко понять, насколько это умный, образованный, воспитанный, эрудированный человек.

Символ нашего конкурса птица – говорун, она отличается умом и сообразительностью.

Пред вами несколько известных ораторов разных поколений и времен: Демосфен — греческий оратор, Александр Кони — российский юрист, литератор, судейский оратор, австралийский проповедник Ник Вуйчич, Стив Джобс – американский предприниматель и инженер, основатель компании «Эппэл» Они прославились тем, что обладали красноречием, могли убедить и увлечь слушателей.

Об ораторском искусстве Цицерон составил 3 трактата:

  • Хорошая речь — путь к успеху во всех делах.
  • Будешь владеть языком – он тебя не предаст.
  • Хорошее слово – половина счастья.

И вот сегодня мы узнаем имя того, кого можно назвать лучшим оратором — говоруном.

Сегодня за звание лучшего оратора будут бороться 5 претендентов.

Минута торжественная наступает,
Готовы мы конкурс начать.
Участников конкурса вам представляем
И просим тепло их встречать.

На сцену приглашаются: Транова Мария, Лесной Данил, Лысая Екатерина, Левицкая Алина, Щитченко Николь.

Оценивать наших участников будет компетентное жюри в составе:

  • Председатель жюри — Кириенко А.В., зам. директора по учебно-воспитательной работе;
  • члены жюри: Руденко Ольга Александровна и Сыротюк Олег Александрович, преподаватели (Приложение №1).

Для выступления было предложено использовать хрию — рассуждение по одному из афоризмов. Хрия — это рассуждение, которое изъясняет или доказывает какой-либо тезис. В хрии мы имеем одну мысль (предложение, тезис), которую нужно доказать как справедливую, либо опровергнуть как ложную.

Афоризмы:

  • Молчание – это золото.
  • Война — это преступление, которое не окупается победой (А. Франс).
  • Высший суд — это суд совести (В. Гюго).

Критериями оценки ораторского мастерства по 5-балльной системе являются:

  • Содержание: логичность, аргументированность, информационность, самостоятельность суждений.
  • Методика изложения: учет особенностей аудитории, использование наглядных средств, продуманность и оригинальность.
  • Язык и стиль: богатство лексики, грамматический строй, использование художественных образов, эмоциональность.
  • Техника речи: владение голосом (сила, тембр,), правильность, дыхания, четкость дикции, темп, паузы и ритм речи.

За каждый пункт выступающий может получить до 5 баллов.

Дополнительные баллы:

  • образность речи (красота фразы, крылатые выражения, сравнения, эпитеты, афоризмы, юмор и т.д.) -1 балл;
  • оригинальность подачи материала. – 1 балл;
  • внешний вид – 1 балл.

Победители Конкурса определяются по сумме набранных баллов.

Итак, напоминаю:

Афоризмы для составления текстов – рассуждений (на выбор):

  • Молчание – золото.
  • Война – это преступление, которое не искупается победой (А.Франс).
  • Высший суд – это суд совести.

Предлагаю провести жеребьевку участников:

Итак, под номером 1 будет выступать …
№ 2 -………………………
№ 3 -…………………………
№ 4…………………………..
№ 5 ……………….

Не забудьте: мы ни в чем вас не ограничиваем, только временем — выступление до 3 минут.

Все готово, начали…

Ведущий:

Задание № 2

Все участники выступили, пока жюри подводит итоги, мы проводим упражнение «Поставь правильно ударение». Устная и письменная речь должна быть правильной, без ошибок, иначе может измениться даже смысл слова. Наверное, вам известно выражение: «Казнить нельзя, помиловать». В этом упражнении 21 слово, которые вызывают затруднения в постановке ударения, 4 правильных ответа — 1 балл. Выполняют все и зрители, и участники конкурса. Кто заканчивает раньше из участников, сдает работу на проверку в жюри, остальные – мне на проверку. Время-2 минуты.

Фамилия _____имя____школа ___ класс__

Упражнение «Проверьте свою грамотность».

Инструкция: поставить правильно ударение в словах и подчеркнуть ударную гласную.

Бюрократия
Вручит, вручим, вручат
Договор, договоры
Звонит, звоним, звонят, звонишь
Квартал (во всех значениях)
Неуставные отношения
Правы (вы правы)
Премировать
Средства
Таможня
Украинский
Ходатайствовать
Черпать воду (знания)
Эксперт, экспертная комиссия

Ведущий: Давайте узнаем результаты 1 конкурса, слово жюри.

Ведущий:

Задание № 3

Экспромт «Опиши предмет». Без подготовки дать описание предмета, вытянув листочек с заданием, за одну минуту.

  • Мое родное Приднестровье.
  • Мои увлечения.
  • Учиться — здорово!
  • Берегите землю!
  • Семья – мой дом родной.

Жюри оценит ваш ответ по 5-балльной системе, учитывая эрудицию, речь и эмоциональность.

Выступление учащихся, согласно очередности./p>

Ведущий: Пока жюри подводит окончательные итоги, я провожу игру со зрителями «Талант и знаний яркий свет».

Настал ответственный момент
Проверки на смекалку.
Блеснуть эрудицией и остротой ума
Вам предстоит сейчас сполна.

Интеллектуальный марафон с нашими зрителями

Вопросы для конкурса со зрителями:

1. Какая из перечисленных змей не ядовитая? (гадюка, кобра, уж)

2. Продолжи пословицу: «Под лежачий камень … (вода не течет)».

3. Что делает петух, когда ему исполнится один год? (пойдет второй)

4. Какое из перечисленных слов не является синонимом слова большой? (огромный, маленький, громадный, великий).

5. Какое число делится на все числа без остатка? (0)

6. Сколько крыльев у блохи? (0)

7.Что надевают на голову человека? (шапку)

8. Кого на свете больше всех? (зверей, людей, насекомых, птиц)

9.Каким словом называется и фрукт, и часть глаза? (яблоко)

Участники конкурса могут отдохнуть. А я предоставляю слово жюри…

Награждение участников и наиболее активных зрителей.

Итак, настал ваш звездный час
Звучат фанфары и поют оркестры
Вы справились, вы доказали нам
Что лучшие вы в этом конкурсе чудесном!
Позвольте вас поздравить от души
И пожелать удачи и здоровья,
И будьте ПРОФЕССИОНАЛАМИ вы
Побед, свершений и успехов новых!

Ведущий: Все были молодцы! Но конкурс есть конкурс. В конкурсе всегда есть победители.

Всем участникам без исключения
Желаем отличной учебы, крепкого здоровья и добра,
Побольше радости, мудрости, терпенья
Пусть завтра будет лучше, чем вчера.

Приложение

Цели данного мероприятия:
-способствовать развитию коммуникативных навыков студентов;
-выявить студентов,обладающих наиболее развитыми навыками устной речи;
-повысить интерес к предмету русский язык

Содержимое публикации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Авиационный техникум»

Конкурс ораторского искусства «Величайшие изобретения человечества».

Разработчик: Зарубина Е.Н.

преподаватель русского языка и литературы

Улан-Удэ

Целимероприятия:

Способствовать развитию коммуникативных навыков студентов;
— выявить студентов, обладающих наиболее развитыми навыками устной речи, проявляющих особое мастерство в использовании средств и приемов для ясного и яркого выражения мысли;
-мотивация повышения интереса к предмету русский язык.

Задачи мероприятия:

-развивать орфоэпическую грамотность учащихся;

— формировать умение анализировать и редактировать тексты, стимулировать речемыслительную деятельность посредством игры;

— воспитывать корректность, вежливость в речи и поведении;

— учить работать в группе.

Оборудование, раздаточный материал:

1.ПК, мультимедийный проектор, аудиофайлы, презентация

2.Задания для «Орфоэпической разминки»
3. Номера для жеребьевки
4. Судейские таблицы

Ход мероприятия:

1 часть «Подготовительная»

Для создания эмоционального подъёма вместе с титульным слайдом звучит гимн риторике.

1. Вступительное слово ведущего.

Здравствуйте, достопочтенная публика, я рада Вас приветствовать на конкурсе ораторского искусства «Величайшие изобретения человечества»!

С античных времен известна сила ораторского искусства. Древние философы могли вести за собой людей одним только словом, а публичное выступление считалось почетным. «Дурно говорить так же неприлично, как не уметь читать и писать», — считал Цицерон.
В современной жизни мастерством красноречия могут похвастаться лишь немногие, большинство людей скорее боятся, чем хотят выступать перед публикой. При этом все понимают, что этот навык определяет успех человека в любой сфере.
Сегодня у нас будет возможность вновь восстановить античную традицию демонстрации красноречия. Название сегодняшнего конкурса ораторского искусства «Величайшие изобретения человечества», а это значит, что вместе с участниками конкурса мы побываем в прошлом, переместимся в настоящее и заглянем в будущее.

Советы оратору

Выступать только тогда, когда есть что сказать и когда вы уверены в общественной значимости предмета речи.

Говорить громко, внятно, отчетливо, выразительно, но не повышать голоса без необходимости.

Речь должна быть ограничена предметом обсуждения и опираться на строго проверенные и отобранные факты.

Стиль и язык выступления должны соответствовать аудитории и цели речи.

Не злоупотреблять терминами.

Чаще использовать слова, которые подчеркивают уважительное отношение к аудитории.

Речь должна быть эмоциональной, напряженной, надо внушать слушателям свои идеи, стремиться к тому, чтобы они не только слушали слова, но и переживали определенные чувства.


2.
Присуждать очки и определять победителей будет жюри. Позвольте его представить…

3.Представление жюри.

4. Ознакомление участников конкурса, жюри и зрителей с критериями оценки выступлений
5. Жеребьевка

2 часть «Презентация команд»

Критерии (по 1баллу за каждый критерий):

1.Общий интеллектуальный и культурный уровень

2.Оригинальность 
3.Слаженность действий команды 

4.Умение подать себя.

3 часть «Орфоэпическая разминка»

Слово ведущего:

Все чаще и чаще можно услышать, как люди говорят неправильно. Подбирают неправильные слова и выражения, неправильно ставят ударения.  От этого речь становится засоренной, немелодичной и некрасивой. Некоторые возразят: «А какая разница, КАК говорить, главное смысл передать».

Задание для «Орфоэпической разминки» распечатана отдельных листах

Критерии (по 1 баллу за каждое правильное слово)

Августовский

ЗвонИт

КрасИвее

УкраИнский

ТанцОвщица

тОрты

ЩавЕль

СвЁкла

БаловАть

ДоговОр

ЖалюзИ

ЗакУпорить

пЕрчить

пломбировАть 

заржАветь

кАшлянуть

клАла

тУфля

плЕсневеть

ходАтайствовать

чЕрпать

слИвовый

Во время выполнения участниками задания зал прослушивает аудиозапись выступления М. Задорнова «Буду сказать без бумажки»

4 часть «Реклама»

Произнесите следующие объявления так, чтобы они звучали как реклама. Разрекламируйте, заинтересуйте, ознакомьте, объявите, удивите:

-Колесо — ТМ17-1

-Электричество — ЭП-17

-Сотовый телефон — АТПП17-1

-Спички – ЛА17

-Машина ТМ17-2

-Столовые приборы-АТПП17-2

Критерии (по 1баллу за каждый критерий) :

— Оригинальность подачи материала
— Техника речи (дикция, интонация, громкость, темп)
— Артистизм исполнения
— Культура речи (правильность словесных конструкций, ударения в словах, лексическое богатство, единство стиля речи)

5 часть «Конкурсная», состоящая из II туров

Слово ведущего:

В наш бурный 21 век мы редко задумываемся над тем, что значит часто звучащее слово – изобретение. В наше время одним из самых удивительных, (а для некоторых людей и самым пугающим) аспектов изобретений является беспрестанно увеличивающаяся скорость, с которой новые идеи и новые технологии внедряются в практику, новшества устаревают так быстро, что о многих из них мы забываем, едва успев к ним привыкнуть.

I тур.
Суть: выступление по ранее заданным темам.

Жанр выступления — повествование, аналитика, размышление на заданную тему;
Регламент выступления – не более 7-ми минут;
5. За 20 сек. до окончания секундант указывает табличку 20 секунд. Выход за лимит времени учитывается судьями;
6. Критерии (по 1баллу за каждый критерий):

Раскрытие содержания темы
— Логика выступления
— Оригинальность подачи материала
— Контакт с аудиторией
— Соблюдение регламента выступления
— Манера поведения на трибуне, раскованность, жестикуляция
— Техника речи (дикция, интонация, громкость, темп)
— Образность речи (красота фразы, крылатые выражения, сравнения, эпитеты, афоризмы, юмор)
— Культура речи (правильность словесных конструкций, ударения в словах, лексическое богатство, единство стиля речи)

2 тур
Название: «Взгляд в будущее».

Суть: публичное обращение
Содержание:
1. Конкурс направлен на выявление способности составлять пафосную письменную речь для публичного обращения. Напутственное слово зрителям конкурса ораторов

2. Всем участникам дается общая тема для выступления «Напутственное слово зрителям конкурса ораторского искусства».
3. Жанр – публичное обращение
4. Время на подготовку – 5 минут;
5. Речь должна быть записана на листе и впоследствии воспроизведена без импровизации (т.е. добавлять к написанному тексту ничего нельзя);
6. Время на воспроизведение (произнесение) речи не более 3-х минут;

Критерии (по 1 баллу за каждый критерий):

-Творческий подход

— Техника речи (дикция, интонация, громкость, темп).
— Образность речи (красота фразы, крылатые выражения, сравнения, эпитеты, афоризмы, юмор).
— Культура речи (правильность словесных конструкций, ударения в словах, лексическое богатство, единство стиля речи).

— Соблюдение регламента выступления.

Во время подготовки участников к выступлению проводится игра с залом «Произнесение скороговорок».

Кто знает, что такое скороговорка?

Скороговорка — короткая, синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнённой артикуляцией. Используется для тренировки дикции и произношения.

Критерии: 

1.Чёткость произнесения 
2.Скорость произнесения 

Кто обидит бобра — не увидит добра.

Не жалела мама мыла.

Мама Милу мылом мыла.

Мила мыла не любила,

мыло Мила уронила.

Нес Григорий пирог через порог.

Стал на горох и упал на порог.

Розовые розы замерзают в морозы.

Шел Егор через двор

Нес топор чинить забор.

Раз дрова, два дрова, три дрова.

Ехал Грека через реку, видит Грека — в реке рак.

Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку — цап!

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

Цыплята и курица пьют чай на улице.

6 часть «Подведение итогов»


1. Жюри подводит итоги

2. Во время подведения итогов проводится игра с залом
3. Жюри объявляет результаты
4. Участники и победители награждаются призами, подарками и грамотами

Номинации:

Самый лучший оратор.
Самая сплоченная команда.
Самая богатая речь.
Самая логичная речь. 
Самая остроумная речь.
Самая убедительная речь.
Самое яркое выступление. 
Самое оригинальное выступление.

  Вам также может понравиться:

Всероссийский творческий конкурс для педагогов «НОВОГОДНЕЕ ВДОХНОВЕНИЕ»


Конкурсы

267 работ

Международный конкурс рисунков «ЖИТЬ ВЕЧНО БУДЕТ ПУШКИН» к Дню памяти А.С. Пушкина


Конкурсы

10 работ

Международный конкурс по лего-конструированию «ЛЕГО-СТРАНА»

-192

Международный конкурс по лего-конструированию «ЛЕГО-СТРАНА
»

30 Ноября – 30 Ноября


Свидетельство участника экспертной комиссии


Оставляйте комментарии к работам коллег
и получите документ БЕСПЛАТНО!


Свидетельство участника экспертной комиссии

Подробнее

Также вас может заинтересовать


  • Конкурсы по для 1 класса «Интерактивная игра «Что ты знаешь о деревьях?»»
    Конкурсы для детей


  • Конкурсы по для «Викторина «Наши любимые сказки»»
    Конкурсы для детей


  • Конкурсы по для 9 класса «Правовая викторина «Право на счастливое дество»»
    Конкурсы для детей


  • Конкурсы по для «Положение открытого творческого конкурса «Новогодняя феерия»»
    Конкурсы для детей


  • Конкурсы по для 5 класса «шаблон портфолио ученика»
    Конкурсы для детей

Частное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат № 18 среднего общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

ПРИНЯТО

Решением педагогичекого совета

Протокол № от

УТВЕРЖДАЮ

Директор Школы-интернат № 18

________________С.Л.Шумицкая

« » _______________ 2018 г.

Кружок

«Школа ораторов»

программа внеурочной деятельности

для детей среднего звена

(срок реализации – 1 год)

СОСТАВИТЕЛЬ:

Светличная Н.И., воспитатель II половины дня

первой квалификационной категории

ст. Барабинск

2018 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Успешное овладение знаниями в среднем звене общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют раскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочного и патриотичного человека, личность, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В этом случае на помощь приходит кружок «Школа ораторов», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.

В ФГОС, наряду с личностным развитием, а также развитием конкретных предметных компетенций учащихся, в качестве отдельной задачи выдвигается положение о необходимости создания психолого-педагогических условий для формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.

Также особо необходимо отметить тот факт, что уровень коммуникативной компетентности, культуры речи современного школьника оставляет желать лучшего. В речевом развитии современных детей можно отметить следующие типичные проблемы: неумение ясно, четко, логично высказывать свои мысли; чрезмерно торопливая или, наоборот, замедленная речь; невнятная дикция; тихий, монотонный или излишне громкий, прерывистый голос; наличие большого количества «сорных» слов («ну», «вот», «это», «как бы» и т.п.); психологические затруднения при устных ответах у доски, либо с места, перед классом, аудиторией. Кроме того, в современной школе имеет место тенденция замены естественного диалогического общения учителя с учениками письменными ответами на тесты, «общением» с компьютером, что, к сожалению, сужает коммуникативно-речевые возможности ребенка.

Известно, что правильная, внятная, разборчивая и интересная речь является не только одним из важнейших условий полноценной коммуникации, но и ключевой профессиональной компетенцией, показателем психического и нравственного здоровья человека, важнейшим фактором духовного развития нации.

Также необходимо отметить, что современное речевое окружение, практически полностью состоящее из бытовой лексики, не дает возможности ребенку слышать красоту высокого стиля речи, полюбить поэзию и художественную литературу. Еще меньше мы слышим текстов, которые дают четкое представление о характеристиках звучащей речи: темпе, ритме, тембре, громкости, дикции, интонации. То есть речевое окружение школьников (учителя, родители), с одной стороны, не всегда имеет возможность дать им необходимые звучащие эталоны, а с другой стороны, не приучает и к активному слушанию речевых эталонов, которые имеются в нашем арсенале (замечательные аудиозаписи сказок, рассказов, стихов, а также театральные постановки в исполнении мастеров слова). В итоге, коммуникативно-речевые трудности и недостаточная восприимчивость к грамотной эталонной речи.

Очевидно, что коммуникативная культура — важнейшее проявление общей культуры человека, функциональная речевая компетентность гражданина современного общества, состоятельность речемыслительной деятельности будущего первоклассного специалиста, независимо от того, в какой сфере будет находиться его профессиональный интерес. Поэтому формирование коммуникативной компетенции у учащихся — одна из важных задач, стоящая перед современной школой. Школе как социальному субъекту — носителю педагогической культуры принадлежит ведущая роль в осуществлении воспитания и успешной социализации подростка.

Социальное направление внеурочной деятельности актуально, поскольку низкий уровень коммуникативно-речевых навыков и культуры речи школьников вызывает все большую тревогу у педагогов и родителей.

Особо необходимо остановится на психологических особенностях младшего подросткового возраста. В этом возрасте возникает и развивается особый вид общения, который заключается в установлении интимно-личных отношений между подростками. Личностное общение становится той деятельностью, внутри которой оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее – формируется самосознание. В этот период перестраиваются прежние отношения ребенка к миру и самому себе: формируются новые, более широкие интересы, возникают различные увлечения, появляется стремление занять иную, более самостоятельную, более «взрослую» позицию. Это вызывает у них желание вырваться за рамки повседневной школьной жизни в какую-то иную, значительную и самостоятельную жизнь, порождает стремление к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию.

Перестройка системы отношений подростка с действительностью ведет к тому, что он становится особо чувствительным к общению с окружающими. Все это способствует более глубокому развитию коммуникативных способностей подростка, в том числе таких качеств, как активность, самостоятельность, доверительность во взаимоотношениях с другими людьми .

Таким образом, в подростковом возрасте коммуникативно-речевая деятельность приобретает свои основные характеристики (субъектность, личностность), формируется произвольный характер речевой деятельности.

Подытоживая сказанное, нужно отметить, что на сегодняшний момент имеется явное противоречие: с одной стороны – запрос современного образования, ориентированного на реализацию ФГОС посредством инновационных, интерактивных форм обучения учащихся и недостаточное использованием в организации образовательного процесса педагогических технологий, требующих от учеников речевой активности. С другой стороны – низкий уровень коммуникативной компетентности современного школьника, общее снижение уровня культуры речи учащихся и требования современного общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике.

В этой связи в школе-интернат №18 ОАО «РЖД» было принято решение разработать программу внеурочной деятельности «Школа ораторов».

Программа «Школа ораторов» реализует социальное направление внеурочной деятельности в 5 классе и относится к типу образовательных программ: получение школьником опыта переживания базовых ценностей общества (человек, семья, природа, знания) и позитивного отношения к ним, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить.

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также Примерной основной образовательной программой основного общего образования.

Цель программы внеурочной деятельности «Школа ораторов» сформулирована в соответствии с целями и задачами в области формирования социальной культуры, обозначенными в программе воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования.

Цель: развитие навыков и умений публичного выступления для организации и осуществления сотрудничества с представителями различных социальных групп (сверстников, школьников, педагогов, родителей) в решении личностно и социально значимых проблем. 
Задачи:

1) развитие навыков и умений публичного выступления для организации и осуществления сотрудничества с представителями различных социальных групп;

2) формирование у пятиклассников позитивного социального опыта при решении личностно и социально значимых проблем посредствам самопрезентации, публичного выступления, участия в дискуссиях, мастер-классах, конкурсах и т.п.;

3)  формирование норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно выступать перед разновозрастной и разностатусной аудиторией слушателей;

4) воспитание культуры речи, культуры публичного выступления, декламаторских и ораторских способностей;

5) развитие голосовых возможностей в высотном и динамическом диапазоне, способности управлять своими голосовыми возможностями в зависимости от коммуникативно-речевой задачи и социальных условий;

6) воспитание чувства уверенности в процессе публичного выступления перед разновозрастной и разностатусной аудиторией слушателей.

Возрастная группа детей – 11-12 лет (учащиеся пятых классов). Именно этот период является оптимальным для формирования у подростков осознанного развития и совершенствования коммуникативно-речевой сферы.

Реализация программы «Школа ораторов» предусматривает, прежде всего, обучение эффективному речевому общению, что с необходимостью предполагает использования соответствующих технологий, позволяющих сформировать у учащихся 5-х классов широкий спектр коммуникативно-речевых качеств: грамотную, четкую и уверенную речь, умение слушать и слышать собеседника, «погружаясь» в его речь, способность убеждать и договариваться с собеседником, готовность к публичному выступлению перед разнообразной аудиторией, способность организовать и провести эффективную самопрезентацию, готовность участвовать в дискуссии, работать в команде.

Основные методы и технологии реализации программы: система голосоречевых упражнений в виде коммуникативного тренинга (по системе семейной групповой логопсихотерапии Н.Л.Карповой), а также беседа, дискуссия, ролевые игры, самопрезентация, конкурсы, проведение мастер-классов, аудирование и выразительное чтение стихотворных произведений. Используются разнообразные групповые формы работы: работа в парах, тройках, подгруппах, группах сменного состава.

Основные направления реализации программы «Школа ораторов»:

1) Усвоение социального опыта речевой коммуникации в среде сверстников.

2) Передача социального опыта речевой коммуникации в среде поколения( школьников).

3) Обмен социальным опытом в педагогической среде.

4) Обмен социального опыта в разно-возрастных социальных группах (сверстники, школьники, учителя, родители).

Программа построена с учетом следующих принципов воспитания и социализации обучающихся

Принцип следования нравственному примеру и принцип идентификации. Следование примеру — ведущий метод воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности.

В этой связи реализовывать данную программу рекомендуем педагогу, владеющим мастерством ораторского искусства, работающего увлеченно, ярко, эмоционально, который собственным примером демонстрирует ценностное отношение к звучащей речи и процессу общения в целом, тем самым обеспечивает процесс идентификации подростков. 
Принцип диалогического общения со значимыми другими. В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со значимыми людьми. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. В рамках реализации программы ВД «Школа ораторов» формирование у подростков навыков успешной социализации, социальной компетентности, представлений об общественных приоритетах и ценностях в области коммуникативно-речевой культуры осуществляется через организацию взаимодействия с представителями различных социальных групп (сверстников, младших школьников, педагогов, родителей). Данное взаимодействие организовывается средствами равноправного межсубъектного диалога между всеми участниками. 
Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни. Овладение подростком технологией публичного выступления для организации и осуществления сотрудничества с представителями различных социальных групп (сверстников, младших школьников, педагогов, родителей) осуществляется в решении личностно и социально значимых проблем. 
Принцип индивидуального подхода. Данные принцип заключается в том, что к каждому ребенку применяются адекватные методы воздействия с учетом его индивидуальных возможностей и актуального уровня развития его коммуникативно-речевой сферы: голосоречевых возможностей, психологического состояния, интереса к заданиям, работоспособности, утомляемости и др. 
Принцип развития языкового чутья («чувства языка»). Языковое чутье – это неосознанное владение закономерностями языка. В процессе многократного восприятия речи и использования в собственных высказываниях сходных форм у подростка на подсознательном уровне формируются аналогии, а затем он усваивает и закономерности. 
Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования. Реализация этого принципа состоит в таком построении работы, при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи между собой ис процессом общения в целом. Освоение лексики, формирование грамматического строя, развитие восприятия речи и произносительных навыков, диалогической и монологической речи – отдельные, в дидактических целях выделенные, но взаимосвязанные части одного целого – процесса овладения системой языка. В процессе развития одной из сторон речи одновременно развиваются и другие. Работа над всеми компонентами речи ведется не параллельно (рядоположенно), а комплексно, в единстве всех компонентов. 
Принцип обеспечения активной речевой практики. Свое выражение этот принцип находит в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики.

Также Программа опирается на общедидактические принципы: доступности, дифференцированного подхода, учета ведущей формы деятельности и др. Данная Программа учитывает возрастные и психолого-педагогические особенности пятиклассников (ведущий вид деятельности, психо-физиологические особенности, продолжительность занятия, гигиенические нормы).

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 5 классов. Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 34 часа. Продолжительность занятия 40 минут, что соответствует гигиеническим требованиям к проведению занятий в 5 классе.

Уровень результатов работы по программе

Программа «Школа ораторов» реализует социальное направление внеурочной деятельности в 5 классе и относится к типу образовательных программ, ориентированных на достижение результатов второго уровня.

Ожидаемые результаты программы «Школа ораторов» распределяются по двум уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (в области коммуникативно-речевой культуры) в ситуациях общения со сверстниками внутри классного коллектива. Усвоение представлений о самопрезентации; формирование навыков грамотной, четкой и уверенной речи, умения слушать и слышать собеседника, способности убеждать и договариваться с собеседником, готовность участвовать в дискуссии, работать в команде сверстников. Участие в голосо-речевом тренинге, выразительное чтение стихотворений, подготовка и проведение самопрезентаций, конкурс чтецов (на уровне класса).

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания базовых ценностей общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) и позитивного отношения к ним, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Данный уровень достигается посредством формирования у подростков навыков успешной социализации, социальной компетентности, представлений об общественных приоритетах и ценностях в области коммуникативно-речевой культуры через организацию практики общественных отношений с представителями различных социальных групп (в кругу сверстников, младших школьников, педагогов, родителей). Проведение пятиклассниками голосо-речевого тренинга с младшими школьниками; выступление учащихся с мастер-классом и последующей «пресс-конференцией» перед педагогами-участниками педагогической конференции; участие в «Турнире ораторов» (итоговое мероприятие). 
Личностные, метапредметные результаты освоения материала

При разработке данного раздела программы опиралась на следующие приоритетные направления в сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий:

• формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстникамиумений работать в группе и приобретение опыта такой работы, практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

• практическое освоение умений, составляющих основу коммуникатив-ной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

• развитие речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности. 
Ученик научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать голосо-речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку коммуникативно-речевых действий партнёра;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками, младшими и взрослыми;

• основам коммуникативной рефлексии;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. 
Ученик получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

•  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• вступать в диалог, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

Оценка планируемых результатов осуществляется в начале и конце сроков реализации Программы на основе мониторинга уровня формирования коммуникативных универсальных учебных действий (Приложение 1)а также в процессе промежуточных и итогового мероприятий Программы приглашенными экспертами. 
Формы подведения итогов

В процессе реализации программы «Школа ораторов» планируется провести 4 открытых мероприятия: 3 промежуточных и 1 итоговое. Промежуточные мероприятия: 1) открытое мероприятие в группе сверстников (конкурс чтецов на уровне класса); 2) в группе школьников (проведение голосоречевого тренинга со школьниками); 3) в группе педагогов (выступление учащихся с мастер-классом и последующей «пресс-конференцией» перед педагогами-участниками педагогической конференции). Итоговое отчетное мероприятие — «Турнир ораторов» — проводится в конце учебного года для школьников, учителей, родителей, на котором школьники демонстрируют полученные умения и навыки, а также все формы и методы работы: самопрезентация, выразительное чтение стихотворений, выполняют различные командные задания.

Учебно-тематический план программы «Школа ораторов» 
В соответствии с обозначенными выше целями и задачами программы «Школа ораторов» ее структура представлена разделами: 


№ п/п


Название раздела 


Общее количество часов 

1.

Ораторское искусство – наука о красноречии 

2.

Грамотная красивая речь – залог успешного выступления  

10 

3.

Подготовка к выступлению. Структура выступления. 

10 

4.

Учимся владеть аудиторией 

5.

Психологическая готовность к публичному выступлению 

Всего часов 

34 

Учебно-тематическое планирование 
программы «Школа ораторов» 
(34 часа)


№ 
пп 


Учебно-тематическое планирование 


Кол-во теорети-ческих часов. 


Кол-во практи-ческих часов. 


1 раздел. Ораторское искусство – наука о красноречии 


1.1. 


Риторика – наука и искусство устной речи. 




1.2. 


Образ оратора. 




2 раздел. Грамотная красивая речь – залог успешного выступления  


2.1. 


Говорящий и слушающий, оратор и аудитория. Какой должна быть речь говорящего. 




2.2. 


Дыхание и голос оратора. 


— 



2.3. 


Тренируем дикцию. 


— 



2.4. 


Интонационно-выразительные средства речи. 




2.5. 


Речевые ошибки говорящего. 




3 раздел. Подготовка к выступлению. Структура выступления. 


3.1. 


Цели и задачи выступления. Типы аудитории и стиль выступления (разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, литературно-художественный). 




3.2. 


Структура выступления. Закон композиции. Роль вступления и заключения, особое значение и содержание вступления и заключения. Основная часть. Выход из контакта. 




3.3. 


Типы выступления (развлекательные, торжественные, информирующие, побуждающие выступления). Речевые жанры (диалог, монолог, полилог). 




3.4. 


Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни. 




3.5. 


Программа подготовки выступления. Приемы подготовки к устному выступлению. Использование цитат в устном выступлении. Составление монолога для устного выступления. Завершение работы над устным выступлением. 




4 раздел. Учимся владеть аудиторией 


4.1. 


Взаимодействие оратора и аудитории в процессе речевого общения. Роль и значение зрительного контакта. Постановка позы и жестикуляции 




4.2. 


Мастерство изложения материала. Техника ответов на вопросы аудитории. 




5 раздел. Психологическая готовность к публичному выступлению 


5.1. 


Природа волнения. Работа по преодолению волнения и страха публичного выступления. 




5.2. 


Методы самонастройки перед предстоящим выступлением. Собираем свою «копилку» приемов самонастройки. 


— 



Всего часов: 
Итого: 


13 


21 


34 

Содержание программы «Школа ораторов» 

Раздел 1. Ораторское искусство – наука о красноречии (4 часа)

1.1. Риторика – одна из самых древних наук на земле. Синонимичные понятия – наука о красноречии, ораторское искусство, мастерство публичного выступления. Понятие об ораторском искусстве.   «Инструменты» оратора. Риторика в античные времена. Первый учебник риторики на русском языке — « Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия» М.В.Ломоносова ( 1743 г.). Разделы современной риторики.

Дискуссия о трактовке изречения Платона «Риторика – искусство управлять умами».

Собираем «копилку» пословиц, посвященных речи и ораторскому мастерству («Слово не стрела, а разит», «Не говори всего, что знаешь, а знай всё, что говоришь» и др.).

Домашнее задание: подготовить афоризмы великих ораторов об ораторском искусстве.

1.2. Образ оратора. Оратор – человек, произносящий публичную речь. Портрет оратора, или каким должен быть оратор? Оратор — человек, произносящий публичную речь. Люди, к которым обращены его слова — аудитория (от латинского AUDIRE — слышать). Взаимодействие оратора и аудитории в процессе устного публичного выступления. Слагаемые мастерства оратора: логическая культура, языковая культура, психологическая культура, культура общения, техника речи.

Практикум: выразительное чтение пословиц и афоризмов об ораторском искусстве. 
2. Грамотная красивая речь – залог успешного выступления (10 часов)

2.1. Говорящий и слушающий, оратор и аудитория. Какой должна быть речь говорящего. Секреты звучащей речи, или чему учиться у артистов. Составные компоненты техники речи (дыхание, голос, дикция). Культура речи. Мышечные зажимы, мешающие свободному и красивому голосу. Снятие мышечных зажимов.

Практика: прослушивание аудиозаписей победителей конкурса чтецов [25].

Домашнее задание: проанализировать язык теле- и радиопрограмм в течение нескольких дней. Какие ошибки заметили? Привести 1 – 2 примера неточного словоупотребления, нарушения норм ударения, избитых выражений и т.п.

2.2. Дыхание и голос оратора. Типы дыхания. Связь голоса и личности оратора. Секреты акустики и дыхание. Звук голоса (тембр). Основные характеристики голоса (сила, полетность, выразительность и т.д.).

Практика: 1) прослушивание аудиозаписей победителей конкурса чтецов;

2) систем упражнений на развитие удлиненного продолжительного речевого выдоха; развитие диафрагмальной голосоподачи; развитие голосовых возможностей в высотном и динамическом диапазоне, развитие способности управлять своими голосовыми возможностями. 
2.3. Отчётливость звучания (дикция и артикуляция). Понятие о высоком произносительном стиле речи. Сам себе логопед. Тренируем четкость звучащей речи.

Практика: 1) прослушивание и анализ аудиозаписей победителей конкурса чтецов.

2) пятиминутки речевой гимнастики: упражнения типа «Произнеси шёпотом, но отчётливо…», «Задуй свечу»; «Жук», «Муха», «Насос», «Трактор», «Комар».

3)работа с артикуляционными таблицами.

4) тренировка произношений гласных звуков первого и второго ряда; сонорных согласных, парных глухих и звонких согласных, непарных согласных как изолированно (в ходе речевых игр), так и на уровне слогов, слов, фраз, развернутой связной речи.

5) речевые игры «Речевой волейбол», «Дирижирование», «Два берега реки», и др.

2.4. Звуковая картина речи (интонация). Первая и вторая формы речи (пафосная, спокойная/умиротворяющая по Ю.Б.Некрасовой) и голосо-речевые возможности их предъявления. Развитие выразительности речи, работа с интонацией. Как читать стихи, образность поэтического слова. Знаки препинания, логические паузы и ударения.

Практика: 1) прослушивание аудиозаписей победителей конкурса чтецов. 2) выразительное чтение стихотворных произведений первой и второй формах речи;

Промежуточным итоговым мероприятием является конкурс чтецов среди учащихся 5-х классов. 
2.5. Речевые ошибки говорящего. Перечень частых ошибок выступающих (тафтология, слова – паразиты, неправильное и неуместное употребление цитат, сокращения и пр.). Рекомендации юному оратору.

Практика: 1) ортологические разминки: упражнения на усвоение

произносительных, словообразовательных норм литературного языка.;

2) учащиеся делятся на 3 команды и составляют свод «голосо-речевых» правил для будущих ораторов. Затем каждая команда выступает и представляет свой «Свод правил».

Форма проведения занятий данного раздела: все занятия данного раздела проходят в форме коммуникативного тренинга, включающим в себя систему дыхательных и голосоречевых упражнений: на развитие удлиненного продолжительного речевого выдоха; развитие диафрагмальной голосоподачи; развитие голосовых возможностей в высотном и динамическом диапазоне, развитие способности управлять своими голосовыми возможностями, а также комплекс заданий и упражнений для развития всех сторон устной речи. (Данная система голосречевых упражнений в форме коммуникативного тренинга разработана и применяется в системе семейной групповой логопсихотерапии Н.Л.Карповой). 
Работа по разделам 2.1.-2.4 ведется с использование аудиодиска «Послушайте» с записями победителей городского конкурса чтецов.

Промежуточным итоговым мероприятием данного раздела программы «Школа ораторов» является проведение учащимися 5-х классов голосоречевого тренинга в группе школьников.

3. Подготовка к выступлению (10 часов).

3.1. Цели и задачи выступления. Типы аудитории и стиль выступления (разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, литературно-художественный).

Форма проведения – беседа. Итог беседы – составление опорной схемы «Стили выступления».

Домашнее задание: подготовка выступления в одном из стилей.

3.2. Структура выступления. Закон композиции. Роль вступления и заключения, особое значение и содержание вступления и заключения. Основная часть. Выход из контакта.

Практика: упражнение «Юный редактор». Ребята делятся на 3 команды, каждая команда получает «сырой» текст, из которого нужно построить текст публичного выступления по закону композиции. Затем каждая команда представляет результаты своей работы.

3.3. Типы выступления (развлекательные, торжественные, информирующие, побуждающие выступления). Речевые жанры (диалог, монолог, полилог).

Практика: ребята прослушивают аудиозаписи выступлений и определяют их тип.

3.4. Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: рассказ о случае из жизни, научная статья, газетный отчет, обзор, рецензия, приглашения, поздравления, рекламные сообщения, информационные письма, поэтический текст, скороговорки, считалки, загадки и др. и их произнесение с учётом особенностей этих текстов. 
Практика: проведение конкурса «Юный журналист».

3.5. Программа подготовки выступления. Приемы подготовки к устному выступлению. Использование цитат в устном выступлении. Составление монолога для устного выступления. Завершение работы над устным выступлением.

Практика: учащиеся делятся на 5 команд. Каждая команда получает «сырой» текст и набор афоризмов, цитат, пословиц. Нужно «украсить» текст афоризмами и пословицами, а затем выступить.

Промежуточным итоговым мероприятием является выступление учащихся с мастер-классом «Школа ораторов» и последующей «пресс-конференцией» перед педагогами – участниками районной/городской педагогической конференции.


4. Учимся владеть аудиторией (6 часов) 
4.1. Взаимодействие оратора и аудитории в процессе речевого общения. Роль и значение зрительного контакта. Установление и поддержание контакта с аудиторией. Постановка позы и жестикуляции. Взаимосвязь моторики, речи и эмоционального настроя. Ораторская поза. Принципы жестикуляции.

Практика: 1) игра «Скульптура оратора»;

2) упражнение «Горящий хлопок» (учащиеся выбирают одну из десяти предложенных тем предстоящего спонтанного выступления (с ограничением времени выступления в 1 минуту). Основная задача – в процессе выступления «держать» зрительный контакт с аудиторией. Зрители, с которыми оратор не держит зрительного контакта, хлопают в ладоши.

4.2. Мастерство изложения материала. Техника ответов на вопросы аудитории. Что говорить на публике, когда все слова закончились? Методы, приемы и секреты, которые выручают в ситуации «публичного зависания». Техника ответов на вопросы аудитории. Типы вопросов. Структура ответа.

Практика: 1) Игра «Репортер».

2) деловая игра «Пресс-конференция».


5. Психологическая готовность к публичному выступлению (4 часа) 
5.1. Природа волнения. В чем проявляется волнение или страх оратора. Работа по преодолению волнения и страха публичного выступления.

Практика: динамическая релаксация, комплекс упражнений на снятие напряжения.

5.2. Методы самонастройки перед предстоящим выступлением. Собираем свою «копилку» приемов самонастройки.

Практика: дискуссия на тему «Способы самонастройки на выступления».

Рекомендации по созданию условий и ресурсов для реализации программы 
Словари: орфоэпический словарь, словарь иностранных слов, фразеологический словарь, словарь синонимов и антонимов, «Культура русской речи» энциклопедический словарь-справочник. 
Материально-техническое обеспечение: аудиоаппаратура, аудиозаписи, цифровая видеокамера, фотоаппарат, зеркала. 
Дидактические и наглядные материалы:  артикуляционные таблицы, аудиозаписи мастеров слова, комплекс упражнений для развития техники речи, наглядное пособие «Гекзаметр». 
Характеристика условий. Занятия проводятся в учебном классе, отвечающем всем санитарно-гигиеническим нормам. Итоговые занятия проводятся в актовом зале. 

ЛИТЕРАТУРА 

Абакирова Т.П. Социально-психологические факторы формирования коммуникативных свойств личности. – Дисс. …канд.психол.наук. — Новосибирск, 2002. — 191 с. 

Аннушкин В.И. Риторика. Экспресс-курс. Учебное пособие. — М. «Наука», 2007. 

Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-во МГУ, 1982. – 197 с. 

Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. психол. труды. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 254 с. 

Бодалев А.А. Психология общения. — М.: Моск. психолого–социальный ин–т; Воронеж: изд–во НПО «МОДЭК», 1996. – 254 с. 

Бугаева З.Н. Занимательные игры и творческие задания для развития устной речи и дикции: детям 6-12 лет. – Ростов на Дону, 2008. – 464 с. 

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. – Ростов-на-Дону, 1998. 

Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности: Учеб.пособие для студ.выс.учеб.заведений. — М.: Изд.центр «Академия», 2002. – 208 с. 

Григорьев Д.В., Степнанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. — Просвещение 2011. 

Далецкий Ч.Б. Практикум по риторике. – М., 1995. 

Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М., 1982. 

Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. — М.: Моск. психол.–соц. ин–т; Воронеж: изд–во НПО «МОДЭК», 2001. – 432 с. 

Как научиться красиво и правильно говорить./Ханин М./ — СПб: Корона-принт, Лань, 2007 

Карнеги Д. Шесть способов располагать к себе людей. Как завоевать друзей. Как преодолеть чувство беспокойства. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. 

Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии: Учебное пособие.- 2-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта, 2003. – 200 с. 

Кругликова А.Ю. Психологические особенности личностного роста младших подростков в условиях разновозрастного коллектива (на примере групп семейной логопсихотерапии). – Дисс. … канд.психол.н. — Ростов-на-Дону, 2006. 

Кубрак Т.А. Самопрезентация субъекта. Состояние проблемы и дискурсивный подход к изучению // Проблемы психологии дискурса / Отв.ред. Н.Д.Павлова, И.А.Зачесова. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. — С. 180-195. 

Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. — М.: Смысл, 1997. – 287 с. 

Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. — М.: Просвещение, 1969. – 214 с. 

Лисина М.И. Общение, личность и психическое развитие ребёнка. Москва-Воронеж, 1997. 

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»/ http://минобрнауки.рф 

Некрасова Ю.Б. Лечение творчеством / Под ред. Н.Л.Карповой. — М.: Смысл, 2006. – 223 с. 

Никольская С.Т. Техника речи (Методические рекоменда­ции и упражнения для лекторов.) М., «Зна­ние», 1978. 

Пиз А., Пиз Б. Новый язык телодвижений. Расширенная версия. – М., «Эксмо», 2006. 

«Послушайте!..»: сборник методических материалов с аудиоприложением/авт.-сост.: К.Б.Саркисян, А.Д.Яковистенко, Е.А.Соколова. – Самара, ЦРО, 2013. 

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения). 

Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов.  — М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам). 

Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми — М.: ВЛАДОС, 1994. 

Сопер П. Основы искусства речи. – М., 1992.  

Ушакова Т.Н. , Павлова Н.Д., Зачесова И.А. Речь человека в общении. — М., Наука, 1989. – 192 с. 

ФГОС ООО/ www.standart.edu.ru  

www.nepryakhin.ru  

www.oratorica.ru  

Сценарий и технологическая карта открытого
мероприятия по английскому языку «Конкурс
ораторского искусства» по произведению
Джонатана Свифта «Приключения Гулливера»
5 класс дата

учитель
Клинг Анжелика
Евгеньевна

конкурс ораторов
класс
Тип урока
Английский язык
Путешествия
Гулливера
Представление отрывков художественного произведения
Джонатана Свифта, просмотр мультфильма на английском языке
в оригинале — отрывки произведения, которые будут
представлены обучающимися. Знакомство с биографией автора
ПК, проектор,
раздаточный материал
Фронтальная.
индивидуальная, в группах
Формы
работы
Научить представлять художественный текст с соответствующей
интонацией. ритмом и произношением.
Познакомить с творчеством Джонатана Свифта — произведением
«Путешествия Гулливера», показать его вклад в английскую
литературу
Научить основам ораторского искусства, учить анализировать
ответы товарищей, понимать свои ошибки
УУД
предмет
Тема урока и
номер урока
Основные термины
и
понятия
оборудование
Цели урока
Образовательные
Воспитательные
Развивающие
Познавательные
Предметные
Регулятивные
Этап урока
организационный
момент
Постановка цели
и планирование
урока
Личностные
Осознавать важность самообразования и расширения кругозора
Коммуникативные Умение представлять художественный текст на публике (начало
ораторского искусства)
Познакомить с творчеством Джонатана Свифта — произведением
«Путешествия Гулливера», показать его вклад в английскую
литературу
Виды деятельности
Умение самостоятельно определять цели своего обучения
Содержание
У1 приветствует У2
-Hello, children!
— Hello, teacher!
— Sit down, please.
У2 представляется аудитории,
благодарит за внимание и
объявляет цели урока
На доске план и цель урока (слайд)
1-ставим цель урока
2 — знакомство с биографией
Джонатана Свифта
3-сам конкурс непосредственно — у2
выступают с отрывками
художественного произведения
после отрывком мультфильма
Жюри ставит оценки на заранее
выданных списках — конкурсных
таблицах
Г
Открытие нового
знания
Конкурс ораторов Выступления ораторов
Рефлексия
Знакомство с биографией
Джонатана Свифта
Объявление результатов
Г
Г
Г Тексты ораторов:
I. I was born in England. When I was only fourteen years old my father sent me to Cambridge to study 
medicine. I studied there for three years. When I left college I went on with my studies and became a doctor.
I always wanted to travel. I became a doctor on a ship, sailing both to the East and to the West Indies. On 
May 4, 1699, I sailed from Bristol for the South Seas as a doctor of a ship named the Antelope.
At first, everything went well but then there was a great storm. The ship came very close to the rocks and 
crashed into them . Some of the sailors and I got a boat into the water. It was a small boat. When a big wave 
hit it, we all fell into the sea. 
I was swimming for a very long time and got very tired. I felt that I could not swim any longer. But the 
shore was not far away and soon my feet touched the ground. I walked out of the sea to a beach ­ there were 
no houses , there were no people. I was so tired that I lay down and fell asleep.
I. Я родился в Англии. Когда мне было всего четырнадцать лет, мой отец послал меня в Кембридж 
изучать медицину. Я учился там в течение трех лет. Когда я покинул колледж, я продолжил мои 
исследования и стал врачом. 
Я всегда хотел путешествовать. Я стал врачом на судне, плавающим как на Восток, так и в Вест­
Индию. 4 мая 1699 года, я отплыл из Бристоля в Южные моря, в качестве врача на корабле под 
названием Антилопа.
Сначала все шло хорошо, но потом был сильный шторм. Корабль подошел очень близко к скалам и 
врезался в них. Некоторые из матросов, и я опустили лодку на воду. Это была маленькая лодка. Когда
большая волна ударил ее, мы все упали в море. 
Я плавал в течение очень долгого времени, и очень устал. Я чувствовал, что я не мог плавать больше. 
Но берег был не далеко, и вскоре мои ноги коснулись земли. Я вышел из моря на пляж — не было 
домов, не было людей. Я так устал, что я лег и заснул.
II. When I woke up, the sun was shining. I tried to get up, but I couldn’t move my hands or feet. I was lying 
on my back. Hundreds of thin but strong cords fastened my arms and legs to the ground. I could not turn my 
head because even my hair, which was very long, was tied to the ground.
_ Soon I heard some voices. Something was moving along my left leg, up my body and to my face. When 
looked down I saw a very little man, not more than six inches tall. Many more small men came after him. 
I was so surprised that I gave out a loud cry. The small people were afraid of me­ they jumped back. Some 
fell off my body and hurt themselves badly. I felt a hundred arrows on my hand, face and body.
_ After that an important man addressed me. I did not know his language but I guessed the meaning of his 
speech: I am in the country called Lilliput. Lilliputians live here. I must not hurt them. They are not going to 
hurt me
II. Когда я проснулся, светило солнце. Я попытался встать, но я не мог двигать руками и ногами. Я 
лежал на спине. Сотни тонких, но прочных веревок прикрепили мои руки и ноги к земле. Я не мог 
повернуть голову, потому что даже мои волосы, которые были очень длинные, были привязан к земле. Вскоре я услышал какие­то голоса. Что­то двигался по левой ноге, по моему телу, и к моему лицу. 
Когда я посмотрел вниз, я увидел очень маленького человечка, не более шести дюймов в высоту. 
Многие другие маленькие люди пришли вслед за ним.
 Я был так удивлен, что я издал громкий крик. Маленькие люди меня испугались — они отпрыгнули 
назад. Некоторые упали с моего тела и сильно поранились. Я почувствовал сто стрел на моей руке, 
лице и теле.
После этого важный человек обратился ко мне. Я не знал его язык, но я догадался, о смысле его речи: 
Я нахожусь в стране под названием Лилипутия. Здесь живут лилипуты. Я не должен причинять им 
вред. Они не собираются причинять вред мне. Источники:
1. Учебник англ. яз. для 5 кл. общеобраз. 
учрежд. / М.В. Вербицкая и др. ­ Москва, Вентана 
Граф, 2012
2. Учебник англ. яз. для 7 кл. общеобраз. 
учрежд. / М.В. Вербицкая и др. ­ Москва, Вентана 
Граф, 2012
3. http://lektsia.com/1x3b25.html ­ Опорная таблица по 
моделированию учебного занятия в соответствии с 
требованиями ФГОС
4. https://videouroki.net/razrabotki/samoanaliz­uroka­v­
kontiekstie­triebovanii­fgos.html ­     Самоанализ 
урока в контексте требований ФГОС

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий конкурса чтецов прозы
  • Сценарий конкурсной программы ко дню папы
  • Сценарий конкурса новогодний переполох
  • Сценарий конкурса соцработников
  • Сценарий конкурса чтецов про россию