Внеклассное мероприятие по литературе
«Сценарий церемонии награждения победителей конкурса молодых поэтов».
Методическая разработка учителя русского языка и литературы
Дубровой Натальи Николаевны
МБОУ лицей г. Лобня Московской области
Пояснительная записка
Ежегодный конкурс юных поэтов, впервые прошедший в январе 1998 года, стал в нашем лицее доброй традицией. Участниками конкурса могут стать ученики с пятого по одиннадцатый класс. Жюри конкурса — учителя русского языка и литературы лицея. Они стараются по достоинству оценить каждое стихотворение, чтобы больше участников стало лауреатами в той или иной номинации. Главный приз конкурса — Приз зрительских симпатий. Он определяется большинством присутствующих на конкурсе, тайным голосованием.
Ежегодно при подведении итогов жюри отмечает разнообразие тематики стихотворений: это и патриотическая лирика, и стихи о любви и дружбе, стихи-шутки, и даже сатира. К сожалению, за все годы были опубликованы только три сборника лицейских поэтов. Но церемонии награждения лауреатов конкурса проходят ежегодно. Они стали настоящим лицейским праздником, на который собираются лицеисты, их родители, приглашаются известные поэты нашего города.
Сценарий
Чайковский. Итальянское Каприччио.(43 сек.).
Звучит музыка П.И. Чайковского, выходят ведущие.
Учитель. Дорогие друзья! Юные поэты! Любители поэзии! Уважаемые гости! Сегодня мы пришли в этот зал на очередную церемонию награждения молодых поэтов. Традиционно в конце января, в пушкинские дни, проходит поэтический конкурс, в котором участвуют учащиеся с 5 по 11 класс. Конкурс поэтов давно стал для лицея праздником творчества.
И сегодня мы приветствуем ребят, для которых любовь к поэзии, любовь к русскому слову остается неизменной.
Позвольте мне открыть праздник поэзии и представить наших ведущих. Это – ученики 10 класса ….
Ведущие обращаются к залу.
1-й ведущий. Дорогие участники церемонии награждения молодых поэтов! Позвольте приветствовать вас на сегодняшнем празднике!
2-й ведущий. Как и в прошлые годы, на нынешнем конкурсе поэтов итоги подводились по следующим номинациям:
1-й. «Философская лирика»
2-й. «Пейзажная лирика»
1-й. «Любовная лирика»
2-й. «Патриотическая лирика. Лобня — мой город родной »
1-й. «Стихи о Великой Отечественной войне»
2-й. «Моя семья. Моя мама»
1-й. Юмористическая лирика. «Стихи-шутки»
2-й. И традиционная номинация — «Приз зрительских симпатий»
1-й. В этом году на нашем конкурсе прозвучали баллады.
Всего в конкурсе участвовало 22 поэта. На смену тем, кто окончил лицей, приходят новые дарования. Молодые поэты размышляют о мире, о любви, о природе…
Лицейские поэты продолжают традиции русской поэзии, традиции А.С.Пушкина.
2-й. 10 февраля — день памяти Александра Сергеевича, этому событию посвящен наш конкурс юных поэтов.
1-й. Мы думаем: «… пока будет звучать на свете русский язык, будущие поколения наших соотечественников станут помнить имя Пушкина». (А.В. Дружинин).
2-й. «Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека».
1-й. Что такое поэзия?
Во все времена — это поиск связей между небом и землей, между людьми и вещами, между минувшим и будущим.
2-й. Говорить о поэзии — значит, говорить о самой жизни! Ведь в поэзии отражается все, чем живет человек. Поэтическое слово способно проникать в тайны человеческой души, оно не дает нам очерстветь.
1-й. «Ни в благодушии ленивом,
Ни в блеске славы,
Ни в тени —
Поэт не может быть счастливым
В тревожные для мира дни».
(Василий Фёдоров)
2-й. Василий Фёдоров писал: «Для меня поэт тот, кто имеет какой-то свой особый взгляд на мир; не только взгляд, но и мир, дороги к этому миру».
1-й. Так сложилось в русской поэзии, что основной темой в творчестве русских поэтов становилась тема России, Родины.
2-й. На нашем конкурсе эту тему представляют ученики … классов.
1-й. Приглашаем на сцену: … Просим их прочесть свои стихи.
(Поэты читают стихи; вручаются грамоты).
2-й. Давно отгремели пушки, но благодарная память возвращает нас к подвигу тех солдат, кто спас мир от фашизма. Свои стихи о Великой Отечественной войне прочитают ученики … классов – …
Приглашаем вас на сцену.
(Поэты читают стихи; вручаются грамоты).
2-ой. Поэзия природы — это способность поэта увлеченно беседовать с птицами и деревьями, понимать их язык. Это чувство природы, без которого поэт-лирик существовать не может.
Итак, «Пейзажная лирика».
1-й. «Пейзажную лирику» на нашем конкурсе представляют учащиеся …
Просим поэтов подняться на сцену и прочесть свои стихи.
(Поэты читают стихи; вручаются грамоты).
1-й. Рождение стиха подобно рождению музыки. Стихи и музыка – это высшая гармония чувства.
Сейчас вы услышите песню «Ветер перемен» в исполнении учащегося …-го класса
1-й. Наверное, нет такого поэта, который хоть раз не писал бы стихов о любви. И, конечно же, наши поэты – не исключение. Представляем номинацию «Любовная лирика». Стихи этой номинации неизменно привлекают необычностью, яркостью. Давайте послушаем лауреата, ученика …-го класса …
(Читает стихотворение. Вручается грамота).
2-й. Когда мы читаем стихи, в которых поэт рассуждает о смысле жизни, устройстве Вселенной, воспевает общечеловеческие чувства, природу и человека — мы знакомимся с философской лирикой. Философские идеи и мысли поэтов заставляют и нас задуматься о нашем месте в современном мире.
1-й. На нашем конкурсе лауреатами в номинации «Философская лирика» стали несколько поэтов – …
2-й. Просим поэтов подняться на сцену и прочесть свои стихи.
(Поэты читают стихи; вручаются грамоты).
2-й. Высокие идеалы добра и красоты закладываются в душе человека с детства, в семье. Номинация «Моя семья. Моя мама». Её представляют ученики …-го класса – …
Приглашаем их на сцену.
(Поэты читают стихи; вручаются грамоты).
1-й. Украшением нашего конкурса в этом году стали баллады. В их основе
остродраматический сюжет, какой-то необыкновенный случай. Баллада рассказывает о чувствах, переживаниях человека. К жанру баллады обращались лучшие европейские поэты: Шиллер, Г. Гейне; в русской литературе — В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов.
2-й. На нашем конкурсе с балладами выступили ученики …-го класса – … Приглашаем их на сцену.
(Поэты читают стихи; вручаются грамоты).
1-й. Ещё одна редкая номинация — юмористические стихи. Что такое юмор, остроумие? Откуда оно берётся? Наверное, это особый талант. Таким талантом обладают ученики – …
Просим поэтов подняться на сцену и прочесть свои стихи-шутки.
(Поэты читают стихи; вручаются грамоты).
2-й. Мы подходим к особой номинации. Это «Приз зрительских симпатий». На лицейском конкурсе молодых поэтов две трети слушателей проголосовали за стихотворение «…..»
1-й. Приз зрительских симпатий получает юная поэтесса из …-го класса – …
Приглашаем ее на сцену.
(Читает стихотворение; вручается грамота, вручается приз)
2-й. Дорогие поэты и любители поэзии! Подходит к концу наш праздник. Сегодня мы провели с вами удивительный час. Мы поняли, что поэзия делает нас лучше, добрее, умнее.
1-й. Благодарим всех, кто принял участие в нашем поэтическом конкурсе.
Хочется пожелать всем творческих успехов, новых впечатлений, новых стихов.
2-й. Пусть традиционно прозвучит как напутствие стихотворение А.С.Пушкина «Поэту». Его прочитает – …
Поэт! Не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
2-ой. Дорогие друзья! Любите стихи, и не расставайтесь с творчеством!
1-й. Любите поэзию!
2-й. До новых поэтических встреч!
1-й. До свидания, дорогие друзья!
Фоном звучит музыка П.И. Чайковского).
Цели:формирование у учащихся читательского кругозора и приобретение опыта
самостоятельной читательской деятельности;развитие у детей художественно-творческих и познавательных способностей; воспитание у детей интереса к книге.
Сценарий конкурса юных чтецов
«Живая классика»
Цели:
1. Формирование у учащихся читательского кругозора и приобретение опыта
самостоятельной читательской деятельности.
2. Формирование эстетического отношения к искусству слова.
3. Развитие у детей художественно-творческих и познавательных способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений.
4. Воспитание у детей интереса к книге и чтению.
Оборудование: колонки, интерактивная доска,реквизиты (подсвечние,перо, книги)
Звучит музыка.
1 Ведущий: Добрый день, уважаемые гости и участники школьного конкурса юных чтецов «Живая классика».
Здравствуйте уважаемые члены жюри!
Мы рады приветствовать вас на конкурсе, в котором собрались самые талантливые, творчески одаренные ученики нашей школы.
2 Ведущий: конкурс юных чтецов «Живая классика» — это конкурс, объединяющий всех учащихся нашей школы, желающих поделиться своими читательскими открытиями.
Задача конкурса – выявление лучших чтецов среди детей, помочь ребятам найти в писателе интересного собеседника и советчика, встретить своих героев.
-
Ведущий: Надеемся, что участие в данном мероприятии принесет нам массу удовольствия.
2 Ведущий:
Ребята, на нашем празднике присутствуют и зрители. У них сегодня серьёзная задача – внимательно слушать участников конкурса и самое главное, поддерживать вас громкими аплодисментами.
А ещё среди нас есть люди, которые сегодня будут оценивать чтецов. Это справедливое, объективное жюри и разрешите представить вам его:
________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1 Ведущий: Уважаемое жюри и участники конкурса, уровень исполнения поэтического или прозаического произведения оценивается по 5-балльной шкале по следующим критериям:
-
интонационная выразительность речи;
-
темп и ритм, выражаемые в длительности звучания и остановках, паузах;
-
эмоциональная окраска речи;
-
правильное литературное произношение;
-
использование выразительных средств театра (мимики, жестов, поз, движений);
-
подбор костюма, атрибутов, соответствующих содержанию исполняемого произведения.
2 вед.: Сегодня будут соревноваться ____ юных чтецов .
Просим всех занять свои мест
1 Ведущий:.: Открывает нашу конкурсную программу произведения великого русского писателя и поэта Александра Сергеевича Пушкина.
2 ведущий: Можно немало говорить о том, что сделал Пушкин для русской и мировой культуры. Но, когда мы читаем его произведения, мы не всегда думаем о его исторических заслугах. Зато мы чувствуем, какой огромный художественный мир создал Александр Сергеевич.
1 Ведущий: А начинает наш конкурс _________________________
2 ведущий: Приглашаем следующего участника__________________________________________
Учащиеся выходят и сами представляют автора и название стихотворения_________________________________________
1 Ведущий: Иван Никитин родился 21 сентября 1824 года в Воронеже. В 1839 году Никитин поступил в духовную семинарию Воронежа. Но из-за тяжелой ситуации дома Иван оставил занятия, а в 1843 году вынужден был покинуть семинарию. Еще во время обучения увлекся литературой, начал писать стихи.
2 ведущий: Приглашаем следующего участника
__________________________
______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
2 ведущий: В этом году 195- летие (сто девяносто пятилетие) со дня рождения великого русского поэта Николая Некрасова. Некрасов писал о страданиях и горе русского народа, о сложной жизни крестьянства. Творчество поэта внесло неоценимый вклад в развитие русской классической поэзии и литературы в целом.
1 Ведущий: Приглашаем следующего участника_
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1 Ведущий: Сергея Есенина называют певцом русской природы. Он обладал неповторимым даром улавливать и передавать тончайшие оттенки самых нежнейших настроений, которые возникали в его душе, он сумел понять, что всё живое вокруг нас страдает, чувствует также как и мы.
2 ведущий.
Сергея Есенина отличают необыкновенная искренность, удивительная чуткость к земным краскам, простота и прозрачность стиха. Поэт был влюблён в поля и леса, в своё деревенское небо, в животных, в цветы. Ещё в детстве он мог часами сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы.
Стихотворение Сергея Есенина «Ночь» читает ученик 7 класса Жумакожа Нурбек.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
1 Ведущий: Многие произведения переводятся на другие языки.
Стихи великого казахского поэта Абая Кунанбаева переводили многие русские поэты, такие как В области перевода произведений Абая работали и работают многие известные русские поэты, такие как: Д. Бродский, Л. Озеров, М. Луконин, П. Шубин, М. Зенкевич, М. Тарловский и другие. Наши участники тоже подготовили стихотворения Абая в переводе этих поэтов.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 ведущий: Константин Михайлович СИМОНОВ . Поэт, прозаик, драматург, сценарист, журналист, переводчик, государственный и общественный деятель. Родился в Петрограде в семье офицера. Участник Великой Отечественной войны (корреспондент газеты «Красная Звезда»). После опубликования «Правдой» в январе тысяча девятьсот сорок второго года(1942 г.) стихотворения «Жди меня» . Симонов сразу стал знаменитым. Стихотворение посвященно актрисе Валентине Серовой.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
1 Ведущий: Серге́й Влади́мирович Михалко́в — советский русский писатель, поэт, баснописец, драматург, публицист, военный корреспондент, сценарист, общественный деятель, автор текстов гимнов Советского Союза и гимна Российской Федерации, председатель Международного сообщества писательских союзов. Наибольшую известность Михалкову принесли его произведения для детей.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 ведущий: Иван Андреевич Крылов -русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук . Издавал сатирические журналы . .. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. Создал более двухсот басен ,отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н. В. Гоголь назвал басни И. Крылова «…книгой мудрости самого народа».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1 Ведущий: Татьяна Ильинична Волгина (1911-1981) — детская писательница и поэтесса. Поэт, автор сказок, которому открывалась душа и психология ребенка, каждым образом, каждой строфой одаряет читателя своей искренностью и душевной теплотой.
____________________________________________________________________________
2 ведущий: Тютчев Фёдор Иванович — известный русский поэт, консервативный публицист, дипломат, член-корреспондент Петербургской Академии Наук.Родители дали будущему поэту прекрасное домашнее образование: к 13 годам Фёдор превосходно переводил оды Горация, изумительно знал латынь и древнегреческий язык.
Приглашаем следующего участника________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1 Ведущий: Самуи́л Я́ковлевич Марша́к — русский советский поэт, драматург, переводчик, литературный критик, сценарист. Автор популярных детских книг.
Наш следующий участник Токтарбек Динмухамет прочитает стихотворение «Вот какой рассеянный»
2 ведущий: Елена Эрато детская поэтесса, автор многочисленных сборников стихотворений для детей.
_Стихотворение _ «Весенний праздник» прочитает нам Жанарбек Самга
(музыка)
1 Ведущий:Для подведения итогов конкурса юных чтецов «Живая классика» слово предоставляется____________________________
1 Ведущий: Завершился конкурс, но мы не прощаемся с Вами, мы говорим Вам «До свидания». Ребята, мы будем рады видеть Вас в ряду участников других творческих литературных конкурсов.
ПЕСНЯ « МЫ ЖЕЛАЕМ СЧАСТЬЯ ВАМ»
Конкурс выразительного чтения «Живая классика» Член жюри _____________________________________________________________
интонационная выразительность речи; темп и ритм |
класс |
эмоциональная окраска речи |
использование выразительных средств театра (мимики, жестов, поз, движений); |
правильное литературное произношение; |
подбор костюма, атрибутов, соответствующих содержанию исполняемого произведения. |
Итого |
|
1 |
|||||||
2 |
|||||||
3 |
|||||||
4 |
|||||||
5 |
|||||||
6 |
|||||||
7 |
|||||||
8 |
|||||||
9 |
|||||||
10 |
|||||||
11 |
|||||||
12 |
|||||||
13 |
|||||||
14 |
|||||||
15 |
|||||||
16 |
|||||||
17 |
|||||||
18 |
|||||||
19 |
|||||||
20 |
|||||||
21 |
|||||||
22 |
|||||||
23 |
|||||||
24 |
|||||||
25 |
|||||||
26 |
|||||||
27 |
|||||||
28 |
|||||||
29 |
|||||||
30 |
|||||||
31 |
|||||||
32 |
Сценарий поэтического конкурса юных чтецов «Писатели Тувы – детям»
среди детей дошкольного возраста
Цель: решение проблем организации чтения и изучения литературы Тывы в системе дошкольного литературного образования, приобщения воспитанников к духовным и историческим ценностям тувинской и русской культур.
Задачи:
— создание условий для познавательно-речевого развития ребёнка;
— воспитание патриотических чувств, любви к малой Родине;
— изучение литературы Тывы
— формирование у дошкольников навыков выразительного чтения, артистических умений;
— выявление лучших чтецов среди детей, предоставление им возможности для самовыражения.
— создание положительного эмоционального настроя.
Ход конкурса.
Музыкальный зал украшен шарами и портретами, на которых изображены писатели и поэты Республики Тыва.
Ведущий:
— Тихо, тихо рядом сядем,
Входит лирика в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены
Вся земля видна вокруг,
Плещут волны речкой пенной
Чутко дремлют лес и луг,
Вдаль бегут степные тропки
Тают в дымке голубой,
Эта лирика торопит,
И ведет нас за собой.
— Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Мы рады видеть Вас в нашем зале! Сегодня мы проводим поэтический конкурс юных чтецов, который называется «Писатели Тувы – детям».
Ни один конкурс не обходится без жюри. Поэтому разрешите и мне представить наше жюри:
С. Наталья Ивановна – председатель женсовета Пий – Хемского кожууна
Д. Айлана Олеговна – директор центра социальной помощи семьи и детям Пий – Хемского кожууна
М. Саяна Байыровна — методист по ДОУ «Управления образованием»
администрации Пий – Хемского кожууна
С. Анжела Байыр — ооловна – заместитель директора по учебно- воспитательной работе начальных классов школы №2 г. Турана
М. Ольга Михайловна — методист детской библиотеки
Ведущий:
Писателям Тувы мы конкурс посвятим,
Наполнив всех прекрасными стихами,
О лирике сейчас поговорим
Поэзии приятными словами.
(Стук в дверь).
Ведущий: По моему, кто-то стучит к нам в дверь, посмотрим.
Дангына: Вот это да! Куда же я попала?
Ведущий: А вы знаете, кто это? Это же сама Дангына – героиня нашего тувинского фольклора.
Дангына: Здравствуйте, дети. Я — действительно Дангына. Так все — таки куда я попала, и чьи это портреты?
Ведущий: А попала ты на поэтический конкурс юных чтецов. Сегодня в нашем зале дети прочитают стихи тувинских поэтов. А это портреты писателей и поэтов нашей республики.
Ведущий: Все эти люди — очень талантливые. Они написали много различных литературных произведений о нашем родном крае, о наших замечательных земляках, прекрасной природе.
Дангына: А можно и я останусь тут и послушаю эти замечательные произведения?
Ведущий: Конечно, оставайся. Но чтобы начать конкурс, нужно провести жеребьевку. Поприветствуем наших участников бурными аплодисментами.
(Приветствие и представление конкурсантов)
А пока наши конкурсанты готовятся к выступлению, для вас исполнит песню «Топни, ножка, моя» выпускница нашего детского сада 2015 года, лауреат
1 – ой степени кожуунного конкурса «Домисолька – 2014» — Б. Есения.
(Выступления конкурсантов)
Ведущий: Сейчас жюри подводит итоги конкурса, а мы с вами посмотрим наш мини – концерт и поиграем в игры.
( Дети — участники конкурса играют в тувинские игры «Юрта», «Чинчи»).
Ведущий: Предоставляется слово жюри для вручения грамот победителям и участникам конкурса чтецов.
(Вручение грамот).
Ведущий: Поздравляем всех участников, надеемся, что проведение таких конкурсов станет доброй традицией в нашем детском саду. Дангына, тебе понравилось на нашем конкурсе?
Дангына Конечно, понравилось, я послушала много новых и интересных произведений. А ребята такие молодцы, так здорово стихи читали. Мне пора возвращаться в свою сказку, но к вам я обязательно ещё загляну на какое-нибудь интересное мероприятие. До свидания!
Ведущий: До свидания!
— Конкурс чтецов удался на славу
И думаю, всем он пришелся по нраву!
Всего вам самого доброго,
До новых встреч, ребята!
МОУ «Октябрьская школа»
СЦЕНАРИЙ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА
КОНКУРСА ЧТЕЦОВ
«Живая классика»
Подготовила: Кулаевская Г.И,
учитель русского языка и литературы
2016г.
Школьный этап конкурса чтецов «Живая классика» в рамках проведения Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА:
-
Пропаганда произведений русской классической и современной отечественной прозы патриотической направленности, воспитание подрастающего
поколения в духе патриотизма;
-
Выявление, поддержка и стимулирование талантливых исполнителей, владеющих жанром художественного слова;
-
Знакомство с литературным наследием России, отражающим величие нашей культуры и богатство русского языка;
-
Повышение общественного внимания к жанру художественного слова.
Жюри конкурса:
Манущкина А.П, учитель русского языка;
Рудагина И. И– учитель начальных классов;
Беляева Л.И – библиотекарь
Участники смотра — конкурса
В конкурсе принимают участие учащиеся школы в возрасте 11-13 лет.
Условия смотра-конкурса:
Исполнители представляют законченный фрагмент любого литературного жанра, соответствующий тематике конкурса.
Критерии оценки и требования к выступлениям
-
Выбор текста произведения для использования в рамках Конкурса;
-
Грамотная речь;
-
Артистизм исполнения;
-
Глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру текста;
Регламент выступления:
Длительность выступления до 5 минут.
Подведение итогов конкурса
Победители и призёры конкурса награждаются грамотами.
Сценарий конкурса чтецов «Живая классика»
Ведущий 1 Мы рады приветствовать Вас на школьном этапе конкурса «Живая классика».. Слайд 1
Ведущий 2 Наш конкурс нам хотелось бы начать со стихотворения А.Т. Твардовского «Есть книги – волею приличий…» .
Есть книги – волею приличий
Они у века не в тени.
Из них цитаты брать – обычай –
Во все положенные дни.
В библиотеке иль читальне
Любой – уж так заведено –
Они на полке персональной
Как бы на пенсии давно.
Они в чести.
И не жалея
Немалых праздничных затрат,
Им обновляют в юбилеи
Шрифты, бумагу и формат.
Поправки вносят в предисловья
Иль пишут наново, спеша.
И – сохраняйтесь на здоровье, –
Куда как доля хороша.
Без них чредою многотомной –
Труды новейшие, толпясь,
Стоят у времени в приемной,
Чтоб на глаза ему попасть;
Не опоздать к иной обедне,
Не потеряться в тесноте…
Но те, –
с той полки, –
«Кто последний?»
Не станут спрашивать в хвосте.
На них печать почтенной скуки
И давность пройденных наук;
Но, взяв одну такую в руки,
Ты, время,
Обожжешься вдруг…
Случайно вникнув с середины,
Невольно всю пройдешь насквозь,
Все вместе строки до единой,
Что ты вытаскивала врозь…
Ведущий 1 Классика – это всегда про нас. Именно русское классическое искусство формировало и поддерживало в национальном сознании непреложность таких категорий, как стыд ,порядочность, сострадание, способность к прошению ,милосердие, ответственность, стремление жить по совести
Ведущий 2 Конкурс « Живая классика» — соревнование по чтению вслух
отрывков из прозаических произведений русских и зарубежных писателей.
Ведущий 1 Сегодня будут соревноваться 10 юных чтецов. Победу в конкурсе принесет
не только артистическое мастерство, но и глубина проникновения в смысловую структуру и образную систему художественного текста.
Ведущий 2Оценивать наших участников будет уважаемое жюри, в составе:
Манущкина А.П, учитель русского языка;
Рудагина И. И– учитель начальных классов;
Беляева Л.И – библиотекарь
Ведущий 1 Выступления оцениваются по следующим параметрам:
Ведущий 2 Выбор текста произведения
Ведущий 1 Грамотная речь;
Ведущий 2 Артистизм исполнения;
Ведущий 1 Глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру текста;
Ведущий 1 Время выступления не должно превышать 5 минут.
Ведущий 2 Оценка выступления участника осуществляется по 10 – балльной шкале.
Ведущий 1 Победители и призёры конкурса награждаются грамотами.
Ведущий 1 Нашу конкурсную программу открывает отрывок из произведе-ния Виньеамина Каверина. Но прежде несколько слов о писателе. Вениами́н Алекса́ндрович Каве́рин (настоящая фамилия — Зи́льбер,) — русский советский писатель и сценарист. Наиболее известное произведение — приключенческий роман «Два капитана».Слайд 2
Ведущий 2 Отрывок из рассказа Виньямина Каверина «Два капитана» читает Бабанцев Илья, ученик 5 класса. Слайд 3
Ведущий 1 Ю́рий Ма́ркович Наги́бин— русский писатель-прозаик, журналист и сценарист , кинодраматург, более известный произведений. драматургических. жанров; видный представитель советской. послевоенной. прозы. В рассказах писателя воспевается торжество добра над алом, непобедимая сила человеческого духа. Они глубоко психологичны, проникнуты лиризмом, любовью к родной природе, родной земле — к Родине. Слайд 4
Ведущий 2 Отрывок из рассказа Ю.М.Нагибина « Непобедимый Арсенов» читает Антошин Кирилл ,ученик 5 класса. Слайд 5
Ведущий 1 Сегодня мы услышим отрывок из рассказа М .Зощенко.
Михаи́л Миха́йлович Зо́щенко — русский писатель советского периода, драматург, сценарист, переводчик. Признанный классик русской литературы. Слайд 6
Ведущий 2 Отрывок из рассказа М .Зощенко « Находка» читает
Кувшинов Антон ,ученик 5 класса. Слайд 7
Ведущий 1 Людми́ла Стефа́новна Петруше́вская — прозаик, поэтесса, драматург и певица. … Пишет сказки как для взрослых, так и для детей: Она живет и работает в Москве. Ее произведения представляют собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости Слайд 8
Ведущий 2 Отрывок из рассказа А.С.Петрушинской « Котёнок Господа Бога» читает Кукин Дмитрий ,ученик 5 класса. Слайд 9
Ведущий 1 Михаи́л Андре́евич Осорги́н, настоящая фамилия Ильи́н— русский писатель, журналист. Осоргин ценил свою работу и знал наизусть все свои труды. Осоргину характерны такие черты характера, как пессимизм и осознание бессмысленности. В своих рассказах он отражал не только физическое противостояние, но и духовное. Слайд 10
Ведущий 2 Отрывок из рассказа М.А.Осоргина « Земля»читает Муминов Кирилл ,ученик 5 класса. Слайд 11
Ведущий 1 Погодин Радий Петрович — советский писатель, художник, поэт, сценарист. Выдающийся детский писатель. . Его имя стало известным в середине ХХ века. Дети и взрослые, затаив читают его произведения . Все они во многом автобиографичны От жизненных бед и напастей спасался фантазией, любил рисовать. Похожи на автора и герои. Они тоже любознательные мечтатели: видят красоту в окружающем их мире и в простых проявлениях жизни. Слайд 12
Ведущий 2 Отрывок из рассказа Р.П.Погодина «Тишина» читает
Смуров Алексей , ученик 6 класса Слайд 13
Ведущий 1 Продолжит нашу конкурсную программу два стихотворения в прозе И.С. Тургенева. Иван Сергеевич Тургенев — русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, переводчик. Один из классиков русской литературы, внёсших наиболее значительный вклад в её развитие во второй половине XIX века. Стихи в прозе – особый жанр литературы, где слова не рифмуются, но в них – сама поэзия! Значительная часть «стихотворений» посвящена размышлениям писателя о русском народе, о родине, о счастье и красоте, о гуманности человеческих отношений. Слайд 14
Ведущий 2 Стихотворение в прозе « Собака» читает Кукина Анастасия ,ученица 7 класса. Слайд 15
Ведущий 2 Ещё одно стихотворение в прозе «Как хороши, как свежи были розы …» читает Лёвочкина Татьяна ,ученица 7 класса. Слайд16
Ведущий 2 Михаил Александрович Шолохов — один из популярных авторов, получивший награду Нобелевского фонда. Шолохов стал всемирно известен после написания романов о гражданской войне на Дону, коллективизации, подвиге народа в Великой Отечественной войне. Слайд17
Ведущий 2 Отрывок из рассказа М.Шолохова « Коловерть» читает Соколова Ангелина , ученица 7 класса Слайд 18
Ведущий 2 Наряду с русскими авторами, у наших ребят есть любимые произведения и у зарубежных писателей. Лью́ис Кэ́рролл- английский писатель, математик, логик, философ и фотограф. Наиболее известное его произведение — «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье», Слайд 19
Ведущий 2 Отрывок из произведения «Алиса в Зазеркалье» читает Пичугина Варвара,
ученица 7-го класса. Слайд 20
Ведущий 1: На этом наша конкурсная программа закончена. Мы просим у вас ещё немного внимания, и просим жюри подвести итоги конкурса.
Ведущий 2 Пока жюри подводит итоги я предлагаю послушать стихотворение В. В. Радина « Дети и книга»
В. В. Радин
Дети и книга
Встреча с книгой, что с другом,
Для всех словно праздник,
А для детской души
Это нить Ариадны,
Что ведет их от сказок,
Былин и преданий
В мир жизни реальной,
Мир науки и знаний.
Книги учат детей
Всем премудростям жизни –
Как быть Человеком,
И быть нужным Отчизне,
И как правду от лжи
Все должны отличать,
Как бороться с врагом
И как зло побеждать.
Книги им помогают
Красоту постигать,
Как прекрасное видеть,
Как его передать,
Как его передать,
И как в малом увидеть
Большое значенье,
И как в жизни найти
Золотое сеченье.
Мудрость книжных страниц –
Это жизни уроки
О дне предстоящем,
И о наших истоках.
Они их побуждают
Мечтать о высоком,
О будущем думать –
О потомках далеких.
В книгах знания, свет,
В книгах память веков,
В книгах мудрость людей –
Наших дедов, отцов.
Нам без книг, как без хлеба,
Даже дня не прожить.
Так давайте же будем
Их беречь и любить.
Ведущий 2:. Для подведения итогов и вручения дипломов победителям и лауреатам школьного конкурса юных чтецов прозы «Живая классика» слово предоставляется председателю жюри конкурса А.П. Манушкиной (вручение дипломов и призов)
Ведущий 2 Наше время — время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим А. М. Горький считал книгу. В книге заключен огром-ный духовный мир человечества. Книга — самое могучее и самое универ-сальное средство общения людей, народов, поколений. Ее называют единст-венной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешест-вия в невиданные страны, в прошлое, в будущее и настоящее… Книга — вер-ный и неизменный наш спутник. Она остается главным источником, из кото-рого мы черпаем знания. Недаром К. Г. Паустовский писал: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть од-ной страницы из новой книги!» Слайд 21
Приложение
«Земля»
1
Заботами милого друга я получил из России небольшую шкатулку карельской березы, наполненную землей.
Я принадлежу к людям, любящим вещи, не стыдящимся чувств и не боящимся кривых усмешек. Было и давно прошло время, когда эти усмешки меня смущали. В молодости это простительно и понятно: в молодости мы хотим быть самоуверенными, разумными и жестокими — резко отвечать на обиду, владеть своим лицом, сдерживать дрожь сердечную. Но тягость лет побеждает, и строгая выдержанность чувств уже не кажется лучшим и главнейшим. Вот сейчас, таков, как я есть, я готов и могу преклонить колени перед коробочкой с русской землей и сказать вслух, не боясь чужих ушей:
— Я тебя люблю, земля, меня родившая, и признаю тебя моей величайшей святыней.
И никакая скептическая философия, никакой умный космополитизм не заставят меня устыдиться моей чувствительности, потому что руководит мною любовь, а она не подчинена разуму и расчету.
Земля в коробке высохла и превратилась в комочки бурой пыли. Я пересыпаю ее заботливо и осторожно, чтобы не распылить зря по столу, и думаю о том, что из всех вещей человека земля всегда была самой любимой и близкой:
«Ибо прах ты — и в прах обратишься».
Л.С. Петрушевская
Котёнок Господа Бога
Так вот, мальчик схватил котенка на руки и стал его гладить и осторожно прижимать к себе.
А за левым локтем его стоял бес, которого тоже очень заинтересовал котенок и масса возможностей, связанных с этим именно котенком.
Ангел-хранитель забеспокоился и стал рисовать волшебные картины: вот котик спит на подушке мальчика, вот играет бумажкой, вот идет гулять, как собачка, у ноги…
А бес толкнул мальчика под левый локоть и предложил: хорошо бы привязать котенку на хвост консервную банку! Хорошо бы бросить его в пруд и смотреть, умирая со смеху, как он будет стараться выплыть! Эти выпученные глаза!
И много других разных предложений внес бес в горячую голову выгнанного мальчика, пока тот шел с котенком на руках домой.
Ю.М.Нагибин
Непобедимый Арсенов
Сомнений не оставалось: меня ждет суровое возмездие. Я поднял дерзновенную руку не просто на слабосильного верзилу Соломатина, а на нечто высшее, затрагивающее всю дворовую аристократию, и мне не уйти от расплаты. И когда во время игры в ножички задиристый щуплый Курица, стоявший в табели на ступень выше Борьки Соломатина, без всякого повода кинулся на меня и повалил, я пересилил искушение выбить дух из его хилого тела. С удивлением, близким печали, я обнаружил, что Курица, хоть и пожилистее и покрепче Борьки Соломатина, тоже слабак, но голос высшего смирения произнес внутри меня: покорись! Курица сплясал победный танец на моих костях и, оглядываясь на своих сверстников, молчаливо наблюдавших экзекуцию, спросил: «Получил? Хватит с тебя?» Он приметно дрейфил. «Хватит», — сказал я и увидел, как потеплели лица окружающих. Порядок был восстановлен, слава порядку!..
М.Зощенко
Находка
Однажды мы с Лелей взяли коробку от конфет и положили туда лягушку и паука.
Потом мы завернули эту коробку в чистую бумагу, перевязали ее шикарной голубой ленточкой и положили этот пакет на панель против нашего сада. Как будто бы кто-то шел и потерял свою покупку.
Положив этот пакет возле тумбы, мы с Лелей спрятались в кустах нашего сада и, давясь от смеха, стали ждать, что будет.
И вот идет прохожий.
Увидев наш пакет, он, конечно, останавливается, радуется и даже от удовольствия потирает себе руки. Еще бы: он нашел коробку конфет — это не так-то часто бывает в этом мире.
Затаив дыхание, мы с Лелей смотрим, что будет дальше.
Прохожий нагнулся, взял пакет, быстро развязал его и, увидев красивую коробку, еще того более обрадовался.
И вот крышка открыта. И наша лягушка, соскучившись сидеть в темноте, выскакивает из коробки прямо на руку прохожего.
Тот ахает от удивления и швыряет коробку подальше от себя.
Тут мы с Лелей стали так смеяться, что повалились на траву.
И мы смеялись до того громко, что прохожий обернулся в нашу сторону и, увидев нас за забором, тотчас все понял.
В одно мгновенье он ринулся к забору, одним махом перепрыгнул его и бросился к нам, чтобы нас проучить.
Мы с Лелей задали стрекача.
Радий Петрович ПОГДИН
ТИШИНА
Дом стоял на отшибе, у самого леса. Домишко маленький, без крыльца. Стены срублены из толстых, серых от времени брёвен. Из пазов торчал голубоватый мох. В домике одна комната. Если загородить её мебелью, она покажется не больше спичечного коробка. А сейчас хорошо — комната пустая. Только в углу лежат друг на друге два жарко-красных матраца.
— Тишина, — сказал Анатолий.
— Благодать, — сказал Кирилл. — Для ушей здесь курорт…
В пяти шагах от домишки лес: ели, укутанные в колючий мех, мускулистые сосны, берёзы в бело-розовом шёлке. Простодушный родник выбивался из-под земли и тут же прятался в междутравье, ослеплённый солнцем.
Кирилл привёз с собой краски, холсты и картоны. У Анатолия — чемодан толстых и тонких научных книжек. Вот и весь багаж, если не считать рюкзака, набитого съестным припасом.
Кирилл и Анатолий бродили вокруг дома, жевали траву — все дачники жуют траву, — мочили волосы родниковой водой, лежали под деревьями.
Тишина вокруг была мягкая, ласковая; она будто гладила по ушам тёплой пуховкой.
Анатолий поднял руку, сжал пальцы в кулак, словно поймал мотылька, и поднёс кулак к уху Кирилла.
— Слышишь?
— А что?
— Тишина. Её даже в руку взять можно, — Анатолий улыбнулся и разжал кулак.
— Я есть хочу, — сказал Кирилл. Он подумал, поглядел на старые брёвна, на крышу из чёрной дранки. — Слушай, в нашем доме чего-то недостаёт.
— Чего?
— Пойдём посмотрим…
Они вошли в дом. Тёплые половицы блестели, словно залитые лаком. Толстый шмель кружился вокруг рюкзака.
— Знаю, — сказал Кирилл. — У нас нету печки.
И С Тургенев .СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ
Собака
Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
Собака сидит передо мною — и смотрит мне прямо в глаза.
И я тоже гляжу ей в глаза.
Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает — но я ее понимаю.
Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
И конец!
Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
И в каждой из этих пар, в животном и в человеке — одна и та же жизнь жмется пугливо к другой
И.С. Тургенев «Как хороши, как свежи были розы …»
Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною… но первый стих остался у меня в памяти:
Как хороши, как свежи были розы…
Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове все звенит да звенит:
Как хороши, как свежи были розы…
И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка — и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею,- но как она мне дорога, как бьется мое сердце!
Как хороши, как свежи были розы…
А в комнате все темней да темней… Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрипит и злится за стеною — и чудится скучный, старческий шепот…
Как хороши, как свежи были розы…
Встают передо мною другие образы… Слышится веселый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино — и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара…
Как хороши, как свежи были розы…
Свеча меркнет и гаснет… Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ… Мне холодно… Я зябну… и все они умерли… умерли…
Как хороши, как свежи были розы…
М.Шолохов
Коловерть
Сарай для военнопленных, как паучье гнездо паутиной, опутан колючей проволокой. По ту сторону Игнат и Пахомыч, с лицами чугунными, опухшими; с улицы сынишка Игнатов в картузе отцовском и старуха Пахомычева руками окаменевшими к проволоке тоскливо пристыла; моргает веками кровяными, рот кривит, а слез нет — все выплакала.
Пахомыч тяжело ворочает разбитым языком:
— Пшеницу нехай Лукич скосит, заплатишь ему, отдашь телушку-летошницу.
Губами пожевал, сухо закашлялся:
— По нас же не горюй, старуха!.. Пожили… Все там будем. Посля панихидку отслужи. Поминать будешь, не пиши: «красногвардейца Петра», а прямо — «воинов убиенных Петра, Игната, Григория»… А то поп не примет… Ну, затем прощай, старуха!.. Живи… Внука береги. Прости, коль обидел когда…
Сынишку Игнат на руки взял; часовой, как будто не видит, отвернулся. Пальцами прыгающими из камыша мельницу мастерит сыну Игнат.
— Папаня, а чего у тебя кровь на голове?
— Это я ушибся, сынок.
— А начто тебе вон энтот дядя ружьем вдарил, как ты из сарая выходил?
— Чудак ты какой!.. Он нарочно вдарил, шутейно…
Молчат. Камышовые былки под ногтями у Игната перезванивают.
— Пойдем домой, папаня? Ты мне мельницу дома сделаешь.
— Ты с бабуней иди, сынушка… — Губы у Игната жалко дрогнули, покривились. — А я потом приду…
Ходит Игнат по двору, будто волк на привязи, ногу, прикладом перебитую, волочит и тельце маленькое, щуплое к груди жмет, жмет, жмет.
— Папанька, начто у тебя глаза мокрые?
Молчит Игнат.
Потухли сумерки. С луга, с болот урёмистых, из зарослей ольхи и мочажинника туман на сады свалился росой — проседью серебряной. Траву притолок к земле, захолодевшей и влажной.
Из сарая вышли кучкой. Офицер с погонами подъесаула, в папахе каракулевой, высокий, узенький, сказал тихо, вполголоса, самогонным перегаром дыша:
— Далеко не водить!.. За хутор, в хворост!..
В тишине настороженной шаги гулкие и лязг винтовочных затворов.
Ночь свалилась беззвездная, волчья. За Доном померкла лиловая степь. На бугре — за буйными всходами пшеницы, в яру, промытом вешней водой, в буреломе, в запахе пьяном листьев лежалых — ночью щенилась волчица: стонала, как женщина в родах, грызла под собой песок, кровью пропитанный, и, облизывая первого мокрого шершавого волчонка, услышала неподалеку — из лощины, из зарослей хвороста — два сиповатых винтовочных выстрела и человеческий крик.
Прислушалась настороженно и в ответ короткому стонущему крику завыла волчица хрипло и надрывно.
« Алиса в Зазеркалье»
Алиса подошла к обрыву и посмотрела на море.
Море было гладким, словно не море, а голубое желе. Недалеко от берега был виден небольшой остров. Почти плоский, если не считать скалы, что пальцем поднималась у берега, да полуразрушенной хижины. Рядом со скалой в берег уткнулась баржа. Какие-то маленькие фигурки медленно двигались по берегу возле баржи. Движения их были странными, замедленными и какими-то нечеловеческими. Может, специальные роботы что-то там делают? Чистят дно? Строят причал?
Алиса пошла дальше по берегу. Она попала в посадки. Вокруг тянулись рядами сосенки ростом чуть повыше Алисы. Когда Алиса станет взрослой, они тоже вырастут и превратятся в могучие деревья. Надо будет обязательно вернуться сюда и поглядеть на этот лес…
Вдруг впереди Алиса услышала громкий, возбужденный голос.
Она сделала еще несколько шагов вперед и остановилась. Кто-то ссорился. Неловко как-то выскакивать из-за деревьев и мешать людям. И Алиса осторожно выглянула из-за сосны.
На поляне она увидела странное существо.
Это был человек. Но какой человек — мужчина или женщина, мальчик или старик — не догадаешься. Потому что существо было одето в меховую шубу до пят, на голове у него была меховая шапка с длинными ушами, а лицо прикрывали большие темные очки.
Существо сидело на чемодане, держало в руке видеорацию и говорило:
— Никитин, ты куда меня прислал? Нет, ты признайся, куда ты меня прислал?
— Я тебя никуда не присылал, — отвечал голос из видео. — Куда ты летела, там ты и есть.
— А куда я летела?
— Ты летела на Карское море, на остров Уединение.
— Значит, к Северному полюсу?
— Вот именно.
— А скажи, пожалуйста, то, что ты видишь вокруг, похоже на Северный полюс?
Существо в шубе подняло руку в варежке и обвело окрестности видеорацией, чтобы тот, кто разговаривал с ним, убедился, что окрестности и в самом деле не похожи на Северный полюс.
Ситуация была такая необычная, что Алиса еле удерживалась от смеха.
Виньеамин Каверин «Два капитана»
«До первого тёплого дня», — иначе я и не думал. Спадут морозы — и до свиданья, только меня и видели в детском доме! Но вышло иначе. Я никуда не удрал. Меня удержали чтения…
С утра мы ездили в пекарню за хлебом, потом занимались. Считалось, что мы в первой группе, хотя по возрасту кое-кому пора уже было учиться в шестом.
Старенькая преподавательница Серафима Петровна, приходившая в школу с дорожным мешком за плечами, учила нас… Право, мне даже трудно объяснить, чему она нас учила.
Помнится, мы проходили утку. Это были сразу три урока: география, естествознание и русский. На уроке естествознания утка изучалась как утка: какие у неё крылышки, какие лапки, как она плавает и так далее. На уроке географии та же утка изучалась как житель земного шара: нужно было на карте показать, где она живёт и где её нет. На русском Серафима Петровна учила нас писать «у-т-к-а» и читала что-нибудь об утках из Брема. Мимоходом она сообщала нам, что по-немецки утка так-то, а по-французски так-то. Кажется, это называлось тогда комплексным методом. В общем, всё выходило «мимоходом». Очень может быть, что Серафима Петровна что-нибудь перепутала в этом методе. Она была старенькая и носила на груди перламутровые часики, приколотые булавкой, так что мы, отвечая, всегда смотрели, который час.
Зато по вечерам она нам читала. От неё я впервые услышал сказку о сестрице Алёнушке и братце Иванушке.
Солнце высоко,
Колодец далеко.
Жар донимает,
Пот выступает
Стоит козлиное копытце,
Полное водицы.
«Али-Баба и сорок разбойников» в особенности поразили меня. «Сезам, отворись!» Я был очень огорчён, прочтя через много лет в новом переводе «Тысячи одной ночи», что нужно читать не Сезам, а Сим-Сим, и что это какое-то растение, кажется конопля. Сезам — это было чудо, заколдованное слово. Как я был разочарован, узнав, что это просто конопля!
Без преувеличения можно сказать, что я был потрясён этими сказками. Больше всего на свете мне хотелось теперь научиться читать, как Серафима Петровна.
В общем, мне понравилось в детском доме.
Сценарий
конкурса чтецов «Вдохновение»
Звучат
фанфары.
Выход ведущих (Зайцев А., Пономарева
И.)
Ведущий 1. В чём волшебство поэзии?
Возможно, в обнаженье чувств?
В способности затронуть сердца струны?
Ведь могут же слова, слетающие с уст,
Ведущий 2. Счастливым сделать день угрюмый.
А может, это просто наважденье?
И всё ж, покуда существует свет,
За строчкой строчку, словно ожерелье,
Нанизывает медленно слова… поэт.
Ведущий 1. Добрый день, дорогие друзья! Дорогие любители поэзии!
Ведущий 2. Сегодня в нашем лицее праздник. Мы рады приветствовать вас на открытии
ежегодного конкурса чтецов «Вдохновение».
Ведущий 1. Мы рады
приветствовать в этом зале участников, зрителей и жюри конкурса!
Ведущий 2. Давайте вспомним
самые яркие страницы конкурса!
(Демонстрация кадров прошлых мероприятий
на фоне музыки).
Ведущий 1. Пожелаем нашим участникам вдохновения!
Ведущий 2. И поддержим конкурсантов дружными аплодисментами.
Ведущий 1. Наш
конкурс будет оцениваться по трем возрастным категориям:
7-11 лет, 12-14 лет, 15-18
лет
Ведущий 2. Критерии
оценивания:
1.Умение
передать идейно-художественные особенности произведения;
2.Умение
владеть техникой речи;
3.Выразительность
чтения.
Ведущий
1. Разрешите
представить жюри конкурса:
Председатель жюри:
· руководитель
методического объединения учителей русского языка и литературы Валентина
Ивановна Гречанюк.
Члены
жюри:
· учитель русского
языка и литературы Валерия Валерьевна Кухаренко;
· член совета
родителей лицея Андрей Николаевич Даниленко;
· выпускница 2016 года,
участница городского конкурса чтецов «Вдохновение» Антощук Анастасия
Ведущий
2. У каждого из нас есть свой любимый поэт, к творчеству которого мы
обращаемся в определенные моменты жизни. И сегодня вы услышите признания в
любви поэтам, которые своим творчеством сумели проникнуть в наши сердца и души,
зажгли в них нетающую свечу надежды, пробудили неугасимую веру в добро,
справедливость и человечность.
Ведущий 1.
Поэзия приходит в нашу жизнь в самом раннем детстве. Мы можем ещё не
уметь читать и писать, но уже хорошо запоминаем нехитрые строчки из стихов
Агнии Барто и Бориса Заходера и помним их, как ни странно, всю жизнь.
Ведущий 2. Борис
Заходер «Никто». Читает ученик 1а класса Адуллин Радмир.
Ведущий 1. Агния
Барто «Собака». Читает ученица 2а класса Макаридина Диана.
Ведущий
2. КАК НАЗЫВАЮТСЯ СТИХИ, ПОСВЯЩЁННЫЕ ТЕМЕ ЛЮБВИ?
(любовная лирика).
Ну, что ж. Поговорим о
любви! О любви написано немало. Десятки тысяч строк продиктованы душевным
волнением и глубокими раздумьями.
Ведущий 2. Пока
будет жив на земле человек, пока бьётся его сердце, о любви будут слагать
стихи. Ведь…
Ведущий1. Всё
начинается с любви.
Твердят:
«Вначале было слово».
А
я провозглашаю снова:
Всё
начинается с любви.
Ведущий 2.
Весна шепнёт тебе: «Живи!».
И
ты от шёпота качнёшься.
И
выпрямишься.
И
начнёшься.
Всё
начинается с любви!
Ведущий
1. Сергей
Есенин «Письмо к женщине». Читает ученица 9а класса Рогачёва Ксения.
Ведущий
2. Александр
Кочетков «Баллада о прокуренном вагоне». Читает ученица 9в класса Матвеева
Екатерина.
Ведущий 1.
Владимир Высоцкий «Баллада о любви». Читает ученица 10б класса Расулова Диана.
Ведущий 2. Во
все времена в обществе поэзия пользовалась огромным вниманием и занимала особое
место. Народ всегда ценил ее высокую и священную миссию. Каждый человек
нуждался в поэзии. В ней искали утешение, красоту чувств и мира, ее
любили…
Ведущий
1. А
вы задумывались, когда-нибудь, отчего человек начинает писать стихи? Откуда
берётся удивительный дар заставлять слова звучать по-иному, по-новому, от
которых у других людей захватывает дыхание и сильнее бьётся сердце? Как всего в
двух строчках заставить человека ощутить целый мир?
Ведущий 2. Борис
Пастернак «Музыка». Читает ученица 10б класса Терентьева Анна.
Ведущий 2.
Поэзия. Какое определение можно дать этому поистине волшебному явлению? Поэзия
есть слово, исходящее не столько от разума, сколько от сердца. В стихах дышит
сама жизнь — это знает каждый.
Ведущий
1. К
сожалению, в истории поэзии много не только прекрасных страниц, но и страниц
трагических. Наши поэты шли трудной дорогой, именно поэтому рождались
потрясающие, щемящие сердца, иногда страшные, но всегда человечные стихи.
Ведущий
2.
«Говорил нерожденный малыш», автор неизвестен. Читает ученица 2в класса
Манухина Елизавета.
Ведущий
1. Роберт
Стивенсон «Вересковый мед». Читает ученица 10б класса Салова Валерия.
Ведущий
2. Ирина
Самарина «Снег». Читает ученица 3б класса Крымовская Екатерина.
Настоящий
поэт – это труженик души, неспокойный, неравнодушный. И чтобы быть им, надо
жить, борясь с самим собой, не давая совести спать. И только в этом случае
жизнь пройдет действительно не зря.
Ведущий
1. Мировая поэзия бережно хранит имена тех, кто
вовремя нашел и сказал людям нужные слова – иногда бодрые и добрые, а иногда
горькие или ироничные, — и сказал так, что ему захотели поверить. Поэты –
всегда живые свидетели времени. И нам, людям 21 века, в нашей бурной,
напряженной и требовательной жизни хочется поверить поэту, когда он открывает
свои сокровенные чувства…
Ведущий
2. Игорь
Мазунин «Уродливый кот». Читает ученица 5в класса Голобурда Алиса.
Ведущий 1. Роман
Амирамов «Не прячьте доброты своей». Читает ученик 4б класса Ашихмин
Алексей.
Ведущий 2.В
истории культуры природа часто была предметом восхищения, размышления,
изображения, мощным источником вдохновения. Очень часто человек стремится
выразить в искусстве свое ощущение природы, свое отношение.
Зинаида Березина «Небо в
звездах – красотища». Читает ученица 1б класса Суховеева Виктория.
Ведущий
1.
В
огромном и прекрасном мире,
Где главное для всех – любовь,
Живут стихи в любой квартире,
Звучат стихи в душе любой.
Ведущий 2. И, если, там кому-то грустно,
Или звенит веселый смех,
Стихами выражают чувства-
Они понятнее для все!
Ведущий 1. Зачем владеют рифмы нами?
Не знаю я, не знаешь ты.
Давайте думать, что стихами,
Мы прибавляем доброты!
Ведущий 2. Сергей
Михалков «Что у вас?». Читает ученица 2г класса Самойлова Алиса.
Ведущий 1. Татьяна
Варламова «Лень». Читает ученик 3а класса Дмитриев Илья.
Ведущий 2. Наш
конкурс подошёл к концу. Через несколько минут мы предоставим слово жюри.
Ведущий 1. Вдохновение,
оно нужно не только писателям, поэтам, художникам и музыкантам, но и каждому
человеку… Нельзя без вдохновения приниматься за любое дело, будь то работа или
учеба… Только в этом случае можно получить результат . МОБУ лицей № 33 принял
участие в творческом проекте «150 культур Дона», результатом которого была
постановка осетинской сказки.
(Просмотр видеофрагмента)
Ведущий 2. Внимание!
Слово – жюри нашего конкурса (выступление членов жюри,
оглашение результатов конкурса)
Ведущий 1. Спасибо
всем участникам мероприятия!
Ведущий
2. Но
наш путь постижения искусства Слова продолжается. Всем вам – удачи на этом
пути! Мы затронули только самую малую часть литературных произведений поэтов.
Многое осталось недосказанным. Стихи многих поэтов остались непрочитанными.
Мы
искренне надеемся, что этот день и наша встреча для всех вас останется в
памяти, как добрый и счастливый день, проведённый в кругу друзей. Всего вам
самого доброго! До новых встреч!
Ведущий
1.
Приглашаем всех участников конкурса чтецов
«Вдохновение» — 2017 для фотографирования на фоне стенда «Книги-юбиляры».
Мкоу «лИПЧАНСКАЯ оош»
СЦЕНАРИЙ
КОНКУРСА
ЮНЫХ ЧТЕЦОВ
«ЖИВАЯ КЛАССИКА»
АВТОР: УЧИТЕЛЬ
РУССКОГО ЯЗЫКА
И ЛИТЕРАТУРЫ
ДУДНИКОВА МАРИНА ЮРЬЕВНА
СЦЕНАРИЙ КОНКУРСА ЮНЫХ ЧТЕЦОВ «ЖИВАЯ КЛАССИКА»
ЦЕЛИ КОНКУРСА:
-
Пропаганда чтения среди учащихся
-
Расширение их читательского кругозора
-
Выявление и поддержка одарённых детей
ВСТУПЛЕНИЕ
Ведущий 1. Здравствуйте, уважаемые участники, жюри и гости. Мы рады приветствовать Вас на школьном этапе Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика».
Ведущий 2. Этот конкурс, ставший в нашей стране традиционным, способствует повышению интереса школьников к чтению книг не только современных авторов, но и бессмертных классиков; расширению читательского кругозора детей и юношества. Конкурс «Живая классика» — это поиск и поддержка талантливых детей.
Ведущий 1. Наше время — эпоха великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим считается книга.
Ведущий 2. В книге заключен огромный духовный мир человечества. Книга — самое могучее и самое универсальное средство общения людей, народов, поколений. Ее называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в невиданные страны, в прошлое, в будущее и настоящее…
Ведущий 1.Книга — наш верный и неизменный спутник. Она остается главным источником знаний. Недаром А. С. Пушкин писал: «Чтение – вот лучшее учение!»
Ведущий 2. Разрешите представить жюри нашего конкурса:
Директор МКОУ «Липчанская ООШ» (Ф.И.О.)
Ведущий 1. Руководитель детского общественного объединения «Кристалл» (Ф.И.О.)
Ведущий 2. Учитель русского языка и литературы (Ф.И.О.)
Ведущий 1. Лидер ДОО «Кристалл» (Ф.И.О.)
Ведущий 2. Сегодня перед вами выступят ученики 6 класса. Они будут читать отрывки из прозаических произведений российских и зарубежных писателей.
Выступления оцениваются по следующим критериям:
-
Выбор текста произведения
-
Грамотная речь
-
Артистизм исполнения
-
Глубина проникновения в образную и смысловую структуру текста.
Ведущий 1:
Победитель школьного этапа становится участником муниципального тура.
Длительность выступления каждого учащегося – не более 5 минут.
Ведущий 1. Нам остается только добавить, что выступление участника конкурса не должно превышать пяти минут и пожелать всем удачи!
КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА
Ведущий 2.
Классика – это всегда про нас. Именно русское классическое искусство формировало и поддерживало в национальном сознании непреложность таких категорий, как стыд, порядочность, сострадание, способность к покаянию и прощению, милосердие, ответственность, стремление жить по совести.
Ведущий 1.
Конкурс юных чтецов «Живая классика» начинается
Ведущий 2.
И.С. Тургенев был человек высокоразвитый, убеждённый и никогда не покидавший почвы общечеловеческих идеалов. Идеалы эти он проводил в русскую жизнь с тем сознательным постоянством, которое и составляет его главную неоценённую заслугу перед русским обществом. Это были те простые, всем доступные общечеловеческие «добрые чувства», в основе которых лежит глубокая вера в торжество света, добра и нравственной красоты.
И.С. Тургенев «Милостыня». Читает Меркулова Анна
Ведущий 1.
М. Горький говорил: «Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою страну… он сделал поистине огромное дело – дал итог пережитого за целый век и дал его с изумительной правдивостью, силой и красотой».
Л.Н.Толстой . Басня «Отчего зло на свете» Читает Златова Софья.
Ведущий 2.
Читатель – друг!..Ты подумай! Если писать только о доброте, то для зла – это находка, блеск, если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце концов не будут их замечать; если писать только о серьёзно-прекрасном, то люди перестанут смеяться над безобразным … »
Г. Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо» — это книга не просто о верном и до конца жизни преданном сеттере Биме, но и о злых и добрых людях, а также о взаимопонимании «двух миров»: человека и природы.
Гавриил Николаевич Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо». Читает Коваленко Лидия
Ведущий 1.
Ах, эти сказки! Сколько прелестных волшебных рассказов мы знаем с самого раннего детства и уж, конечно, не можем себе представить жизнь без историй, написанных великим сказочником – Хансом Кристианом Андерсеном.
«В цветущей Дании, где свет увидел я,
Берет мой мир своё начало:
На датском языке мать песни мне певала,
Шептала сказки мне родимая моя…»
Это стихи Андерсена, автора «Дюймовочки», «Русалочки», «Огнива», «Стойкого оловянного солдатика», «Снежной королевы» и многих других волшебных историй. Но … «Самой удивительной сказкой является жизнь человека» — так любил повторять Андерсен.
Ханс Кристиан Андерсен «Бабушка». Читает Златова Александра.
Ведущий 2.
Великое художественное наследие оставил нам Лев Николаевич Толстой. Читая и перечитывая его произведения, испытываешь истинное наслаждение от красоты русского языка. Его произведения учат думать .
Л. Н. Толстой «Дуб и орешник». Читает Благодарёва Анастасия.
Ведущий 1.
В рассказах Радия Петровича Погодина есть волшебная сила не только в словах, но и в поступках маленьких и взрослых героев.
Радий Петрович Погодин «Откуда идут тучи». Читает Маслов Станислав.
В АНТРАКТЕ
Ведущий 2.Вот мы и прослушали выступления ребят! Все показали отличные умения выразительного чтения! Попросим жюри подвести итоги.
Пока жюри подводит итоги, мы с вами поиграем.
Ведущий 1. Но прежде необходимо подвигаться. Итак, физкультминутка.
(Звучит музыка, участники конкурса выполняют несложные движения. На экране – танцующие смайлики)
Ведущий 2. После разминки предлагаем ответить на БЛИЦВОПРОСЫ.
-
Птичка, которую спасла Дюймовочка? (Ласточка)
-
Как звали маленькую танцовщицу из сказки «Три толстяка»? (Суок)
-
Кто написал стихотворение «Дядя Стёпа»? (С.В. Михалков)
-
На какой улице жил человек рассеянный? (Бассейной)
-
Друг крокодила Гены? (Чебурашка)
-
На чём летал Мюнхаузен на Луну? (На пушечном ядре)
-
Кто говорит на всех языках? (Эхо)
-
Кто автор сказки «Курочка Ряба»? (Народ)
-
Кто из героев детской сказки считал себя лучшим в мире специалистом по привидениям? (Карлсон)
-
Герой русских народных кукольных представлений? (Петрушка)
-
Русская народная сказка про общежитие? (Теремок)
-
Какая кличка у телёнка из мультфильма «Каникулы в Простоквашино» (Гаврюша).
-
Что ты попросил бы у Буратино? (Золотой ключик)
-
Кто автор строк «Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана»? (М.Ю. Лермонтов)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Ведущий 1:
Наш конкурс подошёл к завершению. Пришло время подвести итоги. Заключительное слово предоставляется уважаемому жюри.
(Награждение победителей, призеров, участников)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ведущий 1. Разрешите поблагодарить всех присутствующих!
Ведущий 2. Наша конкурсная программа подошла к завершению.
Но огонь звучащего Слова – не погас.
(музыка)
Ведущий 1.
Чистых радостей светлый исток,
Закрепленье счастливого мига,
Ведущий 2.
Лучший друг, если ты одинок, —
Все вместе: Это — книга. Да здравствует КНИГА!
Ведущий 1.
Наш фестиваль закончен.
Но не закончено творчество.
Ведущий 2.
Впереди – новые свершения и победы
Впереди – новые стихи и проза!
Ведущий 1.
Мы говорим вам – до новых встреч!
Ведущий 2.
Мы говорим вам – до свидания!
7