Сценарий конкурса знатоков

Часто приходится слышать мнение о том, что дети, даже идущие в школу с желанием, вскоре утрачивают его. Почему так происходит? А потому, что как только ребенок

Интеллектуальная игра

«Турнир знатоков»

Подготовила и провела:

Граничная Ю.Д.

Интеллектуальная игра

«Турнир знатоков».

Цель: проверка общих знаний и интеллектуальных возможностей учащихся.

Задачи:

— Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим и речевым содержанием.

— Развивать мышление, внимание, коммуникативные навыки.

— Воспитывать у детей умение проявлять инициативу с целью получения новых знаний, настойчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь

Ход игры

Ведущая:

Все начинается со школьного звонка:

Мечта, наука, дружба – что хотите.

Дорога к звездам! Тайны океана!

Все это будет поздно или рано.

Все впереди, ребята, а пока…

Раздвинутся мира границы,

Закончив познания путь,

И надо еще умудриться

В грядущее нам заглянуть.

  • Итак, мы открываем сезон интеллектуальных игр.

Сегодня на нашей игре встречаются три интересные команды. Это лучшие представители 1 классов.

  • А для того чтобы начать наш турнир давайте познакомимся с нашими командами.

(Представление команд и капитанов)

Команда «Знайки»

Девиз:

Чтобы много-много знать

Нужно книжки всем читать!

Команда «Умники»

Девиз:

Мы пытливые умы

Мы с вопросами на ты!

Команда «Победа»

Девиз:

Мы сильны и едины,

потому непобедимы.

Ведущая: Для объективной оценки нами выбрано компетентное и беспристрастное жюри.

1 тур «Эрудит»

Ведущая: — В этом туре необходимо каждой команде ответить на 15 вопросов. На данный конкурс отводится ограниченное количество времени: по 3 минуты для каждой команды. По окончанию временного отрезка звучит звуковой сигнал. За каждый правильный вопрос команды получают по 1 очку.

Вопросы для 1 команды:

  1. Сколько месяцев в году? (12)

  2. В каком месяце дети идут в школу? (в сентябре)

  3. Колобок, обросший иглами? (еж)

  4. Юный волшебник, у которого есть сова? (Гарри Потер)

  5. Сказочный мальчик с деревянным носом? (Буратино)

  6. Кто всю зиму спит? (медведь)

  7. Какое домашнее животное носило обувь? (Кот в сапогах)

  8. Зимой и летом одним цветом? (елка)

  9. Самый короткий месяц в году? (февраль)

  10. В какое время года появляются подснежники? (весной)

  11. Что значит «прикусить язык»? (замолчать)

  12. Какой первый день недели? (понедельник)

  13. Имя мальчика, которого унесли Гуси-лебеди? (Иванушка)

  14. Мальчик, которого похитила Снежная королева? (Кай)

  15. Пальто, платье, свитер это… (одежда)

Вопросы для 2 команды:

  1. Из какой посуды нельзя поесть? (из пустой)

  2. Сколько дней в недели? (7)

  3. Курица в детстве? (цыпленок)

  4. Вредная старуха из русских народных сказках? (Баба — Яга)

  5. Сказочная девочка с голубыми волосами? (Мальвина)

  6. Кто на сметане мешен, на окошке стужен? (Колобок)

  7. Герой русской народной сказки, который ездил на печи? (Емеля)

  8. Висит груша нельзя скушать? (лампа)

  9. Сказочный мальчик-луковка? (Чиполино)

  10. В какое время года птицы вьют гнезда? (весной)

  11. Что значит «бить баклуши»? (бездельничать)

  12. Первый месяц года? (январь)

  13. Имя девушки, братец которой превратился в козленочка? (Аленушка)

  14. Как звали трех поросят? (Ниф-ниф, Наф-наф, Нуф-нуф)

  15. Сапоги, туфли, ботинки это… (обувь)

Вопросы для 3 команды:

  1. Корова в детстве? (телёнок)

  2. Прибор для измерения времени? (часы)

  3. Сказочный мальчик с деревянным носом? (Буратино)

  4. Перечисли 7 дней недели?

  5. Как называется наша столица? (Астана)

  6. Окунь, карась, щука – кто это? (Рыбы)

  7. Кто учит детей? (учитель)

  8. Первый месяц осени как называется? (сентябрь)

  9. Курица в детстве? (Цыплёнок)

  10. Сказочная девочка с голубыми волосами? (Мальвина)

  11. Куда дети ходят учиться? (школа)

  12. Что Карлсон любил есть больше всего на свете? (варенье)

  13. Какой цветок называют царицей цветов? (роза)

  14. Школьный футляр для ручек и карандашей. (пенал)

  15. Что ведьма отобрала у Русалочки? (голос)

Ведущая: — Пока счетная комиссия подсчитывает результаты 1 тура, мы послушаем песни, которые сплотят нас и поднимут настроение.

Слово для объявления результатов 1 тура предоставляется жюри.

2 тур «Конкурс капитанов»

Ведущая: На сцену выходят капитаны команд. Капитаны выбирают вопросы и отвечают на них. За правильный ответ, команда получает по 5 баллов.

  1. 5 лисят песок копают, 3 на солнце загорают, 2 купаются в золе. Сколько всех, скажи мне?

  2. Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит 3 кг. Сколько будет весить цапля, если она встанет на две ноги?

  3. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?

  4. У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?

  5. Сколько ушей у трёх мышей?

  6. На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки.

Ведущая: Пока счетная комиссия подводит итоги 2 тура, объявляется конкурс загадок для болельщиков.

1. Она весну встречает — сережки надевает.

Накинута на спинку зеленая косынка.

А платьице в полоску. Узнаешь ты… (березку).

2. Он долго дерево долбил и всех букашек истребил.

Зря он времени не тратил, длинноклювый, пестрый… (дятел).

3. Добродушен, деловит, весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель… (ежик).

4. Наш огород в образцовом порядке.

Как на параде построились грядки.

Словно живая ограда вокруг

Пики зеленые выставил… (лук)

5. Как это скучно без движенья

В воду глядеть на свое отраженье.

Свесила гибкие ветви с обрыва

Нежная, тихая, грустная… (ива).

6. Он совсем не хрупкий, а спрятался в скорлупке,

Заглянешь в середину — увидишь сердцевину.

Из плодов он тверже всех, называется… (орех).

7. Он круглый и красный, как глаз светофора,

Среди овощей нет сочней… (помидора).

8. На спине свой носит дом. Не нуждается не в ком.

При себе всегда пожитки у медлительной… (улитки).

9. Есть в тайге сибирской кедры, на орехи они щедры.

Знают белки, знают мышки, что искать их надо в… (шишке).

10. Ковер цветастый на лугу, налюбоваться не могу!

Надел нарядный сарафан красивый бархатный… (тюльпан).

11. Солнце греет и печёт

Ручеёк с горы течёт.

Тает снег, кругом вода,

Значит, к нам пришла (весна)

12. Стройный, быстрый,

Рога ветвисты,

Пасется весь день.

Кто же это? (олень)

13. Лейся дождь веселый,

Мы с тобою дружим!

Хорошо нам бегать

Босиком по (лужам)

14. Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я (капуста)

15. Злая как волчица.

Жжется, как горчица!

Что ж это за диво?

Это же (крапива)

Ведущая: Счетная комиссия объявляет итоги 2 тура и общий счет.

3 тур «Фантазеры»

Ведущая: Я предлагаю оживить геометрические фигуры — дорисовать их до изображения, какого — либо предмета. Команда «Знайки» будет оживлять круг, команда «Умники»- квадрат, а команда «Победа» — треугольник.

(звучит музыка)

Ведущая: Пока счетная комиссия подсчитывает результаты 3 тура, я объявляю музыкальную паузу.

Счетная комиссия сообщает результат 3 тура.

4 тур «Угадай слово»

Ведущая:— На карточках зашифрованы названия животных, участники команд должны их расшифровать. Приглашается по одному участнику от команды.

бакасо (собака)

шкамы (мышка)

сали (лиса)

ловк (волк)

яцза (заяц)

двемедь (медведь)

Счетная комиссия подводят итоги игры. Участники награждаются почетными грамотами.

Ведущая: — Вот и подошел к концу наш «Турнир». Хотелось бы пожелать ребятам новых интересных открытий, верных друзей и конечно учиться на одни «пятерки».

— Уважаемые гости большое спасибо за внимание и до новых встреч!

Конкурс знатоков природы

Описание работы: Данное мероприятие предназначено для учителей начальной школы, для педагогов дополнительного образования. Экологический КВН составлен для учащихся 2 классов. Может быть использован во внеурочной деятельности.

Цели мероприятия

  1. Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.
  2. Способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей.
  3. Развивать познавательные интересы учащихся.
  4. Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность детей, их эрудицию.
  5. Способствовать формированию у детей умений и навыков общения и сотрудничества.

Подготовка

  1. Выбираются команды-участницы. В каждой команде 12 человек(6 пар; 6 девочек + 6 мальчиков). Каждая команда обсуждает название, девиз, готовятся представление команды и приветствие.
  2. Изготавливаются карточки с вопросами и заданиями.
  3. Проводится сбор материалов (публикаций в газетах и журналах, занимательных вопросов и игр, детских песен, пословиц и поговорок, книг о природе).
  4. От команды болельщиков готовится по одному номеру художественной самодеятельности.
  5. Определяется состав жюри и дается объяснение его членам основных правил судейства.
  6. Изготавливаются конверты и карточки с заданиями, реквизит для их выполнения.

Участвуют ученики 2-х классов, классные руководители, гости — родители, жюри — учителя начальных классов.

Ход мероприятия

Классный руководитель. Здравствуйте ребята, уважаемые гости. Мы рады приветствовать вас на экологическом КВНе.  Все вы знаете, что КВН – это игра весёлых и находчивых. Сегодня  мы узнаем, насколько  вы хорошо знаете природу.

1-й  конкурс «Визитная карточка». Команды объявляют названия, девиз.  Например:

1 команда — 2 «А» класс «Лесовички»   Девиз: Лес зеленый охраняй — никого не обижай.

2 команда — 2 «Б» класс «Вода»      Девиз:  Человек, запомни навсегда: символ жизни на Земле — вода!

2-й конкурс «Разминка».

Каждая игра КВН начинается с разминки, поэтому мы не будем нарушать традицию. Каждая команда должна ответить на вопросы по очереди  в течение 5 секунд. Если это команда не сможет ответить, то можно другой команде дать ответ.

  1. Наука о связях живых существ с окружающей средой и бережном отношении к природе. (экология)
  2. Как называется книга, где записаны исчезающие виды животных и растений? (красная книга)
  3. Ближайшая к нам звезда. (солнце)
  4. Самый холодный материк. (Антарктида)
  5. Самое быстрое животное суши? (гепард)
  6. Назовите второй месяц весны. (апрель)
  7. Край виден, но дойти до него невозможно. (линия горизонта)
  1. Охраняемы государством территории, где запрещена охота, сбор ягод и трав. (заповедник)
  2. Верхний плодородный слой земли. (почва)
  3. Его выделяют растения. (кислород)
  4. Самый холодный океан. (Северный Ледовитый)
  5. Самое большое млекопитающие. (синий кит)
  6. Назовите последний месяц зимы. (февраль)
  7. Какой предмет может сказать о себе: «Со мной пойдешь, дорогу обратно найдешь!»? (компас)

3-й конкурс «Логические задачи»

Подберите к каждому названию животного слово, обозначающее способ его передвижения.  Встаньте в пары. Кто быстрее найдет пару, тот и победит. Слова у каждой команды одинаковые.

Каждой команде (капитану) дают 12 карточек. Кто быстрее найдет пару. Должно получиться 6 пар.

сурок – роет; антилопа – бегает; касатка – плавает; кенгуру – прыгает; сипуха – летает; ленивец – ползает

4-й конкурс «Отгадай по описанию»

  1. Мы умеем хорошо лазить по деревьям. Нас легко можно узнать по черным полоскам на спине. Предпочитаем хвойные леса. Любим питаться орехами, разными семенами, грибами и ягодами. Нас считают самыми чистоплотными животными. Кто мы? (Бурундуки)
  2. У нас длинное, лишенное ног туловище, покрытое сухой кожей с роговыми чешуйками. Рот устроен так, что мы можем открывать его очень хорошо и заглатывать целиком добычу. Зубы развиты хорошо и служат для укуса, но не для жевания. Язык раздвоенный и является важнейшим органом чувств. Есть ноздри – мы хорошо чувствуем запахи. Ушей нет совсем, поэтому мы совершенно глухие. Догадались, кто мы? (Змеи)
  1. Мы не пользуемся популярностью среди людей. Они борются с нами, чтобы нас стало меньше. Хотя мы необходимы природе! Наши личинки живут в воде. Ими питаются некоторые рыбы. Мы сами – любимое лакомство многих птиц! Особенно нас любят стрекозы. Вы догадались, кто мы? (Комары)
  2. Я — самое высокое из млекопитающих. У меня маленькая головка на длинной шее и длинные ноги. Глаза черные с густыми ресницами. У меня все приспособлено для того, чтобы доставать листочки с самых вершин деревьев. Мое любимое лакомство – листья акации. Узнали, кто я? (Жираф)

 5-й конкурс        Напишите название различных птиц так, чтобы буква «С» была общей.

 6-й конкурс        «Очисти полянку от мусора».

-собрать тарелки 5 шт., добежать до корзины, положить, бежать обратно.

-собрать игрушки (кубики) 5 шт.

-собрать стаканчики 5 шт.

-собрать скомканную бумагу 5 шт.

-собрать целлофановые пакеты 5шт.

-последний бежит за корзиной, кто быстрее выполнит задание – тот победитель.

7-й конкурс «Загадок»

1.     Стоит на полянке

В красном платке Татьянка,

Вся в белых крапинках.      (мухомор)

2.     Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад – вперед по пашне вскачь,

А зовется птица — ……     (грач)

3.     Чей пух по городу летает?

Среди июля – снегопад.

Прохожие его ругают,

А это ветер виноват.       (тополь)

4.     В заплатках шея и бока,

На всех глядит он свысока.     (жираф)

5.     Через море – океан плывет чудо – великан,

А ус во рту прячет.            (кит)

6.     С бородой, а не бык,

Доят, а не корова,

Лыко дерет, а лапти не плетет.   (коза)

7.    Хоть он совсем

              Не хрупкий,

              А спрятался в середину –

             Увидишь сердцевину.

             Из плодов он крепче всех.

             Называется …..(орех).

8.    Он круглый и красный,

              Как глаз светофора

              Среди овощей нет вкусней ….(помидор).

9.    Заставил плакать всех вокруг,

              Хоть он и не драчун, а он…. (лук).

8-й конкурс «Пантомима» Зрители (выбрать из зала) отгадывают и если угадают, то показывающему балл.

Изобразите животных. Командам дают карточки. Капитан распределяет, кто кого будет показывать (парами)

— бодающих бычков;

— прыгающих воробьев

— цапли едят лягушек

— шагающих уток.

— пингвины идут

— лягушки прыгают

— медвежата ползут на дерево и едят мед

— крокодилы

9-й конкурс   «Собери пословицу». 

Команды собирают из отдельных слов пословицу

1. Леса много — береги, леса мало — посади.

2. Если хочешь жить дольше — сажай деревьев больше.

10-й конкурс   «Конкурс капитанов». 

Нужно собрать из букв как можно больше названий животных (буквы можно использовать в слове только один раз) Плакат с буквами видят все зрители.

И В Р Е О Ы Н Л С К Ь Т А         —             (енот, волк, лиса, крот, вол, кот, рысь, лев и т.д.)

11-й конкурс   «Музыкальный калейдоскоп». 

Команды по очереди поют 1 куплет песни о природе. Какая команда не сможет продолжить, та и проиграет.

Жюри подводит итоги

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ОБРАЗОВАНИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ № 1»

Структурное подразделение: Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 1

Конспект внеклассного мероприятия

Конкурсная программа

«Знатоки природы»

Подготовила и провела:

учитель, воспитатель ГПД,

педагог-библиотекарь Александрова И. Н.

Псков

30.01.19.

Внеклассного мероприятия «Знатоки природы»

Цели:

 Обобщить знания о живой и неживой природе, их взаимосвязи.

 Познакомить с лесным сообществом, как взаимосвязью всех элементов.

 Расширить знания детей о флоре и фауне нашего края.

 Воспитывать любовь к природе.

 Учить видеть прекрасное.

 Развивать экологическое мышление, память, внимание.

Задачи:

 формировать интерес к окружающему миру и стремление беречь природу

углублять знания детей о многообразии организмов, их взаимодействии

между собой и с окружающей средой, взаимосвязи с окружающим миром;

 воспитательные – преодолевать потребительское отношение к природе,

воспитывать любовь к природе;

 коррекционные – расширение кругозора, пополнение словаря, развитие

внимания, устной речи, мышления, развитие моторики, формирование

навыка работы в группах (в командах).

Оборудование:

 Мультимедиа

 Выставка книг

 Детские рисунки

ПЛАН

1. Конкурс 1. Загадки-вопросы о животных и растениях

2. Конкурс 2. Вопросы из раздела «Природные рекорды» на тему: «Интересно о животных»

3. Конкурс 3. «Жалобная книга природы»

4. Конкурс 4. «Характер наш и братьев наших меньших» 5. Конкур 5. «Кто где живёт?» 6. Конкурс 6. «Птицы в сказках» 7. Конкурс 7. «По грибы, по ягоды!» 8. Конкурс 8. «Цветочные ребусы» 9. Конкурс 9. «Знатоки энтомологии» 10. Конкурс 10. «Знатоки слова», «Бюро погоды» 11. Призыв «Берегите, не губите природу». Стих в защиту природы. 12. Конкурс 11. «Угадай животное по голосу». Лесной концерт. 13. Спасибо за внимание!!! Итоги. Выводы. Благодарность за работу.

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

Сегодня в рамках Недели математики и биологии проходит мероприятие «Знатоки природы», которое будет проходить в виде конкурсной программы. Я рада приветствовать участников необычной конкурсной программы и его гостей. Итак, мы начинаем.

2. Вступительное слово учителя.

Во все времена люди не перестают восхищаться природой. Всю свою жизнь человек тысячами невидимых нитей связан с ней. Он часть ее. Природа кормит и поит, радует, волнует, тревожит и успокаивает. Прекрасна природа России, неповторима и многолика. Испокон веков любили русские люди Родину, свой край, родную природу. Писатели и поэты, художники и композиторы находили в ней источник вдохновения, посвящали ей лучшие творения. «Счастье — это быть с природой, видеть ее, говорить с ней», — писал Л.H. Толстой.

3. Конкурсная программа.

Конкурс 1. Загадки-вопросы о животных и растениях

— Что делает ёж зимой? (спит) — С прилётом каких птиц начинается весна? (грачей) — Какая птица живёт на болоте? (цапля) — Какой цветок считается самым благородным? (роза) — Какая перелётная птица не строит гнезда и не выводит птенцов? (кукушка) — Какая из птиц считается символом мира? (голубь) — Кто был летом рыжий, а зимой становится серый? (белка) — Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листву? (лиственница)

Конкурс 2. Вопросы из раздела «Природные рекорды» на тему: «Интересно о животных»

— Какое животное самое большое на Земле? (синий или голубой кит) — Какое самое крупное сухопутное животное на Земле? (африканский слон) — Какое животное самое быстрое? (гепард) — Какое животное самое высокое? (жираф) — Какое животное лучше всех прыгает? (кенгуру) — Какое животное самое сильное? (муравей) — Какое животное самое ядовитое? (австралийская медуза) — Какое животное может дольше всех обходиться без воды и еды? (скалистая белка) — Какое животное имеет больше всех зубов? (улитка) — Какая птица самая маленькая? (колибри) — Какая птица самая большая? (страус) — Какое животное живет дольше всех? (черепаха).

Конкурс 3. «Жалобная книга природы»

Жалоба 1. Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая (жаба).

Жалоба 2. На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим, висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно (летучая мышь).

Конкурс 4. «Характер наш и братьев наших меньших»

Смелый, как ….. лев

Трусливый, как…….. заяц

Хитрый, как ….. лиса

Злой, как …. собака

Трудолюбивый, как…муравей

Упрямый, как … осёл

Голодный, как … волк

Конкур 5. «Кто где живёт?»

Берлога – медведь, логово – волк, нора – лиса, хатка – бобёр, дупло – белка, гнездо – птица.

Конкурс 6. «Птицы в сказках»

Сказка о невзрачном птенце, который вырос и стал прекрасной птицей? (гадкий утёнок) Русская народная сказка, где стая птиц унесла братца Алёнушки (гуси-лебеди) Из какой сказки пословица: «Как аукнется, так и откликнется»? (Лиса и журавль) Русская народная сказка о птице, которая несла необычные яйца (курочка Ряба)

Конкурс 7. «По грибы, по ягоды!» (загадки)

Ягодку сорвать легко — ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка — там созрела… (земляника)

Эту ягодку найдёте не в саду, а на болоте.
Круглая, как пуговка, красненькая… (клюковка)

Эти ягоды, все знают, нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной, пейте на ночь чай с… (малиной)

Ярко-красных, чёрных, белых ягодок попробуй спелых.
Сельский сад — их родина. Что это? (смородина)

Любят лакомиться лесными ягодами звери: косолапый мишка, красавец – лось и лесная мышь.

Птицы: снегири, свиристели, глухари клюют в осенних лесах ягоды рябины и калины.

ГРИБЫ

Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик, житель бора — … (боровик)

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту — зовусь я — … (подосиновик)

Под листами на поляне в прятки девочки играли. Притаились три сестрички,
Светло-желтые … (лисички)

Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята
Ну, а это на полянке ядовитые … (поганки)

Он в лесу стоял, никто его не брал,
В красной шапке модной, никуда не годный (мухомор)

КРАСНЫМИ МУХОМОРАМИ ЛЕЧАТСЯ БОЛЬНЫЕ ЛОСИ и СОРОКИ

Конкурс 8. «Цветочные ребусы»

Ромашка Василёк Подсолнух Гвоздика

Тюльпан Незабудка Мак

Конкурс 9. «Знатоки энтомологии»

?Сколько ног у насекомых?

1). Следует ли оберегать стрекоз? Да, они уничтожают мошек, комаров

2). Какой жук носит название того месяца, в котором родился? (майский жук)

3). У кого из насекомых самый чуткий нос? (у бабочек)

4). Каким насекомым хлопают в ладоши? (комарам)

5). У кого ухо на задних лапках? (у кузнечика)

6). Сколько глаз у мухи? (пять)

Конкурс 10. «Знатоки слова», «Бюро погоды»

БЕЗ ХОЗЯИНА ЗЕМЛЯ КРУГЛАЯ СИРОТА

ЗЕМЛЯ ЗАБОТУ ЛЮБИТ

МНОГО СНЕГА МНОГО ХЛЕБА

БОЛЬШЕ ПТИЦ ВЫШЕ УРОЖАЙ

БЮРО ПОГОДЫ

Все цветы на лугу сильно пахнут, благоухают цветы сирени, жасмина… к ухудшению погоды

Поздно вечером сильно трещат кузнечики … к хорошему дню.

Божья коровка, взятая на руки, быстро слетает … к хорошей погоде.

Воробьи в пыли купаются… к дождю.

Птицы весело поют … к хорошей погоде.

Рыба не клюёт… перед дождём.

4. Призыв «Берегите, не губите природу».

Стих в защиту природы.

Если в лес пришли гулять, свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай, что в лесе нельзя шуметь: даже очень громко петь. Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки. Ветки дуба не ломай, никогда не забывай: мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать! Бабочки пускай летают, ну кому они мешают? Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить. Ты в лесу – всего лишь гость! Здесь хозяин – дуб и лось. Их покой побереги, ведь они нам не враги!

Конкурс 11. Лесной концерт.

Пчела — …Лягушка — …Кукушка — …Ворона — …Змея — …Ёж — … Дятел — …Волк — …Петух — … Что делают?

«Угадай животное по голосу».

Баран, воробей, лягушка, комар, орёл, ворона, волк, мыши, голубь, муха, чайка, бобр, гуси, дятел, кошка, лиса, лось, медведь, петух, птицы, рысь, сверчки и кузнечики, синица, собака, соловей.

Спасибо за внимание!!! Итоги. Выводы. Благодарность за работу.

Внеклассное мероприятие

«Турнир знатоков»

4 класс

Учитель ГБОУ

школы-интерната №4

Яковлева Г. В.

Цели:

развитие познавательной активности, закрепление знаний по предметам, расширение кругозора, памяти, внимания, воспитание дружелюбного отношения друг к другу.

Оборудование:

на доске «крылатые выражения» по предметам, таблицы с правилами и тройкой величин задач на движение, карточки с примерами, на которых надо отгадать слово, карточки с фигурками человечков, листы бумаги с геометрическими фигурами, фломастеры, вазы, цветы со словами, картинки (солнце, море), карточки с рассыпанным словом, карточки со словами (найти лишнее слово), карточки со словами (подобрать части речи), ребусы, карточки со словами и названием сказок, карточки с вопросами по сказкам Х. Г. Андерсена, магнитофон, медали, закладки.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Учитель:

— Ребята, сегодня у нас необычный урок. Урок, на котором вы должны показать свои знания и умения по разным предметам: это математика и литература, русский язык и природоведение, рисование и музыка.

Называется наша интеллектуальная игра: «Турнир знатоков: смекай, отгадывай, решай». Участвуют в нашем турнире две команды: команда 4 «А» и команда 4 «Б» классов. Мы приветствуем наших зрителей: 3 «В» класс, и жюри. Жюри оценивает каждый конкурс и в конце игры подводит общий итог игры.

Капитаны команд сейчас представят свои команды: название и девиз. Команда 4 «А» класса «Мудрецы», команда 4 «Б» класса «Искатели». Успехов вам, будьте внимательны. Обязательное условие – соблюдение дисциплины, отвечает только та команда, которую спрашивают, ответ принимается, только если поднята рука, за выкрики с места – команде минус балл. Начинаем с разминки.

  1. Разминка.

Учитель:

— Каждой команде задаём вопрос по очереди. За правильный ответ – 1 балл. Если команда не знает ответа на вопрос, право ответа переходит к другой команде.

  1. Можно ли паука назвать насекомым? (Нет, у него 8 ног).

  2. Какой зверёк спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь).

  3. Самое древнее место в Москве. (Кремль).

  4. Какой князь считается основателем Москвы? (Князь Юрий Долгорукий).

  5. Летели три страуса. Охотник одного убил. Сколько страусов осталось? (Страусы не летают).

  6. На какое дерево садиться ворона во время проливного дождя? (На мокрое).

  7. Орган, с помощью которого рыбы дышат в воде? (Жабры).

  8. Самый короткий месяц в году? (Май).

  9. Сколько орехов в пустом стакане? (Нисколько).

  10. По чему ездят поезда? (По рельсам).

Жюри подводит итоги разминки.

  1. Турнир знатоков математики.

На доске: Математика – царица наук.

Учитель:

— Объявляю начало турнира знатоков математики.

Ученик:

Математику, друзья,

Не любить никак нельзя!

Очень строгая наука, очень точная наука,

Интересная наука — это математика!

1 конкурс «Отгадай слово».

Учитель:

— Вам надо решить примеры, отгадать слово и записать его в таблицу. (У каждой команды карточка с заданием). Над каждым примером запишите ответ.

3200 : 100 З 240 : 8 О

45 * 20 Т 60 : 15 Н

490 : 70 К 326 + 104 И

420 – 180 А

32

4

240

900

30

7

450

З

Н

А

Т

О

К

И

2 конкурс «Вспомни правило».

Учитель:

— Вам надо соединить части одного и того же правила. (У каждой команды карточка с заданием).

Чтобы найти скорость нужно…

…расстояние разделить на время

Чтобы найти время нужно…

…расстояние разделить на скорость

Чтобы найти расстояние нужно…

…скорость умножить на время

3 конкурс «Заполни таблицу».

Учитель:

— В этом конкурсе вам надо вспомнить правила и правильно заполнить таблицу, в которой вы должны найти скорость, время или расстояние. (У каждой команды карточка с заданием).

Скорость V

Время t

Расстояние S

… км/ч

12 км

5 км/ч

… км

20 км/ч

… ч

200 км

4 конкурс «Занимательные задачи».

Учитель:

— Внимательно слушайте и считайте. Задачи в стихах. Читаю по очереди каждой команде.

1. 10 ладошек лодку толкали.

Сколько пальчиков?

Вы сосчитали? (5 * 10 = 50)

  1. У этого цветка 4 лепестка,

А сколько лепестков

У десяти таких цветков? (4 * 10 = 40)

  1. Вот и зима наступает…

Белка орехи себе запасает,

10 раз белка рвала их с куста,

20 орехов в дупло принесла.

Сделала дело-

И дремлет сейчас.

Сколько орехов она несла каждый раз? (20 : 10 = 2)

  1. Достала обезьянка 42 банана.

Жаль, теперь придётся их поделить на шестерых.

Сколько бананов достанется каждой обезьяне? (42 : 6 = 7)

  1. В лапках принесла синица 9 колосков пшеницы.

В каждом колоске пшеницы

9 зёрнышек хранится.

Сколько зёрнышек пшеницы

В землю сбросила синица? (9 * 9 = 81)

  1. Клюква созрела, кончилось лето,

Мехом зелёным болото одето.

Взявши лукошки, 5 серых мышат

На зиму сделать запасы спешат.

Каждый по 8 ягод принёс,

Будет у мышек клюквенный морс.

Сколько ягод собрали мыши? (8 * 5 =40)

5 конкурс «Встань по порядку».

Учитель:

-У всех числа. Команде 4 «А» класса надо построиться в порядке возрастания чисел, а команде 4 «Б» класса – в порядке убывания. (4052, 3828, 4125, 405, 5201, 50221, 3290, 2936, 565, 7276, 45273).

6 конкурс «Вставь нужную фигуру из 6».

Учитель:

— Ребята, вам нужно подумать и вставить нужную фигуру из 6 предложенных. Проведите стрелку. (У каждой команды карточка с заданием)

Жюри подводит итоги I конкурса.

В это время конкурс для зрителей.

  1. Сколько лет рыбачил старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, до того как поймал золотую рыбку?

  2. Назовите пословицы и поговорки. Связанные с числом. (семеро одного не ждут. Один за всех, все за одного. Обещанного три года ждут. Один ум хорошо, а два лучше. Не имей сто рублей, а имей сто друзей).

  3. Когда мы смотрим на число 3, а называем 15? (Когда смотрим на часы).

  4. Какая цифра, если перевернуть сверху вниз, уменьшится на 3? (9).

  5. Отгадайте загадку:

Пять ступенек – лесенка,

На ступеньках – песенка. (Ноты).

  1. Стоит в поле дуб. На дубе три ветки. На каждой по три яблока. Сколько всего яблок? (Нисколько. На дубе яблоки не растут).

II. Художественный конкурс.

Учитель:

— Следующий конкурс художественный.

Ученик:

И в десять, и в семь, и в пять

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

То, что его интересует.

Всё нарисует – были б краски,

Да лист бумаги на столе.

Да мир в семье и на Земле.

1 конкурс «Ответь на вопрос».

Учитель:

Вопрос команде 4 «А» класса.

— Объясните, что обозначает слово натюрморт? (Жанр живописи: композиционное изображение группы предметов на плоскости листа бумаги).

Вопрос команде 4 «Б» класса. (Фамилии записаны на листочке)

— Кто из названных лиц не относится к художникам: И. Репин, В. Шишкин, К. Паустовский, В. Васнецов? (К. Паустовский)

2 конкурс «Фантазёры».

Учитель:

— На листке бумаги нарисованы геометрические фигуры. Вам надо дорисовать их так, чтобы получился какой-то предмет.

Учащиеся выполняют задание. Капитан команды рассказывает, что у них получилось.

Жюри подводит итоги II конкурса.

  1. Турнир знатоков русского языка.

На доске афоризм о русском языке.

Учитель:

— Объявляю начало турнира знатоков русского языка.

Ученик:

  1. Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твёрдой опоре,

Выучи русский язык!

  1. Он твой наставник – великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познанья кручи,

Выучи русский язык!

  1. Русское слово живёт на страницах

Мир открывающих пушкинских книг.

Русское слово – свободы зарница,

Выучи русский язык! (Хором)

1 конкурс «Собери букет».

Учитель:

— Ребята. Перед вами 3 вазы, на которых написано: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение, и цветы со словами – именами существительными. Вам надо распределить эти слова в вазы по склонениям.

Взаимопроверка команд.

2 конкурс «Подбери признаки предметов».

Учитель:

— На доске картинки с изображением солнца и моря. Вам надо подобрать к этим словам (солнце, море) признаки предметов, то есть имена прилагательные. Побеждает команда быстрее и правильнее выполнившая задание. (Команды записывают слова на листочках).

3 конкурс «Собери слова».

Учитель:

— У команд карточки с рассыпанным словом. Надо собрать слово.

— Какие слова получились? По какому признаку можно объединить слова? Какое слово лишнее?

Карточки с выполненным заданием команды отдают жюри.

4 конкурс «Лишнее слово».

Учитель:

— У вас карточки со словами. Найдите и подчеркните в каждой стоке лишнее слово. Почему оно лишнее?

1) Дождь, снег, град, луна.

2) Земля, серая, жёлтая, зелёная.

3) Увидеть, покрасить, краска, добежать.

4) Белый, белизна, белеет, белка.

Какое слово лишнее?

Карточки с выполненным заданием команды отдают жюри.

5 конкурс «Дружная семья».

Учитель:

— У вас на карточках слово записано по вертикали. К каждой букве надо подобрать слово определённой части речи. Части речи повторять нельзя.

Например,

П – писать глагол З – зелёный прилагательное

О – он местоимение Н – на предлог

Б – без предлог А – арка существительное

Е – ель существительное Н – нарисовать глагол

Д – десять числительное И – или союз

А – а союз Я – ярко наречие

Карточки с выполненным заданием команды отдают жюри.

Жюри подводит итоги III конкурса.

В это время игра со зрителями.

  1. Ребусы.

  1. Выполните задания:

а) Я антоним к слову смех.

Не от радости, утех,-

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач

Догадались? Это… (плач).

б) Назовите антонимы к словам:

Правда — …ложь

Вверх — …вниз

Горький — … сладкий

Худой — …толстый

Узкий — …широкий

Красивый -… безобразный

в) Отгадайте слово:

— Корень мой находиться в цене.

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке все встречаем,

Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка).

  1. Турнир знатоков литературы.

На доске:

Хорошая книга – точно беседа с умным человеком.

Учитель:

— Объявляю начало турнира знатоков литературы.

Ученик:

Чтение – прекрасный урок:

Много полезного в каждой из строк,

Будь это стих или рассказ,

Вы учите их, они учат вас.

1 конкурс «Узнай сказку».

Учитель:

— У вас на карточке в первом столбике предметы, во втором – названия сказок. Вспомните, героям каких сказок понадобились эти предметы, соедините названия сказки с нужным предметом.

Зонтик «Дикие лебеди»

Санки «Стойкий оловянный солдатик»

Скорлупа грецкого ореха «Оле-Лукойе»

Крапива «Снежная королева»

Бумажный кораблик «Дюймовочка»

2 конкурс «Найди лишнее».

Учитель:

— На карточке у вас названия сказок. Подумайте, какую из перечисленных сказок написал не Х. К. Андерсен? Подчеркните.

1) «Снежная королева»

2) «Русалочка»

3) «Гадкий утёнок»

4) «Золушка»

(«Золушка» Шарль Перро)

3 конкурс «Сочинитель».

Учитель:

— У вас было внеконкурсное домашнее задание сочинить и выразительно прочитать своё стихотворение к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Конкурс чтецов (1 ученик от класса).

4 конкурс «Стихи о родной природе».

Учитель:

— Ещё один конкурс чтецов. Чтение выразительно наизусть стихотворения русских поэтов о Родине, родной природе.

Конкурс чтецов (1 ученик от класса).

Жюри подводит итоги IV конкурса.

  1. Турнир знатоков окружающего мира.

На доске:

Любовь к родной природе начинается с любви к Родине.

Учитель:

— Объявляю турнир знатоков окружающего мира.

Ученик:

Мой друг! Что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей,

Там радостней весна златая.

Прохладней летний ветерок,

Душистее цветы. Там холмы зеленее,

Там сладостней журчит поток.

Там соловей поёт звучнее…

Учитель:

— Вопросы командам будут разные: из истории, географии, природоведения, символики нашей страны.

1) Вождь татарского племени. (Хан)

2) Кто высадился на берег реки Невы в 1240 году? (Шведы)

3) «И была сеча великая. И пролилась кровь, как дождевая туча», -говорилось в летописи. О каком событии шла речь? (О Куликовской битве 8 сентября 1380 года).

4) По преданию, бой на Куликовом поле начался поединком русского и татарского богатырей? Как их звали? (Пересвет и Челубей)

5) Для какой цели городской ласточке нужна глина? (Для строительства гнезда).

6) Что собирали в лесу бортники: грибы, ягоды, мёд? (Мёд)

7) Чем питается жаба зимой? (Зимой жаба спит).

8) Какое ядовитое растение носит название птичьего глаза? (Вороний глаз)

9) Назовите основной закон страны. (Конституция РФ)

10) Какой новый праздник мы отмечаем с 2005 года 4 ноября? (День народного единства).

11) Кто является автором слов гимна Российской Федерации? (С. Михалков)

12) Государственный герб – один из трёх главных символов любой страны. Что изображено на гербе Российской Федерации? (Золотой коронованный двуглавый орёл в красном поле).

Физкультминутка. Игра «Три стихии».

Жюри подводит итоги V конкурса.

  1. Турнир знатоков музыки.

Учитель:

— Объявляю турнир знатоков музыки.

Ученик:

Тот, кто с музыкой не расстаётся,

Сможет смело по жизни идти,

И у всех вас, как в песне поётся

Все дороги ещё впереди.

Учитель:

— Конкурс «Угадай мелодию». Каждая команда должна отгадать мелодию или песню.

Жюри подводит итоги VI конкурса.

Учитель:

— Наш турнир знатоков подходит к концу. Спасибо всем. Жюри сейчас сообщит нам результат всей игры. Подведение итогов всей игры.

Награждение участников команд. Подарки зрителям.

Турнир знатоков «Эрудиты»

Для детей 1-4 классов.

Внимание! Внимание!

Слушайте объявление!

Есть развлечения для хорошего настроения!

Время даром не теряйте!

Ума забавы не прозевайте!

На запад и на восток

Растянулся городок.

Полон радостных детей, он столица всех затей!

Итак, ребята, Вас приветствует конкурс знатоков «Эрудит».

Приветствуем команды.

Приветствуем жюри.

Команды у нас сборные, представители разных отрядов:

1 Команда «Хочу все знать».

2 Команда «Знайки».

3 Команда «Крепкий орешек».

Знакомство с командами. Представляем наших болельщиков, они сидят по секторам 1-3, представляющие каждую команду.

Сегодня мы отправляемся в путешествие по Стране Знаний. Внимание! Мы прибываем на первую станцию «Разминочная».

Каждой команде я задаю вопрос, ваша задача отвечать быстро, получая за правильный ответ фишку, если в течении одной минуты Вы не можете ответить на вопрос, то право ответа переходит болельщикам вашей команды. Они могут принести победное очко вашей команде. Если и они не могут ответить, то право переходит к другой команде или их болельщикам.

Вопросы:

1) Что остается, когда съешь яблоко? (огрызок).

2) Семь дней с понедельника по воскресенье. Что это? (неделя).

3) Как называют сказочного человека огромного роста? (Гулливер)

4) Из чего видно, что делается на улице? (из окна)

5) Опасная часть коровы. (рога)

6) Как зовут съедобного героя русской народной сказки? (Колобок)

7) Какой день недели был вчера? (среда)

8) Какая самая любимая пора школьников? (каникулы)

9) Как называют дедова сына? (папа)

10) Что в голове у Винни-Пуха? (опилки)

11) Сколько концов у 2,5 палок? (6)

12) Сколько пальцев на левой руке человека? (5)

Внимание! Мы прибываем на станцию «Литературная»

Задание: Допишите имена сказочных героев.

Каждой команде по три задания.

  1. Курочка ….(Ряба)

  2. Черепаха …(Тортила)

  3. Царь … (Гвидон)

  1. Акула ….(Каракула)

  2. Тигр … (Шер-Хан)

  3. Крокодил …(Гена)

  1. Папа … (Карло)

  2. Баба … Яга

  3. Дядя … (Федор, Степа)

Внимание! Внимание! Мы приближаемся к следующей станции «Вопрос- ответ».

Каждой команде предоставляется 2 вопроса, они лежат у вас в конверте, как только Вы ответите на вопросы, поднимайте знак «Готовы».

  1. Какой адрес у дяди Степы?

2) Какая площадь видна из окна персонажей С.Михалкова «А что у вас?»

Москва, дом 8 1 у заставы Ильича

«Площадь Красная видна»

  1. Какой журнал выписал дядя Федор?

  2. Название какого месяца представляет собой мужское имя?

«Мурзилка»

Август

  1. Какой из 12 месяцев одновременно первый и последний?

  2. Что носили все жители изумрудного города?

Декабрь

Очки

Внимание! Мы прибываем на следующую станцию «Музыкальную».

Предлагаю по одной строчке из известных вам песенок. Пропойте один куплет каждой песенки.

* Медленно минуты уплывают вдаль…

* По синему морю…

* Дружба крепкая не сломается…

Все болельщики могут подпевать каждой команде. Какие дружные ребята присутствуют сегодня в нашем зале!

Внимание! Внимание! Прибываем на новую станцию «Грамотейка». Несмотря, ребята, что каникулы, все равно вы должны помнить, что они пролетят очень быстро и вас ждут снова удивительные встречи с новыми знаниями.

Каждая команда получает волшебный конверт, в котором лежат 3 слова, их нужно путем перестановки букв, превратить в понятные для нас слова.

Айпупог

Аминша

Абасок

попугай

машина

собака

Астчлоак

Емчдноа

Акуамври

ласточка

чемодан

аквариум

Ацниум

Втцеко

Вззеад

умница

цветок

звезда

Вовремя выполнения этого или другого задания конкурса, вожатые проводят с болельщиками конкурс загадок.

Жюри подводит первый итог соревнований, объявляя баллы за конкурсы каждой из команд.

Внимание! Внимание! Мы находимся на следующей станции «Загадкино».

Все знают, что и загадки бывают разными. Одним их видов является ШАРАДА.

Каждой команде предлагается шарада, ее нужно отгадать.

    1. Ты найдешь меня на дне

В синем море и во мне

От начала до конца

Два предлога и три «ца». (устрица)

    1. Слог первый – в танце элемент.

Второй – актера жизнь на сцене.

Узнаешь целое в момент,

Припомнишь караулов смену. (пароль)

    1. Предлог с игрой соедини ты,

И чудо вдруг произойдет.

Цветок Египта знаменитый

Перед тобою расцветет. (лотос)

Следующая станция «Пословицы». Пословица недаром молвится. Для каждого из нас это маленький урок. Проверим, знают ли наши дети пословицы?

В «волшебных» конвертах 2 пословицы, слова у них перепутаны. Нужно как можно быстрее собрать эти пословицы. (Пословицы напечатаны и разрезаны по словам)

На других надейся, а сам не плошай.

Знай больше, говори меньше.

Делу время, потехе час.

Тише едешь, дальше будешь.

Век живи, век учись.

Гореть, а не тлеть.

Как понимаете эти пословицы? Вопрос болельщикам.

Пока команды готовятся, болельщикам предлагается игра «Это я, это я, это вся моя семья».

1)У меня вопрос простой

Кто веселый здесь такой?

2)Кто из вас болельщиков

Веселиться здесь готов?

3)Будет кто, прошу сказать

Здесь от скуки умирать?

4)Кто из вас прошу признаться

Будет в знаньях отрываться?

5)Кто из вас прошу послушать

Прибежал сюда покушать?

6)Кто из вас, скажите вместе,

Всех порадует нас песней?

7)Кто из вас сказать пора,

Будет плакать до утра?

8)Кто из вас прошу сказать

Может петь и танцевать?

9)Кто скажите не тая,

Всех умнее здесь друзья?

Поздравляю вас, мы прибыли на станцию «Веселые нотки» Звучит фонограмма, и дети поют разные детские песенки «Голубой вагон», «Кузнечик» и др.

Внимание! Внимание! Мы прибываем на последнюю станцию «Кто больше».

Каждой команде предлагается слово, из него нужно составить как можно больше слов, повторять буквы нельзя.

СМОРОДИНА

Мор, морда, родина, один, сор, дно, ром, нос, сон, мир, род, Дима, Сима и т.д.

ПОЛЯНКА

Пол, Оля, Яна, Коля, поля, кол, лоно и др.

СТРЕКОЗА

Коза, секрет, секта, роза, сок, река, род, кот, сорт и т.д.

Веселый час кончается

Так странно получается.

Лишь только разыграешься

Как игре конец придет!

Но ни к чему печалиться,

Жюри итоги подведет:

Кто лучше всех оно расскажет,

Сюрпризов кучу принесет.

Жюри подводит итоги, объявляет победителей. На этом праздник заканчивается. Для игры с болельщиками можно подобрать разные несложные задачи – шутки.

КГУ «Общеобразовательная средняя школа № 11»

г. Зыряновск. ВКО

Июнь 2013г.

Цели и задачи:

  • проверить знания уч-ся по русскому языку в игровой форме;
  • формирование положительной мотивации изучения предмета, воспитание любви к родному языку.
  • развивать сообразительность, находчивость, общий кругозор учащихся;
  • совершенствовать умение учащихся видеть тесные взаимосвязи между разделами русского языка через повторение;
  • повышение интереса к учебно-познавательной деятельности, к предмету;
  • воспитание чувства товарищества, взаимоуважения;
  • толерантного отношения друг к другу;
  • формирование умения работать в команде, сотрудничать;
  • формировать у ребёнка умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их.

Воспитывать: чувство коллективизма, взаимовыручки, сопереживания.

Формы работы: коллективная, индивидуальная, групповая.

Ожидаемый результат деятельности учащихся:

  • Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
  • Положительное влияние воспитательной информации, выходящей за рамки стандартных учебников, воспитание гуманного отношения к окружающим.
  • Использование средств Интернета в целях получения новых знаний.
  • Приобретение коммуникативных навыков.
  • Развитие способностей адекватного представления результатов своей работы.
  • Формирование на более высоком уровне общеучебных навыков.
  • Развитие речи и обогащение словаря.

Оборудование: портреты русских писателей, гонг, учебные плакаты по русскому языку, карточки с заданиями для команд, компьютер, проектор, протокол турнира (для жюри), орфографические словари, черновики для участников.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, уважаемые участники нашего турнира! Сегодня турнир посвящен великому русскому языку. Оружие соперников не меч и стрелы, не кулаки и пистолеты, а светлый ум, быстрая реакция, хорошая память и командный дух.

Материалы к мероприятию

Итак, главный гость сегодня – его величество русский язык.

Много языков на свете разных

Много языков на свете разных —
Выучить их все не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.

Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.

Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл.

Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова.
Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива.

Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!

Гаснет устная словесность

Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.

Сотни слов, родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.

Великий и могучий
Он и могучий,
Он и набатный,
Сладкопевучий,
И громораскатный!

Он величавый,
Он и стозвонный,
Гибкокурчавый
Но непреклонный!

Он поразительный!
И поражающий!
Так изумительно
Многовмещающий!

Все, кто на нем изъясняться привык,
Любят чудесный наш русский язык!

Представляем участников…

Команда «Умники»

Русский знать на пять хотим
Всех сегодня победим!

Команда «Союзики»..

Друзья, прекрасен наш союз
Победе мы откроем шлюз!

Команда «Синоним».

Мы зовём себя «Синоним»
Всех соперников мы сломим!!!

Команда «Глагол».

Русский — это не футбол
Но и здесь забьём мы гол!

Правила игры:

1. Количество игроков в каждой команде – по…человек.

2. Ведущий читает вопрос. Командам дается время на обсуждение ответа. Команды могут начать обсуждение или попытаться дать ответ досрочно. Ответ должен быть аргументированным. В случае неправильного (неполного) ответа команды имеют право ответить переходит к команде соперников, которой дается время на обсуждение до истечения заданного времени. За правильный ответ команда получает 1 балл.

3. В случае если в течение заданного времени ни одна из команд не дает правильного ответа, то стоимость следующего вопроса возрастает на 1 балл.

4. В случае фальстарта команда пропускает право ответа, право ответа передается другой команде.

5. Сигнальную карточку поднимает только капитан, он же и назначает того, кто будет отвечать.

6. За ходом игры следит жюри – «суд арбитров». Жюри принимает решение о начислении балла команде в случае неполного или не совсем точного ответа, следит за подсказками со стороны зрителей, оглашает счет.

7. Если со стороны болельщиков будут замечены нарушения, жюри вправе снять балл со счета команды.

Представляем жюри…

Ведущий. А сейчас несколько советов всем участникам:

— Не говори гоп, пока не перепрыгнешь.

— Звону много, а толку мало.

— Ум и сердце в работу вложи,

— Каждой секундой в труде дорожи.

— Не спеши языком, торопись делом.

«Разминка»

1. Назовите главные члены предложения. (Подлежащее, сказуемое)

2. Назовите второстепенные члены предложения. (Определение, дополнение, обстоятельство)

3. Назовите буквы, обозначающие глухие непарные согласные звуки. (Ц(цэ), Ч(че), Х(ха), Щ(ща).)

4. Назовите лишнее слово в данном ряду: диво, удивлять, диван, дивный. (Лишнее слово «диван», остальные однокоренные слову «диво») 

5. Назовите виды предложений по интонации. (Восклицательное, невосклицательное).

6. Назовите виды предложений по цели высказывания. (Повествовательное, вопросительное, побудительное)

7. Когда в словах пишется твёрдый знак? (Твёрдый знак пишется между приставкой и корнем, если приставка заканчивается на согласный, а корень слова начинается с гласного.)

8. Какие части речи в предложении могут быть сказуемым? (Глагол, имя существительное, имя прилагательное)

9. Сколько звуков слове «пою», какие? (4)

10. Сколько согласных звуков в слове «союз», какие? (3)

11. Сколько всего согласных звуков в названии нашей страны, какие? (Россия 3)

12. Сколько звуков слове «язык», какие? (5)

13. Назовите все гласные звуки русского языка. (Их 6: а, о, у, э, и, ы)

14. Какой частью речи может быть слово «печь»? (Именем существительным, глаголом)

15. Назовите синоним слову «финал». (Конец)

16. Найдите лишнее слово в ряду: дом, дома, домик, домом. («Домик» лишнее, т.к. родственное, остальные – изменения формы слова)

1 Конкурс «Отгадай слово»

Приложение 1

(Из предложенных морфем соберите слов. Будьте внимательны! Правильно выделяйте морфемы!)

1.

Корень из слова СКАЗКА,
Суффикс, что в слове ИЗВОЗЧИК,
Приставка в слове РАСХОД,
Окончание в слове ДОМ.
(рассказчик)

2.

Корень в слове ВЯЗАТЬ,
Приставка в слове ЗАМОЛЧАТЬ,
Суффикс в слове СКАЗКА,
Окончание в слове РЫБА.
(завязка)

3.

Корень в слове СНЕЖИНКА,
Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,
Суффикс в слове ЛЕСНИК,
Окончание в слове СТОЛ.
(подснежник)

4.

Его корень в слове «дороженька»,
приставка в слове «попрыгать»,
суффикс в слове «лесник»,
окончание, как у слова «заяц».
(Подорожник)

2 Конкурс «Собери текст»

Приложение 2

(Строки текста перепутались, пронумеруй правильно строки и собери текст стихотворения, вам помогут признаки текста)

И папа разбудил нас с петухами.
На электричке — час, потом пешком. Вспотели!
Корзинки взяв надели сапоги
Дошли до леса — кушать захотели.
Попили чай, грибы пошли искать
Нашли их сразу — стали собирать.
Налили в термос чай, в пакетик — пироги.
Решили в лес пойти мы за грибами
Остановил нас папа — стал нас обучать.
Собрав корзинки три грибов съедобных
Поехали назад к себе домой.
Поганки это! Их долой! долой!

Решили в лес пойти мы за грибами
И папа разбудил нас с петухами.
Корзинки взяв надели сапоги
Налили в термос чай, в пакетик — пироги.
На электричке — час, потом пешком. Вспотели!
Дошли до леса — кушать захотели.
Попили чай, грибы пошли искать
Нашли их сразу — стали собирать.
Остановил нас папа — стал нас обучать.
Поганки это! Их долой! долой!
Собрав корзинки три грибов съедобных.
Поехали назад к себе домой.

3 Конкурс «Фразеологизмы»

Приложение 3

(Прочитайте текст в котором используются фразеологизмы. Сколько их? Посчитайте и укажите количество)

Поспешишь – людей насмешишь.

Однажды Вова проснулся ни свет ни заря, оделся на скорую руку и сломя голову побежал в школу. А там ещё никого нет. Вова слонялся без дела, носился как угорелый по коридорам, ещё до занятий очень устал. На уроке он считал ворон, ничего не слышал и не видел. У доски он молчал как воды в рот набрал.

Учитель говорит: «Ты что, язык проглотил?» Все засмеялись. В дневнике у Вовы появилась двойка. Нечего теперь лить слёзы и реветь белугой, надо засучив рукава исправлять положение. (10)

4 Конкурс «Угадай фразеологизм»

Приложение 4

(По рисунку угадайте фразеологизм и объясните его значение)

http://idioms.chat.ru/09/pix/201.gif

Как две капли – очень похожи.

Клевать носом – дремать

Кле­вать носом – дре­мать
Кот наплакал – очень мало

 Кот на­пла­кал – очень мало

Ходить на голове – безобразничать

Ходить на голове – безобразничать

5 Конкурс «Сказочники»

(Прочитайте сказку, впишите нужные по смыслу фразеологизмы.)

Приложение 5

 Курочка ряба

Жили-были дед да баба. И была у них курочка ряба. И вот однажды … снесла им курочка яичко. Да не простое, а золотое. Дед … бил-бил, не разбил. Баба била-била, не разбила. А мышка неслась …. хвостом махнула, яичко упало и . Бабка плачет , у деда , а мышке …. и . Плачут старики, убиваются. А курочка кудахчет: “Не плачь баба, не плачь дед. Снесу я вам яичко … не золотое, а простое”.

Слова для справок: в два счета, сломя голову, в три ручья, , вдребезги разбилось, ни с того ни с сего, глаза на мокром месте, изо всех силчто есть мочи, хоть трава не расти, и в ус не дует.

6 Конкурс «Словообразовательный»

Приложение 6

От корня слов так же, как и от дерева, идут новые ростки — однокоренные слова. Чьё дерево окажется ветвистее, та команда и получит наибольшее количество баллов. За одну минуту вам нужно образовать как можно больше однокоренных слов к слову «говор». За каждый правильный ответ (однокоренное слово) — 1 балл.

7 Конкурс «Транскрипция»

Приложение 7

Звонят во все колокола.

(Сколько звуков [а] в данном предложении? Запиши предложение транскрипцией.)

8 Конкурс «Учителя»

Приложение 8

Найди и исправь орфографические ошибки. Посчитай и укажи количество.

Время лесных малышей

Пришло теплое лето. На лисной опушки распускаюца колоколчики, незабутки, шыповник. Белые ромашки пратягивают к сонцу свои нежные лепески. Вылитают из уютных гнёзд птинцы. У зверей взраслеет смена. Мидвежата старше всех. Они радились еще холодной зимой в берлоги. Теперь они послушно следуют за строгай матерью. Рыжые лесята весело играют у нары. А кто мелькает в сасновых ветках? Да это лофкие бельчята совершают свои первые высотные прышки. В сумерках выходят на охоту колючии ежата.
Не обижайте лесных малышей. Приходите в лес верными друзями.

(По Н.Надеждиной)

9 Конкурс «Синонимы»

Приложение 9_1

Приложение 9

Заполните кроссворд, подобрав синонимы, и вы прочитаете центральное слово кроссворда:

1) глядеть — …; 2) буря на море — …; 3) азбука — …; 4) умолять — …;

5) отчизна — …; 6) наседка — …; 7) ненастный (день) — …

Учитель: Подошло время подвести итоги нашего познавательного турнира, пока жюри совещается, вспомним слова русских писателей о родном языке.
«Язык — инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть». Так писал Максим Горький.

Владимир Луговской: «Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, и вам откроется лицо безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка».

Слово о словах

Слова бывают разные –
То дельные, то праздные.
То честные, правдивые.
То льстивые, фальшивые.
Есть слово – утешение
И слово – удушение.
Есть трезвые и пьяные
Лукавые, туманные.
Есть чистые, алмазные,
А есть бесстыдно – грязные,
Одни помогут выпрямить,

Другие – душу вытравить.
Есть речь огнем горящая,
Есть тлением смердящая.
Слова высокой доблести
И самой низкой подлости…
Поэт, тебе назначено
Засеять душу зёрнами.
Так сей же не иначе, как
Чистейшими, отборными.
Не злыми, не блудливыми,
А добрыми, правдивыми.
Чтоб хлеб добросердечности
Давала нива вечности.

Язык наш прекрасный

Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.

Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!

Песня

Итоги, награждение.

Протокол для подведения итогов

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий конкурса силачей
  • Сценарий конкурса мы актеры
  • Сценарий конкурса чтецов на тему моя родина
  • Сценарий конкурса евровидение
  • Сценарий конкурса семейных клубов