Сценарий квн на тему литературы

Организация свободного времени учащихся – очень важная часть воспитательного процесса. Внеклассная работа по литературе служит одним из наиболее эффективных средств формирования личности школьника, развивает речь, творческие способности, оказывает неоценимую помощь в сплочении коллектива. Литературный КВН – увлекательная, познавательная игра, расширяющая знания ребят.

Форма мероприятия: массовая

Вид мероприятия: литературный КВН (по
произведениям русских поэтов и писателей)

Цели мероприятия:

  • Повторение и обобщение материала по литературе.
  • Воспитание чувства любви к чтению.
  • Развитие познавательных, творческих
    способностей, эстетического вкуса учащихся.

Оборудование: Компьютер, экран, презентация (Приложение 1)

Ход мероприятия

Слово учителя. Дорогие друзья! Сегодня
мы с вами проводим литературный КВН по
произведениям русских поэтов и прозаиков. Вы
будете свидетелями встречи двух команд: “ ” (10 “
” кл.) и “ ” (11 “ ” кл.).

Болельщики должны сесть там, где будет
находиться их команда. Взвешивать находчивость,
умения и знания будет жюри в составе …

Пусть у нас будет настоящий КВН — весёлый,
остроумный и находчивый.

Победят самые дружные. Победят самые
настойчивые. Успеха командам.

Конкурсы

1. Приветствие команд.

— Название (мак. 1 балл)

— Девиз (мак. 1балл)

— Представление команды (мак.1 балл)

(Жюри оценивает креативность, образность,
необычность подхода… )

Максимальные итоги конкурса приветствий:
3 балла

2. Конкурс знатоков произведений

Откуда эти строки? Назвать автора и
произведение.

10 класс

1.

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
(А.С. Пушкин “К ***” («Я помню чудное
мгновенье…») (1 балл – название, 1 балл- автор;
мак.2 балла)

2. “Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и
плавно мчит сквозь леса и горы воды свои. Редкая
птица долетит до середины Днепра…”
(Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”) (мак.2 балла)

3.

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!
(М.Ю.Лермонтов “И скучно и грустно”) (мак.2
балла)

4. “Вскоре другие вести дали другую пищу
любопытству и толкам. В ** появились разбойники и
распространили ужас по всем окрестностям. Меры,
принятые противу них правительством, оказались
недостаточными.
Грабительства, одно другого замечательнее,
следовали одно за другим. Не было безопасности ни
по дорогам, ни по деревням. Несколько троек,
наполненных разбойниками, разъезжали днем по
всей губернии — останавливали путешественников и
почту, приезжали в селы, грабили помещичьи дома и
предавали их огню. Начальник шайки славился умом,
отважностью и каким-то великодушием.
Рассказывали о нем чудеса..”
(А.С. Пушкин “Дубровский) (мак.2 балла)

5. “Там есть и добрая волшебница, являющаяся у
нас иногда в виде щуки, которая изберет себе
какого-нибудь любимца, тихого, безобидного —
другими словами, какого-нибудь лентяя, которого
все обижают, — да и осыпает его ни с того ни с сего
разным добром, а он знай кушает себе да
наряжается в готовое платье, а потом женится на
какой-нибудь неслыханной красавице, Милитрисе
Кирбитьевне…..Он невольно мечтает о Милитрисе
Кирбитьевне; его все тянет в ту сторону, где
только и знают, что гуляют, где нет забот и
печалей; у него навсегда остается расположение
полежать на печи, походить в готовом,
незаработанном платье и поесть на счет доброй
волшебницы”.
(Иван Александрович Гончаров “Обломов”)
(мак.2 балла)

6. Свежо предание, а верится с трудом.
(А.С. Грибоедов “Горе от ума”) (мак.2 балла)

7.

Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет и — выше.
(А.С. Пушкин “Моцарт и Сальери”) (мак.2 балла)

Максимальные итоги конкурса знатоков
произведений: 14 баллов

11 класс

1.

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
(А.С. Пушкин “Я вас любил: любовь еще, быть может…”)
(1 балл – название, 1 балл- автор; мак.2 балла)

2. «Все счастливые семьи счастливы одинаково,
каждая несчастливая семья несчастлива
по-своему».
(Л.Н. Толстой “Война и мир”) (мак.2 балла)

3.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
(Н. Гумилёв “Жираф”) (мак.2 балла)

4. “Не понятая и брошенная даже мужем своим,
схоронившая шесть детей, но не нрав свой
общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная,
по-глупому работающая на других бесплатно, — она
не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза,
колченогая кошка, фикусы…
Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она
тот самый праведник, без которого, по пословице,
не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”.
(А.И. Солженицын “Матрёнин двор”) (мак.2
балла)

5. “Что ж, и сбылось то немногое, о чем
бессонными ночами мечтал …. Он стоял у ворот
родного дома, держал на руках сына… Это было все,
что осталось у него в жизни, что пока еще роднило
его с землей и со всем этим огромным, сияющим под
холодным солнцем миром”.
(М.А. Шолохов “Тихий Дон”) (мак.2 балла)

6. Рожденный ползать — летать не может!
(М.Горький “Песня о Соколе” ) (мак.2 балла)

7. “Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда
на голову не свалится”.
(М.А. Булгаков “Мастер и Маргарита” (мак.2
балла)

Максимальные итоги конкурса знатоков
произведений: 14 баллов

Знаешь ли ты?

Назвать, к какому произведению данная
иллюстрация.

10 класс

  • “Песнь о вещем Олеге” А С. Пушкин
  • “Евгений Онегин” А.С. Пушкин
  • “Капитанская дочка” А.С. Пушкин
  • “Герой нашего времени” М.Ю. Лермонтов
  • “Горе от ума” А.С. Грибоедов
  • 11 класс

  • “Война и мир” Л.Н. Толстой
  • “Герой нашего времени” М.Ю. Лермонтов
  • “Мёртвые души” Н.В. Гоголь
  • “Вишнёвый сад” А.П. Чехов
  • “Евгений Онегин” А.С. Пушкин

“Отгадай литературного героя”.

Одному игроку от команды предлагается карточка
с именем героя. Игрок должен, не называя имён,
названия произведения, автора, описать
персонажа. Если команда отгадывает название
произведения и героя, то получает 2 балла., Если
команда не отвечает, то право ответа переходит к
другой команде.

1. Иван Александрович Хлестаков (Н.В. Гоголь
“Ревизор”) (молодой человек лет двадцати трех,
тоненький, худенький; несколько приглуповат и,
как говорят, без царя в голове, — один из тех людей
которых в канцеляриях называют пустейшими.
Говорит и действует без всякого соображения. Он
не в состоянии остановить постоянного внимания
на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова
вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем
более исполняющий эту роль покажет
чистосердечия и простоты, тем более он выиграет.
Одет по моде.) Н.В. Гоголь “Ревизор”.

2. Григорий Александрович Печорин (М.Ю.
Лермонтов “Герой нашего времени”)

3. Пётр Андреевич Гринёв (А.С. Пушкин
“Капитанская дочка”)

4. Александр Андреевич Чацкий (А.С. Грибоедов
“Горе от ума”)

5. Михаил Семёнович Собакевич (Н.В. Гоголь
“Мёртвые души”)

6. Евгений Васильевич Базаров (И.С. Тургенев)

Конкурс “Продолжи строчки”

1.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя
(То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя)

2.

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
(Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!)

3.

А судьи кто? — За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
(Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют все песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже).

4.

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит
(Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит)

5.

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи…
(Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, —
Как слезы первые любви!)

6.

Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
(Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица)

7.

Умом Россию не понять
(Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить)

8.

Люблю отчизну я, но странною любовью!
(Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья)

9.

Не жалею, не зову, не плачу,
(Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым)

10.

Коль любить, так без рассудку,
(Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!
Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!)

11.

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
(Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме)

12.

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
(Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!)

За каждое верно продолженное стихотворение
команда получает 1 балл.

Проба поэтического пера

Команда в течение 2-3 минут должна продолжить
строчки стихотворения

Нас утро приветствует ярким рассветом,

Свежей росой и зелёной листвой.

7. Подведение итогов. Слово жюри.

  • Награждение.

Заключение

Литературный КВН как один из видов творческой
деятельности учащихся способствует развитию
нравственных качеств, приобретению и
закреплению знаний, умений и навыков,
активизирует художественно-эстетические
потребности детей, развивает их культурный вкус.

Куйбышевский район, с. Куйбышево                                                         Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Куйбышевская средняя общеобразовательная школа

имени  Маршала Советского Союза А.А.Гречко

Сценарий внеклассного мероприятия

«КВН, посвященный памяти А.С.Пушкина»

Разработала и провела

учитель русского языка и литературы

Н.С.Штенская

2018год

Цель:

воспитание интереса к жизни и творчеству А.С.Пушкина.

Задачи:

— общее развитие литературно-творческих способностей обучающихся;

— формирование речевой деятельности: слушание, говорение;

— развитие духовного мира обучающихся;

— воспитание любви и уважения к литературе и поэтическому слову, к книге;

— воспитание интереса к человеку и его внутреннему миру;

— воспитание интереса и уважения к отечественной истории и культуре.

Оформление: портрет А.С.Пушкина, стенд-экспозиция.

Оборудование: компьютер, презентация

Музыкальное сопровождение: музыка Свиридова, романсы Глинки на стихи А.С.Пушкина.

1.Организационный момент.

(слайд 1)- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок, у нас сегодня литературный КВН, посвященный жизни и творчеству А.С.Пушкина! Мы вспоминаем его сегодня, т.к. приближается дата смерти великого поэта — 8 февраля Пушкин был смертельно ранен в живот и скончался 10 февраля 1837году.

«Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща!. . Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно: всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце будет растерзано».

Мы будем сегодня вспоминать факты из биографии писателя, содержание его произведений.

— Итак, друзья, начнем игру.

-Затей у нас большой запас!

-А для кого они?

-Для вас!   (звучит песня « Мы начинаем КВН…)

2.Конкурс первый «Приветствие команд».

-Мы разделились на 3 команды (6-А, 6-Б,6-В классы). Вам необходимо придумать название и девиз команды и выбрать капитана (на это 2 мин)

Он – это чудное мгновенье,

Запечатленное в веках.

Он – воплощенье вдохновенья,

И перед ним бессилен прах.

Лишь он один из всех живущих

Не стал, скончавшись мертвецом,

Он вечно жив во всех поющих,

И смерть здесь не звучит «концом».

В его созданьях красота ведь

Показывает вечный лик.

Его нам мертвым не представить

Себе, — и этим он велик!

Пускай он стар для современья,

Но современье для него

Ничтожно: ведь его мгновенье

Прекрасней века моего!

3.Конкурс второй «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…»

Каждой команде предлагается по 3 вопроса с вариантами ответов. Необходимо выбрать правильный. За правильный ответ – 1 балл, на обдумывание – 10 сек.

1. В книге церковной  книге Богоявления сохранилась запись: «Во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Скворцова у жильца его Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр, крещен 8 дня». Так где же родился Александр Пушкин?

А) в Москве Б) в Санкт-Петербурге В) в селе Михайловское Псковской губернии

2. Какое произведение Пушкина начинается словами «У лукоморья дуб зеленый…»?

А) поэма «Руслан и Людмила» Б) «Сказка о рыбаке и рыбке» в) «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

3.Как называлось учебное заведение, в котором обучался А.С.Пушкин?

А)юнкерское училище Б)Московский институт В)Царскосельский лицей

4. В каком из произведений Пушкина ветер оказывает серьезную помощь одному из главных героев?

А) «Сказка о рыбаке и рыбке» Б) «Сказка о золотом петушке» В) «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

5. В 1815 году на публичном экзамене в Царскосельском лицее присутствовал один из величайших поэтов 18 века. Пушкин так вспоминает об этом: «Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен по русской словесности; он преобразился весь… Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе»…

Кто был этот поэт?

А) Карамзин Б) Державин В) Жуковский

6.Кто из героев Пушкина,

«Помолясь усердно Богу,

Отправляется в дорогу

За красавицей-душой,

За невестой молодой»?

А) Руслан из поэмы «Руслан Людмила»

Б) Елисей из «Сказки о мертвой царевне»

В) Гвидон из «Сказки о царе Салтане».

7. Какое самое любимое занятие было у Пушкина в детстве?

А)рисование Б)чтение В)занятия музыкой

8. Где жил старик со своею старухой из сказки о рыбаке и рыбке?

А. В землянке. Б. В избушке. Г. В лачужке.

9.Назовите двусложный размер стиха с ударением на второй слог, который так любил Пушкин?

А)дактиль Б)ямб В)хорей

(слайд 2)4.Конкурс третий «Что в имени тебе моем?» Команды по очереди называют героев «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».

 (Царь, царица, царевна, царица-мачеха, зеркальце, королевич Елисей, Чернавка, пес, семь богатырей, солнце, ветер, месяц – 12)

5 Конкурс четвертый  «Ты заслужил венок себе терновый» (Схватка капитанов) Капитаны отвечают по очереди.

Задание: определить, какими понятиями или словами в произведениях Пушкина обозначались или назывались:

-Волшебник, колдун, волхв, предсказатель. (Кудесник)

-Главное божество у древних славян, бог грома и молнии (Перун)

-Праздничные дни от Рождества до Крещения. (Святки)

-Дворянка старинного и знатного рода. (Столбовая дворянка)

-Светлая комната, отделенная сенями от кухни. (Горница. Светелка)

-Вечеринка у невесты перед свадьбой. (Девичник)

-Боевой топор с длинной рукояткой. (Секира)

-Сражение, битва. (Сеча)

-Торжественное обещание, обязательство. (Обет)

6.Конкурс пятый «Юные чтецы» (чтение представителями команд стихотворений А.С.Пушкина)

7.Конкурс шестой «Синквейн»

Синквейн (заим. из фр.и анг.)-это нерифмованное пятистрочное стихотворение

Конкурс для зрителей «Литературное домино»

Станционный (смотритель);

Барышня-(крестьянка);

Медный (всадник);

Песнь (о вещем Олеге);

Борис (Годунов);

Зимнее (утро);

Руслан (и Людмила);

Капитанская (дочка);

Евгений (Онегин).

7.Конкурс седьмой «Прекрасное должно быть величаво…»

1 тур Музыка. По мотивам многих произведений Пушкина сняты фильмы, множество стихотворений положено на музыку, написаны оперы. Определите по музыкальному фрагменту, кто автор, как называется композиция и  к каким произведениям они написаны.

«Полет шмеля» (Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»)

«Вальс» (Свиридов. «Метель», повесть из цикла «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина»)

«Три чуда» (Римский — Корсаков «Сказка о царе Салтане»)

2 тур. Живопись. Определите произведение, иллюстрации к которым вы видите («Сказка о рыбаке и рыбке», «Дубровский», «Сказка о попе и работнике его балде», «Сказка о золотом петушке», «Руслан и Людмила», поэма, «Сказка о медведихе»)

8.Конкурс восьмой «Мгновенно твой проснулся гений» (Блиц-турнир)

1.Дата рождения Пушкина (6 июня 1899 г)

2.За какую плату нанялся Балда в услужение к попу? (3 щелчка по лбу)

3.В кого превратился князь Гвидон, чтобы первый раз посетить своего отца? (в комара)

4.Где учился А.С.Пушкин? (в Царскосельком лицее)

5. сколько дней царь Дадон из «Сказки о золотом петушке» не получал вестей о своих сыновьях? (восемь)

6.На чем спал Балда в поповом доме? (на соломе)

7.Куда укусил комар Повариху? (в правый глаз)

8.На какой праздник родила царица дочь из «Сказки о мертвой царевне…» (в Сочельник)

9.Сколько раз разговаривала царица с зеркальцем в «Сказке о мертвой царевне…» (пять)

10.К кому первому обратился Елисей в поисках царевны в «Сказке о мертвой царевне…»? (к солнцу)

11.Как звали жену Пушкина? (Наталья Николаевна Гончарова)

12.Кто был противником Пушкина на смертельной дуэли? ( Дантес)

9. Конкурс девятый  «Черный ящик». Командам предлагается определить, о каком предмете, упоминающемся в произведениях Пушкина, идет речь.

1.Балда с помощью этого предмета сумел доказать Бесенку свое превосходство (Палка)

2.Деталь предмета, который князи Гвидон получил при крещении. Умело используя ее, он сумел погубить Чародея и освободить царевну Лебедь  (Снурок от нательного креста)

3.Предмет, с которым вела задушевные разговоры о красоте царевна из сказки о мертвой царевне и семи богатырях (Зеркало)

10.Подведение итогов. Награждение команд. Слово жюри.

Цели:

поощрение детского чтения, приобщение к книге и библиотеке.

Предварительная подготовка: Заранее готовятся карточки с заданиями. Команды садятся кружками, вокруг столов, чтобы было удобно обсуждать задания. Ведущий – библиотекарь, приглашаются члены жюри, которые будут оценивать конкурсы. 

Ход мероприятия.

Ведущий. Дорогие ребята! Сегодня у нас КВН – конкурс внимательных и начитанных, весёлых и находчивых. Наш конкурс посвящён любимым, интересным и увлекательным книгам! В конкурсе принимают участие две команды, для того чтобы познакомиться с ними, нужно выполнить

Первое задание:

1. «Представление команд».

Придумайте название своей команде, основанное на любимой книге. На кого из литературных героев вам хотелось бы быть похожими, с кого брать пример. На выполнение задания даётся 2-3 мин.

Команды готовы, я прошу капитанов подойти для жеребьёвки. А теперь – представление команд (Жюри оценивает каждый конкурс и выставляет баллы)

2. Конкурс — разминка.

1. Что общего между мышами, орехоколкой, новогодней ёлкой и девочкой. («Щелкунчик»).

2. Назвать время года, которое больше всего по душе А.С.Пушкину. (Осень)

3. Ходят слухи, что в Голливуде  по мотивам одной сказки снимется остросюжетный боевик под названием «Семь трупов за секунду». Назовите главного героя. (Храбрый портняжка).

4. В этих двух очень известных русских сказках по шесть главных героев, но только один герой есть и в одной, и в другой сказке. Причём в одной сказке этот герой является первым, в другой – последним. Что это за сказки, кто же этот общий таинственный герой? (Сказки: «Теремок», «Репка»).

5. Какой сказочный герой из-за своей доверчивости и глупости лишился личной рыболовной снасти. (Волк лишился хвоста).

6. Он самый большой в мире человек, который лечится печеньем и вареньем и конфетами. (Карлсон).

7. Звание Карабаса-Барабаса. (Доктор кукольных наук).

8. Куда держали путь-дорогу Бременские музыканты? (В город Бремен).

3. «Назовите фамилию писателя».

Ни одна книга не может появиться на свет без автора, её создателя, а как вы знаете авторов книг, мы сейчас и проверим. Командам даются карточки, на которых написаны имя и отчество писателя, нужно подписать его фамилию.

Лев Николаевич …….                        Самуил Яковлевич  ………….

Александр Сергеевич ……                Иван Андреевич  ……………

Ханс  Кристиан….                             Корней Иванович………

4. Назовите авторов литературных произведений.

Командам даются карточки, на которых перечислены названия литературных произведений, нужно вспомнить их авторов.

1) «Волшебник Изумрудного города»   

2) «Сын полка»   

3) «Робинзон Крузо» 

Сценарий внеклассного мероприятия Литературный КВН В мире книг

4) «Кладовая солнца»  

5) «Ворона и лисица»    

6) «Снежная королева»

7) «Тимур и его команда»

8) «Золотой  ключик или приключения Буратино»

5. Конкурс знатоков сказок А.С. Пушкина.

Мы не представляем себе мир книг без сказок Пушкина, а сейчас мы узнаем, помните ли вы эти сказки. Командам по очереди задаются вопросы (одна минута на обсуждение)

А) Сколько лет жил, старик со старухой в своей ветхой землянке? Назовите сказку. Ответ: Тридцать лет и три года.

Б) Кто собрал с чертей самый большой оброк? Назовите сказку. Ответ: Балда.

В) В кого превращала Царевна-Лебедь князя Гвидона, когда тот тайно посещал царство «славного Салтана». Назовите сказку. Ответ: Комар, муха, шмель.

Г) К кому обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту? Назовите сказку. Ответ: Солнце, месяц, ветер.

Д) На этом рисунке яблоко. Скажите, из  какой сказки этот предмет? Ответ: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Е) На этом рисунке ель. Скажите, в какой сказке вы встречаете этот предмет? Ответ: «Сказка о царе Салтане»

Физкультурная минутка:

Мы – весёлые мартышки,

Мы играем громко слишком,                                             

Мы в ладоши хлопаем,

Мы ногами топаем,

Надуваем щёчки,

Скачем на носочках

И друг другу даже

Языки покажем.

Дружно прыгнем к потолку,

пальцы поднесём к виску.

Оттопырим ушки,

Хвостик на макушке.

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Как скажу я цифру «три»-

Все с гримасами замри!

«Раз-два-три!»

Весь материал — в документе.

Сценарий для КВНа « Интересное в русской литературе»

Две команды старшеклассников по 5 человек, ведущий, члены жюри.
Исполнение песни « Мы начинаем КВН»
Ведущий:

КВН стал почтенной особой,
Но не снижен к нему интерес —
Позволяет, покончив с учебой,
Позабыть про учебный процесс.
Мы хотим, чтоб сейчас в этом зале
Ваши лица, как солнце, сияли,
Чтоб улыбки широкими стали,
Как новейшей постройки проспект.
Будем песней веселой смешить вас,
Проверять и немного учить вас,
Потому что и в час KBНа
Не уйти от учебного плена!

2015 год наш президент определил годом литературы, поэтому наш конкурс будет посвящен нашей русской литературе.

Сегодня «скрестят» оружие команды… И, как гласит устав КВН, этим оружием будут знания, находчивость, вежливость и воспитанность.

Никто не знает, чем кончится это сражение, но мы, то есть я и болельщики, полны надежды, что победа достанется сильнейшему из сильнейших. Что же касается нашего жюри, то оно тоже считает: «Пусть победит сильнейший!»

Звучит песня «Мы начинаем КВН»

Представление жюри : ____________________________

Представление команд — жеребьевка

Кто первый ответит, тот и начинает

Сколько дней пролежали деньги Буратино на поле Чудес? (Нисколько

Команды должны представить следующее:

— название команды;

— девиз;

— песня команды;

— приветствие соперникам.

— приветствие жюри

-приветствие зрителям

-приветствие ведущему

Итак, КВН начинается!

Любая встреча начинается с разминки, или с гимнастики ума.

Разминка, или гимнастика ума

У меня в руках вопросы для обеих команд. Вопрос к команде… (вопросы задаются поочередно; если команда на вопрос ответить не может, то отвечает другая команда, получая за правильный ответ лишние очки).

Карточки с вопросами для команд

1. Кто из актеров впервые сыграл роль ревизора в одноименной комедии Н. В. Гоголя?
(В комедии Н. В. Гоголя нет такой роли.)
2. Какая птица не несет яиц, хотя сама из них вылупливается?
(Петух)
3. Из каких рыб была сварена Демьянова уха?
(Лещ и стерлядь)
4. Можно ли сегодня получить телеграмму, отправленную завтра? Ответ обосновать.
(Да. Если отправить телеграмму с Дальнего Востока в час ночи, то в Москву или Петербург она придет после 16 часов предыдущего дня.)
5. Растает ли снежная баба, если на нее надеть шубу? Ответ обосновать.
(Нет. Шуба не греет, а только сохраняет температуру предмета, на который надета.)
6. Название какого цветка состоит из частицы, предлога и названия сторожевого помещения?
(Не-за-будка)
7. Новгород и Неаполь — это одно и то же?
(Да. В переводе — «Новый город».)
8. Кто был редактором первой русской газеты?
(Петр I)
9. Кто из русских писателей владел восемью иностранными языками?
(А. С. Грибоедов)
10. Кто из русских писателей в возрасте 70 лет увлекался велосипедным спортом, в 75 лет катался на коньках, в 82 года ездил верхом на лошади?
(Л. Н. Толстой)

А теперь подведем итоги разминки. Жюри, скажите, пожалуйста, начальный счет.

  1. Производственная гимнастика — зрители задают вопросы командам, те готовятся 30 секунд и отвечают.


Жюри, вам слово!

Домашнее задание

Инсценировка сказки на современный лад.

Пока готовится сказка – игра со зрителями

Зрителям

Лексическая разминка (перевертыши).

  • Собака без тапочек – Кот в сапогах

  • Солнечная крестьянка – Снежная королева

  • Проснувшаяся уродина – Спящая красавица

  • Огнетушитель – Огниво

  • Километровичок – Дюймовочка

  • Простолюдин под арбузом – Принцесса на горошине

  • Козлячок-ровнячок – Конек-горбунок

  • Прекрасный селезень –Гадкий утенок

  • Неразгрызуха – Щелкунчик

  • Необыкновенная реальность – Обыкновенное чудо

  • Девочка-с-ногу – Мальчик-с-пальчик

  • Быль про безбожника и его хозяина Гения – Сказка о попе и работнике его Балде.

Показ сказки

после показа ДЛЯ зрителей (по желанию выходят и вытаскивают билетик с заданием)

Конкурс. Прочитать стихотворение А.С. Пушкина « У лукоморья дуб зеленый»

  • Восторженно

  • Жалуясь

  • Прыгая от радости

  • Плача

  • Икая

  • Заикаясь

  • Кланяясь

  • Угрожая

  • Домашнее задание « Инсценировка пословицы или поговорки»

Пока команды готовятся, игра со зрителями

  1. Кто ждал Красную шапочку? (Бабушка.)

  2. Учреждение, в котором работает Печкин из Простаквашино? (Почта.)

  3. Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка. (Лягушка.)

  4. Пожилая и подлая помощница злой ткачихи и коварной поварихи. (Баба Бабариха.)

  5. Сказочная красавица с необычной внешностью, которая любила всех воспитывать. (Мальвина.)

  6. Какой герой с помощью своей бороды делал всякие чудеса? (Старик Хоттабыч.)

  7. Кто дал Буратино золотой ключик? (Черепаха Тартилла.)

  8. То, что в сказках всегда побеждает. (Добро.)

  9. Как называется швейная принадлежность, в котором таится смертельная опасность для сказочных долгожителей? (Игла.)

  10. Кличка собаки из сказки “Репка”. (Жучка.)


Таково было домашнее задание, которое команды получили заранее. Посмотрим, как оно вами выполнено.

Жюри, подведите итоги!

Игра со зрителями

  1. Сказочная героиня, владелица первого летательного аппарата. (Баба Яга.)

  2. Материал, из которого старуха слепила колобок. (Мука.)

  3. Эта героиня немного болтлива, что чуть не привело к гибели её и бабушки.(Красная шапочка.)

  4. Предмет гордости Карабаса — Барабаса. (Борода.)

  5. Имя поросенка в сказке “Винни — Пух”. (Пяточок.)

  6. Как звали обладателя больших усов, живущего в Африке и захватившего в заложники доброго доктора Айболита? (Бармалей.)

  7. Этот герой любил похвастаться и за это поплатился своей жизнью. (Колобок.)

  8. Транспорт Бабы Яги. (Ступа.)

  9. Что купила на базаре Муха — Цокотуха? (Самовар.)

  10. В какой сказке девочка идет в лес зимой за цветами? (“Двенадцать месяцев”.

А теперь подведем итоги конкурса. Жюри, вам слово!

Домашнее задание – ДЕМОНСТРАЦИЯ МОДЫ НАШИХ БАБУШЕК И МАМ

( команды готовятся)

Игра для Зрителей

Пушкинские героини (Из каких произведений А.С. Пушкина взяты героини?)

  1. Старуха (Сказка о золотой рыбке)

  2. Мертвая царевна (Сказка о мертвой царевне)

  3. Царевна-лебедь (Сказка о царе Салтане)

  4. Поповна (Сказка о попе и работнике его Балде)

  5. Шамаханская царица (Сказка о золотом петушке)

  6. Маша Троекурова (Дубровский)

  7. Маша Миронова (Капитанская дочка)

  8. Ольга и Татьяна Ларины (Евгений Онегин)

  9. Акулина – Лиза Муромская (Барышня-крестьянка)

  10. Дуня, дочка смотрителя (Станционный смотритель)

  11. Старая графиня (Пиковая дама)

  12. А.П. Керн (Я помню чудное мгновенье)

  1. КОМАНДЫ С домашним заданием (демонстрируют моду)

    Вот и окончился наш последний конкурс. Уважаемое жюри, просим вас подвести итоги и назвать сильнейшего из сильнейших.
    Близится к концу наша встреча.

Хорошо прошел наш вечер,
Было, в общем, все как надо,
Мы ж довольны нашей встречей,
И знакомству с вами рады.

Нас, друзья, не забывайте!
И спасибо за вниманье.
Мы не скажем вам: «Прощайте!»
А до встречи, до свиданья!


Исполнение песен на стихи Сергея Есенина каждой командой по очереди

Прочитать стихотворение А.С. Пушкина — Восторженно

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.

Прочитать стихотворение А.С. Пушкина — Жалуясь

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.

Прочитать стихотворение А.С. Пушкина — Прыгая от радости

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.

Прочитать стихотворение А.С. Пушкина — Плача

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.

Прочитать стихотворение А.С. Пушкина — Икая

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.

Прочитать стихотворение А.С. Пушкина — Заикаясь

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.

Прочитать стихотворение А.С. Пушкина — Кланяясь

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.

Прочитать стихотворение А.С. Пушкина — Угрожая

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.

Прочитать стихотворение А.С. Пушкина — Со свистом

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЩКОЛА №3 ИМЕНИ М.ГОРЬКОГО» Р. П. СРЕДНЯЯ АХТУБА

СРЕДНЕАХТУБИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

КВН по литературе между 6-ми классами.

Подготовила: Барсук Н.И.,

Учитель русского языка и литературы

2016 год

Цель: Расширение кругозора учащихся, развитие познавательных интересов, тренировка логического мышления, развитие широкой эрудиции, увеличение словарного запаса, развитие интереса к литературе, развитие речи, коммуникативных способностей, умения работать в группе.

Ход мероприятия.

Дорогие ребята! Сегодня у нас КВН – конкурс внимательных и начитанных, весёлых и находчивых. Наш конкурс посвящён любимым, интересным и увлекательным книгам! Вот что говорили о книге наши писатели.

Всем лучшим во мне я обязан книгам. М. Горький.

Ну что я знал раньше? Свою деревню и на два дня конского бега кругом неё. А книги открыли мне мир. В. Шкловский.

Книга – вот лучшее учение. А. Пушкин.

Сегодня мы и посмотрим, кто лучше знает книги. В конкурсе принимают участие две команды, для того чтобы познакомиться с ними, нужно выполнить первое задание:

1.      «Представление команд».

Придумайте название своей команде, основанное на любимой книге. На кого из литературных героев вам хотелось бы быть похожими, с кого брать пример. На выполнение задания даётся 2-3 мин.

Представление команд. Представление жюри.

2. «Разминка». Команды должны дать ответы на максимальное количество предложенных вопросов. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.
Вопросы для первой команды.
1. Гора, которую древние греки считают местом обитания богов? (Олимп)
2. Как называются обрядовые песни, которые исполняют на рождество? (колядки)
3. Кого в поэме Пушкина искал влюбленный Руслан? (Людмилу)
4. Кто автор рассказа «Васюткино озеро»? (В. Астафьев)
5. Кого называли мастером рассказа? ( Чехов)
6. В каком романе главный герой вступает в бой с ветряными мельницами? (Сервантес «Дон Кихот»)
7. Как звали Троекурова? (Кирилла Петрович)
8. Что такое аллегория?
9. Кто написал рассказ «Тёплый хлеб»? ( К. Паустовский)
10. По словарному ряду догадайтесь, о каком произведении идёт речь: мальчишки, лошади, ночь, страшилки, охотник? («Бежин луг»)
11. Откуда эти слова: «А может на вас тяготит преступление?» (М. Лермонтов «Тучи»)
Вопросы для второй команды.
1. Сколько подвигов совершил Геракл? (Двенадцать)
2. Как называется корабль, на котором отважные мужи Греции отправились за золотым руном? (Арго)
3. Имя и фамилия автора рассказа «Цифры» (И. Бунин)
4. Кто написал роман «Дубровский»? (А. Пушкин)
5. Имя верного оруженосца Дон Кихота? (Санчо Панса)
6. Как звали главного героя в повести «Выстрел»? (Сильвио)
7. Псевдоним А. П. Чехова? (Чехонте, Врач без пациентов…)
8. Что такое эпитет? (красочное прилагательное)
9. Из какого произведения следующие герои: Тыбурций, Валёк, Маруся? («В дурном обществе»)
10. Из какой поэмы Пушкина эти строки: « У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том»? («Руслан и Людмила»)
11. Чьему перу принадлежат эти строки: «Нет безобразья в природе…»? (Н. Некрасов)

Для болельщиков игра «Тройка, тройка, тройка» (пока команды рассаживаются)

1. Как звали трех мушкетеров?
(Атос, Партос, Арамис)
2. Как звали трех богатырей?
(Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)
3. Как звали трех медведей?
(Михаил Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка)
4. Как звали трех поросят?
(Ниф-ниф, Нуф- нуф, Наф-наф)

3. Конкурс «Узнай  героя по описанию».  

Назовите имя героя.

Портреты литературных героев:
1)Разыскивается мальчик. Американец. Приметы: соломенная шляпа, рубашка с воротничком. Лицо круглое. Веснушки. Характер весёлый. Ловок, остроумен, смел, деловит, находчив и великодушен. Борется с несправедливостью, не бросает друзей в беде.       (Том Сойер)
2)Тощий и смуглый старичок с  бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, в белоснежных шёлковых шароварах и сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками.                                        (Старик Хоттабыч)
3)Он хороший тульский мастеровой, простодушный и даровитый, наивный, но с русской лукавинкой. Он совершил диво дивное, усовершенствовал диковинку заморскую. Ему в чужих землях райскую жизнь сулили, а он всё стремился на свою бедную родину, хотя там его не ждало ничего хорошего.                      (Левша)

4)Подруга мальчика, в детстве попавшего в волчью стаю и воспитанного там. Она была вся  сплошь чёрная, как чернила. Никто в  джунглях не захотел бы становиться ей поперёк дороги, ибо она хитра, как шакал, отважна, как дикий буйвол, и бесстрашна, как раненый слон. (Багира)

4.Конкурс имени барона Мюнхгаузена, самого правдивого человека. Сочините историю, в которую было бы  трудно поверить. Что происходило до того? И как выкручиваться дальше?

   А) «… и мой космический корабль зацепился антенной за обратную сторону луны…»

   Б) «… и шесть карабинов уперлись мне в грудь, а сзади меня обжигало горячее дыхание динозавра…»

Конкурс болельщиков.

Конкурс для болельщиков. Вы можете принести своей команде дополнительные баллы.

«Назовите фамилию писателя».

1)Лев Николаевич …….                       2)Николай Васильевич ………….

3)Александр Сергеевич ……                4) Иван Андреевич  ……………

Назовите авторов литературных произведений.

  1. «Волшебник Изумрудного города» (Волков)  

 2) «Сын полка»  (Катаев)

  3) «Робинзон Крузо» (Дефо)

4) «Игорь – Робинзон»(Чёрный)   

5) «Ворона и лисица» (Крылов)    

6) «Снежная королева»(Андерсен)

Конкурс знатоков сказок А.С. Пушкина.

   А) Сколько лет жил, старик со старухой в своей ветхой землянке? Назовите сказку.

                                                      Ответ: Тридцать лет и три года.

   Б) Кто собрал с чертей самый большой оброк? Назовите сказку.

                                                        Ответ: Балда.

   В) В кого превращала Царевна-Лебедь князя Гвидона, когда тот тайно посещал царство «славного Салтана». Назовите сказку.

                                            Ответ: Комар, муха, шмель.

     Г) К кому обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту? Назовите сказку.

                                            Ответ: Солнце, месяц, ветер.

  Чтение сочинённых историй.

5. Конкурс капитанов.

Капитанам даются четверостишия, им необходимо определить рифму, размер стиха и найти средства выразительности.

Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые.
Рог золотой выплывает луны.

6. «ПАНТОМИМА ПО ПОСЛОВИЦЕ».

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Что посеешь, то и пожнёшь.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Друг познаётся в беде.

Конкурс для болельщиков «Аукцион пословиц и поговорок». Кто из болельщиков последним произнесёт пословицу, та команда и получит дополнительный балл.

(пока команды готовятся к показу домашних заданий)

7. «Домашнее задание». Командам нужно было подготовить инсценировку по любому произведению.

«Отгадай произведение» по иллюстрациям. Пока жюри подводят итоги, давайте по иллюстрациям отгадывать произведения.

8. Объявление итогов, награждение.

Сценарий литературного КВН для учащихся 8 классов

Цель: Обобщить, повторить и закрепить знания учащихся по литературе. В непринужденной, игровой обстановке повторить произведения, которые были изучены учащимися в этом году. Ввести учащихся в мир литературы, заинтересовать, воспитать любовь к книге, к литературному наследию.

Ход КВН:

Приветствие команд

Команды представляются друг другу.

/Дома необходимо было подготовить название команды, девиз, приветствие другой команде, выбрать капитана команды, нарисовать эмблему и выпустить литературную газету/

Количество баллов за этот конкурс не должно превышать: «5»

Брейн-ринг

Ведущий предлагает командам следующую игру:

Обеим командам одновременно задается вопрос из теории литературы.

Участникам команд дается одна минута для обсуждения. Право ответа предоставляется той команде, которая окончила свое обсуждение первой. Сигнал этому – поднятая рука капитана команды. В случае неправильного ответа и, если позволит время (еще не истекла 1 минута)

  • Назовите виды эпических произведений

сказка, былина, басня, рассказ, повесть, баллада, поэма

  • Назовите стихотворные размеры

хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест

  • Что такое эпиграф?

  • Сейчас будет прочитано начало эпиграфа. Вы должны будете его продолжить и указать, к какому произведению он написан и кто автор.

Для первой команды: «Неча на зеркало пенять…»

«Неча на зеркало пенять, коли рожа крива» «Ревизор» Н.В.Гоголь

Для второй команды: «Береги честь смолоду…»

«Береги честь смолоду, а платье снову» «Капитанская дочка» А.С.Пушкин

За каждый правильный ответ «1» балл

«Перестрелка» эрудитов

Каждая команда заранее подготовила по пять вопросов команде-сопернице.

Вопросы задаются, после получения ответа, дается свой ответ.

Конкурс капитанов

Капитаны каждой команды получают индивидуальное задание.

Для первой команды. Расскажите, что такое «рассказ»?

Используя данные слова, составьте рассказ (Задание и слова (и количество от 8-12) написаны на листке)

Для второй команды. Расскажите, что такое «пейзаж»?

Составьте текст, включающий в себя описание природы. Используйте для этого слова, данные ниже (8-12 слов)

Конкурс болельщиков

Пока капитаны обеих команд выполняют задания, в зале проводится конкурс « Поле чудес» для болельщиков.

Задаются три вопроса, следовательно, в финал попадут 3 учащихся, сумевших ответить на эти вопросы. Затем им предстоит ответить еще на один вопрос. Тот, кто ответит на вопрос быстрее и правильно, играет в супер-игру

  • Что получится, если соединить вместе:

Лимон, помидоры, тыкву, лук, черешню?

(«Чипполино» сказка Дж.Роддари)

  • Откуда эти строки? Назовите произведение и автора

«Я славно пожил! Я видел небо!

Ты не увидишь его так близко»

(«Песня о Соколе» М.Горький)

  • Какое произведение великого русского писателя имеет название одной из части лица?

(«Нос» Н.В.Гоголь)

Вопрос для финалистов

Продолжите эти строки. Укажите, кто их автор и, что это за произведение?

«Я ждал. И вот в тени ночной…»

(«Мцыри» М.Ю.Лермонтов)

Вопрос для супер-игры

На доске записан псевдоним знаменитого русского писателя. Назовите три буквы. В течение одной минуты нужно будет назвать этот псевдоним и сказать, кому он принадлежал.

А

Н

Т

О

Ш

А

Ч

Е

Х

О

Н

Т

Е

Антон Павлович Чехов

Заслушиваются рассказы, приготовленные капитанами команд.

Конкурс оценивается по «4» бальной системе.

Конкурс чтецов

Выразительное чтение любимых стихотворений. Читает один из участников каждой команды.

Конкурс оценивается по «3» бальной системе.

Сочини сам!

Каждая команда получает карточку, на которой записано 4 слова. В течение 1 минуты нужно будет сочинить стихотворение-четверостишье.

Оживи эпизод

Командам показывают иллюстрации, на которых запечатлен фрагмент из какого-либо знакомого им произведения.

Нужно полностью воспроизвести то, что говорится героями в этом эпизоде. Назвать автора и произведение.

«Троекуров и Маша» («Дубровский» А.С.Пушкин)

«Хамелеон» А.П.Чехов

Подведение итогов игры

Оговаривается общее количество баллов каждой команды. Объявляется команда, победившая в конкурсе.

Данжеева Валерия Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «МДСОШ №2»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий классного часа братья наши меньшие
  • Сценарий квн год культуры
  • Сценарий квеста индейцы
  • Сценарий квн на студенческой волне
  • Сценарий классного часа бородинское сражение