Сценарий ломоносовской ассамблеи

Ломоносовская ассамблея - это театрализованное представление достижений М.В.Ломоносова в разных сферах егодеятельности. Она явилась заключительным мероприятием Ломоносовской недели в школе. Театрализа

Яркова Н.М.

Сценарий Ломоносовских чтений

Фанфары. Выходят ведущие.

Ведущий 1.         У каждого народа свои гении, но слава гениального Ломоносова шагнула далеко за пределы России, приумножая славу Отечества нашего.

Ведущий 2.         Мы гордимся нашим знаменитым соотечественником, в его жизни, творчестве черпаем вдохновение на труд во благо Родины, без благоденствия которой не мыслим счастья своего.

Ведущий 1.         Имя Ломоносова дорого каждому русскому человеку. По его «грамматике» знакомились русские люди с родным языком, по «риторике» овладевали они искусством слова,…

Ведущий 2.         …по Ломоносовским правилам стихосложения создавали свои стихи русские поэты.

Ведущий 1.         А его открытия в физике,…

Ведущий 2.         …химии,…

Ведущий 1.         …геологии,…

Ведущий 2.         …оптике,…

Ведущий 1.         …метеорологии,…

Ведущий 2.         …астрономии,…

Ведущий 1.         …электричестве…

Ведущий 2.         …заложили фундамент отечественной науки.

Ведущий 1.         Этих открытий хватило бы на десятки жизней других ученых. А ведь Ломоносов прожил всего 54 года!

Ведущий 2 Дорогие  гости Земли поморской, родины Ломоносовской примите от  земляков Михайлы Ломоносова, великого сына Отечества нашего низкий поклон от сердца чистого, хлеб-соль от радушия искреннего, слова приветливые от помыслов пламенных. Всяческих благ вам, гости ненаглядные, многих радостей и доброго настроения на торжествах Ломоносовских и во всякий будний день вашего бытия.

Звучит колокольный звон

Чтец 1:

«Широка прозрачность неба,

Отражённая в светлой реке.

Что тебе надо от жизни — потребуй

И в детском сожми кулаке,

Как сжимаешь ты гальку плоскую

Перед тем, как её швырнуть

И следить, считая полоски,

Которыми чертит она волну.

Ухвати облака кулаками,

Белоголовый юнец,

Встань в истории перед нами:

Буян, академик, певец».

(Слайд 1,2,3)

Звучит русская лирическая песня. Выходит мальчик лет 8-9, смотрит на всё с интересом по сторонам. На переднем плане сидит отец, чинит рыбацкую сеть. На фоне музыки: …дитятко, поморский сын! Ты был как кораблик белопарусный! Как чаечка был белокрылая, …дитятко, поморский сын! Белопарусный кораблик ушёл за море, Улетела чаица за синее… 

Мальчик идет, внимательно вглядываясь во всё, что окружает его.

Мальчик Татка, у солнца свет самородный?..А звёзды?..А край земли близко?…А пошто немцы говорят несходно с нами?

Отец:  Ужо в грамоту тебя отдам учиться. Там толкуй, что откуль. Порато ты у меня любопытен.

Мальчик уходит за ширму. Песня звучит громче. Выходит юноша — повзрослевший мальчик.

Юноша —Татко, а латинскому языку где учат?

Отец:В Москве, в Славяно-греко-латинской академии. Только  крестьянскому сыну, латыни не нюхать… Ну.. .Сей день не без завтра…Слава Богу, достаток имею, могу позволить единственному сыну и побаловаться. Остарею, всё на него опрокинется, не до книг будет…

Юноша  Татенька! А все господа многограмотны.

Отец Ври больше! На что благородному господину читать да писать самому?! Он писца да чтеца нанять может. Всё равно как «Иван, сошей башмаки! Марья, пеки пироги!»

Юноша Государь мой татенька, Василий Дорофеевич, пусти в Москву учиться!

Отец Эх, думал с сыном век вековать, а приходит: век горевать.

Юноша Татенька, государь, благослови в Москву учиться…

Отец Ну, сын…Воля твоя…Люди-те, люди-те скажут: «У Василия Дорофеевича сын по миру пошёл, скитаться…»

Юноша Татенька, не плачь!..

Отец Воля твоя…

Юноша кланяется отцу в пояс, берёт мешок, надевает шапку, уходит.

Чтец 3:

«Выходил он маленький Ко своей завалинке,

С Богом разговаривал: «Почему цветы цветут,

Почему ручьи бегут? Почему мы сами — тут?»

Вырастал он отроком, Поддевал треску крюком,

Говорил с волной о том: «Почему волна гремит,

Почему звезда стоит? Почему душа горит?»

Как дорос до юноши, Свахи кунью шубу шить

Стали, да засватывать; Он сказал слова опять:

«Я теперь завет кладу, Я теперь в Москву иду,

Я всему ответ найду».

Ведущий 2: Так начался «изумительный подвиг» Ломоносова в овладении наукой. Условия были самые тяжёлые, общежития не было, приходилось жить на 3 копейки в день. Ломоносов шагал в ученье семимильными шагами. Невзирая на насмешки учеников (их забавляли высокий рост и солидный возраст). Ломоносов за короткий срок добился больших успехов и стал первым по всем предметам.

Чтец 1:

Век восемнадцатый — России просвещение,

Расцвет в науке, шаг в литературе.

Образования явилось вдруг знаменье,

И настоящий человек заложен в той натуре.

Его фамилия известна всей России,

И в городах, и в деревнях гордятся им,

То имя на себя печать носило

И отпирало двери все благословением своим.

Открытия его нам до сих пор известны,

Важны и применяются сейчас,

И иностранцев нам высказывания лестны,

Что это был России час.

(Звучит музыкальное произведение в исполнении инструментального ансамбля под управлением Т.Гринденко.

Мажордом: Её императорское высочество, Елизавета Петровна!

Выходит Елизавета и свита

Мажордом: Ваше Высочество. На балу сём приглашены:

  • Граф, его сиятельство Бестужев Алексей Петрович ,
  • Граф, его сиятельство Разумовский Кирилл Григорьевич
  • Его сиятельство граф Иван Иванович Шувалов,
  • Пиит Вашего высочества, академик Тредиаковский Василий Кириллович
  • Фрейлины Вашего высочества.

Действующие лица ведут себя относительно рангу — (беззвучно) кланяются императрице

— Разумовский что-то шепчет ей на ушко, Шувалов о чем — то беседует с Бестужевым, фрейлины шепчутся.

Музыка заканчивается, аплодисменты, потом диалог

Бестужев (Тредиаковскому): Каково поживаешь, Василий Кириллович!?

Тредиаковский: Щедротами милостивой монархини нашей отменно взыскан! (и проходит к | Елизавете)

Разумовскиий: Оду принес?

Тредиаковский: Повергну к стопам её величества!

Бестужев: Вот и соперник твой, Ломоносов оду несет.

Тредиаковский: Премного наслышан 

Подходит к дамам, дамы смеются над какой-то шуткой

1-я   А Петербург в волненье небывалом, Здесь велено по пушечным сигналам всем в море выходить, учась морской науке, Не предаваясь лености и скуке.

2-я  Всем строить лодки, шлюпки и фрегаты, Работать от рассвета до заката.

3-я Где огороды были некогда с укропом, Сад Летний создадут по образу Европы. Здесь будет целый мир зеленый Дуош и^шпы, яблони и клены.        ^

4я  Из Амстердама, Швеции и Подмосковья Везут деревья и сажают их с любовью.

1-я Услышим скоро мы певцов известных Ведь скоро опер нам дадут прелестных.

2-я Сударыня, скучать нам не придется боле. Из самоваров — чай, народные обеды.

3-я В салонах модных — светские беседы. Зимой морозной на санях катанье.

4-я И на кофейной гуще по ночам гаданье.

1-я Какие рюши, ленты и цветы! Но в платье вашем не хватает простоты!

2-я  Графиня, за границей это носят без стесненья. К чему тогда в продаже украшения?

3-я Ах, мне поверьте, не успеть за модой. Она меняется так быстро год от года!

4-я Просила я одну княжну Прислать мне бархат из Парижа.

1 –я Да, вы сударыня, не в курсе вижу А, впрочем, это не секрет. Ведь государь-то наложил запрет В Россию бархат не велел ввозить Чтоб ткани русские, российские носить.

Елизавета (к Разумовскому) Ну, где твои учёные? Академия, я чай, опять опоздает к первому танцу!?

Елизавета делает знак начинать бал.

Мажордом: Господа, прошу всех встать. Будем вместе танцевать.

В пару даму выбирайте, За мной движенья повторяйте.

Мы открыли ассамблею менуэт продолжит бал

Приглашайте кавалеры своих милых нежных дам.

(танцуют менуэт).

Бестужев:  Господа Академия, сей бал по высочайшему повелению посвящается славному мужу, пииту  и академику Михайло Васильевичу Ломоносову!

(М.В.Ломоносов идет по проходу на сцену. Струнный ансамбль играет произведение)

Разумовский: ( во время прохождения Ломоносова к сцене) 

 Коллежский советник и профессор Михайло Васильевич сын Ломоносов, в службе Ея Императорского величества с 1731 года  и был сперва в московских Спасских школах учеником, в 1738 году послан был в Германию, где обучался физике, химии и горных дел и был тамо по 1741 год, в 1742 году произведен в адьюнкты. В 1745 году по именному Ея императорского величества Указу пожалован в профессоры, в 1751 году пожалован коллежским советником, в котором чину и поныне состоит.

( Все аплодируют. Елизавета благосклонно кивает головой. Ломоносов подходит и Ел. Петр. и кланяется)

Елизавета: А почто, ты батюшка не танцуешь?

Ломоносов: Ты, государыня, по справедливости всех дел и Похвал Петровых истинная наследница! А что касается танцев, то я более головой могу пользу Отечеству принести, А не  крендели ногами выписывать!

Елизавета:  Вещай, сладкоречивый Ломоносов! Вещай похвалу твою, ибо твоему красноречию довлеет похвалить тебя!

Ломоносов: Великая Петрова Дщерь

                     Щедроты отчи превышает

                     Довольство муз усугубляет

                     И к счастью отверзает дверь!»

Разумовский: Разрешите, Ваше Величество, прежде всего, спросить его насчет занятий русской пиитикой и сочинительством. Он ведь у нас первый знаток нашего языка и красноречия, учит ораторов говорить остро, стремительно, крепко.

Елизавета: И хорошее дело, я сама наш язык превыше всех почитаю

Ломоносов (горячо, заинтересованно говорит): «Карл пятый, римский император, говаривал, что ишпанским с богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятельми, итальянским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого и нежность итальянского. Сверх того, богатство и сильная в изображении краткость – греческого и латинского.

Елизавета (обращается к Шувалову) Знаешь, Иван Иваныч, я за то Ломоносова люблю, что он столь отменно все русское любит.

Все аплодируют. Елизавета благосклонно кивает головой.

Шувалов: Неподражаемый, бессмертный Ломоносов! И правила к красноречию на родном языке составил.

Выступление о достижениях «Отец российского красноречия»

На сцену выходит Ломоносов. Елизавета сидит. 

Елизавета: Михаила Васильевич! Заходи, заходи, жду. 

Ломоносов кланяется.

Елизавета: Хочу к тебе за помощью обратиться. Слышала, что имеешь ты склонность большую к изучению летописей, истории нашей российской. Вот об этом и хочу с тобой поговорить. Да ты садись.

Ломоносов садится.

Елизавета:3наешь, Михаила Васильевич, что втянулись мы нынче в войну в Европе, а враги наши распространяют многочисленные пасквили, всякие небылицы о стране нашей, особо стараются Англия и Пруссия. Надо нам, чтобы вышла в Европе книга о настоящей России написанная профессором слова. Знаю, что ты давно собираешь материалы по истории Отчизны нашей. Знаю, что привлекает тебя особенно время отца нашего Петра Алексеевича. Знаю, что хотел бы ты сам продолжить дело написания истории, начатое покойным Василием Никитичем Татищевым.

Для нас важно, что книга сия ознакомила Европу с историей российской, поразила всемогущей силой страны нашей.

Ломоносов: Соглашусь с тобой, матушка, ибо историческая наука должна служить на пользу  своего народа и отвечать требованиям строгой правды, ибо справедливостью своей полезна.

 Елизавета: Ну, ступай с Богом. Надеюсь на тебя, что не подведёшь.

Ломоносов: Премного благодарен, Ваше Высочество!
Елизавета: Служи, академик, государству Российскому!

Мужа сего надлежит наградить, а нам танцевать время.

Мажардом: Приглашаем в танцевальную залу.

Звучит струнный ансамбль. Все, кроме Ломоносова уходят

Ломоносов садится за стол, пишет.

Выступление о достижениях в исторических науках

На сцене стол с приборами для химических опытов. М. Ломоносов и Рихман ставят химические опыты

Ломоносов. «… Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие. Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются перед очами нашими успехи ее прилежания».

Ломоносов: Ваше благородие, намерен вам сказать, что уже трижды подавал в Академию наук предложения.

Рихман: Какое же?

Ломоносов: Об учреждении химической лаборатории. Я мог бы трудиться для пользы Отечества, но трижды получил отказ.

Происходит взрыв.

Рихман: Да, науки в небрежении находятся. Нам опыты чинить надо, да помещения нет, стеклянных шаров достать нельзя. Пиши прошение в Сенат.

Рихман уходит со сцены. Ломоносов пишет прошение.

Ломоносов: (читает написанное прошение). «… Химическая лаборатория при Академии наук для исследования натуральных вещей необходима, и профессор химии без нее почти никакой пользы учинить не может, равно как профессор астрономии без обсерватории и надлежащих тому инструментов. Того ради Правительствующий Сенат всепокорнейше просим, дабы по примеру других славных Академий повелено было при Академии наук построить химическую лабораторию по приложенному при сем рисунку и оную удовольствовать нужными к тому инструментами и другими принадлежностями…». Академии наук адьюнкт Михайла Ломоносов.

Достижения в химии

На сцену к Ломоносову выходит Шувалов.

Ломоносов:  Господин Шувалов, по учиненным мною опытам в химической лаборатории, а мною было поставлено более 4000, нашел я, как получить рубиновое стекло, окрашенное соединением золота.

Я горжусь сей находкой, ибо знаю, что золотые рубины умели делать только древние ассирийцы, да один немецкий химик в 17 веке, но ни с кем он секретом не делился. Будучи у графа Воронцова, видел привезенные из Рима образцы итальянской мозаики, говорил, что итальянцы в большом секрете держат свои открытия смальт.

Позвольте обратиться к Вам за помощью, надобно в России построить фабрику для производства разноцветных стекол, картины делать.

Шувалов: Михайло Васильевич, видел я у графа Воронцова смальты итальянской работы, очень понравились, но кто же будет те стеклянные работы выполнять, учить надо живописному мастерству учеников. Да, думаю я, что государыня милостиво позволит твоему великому замыслу помочь, земли отвести под фабрику, мастеровых из крестьян возьмешь, обучишь их, да и лучшим денежные вознаграждения положишь, для ободрения их в учении. Напиши в Канцелярию прошение, проект фабрики, и я уж похлопочу о тебе у императрицы.

Ломоносов:  Весьма, весьма благодарен, Иван Иванович. Да у меня прошение в Канцелярию есть, вот оно: «По учиненным мною опытам в Химической лаборатории нашлось немалое число таких стекол, которые в мозаику годятся, а для лучшего оных виду должно их оточить и одной стороны отшлифовать. Того ради, Канцелярию Академии Наук прошу оных приказать точить и шлифовать и в Лабораторию отдавать, чтобы я мог оных целый комплект предложить оной Канцелярии».

Шувалов: Рад, Михайло Васильевич, надеюсь, матушка — государыня поддержит тебя в своих трудах на благо науки, на благо России, да и ко мне есть обращение о пользе стекла, помню, помню, дорогой мой Михайло Васильевич, эти строки:

Неправо о вещах те думают, Шувалов,

Которые стекло чтут ниже Минералов,

Приманчивым лучом блистающих в глаза:

Не меньше пользы в нем, не меньше в нем краса.

Редко я для той с Парнасских гор спускаюсь,

Ныне от нея на верх их возвращаюсь.

Пою перед тобой в восторге похвалу –

Камням дорогим, не злату, а стеклу.

Сообщение о смальте

Ведущий 2: Изумительная разносторонняя деятельность великого сына русского народа вдохновлялась его страстным патриотическим стремлением сделать свою любимую родину могучей, богатой и просвещённой. Именно поэтому Ломоносов приложил немало усилий для открытия  Первого российского университета.

Ведущий 1:  Восславим Университет
Во дни торжеств, во дни побед,
Сумевший миру показать,
«Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать».


Ведущий 1. Невозможно представить современную жизнь без наук. Испокон веков люди, познавая окружающий мир, совершали открытия. Многие из них облегчили жизнь человека, усовершенствовали её. Но так мало мы знаем о тех, кто всю свою жизнь посвятил изучению наук.

Ведущий 2. Одним из таких людей был замечательный русский исследователь, выдающийся ученый-энциклопедист, первый русский академик Михаил Васильевич Ломоносов, гениальные открытия которого вместили в себя семь веков до него и почти три века после него.

Ломоносов: Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный Аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру; но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатной род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски
И перьвому звенеть Алцейской лирой.
Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу дельфийским лавром.
1


Ведущий 1Достойны ль мы тебе хвалу воздать?

О, просветитель, реформатор и поэт!

За эти пять десятков лет  

Не прекращал ты поднимать

Могучую Российскую державу,

Не думал даже опускать  ни рук своих златых,

Ни гордую главу. И ты любовью вечной Россию полюбил,

 И, словно своей честью, Россией дорожил.

Из мрака и невежества Россию поднимал

И в одах своих дивных державу воспевал.

О, ты не просто академик, Ты гений, ты творец, титан,

Ты создал новые науки, Открыл врата познанья нам!

Музыка

/I

Автор: Дружинина Татьяна Владимировна

Организация: МОУ СОШ № 3

Населенный пункт: Иркутская область, город Саянск

1 ведущий: Дамы и господа!

2 ведущий: Судари и сударыни!

1 ведущий: Позвольте приветствовать всех вас на ассамблее!

2 ведущий: Надеюсь вам знакомо это французское слово?

1 ведущий: Не будет лишним, однако, напомнить, что ассамблея – это собрание, на которое приглашаются лучшие представители общества, проявившие себя достойно в делах и прославившие свое имя успехами.

2 ведущий: нам стало известно, что проведение ассамблеи стало хорошей традицией и у вас.

1 ведущий: Это значит, что вам действительно есть чем гордиться и кем гордиться.

2 ведущий: Мы с огромным удовольствием приняли приглашение побывать на вашем празднике.

1 ведущий: и даже попросили прибыть на него того самого именитого гостя, в честь которого названа ваша ассамблея.

2 ведущий: Встречайте, господа!

1 ведущий: Великий русский ученый и просветитель, светоч науки российской, человек-универсал Михаил Васильевич Ломоносов, собственной персоной!

(выход Ломоносова)

Ломоносов: Приветствую вас сыны и дочери российские, исполненное надежды юношество! Лестно мне, что стараетесь вы приумножить то, что было начато мною и продолжено многими поколениями российских ученых.

Широко распростерла наука руки свои в дела человеческие. Куда ни посмотришь, куда ни оглянешься, везде обращаются перед очами нашими успехи ее прилежания.

Что сам не совершил для приращения наук, уверен – вы продолжаете. Ведь школа и есть первооснова всех свободных искусств и наук. Из нее и выходит просвещенное юношество. Я убежден и не устану повторять, что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская Земля рождать.

1 ведущий: Господа, давайте же знакомиться с теми, кто по Ломоносовским заповедям живет и школу вашу прославляет

Ломоносов: Согласен! За успехи поощрять надобно особыми почестями, дабы учились с еще большим прилежанием, за что и впредь уважаемы будут!

2 ведущий: Итак, Ломоносовской ассамблее 2022 быть!

1,2 ведущие: Мы начинаем!

(Вальс «Анастасия» в исп. 4 «а» класса)

(Музыкальная отбивка. Выход ведущих)

1 ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые педагоги!

2 ведущий: Добрый день, родители и гости нашего праздника!

1 ведущий: Мы приветствуем вас, самые активные и увлеченные

2 ведущий: самые талантливые и неугомонные

1 ведущий: самые строгие, но справедливые учителя и самые заботливые родители!

2 ведущий: Мы рады видеть всех на традиционном празднике Чести и Гордости нашей школы

(1,2 ведущие – Ломоносовской ассамблее 2022)

1 ведущий: Торжественно открыть нашу ассамблею и поздравить всех с этим событием мы приглашаем директора школы

(Выход и поздравление директора)

2 ведущий: Мы — ведущие нашего праздника — присоединяемся к поздравлениям и спешим объявить первую номинацию, которая звучит точно по-ломоносовски — «Науки юношей питают…»

1 ведущий: в нашей школе много ребят, обладающих достаточными знаниями, опытом исследовательской работы, необходимыми волевыми качествами, без которых невозможно преодолеть возникающие трудности, как в учебе, так и в жизни

2 ведущий: о таких говорят, что внутри у них живет вечный двигатель…

1 ведущий: мы готовы объявить имена тех, кто побеждал в предметных олимпиадах, научно-исследовательских конференциях, интеллектуальных и познавательных конкурсах.

2 ведущий: другими словами, смело двигал науку вперед и блистал знаниями

1 ведущий: назвать имена лучших и самых достойных в этой номинации мы приглашаем на сцену заместителя директора по научно-методической работе.

Учитель: Антон Павлович Чехов говорил: «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только одною ею человек победит природу и себя».

Я счастлива, что в нашей школе есть те, кто побеждает себя и природу. Мы приглашаем на сцену:

–победителей и призеров НПК «Шаг в будущее, Сибирь!», победителей и призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии;

– призера 16 интеллектуальных соревнований «Шаг в будущее, Юниор!», победителя муниципальной олимпиады по Байкаловедению;

– призера НПК «Шаг в будущее, Юниор!», представлявшего свою работу на городском родительском собрании, победитель НПК от ДДТ «Созвездие»;

– разработчика проекта контактной скульптуры учителю, защитившей проект на молодежном саммите, в городской администрации и на региональной сессии;

– победителя региональных соревнований по робототехнике;

– победителя муниципального этапа и регионального конкурса «Наше наследие»;

– победителя и призер интеллектуально познавательных и творческих конкурсов;

–Команду – победителя регионального экологического марафона «Путешествие экознайки»;

– Приглашаем команду-призера городского интеллектуального марафона, учащихся 5б класса;

–Мы чествуем победителей муниципального конкурса «Мы – будущие избиратели», которые сегодня выехали на областной конкурс в город Братск. Давайте подарим им наши горячие аплодисменты. Пусть им улыбнется удача!

Учитель: И всем вам, дорогие номинанты, желаю удачи и горения, желаю того огня, который освещает жизненный путь!

( исполняет песню вокальная студия «Созвучие»)

1 ведущий: Ты знаешь, Никита, а у меня тоже родился мотивчик по случаю нашей следующей номинации

2 ведущий: Да-а-а-а? Это интересно! Блесни талантом!

1 ведущий: (напевает) Кто смел – с мячом пробьется,

Кто сильный отожмется,

Кто ловкий – по бревну пройдет!

2 ведущий: Это ты точно подметила. Наши ребята сильны не только умом, но и телом

1 ведущий: и кто знает, сегодня они — гордость и слава школы, а завтра – чемпионы страны, а возможно, и мира!

2 ведущий: назвать имена самых сильных, ловких и стремительных в спорте мы приглашаем перворазрядника по легкой атлетике

1,2 ведущие — директора школы!

Директор школы: Сила, Преодоление, Одержимость, Риск, Труд – вот что такое СПОРТ. Наша школа гордится своими спортсменами, которые не устают радовать нас своими успехами.

Итак, на сцену приглашаются:

– многократный победитель региональных и областных турниров по боксу и ушу0саньда, всего за год 18 медалей победителя и призера! А всего у него 35 медалей различного достоинства!!!

– 1б класс, призер муниципальных соревнований по тяжелой атлетике;

– 10а класс, победитель и призер муниципальных соревнований по тяжелой атлетике;

– 8а класс, победитель и призер муниципальных и региональных соревнований по тяжелой атлетике;

– 3в класс, призер региональных соревнований по самбо

– 4а класс, победитель и призер муниципальных и региональных соревнований по самбо;

– 5а класс, победитель и призер муниципальных и региональных соревнований по самбо;

победители, призеры региональных соревнований по ушу-саньда;

– 2а класс, неоднократный призер областных соревнований по кудо;

– 4б класс, призер муниципальных соревнований по баскетболу;

– 4б класс, призер муниципальных соревнований по баскетболу;

– 5б класс, призер муниципальных соревнований по баскетболу;

– 8а класс, неоднократный призер муниципальных соревнований по баскетболу;

– 10а класс, победитель и призер областных соревнований по баскетболу и стритболу;

– 2а класс, победитель и призер региональных соревнований по радиоспорту;

–9а класс, неоднократные победители и призеры региональных, всероссийских и международных соревнований по радиоспорту;

– 4а класс, неоднократный победитель городских соревнований по футболу;

– 1б класс, победитель городских соревнований по плаванию и соревнований по лыжным гонкам;

–4а класс, призер муниципальных и региональных соревнований по плаванию;

–4б класс, победитель и призер региональных соревнований по плаванию

– 6б класс, неоднократный победитель и призер соревнований по плаванию различного уровня;

– 6б класс, неоднократный победитель и призер соревнований по плаванию различного уровня;

– 6а класс, победитель городских соревнований по плаванию;

– 10а класс, победитель и призер муниципальных соревнований по стрельбе;

– 3а класс, победитель областных соревнований по футболу;

–3а класс, победитель областных соревнований по хоккею;

–5б класс, неоднократный победитель и призер муниципальных и региональных соревнований по мини-футболу, лучший вратарь, лучший нападающий;

– 5б класс, неоднократные победители и призеры муниципальных и региональных соревнований по мини-футболу;

– 9а класс, неоднократный победитель и призер региональных, всероссийских соревнований по футболу. Он досрочно сдает экзамены, потому что в мае у него ответственные всероссийские соревнования;

– 4а класс, призер, победитель соревнований по спортивной аэробике всех уровней -11 наград!

К.Н. На сцене гимнастка школы спортивной аэробики «Грация»

1 ведущий: – Ты знаешь, Никита, я уверена, если мы сейчас попросим поднять руки тех, кто участвовал в спортивных соревнованиях в течение года, мы получим «лес рук»

2 ведущий: – И это здорово, ведь именно спорт учит жизни, учит преодолевать трудности и закаляет характер

1 ведущий: – Согласна, спорт учит многому и, что самое важное, учит командному духу

2 ведущий: – и сейчас самое время назвать лучшие спортивные команды нашей школы

1 – а поможет нам в этом опять же

1,2 ведущие: директор школы

Директор школы: Команда – какое сильное и теплое слово! Оно как надежное плечо друга, правда? С огромным удовольствием я приглашаю на сцену:

– команду по баскетболу, призера и победителя городских соревнований 4а класса!

– Команду футболистов из 6а и 6б классов, неоднократно ставших призерами и победителями различных футбольных баталий.

– Команду — победителя муниципальных соревнований «Кожаный мяч», победителя епархиальных соревнований, посвященных памяти Александра Невского. В этой команде одни девчонки! С особым удовольствием я приглашаю на сцену команду – призера городской военно-спортивной игры «Зарница» 9а класс!

(хореографический коллектив «Линия танца» Хип-хоп)

1 ведущий: Мы продолжаем называть имена лучших…

2 ведущий: К золотому звездному фонду школы № 3 можно причислить наши самые активные классы – участников и победителей городских творческих проектов: «самый поющий класс», «самый танцующий класс» «Самый стильный класс» и наконец, «супер-класс».

1 ведущий: Я бы сказала, это уже целый звездный хоровод, который представит нам заместитель директора по воспитательной работе.

Учитель: Представляю вам портрет класса в его достижениях. Итак, «Самый стильный класс» — гран-при, призер конкурса «Самый умный класс», интеллектуальная команда класса – призер городской интеллектуальной игры, призер городского конкурса «Самый спортивный класс», победитель межшкольного интеллектуального конкурса «Книга-источник мудрости», команда класса — призер регионального фестиваля учебно-исследовательских экологических проектов, победитель регионального интеллектуального экологического марафона. И это всё о 6а классе.

(проходка класса)

Учитель: А о каком классе пойдет сейчас речь? «Самый стильный класс», 1 место, «Самый танцующий класс» — гран-при, команда класса — призер интеллектуальной игры по книге Д. Лондона «Белый клык», класс — победитель президентских состязаний, и в мае будет представлять город Саянск на областном уровне. Да, это 7а класс

(Оба класса получают сладкие призы. Уходят)

Учитель: А об этом классе так и хочется сказать: «Он – Самый, самый, самый!» И это не случайно. Судите сами: «Самый поющий класс» — призеры, «Самый танцующий класс» — гран-при, «Самый стильный класс» — победители, «Самый любознательный класс» — победители. И в городском конкурсе «Супер-класс» — тоже победители! Мы еще не говорим о личных победах учеников этого класса. 4а класс

Учитель: Для торжественной церемонии вручения лент классу на сцену приглашается класс ярких и творческих людей, класс спортсменов и активистов, звездный класс — 11а класс!

(повязывают ленты). Классы уходят

Учитель: Дорогие друзья! На сцену приглашается команда артистичных и певучих, ответственных и красивых, тех, кто прекрасно зарекомендовал себя на муниципальном фестивале школьных хоров. Хор мальчиков школы №3 во главе со своим руководителем

(хор мальчиков исполняет песню)

Учитель: Василий Сухомлинский справедливо говорил: «Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий, — это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям». Мы можем с уверенностью сказать, что наши родители в полной мере соответствуют этой характеристике. Во многом благодаря вашей активности, неуспокоенности так талантливо раскрываются наши дети. Дорогие родители! Просим вас встать, а вас, дети, поприветствовать своих мам, пап, бабушек и дедушек бурными аплодисментами!

1 ведущий: – Сегодня на сцене настоящий звездопад, можно даже желание загадывать

2 ведущий: А еще лучше желания записывать, чтобы сбывались

1 ведущий: Не знаю, какие желания возникают у сидящих в зале, а вот у наших будущих первоклассников, уверена, одно желание — поскорей прийти учиться в нашу замечательную школу

2 ведущий: Да уж, сколько у них впереди интересного и увлекательного! Я даже завидую им немного!

1 ведущий: я предлагаю не завидовать, а просто познакомиться с ними поближе.

2 ведущий: Согласен! Да и остальным зрителям будет забавно посмотреть на будущих первоклассников и вспомнить себя в таком возрасте!

1 ведущий: Встретить наших первашей на большой сцене мы приглашаем Мудрую Сову, которая под аплодисменты всего зала встречает их подарками и веселым напутствием!

(Выход первоклассников. Приветствие Совы. Игра. Вручение)

2 ведущий: Провожаем наших первоклассников в зал дружными аплодисментами

1 ведущий: Дорогие будущие первоклассники! Не думайте, что школа – это только уроки. Это еще и веселые переменки. Одну такую переменку-танец подарит вам Калиниченко Владислава, ученица 4а класса, солистка народного ансамбля танца «Ручеек».

(исполняется «Ирландский танец»)

2 ведущий: Чтоб нести в народ культуру, надо знать литературу,

Книги мудрые читать

Свой мир духовный развивать…

1 ведущий: Это ты к чему, Никита?

2 ведущий: Это я предваряю следующую номинацию, где мы назовем имена самых талантливых и творческих ребят нашей школы

1 ведущий: и таких у нас немало, ведь творчество многолико и граней творчества у нас не перечесть

2 ведущий: Назвать имена победителей самой творческой номинации мы приглашаем директора школы

Директор: «Кто рожден с талантом и для таланта, тот обретает в нем свое лучшее существование», – эти слова великого Гете адресованы всем вам, дорогие наши ученики, потому что, я уверена, нет неталантливых людей, просто у одних эти таланты проявляются раньше, у других – позже.

Учитель: Позволю себе еще одно высказывание: «Искусство – как поиски алмазов. Ищут сто человек, находит один. Но этот один никогда не нашел бы алмаза, если бы рядом не искало сто человек». И это правда. Замечательно, когда вовремя рядом окажутся люди, которые огранят алмаз и превратят его в бриллиант. Итак, мы приглашаем на сцену:

– лауреата международного конкурса-фестиваля «Жемчужина России», участник кастинга конкурса Дениса Мацуева «Новые имена», участник кастинга всероссийского конкурса «Синяя птица»;

– 4а класс, победителя муниципального конкурса художественного чтения «Живое слово», участницу кастинга всероссийского конкурса «Синяя птица»

– 1б класс, дипломанта первой степени в номинации «Инструментальная музыка» международного конкурса-фестиваля «Жемчужина России»

– 8а класс, призера и победитель региональных, всероссийских и международных вокальных конкурсов

– 10а класс, призера всероссийского художественного творчества «Золотые краски осени»

– призеров и победителей различного уровня в составе народного ансамбля «Ручеек»

– 8б класс, и 8а класс, которые в составе ансамбля «Линия танца» неоднократно становились призерами и победителями творческих конкурсов

– Театральная судия «Здесь и сейчас» в этом году представила спектакль «Спроси когда-нибудь у трав…» на региональном фестивале «Театральная весна», где получили высокую оценку жюри и зрителей,– как лучшая актриса. с театрализацией отрывка из повести Валентина Распутина побывала на областном конкурсе «Живое слово» и стала дипломантом.

– призера муниципального этапа регионального фотоконкурса «Я из Сибири».

(Студия танца «Импульс»)

2 ведущий: Наша школьная жизнь — это будни и праздники.

1 ведущий: Это отличники. Это проказники.

2 ведущий: Соревнования, олимпиады:

1 ведущий: Конкурсы, грамоты, концерты, награды:

2 ведущий: Все завершилось в намеченный срок.

1 ведущий: Нет-нет, наша церемония не может завершиться, пока мы не скажем слова благодарности тем, без кого победы всех выходящих на сцену и сидящих сегодня в зале, были бы невозможны

2 ведущий: Без вас, наши уважаемые учителя!

1 ведущий: Средь мира доброго и злого

Оно нетленно, это слово,

2 ведущий: Оно прийти всегда готово

На помощь каждому из нас!

1 ведущий: Любимый учитель, родной человек,

будь самым счастливым на свете!

2 ведущий: Хоть трудно порой достаются тебе

Твои непослушные дети!

1 ведущий: Под аплодисменты всего зала мы ждем вас на сцене, учителя

2 ведущий: В знак глубокого уважения и восхищения ваши ученики аплодируют вам стоя

(все педагоги выходят на сцену,

учительский хор «Иркутская история»)

1 ведущий: Вот и подошел к концу наш очередной День школы, очередная ассамблея, праздник ума, таланта, дружбы!

2 ведущий: Звезды тают на небосводе,

Но вновь и вновь зажигается наша звезда

1 ведущий: Пусть отныне и всегда

Горит в вас знаний и успеха звезда!

2 ведущий: Пусть тепло ее вас согревает

Еще добрую сотню лет

1 ведущий: пусть повсюду она отражает

От сердец ваших добрый свет!

2 ведущий: Новых вам побед и самых звездных успехов!

1,2 ведущие: С праздником тебя, школа!

(Финальная песня в исп. студии «Созвучие»)

Приложения:

  1. file0.docx.. 42,3 КБ

Опубликовано: 06.09.2022


17.2.2007
Cценарий вечера. Гимназическая ассамблея «Мои первые университеты» (посвящается М.В. Ломоносову).

Гимназическая ассамблея «Мои первые университеты» (посвящается М.В. Ломоносову)

Слово «ассамблея» пришло к нам из французского языка и означает «собрание». 9 февраля 2007 года была открыта первая гимназическая ассамблея, завершившая декаду естественно-математических наук.

Три команды старшеклассников соперничали в пяти турах игры «Что? Где? Когда?». Каждый тур соответствовал определенной области знаний, в которой работал М.В. Ломоносов, и сменялся эпизодами, представляющими судьбоносные отрывки из жизни великого ученого.

Исторические костюмы и цитаты из произведений ученого воссоздавали атмосферу 18 века.

Вопросы туров и ответы на них озвучивал отдельный ведущий. Ответы команд подавались в жюри письменно, время вопроса (1 минута), ограничивалось музыкой А. Вивальди «Времена года. Весна»

Сценарий

1 ведущий. «… Слава Россов, неподражаемый бессмертный Ломоносов»

2 ведущий. Нынешнему поколению Ломоносов почти неизвестен. Ломоносов из тех гениев, которые появляются в истории народов не то чтобы раз в тысячелетие, а вообще – один только раз появляются, чтобы показать соотечественникам, что кроется в каждом из них, но и подавляется чуть ли не каждым из них. Судьба Ломоносова вместила в себя семь веков, которые были до него, и почти три века, которые были после.

1 ведущий. «Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник…, — писал А.С. Пушкин о М. Ломоносове.

Тур физика

М.В. Ломоносов «… Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденным только воображением».

1 вопрос

С 1841 г М. Ломоносов работает в Петербургской академии наук. Создаёт там хорошие физическую и химическую лаборатории. Переводит с немецкого курс физики Вольфа, ставшего первым учебником физики на русском языке. При выполнении этого перевода Ломоносов вводит в русскую речь новые термины. Мы пользуемся ими ежедневно. Попробуйте предположить, какие термины ввёл Ломоносов?

(Термометр, формула, атмосфера, барометр)

1 мин.(звуковой таймер, музыка). Если есть желающие ответить в зале, то ведущий предоставляет эту возможность. Затем объявляется правильный ответ.

2 вопрос

26 мая 1761 г. М. Ломоносов в своей домашней обсерватории наблюдает редкое астрономическое явление: прохождение Венеры по диску Солнца. Он замечает, что «… когда передний край Венеры приблизился к солнечному краю, тогда появился на краю Солнца пупырь, который тем явственнее учинился, чем ближе Венера подходила…». Это явление наблюдали многие в Европе, но только Ломоносов понял, что … Что же понял М. Ломоносов? К чему привёл успех этого наблюдения?

(М.Ломоносов понял, что Венера окружена воздушной атмосферой; он занимается усовершенствованием телескопа и мореплавательных навигационных приборов)

Первый эпизод

2 ведущий. О первых годах жизни М.В. Ломоносова имеется немного сведений, основаны они на воспоминаниях, написанных им самим. Официальной датой его рождения считается 8 (19) ноября 1711 г. Место рождения М. Ломоносова – деревня Мишанинская Холмогорского уезда Архангельской губернии.

Музыка (С. Рахманинов, 1-й концерт)

1 ведущий. Это была область сравнительно высокой технической культуры, край смелых мореходов, заплывавших вплоть до Шпицбергена. Своеобразные черты русского Севера положили свой отпечаток на интересы и стремления юного Ломоносова.

Впоследствии в своих учёных и поэтических сочинениях Ломоносов вспоминал Белое море, природу, то время, когда он был юнгой или зуйком, а потом помощником отца на европейски оснащённом паруснике-галиоте «Чайка».

Ломоносов:

Что зыблет ясный ночью луч?

Что тонкий пламень в твердь разит?

Как молния безгрозных туч

Стремиться от земли в зенит?

Как может быть, чтоб мёрзлый пар

Среди зимы рождал пожар.

2 ведущий. Михаил рано обучился грамоте и пристрастился к чтению. Грамотные местные крестьяне привезли ему книги из Москвы, из которых он особенно полюбил славянскую грамматику Милетия Смотрицкого, стихотворную Псалтирь Симеона Полоцкого и арифметику Магницкого.

1 ведущий. «Жажда знаний была сильной страстью всея души, исполненной страстей»,- сказал о Ломоносове впоследствии А.С. Пушкин.

Учащийся читает «Отрок» А.С. Пушкина

Невод рыбак расстилал на берегу студёного моря;

Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!

Иные тебя ожидают заботы:

Будешь умы умолять, будешь помощник царя!

1 ведущий. В январе 1731 г. М. Ломоносов, скрыв крестьянское происхождение и назвавшись сыном холмогорского дворянина, поступил в Славяно-греко-латинскую академию, лучшее в тогдашней России учебное заведение.

М.Ломоносов: «Малые ребята кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван лет в двадцать приехал латыни учиться…. Имея один алтын в день жалования нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку кваса, протчее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом я жил пять лет и наук не оставил».

Тур география

М. Ломоносов: «… Российского пространства света

Собрав на малы чертежи,

И грады, оною спасенны,

И села, ею же блаженны,

География, покажи».

1 вопрос

Елизавета вошла, опираясь на руку Шувалова, в окружении свиты, сразу заполнивший всю лабораторию. Несмотря на ранний час, Ломоносов был занят рисованием большой карты России, разделенной на части, окрашенные в разные цвета. Несколько таких карт уже висели на стенах. «Карты сии что обозначают?»-быстро спросила императрица. Как вы думаете, что ответил Ломоносов?

(Это экономические карты для географического департамента)

2 вопрос

До конца дней своих Михаил Ломоносов был верен русскому северу и Белому морю. Какие приборы для морского кораблевождения им были разработаны в помощь морякам?

( Самопишущий компас и механический лат)

Второй эпизод

Музыка Боккерини «Менуэт»

2 ведущий. В ноябре 1735 года в числе 12-ти лучших учеников академии Михайлу Ломоносова отрекомендовали в университет при Петербургской Академии наук, где в течение 8-ми месяцев он изучал экспериментальную физику и много занимался проблемами стихосложения.

1 ведущий. В сентябре 1736 года Ломоносов вместе с Виноградовым и Райзером направлен на учёбу в Германию в Марбург для изучения химии и горного дела. У известного немецкого учёного Христиана Вольфа Ломоносов узнаёт о корпускулярной теории и живо интересуется ею. Одновременно с сочинением по физической химии Ломоносов пишет свою первую оду «На взятие Хотина» и «Письмо о правилах российского стихотворства».

Ученик читает из оды «На взятие Хотина»

… Шумит с ручьями бор и дол:

Победа, росская победа!

Но враг, что от меня ушёл,

Боится собственного следа.

Тогда, увидев бег своих,

Луна стыдилась сраму их,

И в мрак лицо, зардевшись, скрыла.

По-русски ещё никто не писал такими стихами.

1 ведущий. Во Фрейнберге Михаил Ломоносов посещает университетские лекции по металлургии известного немецкого химика Генкеля, затем путешествует по Германии и Голландии, и в 1841 году сформировавшемся учёным возвращается в Россию, в Петербургскую Академию наук.

Тур химия

М.В. Ломоносов «… Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие. Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются перед очами нашими успехи ее прилежания».

1 вопрос

Известный немецкий химик Фридрих Генкель знакомил студентов и Ломоносова с образцами руд и основами металлургии. Но только в своей химической лаборатории М. Ломоносову удалось найти состав, рецепт которого в Германии тщательно скрывался. Что в чёрном ящике?

(Состав для получения фарфора – фарфоровая посуда)

2 вопрос

В 1756 году Ломоносов писал: «… Между разными химическими опытами, которые в журнале на 13-ти листах, деланы опыты в заплавленных накрепко стеклянных сосудах, чтобы исследовать, пребывает ли вес металла от чистого жару…». Чем знаменит и важен опыт М. Ломоносова? Ложное мнение какого славного ученого опроверг этот опыт?

(Этот опыт опроверг концепцию английского ученого Роберта Бойля и дал возможность сформулировать закон сохранения массы веществ)

Третий эпизод

(сценка Ломоносов и Рихман ставят химические опыты)

На сцене стол с приборами для химических опытов. М. Ломоносов и Рихман ставят химические опыты.

Ломоносов: Ваше благородие, намерен вам сказать, что уже трижды подавал в Академию наук предложения.

Рихман: Какое же?

Ломоносов: Об учреждении химической лаборатории. Я мог бы трудиться для пользы Отечества, но трижды получил отказ.

Происходит взрыв, дым.

Рихман: Да, науки в небрежении находятся. Нам опыты чинить надо, да помещения нет, стеклянных шаров достать нельзя. Пиши прошение в Сенат.

Рихман уходит со сцены. Ломоносов пишет прошение.

Ломоносов: (читает написанное прошение). «… Химическая лаборатория при Академии наук для исследования натуральных вещей необходима, и профессор химии без нее почти никакой пользы учинить не может, равно как профессор астрономии без обсерватории и надлежащих тому инструментов. Того ради Правительствующий Сенат всепокорнейше просим, дабы по примеру других славных Академий повелено было при Академии наук построить химическую лабораторию по приложенному при сем рисунку и оную удовольствовать нужными к тому инструментами и другими принадлежностями…». Академии наук адьюнкт Михайла Ломоносов.

Читая, уходят.

1-й ведущий: На это в 1746 году последовало указание канцелярии Академии о постройке химической лаборатории.

2-ой ведущий: К тому времени Ломоносов Высочайшим указом Елизаветы Петровны был назначен профессором химии, и стал действительным членом Российской Академии наук.

1-й ведущий: Первым, с чего начал Ломоносов работу в новой химической лаборатории, было изготовление окрашенных стёкол. Его увлечение цветным стеклом возникло под влиянием итальянских мозаик, привезённых из Рима графом М.Л. Воронцовым.

Ученого тогда поразили красота и изящество этих мозаик, выложенных из природных разноцветных камней, и он решил создать нечто подобное, но не из природных материалов, а из искусственных окрашенных стёкол.

Выходит на сцену Ломоносов

Ломоносов:

Неправо о вещах те думают, Шувалов,

Которые стекло чтут ниже минералов,

Приманчивым лучом блистающих в глазах.

Не меньше польза в нём, не меньше в нём краса.

Необходимо к пользе и славе Российской империи завесть фабрику делания мною разноцветных стёкол и из них бисеру, пронизок и стеклярусу и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего ещё поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи.

Уходит.

1-й ведущий: Стекольная фабрика Ломоносова, построенная в Усть-Рудице, в 64 верстах от Петербурга, являлась современным по тому времени предприятием. На ней применялись различные технологические приёмы обработки стекла: выдувание, вытягивание, литьё, прессование, шлифовка, полировка, гранение.

2-ой ведущий: В благодарность за учреждение Усть-Рудицкой фабрики учёный подарил Сенату мозаичный портрет Петра I.

1-й ведущий: Первой мозаичной картиной для Петропавловского собора стало «Полтавская баталия». Картина поразила всех своей красотой и размерами: её длина 6,4 метра и высота 4,8 метра.

2-ой ведущий: Всего в мастерских Ломоносова было выложено около 40 мозаичных картин.

За работы в области мозаичного искусства Болонская академия наук (Италия) в 1764 году избрала Ломоносова своим почётным членом.

Тур история и языкознание

М. Ломоносов «Открой мне бывшие, о древность, времена;

Ты разности вещей и чудных дел полна»

1 вопрос

Восторг внезапный ум пленил,

Ведёт на верх горы высокой,

Где ветр в лесах шуметь забыл,

В долине тишина глубокой.

Внимая нечто, ключ молчит,

Который завсегда журчит

И с шумом вниз стремится.

Лавровы вьются там венцы,

Там слух спешит во все концы;

Далече дым в полях курится.

«Мы были очень удивлены, — вспоминал первое чтение этой оды академик Штелин; — таким, ещё не бывалым в русском языке размером стихов…»

Определите размер этих стихов, укажите другие стихотворные размеры, предложенные М. Ломоносовым.

(Ямб; хорей, анапест, дактиль и сочетание этих размеров)

2 вопрос

Чтобы лучше понять личность Ломоносова, нужно представить себе время в котором он жил. Это была эпоха быстрых перемен. Как вы думаете, сколько императоров и императриц сменилось на троне России за неполные 54 года жизни М. Ломоносова? Попробуйте их назвать.

(Восемь; Пётр I Великий, Екатерина I, Пётр II, Анна Иоановна, Иоанн VI, Елизавета Петровна, Пётр III, Екатерина II Великая)

Четвёртый эпизод

(Елизавета и Ломоносов)

На сцену выходит Ломоносов. Елизавета сидит.

Елизавета: Здравствуй, Михайла Васильевич! Заходи, заходи, жду.

Ломоносов кланяется.

Ломоносов: Здравствуй, матушка Елизавета Петровна!

Елизавета: Хочу к тебе за помощью обратиться. Слышала, что имеешь ты склонность большую к изучению летописей, истории нашей российской. Вот об этом и хочу с тобой поговорить. Да ты садись.

Ломоносов садится.

Елизавета: Знаешь, Михайла Васильевич, что втянулись мы нынче в войну в Европе, а враги наши распространяют многочисленные пасквили, всякие небылицы о стране нашей, особо стараются Англия и Пруссия. Надо нам, чтобы вышла в Европе книга о настоящей России написанная профессором слова. Знаю, что ты давно собираешь материалы по истории Отчизны нашей. Знаю, что привлекает тебя особенно время отца нашего Петра Алексеевича. Знаю, что хотел бы ты сам продолжить дело написания истории, начатое покойным Василием Никитичем Татищевым. Но уместно нам, чтобы о России писало перо иностранца. И нет сейчас никого, кто пользовался бы большей славой и популярностью, чем Вольтер. Я уже писала ему, чтобы принимался за книгу. Он отвечает, что примется сразу с радостью (давно-де интересуется). Но просит переслать ему сведения об устройстве страны, копии документов, царских указов, дипломатических бумаг, военных донесений, писем царя Петра…. Да, впрочем, ты, Михайла Васильевич, лучше моего знаешь, что для того надо….

Для нас важно, что книга сия ознакомила Европу с историей российской, поразила всемогущей силой страны нашей.

Ломоносов: Соглашусь с тобой, матушка, ибо историческая наука должна служить на пользу своего народа и отвечать требованиям строгой правды, ибо справедливостью своей полезна.

Елизавета: Ну, ступай с Богом. Надеюсь на тебя, что не подведёшь.

Уходит со сцены Елизавета. Ломоносов садится за стол, пишет. Заканчивает писать.

Ломоносов: Нет, здесь у меня произошло смешение штилей: высокого и низкого. Не должно так быть. Низким штилем подобает токмо басни писать. Сумароков и Тредиаковский засмеют. Ну, всё, получилось.

(Откладывает листы в сторону, задумываясь)

Ломоносов:

О вы, которых ожидает

Отечества от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовёт от стран чужих,

О ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободрены

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумов Невтонов

Российская земля рождать!

Тур Ломоносов-просветитель

М.В. Ломоносов: «Науки юношей питают,

Отраду старцам подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут…»

1 вопрос

В 1743 году Ломоносов сочиняет две лучшие оды « Вечернее размышление» и «Утреннее размышление». Эти произведения – своеобразное сочетание научного и художественного творчества. Н. Гоголь сказал, что «… чистосердечная сила восторга превратила натуралиста в поэта». Впоследствии занятия стихами побудили Ломоносова заинтересоваться самим русским языком и 1747 году он пишет «Краткое руководство». Какому предмету, изучаемому в гимназии, был посвящен этот труд?

(«Краткое руководство к красноречию»,которое чаще всего называли просто «Риторика )

2 вопрос

Ломоносов задумал основать университет в Москве. Он составил проект его организации и предложил создать при университете гимназии. Ломоносов решил действовать через любимца императрицы Ивана Шувалова, слывшего за покровителя наук и искусства. Назовите дату подписания «Указа об учреждении в Москве университета».(В 2005 был юбилей этого учебного заведения)?

(25 января 1755 года)

Команды оглашают основные итоги научной деятельности ученого-энциклопедиста.

1 команда

Ломоносов создаёт теорию самосвечения комет и полярных сияний.

Ломоносов доказывает возможность Северного морского пути в Индию.

Ломоносов разрабатывает принципы новой науки – «Экономической географии».

Ломоносов составляет «Полярную карту» и классифицирует полярные льды.

Ломоносов устанавливает факт происхождения древнерусского языка от славянского.

2 команда

Ломоносов изобретает « ночезрительную трубку», предшественницу современных приборов для ночных наблюдений.

Ломоносов разрабатывает принципы новой науки – «физической химии» и элементы «математической химии»

Ломоносов создает теории стилей в русском языке и разрабатывает правила грамматики русского языка.

Ломоносов изготовил 40 мозаичных картин, создав русское мозаичное искусство.

Ломоносов опровергает норманскую теорию происхождения Древнерусского государства.

3 команда

Ломоносов создаёт учение о том, что весь мир состоит из атомов и корпускул. В 19 веке это учение было подтверждено, а корпускулы названы молекулами.

Ломоносов открывает закон сохранения массы и движения

Ломоносов разрабатывает новые стихотворные размеры

Ломоносов подготовил проект учреждения Московского университета и получил в своё заведование академическую гимназию и университет.

Ломоносов избран почётным членом Петербургской Академии художеств почётным членом Болонской (Италия) академии наук и почётным членом Шведской академии наук.

Звучит двойной концерт И.С. Баха и ученик читает стихотворение «М. Ломоносов»Н. Рыжова

Куда бежать от сплетен и доносов!

В просторных залах смрадно, как в аду!

И вот опять Михайла Ломоносов

Шумит в академическом саду.

Строптивый сын архангельских поморов,

Прямой, как ветер северной реки,

Он сохранил неукротимый норов

И песни, что певали рыбаки.

Не он ли в школе Заиконоспасской

Одной латынью голод утолял,

Молокососов укрощал указкой

И смёткою монахов удивлял?

Поднявшись вне параграфов и правил,

Везде дыханьем родины храним,

Не он ли в старом Марбурге заставил

Немецких буршей трепетать пред ним?

Не он ли дал российской музе крылья,

Нашёл слова, звучащие, как медь!

Доколе ж иноземное засилье

Придётся в Академии терпеть?

В неё вошел, достойный славы россов,

Как беломорский ветер молодой,

Крестьянский сын Михайла Ломоносов

Родившейся под северной звездой.

Жюри подводит итоги, вручает грамоты и награды.

Список литературы

1. Ломоносов М.В. Избранное.-М: Детская литература, 1981 г.-(Поэтическая библиотечка школьника)

2. Андреев-Кривич С.А. Крестьянский сын Михайло Ломоносов: Повесть. -М.: Просвещение, 1960 г.

3. «Ломоносов М.В.» -М: Школьная библиотека, 2006 г.

4. Муратов М. Юность Ломоносова- М: Детгиз, 1955 г.

5. Равич Н.А. Повесть о великом поморе. -М: Детская литература, 1969 г.

6. Сизова М. Михайло Ломоносов -М: Молодая Гвардия, 1954 г.

7. Шапира Н. Ломоносовский турнир //Литература- Первое сентября, 2006 г. № 11.


скачать документ [21.23 Kb]



Архив »»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий лихо одноглазое
  • Сценарий концерта на день села интересный необычный
  • Сценарий концерт восточного танца
  • Сценарий леди баг на день рождения девочке
  • Сценарий концерта на день пограничника