Цель: познакомить воспитанников с историей возникновения праздника Дня белорусской письменности, поговорить о культурном наследии белорусского народа и создать условия для побуждения воспитанников к самовоспитанию и саморазвитию.
«И, как святой Кирилл,
и ты не покидай Великого
служения славянам…»
Ф.Тютчев
Воспитатель:
Мы живём в стране, которая называется Республика Беларусь. Каждый человек должен знать и помнить: откуда он родом, кто его предки.
Мы – славяне! Русские, и украинцы, болгары и белорусы, чехи и поляки, сербы, хорваты и словаки – все мы славяне.
У славян есть праздник «День славянской письменности». А в нашей республике празднуется ещё и национальный праздник «День белорусской письменности».
День белорусской письменности – это символ почитания культурного и духовного наследия Беларуси.
Идея праздника – показать тесную связь белорусского печатного слова с его славянскими истоками, с историей белорусского народа.
Праздник проводится в городах, которые являются историческими центрами, с которыми связаны жизнь и деятельность известных деятелей литературы, культуры, искусства. Впервые, в 1994 году, он проходил в древнем городе Полоцке. Затем столицами праздника стали такие исторически значимые культурные центры страны, как Туров, Новогрудок, Несвиж, Орша, Пинск, Заславль, Мстиславль, Мир, Каменец, Поставы, Шклов, Борисов, Сморгонь, Хойники, Ганцевичи и Глубокое.
За свою многолетнюю историю День белорусской письменности стал по-настоящему национальным праздником, значительным событием культурной жизни страны.
Неслучайно то, что он проводится в первые дни нового учебного года. Образование, информация и культура — три отрасли, которые формируют интеллектуальную элиту нации, ее настоящее и будущее. В этот день мы отдаем дань уважения нашим предкам, которые создали фундамент белорусского образования и письменности.
Празднование Дня белорусской письменности – это показ нерушимого единства белорусского печатного слова и истории белорусского народа, его тесной связи со славянскими истоками, а также осмысление исторического пути письменности и печати в Беларуси.
Наш информационный час мы посвящаем Дню белорусской письменности, который традиционно проходит в первое воскресенье сентября.
Из родной Беларуси
Я встречаю зарю,
Всем мальчишкам девчонкам
«Добры дзень!» говорю.
Программа ежегодного праздника традиционно включает презентации книг и издательств; встречи с писателями; выставки произведений народного творчества; выступления художественных коллективов и конечно открытие разнообразных экспозиций, посвящённых книгопечатанию времен прошлых и нынешних.
А ведь белорусам есть, чем гордиться. В книгах, печатных источниках многовековой памяти, отражаются история народа, его славные дела.
Просветители белорусского народа — всемирно признанные личности. Это и Франциск Скорина, фреска с изображением которого украшает стену Падуанского университета наряду с портретами великих людей эпохи Возрождения; это и Кирилл Туровский, проповедник, оставивший нам поэтичное «Слово о премудрости»; подвижница книжного дела – святая Евфросиния Полоцкая, и Симеон Полоцкий, чье творчество ученые считают не только одним из истоков белорусской литературы, но и началом русского стихосложения и театра.
В праздник Дня белорусской письменности, проходит награждение лучших книгоиздателей года. Победители получают награды Национального конкурса «Искусство книги» и статуэтки «Золотой фолиант».
Воспитанник:
«Наш народ сохранил свою душу:
православную веру сберёг,
храм в душе утвердил – не порушил,
и другим утвердиться помог!
Мы живём посредине народов,
И с соседями всеми на «Вы»:
Такова белоруса природа,
Белорусы во всём таковы»
Воспитатель:
Давайте проведем конкурс, условное название которого — «Как ты сердцу мила, Беларусь!»
Я предлагаю нарисовать нашу Беларусь, но «нарисовать» не красками и карандашами, а словами и поэтическими строками. Называть следуют одно прилагательное, или одну стихотворную строку.
И так, начинаем по очереди составлять словесную картину. Какая наша страна, ребята? (поочередно обращаюсь к каждому игроку).
Красивая получилась картина – и это всё наша страна, наша Беларусь.
Воспитатель:
В такой замечательной стране живут прекрасные люди, которые сохраняют традиции, чтут культурное и историческое наследие. Люди работают, учатся, воспитывают детей, и сейчас мы попробуем охарактеризовать их.
Наш следующий конкурс — «Мой народ».
На первые буквы слов, составляющих название конкурса «Мой народ» необходимо написать по 2-3 прилагательных, подчёркивающих положительные качества наших соотечественников.
(раздаются карточки-заготовки для выполнения задания)
Образец карточки Варианты ответов
М — О — Й(И)- Н — А — Р — О — Д — |
мирный, мудрый, мужественный, музыкальный
отважный, одухотворённый, обстоятельный..
интересный, искренний, интеллигентный..
необыкновенный, независимый, находчивый
активный, авторитетный…
радостный, работящий, рассудительный..
объективный, одарённый, очаровательный..
домовитый, деловой, душевный, добрый
Воспитатель:
Наш следующий конкурс — «Просветители земли Белорусской».
Вопросы:
№1. Поэт-гуманист, представитель поэзии эпохи Возрождения. Образование получил в одной из местных кафедральных либо церковноприходских школ, а углублял знания в Вильно, в Польше и Италии. Как человек высокой культуры поэт получил доступ ко двору великого князя. Затем его стали привлекать для выполнения важных государственных поручений в составе посольских миссий. В Риме он пишет на латинском языке свое гениальное произведение «Песнь о зубре» ( М. Гусовский)
№2. Церковный деятель, писатель, проповедник XII века. Родился и воспитывался в богатой семье, получил прекрасное по тому времени образование. В 1161 году стал епископом. Здесь же протекала и его исключительно плодотворная деятельность. Считается крупнейшим мыслителем и оратором Киевской Руси.
Ни по объему оставленного литературного наследия, ни по популярности и авторитету, ему не было равных среди современников Причислен церковью к лику святых. (Кирилл Туровский)
№ 3. Фигура этого монаха и учёного значительна для истории. Он был приглашён воспитателем и учителем детей царя Алексея Михайловича. Нравоучительные книги, стихи, написанные в разные годы, оказали заметное влияние на белорусскую, русскую и отчасти украинскую философию и литературу. Сборник его стихов, изданный в открытой им же Верхней типографии, подлинная энциклопедия XVII века
(Симеон Полоцкий)
№4. Белорусский и восточнославянский просветитель-гуманист, писатель и переводчик, который в 1517 г. выпустил Библию в переводе на старобелорусском языке. Был первым доктором медицинских наук в Беларуси, имел степень доктора свободных наук. Он был крупнейший общественный и культурный деятель своего времени, разносторонне образованным человеком. Его книги доносят до нас великие идеи гуманизма, высокой нравственности, равенства всех людей перед Богом, свободы каждой личности (Франциск Скорина)
№5. Белорусский типограф, соратник русского печатника Ивана Фёдорова. В 1564 году вместе с ними напечатал в Москве первую русскую печатную книгу «Апостол», а в 1565 году — второе издание «Часовника». После вынужденного отъезда из Москвы ими была организована новая типография в литовском городе Заблудове, в имении гетмана Г.А. Ходкевича, где в 1568-1569 годы было напечатано «Учительное евангелие». В 1569 году уехал в Вильно и основал там типографию на средства купцов Мамоничей. В 1574-1575 годы им здесь было напечатано «Четвероевангелие». В 1576 году закончил печатание «Псалтыри». В том же году порвал отношения с Мамоничами, перебрался на Волынь, в имение князей Острожских
(Пётр Мстиславец)
№6. Он продолжил гуманистические и культурно-просветительские традиции Великого княжества Литовского, заложенные Ф. Скориной, был лично и идейно связан с Симоном Будным, разделял его общественно-политические и религиозные взгляды. В 1570 – е. годы на свои средства организовал типографию с намерением издавать книги на западнорусском языке (другие названия — русинский, старобелорусский, староукраинский). У него была хорошая библиотека, необходимая для издательской деятельности. Решившись напечатать Евангелие на двух языках — церковнославянском и западнорусском, он начал тяжелую и сложную по тем временам работу по его переводу (В.Тяпинский)
№7. «И так любила она учиться, что удивляла даже отца своего такой любовью к науке…»
Она тайком ушла в монастырь, и приняла монашеский постриг. Спросив разрешения епископа, перебралась в церковь Святой Софии. Поселившись там, молодая инокиня всецело посвятила себя служению слову – списыванию книг.
С утра до вечера, а то и ночью при свете свечи горбилась она над столом, аккуратно выводя на пергаменте буквы. На списывание одной книги уходили многие месяцы. Занималась она и переводами с греческого языка, который хорошо знала. (Евфросиния Полоцкая)
Воспитатель:
Следующий конкурс — «Люди. События. Факты».
Задания:
Описание задания |
Ответ |
Отгадайте шараду: Го – частица первая моя, другая – есть на реке и в море, А вместе я – известный белорусский город |
Гомель |
Назовите известные народные зимние праздники |
Рождество, Коляды, Масленица |
Какие города уже дважды встречали у себя день белорусской письменности? |
Полоцк и Туров |
Вставьте пропущенное слово: «Не тот патриот, кто кулаком в грудь себя бьёт, а тот, кто свою жизнь …….отдаёт» |
Родине |
О чем эти строки: “І льняная і жытнёвая. Сялянская. Баравая ў казачнай красе. Старажытная. Ты самая славянская. Светлая, як травы ў расе. ..” |
«Беларуская мова» |
Скорина хотел сделать книги более понятными для людей и делал на их картины или рисунки, полученные путём оттиска с клише. Как называется такая картина? |
Гравюра |
Поставив буквы в определенном порядке, вы получите слово, которое связано с темой нашего праздника: Н О Ь И М П Т С Н Е Ь С |
Письменность |
Воспитатель:
А сейчас мы посмотрим видеофильм «Франциск Скорина — тайны великого просветителя. Гении и злодеи»
Воспитатель:
За время своего существования День белорусской письменности стал по-настоящему национальным праздником, значительным событием культурной жизни страны. Он дает прекрасную возможность показать богатство культурного наследия Синеокой. Благодаря этому мы приобщаем жителей страны, в первую очередь молодежь, к литературе, знакомим их с поэтами и писателями, которые ушли из жизни, но внесли огромный вклад в культурную жизнь региона, страны в целом, представляем современных драматургов и литераторов.
Этот праздник призван повышать престиж письменности как основы многовековой культуры, усиливать ее роль и значение в духовной жизни общества, а также отдать дань глубокого уважения великим белорусским просветителям.
Предложите, как улучшить StudyLib
(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте
другую форму
)
Ваш е-мэйл
Заполните, если хотите получить ответ
Оцените наш проект
1
2
3
4
5
ДЗЕНЬ БЕЛАРУСКАГА
П i сьменства
Гэты дзень з’яўляецца Нацыянальным святам Рэспублікі
Беларусь і праводзіцца штогод у першую нядзелю верасня.
Свята прадугледжвае паказ непарушнага адзінства беларускага
друкаванага слова з гісторыяй беларускага народа, яго цеснай
сувязі са славянскімі вытокамі.
Каля 5 тысяч гадоў таму назад чалавецтва стварыла адно
з самых важных вынаходстваў
пісьменства
спосаб
перадаваць звесткі праз прастору і час.
Яшчэ ў каменным веку людзі спрабавалі перадаваць звесткі з
дапамогай малюнкаў, так званых піктаграфій. Але каб
намаляваныя, высечаныя на камянях альбо іншыя рэчавыя
звесткі можна было заўсёды правільна і аднолькава разумець,
трэба было дамовіцца пра агульнапрызнанае значэнне ўмоўных
знакаў. Такі агульнапрызнаны набор умоўных графічных знакаў
для слоў мовы называецца пісьмом або пісьменствам.
Пераход ад выпадковых запісаўмалюнкаў да ўпарадкаванага
ідэаграфічнага пісьма, знакі якога перадавалі б цэлыя словы ці
завершаныя думкі, абумоўлены ўтварэннем дзяржавы, якой
патрэбна была пісьмовая дакументацыя. Ідэаграфічная сістэма
пісьма (іерогліфы) здольная была абслугоўваць усе сферы
тагачаснага эканамічнага і культурнага жыцця дзяржаў. Але
гэтая сістэма пісьма не адпавядала фанетыцы мовы, мела
вялікую колькасць знакаў. Таму ў 2м тысячагоддзі да н.э.
пачало фармавацца складовае пісьмо з меншай колькасцю знакаў. Найбольш зручнае пісьмо літарнагукавое, у якім пры
дапамозе знакаў перадаецца гукавы склад мовы. Яно больш
простае, з меншай колькасцю знакаў і лёгка перадае
граматычныя формы слоў.
У сярэдзіне 2га тысячагоддзя да н.э. фінікійцы вынайшлі
спрошчанае пісьмо, якое складалася з 22 знакаў. Кожны знак у
ім абазначаў пэўны зычны гук; словы не аддзяляліся адно ад
аднаго. Паступова тэкст пачалі падзяляць на словы, літарамі
пазначаць і пэўныя галосныя. Знакі
фінікійскага пісьма
ўспрынялі суседнія народы, а ў 98 ст. да н.э. грэкі. Менавіта
перадаваць галосныя гукі. Так узнік першы
грэкі пачалі
сапраўдны алфавіт, або азбука. Ад грэчаскага пісьма паходзяць
лацінскі алфавіт і кірыліца з дадаткам некаторых новых
літар для гукаў, якія адсутнічалі ў грэчаскай мове.
Выдатным дасягненнем старабеларускай графікі было
стварэнне Ф.Скарынам друкарскага варыянта алфавіта
стаў узорам для іншых усходнеславянскіх друкароў. Вялікае
друкарскага варыянта алфавіта, які
значэнне ў развіцці расейскага пісьма мела Пятроўская
рэформа 17081710 гадоў, у выніку якой быў створаны
грамадзянскі шрыфт.
Пад яго ўплывам пазней змяніліся
беларуская і ўкраінская пісьмовыя сістэмы.
Стварэнне славянскай азбукі звязваюць з імёнамі
візантыйскіх місіянераў Кірылы (каля 827869) і яго брата
Мяфодзія (815885). У 862 годзе ў Канстанцінопаль прыбылі
паслы князя Расціслава, які прасіў накіраваць у Маравію
прапаведнікаў для ўсталявання там хрысціянскай рэлігіі на
зразумелай народу мове. У хуткім часе Кірыла, які валодаў
некалькімі мовамі і мясцовым славянскім дыялектам, стварыў славянскую азбуку з 38 літар. Частка літар была запазычана з
грэчаскага алфавіта, а некаторыя былі спецыяльна прыдуманы
для перадачы гукаў славянскіх моў. Кірыла пераклаў Евангелле і
іншыя царкоўныя кнігі.
Пасля 894 г., калі славянскую мову абвясцілі афіцыйнай
мовай царквы і дзяржавы, у Балгарыі пачалі адзначаць Дзень
славянскага пісьменства. Верагодна, напачатку гэта было
выключна царкоўнае свята, пазней яно стала ўсенародным.
Міжнароднае свята славянскага пісьменства і славянскіх культур
у 1986 г. адбылося ў Маскве, у 1989 у Кіеве, у 1990 у
цы. З 1994 у Беларусі шырока адзначаецца свята
Вязын
беларускага пісьменства і друку.
Традыцыйна свята праводзіцца ў гарадах, звязаных з імёнамі
беларускіх асветнікаў і першадрукароў, пра якіх мы зараз вам
нагадаем.
Ефрасіння Полацкая
(свецкае имя Прадслава),
(1102 г., не паздней 11041173 гг.)
Князёўна,
полацкага
манастыра Святога Спаса, асветніца
ігумення
перыяду Кіеўскай Русі, першая жанчына,
кананізаваная праваслаўнай царквой у святыя. Дачка князя
Георгія Усяслававіча, унучка полацкага князя Усяслава
Чарадзея. Не жадаючы выходзіць замуж, пастрыглася ў манашкі.
Займалася перапісваннем царкоўных кніг і пісала таксама
летапісныя і арыгінальныя творы. На сродкі Ефрасінні ў
Полацку былі ўзведзены дзве царквы. Яна ж заснавала
мужчынскі і жаночы манастыры, што сталі значнымі асяродкамі культуры ў Полацкім княстве. Па яе заказу ў 1161 г. майстрам
Лазарам Богшам выраблены крыж, які атрымаў назву крыжа
Ефрасінні Полацкай.
Кірыла Тураўскі
(каля 1130 пасля 1184 гг.)
Нарадзіўся каля 1130 г. у Тураве, там
жа атрымаў і адукацыю. Тураў у той час
быў магутным асяродкам культуры, у якім
былі школы пры манастырах, дзе вывучалі
мовы, чыталі кнігі, знаёмілі вучняў з
рыторыкай. Дасягнуўшы паўналецця, стаў
святаром. Пачаў пісаць малітвы, творы пра манахаў. На схіле
веку Кірыла Тураўскі пакінуў епіскапскую кафедру і пайшоў у
Барысаглебскі манастыр, дзе працягваў пісьменніцкую дзейнасць
да апошніх дзён сваего жыцця.
Памёр ён пасля 1184 г. Хаця пра Тураўскага Залатаслова
(так звалі яго сучаснікі) вядома няшмат, але да нас дайшла
незвычайна вялікая колькасць яго пропаведзяў, малітваў
павучанняў, канонаў. Яны перапісваліся на працягу XIIІ XVII
стагоддзяў і такім чынам захаваліся. Вялікі гуманіст
старажытнасці К. Тураўскі сімвал таленту, узнёсласці,
паэтычнасці нашага народа, яркае сведчанне глыбіні каранёў
нашай культуры. Мікола Гусоўскі
(каля 14701533 гг.)
Паэтгуманіст
і
асветнік эпохі
Адраджэння. Паходзіў з сям’і паляўнічага.
Атрымаў адукацыю на Беларусі, у далейшым
паглыбляючы веды ў Вільні, Польшчі і Італіі.
У 1518 г. трапіў у Рым, дзе ў 1522 г. стварыў свой лепшы твор
«Песню пра зубра», прасякнуты любоўю да роднай зямлі,
трывогай за яе лёс і гонарам за слаўнае мінулае Вялікага
Княства Літоўскага. «Песня пра зубра», як і іншыя творы
Гусоўскага, напісаны на лаціне мове пісьменства тагачаснай
Еўропы. Аднак творчасць яго аказала значны ўплыў не толькі на
лацінамоўную літаратуру, але і на развіццё такіх жанраў ва
ўсходняй Еўропе, як ліраэпічная, гістарычная і сатырычная
паэма, эпіграма, элегія.
Францыск Скарына
(каля 14901551 гг.)
Беларускі і ўсходнеславянскі асветнік
гуманіст, першадрукар, вучоны, пісьменнік,
перакладчык, мастак эпохі Адраджэння.
Нарадзіўся ў сям’і полацкага купца. У 1506 г.
скончыў Кракаўскі (Ягелонскі) універсітэт,
дзе атрымаў вучоную ступень бакалаўра філасофіі. У 1512 г. у
Падуанскім універсітэце атрымаў вучоную ступень доктара
медыцыны. У заснаванай у Празе друкарні ў 151719 гг.
упершыню выдаў на царкоўнаславянскай мове ў беларускай
рэдакцыі 23 кнігі «Бібліі…». Каля 1520 г. ім была заснавана друкарня ў Вільні, дзе каля 1522 і 1525 гг. былі выдадзены
«Малая падарожная кніжыца» і «Апостал».
Творчасць Скарыны ў значнай ступені абумовіла спецыфіку
беларускай культуры XVI XVII ст., спрыяла пашырэнню
кнігадрукавання.
Сымон Будны
(1530 1593 гг.)
Гуманіст, асветнік, рэлігійны рэфар
матар, філосаф, кнігавыдаўца. Паходзіў з
сям’і дробнага шляхціча. Быў адным з самых
адукаваных людзей свайго часу. Скончыў
Кракаўскі універсітэт. У 1562 г. з нясвіжскай
друкарні выйшла кніга Сымона Буднага
«Катэхізіс», якая з’явілася першым друкаваным выданнем на
землях сучаснай Беларусі. Напісаны і выдадзены «Катэхізіс» на
старабеларускай мове.
У помніках кніжнага пісьменства Беларусі
адлюстраваны шматвяковая гісторыя беларускага народа і
яго ўклад у сусветную культурную спадчыну.
В Республике Беларусь, когда-то входившей в состав Советского Союза, существуют различные праздники, направленные на поддержание исторических традиций. Один из них — это День белорусской письменности. За годы своего существования он превратился в событие национального масштаба, отмечаемое не только в столице государства, но и на всей его территории.
Историческое значение
Дню письменности в Белоруссии отводится очень важное значение. Его основной посыл заключается в сохранении национального печатного слова и его связи с историей народа, славянскими корнями, а также осознании исторического пути письма и печати.
Белорусская письменность отличается весьма богатыми традициями, сохранёнными на протяжении многих веков. Книги, стихи, рассуждения мыслителей наглядно отражают историю белорусов и их славные поступки.
Немало людей рассказывали об этой стране. Многие из них сегодня признаны фигурами мировой величины, получившими достойное признание. Среди них:
- Франциск Скорина. Восточнославянский первопечатник, писатель, общественный деятель, чьё изображение присутствует на стене старейшего итальянского университета в Падуе рядом с портретами великих личностей эпохи Возрождения.
- Кирилл Туровский. Православный богослов, церковный деятель, писатель. Его произведения, среди которых «Слово о премудрости», получили широкое признание современников и потомков.
- Евфросиния Полоцкая. Инокиня, просвещавшая период Полоцкого княжества.
- Симеон Полоцкий. Драматург, переводчик, писатель, богослов. По оценкам экспертов, его творчество не просто является истоком литературы в Белоруссии, но и служит началом русской поэзии и театральной деятельности.
Впервые мероприятия, приуроченные ко Дню письменности, прошли в 1994 году в Полоцке — городе, расположенном в Витебской области на обоих берегах Западной Двины в том месте, где в неё впадает Полота. В последующие годы центрами массовых празднеств становились другие города, считающиеся историческими центрами книгопечатания и литературы (Туров, Несвиж, Борисов, Каменец, Рогачёв и многие другие).
В 2017 году праздник совпал с очень важной для Белоруссии датой — пятисотлетним юбилеем книгопечатания. В связи с этим главным местом его проведения вновь стал Полоцк, считающийся малой родиной Франциска Скорины.
Независимо от места празднования День белорусской письменности традиционно собирает огромное количество народа.
В нём принимают участие лица, занимающие высшие должности в Республике, руководители министерств, деятели литературы, искусства, культуры, сотрудники СМИ, делегации из-за границы, представители посольств, имеющие белорусскую аккредитацию.
Традиции празднования
Вот уже более двух десятилетий подряд в первые сентябрьские выходные организуется День белорусской письменности. Сценарий мероприятия отражает все знаковые события и достижения, произошедшие в литературе, истории, книгопечатании, просветительской деятельности и многих других сферах жизни страны.
По свои масштабам это событие давно приобрело статус массового и стало одним из важных мероприятий, которое направлено на налаживание культурного сотрудничества с другими странами. При всём этом День письменности сумел сохранить своеобразную камерность, местечковость и внимание к историческим корням.
Города, которые в те или иные годы становятся центрами празднования, заранее тщательно готовятся к этому. Ремонтируют и восстанавливают школы, больницы, улицы, объекты социальной и культурной сферы. Жители получают возможность встретиться и пообщаться со знаменитостями, официальными лицами, учёными, деятелями культуры и кино.
Праздник 1994 года, приуроченный к первому Дню письменности, прошёл сразу в нескольких городах — Полоцке, Минске и Островце.
В дальнейшем он был ознаменован памятными событиями:
- 1995 г. В Туров была передана копия древнего Евангелия, прошёл фольклорный фестиваль.
- 1996 г. В городе Новогрудок в камне была увековечена память об основателе монастыря Елисее Лавришевском. Стартовали реставрационные работы в поместье, где проживал Адам Мицкевич.
- 1997 г. Несвиж стал центром празднований, приуроченных к 480-летию книгопечатания в Белоруссии. Была собрана особая библиотека, состоящая из книг, принесённых детьми. Праздничные мероприятия в этот год затронули практически всю страну и продолжались целую неделю.
- 1998 г. Считается особенным, поскольку именно тогда событие приобрело официальный статус. В городе Орша установили специальный знак, посвящённый основателю Кутеинской типографии Спиридону Соболю. Также появилась уменьшенная копия оригинального памятника письменности с крестом и обращением к богу.
- 1999 г. Празднования сосредоточились с Пинске, где прошёл выездной конкурс частушек, трансформировавшийся в танцевальный конкурс.
В разные годы мероприятия организовывали также в Заславле, Мстиславле, Минске, Каменце, Шклове, Борисове.
Юбилей в Иваново
Юбилейные двадцать пятые торжества, посвящённые празднованию Дня письменности в Белоруссии, состоялись в городе Иваново, находящемся в Брестской области. Главной темой была тема малой родины.
Программа торжества включала в себя свыше восьми десятков различных мероприятий. Для их проведения было отведено два дня. Первая часть юбилея прошла 1 сентября. Началом послужила торжественная линейка в средней школе № 4 в честь Дня знаний и нового учебного года.
В этот же день состоялось открытие фестиваля прессы и книги, объединившим выставочные павильоны, экспозиции белорусских печатных изданий федерального и регионального уровня, а также многочисленные книжные площадки.
В рамках этого крупного фестиваля прошли встречи с литераторами, работниками СМИ. Гости получили уникальную возможность побывать на презентациях издательств и книжных новинок, посмотреть, как выступают артисты и фольклорные группы, оценить конкурсные выступления юных чтецов.
В первый день торжеств были организованы мероприятия, связанные с 400-летием первого «Букваря», который был издан именно в Белоруссии.
Вторая часть юбилея, прошедшая второго сентября, включала в себя торжественную церемонию на главной площадке в городском парке Иваново. Значимым событием стало открытие памятного знака в честь юбилейного двадцать пятого празднования. Он представляет собой солнечные часы и перо, закреплённое в чаше из мрамора — символ рукописей, ставших прототипами современных печатных текстов.
Важным этапом второго юбилейного дня стало вручение наград лучшим участникам Национальной премии по литературе.
Юбилейные мероприятия завершились грандиозным концертом, в котором приняли участие знаменитые певцы Белоруссии.
По традиции во время Дня письменности проходит республиканская экспедиция, имеющая научно-просветительское значение. Праздник в Иваново не стал исключением. В шествии участвовали представители духовенства, а также научная и творческая интеллигенция.
Чтобы отметить факт празднования юбилея, по указанию Министерства связи Республики был выпущен конверт с необычной маркой.
На ней изображены книги, свитки, свечи, часы и чернильницы. Слева можно увидеть ивановскую площадь. На конверте имеется эмблема праздника и городской герб.
Мероприятия в Слониме
Согласно Указу президента № 157, вступившему в силу в марте 1998 года, праздник в честь Дня белорусской письменности является ежегодным. В 2019 году он пройдёт в двадцать шестой раз в Слониме — городе с древней историей, расположенном в Гродненской области в месте соединения рек Исса и Щара. Торжественные мероприятия назначены на первое воскресенье сентября.
В рамках программы запланированы традиционные встречи с писателями, знакомство с новыми произведениями, поздравление победителей различных литературных конкурсов.
Также состоится музыкальная часть, в которой примут участие различные коллективы и знаменитые люди.
«Своя игра»
по теме «Письменность на земле белорусской»
Цель: — воспитывать чувства любви и уважения к Родине, к ее прошлому наследию.
Задачи: — помочь ученикам расширить свои познания в истории своей страны;
— учить вырабатывать собственную тактику принятия решений и способность видеть за отдельным фактом явление жизни;
— развивать эмоциональную сферу ребенка.
Описание игры: в ней принимают участие три команды произвольной численности. Право ответа принадлежит команде, первой поднявшей табличку со своим названием. В случае верного ответа на счет команды поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда получает право выбора следующего вопроса. Если дан неправильный ответ, та же сумма со счета команды снимается и право ответить на этот вопрос переходит к другим командам.
Закончив игру по основной сетке, команды отвечают на финальный вопрос с произвольной ставкой, размеры которой могут колебаться от одного балла до всей суммы, имеющейся на данный момент у каждой из трех команд. Команда, на счету которой по результатам предыдущего раунда ноль баллов или отрицательный результат, на этом этапе выбывает из игры.
Оставшиеся команды делают свои ставки «вслепую», зная только тему финального вопроса, но не зная ни его содержания, ни ставки соперников. Когда ведущий прочитает этот вопрос, команды после 30-секундного обсуждения отвечают на него в письменном виде. В случае правильного ответа они получают сумму, поставленную ими на кон; если ответ неверный — та же сумма снимается с их счета.
В игре встречаются следующие подраунды:
«КОТ В МЕШКЕ»: эти вопросы должны быть переданы любой другой команде.
«СВОЯ ИГРА»: стоимость вопроса может быть увеличена в пределах всей суммы баллов, которой на данный момент располагает команда. Соперники могут «выкупить» право ответа на этот вопрос, поставив на кон большее количество баллов. Право ответа на этот вопрос принадлежит только выигравшей торги команде. Если одна из команд идет «ва-банк», т.е. ставит на кон всю имеющуюся на их счету сумму баллов, другие участники могут перекупить вопрос только своим «ва-банком», если сумма баллов у них больше. В этом случае при неправильном ответе на счету команды остается ноль баллов, если же она отвечает на него верно, сумма баллов удваивается.
Ход игры:
Тема «КНИГИ»
10 баллов. Именно эта первая напечатанная книга Ф. Скарыны увидела свет в золотой Праге 6 августа 1517 г. (Ответ: «Библия»).
20 баллов. Именно эти книги Карамзин называл «священными книгами народов». (Ответ: исторические).
30 баллов. РАУНД «СВОЯ ИГРА». Впервые эта книга увидела свет в 1679 г., издана Симионом Полоцким для восьмилетнего мальчика, будущего российского императора Петра 1. ( Ответ:«Букварь языка словенского).
40 баллов. Именно этому монаху, ученому-книжнику, за красноречие прозванному Златоустом, автору многочисленных «Притч» , «Молитв», некоторые из исследователей приписывают авторство «Слово о полку Игоревом»». (Ответ: Кирило Туровский).
50 баллов. Эта книга изданная Казимиром Семяновичем в 1650 г. , уроженцем ВКЛ, умела успех во всей Европе. Ее переводили на французский, затем немецкий и английский языки. Книга стала учебником для артиллеристов. Имелась даже в библиотеке Петра 1.
(Ответ: Великое искусство артилерии).
Тема «МЫСЛИ ВЕЛИКИХ»
10 баллов. РАУНД «СВОЯ ИГРА»
«Понеже от прирожения звери, ходящие в пустыни, знають ямы своя, птици, летающие по воздуху, ведаюць гнезда своя; рибы, плавающие по морю и в реках, чують виры своя; …- тако ж люди, и где зродилися и ускормлены суть по бозе, к тому месту великую ласку имають» Кому принадлежат эти слова? (Ответ: Ф. Скарина.).
20 баллов. Лев Сапега известный политический деятель ВКЛ, с гордостью выделял: «Не чужой якой моваю, але сваей уласнай правы писаныя маем». Более того, в одном из государственных документов ,утверждалась государственность старобелорусского языка, что это за документ? (Ответ: Статут 1588г.)
30 баллов. «Что будет, когда отец надумает отдать меня замуж?… Что же учинили наши роды, которые были до нас? Женились и выходили замуж и княжили, но не вечна жили, жизнь их проплыла и погибла их слава, будто прах…» Кому принадлежат эти слова? (Ответ: Ефрасиньи Полоцкой).
40 баллов. Ефрасинья Полоцкая учила сестер своих: «старых учила терпению, юных – душевной чистоте и телесному успокоению, голосу тихому, слову доброму, к старшим – покорность, к ровным и младшим — … Что? (Ответ: любовь чистосердечная).
50 баллов. Этот великий Западноевропейский реформатор церкви утверждал: «Если мне скажут, что завтра наступит конец света, то еще сегодня я посадил бы дерево». (Ответ: Мартин Лютер).
Тема «История письменности».
10 баллов. Какая страна считается родиной славянской азбуки в письменности? (Ответ: Болгария)
20 баллов. Приблизительно в 9 в. до н.э. греки позаимствовали литерное письмо в одной из древнейших стран. А затем в разное время на основе уже греческого алфавита сложились латинский и кириллица. Назовите древнейшую страну. (Ответ: Финикия).
30 баллов. КОТ В МЕШКЕ. Тема «ИСЛАМ»
Именно это вспоминают мусульмане, перебирая нитки четок с 33, 66 или 99 бусинами. (Ответ: имена Аллаха).
40 баллов. В 10-13 веках книги переписывались. Рукописи писались чернилами, которые изготовлялись из отвара дубовой или ольховой коры, железной ржавчины, вишневого клея. Готовый текст посыпали песком, чтобы чернила быстрее высыхали. Писали в основном гусиными перьями. А на чем же писалась книга? (Ответ: пергамент).
50 баллов. Каждая буква писалась отдельно, пряма и без наклона. Буквы были как будто вставлены в редок. Текст на слова не делился. Как называлось такое письмо ?
(Ответ: «Устав»).
Тема «Пионеры».
10 баллов. Именно этот Киевский князь учредил на Руси первые школы для обучения грамоте, чтобы иметь возможность подготовить своих русских священников. Но больше всего он прославился тем, что по его приказу многие люди приняли христианскую веру. (Ответ: Владимир).
20 баллов. Одним из наиболее древних памятников письменности восточных славян является надпись на свинцовой печати конца Х века, которая привешивалась на шнурок к письменному документу. Печатка принадлежала полоцкому князю, который первым из восточнославянских князей назван в летописи как книжник и асветник. Как его имя? (Ответ: Изяслав).
30 баллов. РАУНД «СВОЯ ИГРА».Она стала первой из женщин среди восточных славян, которую и православная и католическая церковь объявила святой. Кто она? (Ответ: Ефрасинья Полоцкая).
40 баллов. Она осталась известной в истории как княжна с тремя именами и одна из первых среди восточных славян монашек. История жизни княжны с именами Горислава, Анастасия и… стала символом любви, верности и долга. Назовите третье имя. (Ответ: Рагнеда).
50 баллов. КОТ В МЕШКЕ. Тема «Возраст». С какого возраста девочку в 12 веке у восточных славян начинали считать невестой? (Ответ: 12 лет).
Тема «Деятельность первых белорусских просветителей».
10 баллов. Родился он в Полесье, в древнем городе, был сыном богатых родителей, но невзлюбил он богатство и славу этого мира. Больше всего любил учения божественных книг и , хорошо выучив Святые писания, пошел в монастырь и сделался монахом. В 1993 году в Турове на Замковой горе был открыт ему памятник. Кто же он? (Ответ: Кирила Туровский)
20 баллов. Пользовался Кирила Туровский среди монахов большим уважением. Но душа требовала больше подвигов. Он решил стать «столпником». Что это значит? (Ответ: замуроваться в монастырских стенах и жить изолированно от других людей).
30 баллов. На склоне лет Ефрасинья решила совершить религиозный подвиг. В чем он заключался? (Ответ: отправилась в далекое путешествие в Иерусалим).
40 баллов.
Строительство этой церкви Ефрасиньей Полоцкой являлось значительным событием древнего восточнославянского строительства. Это единственный на Беларуси храм, где почти целиком сохранились фрески. И в этой же церкви находятся мощи Ефрасиньи Полоцкой. Как называется эта церковь?. (Ответ: Спаса-Ефрасиньевская церковь)
50 баллов. Ее дед «трижды одерживал победу, открывал ворота Новгорода, разбил славу сыновей Ярослава Мудрого, скакал оборотнем по Немиге», ее прапрабабка – известная Рагнеда. В женском монастыре она получила имя Ефрасиньи, а какое же ее настоящее имя, мирское? (Ответ: Прадслава).
Тема «Франциск Скарина»
10 баллов. КОТ В МЕШКЕ. Тема «Летописание». Самым ценным источником наших знаний о жизни восточных славян является летопись, автором которой является монах Киева-Печерского монастыря Нестор. Как называется эта летопись? ( Ответ: Повесть минувших часов).
20 баллов. Почему Скарину называют дважды доктором наук? (Ответ: доктор медицины, доктор вольных наук).
30 баллов. Гуманист Скарина оставил нам свою моральную заповедь: «… то чинити иным всем, что самому любо ест от иных всех, и того не чинити иным, чего сам не хощеши от иных имети…» Что такое мораль? (Ответ: свод норм и правил поведения людей).
40 баллов. Просветитель Ф. Скарина, предстает человеком, который содействовал распространению письменности, знаний. Какие две книги выдал он в столице ВКЛ? (Ответ: Малая падарожная книга, Апостал).
50 баллов.
В чем особенность выданной Ф. Скариной «Библии»? (гравюры, партрет, герб, тексты от самого автора.
Тема « Они твоя гордость , Беларусь».
10 баллов.
Эта поэма была издана в 1523 г. в краковской типографии, благодаря помощи матери Жигимонта 2 Августа — Боны Сфорцы. Автор поэмы , был приглашен в Рим и по просьбе римского папы пишет ее на латинском языке. Эта поэма стала настоящим «гимном Отчизны». Что за поэма и кто ее автор? (Ответ: Микола Гусовский).
20 баллов. Он являлся воспитателем детей Московского царя Алексея Михайловича, и может быть даже Петра 1 . По его инициативе было создано первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия. По его произведению «Рифмологион или стихослов» студент этой академии М. Ломоносов впервые знакомится с стихосложением. Кто это? (Ответ: Семион Полоцкий – Самуил Емельянович Петровский-Ситниянович)).
30 баллов. В 1562 г. в Несвиже была издана книга «Катехизис» (символ веры), которая являлась первой напечатанной на белорусском языке книгой на земле современной Белоруссии. Кто ее автор? (Симон Будны).
40 баллов. Он один из самых известных представителей магнатского рода. Вошел в историю как великий государственный, религиозный деятель, меценат науки и культуры. Благодаря этой особе были открыты друкарни в Несвиже, в Бресте, под его опекой работали известные церковные деятели, писатели, поэты и композиторы, в частности Симон Будны). Был родственником короля Жигимонта Августа, так как его двоюродная сестра была женой короля. (Ответ: Николай Радивил Чорный).
50 баллов. Полацкий шляхциц, имеющий земли в местечке Тяпине, являлся пламенным пропагандистом сохранения белорусского языка в ВКЛ как государственного. В изданном им на старобелорусском языке «Евангелие» он выделял, что народ белорусский имеет давние и богатые исторические и культурные традиции. Книгоиздатель призывал духовенство, магнатов не использовать «польские или другие письма», а развивать образование на родном языке». Кто это? ( Ответ: Василий Тяпинский)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ РАУНД «СВОЯ ИГРА». Тема «Великие мастера»
Он жил в 12 веке, его имя известно всем образованным людям. Он выполнил одну великую просьбу одной великой женщины. Его работа стала святыней. Была утеряна на долгие годы, и восстановлена в наши дни. (Ответ: Лазар Богша).
Подводятся итоги. Награждение победителей.
1
2
День белорусской письменности является национальным праздником и отмечается ежегодно в первое воскресенье сентября в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» Традиционно праздник проводится в городах, являющихся историческими центрами культуры, науки, литературы и книгопечатания.
3
4
Концепция праздника Концепция праздника предусматривает показ единства белорусского печатного слова с историей и культурой белорусского народа, отражение исторического пути письменности и печати в Беларуси.
5
Программа ежегодного праздника традиционно включает презентации книг и издательств; встречи с писателями; выставки произведений народного творчества; выступления художественных коллективов и конечно открытие разнообразных экспозиций, посвящённых книгопечатанию времен прошлых и нынешних. Каждый год в День письменности устраивают специальную экспедицию, которая называется «Дорога к Святыням с Благодатным Огнем от Гроба Господнего». Эта экспедиция проходит по разным местам, но обязательно – от столицы до города, где будут отмечать праздник.
6
Также по традиции на Дне белорусской письменности проходит награждение победителей конкурса на лучшие литературные произведения года, научно- практическая конференция и ряд других мероприятий. Отмечая День письменности, белорусы отдают дань уважения всем, кто внес лепту в развитие отечественной культуры.
7
Белорусам есть, чем гордиться. В книгах, печатных источниках многовековой памяти, отражаются история народа, его славные дела. Просветители белорусского народа всемирно признанные личности
8
— Это и ФРАНЦИСК СКОРИНА, фреска с изображением которого украшает стену падуанского университета наряду с портретами великих людей эпохи возрождения. Белорусский и восточнославянский просветитель- гуманист, писатель и переводчик, который в 1517 г. Выпустил библию в переводе на старобелорусском языке. Был первым доктором медицинских наук в Беларуси, имел степень доктора свободных наук. Он был крупнейший общественный и культурный деятель своего времени, разносторонне образованным человеком. Его книги доносят до нас великие идеи гуманизма, высокой нравственности, равенства всех людей перед богом, свободы каждой личности.
9
— Это и Кирилл Туровский, проповедник XII века, оставивший нам поэтичное «Слово о премудрости»; Церковный деятель, писатель. Родился и воспитывался в богатой семье, получил прекрасное по тому времени образование. В 1161 году стал епископом. Здесь же протекала и его исключительно плодотворная деятельность. Считается крупнейшим мыслителем и оратором Киевской Руси. Ни по объему оставленного литературного наследия, ни по популярности и авторитету, ему не было равных среди современников. Причислен церковью к лику святых.
10
— Это Симеон Полоцкий, чье творчество ученые считают не только одним из истоков белорусской литературы, но и началом русского стихосложения и театра. Фигура этого монаха и учёного значительна для истории. Он был приглашён воспитателем и учителем детей царя Алексея Михайловича. Нравоучительные книги, стихи, написанные в разные годы, оказали заметное влияние на белорусскую, русскую и отчасти украинскую философию и литературу. Сборник его стихов, изданный в открытой им же Верхней типографии, подлинная энциклопедия XVII века
11
— Это и Микола Гусовский. Поэт-гуманист, представитель поэзии эпохи Возрождения. Образование получил в одной из местных кафедральных либо церковноприходских школ, а углублял знания в Вильно, в Польше и Италии. Как человек высокой культуры поэт получил доступ ко двору великого князя. Затем его стали привлекать для выполнения важных государственных поручений в составе посольских миссий. В Риме он пишет на латинском языке свое гениальное произведение «Песнь о зубре».
12
— Это подвижница книжного дела святая Евфросиния Полоцкая и Сымон Будный, который издал первую книгу на старобелорусском языке на территории современной Беларуси издал («Катехизис», 1562; Несвиж).
13
В 2013 г. в г. Быхове Могилевской области состоялся уже двадцатый по счету – юбилейный праздник. Именно с Быховской землей связана история создания одного из самых значимых памятников белорусского летописания начала XVII в. – Баркулабовской летописи, которая хронологически охватывает период с 1545 по 1608 гг. и повествует об истории Восточной Беларуси, белорусской культуре и исторических личностях, повседневной жизни простых людей Беларуси.
14
Белорусский язык – язык коренного населения РБ. В XIV-XVII вв. язык белорусов являлся государственным языком Великого княжества Литовского. После включения Беларуси в состав Российской империи на ее территории стал распространяться русский язык. В 1990 г. был принят Закон «О языках в Республике Беларусь», провозгласивший белорусский язык государственным. В результате всенародного референдума 14 мая 1995 г. равный статус с белорусским придан русскому языку. Каждой национальности, проживающей на территории Беларуси, гарантируется право изучать свой родной язык и пользоваться им. Истоки белорусской литературы находятся в глубокой древности. Она неразрывно связана с устно-поэтическим народным творчеством и фольклором, который считается одним из богатейших в славянском мире. Зарождение литературы на белорусских землях непосредственно связано с появлением в X в. письменности. Крупными центрами распространения письменности становятся города Полоцк и Смоленск, где в XII-XIII вв. зарождается местное летописание, появляются значительные произведения автобиографического жанра.
15
В первой половине XIX в. в литературе появилось новое, романтическое направление, которое содействовало ориентации на живой язык и фольклор. Самым ярким представителем этого направления был великий польский и белорусский поэт Адам Мицкевич, который посвятил белорусской земле одно из самых значительных своих произведений. К этому же времени относится начало литературной деятельности Винцента Дунина-Марцинкевича, которого считают родоначальником современной белорусской литературы.
16
Важную роль в развитии белорусской литературы сыграли первые легальные белорусские газеты «Наша доля» и особенно «Наша ніва», вокруг которой объединились Янка Купала, Якуб Колас, Алоиза Пашкевич, Максим Богданович, Змитрок Бядуля, Максим Горецкий, Констанция Буйло, Алесь Гарун и другие.
17
В годы Великой Отечественной войны особенно актуальными были художественная публицистика и сатира. Самые значительные достижения в поэзии – цикл Пимена Панченки, поэма Аркадия Кулешова. Вершина белорусской прозы военных лет – романы Кузьмы Чорного. Для белорусской советской литературы надолго определяющей становится тема войны: прозаические произведения Ивана Шамякина, Михася Лынькова, Алеся Адамовича, Ивана Пташникова, поэма Рыгора Бородулина, творчество Василя Быкова. Кроме военной тематики белорусская проза отражала проблемы жизни белорусской деревни: Иван Мележ, Янка Брыль, произведения Адамчика, Стрельцова. Активизируется исторический жанр, самым ярким представителем которого является Владимир Короткевич. В середине х гг. в белорусскую поэзию пришло много ярких творческих индивидуальностей, среди которых Григорий Бородулин, Геннадий Буравкин, Олег Лойко, Нил Гилевич, Евгения Янищиц, Сергей Законников, Геннадий Пашков, Алесь Розанов и др. Самые значительные имена белорусской драматургии этого периода – Андрей Макаенок, Владимир Бутромеев, Алексей Дударев.
18
Творческие усилия представителей белорусской литературы объединяет Союз белорусских писателей, который является общественной организацией. Поэтические и прозаические произведения белорусской литературы переведены на языки многих народов мира. За время своего существования День белорусской письменности стал значительным событием культурной жизни страны. Этот праздник призван повышать престиж письменности как основы многовековой культуры, усиливать ее роль и значение в духовной жизни общества, а также отдать дань глубокого уважения великим белорусским просветителям. С каждым годом праздник становится все более популярным и все больше людей отмечают его, участвуя в различных мероприятиях, приуроченных к этому дню.
19
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Автор презентации: Нагорная Анастасия 6 «А» Класс