Сценарий развлечения «Путешествие по городам России».
Цель: Углубить и закрепить знания детей о народных промыслах.
Задачи:
- Расширить знания детей в области народного, музыкального творчества;
- Обогащать словарный запас детей, память, внимание через творческую деятельность;
- Воспитывать у детей гордость за мастерство нашего народа.
Материалы и оборудование: мультимедийная установка, изделия народных промыслов, выставка детских работ, презентация «Народные промыслы».
Педагог и дети в русских народных костюмах.
Словарная работа: Гжельская, Городецкая, Семеновская, Жостовская, Хохломская росписи, промыслы.
Музыкальное сопровождение: русская народная музыка, музыка «Поездка за город» В. Герчик.
Методические приемы: наглядный, словесный, практический, эвристический, мотивационный, игровой.
Предварительная работа: беседы о народных художественных промыслах, рассматривание подменных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, видеофильмов, дидактические игры по разным видам народных промыслов, рассматривание таблиц с элементами росписей, выделение композиции узора, цветосочетания, создание изделий по народным промыслам, декоративное украшение изделий.
Ведущие: педагог, дети.
Ход развлечения:
Организационный момент.
Вводная беседа.
Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по городам России. И вспомним, с какими народными промыслами мы познакомились в течение года. На чем можно отправиться в путешествие?
Ответы детей: На самолете, поезде, автобусе, машине, корабле.
Педагог: Правильно, но мы с вами отправимся в путешествие на ковре самолете. Давайте закроем глаза и представим себе волшебный ковер, как мы на нем летим по всей России.
Тихо звучит музыка В.Герчика «Поездка за город».
Педагог:
Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Я куплю себе свистульку,
Буду трели выводить,
Мастеров из славной «Дымки»
Никогда нам не забыть.
В Твери делают игрушки,
Сколько радости для глаз.
Подрастают мастерицы
Может быть и среди нас.
Любовались гости чудом,
Громко восхищались –
Хохломскою красотой
Сражены остались.
Наша русская игрушка
Не стареет сотни лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
Ты играй, моя гармошка,
Ты, подруга, подпевай,
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй!
Педагог: Вот и первая остановка.
Слайд № 1,2,3.
Посмотрите на них, какие они яркие, нарядные. Как они называются? Называют ее «Дымкой» — по имени Дымковской слободы города Кирова, где она родилась.
Еле спят у большака
В инее седом
Спит деревня, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали
И село большое
«Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Ребенок: Люди придумали лепить эти игрушки давным-давно. Сначала их изготавливали не для забавы. Раньше люди верили, что у них есть много богов-покровителей. Самым главным был Бог солнца Ярило. Дымковские мастера стали изображать его в в виде коня, иногда двух- или трехглавого. Сам конь был белый, с золотой гривой, а на груди его рисовали красный круг – символ красного солнышка.
Еще одной важной покровительницей всех русичей была Богиня Роженица. Она хранила домашний очаг и семью. Ее изображали в виде величественной барыни, сильной и красивой женщины.
Около фигурок этих божеств, вылепленных из глины, ставили фигурки, изображающие все, что просили у своих Богов: домашний скот, младенцев и т.д.
Потом дымковцы стали придумывать и другие фигурки, начали раскрашивать их яркими красками и использовать как игрушки и сувениры.
И в наше время в самом центре Вятки находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки.
Показ слайдов «Мастерская дымковского мастера».
Педагог: Если зайти туда, то сразу можно увидеть груды глины, мешки с мелом, ящики с краской, коробки с яйцом. Как вы думаете, для чего все это? Правильно, все это нужно для создания чуда! Сказочные индюки, похожие на Жар-птицу, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели, даже печки – одна с Емелей, другая с козлятами, все это – настоящее чудо!
Поглядите, каковы!
И нарядны, и новы:
Расписные сани,
Медведь с гармошкой,
Солдат с усами.
Козел – золотые рожки
Да куколка в сережках.
Пестрые, яркие, славные подарки!
Посмотрите на все игрушки внимательно, ребята. Это игрушки керамические, они сделаны из красной глины. В окрестностях села Дымково было много красной глины. Я сегодня принесла кусок такой глины. Вы с ней прекрасно знакомы, не раз лепили из нее. Вот эту глину и превращали мастера в веселые игрушки.
Привезли мы глину с дальнего бугра.
Ну-ка за работу, чудо-мастера!
Слепим, высушим – и в печь!
А потом распишем!
Весь рассказ педагога сопровождается показом слайдов.
Посмотрите внимательно на фигурки. Что в них общего? Правильно, все они белого цвета. Этот цвет получается оттого, что обожженные фигурки обмакивают в специальную смесь молока и мела. Фигурки становятся белыми, и на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски. А какими узорами их расписывают, просто залюбуешься.
Педагог: Назовите элементы росписи, которые вам знакомы.
Ответы детей.
Педагог: Правильно, кружочки, клеточки, прямые и волнистые линии, пятнышки, точки. Все на своем месте и все горит ярко-ярко.
Что обозначает каждый элемент дымковской росписи?
Ответы детей: круг – символ солнца, каравай хлеба; точка – звезды; волнистая линия – вода; прямая линия – дорога.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Педагог: Краски используют разного цвета. Какие?
Ответы детей: зеленые, красные, малиновые, желтые, оранжевые, синие.
Девочки поют частушки о дымковских игрушках.
Инди-инди, индюшок,
Ты похож на сундучок.
Сундучок не простой:
Красный, белый, золотой.
***
В летний день, погожий день
Балалаечка трень-брень.
«Ты играй, мой Ванечка», —
Просит друга Танечка.
***
Барашек – свисток,
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – цветок.
***
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Педагог: Следующая остановка – город Жостов.
Сто крылец, сто колец, сто вестей, сто коней – так начинается наша сказка. Вся земля наша – земля мастеров. Все может человек: превратить дерево в терем расписной, камень – в украшение или в шкатулку, глину в игрушки забавные или посуду, железо – в подносы красоты невиданной.
Ребенок рассказывает сказку-легенду «Цветок-огонь и Цветок-снежинка».
«Жил да был на свете мастер. Был он очень трудолюбивый, потому и делал изумительные подносы. Вдруг случилось чудо. Как-то принес ветер к избе мастера два цветка. Один с северной стороны, а другой с южной. Пригляделся мастер к ним, а цветы и впрямь были необычные.
Под музыку педагог показывает два цвета: красный и голубой.
Педагог: Как вы думаете, какая музыка какому цветку соответствует?
Да, ребята, вот это цветок – огонь, а другой – снежинка. Посадил их мастер у себя дома. Но не знал мастер, что они волшебные. В первый же вечер, как только уснул мастер, а месяц вышел из-за тучи и коснулся их серебряным светом, превратились цветы в красивых девиц-мастериц на все руки. Пока старый мастер спал, красны девицы расписали все подносы. А под утро снова в цветы превратились. Проснулся мастер и чуду невиданному подивился. Кто же так ночью поработал? Но, увидев, что на листьях у цветов краска осталась, догадался, кто ему помог. Попросил мастер цветы, чтобы показали они чудо всем жителям села.
Как взмахнул цветок – огонь своей шапочкой – разлетелись в разные стороны искры и тут же превратились в цветы и узоры красоты невиданной. Как упали несколько цветов на подносы, так и засияли там букеты.
Второй цветок взмахнул своей шапочкой – разлетелись вокруг серебряные нити, переплелись в сине-голубые цветы, как на ковре.
Оглядитесь вокруг: в нашем зале тоже есть удивительной красоты цветы. Все они вот на этих красивых подносах.
Показ слайдов «В мастерской жостовского мастера», где показаны все этапы изготовления подносов.
«Был обычный железный лист, гладок он и серебрист. Но в руках у мастера стал таким красивым: фигурным, с высоким бортиком, прямо всем на диво».
Проводится словесная игра «Пословицы и поговорки о труде».
Педагог начинает пословицы и поговорки, дети заканчивают.
— 7 раз отмерь …
— Дело мастера …
— Без труда …
— Лень портит, а …
— Готовь сани …
— Кто не работает …
Дополнительные вопросы к детям:
— Из какого материала делают подносы?
— Какие цвета и оттенки используют художники?
— Какими элементами красят изделия?
— О чем напоминает вам роспись?
— Какое настроение создают у вас эти подносы?
Педагог: Пора отправляться в дорогу. Следующая остановка – город Семенов.
Чем прославился город Семенов?
Ответы детей: Семеновская матрешка.
Есть еще для вас игрушка,
Не лошадка, не Петрушка –
Красавица девица,
У нее сестрицы.
Каждая сестрица –
Для маленькой темница.
Педагог: Самыми любимыми игрушками в народе у детей были матрешки. Вот еще какая загадка есть про матрешек, послушайте:
Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка.
А знаете ли вы, сколько лет матрешке? Кажется, она пришла к на из мира легенд и сказок, из седой древности? На самом деле ей всего немногим больше 100 лет.
Нарядную, добродушную матрешку не спутаешь ни с какой другой игрушкой. Она полюбилась и взрослым, и детям.
Весь рассказ сопровождается показом слайдов изготовления, росписи деревянных кукол.
Педагог: Есть много версий, как и когда она родилась. Первая матрешка была сделана в местечке Абрамцева и звали ее Матрена. Она была изготовлена мастером по дереву Василием Звездочкиным, а расписал ее художник Сергей Малютин. В нее входило 7 фигурок, и самая большая, симпатичная девчушка Матрена с петухом в руках так понравилась всем, что игрушку назвали Матрешкой. Уже более 100 лет матрешке, а она и не думает стареть.
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрешки!
Ложки деревянные,
Матрешечки румяные!
Посмотрите, сколько матрешек к нам в гости пришло.
Выходят девочки-матрешки.
Много кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у вас живут.
Нас матрешками зовут.
Девочки-матрешки проводят физминутку «Мы – веселые матрешки».
Показ слайдов «Выставка матрешек».
Педагог: Эти гостьи из города Семенова. В правой руке держит она большой букет цветов, в котормо собраны разные цветы. Какие? Правильно. Это розаны, колокольчики, рябинки, травки, васильки. Семеновские матрешки лицом взрослее. Глаза у них светлые, а брови с изгибом. Цвета нежные: светло-зеленый, прозрачно розово-алый, бледный фиолетово-синий. В этой матрешке спрятолось много сестричек.
Ребенок читает стихотворение:
Разломила пополам:
Интересно, что же там?
Там еще одна матрешка
Улыбается, смеется.
Хоть и аль ее ломать
Буду дальше разбирать.
Ростом разные подружки,
А похожи друг на дружку!
Обобщение.
Дополнительные вопросы к детям:
— Из какого города у нас в гостях матрешки?
— Чем они похожи? Чем отличаются?
— Какие костюмы носили матрешки?
— Какие матрешки в России самые известные?
— Назовите элементы украшения у каждой матрешки?
— Какое настроение у вас возникает при взгляде на матрешку? Чем она вам нравится?
— Как изготавливают матрешку?
Как можно назвать матрешек?
Педагог: Отправляемся в дорогу, следующая станция «Хохлома».
Рассказывает ребенок:
«Говорят, в давние времена в Москве жил талантливый мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но еще больше любил он свободу. Но однажды покинул он царские палаты и поселился в глухих керженских лесах. Избу поставил и занялся своим ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало всем родным, как простая русская песня, и чтобы в нем отразилась красота русской природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и тоненькие веточки.
Вскоре слава о мастере разнеслась по всей Земле. Стали люди приезжать да красотой любоваться. Избы рубили и селились рядом. Слава о мастере донеслась и до государя. Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких сапог. Узнал о беде мастер, собрал своих односельчан и раскрыл секреты своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо-художника. А самого художника, как ни искали, ни где не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер, но осталось его удивительное искусство, в котором отразилась и горячая любовь к людям и жажда красоты. Знать, кисть у художника была необычной – она была из солнечных лучей».
Показ слайдов.
Вот Ладья: цветущий хвост – корма,
Нос – петушиная головка.
Плывет по лесу Хохлома,
Расписанная очень ловко.
Нашли ложки хохломские –
Самый лучший сувенир.
С позолотой – не простые
Прогремели на весь мир.
В вот утица по реченьке плывет,
Выше бережка головушку несет.
Черным крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.
А вот поднос.
В нем алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы,
Шелковые всплески
Золотой листвы.
Педагог: Сейчас давайте придумаем разнообразные (слова) эпитеты и сравнения к слову «хохлома».
Педагог передает по залу хохломскую чашу, дети придумывают слова и передают ее друг другу («яркая», «красочная», «жаркая», «солнечная», «сочная», «как золото блестит», «как жар-птица горит»).
Хохломские изделия известны на весь мир, а не только у нас в стране.
В конце нашей беседы хочется прочитать вам еще одно стихотворение. Послушайте:
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней наша ХОХЛОМА!
Проводится подвижная игра «Хохлома».
Обобщение.
Дополнительные вопросы к детям во время беседы:
— Откуда пришло название «хохломская роспись»?
— Из какого материала делали посуду в Хохломе?
— Какие цвета и оттенки используют художники?
— Какими элементами расписано то или иное изделие?
— О чем вам напоминает роспись?
— Если бы вы были мастерами, какое изделие изготовили бы и как его расписали?
— Какое настроение создают у тебя эти изделия?
— Неправда ли, что еда в такой посуде покажется особенно вкусной?
Педагог: Ребята, мы продолжаем путешествия по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами. И сегодня я приглашаю вам в еще один старинный город на реке – Городец.
Послушайте сказку-легенду.
Драматизация сказки.
«Давным-давно на берегу Волги в городе Городце жил один мастер. Лучше всех он умел делать разные изделия из дерева. И была у него невеста – такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Она тоже была большая мастерица: умела рисовать красивые узоры на деревянных досках, блюдах, прялках. В этих узорах были красивые цветы – голубые и розовые, зеленые листья. Работали мастер и его невеста радостно, весело, и изделия у них получались радостные, светлые, они согревали душу людям, веселили их.
Но вот однажды нависла над Городцом беда. Поступили к городу со всех сторон враги, окружили его, хотят захватит. Храбро сражались жители за свой город, не пустили врагов за городские стены. Тогда враги решили осадить непокорный город, чтобы все жители умерли без воды и пищи.
Стали думать жители Городца, как им быть. Нужно за подмогой послать в соседние города. Да как из города выбраться? Враги за всеми входами-выходами следят, даже мышь из города не проскользнет. И вот тогда вызвался наш мастер пойти за помощью. Был у него вороной конь, быстрый как ветер…»
А дальше сказку придумаем вместе.
Дети придумывают сказку, «ребенок-мастер» изображает, что говорят дети.
Педагог: Молодцы, интересная сказка у нас с вами получилась.
Давайте теперь рассмотрим изделия и найдем на них элементы узора.
Показ слайдов «В городецкой мастерской».
Педагог: Вот это элемент, где много цветов рядом называется «гирляндой». Рисовать художник начинает с «подмалевка». В центре – самый крупный и красивый цветок – «розан» или «купавка», по бокам – цветы-розетки и ягодки с бутонами в окружении пышной зелени. Листочки очень разнообразны по форме и по размеру, но всегда расположены группами. Это могут быть группы из круглых маленьких листочков, продолговатых или развернутых веером с малым крупным листом.
Городецкие цветы
Чудо, как хороши.
Они душу веселят
И на нас с тобой глядят.
Посмотрите, какие цвета красок используют городецкие мастера-художники при росписи. Назовите их.
Городецкие мастера изготовляют детскую мебель, игрушки, предметы бытового назначения и предметы декоративного характера.
Ребенок читает стихотворение:
Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки…
Цветами разрисованные,
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят.
И точки черно-белые
На солнышке блестят.
Сейчас городецкие изделия продолжают удивлять весь мир древним и вечно молодым искусством, радовать своей необычной красотой.
Педагог: В народе говорят: «Кто не работает, тот не ест» или «Как работник ест, так он и работает».
Проводится подвижная игра «Пирог».
Обобщение.
Дополнительные вопросы к детям во время беседы:
— Чем знаменит Городец?
— Какие темы и мотивы использовали в росписи мастера из Городца?
— Что сегодня делают в Городце?
— Какое изделие вам больше всего понравилось? Почему?
— Скажите, как называются элементы росписи?
— Вспомните, из какого материала сделаны Городецкие изделия?
— Какое настроение возникает у вас, когда вы смотрите на городецкие изделия?
— Как вы думаете, почему и в наши дни русский народ продолжает с глубокой симпатией относиться к изделиям городецкого промысла?
Педагог: И остался у нас последний город – Гжель. Отправляемся в путь.
Есть в Подмосковье такое местечко
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней.
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель!
П. Синявский
Драматизация сказки «Гжельские узоры».
Педагог: Это все миф, на самом деле гжельская роспись возникла так.
Показ слайдов.
Именно в Гжели зародился этот промысел более 400 лет назад. Он объединил мастерские, расположенные в 30 селах в районе Гжели, в 60 км от Москвы. В этом районе умельцы нашли белую глину и стали лепить из нее самую разную посуду. Посуда украшалась лепными деталями. Посмотрите, на крышке этой масленки вместо ручки причудливые завитки. Иногда встречаются и фигурки людей и животных, украшающих какое-то изделие. А вот эта ваза похожа на лебедя, плывущего по реке.
Узоры на всех изделиях выполнены синей или голубой краской. Откуда взялся этот цвет? Мастера Гжели рассказывают, что этот цвет им подарила река Гжелка, синие полевые цветы, синие тени на белом-белом снегу. А еще есть такая легенда-сказка.
«Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя и небо синее в ней. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду».
Сине-белая посуда,
Расскажи-ка: ты откуда?
Видно с севера пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
Посмотрите, какие узоры встречаются на этих изделиях особенно часто? Давайте рассмотрим их. Вот на этом кувшине и этой вазе гирлянда из небольших листьев с тонкими, закрученными, вьющимися усиками. А на этом молочнике, на чайнике и еще на вазе – гирлянда с крупным цветком, с гжельской розой. Встречаются еще геометрические орнаменты в виде сети.
Гжельские квасницы, кружки, тарелки, кувшины, цветочные горшки пользовались спросом во многих городах российских. Полюбилась людям такая посуда и стали они ее называть «сине-белое чудо» или «нежно-голубое чудо».
Голубизну небесную,
Что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашечку
Легко перенесла!
Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. По сей день недалеко от Москвы средь лесов и полей стоит старинный русский городок Гжель. Работают в нем внуки и правнуки известных мастеров. Продолжают славную традицию – лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
На весь мир прославили свой любимый край мастера. Всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
Педагог: Кто из вас хочет попробовать себя в роли гжельского художника?
Практическая часть: желающие ребята расписывают силуэты посуды гжельскими узорами. После окончания работы, ребята рассказывают о своем изделии.
Анализ работ.
Педагог: я предлагаю вам посмотреть фотографии с нашего праздника «Голубое чудо».
Показ слайдов
Обобщение.
Дополнительные вопросы к детям во время беседы:
— Чем отличаются изделия гжельских мастеров?
— Из какой глины они изготавливаются?
— Почему Гжель называют сине-голубой?
— Какую посуду делали гжельские мастера?
— Какое изделие вам больше всего понравилось? Почему?
— Если бы вы были мастерами, какое изделие изготовили бы и как его расписали?
Педагог: Вот и закончилось наше путешествие по городам России. Давайте возвращаться домой, закрываем глаза и полетели.
Подведение итогов.
Педагог:
— В каких городах России мы с вами сегодня побывали?
— Что вам больше всего понравилось?
— В каких городах России вы бы хотели побывать? Почему?
— Все ребята сегодня молодцы, хорошо занимались.
Даю вам домашнее задание, нарисуйте то изделие, которое вам больше всего понравилось и придумайте про него рассказ.
Общешкольное мероприятие
Фестиваль «Города России».
Цель:
-познакомить учащихся с древним русским городом Сергиевом Посадом;
-воспитывать патриотические чувства любви к своей Родине, восхищение своими предками;
-расширять кругозор учащихся.
Оборудование: интерактивная доска ,проектор, презентация о городе, клип Ю. Славянской !»Сергиев Посад» ,клип Е .Светловой «Матрёшки», стихи , песня «Мы весёлые матрёшки» ,песня «Ты живи ,моя Россия» ,песня Анны Сизовой «Русь православная», матрёшки ,изготовленные детьми.
Ход мероприятия.
1.Звучит песня Юлии Славянской «Сергиев Посад».
2.Презентация «Сергиев-Посад».
Слайд №1
Сергиев Посад – священное место для верующего человека, город является одним из самых красивых мест популярного туристического маршрута “Золотое Кольцо России”. Городское поселение Сергиев Посад — крупный научно-промышленный и транспортный узел общенационального и международного значения, научно-образовательный и духовный центр русского Православия, историко-культурный центр формирования и развития русского этноса.
Сергиев Посад находится в центре европейской части России. Город расположен в северо-восточной части Московской области, в 52 км от Москвы.
Слайд №2.
Город расположен на реке Кончуре с её притоками. Является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 112000 чел. (2013). Сергиев Посад — город с богатейшей историей, которая насчитывает почти семь веков насыщенной яркими событиями жизни.
Сергиев Посад — город с богатейшей историей, которая насчитывает почти семь веков насыщенной яркими событиями жизни. Начав свое существование в 40-х годах XIV века в глухом заповедном лесу, обитель Сергия Радонежского переросла в лавру, а затем объединила вокруг себя слободы и поселения .Легенда гласит, что юноша тянулся к знаниям, но учеба в церковно-приходской школе ему никак не давалась. И однажды, разыскивая потерявшихся лошадей, он увидел в поле старца, молившегося под одиноким дубом. Отрок подошел к нему для благословения и рассказал о своей печали. Старец благословил его и сказал: «Отныне Бог даст тебе уразуметь грамоту». И действительно после этого краткого общения с богомольным стариком юноша легко овладел искусством чтения и погрузился в изучение божественных книг. Примерно в 1328 году семья Варфоломея перебралась в город Радонеж, название которого после пострига отрока в монахи прочно закрепилось в его имени – Сергий из Радонежа, Сергий Радонежский. Монашеская жизнь преподобного Сергия началась в 1337 году, когда вместе с братом Стефаном, иноком хотьковского Покровского монастыря, они поселились в лесу на холме Маковец и построили небольшой деревянный храм во имя Святой Троицы. Это событие считается датой основания Троице-Сергиева монастыря, обители, в которую к Сергию Радонежскому стекались сотни людей, искавшие уединения и упокоения в молитве. Сергий Радонежский воспитал множество учеников, которые основали десятки монастырей в разных уголках Руси, строили храмы, собирая вокруг себя сторонников православия, единой веры и страны.
Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный, заступник земли Русской, наставник монашествующих, покровитель русского воинства и особенный покровитель детей, желающих успехов в школьном учении.
Умер преподобный старец 25 сентября (8 октября)1392 года, а 30 лет спустя, 5 (18) июля 1422 года, были обретены нетленными его мощи. День кончины святого и день обретения его мощей – особо почитаются РПЦ как дни памяти святого.
Став в 1782 году по Указу Екатерины II городом Сергиевским Посадом. Он стал играть важную роль в политической жизни Московского государства, приобрел славу духовного центра Руси. В монастыре получил крещение Иван Грозный, в годы правления которого придавалось большое значение превращению монастыря в мощную крепость, имевшую важное значение на подступах к Москве. Вместо деревянной ограды в 1540-1550гг. была выстроена мощная стена с башнями из кирпича и камня.
В 1608-1610 гг. монастырь шестнадцать месяцев находился в осаде польско-литовских интервентов. Подвиг защитников обители приобрел широкую известность и способствовал росту авторитета монастыря.
При Петре I монастырь по-прежнему сохранял значение царской крепости. В 1689 г. во время стрелецкого бунта в Москве царь Петр укрылся за стенами монастыря.
В 1744 г. указом императрицы Елизаветы Петровны монастырь был удостоен почетного звания Лавры, что подчеркивало главенствующую роль монастыря среди других церковных учреждений.
Слайд№3.
Город стал играть важную роль в политической жизни Московского государства и приобрел славу духовного центра Руси. Обитель Преподобного Сергия помнит Дмитрия Донского, монахов Пересвета и Ослябю — героев борьбы против татаро-монгольского ига, царя Ивана Грозного и Василия Темного.
Монастырь стал неприступной твердыней во времена польско-литовской интервенции.
Стены лавры дали последний приют семье Годуновых, укрывали от бунта юного царя Петра.
Слайд №4.
Герб города
Описание герба Сергиевского посада Московской губернии, утверждённое 16 марта 1883 года по старому стилю, гласит: «В лазоревом щите серебряная зубчатая, мурованная лазурью стена с черными, о серебряных скрепах воротами, из-за которых возникает серебряная башня с золотым церковным куполом, который увенчан шестиконечным Голгофским крестом, по сторонам башня сопровождена двумя золотыми бердышами в столб, лезвия которых обращены вправо». Герб символизирует:
-золотой цвет: символ богатства, стабильности, уважения, солнечного света и энергии;
— серебряный цвет: символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания;
— синий цвет: символ чести, благородства, духовности, чистого неба и водных просторов;
— чёрный цвет: символ мудрости, скромности, вечности бытия
Слайд№5.
Возникновение первых поселений
Изначально — несколько поселений (Кокуево, Панино, Клементьево и др.), возникших в конце XIV — начале XV вв. вокруг Троице-Сергиева монастыря (с 1744 г. — Лавры), основанного в 1337 г. преподобным Сергием Радонежским. Поселения были славны народными промыслами: резьбой по дереву (см. Богородская резьба) и изготовлением игрушек. Именно здесь
была изготовлена первая русская матрёшка В образе таких матрёшек мастера воплощали обычных крестьянских девушек. Сергиево-посадская матрёшка
прославилась на весь мир .Она стала русским сувениром для призжающих.
Слайд№6
Образование посада.
В начале XVIII века села Клементьево, Кокуево и Пушкарская, Стрелецкая, Иконная, Поварская, Конюшенная слобода, расположенные неподалёку от монастыря, слились в одно торгово-промышленное селение — посад. 22 марта 1782 года по указу Екатерины II он получил статус города и был назван Сергиевский Посад.
Слайд №7.
Швейная фабрика инвалидов.
Сергиево-Посадский мясокомбинат.
Сергиево-Посадский хлебокомбинат (ОАО).
Кондитерское производство ОАО «Феникс».
Завод по производству игрушек.
Фабрика художественной резьбы.
Завод по производству мороженого «Айс Крим 2000» (ООО).
Завод по производству питьевой воды высшей категории .
Предприятие по изготовлению кованных изделий. Ручная художественная ковка и др.
В городе развиты культура и спорт, наука и образование.
Слайд №8.
Развитие прикладного искусства.
Благословенная земля Радонежская создает особую атмосферу для развития искусства. Далеко за пределами района звучат имена живописцев и мастеров прикладного искусства, более 100 из них — члены Союза художников России.
Широко известны изделия народных промыслов: богородская и cергиевская игрушки, абрамцево-кудринская резьба, сергиевопосадская матрешка. Старейшее художественно-промышленное училище богородского промысла и Абрамцевский художественно-промышленный колледж им. В.М.Васнецова ведут подготовку художников-прикладников, передавая молодежи традиции национального искусства.
Слайд №9
Достопримечательности города.
Самой популярной достопримечательностью Сергиева Посада является ансамбль Троице-Сергиевой лавры. Троице-Сергиева лавра — крупнейший православный мужской монастырь России. Монастырь построен на реке Кончуре. Все достопримечательности Сергиева Посада в какой-то степени относятся к Лавре.
Свято – Троицкая Сергиева лавра.
Каждый человек, побывавший в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, навсегда запечатлевает её в своём сердце как величайшую святыню нашей земли и величайшее чудо. Она была основана в середине 14 в. игуменом земли Русской преподобным Сергием Радонежским, его подвижническими трудами и молитвами. В сентябре 1608 г., в смутное время нашей истории, Сергиеву лавру осадили поляки. Войско в 30 тысяч солдат выступило против немногочисленных монахов лавры и мирных беженцев, которые искали укрытия в её стенах. Осада продолжалась 16 месяцев, вплоть до 1610 г. Недостаток пищи, воды, просто голод, плохое вооружение защитников монастыря не давали никаких надежд успешно противостоять 30-тысячному польскому войску. Но чудо свершилось — сила духа, непогрешимость веры в который раз подтвердили слова Александра Невского: «Бог не в силе, а в правде». Поляки ушли, а Сергиева Лавра стала тем духовным центром России, вокруг которого в Смутное время объединились все Русские земли.
Слайд№10.
Троицкий собор.
Троицкий собор (1422) – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому (1392). В Троицком соборе в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия – главная святыня обители. Белокаменный Троицкий собор является одним из важнейших памятников ранне-московского зодчества.
Успенский собор.
Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него образцом одноименному собору Московского Кремля, превосходя его по размерам. Это самый большой храм Троицкого монастыря, но поставлен он так, что его торжественное величие не подавляет собой другие, более древние и меньшие по размерам постройки монастыря
Слайд № 11 Предтечный храм.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Предтеченский храм) расположена на восточной стороне монастыря, над широким арочным проемом, в котором до перенесения в сер. XVI в. монастырской стены несколько далее к востоку располагались Святые врата – главный вход в монастырь. Церковь возведена в 1692–1699 гг. на средства знаменитого купца и промышленника Г. Д. Строганова (1656–1715).Церковь заслуженно относится к числу лучших построек строгановского направления стиля московского барокко. Увенчанная изящным пятиглавием и украшенная богатым резным декором, выделяющимся на фоне красных стен, она служит прекрасным оформлением главного входа в монастырь, чем и определяется ее роль в архитектурном ансамбле монастыря.
Слайд№12.
Все церкви и здания окружаются каменною стеною, с девятью башнями и четырьмя воротами; стена в окружности имеет более версты; вышиною в 4 сажени, а с южной и западной стороны по местам до шести, семи и более саженей; шириною в три сажени и более, вся покрыта железом.
В 14 км на юго-восток от Сергиева Посада, возле деревни Взгляднево находится знаменитый водопад “Гремячий”. Высота водопада 25 метров. Вода имеет лечебные свойства, бьет из расщелины крутого известнякового берега реки Ляпинки.
Воспитатель.
3.Город основал монах-Сергий Радонежский .Впоследствии он стал святым .
Давайте посмотрим о нём сценку.
Сценка о Сергии Радонежском.
Отец :Скорей в дорогу собирайся.
Мать: Опасностей в пути остерегайся.
Отец:
Надо жеребят с пастбища привести.
Мать:
Путь не близок ,через лес тебе идти.
Варфоломей:
Благословите , Вы меня ,батюшка,
Благословите , Вы меня ,матушка.
В путь-дорогу мне нелёгкую идти…
Отец:
-Ангел-Хранитель будет с тобой в пути.
Мать:
Помолись перед дрогою ,сынок,
Спаси, Господи, тебя. Помоги бог.
Варфоломей встречает старца.
Варфоломей.
-Старец добрый, ради бога помоги,
Помолись за меня Бога попроси:
Чтобы даровал мне уменье читать,
Как умеют мои братья, отец и мать.
Старец.
Сердечко моё тебе радо помочь,
Вместе помолимся с тобой, ты не прочь?
Молятся у дуба.
Старец:
Прими от меня благословение,
Отныне Бог даст тебе умение:
Будешь ты читать,
Да так ,что сможешь и других поучать.
Господи тебя спаси, благослови.
А ещё просфору –святой хлеб прими.
Не смотри на то, что частица мала:
Вкусишь ,велика будет радость твоя.
4.Стихи о городе. Читают дети.
1.Тот город Сергий основал,
Века его прославили,
Для сердца русского
Он стал Столицей православия.
2.Приезжайте в город —
Сергиев Посад!
Нет его красивей,
Это — город-сад!
2.Храмы с куполами,
Колокольный звон
Убедитесь сами-
Город золотой!
3.Улочки старинные,
В зелени сады…
И места любимые,-
Площади, мосты.
Хоровод берёзок,
Рощи и леса,
Реки и озёра,
Блинная гора.
4.Белый пруд и парки,
Лебеди в пруду,
Лучшего подарка —
Вряд ли я найду.
5.В город Сергиев Посад
Приезжайте стар и млад.
Колокольный сладкий звон
Слышен здесь со всех сторон!
6.Основал святое место-
Сергий –божий человек.
Здесь трудился и молился.
И прославился навек.
5.Слово воспитателя.
Как вы уже слышали –этот город прославился ещё и тем, что здесь впервые начали создавать русскую матрёшку .Матрёшка стала как бы символом России, её душой. Матрёшку изготавливали русские мастера . Это требовало умения ,сноровки. Вырезали её вручную ,расписывали ,покрывали лаком.
6. Стихи о матрёшке.
1. Кто матрёшку создал, я не знаю.
Но известно мне, что сотни лет,
Эта кукла ,как живая,
Покоряет весь белый свет.
2.Вот матрешка — мама,
Вот матрешки — дочки,
Ротик — будто ягодки,
Глазки — будто точки!
3.Ой ты барышня-матрёшка,
Разноцветная одёжка,
Знает весь огромный мир
Этот русский сувенир!
4.Наша русская матрёшка
Не стареет сотню лет.
В красоте ,в таланте русском
Весь находится секрет.
7.Песня «Мы весёлые матрёшки».
Мы – веселые матрешки.
Ладушки, ладушки!
На ногах у нас сапожки.
Ладушки, ладушки!
Завязали мы платочки.
Ладушки, ладушки!
Раскраснелись наши щёчки.
Ладушки, ладушки!
В сарафанах наших пестрых.
Ладушки, ладушки!
Мы похожи, словно сестры.
Ладушки, ладушки!
8.Танец.
9.Частушки
1.Я из Сергиев Посада .
Встрече с вами очень рада,
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
2.Дуйте в дудки, бейте в ложки
В гости к нам пришли матрешки,
Ложки деревянные,
Матрешечки румяные.
3.Мы матрёшки-
Вот такие крошки.
Поплясать, поплясать
Мы хотим немножко.
4.Мы частушек много знаем,
Исполнять их обожаем.
Только время подошло,
Может свидимся ещё.
1.Пыль клубится по дорожке –
Едут с ярмарки матрешки.
На баранах, на быках,
Все с баранками в руках!
2.Весь народ глядит в окошки,
Танцевать пошли матрешки.
Восемь — водят хоровод,
А девятая — поет.
3.Я девчонка ничего!
Не боюсь я ничего.
Если я и упаду,
Все равно не пропаду!
4.У частушки есть начало,
У частушки есть конец,
Кто частушки наши слушал.
Прямо скажем –молодец!
9.Воспитатель.
В матрёшке запечатлена обычная русская девушка с очень доброй душой . Поэтому она так полюбилась русскому народу.
Клип Е .Светловой «Русская душа».
Показ матрёшек ,которые сделали дети.
10. Воспитатель.
Огромна наша русская земля ,на её территории находится больше 1000 русских городов со своей удивительной историей. Наш народ оставил нам огромное, прекрасное наследство. Мы должны гордиться своей историей , своими предками, любить свою Родину.
11. Песня «Ты живи, моя Россия». Челноков В.А.,Ахмадиев М.Х.
«Ты живи ,моя Россия!»
Я за Родину-мать, за Россию молюсь.
Я своею великой страною горжусь.
Потому, что мы здесь рождены и живём.
Это-наша земля, это-наш отчий дом.
Не сгибалась ты Русь, поднималась опять.
Несмотря ни на что, продолжаешь стоять.
Те, кто злобой кипит, никогда не поймут,
Что за люди у нас, тут, в России живут.
Припев .
Ты живи, моя Россия!
Славься русская земля!
Краше нет под небом синим!
Это-Родина моя!
Мы добьёмся всего, если вмести пойдём.
Мы, уж, песню свою, видит бог, допоём.
Наш высокий порыв никому не сломить.
А иначе, зачем на земле этой жить.
Ты вокруг оглянись, на леса, на поля.
Нам с тобою хранить надо эти края.
Пусть берёзы шумят и ромашки цветут,
Пусть на нашей земле наши дети растут.
Припев .
12. Клип песни А . Сизовой «Русь православная» .
Цель:
Воспитывать в детях интерес к истории своей Родины и страны, прививать чувство любви и патриотизма.
Задачи:
1. Закреплять знания, истории и названиях городов России.
2. Развивать диалогическую речь детей, обогащать их словарный запас.
3. Формировать чувство уверенности в себе, учить согласовывать свои действия с действиями других участников игры.
Материал: карточки с пословицами, иллюстрации городов, карточки с заданиями, политическая карта мира.
Предварительная работа: беседы, знакомство с государственными символами, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание поговорок и пословиц о Родине.
Педагог: — Здравствуйте, ребята. Мы рады Вас приветствовать на интеллектуальной викторине «По городам России». Самая большая страна на планете – это Россия! Она занимает самую обширную и большую территорию от Азии до Европы. Лишь на территории нашей страны имеется и тундра, и полярный пояс, и тропики, и степь, и тайга. Множество народов проживает в нашей стране, и каждый имеет свою культуру, песни, музыку, обряды и обычаи. И все это объединяется под единственным словом – Россия!
Россия – это наша Родина. Это наш дом. Россия – в этом красивом слове есть и сила, и роса, и синие бескрайние просторы.
Россия огромная страна со своей уникальной русской историей и культурой. У каждого российского города тоже есть своя история, свой архитектурно-планировочный облик, свои достопримечательности, свой вклад в исторические события, свои выдающиеся деятели, которые прославили город. Практически в каждом городе есть места, которые оставляют след в сознании человека, обогащая его духовно и эстетически.
Творчество, культурное наследие России значительно выделяется в мировой культуре. В городах есть галереи, где местные художники выставляют свои работы, и может быть, когда-то некоторые из них займут достойное место в Эрмитаже или Третьяковской галерее.
Многие города являются интересными объектами для туризма, отдыха, центрами неповторимых русских промыслов. Возникают определенные ассоциации, например, говоря о русском самоваре, мы обязательно говорим и Туле, о пуховом платке – вспоминаем Оренбург. А сколько восхищения вызывает гжельский фарфор, хохлома, жостовские подносы. Человек, увидевший всю эту красоту хоть однажды, навсегда найдет местечко в своем сердце для этих творений рук человеческих.
Города России издревле славились своим величием, своей неповторимой красотой. Славу земли русской обеспечивали многие города и Москва, и Великий Новгород, и Ярославль, и Владимир, и Муром и многие другие. Все знали, придя в Россию с мечом, от него и погибнешь. Русь славилась не только храбростью и отвагой своих людей. Русское зодчество внесло огромный вклад в прославление России. Немногие города мира могут похвастаться уникальными по своей природе архитектурными сооружениями. Их в русских городах огромное количество. Храмы, соборы, монастыри – каждый со своей историей, своей неповторимой красотой. А природа… В каждом городе, маленьком или большом, есть свои излюбленные места с красивыми уголками. Красоту нашей природы в своих произведениях воспевали многие русские поэты.
По древним русским городам проходит интереснейший туристический маршрут Золотое кольцо? Росси?и, захватывающий несколько областей России: Ярославскую, Костромскую, Владимирскую, Ивановскую, Московскую. Здесь сохранены уникальные памятники культуры и истории, центры народных ремёсел. Ярославль является столицей этих городов. Только в нем 140 памятников архитектуры! Выделяются своим неповторимым зодчеством Церковь Иоанна Предтечи XVII века, Спасо-Преображенский собор, Церковь Ильи Пророка и многие- многие другие.
Каждый город неповторим, и мы должны научиться уважать и любить достояние русского народа. Давайте проведем экскурсию по некоторым из них. (Рассказ о городах России)
А теперь передем к самой викторине. Давайте разделимся на 2 команды
выберем капитанов.
Командам по очереди будут заданы вопросы. За каждый правильный ответ команда будет получать символическую награду-значок. Если команда не знает ответ, вопрос переходит к другой команде.
Педагог прячет за спиной значок. (Капитаны должны отгадать, в какой руке значок. Отгадавшая команда выступает первой.)
— Как ласково называют Россию русские люди? (Россия – Матушка).
Народ придумал много пословиц и поговорок о России.
Составте из предложеных слов пословицы
Родина любимая – мать родная.
Человек без Родины, что человек без песни.
Одна у человека мать, одна у него и Родина.
Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
Конкурс капитанов
Расположите цвета флага России в правильном порядке снизу вверх.
(красный, синий, белый) (раздаются полоски из 3 цветов)
Вопросы викторины:
1. Назовите основные символы нашей страны (герб, флаг, гимн)
2. Какой основной цвет герба России? (красный) (видео ответ)
3. Какая птица изображена на гербе России? (орел, коршун, гриф, беркут)
4. Кто изображен на гербе России? (Суворов, Кутузов, Георгий Победоносец, Ленин.)
5. Какой город может парить в воздухе (Орел)
6. Гласная буква и нота составляют название города (У-фа)
7. Прежнее название Самары(Куйбышев)
8. Прежнее название Нижнего Новгорода (Горький)
9. Город который называют городом невест(Иваново)
10. Северная столица нашей Родины (Санкт- Питербург)
Отгадай слова:
Отгадайте слова, являющиеся географическими понятиями, названиями и именами, в которых есть числительное 100.
_ СТО _ — город «Золотого кольца» России. (Ростов)
_ _ _ _ СТО _ _ _ _ — героический город в Крыму, давший название знаменитому вальсу. (Севастополь)
_ _ _ _ _ _ _ СТО _ — город РФ, порт на Тихом океане. (Владивосток)
КТО-КТО В ГОРОДЕ (ПОСЁЛКЕ) ЖИВЁТ?
Москвичи, как известно, живут в Москве, одесситы — в Одессе, японцы — в Японии.
А вот попробуйте определить, где живут: Палешане — … (В посёлке Палех, Ивановская область РФ) Донетчане — … (В Донецке, Украина) Монегаски — … (В Монако, Европа) Челнинцы — … (В Набережных Челнах, Татария, РФ) Варненцы — … (В Варне, Болгария) Арлезианцы — … (В Арле, Франция) Бергамаски — … (В Бергамо, Италия) Осличи — … (В Осло, Норвегия) Омичи — … (В Омске, РФ) Куряне — … (В Курске, РФ) Томичи — … (В Томске, РФ) Смоляне — … (В Смоленске, РФ).
Составь пословицы: (из предложенных слов составь пословицу)
В Рязани пироги с глазами.
Москва слезам не верит.
Москва не сразу строилась.
Найди на карте город России (каждой команда должна найти 3 города, заданных педагогом) дается 1 минута.
Во все времена русские люди берегли родную землю, трудились во славу Родины, воспевали о ней песни, защищали ее от врагов. Испокон веков российский народ славился ловкостью, удалью, силою. И всегда на Руси были богатыри – силачи с чистою душою и добром сердцем.
Давайте, покажем какие сильные, крепкие, удалые и ловкие дети в России живут!
(Проводятся эстафеты)
Молодцы ребята! Давайте подведем итоги и наградим победителей.
Награждение победителей
Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная викторина «Города России» »
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ГЕОГРАФИИ 9 КЛАСС
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ»
«А еще жизнь прекрасна потому, что можно путешествовать»
Н.М. Пржевальский.
Цели: обобщение знаний учащихся по географии России, привитие интереса к предмету, воспитание патриотизма и любви с своей Родине.
Учитель: Сегодня меж командами сраженье
Но пусть обид не будет среди вас.
Ведь победитель или побежденный
Сегодня станет кто-то среди вас.
Мы будем рады, если вы в сраженьях
Покажете находчивость свою.
Уменье, знанья и веселье
Позволят вам сыграть вничью.
Конкурс 1. Литературная разминка.
Командам предлагается выразительно прочитать стихотворения о России, жюри выставляет оценки по 5-балльной системе.
Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки или Командор?
О чем грустят глаза ее степные
Над камышами всех ее озер?
Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, к доброте,
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела ее большие,
Ее неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней – Россия
Не с гор берет начало, а с тебя!
(В. Боков)
Я люблю мою Россию
За рассвет и за закат,
За дождинки голубые,
За багряный листопад,
За весенние поляны
В желтом мареве цветов
И за шепот тихий, нежный
Опадающих листов.
Катит воды голубые
Меж лесов моя река,
Холодна вода в пучине,
Холодна и глубока.
А в воде прозрачной, чистой
Моет волосы трава.
Это все моя Россия,
Это Родина моя!
(Таня Чистякова)
Конкурс 2. Дальше, дальше…
Командам задаются вопросы по 1 баллу каждый, если команда не знает ответ, то может пропустить этот вопрос. За конкурс зарабатывают столько баллов, сколько получили правильных ответов.
Вопросы первой команде:
Движение воздушных масс (циркуляция атмосферы).
Изменение горных пород под действием высокой температуры и давления (метаморфизация).
Погода без ветра (штиль).
Изменение свойств воздушных масс (трансформация).
Мелководная часть моря (шельф).
Линии на карте, соединяющие места, где отмечается одинаковая средняя температура воздуха (изотерма).
Птица – любительница кедровых орешков (кедровка).
Отношение количества осадков к испаряемости (коэффициент увлажнения).
Вода в твердом состоянии (снег, лед).
Положение какой-либо территории на карте (географическое положение).
Вопросы второй команде:
Количество тепла, поступающее на земную поверхность (солнечная радиация).
Туман на большой высоте (облака).
Модель Земли (глобус).
Сосновый лес (бор).
Мероприятия по улучшению состояния земель (мелиорация).
Коренной житель (абориген).
Самое мелкое море России (Азовское).
Залив, в котором наблюдается максимальный подъем воды во время приливов (Пенжинская губа)
Период устойчивого низкого уровня и малого расхода воды в реке (межень).
Выход древних кристаллических горных пород на поверхность (щит).
Конкурс 3. Географические объекты.
Командам предлагается по очертаниям узнать моря, острова и полуострова России. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Конкурс 4. Гонка за лидером.
Понижения земной поверхности (впадины).
Газообразная вода (пар).
Время суток после ночи (утро).
Путь Земли вокруг Солнца (орбита).
Нелетающая птица (страус, киви, пингвин).
Форма Земли (геоид).
Период вращения Земли вокруг своей оси (сутки).
Самая высокая точка России (г. Эльбрус).
Самая низкая точка России (Прикаспийская низменность — 28 м).
Самые теплые зимы в России (Черноморское побережье Кавказа).
Преданность интересам Родины (патриотизм).
Биологический зачинщик гриппа (вирус).
Многолетний режим погоды (климат).
Огромные массы воздуха, обладающие сходными свойствами (воздушная масса).
Прибор для измерения осадков (осадкомер).
Прибор для измерения атмосферного давления (барометр).
Перемещение воды в океане на огромные расстояния (течения).
Осадочные полезные ископаемые приурочены к (осадочному чехлу платформ).
Магматические полезные ископаемые приурочены к (складчатым областям).
Самое глубокое озеро России и мира (Байкал)
Конкурс 5. Эрудиты.
За 5 минут необходимо разгадать кроссворд. Количество баллов дается по количеству угаданных слов. Команды получают карточки с одинаковыми заданиями.
Конкурс 6. Заморочки из бочки.
Командам предлагается по очереди вытягивать карточки с номерами вопросов. За каждый правильный ответ в актив команды начисляют по 2 балла.
Все мы любим поэзию А.С. Пушкина, и стихи, которые я вам прочту, вам известны.
«Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя,
То, как зверь она завоет,
То заплачет как дитя…
«Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась…»
«Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце,
Снег лежит.
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…»
О каких атмосферных процессах в них идет речь? (1, 2 отрывки – циклон, 3 антициклон).
Полюс холода в южном полушарии на станции «Восток» (-88,50С). Где полюс холода в северном полушарии? (Оймякон)
Писатель и географ Н.Н. Михайлов в своей книге «Иду по меридиану» пишет, что день длится 180 суток. «Солнце ходило по кругу почти на одной высоте и невозможно было ни угадать, который час, ни сообразить, в какой стороне юг» О каком месте пишет автор? (о широте 900)
Какому городу С.Я. Маршак посвятил свои строки?
«Давно стихами говорит Нева,
Страницей Гоголя ложится Невский,
Весь Летний сад – Онегина глава,
О Блоке вспоминают острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский…»
(г. Санкт-Петербург)
Река Волга дала свое имя многим городам, поселкам и деревням, стоящим на ее берегах. Названия каких населенных пунктов, связанных с именем великой русской реки вы знаете? (Волгоград, Волжский, Приволжск, с. Волго-Верховье)
Какие города названы в честь писателей и поэтов, ученых и путешественников, композиторов? (г. Белинский в Пензенской области, Лермонтов (Ставропольский край, Пушкин и Пушкино под Петербургом и Москвой, Чехов в Московской и Сахалинской обл., Жуковский в Московской области, Королев в Подмосковье, Курчатов в Курской обл., Ломоносов под Петербургом, Мичуринск в Тамбовской обл., Хабаровск, Чаплыгин в Липецкой области, Чайковский в Пермской обл.)
Конкурс 7. Природные зоны.
Командам предлагается описание природной зоны, они должны определить о какой природной зоне идет речь и нарисовать (назвать) характерных представителей растительного и животного мира этой зоны, включая виды, занесенные в Красную книгу России.
Территория сильно заболочена. Полгода длится полярный день и полгода – полярная ночь. Зима длинная и холодная, лето короткое и прохладное. (тундра)
Многокилометровые пространства песка с палящим солнцем и практически отсутствием атмосферных осадков. (пустыня)
Конкурс капитанов 8.
Подведение итогов, награждение победителей.
Внеклассное мероприятие «Знай и люби свой город»
Цель проведения мероприятия: расширить и углубить знания обучающихся по истории г.Орска.
Задачи:
-
способствовать развитию познавательного интереса обучающихся к истории города Орска;
-
развивать навыки анализа исторического материала и умение формировать причинно-следственные связи;
-
воспитывать у обучающихся уважение и любовь к своей малой родине, народным традициям края;
-
формировать умение работать в группе.
Форма мероприятия: турнир знатоков в форме квеста.
Оборудование: конверты с заданиями для каждой группы.
Ход
Вступительное слово преподавателя:
Как песня безбрежной России,
Звучат городов имена
Но всё-таки самый красивый
Есть город, друзья, у меня.
Возможно есть и лучшие края,
Но мне дороже красоты неброской,
Уральский город- Родина моя,
Который назван был когда- то Орском[1].
Город Орск ты в дали от столицы,
Но тебя нам нельзя не любить,
У России немало провинций,
И России без них не прожить! [2]
Здравствуйте, участники нашей игры! Сегодня здесь собрались знатоки истории города Орска. Вы являетесь представителями групп первого курса. В течение трех перемен, до 12.15, вам необходимо будет пройти 10 станций и ответить на вопросы по истории города Орска. На каждой станции вас будут ждать конверты с заданием. Вы должны будете ответить на вопрос, так чтобы другая команда не услышала ваш ответ. Записать этот ответ под вопросом и положить листок обратно в конверт. Конверт оставить на станции. Так же под вопросом будет загадка. Отгадав загадку, вы поймете, в каком кабинете будет располагаться следующая станция.
За шум, нецензурную лексику и другое вызывающее поведение вы будете дисквалифицированы. Если наблюдатели на станции увидят, что вы использовали Интернет, вы будете дисквалифицированы.
Итоги квеста будут подведены 28 января.
Если вопросов нет, то квест начнется с 22 кабинета. Вот ваши конверты с первым заданием. Желаю удачи!
Вопросы по истории и достопримечательностям г.Орска.
1.Город начинается с вокзала,
С крика уходящих поездов.
Старенькое с башенками зданье,
Как свидетель прожитых веков.
Много здесь и плакали и пели,
Надевали темные платки,
И молчали, и с тоской глядели
Женщины, солдаты, мужики.
Какой памятник есть на ж/д вокзале в г.Орске. (Паровоз)
Если хочешь умным стать,
Нужно много книг читать.
Чтоб найти все книги века,
Приходи в… (библиотеку)
2. Какая достопримечательность г.Орска, зашифрована в данной загадке?
Из металла — великан
Добрым делом он увлёкся-
Поперёк реки улёгся.
По нему, забыв о чуде,
Переходят реку люди. (мост через Урал, соединяющий Европу и Азию)
На этом уроке мы книги читаем
И разные произведения изучаем.
Мы учим стихи на этом уроке,
Узнаём речь идёт о каком пороке.
(Литература).
3. На пл. Гагарина установлен самолет-истребитель, который будто взлетает в небо стоит на высоком постаменте. Как вы думаете, в честь кого этот памятник стоит и украшает эту площадь? (в честь первого космонавта Ю. А. Гагарина)
Эта наука о способах передачи и получения,
Использования и хранения информации.
Для того чтобы её уметь применять,
Нужно хорошо, отлично её знать.
(Информатика).
4. 20 октября 2002 г. Это получило имя нашего города – Орск. Что назвали «Орском»?
(Имя города с 20 октября 2002 года носит большой десантный корабль проекта 1171, входящий в состав Черноморского флота).
Физкультура здесь у нас!
На уроке целый класс.
Кувыркались мы, скакали
Классом всем в… (спортивном зале)
5. В 1937 г. это здание было открыто ко дню 20-летия Советской власти. Что это за здание?
(Орский государственный драматический театр имени А.С. Пушкина — единственный профессиональный театр на территории Восточного Оренбуржья. Первоначально назывался театром имени Октябрьской революции и размещался на улице Советской. Был открыт в день 20-летия Советской власти, 7 ноября 1937 года. В этом году стартует юбилейный 80 театральный сезон!)
Сфера знаний, изучающая опасности окружающей среды и методы защиты от них. (ОБЖ)
6. В 1735 г. была заложена военная крепость. Ее строительство положило начало возникновению пограничной военной линии по Яику. В 1741 году крепость переименовали в Орскую.
Какое название Орск носил изначально, до 1741 г.?
(Первоначальное название населённого пункта — Оренбург; он предназначался для защиты от кочевников и был укреплен.)
В этом кабинете изучают азы принципов функционирования экономики. (Основы экономики)
7. Немало знаменитых людей побывало в Орской крепости и позднее в Орске. Например, астроном Христофор Эйлер, сын известного математика Леонарда Эйлера, который по заданию Петербургской Академии наук с 23 мая по 3 июня 1769 года, наблюдал прохождение Венеры перед диском Солнца. Откуда производилось наблюдение данного астрономического явления, т.е. где была установлена временная обсерватория?
(с горы Преображенской, из временной обсерватории)
Журчат ручьи, промокли ноги,
Весной пора платить … (налоги)
В каком кабинете вы узнаете подробнее об ответе на данную загадку?
8. Как звали купца, в чьем доме в 1891 г. во время посещения Орска, останавливался наследник престола Цесаревич Николай Александрович (будущий царь Николай II). В честь этого события на доме была установлена мемориальная доска.
(Василий Назаров)
Закуски – одна их особенностей русской кухни, закусками принято называть небольшие порции более или менее острых и соленых кушаний.
Вопрос: какова роль закусок? И когда их принимают в повседневном приеме пищи? Ответ на этот вопрос вы сможете найти в кабинете кулинарии.
9. В 1898 г. в Орске был открыт монастырь, преобразованный из женской общины, существовавшей с 1896. Закрыт в 1925, в 1926 на его территории расположилась кавалерийская часть. В 1991 два монастырских здания возвращены орской епархии. На территории бывшего монастыря сегодня располагается храм. Какое название он носит?
(Собор Покрова Пресвятой Богородицы)
В каком кабинете вы сможете узнать подробнее о менталитете англичан?
10. Известно, что в 1954 г. на Тоцком военном полигоне в Оренбургской области прошли первые в Советском Союзе войсковые учения в условиях реального ядерного взрыва под кодовым названием «Снежок». В них приняли участие около 45 тысяч солдат.
Самолет-носитель Ту-4 с высоты 8 тысяч метров сбросил атомную бомбу. Взрыв бомбы сопровождался ослепительной вспышкой, на десятки километров озарившей местность ярко-белым светом. Сразу после него через эпицентр зоны поражения были проведены войска. В то время основным поражающим фактором атомного взрыва командование считало ударную волну, а не радиацию.
Взрыв оказал поражающее воздействие на жизнь и здоровье людей. Некоторые из участников этих учений проживали или живут в г.Орске.
В 1986 г. около 314 орчан участвовало в ликвидации последствии аварии на Чернобыльской АЭС.
В память об этих людях в Орске был открыт памятник «Орчанам, пострадавшим от радиации». Где расположен этот памятник?
(на пл. Васнецова, за киноцентром «Орск»)
Поздравляю!!! Вы успешно закончили квест! Результаты игры будут известны 28 января.
Список литературы
-
Погорелова Ю., Возможно есть и лучшие края — http://history.opck.org/poezija/7-stihi-posvjaschennye-orsku.html.
-
Тихомиров В., Орский вальс — http://www.stihi.ru/2016/03/09/3877.
Сценарий концертной программы «Город, который в сердце всегда!»
Оформление зала дома.
Экран
Танцевальная композиция «Время Вперёд!»
(Во время композиции слайды про город Кумертау)
Выходит, агитбригада клуба аниматоров «Импровиз-шоу».
1.Кумертау -Ты с шахтёрской судьбой город радости нашей
Был, рождённый восстать в исторической мгле.
2. Ты в делах благородных с годами всё краше
Здесь, на самой прекрасной Башкирской земле.
3. Здесь надежда и вера народов сплотилась,
И слилась воедино творящая мысль.
4. Зорькой алою в каждой душе воплотилась.
И от добрых сердец устремляется в высь.
5. Будет вечным потомков счастливое детство.
Будет слышен по всюду наш радостный смех.
6. Город счастья и детских улыбок.
Город нашей надежды, ты лучший из всех.
7. Пусть искрятся в росе над тобою рассветы
И пусть сладок нам будет Отечества дым.
8. И пусть светлой мечтой управляют поэты.
И пусть образ твой будет всегда молодым.
Выход ведущих.
Ведущий1: Добрый день, дорогие жители и гости нашего замечательного города!
Ведущий2: Мы всех приветствуем на концертной программе «Город, который в сердце всегда!»
Ведущий1: Прекрасней города на свете не сыскать, люблю по его улицам гулять.
Ведущий 2: С Днем рождения города вас мы поздравляем! Чудесней города поверьте мы не знаем.
Ведущий 1: Аркадий, за что ты любишь наш родной город?
Ведущий 2: Конечно, именно за то, что он нам родной, за то, что это наша родина, за то, что его любят наши родители, за то, что мы сами родились здесь…
Ведущий 1: Вика, а ты за что любишь свой город?
Ведущий 2: За людей, которые в нем живут. Ведь это самые родные, близкие и дорогие нам люди. А какие все талантливые и сегодняшний концерт подтверждение этого.
Ведущий 1: Встречайте юных жителей города Кумертау.
Ведущий 2: на сцене группа «Звездочки» танец «Шалунишки» педагог Юсупова Юлия Мунировна.
(за кулисами)
Ведущий 1: Дорогие друзья, для вас поет Терехова Ольга песня «Вместе со мной».
Ведущий 2: Громкие аплодисменты команде «СпортКидс».
Ведущий 1: Встречайте танцевальную студию «Искорки» с танцевальной композицией «Всё те же» педагог Книжник Екатерина Петровна.
Ведущий 2: На сцене учащиеся театра мод «Самоцветы» с коллекцией «Ягодный спас» педагоги Сычева Наталья Викторовна и Пимонова Марина Евгеньевна, Книжник Екатерина Петровна.
Ведущий 1: Встречайте танцевальную студию «Радуга» Кадетский вальс.
(выход ведущих)
Ведущий1: Кумертау, место для каждого из нас точка опоры и счастливого детства.
Ведущий2: Мечтаний юности и развлечений молодости, плодотворной работы зрелости и отрадой пожилых лет.
Наш город процветает и дарит всем благополучие, мира уюта в сердцах.
Ведущий 1: Друзья! Для вас поёт Терехов Алексей Николаевич песня «Тебе, мой город».
(за кулисами)
Ведущий2: Громкие аплодисменты группе «VEGA».
Ведущий1: Встречайте группу спортивной аэробики «Эй би денс» с композицией «Аэробика группа» педагог Газизова Гузель Минитдиновна.
Ведущий2: Танец «Суперзвезда» исполняют учащиеся танцевальной студии «Искорки» педагог книжник Екатерина Николаевна.
Ведущий1: Встречайте вокальный ансамбль «Гармония» песня «Мой дом, мой город!»
Ведущий 2: На сцене команда «Инфинити» с композицией ЧирМикс педагог Суворов Стас Викторович.
Ведущий 1: Встречайте танцевальную студию «Искорки» педагог Книжник Екатерина Петровна, танец «Рыжий ап».
Ведущий 2: Несомненно, наш город — самый лучший город на Земле, это место для каждого из нас значит что-то важное, кто-то здесь родился и провёл счастливые годы детства, кто-то встретил свою первую любовь. Кто-кто добился своей первой победы, кто-то осуществил свою первую заветную мечту.
Ведущий 1: Друзья, мы всех поздравляем с днём рождения нашего города и хотим пожелать мирного неба над головой, светлого блага, добра, взаимоуважения и чудесных возможностей роста и развития.
Ведущий 2: Наш концерт продолжается встречайте учащихся танцевальной студии «Радуга» танец «Хоровод».
Ведущий 1: На сцене команда «Старденс» с композицией «Аэробика гранде».
Ведущий 2: Встречайте танцевальной группу «Фиеста».
Ведущий 1: Встречайте группу «Эй би денс» с композицией «Аэробика гранде».
Ведущий 2: С праздником Вас поздравляют учащиеся танцевальной студии «Радуга» танец «Башкирские узоры».
Ведущий 1: Город наш живет мечтой и делами славится.
С каждым днем растет, цветет, и преображается!
Ведущий 2: Дорогие друзья! В рамках празднования дня рождения города в Центре детского творчества был организован и проведен фотоконкурс «Город в объективе», в котором приняли участие более 50 человек.
Ведущий 1: И сегодня в этот праздничный день мы наградим участников, которые заняли 1,2.3 места в различных номинациях. Для награждения мы приглашаем директора Центра детского творчества Ольгу Павловну Игуменову.
(блок награждения).
Ведущий 2: Дорогие друзья, вас поздравляет группа «Бьюти» «Степ».
Ведущий 1: Группа «Бести» с композицией «Фристайл».
Ведущий 1: Команда «Дрим Тим» с композицией «Степ».
Ведущий 2: Наш концерт продолжается.
2020 год объявлен в России Годом памяти и славы.
Гордостью нашего города это люди, которые противостояли мощному натиску хорошо вооружённого противника — нацистской Германии и её союзников.
Ведущий 1: Мы жители города должны сохранить память о подвиге народа, который своим единством и сплочённостью, трудолюбием и самоотверженностью, невероятной любовью к Родине обеспечил нам мир, свободу и независимость. Мы помним свою историю и гордимся ею!
Внимание на экран!
(видеоролик о городе и наших ветеранах)
Ведущий 2: Встречайте вокальную студию «Гармония» песня «Синяя птица».
(сразу песня «И сниться мне» исполняет Терехов А.Н).
Ведущие 1: Поздравляем с днем города! Желаем, чтобы каждый житель или гость нашего города был счастлив, жил в достатке и благополучии.
Ведущий 2: Пусть у каждого будет своя прекрасная история, которая произошла на улицах любимого города. Мы — это наш город!
Финал.
Песня гимн города Кумертау!
(Терехов А.Н и вокальная группа «Гармония.»). Все коллективы выходят на сцену.