Типовая структура сценария интервью
Классической
считается трехэлементная структура
интервью, включающая вводную часть,
основную часть (собственно интервью) и
заключительную часть.
1.
Вводная часть обычно
содержит приветствие, необходимую
информацию об интервьюере и организации,
информацию о предмете и целях интервью,
о его статусе и последствиях; инструкции
участникам интервью, указания на
продолжительность и структуру интервью.
2.
Основная часть
содержит вопросы, варианты ответов,
специальные инструкции и так называемые
«подстрочные» контекстные указания
участникам интервью. Основная часть
может быть дополнительно структурирована
по темам, формам вопросов, функциям и
проч.
Внесение
подстрочных замечаний (например, мелким
шрифтом или курсивом), которые будут
выполнять функции постановки
коммуникативного действия. Подстрочные
замечания обычно касаются особенностей
воспроизведения определенных вопросов
и фрагментов интервью и режиссирования
пауз и акцентов. Для этого разрабатываются
особые символы. Профессиональные
коммуникаторы, лекторы, политические
деятели, которым приходится довольно
часто и подолгу выступать перед
аудиторией, обычно предпочитают
использовать индивидуальные, понятные
лишь им системы условных обозначений31.
Именно вследствие использования особых
подструктур, подстрочных замечаний и
указателей последовательности вопросов,
сценарий интервью напоминает сложную
карту или схему, за что иногда сценарий
интервью называют «путеводителем»,
«картой» или «схемой» интервью.
3.
Заключительная часть
предполагает помимо благодарности за
участие, внимание и помощь в осуществлении
интервью включение дополнительных
вопросов о личности респондентов,
формально необходимых или иных сведениях
Заключительная часть должна содержать
некоторое социально, профессионально
и/или личностно значимое обобщение.
Очевидно, что
структура сценария интервью может иметь
массу вариантов наполнения и выглядеть
неузнаваемо для аналитически не
нацеленного взгляда.
Рекомендации
по подготовке
сценарного
бланка интервью
Сценарный
бланк интервью
составляется
в соответствии с заранее продуманными
структурными элементами, целями и
задачами интервью. При этом особо
учитываются предполагаемые способы
фиксации информации. Объем сценарного
бланка напрямую зависит от количества
вопросов, формы вопросов (на закрытые
вопросы требуется меньше времени, на
открытые, как правило — больше),
контингента опрашиваемых и предполагаемой
меры их заинтересованности в
интервьюировании, а также общего объема
времени, отводимого на интервьюирование.
Оптимальным временем интервьюирования
в кадровой работе в зависимости от
выполняемых при этом кадровых функций.
считается 10–40 минут. Многие специалисты
в управлении персоналом «укладываются»
в данные сроки, однако, многие подчеркивают,
что обработка бланков интервью занимает
немало времени и часто выходит за рамки
времени, отводимого на интервью.
Особенно важным
обстоятельством для расчета объема и
продолжительности интервью являются
личные характеристики респондентов
(их возраст, работоспособность, объем
памяти, объем внимания, коэффициент
интеллекта, состояние здоровья и т.п.),
мера их готовности и наличие навыков
участия в интервью, характер социальных
ожиданий и стимулов, наличие личных и
профессиональных проблем. В ряде кадровых
работ подобные характеристики учитываются
недостаточно. Например, мало учитываются
индивидуальные особенности и обстоятельства
при проведении в форме интервью оценки
персонала при подборе на вакантные
должности.
Интервью
есть вид поляризованной коммуникации,
при которой интервьюируемый передает
информацию реципиенту (интервьюеру и
другим людям)32.
Поляризованность коммуникации в интервью
задается не равными коммуникативными
позициями, различными функциями и,
соответственно, возможностями влияния
на коммуникативную ситуацию и восприятие
информации участниками интервью.
? Контрольные
вопросы, задания и упражнения
1.
Проанализируйте несколько бланков
интервью. Для этого:
1) выявите структуру
каждого бланка и обоснуйте необходимость
выбранной авторами бланка структуры
интервью;
2) выявите все поля
в анализируемых бланках;
3) проанализируйте
удобство расположения и принципиальную
достаточность полей бланка;
4) предложите
способы усовершенствования бланков.
2.
С учетом выявленных Вами несовершенств
и недочетов формулируйте письменные
рекомендации интервьюерам по составлению
бланков и сценариев интервью.
3. Придумайте
индивидуальную систему условных
обозначений для сценария интервью.
Ролевое
структурирование
сценария
интервью
Профессиональное
интервьюирование предполагает
максимальное использование всех
возможностей диалога в процессе интервью.
Именно с целью повышения результативности
интервью применяется методика ролевого
структурирования.
Ролевое
структурирование сценария интервью
представляет собой набор процедур
подготовки к проведению интервьюирования
и техник диалога в процессе интервью,
позволяющих структурировать межличностное
взаимодействие в ходе интервью и
управлять как текущими, так и
постинтервьютивными социальными
ожиданиями участников интервью.
Наиболее простые
формы социально-ролевого структурирования
сценария интервью включают следующие
действия. На завершающем этапе подготовки
сценария интервью на отдельные вопросы
или группы вопросов как бы накладываются
дополнительные смыслы и нагрузки, в
частности, при помощи речевых и
интонационных техник задаются
социально-ролевые позиции участников
интервью. При этом, безусловно, разработчики
сценария интервью имеют возможность,
главным образом, воздействовать на
позиции интервьюера, но за счет новой
позиции интервьюера в процессе диалога
задаются и ролевые позиции интервьюируемого.
Приведем несколько
примеров и приемов формирования ролевых
позиций участников интервью.
Таблица 1
Приёмы ролевого
структурирования
сценария интервью
Вопросы | Ответы интервьюируемого |
Примечания |
Интервьюер (подчеркнуто строго!): Как |
__________________________________
__________________________________ _________________ Оценка |
|
Интервьюер:
(несколько Это |
__________________________________
__________________________________ _________________ Оценка |
|
Интервьюер:
За |
__________________________________
_________________ Реакция: _________________ |
В сложных сценариях
интервью роли участников могут меняться
неоднократно от сходных до прямо
противоположных. Например, в стрессовых
интервью иногда применяется приём
демонстрации резкой смены настроений
от абсолютной доброжелательности и
предупредительности интервьюера до
резко критического отношения и даже
неприятия интервьюируемого. Разумеется,
такие ролевые сценарии требуют от их
главных исполнителей некоторого
актерского мастерства, но российские
граждане талантливы и порой так быстро
и точно входят в ту или иную роль, что
возникает проблема выхода из неё. Это
касается и интервьюера, и интервьюируемого.
Так, если в соответствии со сценарием
интервью интервьюер допускает «плановую»
коммуникативную ошибку, например, трижды
не правильно произносит имя или фамилию
интервьюируемого, то конфликтному
человеку с повышенным восприятием своей
значимости очень трудно будет удержаться
от назидательных интонаций, роли
морализатора, критика или даже
преследователя.
К слову, при
выполнении негативных ролей, необходимо
известное «социальное отыгрывание»
ситуации, то есть включение в сценарий
стандартных текстов, объясняющих
интервьюируемому причины неадекватного
или «странного» поведения интервьюера.
Например, это могут быть следующие
объяснения: «В ходе интервью (а Вы были
участником стрессового интервью), Вы,
очевидно, заметили, что я применял в
отношении Вас жесткие интонации. По
условиям сценария интервьюер не имеет
права заранее предупреждать интервьюируемого
о подобных ситуациях. Я добросовестно
выполнил инструкцию и прошу Вас правильно
истолковать мое поведение». С одной
стороны, продолжительность
социально-психологической коррекции
в процессе выхода из подобных интервью
должна быть достаточной с тем, чтобы
испытуемый, выходя от интервьюера,
чувствовал себя достаточно спокойно и
уверенно. С другой стороны, чрезмерно
длительные объяснения и, тем более,
извинения со стороны интервьюера или
устроителей интервью излишни, так как
способствуют смене, а именно — снижению
статуса социально-ролевых позиций. В
подобных ситуациях не должен пострадать
и моральный статус интервьюера и
организаторов интервью.
Персональная
адаптация
сценария
интервью
Сценарий интервью
обычно темо- и целецентричен и
разрабатывается без учета личностных
особенностей интервьюера, то есть
ориентирован на «типичного человека».
Поэтому в нём интервьюер может с
удивлением обнаружить такие формы,
которые ему трудно или невозможно будет
использовать в ходе интервьюирования.
Так, например, существуют определенные
речевые особенности, которые могут
затруднять воспроизведение
труднопроизносимых словосочетаний. То
есть могут возникать технические
трудности. Интервьюеру может быть
неудобно использовать сценарий вопросника
в типовой форме или некоторые словосочетания
и задания интервьюеру могут у него
вызывать раздражение, непонимание или
отрицательные эмоции и реакции. В таком
случае своими непроизвольными реакциями
интервьюер может оказывать неплановое
воздействие на интервьюируемого и тем
самым негативно влиять на результаты
интервью.
Поэтому лучше не
допускать возникновения подобных
ситуаций и осуществлять персональную
адаптацию сценариев интервью. Безусловно,
лучше всего это делать совместно
интервьюеру и разработчикам сценария,
но мне представляется, что незначительные
изменения в сценарий интервью в целях
его усовершенствования и повышения
практичности использования целесообразно
позволять делать и самим интервьюерам
при условии их согласования с руководителями
подразделений.
При интервьюировании
персонала, особенно в компаниях с
совместным капиталом и международных
фирмах часто используется инструментарий,
разработанный для зарубежного персонала
и просто дословно переведенный
профессиональными переводчиками без
согласования с представителями служб
персонала российских отделений и офисов.
При этом вносить какие-либо изменения
строго запрещается. Причины таких
запретов кроются не только в стремлении
точно использовать грамотный инструментарий
и обеспечить стандартизированность и
сравнимость результатов. Подчас не
менее важными причинами подобных
строгостей и запретов являются стремление
сотрудников головных офисов и служб
доказать свою незаменимость, подчеркнуть
и закрепить свой статус, а также недоверие
к профессионализму сотрудников
региональных офисов. В результате
нередко сценарии оценочных, отборочных,
аттестационных, информационных интервью
не коррелируют с особенностями культуры,
менталитета, актуальных языковых форм,
принятыми нормами и психологией делового
общения; сами формы представляются
российским менеджерам по персоналу
громоздкими и не отвечающими нормам
делопроизводства. Кросскультурные
несоответствия и различия, неизбежно
возникающие в многонациональных
организациях следует стремиться
устранять до их использования, так как
часто вызывают недоумение, иронию и
даже недоверие интервьюируемого
персонала к профессиональной компетентности
высшего руководства компании, да и
российских менеджеров по персоналу. Да
и сами менеджеры, понимая недостаточное
совершенство используемого ими
инструментария, подчас формально
относятся к его применению и интерпретации
результатов. А что в результате?
Непонимание, формализм, а в конечном
счете — снижение продуктивности
деятельности компании.
Персональная
адаптация сценария интервью предполагает
выполнение следующих шагов.
Шаг 1 («Ознакомление»).
Следует ознакомиться со сценарием
интервью, его структурой и особенностями.
Шаг 2 («Запоминание»).
Необходимо вслух прочитать вопросы,
стараясь учитывать все подстрочные
замечания и инструкции интервьюеру,
делая паузы для выслушивания предполагаемых
ответов.
Шаг 3 («Имитация»).
Следует повторить предыдущий шаг,
имитируя заполнение вопросника
содержанием ответов воображаемого
респондента и оценками интервьюера.
При этом важно отметить время начала и
время завершения воображаемого интервью.
Шаг 4 («Поиск»).
Просмотр сценария интервью и выявление
причин возникновения проблем. Проставление
пометок в сценарии, позволяющих лучше
видеть текст вопросов, инструкции и
подстрочные замечания, делать правильные
ударения в словах, фразах и предложениях,
фиксировать результаты интервью.
Шаг 5
(«Предложения»). Формулировка и
аргументация необходимости внесения
изменений в бланк сценария интервью.
Согласование изменений с руководителями
и коллегами.
Шаг 6 («Коррекция»).
Внесение изменений в сценарий интервью
и повторная имитация интервью (то есть
повторение шага 3).
Следует обратить
внимание, что согласование изменений
ни в какой мере не умаляет самостоятельность
и восприятие интервьюера руководством
и коллегами как профессионала. Наоборот,
именно высокий уровень профессионализма
и уверенность в себе позволяют человеку
без стыда и сомнений обращаться за
советом, помощью и консультацией к
другим специалистам. Даже если
сформулированные предложения по
изменению сценария по каким-либо причинам
не будут одобрены, выполнивший данные
действия интервьюер может быть уверен,
что он сделал все, от него зависящее,
чтобы в ходе интервьюирования персонала
были получены качественные результаты.
? Контрольные
вопросы, задания и упражнения
1.
Проанализируйте типичные роли интервьюера.
2. Выберите для
себя несколько ролей, которые, по Вашему
мнению, будут наиболее приемлемы и
удобны для Вас лично.
3. Продумайте,
какими средствами и способами можно
обеспечить ролевое структурирование
сценариев при переходе от одной к другой
или третьей выбранной Вами роли.
4. Какие роли
недопустимы для интервьюера? Аргументируйте
свою точку зрения.
5. Зачем нужна
персональная адаптация сценария
интервью? Чем вызвана особая необходимость
адаптации сценария интервью, разработанного
иностранными авторами?
6. Как выполнить
персональную адаптацию сценария
интервью?
___________________________________________________
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Видео: Как Нолан пишет сценарии
Содержание
- Примеры сценария интервью
- 1- Сценарий журналистского интервью
- Часть I: презентация интервьюируемого
- Часть II: вопросы и ответы
- Часть III: прощание и выводы (по желанию)
- 2- Сценарий собеседования
- Часть I: презентация
- Часть II: академическая подготовка и опыт работы
- Часть III: закрытие интервью
- 3- Сценарий исследовательского интервью
- Часть I: знакомство с интервьюером
- Часть II: данные интервьюируемого
- Часть III: исследования
- Часть IV: закрытие интервью
- 4- Сценарий интервью для клинической консультации
- Часть I: сбор данных
- Часть II: информация о здоровье
- Часть III: причина консультации
- Ссылки
А сценарий интервью Это список обсуждаемых вопросов и вопросов, которые интервьюер собирается задать интервьюируемому в указанном разговоре, которые должны дать последовательные ответы в соответствии с целью интервью.
Интервью — это диалог или беседа, которая может иметь место между одним или несколькими людьми на тему, представляющую общий интерес, с целью узнать их мнение по этому поводу, их убеждения и опыт в данной области. Это может быть личная встреча, то есть личная встреча, по телефону или в Интернете.
С другой стороны, в литературном жанре сценарий — это текст, который представляет содержание для определенной цели, то есть это руководство, которое направляет развитие деятельности.
Сценарий интервью может содержать структурированные вопросы, которые уже написаны заранее; полуструктурированные, некоторые из которых уже готовы, но есть возможность задать открытые вопросы; а подробные вопросы, где указана тема, а вопросы являются бесплатными, возникают в соответствии с ответами респондента.
Примеры сценария интервью
Чтобы написать сценарий, необходимо принять во внимание несколько факторов, таких как цель интервью, журналистское ли оно, работа, расследование, клиническая консультация и т. Д.
Также необходимо учитывать количество интервьюируемых, поскольку оно может быть индивидуальным или коллективным, если оно находится в группе.
Что касается формулировки вопросов, необходимо использовать четкий и понятный язык, отвечать цели собеседования, поддерживать логический порядок от общего к частному, включать открытые и описательные вопросы.
1- Сценарий журналистского интервью
Сценарий журналистского интервью должен содержать вопросы, которые журналист задаст интервьюируемому, чтобы через ответы связать его со своими последователями.
Часть I: презентация интервьюируемого
Интервьюируем: _________________, технический директор футбольной команды Los Dinámicos.
Часть II: вопросы и ответы
Как была физическая подготовка игроков?
На чем вы основали встречу в гримерной?
Есть ли жертвы в игре?
Какую подготовку вы пройдете как посетитель?
Есть ли какие-нибудь особые меры для отметки бомбардира?
Будете ли вы продлевать контракты на следующий сезон?
Вы имеете в виду руководство старшей командой?
Какую мечту осуществить в долгосрочной перспективе?
Часть III: прощание и выводы (по желанию)
Спасибо за ваше время, мы с вами и удачи.
2- Сценарий собеседования
Сценарий собеседования позволяет собирать данные, которые должны быть записаны о соискателе, с информацией, которая интересует работодателя, например, личные данные, проведенные исследования, опыт работы и т. Д.
Часть I: презентация
- Приветствие и презентация.
- Спасибо за участие и пунктуальность.
- Заявление о цели интервью.
- Личная информация. Проверка их имени и фамилии, семейного положения, количества детей, места рождения, номеров телефонов и т. Д.
Часть II: академическая подготовка и опыт работы
- Академическая подготовка
Расскажите о своей тренировке, где вы учились?
Какие курсы, семинары, беседы, семинары и т. Д. Вы прошли в связи с работой, к которой стремитесь?
Вы говорите, пишете и понимаете другой язык?
- Опыт работы
Что ты думаешь о своей профессии?
Что побудило вас заняться этой карьерой?
Можете рассказать о своей предыдущей работе?
Какой из всех переживаний был самым трудным?
Что вы считаете своими способностями и навыками?
Какой была ваша последняя работа и что побудило вас уйти на пенсию?
Вы работали под давлением?
Что ты чувствуешь, когда работаешь в команде?
Что вас привлекает в этой компании, если вы считаете ее своей будущей работой?
Какие пособия по трудоустройству вы считаете важными для себя и своей семьи?
Часть III: закрытие интервью
Если выбрано, когда оно будет доступно?
Вы бы хотели пройти медицинское обследование?
Спасибо за уделенное время, мы с вами свяжемся.
3- Сценарий исследовательского интервью
В области исследования интервью — это инструмент, позволяющий собрать данные по изучаемой теме.
Таким образом, сценарий исследовательского интервью состоит из подготовки вопросов, которые необходимо задать исследуемому населению, чтобы зафиксировать восприятие, мнения, отношения и т. Д., Которые определяют достижение целей указанного исследования.
Часть I: знакомство с интервьюером
Доброе утро, спасибо, что разрешили мне провести этот опрос. Меня зовут: ________________ Я происхожу из: _______________________ Причина моего присутствия — задать вам несколько вопросов, касающихся образовательных потребностей ваших учеников.
Часть II: данные интервьюируемого
как твое полное имя?
По какой специальности?
Как давно ты закончил учебу?
Стаж в учреждении?
Можете ли вы описать функции, которые вы выполняете?
Часть III: исследования
Считаете ли вы, что ваша роль учителя ценится руководящим составом и представителями детей?
Какие аспекты вы принимаете во внимание перед преподаванием в классе?
Считаете ли вы, что развлекательные мероприятия важны для обучения студентов?
Включаете ли вы в свои занятия динамику и игры?
Есть ли у студентов академическая поддержка дома?
Постоянно ли с вами общаются представители?
Можете ли вы описать участие родителей и опекунов в процессе обучения детей?
Какие занятия вы применяете в своих классах, чтобы заинтересовать учащихся?
Считаете ли вы, что постоянное обновление учителей важно?
Как вы думаете, как поддержка представителей влияет на обучение детей?
Часть IV: закрытие интервью
Спасибо за ваше время.
4- Сценарий интервью для клинической консультации
Когда человек впервые приходит на консультацию к врачу, проводится первичное собеседование с серией вопросов, данные которых записываются в медицинскую карту и позволяют узнать историю болезни пациента.
Часть I: сбор данных
Получение личных данных. Подтверждение их имени и фамилии, семейного положения, количества детей, места и даты рождения, номеров телефонов, адреса.
Часть II: информация о здоровье
Ваши родители или родственники страдали или страдали от каких-либо болезней?
У Вас аллергия на какие-либо лекарства?
Вам когда-нибудь делали операцию?
От каких болезней вы страдали раньше?
Какие вакцины вы получили?
Сколько доставок у вас было?
Вы занимаетесь какой-либо физической активностью?
Часть III: причина консультации
Вы приходите на консультацию по поводу дискомфорта, уточните какой?
Не могли бы вы зайти на физическое обследование?
Диагноз врача: ____________________________
Ссылки
- Альварес Б., (2015). Потребитель: Собеседование: 20 вопросов и ответы на них. Получено с: consumer.es.
- Fábregues, S et al. (2016). Социальные и педагогические методы исследования. Барселона, Редакция УПЦ.
- Gil, E et al. (2007). Сценарий первоначального оценочного собеседования в процессе коллективных действий. Получено с scielo.isciii.es.
- Интервью. Получено с: deficion.de.
- Варгас, И. (2012). Интервью в качественных исследованиях: новые тенденции и вызовы. Коста-Рика, Центр исследований и преподавания в области образования, Национальный университет.
Гайд для интервью
Когда речь идет о качественных исследованиях, одним из ключевых методов сбора информации является глубинное интервью. Вне зависимости от того, кто именно отвечает на вопросы (эксперт или потребитель определенной категории товаров), процесс свободного общения, диалога позволяет лучше и глубже раскрыть мысли собеседника.
Суть метода состоит в установлении доверительного общения между интервьюером и респондентом, и проходит в формате живой беседы. Глубинное интервью проводится по заранее подготовленному списку вопросов, сценарию. Таким образом, подготовительным этапом является формирование списка вопросов, отвечающих целям и задачам исследования.
Структурирование гайда
Список вопросов (гайд, от английского «guide» — путеводитель) это документ, содержащий темы и блоки вопросов, направленные на достижение основной цели исследования. Как правило, руководство для интервью состоит из серии открытых вопросов, свободных к интерпретации модератора. Таким образом, интервью может проводиться по заготовленной структуре, но с использованием гибких формулировок. Структура интервью может быть выстроена следующим образом:
- Хронологическое построение. В случае если интервью носит биографический характер, где события следуют одно за другим, результатом должно стать четкое повествование с отражением разных временных промежутков;
- Описательное построение. Если целью исследования является более детальная оценка какого-либо объекта, явления или события, то структура формируется вокруг вопросов, направленных на изучение мнения респондента о составных частях и отдельных элементах исследуемого материала. Интервью не только должно будет помочь респонденту озвучить собственные мысли или предоставить экспертные оценки, но и предоставить модератору детальное отображение объекта или явления через последовательное отображение его составных частей;
- Рефлексивное построение. Если для исследования необходимы только мнения и оценочные рассуждения респондента, вопросы должны быть сосредоточены на причинно-следственных связях, и в процессе беседы интервьюер должен зафиксировать полученные выводы.
Профессионализм модератора заключается в принятии самостоятельного решения о необходимости задавать уточняющие и дополнительные вопросы для более глубокого раскрытия темы исследования.
Порядок вопросов и частые ошибки
Как и любое исследование, глубинные интервью требуют масштабной подготовки на каждом этапе. Учитывая, что качественные виды исследования направлены на получение содержательной информации от респондентов (экспертов, потребителей и пр.), модератор должен быть обучен основным методикам ведения беседы, используя список ключевых вопросов. Каждый из этапов подготовки важен, и нарушение условий проведения может исказить получаемые данные.
В основе проведения исследования лежит список вопросов. После того как была определена цель исследования, выбрана структура проведения, необходимо составить перечень вопросов согласно теме, целям и задачам исследования. Формулировки вопросов могут варьироваться, но структура беседы должна выглядеть следующим образом:
- Идентификация. После приветствия и согласия на проведение беседы, респондент отвечает на ряд личных вопросов: имя, возраст, социальный статус, и прочая информация, которая может потребоваться для последующей интерпретации данных;
- Вводные вопросы. Они направлены на определение зоны интересов респондента, степени погруженности в тему исследования;
- Ключевые вопросы. Вопросы, связанные напрямую с объектом исследования. Данные вопросы требуют максимально развернутых ответов и могут потребовать уточнений или дополнений со стороны интервьюера;
- Заключение. После получения основной информации, модератор подводит итоги, благодарит респондента, при необходимости просит резюмировать ключевую информацию, предоставляет возможность дать обратную связь.
При самостоятельной разработке сценария интервью необходимо избегать ошибок, которые могут повлиять на сбор и качество получаемой информации, но также необходима подготовка интервьюера, которому крайне важно избегать:
- Предвзятости (когда модератор подталкивает респондента к «правильным ответам»);
- Отстраненности (когда интервьюер не ведет дискуссию, а дословно, по порядку зачитывает подготовленные вопросы, не следуя за разговором и ходом мысли респондента);
- Нарушения процедур проведения (интервьюер не фиксирует информацию, нарушает предусмотренный тайминг);
- Игнорирования структурной логики сценария (вопросы задаются не структурировано, происходят нелогичные переходы с темы на тему).
Ниже приводим пример готового списка вопросов сценария интервью (рассматривается тематика «изучения потребительского поведения»):
Пример гайда глубинного интервью
План- конспект занятия в объединении «Журналист»
Педагог Ашкарова М.А.
Тема: Интервью. Подготовка к интервью
Цель: расширить знания учащихся об особенностях жанра “Интервью” и формирование языковой и коммуникативной компетенций.
Задачи:
Образовательные: познакомить со структурой интервью, с этапами подготовки и проведения интервью.
Развивающие: развивать умение самостоятельно усваивать новые знания на основе наблюдения языкового материала, делать выводы, чётко формулировать вопросы, а также навыки выделения главного в языковом материале.
Воспитательные: создавать условия для мотивации к развитию интеллектуальных и творческих способностей, толерантности, уважения к собеседнику.
Оборудование: презентация, энциклопедические словари, дидактический материал.
Ход занятия:
1. Обсуждение работ обучающихся, занимающихся в объединении и опубликованных в СМИ.
А) Заметка “Весёлая ярмарка” (газета «Сорока» ЦДТ)
Б) Репортаж “Вечер встречи выпускников” (газета «Узнавай-ка» СОШ№3)
2. Закрепление материала предыдущих занятий.
(Педагог зачитывает определения, а дети фиксируют в своих записях жанры публицистического стиля) (Слайд 2. Презентация)
А) Заметка – краткое сообщение в печати.
Б) Репортаж – сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация (в печати, по радио, телевидению).
В) статья – научное, публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.
Г) Хроника – отдел сообщений в газете.
Д) Интервью – предназначенная для печати (или передачи по радио или телевидению) беседа с каким-либо лицом. (Слайд 2)
Объявление темы занятия.
Итак, сегодня мы продолжаем знакомство с газетными жанрами, и нам предстоит познакомиться с особенностями “Интервью” (слайд 1), чтобы создать творческую работу в этом жанре и опубликовать её в детской газете или городских СМИ.
Вопросы для обсуждения:
1) Какие синонимы можно подобрать к этому слову? (Беседа, диалог)
2) Подберите однокоренные слова к слову “интервью”. (Интервьюер, интервьюируемый, интервьюировать)
3) Сколько человек принимает участие в интервью? (Обычно два)
4) Найдите в «Лянторской газете” интервью. В какой рубрике оно напечатано?
5) Какую цель преследовал корреспондент, опубликовав это интервью?
Вывод: Итак, интервью – это техника сбора информации, которое может быть передано в эфир как новость или войти в сообщение, репортаж, комментарий. Интервью может быть как вспомогательной частью журналистской работы над передачей, так и самостоятельным материалом. В такой передаче аудитории предлагается не результат работы, а ее процесс. Тогда интервью приобретает значимость информативной беседы. Интервью, будь оно в форме личной беседы либо по телефону, не проходит по разработанному сценарию, и вы должны быть готовы к неожиданным ответам, а также к тому, чтобы, ухватившись за новую мысль, задать уточняющие вопросы. Как мы уже говорили, интервью требует от репортера владения определенной техникой, хотя понятно, что удачное интервью – это намного больше, чем лишь умение задать хороший вопрос. (Слайд 3, 4, 5)
3. Работа с рассказом А. П. Чехова “Моя беседа с Эдисоном”. (Слайд 6)
А сейчас обратимся к рассказу А.П.Чехова. Я убеждена, что человек, решивший стать журналистом, должен обязательно читать произведения известного русского писателя, так как он был прекрасным стилистом., умел кратко сказать о важном и значимом для человека. Его рассказ – это своеобразное интервью героя с известным учёным.
А) Чтение рассказа. (Приложение 1)
Б) Вопросы для обсуждения предлагаются группам (их три). (Слайд 7)
1 группа. Удалось ли интервью? Почему?
(Прогнозируемые ответы. Герой плохо представлял себе, кто такой Эдисон, каковы его научные заслуги. Минимум сведений можно почерпнуть в энциклопедическом словаре, например:
Эдисон Томас Алва (1847–1931) – американский изобретатель, предприниматель. Работал в области электротехники и связи, запатентовал несколько изобретений, относящихся к телеграфии, прибор для механической записи и воспроизведении звуков (фонограф). Усовершенствовал электрическую лампу накаливания. Известен изобретениями в телефонии, кинотехнике, в области химии, горного дела, военной техники.
Неуважение к личности и заслугам Эдисона сквозит также и в формулировках вопросов, в иронично-снисходительном тоне беседы.
2 группа. С каким чувством расстались люди?
(Прогнозируемые ответы — они неудовлетворенны друг другом. Вряд ли Эдисона могло порадовать, что его изобретения “не вошли еще в программу… средне-учебных заведений, но …имя часто упоминается в газетных “смесях”, где обыкновенно помещались мелкие заметки на разные незначительные темы.
3 группа. Почему и над кем мы смеемся? Какие ошибки допустил журналист?
(Прогнозируемые ответы — Прежде всего над журналистом. Он не договорился заранее о встрече и не продумал ее ход: момент знакомства, последовательность и содержание вопросов, завершение беседы, т.е. показал себя непрофессионалом.
Если таковы специальные корреспонденты, то, каково же “лицо “печатного издания или органа? Каким вы представляете его себе?
Вывод: Чтобы интервью удалось, к нему нужно тщательно готовиться.
4. Составление правил для начинающего журналиста.
Основа основ успешного интервью – тщательная подготовка репортера. Он должен хорошо ориентироваться в предмете разговора, знать о нем почти столько же, как и сам объект интервью. Быть подготовленным к интервью означает, что в какой-то степени репортер может предугадать, какие ответы вызовет тот или иной вопрос
В идеальных представлениях репортер, готовящийся к интервью, часами просиживает в библиотеке, читая книги, справочники, подборки из газет, архивные записи, успевая к тому же провести предварительные интервью и беседы для сбора информации. Но в реальной жизни с ее стрессами и гонками происходит все по-иному. Тем не менее, рядом с вами коллеги, которые уже, возможно, писали материал на эту тему, знают о человеке, с которым вам предстоит встретиться. Во всех редакциях сегодня есть доступ к Интернету, где можно найти очень много материалов по любой теме. Однако слишком активная подготовка может навредить. Журналист может оказать в плену собранного им материала. Чужое восприятие действительности или человека, о котором идет речь, нередко передается из одного портрета в другой. Одно из важнейших правил при работе с интервью – готовится к нему без всяких предубеждений.
Сейчас вам предстоит разработать правила, которым нужно следовать, готовясь к интервью. Вы должны будете учесть все ошибки, которые допустил герой рассказа А.П.Чехова.
Работа по группам: (слайд 7)
1 группа – перед интервью. (Слайд 8, Приложение 2)
Варианты, предложенные детьми:
1. Постараться узнать больше о собеседнике.
2. Продумать вопросы.
3. Подумать о месте интервью.
4. Уделить внимание своему внешнему виду.
2 группа – во время интервью. (Слайд 9, Приложение 3)
Варианты, предложенные детьми:
1. Чётко формулировать свои вопросы.
2. Не оказывать давление на собеседника.
3. Внимательно выслушивать его рассуждения.
4. Быть вежливым и тактичным, не навязывать своего мнения.
3 группа – после интервью. (Слайд 10. Приложение 4)
Варианты, предложенные детьми:
1. Анализ записей.
2. Отбор главного материала.
3. Корректирование материала.
4. Узнать мнение интервьюируемого о готовом интервью.
Узнать мнение узкого круга коллег о готовом интервью.
Подобрать дополнительные материалы (фото, картинки, иллюстрации).
5. Обсуждение разработанных правил и сопоставление их с вариантом педагога.
(Заслушиваются представители каждой группы, записываются правила на листочках и вывешиваются на доску, сравниваются с предложенными вариантами педагога.
6. Составление вопросов в группе в соответствии с данными рекомендациями
(Вопросы составлялись в группах, а затем были заданы присутствующему на занятии методисту, который выступал в роли журналиста «Лянторской газеты»). Вопросы, составленные детьми, представлены в презентации – слайд 11)
7. Подводя итог занятию, использовали прием из технологии ТРКЧМ “Шесть шляп”.
Белая шляпа: О чём мы узнали сегодня?
Желтая шляпа: Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, но и объяснить, почему.
Зелёная шляпа: О чём можно было ещё поговорить?
Красная шляпа: Какие чувства вызвала тема занятия?
Черная шляпа: Что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и – объяснить, почему так произошло?
Синяя шляпа: Что дало это занятие каждому.
Приложение 5
20.06.2016
Сценарий встречи с интересными людьми «В мире талантов и увлечений»
Цель данного мероприятия: создание условий для реализации внутреннего потенциала педагогов , обмен опытом.
Оценить
12422
Содержимое разработки
Сценарий
встречи с интересными людьми
«В мире талантов и увлечений»
Уважаемые коллеги, гости!
Добрый вечер! Сегодня мы с вами собрались здесь на дружескую встречу.
Прежде чем вас всех собрать здесь, я думала: с чего начать нашу встречу?
Конечно с создания доброжелательной атмосферы и хорошего настроения.
И для вашего внимание выступление детского коллектива с песней
«Хорошо в деревне летом», рук. Воронина Е.М.
Сегодня нам хочется кого-то увлечь, заинтересовать, заставить фантазировать и размышлять, кого-то делиться опытом и хорошим настроением. Мы уверены каждому будет что сказать, поэтому добро пожаловать в нашу импровизированную творческую мастерскую. За чашечкой чая мы поговорим о разных увлечениях и хобби коллег и наших гостей, которые пришли поделиться своим мастерством.
Как хорошо, когда есть увлеченье
И места нет тоске в душе твоей
Лишь есть одно, огромное стремленье
Создать мечту, и растворится в ней…
Современная динамичная жизнь привела к тому, что люди стали искать «выплеск» для души и нашли его в своем творчестве. Сейчас очень много информации о различных способах воплощения неординарных, креативных, творческих идей, связанных с ручными умениями и навыками. Кто-то увлекается рукоделием (вязание, вышивка), у кого-то особая страсть – кулинария, сейчас в моде квиллинг, декупаж, батик, домашнее мыловарение, чеканка, выжигание по дереву. Для некоторых людей — творчество превратилось в смысл жизни.
Черты человечьи слагались веками.
Бывает, что кто-то похож на кого-то,
Но всё-таки каждый из нас уникален,
Как будто природы «ручная работа».
В умелых руках оживает и камень.
Резцом или кистью творились полотна,
Искусство высокое в Лету не канет –
В музеях хранится ручная работа.
Штампованной жизни дела и заботы.
От них никуда нам сегодня не скрыться.
Отдушиной станет ручная работа,
Ведь в женщине каждой живёт мастерица.
Крючок или спицы в руках замелькают,
Знакомы и этому творчеству взлёты,
И наших любимых вдали приласкают
Носки или свитер – ручная работа.
Касается творчества это любого,
И если готова душа для полёта,
Ты делаешь дело с добром и любовью.
В итоге выходит — «ручная работа».
Великое дело – большое искусство,
Ведь каждое слово и каждая нота,
Когда пробуждают высокие чувства, —
Не штамп, а таланта «ручная работа».
Если человек увлечен всецело любимым делом, он находится постоянно в состоянии поиска, ему хочется делиться с окружающими своими умениями, позитивным настроением, продемонстрировать свой талант.
Каждая женщина хочет выглядеть красиво, элегантно.
Наша коллега Мебадури Т.С. увлекается украшениями – это цветы, пояса, бусы и другие виды украшений из разных материалов –кожи, фоамиран, ткань и т.д. И она с удовольствием продемонстрирует свою коллекцию.
Современная женщина – мотор, двигатель, зарядное устройство для батареек всей семьи. Только так часто бывает – батарейки садятся… Где взять источник, который поможет нам зарядить наши батарейки? И здесь на помощь приходят наши любимые увлечения. Именно это занятие дает женщине энергию и заряд бодрости, а также вдохновение и полет фантазии.
Дизайн для нас еще так нов,
Что не хватает даже слов.
Но даже это пусть начало,
О педагогах знаем мы немало.
Они творят и создают уют,
Ведь в этом заключается их труд.
Притягивать к себе —
У педагогов редкий дар,
Не вы одни поклонники их чар,
И как художник, создающий вернисаж,
Они демонстрируют нам высший пилотаж.
Свои работы нам представили Баумбах Е.А. и Волкова О.А.
Оказывается, заниматься рукоделием очень полезно для здоровья. Оно успокаивает человека, все негативные мысли куда-то исчезают, когда женщина вяжет или вышивает. Это занятие умиротворяет человека. Вязание, например, даже называют спицетерапией.
Рост приличный,
Добрый взгляд.
Она — мастер, говорят.
В своем деле много знает
И девчонок обучает
Красоту крючком вязать,
И наряды украшать.
Все о ней твердят упрямо:
«Вы для нас вторая мама».
Рукоделие не терпит спешки, требуется иметь огромное желание и терпение, создавая шедевр стежок за стежком, крестик за крестиком, петлю за петлей. Тем приятнее будет результат, ведь нет лучше подарка, чем вещь, хранящая тепло рук любимого человека.
Сложно провести грань между увлечением и искусством, когда из-под твоей руки выходят прекрасные творения. Вещь, созданная или украшенная своими руками, всегда будет уникальной. Собственноручно вышитая картина всегда будет красивее, связанная шаль – теплее, сшитое платье – сидеть как влитое. Рукоделие – это ваша индивидуальность, помноженная на любовь и кропотливый труд.
Уникальные вещи, сделанные своими руками нам покажет Усатова О.Ю.
Фантазии полёт и рук творенье
С восторгом я держу в своих руках…
Не знает, к счастью, красота старенья,
Любовь к прекрасному живёт в веках.
Умелец может сделать из железки,
Из камня, дерева – шедевры красоты.
Из разноцветья бисера и лески,
Как в сказке, чудеса творишь и ты.
Перевозчиков Е.С. представит вашему вниманию шедевры по обработке камня.
Как хочется иногда отвлечься от работы и домашнего хозяйства, и заняться чем-нибудь интересным, получить новые впечатления или сотворить что-то своими руками. Женщины посвящают любимому занятию все свое свободное время, а у некоторых хобби превращается и в основную сферу деятельности. В мире таких вот увлечений может быть больше тысячи, ведь у каждой из женщин свои пристрастия. Можно даже сказать, что хобби — это отражение характера человека. Детский писатель Елена Яшина сказала:
Хобби — слово это очень интересное,
Хобби — слово то какое, неизвестное!
У всех слов имеется значение,
Хобби — означает «увлечение».
Хочу предоставить слово коллеге Демахиной И.В.
Коллекция кукол из разных стран
Коллекция шляп, изготовленных своими руками
А эту коллекцию я назвала бы в стиле «Ретро». Такое большое количество открыток из прошлого…. Они вызывают чувство ностальгии по детству, по тому времени, которое уже не вернуть. Я предлагаю окунуться в этот мир.
А расскажет нам об этой коллекции Батина А.А.
Есть люди, которым не хочется останавливаться на достигнутом, и хочется постигать новое, совершенствовать свои возможности. Пробовать свои силы в разнообразных направлениях. Я хочу предоставить слово человеку с золотыми руками, которая не только много умеет сама, но и многому научила других- и маленьких и больших. Это разные технологии и разные виды рукоделия и мастерства. Но сегодня она нам расскажет еще об одном своем увлечении — своем хобби — это танцы.
Более 40 видов танцев знает Засыпкина А.А., и может преподнести нам мастер-класс.
Для вашего внимания, уважаемые коллеги, представлены работы, выполненные человеком, который не связан с педагогикой.
Панова Н.А. просто увлеченно шьет эти игрушки, даря радость и взрослым и детям.
«Рождение куклы».(Алена Рычкова)
Тряпье, да иголка, да ниток катушка.
В умелых руках оживает игрушка.
Влагает в нее непонятною властью
Частицу души своей кукольный мастер.
Наверное, так же ночными часами,
Трудился, когда-то, Создатель над нами.
Рождение куклы из разного хлама
Подобно явлению миру Адама.
Бывает довольно кусочка рогожки,
Чтоб вылепит тело, и ручки, и ножки.
Вот труд завершен, старых ножниц щелчок-
И мир изучает пытливый зрачок.
Живет человечек! И сквозь бесконечность
Глядит на него седовласая Вечность.
Быстро вяжется узор
Ловкой кружевницей.
Нитка тянется легко,
В кружева ложится.
Просто глаз не оторвать
От такого дива.
Будто жизнь свою плетет
Ладно и красиво.
Домоводство – старо как мир. Во все времена женщины стремились создать уют, максимальные удобства, украсить свой быт. А сколько радости доставляет вашим близким новое изделие или блюдо, сотворенное с любовью!
Не только поделиться рецептами кулинарных шедевров, но и продегустировать блюда, нам предлагает Валова И.И. Вот эта хозяюшка, вот это мастерство!!! (дегустация блюд за чашкой чая)
Музыкальная минутка: для вашего внимания танцевальная композиция «Пчелы», рук. Еганова И.Н.
Мир увлечений настолько велик и многообразен, что в нем можно путешествовать очень долго и находить много интересного и полезного.
В конце нашего вечера хотела бы прочитать шуточное стихотворение, которое нашла на просторах интернета
Я, признаться, заболела рукоделием слегка.
До последней клетки тела, до седого волоска.
Лезут в голову идеи, скоро я совсем свихнусь…
Не боюсь, что не сумею, не успею что — боюсь.
Словно мусоро — машина в дом тащу я разный хлам,
Банки, рамки под картины тут и там по всем углам.
Вон, недавно отмечали у коллеги юбилей,
Все едят, а я скучаю, мне б за дело поскорей.
Веселится люд, гуляет, отдыхает от оков,
Я же-глазками стреляю, ладно бы — на мужиков,
Так ведь глаз давно наметан, как орел гляжу с высот,
Выясняя где там, че там хочет выбросить народ…
«Ой, мужчина, погодите, вон ту пробку от вина
Вы мне не передадите? Знали б, как она нужна!
Для чего? Не ваше дело! Пробку дал, греби скорей —
Вон, жена твоя прозрела, поухаживай за ней.
Плескани ка ей Токая, (гадость, честно говоря…)
Ой, бутылочка какая! Как бы спрятать втихаря?
И вот так блюду весь вечер, где чего бы раздобыть…
О! Остались в торте свечи, надо слямзить, не забыть.
Правда, помню очень плохо, где скоблить и что тереть
Чтоб времен Царя Гороха у изделий вид был впредь.
Эй, мадам, а чем вы трете свой ужасный жирный рот?
Я ищу мотив сей, вроде, вот уже который год…
А на днях гляжу — журналы в школу дети волокут —
Сборы с целого квартала на плетенки мне пойдут…
Так проходят дни за днями, в доме некуда ступить.
Клеем, красками, кистями разжилась я, чтоб творить.
Мастер-классов отголоски в голове звучат моей.
И взирают банки, доски на меня из всех щелей.
Взбунтовались домочадцы и вердикт явили мне —
Все, маман, давай прощаться, будешь жить в своей Стране!!!
Пусть же наши пожелания и слова восхищения будут для вас источником вдохновения, придадут вам уверенность, помогут что-то изменить в жизни, в интерьере, в себе. Ведь жизнь увлечённого человека гораздо богаче, интереснее, красочнее.
Творите – и у вас все получится!
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/209486-scenarij-vstrechi-s-interesnymi-ljudmi-v-mire
Также вас может заинтересовать
- Методическая разработка «Когда мои друзья со мной»
- Создание сайта учителя
- Влияние занятий оригами на развитие творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста
- Роль регионального компонента в формировании социо¬культурных компетенций учащихся
- Мастер-класс «Изготовление танцевального костюма»
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!