Сценарий мероприятия на сплочение класса

Часто можно наблюдать грубое поведение наших детей в школе, дома, на улице. Для многих детей всё труднее становится нормально взаимодействовать с окружающими. Они не понимают  и не учитывают мнен

Цикл тренинговых занятий по сплочению классного коллектива.

Цель цикла: Сплочение детского коллектива. Создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом в классе.

Задачи : сформировать у детей способность устанавливать и поддерживать контакты;

учить детей сочувствию;

развить в детях открытость в отношениях с другими;

выработать способность вести себя с окружающими в сотрудничающей манере.

Адресат: данные упражнения позволяют проводить групповую форму работы с детьми начальной школы.

Длительность программы: 3 занятий продолжительностью 40-60 мин.

Предполагаемый результат:

изменения во взаимоотношениях между участниками: потребность участвовать в группе и сотрудничать при решении общих задач;

расширение возможностей искренних проявлений собственных чувств (в том числе и негативных) в конструктивной форме;

формирование симпатии между участниками группы.

Часто можно наблюдать грубое поведение наших детей в школе, дома, на улице. Для многих детей всё труднее становится нормально взаимодействовать с окружающими. Они не понимают  и не учитывают мнение других, не могут корректно высказать просьбу или отстоять свою точку зрения, не задев и не обидев своего сверстника. Ещё большую проблему вызывает нежелание подчинять свои желания  интересам группы т.е. класса. Каждому человеку необходимо уметь строить дружеские отношения, позитивно относится к себе и окружающим, понимать и уважать чувства окружающих тебя людей. Всему этому учат предлагаемые игры , входящие в данный цикл тренинговых занятий.  Во время тренинга учащиеся приобретают совершенно новый опыт ( порой даже на тактильном уровне), который практически невозможно получить в учебной ситуации. «Связанные одной цепью», они вынуждены принимать совместные решения и вместе действовать, это дает возможность увидеть каждого с новой стороны. Трудно дразнить человека, если вчера ты удерживал его, чтоб он не попал в «пасть касатке».

ЗАНЯТИЕ  № 1      «Узнай меня поближе»

Цель: помочь детям познакомиться друг с другом поближе, узнать что-то новое о своем однокласснике; подчеркнуть уникальность каждого участника.

1. Игра «Знакомство»

Материал: клубок ниток.

Инструкция. Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. У каждого из вас сейчас есть возможность сообщить нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Может быть, кто-нибудь из вас захочет рассказать о своей любимой игрушке, о том, что у него лучше всего получается, или о том, чем он любит заниматься в свободное время. У вас есть минута, чтобы подумать, что вы хотите рассказать нам о себе …

Меня зовут … и я очень люблю петь… (Зажмите свободный конец нити крепко в руке и киньте клубок любому ребенку.)

Если хочешь, ты можешь назвать нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Если ты не хочешь говорить, то можешь просто взять нить в руку, а клубок перебросить следующему.

Таким образом клубок передается дальше и дальше, пока все дети не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. Затем поговорите с детьми обо всем, что может способствовать групповой сплоченности. Спросите их: «Как вы думаете, почему мы составили такую паутину?»

После этого разговора нужно будет снова распустить паутину. Для этого каждый ребенок должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени и, может быть, пересказывая его рассказ о себе. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернется к вам обратно. Возможно, иногда нить будет запутываться — в таких случаях можно с юмором прокомментировать ситуацию, сказав, что члены группы уже тесно связаны между собой.

2. Игра «Пересядьте все те, у кого…»

Эта игра способствует группообразованию, а также помогает провести первичную психодиагностику с помощью наблюдения за динамикой поведения участников группы, создать общую атмосферу занятия.

Инструкция. Участники группы сидят в кругу, ведущий стоит в центре круга, так как для него нет свободного стула. Он — водящий. Водящий должен объявить, кто будет меняться местами. Например, он говорит: «Пересядьте все те, у кого…» и называет общие вещи, свойства и пр., которые есть у большинства участников. Например: «Пересядьте все те, у кого есть волосы», «кто сегодня завтракал», «кто учится в школе». Во время пересаживания водящий должен успеть занять чье-то место, в результате кому-то из участников не хватает стула и он становится водящим и делает то же, что и первый, после чего цикл игры повторяется.

3.Упращнение « Посудомоечная машина.» по типу «Ручеёк»

Эта игра даёт почувствовать каждому ребёнку на физическом уровне отношения окружающих к своей персоне, и наоборот отношение каждого ученика .

Инструкция. Участники группы становятся парами напротив друг к другу.

Они « моют» проходящего сквозь строй ученика- посуду.

По окончании игры происходит обсуждение.

Что испытал?

Что понравилось? Почему?

Что не понравилось? Почему?

4. Рефлексия занятия.

Какая игра понравилась? Почему?

Какая не понравилась? Почему?

Что нового ты узнал о своих одноклассниках ?

ЗАНЯТИЕ № 2  «Доверие»

Цель : способствовать формированию открытых отношений между членами группы.

1. Упражнение «Смешное приветствие».

Это очень хорошее упражнение для создания в группе атмосферы взаимного доверия. Правда, проводить его желательно, начиная со второй встречи, чтобы участники этой процедуры были уже знакомы друг с другом.

Прежде всего вам следует позаботиться о том, чтобы в комнате было достаточно препятствий — столов, стульев и т.д.

Инструкция. Разбейтесь на пары. Тот, кто стоит слева, закрывает глаза — он будет «слепым». Второй партнер станет «поводырем». Поводырь берет слепого за руку и медленно ведет его через комнату. У поводыря необычная задача — он отвечает не только за себя самого, но и за партнера, он должен настроиться на это новое состояние. Выберите себе темп таким образом, чтобы слепой начал чувствовать себя все увереннее. Пожалуйста, не разговаривайте друг с другом, используйте другие способы общения (2–3 мин).

Поменяйтесь ролями.

Можно давать более сложные задачи, например, «слепой» и «поводырь» должны пройти по коридорам того этажа, на котором проводится занятие, подняться на другие этажи, походить там и вернуться.

Для младших подростков иногда появляется необходимость завязать глаза.

По окончании — обсуждение: не было ли участникам страшно, уверенно ли они себя чувствовали, насколько они могли доверять друг другу, насколько принимали на себя ответственность за безопасность другого.

2. Игра «Кого не хватает?»

Материалы: большое покрывало (или несколько покрывал для усложненного варианта игры).

Инструкция. Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Замечаете ли вы, когда в классе нет вашего друга или подруги? А замечаете ли вы, когда нет кого-то другого? Каждый ученик очень важен для нас. Когда кого-то нет, мы по нему скучаем. Разделяете ли вы это мнение? Я очень рада, что сегодня все здесь (если действительно никто не отсутствует).

Я хочу попробовать сыграть с вами в такую игру: один из нас будет прятаться, а остальные – отгадывать, кто именно спрятался. Сначала я попрошу всех закрыть глаза, и пока никто не видит, тихо подойду к одному из вас и прикоснусь к его плечу. Тот, кого я выберу, должен будет открыть глаза. Тихо-тихо выйти на середину, сесть на пол и укрыться вот этим покрывалом. После того как он спрячется, вы откроете глаза и скажете, кого не хватает.

А теперь закройте глаза…

Начните игру сами, спрятавшись под покрывало, чтобы подстегнуть активность детей. После того как дети поймут, кто отсутствует, вернитесь в круг и спрячьте кого-нибудь из детей. Сначала выбирайте детей, уверенных в себе, которые будут хорошо себя чувствовать под покрывалом. Если участники слишком долго не могут отгадать, попросите спрятавшего что-нибудь сказать, чтобы остальные могли узнать его по голосу. Дайте возможность большому количеству учеников побыть под покрывалом.

3. Упражнение «Антарктида»

Создается общая атмосфера занятия и атмосфера поддержки и доверия членов группы. Психологически раскрепощает на дальнейшую работу.

Материал: несколько больших листов бумаги.

Ведущий раскладывает на полу несколько больших листов бумаги.

Инструкция. Вы изображаете пингвинов (попросите сначала кого-нибудь показать, как ходят пингвины). Пингвины гуляют по аудитории и по команде ведущего: «Касатка!» — должны запрыгнуть на льдины (т.е. листы бумаги) таким образом, чтобы все оказались в безопасности и «касатка» (т.е. ведущий) осталась голодной.

В Антарктиде весна, льдины тают, поэтому перед каждым следующим раундом я буду складывать листы пополам. Начали!

Игра заканчивается, когда участники собираются на крошечных льдинках, держась на одной ноге, поддерживая друг друга.

Для младших школьников написание или чтение списка предметов в таблице будет достаточно трудным и долгим, что может снизить интерес.

Так как ваша цель — принятие группового решения, то в данном случае можно нарисовать карточки, которые они также раскладывают по степени важности, можно уменьшить число предлагаемых предметов до 7–10.

4. Рефлексия занятия.

Какая игра понравилась? Почему?

Какая не понравилась? Почему?

Что нового ты узнал о своих одноклассниках ?

ЗАНЯТИЕ  №3   «Вместе»

Цель: оптимизация внутригрупповых взаимоотношений; развитие чувства принадлежности к группе.

Психолог приветствует детей, просит каждого коротко сказать о своих ожиданиях и предположениях по поводу того, зачем они здесь собрались.
Психолог. Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение; поднимите руку те, у кого в классе есть друзья; поднимите руку те, кто знает, что мы будем сегодня делать; поднимите руку те, кто не знает, что мы сегодня будем делать.

Психолог. Сегодня вы будете участвовать в психологическом тренинге. У вас будет возможность испытать себя, выполняя различные задания. Но в тренинге есть одно условие — задание засчитывается, если его выполнили все участники. Важно не кто лучше или быстрее его сделает, а чтобы сделали все. Но вначале я хочу рассказать вам притчу.
В одном селе умирал глава большой семьи. Это был уважаемый человек, проживший большую жизнь, и у его изголовья собрались многочисленные родственники. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый из сыновей попытался сделать это, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это.
Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать, как эти прутья».
В сегодняшнем тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе.

Начинаем.
(Для разогрева используются достаточно простые задания либо забавные упражнения, выполнение которых может вызвать смех.)

1. Упражнение «Строй»

Инструкция. Я уверена, что вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого до самого темного. Молодцы. А теперь постройтесь по алфавиту, но вы должны это сделать молча. (После выполнения проводится краткое обсуждение. Ведущий сам определяет, даст ли он детям подробно высказаться или только обозначит ситуацию.) Ребят расспрашивают, как они выполнили задание, как договорились. Обычно уже на этом этапе в группе выделяются один-два человека, которые начинают всех организовывать, показывать, кто где должен стоять, проверять
Хорошо спросить участников:

кому из них помогали, кто им помогал, помогали ли они сами кому-нибудь? Как они думают, кто был главным, всеми руководил?

Можно спросить, был ли в группе лидер?

Почему они называют конкретного ребенка лидером?

Всегда ли он лидер в классе или только в этом упражнении?

Как они думают, кто такой лидер?

2. Упражнение «Ботинки»

Все садятся в круг, снимают обувь и складывают ее в центр. Психолог перемешивает ее и разбрасывает подальше в разные концы комнаты. Хорошо, если участники помогают ему в этом. Потом все встают, берутся за руки. Задание: каждый должен обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, психолог садит детей обратно , и выясняют по какой причине произошёл разрыв круга, и все начинается сначала.
При первой попытке большинство стремится найти свою обувь. Но очень быстро все понимают, что без совместных действий ничего не получится.
Психолог участвует в упражнении вместе со всеми и своими репликами создает настроение. Помогает детям координировать свои действия с действиями партнеров, учитывать их интересы, быть внимательным к ним.
Так как одно из основных условий во всех заданиях — четкое выполнение инструкции и совместные действия, то уже начиная с упражнения «Ботинки» придется по несколько раз начинать все сначала.
Вполне вероятно, что придется стимулировать группу: «Давайте, вы можете!» и поддержать участников: «Постараемся, у нас получится!»
При обсуждении спросить участников, довольны ли они тем, как выполнили упражнение, кто старался, кто помогал, кому помогали. Что обеспечило успешное выполнение упражнения?
Психолог.

Что вы испытали, выполняя это задание?

Что помогло вам выполнить это задание?

3. Упражнение «Свеча»

Дает великолепный опыт взаимного доверия для всех возрастных групп.

Инструкция. Все закройте, пожалуйста, глаза… Я буду обращаться к каждому из вас.

Представь себе, что тебе три годика и ты хочешь спрыгнуть с каменной стены на руки взрослым. Подумай минутку, кем должен быть этот взрослый: мамой, папой, дедушкой или бабушкой, твоим старшим братом? Посмотри со стены на человека, который должен будет поймать тебя. Посмотри на его лицо, на протянутые к тебе руки. У тебя достаточно доверия, чтобы покинуть надежное место на стене и упасть на руки взрослого? Если достаточно, то можешь прыгать (в своем воображении). Почувствуй, как ты оказался на руках взрослого, как медленно тебя опускают, как ты снова встал на землю, твердо и прочно. Представь себе, что ты смеешься, взрослый в ответ дружески улыбается. Возможно, ты заметишь, что твое сердце бьется быстрее, чем обычно, потому что ты пережил маленькое приключение…

Теперь снова откройте глаза и расскажите, что вы испытывали.

Теперь я хочу вам предложить игру, в которой вам тоже очень понадобится доверие. Я покажу вам, как в нее играть…

Пусть дети встанут в круг, достаточно близко друг к другу. Это — не обычный круг, а волшебный. Кто из вас хотел бы первым встать в середине? (Выбирается участник.) Я попрошу первого выбранного участника встать в центр, ноги поставить вместе, держаться прямо. Все остальные, стоящие по кругу, поднимите руки на уровень груди. Когда участник, который находится в центре, падает в вашу сторону, вы должны его поймать и осторожно вернуть в исходное положение. Возможно, он захочет упасть в другую сторону, и там его тоже надо поймать и аккуратно поставить на место. При этом очень важно, чтобы ребенок в центре стоял очень прямо, как будто он деревянный. Давайте попробуем…

Дайте ребенку в центре попробовать свободно падать в разные стороны (1 мин). Спросите его, хорошо ли круг справляется со своей задачей, нет ли у него каких-то замечаний. В конце упражнения ребенок должен поделиться своими переживаниями. Затем другие дети становятся в «волшебный круг». Спросите ребенка в центре, не хочет ли он закрыть глаза? Очень важно чтобы все побывали в роли «свечи». По окончании игры обсудить ощущения детей .

4. Упражнение «Спасибо за прекрасный день»

Это дружеский ритуал завершения занятия. С его помощью в детях развивается важное качество, столь редкое в наш век высоких скоростей, — умение благодарить и выражать дружеские чувства.

Инструкция. Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий ученик, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятный день!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук. Этим игра и завершается.

Если представится возможность, постарайтесь тоже оказаться в центре круга.

Рефлексия последнего занятия.

В заключение подводится итог тому, что происходило на тренинге. Детей просят поделиться впечатлениями, что, по их мнению, было удачно, что нет, какое они вынесли впечатление.

Можно задать вопросы:
Что бы ты хотел еще раз попробовать?
Что бы ты не стал делать?
Как бы ты сделал по-другому?
Что получилось хорошо?

Если участники не умеют формулировать свои мысли, то можно использовать тот же прием, что и в начале тренинга, когда задается инструкция:

«Поднимите руку те, кому понравились игры»,

«Покажите того, кто больше всех помогал другим»,

«Покажите того, кто помог сегодня вам»,

«Покажите того, кому сегодня помогали вы».

Какие качества характера нужны , чтобы все игры у нас получались правильно с первой попытки.( На сплочённости , дружбе, взаимопомощи обратить особое внимание детей).

Детей можно попросить нарисовать дома то, что произвело на них самое сильное впечатление, и сделать выставку рисунков.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. В 4 т. — М.: Генезис, 2000.

2. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. — М.: Генезис, 2001.

3. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Программа профилактики злоупотребления психоактивных веществ / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. — СПб.: Речь, 2003.

4. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. — М.: Совершенство, 1998.

5. Макарова И.В., Крылова Ю.Г. Педагог-психолог. Основы профессиональной деятельности. — Самара: Издательский дом «БАХРАХ». — М, 2004.

6. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.

7. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Переиздание. Екатеринбург: Издательство АРТ ЛТД. 1997.

8. Занятия с подростками по профилактике наркомании и ВИЧ/СПИДа/ Авторский коллектив: Виноградова Е.С., Митин А.В., Пономаренко С.В., Толендиева К.Т., Кацура Л.А. — Алматы: ОО «ОST — ХХI век» — Центр общественного развития «Аккорд», 2005.

9. Прикладная психология / Под редакцией А.Н. Сухова и А.А. Деркача — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998 (Серия «Библиотека школьного психолога»).

Внеклассное мероприятие на сплочение коллектива

«Мы все такие разные, но все равно мы вместе!»

Форма проведения: Занятие-тренинг

Цель:

  • Сплочение классного коллектива.
  • Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

  • Создание благоприятного психологического климата;
  • Преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков;
  • Развитие умения адекватно выражать  свои чувства и понимать выражения чувств других людей;
  • Сплочение коллектива, формирование взаимного доверия.

Актуальность: В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Оборудование, оформление, реквизиты: раздаточный материал, музыкальное сопровождение.

Использование современных образовательных технологий:

Название современных образовательных технологий, применяемых в воспитательном процессе Методы работы Этапы мероприятия, на которых технологии применяются
Элементы технологии коллективного творчества Метод исходной мотивации Вступление
Элементы технологии творческой мастерской и информационно-коммуникационная технологии Метод общения Основная часть воспитательного мероприятия
Элементы кейс-технологии Метод коллективного анализа ситуаций Заключение и рефлексия

План мероприятия:

  1. Вступление.
  2. Основной этап.
  3. Заключение.
  4. Рефлексия.

Ход мероприятия:

  1. Вступление.

Учитель: Добрый день! В этом году наш состав класса поменялся, как вы думаете, чем мы сегодня займемся?

Учащиеся:

Мы пройдем тренинг по сплочению коллектива.

Учитель: Все верно! Нам предстоит большая совместная работа. В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, — выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, — скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались «Леночка» или «Ленуля» или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя, и написать его на бейджике. Все остальные члены группы — и ведущие тоже — в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.

  1. Основной этап.

Начнем с 1 упражнения «Ладони»

Время: 5 мин.

Участники стоят или сидят в кругу.

Ведущий выполняет какое-то движение и «передает» его соседу справа, который в свою очередь «передает» это движение также соседу справа. Сосед справа продолжает выполнять данное движение до тех пор, пока не «получит» от соседа слева новое движение, которое он должен «передать». Затем ведущий начинает выполнять другое движение и т. д.

Д в и ж е н и я:

а) трение ладони о ладонь;

б) щелканье пальцами;

в) хлопанье ладонями по бедрам;

г) топанье ногами;

д) хлопанье по бедрам;

е) щелканье пальцами;

ж) аплодисменты поднятыми вверх руками.

Упражнение направлено на повышение групповой сплоченности; способствует развитию внимания.

2 упражнение «Салфетка»

Время: 5 мин.

Каждому дается салфетка, которая сложена несколько раз. Учитель дает команды: Оторвать правый угол, затем нижний левый ит.д. Затем салфетка разворачивается. Нужно постараться найти одинаковые салфетки.

Дети не находят одинаковые салфетки. Подвести детей к мысли, что все мы разные и салфетки разные, но мы все живем в мире и согласии.

Игра «Мои предпочтения»

Время: 5 -10 мин.

Раздайте листы и попросите участников задумать свой любимый цвет, а затем описать его тремя словами (например для синего – прохладный, расслабляющий, отстраненный).

Попросите участников ответить на вопрос: «Если бы у Вас в зоопарке была возможность сфотографироваться с любимым животным, кого бы Вы выбрали?» Далее описать животное тремя словами (например описание тигра – сильный, опасный, напружиненный).

Попросите участников задумать свой любимый город и придумать для него три характеризующих его слова (например для Санкт-Петербурга – интеллектуальный, деловой, освежающий).

Сообщите участникам, что:

– три характеристики цвета – это то, как видят их окружающие;

– три характеристики животного – как они видят себя сами в общении с окружающими;

– три характеристики города – какими они хотели бы видеть себя в работе.

Вопросы для обсуждения результатов с группой:

– Что вы думаете о результатах этого упражнения?

– В какой степени результаты упражнения могут дать настоящий ключ к восприятию себя?

– В чем риск и цена того, чтобы воспринимать, описывать и оценивать человека, используя ограниченные и неконкретные характеристики?

3 Упражнение «Картинки».

Время: 10 мин.

Оно является диагностическим для выявления взаимоотношений в классе и позволяет создать условия для обратной связи от участника ко всей группе.

Сейчас каждому из вас я раздам лист А4 и цветные карандаши. За несколько минут необходимо нарисовать картину «Каким я вижу наш класс». Ваши художественные способности здесь не важны, главное – то, как вы видите свой класс, какие образы у вас возникают. На создание картин у вас есть 10 минут.

А сейчас, когда картины готовы, каждый по очереди проведет презентацию своего рисунка, рассказывая, почему именно таким он получился, что на нем изображено.

Вопросы:

– Насколько совпадает ваше представление о группе с представлениями других?

– С чем вы согласны, а с чем нет?

– Что показалось неожиданным?

  1. Заключение.

4 упражнение «Пожелания»

Время: 3 мин.

Сейчас я каждому из вас раздам листочки с именами одноклассников. Каждый должен написать пожелания тому, кто указан на листочке. Затем пожелания даются тому, кому они предназначены. Пожелания должны быть доброжелательными, позитивными.

  1. Рефлексия.

«А напоследок я скажу»

Последовательно ответьте на три вопроса:

Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)?

Что не оправдалось и почему?

Мои и наши перспективы?

Когда в одном месте собирается коллектив
маленьких индивидуальностей, перед взрослым
встает вопрос их объединения. Любую проблему
общения между детьми 6–10 лет можно решить с
помощью игры. Поэтому основная цель
сплачивающих игр
– снять эмоциональное
напряжение каждого ребенка и создать
благоприятную атмосферу для общения. Дети
быстрее находят общий язык между собой, когда у
них появляются общие интересы, единая цель для
достижения. Игра должна проходить в
доброжелательной атмосфере под руководством
квалифицированного, привлекательного для
участников ведущего. Важную роль играет
соревновательный момент. С этой целью полезно
будет разделить ребят на команды. Для младших
школьников очень важно одержать победу над
соперниками, к которой каждый будет причастен.

Задачи:

 


  • формирование и усиление общего командного духа,
    путем сплочения группы воспитанников;
  • развитие ответственности и вклада каждого
    участника в решении общих задач;
  • получение эмоционального и физического
    удовольствия от результатов тренинга;
  • осознание себя командой.

Дети научатся:

  • сотрудничеству, навыкам совместных действий
    для достижения общей цели;
  • дружеским взаимоотношениям внутри коллектива;
  • объективной самооценке, правильному анализу
    поступков других;
  • самоконтролю;
  • планированию своего поведения;
  • терпимости к действиям окружающих;
  • взаимопониманию, поддержке;
  • внимательности к эмоциональному состоянию
    других детей.

Оборудование: записи для музыкального
сопровождения заданий (веселые, лирические),
Маршрутные листы по количеству команд, листы
газет по количеству участников, веревка (лента),
таблички с буквами (цифрами или рисунками) по
количеству участников, силуэты пчел с буквами на
оборотной стороне (М, Ы, К, О, М, А,Н, Д, А), повязки на
глаза, конверт в виде улья для пчел, где лежат
листы шестиугольной формы по количеству
участников команды, наборы цветных карандашей на
каждого участника, один большой (из листа
ватмана) шестиугольник.

Организационный момент:

Участникам объявляются Правила поведения в
группе:

  1. Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по
    имени). Для создания климата доверия в группе,
    предложить обращаться друг к другу на “ты”. Это
    психологически уравнивает всех, в том числе и
    ведущего, независимо от возраста, социального
    положения, жизненного опыта, и способствует
    раскрепощению участников.
  2. Общение по принципу “здесь и теперь”. Вовремя
    квеста все говорят только о том, что волнует их
    именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с
    ними в группе.
  3. Конфиденциальность всего происходящего. Все,
    что происходит вовремя квеста, ни под каким
    предлогом не разглашается и не обсуждается вне
    квеста. Это поможет участникам квеста быть
    искренними и чувствовать себя свободно.
    Благодаря этому правилу, участники смогут
    доверять друг другу и группе в целом.
  4. Правило искренности и открытости. Необходимо
    добиваться того, чтобы члены группы не
    лицемерили и не лгали.
  5. Правило активности. В группе не должно быть
    пассивных наблюдателей. В игру включаются все
    участники. Если они отказываются принимать
    участие, стоит уделить внимание обсуждению
    мотивации их целей присутствия на квесте.

 

Обращение ведущего квеста:

 

«Здравствуйте. Сегодня мы проведем для вас
квест. Цель нашего квеста – сплочение коллектива
и построение эффективного командного
взаимодействия. Сплочение – это возможность для
команды стать единым целым для достижений
конкретных целей и задач. Ведь как хорошо, когда
тебя понимает и поддерживает твой товарищ, он
слышит тебя и может помочь, когда необходима эта
помощь, и понимает тебя даже без слов. Сплоченный
коллектив добивается многих вершин и побед. Мы
приглашаем вас пройти «Тропу Доверия», чья
команда будет единым коллективом сможет
преодолеть все препятствия на этом пути и дойти
до конца».

1 этап: игры, благодаря которым дети быстрее
познакомятся, ближе узнают друг друга.

1) Упражнение «Здравствуйте» (все стоят в
кругу).

Цель: активизировать участников группы, снятие
тактильного напряжения.

— Рассчитайтесь на «белые» – «пушистые»!
«Белые» образуют внутренний круг, «пушистые» –
внешний, становясь лицом друг к другу. Внутренний
круг стоит на месте, а внешний – меняет
партнёров, двигаясь по часовой стрелке, выполняя
команды ведущего. «Поздоровайтесь рукопожатием!
Перешли! Пальчиками, кулачками, ладошками,
локтями, плечами, спинами, коленями, пятками,
лбами, носами и завершили рукопожатием».
(Образовавшимся спонтанно в этой игре командам
дается время: придумать названия, представиться
друг другу, получить у жюри маршрутный лист для
прохождения «Тропы Доверия»).

 

2) Игра «Слепой паровоз»

 

Цель: воспитывать взаимопонимание,
внимательное отношение к состоянию друг друга.

Участники внутри своей команды, разбиваются по
3-5 человек и образуют своеобразный «поезд»,
цепляясь за талию впереди стоящего «вагончика».
Видит путь только ребенок, изображающий
последний вагон, у остальных завязаны (закрыты)
глаза. Задача «паровозика» – под руководством
зрячего дойти до нужного места, не сбившись с
дороги.

По итогам игры командам выдается пчела с буквой
«М».

2 этап: научить детей оценивать чужое и своё
поведение, предвидеть его возможные последствия.

 

3) Игра «Всем построиться!»

 

Цель: научить самоконтролю, планированию
своего поведения.

Участники в своих командах. По сигналу за
короткое время игроки должны построиться в
соответствии с каким-либо признаком: по
количеству пуговиц, карманов, цвету волос или
глаз, по росту, размеру обуви.

По итогам игры командам выдается пчела с буквой
«Ы».

 

4) Игра «Молекулы»

 

Цель: научить не бояться общения, быстро
ориентироваться, находить единомышленников.

Необходима небольшая первичная настройка:
группу просят закрыть глаза и представить, что
каждый человек – маленький атом, а атомы, как
известно, способны соединяться и образовывать
молекулы, которые представляют собой достаточно
устойчивые соединения. Далее следуют слова
ведущего: «Сейчас вы откроете глаза и начнете
беспорядочное движение в пространстве». По моему
сигналу (сигнал оговаривается) вы объединитесь в
молекулы, число атомов в которых я также назову.
Когда будете готовы, откройте глаза». Участники
начинают свободное перемещение в пространстве и,
услышав сигнал ведущего, объединяются в
молекулы. Подвигавшись, некоторое время цельным
соединением, молекулы вновь распадаются на
отдельные атомы. Затем ведущий снова дает сигнал,
участники снова объединяются и т.п. Во время игры
все участники беспорядочно двигаются по
игровому полю, а руководитель каждые 1–2 минуты
называет любую цифру от 1 до 10. Например, «три».
Это значит, что все участники должны образовать
группы из трёх человек. Игра заканчивается тогда,
когда больше нет вариантов цифр.

По итогам игры командам выдается пчела с буквой
«К».

3 этап: повышение атмосферы
доброжелательности, сотрудничества.

 

5) Игра «Импульс»

 

Цель: учить самоконтролю, взаимопониманию.

Дети становятся кругом, держась за руки (по
командам). Водящий пожимает соседу руку, эту же
манипуляцию проделывают все участники.
Засекается время, за которое импульс вернется к
тому, кто его посылал. Необходимо добиться
максимальной скорости передачи рукопожатия.
Побеждает та, команда кто быстрее и правильнее
передаст сигнал.

По итогам игры командам выдается пчела с буквой
«О».

 

6) Игра «Печатная машинка»

 

Цель: учить правилам взаимоотношений человека
с коллективом, внимательно слушать указания,
находить свое место в коллективе, контролировать
чувства и проступки.

Каждому участнику игры назначается одна из
букв алфавита. Ведущий предлагает всем
представить, что они – клавиши печатной машинки.
На этой удивительной машинке можно печатать
слова. Для этого «клавиши» должны по очереди
хлопать в ладоши. Возьмем слово «дом». Чтобы его
напечатать, должен вначале хлопнуть человек, у
которого буква «Д», затем тот, у кого буква «О», и,
наконец, тот, у кого буква «М». Чем быстрее они
справятся с заданием, тем лучше. Ведущий
предлагает ребятам все более длинные и сложные
слова и фразы. Если играет меньше тридцати трех
человек, можно не использовать редко
встречающиеся буквы или подобрать слова, где они
не используются.

По итогам игры командам выдается пчела с буквой
«М».

 

7) Игра «Острова»

 

Цель: научить терпимости в отношениях,
пониманию, отзывчивости, коллективизму.

Подготовительный этап: подготовьте отдельные
листы газеты для каждого участника,
соответствующие музыкальные записи. Каждому
игроку раздаётся по одному листу газеты, которые
кладутся на пол. Каждый встаёт на свой лист и
танцует под музыку, не сходя с газетного листа.
Через 1,5–2 минуты руководитель забирает пять
листов. Тот, кто остался без листа, должен
попроситься к другому. По итогам игры командам
выдается пчела с буквой «А».

 

8) Игра «Верёвочка»

 

Цель: учить дружбе, взаимопомощи, умению
выполнять задание коллективно

Два человека натягивают верёвку. Остальные
участники выстраиваются в колонну и, держась за
руки, поочерёдно переходят через верёвку.
Следующее задание колонне: поочерёдно пройти под
верёвочкой. Уровень верёвки над полом постоянно
меняется. Руки игрокам в колонне расцеплять
нельзя.

По итогам игры командам выдается пчела с буквой
«Н».

 

9) Игра «Крокодил»

 

Цель: учить коллективному решению задач,
правилам взаимоотношений с коллективом,
замечать эмоциональное состояние других людей.

Загадывается слово, словосочетание или фраза
(на усмотрение ведущего или участников). Один из
игроков должен показать загаданное без слов,
лишь только жестами, мимикой, и позами, то есть
пантомимой. Игрок показывает слово, используя
только мимику, жесты, движения. Ему запрещается
произносить слова (любые, даже «да», «нет» и т.п.) и
звуки, особенно те, по которым легко угадать
слово (например, по звуку «мяу» можно легко
догадаться, что загадана кошка). Запрещается
губами проговаривать слова. Запрещается
показывать загаданное слово по буквам, то есть
показывать слова, первые буквы которых будут
складывать загаданное слово!

По итогам игры командам выдается пчела с буквой
«Д».

 

10) Игра «Молекулы-2»

 

Цель: учить детей образовать группы.

Каждый ребенок должен получить табличку с
буквой (цифрой или рисунком). Далее дается
задание:

  • составить слово;
  • составить пример;
  • составить рецепт борща и т.д.

Детям нужно не просто объединиться, но и
правильно скоординировать свои действия, чтобы
восстановить правильную последовательность.

По итогам игры командам выдается пчела с буквой
«А».

Команды завершили движение по «Тропе Доверия»,
собирают всех пчелок и собирают из букв фразу «Мы
команда!».
Дети должны догадаться куда полетят
пчелы? В улей. Каждой команде выдается улей, где
лежат соты-шестигранники на каждого участника.

Завершающая игра «Наш герб»

Цель: осознание единения группы, сплочение
коллектива.

Участники получают по одному листу
шестиугольной формы и по набору цветных
карандашей. Итак, ваше следующее задание. Вы
должны создать свой герб, на котором должно быть
написано ваше имя и какое-либо ваше
положительное качество. Герб надо красиво
оформить (раскрасить, сделать орнамент вдоль
граней, изобразить свой портрет и т.п.) (Во время
выполнения задания включается лирическая музыка
).
А теперь на шаблон шестиугольной формы здесь, на
доске, вы наклеиваете свои гербы. На что похож
общий герб? (На пчелиные соты). Соты – это
прочная конструкция, т.к. пчелы чрезвычайно
трудолюбивы, всегда готовы выручить друг друга и
вместе строить прочный дом. Как вместе,
одним словом можно назвать все отдельные “Я”? (“Мы”
– подписывается на гербе на доске)
.

 

Источники информации

 


  1. Игры на сплочение младших школьников и как их
    правильно проводить [Электронный ресурс] URL:
    https://myintelligentkids.com/igry-na-splochenie-mladshix-shkolnikov. (дата
    обращения: 18.05.2020).
  2. Сборник игр на сплочение коллектива младших
    школьников Корченкова Т.В. [Электронный ресурс]
    URL: https://multiurok.ru/files/sbornik-ighr-na-splochieniie-kolliektiva-mladshikh.html.
    (дата обращения: 18.05.2020).
  3. Тренинг сплочения коллектива для младших
    школьников «Равный среди равных» [Электронный
    ресурс]
    URL:https://infourok.ru/trening-splocheniya-kollektiva-dlya-mladshih-shkolnikov-ravniy-sredi-ravnih-752356.html.
    (дата обращения: 18.05.2020).
  4. 20 игр на сплочение коллектива в начальной школе
    с описание и рекомендациями для учителя.
    [Электронный ресурс] URL:
    https://pedsovet.su/ns/6353_igry_na_splochenie_kollektiva_v_nachalnoy_shkole. (дата
    обращения: 18.05.2020).
  5. Тренинг на сплочение коллектива «Тропа
    Доверия» [Электронный ресурс] URL:
    https://infourok.ru/kvest-trening-na-splochenie-kollektiva-1115287.html. (дата
    обращения: 19.05.2020).

КАК СТАТЬ ОДНОЙ КОМАНДОЙ.

Шукшина Надежда Николаевна,

педагог дополнительного образования

БОУ ДО г.Омска «Дом детского творчества

Октябрьского административного округа»

Сплочённый коллектив – главная задача каждого педагога. В дружном коллективе легче работать и учиться, да и результаты деятельности, по данным психологов, более высокие.

Чтобы сплотить команду, необходимо создать благоприятный климат, способствующий самовыражению каждого участника. Создать психологически комфортную обстановку в подростковом коллективе поможет тренинг на сплочение.

Цель тренинга: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи тренинга:

1.​ Формирование благоприятного психологического климата в группе

2.​ Осознание ответственности и вклада каждого участника в решение общих задач

3.​ Развитие у подростков умения работать в команде

Возраст участников: 12 – 16 лет.

Количество участников: 10 – 15 человек.

Время проведения тренинга: 1,5 – 2 часа (с перерывом).

Ход тренинга:

Приветствие, вступительное слово педагога.

Упражнения на сплочение.

  1. Упражнение «Поиск сходства».

Сидя в кругу, участники перекидывают друг другу мяч: «Тот, у кого в руках находится этот предмет, должен как можно быстрее перебросить его другому участнику, назвав при этом черту своего сходства с тем, кому кидается предмет».

  1. Упражнение «Мой идеальный коллектив».

Материалы: 3 ватмана, 9 маркеров, скотч.

Исходное положение участников: 3 группы, отделенных друг от друга.

Задание: каждой команде, не разговаривая, нарисовать картину «Мой идеальный коллектив».

Правила: у вас есть 5 минут на обсуждение тактики выполнения задания.

По истечении времени обсуждения команды одновременно при​ступают к выполнению задания и не переговариваются. За сказанное слово – штраф (творческое задание). Когда все команды готовы, начинаем представление работ.

  1. Упражнение «Встаньте с мест».

Участники сидят в кругу. Ведущий называет любое число (не должно превышать количество участников), остальные должны  одновременно, не сговариваясь, подняться в количестве соответствующему названому  числу.

  1. Упражнение «Наш рассказ».

Первый участник начинает рассказ с одного предложения, следующий продолжает его фразу, придерживаясь общей идеи. Вместе участники составляют свой рассказ.

  1. Упражнение «Стеклянная дверь».

Участники делятся на пары. Инструкция: «Представьте себе, что вы садитесь в вагон метро. Один из вас успел зайти внутрь, а второй — нет, когда двери закрылись. Вы оказались разделены стеклянными дверями. Слышать друг друга вы не можете, но прекрасно видите собеседника Оставшийся на перроне хочет сообщить другому о времени и месте встречи».

  1. Упражнение «Узкий мост».

Группа делится на две команды. От каждой команды по узкому мосту на встречу друг другу идут участники. Главная задача – грамотно перейти мост и разойтись.

  1. Упражнение «Путаница».

Все участники берутся за руки, и пытаются запутаться при помощи рук и ног. Задача водящего – распутать группу.

  1. Упражнение «Маятник».

Группа стоит в плотном кругу. В центре в расслабленном состоя​нии стоит один из подростков. Он начинает падать в какую-либо сторо​ну, не сгибая колен. Группа ловит его и передает в другую сторону. Важ​но, чтобы стоящие в кругу занимали удобное положение для поддерж​ки «маятника»: правая нога вперед, левая сзади в упоре, руки ладонями вперед. От группы требуется большое внимание и аккуратность, необ​ходимо помогать другу, ловить и передавать стоящего внутри круга. Группа должна работать совместно так, чтобы «маятнику» было ком​фортно и безопасно.

  1. Упражнение «Карета».

Группе необходимо построить карету из присутствующих людей. Посторонние предметы использованы быть не могут.

  1. Упражнение «Слепые фигуры».

Участники встают в круг и берутся за руки. Им предлагается зак​рыть глаза и всем вместе, не расцепляя рук, построить квадрат. После того как студенты решат, что квадрат готов, педагог просит их открыть глаза и посмотреть, что у них получилось. Если они не довольны уви​денным, то вновь закрывают глаза и продолжают выполнять задание. Затем таким же образом можно построить прямоугольник, треуголь​ник, звезду и т.д.

  1. Упражнение «Переправа».

Участникам предлагается перебраться через болото с одного берега на другой, держась за руки, перемещаясь только по болотным кочкам.

  1. Упражнение «Енотовы круги».

Необходима крепкая веревка, концы которой связывают (получа​ется кольцо). Группа берется за веревку руками, распределяясь равно​мерно по всему кругу. Затем начинают осторожно отклоняться назад, растягиваясь в стороны до тех пор, пока смогут держать равновесие.

  1. Упражнение «Консилиум».

Группа садится в круг и ей зачитывается следующая легенда: «Вы хирурги, которым предстоит сделать срочную операцию по пересадке сердца. В ней нуждается 6 человек, но у вас только одно донорское сердце и больше в течение ближайшего времени найти невозможно. Вам необходимо решить, кого из пациентов вы будете спасать».

На доске (или на ватмане) написан список тех, кого необходи​мо спасти:

  • ученый, стоящий на пороге открытия лекарства от СПИДа,
  • мужчина 48 лет, учитель средней школы, у которого на воспитании 2 детей,
  • беременная девушка 18 лет, больная СПИДом,
  • мужчина 28 лет, у которого на попечении больная мать, малолетние брат и 2 сестры,
  • парень 20 лет, который попал в аварию во время медового месяца, его жена ждет ребенка,
  • женщина 35 лет – мастер спорта мирового класса по спортивной ходьбе.

Затем группе дается на обсуждение 10 — 15 мин. После этого группа называет свое общее решение и обосновывает его.

В данной игре крайне важна рефлексия. Она должна быть направ​лена на снятие подавленного состояния участников группы и напряжен​ной атмосферы в целом. Для этого обсуждение необходимо направить на анализ взаимодействия группы: кто больше высказывался; почему не​которые отмалчивались; внимательно ли слушали аргументы друг друга; насколько комфортно было общаться в группе; почему возникали про​блемы в общении; мнению какого человека больше доверяли, почему.

  1. Упражнение «Подарок».

Упражнение направлено на снятие психологической усталости в группе.

Участники стоят в ругу. Каждый по очереди дарит соседу справа подарок. Но этот подарок невидимый, он дарит его, показывая пантомимой. Сосед должен догадаться, что ему подарили.

Подведение итогов тренинга:

  1. Упражнение «Смайл».

На ватмане нарисованы два телефона. Каждому участнику выдаются смайлики, которые нужно приклеить. Грустные смайлики, если занятие не понравилось, приклеиваются на черный смартфон. Веселые смайлики, если занятие понравилось, приклеиваются на белый смартфон.

  1. Упражнение «Голосование».

В ящики (урны для голосования) каждый участник пишет название упражнения, которое ему понравилось и запомнилось больше всего.

  1. Упражнение «Черное и белое».

Каждый участник по очереди высказывается о том, в каких ситуациях он чувствовал себя комфортно, а с какими заданиями было трудно справиться.

Список используемой литературы:

  1. Золотарёва И. А. Сплочение коллектива через вовлечение детей в совместную творческую деятельность // Научно-методический журнал «Концепт». – 2013. – № 11 (ноябрь).
  2. Макаров Ю.В. формирование групповой сплоченности средствами социально-психологических игр // Научно-методический журнал «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена». – 2013 . – № 8 (февраль).
  3. Таджиабаева Л.И Формирование навыков коллективной деятельности на занятиях. //Начальное воспитание.- 2013, № 2 (февраль).
  4. Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий. / В.Б.Шапарь. — Ростов н /Д. — 2005.
  5. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. — М., 2005.

Тренинговое занятие на сплочение классного коллектива

«Мы одно целое»

Составила педагог-психолог МБОУ школы №8 г.о.г. Кулебаки, Нижегородской области Никулина Ю.С.

Цель: сплочение классного коллектива и построение эффективного взаимодействия учащихся друг с другом.

Задачи:

Создание благоприятного психологического климата;

Преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков;

Развитие умения адекватно выражать  свои чувства и понимать выражения чувств других людей;

Сплочение коллектива, формирование взаимного доверия.

Возраст: школьники 12 — 13лет.

Состав участников: группа 10 – 12 человек.

Оборудование: ручки, листы, бейджики, ватман, цветные карандаши.

Режим работы: 50-55 минут

Актуальность: В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Структура тренинга:

Приветствие – 2 минуты

Цель, задачи – 2 минуты

Разминка – 2 минуты

Основная часть — 40 минут

Рефлексия – 5 минут

Ход тренингового занятия:

Разминка – погружение – 2 минуты

Упражнение «Ладони» – 5 минут

Игра «Танец с листком» – 15 минут

Упражнение «Волшебный стул» – 15 минут

Игра «Мои предпочтения» – 5-10 минут

Упражнение «Картинки» – 10 минут

Рефлексия

Структура: ученики рассаживаются в кругу.

Ход занятия

1. Приветствие (2 мин).

Цель: Установление контакта с детьми.

Ведущий, представляется и говорит о целях тренинга.
Инструкция:

Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, — выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, — скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались «Леночка» или «Ленуля» или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя, и написать его на бейджике. Все остальные члены группы — и ведущие тоже — в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.

А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, по очереди каждый одевает бейджик , затем представляется и говорят с каким настроением они пришли на занятие и чего ожидает от него.

Ведущий представляется и говорит о правилах групповой работы.

Правила работы в группе.

Время: 2 минуты.

Ресурсы: ватман с уже написанными правилами.
Ведущим устанавливается определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте
Список правил: (Каждый пункт правил поясняться ведущим.)
1.Слушать друг друга.
2.Не перебивать говорящего.
3.Уважать мнение друг друга.
4.Я –высказывание.
5.Безоценочность суждений.
6.Активность
7.Правило «СТОП»
8.Конфедециональность.

2. Разминка – погружение

Время: 2 мин.

Цель:  Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения , выравнивание эмоционального фона, сплочение участников группы в единую команду для достижения конечного результата работы.

В начале нашего занятия хотелось бы узнать:

У кого сейчас хорошее настроение, похлопайте в ладоши;

Поменяйтесь местами те, у кого в классе есть друзья;

Поменяйтесь местами те, кто уверен в себе;

Похлопайте в ладоши те, кто хорошо знает своих одноклассников ;

Потопайте те, кто согласен с пословицей: «Один в поле не воин»;

Кивните головой те, кто знает, что мы сегодня будем делать на занятии.

3.Основная часть.

Вступительное слово, определение темы, целей тренинга (3 мин).

Сегодня я проведу для вас тренинг на сплочение. На данном занятии мы поговорим о вашем классе, о взаимоотношениях друг с другом.

Цель нашего тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного к взаимодействия друг с другом .

Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

Упражнение «Ладони»

Время: 5 мин.

Участники стоят или сидят в кругу.

Ведущий выполняет какое-то движение и «передает» его соседу справа, который в свою очередь «передает» это движение также соседу справа. Сосед справа продолжает выполнять данное движение до тех пор, пока не «получит» от соседа слева новое движение, которое он должен «передать». Затем ведущий начинает выполнять другое движение и т. д.

Д в и ж е н и я:

а) трение ладони о ладонь;

б) щелканье пальцами;

в) хлопанье ладонями по бедрам;

г) топанье ногами;

д) хлопанье по бедрам;

е) щелканье пальцами;

ж) аплодисменты поднятыми вверх руками.

Упражнение направлено на повышение групповой сплоченности; способствует развитию внимания.

Игра «Танец с листком»

Время: 20 мин.

Упражнение выполняется в парах. Для выполнения упражнения лучше использовать соответствующую музыку. Каждой паре предлагается взять по одному листу бумаги, встать лицом друг к другу и соприкоснуться головами «лоб в лоб». Лист бумаги при этом прокладывается между лбами. Задача каждой пары – двигаться по комнате, удерживая свой лист лбами. Руки при этом необходимо заложить за спину. При этом участникам нельзя долго стоять на месте и нельзя разговаривать. Парам необходимо найти каналы интуитивного понимания партнера. Партнеры, которые уронили листок, должны замереть в тех позах, в которых они находятся в момент, когда их листок коснется пола, и должны оставаться в них до окончания общей процедуры игры. Она закончится тогда, когда останется только одна пара.

В задании есть лазейка, которую не сразу замечают участники. Замереть нужно только в тот момент, когда листок коснется пола. А пока он падает, можно успеть принять более удобную позу, хотя бы выпрямиться. Кто-то даже успевал сесть на стул. Но иногда участники так и стоят – «лоб в лоб». На эти моменты следует обратить внимание в процессе обсуждения.

Упражнение «Волшебный стул».

Время: 15 -20 мин.

Это упражнение не только позволяет приобрести и развить навыки получения и передачи обратной связи, но и создает условия для обратной связи среди всех участников занятия.

В нашем кругу сегодня место чуду и волшебству! Здесь в кругу стоит «волшебный» стул. Что в нем необычного? Человек, который садится на него, становится обладателем уникальной возможности услышать от нескольких человек из группы обратную связь. Это могут быть и критика, и положительные высказывания.

Тем, кто дает обратную связь, необходимо делать это, используя правила обратной связи; тому, кто сидит на «волшебном» стуле, нужно внимательно все выслушать, не оправдываясь, не благодаря, а просто принимая информацию. Затем на «волшебном» стуле окажется следующий участник. Итак, кто хотел бы первым сесть на «волшебный» стул?

Вопросы:

– Что вы чувствовали, когда получали обратную связь?

– Что удивило?

– Удалось ли вам следовать правилам?

– Хотите ли дать обратную связь группе?

Игра «Мои предпочтения»

Время: 5 -10 мин.

Раздайте листы и попросите участников задумать свой любимый цвет, а затем описать его тремя словами (например для синего – прохладный, расслабляющий, отстраненный).

Попросите участников ответить на вопрос: «Если бы у Вас в зоопарке была возможность сфотографироваться с любимым животным, кого бы Вы выбрали?» Далее описать животное тремя словами (например описание тигра – сильный, опасный, напружиненный).

Попросите участников задумать свой любимый город и придумать для него три характеризующих его слова (например для Санкт-Петербурга – интеллектуальный, деловой, освежающий).

Сообщите участникам, что:

– три характеристики цвета – это то, как видят их окружающие;

– три характеристики животного – как они видят себя сами в общении с окружающими;

– три характеристики города – какими они хотели бы видеть себя в работе.

Вопросы для обсуждения результатов с группой:

– Что вы думаете о результатах этого упражнения?

– В какой степени результаты упражнения могут дать настоящий ключ к восприятию себя?

– В чем риск и цена того, чтобы воспринимать, описывать и оценивать человека, используя ограниченные и неконкретные характеристики?

Упражнение «Картинки».

Время: 10 мин.

Оно является диагностическим для выявления взаимоотношений в классе и позволяет создать условия для обратной связи от участника ко всей группе.

Сейчас каждому из вас я раздам лист А4 и цветные карандаши. За несколько минут необходимо нарисовать картину «Каким я вижу наш класс». Ваши художественные способности здесь не важны, главное – то, как вы видите свой класс, какие образы у вас возникают. На создание картин у вас есть 10 минут.

А сейчас, когда картины готовы, каждый по очереди проведет презентацию своего рисунка, рассказывая, почему именно таким он получился, что на нем изображено.

Вопросы:

– Насколько совпадает ваше представление о группе с представлениями других?

– С чем вы согласны, а с чем нет?

– Что показалось неожиданным?

Процедура «Спасибо за приятное занятие»

— Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие! Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Спасибо вам большое, что пришли на данное занятие , надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До свидания.

Рефлексия:

Какие чувства испытывали?

Что нового узнали о себе, о группе?

Чему научились?

Как это пригодиться в будущем?

Что было важным?

Над чем вы задумались?

Что происходило с вами?

Что нужно развивать на будущее?

Тренинг на сплочение класса (игры для тренинга)

В копилку классного руководителя 5 класса

Дружный класс — мечта любого классного руководителя. Если в классе имеется сложившийся коллектив, с ним гораздо легче работать педагогам, да и самим детям в школу ходить приятнее и радостнее, а значит, и учеба становится более продуктивной. Поэтому в педагогике очень часто используются специальные коммуникативные игры на сплочение класса, повышающие социализацию.

Во время тренинга на сплочение коллектива школьники смогут показать свои лучшие стороны, иногда неожиданно для себя и для всей группы. В будущем классному руководителю наверняка будет приятно напоминать им об этих качествах, ненавязчиво развивая их и усиливая атмосферу дружбы и взаимовыручки в классе.

Сплоченный коллектив — понятие многоплановое:

* это показатель психологической совместимости группы;
* это единство или близость ценностей ее участников;
* это общность целей и мотивации в делах;
* это дружеские отношения, сотрудничество, взаимопомощь, а значит, привлекательность группы для тех, кто в нее входит.

Факторы, оказывающие воздействие на сплочение коллектива, зависят от индивидуальных особенностей его членов, личных убеждений, уровня развития. Потому тренинг на сплочение коллектива для младших школьников будет довольно значительно отличаться от методов, применяемых в среднем звене, и тем более – в старшем.

Каким может быть психологический тренинг на сплочение коллектива

Тренинги для школьников на сплочение коллектива по методам и формам проведения могут быть разными. Хорошую эффективность обычно дают программы из нескольких занятий или классных часов, следующих друг за другом без больших временных промежутков (не больше недели). Разовые тренинги и игровые упражнения помогают решать возникшие конкретные проблемы или поддерживать хорошие взаимоотношения и в целом психологический климат в классе.
Самые яркие впечатления у школьников оставляют тренинги, проводимые на выезде: необычность обстановки, оторванность от привычных ориентиров, с одной стороны, помогают раскрепоститься, а с другой – создают ряд трудностей, вызывая реакции, к которым не готовы, как непривычные к такой практике педагоги, так и точно так же неподготовленные дети. Тем не менее, принятые почти во всех учебных заведениях осенние выезды классов на природу многие вспоминают весь год, а кто-то — и всю жизнь.
 
Как провести тренинг для 5 класса на сплочение

Особенно эмоционально такие мероприятия воспринимают дети, перешедшие из начальной школы в среднюю. Для пятиклассников многое сейчас в новинку: и педагоги, и предметы, и режим, они изменяют их привычную жизнь. Поэтому тренинг на сплочение коллектива 5 класса во время осеннего выхода на природу будет отличным началом «совместной жизни» для классного руководителя и для самих детей.
Важно грамотно поставить цель и задачи, выстроить последовательность интересных упражнений, игр — и продуктивный положительный контакт с детьми обязательно возникнет.
Главная цель такого тренинга — достичь хороших взаимоотношений между детьми. Известно, что в каждой группе есть уже сложившаяся структура, свои «звезды» и «вороны», «подпевалы» и «одиночки». Важно каждому дать право быть тем, кто он есть, и в то же время показать, что в группе они могут достигнуть большего. На это ориентировано огромное количество упражнений и заданий, которые могут использовать как профессионалы-психологи, так и люди, имеющее любое педагогическое образование.

Учитывая, что у выпускников начальной школы новый учебный год вызывает определенный стресс, тренинг для 5 класса на сплочение должен вести хорошо подготовленный ведущий. В том случае, когда учитель не имеет опыта тренингов, лучше обратиться к профессионалу.
Если учитель (классный руководитель) будет работать в паре с психологом (пусть даже студентом, но имеющим опыт участия в тренингах и ведения психологических упражнений), это непременно даст положительные результаты и поможет в его дальнейшей работе со школьниками. Но еще лучше, если педагог будет в одной команде с детьми, чтобы поровну делить с ними трудности, возникающие во время выполнения упражнений и игр. Он может подсказывать и направлять (только не следует этим увлекаться, необходимо предоставить детям право применить их опыт и попробовать реализовать собственные решения).
 
Веревочный курс как эффективный тренинг для коллектива детей

Удачный вариант тренинга на сплочение коллектива школьников представляет собой веревочный курс. Он применим для разных возрастов — от младших школьников до старших; его используют и для студентов, и для сотрудников серьезных компаний — все зависит от уровня сложности упражнений.
Важно, чтобы участники команды в ходе тренинга сами находили решения и претворяли их в жизнь. Сплочение команды детей происходит во время преодоления трудностей различного плана: от необходимости пройти часть пути с закрытыми глазами (вот где в качестве проводника идеален классный руководитель!) до «спортивных» преград вроде задания пройти по натянутой веревке или прыгнуть за заграждение с помощью «тарзанки».

Пример тренинга на сплочение класса для классного часа

Если вы все еще не знаете, как сплотить коллектив, предлагаем вашему вниманию разработку тренинга, провести который может классный руководитель, школьный психолог на классном часе или внеклассном мероприятии. Нужно последовательно выполнить предложенные игры на сплочение класса и провести анализ выполняемых действий.

Цель тренинга: повысить сплоченность и самооценку у детей в классе.

План тренинга

Приветствие
— Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодняшнее занятие буду вести я. Оно будет немного необычным, но обещаю, что вам очень понравится. И прежде, чем начать, давайте все вместе поприветствуем друг друга. Для этого нужно рассчитаться на первый-второй.
Отлично! А сейчас давайте все дружно встанем и отодвинем свои стулья, чтобы нам ничего не мешало. Те, кто в первой группе, встают за мной в одну линию, а вторая группа встает в такую же линию прямо напротив нас.
Приветствие будет заключаться в следующем: каждый по очереди поворачивается и жмет руку стоящему за ним в колонне. Как только обе колонны закончат это делать, нужно будет обменяться приветствиями между колоннами. Для этого мы все будем идти «змейкой» и обмениваться рукопожатиями.

Погружение
— А теперь внимательно слушайте и выполняйте мои команды. Нужно поднять руку тем, у кого сейчас отличное настроение. А теперь тем, у кого, наоборот, настроение не очень. И в заключение пусть поднимут руку вверх все, у кого в классе есть товарищи.

Данное задание считается выполненным успешно, если с ним справились все ученики. Не имеет значения скорость выполнения и качество. Главное, чтобы задание было выполнено всеми.

— А сейчас послушайте одну историю. В некотором селе жила-была семья, глава этой семьи был уже стар. И перед смертью он дал своим сыновьям веник и попросил их его сломать. Как ни пытались его сыновья сломать его, ни один с этим не справился. Потом старец разрезал бечевку, которая связывала прутья воедино, и предложил сломать их по отдельности. С этим сыновья справились без особых усилий. И тогда глава семьи дал своим детям такой наказ: когда его не станет, они должны всегда держаться друг за друга и всегда быть вместе, тогда им будут не страшны никакие беды.
И на этом занятии мы постараемся понять, каким дружным является ваш класс.

Строй
— Для вас не составит труда, если я скажу, что за минуту нужно выстроиться в ряд по росту. А если я скажу, что за минуту нужно выстроиться по цвету волос? В начале ряда должен стоять тот, у кого волосы самые светлые, а за ним по порядку те, у кого волосы все темнее и темнее.
С этим заданием вы справились. А сможете ли вы построиться по алфавиту первых букв своих имен, не произнося ни одного слова вслух?
И с этим справились! Отлично!

Путаница
— А сейчас каждый из вас должен встать в круг и поднять вверх свою правую руку. Этой рукой нужно ухватиться за руку одного из своих одноклассников. Сложность состоит в том, что нельзя брать за руку стоящих рядом людей. Как только все ухватились друг за друга, и не осталось ни одной свободной правой руки, нужно сделать аналогичное с левой рукой. Произошла вот такая путаница. Теперь задача состоит в том, чтобы распутаться из всех этих «цепей», а делать это необходимо не расцепляя рук.

Ботинки
— Теперь всем нужно разуться и раскидать обувь по всему классу. Теперь снова все встаем в круг и крепко держим друг друга за руки. Задание состоит в том, чтобы каждый смог обуть свою обувь. Расцеплять руки нельзя.

Когда всем удастся вернуть свою обувь, нужно спросить детей о том, понравилось ли им такое задание, как у них получилось его выполнить, и кто оказывал им помощь.

Почеши спинку
— Сейчас всем нужно образовать два круга: один побольше — внешний, другой поменьше— внутренний. А теперь каждому нужно повернуться направо. Получилось так, что сейчас каждый стоит спиной к своему товарищу и видит спину другого товарища. Игра заключается в том, что нужно почесать, помассировать, пощипать или погладить спинку тому, кто стоит перед тобой.

Превращение
— А сейчас мы будем развивать свое воображение. Я называю животное, известного человека или любой предмет, а вы должны его изобразить. При этом нужно проявлять свою фантазию и показывать персонажа с разных сторон: движениями, звуками, повадками и т.д.
Итак, сейчас мы превращаемся в: корову, стол, сову, Аллу Пугачеву, плаксу, учителя, поэта, гитариста, клоуна.
Здорово, вы отлично справились с заданием! Настоящие артисты!

Стекло
Продолжаем тренировать ваши актерские способности и навыки общения. Сейчас вы должны разбиться на пары и встать друг напротив друга. Ваша задача поговорить с одноклассником, стоящим напротив, на какую-нибудь тему. Сложность в том, что нельзя произносить ни слова, все нужно изображать жестами. Представьте, что между вами звуконепроницаемое стекло.
Какие вы молодцы! И с этим заданием справились.

Поезд
— А сейчас мы отправимся с вами в путешествие на поезде. Мне нужно 5 человек, которые должны построиться друг за другом и взяться за талию впереди стоящего обеими руками. Это поезд. Ученик, стоящий впереди колонны, будет машинистом, остальные — вагоны поезда.
Ребята вне поезда разбегаются по классу и выполняют роль препятствий. Все, кроме машиниста, закрывают глаза. Он должен провести поезд через все препятствия, встречающиеся на пути. Как только он проедет свой круг, нужно поменяться.

Игра продолжается до тех пор, пока все не побудут в составе поезда.

Обобщение
А сейчас я прочитаю всем вам пару строк, а вы попробуйте задуматься над их смыслом каждый для себя.

*Никогда не опускайте руки! Тот, кто это делает, заранее обречен на неудачи.
*Никогда не бойтесь проиграть! Тот, кто боится, обречен на поражение.
*Проявляйте усердие! Только так вы добьетесь своих целей.
*Прежде чем что-то сделать, подумайте, и так вы сможете избегать ошибок.
*Никогда не обманывайте, и вас будут окружать верные и преданные друзья.
*Будьте честными сами с собой, старайтесь чаще смотреть на себя со стороны, и вы многое сможете понять, а другие начнут относиться к вам с уважением.
*Будьте всегда самими собой, не сворачивайте с выбранного пути. И тогда вы добьетесь успеха.

Надеюсь, что каждый внимательно выслушал эти слова, и сделал для себя выводы.

Итоги
— Настало время подвести итоги.
Для заключительного задания нам всем снова нужно встать в круг. У меня в руках клубок ниток. Сейчас каждый по очереди будет делиться своими впечатлениями об этом занятии, после чего, обмотав нить себе вокруг пальца, передавать клубок дальше.
Все высказались, умнички! И теперь мы с вами являемся частью одного большого целого. Если я опущу руку вниз, то и вам придется друг за другом опустить руку вниз, ведь все мы связаны этой нитью. Мы — команда.
Прежде чем мы разомкнем этот круг, я попрошу вас сказать мне, хотелось ли вам хоть когда-то поблагодарить кого-нибудь просто за то, что вы провели время вместе?
Так вот сегодня вы можете это сделать. Сейчас я буду передавать клубок обратно, чтобы мы могли тем же путем, распутать этот круг, но теперь каждый, у кого в руках клубок, говорит свои слова благодарности и передает клубок следующему.
Итак, ребята, спасибо вам за такой прекрасный день. Я вижу, что уже все распутались. Теперь можно вытянуть руки вперед так, чтобы наши пальчики соприкасались друг с другом. И давайте скажем друг другу: «До свидания!»

Лагунова Татьяна

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий мероприятия про патриотизм
  • Сценарий мероприятия на красную горку
  • Сценарий мероприятия музыкальный час
  • Сценарий мероприятия про наркоманию
  • Сценарий мероприятия ко дню медицинского работника