Сценарий мероприятия правовой калейдоскоп

Предлагаю вашему вниманию сценарий интеллектуальной игры, целью проведения которой является формирование правовых знаний учащихся, их правовой культуры. Проведению игры предшествовали многочислен

АЛИМЖАНОВА НАТАЛИЯ ПЕТРОВНА

ГБОУ г. Москвы «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III – IV видов №1

Сценарий интеллектуальной игры

«Правовой калейдоскоп»

Цели и задачи:

Закрепление знаний, полученных во время проведения тематических классных часов.

Развитие познавательной активности и правовой культуры учащихся.

Формирование коммуникативных навыков, умения работать в команде, умение высказывать собственное мнение по тому или иному вопросу.

В игре принимают участие учащиеся 7 – 10-ых классов. Из числа учащихся формируются шесть команд, каждая из которых отстаивает честь своего класса.

Предварительная подготовка.

В каждом классе проводится тематический классный час, на котором учащиеся знакомятся с историей развития прав детей, с особенностями отношения к детям в различные исторические периоды; изучают основные положения Конвенции «О правах ребёнка»; выполняют тематические задания.

Каждому классу выдаётся текст Конвенции в детском изложении и совместно с воспитателями учащиеся более основательно прорабатывают её положения.

Учащиеся совместно с воспитателем придумывают название команды и выбирают её капитана.

ПЕРВЫЙ КОНКУРС

«В гостях у сказки»

Задание: командам по очереди задаётся вопрос и даётся 30 секунд на обсуждение. Если игроки команды дают правильный ответ, то они получают 1 балл, если нет – то право ответа переходит к следующей команде.

В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».

В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».

В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».

В какой сказке А.Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? Ответ: «Приключения Буратино».

В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».

Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».

Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.

Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.

Какое право нарушил Буратино,    схватив Шушару за хвост? Ответ: право на личную неприкосновенность.

Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.

Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан?  Ответ: право на жизнь.

Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ:  правом на образование.

В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)

Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)

Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)

Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)

Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)

ВТОРОЙ КОНКУРС

«Анаграммы»

Задание: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.

Карточка №1.

Ребенок —         к о р ё н б е

Семья – м я с ь е

Страна – а р а н с т

Документ – к у н т е м о д

Закон – к о н з а

Политика – и п о к а л и т

Жизнь – з и н ь ж и

Родители – д и л и е т о р

Карточка №2.

 Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н

Порядок – Я Д П О Р О К

Право – В О Р А П

Союз – Ю З О С

Подросток – С О Д Р О П К Т О

Школа – Л О К А Ш

Достоинство – С Т О Н С И Т О В О Д

Медицина – Д Е М И Н А Ц И

Карточка №3.

Отдых – Д Ы Х О Т

Образование – Р О З А В И Н А Б Е О

Досуг – Д У Г О С

Человек – Л О В Ч Е К Е

Слово – В О С О Л

Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж

Отец – Ц Е Т О

Дружба – Ж Б А Р У Д

Карточка №4.

Школьник – К О Л Ь Ш И К Н

Малыш – Ш Ы Л А М

Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я

Собрание – Е Б Р А Н И С О

Общество – Б О С Т В О Щ Е

Группа – П Р А П У Г

Опекун – К Е У Н О П

Мнение – Н Е М Е Н И

Карточка №5.

Развитие –Т И В З А Р И Е

Голос – С Л О Г О

Защита – Т И Щ А З А

Интерес – С Т Е Р Н И Е

Гражданство –Ж Д А В О Г Р А Н С Т

Имя – м и я

Репутация –А П У Р Е Ц И Т Я

Игра  — А Р Г И

Карточка №6.

Норма – М Р А Н О

Забота – Б О З А Т А

Выживание – А Н И Ж Е В И В Ы

Поступок – С Т У К О П О П

Информация – Ф О Р Н И Ц И М А Я

Радость – Д О Р А С Т Ь

Опека – К Е П О А

Согласие – С И Л А Г О С Е

ТРЕТИЙ КОНКУРС

«Блиц-опрос для капитанов»

Задание: капитаны команд по очереди, быстро, не задумываясь, отвечают на вопросы ведущего. Кто не ответил – выбывает. Количество полученных балов зависит от числа правильных ответов капитана.

В каком году была принята Конвенция ООН «О правах ребёнка? Ответ: в 1989.

Какому событию посвящена дата 20 ноября в календаре мировых дат? Ответ: принятию Конвенции.

Ребёнок – это человек… (продолжите фразу). Ответ: от 0 до 18 лет.

Назовите синоним слова «ребёнок». Ответ: «подросток» или «несовершеннолетний».

 До какого возраста (по Конвенции) человек считается ребёнком? Ответ: до 18 лет.

Кто, в первую очередь, несёт ответственность за воспитание и развитие детей? Ответ: родители.

Какой документ важнее – Декларация или Конвенция? Ответ: Конвенция.

Что такое дискриминация? Ответ: ущемление в правах.

В каком возрасте человек в нашей стране получает паспорт? Ответ: в 14 лет.

Какой документ является первым документом человека? Ответ: свидетельство о рождении.

До какого возраста ребёнок не может принимать участия в военных действиях? Ответ: до 15 лет.

Какой основной международный документ защищает права детей? Ответ: Конвенция «О правах ребенка».

Подписало ли наше государство Конвенцию о правах ребёнка? Ответ: да.

В каком году наше государство подписало Конвенцию? Ответ: в 1990.

Ребёнок имеет не только права, но и… (продолжите фразу). Ответ: обязанности.

С какого возраста ребенок начинает нести уголовную ответственность? Ответ: с 14 лет.

В чём разница в правах детей Африки и России? Ответ: права всех детей равны.

Имеет ли право ребёнок общаться с обоими родителями, если они живут в разных городах и находятся в разводе? Ответ: да.

Может ли ребёнок быть подвергнут смертной казни? Ответ: нет.

Согласны ли вы с утверждением, что человек 16 лет считается ребёнком? Ответ: да

ЧЕТВЁРТЫЙ КОНКУРС

«Ситуации»

Задание: каждой команде выдаётся бланк с записанной на нем ситуацией. Игрокам необходимо ответить на вопросы: кто является участниками ситуации, чьи и какие права были нарушены, кто из участников предложенной ситуации не выполнил своих обязанностей. После этого предложить свой вариант решения проблемы. За правильный и полный ответ команда получает 5 баллов.

Один школьник постоянно дразнил и обзывал одноклассницу, в конце концов она ударила его по голове толстым учебником.

Учитель, не поверив, что ученик забыл дома дневник, потребовал, чтобы тот вытряхнул содержимое рюкзака.  

Учитель отобрал и прочитал записку, переданную во время урока одним школьником другому.

Ученикам запрещают курить в школе и вблизи школьных зданий. (своб

Подросток собрал компанию и устроил ночную вечеринку в квартире.

Учитель после звонка на перемену задержал всех до следующего урока.

Подведение итогов игры.

Цели: формирование у обучающихся правовых
компетенций, обеспечивающих успешность в
обществе, способностей к анализу правовых
ситуаций, способностей строить собственное
поведение в рамках имеющихся прав, свобод,
обязанностей; воспитание гражданской
ответственности и чувства собственного
достоинства, дисциплинированности, уважения к
правам и свободам человека, демократическим
правовым ценностям.

Материалы для проведения
интеллектуально-познавательной «Правовой
калейдоскоп» Приложение

Ход игры «Правовой
калейдоскоп»
(Открытие игры)

Ведущий

Музыкальная композиция на
патриотическую тему.Мы приветствуем вас на
интеллектуально-познавательной игре «Правовой
калейдоскоп».
  (Представле ние команд) Сегодня играют команды ____
классов:
  (Представле ние жюри) Оценивает нашу игру компетентное
жюри, то есть коллегия Верховных Судей в составе:
  Ведущий Команды представлены, Верховный
судья на месте, болельщики готовы! Мы начинаем!!!
Слайд №2   Внимание!

1 конкурс. Викторина
«Права человека».

Викторина За правильный ответ — 1 балл

(каждая
команда может набрать по 2 балла)

Ответы
1. Слайд 3,4

81

Как известно, Робинзон Крузо
долго жил на острове один и сам себе устанавливал
законы и порядки.

Подумайте, с какого времени
Робинзону Крузо можно было бы начать выступать в
защиту своих прав?

С момента, когда появился Пятница
2. Слайд 5, 6

82

В разных странах в соответствии
с традициями по-своему понимают некоторые
положения Декларации прав человека.

Например,
Британское законодательство трактует одно
понятие, связанное с основным правом человека,
очень широко. А вот в проекте Российского
уголовно-процессуального кодекса это понятие
наоборот сужено и под его определение не
подпадают палатка, служебный кабинет, личный
автомобиль.

Если вы вспомните, что является крепостью
каждого англичанина, вы скажете, о каком понятии
идет речь?

Жилище

(Поговорка англичан «Мой дом
— моя крепость»)

3. Слайд 7,8

83

Сейчас этим правом могут
пользоваться все, хотя не все этого желают. Но
чтобы его добиться, долго боролись во многих
странах, в том числе в России и США. В Японии,
например, им начинают пользоваться с трех лет. И
даже Незнайка с Буратино пытались им
пользоваться.

Что они не совсем успешно
пытались делать?

Пытались учиться
4. Слайд 9, 10

81

Без этого права человеку жить
невозможно, но и пользоваться им не так-то просто.

Русская пословица по этому поводу гласит, что
извлечь хладнокровное животное из воды можно,
только используя это право.

Что это за право?

Право на труд.

Комментарий. Без труда
не вынешь рыбку из пруда.

5. Слайд 11, 12

82

В одном городке Российской
Федерации группа лиц проводит телевикторину
«Что? Где? Когда?», участниками которой являются
жители города, и под этим названием пускает её в
эфир местного телевидения.

В данном случае
можно усмотреть нарушение прав. Каких прав?

Нарушение авторских прав.

Комментарий.

Они не заручились на то согласием
телекомпании «Игра», которая первой стала
создавать такие передачи, и не платят «Игре» за
использование популярного названия.

6. Слайд 13, 14

83

Для того чтобы вы как следует,
прочувствовали, насколько изменилось
законодательство в мире в сторону гуманности,
скажем, что в государствах Древнего мира
определенную категорию населения могли продать
в рабство не за свои, а за чужие грехи; по
произволу определенного лица. Их могли либо
лишить всяческих средств к существованию, либо
убить, по нашим понятиям совсем ни за что:
например, за непочтительность. И все это не
считалось преступлением.

Кто же были эти
бесправные люди?

Дети
клип Музыкальная пауза. Клип
мультики о правах
 
Слайд16

Слайд17

Время обсуждения — 1 мин.

За правильный ответ — 1 балл (максимально — 7 б.)

Задание Ответ
Олег схватил шапку с головы прохожего и
скрылся.
(Грабеж)
Дмитрий залез в школьную раздевалку и
забрал чужую куртку.
(Кража)
Юрий, угрожая ножом, снял с женщины
золотые украшения.
(Разбой)
Андрей в автобусе залез пассажиру в
карман.
(Кража)
Михаил вовлек в азартную уличную игру
двух своих ровесников и путем обмана обыграл их.
(Мошенничество)
Сергей затащил малыша в раздевалку и
потребовал, чтобы тот принес ему на следующий
день 100 рублей.
(Вымогательство)
Николай взял взаймы у Александра 100
рублей, пообещав через месяц вернуть 120 рублей, но
деньги не вернул.
(Мошенничество)

Внимание! 2 конкурс. «Корыстные
преступления» —

Что? Где? Когда?

Зачитываются описания корыстных
преступлений, т. е. преступлений против
собственности. Участники должны определить к
какому виду корыстных преступлений относится
данное правонарушение, т.е. квалифицируют его.

Ответ
записывают на листке бумаги и принесите
ведущему.

Слайд18

Ведущий

Музыкальная композиция «Я,
ты, он, она — вместе целая страна»
 
Документ word

Таблица

Ведущий: Слово коллегии
Верховных судей

Результаты 1 и 2 конкурсов

Спасибо. Мы продолжаем.

 
Слайд19

Ведущий

Внимание! 3 конкурс. «Жизнь с
правами и без»

Команды получают контрольные
листы с таблицей:

в первой колонке указаны конкретные житейские
ситуации;

во вторую колонку необходимо вписать выбранные
из списка гражданские права, которые помогут
осуществить эти житейские ситуации.

(работают самостоятельно) Во время
подготовки команд — игра со зрителями.
Игра со зрителями. Пока команды работают, у нас
игра со зрителями «Твои права и сказочная
страна»,
посвященная 20-ю присоединения России
к Конвенции о правах ребенка
Болельщики каждого класса
ответят на 3 вопроса. Каждый вопрос — 1 балл. Таким
образом, для своей команды вы можете заработать 3
балла.

Определяется лучший игрок класса.

1. Кто спас Красную Шапочку от
смерти и тем самым защитил её право на жизнь? 81
2. Кто придумал такое необычное
имя Чебурашке? 82
3. Обитатели птичьего двора
обижали гадкого утёнка, не позволяли ему
пользоваться своими правами наравне со всеми.
Почему? 83
4. Почему жаба похитила
Дюймовочку у её матери? 81
5. В кого превращала царевна
Лебедь князя Гвидона, чтобы он смог повидаться с
отцом? 82
6. Почему во время суда Элиза не
смогла воспользоваться своим правом на защиту и
ни слова не произнесла в своё оправдание? 83
7. Как Женя помогла своему
новому другу Вите в полной мере воспользоваться
своим правом на игру? 81
8. Зачем мачеха отправила
девочку в лес в зимнюю стужу, чем подвергла её
жизнь опасности? 82
9. Почему мачеха приказала
служанке отвести царевну в лес и привязать к
дереву? 83
Ведущий Спасибо зрителям. Слово
командам результаты работы над заданиями 3
конкурса
 
Слайд19

Ведущий

Слайд 20, 21

Слайд 22, 23


Слайд24, 25

Гражданские права

  • Право на частную собственность;
  • право на социальное обеспечение (по болезни);
  • право на отдых (на оплачиваемый отпуск);
  • право на свободу передвижения и выбор места
    пребывания и жительства;
  • право свободно выезжать за пределы страны;
  • право на свободный выбор профессии;
  • право на свободную предпринимательскую
    деятельность;
  • право на получение высшего образования на
    конкурсной основе;
  • право на охрану здоровья и медицинскую помощь
  • право на пенсионное обеспечение.

Команда 81

Ситуация Конституционные права
2. После школы Павел собирается
поступить в институт, расположенный в другом
городе. Эти намерения, однако, реализуемы лишь в
том случае, если вы предоставите Павлу:
4) право на свободу передвижения и выбор
места пребывания и жительства

8) право на
получение высшего образования на конкурсной
основе

Команда 82

Ситуация Конституционные права
1. Александр — увлекается мобильными
телефонами и мечтает открыть свой собственный
салон мобильной связи.

Вы поможете Александру,
если предоставите ему:

7) право на свободную
предпринимательскую деятельность;

10) право на
свободный выбор профессии.

Команда 83

Ситуация Конституционные права
1. Игорь получил серьезную травму. Чтобы
вылечиться, ему нельзя работать несколько
месяцев. Вы можете помочь Игорю пережить
достойно его несчастье, если предоставите ему:
2) право на социальное обеспечение (по
болезни);

9) право на охрану здоровья и
медицинскую помощь.

 
Слайд26

Документ word

Ведущий

Таблица

Слово коллегии Верховных
судей.

Результаты 3конкурса и игры со зрителями

Спасибо. Мы продолжаем.

 
Слайд 27

Ведущий

Внимание! 4 конкурс. Синквейн
Тема «Право»
Правила написания синквейна у каждой
команды
Слайд28

Ведущий

Музыкальная композиция. Песня
«Детство».

Пока команды работают, у нас
музыкальная пауза

 
Ведущий Мы благодарим группу «Шарм» и
просим команды представить результаты своего
творчества.

8 1 82 83

 
Слайд 29 Музыкальная композиция. Песня
«Песня о России»

Коллегия Верховных судей
подводит итоги 4 конкурса и всей игры

 
Документ word

Таблица

Ведущий

Вот и завершилась наша игра.

Наступил
торжественный момент подведения итогов и
награждения победителей.

Слово Коллегии Верховных судей.

 

«Калейдоскоп права»

Игра-конкурс

Цель :

— образовательная: формировать правовую культуру учащихся, активизировать интерес к праву, популяризировать правовые знания.

— развивающая: развивать умения и навыки в использовании правовых знаний и навыки правомерного поведения для реализации своих прав и обязанностей.

— воспитательная: воспитывать уважение к законами, формировать активную гражданскую позицию учащихся.

Участники игры:

  • Учащиеся 10-х классов (2 команды)

  • Жюри

  • Счетная группа

  • Ведущий

Ход игры

Ведущий. Добрый день, уважаемые друзья! Рады приветствовать всех вас в нашем классе. Сегодня нас ждет захватывающая игра-конкурс «Калейдоскоп права». Такая тематика взята не случайно. Представьте себе: человек заблудился в лесу. Согласитесь, серьезное положение. Но если у него есть компас, он найдет дорогу. Нет этого надежного помощника – ему придется уповать на случай. Так, право – тот же компас. Он показывает всем людям направление пути, дает возможность свободно и уверенно ориентироваться в бескрайнем море сложных и разнообразных норм и правил поведения, установленных государством.

Насколько вы умеете это делать, попытаемся выяснить сегодня.

Для участия в игре-конкурсе подготовлены две команды, выбрана счетная группа. Капитаны команд оглашают названия своих команд и девиз.

Ведущий. Переходим к первому конкурсу.

1. Конкурс первый: «Юридический марафон».

Ведущий: От каждой команды выбирается один представитель, который должен ответить на 10 вопросов. Времени на размышления нет. За каждый правильный ответ 1 балл. Начинаем…

Вопросы для команды 1

1.Способность лица своими действиями осуществлять права и обязанности (Дееспособность)

2. Гимназия, школа, лицей – это юридическое или физическое лицо?

(Юридическое)

3. Административное правонарушение – проступок или преступление?

(Проступок)

4. Стихийное бедствие – это юридическое действие или событие?

(Событие)

5. Общественные отношения, которые регулируются нормами права

(Правоотношения)

6. Способность лица, группы людей, государства навязывать свою волю другим людям. (Власть)

7 . Особенно опасный вид правонарушения? (Преступление)

8. Как называют человека без гражданства? (Апатрид)

9. В каком году была принята Конвенция о правах ребенка? (1989)

10. Конституционный принцип, по которому лицо не считается виновным, пока его вина не будет доказана судом (Презумпция невиновности)

Вопросы для команды 2

  1. С какого возраста можно привлечь к административной ответственности? (16 лет)

  2. Когда возникает правоспособность? (С рождения)

  3. Как называется основной международный документ о правах ребенка? (Конвенция о правах ребенка)

  4. Способность лица иметь юридические права и нести юридические обязанности? (Правоспособность)

  5. Как называют человека с двойным гражданством (Бипатрид)

  6. Основной закон государства? (Конституция)

  7. Лицо, которое совершило преступление. (Преступник, правонарушитель)

  8. Какой документ подтверждает принадлежность человека к гражданству определенного государства? (Паспорт)

9. Какая отрасль права регулирует отношения между родителями и детьми? (Семейное право)

10. Что регулирует наиболее важные общественные отношения – Право или мораль? (Право)

2. Конкурс «Юридическая помощь»

Ведущий: Представьте, что ваша мечта осуществилась и вы уже юристы. С людьми в жизни случаются различные ситуации. Сейчас к вам придут граждане, чтобы получить правовую помощь. Вам необходимо предоставить юридическую консультацию по определенному юридическому факту. Каждый правильный ответ оценивается в два балла.

Команда №1

Ситуация № 1:

Гражданин Р. был вызван к следователю для дачи свидетельских показаний по уголовному делу, возбужденному в отношении его сына. Может ли гражданин Р. отказаться от дачи свидетельских показаний? Почему? Свой ответ обоснуйте.

Ответ: Да, по статье 51-ой конституции РФ он имеет право не давать свидетельских показаний против близких родственников.

Ситуация № 2:

14-летние учащиеся школы, находящиеся рядом с железнодорожной станцией самостоятельно устроились на работу по разгрузке вагонов в ночное время. Допущены ли нарушения трудового законодательства? Если да, то какие?

Ответ: Да, 14- летние подростки могут устроиться на работу только с согласия родителей, усыновителей или попечителей. Трудовой кодекс РФ запрещает применение труда несовершеннолетних в ночное время и на тяжелых работах (грузчики)

Ситуация № 3:

2 подростка 12-ти и 13-ти лет были задержаны за сознательное повреждение телефона-автомата. Решением суда был определен размер штрафа, который обязаны были внести родители подростков. Определить форму вины подростков и почему мерам воздействия подверглись не они, а их родители?

Ответ: В поведении подростков был прямой умысел; подростки не деликтоспособны (не субъекты правонарушения), поэтому в соответствии с законом за их действия наступает ответственность родителей.

Команда №2

Ситуация № 1:

Гражданин Т. обвиняется в совершении преступления. Следователь требует, чтобы гражданин Т. доказал свою невиновность. Прав ли следователь? Свой ответ обоснуйте.

Ответ: Следователь нарушает принцип презумпции невиновности( ст.49 Конституции РФ), который устанавливает, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

Ситуация № 2:

А. Веселов и В. Пастухова решили заключить брак, но в последствии выяснилось, что Веселов не может присутствовать на церемонии брако сочетания, поскольку он студент мореходного училища и в это время будет находиться в открытом плавании. Чтобы не переносить уже согласованную с работниками ЗАГСа дату, Веселов написал доверенность на имя своего близкого друга С. Аринина, в котором уполномочивал его на заключение брака с Пастуховой от имени Веселова. Как вы думаете, будет ли зарегистрирован брак?

Ответ: Нет, брак не будет зарегистрирован, т.к на основании ст. 11 Семейного кодекса РФ обязательным условием заключения брака является личное присутствие лиц, вступающих в брак.

Ситуация № 3:

Распивая спиртные напитки в городском парке, группа лиц нарушала общественный порядок. Они приставали к прохожим, мусорили, нецензурно выражались. Определить, будет ли такое поведение являться проступком или преступлением? Определить вид правонарушения и вид юридической ответственности.

Ответ: Поведение является проступком; вид правонарушения: административное, наступает административная ответственность.

Ведущий: А теперь у каждой команды есть возможность по очереди дать совет, куда следует обратиться в случае определенных жизненных обстоятельств. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

команда №1

  1. Придя домой, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры взломана? (В полицию)

  2. Вашего знакомого уволили с работы, а он считает это незаконным? (К адвокату)

  3. Оформление наследства? (К нотариусу)

  4. Если вашего знакомого задержали работники полиции и, как он утверждает, избили его? (В прокуратуру)

  5. Вы стали свидетелем ДТП? (В полицию)

2 команда:

  1. Вы услышали в соседней квартире выстрелы и крики?

(В полицию)

  1. Вашего родственника обвиняют в совершении преступления? (К адвокату)

  2. Если нарушены ваши права и свободы? (В прокуратуру)

  3. Вы желаете выяснить законность соглашения? (К адвокату)

  4. Вы нашли у себя в огороде незнакомый металлический предмет, похожий на снаряд? (В полицию или МЧС)

Ведущий: А сейчас мы проведем очень необычный конкурс, который называется «Сказочное право». Мы осуществим с вами путешествие известными сказками, мультфильмами, жемчужинами народного творчества, где отображены правовые отношения. Вы должны их узнать. За каждый правильный ответ – 1 балл. На один вопрос отвечает один участник. Отвечаем по очереди. Время на размышление – 10 секунд. Команды готовы? Начинаем.

3. Конкурс «Сказочное право».

Вопросы:

1. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет
план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному
вмешательству общественности все заканчивается благополучно.

(Ответ: Красная Шапочка)

2. В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное передвижение и путешествовал на прутике между двумя утками?

(Ответ: «Лягушка-путешественница», лягушка)

3. В этой сказке А.С.Пушкина должностное лицо грубо нарушило
принцип «от каждого по способности, каждому по труду» и присвоило
зарплату труженика. А труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти.

(Ответ: «Сказка о попе и его работнике Балде»)

4. Назовите сказку, в которой в соответствии с устным договором выполнялись сельскохозяйственные работы по сбору урожая, выращенного дедом.

(Ответ: «Репка»)

5. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано.

(Ответ: «Волк и семеро козлят»)

6. Назовите сказку, в которой мальчик составил договор без разрешения отца, продав свою азбуку, не пошел в школу, а попал в театр кукол?

(Ответ: «Золотой ключик»)

7. В этой русской сказке речь идет о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправляется на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Но финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибнет

(Ответ: Колобок)

8. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одежду невесты младшего сына царя и сжигают ее

(Ответ: «Царевна –лягушка»)

9. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить эту собственность на части, но не сумевшим это сделать. В итоге богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью.

(Ответ: «Курочка-ряба»)

10. В какой сказке злая личность (мачеха) путем обмана во время примерки хрустальной туфельки захотела сама стать королевой, а одну из дочек выдать замуж, заключив фиктивный брак?

(Ответ: «Золушка») 

11. В какой сказке мать с сыном в результате ложных показаний попадают в ограниченное пространство на водной глади?

(Ответ: «Сказка о царе Салтане»)

12. В какой сказке замечательного детского сказочника X.К. Андерсена злая женщина выкрала мальчика, подарив ему горы льда, нарушив право ребенка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать».

(Ответ: «Снежная королева». Из бедного, скромного домика бабушки Снежная королева увезла маленького Кая в свой огромный ледяной дворец. Она пообещала подарить ему весь мири пару коньков в придачу.)

13. В какой сказке было сломано жилище 2 братьев и предпринята попытка проникновения в жилище третьего, чем было нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? 

(Ответ: «Три поросенка». Волк разрушил домики двух поросят и грозился разрушить третий.)

14. В какой сказке одна дама, воспользовавшись добрым поступком своего мужа, использует его для обогащения и для продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству? 

(Ответ: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

15. Назовите сказку про известную особу, которая нашла в поле деньги, никому про это не сказала, а пошла на базар и сделала покупку для чаепития.

(Ответ: «Муха-Цокотуха»)

16. Назовите сказку, в которой известный доктор совершает международную миссию и оказывает помощь больным зверям и птицам, но был захвачен пиратами.

(Ответ: «Доктор Айболит»)

4. Конкурс «Юридический семафор»

Ведущий: Для каждой команды подготовлена подборка вопросов на определенные юридические темы. Конкурс пройдет в виде блиц-турнира. На обдумывание ответа дается не более 10 секунд. За каждый правильный ответ – 1 балл. Итак, начали:

Команда № 1: Установите виды юридической ответственности:

1. Продажа наркотических средств. (уголовная)

2 . Повреждение парт в школе. (материальная)

3 . Неуплата коммунальных услуг. (административная)

4 . Повреждение библиотечной книги. (материальная)

5 . Опоздание на урок. (дисциплинарная)

6 . Безбилетный проезд в транспорте. (административная)

7. Несвоевременная поставка молокопродуктов в магазин. (гражданско- правовая)

8 . Появление на работе в нетрезвом состоянии. (дисциплинарная)

9 . Кража государственного имущества. (уголовная)

10. Управление автомобилем в нетрезвом состоянии. (административная)

11. Фирма не поставила кооперативу холодильное оборудование в соответствии с заключенным договором (гражданско-правовая)

12. Менеджер опоздал к началу рабочего дня (дисциплинарная)

13.Сельский житель не выполнил правил пожарной безопасности (административная)

14. Нарушение правил рыбной ловли (административная)

Команда № 2: Виды прав человека

1 . Право на уважение человеческого достоинства. (личное)

2 . Право на предпринимательскую деятельность. (экономическое)

3 . Право на жизнь. (личное)

4 . Право на участие в выборах. (политическое)

5 . Право на образование. (социальное)

6 . Право на гражданство. (личное)

7. Право на равный доступ к государственной службе. (политическое)

8 . Право на труд. (экономическое)

9 . Право на жилище. (социальное)

10. Право на пользование достижениями национальной культуры. (культурное)

11. Право на создание союзов и объединений (политическое).

12. Право на доступ к культурным ценностям (культурное).

13. Право на свободу совести (личное).

14. Право на проведение мирных собраний (политическое).

5. Конкурс «Азбука правоведа»

Ведущий: В своей жизни мы часто сталкиваемся с юридическими понятиями и терминами. Поэтому знание их необходимо каждому.

На вопросы даются короткие четкие ответы. На размышление – 30 сек. Две команды отвечают на вопросы по очереди – перекрестно. Начинаем…

1. Власть народа (Демократия)

2. Акт, изданный Президентом (Указ)

3. Нормативно-правовой акт высшего законодательного органа власти, принимается в особом порядке (Закон)

4. Как называется служба для граждан, которые по религиозным убеждениями не могут проходить военную службу? (Альтернативная)

5. Как называется основной международный документ, защищающий права человека ? (Всеобщая декларация прав человека)

6. Всенародное голосование по важным вопросам общегосударственного и местного значения. (Референдум)

7. Обжалование решения суда в высшей инстанции. (Апелляция)

8. Досрочное освобождение из заключения. (Амнистия)

9. В переводе с латинского это слово означает «в другом месте». Что это за слово? (Алиби)

10. Конвенция о правах ребенка. Что означает конвенция? (Договор, соглашение)

11. Восстановление репутации или прежних прав. (Реабилитация)

12. Человек, который выступает в суде защитником (Адвокат).

13. Что означает слово «инкогнито». (Неизвестный, неузнанный)

14. Полная независимость государства во внешней и внутренней политике. (Суверенитет)

15. Документ, который необходим для ареста и обыска. (Ордер)

16. В переводе с латинского обозначает «устройство», «установление». (Конституция)

17. Дословный перевод слова «президент». (Тот, кто сидит впереди)

18. Богиня правосудия в греческой мифологии. (Фемида)

19. Что означает слово инцидент? (Проишествие, случай)

20. Неприятная процедура для высокопоставленного лица. (Импичмент)

Ведущий: Пока счетная группа подводит итоги нашей игры-конкурса, предлагаю, чтобы наши гости не скучали, давайте проведем также с ними небольшой конкурс. Согласны?

1. Это слово в итальянском языке означает бутылка. В Средневековье в знак позора плохому актеру подвешивали на шею бутылку. Звучит это слово – фиаско. Что оно означает? (Полный провал, неудача).

2. Авраам Линкольн писал: «Народное управление, которое совершается народом, ради народа — это и есть…» Что? (Демократия)

3. Цицерон говорил: «Чтобы стать абсолютно свободными, мы должны стать рабами» Рабами чего или кого? (Закона)

4. Фемида. Богиня правосудия изображается с повязкой на глазах, что означает этот символ? (Символ беспристрастия: все равны перед законом)

5. По предложению доктора Гийотена (1738-1814гг.) во Франции во время буржуазной революции (1792г.) было применено это орудие смертной казни. Какое? (Гильотина)

6. Продлите пословицу «Повинную голову… » (Меч не сечет)

7. В 1474 году в Швейцарском городе Базеле произошло необычное событие: петух снес яйцо. Как поступили судьи с домашней птицей? (Петуха обвинили в колдовстве и вместе с яйцом спалили на огне)

8. В 1540 году в испанском городе Гимаран произошел судебный процесс. Подсудимую признали виновной в порче ценного гобелена стоимостью 10 тысяч марави. Преступницу приговорили к смертной казни путем отрубания головы. Так же огласили, что все ее родственники навсегда изгоняются из королевства. Кто эта злоумышленница? (Моль)

Ведущий: А теперь слово предоставляется нашей счетной группе.

Счетная группа подводит итоги всех конкурсов, объявляет окончательные результаты и называет команду победительницу.

Ведущий: Хочу поблагодарить всех участников конкурса! Вы показали прекрасне знания.

Каждый из вас имеет права, защищаемые государством. И пользуясь своими правами, не забывайте о своих обязанностях. Не нарушайте права других людей, которые окружают вас. И вы конечно же поняли, чтобы жить в ладу с собой и с миром, нужно знать законы общества, государства, уважать и выполнять их

В заключении читается стихотворение

«Закон сердца»

Наверняка у каждого из нас

Бывает и раздумья, и сомненья,

Как поступить вот в этот раз …

Как лучше выбрать верное решенье.

Есть в жизни много тропок и путей,

Сетей, препятствий, красоты и грязи.

Душе, уму и совести твоей

Они ясны становятся не сразу.

При встречи с ними на пути своем

Один закон для сердца не изменен!

Что б выбрать путь, подумай ты о том,

Чтобы остаться в мире Человеком!

Приложение № 1

Ведомость для подведения итогов конкурса

Команда

Игра-конкурс

«Юридический марафон»

(правильный ответ – 1б)

«Юридическая помощь» (правильный ответ – 2б)

«Сказочное право» (правильный ответ – 1б)

«Юридический семафор»

(правильный ответ – 1б)

«Азбука правоведа»

(правильный ответ – 1б)

Команда № 1_________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Команда № 2 ________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

ИТОГО баллов:

Приложение №2

Команде №1

Ситуация № 1:

Гражданин Р. был вызван к следователю для дачи свидетельских показаний по уголовному делу, возбужденному в отношении его сына. Может ли гражданин Р. отказаться от дачи свидетельских показаний? Почему? Свой ответ обоснуйте.

Ситуация № 2:

14-ти летние учащиеся школы, находящиеся рядом с железнодорожной станцией самостоятельно устроились на работу по разгрузке вагонов в ночное время. Допущены ли нарушений трудового законодательства? Если да, то какие?

Ситуация № 3:

2 подростка 12-ти и 13-ти лет были задержаны за сознательное повреждение телефона-автомата. решением суда был определен размер штрафа, который обязаны были внести родители подростков. Определить форму вины подростков и почему мерам воздействия подверглись не они а их родители?

Команде №2

Ситуация № 1:

Гражданин Т. обвиняется в совершении преступления. Следователь требует, чтобы гражданин Т. доказал свою невиновность. Прав ли следователь? Свой ответ обоснуйте.

Ситуация № 2:

А. Веселов и В. Пастухова решили заключить брак, но в последствии выяснилось, что Веселов не может присутствовать на церемонии бракосочетания, поскольку он студент мореходного училища и в этом время будет находиться в открытом плавании. Чтобы не переносить уже согласованную с работниками ЗАГСа дату, Веселов написал доверенность на имя своего близкого друга С. Аринина в котором уполномочивал его на заключение брака с Пастуховой от имени Веселова. Как вы думаете, будет ли зарегистрирован брак?

Ситуация № 3:

Распивая спиртные напитки в городском парке, группа лиц нарушала общественный порядок. Они приставали к прохожим, мусорили, не цензурно выражались. Определить, будет ли такое поведение являться проступком или преступлением? Определить вид правонарушения и вид юридической ответственности.

Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение Самарской области

«Школа-интернат № 4 для обучающихся

с ограниченными возможностями городского округа Тольятти»

Беседа с элементами игры

«Правовой калейдоскоп!»

(6-е классы)

социальный педагог:

И.Н. Логина

2020-2021 уч. год

Беседа с элементами игры «Правовой калейдоскоп»

Цель: Через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру.

Задачи:

  • познакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка»

  • развивать умение рассуждать, делать выводы

  • учить применять правовые знания в повседневной жизни

  • развивать умение работать в группе

Оборудование: альбомные листы, фломастеры, карандаши.

На доске записи: Конвенция «О правах ребенка» (1989 г.), «Конституция», даты отмечающие права ребенка и человека.

Ход беседы

Добрый день дорогие ребята! Сегодня я хочу поговорить с вами на одну из очень важных тем. А чтобы вы поняли о чем пойдет речь, попробуйте догадаться.

Очень много стран на свете, это знает каждый.

Кто скажите в странах этих самый-самый важный? (пауза)

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

Главных много — выбирайте, там король, там президент.

Про вождей и про царей, знаем мы с пеленок,

Но главней, нужней, важней для страны — ребенок!

Кем он станет завтра, маленький и нежный?

Всей Земле права его — право на надежду!

— Как понимать последние слова?

Наверное вы догадались о чем пойдет речь!? О правах.

Какие вы знаете знаменательные даты, посвященные правам детей?

1 июня — Международный день защиты детей

4 июля — Международный день детей — жертв агрессии

20 ноября — Всемирный день прав ребенка

10 декабря — День прав человека

12 декабря — День Конституции

Как вы думаете, все ли дети Земли живут хорошо? Почему?

«ежегодно 3,5 млн детей умирают от болезней, которые не поддаются лечению»;

«около 100 млн детей существуют за счет воровства, изнурительной работы, попрошайничества»;

«120 млн детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности ходить в школу».

Жизнь всех людей издревле регламентируется какими-либо нормами права. За нарушение закона человек всегда всегда подвергался наказанию. Существование единого закона в государстве помогает регулировать поведение всех людей, снизить уровень преступного и противоправного поведения. Знание своих прав и обязанностей помогает человеку избежать многих проблем и реализовать себя в своей жизни.

Для того, чтобы уменьшить страдания детей, большинство государств в мире, проявляют заботу о детях. В США в Нью-Йорке находится штаб-квартира Организации объединенных наций (ООН). Это международная организация, которая стремится избавить будущее поколение от войны. В эту организацию входит более 180 государств. В 1989 г. ООН был разработан и принят документ, в котором речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были едины права.

Об этом документе мы сегодня поговорим.

Документ, в котором определены права и обязанности детей, называется «Конвенция о правах ребенка». Конвенция-это документ, который должны исполнять все те, кто его подписал. Правительство нашей страны тоже подписало этот документ.

Поскольку мы находимся в школе, то для нас действуют свои нормы и правила, указанные в Уставе школы, и все участники образовательного процесса обязаны их выполнять. А теперь начнем наш турнир!

Говорить о соблюдении или нарушении прав ребенка мы с вами можем не только на примерах из нашей жизни.

Какие вы знаете свои права? (дети называют права)

— право на жизнь

— право на имя при рождении

— право на медицинскую помощь

— право на образование

— право на отдых и досуг

— право иметь имуществом

— право свободы выражать свое мнение

— право на свободное перемещение

— на заботу и воспитание родителями

— право на всестороннее развитие

1. Игра «Имена»

Каждый из вас по очереди поднимается, произносит свое имя и добавляет прилагательное, которое начинается на ту же букву, что и имя. Я начинаю первой, Ирина — импульсивная.

2. «Интеллектуальная разминка»

Участники команд получают 3 карточки АВС. Игроки внимательно слушают вопросы ведущего, обсуждают в течение 15 сек. (по команде ведущего капитан показывает одну из карточек, которая по их мнению содержит правильный вариант ответа А В С).

вопрос 1: Права ребенка гарантированы и зависят в первую очередь:

А — от самого себя

В — от его родителей

С — от государства

вопрос 2: Право на выбор занятий и объединений есть:

А — у каждого человека

В — только у взрослых

С — у учащихся школы

вопрос 3: Нужно продолжить предложение

Ребенком является лицо…

А — любой человек до достижения 18 лет

В — тот, кто имеет свои права

С — тот, кто считает себя таковым

вопрос 4: Право самостоятельно совершать некоторые сделки, а так же нести ответственность по заключенным сделкам

А — 18 лет

В — 16 лет

С — 14 лет

Члены жюри подводят итоги, называют количество баллов, набранные командами (1 балл за правильный ответ).

3. «В гостях у сказки»

Викторина «Права литературных героев»

Определите, какое право сказочного героя нарушено или он использовал. Закончите фразу.

Командам по очереди задается вопрос и дается 30 сек. На обсуждение. Если игроки команды дают правильный ответ, то они получают 1 балл, если нет — то право ответа переходит к другой команде.

— «Лягушка-путешественница» из сказки Гаршина, отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на … (свободное передвижение).

— Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее права на … (личную неприкосновенность).

— Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушили его право на … (неприкосновенность жилища).

— Балда из произведения А.Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу воспользовался своими правами на … (труд).

— Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-Птицу у царя Берендея, нарушил его право на … (владение имуществом).

— В этой же сказке, братья убили Ивана нарушив его право на … (жизнь и личную неприкосновенность).

— Какое права нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц» (право на неприкосновенности жилища).

— Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят» (право на жизнь)

— Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? (правом на образование)

— Какое право Маугли в одноименной сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? (право на жизнь)

— В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение, свободу слова и мысли , она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершено покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

4. Коллективная работа«Страна мечты»

Учащиеся рисуют на тему: «Страна мечты»

5. Задание: «Ситуация»

Каждой команде выдается бланк с записанной на ней ситуацией. Игрокам необходимо ответить на вопросы: кто является участниками ситуации, чьи и какие права были нарушены, кто из участников предложенной ситуации не выполнил своих обязанностей. После этого предложить свои варианты решения проблемы. За правильный и полный ответ команда получает 5 баллов.

1. Один школьник постоянно дразнил одноклассницу, в конце концов она ударила его по голове толстым учебником.

2. Ученикам запрещают курить в школе и вблизи школьных зданий.

3. Подросток собрал компанию и устроил ночную вечеринку в квартире.

4. Один ученик из ранца другого ученика взял без разрешения фломастеры.

6. «Анаграммы»

Участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков — за 5 мин. отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм. За каждую анаграмму дается 1 балл.

Карточка №1

К О Р Ё Н Б Е — ребёнок К У Н Т Е М О Д — документ

В Е Н К Я И Ц О Н — Конвенция М Я С Ь Е — семья

К О Н З А — закон В О Р А П — право

Ц И К Л А Р А Д Е Я — декларация Е Б Р А Н И С О — собрание

Карточка № 2

Я Д П О Р О К — порядок С О Д Р О П К Т О — подросток

С Т У К О П О П — поступок Б О З А Т А — забота

Н Е М Е Н И Е — мнение Б О С Т В О Щ Е -общество

С И Л А Г О С Е — согласие Г Р И Н Н А Д А Ж — гражданин

7. Заключение

Ведущий: Вот и подошло к концу наша беседа. Мы с вами затронули лишь маленькую часть правовых знаний и требование к современному человеку нашего общества — это быть грамотными в правовом отношении тоже. Спасибо всем за участие в нашем мероприятии.

Карточка №1

К О Р Ё Н Б Е К У Н Т Е М О Д

В Е Н К Я И Ц О Н М Я С Ь Е

К О Н З А В О Р А П

Ц И К Л А Р А Д Е Я Е Б Р А Н И С О

Карточка № 2

Я Д П О Р О К С О Д Р О П К Т О

С Т У К О П О П Б О З А Т А

Б О С Т В О Щ Е Н Е М Е Н И Е

С И Л А Г О С Е Г Р И Н Н А Д А Ж

вопрос 1: Права ребенка гарантированы и зависят в первую очередь:

А — от самого себя

В — от его родителей

С — от государства

А — любой человек до достижения 18 лет

вопрос 2: Право на выбор занятий и объединений есть:

А — у каждого человека

В — только у взрослых

С — у учащихся школы

вопрос 3: Нужно продолжить предложение

Ребенком является лицо…

А — любой человек до достижения 18 лет

В — тот, кто имеет свои права

С — тот, кто считает себя таковым

вопрос 4: Право самостоятельно совершать некоторые сделки, а так же нести ответственность по заключенным сделкам

А — 18 лет

В — 16 лет

С — 14 лет

Карточка № 1

1. Один школьник постоянно дразнил одноклассницу, в конце концов она ударила его по голове толстым учебником.

2. Ученикам запрещают курить в школе и вблизи школьных зданий.

Карточка № 2

1. Подросток собрал компанию и устроил ночную вечеринку в квартире.

2. Один ученик из ранца другого ученика взял без разрешения фломастеры.

Автор: Илларионова Анастасия Леонидовна
Должность: педагог-организатор

Учебное заведение: МБОУ «Детский дом № 105»
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: сценарий мероприятия
Тема: «Правовой калейдоскоп»

Раздел: дополнительное образование

Сценарий мероприятия «Правовой калейдоскоп»

Цель:
создание
условий
для
формирования
у
школьников
правовой
культуры,
развития интереса к изучению правовых вопросов.

Задачи:

Воспитывать уважение к правам человека, его основным обязанностям,
показать школьникам единство прав и обязанностей; подвести к понятию того, что
все люди имеют равные права.
Формирование
коммуникативных
навыков,
умения
работать
в
команде,
умение высказывать собственное мнение по тому или иному вопросу.

Целевая аудитория
: дети школьного возраста (12-15 лет)

Количество участников
: 10 — 12 чел.

Оборудование:
компьютер, интерактивная доска

Дидактические материалы:
презентация по содержанию мероприятия,
фрагменты мультфильмов «Вовка в тридевятом царстве», «Чиполлино», «Нехочуха»
или подборка иллюстраций к ним; карточки с заданиями; конверты с цветными
буквами ЖИЗНЬ, УЧЕБА, ОТДЫХ, наборы картинок, иллюстрирующих эти права;
3 листа ватмана, карандашный клей на каждую команду.

Рекомендации по проведению:
сценарий можно использовать как для проведения
самостоятельного мероприятия, так и в рамках программы по правовому
воспитанию младших школьников.

Ход мероприятия:
— Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Представьте себе, что
вы попали в страну, в которой всё можно — что хочешь, то и делай.

(Слайд № 2 или отрывок из м/ф «Вовка в тридевятом царстве»)

— Как вы думаете, хорошо ли будет жить в такой стране? (Ответы детей: Да,
здорово! Хочешь — гуляй, хочешь — играй. Можно в школу не ходить и т.п.)
— Да, с одной стороны, вроде бы хорошо. А если кто-то захочет отнять у вас
любимую игрушку, стукнуть, прогнать из дома или что-нибудь еще хуже? Ведь
здесь всё можно.
(Ответы детей). Педагог обобщает и подводит детей к мысли:
— Нет, в такой стране мы не будем чувствовать себя в безопасности!

— А если в какой-нибудь стране ничего нельзя делать? Нельзя гулять, играть, читать,
спать, смеяться и т.д. (Слайд № 3 или отрывок из м/ф «Чиполлино»)

— Нет, в такой стране нам тоже не понравится жить! Нельзя быть счастливыми в
бесправном государстве!

— А в каком же государстве мы можем чувствовать себя в безопасности? (Ответы
детей).
— Правильно! В государстве, где есть ПРАВА и ЗАКОН, который эти права
охраняет.

— А теперь представьте, что мы с вами перенеслись в сказочную страну с названием
«Нехочухия».
Нам нужно поехать в город на автобусе, а водителю не хочется. Повар в школьной
столовой не захотел готовить завтрак, а дворникам стало лень убирать мусор. Что
же будет, если все будут делать только то, что им нравится? (Ответы детей).
(Слайд № 4 или отрывок из м/ф «Нехочуха»)

— Да, плохо жить в стране Нехочухии. Поэтому у каждого человека есть свои
обязанности, которые он должен выполнять. Только тогда люди смогут жить
спокойно в стране, если в ней кроме прав есть и обязанности.

— Так что же такое права и обязанности? Нужны ли они людям? (Ответы детей).

Права
— это нормы, правила поведения, которые регулируют отношения между
людьми. Права устанавливаются и охраняются государством.

— А какие права вы знаете? (Ответы детей). Правильно. У каждого человека есть
право на
жизнь, семью, свободу, образование, охрану здоровья
и другие.

— Но не бывает прав без обязанностей.

Обязанность
— это то, что входит в круг обязательных действий, поступков
человека согласно закону, требованиям общества, желанию самого человека.
У каждого человека есть свои обязанности, даже у самых маленьких детей.
Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей.
Обязанности бывают самые разные — в школе, на улице, в общественных
местах, на природе. Главное — помнить о своих обязанностях и выполнять их.

— Каждый из вас, как и любой человек, имеет
право на жизнь
. Никто не имеет
права лишить человека жизни.
— А какие обязанности соответствуют этому праву? (Ответы детей).
— Главная ваша обязанность — охранять свою жизнь и здоровье.
— А как вы можете выполнять эту обязанность? (Ответы детей: Соблюдать правила
дорожного движения, пожарной и электробезопасности, правила безопасного
поведения в школе, на уроках физкультуры, труда и т.д.).
(Слайды № 5 и 6)


Право на образование
подкрепляется обязанностью учиться.

Слайд № 7 Правила поведения в школе
— А сейчас выполните, пожалуйста, задание на карточках.
Задание № 1. Выберите предложения, в которых говорится о правах.
— Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке.
-У каждого ребёнка должно быть имя, фамилия, отчество.
-Каждое воскресенье Маша убирает свою комнату.
-После того, как Петя достигнет возраста совершеннолетия, он пойдёт в армию.
-После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене.
После выполнения задания правильные ответы показываются на доске (слайд
8). Педагог предлагает поднять руки тем, у кого задание выполнено правильно.
При необходимости дает пояснения.

Задание № 2. Определите, что является обязанностью школьника
-Школьник обязан выполнять все требования учителя
-Ученик обязан посещать все занятия по расписанию
-После уроков, учащиеся обязаны сделать уборку по всей школе
-Все учащиеся должны соблюдать правила безопасного поведения в школе
-Учащиеся обязаны покупать учебники по каждому предмету.
Выполнение задания № 2 проверяется аналогично первому (слайд 9).

— А вот у
права на отдых
какая обязанность? (отдыхать так, чтобы не мешать
отдыхать другим; беречь природу, не мусорить, не загрязнять во время активного
отдыха окружающую среду…) (слайд 10).

— Каждый из вас имеет
право на семью
. А какие обязанности у этого права?
(беречь свою семью, помогать маме, папе) (слайд 11).

— Итак, мы с вами поняли, что человеческая жизнь
невозможна без соблюдения

прав и обязанностей
. А чтобы они выполнялись, в каждом государстве существует
закон, который должны выполнять все люди страны. Во всем мире принята
Всеобщая декларация прав человека, а также Конвенция о правах ребенка, потому
что дети не могут еще себя защитить самостоятельно (слайд 12). Эти документы
помогают людям знать и защищать свои права. А то, что каждое право несет с
собой обязанность, мы с вами сегодня уже поняли.
А теперь давайте с вами поиграем.
ПЕРВЫЙ КОНКУРС
«В гостях у сказки»

Задание
: командам по очереди задаётся вопрос и даётся 30 секунд на обсуждение.
Если игроки команды дают правильный ответ, то они получают 1 балл, если нет –
то право ответа переходит к следующей команде.

В
какой
известной
сказке
нарушено
право
ребёнка
на
сохранение
индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».
В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих
домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».
В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на
отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».
В какой сказке А.Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на
владение личным имуществом? Ответ: «Приключения Буратино».
В
какой
сказке
главная
героиня
воспользовавшись
правом
на
свободу
передвижения,
совершила
необыкновенное
путеше ствие
н а
водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».
Каким
правом
воспользовалась
Настенька
из
сказки
«Аленький
цветочек»,
отправляясь
во
дворец
к
чудовищу?
Ответ:
«Право
на
свободу
передвижения».
Какое
право
нарушила
лиса
из
сказки
«Лиса
и
заяц»?
Ответ:
право
на
неприкосновенность жилища.
Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на
жизнь.
Какое право нарушил Буратино, схватив Шушару за хвост? Ответ: право на
личную неприкосновенность.
Какое
право
главной
героини
было
несколько
раз
нарушено
в
сказке
«Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.
Какое
право
Маугли
в
одноимённой
сказке
Киплинга
постоянно
пытался
нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.
Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых?
Ответ: правом на образование.
В
этой
сказке
маленькую
героиню
преследовали
неудачи.
Несмотря
на
свободное
передвижения,
свободу
слова
и
мысли,
она
подвергалась
дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка
лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
Герой
этой
сказки
содержится
в
неволе.
Он
потерял
сестру,
на
его
жизнь
покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь.
(Козленочек)
Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей:
покушался
на
их
жизнь,
содержал
в
рабстве,
подвергал
жестокому
обращению,
посягал
на
неприкосновенность
жилища,
вмешивался
в
личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)
Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека,
затем
стал
сыном
другого.
Разбойники
не
раз
нарушали
личную
неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались
завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)
Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она
была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу,
право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела
сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)

Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители
жестоко
обошлись
с
ним,
нарушив
его
право
на
семью
и
на
неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению,
жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)
ВТОРОЙ КОНКУРС
«Анаграммы»

Задание
: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за
пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от
числа отгаданных командой анаграмм.
Карточка №1.
Ребенок — к о р ё н б е
Семья – м я с ь е
Страна – а р а н с т
Документ – к у н т е м о д
Закон – к о н з а
Политика – и п о к а л и т
Жизнь – з и н ь ж и
Родители – д и л и е т о р
Карточка №2.
Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н
Порядок – Я Д П О Р О К
Право – В О Р А П
Союз – Ю З О С
Подросток – С О Д Р О П К Т О
Школа – Л О К А Ш
Достоинство – С Т О Н С И Т О В О Д
Медицина – Д Е М И Н А Ц И
Карточка №3.
Отдых – Д Ы Х О Т
Образование – Р О З А В И Н А Б Е О
Досуг – Д У Г О С
Человек – Л О В Ч Е К Е
Слово – В О С О Л
Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж
Отец – Ц Е Т О
Дружба – Ж Б А Р У Д
Карточка №4.
Школьник – К О Л Ь Ш И К Н
Малыш – Ш Ы Л А М
Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я
Собрание – Е Б Р А Н И С О
Общество – Б О С Т В О Щ Е
Группа – П Р А П У Г
Опекун – К Е У Н О П
Мнение – Н Е М Е Н И

Карточка №5.
Развитие –Т И В З А Р И Е
Голос – С Л О Г О
Защита – Т И Щ А З А
Интерес – С Т Е Р Н И Е
Гражданство –Ж Д А В О Г Р А Н С Т
Имя – м и я
Репутация –А П У Р Е Ц И Т Я
Игра — А Р Г И
Карточка №6.
Норма – М Р А Н О
Забота – Б О З А Т А
Выживание – А Н И Ж Е В И В Ы
Поступок – С Т У К О П О П
Информация – Ф О Р Н И Ц И М А Я
Радость – Д О Р А С Т Ь
Опека – К Е П О А
Согласие – С И Л А Г О С Е
ТРЕТИЙ КОНКУРС
«Блиц-опрос для капитанов»

Задание
:
капитаны
команд
по
очереди,
быстро,
не
задумываясь,
отвечают
на
вопросы ведущего. Кто не ответил – выбывает. Количество полученных балов
зависит от числа правильных ответов капитана.
В каком году была принята Конвенция ООН «О правах ребёнка? Ответ: в 1989.
Какому событию посвящена дата 20 ноября в календаре мировых дат? Ответ:
принятию Конвенции.
Ребёнок – это человек… (продолжите фразу). Ответ: от 0 до 18 лет.
Назовите синоним слова «ребёнок». Ответ: «подросток» или
«несовершеннолетний».
До какого возраста (по Конвенции) человек считается ребёнком? Ответ: до 18
лет.
Кто, в первую очередь, несёт ответственность за воспитание и развитие детей?
Ответ: родители.
Какой документ важнее – Декларация или Конвенция? Ответ: Конвенция.
Что такое дискриминация? Ответ: ущемление в правах.
В каком возрасте человек в нашей стране получает паспорт? Ответ: в 14 лет.
Какой документ является первым документом человека? Ответ: свидетельство о
рождении.
До какого возраста ребёнок не может принимать участия в военных действиях?
Ответ: до 15 лет.
Какой основной международный документ защищает права детей? Ответ:
Конвенция «О правах ребенка».
Подписало ли наше государство Конвенцию о правах ребёнка? Ответ: да.
В каком году наше государство подписало Конвенцию? Ответ: в 1990.
Ребёнок имеет не только права, но и… (продолжите фразу). Ответ: обязанности.

С какого возраста ребенок начинает нести уголовную ответственность? Ответ: с
14 лет.
В чём разница в правах детей Африки и России? Ответ: права всех детей равны.
Имеет ли право ребёнок общаться с обоими родителями, если они живут в
разных городах и находятся в разводе? Ответ: да.
Может ли ребёнок быть подвергнут смертной казни? Ответ: нет.
Согласны ли вы с утверждением, что человек 16 лет считается ребёнком? Ответ:
да
ЧЕТВЁРТЫЙ КОНКУРС
«Ситуации»

Задание
: каждой команде выдаётся бланк с записанной на нем ситуацией. Игрокам
необходимо ответить на вопросы: кто является участниками ситуации, чьи и какие
права были нарушены, кто из участников предложенной ситуации не выполнил
своих обязанностей. После этого предложить свой вариант решения проблемы. За
правильный и полный ответ команда получает 5 баллов.
Один школьник постоянно дразнил и обзывал одноклассницу, в конце концов
она ударила его по голове толстым учебником.
Учитель, не поверив, что ученик забыл дома дневник, потребовал, чтобы тот
вытряхнул содержимое рюкзака.
Учитель
отобрал
и
прочитал
записку,
переданную
во
время
урока
одним
школьником другому.
Ученикам запрещают курить в школе и вблизи школьных зданий. (своб
Подросток собрал компанию и устроил ночную вечеринку в квартире.
Учитель после звонка на перемену задержал всех до следующего урока.
Разделимся на 3 команды. Каждая команда получает конверт с зашифрованным
названием права, которое есть у каждого человека. Вам нужно разгадать это слово,
подобрать к нему картинки и оформить на листе ватмана плакат по каждому праву.

Подведение итогов мероприятия
.

Вывешиваются плакаты, акцентируется внимание на права и подкрепляющие их
обязанности.

Сценарий проведения «Правового калейдоскопа» политической 

Цели: 1. Проверить знания учащихся по теме «Избирательное право»

2. Закрепить знания об основных принципах участия граждан в выборах, о значении участия граждан в выборах.

3. Воспитывать гражданские и патриотические ценности, взгляды и убеждения.

Оформление: в классе размещены плакаты, компьютерная презентация

Гражданин — это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.

  1. Объявление темы и целей мероприятия.

Добрый день, уважаемые друзья!

Добрый день наши будущие избиратели!

Уже традиционным в нашей стране стало проведение Декады молодого избирателя, в этом году она проходит с 3 по 15 февраля.

Совсем скоро вы станете обладать правом выбирать и быть избранным. Сегодня мы с вами проверим ваши знания по этому вопросу. Участники викторины обучающиеся 8 — 11 классов.

Вступительное слово учителя истории

Выборы — древняя процедура, известная во всем мире. В повседневной жизни мы тоже постоянно делаем выбор. Выбираем себе друзей, в магазине выбираем товар, выбираем учебное заведение для учебы и многое другое.

Давайте попробуем разобраться, что такое выборы для России, перенесёмся в те далёкие времена, в самое начало, еще до Владимира Мономаха. История выборов в России начинается с IX века. Город Великий Новгород назывался «центром земли русской» и жители города решали путем голосования кого призвать князем. В Новгородской торговой республике — также проводились выборы – Новгородское вече. 

Татаро-Монгольское иго привело к консолидации и централизации русских земель. Отразилось это и на вече, которое постепенно ушло в прошлое. Во второй половине 15-го столетия оно перестало существовать в Новгороде.

До начала 16 века русские цари правили самодержавно и неограниченно. Иван Грозный созывал Земские Соборы, на которых обсуждались важнейшие вопросы, интересовавшие царя, но этот орган имел чисто совещательные функции.

Далее — Смутное время. На освобождение Москвы, из Нижнего Новгорода было отправлено ополчение под предводительством Кузьмы Минина и князя Пожарского. В это время действовал так называемый «Совет Земли Русской» – временный правительственный орган, созданный деятелями второго ополчения.

В последующие века если население и привлекалось к управлению государством, то лишь на низшем уровне, на уровне местного самоуправления. Выбирались старосты, дворяне выбирали предводителей дворянства (18 век).

Революция 1905 года и последующие созывы 4 дум – это начало современности. Можно так сказать. Именно тогда россияне впервые узнали, что такое пиар (не понятие, а сама суть явления), столкнулись с предвыборной кампанией. Пора наивности быстро прошла, люди поняли, что программа партии во время предвыборной гонки и ее последующая деятельность могут коренным образом отличаться. К участию в выборах допускались мужчины, достигшие 25 – летнего возраста. Избирательного права не получили женщины, военнослужащие, бродячие иногородцы, должностные лица – губернаторы, градоначальники, служащие полиции. 

В России 1917 года проводились выборы в Учредительное собрание, а также в Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

В Советском Союзе с помощью выборов формировались региональные и районные Советы. Выборы были безальтернативными, До 1936 года выборы в России были многоступенчатыми, а затем — прямыми. В 1990 году состоялись выборы народных депутатов РСФСР.  12 июня 1991 года были впервые проведены выборы Президента России. 

Сегодня в Российской Федерации выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а участие граждан в выборах является свободным и добровольным.

Мы выбираем Главу государства (Президента), Глав Администраций районов и Глав сельских поселений и депутатов в органы государственной власти всех уровней.

Цель выборов – выявить волю народа. Для этого голосование у нас всеобщее, прямое и тайное — такова формула выборов.

Ход мероприятия:

1.Мы ребята активисты,
О нас не надо забывать,
Придут деньки, когда впервые
Придется нам голосовать.

2. Выбор – право,
Выбор – честь.
Счастье – когда выбор есть! По какому пойдешь пути?
И каким стране идти?

3.Думай,
Взвешивай,
Решай
Узнавай,
Соображай.
Если принял ты решение – голосуешь без сомнения.

4.Все люди на одной большой планете
Разными дорогами идут к согласию,
За будущее вместе мы в ответе,
И каждый выбор – он по-своему прекрасен.

5.  Я – Гражданин!

И это бесценное слово

Готов утверждать в этой жизни я снова и снова.

Вед. 1. Сегодня мы с вами участники «Правового калейдоскопа» — политической игры в рамках Дня молодого избирателя, объявленного Центральной избирательной комиссией.  

Вед. 2. Давным-давно, тысячи лет назад, на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы. Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих главных вопросов, в результате чего на свет появилась Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, огромное количество законов, регламентирующих нашу жизнь. Как разобраться в них, как узнать правомерность закона – с этим нас знакомит наука правоведения. Одним из подразделов этой науки является и избирательное право – право избирать и быть избранным. 

Вед. 1. Великий мыслитель древности Абу Насир Аль – Фараби однажды сказал : «Покажите мне Вашу молодежь, и я скажу Вам ваше будущее». Я думаю, что молодежь наша неравнодушная. 

И сегодня на многие вопросы в области избирательного права ответят нам команды, которые будут принимать участие в игре «Правовой калейдоскоп». 

Вед. 2. Участниками нашей игры сегодня 3 команды. А оценивать их ответы сегодня будет жюри в составе

Итак, мы начинаем нашу игру. 1-й тур сегодня у нас – презентация команд. Команды должны были придумать название, девиз, эмблемы и представить свою команду. Каждой команде отводится 5 минут для представления. Данный конкурс оценивается по пятибалльной системе.

1. Представление команд ( 5 баллов)

Вед. 1. Второй тур игры –политигра «Правовой калейдоскоп». Каждой команде необходимо ответить на 5 вопросов. За каждый правильный ответ команда получит по одному баллу. Если команда не отвечает на вопрос это может сделать другая команда, заработав дополнительный балл. Вопросы задаются поочередно командам

2. «Правовой калейдоскоп» (за каждый правильный ответ 1 балл)

1) Назовите основные символы государственной власти.

Флаг, герб, гимн

2) С чего начинается официальный текст Конституции Российской Федерации.

С преамбулы

3) Интересы человека, записанные в Декларации ООН и защищаемые государством.

Права

4) Какой документ должен иметь при себе избиратель, приходя на избирательный участок для голосования?

Паспорт

5) Что такое активное избирательное право?

А) право граждан РФ избирать органы государственной власти

6) Что такое пассивное избирательное право?

Б) право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти

7) В каком возрасте гражданин РФ может быть избран Президентом?

35 лет (не моложе 35 лет)

8) Кто такие наблюдатели на избирательных участках?

А) граждане РФ, уполномоченные осуществлять наблюдение за правильностью проведения голосования, подсчета голосов, установлением его итогов

9) Когда впервые был всенародно избран Президент России?

Б) 1991 год

10) В каких странах лежат истоки нынешних выборов?

В Древней Греции и Древнем мире

11) По Конституции РФ периодичность выборов в Государственную Думу составляет:

А) четыре года

12)Документ, выданный для голосования, содержащий фамилии кандидатов

Избирательный бюллетень

13) Могут ли (во время выборов) на избирательном участке находиться наблюдатели от политических партий?

(да, политические партии, зарегистрировавшие федеральный список вправе назначать наблюдателей)

14)Какие избирательные системы вы знаете?

(мажоритарная, пропорциональная, смешанная)

15) Лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

(депутат)

Вед. 2. А мы продолжаем. 3-й тур – брейн – ринг между капитанами наших команд. Мы просим выйти капитанов команд для участия в конкурсе. Вам будут предложены ситуации и вопросы, за каждый правильный ответ вы получаете 1 балл. Если капитан одной из команд не может ответить на вопрос, дополнительный балл может заработать капитан другой команды.

3. Брейн – ринг знатоков избирательного права(за каждый правильный ответ 1 балл)

1. Во время предвыборной компании в дверь пенсионера Николая Максимовича позвонили. На пороге стояли молодые люди, которые представились агитаторами одного из кандидатов в депутаты. Они долго рассказывали Николаю Максимовичу, какой хороший их кандидат и как всем будет хорошо, если выберут именно его. А в конце беседы вручили пенсионеру два килограмма сахара, несколько банок тушёнки и коробку конфет. Нарушены ли в данном случае правила проведения предвыборной агитации?

(Да, нарушены, так как законодательство запрещает дарить избирателям подарки, денежные средства и каким — либо иным образом подкупать избирателей)

2. Избиратель предъявляет два паспорта и просит разрешения проголосовать болеющего члена семьи. Допустимо ли это?

(Нет, так как каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается, за исключением случаев, когда избиратель не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить бюллетень)

3. В избирательном законе 1905 г. Российской империи говорилось: «Один голос помещика приравнивается к четырем голосам буржуазии; 250 голосам крестьян; 543 голосам рабочих». Какие принципы избирательного права были нарушены?

(Голосование равное, независимо от статуса, профессии, категории граждан)

4. Печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании

(Агитационные материалы)

5. Официальный символ государственной власти; олицетворяет суверенитет государства. Поднимается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств и т.д. Представляет собой прямоугольное полотнище.

(Государственный флаг).

6. Эмблема, отличительный знак государства, города, рода, изображаемая на флагах (знамёнах), денежных знаках, печатях, некоторых официальных документах, зданиях и т.д. <…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий мероприятия тайминг
  • Сценарий мероприятия права подростка
  • Сценарий мероприятия слово предоставляется
  • Сценарий мероприятия последний звонок
  • Сценарий мероприятия рисунки на асфальте