Добрый
день, дорогие гости!
Сегодня я приглашаю
вас посетить замечательное место, а вот какое — попробуйте догадаться. Внимание
на экран. Слайд 1 (видео)
Какое же замечательное
место мы с вами сегодня посетим? (театр)
Какой театр?
(кукольный)
Слайд 2 Тема нашего мероприятия Театр кукол.
Кто-нибудь из вас был
в кукольном театре? (да, нет)
Сегодня мы заглянем за кулисы
театра, познакомимся с различными видами кукол…. У желающих будет возможность сделать
своими руками кукол для представления…Ну, а по окончании нашего мероприятия вас
ждет сюрприз!
Слайд 3 Самый любимый театр у детей во всем мире — кукольный. Потому что
актеры там — куклы, и куклы необыкновенные: они умеют ходить, летать, разговаривать,
плакать, смеяться.
Слайд 4
Кукольный театр существует очень давно. Древние народы верили, что и на небе, и
на земле, и под землёй, и даже в воде живут разные боги, злые и добрые духи,
сверхъестественные существа. Слайд 5 Чтобы молиться этим богам,
люди делали их изображения: больших и маленьких кукол из камня, глины и дерева.
Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах или на
спинах слонов. Слайд 6 Постепенно такие зрелища всё больше и больше
стали походить на театральные представления.
В старой России не было государственных кукольных театров. Слайд
7 На ярмарках, бульварах, в городских дворах давали маленькие представления
бродячие фокусники, акробаты, кукольники. Обычно один из них крутил ручку
музыкального ящика. Кстати, как он назывался? (шарманкой)
Слайд 8. Жизнь народных кукольников — бродячих актеров – была
очень тяжёлой и мало чем отличалась от жизни нищего. Слайд 9 После
представления актёр – кукловод снимал шапку и протягивал её зрителям. Кто
хотел, бросал в шапку медные копейки.
В современных театрах куклы бывают разные: по-разному изготовлены и по-разному
приводятся в движение.
Слайд 10 Одни из самых простых кукол называются
перчаточными, потому что они надеваются на руку, как перчатки. Обычно голова куклы
надевается на указательный палец, одна ручка- на средний, а другая – на
большой.
Слайд
11 Разновидностью перчаточной
куклы являются куклы пальчиковые.
В
творческую мастерскую приглашаются желающие для изготовления пальчиковых кукол.
Слайд 12 Существуют куклы, которые называют тростевыми. Такую
куклу также держит кукловод, но её руки управляются тростями, палочками или
проволокой, прикрепленными к кукольным ладошкам, запястьям или локтям. Трости
чаще всего скрыты в рукавах одежды куклы. Перчаточные и тростевые куклы
называют ещё «верховыми», потому что они всегда выше кукловода. Кукловода за
ширмой не видно. Видно только куклу, которую он поднял над ширмой.
Слайд 13 А есть такие куклы, которыми актёр-кукловод управляет
не снизу, а сверху. Он стоит на возвышении сзади и держит в руках вагу –
специальное устройство, состоящее из рычагов и планок, от которых ходят нитки.
Ниток бывает много. И десять, и двадцать, и тридцать. Ведь кукле приходится
делать в спектакле много различных движений: открывать рот, двигать руками,
глазами. Кукол на нитках иногда называют марионетками.
Слайд 14 А есть планшетные или паркетные куклы — это
театральные куклы, которые «умеют ходить» по полу, по паркету, по
настилу сцены, который называется «планшет». Отсюда их название.
Кукольный
театр есть во всем мире. Например, во Вьетнаме интересный театр кукол на воде. Слайд
15. Он существует уже более 1000 лет. Сценой для кукольного театра на воде служит
естественный или искусственный водоем, над поверхностью которого возводят
декорации в виде общинного дома. Слайд
16 Куклы для этого театра
делаются из дерева, а затем покрываются лаком. Марионетку поддерживает большой
стержень, расположенный под водой и управляемый кукловодом, который обычно
скрыт за ширмой. Таким образом, куклы движутся над водой.
Слайд 17 Представления часто сопровождаются национальной музыкой.
А кто-нибудь
знает самый известный кукольный театр в нашей стране?
(Театр
имени Образцова)
Слайд 18 Это театр имени Образцова, созданный в 1931 году, где
Образцов Сергей Владимирович 60 лет был художественным руководителем. Этот
театр находится в Москве.
Во многих
городах нашей страны есть театр кукол и Новосибирск не исключение.
Слайд 19
(видео)
А кто-нибудь из вас посещал
Новосибирский театр кукол?
Слайд 20
Как вы думаете, кем создается
спектакль?
(Режиссер, монтировщик сцены,
осветитель, звукооператор, кукольник и т.д.)
Итак, давайте заглянем за
кулисы Новосибирского театра кукол и посмотрим лишь малую часть работы, которая
ведется перед спектаклем.
Слайд 21 (Видео)
Конечно, создание спектакля — это
большой труд и в его создании принимает участие огромное количество
сотрудников.
На данный момент в театре
работают 25 артистов-кукловодов. Из них 4 заслуженных артиста РФ, 3 почетных
работника культуры Новосибирской области.
Сотрудники театра работают не только над постановками, но и
создали музей. Слайд 22 Он представляет собрание театральных
кукол всех известных систем из спектаклей репертуара театра прежних лет. В
фондах музея — ценнейшие архивные материалы, редкие фотографии, куклы и эскизы
разных театральных художников. Самым старшим куклам более 50 лет. Сюда зрители
приходят задолго до начала спектакля и с удовольствием рассматривают уникальную
коллекцию профессиональных театральных кукол. Сотрудники театра проводят экскурсии,
знакомят зрителей с историей Новосибирского театра и предоставляют возможность
малышам почувствовать себя артистами — кукловодами.
На сегодняшний день
репертуар театра составляют различные спектакли, среди них:
Слайд 23 «Русалочка»,
Слайд 24 «Чебурашка»,
Слайд 25 «Аленький
цветочек»,
Слайд 26 «Белоснежка и
семь гномов»,
Слайд 27 «Бременские
музыканты»,
Слайд 28 «Колобок». Для
таких спектаклей, как Колобок, для самых маленьких зрителей, есть специальный
зал — комната сказок.
Слайд 29 Вместо зрительных мест несколько десятков
разноцветных подушек для малышей, на которых во время спектакля можно как
сидеть, так и лежать, а также играть с ними. Взрослым предлагаются диванчики по
периметру сказочной комнаты. Здесь ждут ребятишек от 1 года до 3-х лет! Привычные
правила в комнате сказок не действуют. Здесь все наоборот! Слайд 29 Свет
в зале не гаснет, во время спектакля можно разговаривать, махать ручками,
топать ножками, вставать с места, прыгать и петь песни вместе с героями
сказки. Зрителей в зале располагается не более 40 человек.
Слайд 31 На днях репертуар Новосибирского театра кукол пополнится еще
одним спектаклем. Состоится премьера цветного
теневого спектакля «Дюймовочка».
Современные выразительные
средства, необычные световые эффекты, великолепная музыка и песни,
написанные специально для данного спектакля, позволят погрузиться зрителям в
атмосферу крошечного мира героев сказки.
В фойе театра художник спектакля создаст огромные цветы в рост
человека, чтобы зрители могли почувствовать себя маленькими эльфами.
Театр для маленьких зрителей
был и остается волшебным миром сказочных героев.
А сейчас как
раз тот сюрприз, о котором я говорила ранее. Я предлагаю посмотреть наш
кукольный спектакль всем известной сказки «Репка», но на немецком
языке, который подготовили ученицы 11 класса.
Слайд 32
А пока наши
артисты готовятся, я вам прочитаю стихотворение с загадками. Слушайте внимательно!
Театр
кукол
У нас сегодня
с мамой
Культурная
программа.
Давай мне,
мама, руку,
Пойдем в
театр кукол!
Что я большой
— я знаю,
Но кукол
обожаю.
Смотрю и не
могу понять,
Как куклой
можно управлять?
Взял
рукавичку и надел —
И вот уж Петушок
запел,
А поменял ты
рукавичку —
И превратился
он в Лисичку!
Но знаю я
наверняка —
Актера
трудится рука,
И кукла
оживает,
Поет,
переживает.
Волшебно это
превращенье!
И мама
смотрит с восхищеньем.
А мы в театр
еще пойдем,
И папу мы с
собой возьмем!
Артист на
сцене — кукловод,
А зритель в
зале там — народ.
Артисту
смотрят все на руку,
Что за
театр? (Театр кукол)
Артисты там
работают,
А зрители им
хлопают,
Спектакль в
цирке — на арене,
В театре
кукол, где? — На… (сцене)
Куклу на руку
надел,
Замяукал,
песню спел,
Поменял
перчатку —
Шут сплясал
вприсядку!
Кто куклу за
собой ведет? —
Ведет по
сцене… (кукловод)
Стоит на
сцене загражденье,
Красивое на
удивленье!
Умельцем
сделана — не фирмой,
А как
зовется? — Просто… (ширмой)
Можно куклой покрутить,
Потянуть ее
за нить.
На спектакле
без конфетки
Послушны
кто? (марионетки)
То на сцене —
лес,
То башня до
небес,
То город, то
деревня,
Ты угадал,
наверно:
Чтоб получить
овации,
Что
нужно? (Декорации)
Вы приходите
без опаски —
В театре
кукол чудо-сказки
И праздничная
атмосфера,
Когда? —
Когда идет… (премьера)
А сейчас мы
переходим к самой интересной части нашего мероприятия. Это наш дебют, девушки
волнуются, просьба не судить строго.
Уважаемые зрители, прошу
тишины, спектакль начинается…
Слайд 32 Репка
Постановка сказки Репка
А сейчас я хочу представить
всех, кто работал над нашим спектаклем.
Монтировщики сцены — Романенко
Людмила и Савинова Алена
Оформители сцены — Новосёлова
Елизавета и Масольд Екатерина
Художник по костюмам (Изготовитель
кукол) — Фомченко Жанна
Хотелось бы отметить, что все
куклы изготовлены специально для нашего спектакля.
Наши сказочники:
Мышка-Гейко Екатерина
Кошка- Югансон Оксана
Жучка- Романникова Юлия
Внучка- Янович Лидия
Бабка- Крылова Екатерина
Дед- Блажевич Римма
Уважаемые артисты, прошу
занять свои места в зале.
Слайд 34
Девушки, вам понравилось
представление? А ставить? Поделитесь впечатлениями.
А я напоминаю, у нас работает
творческая мастерская. Давайте посмотрим, какие куклы получились в нашей
творческой мастерской.
Сегодня мы познакомились с
различными видами кукол, узнали интересные факты о Новосибирском театре кукол,
посмотрели представление. Девушки, вам еще раз огромное спасибо!
Это интересное и
увлекательное занятие, но в тоже время это труд. И я думаю, если вы этим заинтересовались,
то можете в будущем вместе со своими близкими организовать свой кукольный
театр.
Слайд 35 На этом наше мероприятие окончено, спасибо за внимание!
Сценарий мероприятия: « Да здравствует Кукольный театр!!!!» посвященный Всемирному дню кукольника.
обр. Орлова Т. Педагог дополнительного Г. март 2019г.
Цель: расширить знания детей о Всемирном дне кукольника
Задачи: — Познакомить и закрепить основные знания о кукольном театре, его традиции и истории.
— Активизировать творческое мышление и воображение.
— Воспитать коммуникативные качества личности и готовность к творчеству;
— Развить внимание, наблюдательность и эмоциональную память в условиях игровой импровизации.
— Научить планировать свои действия в условиях игровой импровизации.
— Объединить детей в творческом процессе на основе
— Способствовать развитию творческих способностей.
В.1- Добрый день, ребята и закончился март, первый месяц весны. Однако март не только этим знаменит, он богат театральными праздниками, но мы с вами будем говорить об одном, а вот о каком постарайтесь отгадать по загадке.
Артист на сцене — кукловод,
А зритель в зале там — народ.
Артисту смотрят все на руку,
Что за театр? (Театр кукол)
Правильно, сегодня мы поговорим о театре кукол
(1.Номер «знакомство»)
В. 2- Международный день кукольника связан, прежде всего, с понятным и приятным всем — и взрослым, и детям миром кукольного театра. Если кто-то думает, что кукольный театр может присутствовать в нашей жизни только пока нам не исполнится лет десять, а то и меньше, то он очень ошибается, значит, он не видел волшебный театр кукол.
В.1 — В России всегда относились к куклам с уважением. Считалось, что кукла,
сделанная своими руками, приносит в дом счастье. Кукол мастерили из тряпок, ниток,
пряжи, соломы, дерева и бересты. А мамы всегда старались делать кукол для своих дочек и сыновей.
Педагог- А что же такое кукольный театр? Это театр где главным действующим лицом является кукла. Ожившая на глазах зрителей с помощью рук актёра.
Превращается рука
И в котёнка, и в щенка.
Чтоб рука артисткой стала,
Нужно очень-очень мало:
Специальные перчатки,
Ум, талант – и всё в порядке!
(2. номер «ожидание»)
В.1- Первые театр кукол был народный Театр Петрушки который как правило назывался»Балаган», а его артисты были уличными скоморохами, которые показывали свои кукольные представления на ярмарках и площадях.
В.2 — Первым в России профессиональным театром кукол был Санкт-Петербургский Театр марионеток им. Евгения Деммени. Организованный в 1918 году группой художников, театр открылся «Вертепом» Михаила Кузмина, свои первые произведения писали для этого театра Евгений Шварц и Самуил Маршак.
В.1 — А самый популярный – был Московский театр кукол появившийся в 1931 году, создателем которого был Сергей Образцов. Театр в последствии стал носить его имя
В.2 — Кукольный театр с триумфом прошёл по всей земле, по всем странам. И занял достойное место в театральном искусстве всего мира. Поэтому 21 марта — во всём мире театр кукол отмечает свой праздник — всемирный день кукольника. (3. Номер «Мечта»)
В.1-
День кукольника – праздник тех людей,
Кто взрослых в детство возвращает,
Кто радует и нас, детей,
И пламя в душах зажигает.
Благодарим, что сказка оживает,
И птицею фантазия парит.
Мы верим, что добро все побеждают,
И через кукольника сказка говорит.
В.2 — Кукольный театр, это миниатюрное чудо, мирок, поражающий воображение, как взрослых, так и малышей буйством красок и разнообразием сюжетов, затрагивает нотки восторга в душе каждого человека. а если он принимает участие в жизни кукол, они звучат по-особому.
Педагог — Театр кукол наполнен разными куклами. Давайте посмотрим, какие же бывают театральные куклы
(презентация: «Виды театральных кукол»)
Педагог — В нашем театре кукол есть несколько видов кукол:
Настольные. Куклы вертепа. Перчаточные. Марионетки.
Тростевые. Планшетные.
(показ и рассказ педагога о них)
(4. Номер «вдохновение»)
Педагог — Ребята, а сейчас кто хочет попробовать управлять планшетной куклой. (Работа, показ по трём группам, старшие учащиеся закреплены за столами)
Молодцы, спасибо!
Счастливей артистов,
Наверное, нет:
Мы в куклы играем
До старости лет.
(5. Номер « вот оно счастье»)
Мы поздравляем всех с Днем театра кукол. Желаем вам интересных сказок, ярких ролей, послушных кукол, и победных премьер.
В.1 — Какое чудо — оказаться в сказке
С героями оживших вдруг легенд!
Нас удивляют их костюмы, маски,
Захватывает действия момент.
В.2 — Они поют, горюют, размышляют…
Накал страстей передается нам.
Игрой своей нам души зажигают.
Искусство их — театр, не балаган.
В.1 — Сегодня славим мастерство актеров,
Поздравить с Днем театра их спешим,
Гримеров, костюмеров и суфлеров —
Мы всех за волшебство благодарим!
До свиданья! До новых встреч!
«Театральные встречи. Кукольный театр»
(мастер – класс для школьников начальных классов)
Цель: познакомить с особенностями кукольного театра на примере постановки спектакля «Репка».
Задачи:
— познакомить свидами кукольного театра;
— познакомить с особенностями работы с перчаточной куклы;
— научить пользоваться перчаточной куклой;
— научить работать в группе;
— развивать воображение, мышление, память;
— привить любовь к кукольному театру;
— развивать коммуникативные качества детей.
Оборудование и материалы:
— ширма для кукольного спектакля;
— перчаточные куклы;
— декорации, реквизит;
— заготовки для декораций, костюмов кукол, маркеры и фломастеры, булавки;
— сценарий спектакля «Репка»;
— музыкальное оформление;
— 3 стола, 30 стульев;
— музыкальный центр;
— видео аппаратура.
Участники мастер — класса: ведущий — педагог, обучающиеся объединения «Затейники», учащиеся 1 – 3 классов (не менее 2 классов), педагоги, гости.
Ход мастер – класса
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые!
Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы не на долго окунутся в мир сказки и чудес, где волшебниками становитесь вы сами. Где повсюду чудеса, встречи с неизвестным, а самое главное, где все истории спектаклей всегда хорошо заканчиваются. Я предлагаю вам отправиться в такую реальную и в то же время волшебнуюстрану подназванием — кукольный театр! А как туда попасть, спросите вы? Нет ничего проще – надо просто захотеть! Ребята, вы хотите туда отправиться?
Дети: Да!
Ведущий: Прекрасно! Итак, путешествие в страну кукольного театра, начинается!
(звучит музыка и начинается спектакль «Репка»)
Ведущий:Вот мы уже и в мире театральной куклы. А знаете, ребята, как такая кукла называется?
Дети: Перчаточная кукла.
Ведущий:Правильно, это самая распространенная и удобная для представлений кукла. В современном мире существует большое количество театральных кукол и видов кукольных театров. А вы можете мне какие — нибудь назвать?
Дети: (дети называют).
Ведущий:Молодцы! И сегодня я вас познакомлю с самыми популярными видами театральной куклы, но прежде немного истории.
Демонстрируется презентация
Первые упоминания о кукольном театре связаны с праздниками древнего Египта. Разыгрываемые с помощью статуэток сцены из жизни Бога Осириса собирали толпы людей. В Древней Греции делали огромные фигуры, которые украшали драгоценными камнями и приводили в движение по особым праздникам. В Греции кому-то пришла в голову мысль изобразить мир с помощью ящика, в котором нет передней стенки. На дне ящика придумали прорези, чтобы вставить палочки и управлять куклами. Из маленьких детских сценок выросли целые пьесы, и получился театр.
Отголоски этого театра живут и сейчас: украинский вертеп, польская шопка(показ фото). Во всем мире кукольный театр стал подлинно народным искусством. Кукольники играли многие народные сказки, притчи, легенды. Первое известие о существовании кукольного театра в России датировано 1636 годом, зафиксировано немецким путешественником. В 1700 году состоялись первые в России гастроли кукольников.
Одним из самых известных кукольных театров России является Государственный Академический Центральный театр кукол им. С. В. Образцова в Москве. Он был организован в 1931 году. В 1937 году при театре был создан Музей театральных кукол, коллекция которого считается одной из лучших в мире.
А вы знаете, что в нашей стране существует более 60 кукольных театров?! И один из них работает в нашем городе. Брянский областной театр кукол открыл свои двери для зрителей 4 января 1972 года ипервым его директором был Афанасий Захарович Эстрин, а режиссер – Валерий Александрович Сахаров. Первый спектакль, который увидели брянские дети назывался «Гусенок Дорофей». Запомните эти имена и даты! В конце нашего мероприятия мы к ним еще вернемся. Совсем недавно Театр Кукол был обновлен, в нем произвели капитальный ремонт, и он снова, радушно открыл двери для брянских ребят. Вы знаете, в каком районе города располагается этот театр?
Дети: В Володарском!
Ведуший: Правильно, молодцы!А какой же кукольный театр без кукол! В каждой стране есть свои народные театральные куклы. В Италии любимой куклой считают Пульчинеллу (фото). Его имя переводится, как петушок, он задиристый и очень смешной. Французы вырезали из дерева веселую куклу Полишинеля(фото). В Англии существует непобедимый Панч, который сражается с придворными, полицейскими, палачами (фото). Он всегда побеждает, а публика ликует. Судьба русского Петрушки тоже счастливая, он легко справлялся с попами, чертями и другим злом (фото). Народ всегда любил весельчака и по сей день этот забавный герой живет в театральных постановках.
А вы знаете, что театральные куклы делятся на три основных вида:
— театр верховых кукол (перчаточных), управляемых снизу. Актеры-кукловоды обычно скрыты ширмой (показ куклы);
— театр низовых кукол(марионеток), управляемых сверху с помощью, ниток, проволоки, прутов. Актеры-кукловоды тоже спрятаны от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской (показ куклы);
— театр кукол срединных (не верховых и не низовых кукол) управляемых на уровне актеров-кукловодов.
Многообразие форм представления в кукольном театре определяется видом кукол и их систем управления.
Виды кукол: пальчиковые, перчаточные, марионетка, гапитно-тростевые, ростовые, мимирующие, планшетные, вертепные, театр на фланеграфе, театр теней и другие (презентация – театральные куклы или показ фотографий, демонстрация кукол).
Видите, какое разнообразие, но мы сегодня остановимся на самой популярной и удобной в работе – это перчаточной кукле. Сегодня мы научимся работать этой куклой и даже поставим целый спектакль. Но для начала нужно размять наши пальчики и в этом мне помогут мои воспитанники объединения «Затейники».Ариша проведет пальчиковую гимнастику «Ромашка», а Рита – «Бабочку».
Ариша: исходное положение руки согнуты в локтях и подняты вверх, пальцы собраны в кулачки. Повторяем за мной сначала слова, а затем с движением пальцев.
«Ромашка, ромашечка, белая рубашечка, (пальцы в кулачки сжали, раскрыли 2 раза)
Все проснулись лепестки утром на рассвете. (пальцы раскрываем поочереди поодному)
Солнце спать легло, и мы спать легли, (поочереди поодному собираем пальцы)
мы дети» (на эти слова складываем ладони, как будто легли спать).
Рита: Ребята, а теперь повторяем за мной!
Ладони рук сложили вместе, как два крыла и помахали ими, как крыльями бабочки. А сейчас со словами:
«Бабочка, бабочка села (машем ладонями) на ладошку (переворачиваем ладонями вверх)
Синие крылышки (машем ладонями), желтые горошки. (в такт слов пальцы собираем в кулачки, то раскрываем)
Усики в стороны(крайние пальцы в стороны, три средних вниз), глазки блестят (крайние пальцы собраны, а 3 средних подняты вверх),
Смотрят на лица (крайние пальцы в стороны, три средних вниз), веселых ребят (крайние пальцы собраны, а 3 средних подняты вверх)»
Запомнили? А теперь повторяем еще раз!
Ведущий:Молодцы, ребята! Теперь мы готовы к работе с куклой, но несколько основных правил, которые вы должны знать и выполнять при работе с куклой.
1 – это чистота рук! Чистые руки, чистые куклы!
2 – с куклой обращаться бережно, аккуратно!
3 – куклу одеваем лицом или мордочкой,повернутой к себе;
4 – на 3 или 2 средних пальца нанизываем голову куклы, не тянем, можем оторвать;
5 – затем вставляем 1 и 5 (крайние) пальцы в лапы или руки куклы и поправляем одежду;
6 – руку с куклой поднимаем вверх на согнутой в локте руке.
Кукла готова к работе.
7 – когда вы проговариваете свою роль, кукла должна двигаться (кивать головой или работать руками, или двигать туловищем).
Это основные правила при работе с куклой, но много и других нюансов.
(детям выдают куклы ребята с объединения «Затейники» и идет работа с куклой).
Теперь вы владеете куклой, но перчаточной куклой работают на ширме. Ширма – это сцена за которой спрятан кукловод, а сверху по краю (грядке) водят куклу. Основное правило на ширме не прикасаться к ней, она не должна двигаться. И еще один момент, зашли за ширму и ни каких лишних звуков и движений. У зрителя должно быть ощущение, что кукла сама ходит и говорит.
Основной курс работы перчаточной куклы мы прошли. Ребята, как вы думаете, в театре кукол много работает людей, чтобы подготовить спектакль? А назовите, какие профессии нужны для этого?
Дети: Актеры – кукловоды, режиссер, художник по декорациям, художник по костюмам, художник – кукольник, музыкальный руководитель, работник сцены, работник по свету, кассир.
Ведущий: Молодцы, ребята! Мы сегодня с вами попробуем создать свой театр, но в малом составе. Мы разделимся на 3 группы: актеры-кукловоды, художники по костюмам, художники декораторы.Актёры – кукловоды распределяют роли, работают с текстом, «вживаются в роль». Художники по костюмам добавляют элементы одежды к персонажам. Художники по декорациям изготавливают дом, репку, цветы для украшения ширмы. Нам предстоит подготовить хорошо известный вами спектакль, который вы сегодня видели, русскую народную сказку «Репка». Итак, делимся на 3 группы по 8 человек. Вы предварительно получили жетоны 3 цветов: красные – это группа актеров, синие – художники – декораторы, желтые – художники по костюмам.Ребята, займите свои места за рабочими столами, согласно жетонов.Всем дается на подготовку 10 минут, а помогать вам будут мои воспитанники из объединения «Затейники». Итак, преступили!
С викториной мы справились, и работа за столами тоже закончилась. Декораторы одели ширму? Молодцы! Актеры взяли куклы и за ширму.
Спектакль – экспромт «Репка», начинается! (звучит музыка, просмотр спектакля).
Ведущий: Ребята, как вам спектакль понравился?
Дети: Да!
Ведущий:Значит у нас все получилось, и вы молодцы! И всегда все будет получаться, ведь помните, что я говорила? Нужно просто этого очень захотеть!
Приложение 1.
ВИКТОРИНА
- Скажите, пожалуйста, сколько театров в нашем городе? (3 – Драм театр, ТЮЗ, кукольный театр).
- В каком районе нашего города расположен кукольный театр? (Володарском).
- В каком году открыл свои двери для зрителей Областной Брянский кукольный театр? (4 января 1972 года).
- Государственный Академический Центральный театр кукол им. С. В. Образцова в Москве был организован в каком году? (1931 году).
- Существование кукольного театра в России зафиксировано немецким путешественником и датировано в каком году? (1636 годом).
- Первые упоминания о кукольном театре были найдены? (в Древнем Египте).
- Назовите три основных вида театральной куклы (Верховые куклы, низовые и срединные).
- Актер работающий с куклой называется? (кукловод).
- Сцена для верховых кукол называется? (ширма).
- Назовите виды кукол? (пальчиковые, перчаточные, марионетка, гапитно-тростевые, ростовые, мимирующие, планшетные, вертепные, театр на фланеграфе, театр теней).
- Какие профессии необходимы, чтобы поставить кукольный спектакль? (Актеры – кукловоды, режиссер, художник по декорациям, художник по костюмам, художник – кукольник, музыкальный руководитель, работник сцены, работник по свету, кассир и др.).
- Самая популярная и любимая театральная кукла России? (Петрушка).
- Как называются места в театре, где сидят зрители? (зрительный зал).
- Как называются шторы, которые закрывают сцену?(занавес).
- Перерыв между действиями спектакля. (Антракт).
- Рукоплескания артистам. (Аплодисменты).
А теперь загадки на тему — театральные профессии:
— Что напишет сценарист,
То покажет нам…(артист)
— Есть в оркестре дирижер,
А в театре — …(режиссер).
— Был человек, а стал актер:
Его преобразил…(гример).
— У костюмов есть размер,
Это знает… (костюмер).
— Тонкой палочкой взмахнет —
Хор на сцене запоет.
Не волшебник, не жонглер.
Кто же это? …(дирижер).
— В буфете театральном вкусная еда
Всегда стараются для нас конечно…(повара).
Викторина — тест «Театральный этикет»
- Нужно ли приходить в театр или концерт заранее?
— Не нужно.
— Нужно.
- В какой одежде лучше всего посещать театр?
— Свитер и джинсы.
— В брючном костюме.
— В нарядной одежде.
- Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?
— Спиной к сидящим.
— Лицом к сидящим.
- Следует ли благодарить тех, кто встал, пропуская вас к своему месту в ряду?
— Да.
— Нет.
- Можно ли аплодировать, когда занавес еще не поднят?
— Можно.
— Нельзя.
- Можно ли вслух комментировать спектакль?
— Можно.
— Нельзя.
- Можно ли на концерте в театре подпевать артистам?
— Можно.
— Нельзя
- Можно ли есть, помимо буфета, в фойе?
— Можно.
— Нельзя.
- Как выразить свой восторг от концерта, спектакля?
— Громким свистом и топаньем ногами.
— Громкими аплодисментами
- Как вручить цветы актеру, певцу?
— Бросить посильнее, чтобы упали на сцену.
— Подойти к сцене и вручить исполнителю.
- Можно ли отправляться в гардероб, если занавес еще не опустился?
— Можно, если вы спешите на поезд или последний автобус.
— Нельзя.
МБУК Новочеркасская Централизованная Библиотечная Система.
Библиотека имени М.А. Шолохова
Праздник «Ну кто не любит кукольный театр!» Сценарий.
Подготовила: Колесникова В.И. заведующая библиотекой имени М.А. Шолохова
Цель: Развитие познавательного интереса к миру кукольного театра.
Целевая группа: дети дошкольного возраста, подготовительная группа
1.Внимание, внимание!
Послушайте объявление!
В библиотеке у нас сегодня кукольное представление1
2.Спешите скорее, минут не теряйте,
И побыстрее места занимайте!
«Волшебный калейдоскоп» из школы №19
Покажет спектакль и дождётся оваций!
3.На утренник детский
Артисты спешат.
У них в чемоданах
Артисты лежат.
4.Театр кукол, театр масок,
Театр сказочных идей,
Звонких песен, ярких красок
И талантливых людей!
5.Здесь актёры — тоже дети,
Начиная лет с восьми,
И для них на целом свете
Лучше театра не найти!
6.Учат роли, ставят пьесы,
И на сцене: раз, два, три!
Вдруг рождаются принцессы
,
Короли, богатыри…
1.Вы зайдите за кулисы,
И сумеете узнать,
Как актёры и актрисы
В «куклы» учатся играть,
2.Змей Горынычем огромным
Из-за ширмы управлять,
Яблочко — лучом весёлым
По тарелочке катать…
3.Сказки — ложь! Для многих взрослых
Это вовсе не секрет.
Но на сложные вопросы
Можно в них найти ответ:
4.Как понравиться царевне?
Как Дракона победить?
Как потерянное время
Отыскать и возвратить?
5.Так садитесь же поближе,
Зритель и желанный гость!
Занавес раскрылся, тише!..
Представленье началось…
Петрушка
Эй, белобрысый, из первого ряда!
Ты не узнал меня с первого взгляда?
Думаешь: что это за игрушка?
А я – Петрушка!
Остёр колпачок.
Ещё острей язычок.
Ох, и посмеюсь я сейчас над вами,
Да так, что и вы расхохочетесь сами!
Я – самая главная кукла на Руси. Когда-то я выступал на народных гуляниях, поэтому жесты у меня такие размашистые. Кукольник вкладывал в рот особое устройство «пищик» и делал мой голос гнусавый тонкий. В разных странах мира у меня братья – в Италии – самый старший брат Пульчинелло, в Англии – Панч, в Чехии – Кашпарек, во Франции — Полишинель. Мы забавляли народ на ярмарках, балаганах, разыгрывали весёлые представления. Теперь я модный, современный Петрушка. Пою, танцую, говорю, всех веселю.
Королева
Я – королева на престоле.
Я создана для этой роли!
Прислали бандеролью
Меня из мастерской
Для этой самой роли –
И больше никакой!
Карабас Барабас
Папы, мамы, дяди, тетки
Есть у каждого из вас.
Нет их только у сиротки
По прозванью Карабас.
У несчастного сиротки
По прозванью Барабас
Нет защиты, кроме плетки.
Тихо, куклы! Вот я вас!
Буратино:
Только сегодня, только у нас
Театр открывает волшебный занавес для Вас!
(Выступает самодеятельный кукольный театр МСОШ №19 «Волшебный калейдоскоп», спектакль-сказка для дошкольного возраста, затем совместная дискотека)
Великаны
Спектакль окончен.
Видеть странно,
Как из-за ширмы, все в огнях,
Встают артисты-великаны,
Держа артистов на руках
Кукловоды
Счастливей артистов,
Наверное, нет:
Мы в куклы играем
До старости лет.
И нету артистов
Несчастнее нас:
Никто нас не видит,
Мы скрыты от глаз.
Рука-артистка
Превращается рука
И в котёнка, и в щенка.
Чтоб рука артисткой стала,
Нужно очень-очень мало:
Специальные перчатки,
Ум, талант – и всё в порядке!
После спектакля
Ночь пришла.
Усталых кукол
Сонный сумрак убаюкал.
Были куклы на тростях,
Оказались на гвоздях.
И висят они, бедняжки,
Как пальто или фуражки,
В темноте и в тишине
Видят публику во сне.
Ведущая: А теперь ребята поблагодарим наших артистов-кукловодов. Просим их всех выйти к нам. В конце выступления зрители дарят свои аплодисменты. Когда не очень понравилось, то хлопают тихо, просто из вежливости, а когда спектакль очень понравился, то раздаются громкие, продолжительные аплодисменты. Ну-ка покажите, как вам понравился спектакль? Будете хлопать тихо или громко? Покажите аплодисментами, как вам понравилось выступление?
(аплодисменты)
А теперь послушайте стихи Ларисы Рубальской :
Фея знала своё дело,
И, летая в небесах,
Днём и ночью, то и дело
Совершая чудеса.
Фея кукол создавала,
Мастерила, колдовала,
Всё чего она касалась,
Оживало, просыпалось.
И в её руках послушно,
Обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже,
С человеческими схожи.
А потом свои трофеи
Раздавала людям фея.
Потому что это средство,
Чтобы вечно помнить детство….
Я хочу познакомить вас с доброй феей, которая шьёт эти куклы, вкладывает в них душу и руководит школьным театром кукол. А зовут её Бабкина Людмила Тимофеевна. Аплодисменты Людмиле Тимофеевне!
(аплодисменты Л.Т..)
Разгадайте одну загадку!
Он веселый и смешной,
Взгляд лукавый, нос большой,
И колпак он красный
Носит не напрасно!
Любит зрителей встречать
И немного покричать.
Кто забавный — просто душка —
Крикнет: «Здрасьте! Я… (Петрушка)!»
Петрушка:
Вы звали меня, ребятки?
Принёс я вам тоже загадки.
Попробуйте, отгадайте!
Ну-ка, родители, помогайте!
Артист на сцене — кукловод,
А зритель в зале там — народ.
Артисту смотрят все на руку,
Что за театр? (Театр кукол)
Артисты там работают,
А зрители им хлопают,
Спектакль в цирке — на арене,
В театре кукол где? — На… (сцене)
Куклу на руку надел,
Замяукал, песню спел,
Поменял перчатку —
Шут сплясал вприсядку!
Кто куклу за собой ведет? —
Ведет по сцене… (кукловод)
Стоит на сцене загражденье,
Красивое на удивленье!
Умельцем сделана — не фирмой,
А как зовется? — Просто… (ширмой)
Можно куклой покрутить,
Потянуть ее за нить.
На спектакле без конфетки
Послушны кто? (марионетки)
То на сцене — лес,
То башня до небес,
То город, то деревня,
Ты угадал, наверно:
Чтоб получить овации,
Что нужно? (Декорации)
Вы приходите без опаски —
В театре кукол чудо-сказки
И праздничная атмосфера,
Когда? — Когда идет… (премьера)
В какой же сказочке старинной
Театр был, была Мальвина
И был ужасный Карабас,
Он бородой своею тряс? —
В сказке давней и старинной — … («Приключения Буратино»)
Пригласим на сцену актёров-чтецов,
1.Окончен спектакль, аплодисменты.
Все: дети, взрослые, студенты –
В ладоши хлопают, стоят,
Участников благодарят.
2.Потом все спокойно идут за пальто,
Никто не кричит, не дерётся никто.
3.Уж так повелось – просто чудо какое! –
В театре все люди воспитанней вдвое…
4.А что нужно сделать, когда уже вышел?
Конечно, скорей посмотреть на афишу!
5.Театр – это сказка,
Театр – это чудо,
6.Стремиться к нему
Постоянно я буду.
Заведующая библиотекой:
Да, хлопали вы артистам очень громко, поэтому делаем вывод, что артисты выступили замечательно! Сегодня на нашем празднике разрешите вручить благодарности ребятам — кукловодам за их нелёгкий труд, они постоянно радуют нас своими выступлениями, приходят в библиотеку на каникулах, и летом, и осенью, и весной. Никогда не требуют никаких наград. Очень хочется в Год театра в Международный День Театра поблагодарить по-особенному. (Вручение благодарностей артистам)
А теперь до свидания, до новых встреч!
Используемая литература:
- Сиверцева Л. А. Школьный театр кукол. Из опыта работы /Л.А. Сиверцева. – Минск: Народная асвета, 1988. – 96с.
- Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками /Н.М. Трифонова. – М.: Рольф, 2001. – 192 с.
- Берестов В.Д. Театр кукол: Стихи / В.Д. Берестов; худож. О.К. Зотов. — М.: Малыш, 1970.- 12 с.
- Рубальская Л.А. Фея: стихотворение/ Лариса Рубальская // Рубальская Л.А. Эта южная ночь: стихи и песни. — М., 2006. – С.194.: ил.
Используемые электронные ресурсы:
1. Бирюкова М.: https://poemata.ru/poets/marshak-samuil/v-teatre-dlya-detey.
2.Волшебный мир театра. Стихи-загадки /http://mir-teatra.blogspot.com/2014/09/blog-post_4.html
3.Театр кукол…, О чём поёт душа…
© https://mylove.ru/groups/o-chjom-pojot-dusha-/teatr-kukol/
МАОУ «Карагайская средняяя общеобразовательная школа»
Конспект открытого внеклассного занятия на тему:
«В гостях у кукольного театра».
Учитель Уразова Л.С.
Цель занятия: формирование представлений о специфике работы в кукольном театре.
Задачи:
- Обучающие: обобщить и систематизировать знания по теме «В гостях кукольного театра», об истории кукол и кукольного театра, о приёмах вождения кукол; показать виды кукол и их использование. Заинтересовать детей идеей развития кукольного театра
- Развивающие: развивать творческие способности и речь учащихся.
- Воспитывающие: побудить интерес детей к импровизации, используя театральные куклы; создать творческую атмосферу на занятии.
Тип занятия — обобщение и систематизация знаний, пройденного материала.
Оборудование и материалы: иллюстрированный материал по истории куклы (Слайды), образцы кукол, ширма , компьютер.
Ход занятия
Организационный этап (музыкальное сопровождение)
Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть!!!!
–Сегодня мы вновь встретились с вами на занятии кукольного кружка, и будем продолжать знакомство с этим интересным, удивительным миром. Как вы думаете, чему будет посвящена наша сегодняшняя встреча?
— Встреча со сказкой. Будем инсценировать сказку
Тема сегодняшнего нашего занятия: «В гостях у кукольного театра»
2.Основной этап
Кукольный театр! Волшебные слова. Кукольное представление — наше любимое зрелище. Недаром Буратино отдал свою азбуку с цветными картинками за один билет в кукольный театр Карабаса-Барабаса. Откуда взялся этот удивительный мир? Вы все знаете, как бродячие кукольники ходили из деревни в деревню, из города в город, из страны в страну и давали представления. Они высмеивали плохие черты человеческого характера, лень, зло, зазнайство, невежество. А куклы создавали своими руками.
вот кукол близких к театральным куклам делали по – особому, чтобы она могла совершать движения.
Я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие в театр. Мы обобщим с его историей, узнаем, каким он был в древние времена, и каким стал сейчас, увидим театральные куклы и научимся ими управлять. А управляет куклой человек, которого называют – кукловод.
Показ слайдов об истории театра кукол
Ребята, да здесь много разных кукол, из разных материалов: это бумажные куклы: объемные и плоские; деревянные, вязанные. Где декорации и герои выставляются на столе. Такой театр напоминает оживший детский рисунок .Эти куклы предназначены для самого простейшего театра- настольного(приложение 1)
От простейшего театра на столе теперь перейдём к более сложным формам кукольного театра.
По способу управления куклы делятся на два основных вида – ВЕРХОВЫЕ и НАПОЛЬНЫЕ.
К верховым относятся те, которыми актёр-кукловод управляет снизу из-за ширмы и зритель его не видит.
Напольные в отличии от верховых находятся ниже актёра, прямо на полу. Актёр находится рядом и приводит куклы в движение прямо на глазах у зрителей
.
И у нас есть такие куклы
ПЕРЧАТОЧНЫЕ — На Руси издавна существовали петрушечники — актёры, выступавшие с куклами – Петрушками, надеваемыми на руку. Вы наверное заметили что верховые куклы все разные. На такие типы подразделяются они:
ВЕРХОВЫЕ- перчаточные, пальчиковые, тростевые, теневые. К верховым относятся те, которыми актер – кукловод управляет снизу из — за ширмы и зритель его не видит.
НАПОЛЬНЫЕ –марионетки, большие куклы. Напольные в отличии от верховых находятся ниже актера, прямо на полу. Актер находится рядом и приводит куклы в движение прямо на глазах у зрител
Главный герой народного театра в России был и есть Петрушка, который дополнялся медведем или скоморохом.
Знакомство с гостями
Эльмира –Здравствуйте, это я-Петрушка. Давайте познакомимся, я скажу: Раз, два –три, свое имя назови-вы негромко произносите свои имена, тогда я узнаю кто вы.
-Раз, два , три, свое имя назови!
-Вот и познакомились.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ – основой — туловищем, такой куклы служит пальчик. На
каждом пальчике создаётся образ персонажа. Сказка Колобок
МАРИОНЕТКИ — куклы управляемые сверху, чаще всего с помощью нитей. Марионетки приводятся в движение при помощи ваг. Это деревянная крестовина, к которой на ниточках подвешивается кукла.
Учитель: Разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. А так же изготовленные своими руками театр на дисках, театр на прищепках.
Вязаный пальчиковый театр «Колобок»
Театр ложек
Театр на дисках
Куклы из носков
Театр на прищепках « Под грибком»
Каков итог большинства сказок.?
Мы познакомились со многими интересными системами кукол для кукольного театра и убедились, что разнообразие их бесконечно.
— Ребятам было дано задание перед занятием разыграть отрывок из сказки и подумаем, чему учит эта сказка
Инсценировка сказки Заяц и Лиса
— Наступила весна. Лисья избушка растаяла. Стоит Лиса и горько плачет.
Что это за сказка?
Чем она закончилась? Какая лиса в этой сказке? А заяц? Чему учит сказка?
Вам задание- придумать за 5 минут продолжение, используя куклы, которые лежат у вас
Педагог: Ребята, посмотрите Петрушка нам что-то хочет сказать, только просит поместить его вот за эту небольшую ширму, так как в старые времена за такой же ширмой он вместе с друзьями выступал на площадях и ярмарках, в городах и деревнях.
(Педагог заходит за круглую ширму. И вот над ней появляется Петрушка.)
Петрушка:
Здрасьте, здрасьте, зрители!
Гости заезжие, господа приезжие!
Все собрались, никого не ждем
Тогда разговор начнем.
Петрушка: Я хочу вам задать несколько вопросов! Вы готовы?.
Дети: Готовы.
Петрушка: Без чего нельзя обойтись в кукольном театре?
Дети: Без куклы.
Петрушка: Назовите самый простейший кукольный театр?
Дети: Настольный
Петрушка: На какие виды делятся куклы по способу управления?
Дети: Верховые и напольные.
Петрушка: Как называется кукла, одетая на руку?
Дети: Перчаточная.
Петрушка: Молодцы! Чудеса, да и только! Вот знатоков здесь сколько! Вот теперь я хочу вас пригласить в кружок «кукольных наук». Нам такие способные кукловоды очень нужны! До свидания.
Педагог (выходя из-за ширмы) Ну, что ребята, вы хорошо справились сегодняшним нашем заданием ? Вы Петрушке понравились
Педагог: Дорогие зрители! Сказку посмотреть, не хотите ли? Сказку не простую, а кукольную.
Инсценировка. А сейчас на представление в театр приглашает наш 3 класс. Сказка « Кто сказал, МЯУ» В.Сутеев
-Какая самая лучшая награда для артиста? (Аплодисменты зрителей)
Вручение цветов.
Заключительный этап
Педагог: Ребята, мы сегодня не только с вами побывали в гостях у кукольного театра, но и сами разыграли сказку. Ваши руки попробовали ее оживить: она говорила и двигалась. Но чтобы стать настоящим кукловодом надо многое узнать и многому научиться. Наши занятия помогут вам познать не только секреты кукольного театра, но и познать самого себя. Наше занятие закончено.
До свидания! И до встречи снова в мире сказки!
10
Сценарий праздника « От Петрушки до театра»
(1 февраля исполняется 100 лет со дня открытия театра кукол в Ростове-на-Дону)
Ведущий: Куклы в жизни людей появились очень-очень давно, еще в каменном веке, а может быть, и раньше. Тогда они совсем не были похожи на тех, в которые вы играете сейчас. Делали их из древесины, палочек, веточек, травы, из кусочков кожи и других подручных материалов. Первые куклы изображали животных. Кукол-людей старались не делать, так как верили, что даже изображения людей тоже живые.
Игрушечные животные сыграли важную роль в жизни человека. Если раньше в жертву богам приносили живых людей и животных, то потом их заменили фигурки из соломы и других материалов. Так куклы помогли избавиться от многих обрядов. Один из таких обрядов – праздник Масленицы. В этот день люди прогоняют Зиму, а чтобы она не вернулась, сжигают ее чучело, сделанное из соломы.
Куклы-человечки появились намного позже. Постепенно такие представления стали традиционными, а фигурки-человечки прочно заняли свое место в специально созданном для них ящике, который и стал первой сценой в истории кукольного театра. Такой ящик назвали вертепом, потому что все фигурки в нем вертелись и передвигались.
Куклы в вертепе были самыми простыми, они не умели говорить и двигать руками. Но однажды мастер-кукольник вырезал небольшой шарик, проделал в нем отверстие и надел на палец. Остальные пальцы кукольника превратились в очаровательные ручки. Он стал двигать пальцами, и куколка с головой-шаром ожила!
Затем кукольник сделал из ткани чехольчик для руки, нарисовал на шарике забавное личико, и получился веселый Петрушка, который сразу же стал любимцем публики. Вскоре у Петрушки появились друзья – такие же куклы. Появились и те, над кем Петрушка слегка посмеивался или шутил.
Именно с представлений Петрушки и начался настоящий кукольный театр. Но не все было так просто. Считалось, что кукольные представления не настоящее искусство, поэтому не только в здания театров, но и в дома богатых людей вход кукольникам был закрыт. И так как в театрах устраивать представления не разрешалось, Петрушка и его собратья-куклы все время находились в дороге.
Так уличные представления просуществовали до начала XX века. Первые государственные кукольные театры в нашей стране появились после 1917 года.
Сегодня у каждого кукольного театра есть свое здание, и актерам уже не приходится таскать мешок с куклами за плечами. Да и сами актеры уже стали другими. У них есть образование. У них есть помощники: художники, композиторы, сценаристы, мастера-кукольники, режиссеры.
И рядом с нами есть такой театр, в городе Ростове-на-Дону. Вы когда-нибудь были в нем? Ростовский театр кукол открылся 1 февраля 1919 года.
(Отрывок из спектакля ростовского кукольного театра «Веселый Петрушка»)
Ведущий: Театр существует довольно давно. Он очень популярен среди жителей и гостей города. Каждый спектакль труппы — это урок нравственности. Учит детей быть добрыми, верными, смелыми и душевными кукольный театр.
Репертуар основан на лучших произведениях классиков и русских народных сказках. Кукольники Ростова показывают спектакли не только жителям своего города, они очень часто выезжают на гастроли. Труппа успела побывать не только в различных регионах России, но и в других странах: Армении, Украине, Беларуси, Монако, Ирландии, Англии, Франции, Италии, Германии, Шотландии, Молдавии, Испании, Финляндии, Мальте.
( Отрывок из спектакля ростовского кукольного театра «Волшебная Лампа»)
Ведущий: Кукольный ростовский театр был открыт сотню лет назад. Создала его небольшая группа кукольников. Они работали от души, с вдохновением и любя своё дело. Их спектакли были очень популярны.
(Отрывок из короткометражного фильма «Тайны закулисья Ростовского государственного театра кукол»)
Ведущий: Тогда они работали только для детей. Их деятельность складывалась настолько успешно, что власти города приняли решение преобразовать эту группу энтузиастов в настоящий профессиональный театр. В 1935 году артисты получили собственное здание. Уже не одно поколение зрителей было воспитано на сказках ростовского театра кукол. Многие из тех малышей уже стали бабушками, дедушками, мамами, папами и теперь приводят смотреть кукольные постановки своих внуков и детей.
(Отрывок из короткометражного фильма «Тайны закулисья Ростовского государственного театра кукол»)
Ведущий: Театр сегодня активный участник различных фестивалей не только всероссийского уровня, но и международного. Во многих из них ростовские кукольники становились лауреатами. Кукольный ростовский театр носит имя человека, который на протяжении многих лет был его художественным руководителем. Владимир Былков появился здесь в 1968 году.
(Отрывок из спектакля ростовского кукольного театра «Дюймовочка», постановка В. Былкова)
Ведущий: Его постановки сразу же привлекли к себе внимание общественности, каждый его спектакль был сенсацией. Работы были свежими, новаторскими. Кто-то был от них в восторге, некоторые ругали, но равнодушных никогда не было. Его спектакли «Чертова мельница», «Божественная комедия» и «Клоп» наделали очень много шума, желающих попасть на них было столько, что милиции приходилось их разгонять.
(Отрывок из спектакля ростовского кукольного театра «Новогоднее волшебство царевны-лягушки»)
Ведущий: Вот такой необыкновенный театр, с необычными актерами.
Ребята, а вам никогда не хотелось попробовать себя в роли актера? (Дети отвечают).
Давайте сейчас сами попробуем устроить кукольный театр, а поможет в этом нам одна моя хорошая знакомая.
Вторая часть праздника проходит в формате спектакля-игры.
Сценарий спектакля-игры «Дело в шляпе или Сказочный дождь» прилагается.
ДЕЛО В ШЛЯПЕ
или
СКАЗОЧНЫЙ ДОЖДЬ
Спектакль-игра
Н.Ю. Боровкова – петербургского режиссёра-кукольника, драматурга (Н. Шувалов), заслуженного деятеля искусств РФ
для маленьких детей и одной актрисы с куклами
(Сценарий в сокращении)
На сцене появляется запыхавшаяся Актриса с зонтиком, большой сумкой, коробками и барабаном.
АРТИСТКА: Я не опоздала? Успела! Слава Богу! (Ставит сушиться зонтик, снимает и стряхивает плащ). Вся промокла.
Вся!.. При чём тут зима? (Реплика в зависимости от времени года и погоды может меняться). Я вымокла под сказочным дождём. (Снимает плащ и шарф).
Сейчас мы с вами наведём порядок.
Устроимся поудобнее… Все удобно устроились? А теперь проверим, как работает наше воображение. Закройте глаза… и представьте себе, что мы – во дворце, в самом настоящем, королевском. Ну, как, воображение заработало? Тогда глаза уже можно открыть. Ах, какие великолепные мраморные стены! Какой красивый потолок! А хрустальные люстры! – вы видите, как в них переливаются разноцветные огоньки? Вот это, наверное, первый министр, – здравствуйте, ваше сиятельство! Пройдите, пожалуйста, в тронный зал.
(Приглашает на сцену)
А это – самая важная дама при дворе – я счастлива Вас видеть, маркиза! Прошу Вас.
(Приглашает на сцену)
Ваш наряд просто ослепителен. Здравия желаю, генерал, будьте любезны. (Приглашает на сцену)
Погода сегодня великолепная, не правда ли?.. (Бьют часы) Слышите? Это бьют большие королевские часы. Значит, сейчас появится кто?
Правильно, Король. А это – его трон. (Сооружает трон из чемодана и шарфа) Но чтобы Король появился, придворный музыкант должен торжественно отбарабанить королевскую дробь. Иначе Король ни за что не появится, разве вы этого не знаете?
Кто хочет стать музыкантом?
(Из претендентов выбирает мальчика на роль Музыканта)
Итак, сейчас Придворный музыкант отбарабанит королевскую дробь, и тогда из моей волшебной сумки появится Король. Барабань.
(Барабанщик барабанит. Актриса достаёт из сумки куклу Льва)
Что?.. Вас что-то смущает? Что значит – лев?! А вы думали, что я в сумке ношу живого короля? Где же ваше воображение? Если этого шалопая вы согласились считать первым министром, то почему же лев не может быть королём? Мой папа всегда говорил, что внешность очень обманчива. Да, мой папа был очень умным человеком. Знаете, кем он работал? Дрессировщиком в цирке! И этого льва я получила от него в подарок, когда мне исполнилось ровно четыре года… Или пять?.. Пускай этот лев будет у нас Королём. Король Лев XII, –так его зовут: Лев XII. (Урчит) Вообще-то, он очень грозный Король и на придворных всегда рычит. Вот так. (Рычит) А придворные – дрожат. Вот так. (Показывает каждому из придворных, как он дрожит) И только на любимую дочку он никогда не рычал… Стойте, стойте! Про дочку-то мы забыли? Про Принцессу? Так. Знаете, что мне ещё подарил папа? (Берёт барабан) Нет, это вовсе не барабан. Разве девочкам дарят барабаны? Это – шляпная коробка. А в коробке что?.. Опять не угадали. Это не простая шляпная коробка, а волшебная. В ней может оказаться всё, что я захочу. Берём волшебные палочки. А вы думали, что это простые палочки, да? (Барабанит) И из коробки появляется Принцесса. (Из коробки появляется Кошка) Мяу. А что вы удивляетесь? Принцесса Киса. По-моему, очень похожа на папу. И папа её очень любит. Как же её не любить – смотрите, какая она хорошенькая! Вам нравится наша принцесса? (Зрители отвечают.) Конечно, она всем нравится. К ней каждый день сватаются женихи со всего света. Так… (К Музыканту.) Музыкантом ты уже побыл, теперь попробуй стать принцем из соседнего королевства. Вот принц прискакал на коне. (Вручает Принцу коня – палочку с лошадиной головой) Скачи. (Принц скачет вокруг сцены) Прискакал. Генерал, возьмите коня у принца. (Генерал берёт коня).
Теперь, принц, поздоровайся с принцессой. (Принц здоровается). И скажи: «Принцесса! Я хочу жениться на Вас». (Принц повторяет) А принцесса и говорит (играет Кошкой): «Нет, за этого принца я замуж не пойду. Мне не нравится его рубашечка». (К Принцу) Ты не расстраивайся, она всем принцам так отвечает: у кого рубашечка не та, у кого курточка, у кого ботинки. Но это совсем не потому, что она такая капризная. Просто она ждёт, когда к ней посватается принц из Гопшлёпского королевства, которого она очень-очень любит.
А между тем о прекрасной принцессе Кисе прослышал ужасный колдун по имени Тарарах. И был этот Тарарах такой злой, такой страшный, такой вредный…
Говоря это, Артистка присматривается к лицам ребят, оказавшихся на сцене.
Идите-ка все ко мне. Все сосредоточились. Проводим операцию под названием «Невообразимый колдун». Генерал, ты у нас будешь самым главным. Залезай на стул, чтобы тебя всем было видно. (Мальчик встаёт на стул.) Фу, какой ты симпатичный. Ну-ка, сделай страшное лицо. (К зрителям.) Страшный? Нет, колдун всё равно страшнее… А мы вот что сделаем. (Мастерит из вещей в чемодане колдуна.) Ну, чем не злой колдун? И зубами стучит. Держи. (Отдаёт «колдуна» бывшему Генералу). Теперь надо сделать колдуну длинные-предлинные руки. (Берет в руки концы длинной кофты от куклы-колдуна.). Ты будешь его правая рука, а ты – левая. Как колдун руками машет? – Вверх, вниз, вверх, вниз. И страшным голосом завывает: «У-у-у!». Вот какого колдуна мы сочинили. Не хуже настоящего! Только шляпы ему не хватает. (Надевает на Колдуна шляпу.) Мой папа любил повторять: «Дело в шляпе!»
И вот злой колдун Тарарах решил посвататься к принцессе, взмахнул руками и сказал волшебные слова: «Труля-трулялю, рулю к королю!» (К главному исполнителю) Ну, говори волшебные слова: «Труля-трулялю, рулю к королю». Не получается? Не беда, я за тебя скажу. А вы все завывайте. «У-у-у! Труля-трулялю, рулю к королю!» И всё вокруг загудело: «У-У-У!», задребезжало: «Тра-та-та-та!», ногами застучало!.. (Зрители помогают Артистке) А ты, Придворный музыкант, что ж нам не помогаешь? И колдун полетел во дворец.
Во дворце все придворные испугались и попрятались. Видите – никого нет! Один Придворный музыкант остался. А злой колдун огляделся и говорит: «У-у-у! Принцесса, я хочу на тебе жениться!». Тут даже король задрожал (показывает, как дрожит король): «Дочка… – даже голос у него изменился! – Слышишь, дочка, он хочет жениться на тебе». Как вы думаете, что ответила принцесса? Она даже не взглянула на колдуна, потому что на колдунов лучше вообще не смотреть. «Дорогой папочка, – сказала принцесса, – я не пойду за него замуж, у него всё лицо в саже. (Играет Львом) «Видишь ли, колдун, принцесса не соглашается». Колдун очень рассердился «У-у-у! При чём тут сажа?! Я принёс богатые подарки и перед свадьбой готов начистить своё лицо до блеска». (Лев): «Слышишь, дочка, он готов начистить своё лицо». (Кошка): «Я всё равно не соглашусь. Мне не нужны его подарки». (Лев): «Ей подарки не нужны. Вот». Тут колдун рассердился ещё больше: «У-У-У! – так рассердился, чуть со стула не упал, – У-У-У! Тебе не нужны мои подарки? Да ты… ты не принцесса, ты… ты… самая настоящая шляпа!» И он произнёс страшное заклинание: «Камень, лёд, огонь, вода! Станешь шляпой навсегда!» И принцесса Киса тут же превратилась в шляпу.
Артистка «превращает» Кошку в шляпу.
А колдун Тарарах рассмеялся страшным голосом: «Ха-ха-ха!» – и исчез. (Отбирает рукава у актеров) Устали? Ещё бы! Я тоже устал. Такого колдуна нафантазировать! А что зрители молчат? Могли бы нам и похлопать. (К помощникам.) А вы кланяйтесь, кланяйтесь – заработали! (Помощники кланяются) Покланялись и хватит. Надо сказку продолжать.
Увидал папа Лев XII, во что его дочка превратилась, и заплакал горькими королевскими слезами: «Ах, ах, ах! Ох, ох, ох! Ах я бедный папа!» А Придворные ему сочувствуют: «Ай-ай-ай!» (Придворные сочувствуют.) «Ах я несчастный папа! (Лев рыдает над шляпой, а Придворные сочувствуют.) Ах я безутешный папа!.. Ах я…» Ну, подскажите, какой ещё?
Зрители подсказывают: одинокий, толстый, глупый, рыжий, грустный, больной и т.п.
И вдруг… Вы слышите стук копыт? А вот теперь… Где наш музыкант? Сядь на стул, держи инструмент. (Даёт музыканту кубики). Теперь их услышат все, даже те, у кого воображения вообще нет. (Музыкант стучит «копытами»). Всадник приближается, приближается…
Артистка достаёт куклу Петрушку, сажает его на коня и вместе с ним скачет по сцене.
Вот он! Ловкий, весёлый, красивый!.. Кто это? (Зрители отвечают) В нашей – он будет самым настоящим Принцем из Гопшлёпского королевства: «Гоп-шлёп, гоп-шлёп!» Прискакал. «Здравствуйте, ваше величество!» (Лев): «Ах я бедный, ах я несчастный!… (Принц): «О чём вы так горько плачете? Неужели вам не нравится эта замечательная шляпа?» И принц тут же сочинил такие стихи:
«Такая шляпа
Зовёт и манит,
В ней каждый сразу
Красавцем станет».
«Ах, милый принц! – ответил король. – Это вовсе не шляпа, а моя любимая дочка, принцесса Киса. Ах я бедный папа!..» А Придворные сочувствуют? (Придворные: «Ай-ай-ай-ай-ай!..»)
Артистка поочерёдно играет то Петрушкой, то Львом.
– Что вы говорите, король? Принцесса не шляпа, она моя невеста!
– У тебя больше нет невесты, милый принц. Злой колдун Тарарах превратил её в шляпу. Ах я одинокий папа! Ай-ай-ай!..
– Не смейте плакать, король, – своими слезами вы промочите мою невесту. (Целует шляпу.) Принцесса, моя любимая, моя несравненная!.. Ты слышишь меня?.. Клянусь гербом Гопшлёпского королевства, что я найду злого колдуна и заставлю его пожалеть о таких проделках!
Вскочил принц на коня и поскакал искать злого колдуна Тарараха. из виду.
Убирает и Петрушку, и Льва, и шляпу.
Ну всё, копыта смолкли. (Музыканту.)
Да. Куда ж он поскакал? Понятно, что к Колдуну; но дорога туда лежит через… дремучий… Правильно, молодцы. Через дремучий лес. Видите, как славно сочиняется. Надо придумывать дремучий лес. Ну?.. Лес – это же совсем просто.
Кругом деревья стоят. Вы будете деревьями. (К зрителям) И вы тоже, хорошо? А где это видано, чтобы деревья сидели? Деревья стоят. Вставайте все, ручки-веточки подымите. Мальчики – дубы, крепкие, сильные. А девочки – ёлочки. Как ветер подует, на ёлочках веточки закачаются, вот так. (Показывает) Ветер подул. (Дует) Веточки закачались. А дубы стоят, не шелохнутся. Ветер подул! Молодцы. А знаете, как на осине листочки от ветра дрожат? Сделайте ветер. (Зрители дуют, а Артистка показывает, как дрожит осина) А теперь покажите мне осину, а мы на вас подуем. (Дуют) Затряслись листочки, как настоящие. А теперь вы подуйте… А теперь ветер утих. Садитесь.
А по лесу бежит тропинка. (К одному из мальчиков) Какая тропинка? Не знаешь? Я думаю, – весёлая. А что она делает? Я же сказала – бежит. Ну, беги… мимо деревьев… Тропинка бежит и при этом извивается, да? Извилистая тропинка. А ещё что она делает? Ведёт. Тропинка ведет того, кто по ней идёт. Веди меня. Ой! Стой, стой! Я иду, а ты, тропинка, меня ведёшь. И бежишь… И извиваешься… И весёлая такая тропинка… Бежала, бежала тропинка, вела, вела, завела в чащу и вдруг кончилась. Оборвалась. Исчезла, значит. Можешь сделать так, чтобы тебя не стало? Ну, спрячься куда-нибудь.
Мальчик находит место куда можно спрятаться.
Мы же с вами пришли в дремучий лес! Теперь (открывает чемодан) это вовсе не трон, а маленькая лесная избушка. А в избушке живёт (показывает Обезьяну)… Кто сказал «обезьяна»? Где же ваша фантазия? Обезьяны где живут? – в Африке, на пальме. А в избушке под осиной живёт баба Яга – вредная-превредная. (Играет Обезьяной): «Ух, какая я вредная! Какие я гадости умею придумывать! Вот, например… Э, нет. Я вам не скажу, а то вы мою тайну разболтаете. Не скажу, не скажу…» (Прячется в своей «избушке). А я скажу, по секрету. Знаете, что это такое? (Показывает на коробку) Ничего подобного! Это – скамеечка. И не простая, а бабой Ягой заговорённая. Кто на неё сядет, тот встать уже не сможет, и баба Яга его превратит в кого-нибудь (Слышна грустная музыка.) Кто это?
В руках у Артистки появляется грустно шагающий Петрушка, на ходу сочиняющий стихи.
Гоп-шлёп, гоп-шлёп… Как я устал… Скамеечка! (Зрители шумят.) Что такое, что за шум? Я говорю: «Сяду, посижу, отдохну, подумаю…» Что за шум? Ветер, что ли, подул, листья зашелестели? Сяду, посижу… Ах, это ребята шумят, озорники! А я уж испугался, чуть было дальше не пошёл». (Артистка сажает Клоуна). Сел! (Играет Обезьяной): «Попался, который кусался!»
Артистка поочерёдно играет Клоуном и Обезьяной, вернее – Принцем и бабой Ягой.
– Ух ты, вот так обезьяна!
– Какая я обезьяна?! Я – баба Яга.
– Баба Яга? Надо убегать. (Пробует подняться.) Ой!.. Что такое?.. Что такое?.. Встать не могу. Приклеился.
– Ха-ха-ха! С этой скамеечки ты уже никогда не встанешь. Сейчас я тебя в превращать буду.
– Что ты придумала? Меня нельзя превращать в печенье, я очень спешу.
– Куда ж это ты спешишь, красавчик?
– К злому колдуну Тарараху.
– Что? К Тарараху? Ты дружишь с моим лютым врагом?
– Что ты, бабуся, – он мой лютый враг.
– Да нет же, он мой враг.
– Нет, мой!
– Нет, мой!
– Мой!
– Нет, мой, мой, мой! Он лучше меня умеет гадости придумывать.
– Вот тут я с тобой согласен, он мою невесту в шляпу превратил.
Моя невеста – простая шляпа!
Рыдаю я и невестин папа.
– В шляпу! Ай, ай, ай! Какая прелесть! А моя гадость всё равно лучше. Я наколдовала… Я наколдовала… Сейчас покажу.
Фирли-фить, тирли-ти-ти,
Моя гадость прилети!
Прилетает коробка с конфетами.
– Конфеты!
– В этой коробке одна конфета заговорённая. Если Тарарах её съест, все его колдовские гадости расколдуются, а сам он превратится… знаешь во что? Ни за что не догадаешься: в три маленькие тучки! Вот.
– Ух ты! А если колдун конфет вообще не ест?
– Ха-ха-ха, не ест! Ха-ха-ха! Он такой сластёна, что слопает её вместе с фантиком.
– Ух ты!
Так давай мне конфету одну,
Я её отнесу колдуну.
– Ишь, хитренький какой! Это значит, я тебя отпустить должна? А мне тебя отпускать жалко.
– Кто же тогда конфету колдуну отнесёт?
– То-то и оно, что некому. От меня он не возьмёт – мы враги, а тебя мне отпускать жалко. А нести некому… а тебя жалко… Видишь, как я сама от своей вредности страдаю, бедняжечка? Ладно, так и быть, я тебя отпущу, но с условием: сумеешь за три раза угадать, какая здесь конфета заговорённая, – отпущу, а не отгадаешь, – превращу в кого-нибудь. Согласен?
– Согласен, согласен! Я уже и отгадал – вот эта конфета, вот эта, вот эта! Красненькая.
Артистка, подчёркнуто демонстрируя важность момента, берёт из коробки конфету, указанную Петрушкой, и передаёт её Обезьяне.
– Нет, не угадал.
– Ай-ай-ай!
Я выбрал конфету,
Но только не эту.
АРТИСТКА: Давай, ещё раз попробуем.
Петрушка, не задумываясь, указывает на другую конфету.
– Вот эта, вот эта, вот эта! Зелёненькая.
Артистка так же многозначительно передаёт конфету Обезьяне.
– Опять не угадал!
– Тогда вот эта…
Артистка решительно останавливает Петрушку.
АРТИСТКА: Стой! А вдруг опять не отгадаешь? Тогда принцесса Киса навсегда шляпой останется. (Играет Петрушку): «Ух ты! Что же делать, что же делать? Ай-ай-ай!» Может, ребят попросить помочь – они такие догадливые? (Петрушка): «Да-да-да, давай попросим. Они такие помощливые!» Ребята, кто из вас храбрый? Кто рискнёт конфету выбрать? (Петрушка)Смотри, сколько храбрецов! (Петрушка, указывая на девочку): «Ух ты! Вот, эта, вот эта! Пусть она выбирает». Вот эта? С бантиками? Иди, девочка, к нам.
Поднимается выбранная Клоуном девочка, собирается выбрать конфету. Артистка останавливает её предостерегающим жестом.
– Ой, подожди, подожди! Ты понимаешь, что будет, если ты ошибёшься? Ну, выбирай.
Девочка выбирает конфету, Артистка передаёт её Обезьяне. Обезьяна тяжело вздыхает.
– Угадала.
– Ура! (Вскакивает со скамейки.) Отклеился! Сел – встал! Сел – встал! Ура! Спасибо тебе, девочка. (Целует девочку) Ты освободила меня.
В награду вот тебе за это
Простая, вкусная конфета.
Артистка достаёт настоящую конфету, отдаёт девочке и отправляет её на место. Потом продолжает диалог Принца с Ягой.
И вот Петрушка прискакал. Протрубил в трубу. (Трубит.) Конфету положил на видное место и крикнул: «Эй, колдун выходи!», а сам спрятался. Вышел колдун… «Кто здесь шумит? Чую, конфетным духом пахнет»… Эй, помощники, где вы? Мне без вас не справиться.
На сцену поднимаются помощники, игравшие колдуна.
Увидал колдун конфету, схватил её и съел. Вместе с фантиком. И тотчас у него отвалились руки, а потом… всё остальное. И Колдуна не стало. Исчез. (К «артистам».) Ну, мы же с вами учились исчезать. Про лесную тропинку забыли? Ну-ка, ещё раз. И Колдуна не стало!
«Артисты» быстро прячутся.
Придворный музыкант барабанит по коробке, и из неё появляется… нет, не кошка, а самая настоящая Принцесса!
Чудо, чудо!!! Я так и знала, что без этого не обойдётся. (Играет Принцессой): «Здравствуй, принц! Я так долго тебя ждала». А принц тут же сочинил стихи:
«Я так рад, что меня ты ждала!
Ты прекрасней, чем прежде была!
Но тебя я давно,
Очень, очень давно
Люблю всё равно!»
И все были рады: и принц, и принцесса, и конечно же папа, Король ЛевXII. Вот и сказке – конец. Ой!
Стойте, стойте! А тучки? Я же забыла, что колдун не просто исчез, а превратился… Кто помнит, во что? Правильно! – в три маленькие тучки. Кто согласится быть тучкой? (Выбирает из зрителей трёх маленьких девочек.) Какие прелестные маленькие тучки, как настоящие, – такие весёлые, такие воздушные! Как тучки по небу плывут, знаете? Вот так. Поплыли, поплыли… А тут и большие облака выплывают. (Подключает к игре всех детей, оказавшихся на сцене.) И закружились все облака по небу… И капельки дождя застучали по крышам. (К зрителям.) Как капельки стучат? (Зрители хлопают в ладоши.) Сказочный дождь! (Прячется под зонтик.) Опять я вся промокну!..
Список источников:
Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. – М.: Рольф, 2001 с. – (Внимание: дети!).
Интернет источники:
http://dontr.ru/
http://grandhdcns.net/smotret-video/170265636-248491904/
http://fb.ru/article/283874/kukolnyiy-teatr-rostov-na-donu-opisanie-istoriya-repertuar-interesnyie-faktyi-i-otzyivyi
http://www.borovkov.narod.ru/
Сценарий составила: Прохорова К.А.
Библиотека им. М.Ю. Лермонтова
домашнего представления. Пальчиковую куклу можно сделать из мячика
для настольного тенниса, шарика детской погремушки, футляра-яйца от
киндер-сюрприза. Делаем отверстие для пальца и оформляем игрушку.
На руку надеваем обычную перчатку или конус из лоскутка ткани.
➢ Перчаточные. Почему они так называются? (Дети отвечают). (ответ —
одеваются на руку актера как перчатка). Перчаточных кукол независимо
от того, кого они изображают, называют куклой-петрушкой, так как
первым персонажем этого типа стал знаменитый Петрушка.
➢Тростевые- Почему они так называются?(Дети отвечают).Туловище
актер держит в одной руке, а другой управляет специальными
проволочными тростями, прикрепленными к кистям рук куклы.
Тростевая кукла крупнее перчаточной. Работать с ней,гораздо, сложнее.
➢ Марионетки – куклы на ниточках . Кукла –марионетка должна быть
очень подвижной в суставах, тогда ее можно заставит делать
разнообразные движения – ходить, приседать, танцевать, исполнять
цирковые номера.
➢ Куклы -тени . Как вы думаете, почему они так называются? (Дети
отвечают).(создается впечатление, что двигаются только тени).
Театры теней есть во многих странах мира, но особенно ими славятся
страны Востока – Корея, Китай, Япония, Индонезия, индия.
Отличительные особенности кукол этого театра в том, что они плоские.
Силуэты кукол делаются из картона. А еще нужен плоский экран и
освещение. Кукла приводится в движение с помощью тонких тростей,
или кукловод держит ее за ручку, а подвижные части дергает за
веревочку или леску.
Этап III
Физкультминуткана переключение внимания.
Педагог: Ребята, а сейчас я предлагаю отдохнуть. Сегодня к нам в гости
пришли куклы и они хотят познакомиться с Вами поближе. С собой они
принеслиинтересные загадки.
(Дети отгадывают загадки. Тот, кто отгадал –получает куклу)
• Летом гуляет, а зимой отдыхает. (Медведь).
• Шерстка мягонька, да коготок остер. (Кошка).
•На сене лежит, сама не ест и другим не дает. (Собака)
• Зимой беленький, а летом серенький. (Заяц).
•Под полом, полом шевелит хвостом,
В щели глядится, вылезтибоится.
(Мышка).
•Рыжая плутовка, рыжая головка.. (Лиса).
•Кто испек колобок?(Бабка).