Сценарий методическая служба

Цель занятия – осознать, в чем заключаются особенности педагогического общения, как эффективно проводить учебные занятия, получать удовлетворение от собственной деятельности. 

СЦЕНАРИЙ МЕТОДИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ

ДЛЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ

Цель: формирование у молодых педагогов профессиональнопедагогических компетенций (педагогических, общекультурных, социальнонравственных).

Задачи: развитие профессионального и творческого потенциала молодых специалистов, оказание помощи молодым педагогам в решении сложных педагогических задач, научить строить эффективное педагогическое общение, формирование компетентности молодых педагогов в основных сферах профессиональной деятельности: коммуникативной, креативной, технологической.

План проведения:

  • вступительное слово заведующего районным методическим кабинетом;
  • визитные карточки – самопрезентации «Мой путь в профессию…»;  блиц-опрос «Учитель! Кто он?» (составление словесного портрета учителя);
  • занятие с молодыми педагогами по вопросам психологического инструментария в образовательном процессе «Педагогическое общение»;
  • упражнения «Проблемы общение у всех», «Интервью», «Передай чувство», «Невербальные средства общения»;
  • совместная работа с опытными наставниками, упражнения «Падение на руки», «Слепой и поводырь»;
  • деловая игра «Экология воспитания: что можно, а чего нельзя?», решение педагогических ситуаций;
  • наказы молодым учителям, вручение памяток «Советы молодому учителю»;
  • заключительное слово заведующего методическим кабинетом.

1. Вступительное слово представителя методического кабинета

Когда-то великий Пушкин сказал о не менее великом Ломоносове, что тот  И ритор, и механик, и стихотворец.

Он все испытал, и все проник.

Есть на земле еще один человек, которому можно присвоить множество титулов:  

  • он титан, держащий связь времѐн;
  • Колумб, открывающий в беспечной стране детства ум, силу и талант будущего общества;
  • психолог, которому ведомы все движения человеческой души;   мудрец, умеющий объяснять все сложное легко, просто и доступно.  

Вы, конечно, догадались, что имя этого человека – учитель! Вот такую сложную и многогранную профессию, мои уважаемые молодые коллеги, вы для себя выбрали. Уважаемые коллеги! Позади школьные годы, беззаботное детство. Счастливый, прощальный, незабываемый выпускной бал! Вы отчетливо все это еще помните. Вы помните напутствия учителей и родителей, суть которых сводилась к тому, чтобы во взрослой жизни каждый из вас сумел найти и правильно выбрать свой единственный путь. Это было очень для вас, наверное, сложно, потому что дорог сто, а ваша одна. И привела она вас в школу. Итак, сейчас наши молодые педагоги выступят с самопрезентацией (визитной карточкой) – «Мой путь в учителя…» и мы ближе познакомимся с каждым из вас.

2. Визитные карточки молодых педагогов «Мой путь в учителя…»

А теперь давайте перенесѐмся в первый погожий сентябрьский денѐк вашего первого учительского года.

        (Звучит         музыкальная         композиция         «Школьные         годы»,         слова

Е.Долматовского, музыка Д.Кабалевского.)

Закройте глаза. Вспомните своѐ самое первое учительское утро. Почувствуйте вновь это состояние радостно-тревожного возбуждения. Вспомнили? А сейчас откройте глаза. Кажется, это было только вчера. Вот так незаметно и проходит жизнь учителя, как одно мгновение…

Проходят годы, сменяются поколения, а школа и учитель – вечны. За короткое время работы в школе вы поняли, что быть учителем непросто.  

Однажды после успешно проведѐнного урока известного учителя –  новатора Е.И.Ильина, обступили коллеги: «Евгений Николаевич! Как это всѐ у вас получается?». «А вот как!» – воскликнул он, снимая пиджак. Его спина была мокрая. Вот такой ценой даются открытые уроки. У вас тоже прошли ваши первые уроки, были и открытые. А сейчас проведем блиц-опрос «Учитель! Кто он?»

  1. Блиц — опрос по составлению словесного портрета учителя «Учитель! Кто он?»  
  2. Занятие психолога районного методического кабинета по вопросам психологического инструментария в образовательном процессе «Педагогическое общение»

Цель нашего занятия – осознать, в чем заключаются особенности педагогического общения, как эффективно проводить учебные занятия, получать удовлетворение от собственной деятельности. 

Любой специалист – представитель профессий типа «человек-человек», будь то врач или юрист, тренер или педагог, – приступив к самостоятельной работе, быстро обнаруживает, что для успеха мало только профессиональных знаний и умений. Требуется нечто большее: умение слушать собеседника и точно выражать собственные мысли, чувствовать эмоциональное состояние партнера по общению, вникать в мотивы его поведения, устанавливать доброжелательные отношения в межличностных контактах. Это педагогическое общение, которое в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Упражнение “Проблемы общения у всех”.

Давайте поделимся своими мыслями о том, что значит общение для каждого из нас. Я предлагаю закончить две фразы: “Мне легко общаться, когда …” и “Я чувствую себя неуверенно, если …”.

Итак, вы только что увидели, что необходимо для того, чтобы общение было удачным. Задача нашего занятия – узнать, каковы механизмы и закономерности эффективного общения, как научиться строить именно такое общение. 

Педагогическое общение – целостная система. Индивидуальнотипологические особенности взаимодействия педагога с обучаемыми определяют стиль педагогического общения. Общеизвестны наиболее распространенные из них:  

СТИЛЬ «СОВМЕСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО», СТИЛЬ «ДРУЖЕСКОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ», «ЗАИГРЫВАНИЕ», «УСТРАШЕНИЕ», «ДИСТАНЦИЯ», «МЕНТОРСКИЙ».  

Педагог-психолог знакомит участников семинара с каждым стилем общения, участники выполняют тест «Выявление стилей педагогического общения», подсчитывают баллы (см. Приложение). Каждому молодому педагогу раздаются распечатанные материалы, по выявленным стилям общения. Упражнение “Интервью”.

Участники разбиваются на две группы, первая группа – журналисты, которые берут интервью, во второй группе каждый выбирает кто он будет, чью роль возьмет (спортсмен, митрополит, бизнесмен, политик и т.п.) и каким стилем общения будет отвечать на вопросы (дружеское расположение, заигрывание или устрашение). Интервью длится в течение 3 – 5 минут. В заключение обсуждают:  

  • легко ли общаться исходя из определенной роли?
  • какой стиль общения более удобен?
  • какие переживания и мысли возникали во время выполнения упражнения?
  • что упражнение помогло понять? Упражнение “Передай чувство”.

Все выходят в круг и становятся в затылок друг к другу. Ведущий просит последнего участника задумать какую-либо эмоцию и передать ее стоящему перед ним человеку без слов (прикосновением, жестом, мимикой). Задача заключается в том, чтобы каждый следующий человек передавал ту эмоцию, которую “получил”, своими средствами. Когда первый человек получил “эмоциональное послание”, его спрашивают, какую, по его мнению, эмоцию хотел передать ему сосед. Затем второй человек говорит, какую эмоцию он получил и передавал, и так продолжается до последнего человека.

При обсуждении результатов внимание обращается на то, что каждый из нас обладает своим регистром эмоциональности и понять переживания другого человека не всегда легко. Упражнение “Невербальные средства общения”.

Разбиваются на две команды, каждая команда придумывает несколько слов, которые записывает на отдельных листочках бумаги, затем из чужой команды выбирают человека, которому дают прочитать “слово” и он должен жестами объяснить своей команде, что это за слово, а команда должна угадать это слово, затем выбирается другой человек из чужой команды, который “показывает” новое слово. Сравнивается, какая команда быстрее и правильнее отгадывает слова.

Педагог-психолог знакомит молодых специалистов с моделями общения.

«МОДЕЛЬ ДИКТОРСКАЯ («Монблан»)», «МОДЕЛЬ НЕКОНТАКТНАЯ («Китайская стена»)», «МОДЕЛЬ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ВНИМАНИЯ («локатор»)», «МОДЕЛЬ ГИПОРЕФЛЕКСИВНАЯ («тетерев»), МОДЕЛЬ ГИПЕРРЕФЛЕКСИВНАЯ («Гамлет»), МОДЕЛЬ НЕГИБКОГО РЕАГИРОВАНИЯ («робот»), МОДЕЛЬ АВТОРИТАРНАЯ («Я – сам»), МОДЕЛЬ АКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ («союз») , ( см. Приложение ).  Итак, мы видим, что общение – процесс многоплановый, включающий в себя восприятие и понимание другого человека, обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия. Надеюсь, что полученные знания и навыки помогут вам научиться, психологически верно и ситуативно обусловлено вступать в общение, поддерживать его, определять момент завершения процесса коммуникации, психологически настраиваться на эмоциональный тон, проявлять и удерживать инициативу, преодолевать психологические барьеры в общении.  

5. Совместная деятельность наставников и молодых педагогов по выстраиванию доверительных отношений. Педагогические игры «Падение на руки», «Слепой и поводырь».

Думаю, что вы согласитесь, что в работе любого педагога очень важно установить теплые, доверительные отношения со своими коллегами, учениками, их родителями. Это +10 баллов успеха в нашей непростой деятельности. Сегодня на нашей встрече присутствуют наставники молодых учителей.

Предлагаю вам апробировать необычное упражнение «Падение на руки». Собственно упражнение заключается в том, что один человек встает спиной к другому на расстоянии шага от него — и падает назад, а второй встречает его на свои руки. А потом расстояние постепенно увеличивается.  Игра «Падение на руки».  

Поделитесь своими впечатлениями. Ну что ж, вы прошли сейчас своеобразный экзамен.  

Как важно в жизни доверять людям! Как часто этого недостает, и как много порой мы от этого теряем. Пожалуйста, все встаньте, закройте глаза и походите по комнате в разные стороны в течение 2 — 3 минут. Так, хорошо. Теперь произвольно разбейтесь на пары. Один из вас закроет глаза, а другой водит его по комнате, дает возможность коснуться различных предметов, помогает избежать столкновения с другими парами, дает соответствующие пояснения по поводу их передвижения и т. п. Как давать команды? Лучше всего стоя за спиной на некотором отдалении. Пожалуйста, начали. Хорошо, а теперь поменяйтесь ролями. Каждый должен пройти «школу доверия». Начали!  

Игра «Слепой и поводырь» 

Хорошо, теперь сядьте и подумайте, кто чувствовал себя уверенно, надежно. У кого было желание полностью довериться партнеру? Что вселило в вас эту уверенность? Пусть каждый оценит своего партнера, поднимая руку с нужным количеством пальцев — оцениваем по пятибалльной системе.

6. Деловая игра «Экология воспитания: что можно, а чего нельзя?». Решение педагогических ситуаций.  

Сегодня мы проводим игру «Экология воспитания: что можно, я чего нельзя?» Наша задача – помочь молодым педагогам в выборе форм, методов, приемов в работе с детьми. Попробуем показать, что допустимо использовать в своей практике, а что запрещено.  

Первое и, наверное, основное кредо педагога – любовь и уважение к ребенку. Но любовь, как известно, требует подготовленности: душевного тепла, заботливости, внимательности, непринужденности, нежности и мастерства. То есть всего того, чему в институтах не учат, но чему нужно учиться во что бы то ни стало, для того чтобы была школа. Иначе происходят никому не нужные конфликты и бесполезные ссоры, которые приводят к человеческим потерям. Но, что такое учительская любовь, никому точно не известно. Попробуем найти ее критерии сегодня.

Существует старинный спор: что важнее теория или практика? На него нельзя дать однозначный ответ. Сейчас вам предстоит решить несколько ситуаций, которые происходят в классе каждый день и найти практической ситуации теоретическое обоснование.  

Задания для групп: прочитать ситуацию, разыграть ее и ответить на поставленный вопрос, другая группа (наставники) может дополнять. Педагогические ситуации.

1. Краешком глаза учитель заметил, что Лена передает однокласснице записку. Он вскочил с места и выхватил записку из рук девочки. Затем начал было читать ее вслух, но внезапно остановился; он наткнулся на свое имя, к которому прилагались отнюдь не лестные эпитеты. Лицо учителя побагровело – так он разъярился.  

  • Ты, маленькая негодница! – заорал он на Лену. – Да как ты смела?!

Девочка расплакалась.

  • На этот раз крокодиловы слезы тебе не помогут. Хочу увидеться с твоими родителями и рассказать им, что за мерзкую девчонку они воспитали. Какие ошибки совершил учитель?

Комментарий: Записку нужно было уничтожить, не читая. Оказанное учителем «лечение» было опаснее самого «заболевания». Реакция учителя причинила ребенку больше вреда, чем обмен записками на уроке. Учитель оскорбил ученицу на глазах у всего класса. Брань вообще не уместна в речи учителя, он показал, что сам плохо воспитан.

Ситуация 2. Учитель задал задание классу. Оля не справилась в срок.

Учительница сказала ей:

  • Ты ленива, легкомысленна и безответственна.

После урока Оля сказала учительнице:

  • Вы, очевидно, плохо меня знаете. Я не ленива и не легкомысленна. Я внимательно отношусь к своей учебе. Я очень стараюсь делать все как можно лучше. Я прихожу на ваш урок только на сорок минут, потому, возможно, вы не знаете меня так, как другие мои учителя.

На что учительница ответила:

  • Ты дерзкая юная леди, вот ты кто. У тебя слишком длинный язык. Скажи своей маме, чтоб пришла в школу поговорить со мной о своей слишком несдержанной дочери. Объясните, какие ошибки допустил учитель.

Комментарий: Брань – табу для педагога. Иначе он только научит ребенка браниться. Брань вызывает чувство обиды. Ребенок часто смотрит на себя глазами учителя. То, что учитель говорит о ребенке, имеет серьезные последствия. Необходимо выбирать слова, средства и приемы. Преступление и наказание – вовсе не антонимы. Напротив, одно порождает другое и даже усиливает наказание. Наказание не предотвращает провинности детей, а просто заставляет их быть осмотрительнее. Было бы лучше, если бы учитель поддержала положительную самооценку ученицы. Она могла бы сказать: «Спасибо тебе за то, что ты рассказала мне о своем внимательном отношении к учебе. Я, возможно, слишком поторопилась оценивать твои способности». Эти слова сохранили бы мир и пробудили энтузиазм ребенка. Еще одна ошибка учителя: нужно говорить о ситуации, но не о личности и ее характере – вот основной принцип взаимоотношений.

Ситуация 3. Шел сильный снег. Несколько детей смотрели на падающий снег через расписанные морозом стекла. Учитель разозлился: ―Что случилось? Вы что, никогда снег не видели? Вам все равно, что делать, лишь бы не заниматься. Если вы не перестанете смотреть, я вас выгоню. Последнее предупреждение! Вам понятно?‖

К чему может привести злость учителя? Как лучше поступить?

Комментарий: Не нужно подавлять любознательность детей. И помните:

поэзия победит любую прозу жизни. Наслаждайтесь красотой природы вместе с детьми! 

Ситуация 4. Леня опоздал на занятия. Учитель спросил: ―Почему ты задержался на этот раз? ‖Лѐня рассказал забавную историю, как он встретился с человеком, который был выше Статуи Свободы. На что учитель ответил: ―Я не верю ни одному твоему слову. А опоздал ты, потому что лень было вовремя подняться. Я слишком хорошо помню твоего брата, он тоже был прирожденным лентяем. Если ты не задумаешься над своим поведением, то плохо кончишь‖. Какие принципы нарушил учитель? Как можно было поступить?

Комментарий: В течение какой-то минуты педагог умудрился нарушить несколько принципов, на которых основана методика успешного общения. Он успел навесить на мальчика ярлык, высказать свое недоверие и пристыдить в присутствии товарищей. Он задел честолюбие ребенка и честь его семьи, высказал мрачные предостережения насчет будущей жизни мальчика.

7. Заключительное слово заведующего районным методическим кабинетом. Наказы наставников, вручение памяток «Советы молодому учителю».  

НАКАЗ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ 

Если вышел ты в этот путь, Преисполнились мечтой высокой! Добрым, смелым и твердым будь, Честным рыцарем — без упрека. За открытые правде сердца

На не легкой земной орбите Будь всегда в строю — до конца, Если имя твое – Учитель!

Вы – учитель! Это очень гордое и высокое звание. Работайте так, чтобы дети ценили и уважали вас. Учите своих детей честности, справедливости, добру.

Помните! Ученик – это факел, который нужно зажечь, в каждом ребенке есть свои колокольчики, и если их затронуть — они заговорят. Пусть в вашей жизни будет больше зажженных факелов и нежно звенящих колокольчиков!  

Вставайте рано, вместе с солнышком, ведь самые лучшие и творческие мысли приходят к человеку на восходе солнца. А творчество — это лучший друг учителя.

Мы все желаем вам, талантливых и остроумных учеников!

Все эти и другие полезные советы внесены в наказ на всю оставшуюся жизнь, которые мы Вам вручаем. Не сомневайтесь, у вас всѐ получится. У них это получилось /показывает в сторону учителей-наставников/, и у вас получится.

Помните! Ученик, это не сосуд который нужно заполнить, а факел, который необходимо зажечь! В каждом ребенке есть свои колокольчики, и если их затронуть, то они заговорят. Я желаю, чтобы у вас было как можно больше зажженных факелов и нежно звенящих колокольчиков.

Школа – это прежде всего учитель. Ваша учительская деятельность только началась. Хочется, чтобы вы были оптимистами, чтобы у вас не пропало желание работать. Не изменяйте себе и другим. Всегда помните, что человек оставляет себя, прежде всего в человеке. В этом наше бессмертие. В этом высшее счастье и смысл жизни.

Кипят жаркие споры о школе. Какой ей быть, школе? Чем она несовершенна? Что ей мешает? Много еще не решенных проблем и вопросов, тысячи не разгаданных тайн хранит в себе школа, без вас, без вашей молодости, смелости, энтузиазма, они не будут разгаданы. Школа ждет ваших идей, дел, решений.  

Полѐт начинается с желания летать. Я хочу, чтобы у вас было желание идти на урок, встречаться с детьми, чтобы время, ограниченное двумя школьными звонками пролетало для ребят как одно мгновение, чтобы оно приносило детям радость.  

Уважаемые коллеги! Я всей душой желаю вам такой жизни, чтобы каждое утро по школьному звонку вы входили в класс навстречу детям, их улыбкам, их распахнутым душам. И чтобы слова «добрый день»,

«здравствуйте, дети» звучали как музыка, как самый главный и важный аккорд вашей жизни. Пусть школа станет для вас родным домом, а дети самым святым, что есть на свете.  

Хочу я сказать вам, мои дорогие,

Сейчас вы стоите в начале пути

Такие красивые и молодые, Дай Бог его твердо и мудро пройти.

Учитель подобен актеру на сцене:

Как ни было б плохо на сердце у вас, Поплачьте украдкою на перемене, А к детям идите с улыбкою в класс. Не все будет гладко на этой дороге, Не падайте духом, идите вперед!

Кто сердцем открыт, не живет без тревоги, К успеху надежда и вера ведет.

Хороших минут будет тоже немало,

И счастье тебе через годы сказать, Что если бы жизнь повернуть на начало, Я б снова учителем стала опять!

Желаю успехов, здоровья, удачи, В семье – пониманья, любимыми быть. Желаю решать вам любые задачи,

С коллегами верно и крепко дружить.

Еще мы хотим вам сказать, дорогие,

Лишь только тогда станет счастьем ваш труд, Когда вы добьетесь признанья, и дети Любимым учителем вас назовут.  

 Счастливого вам пути в учителя!

ПРИЛОЖЕНИЕ 

Тест «Выявление тенденций к стилям педагогического общения»

Просматривая каждый из вопросов теста, отмечайте символом «+», если можете с ними согласиться, и символом » -«, если даете отрицательный ответ. От степени объективности ответов зависти и степень достоверности результатов тестирования.

  1. Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке урока даже по неоднократно пройденной теме?
  2. Предпочитаете ли вы логику изложения эмоциональному рассказу? 3. Волнуетесь ли вы перед тем, как оказаться лицом к лицу с классом?
  1. Предпочитаете ли вы во время объяснения учебного материала находиться за учительским столом (на кафедре)?
  2. Часто ли вы используете методические приемы, которые успешно применялись вами ранее и давали положительные результаты?
  3. Придерживаетесь ли вы заранее спланированной схемы урока?
  4. Часто ли вы по ходу урока включаете в него только что пришедшие в голову примеры, иллюстрируете сказанное свежим случаем, свидетелем которого были сами?
  5. Вовлекаете ли вы в обсуждение темы урока учащихся?
  6. Стремитесь ли вы рассказать как можно больше по теме, невзирая на лица слушателей?
  7. Часто ли удается вам удачно пошутить в ходе урока?
  8. Предпочитаете ли вы вести объяснение учебного материала, не отрываясь от своих записей (конспектов)?
  9. Выводит ли вас из равновесия непредвиденная реакция аудитории (шум, гул, оживление и т.п.) среди учащихся?
  10. Нуждаетесь ли вы в достаточно длительном времени (5-8 мин.), чтобы установить нарушенный контакт и вновь привлечь к себе внимание учащихся?
  11. Повышаете ли вы голос, делаете ли паузу, если почувствуете невнимание к себе со стороны учащихся во время урока?
  12. Стремитесь ли вы, задав полемический вопрос, самостоятельно на него ответить?
  13. Предпочитаете ли, чтобы вам по ходу объяснения учебного материала задавали вопросы учащиеся?
  14. Во время урока забываете ли вы о том, кто вас слушает?
  15. Есть ли у вас привычка выбирать среди учащихся в классе два-три лица и следить за их эмоциональными реакциями?
  16. Выбивают ли вас из колеи скептические ухмылки уч-ся?
  17. Замечаете ли вы во время урока изменения в настроении учащихся?
  18. Поощряете ли вы учащихся вступать в диалог с вами во время объяснения темы урока?
  19. Отвечаете ли вы сразу же на реплики учащихся?
  20. Используете ли вы одни и те же жесты для подкрепления своих фраз независимо от ситуации?
  21. Увлекаетесь ли вы монологом настолько, что вам не хватает отведенного по плану урока времени?
  22. Чувствуете ли вы себя после уроков настолько устало, что не в состоянии повторить их в этот же день (во вторую смену)?

Подсчитайте число совпадений плюсов и минусов в соответствии с приведенным ниже ключом и определите свою тенденцию. Если общая сумма совпадений составит 80% от всех пунктов по одной модели общения, можете считать выявленную склонность стойкой.

Ключ теста

__№вопросов

Модели общения

Да «+»

Нет «-»

Дикторская «Монблан»

4, 6, 11, 15, 17, 23

1,7,8,9,12,13,14,16,18,19, 20,21,22,24.

Неконтактная «Китайская стена»

9, 11, 13, 14, 15.

1,7,8,12,16,18,19,20, 21.

Дифференцированное внимание «Локатор»

10, 14, 18, 20, 21.

2, 4, 6, 13, 15, 17, 23.

Гипорефлексивная «Тетерев»

9, 11, 15, 17, 23, 24.

8, 12, 16, 19, 20, 21, 22.

Гиперрефлексивная «Гамлет»

3,12,14,18,19,20,22,25.

2, 5, 6, 11, 13, 23.

Негибкого реагирования «Робот»

1, 2, 5, 6, 13, 15, 23.

7,8,9,11,16,21,24.

Авторитарная «Я — сам(а)»

5, 10, 14, 15, 18, 24.

2, 8, 16, 21.

Активного взаимодействия «Союз»

7, 8, 10, 16, 20, 21, 22.

1, 2, 4, 5, 6, 11, 13, 15, 17, 23.

ПАМЯТКА

СОВЕТЫ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ ПО ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ

  • Вчитайся в раздел программы.
  • Изучи научный материал для данного урока, проштудируй учебник по данному уроку.
  • Представь мысленно конкретно коллектив класса, сумей каждого ученика увидеть отдельно, как личность.
  • Сформулируй для себя цель урока: что бы ты хотел добиться в ходе урока.
  • Выбери для данного урока наиболее результативный прием.
  • Мысленно составь общую конструкцию урока.
  • Зафиксируй все продуманное в плане — конспекте урока.
  • Повтори про себя или шепотом все узловые моменты урока и ответь на вопрос «Ты готов к уроку?». Это не считай зубрежкой, т.к. этим ты обретешь свободу в изложении материала.
  • Приди в кабинет пораньше.
  • Продумай: все ли готово? Красиво ли в кабинете? ТСО? Наглядность?  Выйдите из кабинета. В кабинет войдите только после звонка, последним.
  • Добивайтесь, чтобы все вас приветствовали организованно.
  • Осмотрите класс. Взглядом молча одарите недисциплинированных.
  • Пусть ученики видят красоту начала урока. Начинайте урок доброжелательно.
  • Не перелистывайте журнал. Для этого найдете время потом.
  • Приучите учеников подавать рапорт.
  • Урок начинайте энергично и не задавайте вопрос «Кто не сделал ДЗ?» чтобы не приучать к разгильдяйству.
  • Увлекайте класс темпом и содержанием урока, а слабым помогите поверить в свои силы. Класс держите, как бы на ладони, тунеядцев заставьте работать, а не ставьте «3».
  • Когда мотивируете оценку, придайте интонации заинтересованный и деловой характер.
  • Урок заканчивайте со звонком.
  • Налаживайте дисциплину сами. Помните, налаживание дисциплины ваше личное дело, единственная область, где никто не может помочь. Обратитесь за помощью к классу, ибо с нарушителем, которого класс не поддерживает, легче справиться.
  • Не допускайте конфликта с классом или группой, если конфликт возник, не затягивайте его. Если есть сомнения, разрешайте его в пользу ученика.

КОГДА ИДЕТЕ НА УРОК

  • Будьте доброжелательны.
  • Удивляйтесь, будьте артистом.
  • Всегда думайте, что идете к умным людям.
  • Будьте внимательны к каждому ученику.
  • Не критикуйте ученика, а воодушевляйте его.
  • Не спрашивайте того, чего вы сами не знаете.
  • Не вкладывайте всего, что знаете, а оставляйте кое-что в тайне.
  • Давайте ученику время на размышление.
  • Запомните, что трудно то, что интересно, а не то, что действительно трудно.
  • Учитывайте, что на уроке ребенок устает, изменяйте ритм, голос, делайте паузы для отдыха.
  • Умейте находить в ученике союзника, а не исполнителя приказа.

Памятка

Педагогическое общение

Педагогическое общение – целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Кроме         обычных         функций,         специфика         педагогического         общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач.         Индивидуально-типологические         особенности         взаимодействия педагога с обучаемыми определяют стиль педагогического общения. Стили общения

  1. Совместное творчество.
  2. Дружеское расположение.
  3. Заигрывание.
  4. Устрашение.
  5. Дистанция.
  6. Менторский стиль.

Модели педагогического общения

  1. Дикторская «Монблан»
  2. Неконтактная «Китайская стена»
  3. Дифференцированное внимание «Локатор»
  4. Гипорефлексивная «Тетерев»
  5. Гиперрефлексивная «Гамлет»
  6. Негибкого реагирования «Робот»
  7. Авторитарная «Я — сам(а)»
  8. Активного взаимодействия «Союз»

БУДЬТЕ СПРАВЕДЛИВЫМ УЧИТЕЛЕМ! 

Цель проведения: подготовка к итоговому педсовету, повышение
уровня управленческой, культуры и компетентности руководителей
методических объединений.

Задачи заседания:

  • выявить соответствие задач, решаемых
    методическими объединениями и задач,
    поставленных перед всем коллективом;
    проанализировать работу методических
    объединений за учебный год в соответствии с
    требованиями, выдвинутыми программой развития
    школы;
  • выявить соответствие или несоответствие форм
    организации работы методических объединений
    запросам и интересам педагогов;
  • выявить роль и значение методического совета в
    структуре школы;
  • наметить пути повышения эффективности
    методической работы;
  • сформулировать цели и задачи методической
    работы на следующий год.

Форма проведения – ролевая игра
«Экспертиза».

Участники игры: члены методического
совета, руководители методических объединений,
педагоги.

Роли и их функции:

  • Технолог – готовит (заранее) для экспертов
    технологические карты и формирует экспертные
    группы, следит за ходом игры, получает во время
    игры готовый «продукт» (решение совета), сдает
    его «заказчику» (в данном случае это может быть
    аналитик).
  • Эксперты – проводят экспертизу по предложенной
    технологической карте (программе экспертизы),
    выявляют результат, проводят экспресс-опрос в
    группе поддержки по листу опроса, оценивают
    качество предоставленных им материалов,
    выявляют уровень состояния методической службы
    школы.
  • Группа поддержки – участвуют в оформлении,
    анкетировании и опросе.
  • Психолог – организует рефлексию участников с
    целью самооценки достижений в ходе игры.
  • Аналитик – ведет и анализирует ход заседания,
    сообщает о его соответствии цели и поставленным
    задачам.

Регламент заседания:

1 этап – постановка целей и задач,
распределение ролей- 5 мин.

-знакомство каждой команды со своими функциями
5 мин.

2 этап – ход игры по описанию 25 мин.

3 этап – рефлексия участников 10 мин.

4 этап – заключение, принятие решения 5 мин.

Описание игры.

1 этап.

Технолог раздает технологические карты
участникам, ставит задачи. Знакомит с общим ходом
игры, выдает таблички с обозначением заданий.

Группа экспертов: изучают технологическую
карту, договариваются о форме оценки и
представления результата.

Аналитик изучает материалы заранее
проведенной анкеты, готовит проект решения.

Психолог наблюдает за ходом игры, готовит
вопросы для проведения рефлексии.

2 этап.

Эксперты проводят анкетирование или экспресс
опрос в группе поддержки, экспертизу по
предложенной программе и документам,
представленным руководителями МО, представляют
результат, то есть выявленный уровень состояния
методической работы в школе.

Группа поддержки участвует в опросах и
анкетировании или включается в работу экспертов.

Технолог дает консультации по ходу игры.

Психолог проводит наблюдения, оказывает помощь
в работе экспертам.

3 этап.

Психолог проводит рефлексию участников,
например, по таким вопросам:

1. Знакома ли вам предложенная форма работы?

2. Что нового вам было предложено в организации
заседания?

3. Понравилась ли вам такая форма проведения?

4.Смогли ли вы качественно исполнить роль, если
нет, то почему?

5. Помогла ли вам технологическая карта или вы
работали самостоятельно?

6. Как вы оцените свой вклад в проведенную
работу?

7. Какие затруднения вы испытывали в процессе
проведения экспертизы?

После опроса психолог делает вывод о степени
самостоятельности участников в работе, роли
технолога и умении участников оценить себя в
деятельности.

4 этап.

Аналитик во время проведения рефлексии
занимался обобщением выводов экспертов и
готовил проект решения. Он оглашает проект и
просит участников внести коррективы и
проголосовать.

Для проведения необходимо приготовить плакат
со структурой методической службы, таблички с
названиями групп, краткое описание обязанностей,
рекомендации для проведения экспертизы
(технологическую карту), макет аналитической
записки.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендации для организации и проведения
экспертизы

I. Краткий справочный материал

Экспертиза – целенаправленная
деятельность по выявлению состояния, уровня
развития, причин, обусловивших данное состояние,
и условий для дальнейшего развития состояния
системы.

Методы проведения экспертизы:

1. Морфологический – по нескольким показателям
одновременно.

2. Монологический – по одному показателю в
течение длительного времени.

3. Групповой – несколькими экспертами
одновременно с выведением средней оценки.

4. Индивидуальный – одним экспертом.

5. Статистический — набором информации,
организованной определенным способом с
применением математических операций.

6. Комбинированный – составленный из
нескольких методов.

II. Программа проведения экспертной
оценки деятельности методических объединений
педагогов

Цель: подготовить материалы для
итогового педсовета.

Задачи:

1. Выявить соответствие или несоответствие
задач, решаемых методическими объединениями и
задач, поставленных перед коллективом в
образовательной программе и сформулированных в
решениях педагогических советов.

2. Выявить соответствие или несоответствие форм
организации работы в методических объединениях
запросам и интересам педагогов.

3. Выявить роль и значение методического совета
в структуре работы школы.

Материалы и документы, необходимые для
проведения:

образовательная программа школы, положения о
методическом совете и методических
объединениях, приказы об организации
методической службы, выписки из решений
педагогических советов, аналитические записки о
деятельности методических объединений, данные
социологических исследований, проведенных
заранее, планы, книги учета проделанной работы,
протоколы заседаний методических объединений,
материалы с посещенных уроков и внеклассных
мероприятий, другие документы.

Рекомендуемая шкала оценок.

0-2 балла – несоответствие, отсутствие признака,
недостаточность его проявления

3-4 балла – слабое проявление признака,
показателя

5-6 баллов – достаточное проявление признака,
показателя

7-8 баллов — высокий уровень проявления признака, показателя

9-10 баллов – полное соответствие

Примерный перечень показателей.

1. Соответствие задач, выдвинутых МО,
стратегическим задачам, школы (из сравнения задач
программы и МО).

2. Соответствие планов МО поставленным задачам.

3. Реализация планов (из сравнения планов и
отчетов).

4. Соответствие форм работы запросам педагогов.

5. Соответствие направлений работы МО
стратегическим целям школы.

6. Выполнение управленческой функции
методическими службами школы (распоряжения,
решения).

7. Выполнение методическими объединениями
организационной функции (проведение обучения,
проведение открытых мероприятий).

8. Выполнение коррекционной функции (посещение
уроков, разработка рекомендаций)

9. Выполнение контрольно-аналитической функции
(анализ уроков, внеклассных мероприятий, работы
за предыдущий период).

III. Макет аналитической записки по
результатам экспертизы.

Аналитическая записка, составленная по
результатам деятельности МО_(указать
какого)_____________.

Экспертная группа в составе:

1. _____________________________________

2.  _____________________________________

3.  _____________________________________

провела анализ деятельности МО____________________
методом ________________________.

В результате установлено, что уровень
результатов деятельности можно признать ___________.

Данный вывод основан на оценках по показателям,
указанным в таблице и рейтинговому баллу ________,
что соответствует данному уровню по ______балльной
шкале оценок, принятой экспертами.

В ходе экспертизы выяснено, что проявилось
несоответствие (какое и в чем), низкие оценки
получились по показателям (указать каким),
выявилось противоречие между (указать между чем)
и т.д.

Причинами этого можно считать следующее:
_________________________________________.

Для устранения обозначенных причин необходимо
выполнить следующее:

_______________________________________________________________________(указать
ряд условий, которые могут обеспечить более
полную реализацию признака).

Следует отметить ряд положительных моментов
____________________________________.

Продолжить работу по совершенствованию
________________________________________.

Руководитель экспертной группы:
(Ф.И.О.)

Члены экспертной группы: (Ф.И.О.)

Дата проведения

АНКЕТА

Уважаемые коллеги! Для изучения отношения
педагогов к осуществлению
личностно-ориентированного подхода в
образовательном пространстве школы ответьте,
пожалуйста, на следующие вопросы.

1. Изучены ли Вами основные принципы, лежащие в
основе построения личностно-ориентированных
технологий в образовании?

2. Стали ли эти идеи и подходы для Вас значимыми?

3. Проведена ли Вами диагностика личного опыта
ученика, осмыслена ли значимость того, через что
Вы воздействуете на ученика?

4. Определены ли Вами средства для развития
способностей учеников?

5. Владеете ли Вы методикой проведения
диагностических процедур и приемами
отслеживания результатов?

6. Чего больше всего не хватает Вам в работе:
знаний, технических средств, времени или еще
чего-то? (дополните).

7. Ранжируйте следующие утверждения:

Для успешной работы педагог должен быть не
просто знающим теорию человеком, а

  • Честным и добросовестным
  • Добрым и отзывчивым
  • Управляющим деятельностью своих учеников
  • Знающим, как передать ученикам свои знания
  • Умеющим найти такие ключи к ученику, которые бы
    включили его в процесс обучения, заставили
    самообразовываться

8. Что бы вам хотелось изменить в школе:

  • Упразднить кабинетную систему
  • Заменить 5-балльную систему оценки на 12-балльную
  • Перейти на технологию модульного обучения
  • Создать какие-либо новые организационные
    структуры или возродить старые
  • Изменить что-либо в деятельности структур
    (конкретно каких)

9. Что бы вам хотелось изменить в деятельности
методических объединений школы?

  • Ничего, просто выполнять намеченное
  • Больше изучать теоретических вопросов
  • Больше проводить открытых уроков
  • Организовать конкурс «Учитель года»
  • Стало скучно, пора что-то менять
  • Организовать систематическую учебу по типу
    курсовой переподготовки
  • Включить вопросы по психологии в план работы
  • Нужны какие-нибудь новые формы работы, например,
    клубная межпредметная работа
  • Давайте не будем объединяться, лучше отвечать
    самому за себя

10. Нужен ли школе методический совет и в чем его
роль?

  • Для направления деятельности методических
    объединений
  • Для проведения экспертизы нововведений
  • Для выработки решений, связанных с развитием
    школы
  • Для диагностики состояния педагогической
    системы
  • Для обеспечения учебно-воспитательного
    процесса
  • Для пропаганды новых педагогических идей
  • Для _________________________________ (дополнить)
  • Не нужен

СПАСИБО!

Рекомендации по обработке анкетных
данных

Цель анкетирования:

1. Определение состояния педагогической
системы по освоению теории и практики личностно-
ориентированного образования.

2. Рефлексия собственной деятельности.

3. Внесение предложений к решению методического
и педагогического совета.

Блок 1.

На основании вопросов 1-7 выявляется уровень
осознания педагогами того, что ученик является
субъектом образовательной системы.

Ответы на вопрос 6-й позволяют выявить причину
того, что мешает педагогу в работе по освоению
личностно-ориентированных технологий, а 7-й
вопрос определяет приоритеты педагогов в
построении собственной деятельности и в
организации взаимодействия с учащимися в
педагогическом процессе.

Если большинство (70-80%) ставят на первое место
ответы под № 6, 4 и подобные им (из 7 вопроса), то —
выводы: учителя признают учеников субъектами
образовательной системы, то есть изучили его
возможности и способности и на этой основе
строят свою деятельность.

Если ответов меньше 70%, то эта задача
по-прежнему актуальна для коллектива и остается
на следующий период работы.

Блок 2.

Вопрос 8-й помогает выявить отношение педагогов
к новшествам, то есть степень консерватизма
педколлектива. Если 50% и более педагогов вносят
предложение ничего не изменять, то коллектив
консервативен. Если этих ответов нет — коллектив
готов к любым новшествам (необходимо привести
примеры предложений педагогов и рекомендовать
их для решения педсовета).

Ответы на 9 вопрос позволяют определить:
устраивает ли педагогов организация
деятельности методических объединений.

Если 80 – 90% выбрали ответ 1, то ничего менять не
надо. Если ответы разные, то ранжировать их и
выбрать то, что можно вынести для обсуждения
методического совета.

Ответ на 10-й вопрос позволяет сделать вывод о
целесообразности пребывания методического
совета в структуре школы и его роли. Если 75% или
более отвечают «да», то внести предложение
«оставить», а если меньше – то «упразднить».

Сценарий проведения методической конференции за 2018-2019 учебный год

«ТРАДИЦИИ И ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ »

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Для школы стало доброй традицией подводить итоги методической работы за учебный год.

Согласитесь, что методическая конференция – завершающий этап полного цикла методической работы школы.

Тема конференции за 2018-2019 учебный год «ТРАДИЦИИ И ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ ».

Сегодня мы увидим, чем живет и дышит каждое методическое объединение, как устроена система работы, каких результатов достигли наши коллеги, и какие педагогические находки у них есть.

ВЕДУЩИЙ Уважаемые коллеги, объясняю, как будет проходить наше заседание. В ПОВЕСТКЕ КОНФЕРЕНЦИИ НЕСКОЛЬКО КЛЮЧЕВЫХ БЛОКОВ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

  • ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

  • ОТКРЫТЫЕ УРОКИ

  • ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

  • ПРОВЕДЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ НЕДЕЛЬ, КОНКУРСОВ, ОИМПИАД, ПРОЕКТАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Давайте начнем работу.

Музыка бодрая заходит (ФИО)

Сценка

Учитель был и будет основным ресурсом образования. В нашей школе 48 педагогов. Работа которых организована в методических объединениях.

Представление МО.

Под руководством (ФИО) работает МО учителей начальных классов.

………………………

Вывод: таким образом, наш коллектив ………

Эпиграф: Повсюду ценность школы равняется ценности её учителя.
А. Дистверг

В нашей школе преобладает стаж – т.е. опыт,

Высокий профессионализм – т.е. мастерство.

Жаль, что и опыт и мастерство принимать немного желающих.

Каждый учитель ценен в коллективе. И не стоит одиноким деревом.

Очень важно и ваше настроение.

Попробуем узнать какое оно у вас сейчас.

Настроение (Дерево)

  1. Тренинг «Дерево достижений».

Обратите внимание на наше одинокое дерево. Я попрошу вас взять листочек такого цвета, который соответствует вашему настроению сейчас и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

Тех, кто выбрал зеленый лист, хотят быть успешными на сегодняшнем заседании.

Те, кто выбрал розовый, — желают общаться.

сиреневый — планируют быть активными.

Выбравшие голубые — будут настойчивы, будут активно отстаивать свою точку зрения.

Яркость и красота нашего дерева позволяет сделать вывод, что все коллеги в прекрасном настроении, настроены на работу.

На СТОЛАХ не случайно РАЗЛОЖЕНЫ ЧАСТИ ЦВЕТКА. КОТОРЫЙ СОБЕРЕТСЯ В ХОДЕ ЗАСЕДАНИЯ. КАК ВЫ ЕГО РАСКРАСИТЕ, ЗАВИСИТ ОТ ВАС, ОТ ТОГО КАК ВЫ ОЦЕНИТЕ РАБОТУ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ по блокам.

И так, первый блок.

Курсовая подготовка

Обучение по ОВЗ обязательно для всех!

Я прошу участников заседания взять лепесток цвета. Который соответствует следующим критериям и оценить эффективность работы мо по рассмотренному вопросу. прошу прикрепить ваши лепестки к середине цветка.

  1. Открытые уроков.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Задумаемся, уважаемые коллеги, над следующими цифрами: учитель за свою жизнь дает более 25 тысяч уроков, ученик посещает более 10 тысяч уроков. Все самое важное для ученика совершается на уроке.

Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке.

Послушаем руководителей МО о проведении открытых уроков

Я прошу участников заседания взять лепесток цвета. Который соответствует следующим критериям и оценить эффективность работы мо по рассмотренному вопросу. прошу прикрепить ваши лепестки к середине цветка.

К сожалению, при столь достойном кадровом составе, учителя неохотно приглашают к себе на урок коллег.

Давайте спросим, почему?

Экспресс-диагностика.

Нагрузка

Низкая мотивация и т.д.

В арсенале учителей методы, подходы, приемы. Но нес тоит педагогическая наука на месте, проявляют и творческую активность учителя.

Нам предстоит подготовить и провести педагогический семинар. Какими технологиями поделитесь. Есть ли находки.

Следующий блок. Применение современных образовательных технологий.

  1. Анализ применения современных технологий

………………….

Продолжаем собирать цветок. Я прошу участников заседания взять лепесток цвета. Который соответствует следующим критериям и оценить эффективность работы мо по рассмотренному вопросу. Прошу прикрепить ваши лепестки к середине цветка.

  1. Следующий блок. Внеклассная работа по предмету. Предметные недели.

Продолжаем собирать цветок. Я прошу участников заседания взять лепесток цвета. Который соответствует следующим критериям и оценить эффективность работы мо по рассмотренному вопросу. Прошу прикрепить ваши лепестки к середине цветка.

  1. Анализ внеклассной работы. Предметные конкурсы и олипиады.

Продолжаем собирать цветок. Я прошу участников заседания взять лепесток цвета. Который соответствует следующим критериям и оценить эффективность работы мо по рассмотренному вопросу. Прошу прикрепить ваши лепестки к середине цветка.

(ФИО) сценка. 2.Удивительный этот дом – школа. Здесь все перемешалось: детство и зрелость, наука и искусство, мечты и реальность. Школа живет своей, особой жизнью, и люди, однажды пришедшие сюда по зову сердца, никогда не покинут этот кишащий страстями дом.

Перемешаем и содержание нашей конференции.

Вашему вниманию представляем моно-сценку. «Воспитание по телефону»

Моно-сценка «Воспитание по телефону». (В роли учительницы – ученица старших классов.)

      Ведущий:  День первый. К школьному телефону на перемене подходит учительница. 

      Учительница: (в трубку) Алло, сынок, это я, мама. Из школы звоню. Я немножко задержусь, у нас педсовет. Так что вы уж там с папой как-нибудь сами, без меня. Да, уроки выучил? А что задали? Палочки? Ну, молодец! И еще овальчики! Ну, ты хорошие овальчики нарисуй, овальные. Целую, пока! (Уходит.)

      Ведущий:  День второй.

      Учительница: (в трубку) Алло, сынок, это я, мама. Сегодня я немножко задержусь – у меня собрание, передай папе. Он телевизор смотрит? Ну ладно, пока. (Уходит.)

      Ведущий:  День третий.

      Учительница: (в трубку) Алло, это я, сынок. Я немножко задержусь в школе. Вы покушали? Как нечего? А макароны? Кончились? Ну, тогда поешьте кашку.… Еще вчера съели? Тогда скажи папе, пусть поищет на полочке сухарики. Кипяточком их размочит… Целую вас. (Уходит.)

      Ведущий:   День…надцатый.

      Учительница: (подходит к телефону, набирает номер) Алло, это я, сынок, твоя мама. Из школы звоню. Ты уроки сделал? Биологию учишь? Какая тема? Перепончатокрылые? Надо привести примеры? Да, господи, эти, как их, птеродактили! Уже вымерли? Бедные…. Ты у папы спроси – он все знает. Ну, пока! (Уходит.)

      Ведущий:   Прошло несколько лет.

      Учительница:Алло, сынок! Ну, как у тебя дела? Уроки выучил? Как не задали? Вообще не задают? Как это так? Что? Сессия на носу? Так ты уже в институте учишься? А в каком, сынок?…(Уходит.)

      Ведущий:  Прошло много лет.

      Учительница: Алло, сынок, ну как твои дела? Не сынок? А кто же? Ах, внучек! Ой, внучек, ты уж прости свою бабушку, совсем я замоталась в школе, столько дел, столько дел, а время летит….Уроки сделал? А что задали? Палочки? Ну, хорошо! И овальчики? Ну, постарайся, хорошие овальчики нарисуй – овальные…

Жизнь учителя не должна ограничивать школой.

Семья. Для нее должно быть выделено значительное время, чтобы не было больно за прожитые годы….

Роли учителя разные. Определяет их жизнь. У нас большой коллектив. И не все знаем другие стороны жизни своих коллег. Сегодня мы попросили Печерских Э.П. поделиться своим творчеством вне школы.

Спасибо!

Следующий блок Результаты проектной деятельности.

Проектная деятельность побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, сказывается на качестве образовательного процесса и подталкивает к активному взаимодействию учитель-ребенок – родители — организации социальных партнеров. Проектная деятельность формирует у школьников умение планировать, формирует самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной активности.

Заканчиваем собирать цветок. Я прошу участников заседания взять лепесток цвета. Который соответствует следующим критериям и оценить эффективность работы мо по рассмотренному вопросу. Прошу прикрепить ваши лепестки к середине цветка.

Подведем итог. У вас получились прекрасные цветы, окраска которых показывает оценку работы МО.

Слово директору школы.

Награждение самых активных учителей.

Общие выводы. Задачи на новый учебный год

Профессия «учитель» всегда была и остается самой сложной, уважаемой, почетной и благородной, одной из важнейших в обществе. Учитель — это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. От его усилий зависит будущее наших детей, будущее России.

Символичный памятник. Слово (ФИО)

Фотография на память.

Сценарий

методического фестиваля «Педагогические посиделки»

Цель:  подведение итогов методической работы за 2011-2012 уч. г.

Оформление:

Методические бюллетени к открытым урокам.

«Карта эффективности методической работы педагогов».

Столики.

Оборудование:

Листы бумаги, маркеры, ручки, листы А-3, скотч.

Мультимедийная  установка.

Музыкальный центр.

                   Ход фестиваля:

 Ведущий 1: Добрый день!

 Ведущий 2: Здравствуйте!

 Ведущий 1:  На нашем фестивале собрали

Мы гордость школы, школьный свет!

А как,  скажите, вы б назвали

Тех, кто уже достиг побед?!

 Ведущий 2: Тех, кто не просто ходит в школу,

А учит, мыслит и творит?

И кто научные основы,

Престиж России сохранит!

 Ведущий 1:  Кто помогал нам сделать лучше

И веселее в  школе жизнь,

Не оставался равнодушным

И школьный поднимал престиж!

 Ведущий 2:  Сегодня наш последний праздник,

Наш заключительный финал.

Пусть главные грядут итоги,

И к представленьям сделан первый шаг.

И… награждений час настал!

 Ведущий 1:  

Итак, методический фестиваль «Педагогические посиделки» объявляется открытыми.

(Фанфары)

 Ведущий 2: Сегодня мы с вами порадуемся успехам наших коллег, собственным успехам,  успехам наших учеников,  назовем имена тех, кто действительно поднимал престиж школы.

 Ведущий 1: Слово методическим объединениям. (Творческий отчет методических объединений). 

 Ведущий 2: Готовясь к этому мероприятию, мы провели опрос среди педагогов, кого бы из коллег они отнесли к той или иной номинации.

Вот эти номинации: «Золотые руки школы», «Неравнодушные сердца», «Генераторы идей», «Педагоги с активной жизненной позицией», «Надежда школы».

Как были проранжированы  педагоги, узнаем позже.

Ведущий 1: «Только один есть путь, одно средство жить с радостью, это не освещать себе жизнь  внешним светом, а самому быть свечой, светить и гореть». В нашей школе есть педагоги, которые всегда готовы прийти на помощь.  

Педагогами с «Неравнодушными сердцами» коллеги считают Пятину О.О., Богданович Н.Э., Зайченко В.В., Штромбергер Л.Н.

Мы дарим им наши подарки (сердечки).

 Ведущий 2:  Быть впереди, сказать и сделать,

Служить идее, мыслить смело,

Суметь ответственность всю взять

И школьной жизни помогать,

Для каждого стать интересней,

Стать лидером в своем созвездии!

Ведущий 1:

 «Активную жизненную позицию»  занимают Малярова В.Ф., Богданович Н.Э.,  Сердюкова Г.В., Корниенко О.В., Тоторова Н.И., Штейнбрехер А.Г., Штейнбрехер В.Г.,  Николаева И.Н.

В награду  им вымпел с надписью «Только вперед!»

Ведущий 2:  «Генераторами идей» большинство назвали Малярову В.Ф., Цыганкову Л.Г., Николаеву И.Н., Тоторову Н.И., Богданович Н.Э.

Награда – блокнот с ручкой, чтобы записывать новые идеи.

Ведущий 1: «Надежда школы» — Чернова А.В., Корниенко А.И., Маляров В.И., Земерева Т.В., Луцук А.И., Пономарева Л.А.

Ведущий 2: О, спорт, ты – мир!

О, спорт, ты – жизнь,

Путь к долголетию, здоровью!

Спортсменом быть всегда престиж

Дается слава потом, кровью.

Ваш тренировочный процесс

Не знает отдых, непогоду.

Быть впереди, быстрее всех

И забивать точней в ворота.

И наша школа неспроста

Овеяна спортивной славой.

 В этом учебном году учащиеся нашей школы достойно выступили на соревнованиях по шашкам, настольному теннису, волейболу, легкой атлетике. Волю к победе воспитали в детях  Курбатова С.С., Маляров В.И., Тюдишев П.Е.  Награды ждут своих героев (награда – теннисный шарик, шашки, мячик).

  Ведущий 1: А сейчас, уважаемые коллеги, слово достойнейшей из достойных – директору Сердюковой Г.В.

Сердюкова Г.В.:

Уважаемые дамы и господа!  Участники нашей торжественной церемонии!

Мною только что подписан приказ.  С этого момента  вводится  добрая  традиция —  ежегодное вручение местных Нобелевских  премий достойным представителям педагогического коллектива школы-интерната.                                                                                                                                                            Перейдём непосредственно к вручению  премий!

Открывают это событие те, кто  свершил масштабный  шаг вперед в области уничтожения  текущей неуспеваемости или снижения  численности необоснованных пропусков, считающие,  что чем рассеяннее учитель, тем он лучше сеет разумное, доброе, вечное, что молодые педагоги не умеют работать. Зато опытные умеют не работать….  Это заместители директора Пантелеева Т.А., Зайченко В.В.  

Награда вручается Богданович Н.Э. за многотомный труд «Как отремонтировать кабинет за собственные деньги?», за скрытые таланты в области архитектуры и строительства, в поте лица работающей на престиж школы, тайно корректирующей рукописи коллег, которых сама же безжалостно отправляет в республику на экзекуцию под кодовым названием «Семинары, конференции, аттестация». 

Следующая номинация: «Те,  кто сделал  наиболее важное открытие в области начального образования». Премия вручается учителям начальных классов  Корниенко О.В., Ознобкиной Г.В, Бехтерева Л.В., Шварцкопф Л.В.,  Кадачегова Е.П.,  Суворова Г.В. за научную работу «Не так страшна школа, как её рисуют старшеклассники»!  Их девиз: «Если в начальной школе вы не научились складывать маленькие суммы,  то ваш единственный шанс в жизни — оперировать большими!»

Очередной список победителей, теперь из номинации  «Создатели  наиболее выдающихся  произведений физической культуры». Награждается  учитель  физкультуры Курбатова С.С.  за разработку проекта «О, спорт, люблю тебя, но странною любовью».

Премии удостаиваются воспитатели  за многотомный труд «Переходя дорогу, смотрите на машины, а не на светофор. Светофоры ещё никого не сбивали». 

За  вдохновенно написанную работу на тему «Микеланджело и Леонардо – это не только черепашки – ниндзя» поощряется учитель ИЗО Боков Л.Г.

Итак, сейчас прозвучат имена тех, кто наиболее тщательно исполнил долг  в области расширения базы модернизации  общественно — гуманитарной сферы.  Награду заслужили учителя русского языка и литературы Соловьева Татьяна Владимировна, Чернова Антонина Владимировна и Саватеева Екатерина Ивановна  за сотворение романа «Сложносочинённые предложения создают сложноподчиняемых детей».

Награждается учитель истории и обществоведения Маляров Владимир Ильич   за скрупулезную  работу с архивными документами по делу «Когда говорит история, отдельные личности на уроке должны умолкнуть».

Продолжаем нашу церемонию. По мнению компетентных членов местного Нобелевского комитета,  в номинации «Наиболее существенный вклад в изобретение методов активизации  в области  физико – математических наук»  победителями признаны  Земерева Татьяна Викторовна, Барсукова Ольга Васильевна, Колкунова Юлия Вячеславовна   за совместную работу над справочным пособием «Голова плюс шпора рождают Пифагора».

За презентацию пошаговой инструкции «ПОМОГИТЕ!!! Ищу выход из Интернета!»  награждается учитель информатики и по совместительству технологии Свердлов Андрей Геннадьевич.

Награждается Корниенко Александр Иванович  за результативно проведенную серию опытов   «Химия  создает  не только блондинок».

За творческую и кропотливую работу   в области изучения иностранных языков  (немецкого и хакасского),  за  научную  работу  на тему: «Если ученика трудно понять, то это не значит, что ему необходимо сразу ставить «2», а вдруг он говорит с акцентом», заслуженную награду получают Пешкина Людмила Васильевна и Токмашова Лилия Анатольевна.

Премия вручаются Коломиец Елене Дмитриевне, наиболее тщательно проследившей процесс эволюции личности интернатовца и сделавшей  сенсационную находку в деле сплочения  детского коллектива на любви к музыки.

За глобальный, титанический труд, итогом которого стал довольно – таки внушительных размеров фолиант  «Наши дети ходят сонными, потому что в них дремлют таланты», эпиграфом к которому стала уже бессмертная в стенах нашей школы фраза: «Пустите «опозданца» на уроки!», награждается Тоторова Нина Ивановна.

Свой вклад в разработку программы в области уничтожения  или снижения  численности необоснованных пропусков и самовольных уходов, именуемых в народе «побегами»,  внесла Штромбергер Любовь Николаевна (подпольная кличка – соцпедагог).

(Всем награжденным вручаются денежные премии в виде местной валюты «фестивальки»)

Ведущий 2:

Уважаемые коллеги! С этого года вводится традиция открытия памятника, посвященного школьным принадлежностям, испорченным учениками, ли использованными не по назначению. Право открыть такой памятник предоставляется директору Сердюковой Г.В. и авторам Богданович Н.Э. и Дисюк И.С.

Ведущий 1: Мы думаем, что за следующий учебный год наш памятник обрастет новыми экспонатами, хотя этого бы не хотелось.

Ведущий 2:

Ну что ж, исчерпана программа.

Желаем вам побед и дальше,

Наука ведь не терпит фальши.

И коль тобою вложен труд,

Тебя поддержат и поймут!

А школа за всех  нас горда!

Мы  — лучшие! И так держать!

Сценарий открытого заседания МО в форме делового тренинга

Мы предлагаем вам сегодня побыть участниками открытого  расширенного заседания МО учителей русского языка и литературы. Вы сегодня не созерцатели действа, а его участники с аналитическим опытным взглядом на те проблемы, которые мы с вами попытаемся осветить.

Все присутствующие рассаживаются по группам: в кабинете для 5 групп поставлены столы и разложены рабочие материалы. К каждой группе прикреплен учитель лицея. Ведет работу с группами модераторы (их задача — дать проблемные вопросы для обсуждения группам, рассказав о том, как в лицее уже идет работа по развитию читательской компетентности учащихся).

Мы работаем с вами в тяжелое и интересное время: тяжелое от того, что школа сегодня претерпевает массу перемен и работает в условиях материального неблагополучия, когда требования, предъявляемые к её оснащенности, расходятся  с действительными условиями нашей работы, когда слово учителя перестает быть авторитетным, интересное от того, что мы имеем возможность видеть разные поколения молодых мальчишек и девчонок, иметь непосредственное отношение к развитию их души, пусть и частичному, интересное от того, что мы имеем перед собой широчайшие информационные возможности в отличие от возможностей 20-летней давности…

Можно еще много говорить о ХОРОШЕМ и ПЛОХОМ в нашей профессии, но очевидным остается одно: «…если б не было учителя, то и не было б, наверное, ни поэта, ни мыслителя…»

Эти слова Вероники Тушновой как нельзя лучше отражают важность нашей с вами профессии, и именно учителями славится Россия, потому что НАШИ  ученики приносят славу  ей…Время не стоит на месте и вот уже обсуждается стандарт педагога и мы в шаге от его принятия. Стандарт закрепил за учителем необходимость быть КОМПЕТЕНТНЫМ, потому что только компетентный учитель способен воспитать компетентного ученика, принять новые смыслы педагогической деятельности, осознать свою гражданскую миссию и определить стратегию своей успешности.

В.А. Сухомлинский говорил: «Если вы хотите, чтобы ваш коллектив развивался, ведите его на дорогу педагогического развития». И мы сегодня вместе с вами пройдем по дороге педагогического развития.

Наш деловой тренинг начинается. В программе стажировочной площадки было заявлено его направление: Фасилитация как способ формирования инновационной позиции педагога, Именно вашу позицию на проблему сегодняшнего обсуждения мы и попытаемся выработать. (Напоминание о современном термине «фасилитация» есть в тех рабочих листах, которые заготовлены для групп).

Фасилитация (от англ. «facilitate») – облегчать, помогать, процесс оказания помощи группе в выполнении задачи, решении проблемы.

Фасилитация — это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижения группой поставленных целей.

Предлагаю обратиться к значению слова «Сопровождать»

  1. «Сопровождать, — читаем мы в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Ушакова, — значит, идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого»
  2. В словаре В.И.Даля сопровождение трактуется как действие по глаголу «сопровождать, сопутствовать, идти вместе для проводов, провожатым, следовать».
  3. В самом общем значении сопровождение- это встреча двух людей и совместное прохождение общего отрезка пути.

Как эти 3 определения будут связаны с работой нашего МО, почему именно это слово я вынесла, как основополагающее для нашего заседания? (Конечно, это слово подходит к заявленному направлению работы: мы будем сопровождать друг друга при принятии общего решения по вопросу, в образовательном процессе мы так или иначе «сопровождаем» своих коллег, обучающихся, родителей, мы для достижения целей стараемся найти компромиссные решения в прохождении образовательного пути).

А теперь я предлагаю всем обратится к перечню основных направлений в работе любого школьного МО, ознакомьтесь с ними (на слайде) и скажите, какому направлению из них мы посвятим сегодняшнее методическое объединение, исходя из анализа, проведенного со словом и учитывая требования времени к современному учителю?

  1. Обзор и обсуждение новинок методической и педагогической литературы.
  2. Изучение нормативных документов, новых программ и учебников.
  3. Создание условий для продуктивного личностного и профессионального развития педагогов на основе взаимного сотрудничества с целью взаимного дополнения, усиления возможностей и позитивных ролей друг друга.
  4. Разработка планов работы предметных недель, рекомендаций, памяток, наглядных пособий.
  5. Подготовка к конференциям, городским совещаниям, семинарам и т.п.
  6. Отчеты учителей по теме самообразования.

Конечно же, наш деловой тренинг будет направлен на создание условий для продуктивного личностного и профессионального развития педагогов на основе взаимного сотрудничества.

Почему эта функция МО самая важная сегодня?

Имидж системы школьного образования и статус учителя – вот проблемы, которые необходимо решать на разных уровнях. Это вызвано и разновозрастным составом кадров и разной степенью активности учителей, а профессиональный стандарт педагога предъявляет достаточно высокие требования к статусу учителя, его профессионально-методическому уровню подготовленности. Поэтому сотрудничество администрации и педагогов сегодня, реализуемое и через систему предметных МО направлено на создание эффективных, гибких и мобильных средств информационного обмена, выработки общей позиции, общего плана действий, которое может реализоваться через организацию мобильных форм взаимодействия, где в ходе обсуждения принимаются решения. Поэтому наше МО пройдет в форме делового тренинга.

Итак целью делового тренинга сегодня будет анализ одного из направлений обновления системы образования в области русского языка и литературы и обеспечение готовности учителей русского языка и литературы к эффективной педагогической деятельности.

Как вы думаете, с чем связаны обновления, коснувшиеся школьного литературного образования? (Вышла в свет Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ, активная реализация которой предполагается с 2018 г.).

Напомню, что реализация данной программы предусматривается в 3 этапа: I этап (2018 год): проведение комплексных научных исследований, которые позволят получить актуальную информацию и провести научный анализ ситуации в сфере детского и юношеского чтения; определение количественных и качественных уровней владения чтением (компетенций) в каждой из возрастных групп и разработка на этой основе системы классификации читательских компетенций; разработка методических рекомендаций для реализации в 2019 — 2020 годах начальной стадии программы.

II этап (2019 — 2020 годы): определение моделей внедрения разработанных методических рекомендаций; организация внедрения методических рекомендаций в нескольких пилотных регионах и институтах поддержки и развития чтения; анализ полученных результатов.

III этап (2020 — 2026 годы) — реализация программы на территории всей страны и во всех институтах поддержки и развития чтения.

Но на наш взгляд, концепция актуальна сегодня как никогда, по словам президента РАО Л.А Вербицкой «Мы перестали быть читающей страной».

Задачи сегодняшнего заседания обозначены на слайде:

  • Осознание сути Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ
  • Выявление  требований к филологической подготовке учащихся
  • Внедрение в практику работы учителей школ современных форм работы в условиях реализации ФГОС и Концепции программы поддержки детского и юношеского  чтения

Перед вами на столах лежат тезисы, которые я выбрала, как тезисы-руководства, они должны нам помочь определить наиболее оптимальные и рациональные пути воплощения концепции в жизнь с учетом имеющихся проблем, связанных с низким качеством развития читательской компетентности у обучающихся школ в целом. Делать мы это (т.е вырабатывать пути внедрения концепции поддержки детского и юношеского чтения) будем с учетом накопленного  опыта и традиций лицейского гуманитарного образования.

Коллеги, обратимся к рабочим листам и прочтем 2 тезис «Приоритетными задачами программы являются разработка междисциплинарной научно-методической основы развития и поддержки детского и юношеского чтения», т.е что должно поменяться в вариантах работы со школьниками, чтобы сформировать грамотного читателя:

Итак, задачи сегодняшнего заседания МО перед вами на слайде, тезисы концепции в рабочих листах, а я приглашаю к активному разговору о реализации концепции чтения своего коллегу Мальцеву Ю.В, руководителя НОУ «Лицеист».

Рабочие тезисы Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации

     Основная цель программы — повышение статуса чтения, читательской активности и улучшение качества чтения, развитие культурной и читательской компетентности детей и юношества, а также формирование у подрастающего поколения высоких гражданских и духовно-нравственных ориентиров.

     Приоритетными задачами программы является разработка междисциплинарной научно-методической основы развития и поддержки детского и юношеского чтения…

     Программа базируется на дифференцированном возрастном подходе, учитывающем особенности читательского поведения детей дошкольного, младшего школьного и юношеского возраста.

Построение программы основывается на следующих принципах:

принцип учета психолого-педагогических закономерностей и индивидуальных особенностей развития ребенка на разных возрастных этапах (включая как одаренных детей, так и детей с ограниченными возможностями здоровья);

принцип активного участия детей и юношества в реализации программы; принцип доступности, согласно которому все дети России должны иметь возможность читать лучшие детские книги и детскую периодику;

принцип партнерства, межведомственной кооперации и координации усилий, прежде всего сфер образования, культуры, а также средств массовой информации;

— принцип системного подхода.

 Проблемы в сфере детского чтения, овладения грамотной письменной и устной речью  необходимо решать, в том числе и в рамках системы общего образования. В числе первоочередных задач предусматривается совершенствование образовательных программ в области филологии и педагогического образования, системы повышения квалификации педагогических работников

      ….целесообразно вернуться к вопросу о возрождении кафедр детской литературы и библиотечной работы с детьми

    Основными направлениями реализации программы являются: научно-исследовательская и методическая деятельность:

… разработка комплекса методических рекомендаций по приобщению к чтению детей и юношества для организаций социально-культурной инфраструктуры и органов государственной и муниципальной власти;

…популяризация семейного чтения как элемента ответственного родительства с привлечением ведущих печатных и электронных средств массовой информации;

….создание и развитие открытых интернет-сервисов по поддержке семейного чтения; развитие системы консультирования родителей в области детского и юношеского чтения, общедоступных кружков и студий обучения совместному чтению родителей и детей на базе библиотек и учреждений, реализующих воспитательно-образовательные программы.

В рамках направления, касающегося медиасферы, предусматриваются:

— формирование системы продвижения детской литературы в медиасфере,

— … вовлечение интернет-сообщества (через социальные сети) в литературные и читательские акции, ориентированные преимущественно на детей и юношество.

Уважаемые коллеги, какие предложения кажутся вам реально осуществимыми и окажутся действенными в реализации  рассматриваемой Концепции?

На наш взгляд, перечисленные вами формы работы помогут решить практические задачи….(чего), достичь результатов в….(в чем?)

В самом начале нашего разговора я упомянула, что нам с вами сегодня выпала возможность работать в условиях широкого информационного интернет-пространства, и, зная  о том, что наши обучающиеся являются активными пользователями его, мы просто не имеем права не знать его законов и не быть его пользователями.

Так как же можно соединить,  казалось бы, совсем разные понятия «интернет-пользователь» и «грамотный читатель», сблизить их и таким образом попытаться решить проблему  формирования читательской компетентности? я приглашаю к нашему обсуждению учителя русского языка и литературы, руководителя МО учителей русского языка и литературы, создателя собственного сайта для учителей русского языка и литературы http://ruslita.ru/ Колесникову Е.В.

Примерные тезисы (Колесникова Е.В.)

Интернет-пользователь — это тот, кто обращается за информацией в веб-пространство.

Грамотный читатель — это тот же интернет-пользователь, но умеющий осуществлять поиск ресурсов и работать с разными типами информации, владеющий навигационными навыками в потоке информации, имеющий критически осмысливать найденную информацию и отбирать доверительные источники.

Надо уточнить значение ещё двух понятий: компьютерная грамотность и информационная грамотность.

Компьютерная грамотность обозначает умение использовать компьютерные технологии для решения самых разных задач.

Информационная грамотность предполагает умение работать с информацией вообще: в Интернете, в библиотеках, в периодике. Это способность человека осознать потребность в информации, умение эффективно её искать, анализировать и использовать.

В Интернете есть всё, даже если это не было создано в цифровую эпоху. Целые библиотеки оцифровывают свои хранилища, фильмофонды освоили Youtube. Если есть доступ к Сети, можно «набрести» даже на такие специфические вещи, как журнал «Пионер» за 1940 год. Но вот когда нужно найти что-то конкретное, становится понятно, что компьютер с сетью — не готовое решение проблем.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ НАВИГАЦИЮ В ПОИСКЕ НУЖНОГО?

Формируется информационная грамотность не на уроках информатики, а в процессе всего обучения, когда преподаватели дают задания по своим предметам. Получив тему очередного сообщения или проекта, школьник обычно оказывается один на один с интернет-поисковиком, который выдаёт по запросу тысячи страниц с самой разной информацией. И перед юным интернет-пользователем встаёт закономерный вопрос: с чего начать?

  • Сформулировать вопрос, который бы не был слишком широким или слишком узким.
  • Провести поверхностный поиск, чтобы убедиться, что на этих ресурсах действительно есть информация по теме.
  • Если необходимо, переформулировать вопрос.
  • Начать углублённый поиск. При этом анализировать достоверность информации, её обоснованность.
  • Сохранять найденную информацию с указанием источников.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: КАК ОЦЕНИТЬ КАЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ НА ВЕБ-РЕСУРСЕ?

О важности умения критически оценивать информацию должен знать каждый, кто пытается найти в Интернете сведения, от которых напрямую зависят важные решения. Вот пять вопросов, на которые необходимо ответить при чтении любой статьи:

  • Кто её автор и является ли он экспертом?
  • Когда сайт был создан и когда обновлялся? Есть ли дата публикации статьи?
  • Откуда пришла эта информация?

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: КАК ПРОДУКТИВНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВЕБ-РЕСУРС ДЛЯ ПРИОБЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ И ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ К ЧТЕНИЮ ПОСТОЯННОГО ИНТЕРЕСА?

— Чтобы поддержать падающий интерес к познавательной литературе, мы подбираем информативные тексты для диктантов из научно-популярной литературы.

— Поскольку просмотровое чтение постепенно вытесняет аналитическое чтение, мы используем тексты с вопросами после прочтения какой-то его части.

— В разделе «Даты и события» ведём календарь литературных дат с ссылками на материалы о жизни и творчестве писателей.

— В разделе «Любимые писатели» собрано несколько сотен материалов о русских и зарубежных писателях.

— В разделе «Времена года» произведения отсортированы по четырем сезонам.

— Лучшие работы учащихся (сочинения, исследования, проекты, рецензии, очерки) по литературе опубликованы в разделах «Что почитать?» («Читальный зал», «Выбор читателя», «Книги о школе», «Книги моего детства»).

— Привлекаем краеведческий материал: для расширения представлений о жизни и творчестве Е. Носова и К. Воробьева опубликованы статьи сотрудника литмузея Спасской Е.Д.

— О понятиях «книжник», «книгочей» размышляет в своих очерках Борис Тебиев, профессор РГГУ из Москвы.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: КАКИЕ РАЗДЕЛЫ МОЖНО БЫЛО СОЗДАТЬ НА САЙТЕ?

КАКОЙ СЛОГАН ВКЛЮЧИТЬ В ПРОМОРОЛИК АКЦИИ «ЛИТЕРАТУРНЫЙ БАГАЖ»

Выводы:

  • Нужно максимально эффективно использовать интернет для поддержки культуры чтения.
  • Нужно знакомить детей с лучшими новыми произведениями детской литературы, освещать результаты литературных конкурсов для детских писателей.
  • Нужно руководить чтением подростков, предлагать им самим становиться рецензентами книг, обсуждать их в группах по литературным предпочтениям, чтобы сделать этот процесс полезным досуговым времяпрепровождением.
  • Сделать тематические указатели, рекомендации к спискам для чтения по возрастным группам.

В тезисах концепции в ваших рабочих листах есть указание на принципы, на которых должна строится программа поддержки детского чтения, обратитесь к ним. (Зачитываем).

Иными словами: скоординированное взаимодействие всех сфер образовательной жизни школы для достижение необходимого результата. В лицее вот уже 2 год мы поле внеурочной деятельности наших обучающихся разнообразили клубом «Книгочей», ведет который школьный педагог-библиотекарь. Она в нескольких словах обозначит нам сегодня программу своей работы с детьми, а после того как она выступит я попрошу вас, уважаемые коллеги сказать, может каким-то образом усовершенствовать это направление работы, сделать его более продуктивным, помогающим решить задачи обсуждаемой концепции

Библиотекарь (Е.В. Чубарова) рассказывает о клубе «Книгочей», который функционирует в 5-7 кл за счет часов внеурочной деятельности. Ставит перед слушателями вопрос: как привлечь к работе клуба старшеклассников?

Мы сейчас с вами в ходе совместного тренинга обсудили некоторые универсальные варианты междисциплинарного подхода к реализации концепции, а этапе завершения нашей работы я попрошу вас, уважаемые коллеги обратиться к вашему опыту и предложить своим коллегам те формы работы, которые эффективны в  формировании читательской компетентности на уроке. Обсудите их в группах в течение 3-4 минут и презентуйте их нам. А группа Мальцевой Ю.В  подведет итоги делового тренинга и предложит проект решения нашего заседания, выдвинув для реализации в образовательной деятельности лицея те из них, которые коллеги обозначали как наиболее рациональные и эффективные по выполнению положений обсуждаемой Концепции.

(Обсуждение в группах, презентация активных форм урочной деятельности, зачитывание проекта решения).

Я благодарю вас всех за проведенную работу, за ваши идеи. Концепция программы поддержки чтения, кажется, ставит перед общественностью невыполнимую задачу: вернуть России статус читающей страны ( по данным фонда «Общественное мнение» 44% россиян не взяли за год ни одной книги в руки). На мой взгляд, если подойти к этой проблеме системно, цель может быть осуществима. Как? на этот вопрос я отвечу фразой Конфуция: « Успех зависит от предварительной подготовки, без подготовки вас обязательно ждёт провал. Не меняйте невыполнимых целей, меняйте практические шаги…

Мне кажется первые шаги этой подготовки мы сделали, а как кажется Вам?


Материал подготовлен совместно с Шумаковой Т.В., ст. преподавателем кафедры управления развитием образовательных систем ОГБУ ДПО КИРО.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий мероприятия про зимующих птиц
  • Сценарий метод объединения начальных классов
  • Сценарий мероприятия про волонтерство
  • Сценарий мероприятия юбилей мужчине 60 лет
  • Сценарий мероприятия про алтайский край