Сценарий на осенний бал унылая пора очей очарованье

Данный сценарий можно использовать для прооведения осеннего  праздника как в отдельном классе, так и в параллели.  Аудитория - учащиеся 5-8 кл.

Сценарий осеннего праздника  

«Унылая пора…Очей очарованье…» (А.С.Пушкин)

Автор-разработчик – Малюкова Вера Фёдоровна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ № 1 с углублённым изучением отдельных предметов г.Ивантеевки Московской области; классный руководитель *** класса; электронный адрес —  w.malukova@gmail.com

Цели:

— нравственное и эстетическое воспитание школьников посредствам привлечения к активной творческой деятельности;

— воспитание любви к родному краю.

Оформление: осенние цветы, гирлянды из жёлтых листьев, гроздья рябины, на столике в вазе – овощи, фрукты, выставка рисунков на осеннюю тематику, разноцветные шарики.

Плакат «Унылая пора – очей очарованье!» А.С.Пушкин

Учитель. Дорогие ребята! Поздравляю вас с окончанием 1-четверти.  Впереди у вас неделя осенних каникул, а потому вполне естественно, что наше внеклассное мероприятие мы посвятим ОСЕНИ, этому прекрасному времени года. И назовём мы наш классный час словами А.С. Пушкина: Унылая пора! Очей очарованье!

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…  

1-й ведущий. Золотая осень, щедрая осень, дождливая, грустная, холодная осень, «ЛЕДИ ОСЕНЬ с задумчивым взглядом»… По-разному называем это необыкновенно красивое время года.  И какой бы ни была осенняя погода,  родная земля всегда прекрасна!

Народная мудрость гласит: «Осень печальна, а жить весело». Так пусть в  сегодняшний осенний день звучит прекрасная музыка, льётся рекой весёлый смех, а нашему веселью не будет конца!

2-й ведущий.  Итак, мы начинаем!  У нас сегодня 5 команд. Попросим капитана каждой команды представить свой столик. Очерёдность – по жребию!

А сейчас небольшая разминка!   Загадки!!! За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья (Осень).

2. Сам видит и не слышит, ходит, бродит, рыщет, свищет (Ветер).

3. Сидит – зеленеет, падает – желтеет, лежит – чернеет. (Лист)

4. Очень дружные сестрички, ходят в рыженьких беретах. Осень в лес приносят летом (Лисички).

5. Меня просят и ждут, а приду – прячутся (Дождь).

Вопросы-загадки:

1. Кто собирает яблоки спиной? (ёж)

2. В каком лесу нет листьев? (хвойном, зимнем)

3. Кто из животных сушит грибы. (белка)

4. Листья каких деревьев краснеют осенью? (осина, клён)

5. Куда на зиму исчезают лягушки? (впадают в спячку, на дне, в корнях, листьях)

Дополнительный вопрос-загадка  при равном количестве баллов:

У какого зверя в ноябре появляются детеныши? (у зайца, их называют — листопадники)

3-й ведущий. А теперь мы начинаем нашу конкурсную программу.

1 конкурс – литературный. Отгадайте, кто автор этих прекрасных стихотворений об осени. Предлагаются тексты стихотворений и таблички с именами авторов. Ваша задача — приложить к стихотворению нужную табличку.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

1) Славная осень! Здоровый, ядреный воздух

Усталые силы бодрит,

Лёд неокрепший на речке студёной,

Словно как тающий сахар лежит.

Около леса как в мягкой постели,

Выспаться можно – покой и простор!

Листья поблекнуть ещё не успели,

Жёлты и свежи лежат, как ковёр. (Н.Некрасов)

2) Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера. (Ф.Тютчев)

3) Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блестело,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась. (А.Пушкин)

4) Осень. Осыпает весь наш бедный сад,

Листья пожелтевшие по ветру летят,

Лишь вдали красуются там, на дне долин

Кисти ярко-красных вянущих рябин. (Л.Толстой)

5) Не видно птиц. Покорно чахнет

Лес, опустевший и больной.

Грибы сошли, но крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной.  (И.А.Бунин)

1-й ведущий.

«СКУЧЕН ДЕНЬ ДО ВЕЧЕРА, КОГДА ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО» —  именно так называется наш следующий конкурс.

Ваша задача – восстановить перепутанные части пословицы. Если все пословицы восстановлены правильно, команда получает пять баллов! За каждый правильный ответ – 1 балл.

Пословицы для первой команды:

Чтобы рыбку съесть/  да горы копает.

На одном месте лёжа / тому бог подает.

Муравей не велик / надо в воду лезть.

У ленивой пряхи / и камень мхом обрастает.

Кто рано встаёт / и для себя нет рубахи.

 Пословицы для второй команды:

Кончил дело / не вытащишь рыбку из пруда.

Лентяй праздники знает / гуляй смело.

Работа с зубами / а лень портит.

Труд человека кормит / да будни не помнит.

Без труда / а лень с языком.

Пословицы для третьей команды:

Кто пахать не ленится / когда спишь до обеда.

Не спеши языком / оба подставишь – легче справишься.

От трудов праведных / у того и хлеб родится.

Не пеняй на соседа / торопись делом.

В полплеча работа тяжела / не нажить палат каменных.

Пословицы для четвертой команды:

У ленивого, что на дворе / чужая ребром торчит.

На печи лежать / так и не будет скуки.

Понурая коровка / так и хлеба не видать.

Трудовая денежка плотно лежит / то и на столе.

Не сиди сложа руки / много молочка несет.

Пословицы для пятой команды:

 Пчёлка по капельке в улей носит / в лес не убежит.

Без дела жить / да богу и людям угождать.

Работа не волк / только небо коптить.

Под лежачий камень/ и сена много.

Под острую косу / и вода не бежит.

2-й ведущий: А сейчас станет ещё веселее. Ведь конкурс, который мы проведём, называется «ОСЕННЕ-ПЕСЕННЫЙ ВЕНОК».  Этот венок, ребята, вы будете плести до той поры, пока не иссякнет ваш песенный запас.

По очереди каждый столик напевает 1-2 строчки из песни, связанной с осенью. Побеждает команда, исполнившая большее количество песен об осени.

За каждую песню – 1 балл.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОЗМОЖНЫХ ПЕСЕН ДЛЯ КОНКУРСА

1.     «Листья желтые»;

2.     «Вновь дождей пора настала»;

3.     «Старинный вальс. Осенний сон»;

4.     «Клен ты мой опавший»;

5.     «Вальс – бостон»;

6.     «Отговорила роща золотая»;

7.     «Что такое осень?»;

8.     «Осень, осень»;

9.     «Осенний поцелуй»;

10.    «Осторожно, листопад» и т.д.

3-й ведущий: Пришло время капитанам команд продемонстрировать свои интеллектуальные способности. Кто из них самый вдумчивый и сообразительный – покажет следующий конкурс, который так и называется – Конкурс КАПИТАНОВ!  За каждый правильный ответ капитан получает 1 балл. Столик может помочь своему капитана в случае необходимости. Вопросы задаются – по одному.

Вопросы для капитана 1 команды:

1.     Как называется осенний отлёт птиц (миграция).

2.     Время от рассвета до заката (долгота дня).

3.     Стеклянный приют овощей (банка).

4.     Плоды, сваренные в сиропе (варенье).

5.     Результат пчелиного труда (мед, воск).

6.     Чем заканчиваются сентябрь, октябрь и ноябрь (мягким знаком).

7.     Чем питается растение росянка (насекомыми).

Вопросы для капитана 2 команды:

1.     Где возникло искусство выращивания карликовых деревьев (в Японии).

2.     Какой сезон длится с 14 по 20 сентября (Бабье лето).

3.     Вьют ли птицы, улетающие в теплые края, там гнезда (нет).

4.     Как называется горячая пора уборки зерновых (страда, жатва).

5.     С чего начинается осень (с буквы «о»).

6.     Какие лиственные деревья остаются зелеными до поздней осени (тополя).

7.     Что едят зимой еж и медведь (они спят).

Вопросы для капитана 3 команды:

1.     Что остается на поле после жатвы (ничего).

2.     Какие птицы раньше всех улетают на юг (ласточки).

3.     Тотальное заполнение погребов (заготовка).

4.     Цветочная композиция (букет).

5.     Мальчик-луковка (Чиполлино).

6.     Какие птицы могут спать на лету (стрижи).

7.     Какой день считается днём осеннего равноденствия (23 сентября).

Вопросы для капитана 4 команды:

1.     Искусство составления цветочных композиций (Икебана).

2.     Обезвоженные плоды (сухофрукты).

3.     Деревянная «обитель» квашеной капусты (бочка).

4.     Зерновая пудра (мука).

5.     Куда осенью деваются бабочки (прячутся в укромные места или гибнут от холода).

6.     Что изучает наука орнитология (птиц).

7.     Назовите перелетных птиц, которые, чтобы миновать горные хребты, поднимаются на высоту 8 тысяч метров (горные гуси).

Вопросы для капитана 5 команды:

1.     Пчелиный дом (улей).

2.     Дождливая, ветреная погода (циклон).

3.     Композиция из обезвоженных растений (гербарий).

4.     Что о погоде поют герои фильма «Служебный роман» (у природы нет плохой погоды).

5.     Плоды какого ягодного кустарника бывают чёрными, белыми и красными (смородины).

6.   Какое растение является японской родственницей вишни (сакура).

7.    Зимний приют городских ласточек (Африка).

1-й ведущий: Ребята, мы с вами ждали сегодняшнего праздника, готовились к нему. Предлагаем начать наш ОСЕННИЙ концерт!  От каждого столика – по номеру! По десятибалльной шкале оцениваются  артистические способности.

Учитываются оригинальность номера, актёрское мастерство и т.д.

2-й ведущий: А сейчас  самый вкусный конкурс! Команды представляют свои кулинарные шедевры: название блюда, какие дары осени использованы и т.п.

Учитываются оригинальность, эстетические и вкусовые качества изготовленных блюд. Максимальный балл – 10.

Конкурс «Представление кулинарных шедевров».

3-й ведущий: А следующий номер нашей программы —  ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ «ПРИМЕТЫ». Например, я знаю такую примету:

В двадцатых числах сентября начинается уборка лука. Нужно обратить внимание на луковый покров. Много одёжки на луковицах – быть зиме холодной.

А сейчас, уважаемые зрители, ваша очередь вспомнить как можно больше разных примет (у каждого зрителя – своя подопечная команда). Каждый балл, заработанный зрителем, — в копилку его команды. Если зрители затрудняются – команды помогают своим зрителям!

v    Если поздней осенью появились комары, значит, зима будет мягкой.

v    Осенью птицы летят низко – к холодной зиме, высоко – к теплой.

v    В осень ночуй, не переезжая реки, весной переезжай, не упуская часа.

v    Если на Семенов день (14 сентября) тёплая погода, то вся зима будет тёплая.

v    Если на Семёнов день дожди идут, значит, вся осень будет дождливой.

v    23 сентября нужно ценить, сколько рябины в лесу: если много, значит, осень будет дождливой, а зима лютой. 23 сентября – день осеннего равноденствия. Лето с зимой встречаются.

v    27 сентября. Воздвиженье. Последний воз хлеба с поля сдвинулся – холода надвинулись.

v    Если 1 октября наблюдается массовый отлет журавлей, то снег ляжет 14 октября.

v    Осенний ледок тонок, да цепок, весенний лёд толст, да прост.

v    Если в первых числах сентября журавли на юг полетели – к ранней зиме.

v    Если на Покров ветер с востока дует – к холодной зиме. Если снег выпадает на Покров – к счастью молодожёнов.

v    4 ноября. Казанская. До Казанской не зима, а с Казанской – не осень.

v    19 ноября. Встретились два друга. Звон морозов да вьюга. Начало ледостава.

v    27 ноября. Филипп – к веткам морозью прилип. Если в этот день пасмурно, к хорошему урожаю.

v    Если злую муху осенью закопать в землю, остальные не будут кусать.

1-й ведущий: И сейчас настало время узнать имя победившей команды.

Жюри оглашает результаты игры. Команде-победительнице – «корзина грибов» — печенье в форме грибочков. Победители вправе поделиться своим призом с друзьями!

Жюри оценивает также участие тех ребят, которые украшали класс, столики, рисовали газеты. Баллы – команде, которую они представляют!

Предоставим слово уважаемому жюри.

2-й ведущий. Ну, а теперь,  друзья, ДИСКОТЕКА! Танцуют ВСЕ!

Войковская общеобразовательная школа IIII ступеней

Амвросиевского района

Донецкой Народной Республики

Осенний бал

«»

Оформление: Осенние цветы, гирлянды из желтого листья, ветки осенних деревьев, гроздья рябины, на столике в вазе – овощи, фрукты, выставка рисунков на осеннюю тематику, разноцветные шарики. На сцене плакат «Унылая пора – очей очарованье!» У дверей – плакат-приглашение «Добро пожаловать на Осенний бал!»

Подготовка:
1. Фантики, фанты. 2. Листочки с номерами участников. 3. Яблоки, картошка, небольшой арбуз, фруктовый напиток. 4. Большой лист.

Вед. 1. Дождь в капюшон напевает мелодию,

Ночь под ногами солирует лужей,

Ветер порывами пишет рапсодию,

Скоро придет настоящая стужа.

Вед. 2. И в ожидании зимних узоров

Осень грустит и листвою играет.

И в предвкушенье волнительных взоров

Нас на осенний свой бал приглашает.

Вед. 1. Добрый вечер, дорогие гости. Сегодня у нас настоящий бал, и все здесь по-настоящему: празднично украшенный зал, строгий дресс — код и, конечно же, волшебная музыка. Ощущение торжества уже присутствует у нас в душе. Все мы с нетерпением ждали этого дня.

Вед. 2. Гроздья рябины и липы наряд, Лишь о прекрасном они говорят! Осень – чудесное время пришло, Листья ветрами вдруг понесло. И зазвучал нежный, медленный вальс… бал открывается в школе для Вас!!!

(звучит полонез, под музыку объявляются пары конкурсантов)

Вед. 1. Встречайте первую пару участников

________________________________________________

Вед.2. _____________________________________________________

Вед. 1 _____________________________________________________

Вед. 2. ____________________________________________________

Вед. 1. _______________________________________________

Поприветствуем наших участников. И прежде чем начать нашу конкурсную программу, разрешите представить наше многоуважаемое жюри.

Вед. 2. Сегодня в судейской коллегии присутствуют почетные гости нашего бала

_____________________________________________________________

Вед. 2. ___________________________________________________________

Вед. 1. ________________________________________________________

Вед. 2. _________________________________________________________

Вед. 1. ________________________________________________________

Вед. 2. Я объявляю первый конкурс. Дефиле (конкурсанты).

Попрошу пары занять свои места. (подождать, пока участники приготовятся к дефиле).

В этом конкурсе наши участники смогут показать не только свой осенний наряд, но и умение красиво двигаться, держаться на сцене.

(дефиле)

Вед. 1. Мы благодарим всех участников дефиле и просим их занять свои места в зале.

(ведущие по очереди объявляют пары, спускающиеся со сцены)

II. Игра «Осенний волейбол» (конкурс для зрителей и гостей)

Между двумя стульями натягивают веревку. Команды становятся на разные стороны. Им выдается равное количество осенних листьев — 15-20 штук. Листья разбрасываются по полу. Задача игроков за 1 мин перебросить свои листья на сторону соперников. Выигрывает та команда, у которой окажется меньше листьев.

III. Музыкальная пауза (_____________________)

Ведущий 2. Браво! Вот это листопад! Просто радует глаз! Всем хороша осень, а особенно урожаем! Предлагаем вашему вниманию гимн огороду — кабачковые частушки. Исполняются частушки.

Ставьте ушки на макушки,

Слушайте внимательно.

Кабачковые частушки

Споем мы замечательно.

 В огороде к дню уборки

Появились чудо-горки.

Это вырос крупный овощ!

Не поднимешь, нужна помощь!

Я гляжу на садик свой:

Там желтеет под листвой

И улегся на бочок

Желтопузый кабачок.

Выхожу я в огород,

Кабачков там целый взвод.

Соберу я их в лукошко,

Пусть поспеют на окошке.

Как на нашей грядке

Выросли ребятки,

Сочные да крупные,

Вот такие круглые!

 В огороде возле речки

Вырастали кабачки,

Прям совсем как поросята.

Только где же пятачки?

Скоро будет у меня

Праздник — день рожденья!

Мама сварит для меня

Из кабачков варенье.

Ох, не охнула я,

Не притопнула я.

Много кабачков я съела,

Да не лопнула я.

Вед. 2. Следующий конкурс «Визитка» (для конкурсантов). В нем каждая пара представит себя. Представление может быть в любом жанре. В этом испытании допускается участие группы поддержки.

Ведущие (представляют участников согласно жребия)

начинают нашу программу Встречаем.

В конце выступления:

Ваши аплодисменты

Давайте поблагодарим

Большое спасибо нашим участникам

Представляем следующих участников Ваши аплодисменты.

Мы ждем с нетерпением выступления _____________ Приветствуем наших участников.

Конкурс продолжается. И мы рады объявить следующих участников. Это_________________ аплодисменты

Очень ждут выхода на сцену следующие наши участники________________________________. Давайте поддержим их аплодисментами

Вед. 1. Мы благодарим всех участников за творческие, оригинальные выступления. Давайте еще раз подарим всем им аплодисменты.

IV. Игра «Препятствия»

Ведущий просит участника выполнить следующие действия:

• пройти по лежащей на полу веревке;

• перешагнуть через часы;

• пролезть под скакалкой, которую держат ведущие;

• обойти вокруг стула.

Затем играющему завязывают глаза и предлагают повторить эти действия. В это время убирают все препятствия и играющий идет по свободному залу. Ребята репликами подзадоривают его.

Вед.2. Мы надеемся, что члены жюри готовы подвести первые итоги. Нет?

Тогда мы продолжаем

Вед. 1.Вальс опадающих листьев

Снова над нами звучит.

Пламя рябиновой кисти

Ярким пурпуром горит.

Вед.2. Мы не хотим расставаться

С осенью нашей сейчас.

Пусть вальсы долго кружатся,

Радуют музыкой нас!

Вед. 1. Следующий конкурс мы посвящаем вальсу, всегда прекрасному и юному.

Ведущие (представляют участников согласно жребия)

Мы приглашаем на нашу сцену первых участников. Встречайте_

В конце выступления:

Ваши аплодисменты

Давайте поблагодарим

Большое спасибо нашим участникам

Представляем следующих участников Ваши аплодисменты.

Мы ждем с нетерпением выступления Приветствуем наших участников.

Конкурс продолжается. И мы рады объявить следующих участников. Это Ваши аплодисменты Очень ждут выхода на сцену следующие наши участники__ ____Давайте поддержим их аплодисментами

Вед. 1. Приглашение с лентами
А сейчас медленный танец. Начнут его пары из участников игры. Приглашаются 6 мальчиков. Выбирайте ленты. А теперь приглашаются 6 девочек. Отдельно мальчики и отдельно девочки берут ленту. Пару в танце будут составлять мальчик и девочка, у которых одна лента. Пары пройдитесь по залу. Танец начинается

В это же время формируются пары из гостей. И вместе с конкурсантами танцуют вальс.

Вед. 2. Большое спасибо всем нашим конкурсантам. А готово ли жюри объявить нам итоги конкурса «Визитка»?

Вед. 1. Благодарим за объявление оценок. А сейчас я прошу выйти сюда тех, кто родился в сентябре, октябре и ноябре. Вам, осенним именинникам, приготовлен подарок.

VI. Поздравление осенних именинников

Вносят черный ящик, делая вид, что он тяжелый.

Ведущий 2. Это сокровище достанется тому, кто угадает, что находится в ящике. Можно задавать любые вопросы, на которые я отвечу «да» или «нет». Обещаю, что вы не разочаруетесь.

Розыгрыш черного ящика. В ящик можно положить кленовый лист, мягкую игрушку, яблоко, кабачок и т. д.

Сентябрь вздохнул внезапно холодком,

Чуть тронул желтизной листву берез,

Но радостен и счастлив этот дом:

Вас аист маме осенью принес…

И в день рожденья воздух свеж и чист,

Прозрачен день, чуть золотеет даль,

Слетел с осины пожелтевший лист,

Прилип к стеклу, как круглая медаль.

Арбузом спелым праздник ваш пропах,

Скатёрки крахмальные шуршат,

А вы с утра сегодня на ногах,

Но почему-то чуть влажнеет взгляд.

Вот поздравленья принимать пора,

Послушать тосты и принять цветы.

Любви и счастья, света и добра,

Здоровья, исполнения мечты!

Ведущий 1: После бала, когда гости расходятся, случается нередко так, что наши слуги находят множество потерянных вещей, так, например, один из королей долго разыскивал девушку, которая потеряла на балу туфельку. Кто знает эту мадемуазель?

Ведущий 2 Мы хотели бы узнать, кому принадлежат другие потерянные вещи.

Конкурс «Литературный фант» для наших конкурсантов. Прошу их выйти на сцену

 • Палочка юного джентльмена, который учился в школе волшебников и бесстрашно сражался с предводителем темных сил (Гарри Потер)

• Этот головной убор принадлежит юной мадемуазель, которая отважно и мужественно повела себя при встрече с грозным хищником (Красная Шапочка)

— Это яблоко погубило прекрасную даму, откусив всего кусочек, она погрузилась в продолжительный сон (Спящая царевна)

• Этот предмет мадмуазель уронила в речку и долго страдала, стараясь его оттуда достать (Мячик Тани. А.Барто).

• Полено пожилого джентльмена, оно должно было сыграть в его жизни решающую роль, из него он вырезал бы сына (Папа Карло).

• А эта маленькая бобовая принадлежит юной мадемуазель, благодаря ей удалось удачно выйти замуж (Принцесса на горошине)

Вед.1. Ну, вот и закончились конкурсные испытания для наших участников. А пока жюри подводит итоги конкурса, предлагаем

VIII. Конкурс «Одень друга» (зрители, гости)

Ведущий. Что-то стало холодать, друзья мои! Надо одеться потеплее. Я вижу, что среди вас есть не по сезону одетые личности.

Одна девушка и один юноша набирают себе команду из четырех человек. Играющие придумывают название команды. Затем за 1 мин участники каждой команды должны надеть на капитана как можно больше своих вещей.

Ведущий. У вас настоящие друзья! Им не жаль отдать вам самые ценные вещи! Для самой сплоченной и щедрой команды звучит концертный номер.

Вед.1. Ну вот и подошла к концу наша конкурсная программа. Мы благодарим всех участников за то, что они подарили нам сегодня радость и хорошее настроение. Наше уважаемое жюри, за их компетентность и объективность. Ну и конечно же выражаем благодарность всем тем, кто пришел сегодня поддержать наших участников. Нашим дорогим зрителям! Аплодисменты!

Вед.2. Вся в огнях танцевальная зала

Настает итогов час.

Дорогие участники бала,

Приглашаем на сцену вас.

Давайте еще раз поприветствуем наших участников

__________________________________________________

Вед. 1. _________________________________________________

Вед. 2. ________________________________________________

Вед. 1. ________________________________________________

Вед. 2. ________________________________________________

Вед. 1. Слово для подведения итогов предоставляется нашему жюри.

(награждение участников, и самых активных гостей)

Вед. 2. Дорогие друзья, что бы этот радостный момент навсегда остался в ваших сердцах, мы предлагаем нашим конкурсантам и членам жюри сделать фото на память.

Вед. 1: Но на этом наш осенний бал не заканчивается. Мы приглашаем всех на дискотеку.

Сценарий праздника

Осенняя пора — очей очарованье”

В1: Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

В2: Осень… Золотое время года, поражающее богатством цветов, плодов, фантастическим сочетанием красок.

В1: Сегодня мы приглашаем вас войти в этот “мир торжества и печали” — в мир красоты осенней природы, в мир теплоты и доброты.

  1. Осень. По утрам морозы.

В рощах желтый листопад.

Листья около березы

Золотым ковром лежат.

В лужах лед прозрачно-синий

На листочках белый иней.

  1. Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

  1. Бродит в роще листопад

По кустам и кленам,

Скоро он заглянет в сад

Золотистым звоном.

  1. Соберем из листьев веер,

Яркий и красивый.

Пробежит по листьям ветер,

Легкий и игривый.

  1. Лес задумчивый овеян

Голубою дымкою,

Каждый листик серебрится

Тонкой паутинкой.

  1. Листья клена пестрой стайкой

Тихо-тихо падают,

От реки притихшей веет

Легкою прохладою.

  1. Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах-

Это платье золотое

И березы на плечах.

  1. Утром мы во двор идем-

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

  1. Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетели журавли.

  1. Осень. Сказочный чертог,

Всем открытый для обзора.

Просеки лесных дорог

Заглядевшихся в озера.

  1. Как на выставке картин:

Залы, залы, залы.

Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой!

(Песня Листопад)

В1: У композитора — звуки, у художника — краски, у поэта — слово. И каждый из них по-своему описывает это необыкновенное время года.

В2: Осень очень любил Александр Сергеевич Пушкин. Он посвятил ей много прекрасных стихов.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу, приближалась

Довольно скучная пора-

Стоял ноябрь уж у двора.

В1: Такое состояние природы прекрасно передает музыка, музыка осеннего настроения.

(Песня Скворушка)

В1: В журавлином небе

Ветер тучи носит,

Шепчет верба вербе

“Осень, снова осень”.

В2: Листьев желтый ливень,

Солнце ниже сосен.

Шепчет ива иве

“Осень, снова осень”.

В1: На кустарник иней

Белый цвет набросил.

Шепчет дуб осине

“Осень, снова осень”.

В2: Шепчут елям ели

Средь лесного бора:

“Скоро заметелит

И завьюжит скоро”

В1: Осень! Это изумрудные капли дождя, это бирюза неба, это шепот трепещущей листвы и горсти золота, рассыпанного на земле.

В2: Давайте на мгновение перенесемся в этот прекрасный сказочный мир и послушаем музыку листьев

(“Музыка листьев”)

В1: Осень — это не только пора грусти и печали, это еще пора радости!

В2: Поэтому сегодня мы будем не только вздыхать, грустить в унисон романтической сударыни осени, но и веселиться, танцевать, наслаждаться ее последними мгновениями.

В1: В подарок всем вам, дорогие гости, танец с зонтиками

(танец с зонтиками)

В1: Осень наступила, высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет, дождик моросит..

В2: Да, действительно, осень часто ассоциируется с дождем и непогодой. И многим людям прогулка с зонтиком под дождем дарит море удовольствий и наслаждений!

(песня Дождь)

В1: Осень — чудесная пора! Сколько прекрасных слов сказано поэтами об этом времени года!

В2: Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

В1: С приходом холодов птицы покидают наши края, улетают в теплые страны. Это и ласточки, и журавли, и….

В2: А такая птичка, как воробей остается зимовать с нами. И этой птице мы посвящаем музыкальное произведение.

(пьеса “Воробей”)

В1: А знаете ли вы, дорогие друзья, что в древности у осенних месяцев были древние названия.

В2: Сентябрь имел несколько названий:

Хмурень — за частое ненастье,

Вересень — пора цветения вереска.

В1: Октябрь называли Грязник, Зимник, Листобой. Все эти названия отражали состояние погоды и природы.

В2: Ноябрь называли Полузимник, Студень. По народным приметам ноябрь считался воротами зимы, сумерками года.

В1: У многих поэтов — классиков осень — “унылая пора, очей очарованье” — вызывала вдохновение, особое состояние, когда стихи ложатся под перо, и звучные рифмы бегут навстречу стройной мысли.

В1: Да, осень самое выразительное время года. Хочется застыть в восторге от разноцветья осенних красок. Любуйся — не налюбуешься!

В2: Дорогие друзья! Какой праздник может пройти без красивых нарядов, без странички осенней моды?

В1: Мы представляем осеннюю коллекцию 2010 года!

(показ мод)

В1: Осень полностью вступила в свои права. Мы благодарим ее за то, что она собрала нас всех на осенний праздник. Впереди зима, весна, лето… А потом снова осень. Сколько их еще будет в нашей жизни!

В2: Мы надеемся, что еще не раз зажгутся для всех нас в нашей школе золотые огни осеннего праздника!

(заключительная песня “Осень”)

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Белгородский Дворец детского творчества» г. Белгорода

отдел художественно-эстетического воспитания

Сценарий осеннего бала

«Осенняя пора, очей очарованье!»

Сценарий разработан методистом

отдела художественно-эстетического воспитания

Анненковой И. Г.

Мероприятие проведено

в детском объединении «Синяя птица»

Белгород

2015г.

Цель: воспитывать любовь к прекрасному, к природе, Родине. Развивать эстетический вкус, чувство дружбы, взаимопомощи, умение развлекаться, веселиться.

Задачи:

развивать  творческие способности учащихся, навыки  выразительного чтения.Участники сценария: учащиеся детского объединения «Синяя птица» отдела художественно-эстетического воспитания Белгородского Дворца детского творчества.

Оформление: осенние цветы, гирлянды из желтых листьев, ветки осенних деревьев, гроздья рябины, на столике в вазе – овощи, фрукты, выставка рисунков на осеннюю тематику, разноцветные шарики. На сцене плакат «Унылая пора, очей очарованье!». У дверей – плакат-приглашение «Добро пожаловать на Осенний бал!».

Подготовка:

1. Фантики, фанты.

2. Листочки с номерами участников.

3. Подарки от Кардена.

4. Яблоки, картофель.

Домашнее задание:

«Венок из листьев».Осенняя композиция и рассказ о ней: из чего сделана, что символизирует, назначение.

Вопросы, загадки, задания для фант – лото «Надежда».

Загадки:

1. Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья (Осень).

2. Сам видит и не слышит, ходит, бродит, рыщет, свищет (Ветер).

3. Боится зверь ветвей моих, гнезд не построят в них, в ветвях краса и мощь моя, скажите быстро – кто же я (Олень).

4. Сидит – зеленеет, падает – желтеет, лежит – чернеет. (Лист).

5. Очень дружные сестрички, ходят в рыженьких беретах. Осень в лес приносят летом (Лисички).

6. Меня просят и ждут, а приду – прячутся (Дождь).

7. Есть шапка, но без головы, есть нога, но без обуви (Гриб).

Вопросы:

1. Кто собирает яблоки спиной?

2. У кого щека вместо мешка?

3. Птицы осенью летят на юг – это все знают. А бывают ли «перелетные» животные?

4. Кто из животных сушит грибы?

5. Листья, каких деревьев краснеют осенью?

6. Куда на зиму исчезают лягушки?

7. У какого зверя в ноябре появляются детеныши?

8. Назовите названия песен, связанных с осенью и спойте хотя бы 4 строчки.

9. Как в древности называли сентябрь?

10. У октября старинное название?

11. Старинное название ноября?

12. В каком лесу нет листьев?

Ход мероприятия.

(Участники сценического действия нарядно одеты. У каждого на одежде какая-нибудь примета осени, нарисован листочек с номером. Звучит музыка – спокойная, немного грустная мелодия «Осеннего вальса». Постепенно она затихает. Выходят ведущие.)

1 Ведущий. Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

Так когда-то выразил своё восхищение осенней природой Александр Сергеевич Пушкин. А мне захотелось выразить свои чувства именно словами великого поэта.

2 Ведущий. А мне хочется продолжить словами другого известного русского писателя и поэта Ивана Алексеевича Бунина:

Лес, словно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой.

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между кленами синеют.

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

3 Ведущий. Осень… Золотое время года, поражающее богатством цветов, плодов, фантастическим сочетанием красок: от ярких, бросающихся в глаза, до размыто-прозрачных полутонов.

4 Ведущий. А ведь и правда, оглянитесь вокруг, всмотритесь: кованым золотом сверкает листва, ярко вспыхивают разноцветные фонарики астр и хризантем, капельками крови застыли на деревьях ягоды рябины, и бездонное осеннее небо удивляет обилие и яркостью рассыпанных по нему звезд.

1 Ведущий. Грустный октябрь протягивает свою визитную карточку, где бесцветными чернилами туманов написаны строки гениального русского поэта:

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листья с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл…

2 Ведущий. За окнами сейчас осень. По-разному мы называем её: холодной, золотой, щедрой, дождливой, грустной. Но, как бы там ни было, осень – прекрасное время года, это время сбора урожая, подведение итогов полевых работ, это начало учебы в школе, это подготовка к долгой и холодной зиме. И не смотря, что на улице холодно или тепло – родная земля всегда прекрасна, привлекательна, очаровательна! И народная мудрость гласит: «Осень печальна, а жить весело». Так пусть в этот октябрьский день звучит прекрасная музыка, льётся рекой безудержный весёлый смех, ваши ноги не знают усталости в танцах, пусть вашему веселью не будет конца!

Все ведущие. Мы открываем наш праздничный Осенний бал!

3 Ведущий. Почётное право разрезать ленточку и открыть наш Осенний бал предоставляется нашему любимому педагогу дополнительного образования Уманец Валентине Николаевне.

(Разрезается ленточка, звучит музыка, все выстраиваются.)

4 Ведущий. А теперь давайте дадим клятву участников Осеннего бала.

Все. Клянёмся!

1 Ведущий. Веселиться от души!

Все. Клянёмся!

2 Ведущий. Танцевать до упада!

Все. Клянёмся!

3 Ведущий. Смеяться и шутить!

Все. Клянёмся!

4 Ведущий. Участвовать и побеждать во всех конкурсах.

Все. Клянёмся!

1 Ведущий. Делить радость победы и полученные призы с друзьями.

Все. Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!

2 Ведущий. Мы долго говорили, но совершенно позабыли, что на балу надо танцевать. Маэстро, музыку!

(Звучит музыка, все танцуют)

3 Ведущий. А теперь мы начинаем конкурсную программу.

1 конкурс – литературный. Сейчас прозвучат строки русских поэтов, а вы назовите их авторов. Все, кто отгадывает, получает фант. Просим сохранить их до конца бала.

Славная осень! Здоровый, ядреныйВоздух усталые силы бодрит.

Лёд неокрепший на речке студёной,

Словно как тающий сахар лежит.

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно – покой и простор!

Листья поблекнуть ещё не успели,

Жёлты и свежи лежат, как ковёр. (Н.Некрасов)

Есть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера… (Ф.Тютчев)

Уж небо осенью дышало,Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась… (А.Пушкин)

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,Листья пожелтевшие по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красных вянущих рябин. (Л.Толстой)

4 Ведущий. А сейчас конкурсная программа прерывается. У нас звучит музыка. Все танцуют.

(Звучит музыка. Все танцуют)

1 Ведущий. И снова наш осенний бал продолжается. У меня в руках шкатулка. В ней – фанты. Мы рады, что вы явились на наш бал. И мы ищем среди своих гостей воспитанников, которые обладают широким кругозором, талантливых, умных. Итак, приглашаем для участия в фант – лото «Надежда». Надеемся, что проявить себя захотят многие. И все они будут награждены маленькими фантиками.

(Ребята получают фанты с заданиями, вопросами, загадками. Отгадавшие получают фант,

который нужно сохранить).

2 Ведущий. А теперь, я думаю, должна быть музыкальная пауза, ведь какой Осенний бал без танцев.

(Все танцуют)

2 Ведущий. (Обращается к другим ведущим) Скажите, пожалуйста, а любите ли вы уют, тепло, комфорт. А дома у вас уютно?

(Ведущие отвечают)

Вот и наши гости пытались сделать уютным наш праздник. Для это они выполнили композицию из осеннего материала. Они не только покажут ее, но и расскажут, как она называется и из чего состоит.

(Представители команд защищают свою композицию. С помощью компетентного дизайнера – педагога – определяется лучшая композиция. Вручается фант).

3 Ведущий. Уважаемые гости, послушайте, пожалуйста, небольшое объявление. Параллельно с нашей конкурсной программой проходит конкурс на звание Короля и Королевы Осеннего бала, которыми могут стать воспитанники нашей театральной студии. У каждого из них есть листочки с номерами. Каждый из присутствующих может подойти к сцене и записать номер того, кого считает претендентом на это звание. А теперь приглашаем всех танцевать! Маэстро, музыку!

1 Ведущий. От танцев отдохнуть пора. Для этого у нас есть игра. Все вы, наверное, любите яблоки. Надеюсь, наши участники тоже.

(Игра «Кто быстрее съест яблоки». Яблоки привязаны на веревке и задача участников — съесть яблоко без рук.)

2 Ведущий. Все знают, какой вкусный и полезный картофель. Очень часто всем нам приходится, как сажать его, так и убирать. Я предлагаю следующим участником игры собрать урожай. Игра называется «Собери картофель». Проводится следующим образом: на пол разбрасывается много картофеля, и участники игры с завязанными глазами должны быстро за одну минуту собрать урожай. Побеждает тот, кто больше всех соберет картофель в ведро.

(Проводится игра «Собери картофель»)

3 Ведущий. Напоминаем, что конкурс на звание Короля и Королевы продолжается. …

На сцене – стол, на котором лежат листы бумаги, стоят в подсвечнике горящие
свечи, чернильный набор. В кресле сидит участник, исполняющий роль А.С. Пушкина.

Звучит романс на стихи С. Есенина “Отговорила роща золотая”.

Приложение. Слайд 1.

1-й ведущий:

Унылая пора! Очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса …

Слайд 2.

2-й ведущий. Вы, конечно, все узнали пушкинские строки. “Унылая пора!
Очей очарованье…” – так мы назвали нашу литературно-музыкальную композицию.
Сегодня мы будем говорить, наверное, о самом прекрасном времени года, о том, как
изображают осень в своих произведениях поэты, художники, музыканты.

Слайд 3.

2-й ведущий. Осень в России всегда была порой, которую воспевали
многие писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые
красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь
своим пышным многоцветием. Но были и другие моменты осени – это унылый пейзаж,
осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету.

Именно таким увидел это время года композитор Петр Ильич Чайковский.

Звучит “Осенняя песнь” П. И. Чайковского.

1-й ведущий. Грустное это время – осень. “Осенняя песнь” – тоже
грустная. Тихий, грустный покой слышится в первой музыкальной фразе.

Но вот зазвучали два голоса. Один – слабый, он словно пытается взлететь,
разлиться легко и свободно … и тут же бессильно стихает. Видно, очень хочется
человеку тепла, света, счастья. Тоскливо на душе. Снова взлет – и снова падение.
Еще, еще – нет, не подняться, не вздохнуть полной грудью… И хочется плакать от
тоски и непонятной обиды … Второй голос, более уверенный, уговаривает,
успокаивает, утешает.

На фоне изображения танцуют две девочки.

2-й ведущий. П.И. Чайковский нашел для этой пьесы удивительную по
своей певучести мелодию. В ней слышатся падающие капли дождя, опадающие листья,
устилающие ковром землю, склоняющиеся под порывами ветра ветви деревьев,
угасающие, слабые лучи солнца.

Вслушиваясь в “Осеннюю песнь” П. И. Чайковского, мы чувствуем, что для
композитора это прощание с милыми картинами лета, потому так тихо тает его
мелодия. Но это еще и сказочная красота золотого багрянца осени и ее
таинственная прелесть.

1-й ведущий. Осень – пора плодотворная и творческая для натур,
наделенных особым поэтическим даром. Почему-то именно в это время года
появляются на свет самые пронзительные и проникновенные строки.

Слайд 4.

А.С. Пушкин (читая, пишет):

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора …
(А. С. Пушкин “Евгений Онегин”, IV глава)


“У нас осень, дождик шумит, ветер шумит, лес шумит, шумно, а скучно, ” –
писал А.С. Пушкин в Михайловском.

Слайд 5. Демонстрируется изображение села Михайловского.

2-й ведущий. Впервые Пушкин приехал в Михайловское в 1817 году. Рощи
встретили его приветливым шумом. Воздух был густо напоен хвойным ароматом. В
Михайловском недавний лицеист наслаждался деревенской свободой. Дни напролет
бродил он по полям и лесам, ездил верхом.

Сколько раз еще приедет Александр Сергеевич в Михайловское, проведет здесь
долгие годы заточенья, одиночества! Сколько раз вдохновит Михайловское поэта на
создание прекрасных произведений!

Поэт любил гулять в уединенной липовой аллее. Во время прогулок рождались
творческие замыслы, возникали образы его будущих героев. Он наблюдал, как
осыпается с деревьев листва, как ее уносит ветром …

А.С. Пушкин:

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день, как будто поневоле,
И скроется за край окружных гор …
(А. С. Пушкин “19 октября”)

1-й ведущий. В Михайловском в разное время года всегда было прекрасно,
но больше всего поэт любил осень. Осень – самое любимое время года Пушкина.

А.С. Пушкин: “Осень подходит. Это любимое мое время: здоровье мое
обыкновенно крепнет, пора моих литературных трудов настает … Еду в Болдино … Бог
весть, буду ли я там иметь время и душевное спокойствие, без которого ничего не
произведешь”.

1-й ведущий. Это письмо Пушкин написал другу Петру Александровичу
Плетневу 31 августа 1830 года. В Болдине поэт собирался пробыть недолго, ехал
для того, чтобы устроить имущественные дела – вступить во владением имением. В
первых числах сентября Пушкин был уже в Болдине.

2-й ведущий. В Болдине поэт жил один в большом доме с дощатой крышей.
За частоколом, окружавшем двор, – унылая деревня с избами, крытыми соломой и
тесом, никаких соседей помещиков, полное одиночество.

Слайд 6. Демонстрируется изображение села Болдина.

А.С. Пушкин: “Ах, мой милый! Что за прелесть здешняя деревня!
Вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши
дома, сколько вздумается – никто не помешает. Уж я тебе приготовлю всячины, и
прозы и стихов!” – так писал поэт П.А. Плетневу.

2-й ведущий. Обстоятельства сложились так, что вместо предполагаемого
месяца Пушкину пришлось прожить в Болдине всю осень.

Пройдут годы, и болдинская осень войдет в историю как один из высочайших
взлетов русской поэзии. Того, что было написано им за три месяца в Болдине,
хватило бы на несколько жизней. Поэзия и проза, драматургия и критические
статьи, сказки и письма.

Слайд 7.

1-й ведущий. До поздней ночи горела свеча в окне болдинского дома,
легко и свободно ложились на бумагу строки. Да какие строки!

А.С. Пушкин:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно …
И с каждой осенью я расцветаю вновь …
И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне…
(А. С. Пушкин “Осень”)


1-й ведущий. Пушкину придется еще дважды побывать в Болдине – в 1833 и
1834 годах. Будут впереди еще несколько лет жизни, будут написаны еще многие
прекрасные произведения, но другой такой болдинской осени, озаренной могучим
творческим подъемом, в его короткой жизни уже не будет.

Звучит “Осенняя песнь” П. И. Чайковского.

Сухая, звенящая осень
Касается щек, точно жесть,
Листами, которые сносит
На травы, которым не цвесть.
Уже под ногой каменеет
Песок опустевших аллей.
Но зрелым спокойствием веет
От вечно прямых тополей.
И в рыжей, вот в этой метели,
Я думаю только о том,
Как в Болдине листья летели
В бессмертие – лист за листом.
(В. Соколов)


Слайд 8.

1-й ведущий. А сейчас давайте обратимся к творчеству
замечательного художника, “певцу русской осени” – это Исаак Ильич Левитан.

Левитан очень любил русскую природу и не уставал повторять своим ученикам:
“Больше любви, больше поклонения природе!”

Левитан очень любил поэзию, называл ее “очаровательницей жизни”. Он знал
наизусть множество стихотворений Ф.И. Тютчева, А.С. Пушкина,
А.А. Фета.

Наверное, совсем не случайно именно о Левитане, его работах большой художник
и мудрый человек К.Ф. Юон как-то сказал: “Великий поэт природы”.

Друзья, знатоки и любители искусства поражались его мастерству, его
виртуозности отбирать нужные краски, а главное – умению показать “то скромное и
сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже, – его душу, его очарование”.

2-й ведущий. Осень для Левитана – самая волнующая пора. Осеннее
убранство деревьев вызывало у него особое состояние. При одном только взгляде на
залитые оранжевыми красками леса он преображался, приходил в свое тревожное,
взбудораженное состояние.

Мы знаем множество картин, этюдов, навеянных осенними мотивами. Левитан
создал около ста картин осени.

Слайд 9.

2-й ведущий. «Левитанская осень» стала нарицательным понятием:
червленое золото сентябрьской листвы, тоненькие стройные березки, словно
остановившиеся в раздумье на берегу, приволье русских рек, дремлющие в сумерках
деревеньки. В творчестве Левитана чистая радость соседствует со щемящей душу
печалью, тревогой и одиночеством.

Давайте пристальнее вглядимся в полотна художника и вспомним замечательные
стихотворения русских поэтов.

1-й ведущий:

Слайд 10. Демонстрируется картина И.И. Левитана “Осенний день.
Сокольники”.

“Осенний день. Сокольники” – первая картина Левитана, на которой он изобразил
осень. Художнику помогал в работе его друг Николай Чехов: он написал фигуру
женщины, идущей по аллее парка. Это единственная картина Левитана, где был
изображен человек.

Осень… Тихий печальный день. Серое небо. Далеко-далеко в сосновый бор уходит
дорога. Вдоль дороги молодые кленовые деревца. Они уже засыпали землю желтыми,
золотыми, коричневыми листьями.

Печаль пасмурного дня дополняется фигурой грустной женщины в черном, одиноко
идущей по ворохам опавшей листвы.

Художник сумел наполнить свою картину элегически-печальным чувством поэзии
осеннего увядания и человеческого одиночества.

Невольно вспоминаются поэтические строчки Ф.И. Тютчева (читает наизусть
ученик
):

Сентябрь холодный бушевал,
С деревьев ржавый лист валился,
День потухающий дымился,
Сходила ночь, туман вставал.
И все для сердца и для глаз
Так было холодно-бесцветно,
Так было грустно-безответно …
Ф.И. Тютчев “Н. И. Кролю”

Слайд 11. Демонстрируется картина И.И. Левитана. “Осень. Мельница”.

2-й ведущий. Эта картина была написана художником в 1888 году в
небольшом волжском городке Плесе, ставшем для Левитана своеобразным “Болдиным”.
Здесь были созданы многие полотна художника. Среди них и “Осень. Мельница”.

Древними поверьями веет от этой картины. Таинственная мельница, окруженная
молчаливым лесом в осеннем убранстве … Жемчужно струящийся ручей …

Вот как это место изобразил А.С. Пушкин:

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей …

Слайд 12. Демонстрируется картина И. И. Левитана “Поздняя осень”.

1-й ведущий. Поздняя осень. Серый пасмурный день. Серое небо.
Серая гладь реки. На берегу стоят одинокие березки, уже почти осыпавшие свою
листву. Лишь кое-где

… на ветке обнаженной
Трепещет запоздалый лист!
А.С. Пушкин



Слайд № 13. Демонстрируется картина И. И. Левитана “Озеро. Русь”.

2-й ведущий. Прозрачный осенний день. Воздух упруг и чист.
Облака, словно пена, плывут по небу и таким же легким мерцающим отражением
придают воде загадочный оттенок. Прибрежные березовые рощи, неказистые
крестьянские избы, дальние церквушки в зелени… Да, эти места похожи на сказку!

Ощущение жизненной полноты, свежести чувств в солнечный осенний день
создается благодаря “бурлению” красок в изображении золота листвы, яркой зелени
озимей, темной сини неба и реки.

Поэтический пейзаж к этой картине Левитана – строчки Ф.И. Тютчева (ученик
читает стихотворение):

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.

Ученик читает стихотворение Ф.И. Тютчева “Есть в осени
первоначальной…”

Слайд 14. Демонстрируется картина И. И. Левитана “Золотая осень”.

1-й ведущий. Левитан создал чрезвычайно богатую эмоциональными
оттенками “осеннюю сюиту”. Но, пожалуй, наиболее популярна среди всех этих работ
именно эта картина, отличающаяся необыкновенной яркостью.

Роща пылает кострами берез. Золотыми россыпями светится земля. В холодной
воде отражается прозрачная голубизна неба, желтые и рыжие обрывистые берега,
красноватые ветки кустарника. Сразу вспоминаются поэтические строки И.А. Бунина.

Ученик наизусть читает отрывок из стихотворения И.А. Бунина “Листопад”.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

2-й ведущий. Левитановская осень – праздник золота и синевы,
радостный праздник красоты. И немного грустный: ведь это красота прощания!

Унылая пора! Очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса …

1-й ведущий. В своих произведениях А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев,
И.А. Бунин, П.И. Чайковский, И.И. Левитан открыли нам свою душу, запечатлев в
них безграничную любовь к природе России, к прекрасному времени года – осени.

Все они по-своему изображают это время года, но все восхищаются красотой
осенней природы. Во всех произведениях слышатся радость и в то же время и
щемящая грусть.

Слайд 15. Звучит романс “Глаза у осени печальны”.

Приложение

Литература:

  1. Русская поэзия. Сборник стихотворений русских поэтов – классиков. – М.:
    Детская литература, 1989.
  2. Читаем, учимся, играем. – М.: “Либерия”, 1995, выпуск 8.
  3. Читаем, учимся, играем. – М.: “Либерия – Бибинформ”, 1998, выпуск 6.
  4. Осокин В.Н. Рассказы о русском пейзаже. – М.: Государственное
    издательство детской литературы Министерства просвещения РСФСР, 1963.
  5. Турков А.М. Исаак Ильич Левитан. – М.: Искусство, 1974.
  6. Прытков В.А. Левитан. – М.: Издательство Академии художеств СССР,
    1960.
  7. Пророкова С.А.,  Левитан И.И. – Киев, “Радянська школа”,
    1990.
  8. Прибегина Т.А., Чайковский П.И. – М.: Издательство “Музыка”,
    1983.
  9. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Русская музыка в
    школе. – М.: Гуманитарный издательский центр “ВЛАДОС”, 2003.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий на рождество идеи
  • Сценарий на праздник день рыбака
  • Сценарий на осенний бал телевидение
  • Сценарий на рождество действующие лица
  • Сценарий на праздник день рождения мальчику 7 лет