Цели:развитие интереса к изучаемому предмету; развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, выявление одарённых детей; развитие межкультурных коммуникативных навыков между учениками разных возрастов, воспитание любви и уважения к русскому языку.
Оборудование: плакаты с высказываниями о русском языке, презентация, компьютер.
Форма проведения:литературная композиция.
Ход мероприятия
Г олос за кадром
Великий, могучий, правдивый, свободный,
Народной живительной силы родник!
Тебе посвящаем наш праздник сегодня
Наш гордый, наш русский, родной наш язык!
(танец «Вальс».)
Ведущий 1
Русский язык – это наша история, наше богатство, культура; это язык А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, К.Г. Паустовского и других великих хранителей красоты и образности родного языка.
Ведущий 2
Есть привычное выражение – «владеть языком». Действительно мы в детстве овладеваем родным языком, затем иностранным. Но чем глубже исследуют ученые взаимосвязь языка и мышления, тем больше подтверждают, что язык владеет человеком.
Чтец 1 стихотворение Семчуков Д.
Ведущий 2
Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М. Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.
Ведущий 2
Русский язык. Россия. Русь. Сколько глубины в этих понятиях! Сколько признаний в любви им посвящено!
Песня «У моей России».(Кузнецова О.)
Ведущий 1
Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык — яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»
Песня Шарай Вероника «Купола России».
Ведущий 1
Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни…
Ведущий 2
Родной язык для личности человека – примерно то же, что воздух для его тела. На родном языке мы думаем, общаемся, творим.
Танец на песню «Полонез».
Ведущий 1:
Язык свободный, мудрый и простой
Нам поколения в наследство подарили;
Есенин, Пушкин, Лермонтов, Толстой
Его в своих твореньях сохранили.
Чтецы стихотворений
Чтец 1:
Чтец 2:
Чтец 3:
Ведущий 1: Наш русский язык более всех новых способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм. Но чтобы воспользоваться всеми его сокровищами, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им.
Ведущий 2:Но, русский язык очень трудный, много правил, исключений… Мне вот вспомнился один анекдот про русский язык:
Идет урок русского языка в грузинской школе. Учитель говорит детям (с грузинским акцентом):
«Дети, возьмите тетради и запишите: в русском языке слова «ушель», «пришель»и «нашель» пишутся без мягкого знака на конце. А слова «сол» и «фасол» — с мягким знаком. Обязательно запишите, дети, потому что запомнить это невозможно!
Ведущий 1
Вот поэтому многие ребята в школе не любят уроки русского языка. Русский язык – это словари, правила, ошибки……
Ведущий 2:Дорогие ребята! Любите и берегите наш родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами.
Все ученики выходят на сцену:
Ученик 1.
Щедрое народное наследство
-Я люблю красивый наш язык
Ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык.(Колесник В.)
Ученик 2.
Жизнь идет, словарь опережая.
(Сколько новых дел, событий, чувств!)
Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому учусь.
Ученик 3.
Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слова
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства.( Реймхан Т.)
Ученик 4.
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.(Астафьева А.)
Ученик 5.
Наш язык — язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!(Коблева А.)
Первый класс(стихи).
Финальная песня «Мой учитель».
ГКОУ РА «Адыгейская республиканская школа-интернат I,II,III и IV видов»
Сценарий
открытия месячника русского языка:
Дата: 30.01.2015 г.
Время: 14ч. 20 мин.
Место проведения:каб. ЛФК
Ответственная:
Киярова З.Х.
Майкоп, 2015 г
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/124976-scenarij-otkrytija-mesjachnika-russkogo-jazyk
Сценарий линейки, посвящённой открытию Недели русского языка
Цель: нацеливание на Неделю русского языка, повышение эффективности изучения русского языка. Задачи: развивать интерес к предмету, творческую активность обучающихся; формировать коммуникативные УУД.
Ведущий: Дорогие ребята, у нас сегодня знаменательное событие. Мы открываем «Неделю русского языка».
Велик и могуч наш русский язык. С рождения и до седых волос мы не устаем наслаждаться его красотой. На этой неделе мы проводим «Неделю русского языка». Все ученики с 5 по 11 класс на этой неделе могут показать все свои знания в области русского языка.
1. Чтение стихотворения. С.Абдулла “Выучи русский язык”.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре–
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
Ведущий.
–Это стихотворение написал узбекский поэт. Он обращается к своему народу со словами “Выучи русский язык”. Нам с вами, людям, живущим России, тем более необходимо знать свой язык.
Мы должны уметь грамотно выражать свои мысли, как в устной, так и в письменной речи. Наша речь, как устная, так и письменная должна быть понятна. Но все ли мы умеем писать четким, красивым почерком? Не получается ли у нас иногда так, как в стихотворении В. Гончарова “О грамотее и больной ноге”.
2. Инсценирование стихотворения В.Гончарова “О грамотее и больной ноге”.
Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею: — Будь другом, напиши письмо, а то я не умею…
– Нет, не могу, нога болит, – ответил хмуро тот.
– Через неделю приходи, авось болезнь пройдёт.
– Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил.
– Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.
Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,
Но без меня моё письмо никто не разберёт.
Ведущий:
-Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С.Тургенев, М. Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.
«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно-страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.
Александр Сергеевич Пушкин прекрасно относился к родному языку. По его мнению, «русский язык-это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и точность».
— В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».
Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
3. Послушайте высказывания о русском языке.
-
Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть. (А. М. Горький).
-
Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат. (А.П. Сумароков).
-
Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота, чтобы знания черпать. (Пословица).
Ведущий:
На этой неделе Вы должны продемонстрировать и показать все свои знания и умения в области русского языка, а также свою эрудицию, богатый словарный запас, умение грамотно говорить и писать на русском языке.
Пусть девизом «Недели Русского Языка» будет народная мудрость, которая гласит:
«Не стыдно не знать, стыдно не учиться»!
А русский язык следует изучать всю жизнь. Изучая его, каждый раз вы будете делать удивительные открытия!
И поверьте,
Кто русский плохо знает,
Тот многое в жизни теряет!
Любите русский язык! Изучайте русский язык!
4. Учащиеся читают стихи о русском языке.
Чтец 1.
Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.
Чтец 2.
Судьба свела нас с величайшим в мире
С красивым, умным, Русским языком.
Пусть разливается по свету он всё шире
И будет, словно в море маяком.
Чтец 3.
Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл.
Чтец 4.
Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова.
Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива.
Чтец 5.
Язык наш прекрасный – богатый и звучный.
То мощный и страстный, то нежно-певучий.
В нём есть и усмешка, и меткость и ласка.
Написаны им и рассказы, и сказки –
Страницы волшебных чарующих книг!
Люби и храни наш великий язык!
Ученица.
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч…
Он – язык Луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете,
За круглым столом,
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Ведущая: Ну что ж, дорогие ребята, сейчас мы снова посмотрим сценку, т. е. послушаем один разговор. Такой разговор можно и среди вас услышать.
Встретил я одного приятеля. Давно не виделся с ним.
— Как живёшь? – спрашиваю.
— Нормально, — отвечает.
— А с учёбой как?
— Нормально.
— Ты, говорят, болел… Теперь — всё в порядке?
— Нормально.
— Хорошо, значит?
— Ну, я же говорю – нормально.
— Странно ты говоришь…
— Почему? Нормально.
— Ты считаешь – нормально?
— Нормально.
«Да –а, грустно подумал я, простившись с приятелем. – Странно… А ведь когда – то был вполне нормальный человек!»
Ведущий: Русский язык является одним из четырех официальных языков ООН.
Наш долг, ребята, любовно изучать, ревниво оберегать великий русский язык.
1. На свете много стран больших и много малых есть.
И для народностей любых язык свой – это честь.
Вьетнамец, турок, серб иль чех,
Датчанин, грек иль финн –
Конечно, вам дороже всех
Родной язык один.
2. А я судьбу благодарю, –
Мне счастья выше нет, Что вот по-русски говорю
Уже немало лет.
3. Спокоен, весел и певуч, насмешлив и суров,
И беспощаден, и могуч, и грозен для врагов.
4. Суворов ободрял солдат на русском языке!
Бессмертный Пушкин сочинял на русском языке!
Законы Менделеев дал на русском языке!
5. Знай же Лондон, Париж, Вашингтон,
Я в Москву, я в Россию влюблен.
Слушай, мир! Я люблю тот язык,
Что по-русски могуч и велик!
6. О русской речи ширь и кратость!
Мне дорог строй ее и мил.
Моя опора, гордость, радость,
Окно в необозримый мир.
7. Язык свободный, мудрый и простой
Нам поколения в наследство подарили,
Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой
Его в своих твореньях сохранили.
8. Когда с обозом парни шли босые
В Москву, что их манила испокон,
И юная петровская Россия
Учила иноземный лексикон,
Могли ли хоть представить наши предки
Ту светлую минуту торжества
Когда начнет весь мир с упорством редким
Российские заучивать слова!
9. И однажды пушкинские строки
На моем, на русском языке,
Прочитал в Гайд-парке хмурый докер,
Силу потерявший на войне.
Строки шли, как волны, выше, круче
Слушал парк, дыханье затая,
И слиянье пушкинских созвучий
В городе чужом узнала я.
Не кокетство музыки капризной,
Не эстетов стихотворный крик –
Это был язык моей отчизны,
Точный, самый правильный язык.
10. Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я в верности упрямой
И каждый вздох понятен мне на нем.
11. Я люблю тебя, русский язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша могуч.
12. Будто хлеб ржаной он пахуч,
Будто плоть земная живуч,
Изучайте русский язык!
В нем былинное волшебство
И надежд людских торжество.
13. Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой
Он подобен правде самой.
Он, как наши мечты, велик.
Я люблю тебя, русский язык.
А сейчас мы посмотрим сценку «Несуразные вещи». А вы, ребята, догадайтесь, почему стали возможны такие «несуразные вещи».
Сценка «Несуразные вещи»
— Здравствуй!
— Привет!
— Чего это ты несешь?
— Несу разные вещи.
— Несуразные? Почему они несуразные-то?
— Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот, несу мел.
— Что не сумел?
— Отстань!
— Да ведь ты говоришь «не сумел». Что не сумел-то?
— Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.
— Ну, если ему жена добудет, зачем ты несешь?
— Жена? Какая жена? Это у Мишки-то жена? Ах ты, шутник! Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит. .
— Вон оно что!
— А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он так давно искал.
— Тамарка?
— Ага.
— И ничего? Симпатичная?
— Красивая. Зеленая такая.
— Постой, постой… Это что — у нее волосы зеленые, что ли?
— У кого волосы?
— Да у Тамарки!
— У какой Тамарки?
— Ну, ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка…».
— Та! Марка! Марка, понимаешь, которую Мишка
давно ищет. Там арка нарисована!
— Ага! Все-таки нарисована Тамарка! Нарисована, да? Так бы и говорил.
— Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая ты голова! Арка там нарисована! Арка! Неужели ты даже этого понять не можешь. Некогда мне!
— Пока! Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.
— Да ну тебя!
— Да! Стой, стой!
— Ну, что еще?
— Привет передавай.
— Кому?
— Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене!
Неделю русского языка объявляю открытой.
Желаем Вам творческих успехов, интересных мероприятий и побед!
В добрый путь, дорогие друзья, в Страну Русского языка!
Пусть Ваше путешествие будет полезным и увлекательным! Удачи вам, ребята!
Ученик.
И пусть сильней кипит борьба,
Острей соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания!
11
СЦЕНАРИЙ
ОТКРЫТИЯ НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Действующие лица:
Ведущие: мужчина и женщина в костюмах короля и королевы (если не найдете костюмы, можно длинное вечернее платье, а мужчине обычный костюм)
Первая группа учеников (5-6 класс) 6 чел. (в парадной школьной форме)
Вторая группа учеников (7-8 класс) 4 чел.
2 стражника (любой класс)
Нарушитель (любой класс)
Иностранец (любой класс)
Ученица 7-8 класса.
Танцующая пара
Поющая девочка (мальчик)
Звучат фанфары на экране фото Неделя
Музыка «Открытие» голос за сценой:
— Они всегда повсюду ходят вместе,
И неразлучны, словно берег и река
Как музыка и текст в любимой песне,
Как муза и поэт во все века.
Музыка «Выход»
— Встречайте: ее величество Королева Литература и его величество Король Русский язык!
на сцену выходят ведущие – король и королева, он кланяется, она делает реверанс.
Королева:
— Есть слова — словно раны, слова — словно суд, —
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
(Вадим Шефнер)
Король:
— С благоговеньем прикасайся
К тому, чем ты вооружён,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком!
Воздушно лёгок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.
(Сергей Скачко)
Королева:
— Дорогие ребята и учителя! Сегодня в вашей школе стартует Неделя русского языка и литературы, и кто, если не мы, должны ее открыть.
Король:
— Для нас это великая честь, а для вас, учеников, — возможность заглянуть в самые потаенные уголки этих научных дисциплин, прикоснуться к неизведанному и узнать для себя много нового и интересного.
Королева:
— В честь такого большого события в нашем королевстве объявляется день открытых дверей!
Король (к королеве)
— Позвольте всех присутствующих в зале пригласить в гости в наше царство Русского языка и Литературы.
Музыка «Уход»
Подает ей руку, и они под музыку уходят за кулисы.
Голос за сценой:
— А в это время в Королевстве…
Музыка «Сказочная» на экране фото Зал
Показывается обычный день в королевстве. На сцену выходят 6 учеников (5-6 класс), разбившись на пары. 2 человека стоят на одном конце сцены и кидают друг другу мяч, 2 на другом конце сцены смотрят в какой-нибудь словарь и что-то бурно обсуждают (губами, жестами, но не голосом), 2 выходят вперед.
1 уч:
— Коля, вот ты говоришь, что хорошо знаешь русский язык, а спорим, что не отгадаешь мою загадку.
2 уч:
— Запросто отгадаю, говори! У меня по русскому пятерка.
— Можно ли составить предложение из трех гласных букв?
— (чешет затылок) Нет, конечно. Слово можно, «я», например, а чтобы целое предложение… Нет, без согласных тут не обойтись.
— А вот и можно. Э, а я?
— Что ты?
— Я ничего, это ответ. Предложение такое: «Э, а я?»
— Ааа! Действительно, всего три гласные, а получилось целое предложение. Ну-ка, попробуй теперь мою загадку отгадать. Составь-ка мне предложение из пяти букв, подряд идущих в алфавите.
— Запросто! Эту загадку я уже давно отгадала: «Где ёж?» Пять букв идут подряд – г, д, е, ё, ж.
— Правильно! А я еще вот какую загадку знаю, пойдем расскажу.
Музыка «Сказочная»
Отходят на зад сцены и разговаривают, на их место вперед выходит вторая пара со словарем.
3 уч:
— А я тебе говорю, бывает! И сейчас докажу. (копается в словаре)
4 уч:
— (с усмешкой) Докажи, попробуй. (обращается в зал) Она меня убеждает, что в русском языке есть слова, начинающиеся на букву Ы! Вот из вас кто-нибудь знает хоть одно такое слово? (к собеседнице) Вот видишь, никто не знает!
— Нашла, смотри! Административные термины Якутии. Ынычкан – поселок, Ыгыатта – река, Ытык-кюёль.
— А это еще что?
— Так называется административный центр Таттинского улуса Якутии.
— Ладно, убедила. Какой все же интересный русский язык. Я не удивлюсь, если в нем найдутся слова, начинающиеся на мягкий знак.
— А пойдем, поищем, вдруг и правда есть?
Музыка «Сказочная»
(отходят на зад сцены, вперед выходит пара с мячом, играют в съедобное-несъедобное)
— Ватрушка!
— Эскалоп!
5 уч: (кидает мяч)
— Электрогенератор!
6 уч:
— Это слишком длинное слово, я не успела сообразить, прежде чем поймать мяч!
— Какое же оно длинное? Вот, если бы я сказала рентгеноэлектрокардиографический, тогда другое дело.
— Ух ты, я это даже выговорить не смогу. Это, наверное, самое длинное слово в русском языке.
— Нет, самое длинное – другое, оно даже занесено в Книгу рекордов Гиннеса. Превысокомногорассмотрительствующий!
— (с хитрой улыбкой) А я знаю слово намного длиннее!
— Длиннее не бывает.
— Бывает. Я бы даже сказала, оно бесконечное.
— И что же это за слово?
— Прабабушка. Если я захочу сказать о своем самом дальнем предке, то могу хоть миллион раз произнести приставку –пра.
— (с улыбкой) ты хитрая.
Музыка «Фанфары2»
входят Король с Королевой, дети выстраиваются в ряд по диагонали и делают поклон.
Король:
— Я привел в нашу страну гостей (показывает на зал), чтобы показать, какое удивительное наше царство – царство Русского языка и литературы!
Выбегает ученица 7-8 класса, делает поклон.
— Ваше величество, наша страна такая чудесная, а наш язык так красив и богат! Можно, я о нем расскажу? (выходит вперед)
Много языков на свете разных-
Выучить их все не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.
Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.
Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл.
Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова.
Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива.
Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!
(Михаил Крюков)
Королева:
— Как хорошо сказано! Действительно, как говорил Гоголь, «дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок, все зернисто, крупно, как сам жемчуг»
Король:
— Верно. А Толстой называл русский язык «гибким, пышным, неисчерпаемо богатым, умным поэтическим орудием».
Ученица:
— И не только русские, даже иностранцы восхищались им. Богатейшим среди всех «европейских наречий», «языком поэзии» назвал его французский писатель П. Мериме, «красивым», «самым сильным и богатым живым языком» — Ф. Энгельс.
Музыка «Сирена»
голос за сценой:
— Внимание, внимание! Сигнал тревоги! В королевстве пойман чужеземец! Стражники ведут его к королю.
В это время 1 и 2 уч выносят на сцену два трона (стулья, накрытые красной тканью), Король и Королева садятся в них. Два стражника под руки выводят на сцену нарушителя и толкают его к королю.
Стражник:
— Ваше величество, позвольте доложить! На территории нашего королевства задержан инопланетянин.
Король:
— С чего вы так решили? Выглядит, вроде, как человек.
Стражники:
— Выглядит да, но изъясняется не по-нашему. Никто не может понять, что он говорит.
— Думали сначала – чужеземец, стали гадать, из какой страны, но выяснили, что в мире нет страны, в которой говорят его языком.
Король:
— Так-так, интересно… Молодой человек, что вы можете сказать в свое оправдание?
Нарушитель:
— Дратути. Фигасе, какой хайп я словил, с самим королем разговариваю! Респект Вам и уважуха (манерно кланяется, затем обращается к королеве) Какой няшный у вас наряд. (королева хватается за голову) А я че? Я ниче. Мой дружбан тоже так говорит, а он понтовый чел.
Ученица:
— Так это же Илья Лежебокин! Никакой не инопланетянин, а ученик из пятой школы. Он любит вставлять в речь иностранные слова, использовать жаргонизмы, варваризмы, молодежный сленг, поэтому, его мало кто понимает.
Стражник:
— Тем более, его надо задержать!
Нарушитель (испуганно):
— За что?
Стражник:
— За употребление в речи слов, ведущих к оскудению и засорению русского языка.
Королева:
— И почему многие решили, что так разговаривать – модно? Еще Куприн говорил: «язык — это история народа и культуры. Потому сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».
Многие ученики любят перегружать речь иностранными словами, которые ужасно засоряют наш язык. Если все станут их использовать, мы друг друга просто не поймем! Вы только представьте, выступает, к примеру, депутат: (читает по бумажке) «В связи с ратификацией релятивистского консенсуса, а также транснациональной эмиссией рекурсивных парламентариев, приведший ко всеобщей сатисфакции, мы решили предупредить электорат о коррегирующем мониторинге».
1 уч:
— Ни одного слова не разобрать! А некоторые словечки и вовсе смотрятся нелепо по отношению к нашей культуре. Только представляете, как мы будем говорить через несколько лет — на масленицу в нашей семье принято было печь чизкейки и маффины.
2 уч:
— Точно. А на пасху бабушка готовила традиционный масленичный смусси.
(все смеются)
Ученица:
— Чужой язык нужно уважать, но свой – ценить особенно. Помните, как говорил Михалков:
Нет! — сказали мы фашистам, —
Не потерпит наш народ,
Чтобы русский хлеб душистый
Назывался словом «брот».
Мы живем в стране Советской,
Признаем язык немецкий,
Итальянский, датский, шведский
И турецкий признаем,
И английский, и французский,
Но в родном краю по-русски
Пишем, думаем, поем!
Нарушитель:
— Да что вы все заладили – русский язык, русский язык. Он такой скучный, я на уроках просто засыпаю! (выходит на середину сцены)
Спросили меня как-то:
— А ну-ка, расскажи,
За что ты ненавидишь,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
И за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил я рассерженно:
— В том не моя вина.
Пусть им, сперва, ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться, а тем более
Творить я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
Им переделка срочная,
Серьезная нужна.
Вот, например, я новые
Придумал имена!
Взятельный, Грязнительный,
Лежательный, Грубительный,
Ленительный
И, наконец, Простительный!
Король:
— Что ж, диагноз ясен. (стражникам) Отведите его на излечение к принцессе Лингвистике! (уводят) Я надеюсь, что таких Лежебокиных среди нас немного.
Ученица: (к залу)
— Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык!
(Н.Заболоцкий)
Ученики:
— Дорожите родным, милым словом:
Многоликим, большим языком !
Нашей жизни он – первооснова,
Всем народам планеты — знаком!
— Берегите его от цветистых
Иностранных и чуждых нам слов,
Чтоб поток от наречий ручьистых
Не затмил родника родников!
— В нём черпайте живящую силу:
Русских говоров, песен, стихов… —
Всё, что дорого сердцу, чтоб слилось
В языке, как основе основ!
(Денис Коротаев)
— Ваше высочество, а мы перед вашим приходом как раз разговаривали о том, как интересен русский язык.
Король:
— На самом деле, он очень богат и многолик. Взять хотя бы слово «писать», столько производных от него можно придумать. Писатель пишет, ученик списывает, директор подписывает, писарь переписывает, врач прописывает, следователь записывает, инспектор выписывает, пристав описывает.
Для иностранцев наш язык просто смерть.
1 уч:
— Да, ко мне недавно приезжал друг из Америки, хвастался, что выучил русский. Я решил над ним пошутить, и после разговора со мной у него чуть мозг не взорвался. Вот, как это было.
Музыка «Иностранец»
(выходит иностранец Джорж)
Джорж (жмет руку ученику, говорит с акцентом)
— Здравствуй, мой дорогой друг! Не подскажешь, который час?
— Прости, но не подскажу. Дело в том, что часы, которые висят – стоят. А которые идут – лежат. Дома.
Музыка «Та-дам»
Джорж ошарашено чешет голову, силясь понять сказанное.
Джорж:
— Хорошо. Хочу угостить тебя кофе. Ты будешь с сахаром?
— Да нет, наверное.
Музыка «Та-дам»
Джорж снова в недоумении.
Джорж:
— Тогда, может, сходим в кино? Ты смотрел последнюю новинку «Обитель зла»?
— Нет еще, руки не доходят посмотреть.
Музыка «Та-дам»
Джорж:
— Может, ты читать любишь?
— Люблю, недавно нашел интересное стихотворение: (начинает с выражением декламировать): За песчаной косой лопоухий косой пал под острой косой косой бабы с косой!
Музыка «Та-дам»
Джорж хватается за голову:
— Хватит, хватит! Пойдем, просто прогуляемся, без всяких непонятных слов и разговоров.
— С радостью. Ноги в руки и вперед!
Музыка «Та-дам»
Джорж в ужасе убегает за кулисы.
Король и Королева встают с тронов, выходят вперед, ученики уходят.
Музыка «Фон» играет фоном.
Король:
— Как много добрых слов на Голубой планете:
Мир, Родина, любовь, учитель, школа, дети!
А грязные слова нам Землю засоряют;
Калечат души нам и счастье разрушают.
Королева:
— И пусть из чистых уст на Голубой планете
Прекрасные слова лишь произносят дети!
И голубь мира всем несет благое слово,
Чтоб наш родной язык мог возродиться снова!
Король:
Изгоним же, друзья, из нашей с вами речи
Все грубые слова и злое просторечье.
А чистые слова бриллиантом засверкают,
Как капельки росы на солнце засияют.
Пусть радуга-дуга, как символ красоты,
Приносит в нашу речь побольше… Чистоты!
Король:
— Властью, данной мне, объявляю неделю Русского языка в школе №……… открытой!
Королева:
— Ваше высочество, вы забыли сказать «и литературы»!
Король:
— Ах, да! Приношу свои глубочайшие извинения! (целует ей руку) Конечно же, неделя русского языка и литературы, ведь эти две культуры не могут существовать друг без друга. Чтобы загладить свою оплошность, я объявляю сегодня в нашем королевстве литературный вечер!
(отходят на край сцены)
Музыка «Вальс»
На экране кадры бала из фильма «Война и мир». На сцену выходит пара (в школе наверняка есть танцующие дети, нужна хотя бы одна пара, танцующая вальс. Если будет больше, еще лучше)
Пара танцует, в это время король с королевой читают:
Король:
— «…Она вспомнила, как ей надо было держать себя на балу, и постаралась принять ту величественную манеру, которую она считала необходимой для девушки на балу. Но, к счастью её, она почувствовала, что глаза её разбегались: она ничего не видела ясно, пульс её забил сто раз в минуту, и кровь стала стучать у её сердца. Она не могла принять той манеры, которая бы сделала её смешной, и шла, замирая от волнения и стараясь всеми силами только скрыть его…
Королева:
— …Неужели так никто не подойдёт ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят… Они должны же знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую, и как им весело будет танцевать со мною».
Король:
— Первый бал Наташи Ростовой. Отчаянное, замирающее лицо Наташи показалось очевидным князю Андрею… С учтивым и низким поклоном, подходя к Наташе,… он предложил ей тур вальса. Они были 2-ая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из наилучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно. Ножки её в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от неё делали своё дело, а лицо её светилось восторгом счастья…
Все уходят за кулисы.
Музыка «Сказочная»
на экране фото «книги», выходят 3 человека из второй группы учеников, бродят по сцене, уткнувшись в книги (читают их). Выходит четвертый ученик, оглядывается с восхищением. Музыка стихает фоном.
4 уч:
О, сколько в этом доме книг!
Внимательно всмотрись –
Здесь тысячи друзей твоих
На полках улеглись.
Они поговорят с тобой,
И ты, мой юный друг,
Весь путь истории земной
Как бы увидишь вдруг…
1 уч: (отрывается от книги, выходит вперед)
— Отражение исчезнувших лет,
Облегчение житейского ига,
Вечных истин немеркнущий свет –
Это – книга. Да здравствует книга!
2 уч: (отрывается от книги, выходит вперед)
— Чистых радостей светлый исток,
Закрепленье счастливого мига,
Лучший друг, если ты одинок,-
Это – книга. Да здравствует книга!
3 уч:
— Русская классическая литература – это возвышающее душу чтение. Она отличается необыкновенной емкостью и уникальностью созданных русскими писателями и поэтами художественных образов. Пожалуй, ни одна национальная литература не дала человеку такого понятия о нравственно-эстетическом идеале, как литература русская. Ни одна страна не подарила миру такое количество гениальных людей, одаренных разнообразными талантами.
Музыка выключается, дети садятся полукругом (на заранее вынесенные стулья).
1 уч:
— Этот год стал юбилейным для многих писателей. Например, в июне 80 лет исполнится Юнне Мориц. (на экране фото Мориц)
2уч: (радостно вскакивает и выбегает на середину сцены)
— Ой, как я любила в детстве ее стихотворения! «Малиновая кошка», «Веселый завтрак», «Счастливый жук». А эту песню знает каждый ребенок: (напевает, остальные дети ей помогают)
Под грустное мычание,
Под бодрое рычание,
Под дружеское ржание
Рождается на свет
Большой секрет
Для маленькой,
Для маленькой такой компании,
Для скромной такой компании
Огромный такой секрет.
— А еще в этом году исполняется 85 лет со дня рождения русской поэтессы Риммы Казаковой, 150 лет со дня рождения виднейшего представителя поэзии Серебряного века Константина Бальмонта, 80 лет со дня рождения Беллы Ахмадулиной.
3 уч: (радостно вскакивает и выбегает на середину сцены, 2уч садится на место. На экране фото Ахмадулиной)
— Это же моя любимая поэтесса! У меня всегда мурашки по коже от ее стихов. Вспомнить хотя бы этот:(декламирует с выражением)
О, мой застенчивый герой,
ты ловко избежал позора.
Как долго я играла роль,
не опираясь на партнёра!
К проклятой помощи твоей
я не прибегнула ни разу.
Среди кулис, среди теней
ты спасся, незаметный глазу.
Но в этом сраме и бреду
я шла пред публикой жестокой –
всё на беду, всё на виду,
всё в этой роли одинокой.
— А еще 80 лет в этом году исполняется человеку, песни которого знает вся страна.
4 уч:
— Я знаю, о ком ты говоришь. Это Эдуард Успенский! Кроме него юбилеи в этом году празднуют еще двое любимых детских писателя – 70 лет исполняется Григорию Остеру, а 130 лет назад родился Самуил Яковлевич Маршак!
1 уч:
— Вредные советы Григория Остера! Кто же их не знает! (на экране фото Остер)
Чтобы выгнать из квартиры
Разных мух и комаров,
Надо сдернуть занавеску
И крутить над головой.
Полетят со стен картины,
С подоконника — цветы.
Кувыркнется телевизор,
Люстра врежется в паркет.
И от грохота спасаясь.
Разлетятся комары,
А испуганные мухи
Стаей кинутся на юг.
Музыка «Иностранец»
Выходят король с королевой.
Король:
— Много замечательных поэтов и писателей подарила нам русская земля. Есенин, Пушкин, Толстой, Некрасов, Гоголь, Достоевский, Фет, Лермонтов…
Королева: (перебивает его)
— Ваше высочество, посмею вас перебить, но если перечислить всех русских литераторов, на этой уйдет день или два. Скажу лишь, одно – нет лучшего средства для освежения ума, как чтение древних классиков.
(выходит на середину сцены)
Музыка «Фон» играет фоном
— Когда мне становится грустно,
когда невозможно уже… читаю.
От лирики русской
рассвет наступает в душе.
Как будто бы солнышко брызнет,
надежду неся и привет.
В ней нет отчужденья от жизни
и едкого скепсиса нет.
Как будто бы полем в тумане
идешь, погрузившись до плеч, –
врачует, колдует, шаманит
широкая русская речь.
Она превращается в чувство, –
нет выше на свете судьи,
чем это великое чудо
единой народной судьбы.
И горы крутые покаче
и в осени больше огня.
И нету на свете богаче
и нету счастливей меня!
Все становятся в ряд
1уч:
— С ногами залезу на темный диван,
Зажмурю глаза, чтоб удобней мечтать, —
мне папа сегодня волшебный роман
с цветными картинками будет читать!
2уч
— Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
3уч
— Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.
4уч
-Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги, друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!
Король:
— Неделю русского языка и литературы в школе №……… прошу считать открытой!
Музыка «Фанфары»
Королева:
— В добрый путь, дорогие друзья! В светлый, увлекательный путь ценных знаний и удивительных открытий! А попрощаться мы с вами хотим доброй песней о нашей родине.
(все участники выходят на сцену и поющая девочка. В школе наверняка есть ребенок, который красиво поет, и в его репертуаре наверняка есть песня о родине)
Король:
— Неспроста о родине, ведь эта тема проходит красной нитью в творчестве всех русских писателей. Как говорил Есенин: «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к родине»
(пока девочка поет, остальные либо покачиваются в такт, либо тихо подпевают)
В конце из-за кулис можно выстрелить двумя большими хлопушками.
План
Недели русского языка и литературного чтения
в начальной школе
4 – 11 декабря 2014 учебного года
Дата |
Название мероприятия |
Ответственные организаторы |
4 декабря День первый |
Открытие недели русского языка и литературы 1.Театрализованное представление 2. Час занимательного русского языка «Как человек научился писать» ( 1- 4 кл) |
Музафарова К.М. Уч-ся 2 « а» класса Швец А (3 «а» кл) учителя нач.классов |
5 декабря День второй |
1.Конкурс « Король письма» ( 1-4 кл) 2.Игра « Умники и умницы»( 4 классы) |
Учителя нач.классов Музафарова К.М. Кл.рук 4-х классов |
8 декабря День третий |
1.Час занимательного русского языка «История русского алфавита» ( 1-4 кл) 2.КВН « занимательная грамматика» ( 2 классы) |
Жакаев А ( 4«б»кл) Музафарова К.М. Кл.рук 2-х классов |
9 декабря День четвертый |
1.Творческий проект « Оживи букву» ( 1классы) 2. Брейн – ринг «Почему мы так говорим. Из истории слов и выражений» (3 классы) |
Кл.рук 1-х классов Музафарова К.М. кл.рук 3 -х классов |
10 декабря День пятый |
1.Час занимательного русского языка «Первые книги» ( 1-4 кл) 2.»Стихи детям»А.Барто (65 лет со времени издания сборника) для уч-ся 1 классов |
Ларин В,( 4 «а» кл) Бровко А( 4 «а» кл) Музафарова К.М. кл. рук 1 -х классов |
11 декабря День шестой |
Закрытие недели русского языка и литературного чтения 1.Награждение победителей 2.Литературная гостиная « В гостях у Виктора Драгунского»(к 55-летию со времени написания «Денискиных рассказов») |
Музафарова К.М. Учителя начальных классов |
День первый
Открытие недели русского языка и литературы
1 часть
звучат фанфары.
Ведущий: — Здравствуйте, ребята!
Мы рады сообщить Вам об открытии в нашей школе недели русского языка и литературного чтения!
— Сегодняшнее наше мероприятие, посвящённое НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА и литературного чтения разрешите начать стихотворением о русском языке, которое
написал узбекский поэт Сабир Абдулла. Выучи русский язык!».
Стихотворение
1 -й ученик: Данил Пашков
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
2-й ученик: Оля Ишкина
Он твой наставник — великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!
3-й ученик: Максим Артемьев
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово — свободы зарница,
Выучи русский язык!
4-й ученик: Антон Варкентин
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово —
Выучи русский язык!
5-й ученик:Анвар Гайнуллин
Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спаенный мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!
Вед :Мероприятие, посвящённое НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА и литературного чтения будем считать открытым.
( звучит музыка)
(Выходят Принцесса и Профессор)
Принцесса: Дарья
Профессор – Никита
Дарья
Предметная неделя это скучно,
Мы знаем все, ничем не удивить.
Быть может, будет лучше,
Предметную неделю отменить?
Тимур:
Как можно? Вы простите!
Тогда, быть может, жить без языка?
Зачем читать, писать учиться?
Зачем историю, географию нам знать?
Давайте отдыхать и веселиться,
Давайте в облаках летать!
Дарья
Нет, нет, постойте, уважаемый Профессор,
Что значит жить, существовать без языка?
Как нам общаться? Так неинтересно.
Я не согласна! Не согласна! Нет – нет — нет!
Язык нам нужен и история нужна,
Без языка не будет мир так дружен,
Однако не доступны нам они, пока
( пауза)
Пускай гонцы разносят эту весь!
Мы начинаем праздник, дел не счесть!
Тимур
Ну что ж, неплохо, всё хорошо идет,
Теперь представьте поскорей газету,
И расскажите нам,что будет? Что пройдет?
(Принцесса и Профессор рассматривают газеты и плакаты учащихся и оценивают)
Дарья
Хочу, чтоб сильно вы не расслаблялись,
И на неделе потрудились вы вдвойне!
Повелеваю!
Во вторник всем беседы провести,
Узнать как можно больше о писателях, поэтах,
Перелистать все книги, словари,
И в просвещенье я не потерплю запретов! ( писатели о русском языке, словари русского языка- скачать презентацию)
А в среду грамотность пускай проверят срочно,
Мы должны знать, кто лучше, кто мудрей,
Определить всех знатоков МОГУЧЕГО,
Помошники пускай помогут поскорей. ( списывание)
Ораторы нужны нам в государстве,
Поэтому в четверг узнаем мы,
Кто лучший чтец в великом царстве,
Кто постоит за честь страны. ( стихи )
:Тимур:
Но, но, спокойно! Разошлась ты, матушка!
Не уж-то ты надеешься найти
И умных, и начитанных, и знающих?
Уверен стопроцентно, нет таких!
: Дарья
И не указывай! Я знаю, что я делаю!
Повелеваю отыскать!
И в пятницу проверку знаний сделаю,
Кто знает то, чего нельзя не знать.
Здесь будут конкурсы, брейн-ринги, викторины,
Здесь будет всё: и слезы радости, и смех.
Прошу вас, взвесьте, рассчитайте силы,
Вас впереди удача ждет, успех!
Тимур:
А дальше праздник ждёт вас и награды,
Вы слышите? Вам постараться надо!
Ждет путешествие в Великую Страну!
*Принцесса и Профессор удаляются.
*Звучит фрагмент песни «Школьная страна»
Ребята, подробный план проведения недели будет висеть в каждом кабинете.
А также мы предлагаем в течение всей недели принять индивидуальное участие в конкурсах и олимпиадах.
По итогам недели будут подведены итоги и победителей ждут награды.
часть 3
Могуч и прекрасен русский язык. Наполняешься гордостью за наш родной язык, когда читаешь высказывания выдающихся людей о его богатстве, живости, многогранности и меткости! Послушайте, что говорили о нём выдающие русские и зарубежные писатели
4 «б» кл. Александр Сергеевич Пушкин прекрасно относился к родному языку. По его мнению, «русский язык-это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и точность».
3 «б» кл «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно-страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.
3 «а» кл Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: «Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого».
4 «а» кл. Иван Сергеевич Тургенев в 1882 году посвятил русскому языку стихотворение в прозе.
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
2 «б» кл Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
2 «а» кл . Мне очень нравятся высказывание Гоголя о русском языке: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи».
Вед. И в заключении нашей линейки я попрошу вас послушать песню о русском языке.
Русских слов глубокое теченье
Дарит силу песенной строке.
Ах, какое это наслажденье —
Говорить на русском языке!
Колосится рожь в широком поле,
Облака купаются в реке.
Мы с тобой о радости и боли
Говорим на русском языке.
Не померкнет подвиг наших дедов,
Ордена горят на пиджаке.
В майский день друг другу: «С Днём Победы!» —
Говорим на русском языке.
Вот малыш спешит за мамой следом,
И ручонка в папиной руке.
Он уже и с бабушкой, и с дедом
Говорит на русском языке.
Вспоминая белые берёзы,
От родного дома вдалеке,
Мы, смахнув непрошеные слёзы,
Говорим на русском языке.
Паренёк с фамилией Гагарин
Отправлялся в космос налегке.
Он был первым. И из этой дали
Говорил на русском языке.
Греет нас особенное слово,
Это слово вечное — Москва!
Словно мать, беречь она готова
Все на свете русские слова.
В Риме, Вашингтоне и в России,
И в английском тихом городке,
Далеко и близко от России
Говорят на русском языке.
У костра звучит родное слово,
И заветный томик в рюкзаке…
Мы и завтра будем с вами снова
Говорить на русском языке.
Греет нас особенное слово,
Это слово вечное — Москва!
Словно мать, Москва беречь готова
Все на свете русские слова.
Дополнительный материал для подготовки
к Неделе русского языка и литературного чтения
Внеклассное чтение
-
М. Горький « Детство»
-
Р.Киплинг « Как было написано первое письмо»
-
Р.Киплинг «Как была выдумана азбука»
-
В.Драгунский «Денискины рассказы»
-
А.Барто « Сборник стихов»
Словари
Высказывания о русском языке
1.Высказывания известных писателей и поэтов о богатстве русского языка
Конкурсы (индивидуальное участие)
-
Сочинение «Зачем я учу русский язык»
-
Иллюстрация к поговорке или пословице
-
Лучшая тетрадь по русскому языку
-
Олимпиада знатоков русского языка
-
Кроссворды
Сценарий открытия недели русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №5 г.Урус—Мартан.»
Сценарий открытия недели русского
языка и литературы:« Без языка не будет
мир так дружен…»
Учитель русского языка и литературы Дашаева И.Ш.
Цель:
провести информационно—музыкальное мероприятие, открытые уроки и
внеклассную
деятельность в рамках недели русского языка и литературы.
Оборудование:
1. Стенды «Неделя русского языка и литературы» (тематические газеты и
плакаты).
2. Выставка книг (учебники и учебные пособия по русскому языку и
литературе, различные словари, журналы, буклеты и др.)
3. Воздушные шарики для игры—разминки «Шарики за ролики».
4. Атрибуты для ролевых сцен: книги, глобус, диадема для Принцессы,
указка, очки, шапка магистра для Профессора, перо, чернильница, листы с
буквами русского алфавита (А—М), трубка и кепи для Шерлока Холмса,
цилиндр, тросточка для Ватсона.
5. Фонограммы (фанфары, песня «Школьная страна», музыка Дашкевича из
к/ф. «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона).
* звучат фанфары.
Чтец.
Много языков на свете разных—
Выучить их все не смог бы я,
Все они по—своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.
Говорят в Париже по—французски,
По—немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.
Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл.
Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова.
Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива.
Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!
Ведущий:
Здравствуйте, друзья!
Мы рады сообщить Вам об открытии в нашей школе недели русского языка и
литературы!
*Выходят Принцесса и Профессор.
Принцесса:
Предметная неделя это скучно,
Мы знаем все, ничем не удивить.
Быть может, будет лучше,
Предметную неделю отменить?
Профессор:
Как можно? Вы простите!
Тогда, быть может, жить без языка?
Зачем читать, писать учиться?
Зачем историю, географию нам знать?
Давайте отдыхать и веселиться,
Давайте в облаках летать!
Принцесса:
Нет, нет, постойте, уважаемый Профессор,
Что значит жить, существовать без языка?
Как нам общаться? Так неинтересно.
Я не согласна! Не согласна! Ни—ког—да!
Язык нам нужен и литература нужна,
Без языка не будет мир так дружен,
Однако не доступны нам они, пока
Мы мир невежества и лени не разрушим!
Пускай гонцы разносят эту весь!
Мы начинаем праздник, дел не счесть!
Ну что ж, неплохо, всё хорошо идет,
Теперь представьте поскорей газету,
И расскажите нам, что будет? Что пройдет?
Позвольте путешествовать по свету!
*Принцесса и Профессор
Неплохо вы сегодня постарались!
Но этого, поверьте, мало мне,
Хочу, чтоб сильно вы не расслаблялись,
И на неделе потрудились вы вдвойне!
Хочу, чтоб знали больше об истории!
Повелеваю!
Во вторник всем беседы провести,
Узнать как можно больше о писателях, поэтах,
Перелистать все книги, словари,
И в просвещенье я не потерплю запретов!
А в среду грамотность пускай проверят срочно,
Мы должны знать, кто лучше, кто мудрей,
Определить всех знатоков МОГУЧЕГО,
Помощники пускай помогут поскорей.
Ораторы нужны нам в государстве,
Поэтому в четверг узнаем мы,
Кто лучший чтец в великом царстве,
Кто постоит за честь страны.
Профессор:
Но, но, спокойно! Разошлась ты, матушка!
Не уж—то ты надеешься найти
И умных, и начитанных, и знающих?
Уверен стопроцентно, нет таких!
Принцесса:
И не указывай! Я знаю, что я делаю!
Повелеваю отыскать!
И в пятницу проверку знаний сделаю,
Кто знает то, чего нельзя не знать.
Здесь будут конкурсы, брейн—ринги, викторины,
Здесь будет всё: и слезы радости, и смех.
Прошу вас, взвесьте, рассчитайте силы,
Вас впереди удача ждет, успех!
А дальше праздник ждёт вас и награды,
Вы слышите? Вам постараться надо!
Ждет путешествие в Великую Страну!
*Принцесса и Профессор удаляются.
*Звучит фрагмент песни «Школьная страна»
Ведущий: Быть грамотным, т.е. уметь читать и писать, очень важно.
Перед Вами миниатюра Владимира Гончарова «О
грамоте и больной ноге».
Один неграмотный пришел с поклоном к грамотею:
— Будь другом, напиши письмо, а то я не умею…
— Нет, не могу, нога болит, — ответил хмуро тот.
— Через неделю приходи, авось болезнь пройдет.
— Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил.
— Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.
Почерк у меня такой, трудись хоть целый год.
Но без меня мое письмо никто не разберет.
Ведущий: А эту миниатюру создала современная школьная жизнь.
*За столом 2 ученика.
1 ученик: Ну почему ты,Магомед , учительницу не слушаешь?
Сколько раз она тебе говорила: «Работай над почерком.
Пиши разборчиво». А ты, как курица, царапаешь.
Что ты в слове «дорога» написал – «а» или «о»?
2 ученик: О!
1 ученик: Ну вот! Опять учительница будет говорить, что я
безграмотный, потому что у меня из—за твоего почерка
еще одна ошибка будет!
Ведущий: Знание языка, владение словом очень влияет на качество
нашего общения.
7 чтец: Я с ученицей был знаком:
Выписывая цифры,
Она водила языком,
Как обезьяна в цирке.
Нельзя об этом промолчать,
Ведь это очень грустно!
Нам дан язык, чтоб отвечать
Не письменно,
А устно!
Ведущий: Что значит «водить языком»?
(Повторять)
А как называется это и подобное ему выражение?
(Фразеологизмы)
Фразеологизмы помогают передать информация ярко, образно.
А сейчас предлагаем зрителям небольшую разминку «Шарики за ролики».
Закончите фразу, написанную на шарике.
*Участники берут заранее приготовленные воздушные
шарики, на которых написаны выражения о языке,
учении не полностью. Они раздают шарики зрителям
в зале и предлагают закончить выражения.
Примеры: Язык мой — …. (враг мой)
Держать язык за….(зубами)
Век живи, век….(учись)
Ученье – свет, неученье — ….(тьма)
Язык до Киева….(доведет)
Учиться – всегда….(пригодится)
Прикусить….(язык)
Филькина….(грамота) и др
*Участники рассаживаются в зале.
Ведущий: Умение владеть словом нужно в разных сферах
человеческой деятельности…
И даже в этой…
*Звучит музыка Дашкевича из к/ф «Приключение Шерлока Холмса и
доктора Ватсона».
Из–за кулис выходят знаменитые герои рассказов Конан Дойля.
Доктор Ватсон: Холмс, мне пришло странное письмо с
предложением посетить пациента (показывает
письмо).
Шерлок Холмс: Что же тут странного, Ватсон?
Все доктора должны посещать своих пациентов,
если они больны.
Доктор Ватсон: Да, но письмо без адреса! К кому ехать и,
главное, куда, мне не ясно!
Шерлок Холмс: Что же написано в этом письме? Возможно,
его содержание поможет нам узнать, кто
нуждается в докторе.
Доктор Ватсон: (читает)
… Красавец в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.
С душою прямо геттингенской…
Шерлок Холмс: Боюсь, Ватсон, путь к этому пациенту будет
долгим, т.к. живет он не где — нибудь, а в
далекой России.
Доктор Ватсон: Да с чего вы взяли?
Шерлок Холмс: Элементарно, Ватсон! У этого человека налицо
все признаки заболевания, распространившегося
по всей Европе в начале 19 века.
Название этого недуга — романтизм, им заболели
многие молодые люди по всему миру.
Доктор Ватсон: Да, но почему тогда именно Россия? Не Франция,
не Англия, не Бельгия?
Шерлок Холмс: Элементарно, Ватсон! (берет письмо).
Мне знаком этот слог. Четырехстопный ямб,
смежная, опоясывающая рифма,
«онегинская строфа» — все говорит о том, что
это рука великого Пушкина.
Так что «с душою прямо геттингенской»
ваш пациент Владимир Ленский.
Доктор Ватсон: Действительно, элементарно
*Герои удаляются за кулисы под ту же музыку.
(В это время в задних рядах раздаются разговоры, шум, ребята начинают
оборачиваться).
Ведущий: Ребята, это кто решил «вмешаться в наш праздник?
Выходят ОТЛИЧНИЦА, которая старается удержать
«современного Незнайку, пытающегося вырваться.
Дорогие друзья! Расскажите ребятам вы кто и что у вас случилось.
Отличница: Добрый день! Дорогие ребята, простите нас. Вот, мой
одноклассник, который не хочет учиться. (Стих. о новых падежах).
НЕЗНАЙКИН: Ладно—ладно, да выучу я их! Слово даю!
Ведущий: Ребята, вот какие чудеса происходят на нашем Празднике!
Даже Незнайкин обещал выучить падежи. И в этот важный момент хочу
пригласить всех участников вызвать на сцену и предоставить слово
Принцессе.
*Участники возвращаются на сцену. Принцесса: Дорогие друзья! Данной
мне властью объявляю
Неделю русского языка и литературы
открытой!
ПРОФЕССОР: Вас ждут интересные уроки и внеклассные мероприятия
наших педагогов. Мы надеемся они вызовут у вас желание изучать русский
язык, читать произведения русской литературы.
Все участники (хором)
Речь Пушкина и Чехова,
Русский язык любимый,
В награду дан ты на века.
Ты – наша гордость, наша сила
И роль играешь в жизни маяка.
Подготовила:
Учитель начальных классаов
МБОУ МО г.Нягань СОШ №14
Довгань С.И.
Открытие НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Слайд 1
На экране: «Неделя русского языка»
Слайд2
Учитель: Праздник начинается, гости улыбаются,
Дети постараются в неделю показать
Всё, чему учились, всё, к чему стремились,
Потому что в мире надо много знать.
Ведущий 1: Язык, на котором мы говорим, красив и богат. На русском языке говорят не только русские. Русский язык изучают во многих странах, потому что он очень мелодичен.
Слайд 3
«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно – бойкий и живой.»
Л.Н.Толстой
Слайд 4
Ведущий 2:
И.С.Тургенев писал:
« Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достижение передано нам нашими предшественниками».
Слайд5
Ведущий 1: Сколько разных слов в русском языке! В устной речи слова, как вы знаете, складываются из….звуков, которые на письме передаются особыми знаками…..
Черные, кривые,
Встанут в ряд-
Заговорят.
Кто такие?……..(Буквы)
Ведущий:2 А вот ещё одна загадка.
На странице букваря
33 богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей!…..(Алфавит)
— Почему в загадке говорится о 33 богатырях? Потому что в алфавите 33 буквы.
Ведущий 1: Все знают: урок русского языка – дело серьёзное. Как огорчаются многие из вас, когда допускают ошибки при написании слов!
Некоторые ребята, пишут: «Увидишь ошибку — прими за улыбку!». Вам смешно, но учителю совсем не до шуток!
Ведущий2: Однако оказывается, что и в русском языке есть повод для шуток. Ведь не зря придумана пословица: «Веселье – делу не помеха». В русском языке есть шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов. Называется она каламбуром, что с французского переводится — игра слов.
Ведущий 1: Игры со словами могут быть разными. Например, можно отыскать такие слова, в которых, если отнять по одной букве с начала или конца, всё же сохраняется смысл. Такая известная игра есть со словом «ПОБЕДА».
«ПОБЕДА» ( два ученика)
-В какой гостинице вы жили?
— «Победа».
-Чего вы ждали?
-Обеда.
-Что случилось?
-Беда.
-Что пропало?
-Еда.
-Вы кричали?
-Да!
-Что?
-А!
Ведущий 2: В русском языке, очень много слов, похожих как две капли воды. Они пишутся одинаково, но произносятся, по-разному, потому что ударение в таких словах падает на разные слоги, а слова такие называются омонимами.
ЗАМОК-ЗАМОК
В дом войти никто не мог –
На двери висел замок.
Я песок руками рою,
Королевский замок строю.
ГВОЗДИКИ-ГВОЗДИКИ
Из стенки гвоздики торчат,
Повешу — ка на них плакат.
А на день рожденье Вики
В подарок я несу гвоздики.
БЕЛКИ-БЕЛКИ
Белки прыгают по веткам,
Принесли орешки деткам.
Ты печенье испеки,
Взбей яичные белки.
МУКА-МУКА
Со мною просто мука,
Такая я копуха.
Хоть на полу уже мука,
Не испекла я пирога.
ЗАСЫПАТЬ-ЗАСЫПАТЬ
Малыш мой начал засыпать,
И перестал к нам приставать.
Засыпать вермишель в кастрюлю
И вкусный суп уже сварю я.
Ведущий 1: А сейчас посмотрите сценку: «НЕСУРАЗНЫЕ ВЕЩИ».
(двое детей)
— Здравствуй!
-Привет!
-Что ты несёшь?
-Несу разные вещи.
-Несуразные? Почему они несуразны-то?
-Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу мел…
-Что не сумел?
-Отстань!
-Да ведь ты говоришь: «Не сумел». Что не сумел-то?
-Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.
-Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несёшь?
-Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник. Я сказал «Ему же надо будет», понадобится, значит.
-Вот оно что…
— А ещё у меня есть новость для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.
— Тамарка?
— Ага.
-И ничего, симпатичная?
-Красивая, зелёная такая.
-То есть как?
-Зелёного цвета.
— Постой, постой… это что же: у неё волосы что ли зелёные?
— У кого волосы?
-Да у Тамарки-то.
— Что-о?!
-Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка»…
— Та! Марка! Марка! Понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая… Там арка нарисована.
-Ага, всё-таки нарисована Тамарка? На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил.
-Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, мне некогда!
-Пока. Смотри не растеряй свои несуразные вещи.
-А ну тебя…
-Да! Стой, стой!
-Ну что ещё?
-Передавай привет.
-Кому?
-Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене…
Ведущий 2: Сейчас вы услышите рассказ двух учеников о том, как они ходили в кино. Эти ребята забыли, что такие существительные, как : радио, шоссе, такси, кафе, кино, пальто, купе, кашне, бюро, кенгуру и другие не склоняются, то есть их нельзя изменять.
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру.
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашны и без пальты.
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура
Ходит-бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгуру в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян,
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино,
Жаль, что кончилось оно.
В гардероб пора бежать:
Будут польта выдавать.
Ведущий 1: Вот, что получается, если не знать или не уметь применять правила русского языка. Это как раз тот случай, когда ошибка считается не улыбкой, а обыкновенной неграмотностью.
Ведущий 2: Помните: приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, разнообразна, а каждое слово употреблено правильно, к месту и ко времени.
Посмотрите сценку «На уроке русского языка».
Сценка «На уроке русского языка»
Учитель: Петров, выйди к доске и запиши небольшой рассказ, который я тебе продиктую. (Ученик выходит к доске и готовится писать)
Учитель (диктует): “Папа и мама ругали Вову за плохое поведение. Вова виновато молчал, а потом дал обещание исправиться”
(Ученик пишет под диктовку на доске) Слайд 6
Учитель: Прекрасно! Подчеркни в своём рассказе все имена существительные.
(Ученик подчёркивает слова: «папа», «мама», «Вову», «поведение», «Вова», «обещание»)Слайд 7
Учитель: Готово? Определи, в каких падежах стоят эти существительные. Понял?
Ученик: Да!
Учитель: Начинай!
Ученик: “Папа и мама”. Кто? Что? Родители. Значит, падеж родительный.
Ругали кого, чего? Вову. “Вова” — это имя. Значит, падеж именительный.
Ругали за что? За плохое поведение. Видно, что-то натворил. Значит, у “поведения” падеж творительный.
Вова молчал виновато. Значит, здесь у “Вовы” падеж винительный.
Ну, а “обещание”, конечно, в дательном падеже, раз Вова его дал !Вот и всё!
Учитель: Да-а, разбор получился оригинальный! Неси-ка дневник, Петров. Интересно, какую отметку ты предложил бы себе поставить?
Ученик: Какую? Конечно, пятёрку!
Учитель: Значит, пятёрку? Кстати, в каком падеже ты назвал это слово — “пятёрку”?
Ученик: В предложном!
Учитель: В предложном? Почему же?
Ученик: Ну, я же её сам предложил!
Ведущий 1: А сейчас, ребята, давайте отгадаем какие слова зашифрованы на экране.
Слайд 8 –фонарь
Слайд 9-перемена
Слайд 10 –подарок
Слайд 11-ворон
Слайд 12.
Выходят все участники.
Учитель: Сегодняшнее наше мероприятие, посвященное НЕДЕЛЕ РУССКОГО ЯЗЫКА, завершаем замечательным стихотворением, которое называется
«Выучи русский язык!».
Вот и всё,
Что мы успели
Вам сегодня показать.
Но впереди у нас неделя.
И мы хотим вам пожелать:
Здоровья, успехов и настроенья,
Хороших оценок
И больше везенья!
Всегда улыбайтесь,
Творите добро —
Ведь стать знаменитыми
Вам суждено!
11