Сценарий на руси учились так

Как учились на Руси

Как учились на Руси

Сценарий Дня знаний

Ведущий 1: Ребята! Сегодня у нашей страны особенный день. Весь наш народ отмечает День Знаний. Я поздравляю вас с этим замечательным днём, хочу пожелать вам хорошо и с интересом учиться. Сейчас я расскажу вам, как учились наши предки на Руси. Первое упоминание об обучении детей встречается в русской летописи 988 года. Именно в этом году князь Владимир Красное Солнышко решил принять христианство и обратить в эту религию всех своих подданных. Тогда же и появляются первые школы. В городах и сёлах строились церкви, и были нужны грамотные священники. Владимир приказал брать у «лучших людей» ребят и отдавать их в «обучение книжное». Но народ в то время был ещё дик, в новой вере не утвердился и боялся грамоты. Вербовать учеников приходилось силой, и матери, приводя детей, плакали и причитали, как над покойниками.

В 1028 году сын князя Владимира  — Ярослав Мудрый – собрал в Новгороде 300 человек детей и велел «учити книгам». Это было первое большое училище.

Ведущий 2: Чтобы совершить путешествие во времени, «заглянуть» в прошлое и собственными глазами увидеть ушедшую жизнь, особых фантастических приспособлений не надо. Достаточно заглянуть в древний документ – самый надёжный носитель информации, который, подобно волшебному ключу, отмыкает заветную дверь в прошлое. Одним из таких документов была книга под названием «Стоглав» — собрание постановлений Стоглавого собора, проходившего с участием Ивана 4-го и представителей Боярской думы в 1550-1551 года.

Постепенно число школ росло, они открывались при церквях и монастырях (так называемые церковно-приходские школы). Учителями в них были священники (служители церкви). Обилие переведённых с греческого языка книг, существовавших тогда, показывает, что школа делала своё дело – создавала читателя и любителя просвещения. Книга пользовалась большим почётом в Древней Руси. В случае пожара книги старались спасти в первую очередь. «Книги суть те же реки, напояющие вселенную», — говорили в старину. Сын Ярослава Мудрого – Святослав – заполнил книгами кладовые своего дворца, Владимир Мономах сам был писателем, отец же Мономаха Всеволод знал пять языков.

Нашествие монголо-татарских  завоевателей в 13 веке на несколько столетий затормозило развитие школы и просвещения на Руси. Лишь с 16 века начался новый подъём школьного дела.

К 17 веку школ было уже довольно много и в городах, и в сёлах, и число их быстро росло. Это подтверждает существование книг под названием «Азбуковник». Это были сборники статей учебного, нравоучительного и энциклопедического характера. Наибольшее распространение получили азбуковники учебные.

Ведущий 1: Учили в школах только мальчиков – уделом девочек было домашнее хозяйство, где можно было обойтись и без умения читать и писать. За обучение нужно было платить, поэтому учиться могли лишь дети состоятельных родителей. Коллектив учеников назывался «дружиной». Занятия чаще всего начинались с 1 декабря, но мальчик мог поступить в школу в любое время. Сидели ученики вместе, но занимался учитель с каждым учеником отдельно. Определённого срока обучения тоже не было. Научился читать, писать, считать – закончил школу. Всё зависело от способностей.

В школах готовили в основном священников – только церкви нужны были в то время грамотные люди. Поскольку церковные службы велись на латинском языке, ему и учили школяров.

Латинский в то время уже был «мёртвым» языком – не было на земле народа, говорившего на нём. На латыни читали молитвы, писали религиозные книги. Врачи пользовались латынью, чтобы не вызывать излишнего волнения у больных, особенно если болезнь была достаточно серьёзной. Этому «мёртвому» языку и учили в средневековой школе.

Сначала мальчики заучивали наизусть молитвы, повторяя их за учителем. Потом их учили читать те же молитвы по книге. Книг было в то время мало, их переписывали от руки, были они очень дорогими. Поэтому на весь класс книга была одна, и с этой единственной книгой учитель переходил от ученика к ученику.

Ведущий 2: Последуем за учеником, вошедшим в училище. Вот он положил свою шапку на полку, поклонился образам, учителю и всей ученической «дружине». Здесь ему предстоит провести целый день, до звонка к вечерней службе, который был сигналом к окончанию занятий. В «Азбуковнике» по этому поводу были написаны наставления, которые ученики упорно твердили, закрепляя тем самым и навыки чтения.

         В доме своём, от сна восстав, умыйся,

         Прилучившимся плата краем добре утрися,

         В поклонении святым образам продолжися,

         Отцу и матери низко поклонися.

         В школу тщательно иди

         И товарища своего веди,

         В школу с молитвой входи,

         Тако же вон исходи.

Учение начиналось с ответа урока, изучавшегося накануне. Когда же урок был всеми рассказан, вся «дружина» совершала перед дальнейшими занятиями общую молитву, в которой просили Бога: «Вразуми мя и научи книжного писания…». Затем проходили к старосте за книгами и рассаживались за длинным ученическим столом – каждый на указанное учителем место.

Азбука нелегко давалась детям, обучавшимся чтению в начале 17 века. Сначала нужно было вызубрить названия букв. «А»-«Аз», «Б»-«Буки», «В»-«Веди», «Г»-«Глаголь», «Д»-«Добро»… Но ещё сложнее было из букв складывать слова. Ведь по правилам нужно было назвать «полным именем» каждую букву слова. Пока доберёшься до конца слова, забудешь, с чего оно началось! Представьте себя учениками школы 17 века: сложите из букв, которые я вам буду показывать, слова.

(Показать последовательно карточки с названиями букв, составляющих слово, а потом ребята составляют слово.)

Буквы для карточек:

«Добро», «Он», «Мыслете».  (Дом).

«Ша», «Како», «Он», «Люди», «Аз». (Школа).

Писали школьники гусиными перьями на очень дешёвой рыхлой бумаге, о которую перо непрерывно цеплялось, оставляя чернильные кляксы. Чтобы не растекались чернила, посыпали написанное мелким песком из баночки.

Ведущий 1: Первым печатным учебником для детей была «Азбука» 1574 года. Её составил диакон Иван Фёдоров (основатель книгопечатания в России и на Украине). Будучи выдающимся мастером печатного дела и высокообразованным человеком, он поставил перед собой цель: «…духовные семена по вселенной рассеивать и всем по порядку раздавать духовную пищу эту». В «Азбуке» Ивана Фёдорова были не только буквы, слоги, слова, но и тексты для чтения, а также православные молитвы. «Азбука» Фёдорова примечательна ещё и тем, что в ней давались начальные сведения по грамматике: состав слов, правописание безударных гласных, правила склонения существительных и спряжения глаголов и прочее. А в конце книги автор призывал родителей учить детей грамоте. В 1578 году Иван Фёдоров переиздал свою «Азбуку», поместив в ней сведения о первоучителях Кирилле и Мефодии. В течение многих лет дети учились грамоте именно по этой книге. Прошли десятилетия, и в 1634 году был выпущен первый букварь, где изучение букв пошло не в алфавитном порядке, а так, как было удобно учителю и ученикам. В 1692 году знаменитый поэт и выдающийся просветитель Карион Истомин и художник Леонтий Бунин создали первый букварь с картинками. В этом букваре на каждой странице было показано, как по-разному можно писать одну и ту же букву.

Книги были собственностью школы, они являлись главной ценностью, и поэтому учитель воспитывал уважительное отношение к ней. Существовали определённые правила при работе с книгой, которые учащиеся должны были неукоснительно выполнять. Правила эти были единые для всех училищ 17 века. Вот как написано в «Азбуковнике».

Книги ваши добре  храните

И опасно наместо кладите;

Книгу кладя, печатью вверх закрывай

Указательного же древца в нею отнюдь не влагай.

Книги к старосте в соблюдение,

Со молитвой, приносите,

Тако же заутро принимая,

С поклонением, относите.

Книги свои не вельми разгибайте,

И листов в них тож не пригибайте.

Книг на седалищном месте не оставляйте,

Но на уготованном столе

Добре поставляйте.

Книг аще кто не бережёт.

Таковый души своей не бережёт.

Ведущий 2: За неаккуратность и за школьные шалости не только секли розгами (тонкими прутьями, вымоченными в воде), но и ставили на несколько часов на колени на горох, оставляя без обеда. А уж шлепков и подзатыльников во время урока было не счесть!

Поркой не исчерпывался арсенал наказаний, но надо сказать, что розга была в том ряду последней. Шалуна могли отправить в карцер, роль которого с успехом исполнял школьный чулан. Есть в «Азбуковнике» упоминание и о такой мере, которая нынче называется «оставить после уроков»:

«Если кто урока не учит, 

Таковой из школы свободного отпуска не получит…»

И не нужно думать, что ту власть, которой обладал учитель, он употреблял сверх всякой меры — хорошее учение искусной поркой не заменишь. Об этом говорилось в книге «Стоглав», бывшей, по сути, руководством для учителей в обучении и воспитании детей: «… не яростью, не жадностью, не гневом, но радостным страхом и любовным обычаем, и сладким поучением, и ласковым утешением».

Вот между двумя полюсами, возможно, и пролегала стезя воспитания. И если «сладкое поучение» не шло впрок, тогда и применялся «педагогический инструмент», «вострящий ум, возбуждающий память».

Ведущий 1: Большую часть дня ученики неотлучно находились в школе. Кто же помогал учителю, если ему надо было отлучиться по неотложным делам или просто отдохнуть? Для этого в каждом классе учитель избирал себе из учеников помощника, называемого старостой. Роль старосты во внутренней жизни тогдашней школы была чрезвычайно важна. После учителя староста был вторым человеком в школе, ему даже дозволялось замещать самого учителя. Староста должен был наблюдать за ходом учёбы в отсутствие учителя и даже имел право наказывать виновных за нарушение порядка, установленного в школе. Ещё староста выслушивал уроки младших школьников, собирал и выдавал книги, следил за их сохранностью и должным с ними обращением. Распоряжался отоплением, освещением и уборкой школы.

Учитель выбирал старосту из старших учеников, в учёбе прилежных и благоприятных душевных качеств. Все управления школой старосты проводили без всякого доносительства учителю. Наоборот, учеников всячески приучали к товариществу, к коллективной жизни в «дружине». Были случаи, когда учитель не мог найти провинившегося, а «дружина» его не выдавала, тогда объявлялось наказание всем ученикам. Часто виновник, чтобы не подводить «дружину», признавался в своей вине и безропотно принимал наказание.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину.

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

 А да Б как Аз да Буки,

В – как Веди, Г – Глагол.

И учитель для науки

По субботам их порол.

                   Н. Кончаловская.

Книги встречают нас в самом раннем детстве и сопровождают всю жизнь. Они заставляют нас непрерывно совершенствоваться, чтобы мы могли стать настоящими людьми. Поэтому недаром говорил наш замечательный русский писатель Константин Георгиевич Паустовский…

«Человек, любящий и умеющий читать, — счастливый человек. Он окружён множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги».

Только что прошли-пролетели летние каникулы. Давайте проведём разминку-тест наших знаний. Для этого проведём викторину.

 Первое задание « Викторина».

1.     Какие учреждения являлись культурными центрами на Руси, распространяющими просвещение?  ( Монастыри, церкви, там обучали детей грамоте.)

2.     В кириллице каждая буква имела название (аз, буки, веди и так далее). А как в кириллице называлась буква «д»?  (Добро).

3.     Как называется контроль официальных властей над содержанием, выпуском в свет и распространением печатной продукции?  (Цензура).

4.     Как называется вымышленное имя, которым лицо (писатель, журналист) заменяет своё настоящее имя? (Псевдоним).

5.     Как называется предприятие, осуществляющее подготовку и выпуск печатной продукции: книг, журналов, газет и так далее? (Издательство).

6.     Как называются записки, литературные воспоминания о прошлых событиях, сделанные современником или участником этих событий? (Мемуары).

7.     Как называется печатное издание, содержащее перечень дней года и событий или памятных дат, связанных с этими днями? (Календарь).

8.     Назовите имя и фамилию русского первопечатника. (Иван Фёдоров).

9.     Название этой священной книги в переводе с греческого означает «книга». (Библия).

10.           «Чтение – вот лучшее учение». Кто автор этих строк?  (А.С.Пушкин).

11.           Кто такой книгочей?  (Любитель чтения).

12.           Букинист – это… (Торговец старыми книгами).

В названиях многих литературных произведений встречаются прилагательные. Например, «Аленький цветочек» С. Т. Аксакова.

Задание – вспомнить, какие прилагательные пропущены в следующих названиях произведений.

А. Погорельский «… курица».  ( Чёрная).

В. Гауф «… Мук». (Маленький).

А. М. Волков «Семь…королей». (Подземных).

Х.К.Андерсен «… королева». (Снежная).

В.Г.Губарев «Королевство…зеркал». (Кривых).

Х.К.Андерсен «…Утёнок». (Гадкий).

А.Н.Толстой «…ключик, или Приключение Буратино».  (Золотой).

Братья Гримм «… портняжка».  (Храбрый).

Е.Л.Шварц «Сказка о … времени». (Потерянном).

П.П.Бажов «…копытце».  (Серебряное).

Следующее задание – перекрёстный блицтурнир:   одна команда называет слово, другая — антоним к нему, и наоборот. Например: белый – чёрный, сладкий – солёный, плакать – смеяться.

Ещё один конкурс «Буква заблудилась».

              Неизвестно, как случилось,

              Только буква заблудилась,

              Заскочила в чей-то дом

              И хозяйничает в нём.

              Но едва туда зашла

              Буква озорница,

              Очень странные дела

              Начали твориться…

Я буду читать строки, в которых вы должны обнаружить ошибку-слово, в котором изменена одна буква.

1.Ехал дядя без жилета (билета),

Заплатил он штраф за это.

2.На верхушке каланчи

День и ночь кричат врачи (грачи).

3. Шумливые палки (галки)

Затеяли драку,

Но вмиг улетели,

Увидев собаку.

4. Закричал охотник: «Стой!

Двери (звери) гонятся за мной!».

5. На глазах у детворы

Крысу (крышу) красят маляры.

6. На болоте нет дорог.

Я по кошкам (кочкам) скок да скок.

Задание: «Интеллектуальная игра».

  1. 1.    Кто написал стихотворение «Бородино»?
  •  А.С.Пушкин;
  • М.Ю.Лермонтов;
  • Н.А.Некрасов.

2. Какое произведение А.С.Пушкина начинается со слов

«У Лукоморья дуб зелёный…»

  • «Руслан и Людмила»;
  • «Сказка о рыбаке и рыбке»;
  • «Зимний вечер».

3. Кто из русских классиков родился в 1799 году?

  • А.С.Пушкин;
  • Н.В.Гоголь;
  • А.П.Чехов.

4. Какой литературный герой предлагал дохлую кошку как средство от бородавок?

  • Карлсон;
  • Буратино;
  • Том Сойер.

5. Кто был третьим, от кого ушёл Колобок?

  • Медведь;
  • заяц;
  • лиса.

6. Этот писатель совершил путешествие в Лилипутию, в Лапуту, в Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобдриб, Японию и в страну Гуингнмов. Кто это?

  • Ж.Верн;
  • Дж.Свифт;
  • Д.Дефо.

Задание «Отгадайте по описаниям сказочных героев».

    • Очень английская и очень хорошо воспитанная девочка из сказок писателя и профессора математики. Немного зануда. Но её это даже немного украшает. Однажды, погнавшись за Белым Кроликом, она прыгнула в его нору, которая оказалась бездонным колодцем, приведшим её в Замечательную чудесную страну. Кто эта девочка? (Алиса. Л. Кэрролл «Алиса в стране Чудес», «Алиса в Зазеркалье».)
    • Бедный арабский юноша из сказок «Тысяча и одна ночь». Это он разыскал волшебную лампу, внутри которой находился Джинн. Этот герой храбрый и весёлый. Его врагом стал злой волшебник… Назовите имя этого литературного героя. (Аладдин из сказки «Аладдин и волшебная лампа» из книги «Тысяча и одна ночь».)
    • Самоуверенный, невежественный, но вместе с тем храбрый мальчишка. Возможно, в будущем станет хорошим актёром или даже главным режиссёром. Недаром он сумел сплотить вокруг себя целую группу актёров-единомышленников, которые справились со злым директором кукольного театра. Как звать мальчугана? А директора театра? Кто написал повесть–сказку и как она называется? (Буратино. Карабас-Барабас. А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
    • Самая завидная сказочная невеста. Всё умеет: засеять и вырастить поле ржи за одну ночь, построить дворец из воска, обернуться то голубкой, то уточкой… Никто не знает, кто она и откуда. А вы сейчас должны назвать её имя. Трудно? Подсказываю: она и Премудрая, она и Прекрасная… (Василиса Премудрая, Василиса Прекрасная из русских народных сказок.)
    • Любит варенье, любит мёд и другие вкусности. Его друг – маленький поросёночек. Как зовут этого героя? (Винни – Пух. А. Милн « Винни – Пух все-все-все»)
    • Самый бесстрашный и самый добрый доктор на свете, который  понимает язык животных. Кто же он? (Доктор Айболит из одноимённой сказки К.И. Чуковского.)
    • Очень маленькая и очень красивая девочка. Даже не девочка, а фея, которая родилась в цветке. Она много путешествовала по земле, по воздуху, по суше. Даже под землёй побывала… Вспомните, как звали эту девочку. (Дюймовочка из одноимённой сказки Х. К. Андерсена.)
    •  Очень самостоятельный современный мальчик. Умеет варить суп. Организовал ферму в деревне. Хозяйство у мальчика зажиточное, современное. Есть надежда, что со временем он станет богатым фермером. А в этом ему помогут пёс и кот. Вам знаком этот мальчик? Назовите его и автора книги о нём. (Дядя Фёдор. Э.Н. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот».)
    • Милая, работящая, добрая девушка, которая познакомилась с настоящим принцем, полюбила его и стала, в конце концов, принцессой. Кто эта девушка? (Золушка из одноимённой сказки Ш. Перро.)
    • Самый загадочный герой русской народной сказки. Чепуха какая-то: батон — не батон, пирог — не пирог, что – то вроде сухой сдобной булки без изюма, а все его съесть хотят. Никому этот герой ничего доброго не сделал. А все его жалеют… Как его зовут? (Колобок из русской народной сказки.)

Сейчас ребята, подведём итог нашего соревнования и узнаем, кто у нас самый  начитанный.

(Слово жюри).

Итак, титул «Самый интеллектуальный Добрый молодец класса»  присваивается  -……, « Самая интеллектуальная Красна девица  класса» — ……  Вручаются  сертификаты и книги.

Список использованной литературы:

  1. Димиянова В.Е. Игры со словами / В.Е. Димиянова // Читаем, учимся, играем. —  2008. — №9. — С.70-71.
  2. Завьялова Н.В.Добро пожаловать в библиотеку! / Н.В. Завьялова // Читаем, учимся, играем. – 2008. — №12. — С.34-36.
  3. Завьялова Н.В. «Чтение – вот лучшее учение» / Н.В. Завьялова // Читаем, учимся, играем. — 2007. — №8. — С.70-74.
  4. Из истории казачьего образования на Дону // Казачья школа. История и современное казачье образование на Дону / сост. Г.Н. Рыков. — Ростов-на-Дону: ООО «Ростиздат», 2003. — С. 5-98.
  5. Каркачёва Н.А. Как учились на Руси / Н.А.Каркачёв // Читаем, учимся, играем. — 2008. — №6. — С.11-14.
  6. Культура России XVI века // История России XVI-XVIII вв.: учебник / А.Л. Юрганов, Л.А.Кацва. — М.: МЦРОС РОСТ, 1997. — С.70-90.
  7. Средневековая школа // Я познаю мир: История: Дет. энцикл. / Н.В. Чудакова, А.В. Громов. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. — С. 271-272.

Подготовила Задачина Н.В.

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 «Образовательный центр» с. Кинель-Черкассы муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области станция юных техников.

Автор Дунина И.А.,  педагог дополнительного образования

Методическая разработка

развлекательно – познавательная программа  

Как учились на Руси.

Цель:

— Знакомство  с  историей первых учебных заведений, первой азбукой

Задачи:

— Расширение знаний о национальной культуре русского народа;

— Формирование коммуникативных умений и  навыков;

 — Развивать любознательность, интерес;

— Воспитание любви к родине

    Участники: дети младшего школьного возраста 7-10 лет.

Оборудование: столы, стулья, экран, слайды. карандаши, ножницы, клей, бумага белая, бумага цветная, шары.

Условия проведения. Мероприятие проводится   в актовом зале. В зале располагаются два стола для команд, стулья для болельщиков, стол для жюри. На столах разложены карандаши и листы бумаги для конкурсов. На экране  демонстрируются слайды. После проведения конкурса результаты оцениваются, анализируются. Команды, набравшие большее количество баллов награждаются грамотами.

Оформление. Название программы «Как учились на Руси» написано большими буквами на ватмане и  укреплено в центре. На доске с правой и с левой сторон прикреплены бумажные листы, на которых в процессе программы ставятся очки командам. На стенах развешаны, заранее нарисованные участниками программы, рисунки на школьную тему и шары. Изготавливаются плакаты для болельщиков. Музыкальное сопровождение: песни на школьную тему.

Подготовительный период.

Дети заранее оповещаются о проведении мероприятия. Раздаются пригласительные билеты. Задание конкурсантам: К празднику нарисовать рисунок на  школьную тему; Заранее участники придумывают своей команде название, девиз, выбирают капитана и делают эмблему. Болельщики заготавливают плакаты для поддержки своей команды.

Ход сценария:

Звучит музыка. Всех участников конкурса и болельщиков встречает педагог и приглашает в зал, где все занимают свои места.

Программа  начинается.

Педагог: Внимание! Внимание! Внимание! Передаем сводку погоды. В наше село пришла осень. Время начало учёбы в школе.

Нет в России такого уголка, где бы дети не учились.

Человек появившись на свет, с первого мига начинает учиться. Он учится ходить, говорить, понимать мир и людей. Его учат солнечный луч, пролетевшая бабочка, стихи, сказки, смешная картинка, весёлая игра.

Но вот наступает день — и маленький человек приходит в школу. Здесь его ждут науки. Первые упоминание  об обучении детей встречается в русской летописи 988 года. Тогда же и появились первые школы.

Как были устроены школы , кто в них обучался?

Правда вместо «школа» мы увидим в нём другое название учебного заведения. «…..А прежде сего училища бывали в Российском царствии, на Москве, в Великом Новгороде и иным городам…грамоте, писати и пети, и по чести учили..»

Создавались школы, как и в Европе, при монастырях и церквях. Принимали в школу только мальчиков. Коллектив учеников назывался «дружиной». Занятия чаще всего начинались 1 декабря. Определенного срока обучения тоже не было. Научился читать, писать, считать-закончил школу. Всё зависело от способностей.

Писали школьники гусиным  перьями на очень дешёвой и рыхлой бумаге, о которую пере непрерывно цеплялось, оставляя чернильные кляксы. Чтобы не растекались чернила, посыпали написанное мелким песком из баночки.

Азбука нелегко давалась детям, обучавшимся чтению в начале 16 века. Сначала надо было вызубрить название букв. «А»-»АЗ», «Б»-»Буки», «В»-»Веди», «Г»-»Глаголь», «Д»-»Добро»……

За неаккуратность и за школьные шалости не только секли розгами (тонкими прутьями, вымоченные в воде), но и ставили на несколько часов на колени на горох, оставляя без обеда. А уж шлепков и подзатыльников во время урока было не счесть! Шалуна могли отправить в карцер, роль которого исполнял школьный чулан.

Первым печатным учебником для детей была «Азбука» 1574 года. Её составил диакон Иван Федоров — выдающийся мастер печатного дела и высокообразованный человек. Иван Федоров (настоящее имя Иван Федорович Московитин  1510-1583 г.р.), основатель книгопечатания в России и на Украине.

В Азбуке Ивана Федорова были не только буквы, слоги, слова, тексты для чтения, но и православные молитвы.

Прошли десятилетия, и в 1634 году был выпущен первый букварь, где изучение букв пошло не в алфавитном порядке, а так как было удобно учителю и ученикам.

Что, ребята, понравилось вам в древнерусской школе?

Дети отвечают…

Давайте поиграем в игру «ДА – НЕТ»

Если вы согласны со мной, будите хором отвечать – «ДА»!

Если не согласны, отвечайте «НЕТ»

Вы смелые? – ДА!

Умелые – ДА!

Ленивые – НЕТ!

Красивые – ДА!

Крикливые? – НЕТ!

Веселые? – ДА!

Милые? – ДА!

Послушные? – ДА!

Драчливые? – НЕТ!

Счастливые? – ДА!

ЗАГАДКИ

1.

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком. (Книга)

2.

Чёрный Ивашка, деревянная рубашка,

Где носом проведет.

Там заметку кладет. (Карандаш)

3.

 Я люблю прямоту

Я сама прямая,

Сделать ровную черту

Всем я помогаю. (Линейка)

4.

Если сломан карандаш,

я помошник верный ваш.

Я как врвч его лечу:

Быстро остро заточу (Точилка)

5.

Был бел и чист альбома лист,

Но вот пришли они

Попрыгали немножко,-

И вырос разноцветный дом

С распахнутым окошком.

                (Цветные карандаши)

6.

В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки. Перья, скрепки, кнопки-

Что угодно для души. (Пенал)

7.

Белый зайчик прыгает

по зеленому полю. (Мел и доска)

8.

Два конца, два кольца.

Посередине гвоздик. (Ножницы)

9.

Вы цветным карандашом

Все рисуночки раскрасьте.

Чтоб подправить их потом.

Очень пригодится ….(Ластик)

10.

И понимает каждый школьник.

Что очень нужен мне…(Угольник)

11.

Склеите корабль, солдата.

Паровоз, машину, шпагу.

А поможет вам, ребята,

Разноцветная ….(Бумага)

12.

Косичку без опаски

Обмакиваю в краски.

Потом веду косичкой

По чистенькой страничке. (Кисточка)

13.

Сговорились две ноги

Делать дуги и круги (Циркуль)

Игра «Что возьмешь для труда?»

Руки поставьте на локти. Я буду называть предметы. Если вы услышате название предмета, который нужно взять,  должны хлопнуть в ладоши. Если нет – не хлопаете. Будьте внимательны!

АЗБУКА,  КУКЛА, КАРАНДАШИ, МАШИНА, ЛИНЕЙКА, ПОДУШКА, ЛОЖКА, ЦВЕТНАЯ БУМАГА, ЖЕВАТЕЛЬНАЯ РЕЗИНКА, НОЖНИЦЫ, ЦИРКУЛЬ, КОНФЕТА, ФЛОМАСТЕРЫ, ТАРЕЛКА, КЛЕЙ, СПИЧКИ, КИСТЬ.

Молодцы!

 Викторина «Техника безопасности при работе с ножницами»

  1. Ножницы острый предмет (Да)
  1. Хранить ножницы можно в любом месте  (Нет.  В закрытом виде, в определенном месте или футляре).
  1. Инструменты можно брать без разрешения педагога (Нельзя)
  1. Передавать  ножницы  нужно в закрытом виде, держа за рабочую часть – лезвие (Да)
  1. Можно резать ножницами на ходу, подходить к товарищу во время резания (Нет)
  1. Нельзя работать ножницами с ослабленном (шарнирным) креплением (Да)
  1. Можно оставлять ножницы в раскрытом виде (Нет)
  1. При работе нужно следить за линией отреза и  за пальцами левой руки (Да)
  1. Когда режешь нужно широко раскрывать ножницы. Резать средней частью ножниц. (Да)
  1. При работе держать ножницам  концами вверх (Нет)
  1. Работать ножницами только на своем рабочем месте (Да)
  1. Ножницы, у которых концы лезвий имеют разную ширину, держат так, чтобы лезвие с узким концом было внизу (Да)
  1. Выполняя работу, резать можно в любом направлении (нет)
  1. По наружному контуру, детали вырезают в направлении против часовой стрелки (Да)
  1. По внутренним контурам детали вырезают в любом направлении (Нет, по часовой стрелке)

Пословицы

Грамоте учиться —  всегда пригодиться.

Знание – сила.

Век живи — век учись.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Мир освещается солнцем, а человек знанием.

Человек неученый – что топор неточёный.

Повторенье – мать ученья.

Мудрец известен знаниями, а не происхождением.

Кто хочет много знать, тому  надо мало спать.

Не учась, и лаптя не сплетешь.

Ученье свет, неученее тьма.

Чтоб других учить, надо свой разум наточить.

Творческая мастерская

Изготовление «Оригами».

Команда, которая больше сконструирует различных моделей оригами –

выигрывает.

На этом наша встреча завершается. Желаю вам хорошо учиться и получать много интересных знаний!

До свидания1

Цель: познакомить с уроками  в
старой школе, расширить кругозор учащихся.

Задачи:

  • Сформировать представление об учёбе в старой
    школе.
  • Развивать внимание, память, логическое
    мышление, наблюдательность.
  • Воспитывать интерес к истории Родины.

Методические приёмы: беседа-диалог,
игровая ситуация.

Ведущий:

Сегодня, мы расскажем вам историю в
правдоподобность которой большинство не верит.
Но есть и такие,  которые считают, что она
вполне могла происходить.
Жила-была девочка Аня – хохотушка и болтушка.
Училась она в самой лучшей школе на Земле. Была
«круглой» отличницей, легко впечатляющейся  и
увлекающейся мечтательницей и фантазёркой.
И вот, сидя на уроке истории и внимательно слушая
рассказ учителя о том, как жили и учились наши
предки, она незаметно для себя, да и всех,
задремала.
И чудится ей будто она уже не ученица 6 класса, а
первоклассница из древнерусской школы, которая
учится читать по слогам по «Азбуке», а «Азбука»
эта необычная – толстенная книга, а вместо
привычных букв, различные слова: А – аз, Б – буки,
В – веди, Г – глагол, Д – добро.
Да как же по ней можно выучиться читать? Что же 
здесь написано? Ни пробелов! Ничего!

Архивариус:

Учёные обратили внимание на одну особенность
древнерусского алфавита: буквы в нём связаны
между собой по смыслу…
например, «АЗ» – я, «БУКИ» – буквы, «ВЕДИ» –
ведаю, знаю, «Глаголь» – говорю … и т.д.
Получается : «Я буквы знаю, добро говорю, есть… ».
Широк смысл этих слов. Добро есть хорошо. Добро
есть правда и благо.
Но прежде, чем люди в Древней Руси научились
писать – они изучали буквы. Алфавит, которым мы
сейчас пользуемся, был создан славянами,
братьями Кириллом и Мефодием  в IX веке.
Кирилл и Мефодий составили азбуку, а затем
перевели на славянский язык некоторые священные
писания. Часть букв была заимствована из
греческого алфавита, а часть специально создана
для передачи тех звуков славянского языка,
которых не было в греческом языке.  Это буквы:
Б, Ж, Ц, Ч, Ш, У, Ю, Я. В алфавите было 45 букв. Этот
алфавит назывался кирилицей в честь основавшего
его одного из братьев.
Но интересно как был составлен первый учебник
для обучения грамоте: на первой странице
давались 45 букв алфавита. На второй странице
буквы были напечатаны в обратном порядке. А
дальше алфавит повторялся третий раз, но буквы
уже щли в разбивку. Обучение начиналось с того,
что ученик должен был заучить все буквы, а затем
отдельные слоги. Обучение без книг было очень
тяжелым, поэтому необходимы были печатные книги.
А теперь, давайте познакомимся с человеком,
который первым начал создавать печатные книги.
Это был немецкий мастер Иоганн Гутенберг,
 который в XV веке придумал буквы-литеры,
оставлявшие чёткий отпечаток на бумаге.
В России в XVIвеке  первым выпустил печатную
книгу Иван Фёдоров. Долгое время он жил в Москве,
был служителем церкви. Он много общался с
иностранцами и от них узнал о том. как создать
печатный станок.
Когда Иван Грозный решил открыть типографию, он
поручил это дело Ивану Фёдорову. Так на
Никольской площади в Москве появился Печатный
двор с первой типографией.
Первая книга, которую создал Иван Фёдоров,
называлась «Апостол», вторая книга – «Часовник»
По нему на Руси обучали детей грамоте. Иван
Фёдоров является создателем первой азбуки.

(Появляется Филипок)

Аня: А ты кто?

Филипок: А я Филипок,  брат Костюшки.
 Неужили ты про меня ничего не знаешь? Ещё Лев
Николаевич Толстой прославил меня в своём
произведении.

Аня: Что-то припоминаю…

Филипок: Да послушай, я тебе про себя
расскажу.
Жили мы в деревне: я, отец, мать, брат Костюшка и
бабушка. Очень хотелось мне в школе учиться, но
мамка меня не пускала – мол мал ещё…
Один раз ушли мать и отец на работу, брат в школу,
а бабушка на печи задремала. Ну и решил я: «Айда в
школу!»
Своей шапки не нашёл, нашёл отцовскую и выбежал
за околицу. Кругом собаки лают, снега по пояс, но я
добрался до школы. А там учитель строгий. Увидел
меня и спросил кто я, и зачем пришёл.
А я так испугался, что стою, а сказать-то ничего не
могу. Хочу, но не могу. И тогда ученики помогли
мне, рассказав учителю, что я – брат Костюшки, что
очень хочу ходить в школу, да мать не пускает,
потому, что ещё мал.
Учитель и разрешил мне ходить на занятия, ведь
читать меня Костюшка научил, да и имя своё
я правильно составил Хве-и – хви,  ле-и – ли,
пе-ок – пок.
Ну, что, вспомнила меня?

Аня: Конечно, а теперь ты куда спешишь?

Филипок: Да в школу, на занятия и спешу!
Пойдешь со мной в школу?

Архивариус.

Ученые предполагают, что до X века в Древней
Руси школ не было. Дети учились дома тому ремеслу,
которым владели их родители или их отдавали в
ученики к взрослому мастеру. Помогая ему,
подросток обучался различным умениям: шить,
обрабатывать кожу, столярничать, печь хлеб.
Часто дети владели тем ремеслом, каким владели их
родители.
Если отец был сапожником, то он учил сапожному
ремеслу своих детей. Дети не знали грамоты, не
имели книг. Они не умели ни читать, ни писать, и
даже среди взрослых в те времена тоже было много
безграмотных людей.
Появление первых школ на Руси связано с именем
князя Владимира Красное Солнышко. Именно он
издаёт указ собирать детей и обучать их школьной
грамоте.

Архивариус.

Дети начинали ходить в школу с 7 лет, но только
мальчики, а девочек в это время начинали обучать
шить, вышивать, ткать, прясть. По давно
заведённому обычаю детей отдавали учиться
грамоте на «Пророка Наума».Этого святого
православная церковь чествует 14 декабря. Зовут
его в народе Наум-грамотник. Значит, в те времена
дети шли в школу 14 декабря, а не 1 сентября, как
сейчас. Учение в школах продолжалось от 2 до 5
месяцев. Занятия шли до Великого  праздника
Пасхи. Школа для детей обычно находилась при
церкви. На урок собирал колокол, позднее
колокольчик, а теперь звонок. Грамоте детей
обучали церковнослужители – священники или
дьяконы.
Учитель разрешал ребятам садиться на лавку
только после того, как они поклоняться 3 раза
перед иконой и один раз в ноги учителю.
Лавка обычно находилась у окна, чтобы было больше
света. Когда все рассаживались, учитель начинал
урок.

Послушайте, как школу Древней Руси описала
в своём стихотворении Наталья Кончаловская
.

И в старину учились дети –
Их учил церковный дьяк –
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как  Веди, Г – глаголь
И учитель для науки
По субботам всех порол.
Вот какой чудной в начале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного пера!
Этот нож не без причины
Назывался перочинный:
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ни чему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.

Вопрос слушателям: Что вы узнали о
школе Древней Руси из прослушанного
произведения?

(Учились дети на рассвете.
Обучались в школах только мальчики.
Их учил дьяк на славянском языке.
По субботам учеников пороли.
Раньше писали не ручкой, а гусиным пером.)

Архивариус.

От темна до темна шли занятия в древнерусской
школе. Тогда не было отдельных уроков как у нас.
Каждый ученик получал от учителя персональное
задание, в зависимости от того, что он уже успел
изучить.
Один зубрит азбуку, другой пытается складывать
из букв слоги, третий вслух читает слова… А
кто-то  из более старших  учеников при этом
ухитряется учить по книге псалмы и молитвы!
Шум стоит невообразимый!

Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат
– на всю избу кричат.»

Домашних заданий в древние времена не задавали.
Всё должны были заучить на уроке. Заученное
произносили хором и повторяли несколько раз.
Кто начинал озорничать, того ждали горох или
розги. Тяжёлым наказанием для баловников
считалось стоять на горохе часами. Но больше
всего они боялись розг. Считалось, что без этого
освоение грамоты невозможно. Так и говорили «Розга
совсем здоровью не вредит. Розга детям разум в
голову вгоняет.»

Архивариус.

Учебный день длился долго. Занятия начинались в
7 утра и продолжались до самого вечера. Чтобы
обучение шло успешно, родители учеников
регулярно приносили в школу крупу, муку, сало,
солому, дрова,  а каждый четверг готовую еду
–блины, лепёшки, яйца, куличи. Особенно популярна
была каша.
Именно с того времени одноклассников стали
называть «однокашниками».

Говорили: «Сколько же нам
пришлось каши вместе съесть. »

(А за это время Аня с Филипком  добрались до
школы)
Вошли они тихонько в класс. Смотрит Аня и
удивляется:
– Какой же это класс?!Ни компьютера, ни
интерактивной доски. Чудно! Как странно выглядит
учитель,  да и ученики выглядят необычно.

Архивариус.

В древнерусской школе класс – комната в
обыкновенной русской избе. Здесь вдоль стен
расположены лавки, в центре большой деревянный
стол, за которым сидят ученики и их строгий
учитель. Гораздо позже на смену лавкам появились
парты.

(Появляется Мальвина.)

Мальвина: Привет! А ты за кем это
подсматриваешь?

Аня: Привет! А ты кто такая?

Мальвина: Как кто такая? Я же Мальвина
– девочка-красавица. И к тому же необыкновенная
умница!

Аня: Ха-ха! Мальвина! Меня не обманешь!
Мальвина! Да у Мальвины волосы синие, а у тебя –
русые!

Мальвина: Какая смешная девочка! Это
сегодня я – русая,а вчерабыла с фиолетовыми
волосами,а захочу – завтра в зелёный их выкрашу!
Это тебе не те времена, когда про меня Карло
Колоди сказку сочинил, а А.Н.Толстой сделал её
литературный перевод. Я же сейчас современная
Мальвина! Но иногда меня нет-нет, да и посетит
ностальгия.(Мечтательно)
(Надевает синий парик)
Ну, а сейчас, узнаёшь меня?

«А роза упала на лапу Азора»

Помню, с каким трудом, обучала я чистописанию
этого шалопая Буратино, а он вместо пера всё
носом, носом норовил писать. Но, однажды, он
всё-таки испугался, когда сунул в чернильницу
свой нос, а когда собрался им писать с него на
бумагу упала огромная клякса.

Аня: Опять ты меня смешишь! Перо – это
у птиц! Чистописание? Чего ему учить? Будь
внимателен! Не делай ошибок! Не зачеркивай слов!
Вот и будет всё чисто написано!
(Передразнивая)  Учить чистописанию!

Мальвина : Напрасно иронизируешь! Урок
чистописания был одним из самых сложнейших в
школе.

Писать красиво не легко
«Да-ёт  ко-ро-ва  мо-ло-ко»
За буквой буква,к слогу слог.
Ну хоть бы кто-нибудь помог!

Сначала «да»,потом уж «ёт»,
Уже написано «даёт»
Уже написано «даёт»,
Но тут  перо бумагу рвёт.

Опять испорчена тетрадь –
Страничку надо вырывать!
Страничка вырвана, и вот:
«Ко-ро-ва  мо-ло-ко да-ёт»
Корова  молоко даёт
А нужно всё наоборот:
«Даёт  корова  молоко!»
Вздохнём сначала глубоко,
Вздохнём, строку перечеркнём
И дело заново начнём!

«Да-ёт  ко-ро-ва  мо-ло-ко»
Перо цепляется за «ко»
И клякса чёрная, как жук
С конца пера сползает вдруг.
Одной секунды не прошло,
Как скрылись «ко», и «мо», и «ло».
Ещё одну страничку вон!
А за окном со всех сторон:
И стук мяча, и лай щенка,
И звон какого-то звонка, –
А я сижу, в тетрадь гляжу –
За буквой букву вывожу:
«Да-ёт  ко-ро-ва  мо-ло-ко»
Да! Стать учёным нелегко!

Аня (задумчиво): А на чём и как
писали в древней школе?

Архивариус.

Раньше люди писали острой палочкой на белой
берёсте, иглой на пальмовых листьях, на глиняных
табличках, на дощечках, покрытых воском и даже на
медных листах.
На Руси писали на пергаменте. Пергамент делали из
кожи овец, телят, коз. Кожу старательно чистили,
скоблили, шлифовали, пока она не становилась
белой или желтой. На пергаменте писали чётко и
красиво. Он был дорогой, кое-как писать на нём
никто бы не решился. Несколько пергаментных
листов составляли книгу. Одну книгу писали
многие месяцы, иногда и годы.
В современной школе дети пишут в тетрадях, а
раньше это слово имело другое  значение.
Книги сначала писали на свитках, а позже на
согнутых пополам листах, объединенных в группы
по 4 листа.Такие книги назывались тетрадью.

Тетрадь (греч. – четвёрка) – свёрнутые
вчетверо листы, на которых писали.

Архивариус.

Писали чернилами. Письмо перьевой ручкой
требовало определённой сноровки, так как перо
нужно было постоянно обмакивать в чернила,
которые мажут, капают и растекаются, появляются
кляксы ( как у Буратино).Поэтому детей сначала
учили писать карандашом и только тогда, когда
буквы были ровными и идеальными, труды
вознаграждались перьевой ручкой.
В прошлые века в школах писали деревянными
ручками с пёрышками, которые вставлялись в
металлический наконечник. Считалось, что только
с их помощью можно поставить хороший почерк.
Перья (они подразделялись по номерам в
зависимости от толщины выводимых ими линий)
макали в пластмассовую
чернильницу-непроливашку.
Чернильницы, в зависимости от эпохи и
назначения, изготавливались разного размера и из
различных материалов( камня, стекла, фарфора, 
металлов, полимеров),в том числе и драгоценных.
Могли иметь крышку и подставку.
Основная технологическая особенность
чернильницы-непроливайки состоит в горлышке,
снабженным направленной внутрь ёмкости
конусообразной воронкой.
Благодаря этому чернила в неё легко заливаются, а
при опрокидывании такой чернильницы, чернила из
неё не разливаются по столу.
Острые перья при сильном нажиме царапали и рвали
бумагу. Её кусочки застревали между зубчиками.
Удаляли мусор с помощью специальных перочисток
– несколько кружочков из ткани и замши,
скрепленных в центре ниткой.
Все канцелярские принадлежности (ручку, запасное
пёрышко, карандаш и стёрку-ластик  ) носили в пенале,
а чернильницу – в мешочке.

Аня: А в чём переносили ученики свои
школьные принадлежности?

Архивариус.

На Руси сначала школьники пользовались
плетёнными заплечными коробами, которые
назывались «туесами». Чуть позже в обиход вошли
мягкие заплечные мешки на затяжке « кисы».
Ещё позже появились заплечные сумки, которые
давали максимум свободы в движении. А ещё они
позволяли распределить нагрузку на скелет
человека.  Первоначально это были ранцы, а
позднее рюкзаки, ещё позже стали использовать
портфель.

Аня: А во что одевались ученики
древнерусской школы?

Архивариус.

Первоначально ученики ходили в школу в том,
что  могли предоставить им родители.
Мальчики носили широкие штаны и
рубаху-косоворотку, на голове – картуз. У девочек
– сарафан.
Первая форма появилась у учеников гимназии.
Мальчики носили  курточки с, отложными
воротничками, а девочки – строгие коричневые
платья и фартуки. В 1918 году гимназическая форма
дореволюционной России была признана пережитком
прошлого и отменена.
Однако со временем, было решено возвратиться к
былому образу – к коричневым строгим платьям,
фартукам, гимнастёркам с поясным ремнём с
пряжкой, фуражкой с кокардой…Произошло это в
1948году и форма практически копировала фасон и
формы классических гимназий – и по цвету, и по
покрою, и по аксессуарам.
Использовалась данная форма до конца 1962 учебного
года. В сентябре 1962 года, мальчики-первоклассники
пошли в школу уже в новой форме – без фуражек с
кокардой, без поясных ремней с массивной пряжкой,
без гимнастерок. Форма для девочек не изменилась.
В советское время школьная форма менялась
несколько раз. Обязательное ношение формы было
отменено весной 1992 года.

Ведущий.

 И тут прозвенел звонок с урока. Аня очнулась
и промолвила: «Ох, и нелегко же давалась грамота
нашим предкам!»
А нашему поколению есть чему у них поучиться:

Во-первых – это аккуратности и
внимательности, ведь им приходилось писать
чернилами капли которых при письме могли капнуть
и испортить весь текст.
Во-вторых – терпению и выносливости,
так как раньше занятия в школе проходили с утра и
до вечера.
В-третьих – трудолюбию, ведь наши
далёкие сверстники трудились также от зари до
зари наравне с родителями.
А самое главное – послушанию и уважительному
отношению к взрослым и к своей Родине.

Открытое внеклассное мероприятие

«Как учились на Руси».

Провела учитель русского языка и литературы Хуснутдинова Л.В.

МОУ «Первомайская сош»

Декабрь 2015 года.

Ведущий 1. По церковному календарю 14 декабря – день памяти святого пророка Наума.

Известно, что родился он в Галилее, в 7 веке до рождества Христова. Несмотря на то, что подробности его жизни не известны, русский народ издревле почитал его помощником во всякого рода умственных занятиях, отчего его и прозвали Грамотником.

Ведущий 2. В детских прописях и Азбуковниках 17 века можно было прочесть такую молитву:

Чтец1 Святый пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостью добре руководствию навыкати.

Ведущий 1 Обучение на Руси начиналось осенью, в день Козьмы и Демьяна, 14 ноября, а через месяц, в день Наума Грамотника, ученики могли уже показать свои успехи. Этот день отмечали как праздник посвящения в ученики. Поднимали детишек рано, приговаривали:

Чтец1 Просыпайтесь ранёхонько,

Умывайтесь белёхонько.

В Божию церковь собирайтесь,

За Азбуку принимайтесь.

Богу помолитеся,

До всего дойдётё.

Святой Наум наставит на ум.

Ведущий 2 Пословицы и поговорки, посвящённые грамотности, показывают, как высоко ценили её наши предки.

Чтец 1 Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Голова без ума , что фонарь без свечи.

Грамоте учиться – всегда пригодиться.

Ведущий1 Отцы семейства приглашали учителя на дом. Учителем чаще всего был церковный дьячок. Он приносил с собой Букварь и плётку. Вначале ученик получал три символических удара плёткой, а затем показывал свои успехи. Но иногда грамота упорно не хотела входить в голову, тогда её вбивали силой – и подтверждение этому тоже есть в пословицах.

Чтец 1 Азбуку учат – на всю избу кричат.

Азбука – наука, а ребятам – мука.

Родителям советовали: -Учи сына, пока поперёк лавки лежит, а как вдоль ляжет,так поздно будет.

Ведущий 2 Учителя после его трудов угощали, дарили ему подарки. Иногда по древнему обряду это был горшок, густо усеянный монетами. Но чаще всего учителя благодарили продуктами: салом, мясом, яйцами.

Ведущий 1. А вот как процесс обучения детей описала Наталья Кончаловская в книге «Наша древняя столица».

Чтец 2 В старину учились дети,

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете и твердили буквы так:

А да Б — -как Аз да Буки.

В – как Веди,Г — Глагол.

И учитель для науки по субботам их порол.

Вот какой чудной вначале наша грамота была!

Вот каким пером писали – из гусиного крыла!

Этот нож не без причины

Назывался перочинный.

Очиняли им перо,

Если не было остро.

Чтец 3. Трудно грамота давалась нашим предкам в старину,

А девицам полагалось не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки. Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки на славянском языке.

Так из летописей старых знали дети москвичей

О литовцах, о татарах и о Родине своей.

Ведущий 3.Первое упоминание об обучении детей встречается в русской летописи 988 года. Именно в этом году князь Владимир решил крестить Русь и обратить в христианскую веру всех своих подданных.Вот как об этом говорится в летописи:

Чтец 4 И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие, и где творили им требы Князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, и приводить людей на крещение по всем городам и сёлам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное.

Чтец 5 Создавались школы, как и в Европе, при монастырях и церквах. Принимали в школу только мальчиков. Коллектив учеников назывался дружиной. Дети сидели все вместе, но занимался учитель с каждым отдельно. Определённого срока обучения тоже не было. Научился читать, писать, считать – обучение заканчивалось. Всё зависело от способностей ученика.

Ведущий 3.К 17 веку школ было уже довольно много ива городах , и в сёлах. Это подтверждает существование книг под названием Азбуковник. Эта книга состояла из азбуки, кратких сведений по русской грамматике и религиозно – нравственных поучений.

Чтец 4 В Азбуковнике мы находим подтверждение одного важного факта: образование на Руси не было привилегией богатых и знатных. В рукописи одного Азбуковника содержится призыв к родителям разных сословий отдавать отроков « для обучения прехитрой словесности».

«Сего ради присно глаголю и глаголя не перестану людям благочестивым во слышание, всякого чина же и сана, славным и худородным, богатым и убогим, даже и до последних земледельцев».

Ведущий 3 Последуем за учеником, вошедшим в училище. Вот он положил свою шапку на «грядку» — общую полку, поклонился образам, учителю и всей ученической дружине. Здесь ему предстоит провести целый день, до звона к вечерней службе, что служило сигналом к концу учения. В Азбуковнике по этому поводу были написаны наставления, которые ученики упорно твердили, закрепляя тем самым и навыки чтения.

Ученики хором В доме своём, ото сна восстав, умыйся,

Прилучившимся плата краем добре утрися.

В поклонении святым образам продолжися.

Отцу и матери низко поклонися.

В школу тщательно иди и товарища своего веди.

В школу с молитвой входи, тако же вон исходи.

Чтец 4 Учение начиналось с ответа урока, изучавшегося накануне. Когда же урок был всеми рассказан, вся дружина совершала перед дальнейшими занятиями молитву, в которой просили бога:

Ученики хором: Вразуми мя и научи книжного писания…

Чтец 4 Затем подходили к старосте за книгами и рассаживались за длинным столом – каждый на своё место, указанное учителем, соблюдая при этом следующие наставления:

Учитель Мали в вас и велицыи все равны,

Учений же ради вящих местом да будут знатны.

Не потесняй ближнего твоего,

И не называй прозвищем товарища своего.

Тесно друг к другу не сочитайтеся,

Коленями и локтями не присвояйтеся.

Данное тебе учителем кое место ,

Тут житие твоё да будет вместно.

Чтец 5 Первые шаги в чтении ученики делали по богослужебным книгам: Часовнику , Псалтири и Священному писанию.

Нелегко давалась Азбука детям, обучавшимся чтению в начале 16 века. Сначала нужно было вызубрить названия букв, Аз, Буки, Веди, Глаголь Добро, Есть. Но ещё сложнее было из букв складывать слова. Ведь по правилам нужно было назвать именем каждую букву слова, пока доберёшься до конца слова, забудешь, с чего оно начиналось! Представьте себя учениками из 16 века. Сложите из букв слова:

Добро, Он, Мыслете,

Ша, Како, Он, Люди, Аз.

Ведущий 3.

Писали школьники гусиными перьями на очень дешёвой бумаге, о которую перо без конца цеплялось, оставляя кляксы. Чтобы не растекались чернила, посыпали написанное мелким песком из баночки.

В 1574 году диакон Иван Фёдоров составил первую азбуку для школьников. По ней дети учились до 1634 года, то есть 70 лет. А в 1634 году был издан первый букварь.

В 1692 году знаменитый поэт Карион Истомин и художник Леонтий Бунин создали первый Букварь с картинками. Он принципиально отличался от старой азбуки тем, что на каждой странице было показано, как по – разному можно писать одну и туже букву, ещё там помещались картинки на туже букву, А вместо церковных текстов в нём широко были представлены стихи нравоучительного характера. Вот ,например, какие стихи были представлены на букву К:

Чтец 1 Како кто хощит видом си познати,

В первых вещей сих будет то писати,

Киты суть в морях, кипарис на суши,

Юный, отверзай, в разум твоя уши.

В колесницу сядь, копиём борися,

Конём поежай, ключом отоприся,

Корабль на воде, а в дому корова.

И кокошь в требу, и людем здорова.

Отложи присно тщеты недосуги,

Колокол слушай, твори в небе други.

Чтец 2 Книги были собственностью школы, они являлись главной её ценностью, и поэтому учитель воспитывал уважительное отношение к ней. Существовали определённые правила при работе с книгой , которые школьники должны были неукоснительно выполнять. Вот как о них записано в Азбуковнике:

Книги ваши добре храните

И Опасно на место кладите.

Книгу кладя, печатью вверх закрывай.

Указательного древца в нею отнюдь не влагай.

Книги старосте во обладание

Со молитвой приносите.

Тако же заутро принимая,

С поклонением относите.

Книги свои не вельми разгибайте,

И листов в них тож не пригибайте.

Книг на седалищном месте не оставляйте,

Но на уготованном столе добре поставляйте.

Книг аще кто не бережёт, таковый души своей не бережёт.

Чтец 3 За неаккуратность и за школьные шалости не только секли розгами, но и ставили на несколько часов на колени на горох, оставляли без обеда. А уж шлепков и подзатыльников во время урока было не счесть! Розга в ряду наказаний была последней.

Шалуна могли отправить в карцер, роль которого с успехом исполнял школьный «нужной чулан».

Но не нужно думать, что учитель пользовался своей властью сверх всякой меры – хорошее учение искусной поркой не заменишь. В книге «Стоглав», бывшей руководством для учителей, говорилось:

«не яростью, не жестокостью, не гневом, но радостным страхом и любовным обычаем, и сладким поучением, и ласковым утешением».

Чтец 4 Так как школьники находились в школе целый день, то и обедать им приходилось в школе. Детей кормили на родительскую складчину.

Обычно во время обеда на стол выставлялся горшок каши, которую дети и ели .Отсюда и пошло выражение «однокашники».А ещё бывшие ученики говорили: «Сколько же нам с тобой пришлось каши съесть!»

Чтец 5 Труд учителя оплачивался родителями. За одного школяра учителю давали полпуда муки(8 кг),мерку картофеля и воз дров. За зиму учитель получал 2 рубля. Это были большие деньги по тем временам. Если ученик проучился две зимы и овладел грамотой, его называли грамотеем. Он умел читать книги и переписывать бумаги, поэтому к грамотею часто обращались за помощью неграмотные люди. Особо усердные ученики становились писцами – переписчиками книг. Это была почётная профессия, ведь книги являлись большой ценностью в средние века.

Учитель А теперь вашему вниманию предлагаем инсценировку по повести В.Г.Яна «Никита и Микитка».

Начало 16 века, царствование Ивана Грозного.

Дети гурьбой входят в класс.

Слуга Поклонитесь мастеру Козьме Демьяновичу и скажите приветное слово.

Дети хором Здравствуйте, Кузьма Демьянович!

Учитель Снять шапку, когда входишь к учителю!

Дети кланяются.

Учитель В школу входи и тако же из неё , молясь, выходи. Повернитесь к святым образам. Совершите крестное знамение трижды и поклонитесь до земли. Да поживее!(ударяет тростью)

Станьте рядком на половой доске! Кто великовозрастен, тот будет подальше от меня, а малыши, недоростки – поближе. Шапки на гвоздях древесных повесьте и чинно на скамью садитесь. (Стучит пальцем по лбу севшего с края мальчика). – Указанное тебе учителем место береги, чужого места не занимай и товарищей своих не утесняй.

Учитель садится на стул, раскрывает большую книгу. Дети кладут на стол книжицы и указки. Один мальчик раскрывает книжку и кладёт в неё указку. Учитель ударяет его тростью в ухо.

Учитель Книжицы ваши добре храните и указательные деревца в них отнюдь не кладите. Книги свои не очень разгибайте и листов в них понапрасну не перебирайте.

Книгу аще кто не бережёт, таковой души своей не стережёт.

Единого из вас я в старосты изберу и вас ему в повиновение приведу. Ты будешь староста! (Тыкает тростью в грудь самого старшего мальчика). Принесённые с собою книжицы, уходя, старосте сдавайте. А ты(к старосте) их в уготованное место на этой полке благоискусно полагай. Утром, когда ваша дружина придёт, каждому его книжицу отдавай.(Зажигает свечи).

Если все вы в приказаниях моих пребудете, то никогда от меня избиенны не будете. Теперь, наставив ко вниманию ухо, тихо слушайте. Начинается первый урок. Сидите смирно, не празднословьте, не смейтесь, глазами не поводите туда и сюда, точно зачумлённые.

(Учитель на доске углём пишет букву А.) Первым начинается вам сей зримый знак Аз. Потом и на прочие пойдёт вам мой указ. Как зовётся сей зримый знак? Скажите!

Дети хором Аз!

А этот другой зримый знак есть Буки.(Пишет рядом Б).И с этим знаком Буки вы одолеете хитрость науки. Повторите громогласно за мной: Буки и Аз изрекаются БА!

Дети хором повторяют. Один мальчик дремлет, сосед его щиплет, тот вскакивает и громко кричит.

Учитель кричит Слышу я шум и крик неполезный, а за сие будет ваш плач слезный! Кто урока данного не изучит, таковой свободного выхода из школы не получит. А кто упирается во зле, тот на школьном полежит козле!

Мальчик А где он?

Учитель Из угла выдвигает скамейку.

Все вы у меня полежите на козле. Ну-ка иди сюда. Сядь вершником, спусти ноги по обе стороны. Руки тоже спусти и теперь обхвати скамейку.

(Учитель стегает мальчика ремённой плетью, засучив рукава. Мальчик кричит:

«Ой, маменька», извивается).

Учитель Внимайте, отроки, как школьный козёл блеет. Заблеял раз, заблеял два,- просветлела голова. А коли молчит на козле, значит, упорствует во зле. Старые люди мудро учили: За одного битого двух небитых дают, и то не берут. Раны, мною нанесённые, добро детям приносят и не мерзостны, а сладостны, кротости и мудрости вас научая. Вставай, блеющий козёл, и передохни.

А теперь свершите перед святыми образами молитву да идите обедать. Да остерегайтесь дома рассказывать, что здесь видели и слышали. Словесного сору из избы не выносите, иначе все на школьном козле полежите.

Дети хотят гурьбой выбежать из избы, но учитель стоит в дверях и выпускает их по одному, наставляя: — Поклонитесь в пояс, прощенье от мастера получив. Из школы выходя, тихо и благоискусно двери за собой затворяйте и в благонравии шагайте.

1. Организационный момент
Учитель:
Ход урока
                                                         
                                        Как учили школьников
Задачи:
 познакомить детей с первыми письменными источниками,
 сформировать представления об их значении в изучении жизни наших предков,
 развивать познавательную активность, монологическую речь, эмоциональную 
сферу, творческие способности,
 воспитывать бережное отношение к книгам, исторической памяти.
Оборудование для учителя:
 иллюстрации берестяных грамот и письменных источников,
 выставка книг, пословицы, презентация, компьютер,
 мультимедиа проектор, экран.
Оборудование для учащихся: Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков “Мы и окружающий мир” 2 
часть, Самара, Издательский дом Федоров, Издательство “Учебная литература”, 2012; 
раздаточный материал (буквы)
Программное обеспечение: “Microsoft Office PowerPoint”.
­Греки считали, что отдыхает человек не тогда, когда ничего не делает, а тогда, когда
обогащает свой ум и душу – учится.
  ­ Как вы понимаете это выражение?
2. Подведение к проблеме.
Презентация (слайд 1). Чтение предложения учащимися вслух “Грамоте учиться – 
всегда пригодится”.
Учитель: Что можете сказать об этом предложении?
Учащиеся: Это пословица.
Учитель: Объясните смысл данной пословицы. (Выслушиваются ответы учащихся). 
­Проходят годы, десятилетия, столетия, как вы думаете, меняется ли обучение 
школьников? Скажем, школьные годы ваших прабабушек и прадедушек, бабушек и 
дедушек, пап и мам отличаются от ваших школьных лет? (Выслушать мнение 
учеников) Задумывались ли вы, как учили школьников раньше? О чем бы вы хотели 
спросить?
Ответы учащихся: 
 ­ Когда появилась первая школа?
– Как учились наши сверстники? 
­ Какие были у них учебники?
– Какие предметы преподавались?
– Какие были портфели?
– Как долго продолжались уроки?
– Кто был учителем?
3. Формулирование проблемы.
Учитель: Итак, определите тему нашего урока.
Учащиеся: Как учились школьники на Руси.
4. Составление плана исследования. Учитель: Где и как будем собирать информацию?
Учащиеся: 
­ Подумаем  и понаблюдаем сами.
– Спросим у других людей.
– Проведем эксперимент.
– Посмотрим в книгах.
Учитель: Составим план исследования. Приложение (слайд 2)
5. Проведение исследования.
1) Понаблюдаем.
Учитель: Сейчас мы с вами отправимся в музей. Сегодня нашим экскурсоводом будет 
Буреев Вадим.
Экскурсовод: 
­ Ребята, я приглашаю вас совершить путешествие вместе со мной в далекое прошлое.
Слайд 3. 
­ Перед вами русская азбука, вырезанная на оборотной стороне дощечки. Это 
новгородская восковая табличка 13 века. Очень удобно было обучать малышей письму 
на этих восковых страничках.
­ Чем писали на восковых табличках? Ваши предположения?  (Иголками, палочками и т. 
д.)
Слайд 4. 
­ Буквы процарапывались писало. Их нашли в Киевской области. Они относятся к 10­12 
векам. Неправильные записи или неровные буковки быстро стирались широким 
кончиком писало. Его называли скребло. Оно заменяло современный ластик.
Слайд 5. 
­ Сохранились берестяные грамоты мальчика Онфима, жившего в 13 веке. Эту грамоту, 
как и 900 остальных, археологи извлекли, когда разбирали мостовые в Новгороде. 
Улицы города в то время выкладывали толстыми бревнами. Так археологам пришлось 
раскопать 25 слоев настила, чтобы извлечь грамоты.
Слайд 6. 
­ Перед вами грамота № 200. Сам Онфим верхом на коне и с мечом в правой руке, 
поражает копьем врага. Наверное, совсем маленьким был этот новгородский грамотей и 
рисовал­то он неважно. Конь вышел без головы, копье напоминает веревку, меч – булку 
или тряпку, а руки человечков похожи на грабли. 
Слайд 7.
­ А это страница из “Азбуковника” XVI в. “Азбуковник состоял из азбуки со слогами и 
прописями, сведениями по русской грамматике, арифметике, были написаны и 
религиозные поучения.
Слайд 8. 
­ Перед вами страница букваря Кариона Истомина, напечатанная в 1694 году. Это был 
первый иллюстрированный букварь. Каждой букве алфавита посвящена страница с 
рисунком на эту букву. Учитель
­ Что нового узнали? Какая информация показалась вам интересной?
2) Посмотрим в книгах.
Учитель: Обратимся за помощью к нашему учебнику. 
Слайд 9.
Прочитайте статью “Как учили школьников” в учебнике “Мы и окружающий мир” на 
стр. 21–23. Задайте вопросы товарищу, работая в парах.
­ Оцените свою работу в парах.
Слайд 10.
3) Проведем эксперимент. Работа по картине Б.М.Кустодиева “Школа в Московской 
Руси”. Слайд 11.
Учитель: Заглянем тихо­тихо в училище Московской Руси. Откроем дверь аккуратно, 
иначе рассердится старый учитель – дьяк. Поделитесь своими наблюдениями.
­Что вас удивило, поразило? (Высказывания детей) 
­ Присядем на краешек лавки. Азбука нелегко давалась детям, обучающимся в 16 веке. 
Целый год зубрили они названия букв.
Слайд 12. Читаем: А – “Аз”, Б – “Буки”, В – “Веди”, Г – “Глаголь”, Д – “Добро”, М – 
“Мыслите”, Ш – “Ша”, К – “Како”. По правилам надо назвать “полным именем” каждую 
букву слова. Называть буквы учились на Руси дети целый год. Второй год учились 
складывать слоги. И лишь на третий год читали. 
­ Итак, дружина, именно это слово употребляли вместо слова “класс”, вам задание – 
эксперимент: 
сложите из букв, которые лежат у вас на столах, слова. (Составили слова по строчкам:
дом, мама, школа) Работаем в группах, вспомним правила работы в группе (умение 
договариваться, не кричать, выслушиваем друг друга.)
­ Оцените работу своей группы.
      Учитель:
 ­ А теперь давайте отдохнем, а потом подведем итог.
      ВИДЕО
Учитель: Сделайте вывод: легко ли было овладеть грамотой в Древнерусской школе?
Ответы учащихся: Очень трудно и очень долго.
4) Спросим у других людей. Слайд 13.
Учитель: ­Наш класс превращается в телестудию. Готов к съемке наш оператор. Приглашаю к 
разговору наших гостей. (Ведущий и гости занимают места за столиком, 
располагаясь перед детьми)
Ведущий. 
­Здравствуйте, уважаемые гости нашей студии. В эфире передача “Не за тридевять 
земель” и я ее ведущая Валерия Шевченко.
­Представляю своих собеседников: учитель истории– Ольга Александровна  и 
библиотекарь – Марина Юрьевна Печерская.
­ Подтвердите или опровергните высказывание: “Было время, когда на Руси не было 
грамотных людей, а дети не ходили в школу”.
Историк.   ­Да, верно. Такое время на Руси было. Ученые предполагают, что до X века в 
Древней Руси школ не было, дети учились дома.
Ведущий.   Позвольте вас спросить: чему учились дети и у кого?
Историк.  
 ­Дети учились у своих родителей, старших братьев и сестер трудиться, умению 
проявлять уважение к старшим и заботиться о младших. Они учились тому ремеслу, 
которым владели их родители. Если отец был сапожником, то он учил сапожному 
ремеслу своих детей.
Ведущий.  ­ Давайте поговорим о просвещении в Древней Руси. Может быть, есть 
вопросы у ребят в нашей студии?
1­й вопрос Лапина Вероника , 3 “В” класс.
­ Сегодня учителем может стать тот человек, который окончил университет или 
педагогический колледж. Скажите, пожалуйста, а раньше, где учился будущий учитель? 
Спасибо.
Историк. 
­В документе “Стоглав” говорится, что содержать училища могут только лица духовного
звания, а учителем мог стать тот, кто получал разрешение у церкви. У учителя 
проверяли знания, у него должен быть поручитель, который мог рассказать о нем и о его 
поведении. Один учитель вел все предметы. У него был помощник – староста. Это был 
второй человек по школе. Он мог заменять учителя, выслушивать уроки малышей, 
должен выдавать и собирать книги, следить за их сохранностью. Старосту учитель 
выбирал сам из числа старших учеников, которые хорошо учились и были благодушных 
душевных качеств. Староста никогда не доносил на детей. Приучали к товариществу, к 
коллективной жизни в дружине.
2­й вопрос Синельников Игорь, 3 “В” класс. 
­ Сейчас девочки и мальчики обучаются в одном классе и учат их одинаково. Скажите, 
пожалуйста, а как было раньше? Спасибо. Историк. 
­ Школы создавались при церквах и монастырях. Принимали в школу только мальчиков. 
Коллектив учеников назывался “дружиной”. Сидели ученики вместе, но занимался 
учитель с каждым учеником отдельно. 
3­й вопрос Прокофьев Вадим, 3 “В” класс. 
­ Учебный год в наших школах начинается 1 сентября. Скажите, пожалуйста, когда 
начинались занятия у школьников на Руси? Спасибо.
Библиотекарь. 
­ Занятия чаще всего начинались 1 декабря, но мальчики могли поступить учиться в 
любое время. Определенного срока обучения тоже не было. Научился читать, писать, 
считать – значит, закончил школу. Все зависело от способностей.
Ведущий. 
­ А какие наказания были в древнерусской школе?
Библиотекарь. 
­ За неаккуратность и школьные шалости детей секли розгами, ставили на несколько 
часов на горох, оставляли без обеда. А уж шлепков и подзатыльников во время урока 
было не счесть!
4­й  вопрос, Новикова Маргарита, 3 “В” класс. 
­В нашем классе по расписанию ежедневно 5 уроков. Скажите, пожалуйста, как долго 
ученики находились в древнерусской школе? Спасибо.
Историк.   Слайд 14. 
­ Посмотрите на иллюстрацию “Обучение грамоте” в 17 веке. Утром ученик приходил в 
школу, снимал шапку, клал ее на полку, кланялся образам, учителю, всей дружине. Здесь
ему предстояло провести целый день. Каждый ученик рассказывал урок. Потом 
совершалась молитва, в которой просили бога вразумить их на учебу. Затем подходили к
старосте за книгами и рассаживались за одним длинным ученическим столом. Каждый 
садился на место, которое укажет учитель. При этом соблюдались наставления (то есть, 
правила поведения): все равны, не притесняй ближнего, не давай прозвища, тесно не 
садись друг к другу, не толкайся коленями и локтями. И как только зазвонят колокола к
вечерней службе, значит, пора заканчивать занятия в школе.
5­й вопрос Мурахтанова Вика, 3 “В” класс. 
­Марина Юрьевна, книги, по которым мы занимаемся, получили у Вас в библиотеке. 
Скажите, пожалуйста, где брали книги школьники раньше?
Библиотекарь. ­  Книги были собственность школы. Учитель воспитывал уважительное отношение к 
ним. Класть книгу на стол полагалось только печатью сверху, нельзя было книгу класть 
на сиденье, листов в ней загибать, после занятий сдавали книгу старосте с поклонением. 
Считалось: “Кто книг не бережет, души своей не бережет”
6­й вопрос, Прасько Полина, 3 “В” класс.
­  Я учусь в МОУ “СОШ № 95”. Скажите, пожалуйста, Ольга Александровна, а как 
раньше назывались учебные заведения?
Историк
­Вместо слова “школа” употреблялось “училище”, а вместо слова класс ­ “дружина”. В 
документе “Стоглав” говорится: “В Новгороде, в Москве ив других городах учили 
грамоте, умению писать и петь”. Писали гусиными перьями на очень дешевой рыхлой 
бумаге, о которую перо цеплялось, оставляя чернильные кляксы. Чтобы чернила не 
растекались, посыпали написанное песком из баночки.
Ведущий. 
­ Надеюсь, вам интересно было узнать, как учили в древнерусской школе. Мне остается 
поблагодарить наших гостей за увлекательную беседу. Спасибо.
­ Ребята, какая информация вам показалась новой, интересной?
6. Подведение итогов исследования. Слайд 15
Учитель: Трудно ли было учиться школьникам на Руси?
– Чему удивились на уроке?
– Что узнали нового?
7. Учитель:
­У вас на партах ладошки, прочитайте надписи на каждом пальчике и раскрасть 
зеленым карандашом то выражение, с которым вы согласны и прикрепите его к 
нашему стволу. Оформляем  «Дерево знаний».
8.Домашнее задание по выбору учащихся. Слайд 16
1 Составьте ребусы и кроссворды по теме.
2 Подберите древние пословицы, загадки, в которых встречаются сведения о том, 
как учились школьники на Руси.
3 Какие материалы использовали люди для письма и используют сейчас?
8. Заключительное слово учителя. Домашнее задание по выбору учащихся. 
1. Составьте ребусы и кроссворды по теме.
2. Подберите древние пословицы, загадки, в которых встречаются сведения о том, 
как учились школьники на Руси.
3. Какие материалы использовали люди для письма и используют сейчас?
               (одно задание на выбор)

Сценарий классного часа «Как учились на Руси»

Цель: Воспитание интереса к профессии

Задачи:

1) Изучение истории появления первых школ на Руси

2) Анализ принципов организации школьного образования в древней Руси.

3) Приобщение к духовным и нравственным ценностям общества.

Формируемые общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

1. Эпиграф: «… А прежде сего училища бывали в Российском царствии, на Москве, в Великом Новограде и по иным градам… Грамоте, писати и пети, и чести учили. Потому тогда и грамоте гораздых было много, и писцы, и чтецы славны были во всей земле»

Из книги «Стоглав»

Книга «Стоглав» — собрание постановлений Стоглавого Собора, проходившего с участием Ивана IV и представителей Боярской думы в 1550-1551 годах. В ней содержатся разделы, говорящие об образовании.

Сегодня мы с вами поговорим об организации школьного образования в древней Руси.

2. Интерактивная беседа

  • Как вы думаете, когда на Руси появились первые школы?

  • Чему учили в них детей?

  • Кто были первые учителя?

  • Сколько времени длилось обучение?

  • Кто мог обучаться в школе?

3. Презентация «Как учили грамоте на Руси»

  • История появления первых школ, согласно летописям

  • Первые учебники

  • Первые учителя

  • Учебные предметы

  • Школьный день

Анализ материала презентации по вопросам, составленным выступающими.

4. Деловая игра «Урок в древней русской школе»

Демонстрация фрагментов уроков, составленных студентами на основе книги «Азбуковник»:

  • изучение грамоты

  • урок арифметики

5. Анализ рассмотренных занятий по вопросам:

  • Обязанности учеников

  • Роль учителя

  • Как обучали грамоте

  • Как обучали счету

  • Как обучали письму

  • Какое отношение было к книгам

  • Какими были наказания

  • Кто вел управление школой

  • Как поддерживалась дисциплина

  • Методы работы с неуспевающими учениками

6. Представление проектов «Первый букварь»

  • Букварь Ивана Федорова

  • Букварь Василия Бурцова

  • Букварь Симеона Полоцкого

  • Букварь Кариона Истомина

7. Работа с карточками по составлению слов из букв древнерусской азбуки.

Знакомство с кирилловской цифирью.

4. Рефлексия:

  • Зачитайте составленные вами слова.

  • Как вы считаете, из каких букв легче составить слово, из современной азбуки или из древней?

  • Как вы считаете, облегчало ли запоминание обозначение цифр и чисел знаками алфавита?

  • Каковы отличия в древнерусских букварях?

  • Выскажите свое отношение к организации обучения в древней Руси.

  • Чем похожи и чем отличаются уроки в современной и древнерусской школах?

5. Заключение.

Мы познакомились с организацией обучения в древней Руси, совершили путешествие во времени, и собственными глазами увидели ушедшую жизнь. Многое узнали о школе древней Руси и увидели преемственность между древнерусской и современной школами.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий на открытие ледового городка на улице
  • Сценарий на рубиновую свадьбу друзьям
  • Сценарий на праздник первое сентября
  • Сценарий на открытие детского сада после капремонта
  • Сценарий на розовую свадьбу 10 лет прикольные