«САМАЯ НУЖНАЯ ВЕЩЬ»
Танец с саблями Хачатуряна
1 ученица:
Армения моя милая
Всех зовет сюда.
Здесь чудесный воздух
Земля и вода
Персики и чучхели
Сладкий виноград
И народ прекрасный
Всем он будет рад.
1Ведущий:
Армения – это небольшая древняя страна.
Её история началась еще 7 тысяч лет назад.
Армению называют солнечной страной.
Армения – страна плодородных земель.
Армения – горная страна.
Армения богата талантами, там много хороших композиторов, поэтов, артистов, писателей и певцов. Армянские традиции уходят далеко вглубь веков.
В быту по сей день сохраняются взаимопомощь, прочность семейных и родственных уз.
Ведущий: Жил некогда, в Армении, справедливый и мудрый царь, и было у него три сына. Пришло время передать царский трон одному из сыновей.
Призвал царь своих сыновей и говорит
Царь: Дорогие мои сыновья! Вы видите, что отец уже стар и не может больше править страной. Хочу передать трон самому достойному из вас. Видите, вот то, огромное хранилище, построенное мною давно. Это хранилище надо заполнить самой нужной вещью на свете. Отправляйтесь в путь, из страны в страну, из города в город и отыщите самую нужную вещь.
Ведущий: Дал царь сыновьям срок — три раза по сорок дней. Поцеловали сыновья руку отца и пустились в путь. Ходили они из города в город, из страны в страну.
2 ученик:
И отвечали им вольные ветры:
“Много мы видели,
Много летали
Только Отчизны,
Похожей на нашу,
Нет, не видали,
Нет, не видали”.
Ведущий: Навидались они людей диковинных, насмотрелись обычаев неведомых.
Танец
Столица Армении – Ереван.
Армяне гордые и красивые люди, трудолюбивые и талантливые.
В армянском доме гостю самое почетное место.
Самые красивые слова говорят, ему при встрече.
3 ученик:
Нет на свете Родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звезды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса.
Где в реках стремительные воды
Голубеют, словно бирюза.
4 ученик:
Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами
С твоей великою рекой
И неоглядными полями!
Ведущий: И в назначенный день явились они перед царем.
Царь: Добро пожаловать, дорогие мои сыновья! Ну как, нашли вы ту самую нужную вещь?
Все вместе: Нашли! Дорогой наш отец!
(На ширме картинка — хранилище, царь ведет сыновей к хранилищу).
Царь: Чем мы заполним это хранилище, дорогой мой старший сын? Какой самой нужной вещью на свете?
Старший сын: (показывает отцу зерно) — хлебом! Хлебом заполню хранилище, дорогой мой отец! Много я странствовал, много повидал, ничего не нашел нужнее, чем хлеб! (отходит в сторону).
Ученик: Барев дзез! Армянский народ очень гостеприимный. Гость на порог — счастье в дом. Я угощаю вас армянским национальным блюдом – лаваш, который долгое время остаётся мягким и ароматным.
Лаваш – всему голова. Армяне не завтракают, не обедают и не ужинают. Они садятся <есть хлеб>. Именно так в языке обозначается любая из стадий трехразового приема пищи. А хлеб — это лаваш.
Ведущий: И тогда отец позвал среднего сына.
Царь: Чем ты порадуешь отца, чем заполнишь это хранилище, дорогой мой средний сын? Какой такой самой нужной вещью на свете?
Средний сын: (показывает землю). Землею! Землею я заполню это хранилище, дорогой мой отец! Где бы я ни бывал, чего бы не видел, но ничего не нашел нужнее земли! Без земли, и хлеба нет! (отходит в сторону).
Песня
Ведущий: Позвал отец младшего сына.
Царь: Чем ты заполнишь это огромное хранилище, сын мой младший? Какой самой нужной на свете?
Царь: (С нетерпением) Ну говори же, сын мой младший, чем заполнишь хранилище?
Младший сын: Светом! Светом и знаниями я заполню это хранилище, мудрый мой отец! Много я повидал, но нужнее света ничего не нашел. Свет знания — самая нужная вещь! Без света земля не уродит хлеба! Без света нет жизни на земле. Свет знания — самая нужная вещь, только этим можно править миром.
Царь: (с восторгом) Молодец! Молодец, мой младший сын! Ты по праву заслужил трон, потому что хочешь наполнить свое царство и души людей светом и знаниями.
Все вместе: ДА ЗДРАВСТВУЕТ НАШ МОЛОДОЙ СВЕТОНОСНЫЙ ЦАРЬ! ХВАЛА ТЕБЕ.
Ученик: Звуками играет и поёт зурна,
Вот она какая,
Армения моя!
Подготовка.
За месяц до игры даются ключевые слова и
литература.
1. Этнографический портрет. Национальные
особенности армян (сайт в интернетресурс).
Ключевые слова: шалвар, архалух, чуха, хоровац,
толма, тонир, лаваш, кюфта, бораки, мацун, дошаб.
2. Арташес Арцруни. Армянское нагорье и
цивилизация, М., «Мнеджер», 1999 год. Ключевые
слова: Халиб, калибр, халява, олух, мангал,
гиксосы, сталь — астероиды, железо — метеориты,
обсидан, карасы, брут, нанэ (нани, нан), хоз,
«Айо!», кашель, матид, гирк, кит, Матенадаран,
дег, дехтер – дохтур, хаким.
3. С.Х. Мнацаканян. Звартноц. Памятник армянского
зодчества VII век. М., «Искусство», 1971 год.
Ключевые слова: Звартноц, тетраконх, хачкар,
мартирион.
Ход мероприятия
Выходит ведущий — в национальном
костюме
Ведущая:
Добрый день, уважаемые команды, руководители и
гости программы “Путешествие по Армении”!
Сегодня ваши руководители на игре будут моими
помощниками – экспертами.
При этом руководители берут приготовленные для
них листы экспертов с ходом игры и садятся в
команды.
Ведущая:
Армянский народ — один из древнейших
современных народов. Он пришёл в мир из такой
глубины веков, когда не только не существовали
современные нам европейские народы, но и едва
зарождались народы античной древности — римляне
и эллины.
Перед нами на экране карточка (можно
использовать на игре и бумажный вариант).
Карточка. Согласно Священному Писанию, Бог
разгневался на людей за грехи и послал на Землю
Всемирный потоп, чтобы истребить всё живое. Чтобы
возродить жизнь после страшного наводнения, Бог
назначил его (ваш выбор цифры), как единственного
праведника. Ваш выбор, найти букву
соответственной ответу. А ответ, где на берегах
Армении нашли спасение все, которые были в
ковчеге?
Ответ: 1. Ной, цифра “8”; 2. Буква “в” —
Ной построил ковчег, взял своих сыновей и их жён и
“каждой твари по паре”; 3. Нашли спасение после
долгого плавания у горы Арарат.
Блок первый.
Армения загадочная и древняя в словах, сказаниях
и мифах
1. Своеобразное древнейшее орудие наскального
письма?
Ответ: палец для письма – матид.
2. Армения является древнейшим центром
возделывания этого дерева 6000 лет и произрастает
на Армянском нагорье. “Арману” известен ряду
древнейших народов, полководец Лукулл вывез его
в Грецию, а затем в Рим, где дерево получило
название “армянская слива”. Отсюда
распространилось по всей Европе. Под каким
названием известны его плоды, употребляемыми
нами, как сок, варенье, курага, джем, урюк, повидло?
Ответ: абрикосы.
3. В 782 году, как крепость Эребуни был основан
Эривань – город, который в 1829 году присоединен к
Российской империи, однако известен он стал
своим построенным на восточный лад,
каравансараем и мечетью из кирпича, покрытой
синей глазурью. Объяснение названия идёт со
времени до праотца Ноя. Когда воды потопа стали
понижаться, и появились земли, то праотец рода
человеческого, впервые увидевший Канакирские
высоты, воскликнул: “еревумэ”, что могло
означать “Видно, показывается!!” Как сегодня мы
называем этот город?
Ответ: Ереван.
3. “Чудо-Юдо – рыба-кит”. Кит оказалось не имя.
Кит это по-армянски – “фонтан” или “нос”. А
почему?
Ответ: дышит не жабрами, а как все звери носом.
4. В армянском языке “нан” обозначает “мать,
бабушка, хозяйка дома, хранительница очага. Так, в
русском языке известно устаревшее понятие и
обозначает того, кто ухаживает за больными или
присматривает за детьми. Как звучит это слово?
Ответ: няня — очень распространена
профессия в царской России. Как правило, это была
крепостная, которой был доверен уход за детьми
помещика (барина). Сегодня есть специальность в
детском саду – нянечка, которой доверена забота
над маленькими детьми
5. Основной вид мемориальных памятников
средневековой Армении. По преданию, Прародитель
Айк перед смертью дал завет своим потомкам
художественно украшать камни. И народ стал
шлифовать и сооружать чудесные храмы, дворцы, но
в Армении на протяжении многих лет орды
завоевателей уничтожали эти строения. Их вновь
восстанавливали и в доказательство вечности
своего народа начали сооружать мемориальные
памятники, оставляя их под открытым небом. О
каком символе христианской веры идёт речь?
Ответ: крест- камень или хачкар, как
архитектура малой формы.
6. До изобретения книгопечатания писали все
писания от руки, что назывались рукописью. Эти
манускрипты, хранятся с 1920 года в специальном
хранилище “даране” для книг “матян”. Как
называют этот уникальный древнеармянский музей,
одновременно являющийся хранилищем и научно
исследовательским институтом древних рукописей
имени Месропа Маштоца?
Ответ: Матенадаран.
Блок второй. Перевод с армянского
1. Специалисты считают его дерзновенным
экспериментом, самой смелой центрической
композицией в армянском зодчестве. Композиция
чем-то напоминала вавилонские зиккураты — это был
трехярусный круглый храм, состоящий из трех
поставленных друг на друга уменьшающихся
цилиндрических объемов, увенчанных сферическим
конусом. Во всем облике храма присутствовало
мощное устремление ввысь. Стены храма украшали
виноградная лоза, ветви граната, тончайшей
работы геометрический орнамент. Назовите этот
храм по-армянски, если, посмотрев на него и
представить ракету, устремлённой в небо?
Ответ: Храм Бдящих Сил получил свое прозвание Звартноц
не случайно. Слово «зварт» по-армянски
означает «украшенный».
2. Оказывается, мы ещё с детства владеем
армянским языком, когда начинаем поднимать
телефонную трубку. Каким образом?
Ответ: говорим “алло”, происходящее из
армянского — “айо”
3. Это мыло можно купить в аптеке, как
лекарственное, что написано на его упаковке?
Ответ: мыло дегтярное, по-армянски — “дег” это
лекарство.
4. От армянского глагола происходит такой
перевод “оттягивание” или “извлечение” из
внутренних дыхательных путей сгустков мокрот?
Как звучит этот армянский глагол в русском
существительном?
Ответ: “кашел” – “кашель”.
5. О недееспособном человеке у нас говорят
“Олух Царя Небесного”. Разговорное выражение,
означающее “простофиля”, “простак”, “разиня”.
В древности на Руси было в ходу имя Олух, которое
постепенно исчезло, так как слово “олух” стало
нарицательным Происхождение слова “олух” точно
не известно. Существует несколько объяснений
этимологии этого слова. А кто такой олух?
Ответ: в тюркском это “сын”, а вот по-армянски
это “козлёнок”.
6. Бесплатное подношение, угощение, которое
звучит как “дар богов”?
Ответ: халява.
7. Иохаким, Ефим, Яким, Хаким не просто имя, а
призвание. О какой “мудрой” профессии идёт речь?
Ответ: лекарь.
Блок третий.
“В здоровом теле – здоровый дух”
Кавказ – обитель мудрости. Остаётся
узнать, как и почему люди становятся
долгожителями. Как оказалось тайны в этом нет,
если спросить у горца. Из его ответа следует, что
надо любить землю, на которой ты живёшь,
приравнивая её к своим близким родственникам,
это считается, во-первых. Есть второе — здоровье
должно стоять впереди пищи, как лошадь впереди
телеги.
1. “Аш” — на тюркском “пища”, а в целом
произносится, как “добрая”, “хорошая еда”,
которая обычно заготовляется осенью,
высушивается и может храниться 3-4 месяца?
Ответ: лаваш.
2. Сироп вишнёвого цвета, уваренный виноградный
сок, именно на этой на основе варится дошаб?
О каком напитке идёт речь, в русских сказках он
достаточно твёрд?
Ответ: кисель.
3. Пифосы в Греции, чаны у тюркоязычных народов,
у армян — карасы – огромная посуда для вина,
масла, зерна. Как же её переставляли?
Ответ: Не переставлялась, так как её вкапывали в
землю, когда она была пустой.
4. Печь, для жарки хороваца, что звучит как
“гулять” или “прогуливаться”?
Ответ: мангал.
5. Круглый глиняный очаг для выпекания
национальных видов хлеба и пирожков,
представляет большую керамическую посуду, с
круглым проёмом в стенке или дне и ставится во
дворе на глиняную платформу дном кверху?
Ответ: тонир.
6. О каком блюде идёт речь, если бораки нужно
сварить, а потом выложить на сито и поджарить до
румяной корочки, а сибирское блюдо будет только
сваренным и уже модно есть. Как привычно
по-сибирски мы назовём “бораки”?
Ответ: пельмени.
7. Какой известный нам продукт похож на
армянский мацун из кипячёного коровьего,
буйволиного, овечьего, верблюжьего или козьего
молока?
Ответ: йогурт.
8. Овощная толма из виноградных листьев с мясом
и крупой?
Ответ: голубцы.
Блок четыре.
Железо, глина, камень – творческий ряд веков
1. Самое образцовое изделие Халиба,
определяющее его мощь?
Ответ: калибр. Причём между последними буквами,
можно поставить гласный “а” и получится слово
“бар”, то есть — “плод”.
2. Глина являлась основным строительным
материалом. Глинобитный пол, стены-мазанки,
кирпич, детские игрушки, свистульки, дудочки,
домашние тарелки – всё с использованием этого
природного сырья. Какую надо было освоить
профессию, чтобы заниматься этим?
Ответ: гончар, глинщик или брут. Кстати, именно
от этого названия происходит название большого
глиняного ковша – братина.
3. Что собирала и использовала армия для
изготовления мечей, саблей, палиц и ядер?
Ответ: железные метеориты.
4. Богатейший и могущественный фараон Египта:
Тутанхамон просит оружие из армянского железа,
но получает в дар 1 кинжал. Какую технологию
пытаются сохранить и быть единственной мощной
армией в древности?
Ответ: Армения в древности являлась хранителем
уникальной технологии плавки железа.
5. Армения, как и другие горные местности,
использовала необычное стекло для изготовления
украшений и таких древнейших орудий труда эпохи
палеолита, как рубило, остроконечник, нуклеусы.
Что служило основой для получения обсидиана?
Ответ: магматические горные породы или вулканы.
6. Вышедшие с армянского нагорья азиатского
происхождения племена, которые впервые
использовали в военном искусстве повозки с
колёсами, окованные железом стрелы со стальными
наконечниками, т.е. первыми применили железо. Как
чужеземных завоевателей назвали египтяне?
Ответ: гиксосы; первые ввели в Египте
коневодство и колёсный транспорт. Они упростили
египетскую письменность, создав чисто
алфавитное письмо.
7. На немецком это слово — “штерн”, на латинском
— “стела”, на английском — “стар”, на русском —
“сталь”, а на армянском — “астел”. В основе всех
перечисленных слов по этимологии лежит одно и
главное. Назовите его?
Ответ: звезда, упавшая с неба — астероид.
Блок пятый.
Модный фасон по-кавказки
1. “Шаль” известна как тёплый платок, а
“вар” — основа слова “варежка”, а вы должны
назвать часть верхней одежды из темной шерсти
или хлопка, обычно синего цвета, с широким
подрубным швом на талии, в который продевалась
опояска хонджан — тканая узорчатая и довольно
плотная тесьма шириной примерно в два
сантиметра.
Ответ: На персидском — “шаравара”, на турецком —
“шалвар” или “шаровары”, как мы это привыкли
произносить на русском языке.
2. Кавказский плотно прилегающий к телу
атласный кафтан с высоким стоячим воротником,
дополнялся кушаком. Назовите бешмет по-тюркски?
Ответ: архалух(к).
3. Как называется верхняя мужская плечевая
одежда, в талии обычно отрезана, со складками или
сборкой и в переводе с тюркского обозначает
“сукно”? Ответ: чуха.
Блок шестой. “Знаем – смотрели…”
1. Какой вид оружия прославляет в балете,
родившийся в Грузии известный русский
композитор и дирижёр, армянин по национальности?
Ответ: сабля, “Танец с саблями” из балета
“Гаянэ” Арама Хачатуряна.
2. Из разрушенной столицы, его предки
переселились в Крым, в XIV-XV веках. В детстве он
рисовал углём на заборах, затем спустя годы был
принят в Петербургскую Академию художеств и в 1837
окончил её с золотой медалью. Со временем он стал
известным миру маринистом. Шедевры кого, по
словам знаменитого художника Мартироса Сарьяна,
рассматривали как “большую эпическую картину в
море”?
Ответ: Айвазовский Ованес (Иван
Константинович).
3. В Гюмри, где Мгер выступал на сцене
драматического театра, его знали все, а его
киногерои стали известны всем зрителям, жадный
погонщик – Мустафа из фильма “Али Баба и сорок
разбойников” и дядя Джабраил из фильма
“Кавказская пленница”. Под каким именем нам
известен этот артист, если известно, что имя ему
дали родители в честь известного полководца
Гражданской войны?
Ответ: Фрунзик Мкртчян, назван в честь Михаила
Фрунзе.
4. Снявшись более чем в 160 картинах, он стал
первым из российских актёров, который вошёл в
книгу рекордов Гиннеса по количеству сыгранных
ролей. Его штабс-капитан Овечкин в трилогии о
неуловимых мстителях, главарь банды “Чёрная
кошка” в фильме “Место встречи изменить
нельзя”. О ком идёт речь?
Ответ: Армен Джигарханян.
Подведение итогов.
Сценарий
представления страны Армения ко дню фестивалей «Нации»
3 человека выходят (2-читают рассказ,
1-держит символы Армении).
1 ведущий: Сегодня наш класс расскажет вам о
прекрасной стране Армении. Армения – древняя страна. По – армянски название
страны звучит как «Айк». В средние века к этому названию прибавился суффикс
места «стан», таким образом страна стала называться Айастан.
2 ведущий: Многие века армянский народ страдал от
иноземных захватчиков, которых привлекала благодатная земля. Захватчики
истребляли армян, сжигали их поселения, увозили детей в рабство, убивали
стариков. Но многострадальный армянский народ выстоял, сохранил свои традиции,
культуру и веру.
1 ведущий: Россия всегда шагала рядом с Арменией,
оказывала помощь в трудные времена. Армения входила в состав Союза Советских
Социалистических республик. Не так давно Армения стала независимой страной. Она
сохранила дружеские отношения с Россией.
2 ведущий: Мы представляем вам символы государства:
1 ребенок: Флаг Армении имеет три
полосы- красную, синюю и оранжевую.
=Красный цвет символизирует постоянную
борьбу армянского народа за существование, христианскую веру, свободу и
независимость.
=Синий цвет символизирует стремление
армянского народа жить под мирным небом.
=Оранжевый цвет символизирует
созидательный талант и трудолюбие армянского народа.
2 ребенок: Герб Армении имеет форму щита. В центре –гора
Арарат- символ армянской нации. Лев и орел означают мудрость, терпение и
благородство армянского народа. Чуть ниже- разорванные цепи- символ
освобождения армян от иноземного ига.
Древняя культура Армении привлекает нас
своей самобытностью и жизнелюбием. И мы с удовольствием прикоснемся сегодня к
ней.
3 ребенок (в костюме пастушка):
Есть магия в тенистом слове
«джан»…
Наполненное жизнью и любовью,
Оно — сама душа, как Божий Храм,
Где силу обретаешь над собою.
В нем красота, энергия ветров,
Оно сродни харизме Арарата.
Среди его бесчисленных даров
Радушный кров друзей — душе отрада.
Ведь там я не подвластен хмурым дням,
Ведь там узнал я, что в судьбе случится:
Фамилии любимые на «ян»,
Друзей очаровательные лица.
И каждой клеточкой впитав простор,
Мне сердце говорит открыто, прямо:
Хочу вдыхать свободный ветер гор
И тосковать с дудуком Гаспаряна.
4 ребенок: (рассказывает под музыкальное
сопровождение дудука Гаспаряна)
Послушай, друг мой, как поет дудук
Не знаю, что за инструмент сей музыкальный,
У гуслей явно голос повокальней,
По крайней мере это русский звук.
Наверно, все ж послушаю дудук,
Ведь это музыкальный инструмент армян,
Откуда родом сам Джигарханян.
А он нам самый лучший друг.
Послушай, друг мой, как поет дудук
Как сердце светлой грустью наполняет,
Как наши души он объединяет,
Его пропитанный судьбою горький звук
Послушай, друг мой, как поет дудук
Как много в этой музыке печали.
В ней плач сердец, которые страдали
От боли расставаний и разлук.
Послушай, друг мой, как поет дудук
Как много в этой музыке надежды,
Она нам души греет, как и прежде
Согрела нашим прадедам, мой друг.
Послушай, друг мой, как поет дудук
В нем дух армянский – чудных гор творенье.
В нем весь народ,
В нем вся наша Армения,
В нем будут наши правнуки, мой друг.
Под дудук выходят все, кто поют песню
Весь класс исполняет песню «Армения моя».
Солист 1:
Мама не грусти,
Береги отца
Бог вас сохранит,
Мама не грусти, не грусти..
Родина моя,
Как ты без меня,
На вершинах снег
Где мои друзья
Сберегла ль ты всех?!
Весь класс:
А где -то горы,горы,
А за ними ,ними
АРМЕНИЯ МОЯ,
Знаю мама,мама
Армения ты ждешь меня.
А где -то горы,горы,
А за ними ,ними
АРМЕНИЯ МОЯ,
Знаю мама
Армения ты ждешь меня.
Солист 2:
Mayrig che tkhres
Yete che gam yes,
Girkt indz charnes,
Achkt artsungov che ltsnes.
Hayastan im tun,
Moratseles du?
Te hishumes u norits indz yet kanchum?
Ko lanjerine Ararat
Ashkhare Armenian
Sevanadzov dzhurn arat
Ergire Nairian.
Ko lanjerine Ararat
Ashkhare Armenian
Srtis meches anentat Hayastan
Весь класс:
А где -то горы,горы,
А за ними ,ними
АРМЕНИЯ МОЯ,
Знаю мама,мама
Армения ты ждешь меня.
А где -то горы,горы,
А за ними ,ними
АРМЕНИЯ МОЯ,
Знаю мама
Армения ты ждешь меня.
3 ребенок (в костюме пастушка):
Кочари мой кочари-
Народный танец армянский,
Его все пляшут исстари,
Поднимая дух наш братский.
Танцуют вкруг, плечом к плечу,
Выкрикивая гей, гей,
Зажгу, за них, свою свечу
Я вижу в них богатырей.
Его плясали пред Рейхстагом
И у храма в селе Шуше,
Танцевали перед врагом,
Чтобы знал, что в их душе.
Под дробь большого барабана
И звуки народной зурны,
Кочари идёт от Вана,
До тех, кто родине верны!
Исполняется национальный армянский танец
«Кочари».
3 ребенок (в костюме пастушка):
Горжусь, Армения, тобой, культурой древней
и седой.
Ты первой христианство приняла и вера
сильная тебя спасла.
Весь класс хором:
Россия и Армения вместе навсегда.
Армения-Россия-дружная семья.
Ведущий 1: Попробуйте наше национальное блюдо печенье
гата.
№
Программа
Содержание Исполнители
Вступительное слово учителя
1
«Սիրել Հայաստանը ռուսավարի …»
Виктор Коноплёв
ՍԻՐԵԼ ՀԱՅԱՍՏԱՆԸ ՌՈՒՍԱՎԱՐԻ
1. Երբ Հայաստանի սիրով ես սնվում,
Ասես դեռ նոր է քո հոգին ծնվում,
Սկիզբ առնելով Արարատից սեգ,
Սերն այդ անկաշառ չի հատնում երբեք:
4. Հայաստան երկրում ջերմ սերն է տիրում,
Սերն այդ ջերմացրու հայկական գինով,
Ամբողջ էությամբ տրվիր այդ սիրուն
Եվ սերն այդ շահիր քո սիրո գնով:
5. Սիրիր Արմենիան զուլալված սիրով,
Խաղաղ լուծելով հարցերը բոլոր,
Ողջ աշխարհը թող դառնա բուրաստան,
Քո ծնողներն ենª Ռուսիա-Հայաստան:
6. Հայաստան սիրիր նվիրումով վառ,
Թևածիր դեպի սուրբ Էջմիածին,
Քո մեջ կրելով խաչը փրկարար
Եվ Քրիստոսի փառքը սրբածին:
Перевод Сократа Ханяна
2
ВИДЕО
«Любить Армению по-русски»
Исполняет автор — Виктор Коноплёв
3
Стихотворение
«На свете лишь
одна Армения»
1. На свете лишь одна Армения,
Она у каждого — своя.
От робости, от неумения
Её не воспевала я.
2. Но как же я себя обидела —
Я двадцать лет тебя не видела,
Моя далёкая, желанная,
Моя земля обетованная!
3. Поверь, любовь моя подспудная,
Что ты — мой заповедный клад,
Любовь моя — немая, трудная,
Любое слово ей не в лад.
4. Со мною только дни осенние
И та далёкая гора,
Что высится гербом Армении
В снегах литого серебра,
5. Та величавая двуглавая
Родная дальняя гора,
Что блещет вековечной славою,
Как мироздание стара.
6. И тайна острова севанского,
Где словно дань векам седым —
И своды храма христианского,
И жертвоприношений дым.
7. Орлы Звартноца в камень врублены,
Их оперенье — ржавый мох…
О край далёкий, край возлюбленный,
Мой краткий сон, мой долгий вздох.
Мария Петровых
4
Стихотворение «Голубоглазыми были армяне …»
1. Голубоглазыми были армяне.
Светловолосыми были армяне.
Такими в древности были армяне.
2. Но жгли и рубили отчизну армян,
Пришли и убили так много армян,
Что огнём затрубили, как нефти фонтан,
И окутались дымом глаза у армян.
3. Тогда черноглазыми стали армяне,
Черноволосыми стали армяне, —
Целый народ почернеть в состоянье
В развалинах, где почернели армяне.
4. Но в недрах времён, из бессмертных семян,
Грустит голубое глазами армян.
Юрий Саакян
5
ПЕСНЯ
«Հայի աչքեր»
6
Звалась Армения Урарту
1. Звалась Армения Урарту,
лежала между трёх морей
В старинных атласах и картах,
Ани была столицей в ней.
И правил здесь Тигран Великий –
отважный воин, царь армян.
И от границы до границы
шёл много суток караван.
2. Другим царём был Арарат –
гора с двуглавою вершиной
Над плодородною долиной
власть держит, как большой мужчина.
Не зря же Ной после потопа,
собрав всю живность на ковчег,
Нашёл причал на Арарате
и приводнился здесь навек.
3. Месроп Маштоц алфавит создал –
ни у кого такого нет.
У каждой буквы свой орнамент,
овал, фактура, раритет.
И в гордом граде Ереване,
хранятся в Матенадаране
Истории земли армянской,
что были созданы здесь ране.
4. В четвёртом веке нашей эры
пришёл Григорий-просветитель.
И христианство, как основа,
нашло в Армении обитель.
И сотнями церквей и храмов
украшен здешний был пейзаж.
Католикос в Эчмиадзине,
и каждый храм, как горный страж:
5. Вот Хор Вирап, Гарни, Гегард
и восхитительный Татев,
Тысячелетиями стояли,
мирские радости презрев.
И Карабах, и Зангезур,
и Цахкадзор, и Дилижан —
Прекрасней нет на свете мест,
и нет таких красивых стран.
6. С тех пор веков прошло немало —
не стало выходов к морям.
Земли в стране осталось мало,
почти не стало и армян.
Средь горных круч, сухих равнин,
где солнцем выжжена земля,
Смог выжить только армянин –
создав между камней поля,
7. Где зреет сочный виноград –
основа вин и коньяка.
Даже во Франции коньячной
вкуснее нет ещё пока.
Васпуракан и Наири,
Отборный, Праздничный, Ани
И аромат, и дух в них горный,
и запахи родной страны.
8. Глаза армянские – ачкеры,
в них геноцид, и боль, и грусть,
По ним историю народа
ты прочитаешь наизусть.
Дудук Дживана Гаспаряна
залечит все на сердце раны,
А после – к берегам Севана,
отведать свежего ишхана.
9. Пожалуй, нет сегодня в мире,
мест, где армяне не живут:
Свои диаспоры и кланы
везде с успехом создают.
Татлян и Шер, Шарль Азнавур
и тысячи других армян
Внесли любовь свою и гены
в культуры самых разных стран.
10. И говорю я всем армянам –
ес кез сирумем, барев дзез!
Желаю, чтоб Ваш дух был юным,
страна жила под стук сердец,
В которых страсть, любовь и нежность
к своей Армении родной.
Хоть жить и можно где угодно –
храните верность ей одной!
Александр Вайнерман 30 апреля 2008 года
7
ПЕСНЯ
«Տուն իմ հայրենի»
8
Стихотворение «Армении»
АРМЕНИИ
1. Как перед женщиной, неведомой и новой,
В счастливом трепете стою перед тобой.
И первое сорваться с уст боится слово,
И первою смущаются глаза мольбой.
2. Узнать тебя! Понять тебя! Обнять любовью,
Друг другу золотые двери отворить.
Армения, звенящая огнём и кровью!
Армения, тебя хочу я полюбить!
3. Я голову пред древностью твоей склоняю,
Я красоту твою целую в алые уста.
Как странно мне, что я тебя ещё не знаю,
Страна — кремень, страна — алмаз, страна — мечта!
4. Узнать тебя! Понять тебя! Обнять любовью,
И воскресенья весть услышать над тобой.
Армения, звенящая огнём и кровью!
Армения, не побеждённая судьбой!
Сергей Городецкий
9
ПЕСНЯ
«Армения»
10
Стихотворение
«Дудук»
1. Послушай, друг мой, как поёт дудук,
Как сердце светлой грустью наполяет,
Как наши души он объединяет,
Его, пропитанный судьбою горькой, звук.
2. Послушай, друг мой, как поёт дудук,
Как много в этой музыке надежды,
Она нам души греет, как и прежде
Согрела нашим прадедам, мой друг…
3. Послушай, друг мой, как поёт дудук,
В ней дух Армянский — наших гор творение,
В ней весь народ, в ней вся наша Армения,
В ней будут наши правнуки, мой друг…
Карен Хачатрян
11
ТАНЕЦ
армянский
Учащиеся
12
Стихотворение
«Да! Не армянка!»
ДА! НЕ АРМЯНКА!
1. Да не армянка! Ну и что ж?!
Кто смеет мне сказать хоть слово?
Армения во мне поёт
И это ли к любви не повод?
2. Прервать разлуки я стремлюсь,
Арменией полна до края.
К её просторам часто рвусь
И расстоянья сокращаю…
3. Любовь! Кто может запретить?
Она даруется от Бога…
Земная-то не всем дана…
А мне к Армении так много!
4. Душа-раба свободна там…
Божественный тот рай вдыхая,
Живёт, парит… Понять ли вам…?
Как снова крылья обретаю…
5. Да не армянка… Ну и что ж…?
Да не жалею я об этом!
Ведь Богом право мне дано…
Любить ДВА края беззаветно!
ТатьянаТелегина
13
Стихотворение
«Дети Капана».
Дети Капана
1. Там, где Хуступ взирает молчаливо
И вьётся в исступленье Вачаган,
Стоит себе упрямый, горделивый,
Непокорённый маленький Капан.
2. Его сыны смелы′ и непреклонны,
Кипучей кровью жилы их полны,
Они за Зангезур дрались упорно,
И за Арцах без страха полегли …
3. А девы … и нежны … и кротки …
И духа стойкостью наделены.
Поистине! Они …горянки …
Всем сердцем Вотчине верны.
4. Там матери детей вскормили
Орлино-львиным молоком!
Они детей своих взрастили …
Надёжным Родине щитом!
5. Капанцы лишь в угоду Богу,
Не преклонив главы вовек,
Живут, храня в душе свободу,
Как завещали Нжде и Давид Бек!
ТатьянаТелегина
14
ПЕСНЯ
«Мой Капан» (гимн Капана) ПОЮТ ВСЕ
«ОРУЩИХ КАМНЕЙ ГОСУДАРСТВО…
Художественная культура Армении.
Подготовила: Абелян О.В.
2015г.
Цель: познакомить учащихся с особенностями возникновения и расположения республики Армения; формировать представления о многообразии художественных культур народов земли и единстве представлений о духовной красоте человека; познакомить с особенностями культуры Армении, народными традициями. Развивать познавательный процесс; воспитывать патриотические чувства – сплочение разных наций. Формировать творческую активность.
Материалы: бумага, цветные карандаши; иллюстрации, армянская поэзия, армянские народные мелодии.
Ход занятия:
Оформление доски: иллюстрации, герб Армении.
Республика Армения
Площадь – 9,8 тыс. км2.
Население – 3,8 млн. чел.
Официальный язык – армянский.
Орущих камней
государство –
Армения, Армения!
Хриплые горы, к оружью
зовущая —
Армения, Армения!
О.Э.Мандельштам
1. Вступление. Сообщение темы.
Учащиеся (хором).
Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту.
Завещаю беречь нам этот мир –
Такой неповторимый на рассвете.
Он с детства очень дорог нам и мил
За будущее мира мы в ответе.
Учитель: Какие ассоциации возникают у вас со словом «мир»? (Вселенная, планета, семья, дружба между народами, дом).
Земля – наш большой дом. Живя в нём, человек должен быть добрым. Люди разных наций не должны враждовать между собой, между народами должна царить дружба.
Ученик: Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зелёных рек,
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек…
Исполнение песни «Солнечный круг» (муз. А.Островского, слова Л.Ошанина)
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами отправимся в далёкое путешествие, в загадочную Республику.
Попробуйте догадаться, о чём идёт речь. Я буду давать маленькие подсказки.
-
Эта республика славится почитанием старших, хранит с древности огромные культурные богатства маленького народа.
-
Семья этого народа может состоять из 15-20 человек.
-
Столица – город Ереван.
-
Национальное блюдо – шашлык (хоровац).
Догадались? Правильно — это Армения. Удивительная, загадочная и необыкновенная. Сколько необычного можно встретить здесь! Это и природа, и люди, и одежда, и постройки… Кто может рассказать нам об этой республике лучше и красочнее, чем люди армянской национальности. ( Выступают девочки 3 класса Агаджанян Аделина и Есаян Румсим).
Звучит армянская народная мелодия. В класс входят дети в национальных костюмах Армении. Они делают несколько танцевальных движений, а затем подготовленные дети по очереди начинают рассказывать о «своей» замечательной Республике.
2. Основная часть.
1уч. Армения – страна гор, потухших вулканов и жаркого солнца – расположена на Армянском нагорье.
Происхождение армян легенда связывает с одним из правнуков Ноя, богатырём Гайком, который совершил множество воинских подвигов и расширил границы Армении. Поэтому армяне сами себя называют «хай», а свою страну – «хайястан».
2уч. Поразителен внешний облик армянского села. (Показ иллюстраций).
Старый облик деревни выглядел жалко и уныло… Дома приземистые, из неотёсанных камней, главная комната называлась столовой (ацатун). На возвышении стояла печь, где спала семья; а зимними вечерами собирались в оде близкие и дальние соседи толковать о новостях.
Во многих горных районах люди жили в землянках, где единственным источником света был ердик – дымоход на крыше.
Новая жизнь в корне перестроила облик армянской деревни. В центре современной деревни выделяется группа красивых культурно – бытовых сооружений. Прежде всего это клуб. (Показ). Выделяются здания школ, детских садов. Характерным сооружением являются памятники – родники, возведённые в память о героях, павших за Родину в Отечественной войне.
3уч. В Армении существует много интересных традиций, обрядов. Во-первых, это прочность семьи, состоящей из 12-15 человек. Бракосочетание сопровождается древними обрядами: если девушку не хотели выдавать замуж, то парень, договорившись с ней, организовывал её похищение и женился тайком. Свадьба тянется иногда «семь дней и семь ночей». Жених и невеста величались «королём» и «королевой».
4уч. Праздники и обряды сохранились до сих пор. Праздник цахказард (вербное воскресенье) посвящён приходу весны. Амбарцум (вознесение) – праздник весны и любви.
Инсценировка: выходят 3 девочки в костюмах.
Собираясь к празднику, девушки опускают в пулик (вид крынки) сувенир – пуговку, напёрсток, бусинку, наполняют кувшин водой и оставляют на ночь под звёздами. С утра маленькая девочка наугад вынимает сувениры один за другим и предвещает судьбу обладательницы одного из сувениров…
Праздник дрындез, или тярындарач, бывает в начале лета. Во дворах молодожёны складывают кучи хвороста и с горящими свечами в руках и с песнями зажигают костры; один за другим молодые люди прыгают через костёр, чтобы «очиститься» в его пламени.
5уч. Армянская кухня – одна из самых древних на земле. Блюда отличаются остротой. Одна из любимых закусок – армянская колбаса – «суджух». Из седой древности берёт своё начало такое популярное в настоящее время блюдо, как шашлык (хоровац).
Значительное место занимает в питании армянский национальный хлеб – лаваш. В Армении любят печенье, самое популярное гата – круглая сладкая лепёшка с ореховой начинкой.
Самый популярный из молочных продуктов мацун – кислое молоко.
Из виноградного сока делают вино и варят дошаб – ароматный сироп тёмно-вишнёвого цвета, имеющий лечебные свойства.
Говоря об армянской национальной кухне, нельзя не отметить своеобразный режим питания, который у армян является традиционным: лёгкий завтрак и обильный плотный ужин.
3. Объяснение задания. Практическая часть.
-Какой интересный рассказ мы услышали об Армении! Поблагодарите рассказчиков и попробуйте изобразить, что больше всего вам запомнилось и понравилось.
-Какие особенности этой страны вы запомнили?
Выполняя работу, помните, что Армения – это рыжий цвет выжженного солнцем высокогорья, нежные постельные тона речных долин и пронзительная голубизна высокого неба. Армения – это картины армянского художника Мартироса Сарьяна. На его полотнах Армения дышит, живёт, радуется. (Показ).
Каждая деталь и в вашем рисунке должна быть продумана.
4. Самостоятельная работа.
Дети работают. В классе приглушённо звучит музыка. По мере завершения работ дети вывешивают их на доску и отмечают наиболее удачные.
5. Обобщение. Итог занятия.
— О какой стране вы узнали во время нашего путешествия?
— Что больше всего запомнили?
Учитель: Закавказский ковчег – Армения – разноцветная, играющая на солнце мозаика. Она может менять свои узоры, но сам ковчег по-прежнему надёжен – он хранит огромные культурные богатства маленького народа.