Сценарий на тему финансовая грамотность

Данная разработка нацелена на содействие финансовому просвещению и воспитанию подростков детского дома.

Государственное бюджетное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

«Рембуевский детский дом»

Брейн-ринг

«Поиграем с финансами»

Автор: Узкая Марина Ивановна

Должность: Воспитатель ГБУ АО

 «Рембуевский детский дом»

д. Рембуево, 24 января 2019г

«Поиграем с финансами»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию подростков детского дома.

Задачи:

Образовательные:

Повысить интерес к обучению финансовой грамотности.

Научить применять в жизни сформированные финансовые знания, умения, навыки.

Научить детей решать логические задачи.

Развивающие:

Продолжить обогащение словарного запаса детей новыми терминами и понятиями.

Развивать речь, внимание, мышление.

Развивать умение действовать согласовано.

Воспитательные:

Воспитывать любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности.

Воспитывать разумный подход к использованию своего и семейного бюджета.

Воспитывать чувство коллективизма.

Тип занятия: Брейн – ринг.

Участники:  воспитанники 10-14лет

Место проведения: актовый зал д/д

Методы обучения:

Словесные (рассказ, беседа).

Практические (игра).

Игровые – динамическая пауза («Делим клад»).

Оборудование:

  • Секундомер.
  • Свисток.
  • «Чёрный ящик».
  • Материально – техническое оснащение (протокол, монеты, баллы, конверты с заданиями).
  • Призы, грамоты.
  • Предварительная работа:

Беседы.

  • Чтение художественной литературы.
  • Просмотр мультфильмов «Золотой ключик», «Муха – Цокотуха», «Курочка Ряба».

План мероприятия

  1. Организационный момент:
  • Заполнение протокола.
  • Представление команд (визитная карточка).
  • Объяснение правил игры.
  1. Игра:
  • 7 раундов.
  • Конкурс капитанов.
  • Динамическая пауза —  «Делим клад».
  1. Подведение итогов, награждение.

Ход мероприятия

Организационные моменты

Ведущий: Здравствуйте, ребята, гости! Сегодня мы собрались, чтобы проверить свои знания по финансовой грамотности. А для этого, я предлагаю вам сыграть со мной в игру. У нас участвуют две команды. Я предлагаю познакомиться с ними.

Представление команд.

Ведущий: А конкурсы будет оценивать строгое, но справедливое жюри.

Представление жюри.

Знакомство с правилами игры.

Раунд 1

Ведущий: Окунёмся в далёкое прошлое! Я объявляю конкурс «Исторический».

Почему копейка получила такое название?

В какой стране появились первые бумажные деньги?

Что являлось валютой в древние времена?

Как называли на Руси купцов, изгнанных из гильдии за мошенничество и воровство?

Раунд 2

Ведущий: Вспомним героев м/ф, где прослеживается экономическое содержание.

Какое заклинание говорил Буратино на Поле Чудес, закапывая 5 золотых?

Как зовут героиню, которой посчастливилось купить товар к своим Именинам за найденную денежку?

Назовите сказочный персонаж, который нес золотые яйца?

Какое животное хотел приобрести жадный падишах и почему?

Раунд 3

Раздаётся голос: « Ой – ё – ёй! Ребята, я разобрана на части! Скорее, соберите меня, и я принесу пользу!»

Командам выдаются конверты с разрезанной купюрой номиналом 500 рублей.

Раунд 4

Ведущий: А теперь проверим знания наших капитанов. Я прошу их выйти на середину зала и встать спиной друг к другу. Я буду говорить выражение, если вы считаете, что оно подходит под понятие «Дешево» — поднимайте зелёную карточку. Если «Дорого» — красную.

  • На вес золота
  • За бесценок
  • По божеской цене
  • Не подступиться
  • Задаром
  • Цена кусается
  • Не по карману
  • По сходной цене
  • Влетит в копеечку
  • За гроши

Раунд 5

Ведущий: А сейчас команды посоревнуются в решении загадок!

  1. Это крупный магазин, у него не счесть витрин. Все найдется на прилавке от одежды до булавки!
  2. Мебель, хлеб и огурцы продают нам…
  3. Сколько купили вы колбасы, стрелкой покажут вам точно…
  4. За сметану, чипсы и сыр в кассе чек пробьет…
  5. Будут целыми, как в танке сбереженья ваши в …

Раунд 6

Ведущий: Их делают из разного материала. У одних людей их много, у других мало. В разных странах их называют по разному, без них нельзя сходить в магазин. (Деньги)

Раунд 7

Ведущий: Каждый человек хочет жить хорошо, ни в чем не нуждаясь. Но, совершая покупки, многие путают понятия «Потребность» и «Желание». Без потребностей иногда не возможно жить, а  вот желания могут подождать или вообще измениться. Давайте узнаем, как вы разбираетесь в этом важном финансовом уроке. Ваша задача правильно разложить карточки с названием товара по корзинам. В одну потребности, в другую желания.

Раунд 8

Ведущий: Начинаем наш последний раунд «Блиц – опрос». Я буду поочередно задавать командам вопросы, а вы должны быстро дать правильный ответ.

  1. Что делает с рублем копейка? (бережёт)
  2. Что известная пословица предлагает вместо 100 рублей? (друзей)
  3. Какое животное всегда как при деньгах? (поросенок)
  4. Какой любимый вами продукт из картофеля в пакете продается по цене 1 кг за картошку? (чипсы)
  5. За что не берут денег? (спрос)
  6. Как называется украшение из монеток? (монисто)
  7. Как называется вещь, куда кладут монетки для накоплений? (копилка)
  8. Какие деньги выдают родители детям? (карманные)

Ведущий: Пока жюри подсчитывают результаты, мы с вами поиграем.

Проводится динамическая пауза «Делим клад»

Дети встают в круг и повторяют движения за ведущим.

Ведущий: Мы нашли богатый клад (Копают)

Каждый кладу очень рад (Показывают радость друг другу)

Стали думать, как нам быть? (Крутят головой)

Как же клад нам разделить? (Пожимают плечами)

Чтоб хватило всем друзьям (Загибают пальцы)

Делим ровно пополам (Разводят руки в стороны)

Подведение итогов

Жюри подводит итоги и называет победителя. Награждение.

Рефлексия. Ведущий вместе с ребятами подводит итоги. Опрашивает понравилось ли мероприятие, о впечатлениях и т.д.

Список информационных источников

  1. Воронина, А. «Математика и деньги: покупаем, продаём, меняем»
  2. Годфри, Дж. «Как научить ребёнка обращаться с детьми»
  3. Детская энциклопедия «Я познаю мир»
  4. Перл, Дж. «Уроки финансового благополучия»
  5. Русская народная сказка «Курочка Ряба»
  6. Толстой, А. «Приключения Буратино»
  7. Чуковский, Н. «Муха – Цокотуха»
  8. Интернет ресурсы: http:elena-kuzmina.ru/detyam-pro-dengi.; html.www.shkola.zhizni.ru.

средняя общеобразовательная школа№2 им. Н.Я. Василенко

г. Лабинска Лабинского района Краснодарского края.

г. Лабинск 2018г.

Тема

Когда и как появились деньги

Автор

Дрокина Екатерина Валерьевна, учитель начальных классов

Класс

2

Цель:

повысить интерес младших школьников к урокам финансовой грамотности,

познакомить учащихся с понятием деньги, историей появления, функциями и видами денег.

расширять кругозор обучающихся, развивать коммуникативные навыки

воспитывать бережливость

Задачи:

узнать, что такое бартер, и чем он неудобен

объяснить причины появления денег

познакомить учащихся с понятием денежная единица

Планируемые результаты

Предметные

содействовать усвоению понятий «обмен», «бартер», «деньги»;

развивать представление о товарно-денежных отношениях;

познакомить с историей появления и видами денег.

Метапредметные

регулятивные:

понимать цель своих действий;

проявление познавательной и творческой инициативы;

оценка правильности выполнения действий.

коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

познавательные:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные

овладение начальными навыками адаптации в мире финансов.

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

расширение кругозора обучающихся;

воспитание бережливости.

Методы и формы обучения

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный, репродуктивный.

Основные понятия и термины

Обмен, бартер, деньги, денежная единица, рубль, копейка.

Технологии занятия

Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, ИКТ, здоровьесберегающие, контрольно-оценивающая деятельность.

Межпредметные связи

Математика, литературное чтение, окружающий мир.

Оборудование

Компьютер, экран, проектор, презентация, письма сказочных героев, раздаточный материал – листы с диктантом и кружки светофор.

I.Организационный момент

3 мин

VIII. Закрепление изученного материала

5 мин

II. Определение темы занятия

5 мин

IX. Итог урока.

3 мин

III. Актуализация знаний.

3 мин

X. Рефлексия.

3 мин

IV. Освоение нового материала

7 мин

 

V. Игра

5 мин

VI. Физминутка

2 мин

VII. Продолжение работы по теме.

4 мин

Этап занятия

Действия учителя

Действия ученика

Примечания

I.Организационный момент

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

Слушают учителя, настраиваются на работу.

Слайд№1

II. Определение темы занятия

— Ребята, а вы хотите узнать что называют «великим изобретением человечества»?

-Давайте разгадаем кроссворд, а ключевое слово будет ответом на наш вопрос.

1.Мебель, хлеб и огурцы продают нам — . . . продавцы.

2. На рубль копейки, на доллары- центы, бегут набегают в банке . . . проценты.

3. На товаре быть должна обязательно . . . цена.

4. Говорят про меня: деревянный я. Но неправда, я железный, я тяжелый полновесный. (Рубль)

5.Очень вкусная витрина — овощного . . . магазина.

6. Чтоб хранить свои доходы на карманные расходы,

Хрюшка требуется мне, та, что с дыркой на спине. (копилка)

Отвечают на вопросы учителя.

Разгадывают кроссворд.

Слайд№2

III. Актуализация знаний.

— Ребята какое ключевое слово у нас получилось? Давайте сформулируем тему нашего урока.

— Что вы знаете о деньгах?

— Что хотите узнать.

— Молодцы! А сегодня мы с вами познакомимся с историей появления, функциями и видами денег.

Участвуют в беседе, слушают друг друга.

Слайд№3

IV. Освоение нового материала

Беседа

— Каждый день мы имеем дело с деньгами, но не каждый знает историю появления денег. И поэтому сейчас мы с вами отправимся в путешествие в историю денег.

Обмен – это слово знакомо нам всем. Меняешь то, чего у тебя много, на то чего нет или на то, что очень тебе нужно. Тебе хорошо и тому, с кем меняешься тоже. Это и есть взаимовыгодный обмен, этот обмен называется – бартер. Наверно многие из вас слышали это слово. До того, как появились первые деньги, около 6 тысяч лет назад, люди выменивали друг у друга вещи, сырьё. скот, оценивая один товар относительно другого. Вместо денег в далекой древности использовали драгоценные камни, меха и даже кости. Самые первые деньги, которыми начали пользоваться люди, была – соль. Но это все было не совсем удобно. И поэтому бартер привел к необходимости денег. Ведь деньги должны быть не временными, а постоянными, они не должны портиться при хранении, нужно чтобы деньги было легко носить с собой. Одними из первых денег, которые хоть отчасти отвечали всем этим требованиям были раковины каури.

Каури были одними из первых денег и на Руси. Их завезли к нам заморские купцы, торговавшие с Новгородом и Псковом, взамен получавшие русскую пушнину. Чем ж были удобны раковины каури. Они не портились, легко носились с собой. За 1 быка нужно было отсчитать 1000 раковин. А это удобно? Конечно нет. Прошли многие тысячелетия прежде чем появились металлические деньги. Но они отличались от современных. Они имели форму брусков, колец, слитков. Каковы преимущества металлических денег? Они не портятся, можно обменять на любой товар, однако и у них был недостаток. Они тяжелы и занимают много места. И тогда люди придумали выход. Золото передавали на хранение в банк, а с собой брали бумажные расписки на это золото. Так впервые и появились бумажные деньги. Сегодня ими оплачивают вещи, услуги, продукты.

Слушают учителя.

Слайды№4-7

V. Игра

Ребята сказочные герои узнали какую тему мы изучаем, и поэтому прислали нам письма о помощи. Поможем сказочным героям?

— И первое письмо от Незнайки.

«Дорогие, ребята! Я разгадывал кроссворд и у меня возникли трудности. Я не смог ответить на некоторые вопросы. Помогите мне пожалуйста. Ваш Незнайка»

Будут целыми как в танке

Сбереженья ваши в ……(банке)

Сколько купили вы колбасы

Стрелкой покажут вам точно……..(весы)

Все что в жизни продается

Одинаково зовется

И крупа, и самовар

Называется …….(товар)

-Молодцы ребята! Следующее письмо у нас от Буратино.

«Здравствуйте, ребята! Я заработал 100 золотых. Получив деньги я задумался, как ими лучше распорядиться. Кот Базилио посоветовал закопать их в землю. Лиса Алиса купить машину. Артемон сказал, чтоб я не слушал никого и спрятал деньги дома. А Мальвина думает что лучше всего положить деньги в…….»

— На этом письмо обрывается. Как думаете ребята что предложила Мальвина и почему?

— А теперь письмо от Матроскина.

«Привет ребята! Я решил накопить денег и купить все, что захочу, но пёс Шарик утверждает. Что не все продается и покупается. Разрешите наш спор. Могу ли я купить: корову, посуду, дружбу, хорошую погоду, дрова для печки, здоровье, шапочку.»

— И какой мы можем ребята сделать вывод?

Слушают учителя, отгадывают загадки,

Отвечают на вопросы

Слайд№8.

Письма сказочных героев (приложение1)

VI. Физминутка

— Сказочные герои говорят нам спасибо.

— И поэтому Буратино проведет с вами физминутку

Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Монетки, видно, не нашел.
Чтоб монетки нам достать,
Нужно на носочки встать.

Буратино потянулся-
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки вытянул, согнул
И по улице шагнул.

Выполняют упражнения вместе с учителем.

 

VII. Продолжение работы по теме.

Мы побывали с вами в прошлом денег. Узнали, что стало причиной появления денег. А теперь давайте перенесемся в наши дни.

— Какие бывают деньги? (монеты, купюры)

— А какой денежной единицей пользуемся мы? (Рубль)

— А какие денежные единицы вы еще знаете? (доллар, фунт, евро, гривна.)

— Ребята А кто-нибудь из Вас знает, как образовались слова рубль и копейка?

Рубль на Руси появился не сразу. Как мы с вами говорили ранее денежными единицами служили шкурки животных, раковины каури. Были в ходу и серебряные слитки гривны. Если нужно было заплатить половину гривны ее рубили топором пополам. Такую половину называли «рубль» от слова «рубить». Отсюда и пошло хорошо известное нам название российских денег. Гораздо позже стали выпускать копейки – монеты, на которых был изображен всадник с копьём. Отсюда и название копейка.

— А монеты какого достоинства вы знаете? А купюры?

Участвуют в беседе,

Отвечают на вопросы учителя.

Слайд№9

VIII. Закрепление изученного материала

— А сейчас мы с вами проведем графический диктант.

— У вас на листочках высказывания, напротив верных высказываний надо поставить плюс. Напротив, неверных минус.

1)Взаимовыгодный обмен – это бартер.

2)Деньги должны быть временными, они должны портиться.

3) Одни из первых денег были раковины каури.

4) Первые металлические деньги имели форму брусков, колец и слитков

5)Металлические деньги были легки и занимали мало места.

6)Банк – это место для хранения денег.

7) Здоровье можно купить за деньги

8)Денежная единица России – доллар

9)слово «рубль появилось от слова «рубить».

Работают на листочках

Приложение2

IX. Итог урока.

— Так почему деньги называют «великим изобретением человечества»?

— Что нового узнали?

— Что больше всего запомнилось?

— Что нельзя купить за деньги?

Отвечают на вопросы учителя, слушают друг друга.

 

X. Рефлексия.

Вот наше занятие подходит к концу.

— Какая цель была?

— Удалось ли нам достичь поставленной

— Оцените свою работу на уроке. «светофор»

Анализируют свою работу на уроке.

Слайды№10-11,

Приложение3

Я разгадывал кроссворд и у меня возникли трудности. Я не смог ответить на некоторые вопросы. Помогите мне пожалуйста. Ваш незнайка.

Стрелкой покажут вам точно……..

Называется …….

Здравствуйте, ребята! Я заработал 100 золотых. Получив деньги я задумался, как ими лучше распорядиться. Кот Базилио посоветовал закопать их в землю. Лиса Алиса купить машину. Артемон сказал, чтоб я не слушал никого и спрятал деньги дома. А Мальвина думает что лучше всего положить деньги в…….»

Привет ребята! Я решил накопить денег и купить все, что захочу, но пёс Шарик утверждает. Что не все продается и покупается. Разрешите наш спор. Могу ли я купить: корову, посуду, дружбу, хорошую погоду, дрова для печки, здоровье, шапочку

Утверждение

+/-

1)Взаимовыгодный обмен – это бартер.

 

2)Деньги должны быть временными, они должны портиться.

 

3) Одни из первых денег были раковины каури.

 

4) Первые металлические деньги имели форму брусков, колец и слитков

 

5)Металлические деньги были легки и занимали мало места.

 

6)Банк – это место для хранения денег.

 

7) Здоровье можно купить за деньги

 

8)Денежная единица России – доллар

 

9)слово «рубль появилось от слова «рубить».

 

Утверждение

+/-

1)Взаимовыгодный обмен – это бартер.

 

2)Деньги должны быть временными, они должны портиться.

 

3) Одни из первых денег были раковины каури.

 

4) Первые металлические деньги имели форму брусков, колец и слитков

 

5)Металлические деньги были легки и занимали мало места.

 

6)Банк – это место для хранения денег.

 

7) Здоровье можно купить за деньги

 

8)Денежная единица России – доллар

 

9)слово «рубль появилось от слова «рубить».

 

Утверждение

+/-

1)Взаимовыгодный обмен – это бартер.

 

2)Деньги должны быть временными, они должны портиться.

 

3) Одни из первых денег были раковины каури.

 

4) Первые металлические деньги имели форму брусков, колец и слитков

 

5)Металлические деньги были легки и занимали мало места.

 

6)Банк – это место для хранения денег.

 

7) Здоровье можно купить за деньги

 

8)Денежная единица России – доллар

 

9)слово «рубль появилось от слова «рубить».

 

Деловая игра

«Путешествие в страну
финансовой грамотности»

Подготовила: Зайцева Ю. А., учитель русского языка и литературы.

Цель: совершенствование знаний в области финансовой грамотности.

Задачи:

– сформировать
у учащихся представление о финансах простым и понятным языком;

– вспомнить название денежных единиц разных стран;

– в результате игровой деятельности формировать у
учащихся положительное отношение к внеклассным мероприятиям;

– методом соревнования привлечь к совместной работе сильных
и слабых учащихся, тем самым повысить качество усвоения материала.

Подготовительная работа:

1.  
Изготовить «деньги» достоинством в
1 и 5 долларов.

2.  
Разделить детей на команды.

Раздаточные материалы:

1.  
Кроссворды – 2 листа.

2.  
Скороговорки – 2 листа.

3.  
«Деньги» – «доллары».

4. 
Карточки-призы для самых активных.

Ход игры

Учитель:

Сегодня в нашей школе проводится викторина по
финансовой грамотности. Как вы понимаете, что такое финансы простым и понятным
языком? Финансы – это многогранное понятие, которое включает в себя и
наличные деньги, и безналичные денежные ресурсы, и др. формы и инструменты
денежных средств, а также финансовые отношения, связанные с расчетами денежными
средствами между субъектами рынка.

В самом упрощенном варианте определение финансов
звучит так: финансы – это деньги. Ведь не зря же говорят: «Финансы поют
романсы» – и все понимают, что речь идет о недостатке денег.

Но это слишком простое, примитивное определение
финансов. Ведь финансы – это не только наличные деньги, но и денежные
средства на счетах в банках, и чеки, и аккредитивы, и многое другое.

Вообще слово «финансы» произошло от латинского
«financia» и переводится как наличные средства, доход. Если же переводить слово
«finances» с французского языка, то финансы – это денежные средства.

Финансовая грамотность – понимание основных финансовых понятий и
использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих
благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях,
выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление
средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь
в зрелом возрасте.

А вот и загадка, призывающая вас проявить свою
эрудицию или, хотя бы, смекалку. Все мы знаем, что издавна для ношения денег
использовались различные приспособления вроде бумажников, кошельков. Однако
существует исторический факт, что одно время деньги носили … (во рту!) Это
очень необычное место, причем чаще всего это делали женщины, занимающиеся
домашним хозяйством и часто посещающие базары и магазины. Ответ: в
античной Греции существовала золотая монета очень маленьких размеров, поэтому
потерять ее было очень легко, вот женщина и клали монету в рот, собираясь за
покупками.

А что такое экономика? Экономика – это наука о
правильном ведении хозяйства. Экономика – это особая сфера жизни
общества, охватывающая производство товаров и услуг, обмен ими, распределение и
потребление созданных в обществе благ.

                 
I.
 Конкурс «Экономические загадки». Вопросы задаются по очереди каждой команде. За
правильный ответ команда получает 1 «доллар».

1.  
Стал владельцем, братцы, я –

                 Вот завода … (Акция)

2.  
Люди ходят на базар:

     Там
дешевле весь… (Товар)

3.  
На товаре быть должна обязательно…
(Цена)

4.  
Как ребёнка нет без мамы,

     Сбыта
нету без… (Рекламы)

5.  
Чуть оплошаешь – в тот же момент

     Рынок
захватит весь твой… (Конкурент)

6.  
Коль трудился круглый год,

     Будет
кругленьким… (Доход)

7.  
Журчат ручьи, промокли ноги,

     Весной
пора платить… (Налоги)

8.  
Дела у нас пойдут на лад:

    Мы
в лучший банк внесли свой… (Вклад)

9.  
Приносить доходы стал

     В
банке папин… (Капитал)

10.  
На рубль – копейки, на доллары – центы,

      
Бегут-набегают в банке…(Проценты)

11.  
Мебель купили, одежду, посуду.

      
Брали для этого в банке мы… (Ссуду)

12.  
Чтобы дом купить я смог,

      
Взял кредит, внеся… (Залог)

13.  
И врачу, и акробату

      
Выдают за труд … (Зарплату)

14.  
В банке для всех вас висит
прокламация:

      
«Деньги в кубышках съедает …» (Инфляция)

15.  
Чтобы партнёров не мучили споры,

      
Пишут юристы для них … (Договоры)

16.  
Он финансовый факир,

                   В банк к себе вас ждёт … (Банкир)

17.  
В море коварном товаров и цен

      
Бизнес-корабль ведёт … (Бизнесмен)

18.  
Расчёт зарплаты – знать пора

                   Проводят в срок … (Бухгалтера)

19.  
Мебель, хлеб и огурцы

       Продают
нам … (Продавцы)

20.  
За сметану, хлеб и сыр

      
В кассе чек пробьёт … (Кассир)

             
II.
 Конкурс «Финансовый грамотей»

Игра «Кто больше знает финансовых терминов?»

Команда на выданном бланке должна за 2 минуты записать
безошибочно как можно больше терминов. По истечению времени команды сдают
листочки членам жюри.

1 правильное слово = 1 «доллар».

          
III.
 Конкурс «Финансовый эрудит»

·      
В какой кубышке деньги не прячут?
Ответ: В цветке под названием кубышка.

·      
Где цену набивают молотком? Ответ:
НА АУКЦИОНЕ.

·      
Делать это ни в чужом, ни тем
более в своём доме не стоит: деньгу выжить можно. Ответ: СВИСТЕТЬ.

·      
Для всех мы в обилии рождаемся на
свет. У одних нас много, а у других нас нет. Ответ: ДЕНЬГИ.

·      
Зоологический эталон бедности –
это… Ответ: ЦЕРКОВНАЯ МЫШЬ.

·      
И марка российского самолета, и
французская разменная монета. Ответ: СУ.

·      
И очень длинная табуретка, и маленький
магазин. Что это? Ответ: ЛАВКА.

·      
Какое животное всегда при деньгах?
Ответ: Свинья: у нее всегда есть пятачок.

·      
Какую валюту возят в автомобилях
марки «Шевроле»? Ответ: шЕВРОле – евро.

·      
Кто главный рекламный агент
болота? Ответ: КУЛИК: «Всяк кулик знай свое болото».

·      
Кто меня сделал – не сказывает,

    
Кто меня не знает – принимает,

     А
кто знает – на двор не пускает. Ответ: ФАЛЬШИВАЯ МОНЕТА.

·      
Кто считает миллионы тысячами?
Ответ: МИЛЛИАРДЕР.

·      
Маленькая, кругленькая,

                 Из кармана в карман скачет. Ответ:
МОНЕТА.

·      
На каком базаре самый большой шум?
Ответ: НА ПТИЧЬЕМ БАЗАРЕ (РЫНКЕ).

·      
Нумизматы ценят в купюрах год
выпуска, а все остальные – количество … Чего? Ответ: НУЛЕЙ.

·      
Овощной эталон дешевизны – это…
Ответ: ПАРЕНАЯ РЕПА.

·      
У какого русского
художника-иконописца была «валютная» фамилия? Ответ: У АНДРЕЯ РУБЛЁВА.

·      
У кого нет денег, чтобы обуться?
Ответ: У БОСЯКА.

·      
Чем богачи гребут деньги? Ответ:
ЛОПАТОЙ.

·      
Что проверяют, не отходя от кассы?
Ответ: ДЕНЬГИ

·      
Что стоит дёшево, а ценится очень
дорого? Ответ: ВЕЖЛИВОСТЬ.

·      
Что считать в чужом кармане
нехорошо, но очень интересно? Ответ: ДЕНЬГИ.

·      
Что сколачивают из денег? Ответ:
КАПИТАЛ.

          
IV.
 Конкурс капитанов

Кто быстрее и правильнее скажет скороговорку, получает
                               5 «долларов». (У каждого капитана карточка со
скороговоркой).

Петр Петрович по имени Перепелович

Пошел погулять, поймал перепелку,

Пошел продавать. Понес по рынку, просил полтинку,

Подали пятак, он продал так!

Судьи в этом туре – члены жюри. Подводим итоги тура,
объявляем промежуточного победителя.

              
V.
 Конкурс «Кроссворд»

hello_html_5a1cc76f.jpg

Вопросы к кроссворду:

1. Символьное обозначение в англоязычных текстах: $.
Буквенный код валюты: USD.

2 Обмен одного товара на другой.

3. hello_html_d8d26f3.jpg …
стерлингов. Запишите пропущенное слово.

4. Современная денежная единица Китайской Народной
Республики

5. Медная монета сначала достоинством в две копейки, а
позднее с 1838 г. в полкопейки.

6. Денежная единица Японии.

Ответы: 1. Доллар 2. Барт 3. Фунт 4. Юань 5. Грош 6. Иена

Правильный ответ – 1 «доллар».

Вопрос для размышления

– Как вы думаете, какую роль играют деньги в нашей
жизни?

«Ничто не содействует в такой мере, как деньги,
установлению среди людей дурных законов и дурных нравов, деньги поселяют
раздоры в городах и изгоняют людей из жилищ, деньги обращают мысли людей самых
благородных ко всему постыдному и гибельному для человека…»

Древнегреческий философ СОФОКЛ так говорил 2 тыс. лет
назад о деньгах.

– А как вы думаете, виноваты ли деньги во всех тех
преступлениях, в которых их обвиняет Софокл?

Обсуждаем.

Вывод:
В современном мире деньги
могут способствовать добру, а могут помогать или даже совершать зло. Все
зависит от того, в чьих руках они находятся.

          
VI.
 Конкурс «Мульти-пульти»

Каждой команде по очереди задаются вопросы, если
команда не отвечает, вопрос переходит к соперникам. Каждый правильный ответ
приносит команде 1 «доллар».

1. Какое «удобрение» увеличивало урожайность золотых
монет на Поле Чудес в Стране дураков? (заклинание «Крекс – фекс –
пекс»)

2. На чём разбогател сказочный коротышка Пончик на
Луне? (соль)

3. Героине какой сказки удалось за нетрудовую денежную
единицу сделать выгоднейшую покупку к своему юбилею? (Муха-Цокотуха)

4. Какой сказочный персонаж периодически нёс золотые
яйца? (Курочка Ряба)
hello_html_6fdbce18.jpg

Бонусный вопрос всем командам.

– Вспомните мультфильм по стихотворению С. Михалкова и
скажите: «Почему старик передумал корову продавать?»

5 «долларов» получает та команда, которая даст полный,
подробный и аргументированный ответ. Сначала смотрим, затем минуту обсуждаем.
Если команда готова ответить, поднимите все вместе вверх руки.

На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал.
Хоть многим была коровёнка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.

– Хозяин, продашь нам корову свою?
– Продам. Я с утра с ней на рынке стою!

– Не много ли просишь, старик, за неё?
– Да где наживаться! Вернуть бы своё!

– Уж больно твоя коровёнка худа!
– Болеет, проклятая. Прямо беда!

– А много ль корова даёт молока?
– Да мы молока не видали пока…

Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.

Один паренёк пожалел старика:
– Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою.

Идёт покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком;
– Корову продашь?
– Покупай, коль богат.
Корова, гляди, не корова, а клад!

– Да так ли! Уж выглядит больно худой!
– Не очень жирна, но хороший удой.
– А много ль корова даёт молока?
– Не выдоишь за день – устанет рука.

Старик посмотрел на корову свою:
– Зачем я, Бурёнка, тебя продаю?
Корову свою не продам никому –
Такая скотина нужна самому!

       
VII.
Конкурс «Памятка»

А давайте попробуем составить Памятку, которая поможет
вам и другим ребятам экономно расходовать карманные деньги.

Сначала вы работаете в командах – обсуждаете и
формулируете. А затем составляем общую Памятку.

Памятка.

1.  
Старайтесь тратить деньги с умом!
Родители зарабатывают деньги свои трудом.

2.  
Учитесь отличать «потребности» от
«желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.

3.  
Заведите копилку и вносите в нее
сдачу от своих покупок. Так вы сможете накопить сбережения.

4.  
Когда вы идете за покупками, то
старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу
несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и
делать грамотный выбор.

5.  
Купите игру «Монополия» (или
аналог) и регулярно играйте в неё. Это будет весело и научит вас понимать всю
ценность денег.

6.  
Запомните, что финансовая
грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости!

VIII. Блиц – опрос

1. Что делает с рублём копейка? (бережёт).

2. Что известная пословица предлагает взамен ста
рублей? (сто друзей).

3. Как называется место продажи Новогодних ёлок?
(ёлочный базар).

4. Месяц школьных базаров — это … (август).

5. Какое животное всегда при деньгах? (поросёнок).

6. Какие деньги родители выделяют своим детям?
(карманные).

7. О каком любимом детьми продукте экономисты говорят:
«это умение продать одну картофелину по цене килограмма»? (чипсы).

8. Главный рекламный агент болота – это …Кто?
(лягушка).

9. Продукцию какого народного промысла часто называют
золотой? (Хохлома).

10. «Жила-была монетка. Она только что вышла из
чеканки – чистенькая, светленькая, – покатилась и зазвенела: «Ура! Теперь пойду
гулять по белу свету!» Назовите автора сказки. (Андерсен).

Правильный ответ – 1 «доллар» команде.

          
IX.
 Подведение итога викторины. Рефлексия

– Во время нашей викторины мы повторили некоторые
темы, связанные с финансовой грамотностью.

– Какие термины вспомнили? (деньги, обмен, экономия)

– Вот и подошла к концу наша деловая игра на лучшего
знатока финансовой грамотности. Победителем стала команда «…». Молодцы, ребята!
Отличная командная игра!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КИГБАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Методическая разработка внеурочного занятия

по «Финансовой грамотности»

для 4-5 классов

Квест-игра:«Мы, ребята, деловые»

Авторы:

Решетникова Надежда Михайловна, учитель ИЗО и технологии

Глухова Ольга Николаевна, учитель физической культуры.

Пермь, 2019

Технологическая карта занятия (Финансовая грамотность)

Авторы:

Решетникова Надежда Михайловна — учитель ИЗО и технологии, МБОУ Кигбаевская СОШ, Сарапульский района

Глухова Ольга Николаевна — учитель физической культуры, МБОУ Кигбаевская СОШ, Сарапульский района

Тема: Квест-игра — «Мы, ребята, деловые»

Форма проведения: занятие-игра по станциям: «Мы, ребята, деловые».

Участники: учитель, учащиеся 4-5 классы.

Цель: Развитие финансовой грамотности обучающихся начальной школы.

Задачи:

1. Способствовать формированию экономического образа мышления.

  1. Воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в быту.

  2. Формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области финансовой грамотности учащихся.

  3. Формирование у учащихся навыков индивидуальной и групповой работы.

  4. Развитие мыслительной деятельности, самостоятельной работы, творческих возможностей и расширение кругозора учащихся.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • осознание себя как части семьи, общества;

  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

  • развитие самостоятельности;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • развивать умение работать в группе,

  • умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,

  • выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

Познавательные:

— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

  • развитие коммуникативной культуры учащихся;

  • выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию.

Оборудование и материалы:

Персональный компьютер. Видеопроектор. Экран.

Карточки с заданиями, бумажные жетоны в виде железных рублей, фломастеры, цветные карандаши, листы бумаги А4.

Набор продуктов: сок, молоко, консервы, шоколад.

Приложение: Презентация.

Форма работы участников: групповая (командная)

Время занятия: 60 мин.

Заключение:

Данное занятие позволяет сформировать грамотное, рациональное поведение потребителя, повышает финансовую грамотность обучающихся начальных классов. Приобретенные в процессе занятия навыки помогут в практическом применении знаний при совершении покупок.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Оргмомент (2 мин.)

Приветствие учащихся.

Формирование групп.

Приветствие учителя.

Организация и настрой на учебную деятельность.

2. Мотивация(5 мин.)

Создает эмоциональный настрой.

Формулирует задание.

3. Игра по станциям

(40 мин.)

Раздает маршрутные листы.

Получают маршрутные листы.

Станция 1. «ТРУД»

(5мин.)

Объясняет. Контролирует время выполнения задания. Проверяет правильность выполнения задания. Выдает бумажные жетоны в виде железных рублей.

(На каждой станции деятельность учителя выполняет волонтер (обучающийся старших классов, учитель)

Выполняют задания. Отгадывают, зашифрованы пословицы.

Называют, какие профессии они знают, и какую потребность человека они удовлетворяют?

Станция 2. «УГАДАЙ, КТО СКАЗАЛ?»

(7 мин.)

Ребята угадывают, кому из мультипликационных героев принадлежат слова.

Записывают ответы на листке в столбик.

Станция 3. «МУЛЬТ-ВАЛЮТА»

(7 мин.)

Ребята стрелочками соединяют валюту с названием мультфильма.

Станция 4. «МАГАЗИН»

(5 мин.)

Выполняют задание по формированию культуры поведения покупателя.

Располагают по порядку действия, которые надо предпринять, совершая покупку в супермаркете.

Станция 5. «ВИЗИТКА ТОВАРА»

(7 мин.)

Изучают информацию о товаре, делают запись в таблицу, т. е составляют визитную карточку товара.

Станция 6.

«У ЗОЛУШКИ»

(7 мин.)

Придумывают и нарисуют на листе А4 рекламу новых конфет, которые хотели бы производить на своей кондитерской фабрике.

4. Рефлексия. Подведение итогов игры.

(10 мин.)

Объявляет итоговые баллы и команду-победителя. Проводит награждение.

Оценивают свою деятельность.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет интересное занятие – квест-игра по финансовой грамотности. Мы будем работать вместе с учениками из параллельного класса. В игре принимают участие две команды: учащиеся

4 «А»класса и учащиеся из 4 «Б» класса

— Квест – это игра-путешествие, в которой много головоломок и задач, требующих приложения умственных усилий.

Сегодня мы будем учиться зарабатывать деньги интеллектуальным трудом.Каждая из команд совершит путешествие по 6-ти станциям. У каждой команды свой маршрутный лист. В маршрутном листе указан ваш путь, название станций. На станциях учащиеся – волонтеры будут давать вам задания. За правильное выполнение этих заданий каждая из команд получит бумажные жетоны в виде железных рублей. На заключительной станции команды встретятся, подсчитают количество заработанных денег и определят победителя.

Ну что, ребята, вы хотите отправиться в увлекательное путешествие? Команды готовы? Тогда давайте представимся! (Представление команд и получение маршрутных листов).

Мы соединимся вновь через 40 минут для обсуждения и подведения итогов и награждения.

Станция 1.«ТРУД»

Ведущий: Чтобы удовлетворять свои потребности, потребности своей семьи необходимо много трудиться. А вы ребята знаете пословицы о труде? (ответы). Отгадайте, какие пословицы зашифрованы, (на экран выводятся правильные пословицы, дети получают за каждый ответ по две монеты – 2 руб.)

(ответ)

А«Без труда не вытащишь

  1. лучше большого безделья»

Б«От труда здоровеют,

  1. гуляй смело»

В «Маленькое дело

  1. и рыбку из пруда»

Г «Сделал дело,

  1. а от лени болеют»

Д «Без денег торговать

  1. как без соли хлебать»

А

Б

В

Г

Д

3

4

1

2

5

Ведущий: Ребята, а как вы думаете, что такое профессия?(ответы детей: профессия-это труд). Правильно, это труд, которому человек посвящает большую часть своей жизни. Каждой профессии надо учиться. Назовите, какие профессии вы знаете, и какую потребность человека они удовлетворяют? (дети отвечают по очереди и зарабатывают очки своей команде, за каждую профессию получают монету в размере – 1 руб.)

Станция 2.«УГАДАЙ, КТО СКАЗАЛ?»

Ведущий: Ребята записывают ответы на листке в столбик. Затем ответы выходят на экране, за каждый правильный ответ получают по две монеты – 2 руб.

И происходит подсчет баллов.

Кому из мультипликационных героев принадлежат следующие слова:

1. «Средства у нас есть. У нас ума не хватает» (Кот Матроскин из «Простоквашино»)

2. «Ах, владеть подвалом хорошо, но еще лучше купаться в этих прохладных кругленьких монетах. Чудесно нырять в них как дельфин и как суслик в них зарываться, подбрасывать их вверх и этим дождем наслаждаться» (СкруджМакдак из «Утиных историй»)

3. «В наше время даже сейфу нельзя доверять. Как это сложно иметь миллион» (Беладонна, «Приключение поросенка Фунтика»)

4. «Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет» (Дядя Федор из «Простоквашино»)

5. «А хотя бы я и жадничаю, зато от чистого сердца» (Мужик из «Падал прошлогодний снег»)

6. «А я ничего выписывать не буду! Я экономить буду» (Матроскин из «Простоквашино»)

7. «Несите ваши денежки, иначе быть беде» (Кот Базилио, «Приключения Буратино»)

8. «Меньше можно, больше ни-ни» (Беладонна, «Приключение поросенка Фунтика»)

Станция 3. «МУЛЬТ-ВАЛЮТА»

Ведущий:Соотнесите валюту, используемую в мультфильмах с названием. Ребята стрелочками соединяют валюту с названием мультфильма, за каждый правильный ответ получают по две монеты – 2 руб.

Валюта

Соединить

Название мультфильма

Сольдо

Али-баба и 40 разбойников

Пиастры

Незнайка на луне

Эре

Утиные истории

Доллар

Малыш и Карлсон

Сантик

Остров сокровищ

Динары

Приключение Буратино

(ответ)

Валюта

Название мультфильма

Сольдо

Приключение Буратино

Пиастры

Остров сокровищ

Эре

Малыш и Карлсон

Доллар

Утиные истории

Сантик

Незнайка на луне

Динары

Али-баба и 40 разбойников

Станция 4. «МАГАЗИН»

Ведущий: Вы пришли в магазин, расположите по порядку действия, которые надо предпринять, совершая покупку в супермаркете. Ответы впишите в таблицу, за каждый правильный ответ получают по две монеты – 2 руб.

A. Выложить продукты из тележки.

Б. Получить сдачу.

В. Проверить сроки годности.

Г. Выбрать продукты.

Д. Проверить чек.

Е. Оплатить покупки.

Ё. Занять очередь в кассу.

Ж. Взять тележку.

1

2

3

4

5

6

7

8

(ответ)

1

2

3

4

5

6

7

8

Ж

Г

В

Ё

А

Е

Б

Д

Станция 5. «ВИЗИТКА ТОВАРА»

Ведущий: Ребята у вас на столе лежит набор продуктов: сок, молоко, консервы, шоколад. Заполните таблицу. За правильный ответ получают по две монеты – 2 руб.

Название товара

Дата изготовления

Срок годности

Условия хранения

Состав

Цена

Станция 6. «У ЗОЛУШКИ»

Ведущий: Всем известно, что для успешной продажи товара, очень важна его реклама. Придумайте и нарисуйте на листе А4 рекламу новых конфет, которые вы бы хотели производить на своей кондитерской фабрике. За рекламу своих конфет группа получает по пять монет – 5 руб.

Подведение итогов:

Все команды собираются вместе, волонтеры подсчитывают жетоны – монеты и объявляется победитель.

Использованный УМК:

    1. Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности (интегрированные игры по географии, биологии, экологии, экономике, основам права) / авт.-сост. М. Е.Сергеева. — Волгоград: Учитель, 2007.

    2. Основы потребительской культуры: Методическое пособие / В. Д. Симоненко, Т. А.Степченко — М.: Вита-Пресс, 2004.

    3. Основы потребительской культуры: Учебник для старших классов общеобразоват. учрежд. / Симоненко В. Д., Степченко Т. А. — М.: Вита-Пресс, 2004.

    4. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

    5. Обществознание 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений// под ред. Л.Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2015.

    6. Федеральный закон от 29.12.2012 «№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

    7. Липсиц, И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразовательных организаций: Серия «Учимся разумному финансовому поведению», М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 208 с., ил.

    8. Обществознание: учебное пособие для общеобразовательных организаций./Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. – М.: Просвещение, 2012.

Интернет – источники:

    1. https://fmc.hse.ru/Методические материалы по финансовой грамотности для общеобразовательных организаций//Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» (электронный ресурс);

    2. http://www.вашифинансы.рф/ — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан;

    3. http://fingram34.ru/– сайт регионального центра финансовой грамотности.

    4. http://www.mirkin.ru – библиотека по финансово – экономической тематике;

    5. http://www.iloveeconomics.ru -Сайт «Экономика для школьника».

П РИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Приложение 2.

Станция «ТРУД»

Отгадайте, какие пословицы зашифрованы.

А «Без труда не вытащишь

  1. лучше большого безделья»

Б«От труда здоровеют,

  1. гуляй смело»

В «Маленькое дело

  1. и рыбку из пруда»

Г «Сделал дело,

  1. а от лени болеют»

Д «Без денег торговать

  1. как без соли хлебать»

А

Б

В

Г

Д

Приложение 3.

Станция «УГАДАЙ, КТО СКАЗАЛ?»

Запишите ответы на листке в столбик. Кому из мультипликационных героев принадлежат следующие слова.

1. «Средства у нас есть. У нас ума не хватает»

2. «Ах, владеть подвалом хорошо, но еще лучше купаться в этих прохладных кругленьких монетах. Чудесно нырять в них как дельфин и как суслик в них зарываться, подбрасывать их вверх и этим дождем наслаждаться»

3. «В наше время даже сейфу нельзя доверять. Как это сложно иметь миллион»

4. «Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет»

5. «А хотя бы я и жадничаю, зато от чистого сердца»

6. «А я ничего выписывать не буду! Я экономить буду»

7. «Несите ваши денежки, иначе быть беде»

8. «Меньше можно, больше ни-ни»

Приложение 4.

Станция «МУЛЬТ-ВАЛЮТА»

Стрелочками соединяют валюту с названием мультфильма.

Валюта

Соединить

Название мультфильма

Сольдо

Али-баба и 40 разбойников

Пиастры

Незнайка на луне

Эре

Утиные истории

Доллар

Малыш и Карлсон

Сантик

Остров сокровищ

Динары

Приключение Буратино

Приложение 5.

Станция «МАГАЗИН»

Расположите по порядку действия, которые надо предпринять, совершая покупку в супермаркете. Ответы впишите в таблицу.

1

2

3

4

5

6

7

8

A. Выложить продукты из тележки.

Б. Получить сдачу.

В. Проверить сроки годности.

Г. Выбрать продукты.

Д. Проверить чек.

Е. Оплатить покупки.

Ё. Занять очередь в кассу.

Ж. Взять тележку.

Приложение 6.

Станция «ВИЗИТКА ТОВАРА»

На столе лежит набор продуктов: сок, молоко, консервы, шоколад. Заполните таблицу.

Название товара

Дата изготовления

Срок годности

Условия хранения

Состав

Цена

Приложение 7.

Станция «У ЗОЛУШКИ»

П ридумайте и нарисуйте на листе А4 рекламу новых конфет, которые вы бы хотели производить на своей кондитерской фабрике.

Приложение 8.

Маршрутная карта

Команда _______________________________________________

Номер станции

Название станций

1

Станция «ТРУД»

2

Станция «УГАДАЙ, КТО СКАЗАЛ?»

3

Станция «МУЛЬТ-ВАЛЮТА»

4

Станция «МАГАЗИН»

5

Станция «ВИЗИТКА ТОВАРА»

6

Станция «У ЗОЛУШКИ»

Маршрутная карта

Команда _______________________________________________

Номер станции

Название станций

1

Станция «У ЗОЛУШКИ»

2

Станция «ВИЗИТКА ТОВАРА»

3

Станция «МАГАЗИН»

4

Станция «МУЛЬТ-ВАЛЮТА»

5

Станция «УГАДАЙ, КТО СКАЗАЛ?»

6

Станция «ТРУД»

Приложение 9.

Станция «У ЗОЛУШКИ»

Станция «ВИЗИТКА ТОВАРА»

Станция «МАГАЗИН»

Станция «МУЛЬТ-ВАЛЮТА»

Станция «УГАДАЙ, КТО СКАЗАЛ?»

Станция «ТРУД»

Приложение 10.

«Я всегда утверждал,
что законы экономики – это законы жизни».
Филипп Уикстид

Класс: 8 класс.

Название раздела: «Экономическая сфера».

Роль и место данного раздела в курсе: раздел «Экономическая сфера» изучается в курсе «Обществознание» 8 класс по программе Боголюбова Л.Н. и включает в себя изучение основ финансовой грамотности.

Цели урока:

  • повторение и обобщение наиболее значимых вопросов раздела «Экономическая сфера» и основ финансовой грамотности в игровой форме;
  • освоение системы знаний о финансовой деятельности для решения задачи профессиональной ориентации школьников и самоопределения личности;
  • развитие у учащихся познавательной активности и творческого мышления;
  • формирование навыков сотрудничества и работы в команде.

Задачи урока:

Образовательные:

  • закрепление и осмысление изученного материала по разделу «Экономическая сфера» и основ финансовой грамотности;
  • формирование у обучающихся 8 классов необходимых умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений при командной работе.

Развивающие:

  • развитие познавательной активности и творческого начала личности, критического мышления и адаптивных возможностей в изменяющихся внешних условиях;
  • развитие внимания, памяти, логического мышления, умения анализировать информацию, обучение навыкам аргументации выводов.

Воспитательные:

  • совершенствование методики воспитательного воздействия на личность обучающегося через групповые и игровые формы;
  • развитие у учащихся нравственной и финансовой культуры, способности к самоопределению, самореализации и профориентации.

Планируемые результаты:

Предметные:

Обучающийся научится:

  • раскрывать смысл основных понятий раздела «Экономическая сфера»;
  • получать социальную информацию об экономической жизни общества и финансах из источников различного типа;
  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать тенденции экономических изменений в обществе;
  • выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской и мировой экономики.

Личностные:

Будут сформированы:

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

Ученик получит возможность для формирования:

  • понимания личной ответственности за финансовые решения.

Метапредметные:

Будут сформированы:

  • умения сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • умения получать и критически осмысливать финансовую информацию, оценивать финансовые предложения, а также делать осознанный выбор для достижения личных финансовых целей;
  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
  • способности координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия.

Ученик получит возможность для формирования:

  • навыков различных видов публичных выступлений и следования этическим нормам и правилам их ведения;
  • навыков финансового образа мышления и повышения уровня финансовой грамотности.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок (обобщение и систематизация знаний).

Оборудование урока:

  • мультимедийная презентация «Финансовая культура и экономическое образование молодежи»;
  • выставка книг «Ваши финансы: сохранить и приумножить»;
  • фрагмент худ. фильма «Мертвые души» реж. М. Швейцер (1984 г.);
  • фрагмент худ. фильма «12 стульев» реж. Л. Гайдай (1971 г.);
  • аудиозапись куплетов Мефистофеля из оперы «Фауст» Ш. Гуно («Люди гибнут за металл…»);
  • аудиозапись песни «Money, Money, Money» в исполнении группы ABBA;
  • маршрутные листы;
  • таблички с названиями станций;
  • грамоты и сувениры для награждения команд;
  • многофункциональная интерактивная панель с сенсорным экраном, планшеты.

Формы и методы обучения:

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы (по классификации Ю.К.Бабанского): словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, познавательная игра, самоконтроль.

Основные понятия и термины: Экономика, финансы, деньги, предпринимательство, конкуренция, спрос, предложение, потребности, блага, производство, акция, инфляция, банк, депозит, кредит, рассчетно-кассовые операции, валюта, прибыль, семейный бюджет, инвестиции, пенсия, налог, страхование.

Форма проведения урока: дидактическая игра в форме познавательного квеста.

Условия игры

Игра длится 90 минут. В игре принимают участие учащиеся 8 класса, которые разделены на команды. Каждая из команд в ходе игры будет работать над общими для всех заданиями, либо над специальными заданиями, объединенными общей темой и сравнительно одинаковыми по сложности.

В ходе игры идет работа по обобщению и повторению темы «Экономическая сфера» и основы финансовой грамотности.

Выявляется победитель (команда).

Жюри ведет подсчет баллов по пятибалльной системе за каждое задание, подводит итоги в конце игры и называет победителя.

Состав жюри игры: администрация школы, представители бизнеса, банка и налоговой службы, родители учеников, учащиеся старших классов.

Дидактическая игра приобретает характер общественного смотра знаний.

Познавательный квест по финансовой грамотности «Для тех, кто не боится мечтать и действовать» состоит из нескольких станций. На каждой станции познавательного квеста учащихся встречают модераторы, которые выдают задания участникам квеста, оценивают выполнение заданий в баллах (заносят баллы в маршрутный лист). За  правильно выполненные задания модераторы выдают пазлы участникам квеста. На финише из собранных пазлов учащиеся составляют картину и называют ее автора.

После прохождения каждой станции участники квеста смогут получить правильный и исчерпывающий ответ на все задания, предложенные им модераторами на станции.

Подготовка к уроку

За две недели до урока класс делится на команды, в каждой из них определяется капитан. Команды придумывают свое название, готовят девиз, эмблему и получают домашнее задание.

Домашнее задание:

  1. Прочитайте произведения русской и мировой художественной литературы о деньгах, богатстве, инвестировании и финансовых рисках. Подумайте, можно ли понять эти произведения без знания основ экономики и финансовой грамотности? Докажите вашу точку зрения конкретными примерами из текста.
  2. Подготовьте буктрейлер по одной из прочитанных вами книг, которая произвела на вас особое впечатление.

Далее представлены станции познавательного квеста и перечень заданий для учащихся на каждой из них.

Старт

Конкурс «Представление команд».

Станция №1. «Экономисты»

  • Конкурс «Творческая разминка (Словесные пазлы)».
  • Конкурс «Виды издержек».
  • Конкурс «Учимся финансовой грамотности на успехах и ошибках литературных героев» (Домашнее задание).

Станция №2. «Финансисты»

  • Конкурс «Финансовая задача»
  • Конкурс «Финансовые ребусы».
  • Конкурс «Виды банковских операций».

Станция№3. «Предприниматели»

Физкультминутка «Здоров буду и денег добуду!».

  • Конкурс «Люди и деньги».
  • Конкурс «Найди слово!».
  • Конкурс «Предприниматели и меценаты ХIХ – начала ХХ в.»

Станция№4. «Налоговики»

  • Конкурс «Необычные налоги».
  • Конкурс «Пословицы и поговорки о налогах».
  • Конкурс «Виды налогов».

Финиш

Конкурс «Деньги в живописи».

Ход познавательного квеста

Звучит аудиозапись куплетов Мефистофеля из оперы «Фауст» Ш. Гуно («Люди гибнут за металл…»).

Старт

Конкурс «Представление команд».

(Название, эмблема, девиз).

Получение маршрутных листов с указанием станций в определенном порядке.

Станция №1. «Экономисты»

Конкурс «Творческая разминка (Словесные пазлы)».

Соберите на многофункциональной интерактивной панели с сенсорным экраном из рассыпавшихся слов высказывание Лоуренса Питера об экономике. Прочитайте и объясните его смысл.

(«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов».  Лоуренс Питер).

Конкурс «Виды издержек».

На многофункциональной интерактивной панели с сенсорным экраном установите соответствие между видами издержек предприятия в краткосрочном периоде и соответствующими им конкретными примерами: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК

А)

Расходы на упаковочный материал и тару для расфасовки продукции

1)

Постоянные

Б)

Оплата услуг охранной фирмы и бухгалтерских услуг

2)

Переменные

В)

Оплата заключенного ранее рекламного контракта

Г)

Оплата процентов банку по ранее взятым кредитам

Д)

Сдельная оплата труда работников

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

2

1

1

1

2

Конкурс «Учимся финансовой грамотности на успехах и ошибках литературных героев» (Домашнее задание).

Прочитайте произведения русской и мировой художественной литературы о деньгах и богатстве, бизнесе и экономике, финансах, финансовых инструментах и финансовых рисках. Подумайте, можно ли понять эти произведения без знания основ экономики и финансовой грамотности? Докажите вашу точку зрения конкретными примерами из текста.

(Бальзак О. «Банкирский дом Нусингена», «Гобсек»;
Гоголь Н. «Ревизор», «Мертвые души»;
Драйзер Т. «Трилогия желания», состоит из трех романов «Финансист», «Титан» и «Стоик»;
Золя Э. «Деньги», «Добыча»;
О. Генри «Благородный жулик»;
Лесков Н. «Старый гений»;
Лефевр Э. «Воспоминания биржевого спекулянта»;
Паутов А. «Я и мои 100 000 должников. Жизнь белого коллектора»;
По Э. «Надувательство как точная наука»;
Пушкин А. «Пиковая дама», «Сказка о попе и его работнике Балде»;
Ремарк Э. «Черный обелиск»;
Чехов А. «Пари»;
Эшбах А. «Один триллион долларов»).

Подготовьте буктрейлер по одной из прочитанных вами книг, которая произвела на вас особое впечатление.

Учащиеся демонстрируют буктрейлеры.

Станция №2. «Финансисты»

Конкурс «Финансовая задача».

Решите задачу:

За творческую победу в конкурсе «Одаренные дети» Анна получила грант мэра города в размере 50 тысяч рублей. Она планировала воспользоваться этими деньгами через два года, для обучения в университете. Чтобы деньги не обесценились, Анна решила разместить их на банковский депозит.

Банк «Береза» предлагает ставку 8% годовых с начислением процентов в конце срока.

Банк «Рябина» предлагает ставку 9% годовых с начислением и капитализацией процентов в конце каждого года.

Какое из предложений для двухлетнего депозита будет выгоднее для Анны? Обоснуйте свой ответ.

Ответ: предложение банка «Рябина» выгоднее (9 405 руб. >8 000 руб.).

Конкурс «Финансовые ребусы».

На многофункциональной интерактивной панели представлены задания-ребусы по экономике и финансовой грамотности. Отгадайте их и дайте определение этих терминов.

(Банк)

(Банкомат)

(Кредит)

(Экономика)

(Валюта)

Конкурс «Виды банковских операций».

На многофункциональной интерактивной панели с сенсорным экраном установите соответствие между видами банковских операций и иллюстрирующими их конкретными примерами: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ

А)

Эмиссия ценных бумаг и их размещение на открытом рынке

1)

Активные банковские операции

Б)

Создание и увеличение собственного капитала банка за счет отчислений от прибыли

2)

Пассивные банковские операции

В)

Межбанковские займы на внутреннем и внешнем рынке

Г)

Предоставление кредитов физическим лицам под залог недвижимости (ипотечное кредитование)

Д)

Лизинговые операции (приобретение банком определенного имущества для сдачи его в аренду пользователям)

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

2

2

2

1

1

Станция№3. «Предприниматели»

Физкультминутка «Здоров буду и денег добуду!».

Конкурс «Люди и деньги».

Просмотрите фрагменты художественных фильмов: «Мертвые души» реж. М. Швейцер (1984 г.) и «12 стульев» реж. Л. Гайдай (1971 г.). Ответьте на вопрос: это афера или финансовая пирамида?

(Афера)

Конкурс «Найди слово!».

Найдите ключевое слово из 8 букв, которое обозначающее юридическое или физическое лицо, дающее в долг, предоставляющее кредит на установленный период времени с выплатой кредитору процентной ставки за услуги (по вертикали) – (Кредитор).

По горизонтали впишите:

  1. Ценная бумага, удостоверяющая право на получение части прибыли в виде дивидендов – (Акция).
  2. Отсрочка принятых обязательств по выплате кредита, выполнению операций по долговым соглашениям. – (Мораторий).
  3. Долгосрочные вложения капитала в различные отрасли с целью получения прибыли. – (Инвестиции).
  4. Должник предприятия или фирмы. – (Дебитор).
  5. Ценная бумага, являющаяся долговым обязательством фирмы или государственного казначейства. – (Облигация).
  6. Доход, получаемый владельцем от использования капитала без его участия в предпринимательской деятельности, имущества, сдаваемого в аренду. – (Рента).
  7. Имущество и другие материальные ценности, которые выступают обеспечением кредита. – (Залог).
  8. Доход, получаемый на разнице процентов, которые устанавливаются для ссуды, выдаваемой клиенту и для привлечения денежных средств в банк. – (Маржа).

Конкурс «Предприниматели и меценаты ХIХ – начала ХХ в.»

Соотнесите на многофункциональной интерактивной панели с сенсорным экраном фамилию, имя и отчество предпринимателя, его портрет и сферу деятельности.

Ответ:

п

ФИО
предпринимателя

Портрет

Сфера деятельности
(чем знаменит)

1

Брокар
Генрих Афанасьевич
(1837-1900)

Парфюмер и предприниматель. Изобрел новый способ изготовления концентрированных духов. Был мастером экстравагантной рекламы. Известен как коллекционер.

2

Мамонтов
Савва Иванович
(1841-1918)

Предприниматель и меценат, строил Северную (Москва – Архангельск) и Донецкую железные дороги. 

3

Абрикосов
Алексей Иванович
(1824-1904)

Предприниматель, фабрикант и меценат, основатель кондитерской империи, владелец кондитерских и чайных магазинов.

4

Третьяков
Павел Михайлович
(1832-1898)

Купец, предприниматель, лидер льняного производства в России, меценат, коллекционер произведений русского изобразительного искусства, основатель известной галереи, носящей его имя.

5

Сытин
Иван Дмитриевич
(1851-1934)

Книгоиздатель, просветитель и предприниматель. Четверть печатной продукции России печаталась в его типографиях.

Станция №4. «Налоговики»

Конкурс «Необычные налоги».

Назовите самые необычные налоги в России и мире во все времена.

(Налог на бороду – Россия, Петр I;
Налог на бани – Россия, Петр I;
Налог на цвет глаз – Россия, Петр I;
Налог на шляпу – Англия, ХVII в.;
Налог на бездетность – СССР, 1941 г.;
Налог на татуировки и пирсинг – США, штат Арканзас, 2005 г.;
Налог на собак – Швейцария;
Налог на тень — Италия)

Конкурс «Пословицы и поговорки о налогах».

Продолжите известные пословицы и поговорки о налогах:

  • По доходу и …
  • Чтобы Россия была сильна – плати …
  • Как ни скачешь, доходы …
  • Кому на Руси живется хорошо – платить налоги …
  • Где налог косой, там жнец …
  • Налоги платятся, и жизнь в гору …

(По доходу и расходы веди.
Чтобы Россия была сильна – плати налоги сполна.
Как ни скачешь, доходы не спрячешь.
Кому на Руси живется хорошо – платить налоги не грешно.
Где налог косой, там жнец босой.
Налоги платятся, и жизнь в гору катится).

Конкурс «Виды налогов»

На многофункциональной интерактивной панели с сенсорным экраном установите соответствие между примерами и видами налогов в РФ, которые они иллюстрируют: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РФ

А)

Импортная таможенная пошлина

1)

Прямые

Б)

Акцизные сборы на алкогольную продукцию

2)

Косвенные

В)

Налог на имущество физических лиц

Г)

Налог на дарение

Д)

Налог на прибыль

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

2

2

1

1

1

Финиш

Конкурс «Деньги в живописи».

За  правильно выполненные задания на каждой станции модераторы вручали отдельные пазлы участникам квеста. На финише из собранных пазлов учащиеся составляют картину и называют ее автора.

(В.Е. Маковский «Крах банка»;
Квентин Массейс «Меняла с женой»;
Б.М. Кустодиев «Яблоко и сторублевка»;
Б.М. Кустодиев «Купец (Старик с деньгами»).

Звучит аудиозапись песни «Money, Money, Money» в исполнении группы ABBA.

Жюри подводит итоги познавательного квеста.

Команда-победитель в познавательном квесте награждается почетной грамотой и сувенирами.

Библиографический список

  1. Гурьянова С.Ю. Урок-игра «Чемпионат по финансовой грамотности» с использованием технологии интерактивного обучения. – М.: АСОУ. – 2018.
  2. Гурьянова С.Ю. Игровая деятельность в цифровую эпоху. // Чешский научный журнал «Aktuální pedagogika». – №1. – 2018. – с. 15-20.
  3. Гурьянова С.Ю. Финансовое просвещение молодежи: актуальный опыт. // Чешский научный журнал «Aktuální pedagogika». – №2. – 2017. – с. 29-39.
  4. Гурьянова С.Ю. Программа элективного курса по финансовой грамотности «Финансы: просто о сложном». // Научно-методический и теоретический журнал «Социосфера». – №2. – 2017. – с. 61-66.
  5. Даль В. Пословицы и поговорки русского народа. Избранное. – М.: Аргументы недели, 2016. – 544 с.
  6. Жичкин А.М., Гурьянова С.Ю. Экономика предприятия. Учебное пособие. – МИЭМ, 2010. – 144 с.
  7. Зайцев Н.Л. Краткий словарь экономиста. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 224 с.
  8. Кишенкова О.В. Диагностические тестовые материалы по курсу «Основы финансовой грамотности». 10 вариантов: учебное пособие. – М.: Интеллект-Центр, 2018. – 96 с.
  9. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации: [сайт]. URL: http://cbr.ru (дата обращения: 04.01.2019).
  10. Официальный сайт Министерства финансов РФ: [сайт]. URL: http://minfin.ru/  (дата обращения: 04.01.2019).
  11. Официальный сайт Федеральной налоговой службы: [сайт]. URL: http://www.nalog.ru/ (дата обращения: 04.01.2019).
  12. Официальный сайт Пенсионного фонда РФ: [сайт]. URL: http://www.pfrf.ru/ (дата обращения: 04.01.2019).
  13. Сайт Ребус номер один:  [сайт]. URL:  http://rebus1.com/ (дата обращения: 04.01.2019).
  14. Сайт Музея Банка России:  [сайт]. URL:  https://www.cbr.ru/museum/ (дата обращения: 04.01.2019).
  15. Сайт Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей:  [сайт]. URL:  http://muzeum.me/ (дата обращения: 04.01.2019).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий на школьный танцевальный конкурс
  • Сценарий на тему учеба
  • Сценарий на школьный конкурс талантов
  • Сценарий на тему угадай мелодию
  • Сценарий на школьную ярмарку