Сценарий на тему история россии

Сценарий внеклассного мероприятия по истории России «России лики и судьба…», Игорь Олегович Насаев, учитель истории МБОУ «Лицей № 21» г. Курска

Игорь Олегович Насаев,

учитель истории

МБОУ «Лицей № 21»

 Сценарий внеклассного мероприятия по истории России

«России лики и судьба…»

Цель: показать разные лики, эпохи, переломные моменты  России: Киевская Русь, Российская империя, Советский Союз и современная Россия.

Участники: учащиеся 8-11 классов.

Оборудование: мультимедийный экран, мультимедийное оборудование, звуко-усилительное оборудование, атрибуты различных эпох: лапти, рушник, хлеб-соль, бумажный свиток, подсвечник со свечами, чернильница и перо, дуэльный пистоле газета, электрическая лампочка, блюдце с кусочком хлеба и свечой).

Ход мероприятия:

(Первоначально сцена, при открытом занавесе, пуста. Начинает звучать фонограмма заздравного колокольного перезвона. На экране ее задника проецируются слайды с изображением уцелевших церквей периода Киевской Руси. Из глубины зрительного зала, по его центральному проходу, к сцене направляется человек в стилизованном древнерусском одеянии. Находясь спиной к зрителю, при виде церквей, он осеняет себя крестным знамением и лишь затем, медленно развернувшись, начинает свою речь. Фонограмма переходит в фон.)

ДРЕВНЕРОСС:        

Рожь ты волнистая, рожь ты густая,

Поле широкое, небо высокое,

Рожь, да пахучий кусток молочая,

Рожь, да березки, да синь с поволокою.

В росах купаются зори желанные,

Край светлых дум и судьбы обездоленной,

Красное солнышко – Русь православная!

Славит сей день перезвон колоколенный.

(Фонограмма колокольного перезвона усиливается. На сцене появляются танцоры в аналогичных стилизованных одеяниях и занимают исходную позицию. Человек, поднявшись на сцену, присоединяется к ним. Фонограмма сменяется песней группы «Любэ» «Позови меня…». Осуществляется исполнение данного танца. Далее, фонограмма сменяется мелодией песни «В горнице моей светло…».  На сцене появляется вокалист, который исполняет данное произведение. В процессе его исполнения танцующие удаляются за кулисы, а затем появляются перед сценой с атрибутами периода Киевской Руси. Ими последовательно выносятся и оставляются перед зрителями:  березовое бревно, на которое водружаются атрибуты той эпохи (рушник, лапти, хлеб-соль и т.п.), затем они удаляются за кулисы. Завершив пение, вокалист удаляется за кулисы. Фонограмма стихает. Какое-то время зрители остаются один на один с атрибутикой на березе. Затем звучит фонограмма вступления мелодии классического салонного танца. На экране задника  проецируются слайды с изображением уцелевших дворцовых ансамблей периода Российской империи. На сцене появляется хореографическая группа, которая и исполняет данный танец. Неожиданно фонограмма обрывается. Танцоры замирают. На сцену врывается придворный шут.)

ШУТ:                            

 Я – шут придворный, я – лакей!

При матушке Екатерине,

Немой вершитель всех затей

Ее Величества отныне.

Такая должность мне идет:

Колпак дурацкий и сатира,

Пока безмолвствует народ

Увы, забыта честь мундира.

Извольте сагу, анекдот,

А, может, песнь о русской доле?

Здесь все решает наперед

Ее Величества лишь воля.

Покуда правит бал она

Иное мненье неуместно,

Душа шута ущемлена,

В чертогах царственных ей тесно.

Все манит ввысь ее – туда,

Где в апогее небосвода

Сияет яркая звезда,

Образчик творчества свободы…

(Звучит фонограмма лирической мелодии. Шут припадает на одно колено. На сцене появляется муза в белом одеянии. Осуществив несколько танцевальных па, она удаляется за кулисы. Фонограмма переходит в фон. Шут вскакивает с колен.)

ШУТ:                                    

Невольно тянется рука

К заветной лире, как к причастью,

И льются звуки в облака,

И так близка вершина счастья.

Моя Звезда!!! Я – рядом, тут,

Тебе одной молюсь и внемлю…

Но окрик матушки:

(Из разных сторон сцены троекратно звучит: «Эй, шут!.. Эй, шут!.. Эй, шут!..».)

ШУТ:                             

Вмиг возвращает все на землю.

И снова сага, анекдот,

Вновь песнь, узоры менуэта,

Оскомин сих круговорот

Удел шута, но не поэта.

Вот почему печален он:

Ваш верный раб, слуга покорный,

Свой проклиная пансион

И матушкин характер вздорный.

Екатерины славный век,

В себе ты сочетаешь сразу

И просвещения успех,

И раболепство до экстаза!

Но тут коснулся слух ушей

Такой невероятной силы:

(Из разных сторон сцены троекратно звучит: «Скорей возрадуйся, лакей!.. Скорей возрадуйся, лакей!.. Скорей возрадуйся, лакей!..».)

ШУТ:                                

Ее Величество – почила!!!

На опустевший было трон

Согласно всех российских правил

Уже с почетом вознесен

Наследник матушки – царь Павел!

И божьей милостью шуту

За службы долг Екатерине

Он, воплощая в жизнь мечту,

Дарует вольную отныне!

Но что такое, сей же час,

Лишь вышло царское веленье,

Из шутовских печальных глаз

Слеза скатилась откровенья:

Как так без матушки? При ней

Давно расписан принцип роли:

Я по сценарию – лакей!

Я – шут придворный и не боле!!!

(Шут с бравурным возгласом, разрезая ряды танцоров, удаляется за кулисы. Фонограмма мелодии салонного танца возобновляется. Танцующие пары доводят до финала свой прерванный танец. Фонограмма сменяется мелодией русского романса. На сцене появляется вокалист, который исполняет данное произведение. В процессе его исполнения танцующие удаляются за кулисы, а затем появляются перед сценой с атрибутами периода Российской империи. Ими последовательно выносятся и оставляются перед зрителями:  березовое бревно, на которое водружаются атрибуты той эпохи (бумажный свиток, подсвечник со свечами, чернильница и перо, дуэльный пистолет и т.п.), затем они удаляются за кулисы. Завершив пение, вокалист удаляется за кулисы. Фонограмма стихает. Какое-то время зрители остаются один на один с атрибутикой на березе. Затем звучит фонограмма мелодии песни «Вихри враждебные…». На экране задника  проецируются слайды с изображением культовых зданий советского периода. Через зрительный зал, к сцене, врывается человек в одеянии военного образца. Фонограмма переходит в фон.)

ВОЕННЫЙ:                        

Рыдай, буревая стихия,

В столбах громового огня!

Россия, Россия, Россия –

Безумствуй, сжигая меня!

В твои роковые разрухи,

В глухие твои глубины,-

Струят крылорукие духи

Свои светозарные сны.

Пусть в небе – и кольца Сатурна,

И млечных путей серебро,-

Кипи фосфорически бурно,

Земли огневое ядро!

И ты, буревая стихия,

Безумствуй, сжигая меня,

Россия, Россия, Россия –

Мессия грядущего дня!

(Фонограмма усиливается. Человек направляется к заднику сцены и, развернувшись, повторяет еще раз.)

ВОЕННЫЙ:                    

Мессия грядущего дня!!!

(Фонограмма сменяется песней «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…». Человек удаляется за кулисы. На сцене появляется хореографическая группа в одеянии синеблузников и исполняет танец спортивного характера. Далее фонограмма сменяется мелодией песни И. Талькова «Я вернусь». На сцене появляется вокалист, который и исполняет данное произведение.  В процессе его исполнения на экране задника проецируются слайды с памятниками архитектуры, ныне находящимися в запустении. Танцующие удаляются за кулисы, а затем появляются перед сценой с атрибутами периода Советского Союза. Ими последовательно выносятся и оставляются перед зрителями:  березовое бревно, на которое водружаются атрибуты той эпохи (газета, электрическая лампочка, блюдце с кусочком хлеба и свечой и т. п.), затем они удаляются за кулисы. Завершив пение, вокалист удаляется за кулисы. Фонограмма стихает. Какое-то время зрители остаются один на один с атрибутикой на березе. Затем звучит фонограмма лирической мелодии. На сцене появляется 1-й современник. В руках у него зеленый росток. Фонограмма переходит в фон.)

1-й СОВРЕМЕННИК:    

В век 21-й все сменилось,

Как точность всем теперь нужна

И вмиг в айфоны обрядилась

Технологичная страна.

Айпады, гаджеты и аськи,

И жизнь без них уже не та,

Другими стали фильмы, сказки,

Не то, что в прошлые лета.

Не замечаем мы порою

Природы дивной чудеса,

Красот, дарованных судьбою:

Клин журавлиный в небесах.

Но все ж родства мы не теряем,

Россия – добрая душа,

Тебя все свято почитаем,

Для нас всегда ты хороша.

Да, пусть теперь совсем иная

Россия славная моя,

Навеки самая родная

Святая русская земля!

Такие ж косы золотые,

До боли милые черты

И думы светлые, благие

В зените вещей красоты.

Моя Россия изменилась,

Но все равно в душе моей

Нигде так сильно не любилось,

Как на родной земле твоей…

(Фонограмма усиливается. Перед сценой из-за кулис появляется 2-й современник. Он выносит и выставляет перед зрителями очередное березовое бревно. Фонограмма вновь переходит в фон.)

2-й СОВРЕМЕННИК:  

Россия, матушка, с рассветом

Восстань, родимая, из сна,

Встреть добрым, ласковым приветом

И чашей, что всегда полна.

Дозволь твоей испить водицы

У ледяного родника

И воспарить, и раствориться

В красе российской на века.

Здесь любо все: моря и горы,

Лесов убранство, неба высь,

Полей бескрайние просторы,

Скорее, матушка, проснись!..

(Фонограмма вновь усиливается. 1-й современник по ступеням сцены спускается в зрительный зал и водружает росток на березовое бревно. Далее оба современника с надеждой удаляются через зал, отправляясь в грядущее время. Фонограмма сменяется мелодией песни «Россия-матушка». Перед сценой появляется вокалист, который и исполняет данное произведение. В процессе его исполнения на заднике сцены начинают проецироваться слайды с изображением уцелевших в достойном состоянии памятников русской архитектуры. На сцене появляется хореографическая группа, которая исполняет финальный танец. По его завершении танцоры спускаются в зал и выборочно вручают зрителям не распустившиеся березовые веточки. Далее они удаляются в грядущее время. Фонограмма стихает.)

Конспект-сценарий

исторической викторины

«От древней Руси до новой России»

(с участием детей и родителей)

Задачи викторины:

1. Расширять и систематизировать знания детей об истории своей страны. Сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной Войне. Расширение знаний о защитниках отечества, о функциях армии.

2.Развивать умение отвечать на вопросы, обогащать словарный запас.

Развивать речь детей, обогащать словарный запас через песни, стихотворения, монологи, диалоги о России.

3. Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину, чувство гордости за Родину, за наш народ.

Способствовать формированию у детей интереса к истории своей семьи, своего народа, своей страны

4. Воспитывать у детей любовь к своей Родине.

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие)

Ход викторины:

Праздник 4 ноября (День народного единства) — это достаточно молодой праздник, но посвящен он событию, произошедшему более 400лет назад в период Смутного времени. В этот день в 1612г. ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского одержало победу над польскими интервентами и освободило Москву. В честь победы над поляками день 4 ноября стал Днем Казанской Божьей матери. По преданиям, ополченцам удалось одержать победу именно благодаря ее заступничеству.

В СССР-7 ноября- День Октябрьской революции. В ходе вооруженного восстания большевики захватили Зимний дворец, арестовали членов Временного правительства и провозгласили власть Советов.

В 1996г. Президент России Борис Ельцин подписал указ « О Дне согласия и примирения». Суть праздника изменилась, он должен был стать Днем примирения и единения различных слоев российского общества.

1997г.- год 80- летия революции — был объявлен годом согласия и примирения.

В 2004г. Президентом России В.В. Путиным был подписан федеральный закон. Этот закон устанавливал новый праздник 4 ноября — «День народного единства». И этот праздник отмечается в нашей стране с 2005года.

Но не всегда наша страна называлась Россия.

-А кто знает, как называлась раньше Россия ?

-Правильно, давным – давно она называлась Русь и жизнь людей была совсем не такой, как сейчас.

-Дети, вам хотелось бы узнать, как люди жили раньше, чем занимались?

-Кто мне скажет, кто были нашими предками?

-Правильно, славяне.

Славяне означает славный, достойный народ, гордый , красивый, храбрый.

-А что означает слово « предки»?

-Предки — это люди, которые жили на этой земле много- много лет назад, где сейчас живем мы с вами. Свои жилища славяне строили на холмах.

-Как вы думаете, почему?

-Это было необходимо для самообороны. У славян было много врагов(печенеги и хазары). Враги опустошали земли и разоряли жилища, но славяне храбро оборонялись и строили новые жилища.

Обычно всегда рядом с жилищем должна протекать река.

-А кто догадался почему?

-Река-это водная преграда, помощь в обороне, необходима для питья, для хозяйственных нужд.

В старину было много непроходимых лесов. Часто селение славян со всех сторон окружал лес.

-Как вы думаете, нужен ли был лес славянам?

-Люди прятались там во время нападения врагов, лес был строительным материалом, из которого строили жилища, в лесу охотились, собирали ягоды и грибы.

Поселение славян стали называть деревней, потому что дома были из дерева. Конечно же, основным занятием славян было земледелие. Они вырубали деревья, выжигали корни, распахивали землю, сеяли зерна, из зерен мололи муку, из муки пекли хлеб.

А сейчас проведем игру. Я вам задаю вопросы и предлагаю 3 варианта ответа, а вы выбираете правильный вариант ответа.

1.У славян было принято обожествлять животных, они считали,что зверь наделен большой мудростью, именем зверя клялись, а нарушивший клятву был обречен на гибель в лесу. Что за зверь?

— Рысь. Росомаха. Медведь.

2.По поверьям славян это растение зацветает один раз в год, в ночь на Ивана – Купалу. Добыв этот цветок, нужно спрятать его за пазуху и бежать, не оглядываясь назад. Какое растение?

— Купавка. Марин корень. Папоротник.

3.Царь зеленых вод и рек обитает по поверьям славян в черной воде, в речных омутах. Обликом похож на лешего: лохматый, покрытый тиной старик с большим брюхом, длинной бородой и зелеными волосами. Как называли и называют этого духа?

-Водяной. Бродник. Банник.

4.Как я уже говорила основным занятием славян было земледелие, но также занимались рыболовством, охотой, ремеслами, бортничеством. Все эти занятия дошли до наших времен, но пожалуй, кроме бортничества. Что же такое бортничество?

— Разведение пчел. Сбор меда диких пчел. Сбор целебных трав.

5.Как же строили жилище древние славяне?

— На сваях. Полностью в земле. До половины в земле.

6.Суровый климат заставлял славян обогревать свои избы. Потолок и стены всегда были закопченные, потому что избы наши предки топили по-черному. Что это значит?

— Дым выходил через окна и двери. Избы топили торфом. Дым выходил через отверствие в потолке.

7.Это растение отпугивает злых духов, защищает от сглаза, оно обязательно висело в доме на видном месте, чтобы черти не беспокоили, да и плохие люди обходили стороной.

— Лук. Чеснок. Репа.

8.Это растение было основным сырьем для изготовления всей одежды древних славян. Что это за растение?

— Лен. Хлопок. Шелк.

9.Эти люди развлекали, рассказывали истории о том, как устроен мир. Без них не обходились похороны, а свадьбы без них не свадьбы. Их очень уважали и с честью принимали. Кто это уважаемые люди?
— Шуты. Гусляры. Певцы.

-Понравились вам вопросы?

-Вы молодцы, правильно отвечали.

А мы продолжаем

Славяне были храбрые воины, они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Кто же такие богатыри?/Богатырь- это человек безмерной силы, стойкости и отваги, совершающий воинские подвиги./

-Каких вы знаете самых известных богатырей?

-Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

Илья Муромец по праву считается главным среди богатырей русских. Он самый сильный, мудрый. Рассудительный. За ним всегда последнее слово, он идет на самые трудные дела.

Служение святой Руси,отстаивание ее чести и независимости,защита справедливости- вот смысл богатырских подвигов.

-Вспомните, ребята, с кем сразился Илья Муромец?

-С Соловьем–разбойником

-С кем дрался Добрыня Никитич?

-Со Змеем Горынычем

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Богатырь, он вот каков: Показывают «силача».

Он силен, он здоров,

Он из лука стрелял, Имитируют движения.

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко, зорко наблюдал.

Подрастаем мы, смотри, Дети из положения сидя медленно поднимаются.

Станем, как богатыри!

КОНКУРС для детей с МЯЧАМИ.

КОНКУРС для родителей и детей «ПЕРЕТЯНИ КАНАТ»

А сейчас мы с вами от разговора о древней Руси перейдем к разговору о новой России.

-Ребята, как правильно называется наша страна?

-Россия или Российская Федерация

-А какая она наша страна?

-Большая, огромная, сильная

-Как называют жителей России?

-Россияне

-У каждой страны есть свои символы. Какие вы знаете символы России?

-Герб, гимн, флаг.

-Дети, а что такое гимн?

-Торжественная песня, исполняют и слушают стоя.

ИСПОЛНЕНИЕ первого куплета Гимна России

-Давайте вспомним, что изображено на гербе России?

-Орел держит на груди щит с изображением всадника

Не простая птица, а орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток,

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый,

Он России дух свободный.

-Кто такой всадник на белом коне?

-На щите изображен Георгий Победоносец на коне, он копьем поражает змея.

-Какие цвета на флаге России и что они означают?

-Белый цвет-свобода, откровенность, благородство и мир. Синий цвет- верность, честность, постоянство. Красный цвет- мужество, смелость, любовь, сила российского народа.

-Это у нас официальные символы России. А какие неофициальные символы России вы знаете?

-Ромашка, радуга, русская березка.

Называя эти символы, мы вспоминаем о нашей родной России, о нашем доме, о родной улице, о наших родителях.

ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ «То березка, то рябина»

А сейчас мы будем отвечать на вопросы викторины.

1.Какие праздники отмечаются в России с древних времен?

-Рождество, Пасха, Масленица

2.Что пекут на масленицу?

-Блины

3.Что красят на пасху?

-Яйца

4.Какую обувь носили в старину и из чего его плели?

-Лапти плели из лыка липы, вяза и даже березы.

5.Какую обувь носили и носят сейчас, особенно в сильные морозы?

-Да, конечно же, валенки. Их валяли вручную из овечьей шерсти. Они мягкие и теплые.

6.Какой сувенир считается символом России?

-Русская матрешка

7.Какие росписи вы знаете?

-Жостовские подносы, гжель, хохлама, дымковская игрушка, городецская роспись

8. Назовите великих русских писателей и поэтов?

-Пушкин, Толстой, Есенин, Лермонтов….

А кто из вас знает стихи о родине. Давайте почитаем.

Родителям раздать карточки с анаграммами

ЧТЕНИЕ ДЕТЬМИ СТИХОВ О РОДИНЕ

Разгадывание анаграмм родителями

-Дети, а вы знаете пословицы и поговорки о родине, о храбрости, о героизме? Я буду произносить начало пословиц и поговорок, а вы закончите.

1.Для Родины своей ни сил, ни жизни не……(жалей).

2.Родина- мать, умей за нее….(постоять).

3.Чужбина-калина, Родина-……(малина)

4.Смелость- города…..(берет).

5.Храбрый побеждает, трус……(погибает).

6.Один за всех, все за……..(одного).

7.Жить — Родине ……(служить).

8.Тяжело в ученье- легко ……( в бою).

9.Где смелость — там …….(победа).

10.Сам погибай, а товарища ……( выручай)!

11.Бой — святое дело, иди на врага……(смело).

12.Умный боец везде…..(молодец)

13.Мало победы ждать, надо победу….(взять).

14.В бою нужны смекалка, отвага и…..(закалка).

-Ребята, кто мне скажет, что мы празднуем 9 мая?

-День Победы в Великой Отечественной войне

Подлый враг напал на мирную страну внезапно, не объявляя нам войны. Фашисты надеялисьна легкую и быструю победу. Им хотелось захватить богатые земли нашей страны, а мирных и трудолюбивых жителей сделать рабами. Но ничего у них не вышло. На защиту свободной любимой Родины встал весь народ от мала до велика. В те дни появилась такая песня- призыв «Вставай, страна огромная».Война длилась 4 года. Наша доблестная армия не только прогнала врагов с нашей земли, но и освободила народы других стран. В этой войне погибло очень много людей, которые защищали нашу Родину, отдали свои жизни.

Есть такой обычай — чтить память всех погибших героев минутой молчания.

Давайте и мы сейчас почтим память всех погибших на войне минутой молчания.( Все встают.) Садитесь.

-9 мая 1945года закончилась война. Этот день стал самым большим праздником нашего народа — Днем Победы.

ИСПОЛНЕНИЕ песни «День Победы»

Ребята, когда вы вырастите большими , пойдете служить в армию, станете защитниками нашей родины.

Сейчас посмотрим какие вы ловкие, сильные, смелые, быстрые.

КОНКУРС « Преодолей препятствия»

А теперь вопросы- ответы

1.Назовите современные рода войск.

-Сухопутные, ракетные, танковые, мотострелковые, артиллерия, воздушно-десантные. Допустим упрощенный вариант ответа: пехота, ракетчики, летчики, танкисты, моряки, десантники, пограничники, артиллеристы.

2.Как назвать военного, который носит тельняшку? (Моряк)

3.Кто ищет взрывное устройство? (Сапер)

4.Как называется одно из взрывных устройств? (Мина)

5.Кто ездит на танках? (Танкист)

6.Какие воинские звания вы знаете? (Лейтенант, майор, генерал, маршал, старшина, капитан…)

7.Как называется подросток, изучающий морское дело? (Юнга)

8.Что общего у дерева и винтовки? (Ствол)

9.Военный, который прыгает с большой высоты? (Десантник)

10.Как называются наплечные знаки военного? (Погоны)

Я желаю вам ребята, чтобы вы росли счастливыми, умными ,послушными, чтоб все время улыбались, радовались жизни, пусть никогда больше на нашей планете не будет войны, пусть яркое солнце сияет, пусть на всей планете будет вечный мир.

ИСПОЛНЕНИЕ песни «Солнечный круг», «Улыбка».

Закончим наше мероприятие танцем «Танец утят»

Приложение:

Карточки-анаграммы:

1.коренбе – ребенок 4. аранст – страна 7.дыхот – отдых 10.шылам – малыш 13.бозата — забота

2.мясье – семья 5.зиньж – жизнь 8.ловчеке – человек 11.усьр – русь 14.дорасть — радость

3. конза — закон 6.дилиетор — родители 9.восол — слово 12.рясисо – россия 15.силагосе — согласие

Насаев Игорь Олегович,

учитель истории

МБОУ «Лицей № 2 города Курска

Сценарий внеклассного мероприятия по истории России

«От Киевской Руси до современной России»

Цель: показать разные лики, эпохи, переломные моменты России: Киевская

Русь, Российская империя, Советский Союз и современная Россия.

Участники: учащиеся 811 классов.

Оборудование: мультимедийный экран, мультимедийное оборудование, звуко

усилительное оборудование, атрибуты различных эпох: лапти, рушник, хлеб

соль, бумажный свиток, подсвечник со свечами, чернильница и перо, дуэльный

пистоле газета, электрическая лампочка, блюдце с кусочком хлеба и свечой).

Ход мероприятия:

(Первоначально сцена, при открытом занавесе, пуста. Начинает звучать

фонограмма заздравного колокольного перезвона. На экране ее задника

проецируются слайды с изображением уцелевших церквей периода Киевской

Руси. Из глубины зрительного зала, по его центральному проходу, к сцене

направляется человек в стилизованном древнерусском одеянии. Находясь

спиной к зрителю, при виде церквей, он осеняет себя крестным знамением и

лишь затем, медленно развернувшись, начинает свою речь. Фонограмма

переходит в фон.)

ДРЕВНЕРОСС:

Рожь ты волнистая, рожь ты густая,

Поле широкое, небо высокое,

Рожь, да пахучий кусток молочая,

Рожь, да березки, да синь с поволокою.

В росах купаются зори желанные,

Край светлых дум и судьбы обездоленной,

Красное солнышко – Русь православная!

Славит сей день перезвон колоколенный.

(Фонограмма колокольного перезвона усиливается. На сцене

появляютсятанцоры в аналогичных стилизованных одеяниях и занимают

исходную позицию. Человек, поднявшись на сцену, присоединяется к ним.

Фонограмма сменяется песней группы «Любэ» «Позови меня…».

Осуществляется исполнение данного танца.Далее, фонограмма сменяется

мелодией песни «В горнице моей светло…». На сцене появляется вокалист,

который исполняет данное произведение. В процессе его исполнения

танцующие удаляются за кулисы, а затем появляются перед сценой с

атрибутами периода Киевской Руси. Ими последовательно выносятся и

оставляются перед зрителями: березовое бревно, на которое водружаются

атрибуты той эпохи(рушник, лапти, хлебсоль и т.п.), затем они удаляются за

кулисы. Завершив пение, вокалист удаляется за кулисы. Фонограмма стихает.

Какоето время зрители остаются один на один с атрибутикой на березе. Затем

звучит фонограмма вступления мелодии классического салонного танца. На

экране задника проецируются слайды с изображением уцелевших дворцовых

ансамблей периода Российской империи. На сцене появляется

хореографическая группа, которая и исполняет данный танец. Неожиданно

фонограмма обрывается. Танцоры замирают. На сцену врывается придворный

шут.)

ШУТ:

Я шут придворный, я – лакей

При матушке Екатерине,

Немой вершитель всех затей

Ее Величества отныне.

Такая должность мне идет:

Колпак дурацкий и сатира,

Пока безмолвствует народ

Увы, забыта честь мундира.

Извольте сагу, анекдот,

А, может, песнь о русской доле?

Здесь все решает наперед

Ее Величества лишь воля.

Покуда правит бал она

Иное мненье неуместно,

Душа шута ущемлена,

В чертогах царственных ей тесно.

Все манит ввысь ее туда,

Где в апогее небосвода

Сияет яркая звезда,

Образчик творчества свободы…

(Звучит фонограмма лирической мелодии. Шут припадает на одно колено. На

сцене появляется муза в белом одеянии. Осуществив несколько танцевальных

па, она удаляется за кулисы. Фонограмма переходит в фон. Шут вскакивает с

колен.)

ШУТ:

Невольно тянется рука

К заветной лире, как к причастью,

И льются звуки в облака,

И так близка вершина счастья.

Моя Звезда!!! Я – рядом, тут,

Тебе одной молюсь и внемлю…

Но окрик матушки:

(Из разных сторон сцены троекратно звучит: «Эй, шут!.. Эй, шут!.. Эй, шут!..».)

ШУТ:

Вмиг возвращает все на землю.

И снова сага, анекдот,

Вновь песнь, узоры менуэта,

Оскомин сих круговорот

Удел шута, но не поэта.

Вот почему печален он:

Ваш верный раб, слуга покорный,

Свой проклиная пансион

И матушкин характер вздорный.

Екатерины славный век,

В себе ты сочетаешь сразу

И просвещения успех,

И раболепство до экстаза!

Но тут коснулся слух ушей

Такой невероятной силы:

(Из разных сторон сцены троекратно звучит: «Скорей возрадуйся, лакей!..

Скорей возрадуйся, лакей!.. Скорей возрадуйся, лакей!..».)

ШУТ:

Ее Величество – почила!!!

На опустевший было трон

Согласно всех российских правил

Уже с почетом вознесен

Наследник матушки – царь Павел!

И божьей милостью шуту

За службы долг Екатерине

Он, воплощая в жизнь мечту,

Дарует вольную отныне!

Но что такое, сей же час,

Лишь вышло царское веленье,

Из шутовских печальных глаз

Слеза скатилась откровенья:

Как так без матушки? При ней

Давно расписан принцип роли:

Я по сценарию – лакей!

Я шут придворный и не боле!!!

(Шут с бравурным возгласом, разрезая ряды танцоров, удаляется за кулисы.

Фонограмма мелодии салонного танца возобновляется. Танцующие пары

доводят до финала свой прерванный танец. Фонограмма сменяется мелодией

русского романса. На сцене появляется вокалист, который исполняет данное

произведение. В процессе его исполнения танцующие удаляются за кулисы, а

затем появляются перед сценой с атрибутами периода Российской империи.

Ими последовательно выносятся и оставляются перед зрителями: березовое

бревно, на которое водружаются атрибуты той эпохи(бумажный свиток,

подсвечник со свечами, чернильница и перо, дуэльный пистолет и т.п.), затем

они удаляются за кулисы. Завершив пение, вокалист удаляется за кулисы.

Фонограмма стихает. Какоето время зрители остаются один на один с

атрибутикой на березе. Затем звучит фонограмма мелодиипесни «Вихри

враждебные…». На экране задника проецируются слайды с изображением

культовых зданий советского периода. Через зрительный зал, к сцене,

врывается человек в одеянии военного образца. Фонограмма переходит в фон.)

ВОЕННЫЙ:

Рыдай, буревая стихия,

В столбах громового огня!

Россия, Россия, Россия –

Безумствуй, сжигая меня!

В твои роковые разрухи,

В глухие твои глубины,

Струят крылорукие духи

Свои светозарные сны.

Пусть в небе – и кольца Сатурна,

И млечных путей серебро,

Кипи фосфорически бурно,

Земли огневое ядро!

И ты, буревая стихия,

Безумствуй, сжигая меня,

Россия, Россия, Россия –

Мессия грядущего дня!

(Фонограмма усиливается. Человек направляется к заднику сцены и,

развернувшись, повторяет еще раз.)

ВОЕНННЫЙ:

Мессия грядущего дня!!!

(Фонограмма сменяется песней «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…».

Человек удаляется за кулисы. На сцене появляется хореографическая группа в

одеянии синеблузников и исполняет танец спортивного характера.Далее

фонограмма сменяется мелодией песни И. Талькова «Я вернусь». На сцене

появляется вокалист, который и исполняет данное произведение.В процессе его

исполнения на экране задника проецируются слайды с памятниками

архитектуры, ныне находящимися в запустении. Танцующие удаляются за

кулисы, а затем появляются перед сценой с атрибутами периода Советского

Союза. Ими последовательно выносятся и оставляются перед зрителями:

березовое бревно, на которое водружаются атрибуты той эпохи(газета,

электрическая лампочка, блюдце с кусочком хлеба и свечой и т. п.), затем они

удаляются за кулисы. Завершив пение, вокалист удаляется за кулисы.

Фонограмма стихает. Какоето время зрители остаются один на один с

атрибутикой на березе. Затем звучит фонограмма лирической мелодии.На сцене

появляется 1й современник. В руках у него зеленый росток.Фонограмма

переходит в фон.)

1-й СОВРЕМЕННИК:

В век 21й все сменилось,

Как точность всем теперь нужна

И вмиг в айфоны обрядилась

Технологичная страна.

Айпады, гаджеты и аськи,

И жизнь без них уже не та,

Другими стали фильмы, сказки,

Не то, что в прошлые лета.

Не замечаем мы порою

Природы дивной чудеса,

Красот, дарованных судьбою:

Клин журавлиный в небесах.

Но все ж родства мы не теряем,

Россия – добрая душа,

Тебя всесвято почитаем,

Для нас всегда ты хороша.

Да, пусть теперь совсем иная

Россия славная моя,

Навеки самая родная

Святая русская земля!

Такие ж косы золотые,

До боли милые черты

И думы светлые, благие

В зените вещей красоты.

Моя Россия изменилась,

Но все равно в душе моей

Нигде так сильно не любилось,

Как на родной земле твоей…

(Фонограмма усиливается. Перед сценой изза кулис появляется 2й

современник. Он выносит и выставляет перед зрителями очередное березовое

бревно. Фонограмма вновь переходит в фон.)

2-й СОВРЕМЕННИК:

Россия, матушка, с рассветом

Восстань, родимая, из сна,

Встреть добрым, ласковым приветом

И чашей, что всегда полна.

Дозволь твоей испить водицы

У ледяного родника

И воспарить, и раствориться

В красе российской на века.

Здесь любо все: моря и горы,

Лесов убранство, неба высь,

Полей бескрайние просторы,

Скорее, матушка, проснись!..

(Фонограмма вновь усиливается. 1й современник по ступеням сцены

спускается в зрительный зал и водружает росток на березовое бревно. Далее

оба современника с надеждой удаляются через зал, отправляясь в грядущее

время. Фонограмма сменяется мелодией песни «Россияматушка». Перед

сценой появляется вокалист, который и исполняет данное произведение. В

процессе его исполнения на заднике сцены начинают проецироваться слайды с

изображением уцелевших в достойном состоянии памятников русской

архитектуры. На сцене появляется хореографическая группа, которая исполняет

финальный танец. По его завершении танцоры спускаются в зал и выборочно

вручают зрителям не распустившиеся березовые веточки. Далее они удаляются

в грядущее время. Фонограмма стихает.)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 494 Выборгского района Санкт-Петербурга.

Сборник сценариев игр «Брейн-ринг»

гражданско-патриотической тематики

«По страничкам истории России»

Автор составитель: Гохнадель Оксана Александровна

Методист, заведующая ОДОД.

СПб 2021г.

В данный сборник вошли сценарии игр Открытого Кубка по «Брейн – рингу» гражданско – патриотической тематики. Сценарии предназначены для использования в воспитательном процессе образовательных организаций при проведении массовых мероприятий гражданско-патриотической направленности. Сборник может быть интересен педагогическим сотрудникам общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования.

Содержание

  1. Сценарий игры «Брейн-ринг» Открытого Кубка школы на тему: «История России XVIII век»

  2. Сценарий игры «Брейн – ринг» Открытого Кубка школы на тему: «На рубеже эпох»

  3. Сценарий игры «Брейн – ринг» Открытого Кубка школы на тему: «Я – гражданин России»

  4. Литература

Сценарий игры «Брейн-ринг»

Открытого Кубка школы «История России XVIII век»

Тема: История России XVIII век

Цель:актуализация знаний об исторических личностях и достижениях культуры России ХVIII века, углубление интереса к родной истории.

Задачи:

  1. развитие коммуникативных навыков, умения работать в группе, продуктивно сотрудничать;

  2. раскрытие интеллектуальных способностей обучающихся и расширение их кругозора;

  3. воспитание уважения к Отечественной истории, чувства гордости за достижения русской культуры.

Оборудование:ноутбук, экран, проектор, презентация, столы для игры «Брейн – ринг», гонг, секундомер,2 лампы, бланки для проведения тестирования.

Сценарный ход

(на экране презентация)

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Вы присутствуете на игре «Брейн-ринг». Сегодня каждая из команд попытается набрать как можно больше баллов, чтобы завоевать полную победу.

Ведущий: И тема сегодняшней игры «История России 18 век».
XVIII век принес нашей стране как большое количество ярких побед и достижений в различных сферах жизни, так и тяжелые испытания. Петром Первым были проведены грандиозные реформы. У России впервые в истории появляется регулярная армия, а главное – мощный военный флот. Россия становится империей, расширяет свои границы, захватывая стратегически важные территории, получая выход к морям. Развиваются промышленность и сельское хозяйство, культура и искусство. При этом страну потрясают дворцовые перевороты, кровавые бунты, войны, остаются нерешенными многочисленные проблемы. Однако Россия всерьез и надолго заявляет о себе, как о великой державе.

И мы переходим к первой части нашего турнира «Тест».

Тест «История России 18 век»

(на доске слайды с вопросами для теста)

1. Жилища какой социальной группы подверглись наибольшим изменениям в XVIII в.?

А) крестьян

Б) духовенства

В) дворянства

2. Что представляла собой одежда большинства населения России в XVIII в.?

А) западноевропейскую одежду

Б) традиционную русскую одежду

В) смешение русского и западноевропейского стилей в одежде

3. В 20гг XVIII века подушная подать была

А) незначительно повышена

Б) понижена для облегчения ее уплаты крестьянами

В) значительно повышена для пополнения казны

4. Резкое ухудшение положения крестьян в начале XVIII было вызвано

А) церковным расколом

Б) изменением податной системы

В) появлением медных денег

5. Петербург стал столицей при Петре I в

А) 1703

Б) 1712

В) 1715

6. В первые годы правления Петра I приказная система

А) подверглась незначительным изменениям

Б) была сильно модернизирована, старые приказы были упразднены, создано

много новых

В) была отменена, а вместо нее создана система коллегий

7. Последний дворцовый переворот совершила

А) Елизавета Петровна

Б) Екатерина II

В) среди ответов А и Б, нет правильного

8. К каким результатам для России привела внешняя политика Екатерины II

А) присоединение Сибири

Б) присоединение Северного Причерноморья

В) присоединение Средней Азии

9. Какую битву Петр I назвал «Матерью Полтавской баталии»?

А) битва при Лесной

Б) взятие Нарвы

В) взятие Нотенбурга

10. Отставание Росси от европейских стран в конце XVIII века объяснялось

А) отсутствием у России выхода к морю

Б) наличие огромной территории

В) наличие крепостного права

Ведущий: Вы сдаёте бланки с ответами членам жюри и мы переходим к «Брейн-рингу»

(команды сдают бланки членам жюри)

Перед тем, как перейти к игре, напоминаю вамправила игры: команды соревнуются попарно. Вопрос задается одновременно обеим командам, звучит сигнал «гонг», начинается отсчет времени. На обсуждение отводится 30 секунд. Отвечает та команда, которая первой подала световой сигнал. Если ответ верный, команда получает 1 очко, если неверный, у соперников есть 10 секунд, чтобы предложить свой вариант. Если обе команды не дают правильного ответа, следующий вопрос оценивается в 2 очка. В случае если команды опять не дают ответа, последующий вопрос «стоит» 3 очка. После следующей ошибки обе команды дисквалифицируются. Это делается для того, чтобы вопросы не шли «впустую» — если даже нет ответа, раунд как бы пройден, только очко прибавляется к следующему. Если световой сигнал дается до звука гонга, то это фальстарт. Тогда команда теряет право ответа, а у соперников есть 10 секунд. Игра идет до 3 очков (в случае если при счете 2:0 стоимость вопроса увеличилась до 3 очков, возможен счет 5:0)

(Идут игры, попарно вызываются команды, в соответствии с регистрацией)

Вопросы на игру «Брейн-ринг»

  1. Россия 18 века становится империей, кто был первым императором? (Петр 1)

  2. В каком году был основан город Санкт-Петербург? (1703)

  3. Какое событие произошло раньше: взятие Нарвы или основание Санкт-Петербурга?(Основание города Петра – 1703 г.,взятие крепости – 1708 г.)

  4. ЕкатеринаII по происхождению была …(немкой)

  5. Как назывался документ, подписанный Анной Иоановной, перед вступлением на престол(кондиция)

  6. Какую меру наказания ввел Петр 1, чтобы остановить кражи?(вешать на дыбу не только вора, но и всю его семью)

  7. Как называется крепость, основанная при походе на Азов(Таганий рог)

  8. За преобразование чего в начале своего царствования взялся Петр 1 в первую очередь? (армия и флот)

  9. К чему привели Азовские походы Петра I? (к завоеванию Азова и части побережья Азовского моря)

  10. Какой государственный орган становится высшим в отсутствие правителя? (сенат)

  11. В царствование, какого правителя 18 века произошло присоединение Крыма к России?( Екатерина 2)

  12. О ком идёт речь: Он был удостоен высшего воинского звания – генералиссимус. Его полководческий талант был признан во всей Европе. Суть своей тактики он описал в книге «Искусство побеждать»(Суворов)

  13. В каком году был основан Московский университет? (1755)

  14. Назовите годы Великой Северной войны (1700-1721гг.)

  15. С какого поражения началась Северная война?(сражение под Нарвой)

  16. Как в 18 веке назывались государственные крестьяне, обязанные работать на мануфактурах? (приписные)

  17. С кого взималась подушная подать в 18 веке(с мужского населения податных сословий)

  18. Как в 18 веке называли воинов, проходивших службу по найму или повинности? (рекруты)

  19. В царствование, какого правителя в России появились ассамблеи? (Петр 1)

  20. Органами управления в 1720г. стали (магистраты)

  21. Указом какого правителя 18 века был создан Верховный тайный совет? (Екатерина 2)

  22. Победа России в какой войне 18 века, способствовала завоеванию побережья Балтики?(Северная война)

  23. В ходе реформ какого правителя был образован сенат? (Петр 1)

  24. Кто из правителей 18 века предоставил право помещикам ссылать крепостных на каторгу?(Екатерина 2)

  25. В чём заключался смысл «Указа о наследии престола 1722г.(установление права монарха передать престол по своему желанию)

  26. В результате издания, какого приказа в 1714 г. была упразднена разница между боярским и дворянским землевладением?(приказ о единонаследии)

  27. Как назывались четырехугольные укрепления впервые используемые русскими в ходе Полтавской битвы (редуты)

  1. К какому сражению Северной войны относя слова: «Серьезное поражение поднимающейся нации, умевшей даже поражение превращать в победу»(сражение под Нарвой)

  2. Создание Петром 1 Святейшего синода превратило церковь в часть…(государственного аппарата)

  3. О ком идёт речь в документе: «Он был удостоен звания фельдмаршала, а позже стал генералиссимусом русской армии… Еще большего влияния он достиг после смерти Петра. Однако вскоре был арестован и сослан в Сибирь, где и умер»(Меньшиков)

  4. С чьим правлением связано название «Жалованная грамота»?(Екатерина 2)

  5. С чьим правлением связано учреждение совета министров? (Анна Иоановна)

  6. С каким событием 18 века был связан роспуск Уложенной комиссии Екатериной 2?(русско-турецкая война)

  7. Как называется экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики путем установления торгово-политических барьеров, ограждающих внутренний рынок от иностранной конкуренции? (монополизм)

  8. При каком правителе был основан Московский университет?(Елизавета Петровна)

  9. Как в 18 веке назывался налог, взимаемый со всех мужчин податных сословий (подушный)

  10. Что вводил таможенный тариф 1724 г? (пошлину на ввозимые и вывозимые товары)

  11. Подписанием какого документа закончилась Северная война? (Ништадтского мира)

  12. В каком году состоялась Полтавская битва? (1709)

  13. О ком идёт речь: «Самым его любимым и приятным занятием было кораблестроение и другие дела, относящиеся к мореходству. Оно развлекало его каждый день, и ему должны были уступать самые важные государственные дела» (Петр 1)

  14. В каком году произошла битва при Лесной(1708)

  15. Назовите самое крупное народное выступление в первой четверти 18 века (Восстание под руководством Булавина К.А.)

  16. Что называют гвардией? (отборная часть войска)

  17. Назовите основной принцип мануфактуры(разделение труда)

  18. В каком году Петр 1 принял титул императора?(1721)

  19. Назовите годы правления Екатерины 2 (1762-1796)

  20. В каком году началось правление Елизаветы Петровны? (1741 г)

  21. Как назывался манифест 1762 г, важнейший документ царствования Петра 3 («Манифест о вольности дворянства»)

  22. В каком году Санкт-Перербург стал столицей указом Петра 1 (1712 г)

  23. О ком идёт речь в отрывке: «Младшим из предшественников Петра был князь …, и он уходил от действительности гораздо дальше старших. Ещё молодой человек, он был уже видным лицом в правительственном кругу при царе Федоре и стал одним из самых влиятельных людей при царевне Софье»(Голицин)

Ведущий: Ну что ж, игры завершены. И мы даем время жюри подвести итоги и этой игры, и всей серии в целом. А сами давайте вернемся к тесту и проверим, насколько хорошо вы его написали.

(Здесь повторяем вопросы и говорим, какой вариант был правильным)

Ведущий: Итак, члены жюри готовы объявить победителей сегодняшней игры.

(Награждение)

Ведущий: Спасибо всем за участие, будем рады видеть вас в следующем учебном году! До новых встреч!

Мультимедийная презентация к сценарию

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Сценарий игры «Брейн – ринг»

Открытого Кубка школы «На рубеже эпох»

Тема:На рубеже эпох

Цель:познакомить школьников с фактами истории, связанными с Октябрьской революцией в России 1917 года, донести значимость этого события в истории Российского государства.

Задачи:

  1. развитие коммуникативных навыков, умения работать в группе, продуктивно сотрудничать;

  2. раскрытие интеллектуальных способностей обучающихся и расширение их кругозора;

  3. воспитание интереса и уважения к изучению истории своей страны.

Оборудование:ноутбук, экран, проектор, презентация, гонг, секундомер, лампы для игры и столы, бланки для тестирования.

Сценарный ход

(на экране презентация)

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Вы присутствуете на игре Открытого кубка школы по Брейн-рингу.

Тема нашей сегодняшней игры «На рубеже эпох» посвящена Великой Октябрьской революции. Великая Октябрьская революция — одно из величайших событий ХХ века, повлиявшее на весь ход мировой истории, на судьбы множества стран и народов. В истории же самой России (от Российской империи до современной Российской Федерации) это самое крупное событие ХХ века, тем более, что два других сопоставимых по масштабу события — победа в Великой Отечественной войне и распад СССР — прямо связаны с Октябрём 1917-го. Именно в результате Октябрьской революции (прихода к власти большевиков) Россия под названием Советский Союз стала одной из двух мировых сверхдержав, достигнув своего максимального за всю историю могущества и влияния. Большевики воссоединили фактически распавшуюся после Февральской революции страну. Не исключено, что если бы они не пришли к власти, сегодня нашего государства в нынешних его границах и даже под его нынешним названием просто не существовало бы.

Ведущий: Сегодня каждая из команд попытается набрать как можно больше баллов, чтобы в финальной игре завоевать полную победу. Всего мы планируем четыре игры, и это наша первая встреча. Любая команда может присоединиться на любом этапе. Учитывая, однако, что победитель Кубка определяется по суммарному итогу всех четырех игр. И поскольку борьба будет напряженной, игра будет нелегкой. А значит, нам просто на обойтись без строгого, но справедливого жюри.

Ведущий: Сегодня у нас необычное жюри, потому что членами жюри станут победители городской викторины «100 лет тому назад», посвященной 100 летию Великой Октябрьской Социалистической революции. Городская викторина проходила c 25 сентября, ответы на вопросы необходимо было отправить до 10 октября. Организаторы викторины: Управление образования администрации г.Орска и МАУДО «Дворец пионеров и школьников г.Орска». На конкурс было подано 30 работ из 12-ти образовательных организаций города.

По результатам викторины дипломом участника награждаются:

________________________________________________________________________________________________________________________

(идет награждение участников, победители приглашаются за стол жюри)

Ведущий:Поприветствуем членов жюри!

Ведущий: Итак, сегодня наша игра делится на 2 части. В первом блоке мы предлагаем вашему вниманию тест из 10 вопросов с четырьмя вариантами ответов. После этого нас ожидает игра Брейн-ринг – каждая команда проходит к игровому столу и проведет свой поединок с соперником. Прежде чем перейти к первой части нашего поединка, я попрошу одного человека из каждой команды подойти к столу жюри, где вам выдадут специальные бланки.

(Команды подходят к столу жюри, берут бланки)

Ведущий: Итак, мы переходим к первой часть нашего мероприятия – тестирование. Уважаемы участники, незабываем, подписывать бланк. Внимание на экран.

Тест «На рубеже эпох»

(на экране слайды с отображение вопросов теста)

1. Какая война началась в результате революции?

А) первая мировая война

Б) русско-финская война

В) гражданская война

2. Какое правительство было свергнуто?

А) временное правительство

Б) абсолютная монархия

В) анархическое правительство

3. Кто был вождём революции?

А) И. В. Сталин

Б) Я. М. Свердлов

В) В. И. Ленин

4. В каком месяце по новому стилю отмечается годовщина революции?

А) сентябрь

Б) октябрь

В) ноябрь

5. Кто составлял абсолютное большинство делегатов в правительстве Советов?

А) меньшевики

Б) эсеры

В) большевики

6. Какого цвета была символика революционного движения?

А) чёрный

Б) чёрно-жёлтый

В) красный

7. Откуда были сделаны первые орудийные выстрелы по Зимнему дворцу?

А) Крейсер Аврора

Б) Дворцовая площадь

В) Петропавловская крепость

8. Когда большевики захватили власть?

А) в октябре 1917 года

Б) в ноябре 1917 года

В) в декабре 1917 года

9. Какое крупнейшее государство образовалась вместо Российской Империи?

А) СНГ

Б) СССР

В) ЕАС

10. С кем в первую очередь боролись при Октябрьской революции?

А) с богатыми людьми

Б) с людьми дворянского рода

В) с людьми низкого статуса

Ведущий: Команды сдают бланки с ответами членам жюри, и прежде чем перейти ко второй части нашего поединка ознакомимся с правилами игры: команды соревнуются попарно. Вопрос задается одновременно обеим командам, звучит сигнал «гонг», начинается отсчет времени. На обсуждение отводится 30 секунд. Отвечает та команда, которая первой подала световой сигнал. Если ответ верный, команда получает 1 очко, если неверный, у соперников есть 10 секунд, чтобы предложить свой вариант. Если обе команды не дают правильного ответа, следующий вопрос оценивается в 2 очка. В случае если команды опять не дают ответа, последующий вопрос «стоит» 3 очка. После следующей ошибки обе команды дисквалифицируются. Это делается для того, чтобы вопросы не шли «впустую» — если даже нет ответа, раунд как бы пройден, только очко прибавляется к следующему. Если световой сигнал дается до звука гонга, то это фальстарт. Тогда команда теряет право ответа, а у соперников есть 10 секунд. Игра идет до 3 очков (в случае если при счете 2:0 стоимость вопроса увеличилась до 3 очков, возможен счет 5:0)

Ведущий: Итак, мы приглашаем за красный стол команду школы ____________, за зеленый команду школы____________________

(игры, попарно вызываем команды, в порядке регистрации)

Вопросы на игру

1.Назовите дату начала Великой Октябрьской революции(25 октября 1917г. по старому стиль, 7 ноября 1917г. по-новому)

2.К чему привели народные бунты? (к свержению самодержавия)

3.«От здания к зданию протянут канат. На канате — плакат: «Вся власть Учредительному собранию!» О чем это Александр Блок? (об отречении Николая 2 от престола)

4.После февральской революции центральным органом власти становится …(Временное правительство)

5.Назовите главную причину Октябрьской революции(ухудшение военного и экономического положения в стране)

6.Когда начались первые волнения в Петербурге с требованием свержения Временного правительства? (3 июля 1917 года)

7.В чём состояла сущность двоевластия?(одновременное существование Временного правительства и Петроградского совета)

8.Чем управлял Петроградский совет? (армией и флотом)

9.Чем руководило временное правительство? (политикой и экономикой)

10. Чьей победой окончилось двоевластие?(буржуазией)

11. Кто до захвата власти большевиками пытался установить в стране военную диктатуру? (Корнилов)

12. Когда Л.Г. Корнилов двинул войска на Петроград? (23 августа)

13. Кто проводил агитационную работу среди трудящихся масс и солдат, разъясняя смысл заговора и создавая революционные центры для борьбы с корниловщиной?(большевики)

14. Во время корниловского мятежа кто возглавлял Временное правительство?(Керенский А.Ф.)

15. Как называлась партия, которая отстаивала интересы трудящихся (большевистская партия)

16. Какие партии в того времени терпели глубокий кризис, не имея опоры в массах?(буржуазные)

17. Кто в середине сентября разработал план вооруженного восстания и пути его осуществления? (В.И. Ленин)

18. Что являлось главной целью октябрьской революции? (завоевание власти Советами)

19. Как назывался центр по подготовке вооруженного восстания? (Военно-революционный комитет)

20. Назовите дату создания Военно-революционного комитета (12 октября)

21. Кто был первым руководителем ВЧК?(Дзержинский Ф.Э.)

22. Назовите дату начала восстания (ночь 24 октября)

23. Кто прибыл в Смольный 25 октября, чтобы лично руководить восстанием в Петрограде?(В.И Ленин)

24. Перечислите важнейшие объекты. Которые были захвачены в начале октябрьской революции (мосты, телеграф, правительственные учреждения)

25. Когда ВРК объявил о свержении временного правительства и передачи власти Петроградскому Совету рабочих и солдатских депутатов? (утром 25 октября 1917г)

26. Когда был захвачен Зимний дворец и арестованы члены Временного правительства?(26 октября)

27. Как называлось первое Советское правительство? (СНК – Совет Народных Комиссаров)

28. Кто был избран в председатели СНК? (В.И. Ленин)

29. Какие два Декрета он выдвинул? («Декрет о мире» и «Декрет о земле»)

30. О чем говорилось в Декрете о земле? (о ликвидации частной собственности на землю)

31.О чем говорилось в Декрете о мире?(предлагалось всем воюющим странам приступить к переговорам о заключении всеобщего демократического мира)

32. Как решение в отношении царской семьи было принято на 2 съезде Советов? (о расстреле царской семьи)

33. В какой период произошло триумфальное шествие советской власти? (с октября 1917 по март 2018г)

34. Какое государство образовалось вместо Российской империи? (СССР)

35. Кто составлял абсолютное большинство делегатов в правительстве Советов?(большевики)

36. Откуда были сделаны первые орудийные выстрелы по Зимнему дворцу? (Петропавловская крепость)

37. Свержение какого царя произошло в ходе революции (Николай 2)

38. Какую Декларации принял Совнарком 29 октября? (Декларацию прав народов России, которая провозгласила равенство и суверенность всех народов страны, отмену национальных и религиозных привилегий и ограничений)

39. Откуда был подан сигнал к началу штурма Зимнего дворца (холостой выстрел орудия крейсера Балтийского флота «Аврора»)

40. Назовите фамилию народного комиссара по иностранным делам (Л.Д. Троцкий)

41. Назовите фамилию народного комиссара по национальным делам (И.В. Сталин)

42. Какая война произошла вследствие Октябрьской революции? (гражданская война)

43. Революционеры очень быстро начали расправляться с наследием старого режима — в том числе в сфере искусства. Каким образом? (снесли памятники деятелям царизма)

44. В июле Временное правительство решило арестовать Ленина и других видных большевиков из-за вооруженного мятежа. Как Ленину удалось скрытно перебраться в Сестрорецк? (ему сбрили бороду и усы)

45. После большевистского переворота в стране началась Гражданская война. Одним из командующих белых был генерал Лавр Корнилов. Как называли участников его добровольческих формирований?(ударники)

46. Что такое Корниловщина? (Контрреволюционное движение, возглавлявшееся генералом Корниловым в 1917-18 гг.)

47. Когда возник первый серьезный кризис власти? (апрель 1917г)

48. Какой хронологический период охватывает гражданская война в Росси? (1917-1922гг)

49. Какая война произошла в результате революции? (гражданская)

50. К образованию, какого государства привела гражданская война? (СССР)

51. Какие республики первыми вошли в СССР?(РСФСР, Белоруссия, Украина, Закавказье)

52. Когда была забастовка рабочих Путиловского завода? (17 февраля)

Ведущий: Борьба окончена, дадим время жюри для подведения итогов. А пока предлагаю вам проверить, как правильно вы написали тест.

(зачитываем вопросы теста, дети отвечают)

Ведущий: А теперь пришло время объявить победителей. Переходим к награждению!

(Награждение)

Ведущий: Поздравляем победителей! До новых встреч, я надеюсь увидеть всех сегодня присутствующих на следующей игре «Брейн-ринг»!

Мультимедийная презентация к сценарию

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Сценарий игры «Брейн – ринг»

  1. Открытого Кубка школы «Я – гражданин России»

Тема:Я – гражданин России

Цель:формирование представления о важности соблюдения законов государства, развитие гражданско-правового образования школьников.

Задачи:

  1. развитие познавательного интереса к истории своей Родины;

  2. воспитаниеосознанного уважение и ценностное отношение к основному закону страны;

  3. развитие коммуникативных навыков, умения работать в группе, продуктивно сотрудничать.

Оборудование:ноутбук, экран, проектор, презентация, гонг, секундомер, лампы для игры и столы, бланки для тестирования.

Сценарный ход

(на экране презентация, 1 слайд)

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Вы присутствуете на игре «Брейн-ринг». Сегодня каждая из команд попытается набрать как можно больше баллов, чтобы завоевать полную победу.

Ведущий: И тема сегодняшней игры «Я – гражданин России». Игра будет проходить по Конституции РФ.

Ведущий: Итак, сегодня наша игра делится на 2 части. В первом блоке мы предлагаем вашему вниманию тест из 10 вопросов с четырьмя вариантами ответов. После этого нас ожидает игра Брейн-ринг – каждая команда проходит к игровому столу и проведет свой поединок с соперником. Очередность выхода каждой команды будет проходить в том порядке, котором команды зарегистрировались.

И мы переходим к тестированию. Все вопросы, будут отображены на экране. Прошу капитанов команд подойти к жюри за бланками для теста.

(Капитаны подходят поочередно к столу жюри)

Вопросы к тесту «Я – гражданин России»

(слайды с вопросами на экране)

1. Когда была принята настоящая Конституция РФ?

А) 10 декабря 1991 года

Б) 11 декабря 1992 года

В) 12 декабря 1993 года

2.Какая Конституция предшествовала настоящей?

А) Конституция от 12 апреля 1978 года

Б) Конституция от 25 мая 1980 года

В) Конституция от 25 октября 1917 года

3. Конституция РФ принята:

А) Президентом РФ

Б) всенародным голосованием

В) Правительством РФ

4.Равнозначны ли наименования Россия и Российская Федерация?

А) нет, не равнозначны

Б) равнозначны

В) в редких исключениях

5. Конституция РФ имеет верховенство:

А) на территории РФ и субъектов РФ

Б) на всей территории РФ

В) на всей территории РФ за исключением случаев, предусмотренных специальным законом

6. Первая глава Конституции РФ посвящена:

А) Правам и свободам человека и гражданина

Б) Федеративному устройству РФ

В) основам конституционного строя

7. Согласно Конституции РФ (Россия) – это…

А) авторитарное федеративное правовое государство с республиканской формой правления

Б) демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления

В) общенародное союзное правовое государство с республиканской формой правления

8. Кто, согласно Конституции РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина?

А) Правительство РФ

Б) Министерство юстиции РФ

В) Президент РФ

9. Согласно Конституции РФ исполнительную власть РФ осуществляет:

А) Государственная Дума

Б) Правительство РФ

В) Президент РФ

10. Сколько разделов в Конституции РФ

А) 1

Б) 3

В) 2

Ведущий: Сдаем бланки с ответами жюри и переходим ко второй части нашего поединка игре «Брейн – ринг».

(команды сдают бланки жюри)

Ведущий: Для начала вспомним правила игры: команды соревнуются попарно. Вопрос задается одновременно обеим командам, звучит сигнал «гонг», начинается отсчет времени. На обсуждение отводится 30 секунд. Отвечает та команда, которая первой подала световой сигнал. Если ответ верный, команда получает 1 очко, если неверный, у соперников есть 10 секунд, чтобы предложить свой вариант. Если обе команды не дают правильного ответа, следующий вопрос оценивается в 2 очка. В случае если команды опять не дают ответа, последующий вопрос «стоит» 3 очка. После следующей ошибки обе команды дисквалифицируются. Это делается для того, чтобы вопросы не шли «впустую» — если даже нет ответа, раунд как бы пройден, только очко прибавляется к следующему. Если световой сигнал дается до звука гонга, то это фальстарт. Тогда команда теряет право ответа, а у соперников есть 10 секунд. Игра идет до 3 очков (в случае если при счете 2:0 стоимость вопроса увеличилась до 3 очков, возможен счет 5:0)

(Ведущий попарно вызывает команды в порядке регистрации, начинаются игры)

Вопросы на игру

  1. С каких слов начинается преамбула Конституции Российской Федерации?(«Мы, многонациональный народ Российской Федерации…»)

  2. Может ли гражданин Российской Федерации быть лишен своего гражданства? (нет, не может ст. 6)

  3. С какого возраста гражданин может самостоятельно в полном объеме осуществлять свои права и обязанности?(Статья 60. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет)

  4. Какие атрибуты Российской Федерации перечислены в статье 70 Конституции Российской Федерации? (Государственные флаг, герб и гимн)

  5. Какая форма государственного правления действует в Российской Федерации?(Статья 1, Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное государство с республиканской формой правления)

  6. Кто и что в соответствии со Статьей 2 Конституции Российской Федерации является высшей ценностью? (человек, его права и свободы)

  7. Кто в Российской Федерации является носителем суверенитета и единственным источником власти? (многонациональный народ РФ)

  8. Какой закон в Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации? (Конституция РФ ст. 15)

  9. Какие формы высшего выражения власти народа декларированы в Конституции Российской Федерации? (референдум и свободные выборы ст. 3)

  10. С какого момента каждому человеку в Российской Федерации принадлежат основные права и свободы? (ст. 17, от рождения)

  11. Как разделена государственная власть в Российской Федерации? (ст.10 Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную)

  12. Какое право является основным личным правом в соответствии с Конституцией Российской Федерации? (право на жизнь ст. 20)

  13. Какой орган представляет в России законодательную ветвь государственной власти? (федеральное собрание)

  14. Входят ли в систему государственной власти Российской Федерации органы местного самоуправления?(нет, не входят ст. 12)

  15. Забота о детях, их воспитание – это право или обязанность родителей? (равное право и обязанность ст. 38)

  16. Какие права и свободы, декларированные в Конституции Российской Федерации, не подлежат ограничению?(Статья 17. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения)

  17. На основании решения какого органа государственной власти гражданина могут арестовать, заключить под стражу и содержать под стражей? (только по решению суда)

  18. На какой срок лицо может быть подвергнуто задержанию до судебного решения? (на срок не более 48 часов. Ст. 22)

  1. С какого момента задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право на помощь адвоката (защитника)? (статья 48, каждый задержанный имеет право на адвоката (защитника) и с момента задержания)

  2. Обязан ли гражданин Российской Федерации указывать свою национальную принадлежность?(нет, не обязан. Ст. 26)

  3. Декларировано ли в Конституции Российской Федерации право на образование? (Да, в ст. 43)

  4. Какое образование обязательно в Российской Федерации? (основное общее образование обязательно, ст. 43)

  5. Обязан ли обвиняемый доказывать свою невиновность?татья 49, обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность)

  6. Что включает в себя территория Российской Федерации? (Статья 67.1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними)

  7. Какой язык является государственным языком на всей территории Российской Федерации?(Статья 68. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык)

  8. Из какого количества депутатов состоит Государственная Дума? (Статья 95, Государственная Дума состоит из 450 депутатов)

  9. Какие цвета и в каком порядке расположены на Российском Флаге? (Цвета – белый, синий, красный, сверху вниз по порядку, равновеликие горизонтальные полосы)

  10. С каких слов начинается гимн Российской Федерации? (Россия – священная наша держава)

  11. Наименование денежной единицы Российской Федерации(Статья 75, рубль)

  12. Кто в Российской Федерации является главой государства? (Статья 80, Президент Российской Федерации является главой государства)

  13. Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации? (Статья 87, Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации)

  14. Из каких палат состоит Федеральное собрание – парламент Российской Федерации?(Статья 95, Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы)

  15. Какой орган осуществляет исполнительную власть Российской Федерации?(Статья 110.Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации)

  16. Какова структура Правительства РФ? (Ст. 110 Правительство РФ состоит из Председателя, заместителей председателя и федеральных министров)

  17. Через какие виды судопроизводства в Российской Федерации осуществляется судебная власть? (Статья 118.Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства)

  1. Из какого количества судей состоит Конституционный Суд Российской Федерации? (Статья 125. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей)

  2. Какие вопросы решаются путем местного самоуправления?(Статья 130, Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью)

  3. Кем и как осуществляется местное самоуправление?(Статья 130. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдумов, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления)

  4. Могут ли органы местного самоуправления устанавливать налоги? (да, могут)

  5. В каких случаях Конституцией Российской Федерации каждому гарантированно социальное обеспечение?(Статья 39, Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом)

  6. Куда может обратиться лицо, исчерпавшее все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты? (статья 46, обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты)

  7. Дата «рождения» Конституции Российской Федерации? (12 декабря 1993 г. считается днем принятия Конституции Российской Федерации)

  8. Какие города в составе Российской Федерации являются городами федерального значения?(Москва и Санкт-Петербург, Севастополь из Статьи 65.1.)

Ведущий: Наш поединок подошел к концу, предлагаю проверить тест, пока жюри подсчитывает баллы.

(ведущий зачитывает вопросы теста, дети отвечают)

Ведущий: Баллы подсчитаны и мы можем объявить победителей!

(Награждение)

Мультимедийная презентация к сценарию

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Литература

  1. Анисимов Е. В., Эйдельман Н. Я. В борьбе за власть // Страницы политической истории России XVIII в. — М., 1988.

  2. Бердяев, Н. А. Размышления о русской революции / Н. А. Бердяев. — Москва, 1992. — 465 с.

  3. Первышин, В. Г. На переломе эпох: история России с 1861 по 1941 гг. / В. Г. Первышин. — Москва : Компания Спутник +, 2006. — 412 с.

  4. Краснобаев Б. И. Очерки русской культуры — XVIII в.- М., 1987.

  5. Милюков П. Н. Государственное хозяйство России в первой половине XVIII столетия и реформы Петра. Великого. — М., 1892.

  6. Троцкий, Л. Д. Историческое подготовление Октября / Л. Д. Троцкий. — Москва: Директ-Медиа, 2015. — 681 с.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий на тему давай поженимся
  • Сценарий на тему гостеприимство
  • Сценарий на тему голливуд
  • Сценарий на тему испания
  • Сценарий на тему герои россии