В1 Добрый день!
В2 Здравствуйте.
В1 Мы рады приветствовать вас на конкурсе « Я –Лидер ».
В2 Сегодня здесь собрались самые активные, инициативные, умные, готовые дерзать, творить и каждый раз покорять все новые и новые вершины.
В1: Это ребята, которыми мы гордимся.
В2. Мы приветствуем вас, лидеры,
Чести и юности хранители!
В1. Сделаем, проверим, осилим,
Потому что Вы – молодежь России.
В2. От вас, лидеров зависит будущее нашего района!
В1. От вас зависит будущее России!
Музыка и показ слайдов
В1. Мы приветствуем лидеров районного Содружества детских общественных объединений «Аист», участников муниципального конкурса «Я – Лидер»!!!
В2. Сегодня предстоит сложная задача – определить лучшего из претендентов на звание «Лидер- 2015»
В1. «Если не я, то кто же?» — именно этот принцип характеризует активную жизненную позицию наших участников и является эпиграфом нашего сегодняшнего конкурса
В2. Минута торжественная наступает
Готовы мы конкурс начать
Участников конкурса вам представляем
И просим тепло их встречать
Музыкальная заставка на представление участников конкурса В1. На сцену приглашается….. , детское общественное объединение….. . Ф.И. участника обладает организаторскими способностями, принимает активное участие в социально-общественной жизни школы, района. Справедлива, умеет высказать свое мнение и отстаивать его. Любит побеждать, и радуется за победы других.
В2. Приглашается …………, волонтерский отряд «Балаганчик». Алия общительна, артистична. Способна взять ответственность за решение какого- либо дела. Активная участница и ведущая многих мероприятий. Как говорит сама, она человек — разносторонний и всегда чему-нибудь учится.
В2.Приглашается ……….., детское объединение «Россияне». Валерия целеустремленная, справедливая, надежная. Умеет доводить начатое дело до конца. Хороший организатор, сама придумывает сценарии и является активным участником в них. Является неоднократным участником и победителем областных и всероссийских мероприятий.
В1. Приглашается ………., волонтерский отряд «Новая молодежь». Жизненный девиз Юлии: «Нести добро окружающим»! Она обладает качествами настоящего лидера: умеет привлечь людей к себе и сплотить их в единую команду!
В.2 Приглашается………….., детское объединение «Союз независимых гимназистов». Святославу ,как лидеру, характерны такие качества как добросовестность, чувство ответственности, точности и аккуратности в делах. Он является победителем областного конкурса «Лидер», за что был награжден путевкой во Всероссийский лагерь «Океан».
В1. Приглашается ………., детское объединение «Неугасающие звезды». Диана способна управлять собой и окружающими. Умеет признавать свои ошибки. Справедливая, надежная. Имеет чувство юмора.
В2. Приглашается…….., волонтерский отряд «Надежда». Юлия активно принимает участие в общественной жизни школы и волонтерского отряда. Ей как лидеру характерны такие качества как добросовестность, чувство ответственности, точности и аккуратности в делах.
В1. Приглашается…………, детское объединение «Солнышко». Алена целеустремлённая, ответственная, пунктуальная. Алена является активным участником и организатором дел не только в детском объединении , но в школе. Алена творческая личность. Имеет чувство юмора.
музыка
В1. Сегодня вам, уважаемые конкурсанты предстоит пройти испытание на выявление ваших лидерских качеств, умение импровизировать и действовать в нестандартной ситуации
В2. Показать «визитную карточку» и доказать, что вы являетесь лидером.
В1. А оценивать ваше мастерство будет компетентное жюри:
………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………..
В2. Слово для приветствия предоставляется ………………………
…………………………………………………………………………………
В1. Давайте еще раз бурными аплодисментами поприветствуем наших конкурсантов.
Дорогие наши участники желаем вам успехов. Ни пуха, ни пера!
Ребята, займите свои места в зале.
В2 Мы начинаем……конкурс «Визитная карточка».
Максимальная оценка – 5 баллов. Уважаемые друзья, болельщики, не забывайте поддерживать своих лидеров. Всем желаем удачи.
В1. Первым, согласно жеребьёвки, на эту сцену под ваши дружные аплодисменты приглашается……………………………………………………
………………………………………………………………………………………
В2. Аплодисменты всем нашим участникам, вы с успехом выдержали первое испытание!
В1. И сейчас мы вновь всех вас приглашаем на сцену лидеров для участия в следующем конкурсе.
В. Для лидера сцена родной дом и он должен чувствовать на ней как птица в небе, как рыба в воде. Но в отличие от птицы и рыбы лидер должен обладать идеальной дикцией. Вашу дикцию мы сможем проверить в конкурсе скороговорок. Сейчас каждому из вас дам листок с текстом скороговорки. Вам нужно очень четко произнести ее 5 раз и как можно быстрее. Задание понятно.
(Конкурс скороговорок.)
В. Вы, конечно же, прекрасно знаете, кто такой лидер и какими качествами он должен обладать. Поэтому сейчас вам предстоит составить портрет лидера. Вам розданы листочки, необходимо как можно больше написать качеств лидера, которыми он обладает. Свой листок подпишите обязательно.
Составление портрета «Лидер детского объединения».
В. Следующий наш конкурс называется «Юные скульпторы. Участникам необходимо слепить скульптуру лидера, придумать название и объяснить, почему сделали именно такую скульптуру. Каждому лидеру необходима помощь группы поддержки в составе 3 человека.
Музыка
В. Лидер-это человек, обладающий способностью заинтересовать, зажечь, увлечь, повести за собой. Школьный лидер- это инициатор и организатор всех школьных дел. Сейчас у команд будет возможность проявить свои организаторские качества. Нужно организовать зал на игру.
Для проведения игры приглашается …………………………………………
…………………………………………………………………………………….
В1. Для выполнения следующего задания попрошу лидеров подняться на сцену. Ребята, вы себя считаете лидерами. И сейчас вам нужно провести агитацию за себя, чтобы зрители не сомневались, что Вы — настоящий лидер. Вам дано 2 минуты на подготовку убедительной речи.
В. И так время прошло. Слово для выступления предоставляется ………………………………………………………………………………………
Ведущий Конкурсные испытания подошли к концу
Достойно все справились с заданием.
Но лучших мы стараемся найти,
Чтоб наградить, да и присвоить звание
В . Уважаемое жюри мы приглашаем на совещание. У вас сложная задача – определить лучших!
В . А пока наше уважаемое жюри совещается я предлагаю поиграть.
Слово волонтерам Дома детского творчества
Музыка
В . Мы провели чудесный день
Нелёгкий конкурс позади
А результаты этой встречи
Сейчас объявит нам жюри.
Участники остаются на сцене
Музыка
В . Новый виток и другие задачи
Лидерство — ваш главный девиз
Только гореть и не иначе,
Только вперёд, вверх, а не вниз
Вы лидеры могущество России
Горящих глаз вы дарите огни,
За вами регионы всей России
Хоть светите пока в Называевске вы.
Вы рождены, чтоб сказку сделать былью
И подарить всем мир вещих снов,
Вы верите, что миром будет править
Надежда, вера, дружба и любовь.
Все вместе исполняют песню «Как здорово »
Ведущий. Спасибо всем участникам конкурса! Желаем всем успеха и до новой встречи.
БПОУ ОО «Омский колледж профессиональных технологий»
Развивающее занятие
для студентов первого курса
(слушателей Школы студенческого актива)
«Я – лидер!?»
Автор-составитель:
педагог-психолог
Сорокина О.В.
г. Омск
Цель: Формирование позитивной установки на развитие лидерских умений.
Задачи:
Показать связь понятий «Лидер», «Лидерство», оказывающие влияние на результативность группой деятельности.
Обучить умению распознавать характер игровой ситуации, действовать адекватно в условиях соревнованиях.
Содействовать формированию умения анализировать свою деятельность
Содействовать формированию коммуникативных и лидерских качеств.
Форма проведения: развивающее занятие.
Методы обучения: методы активного обучения – имитационные упражнения с применением игровых педагогических технологий и технологии критического мышления через чтение и письмо.
Содержание занятия:
Проблемный блок.
Стадия вызова.
Информационный блок.
Основная часть: игровой блок.
Заключительная часть: рефлексивный блок, диагностический блок.
КМО занятия: литература:
Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие. – М.: «Ось – 89», 2002. – 224 с.
Кипнис М. Тренинг лидерства. – М.: «Ось – 89». 2005. – 144 с.
Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: генезис, 2002. – 336 с.
Шапарь, В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов: учеб. пособие / В.Б. Шапарь. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. . — 448 с.
Оформление:
Ватманы, маркеры, бумага, ручки.
20 карточек из картона размером 20 х 20 см., на каждой — крупно обозначено число от 1 до 20.
Рабочее поле размером 65 х 50 см., для многоклеточных крестиков-ноликов.
2 секундомера, свисток.
Элементы сценической одежды (шапки, куски ткани, юбки, очки, кухонные фартуки).
Бельевая веревка.
Раздаточный материал: правила развития лидерских навыков. Двенадцать упражнений начальной ступени».
Бланки методики «Я – лидер».
Место проведения: г. Омск, Парк им. 30-летия «Победы» (в рамках выездной сессии слушателей Школы студенческого актива).
Время проведения: продолжительность 1 ч. 30 мин.
Ход занятия:
Здравствуйте уважаемые слушатели Школы студенческого актива! Сегодня у нас пройдет развивающее занятие с использованием игровых упражнений, тему которого мы озвучим позднее.
Проблемный блок
Студенты отвечают на поставленные вопросы (ключевым словам является «Лидер»)
— Как вы думаете, от чего зависит эффективность выполнения какого-либо задания или поручения? А то чего зависит результативность групповой деятельности, в которой вы принимаете участие?
— Кто в группе, по вашему мнению, оказывает наибольшее влияние на достижение поставленной цели?
— Какие условия необходимо создать для членов группы, чтобы выполняемая деятельность была в итоге результативной?
Заключение ведущего психолога: Занимать позицию лидера — естественное для человека и общественное ценное качество. В конечном счете, успех одного человека является и достижением, и целью всего общества. Процветание и прогресс самого общества определяются достижениями и реализацией способностей каждого человека. Тема нашего занятия «Я – лидер!?», которое поможет вам выбрать тот путь и те способы и средства, с помощью которых человек достигает своих целей оптимальным путём, с наименьшими потерями.
Стадия вызова
— Как вы понимаете значение понятия «Лидер»?
После обсуждения понятия «Лидер» студентам предлагается понятие «Лидер»:
Лидер – это организатор, управленец, принимающий ответственные решения затрагивающие интересы всей группы
Заключение ведущего психолога: Быть лидером – значит научиться быть им, ведь лидерами не рождаются. Природные предпосылки ума, характера, влияние окружения – только стартовая площадка для разбега.
Информационный блок
Тема лидерства является ключевой для многих сфер жизни человека: бизнеса, политики, спорта. По разным определениям лидерство — это способ влияния и управления. Для многих лидер — это предводитель, вперёд смотрящий, руководящий людьми и двигающий к цели.
Лидерство — это умение заставить кого-то сделать что-то, да так, чтобы он этого ещё и захотел. Вообще слово лидерство (leadership) произошло от английского глагола «lead», что значит «вести». Легко согласиться, что настоящий лидер должен иметь последователей. Тогда лидерство можно оценивать наличием самих последователей или командой, идущей за ним.
Допустим, лидер ведёт за собой, следовательно, у него есть цель. Действительно, что такое лидер без цели? Кумир, окруженный толпой почитателей? Если лидер не может указать своим последователям, в каком направлении двигаться, то куда за ним будут идти? Тогда лидерство определяется наличием цели, а лидер умением выбирать и направлять людей к этой цели.
Чтобы не получилось, как в следующем анекдоте: Стая орлов кружит над горами. Вдруг предводитель орлов (старый орёл) поворачивает голову на север и с мудрым видом говорит: «Там!» Орлы взмывают в небо и летят на север. Через сутки возвращается горстка потрепанных гордых птиц и один из них спрашивает у старого предводителя: «А что там?» На что предводитель отвечает: «Где?»
Но ведь люди пойдут не за любым человеком, знающим куда идти. Лидер должен обладать внутренней силой, если хотите притягательностью (харизмой). К лидеру должны тянуться. Лидер даёт людям веру, надежду, импульс. За лидером, не умеющим дать это, народ просто не пойдёт. И конечно, для того чтобы определить цель для своих последователей, лидер должен уметь мотивировать, уметь доносить мысли, идеи до окружающих. Уметь создавать вокруг себя пространство, в котором хотелось бы находиться, и будущее, в которое хотелось попасть.
Основная часть занятия: игровой блок
I. Упражнение «Расчёт»
Направленность: упражнение позволяет произвести расчёт на «первый-второй», «первый-второй-третий» и т.д. в зависимости от того, сколько требуется групп. Необходимым условием является производить расчёт из нужного количества группа, а не из количества участников в каждой группе.
Инструкция: студентам предлагается рассчитаться на «первый-второй» и распределиться по командам в соответствии с порядковым номером.
II. Упражнение «Лото»
Направленность: упражнение лото позволяет освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства, а также создать предпосылки для выявления лидерских качеств у участников группы, совершенствовать лидерские умения управлять группой.
Инструкция для студентов: внутри игровых полей 4 х 4 метра в беспорядке разложены карточки вверх цифрами, участникам двух групп необходимо как можно быстрее наступить ногой на все карточки-числа от 1 до 20 по порядку номеров, сделать это таким образом, чтобы каждый раз в поле находился только один участник команды. Дополнительно, перед тем как приступить к выполнению задания каждой группе дается 2 минуты на обдумывание и обсуждение тактики игры. По истечению времени группы участники приглашаются на линию старта (приблизительно метрах в пяти от игрового поля). По сигналу ведущего команды приступают к игре, время выполнения 5 минут.
Инструкция для ведущего психолога: два ведущих следят за правильностью действий и за соблюдением условий игры, нарушающие условия игры снимаются с игрового поля, игру продолжает следующий участник.
Анализ упражнения студентами: участникам команд предлагается обменять впечатлениями и обсудить итоги игры (например: С какими трудностями вы встретились при выполнении данного упражнения? Кто взял на себя роль лидера самостоятельно? Участники принимали совместное решение по тактике выполнения игры? или каждый действовал сам за себя).
III. Упражнение «Победа или поражение»
Направленность: упражнение позволяет рассмотреть на практике и проанализировать ответственность лидера за эффективность группы, научиться распознавать внутригрупповые процессы, характер ситуации, действовать адекватно в условиях соревнования. см. Приложение 1.
Инструкция для ведущего: ведущий объявляет, о том, что сейчас состоится игра, которая по своей форме напоминает групповой вариант крестиков-ноликов, дополнительно акцентируется внимание на призовом фонде. Ведущий назначает на роли лидеров двух участников, которые в ходе предыдущей деятельности проявили темперамент и тягу к соперничеству. Ведущий инструктирует участников команд, после этого проводится жеребьевка для того, чтобы определить, какая из команд начинает игру.
Инструкция для студентов: на рабочем поле размером 65 х 50 см для многоклеточных крестиков-ноликов. Всего 36 клеток, т.е. у каждой команды будет по 18 ходов. Команда, которой удастся по итогам 18 ходов закончить как можно больше вертикальных или горизонтальных цепочек крестиков или ноликов, будет объявлена победителем и получит призовой фонд. Во главе первой и второй команд становятся капитаны с фломастером в руке. Они первые поставят на игровом поле крестик или нолик, затем передадут фломастер следующему в колонне. Каждому игроку на ход дается 10 секунд, после чего он становится в хвост колонны. Вся игра длится пять минут.
Анализ упражнения студентами: когда игра закончена, ведущий определяет победителя и вручает ему приз, после этого начинается обсуждение упражнения:
— Каков максимальный результат, которого в идеале может достигнуть команда?(Ответ: три ряда).
Итак, если бы группы дали друг другу возможность построить по три ряда крестиков или ноликов, то обе команды пришли бы к ничейному результату и разделили призовой фонд между собой. Но в этом случае команды должны были быть не противниками, а сотрудничать в достижении оптимального для них результата. На самом же деле азарт и соперничество между командами сделали свое дело, поэтому стоит обсудить с командой следующие вопросы:
— Что обозначают для вас выигрыш и проигрыш?
— Можно ли извлечь выигрыш из поражения?
— Всегда ли победа сопряжена с чьим-то проигрышем?
— Вспомните поведение ведущего в ходе подготовки игры. Тренерская установка на соперничество, на подчеркивание роли лидера, создание призового фонда, выбор капитанов сказались на эмоциональном накале игры и на том, что команды не задумывались о возможностях сотрудничества между собой, а были сознательно брошены ведущим в «пучину» азартного соревнования. Давайте обсудим возможности других тренерских установок перед игрой и определим для себя лидерские Функции тренера.
IV. Упражнение «Веровочные курсы»
Направленность: упражнение показывает важность самоорганизации группы, обнаружение лидеров, использование веревки как средства коммуникации.
Инструкция для студентов: участники образуют круг, держась обеими руками за общую веревку, после чего веревку подтягивают и завязывают так, чтобы участники стояли плотно друг к другу. Затем следует команда: «Закрыть глаза и не открывать их» – и задание: «Образуйте квадрат». Глаза можно открыть всем вместе, только после того, как группа решит, что квадрат получился. После этого упражнения и короткого перерыва предлагается опять встать в круг, закрыть глаза и (следующее задание): образовать треугольник. Те, кто все-таки открыл глаза, выбывают из игры и могут стать наблюдателями, которые помогут группе обсудить это упражнение. Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить участникам построить звезду, шестиугольник.
Анализ упражнения студентами: при обсуждении задаются вопросы: «Как произошло выдвижение лидера? Что было наиболее трудным в решении задачи? Какой прием компенсировал отсутствие зрительного контакта?».
V. Упражнение «Как закончить сказку…?»
Направленность: упражнение показывает важность самоорганизации группы, обнаружение лидеров, использование образцов-карточек на которых записаны начало сказок как средства вербальной и невербальной коммуникации. см. Приложение 2.
Инструкция для студентов: каждой команде предоставляются образцы-карточки, на которых записаны начало сказок. Почти все они являются зачинами сказок, в которых отражены проблемы людей. Каждой команде необходимо закончить сюжетную линию сказки, включая новых персонажей и выполнить инсценировку. Условие: каждой команде необходимо как можно больше задействовать участников команды.
Анализ упражнения студентами: при обсуждении задаются вопросы: «Что помогло вам найти свое место в сказке? Какие трудности возникли, и как вы их преодолевали? Какие способы взаимодействия с другими участниками вы использовали? Удалось ли кому-то, не нарушая правил общения, достаточно легко справиться с трудностями? Что вам понравилось / не понравилось при работе со сказкой?
Заключительная часть занятия: рефлексивный и диагностический блоки
I. Упражнение «Багаж лидера»
Направленность: упражнение направлено на активный стиль общения и развитие в группе отношения открытости и партнерства.
Инструкция для студентов: участники немало времени провели вместе, лучше узнали друг друга. Сейчас мы попробуем определить, насколько хорошо вы стали понимать, какими качествами необходимо обладать «лидеру». Мы с вами будем собирать багаж лидера, в который мы не кладем вещи, а кладем качества лидера, которые ему необходимы будут ему в деятельности и те, которые ему могут помешать в жизни. Одно из условий: качеств должно быть поровну. После проведения групповой работы каждая команда представляет и защищает свой багаж.
Инструкция для ведущего психолога: ведущий каждой группе выдает лист формата А3.
Анализ упражнения студентами: при обсуждении задаются вопросы:
— Что вам понравилось в игре?
— Что заставило задуматься над темой задания?
— Чем похожи и чем отличаются друг от друга «багаж лидера»? Возникали ли трудности при сборе багажа? Кто руководил работой? Что из багажа вы хотели бы взять с собой? и т.д.
II. Диагностики «Я – лидер» см. Приложение 3.
III. Мои впечатления о мероприятии …
— Что вам понравилось, запомнилось, что оказалось новым и неожиданным, что заинтересовало, что нового вы бы хотели узнать?
Мы предлагаем Вам на импровизационным градуснике отметить температуру своего настроения (студенты стикером обозначают преобладающий уровень своего настроения)
36,6 – нужно, интересно, масса впечатлений;
38 – неинтересно, обременительно;
34 – бесполезно, безразлично.
Приложение 1.
Игровое поле к упражнению «Победа или поражение» (36 клеток)
Игровое поле (36 клеток) к упражнению Победа или поражение
Приложение 2.
Образцы-карточек к упражнению «Как закончить сказку…?»
Брел странствующий Принц по какой-то дальней стране и зашел в деревню с очень странным названием – Большие Враки. Никак не ожидал он, что …
Возвращался солдат со службы. Много лет провел он в битвах и надеялся, что теперь-то заживет спокойно и счастливо. Переночевал он под раскидистым дубом, а когда утром потянулся, проснувшись, то вдруг рука его наткнулась на какой-то предмет …
Жил-был в глубокой пещере в центре огромной горы Гном, добывавший золото и драгоценные камни. Возвращался он как-то один с работы, неся в мешке запасы драгоценностей, и вдруг услышал …
Жила-была Канцелярская Кнопка. Она попала в руки мальчишке, который использовал ее для своеобразных шуток: подкладывал свои товарищам на стулья, и когда они, присев, вскакивали, как ужаленные, он хохотал. Кнопке ее роль очень не нравилась. И вот однажды …
Приложение 3.
Диагностики «Я – лидер»
Инструкция:
— если ты полностью согласен с приведенным утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставь цифру 4;
— если скорее согласен, чем не согласен поставь цифру 3;
— если трудно сказать – цифру 2;
— скорее не согласен, чем согласен – цифру 1;
— полностью не согласен — 0.
Образец карточки ответов расположен в конце методики.
Вопросы к тесту «Я – лидер»:
Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.
Мои действия направлены на достижение понятной мне цели.
Я знаю, как преодолевать трудности.
Люблю искать и пробовать новое.
Я легко могу убедить в чем-то моих товарищей.
Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.
Мне не трудно добиться того, чтобы все хорошо работали.
Все знакомые относятся ко мне хорошо.
Я умею распределять свои силы в учебе и труде.
Я могу четко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.
Я хорошо планирую свое время и работу.
Я легко увлекаюсь новым делом.
Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.
Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.
Ни один человек не является для меня загадкой.
Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.
Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.
Для меня важно достижение цели.
Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
Я готов рисковать, чтобы испытать новое.
Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.
У меня всегда все получается.
Хорошо чувствую настроение своих товарищей.
Я умею поднимать настроение в группе моих товарищей.
Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь
Не существует проблемы, которую я не могу решить
Принимая решения, перебираю различные варианты.
Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.
Умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.
В отношениях с людьми я достигаю взаимоотношения.
Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.
Я никогда не испытываю чувства неуверенности в себе.
Я стремлюсь решать все проблемы поэтапно, не сразу.
Я никогда не поступал так, как другие.
Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.
При организации дел я учитываю мнение товарищей.
Я нахожу выход в сложных ситуациях.
Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.
Никто и никогда не испортит мне настроение.
Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.
Решая проблемы, использую опыт других.
Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом.
Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.
Я умею контролировать работу моих товарищей.
Умею находить общий язык с людьми.
Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.
Карточка для ответов теста «Я – лидер»
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
З |
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
9. |
10. |
11. |
12. |
13. |
14. |
15. |
16. |
17. |
18. |
19. |
20. |
21. |
22. |
23. |
24. |
25. |
26. |
27. |
28. |
29. |
30. |
31. |
32. |
33. |
34. |
35. |
36. |
37. |
38. |
39. |
40. |
41. |
42. |
43. |
44. |
45. |
46. |
47. |
49. |
Обработка и интерпретация результатов
После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать сумму очков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41).
Эта сумма определяет развитость лидерских качеств:
А – умение управлять собой.
Б – осознание цели (знаю, что хочу).
В – умение решать проблемы.
Г – наличие творческого подхода.
Д – влияние на окружающих.
Е – знание правил организаторской работы.
Ж – умение применять на практике организаторские способности.
З – умение работать с группой.
Если сумма в столбце меньше 10, то качество развито слабо и надо работать над его совершенствованием, если до 10, то это качество развито средне, если больше 10, то качество развито сильно.
Для того, чтобы графически изобразить свой личный лидерский профиль, необходимо по оси Х отложить результаты ответов по соответствующим горизонтальным линиям А… З. Для наглядности можно провести серединную линию через 10. Тогда становится ясным, какие качества у каждого из ребят развиты недостаточно (все те, что находятся на графике слева до 10 баллов), а какие уже сформировались (10 и выше). Если усреднить данные по всей группе, то можно получить обобщенный лидерский профиль всех ребят. Теперь можно обосновывать содержание индивидуальной и групповой работы. Следовательно, подобранный вожатым цикл занятий в соответствии с этими ограничениями, будет работать на формирование лидерской позиции.
Но прежде, чем сделать заключение, следует обратить внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, то отвечающий был неискренен в самооценке. Результаты можно изобразить графически в виде «шкалы искренности» или «шкалы лжи».
Для этого следует отложить результаты ответов на вопросы: по горизонтали А – результаты ответа на вопрос 41; Б – 34; В – 27; Г – 36; Д – 29; Е – 22; Ж – 15; З – 8. Серединной вертикалью является прямая, проведенная через 1 балл. Теперь, если полученному лидерскому качеству соответствует пик слева, то ответы были искренними и у отвечающего действительно развито это качество. Если пик справа, то можно сомневаться в наличии этого качества.
По результатам теста можно дать рекомендации по формированию качеств, разработанные авторским коллективом под руководством М.И. Рожкова (Программа «Лидер» под редакцией М.И. Рожкова, М.: СПО-ФДО):
Предположим, у тебя низкий показатель А (управление собой), тогда следует принять на вооружение несколько советов.
1. Стремись изучить себя. Посмотри на себя внимательно в зеркало. Подумай, что привлекает людей в тебе, а что отталкивает. Ответь себе на вопрос: «Что можно сделать, чтобы быть более уверенным в жизни?»
2. Не бойся выражать свои чувства. Тебе могут поверить только тогда, когда ты переживаешь. Не бойся переживать и признавать свои чувства.
3. Добивайся установления тесных личных отношений с окружающими. Ищи поддержку в окружающих, но не стремись переложить свое волнение и напряжение на них.
4. Спокойно принимай свои неудачи и учись на них. Это необходимо, так как неудачи – это тоже опыт, правда, о котором иногда приходится жалеть.
5. Оценивай, чего ты стоишь. Нужно давать правильную оценку своим удачам. Это придаст тебе уверенность.
Если низким является показатель Б (знаю, что я хочу), постарайся ответить на вопросы:
1. Действительно ли твои цели важны для тебя?
2. Реальны ли твои цели?
3. Вкладываешь ли ты в достижение целей достаточно сил?
4. Соответствуют ли твои цели новым обстоятельствам?
5. Достаточно ли ты привлекаешь к достижению целей окружающих?
Если вызывает сомнение показатель В (умение решать проблемы), постарайся найти ответы на следующие вопросы:
1. Удается ли мне правильно выделить в проблеме главное?
2. Рассматриваю ли я различные варианты решения проблемы или «хватаюсь» за первый, который мне сразу понравился?
3. Изучаю ли я опыт других, прежде чем принять решение?
4. Насколько при принятии решения я учитываю реальную ситуацию (время, люди, материальные средства)?
5. Поддерживают ли мои решения мои товарищи?
Если оказался недостаточно развит показатель Г (творческий подход), ответь на следующие вопросы:
1. Ценю ли я творческий подход в других людях?
2. Готов ли я к неопределенности?
3. Верю ли я в свои творческие способности?
4. Могу ли я порвать с традициями?
5. Испытываю ли я потребность в переменах?
Если у тебя затруднено влияние на окружающих (показатель Д), то мы предлагаем некоторые ключевые шаги для установления хороших личных взаимоотношений:
1. Взгляни на другого человека и обрати на него внимание.
2. Увяжи для себя имя человека и его индивидуальные характеристики.
3. «Наведи» мосты между вами при помощи рукопожатия, доброго взгляда или жеста.
4. Вырази заинтересованность в общении с человеком и установлении с ним добрых отношений.
5. Раскрой свои мысли и чувства.
6. Будь готов подбодрить другого человека.
Если ты обнаружил, что у тебя не хватает знаний особенностей организаторской деятельности (показатель Е), то обратись к правилам организаторской работы. Вот что советует А.Н. Лутошкин в своей книге «Как вести за собой»:
1. Выясни условия выполнения организаторской задачи и свои полномочия:
— выдели в задаче главное и второстепенное;
— выясни время выполнения задачи;
— уточни свои права и обязанности, кому подчиняешься ты, кто подчиняется тебе;
— определи место выполнения задач и материальные средства, которые тебе необходимы для ее выполнения;
— повтори задание.
2. Подготовься к выполнению задания:
— изучи опыт других, посоветуйся;
— сделай предварительную расстановку людей;
— исходя из реальных возможностей, составь план.
3. Подготовь к выполнению задания своих товарищей:
— обсуди план со всеми участниками выполнения организаторской задачи;
— учти поправки и замечания, высказанные твоими товарищами, прими коллективное решение действовать.
4. Расставь людей, учитывая их возможности:
— распредели работу между товарищами с учетом их способностей, имеющихся у них знаний и умений;
— за каждый участок, каждую часть работы должен отвечать один человек, даже если эту часть работы выполняют двое;
— каждый должен знать свои права и обязанности.
5. Согласовывай свои действия:
— постоянно получай информацию о ходе работы на всех участках от своих помощников – младших организаторов;
— поддерживай связь с теми, кому ты подчиняешься, получай от них информацию обо всех изменениях в задании;
— интересуйся опытом других выполняющих подробные задания, используй этот опыт для внесения изменений в ход выполнения задания.
6. Обучай и инструктируй своих помощников:
— подробно объясняй своим помощникам их задачу на определенный период работы;
— указывай своим помощникам на их ошибки, оказывай помощь в преодолении трудностей, но не подменяй их;
— подготавливай своих товарищей к выполнению роли организаторов.
7. Учитывай и контролируй работу и расход материальных средств:
— привлекай к учету и контролю за работой и расходом материальных средств своих помощников;
— осуществляй учет времени, отведенного на выполнение частей работы;
— давай оценку работы своим товарищам только на основе достоверных данных;
— старайся выполнить задачу при наименьшем расходе материальных средств, требуй от своих помощников их экономного расходования.
8. Будь внимателен в период завершения работы:
— требуй отчета о работе от своих помощников;
— при возникающих затруднениях на отдельных участках организуй помощь;
— организуй сдачу неиспользованных материальных средств.
9. Экономно расходуй свое время и силы:
— осуществляй руководство выполнением задания через своих помощников;
— решай самые главные вопросы, не отвлекайся на мелочи, которые могут решить твои помощники;
— оказывай помощь в работе на самом трудном участке.
10. Итоговый анализ – залог успешной работы в дальнейшем:
— анализируй работу со своими помощниками и со всеми ее участниками, выявляя положительный опыт, промахи и ошибки;
— давай оценку работы на основе конкретных результатов;
— старайся поощрить, отметить работу своих помощников.
Если у тебя недостаточно развиты организаторские способности (показатель Ж), то старайся их развивать, пробуя себя в организации различных дел. Учти при этом несколько советов:
1. Поставь себя на место другого человека. Как он или она смотрит на мир? Что значит быть в его положении?
2. Поразмысли над тем, что интересует другого человека, во что бы он или она вкладывали свои силы, о чем они говорят?
3. Установи, что влияет на поведение человека. Есть ли силы или обстоятельства, приведшие к переменам в нем?
4. Можешь ли ты определить стиль общения с конкретным человеком?
5. Работай над созданием открытых доверительных отношений, располагай к себе людей.
Известный психолог А.Н. Лутошкин советует также лидерам:
— изучить интересы, увлечения, способности товарищей;
— при распределении организаторских заданий опираться не только на способности помощников, но и на те задатки, которым надо помогать развиваться;
— чаще обращаться за помощью и с просьбами к знатокам, умельцам, «эрудитам» в организации различных дел: от этого и делу польза, и ребятам приятно – их способности замечены и не лежат мертвым грузом;
— иметь в виду, что не может быть совершенно равных способностей у всех и ко всему. Подходи к каждому человеку индивидуально. С учетом этого строй свои требования к нему.
Если Вы обнаружили, что у Вас низкий показатель З (работа с группой), то также прислушайся к советам:
У каждого лидера есть свой «почерк», своя манера, свой способ в организации коллективных дел. Эти свойственные лидеру приемы воздействий на личность или на группу называют стилем работы.
Лидерство — желанная цель для
многих. Лидера уважают, прислушиваются
к его замечаниям и советам, пытаются ему
подражать и дружить с ним.
Пояснительная записка.
Современное общество требует от человека
наличия таких качеств, как решительность и
целеустремленность, которые в совокупности с
другими навыками формируют в человеке лидера.
Общество требует от своих граждан наличие
“активной гражданской позиции”, что
подразумевает в числе прочих наличие своего
мнения и умения отстаивать его; решимость в
достижении намеченных целей, стремление вперед.
Наличие такой позиции у человека есть проявление
“лидерских” качеств личности.
Секрет воспитания лидерских качеств
заключается в успешности детей, их ощущения
своего роста и движения вперед. Детям нравиться
быть в роли победителя. Но, столкнувшись с
трудностями и неудачами, они могут испытывать
отрицательные эмоции разочарования и страха.
Наша задача показать детям, что каждый может
развивать и совершенствовать заложенный в нем
лидерский потенциал. Главное определить сферу
деятельности для наилучшего приложения своих
сил и достижения успеха. В подростковом возрасте
у человека появляется потребность в
сотрудничестве с людьми, в укреплении связей со
своей социальной группой, в проявлении чувства
единства и сотрудничества.
Подростковый возраст чрезвычайно важный
период в становлении личности. В этот период
происходит расширение жизненного пространства,
социального окружения.
Развитие лидерских качеств у подростков ярко
выражено: уже в школе видно, кто из детей
раскрывает свой внутренний потенциал или хотя бы
пытается, а кто и вовсе не видит в этом
необходимости. Хорошо, если ребенок стремится
быть лидером, быть первым в своей компании.
Данная программа тренинговых занятий
разработана для воспитания ответственных,
инициативных, творческих, целеустремленных
лидеров. Программа ориентирована на выявление и
реализацию лидерского потенциала подростка.
Курс занятий сможет помочь подросткам более
полно и объективно осознавать свой лидерский
потенциал и пути его развития в рамках лично – и
общественно полезной деятельности.
Цель: создание условий для реализации
лидерского потенциала подростка через активное
включение его в коррекционно-практические
занятия.
Задачи:
- Развитие способности эффективно
взаимодействовать с окружающими людьми; - Развитие активной социально-психологической
позиции участников тренинга; - Сплочение группы;
- выявить первичный уровень знания
подростком собственного лидерского потенциала; - создать благоприятные условия для выявления и
реализации ребенком лидерского потенциала; - организовать занятия по овладению подростками
знаниями, методиками и формами развития
собственного лидерского и организаторского
потенциала; - определить вместе с подростком пути дальнейшей
реализации лидерского потенциала.
- выявить первичный уровень знания
Целевая группа: дети школьного
возраста (13–16 лет).
Необходимый материал: спички, свечка,
карандаши, фломастеры, бумага, ватман, карточки с
эмоциями.
Продолжительность тренинга: 5 дней, 1 час
ежедневно. Количество человек в группе: 10-15.
Занятие 1. Лидер – кто он?
Цель: знакомство, создание атмосферы
доверия и взаимопонимания; побуждение интереса к
занятиям; актуализация знаний о лидерстве,
развитие коммуникативных способностей.
Материал: спички, карточки с эмоциями,
свеча.
1. Знакомство.
Каждый участник рассказывает о себе, пока
горит спичка.
— Имя. Кто по знаку зодиака?
— Любимое время года, блюдо, хобби?
— Какое качество своего характера вы считаете
наиболее ценным?
2. Снежный ком.
Участник называет свое имя и свое качество
на первую букву имени. Следующий участник
повторяет предыдущего и называет свое имя и
качество. Последний участник должен повторить
имена и качества всех участников.
3. Принятие правил работы в группе:
— Доверительный стиль общения
— Общение по принципу “Здесь и сейчас”.
— Персонификация высказывания “от
собственного имени”.
— Недопустимость оценок в адрес другого.
— Активное участие во всех упражнениях.
— Уважение к говорящему, принцип активного
слушания.
Обсуждение правил и принятие их на время
тренинга.
4. Дискуссия “Кто такой лидер”.
Лидер это авторитетный человек, которому
доверяют в коллективе, с мнением которого
считаются и позволяют принимать решения за весь
коллектив. Лидера никто не назначает, не
выбирает, он появляется в ходе развития
отношений в коллективе. Лидер принимает решения,
ведет за собой весь коллектив, чувствует
настроение окружающих, участвует в решении
конфликтов, несет большую ответственность за
свои поступки, чем другие люди в коллективе.
Коллектив доверяет ему. Быть лидером
нелегко, почему же у некоторых это получается
само собой? Можно ли добиться признания и повести
за собой весь класс?
Давайте по-рассуждаем, как стать лидером в
коллективе, а для начала выясним, как вы
понимаете, кто такой лидер (ответы уч-ся). В
психологии принято различать следующие типы
лидеров..
- Эмоциональный лидер – умеет выстраивать
доброжелательные отношения с разными людьми в
коллективе; - Лидер-критик – умеет критически
проанализировать проект или ситуацию, выделив их
слабые и сильные стороны; - Лидер-интеллектуал – умеет продуцировать
разные позитивные идеи; - Лидер-организатор – умеет планировать
выполнение работы и распределять обязанности
между участниками; - Лидер-исполнитель – умеет четко и в положенный
срок выполнить возложенные на него обязанности;
Все это требует наличие определенных качеств,
включая смелость, представительность, умение не
отклоняться от поставленной цели, понятливость,
энергичность, аналитические способности,
уверенность в собственные силы, организаторские
способности, сильная воля.
5. Упражнение “Передать одним словом”
Я раздам вам карточки, на которых написаны
названия эмоций, а вы, не показывая их другим
участникам, скажете слово “Здравствуйте” с
интонацией, соответствующей эмоции, написанной
на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую
эмоцию пытался изобразить участник.
Теперь я перемешиваю карточки и еще раз вам
раздам их.
Та же задача только теперь читаем короткий
стишок “уронили мишку на пол”.
Список эмоций.
- Радость.
- Удивление.
- Сожаление.
- Разочарование.
- Подозрительность.
- Грусть.
- Веселье.
- Холодное равнодушие.
- Спокойствие.
- Заинтересованность.
- Уверенность.
- Желание помочь.
- Усталость.
- Волнение.
- Энтузиазм.
- Рефлексия:
Насколько легко удавалось угадать эмоцию по
интонациям?
В реальной жизни, насколько часто в телефонном
разговоре вы по интонации с первых слов
понимаете, в каком настроении находится ваш
собеседник?
Помимо общения словами, есть не вербальное
общение.
Невербальное общение – это все сигналы,
символы, жесты, манеры, тембр, мимика то есть
неречевая форма общения, взаимопонимания.
6. Упражнение “Всеобщее внимание”
Всем участники игры выполняют одну и ту же
простую задачу любыми средствами, не прибегая к
физическим действиям и не разговаривая, нужно
привлечь внимание окружающих. Задача
усложняется тем, что одновременно ее выполняют
все участники.
Рефлексия: (5 минут)
Кому удалось привлечь к себе внимание других и
за счет, каких средств?
7. Свеча.
Участники встают в круг и передают друг другу
зажженную свечу и при этом отвечают на следующие
вопросы: “Что нового вы узнали? Что запомнилось
на занятии больше всего? Какие чувства вызвали
эти события?”.
Занятие 2. Чемодан лидера.
Цель: развитие коммуникативных и
организаторских качеств; создание атмосферы
доверия; развитие .
Материал: текст прогноза погоды, свеча.
1. Нетрадиционное приветствие.
Хаотично передвигаясь по комнате, участники
при встрече с кем либо приветствуют его
следующим образом:
- Кивком головы;
- Улыбкой;
- Глазами;
- Рукопожатием;
- Прикосновением плечом к плечу;
- Прикосновением спины к спине;
- Прикосновением коленки к коленке.
2. Меняются те, кто…
Один участник – ведущий. Стульев на одного
меньше. Ведущий продолжает фразу “меняются те
кто…”. Те, кто подходят под признак – меняются
местами. Ведущий старается занять свободное
место. Тот, кто не успел занять стул, становится
ведущим.
3. Чемодан лидера.
Упражнение 1. Прочитайте любой
текст, хотя бы прогноз погоды, шепотом, с
максимальной громкостью, как будто вы замерзли,
как будто во рту горячая каша.
“А знаете ли вы, что у индейцев есть поверье,
что медведи являются человеческой расой. И свои
убеждения они подтверждают тем, что у них по пять
пальцев на лапах, все представители их рода имеют
общие характерные особенности, а также медведи
могут ходить и бегать на двух лапах и у них
портятся зубы от сладкого, как и у человека ”.
Упражнение 2. То же самое, в
сочетании со всем перечисленным, но как бы
прочитал инопланетянин, человек, только что
научившийся говорить, робот, пятилетний ребенок;
как будто вас слушает все человечество, а вы этим
текстом должны объяснить, как важно стремиться
делать добро друг другу, а других слов у вас нет;
как будто этим текстом вы объясняетесь в любви, а
другой возможности не будет.
Упражнение 3. Посидите на стуле так,
как сидят председатель Верховного Совета, пчела
на цветке, кассир на рабочем месте, наказанный
Буратино, невеста на свадьбе, Гамлет, преступник
на скамье подсудимых. Импровизируйте.
Упражнение 4. Изобразите, как ходит
младенец, лев, артист балета, французский король,
индейский вождь.
Упражнение 5. Улыбнитесь, как
улыбаются очень вежливый японец, собака своему
хозяину, кот на солнышке, влюбленный юноша своей
девушке, волк зайцу.
Упражнение 6. Нахмурьтесь, как
король Лир, ребенок, у которого отняли игрушку,
Наполеон, человек, желающий скрыть улыбку,
рассерженный попугай.
4. Упражнение “Без командира”.
Нередко нам приходится встречаться с людьми,
которые, кажется, только и ждут, чтобы ими
руководили. Их кто-то обязан организовывать,
направлять, так как проявить собственную
инициативу (и затем отвечать за свои решения и
поступки) люди подобного типа боятся. Есть и
другой тип – неуёмные лидеры. Эти всегда знают,
кто и что должен сделать. Без их вмешательства и
заботы “мир непременно погибнет!”. Понятно, что
и мы с вами принадлежим либо к ведомым, либо к
лидерам, либо к какой-то смешанной – между тем и
другим типом – группе.
В задании, которое вы попробуете сейчас
выполнить, тяжело придётся и явным активистам, и
крайним пассивистам, потому что никто и никем не
будет руководить. Абсолютно. Весь смысл
упражнения в том, что при выполнении той или иной
задачи каждый из участников сможет рассчитывать
исключительно на свою смекалку, инициативу, на
свои силы. Успех каждого станет залогом общего
успеха.
Итак, с этой минуты каждый отвечает только за
себя! Любой контакт между участниками запрещён:
ни разговоров, никаких знаков, ни хватания за
руки, ни возмущённого шипения – ничего. Работаем
молча, Максимум – взгляд в сторону партнёров:
учимся понимать друг друга на телепатическом
уровне!
— Прошу группу построиться в круг. Каждый слышит
задание, анализирует его и пытается решить, что
ему лично предстоит сделать, чтобы в итоге группа
максимально точно и быстро встала в круг.
Очень хорошо! Вы обратили внимание, что у
некоторых прямо руки чесались, так хотелось
кем-нибудь поуправлять. А кто-то из вас стоял в
полной растерянности, не зная, что предпринять и
с чего начать. Продолжим тренировать личную
ответственность. Постройтесь, пожалуйста:
— в колонну по росту
— в два круга
— в треугольник
— в шеренгу по росту
— в четыре колонны с одинаковым количеством
участников
— в шеренгу от самых светлых до самых тёмных
волос
В живую скульптуру Звезда, Медуза, Черепаха.
Обсуждение. Скажите, можно ли было это
упражнение назвать тестом на лидерство и почему?
Кто из вас лидер по натуре?
Легко ли вам было отказаться от руководящего
стиля поведения?
Каковы были ощущения людей, которые привыкли
быть ведомыми? Тяжело остаться вдруг без чьих бы
то ни было советов, указаний?
Как вы понимали, верны ваши действия или
ошибочны? Понравилось ли вам отвечать за себя и
самостоятельно принимать решения?
5. Свеча.
Участники встают в круг и передают друг другу
зажженную свечу и при этом отвечают на следующие
вопросы: “Что нового вы узнали? Что запомнилось
на занятии больше всего? Какие чувства вызвали
эти события?”.
Занятие 3. Понимание – ключ к успеху.
Цель: развитие умения понимать друг друга,
как важное качество настоящего лидера.
Материал: свеча.
1.Стройся!
Участники без слов должны построиться по росту,
по цвету волос, месяцу рождения, в 2 круга, в
треугольник.
2. Упражнение “Земляне и инопланетяне” (15
минут)
Группа делится на 2 равные части (земляне и
инопланетяне). Каждый Землянин может выбрать
того Инопланетянина, который ему симпатичен, но
ни один Инопланетянин не должен остаться без
пары.
Земляне получают задание так, чтобы его не
слышали инопланетяне: установить контакт с иной
цивилизацией, объяснить им, где они находятся,
кто их приветствует, и выяснить, с какой целью
инопланетяне прилетели на Землю.
Инопланетянам наедине дают инструкцию: “они не
знают языка землян, поэтому не реагируют на
фразы, но могут реагировать на мимику, жесты,
звуки. Как только они почувствуют, что землянин,
вступивший в контакт им симпатичен, то могут с
ним вступить в контакт на уровне звуков, мимики,
пантомимики и объяснить, откуда они прилетели и с
какой целью.
Вопросы к “землянам”:
- Что помогло прийти к решению?
- Что бы вы сделали по другому, если бы вам
пришлось снова выполнять подобное упражнение? - Вопрос ко всем, какие выводы можно сделать из
этой работы?
3. Скульптура “Я – Лидер!”
Участникам дается задание составить всем
скульптуру на тему “Я – Лидер!”. В качестве
материала – сами участники.
4. “Начали!”.
Ребята делятся на две-три равные по количеству
участников команды. Каждая команда выбирает себе
название. Ведущий предлагает условия: “Сейчас
команды будут выполнять задания после того, как я
скомандую “Начали!”. Выигравшей будет считаться
та команда, которая быстрее и точнее выполнит
задание”. Таким образом создается дух
соревнования, который является весьма
немаловажным для ребят.
Итак, первое задание. Сейчас каждая
команда должна сказать хором какое-нибудь одно
слово. “Начали!”
Для того, чтобы выполнить это задание,
необходимо всем членам команды как-то
договориться. Именно эти функции берет на себя
человек, стремящийся к лидерству.
Второе задание. Здесь необходимо,
чтобы ни о чем не договариваясь, быстро встали
полкоманды. “Начали!” Интерпретация этой игры
сходна с интерпретацией игры “Карабас”: встают
самые активные члены группы, включая лидера.
Третье задание. Сейчас все команды
летят на космическом корабле на Марс, но для того,
чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее
организовать экипажи. В экипаж входят: капитан,
штурман, пассажиры и “заяц”. “Итак, кто
быстрее?!” Обычно, функции организатора опять же
берет на себя лидер, но распределение ролей часто
происходит таким образом, что лидер выбирает
себе роль “зайца”. Это можно объяснить его
желанием передать ответственность командира на
плечи кого-нибудь другого.
Задание четвертое. Мы прилетели на
Марс и нам нужно как-то разместиться в
марсианской гостинице, а в ней только
трехместный номер, два двухместных номера и один
одноместный. Вам необходимо как можно быстрее
распределиться, кто в каком номере будет жить.
“Начали!” Проведя эту игру, вы можете увидеть
наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе.
Одноместные номера обычно достаются либо
скрытым, не выявленным лидерам, либо
“отверженным”. Предложенное количество номеров
и комнат в них составлено для команды, состоящей
из 8 участников. Если и команде больше или меньше
участников, то составьте количество номеров и
комнат сами, но с тем условием, чтобы были
трехместные, двухместные и один одноместный. Эта
методика даст вам довольно-таки полную систему
лидерства в коллективе. Закончить ее можно
какой-нибудь игрой на сплочение коллектива.
5. Свеча.
Участники встают в круг и передают друг другу
зажженную свечу и при этом отвечают на следующие
вопросы: “Что нового вы узнали? Что запомнилось
на занятии больше всего? Какие чувства вызвали
эти события?”.
Занятие 4. “Лидер в тебе”.
Цель: развитие коммуникативных и
организаторских навыков.
Материалы: карандаши, бумага, фломастер,
свеча.
1. “Я никогда не….”
Участники по очереди продолжают фразу. Если кто
то делал (видел, участвовал пробовал) то, что
назвали, то загибает палец. Выиграет тот, кто
первый зажмет все пальцы.
2. “Карабас”.
Для проведения игры детей рассаживают в круг,
вместе с ними садится вожатый, который
предлагает условия игры: “Ребята, вы все знаете
сказку о Буратино и помните бородатого
Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь
все вы – куклы. Я произнесу слово “КА-РА-БАС” и
покажу на вытянутых руках какое-то количество
пальцев. А вы должны будете, не договариваясь,
встать со стульев, причем столько человек,
сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает
внимание и быстроту реакции”.
В этом игровом тесте необходимо участие двух
руководителей. Задача одного – проводить игру,
второго – внимательно наблюдать за поведением
ре6ят. Чаще всего встают более общительные,
стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают
позже, под конец игры, менее решительные. Есть и
такие, которые сначала встают, а затем садятся.
Они составляют группу “счастливых”.
Безынициативной является та группа отряда,
которая не встает вообще.
Рекомендуется повторить игру 4-5 раз.
3. “Большая семейная фотография”.
Предлагается, чтобы ребята представили, что они
все – большая семья и нужно всем вместе
сфотографироваться для семейного альбома.
Нео6ходимо выбрать “фотографа”. Он должен
расположить всю семью для фотографирования.
Первым из семьи выбирается “дедушка”. Он тоже
может участвовать в расстановке членов “семьи”.
Больше никаких установок детям не дается, они
должны сами решить, кому кем быть и где стоять.
Вожатый может только наблюдать за этой
занимательной картиной. Роль “фотографа” и
“дедушек” обычно берутся исполнять стремящиеся
к лидерству ребята. Однако, не исключены элементы
руководства и других “членов семьи”. Взрослым
будет очень интересно понаблюдать за
распределением ролей, активностью-пассивностью
в выборе месторасположения.
Эта игра может открыть педагогу-организатору
или вожатому новых лидеров и раскрыть систему
симпатий-антипатий в группах. После
распределения ролей и расстановки “членов
семьи” “фотограф” считает до трех. На счет
“три!” все дружно и очень громко кричат слово
“сыр” и делают одновременный хлопок в ладоши.
4. Герб.
Участникам раздаются листы бумаги, карандаши.
Задание: придумать и изобразить свой герб,
отражающий особо ценные личные качества, которые
характеризуют участника как лидера.
5. Свеча.
Участники встают в круг и передают друг другу
зажженную свечу и при этом отвечают на следующие
вопросы: “Что нового вы узнали? Что запомнилось
на занятии больше всего? Какие чувства вызвали
эти события?”.
Занятие 5. “Лидер ли я?”
Цель: закрепление знаний о лидерских
качествах.
Материалы: ватман, карандаши, фломастеры,
бланки социометрии, свеча.
1. Упражнение “Тростинка на ветру”. Чтобы
ощутить поддержку и сплоченность группы,
проводится данное упражнение, в котором
принимает участие тот, кто полностью доверяет
группе и может положиться на ее поддержку. После
выполнения упражнения проводится короткая
беседа, где выясняются ощущения игроков и их
чувства.
2. Упражнение “Лидер — это”
Всем игрокам предоставляются разнообразные
канцелярские материалы, газеты, журналы,
рекламные проспекты. В течение 30-40 минут они
готовят в небольших группах некий коллаж с
использованием газетных заголовков, фотографий,
рисунков от руки или найденных в рекламных
изданиях, журналах, газетах. Тема работы –
“Я-лидер!”. В работе нужно попытаться в
визуальной форме представить качества, которые
характеризуют лидера, рассказать о своих
способностях вести за собой людей, руководить
ими. Пока группа работает, в комнате звучит фоном
энергичная, ритмичная музыка, создающая рабочее
настроение, поддерживающая творческий настрой
участников.
Обсуждение. В заключение на листе ватмана
записываем набор лидерских качеств. Итак,
“Лидер-это…”. Затем получившиеся качества
вырезаем и скотчем прикрепляем к человеку,
который не считает себя лидером, но хотел бы
развить в себе лидерские качества.
3. Упражнение “Круг и Я”
Для этого упражнения требуется
смельчак-доброволец, готовый первым вступить в
игру. Группа образует тесный круг, который будет
всячески препятствовать попаданию в него нашего
доблестного добровольца. Ему же даётся всего три
минуты, чтобы силой убеждения (уговорами,
угрозами, обещаниями), ловкостью (пронырнуть,
проскользнуть, прорваться, в конце концов),
хитростью (посулы, обещания, комплименты),
искренностью убедить Круг и отдельных его
представителей впустить его в центр круга.
Наш герой отходит от круга на два-три метра. Все
участники стоят к нему спиной, сжавшись в тесный
и сплочённый круг, взявшись за руки. Начали!
Спасибо за смелость. Кто следующий готов
помериться с Кругом интеллектуальными силами? На
старт. Начали!
В конце упражнения обязательно обсуждаем
стратегию поведения наших игроков. Как они вели
себя во время тренинга и как поступают в обычных
житейских ситуациях?
4. Социометрия.
Раздаются бланки с вопросами, каждый участник
записывает имена и фамилии своих товарищей по
группе.
5. Свечка.
Участники встают в круг и передают друг другу
зажженную свечу и при этом отвечают на следующие
вопросы: “Что нового вы узнали? Что запомнилось
на занятии больше всего? Какие чувства вызвали
эти события?”.
Список литературы.
- Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками.
– СПб.: Питер, 2006. – 271с.. - Макартычева Г.И. Тренинг для подростков:
профилактика асоциального поведения. – СПб.:
Речь, 2008. – 192с. - Психокоррекционная работа со
старшеклассниками: тренинги / авт.-сост. О.Н.
Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 99с
Сценарий
мероприятия «Я – лидер».
Цель. Изучение операциональных коммуникативных
умений (лидерских, организаторских качеств) учащихся.
Методика
направлена на определение лидерских качеств и включает оценку таких
коммуникативных и организационных умений, как умение повести за собой, стать
организатором и вдохновителем жизни в коллективе, умение управлять собой,
умение решать проблемы, умение влиять на окружающих, умение работать с группой
и т.п.
Задачи:
— Воспитывать активную гражданскую позицию
у детей.
— Развивать творческий потенциал.
Оборудование: листы бумаги, ручки.
К
конкурсу отряды готовятся заранее: выдвигают
для участия своего
лидера, пишут на него резюме, в котором обязательно указывают имя, возраст,
увлечения и кумира, который является примером для участника конкурса.
Отряд является группой поддержки лидера,
поэтому готовит для него
плакаты, кричалки и т. д., помогает в подготовке домашнего задания:
— Предвыборная речь «На мой взгляд лидер – это …»
— Игра для зрителей. (Он должен организовать игру с залом).
— Визитка – презентация.
Ход конкурса
Ведущий. Дорогие ребята! Среди вас в каждом отряде есть заводилы, к
которым тянутся все дети, которые умеют убедить, организовать, повести за
собой других, к мнению которых прислушиваются.
Сейчас мы познакомимся с вашими лидерами поближе и к концу игры
определим, кто же из них достоин звания лидера дня.
(Поочередно приглашаются участники конкурса подняться на сцену.)
Ведущий.
Сейчас наши конкурсанты должны
представить себя, презентовать. Каждый из вас
подготовил визитную карточку, в которой
отражены ваши желания, достижения и любимые
занятия, то есть самая
интересная информация о вас и деятельности вашего объединения.
Ведущий. Сегодня нам предстоит сложная задача – определить лучшего
из лучших на звание «Лидер дня». Вам предстоит выдержать много различных
испытаний на выявление ваших лидерских
качеств. Выполняя различные
задания, вы покажите умения импровизировать и действовать в нестандартной
ситуации. К одним конкурсным заданиям вы готовились дома, другие же для
вас будут совершенно неожиданными, и тогда
вы покажите свою логику,
быстроту реакций, проявите свои организаторские способности и выскажите
свои точки зрения. А оценивать ваше мастерство
будут оценивать независимые эксперты и
непосредственно голосовать будут зрители.
Ведущий Существует легенда о том, что когда рождается человек, на
небе появляется звезда. Звезда, которая освещает жизненный путь каждого из
нас. Все мы своего рода звезды, только разной величины.
Ведущий Несмотря на это, каждый из нас должен дарить людям свет и,
в отличие от небесных светил, тепло. И от кого, как ни от лидеров ждут тепла
и света люди, которые нуждаются в
понимании и поддержке, совете и
участии. Поэтому мы начинаем с представления наших участников.
1. Ведущий
И для начала проведем небольшую игру – разминку
«Ассоциации».
Я
буду говорить фразу «Если бы я был …, то я был бы …». Категорию я буду
предлагать, а вы должны продолжить предложение. Например, «Если бы я был
НАСЕКОМЫМ, то я была бы бабочкой».
·
цветком
·
животным
·
природным
·
явлением
·
камнем
·
транспортом
·
книгой
·
уроком
2. Ведущий. Мы познакомились с нашими участниками и переходим к
разминке — аукциону «Известные исторические
и политические личности». (на экране будут появляться
изображения известных людей, вам нужно будет отгадать и записать на листочек.
Можно пользоваться помощью зала).
3. Следующий конкурс.
Это такой своеобразный квест-заданий, при выполнении которых раскроются
все ваши организаторские и коммуникабельные способности.
Приступаем! Первым заданием нашего квеста является игра
«Найди того, кто…».
Наши конкурсанты должны з в течение всего одной минуты найти и
привести на сцену
Найди того, у имя начинается на ту же букву как у тебя;
·
Родился в то же время года как вы;
·
Такого же роста как ты;
·
Кто любит чистить зубы по утрам;
·
Кто любит читать;
·
Кто любит ЛФК;
·
У кого цвет глаз как у тебя;
·
У кого 10 пальцев на ногах;
·
У
кого улыбка размером как у тебя.
4. Ведущий. Второе задание квеста! Выберите себе, пожалуйста, одного
помощника из зала! (выбирают) Очень хорошо! Игра называется «Вместе мы
сила». Обнимите друг друга так, чтобы свободными оказались правая рука
одного и левая рука другого,
и вот в
таком положении вы будете выполнять
простейшее, с точки зрения
нормального человека, действие.
Вам дается один
лист бумаги, вы должны сложить из него самолетик
5. Ведущий.
Следующий конкурс «Слагаемые успеха».
Это было домашнее задание, каждому участнику
необходимо было подготовить
выступление на тему «На мой взгляд, лидер – это…» Напоминаем что время
выступления не более 2х мин. Просим к трибуне первого конкурсанта.
(выступление конкурсантов)
6. Ведущий. Следующий конкурс называется
«От всей души». Участники должны были сделать подарок
своими руками и рассказать о нем.
7.
Ведущий.
Интеллектуальный конкурс. (приложение7)
(Участникам выдаются листочки
с вопросами. Нужно ответить на вопросы за 2 мин,
прибегая к помощи зрителей).
8. Ведущий. Конкурс «Зеркало». Конкурсанты должны показать умение
управлять аудиторией. (Под музыку показывают движения,
приглашенные на сцену повторяют).
9. Ведущий. Конкурс ораторского искусства. Вы должны убедить всех,
что вы лучший ответственный
·
за уборку комнат;
·
за проветривание помещений;
·
за накрывание столов в столовой;
·
за наливание кислородного коктейля;
·
за составление обуви в обувнице.
Мини-презентация какого-либо
товара, услуги.
10. Ведущий. «Доброе
слово». Лидер должен уметь поддержать и похвалить, чтобы еще
больше замотивировать на хороший результат свою команду.
Ведущий. Пора подводить итоги
Минута
славы для победителя.
Приложение 7.
(Для
жюри)
1.
И морская, и пивная, и мыльная… (Пена)
2.
И снежная, и ромовая, и каменная, и сварливая…(Баба)
3.
И немецкая, и почтовая, и акцизная… (Марка)
4.И финский, и столовый, и тупой, и острый… (Нож)
5.И водный, и воздушный, и финансовый, и бурный… (Поток)
6.И квадратный, и кубический, и погонный… (Метр)
7.И словесный, и фехтовальный, и кровавый… (Поединок)
8.И нижнее, и постельное, и тонкое… (Белье)
9.Какому врачу частенько приходится извлекать корень? (Стоматологу)
10. Самая «солнечная» геометрическая фигура? (Луч)
11.Кто ходит сидя? (Шахматист)
12. Команда самолета, танка, корабля (Экипаж)
13.Что хороший певец может потерять, а плохому — это все равно не
достанется? (Голос) 14. Самый небесный цвет? (Голубой)
15. Самый зубастый столовый прибор? (Вилка)
(Для
участников)
1.
И морская, и пивная, и мыльная…
2.
И снежная, и ромовая, и каменная, и сварливая…
3.
И немецкая, и почтовая, и акцизная…
4.И финский, и столовый, и тупой, и острый…
5.И водный, и воздушный, и финансовый, и бурный…
6.И квадратный, и кубический, и погонный…
7.И словесный, и фехтовальный, и кровавый…
8.И нижнее, и постельное, и тонкое…
9.Какому врачу частенько приходится извлекать корень? )
10. Самая «солнечная» геометрическая фигура?
11.Кто ходит сидя?
12. Команда самолета, танка, корабля
13.Что хороший певец может потерять, а плохому — это все равно не
достанется?
14.
Самый небесный цвет?
15. Самый зубастый столовый прибор?
1.
И морская, и пивная, и мыльная…
2.
И снежная, и ромовая, и каменная, и сварливая…
3.
И немецкая, и почтовая, и акцизная…
4.И финский, и столовый, и тупой, и острый…
5.И водный, и воздушный, и финансовый, и бурный…
6.И квадратный, и кубический, и погонный…
7.И словесный, и фехтовальный, и кровавый…
8.И нижнее, и постельное, и тонкое…
9.Какому врачу частенько приходится извлекать корень? )
10. Самая «солнечная» геометрическая фигура?
11.Кто ходит сидя?
12. Команда самолета, танка, корабля
13.Что хороший певец может потерять, а плохому — это все равно не
достанется?
14.
Самый небесный цвет?
15. Самый зубастый столовый прибор?
Падьярова Елена Борисовна
Альметьевская школа—интернат VI вида,
Учитель начальных классов
Классный час на тему: «Лидер – кто это?»
для учащихся начальных классов
Цель: развивать умения и навыки межличностного общения, организаторские умения;
формировать умение устанавливать и поддерживать личные контакты с товарищами;
побуждать активность детей.
Ход работы:
ЛИДЕР — это ведущий человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делу. Он
стремится «выложиться» для достижения общей цели, активно влияет на окружающих,
наиболее полно понимает интересы большинства, именно с ним хочется посоветоваться в
трудную минуту, поделиться радостью, он может понять, посочувствовать, всегда готов
прийти на помощь, от него во многом зависит настроение, он способен «завести»
окружающих.
Лидера выдвигает деятельность. Для развития группы как коллектива характерна
постоянная смена лидеров в зависимости от вида, характера и содержания деятельности.
Каждый член группы может выступать в роли лидера и приобретать навыки организации
других людей и самоорганизации.
Каким же должен быть лидер?
1. Способным управлять собой (если хочу, значит смогу). В полной мере использовать
свое время, энергию, умение преодолевать трудности, выйти из стрессовых ситуаций,
заботиться о накоплении сил и энергии (в том числе и физических).
2. Наличие четких личных целей (знаю, что хочу). Ясность в вопросах о целях своих
поступков, наличие целей, совместимых с условиями общения и деятельности, понимание
реальности поставленных целей и продвижения к ним.
3. Умение решать проблемы (найти выход в лабиринте мнений). Умение вычленить в
проблеме главное и второстепенное, оценить варианты решения, прогнозировать
последствия после принятия решения, определять необходимые ресурсы для решения
проблемы.
4. Творческий подход в организации людей (не так, как все). Поиск нестандартных
подходов к решению управленческих проблем, умение генерировать идеи, стремление к
нововведениям.
5. Умение влиять на окружающих (вести за собой). Уверенность в себе. умение
устанавливать хорошие личные отношения, способность убеждать и внушать, умение
слушать других.
6. Знание особенностей организаторской деятельности (организовать дело). Умение
подобрать и расставить людей, составить план и вовлечь людей в его выполнение,
стимулировать работу товарищей, тактично контролировать их работу.
7. Наличие организаторских способностей (в их единстве). Организаторское чутье
(психологическая избирательность, психологический ум, психологический такт),
эмоционально—волевое воздействие (общественная энергичность, требовательность,
критичность), склонность к организаторской работе.
8. Умение работать с группой (сплотить товарищей на дело). Понимание важности
сплочения коллектива, способность преодолеть ограничения, препятствующие
эффективности в работе коллектива, умение добиваться согласия в коллективе.
Стремление к анализу развития группы и поиск путей ее развития.
Какими качествами должен обладать лидер?
1. Компетентность — знание того дела, в котором человек проявляет себя как лидер.
2. Активность — умение действовать энергично, напористо.
3. Инициативность — творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений.
4. Общительность — открытость для других, готовность общаться, потребность иметь
контакты с людьми.
5. Сообразительность — способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и
следствия, определять главное.
6. Настойчивость — проявление силы воли, упорства, умения доводить дело до конца.
7. Самообладание — способность контролировать свои чувства, поведение в сложных
ситуациях.
8. Работоспособность — выносливость, способность вести напряженную работу.
9. Наблюдательность — умение видеть, мимоходом отмечать важное, замечать детали.
10.Самостоятельность — независимость в суждениях, умение брать ответственность на
себя.
11.Организованность — способность планировать свою деятельность, проявлять
последовательность, собранность.
Каковы своеобразные, специфические качества лидерского таланта?
1. Организаторская проницательность — тонкая психологическая избирательность,
способность понять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, найти для
каждого его место в деятельности в зависимости от индивидуатьных особенностей,
настроения.
2. Способность к активному психологическому воздействию —разнообразие средств
воздействия на людей в зависимости от их индивидуальных качеств и сложившейся
ситуации.
3. Склонность к организаторской работе — потребность брать ответственность на себя,
лидерская позиция.
Игра «День рождения»
Сейчас каждый из вас напишите, пожалуйста, фамилии тех ребят, кого бы вы хотели
пригласить на свой день рождения. Можно пригласить не более трех гостей. (В результате
подсчета голосов определяются 3—4 человека, получившие наибольшее количество
предложений, именно они и становятся именинниками.)
Итак, у нас есть «именинники». Сейчас из этих именинников выберите, пожалуйста, к
кому вы желаете пойти на день рождения. Если кто—то не желает идти ни к одному из
«именинников», то он имеет на это право. (В результате предложении образуются разные
по количеству микрогруппы.)
А теперь, каждая группа, посоветуйтесь и определите, с какой из групп вы хотели бы
объединиться. Почему?
Вывод: В результате игры выявились эмоциональные лидеры. С ними весело и хорошо
можно провести время.
Игра «Киностудия»
Ситуация: Представьте, что вам нужно снять фильм и назвать того человека, который
смог бы это сделать (организовать съемки фильма). Необходим режиссер. Выдвигайте
свои кандидатуры (1—3). Теперь определитесь, с кем из кандидатов вы будете работать.
Режиссер, определи себе помощников из числа участвующих в группе. Все остальные
могут выбрать себе «киностудию» по желанию.
Задание: В течение 15—20 минут подготовить пантомиму (сценку) на тему жизни своего
класса, школы.
Итог: Проанализируйте и определите, кто в ходе подготовки фильма оказался реальным
лидером? Кто не оправдал возложенных надежд? Почему?