Сценарий на тему мы против насилия

Классный час "детство без насилия и жестокости" посвящен проявлению агрессивности в детской среде. Учащиеся в ходе беседы выявляют пути преодоления конфликтов, заполняют анкету, слушают стихи о жесток

Тема «Детство без жестокости и насилия»

Задачи: раскрыть значение понятий «насилие», «жестокость», воспитывать  отрицательное отношение к проявлениям жестокости и насилия среди сверстников , умение противостоять им, развивать способность понимать и умение прощать другого человека , воспитывать нравственные качества и ценности.

Ход классного часа:

Жизнь — сложная штука, где хитро перемешаны добро и зло, честь и предательство, гуманность и жестокость, насилие и любовь. Сегодня мы постараемся наметить ориентиры, которые помогут вам разграничивать данные понятия и выбрать правильную дорогу в жизни.

Послушайте стихотворение и ответьте на вопросы.

Он шел по улице и тихо плакал…
Он шел по улице и тихо плакал.
Облезлый, одноухий, и с больною лапой.
Повисший хвост, несчастные глаза,
А в них жемчужинкой дрожит слеза.
Его никто вокруг не замечал,
А если и заметил, то ворчал,
А мог еще и палкой замахнуться.
Он убегал, когда мог увернуться.
Он с грустью думал:”Я такой урод.
Ну кто такого жить к себе возьмет».
Так шел он, шел по краешку дороги.
И вдруг перед собой увидел ноги.
Огромные такие две ноги,
Обутые в большие сапоги.
В смертельном страхе он закрыл глаза
А человек нагнулся и сказал:
«Красавец-то, какой!
А ухо! Взгляд! Пойдешь со мной?
Я буду очень рад.
Принцессу и дворец не обещаю,
А молочком с сосиской угощаю».
Нагнулся, протянул к нему ладошку.
Он первый раз держал в ладошках кошку.
Взглянул на небо, думал, дождь закапал.
А это кот в руках от счастья плакал.

Каких людей  в этом стихотворении можно назвать жестокими? В чем проявляется жестокость?

(ответы детей)

Сострадание к животным, так тесно связано c добротою характера, что можно c уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток c животными. Всякий жестокий человек есть человек слабый, бессильный и больнoй. Сильный человек ecть человек дарящий, помогающий, освобождающий, любящий… (Н. Бердяев)

Если человек безжалостно истребляет животных, ломает ветви деревьев, стреляет птиц, как можно охарактеризовать его поступки?

Дайте определение понятию «жестокость».

(ответы детей)

ЖЕСТОКОСТЬ — безжалостность, беспощадность, бесчеловечность.

Каждому нормальному человеку хочется, чтобы его окружали добрые, уважающие его люди, чтобы не надо было бояться выйти на улицу поздно вечером, чтобы не надо было запирать свой дом на крепкие замки, чтобы, встретив на улице незнакомого человека, не бояться, что он тебе может сделать что-то плохое. Hо жестокость все-таки существует.

В настоящее время часто можно видеть отчужденность людей, потерю сердечной связи, взаимного доверия и искренности, доброжелательности. Даже среди членов одной семьи заметны желания отъединиться, наблюдается равнодушие друг к другу.  Действительно, ведь настроение человека может меняться. Иногда мы видим спокойствие на лицах родных, а иногда слезы, раздражение и даже злость. Одной из причин плохого настроения людей могут ссоры, конфликты.

Ребята, назовите возможные причины конфликтов, ссор: между двумя или несколькими детьми, между взрослым и ребенком, между народами, странами.

(дети приводят примеры из собственной жизни, литературы, художественных фильмов, телепередач)

Давайте попробуем разобраться, как нужно поступать правильно, а как неправильно. Я предлагаю вам бытовые ситуации, а вы два способа поведения – правильного и неправильного.

1 ситуация: Когда кто-то тебя нечаянно толкнул…

2 ситуация: Когда кто-то тебя обозвал…

3 ситуация: Когда дети спорят из-за одной игрушки…

Видите, что такие ситуации не всегда могут закончиться спокойно, мирно. Иногда бывает конфликт. Он может быть таким маленьким, как спор, или же таким большим, как война. В конфликте всегда кто-то «берет верх», а кто-то проигрывает, но каждый участник ссоры считает себя правым и не хочет уступать другому. Так люди в гневе не только портят настроение друг другу, но и могут нанести травмы, причинить боль. Возникает агрессивное поведение.

Скажите, что такое агрессивное поведение? Могут ли быть агрессивными дети, взрослые?

(ответы детей)

Агрессивное поведение – это взаимодействие, в ходе которого одним человеком умышленно наносится вред (физический или психический) другому. Различают прямую и косвенную агрессию. К прямой агрессии относят словесную – когда насмешничают, обзывают, сквернословят; материальную – когда вымогают деньги или другие вещи, портят личное имущество; физическую – когда дерутся, толкаются, дергают за волосы. К косвенной агрессии относят игнорирование – непринятие в игры, разговоры. Скажите, вы в своей жизни сталкивались с чем-то подобным?

(ответы детей)

Представьте себе, что вы постоянно становитесь объектом агрессии. В чем причина этого? Что нужно делать, чтобы не стать объектом агрессивного поведения?

(ответы детей)

Часто безобидные шутки, игры тоже перерастают в агрессию, почему? Как отличить игру от агрессивного поведения?

(ответы детей)

Часто детям бывает очень страшно рассказать родителям о том, что их обижают в школе или на улице. Они боятся того, что отношение к ним со стороны одноклассников станет еще хуже и поэтому молчат. А бывает наоборот, ребенка обижают родители – наказывают за плохие отметки, бьют, обзывают. Но безвыходных ситуаций не бывает. Помните, что есть телефон доверия, на который вы сможете бесплатно и анонимно позвонить и рассказать о том, что происходит у вас в жизни. Этот телефон легко запомнить – 8-800-2000-122. Вас выслушают, дадут совет, помогут в трудной ситуации.

Случалось ли вам проявлять в жизни жестокость? Что вы при этом чувствовали?

Можно ли помочь человеку избавиться от жестокости? Как?

Сейчас я прошу вас заполнить анкету и высказать свое мнение по каждому вопросу.

Анкета

  1. Есть ли у нас в классе ребята, которые обижают, дразнят одноклассников или ребят из других классов?
  1. Дружишь ли ты с ребятами, которых обижают?
  1. Как к ним относятся другие ребята?
  1. За что чаще всего дразнят, обижают?
  1. Обижали ли тебя когда – нибудь одноклассники, друзья?  
  1. Что ты чувствовал при этом?
  1. Когда другие обижают кого-нибудь в твоем присутствии, что делаешь ты?
  1. Что чаще всего делает тот, кого обижают?
  1. Помогает ли это остановить обидчиков?
  1. Можете ли вы без посторонней помощи остановить обидчиков?
  1. Если нет, то кто мог бы вам помочь?
  1. Как ты думаешь, что могут сделать ребята, чтобы улучшить взаимоотношения в классе?

Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок.

(Конфуций)

Обсуждение крылатых выражений:

«Жестокость всегда проистекает из бессердечия и слабости»

(Сенека)

«Люди с сердцем безжалостным рады чужим несчастьям»

Важа Пшавела

«Злой человек похож на уголь: если не жжет, то чернит тебя»

Анахарсис Скифский

В жизни не бывает идеальных людей. В каждом из нас есть светлая сторона — добро и темная сторона — зло. «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» — это слова Льва Николаевича Толстого

Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с кем мы общаемся, это и будет проявление доброты.

Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и миром.

Мы очень разные, но мы вместе. Мы живем в одном мире, в одной стране. Ребята, никогда не оценивайте людей, а цените их! Очень хотелось, чтобы вы никогда об этом не забывали. Вся наша жизнь протекает через сердце. Сердце бывает разным: добрым, жестоким, счастливым… Когда человек добрый — это можно узнать по его глазам. Если глаза у этого человека добрые, то и дела у него тоже добрые. А злое сердце — это зависть, недоброжелательность, желчь, которая съедает самого человека.

Пусть твое сердце наполняют дружба, доброта, нежность, милосердие, любовь, искренность, душевность и терпение. Вот такое сердце должен иметь каждый из нас и тогда мы все будем жить в мире и согласии.

Милосердие в моем понимании –
Это ласка, любовь, сострадание.
Это — маме усталой помочь
Это — бабушку навестить.
И обиду свою превозмочь,
И того, кто обидел — простить.
Это — птичек и кошек кормить.
И цветы на окне поливать.
Всё живое на свете любить,
И жалеть, и ценить, и прощать.

Ребята, что обозначает слово «милосердие» для вас.

А как вы понимаете слово «сочувствие»?

(Отзывчивое отношение к тому, у кого несчастье).

Пусть вам всегда сопутствуют:

со — страдание;

со — чувствие;

со — действие (участие в чьих-то делах, чтобы помочь, поддержать его);

со — знание (способность отдавать себе отчет в своих поступках, чувствах);

со — единение (соединиться)

Богомаз Ирина в соавторстве с Сажневой Дианой написали стихотворение, которым мне бы хотелось закончить классный час.

Что такое доброта 

Отчего, скажи скорей, 
Мир становится добрей? 
Оттого, что кто-то счастлив, 
От простого слова «Здравствуй!» 
И от смеха малышей, 
И от солнечных лучей, 
От подснежников в лесу, 
Что я маме принесу. 
От березки под окном, 
Что стучится веткой в дом. 
От прохлады ручейка, 
От цветного мотылька, 
И от радуги над речкой, 
И от дров, трещащих в печке, 
Оттого, что рядом друг, 
И от бабушкиных рук. 
От снежинок на ресницах, 
И от сказки, что нам снится. 
И от запаха сирени, 
И от соловьиной трели. 
Мир загадочный, огромный, 
Посмотри, какой он добрый. 
Так давай и я и ты 
Ему добавим доброты.

Занятие с элементами тренинга

«Мир без насилия — вместе мы справимся»

Цель: закрепить и углубить знания детей о правах человека, о насилии и его видах;

формировать навыки правомерного поведения, умение самостоятельно принимать решения, отстаивать собственное мнение;

развивать коммуникативные способности учащихся, логическое мышление;

воспитывать толерантность в отношении к людям.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, газеты.

                                             Ход занятия:

Эпиграф занятия:

 «Добро делаешь — себя прославляешь, зло делаешь — себя унижаешь»

 (Царь Соломон)

1. Формирование групп.

2. Правила группы.

3. Объявление темы и цели занятия.

4. Погружение в работу. (Цель: настроить детей на работу)

-Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение

— Поднимите руку те, кто пришел с плохим настроением.

— Поднимите руку те, кто знает, что мы сейчас будем делать.

— Поднимите руку те, у кого в группе есть друзья.

5. Определение понятия. (Цель: вспомнить определение понятий «насилие», «агрессор», «жертва», а также — информацию о видах насилия).

Насилие — это любые умышленные действия одного человека по отношению к другому, если эти действия нарушают права и свободы человека и наносят ей физическую, моральную или психическую вред.

Всемирная организация здравоохранения определяет насилие как глобальную угрозу здоровью. Согласно социологическим исследованиям, проведенным в разных странах мира, физического или психологического насилия испытывает каждая 4 женщина и каждый 10 мужчина.

Насилие может быть:

— Физическое — избиение, толкание и нанесения других телесных повреждений;

— Психологическое — насмешка, обида, унижение, преследование, сплетни, принуждение;

— Сексуальное — вероятная или фактическая сексуальная эксплуатация человека;

— Экономическое — умышленное лишение жилья, еды, одежды, средств и другого имущества, которое может привести к смерти или нанести вред здоровью.

К сожалению, многие действия можно назвать насильственными. Не все об этом знают. Возможно, именно поэтому многие подростки подвергаются насилию, не осознавая этого. Очень важно знать об этом, чтобы не допускать случаев насилия по отношению к себе.

Агрессор — это человек, который совершает насилие.

Жертва — это человек, который подвергается насилию. (демонстрация рисунка с агрессором и жертвой)

6. Мозговой штурм «Кто может совершать насилие?»

(Цель: достичь участниками понимание того, насилие могут осуществлять разные люди).

Задача участников: сказать, кто может совершать насилие (1 вариант от группы).

7. Упражнение «Перетягивание газеты».

(Цель: иллюстрация сценария, в котором развиваются конфликты).

Участники объединяются в пары, получают газету и сворачивают ее в трубочку, становятся на расстоянии 1 м друг от друга, подгибают одну ногу и придерживают ее рукой. Свободной рукой они берут трубочку из газеты и начинают ее перетягивать, стараясь вывести друг друга из равновесия, но при этом не разорвать газету.

8. Практикум «Анализ ситуаций».

(Цель: формировать умение различать виды насилия, агрессора и жертву ситуации насилия).

Каждой группе вручается задачи.

Задача: определить вид насилия, указать агрессора и жертву ситуации.

Ситуация 1

Петя, войдя в столовую, как всегда, сел не на свое место. К нему подошла Лена и попросила освободить ее стул. Он оттолкнул девочку с такой силой, что она упала на пол.

Ситуация 2

Во время перерыва Юрий бегал по классу и толкнул Иру. Девочка, падая, случайно разбила вазу на столе учителя. В класс зашла учительница и увидела разбитую вазу. Ирина пыталась объяснить, что случилось на перемене, но учительница не выслушала оправданий и накричала на нее.

Ситуация 3

Десятилетние Оля и Леся отдыхали на берегу моря. К ним подошли незнакомые мужчины и предложили научить их плавать. Когда они оказались в воде, незнакомцы позволили себе грубое поведение.

Ситуация 4

После окончания школы-интерната Иван вернулся в родное село. Выяснилось, что в его доме проживает сожительница умершего отца. Она прогнала его из родного дома.

Ситуация 5

Дима взял без разрешения ручку Олега. Когда Олег это увидел, ударил Диму.

Ситуация 6

7-классница Юля гуляла в парке со своей собакой. Рядом на скамейке незнакомые ребята употребляли алкоголь. Они упорно предлагали Юле к ним присоединиться.

В конфликтной ситуации агрессор наносит вред не только жертве, но и себе. Он не хочет отвечать за свои поступки, специально причиняет вред другим, тем самым он разрушает свое здоровье. Ведь ярость, жестокость и злость разрушают его нервную систему — и болезни неизбежны.

9. Притча «Все оставляет свой след».

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал, чтобы каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На следующий день еще больше. На следующей неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем ​​число забитых в столб гвоздей стало уменьшаться. Парень понял, что легче контролировать свой гнев, чем забивать гвозди. Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял контроль над своими эмоциями. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на этот раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришел день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку, подвел к забору и сказал: «Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как раньше. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься -шрам останется ».

10. Круг идей «Как остановить насилие».

(Цель: как избежать ситуации насилия).

Задача участников: обсудить этот вопрос и предложить один вариант, объяснив его.

• Избегайте ситуаций, которые могут привести к насилию.

• Говори спокойно и уверенно.

• Дай агрессору возможность остановиться.

• Отойди в сторону. Это не признак слабости!

• Не стремись мстить врагам. Умей просить прощения.

• Попроси помощи. Это не признак слабости или трусости!

• ПОМНИ!

• Ты имеешь право отказаться делать то, к чему тебя принуждают силой или оскорбительными, злыми словами.

• Мы подобные, но все разные.

• Ваша собственность принадлежит только тебе.

• Ты имеешь право на помощь.

• Каждый человек имеет право жить свободно, в безопасности, чувствуя тепло и любовь!

11. Подведение итогов.

Рефлексия.

Упражнение «Волшебная бабочка».

 (Цель: дать возможность участникам высказать свои пожелания, и при этом почувствовать, что другие внимательно слушают и воспринимают их).

Каждый участник складывает «волшебную» бабочку, располагает ее на дереве и сообщает свои впечатления от занятия и пожелания.

Сегодня мы обсудили важный вопрос. Надеюсь, что вы сможете изменить свое отношение к миру, людям, которые нас окружают. Мудрый царь Соломон много веков назад сказал, что добро возвышает человека, а зло унижает. Желаю вам только добра. Надеюсь, что это занятие никого из вас не оставило равнодушным.

Цель: донести до подростков понятие о
жестокости, насилии, о возможностях его
предотвращения, о законах, защищающих жертву.

Целевая группа: обучающиеся 7-8
класса

Какие ЗУНКи приобретут участники в ходе работы
на мероприятии: составят определение словам
“жестокость”, “насилие”, будут учиться
работать в группе, выслушивать мнение друг друга,
принимать собственные решения, попробуют
испытать различные чувства во время
инсценирования ситуаций (насилия, унижения,
радости), научатся действовать в ситуации
давления на личность

Технология: активные методы обучения

Краткое описание мероприятия.
Классный час предполагает не только
ознакомление с теоретической стороной вопроса,
но и предусматривает практическую
направленность. Дети разберут примеры, взятые из
кинофильма “Чучело”. При помощи “мозгового
штурма” попробуют найти выход из ситуаций.
Сделают выводы, как противостоять жестокости и
насилию

Оборудование: проектор, экран, презентация; вырезанные фигурки
сердечек, изображение солнца с лучиками;
фломастеры, тексты, ватман.

Ход занятия

I. Начало образовательного мероприятия

Учитель. Ребята, давайте поприветствуем друг
друга. Сначала, как японцы, потом, как
одноклассники, которые не виделись 10 лет, потом,
как партнеры по бизнесу (деловые люди)

II. Вхождение или погружение в тему

Учитель. Сегодня мы будем говорить о деликатной
теме, для кого-то, может быть, она неприятная, для
кого-то — новая. Но мы должны об этом говорить,
потому что с врагом легче бороться, когда его
знаешь. Мы живем с вами в очень сложное и жестокое
время. Преступления среди подростков
увеличиваются с каждым днем, формируются
антиобщественные группировки, совершающие
преступления, растет число наркоманов. Мы с вами,
простые граждане, уже не можем спокойно ходить по
улицам вечером. Ответьте мне, пожалуйста.

III. Работа над темой

Учитель. Какие случаи, действия можно назвать
насилием?

(Записываю все ответы детей)

Возможные варианты ответа: это когда бьют,
толкают, таскают за волосы, раздают пинки и
подзатыльники.

Учитель. Как можно охарактеризовать людей,
которые совершают эти действия? (Жестокими)

Что такое жестокость? (Дети сами пробуют дать
определение)

Послушайте, как дается это понятие в словаре.

Жесто’кость — морально-психологическая
черта личности, которая проявляется в
бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении
к другим живым существам, причинении им боли и в
посягательстве на их жизнь.

Что такое насилие? Как вы считаете?

Это преднамеренное применение физической силы
или власти, действительное или в виде угрозы,
направленное против себя, против иного лица,
группы лиц или общины, результатом которого
являются (либо имеется высокая степень
вероятности этого) телесные повреждения, смерть,
психологическая травма, отклонения в развитии
или различного рода ущерб.

Еще по-другому можно сказать, что если вам
страшно, это насилие

Учитель. Есть разные формы насилия,
каждая из которых характеризуется по-своему.
Посмотрите на схему и приведите примеры для
каждой формы насилия.

Слайд Формы насилия

Давайте подумаем и назовем формы

Как вы понимаете?

  • Психическое насилие — это оказание давления,
    унижение, угроза, порча принадлежащих тебе вещей.
    отвержение, изоляция, игнорирование.
  • Эмоциональное насилие — это грубые окрики,
    оскорбления, унижение чувства достоинства,
    постоянная критика.
  • Экономическое насилие — это когда не дают денег,
    контролируют, сколько и куда потратил, лишают
    собственных денег, во всем ограничивают.
  • Сексуальное насилие — это изнасилование,
    принуждение к сексуальным отношениям, пошлые
    домогательства, вульгарные выражения.

Пренебрежение нуждами ребенка — это отсутствие
заботы, ограничения в еде, лишение одежды, жилья.

Эмоциональная разрядка

Встать так, чтобы дети могли свободно ходить по
помещению. 

Прошу встать в круг. Затем рассчитаться на
“один — четыре” и сделать следующее:

  • Каждый “номер первый” складывает руки за
    головой так, чтобы локти были направлены в разные
    стороны;
  • Каждый “номер второй” ставит руки на талию так,
    чтобы локти также были направлены вправо и влево;
  • Каждый “номер третий” кладет левую руку на
    талию, правую руку – за голову, при этом руки
    согнуты, локти отведены в стороны;
  • Каждый “номер четвертый” держит руку на талии,
    а другую на колено ставит (локти смотрят в
    стороны).  

Нужно перемещаться по кругу, касаясь друг друга
локтями

Учитель. Посмотрите отрывки из к/ф
“Чучело”.(Приложение 1. Приложение 2. Приложение
3
.)

Скажите, какие из всех перечисленных нами форм
насилия представлены в ролике?

Как вы оцениваете поведение ребят? (Жестокое)

Как поступить девочке в этой ситуации?
(рассказать, довериться)

Учитель. Но часто, когда над
подростком совершается насилие, он боится об
этом сказать даже родителям. Что же делать в
таком случае?

Учитель: Вы должны воспользоваться
помощью человека, которому доверяете. Давайте
вместе определим, кто это может быть? (На доску
креплю ватман, на котором нарисовано солнце. Один
ученик записывает на лучиках ответы детей)
(полиция, родители, родственники, учитель,
специальные центры, уполномоченный по правам
ребенка, психолог)

Учитель. Давайте выберем из
предложенных ответов

“Солнце доверия” (по защите прав ребенка)

Запомните: Если случилось насилие, то

  • Вы не одиноки.
  • Вы не виноваты в том, что происходит насилие.
  • Вам помогут и вас поддержат.

Учитель. Никто не имеет право
совершать насилие над другим человеком. И
берется оно по разным причинам (по каким)

Где может произойти насилие? (дома, в школе и на
улице)

Но как его избежать? Какие правила безопасного
поведения вы можете предложить своим товарищам?

Давайте разобьемся на три группы.

  • 1 гр. – Написать или нарисовать Правила
    безопасного поведения дома
  • 2 гр. — Правила безопасного поведения на улице
  • 3 гр. — Правила безопасного поведения в школе

Защита плакатов

(Дополнения учителя: Советы, которые могут
помочь тебе:

Шаг 1. Оцениваем ситуацию. Ребенок
должен сказать себе, что перед ним – незнакомый
человек. Неважно, кто это – девочка, мальчик,
дедушка, молодая женщина – если незнакомец, то
ведем себя со всеми ними практически одинаково.

Шаг 2. Держим дистанцию! Ребенок должен
отмерить дома на полу расстояние 2 метра и
запомнить его.: вести беседу с незнакомцем только
на безопасной дистанции. Если человек
приближается – надо уходить или убегать в
безопасном направлении.

Шаг 3. Умело пресекаем разговор на 5-й
секунде. Говорим “Нет” или придумываем срочное
дело, по которому вы торопитесь. Среди
злоумышленников попадаются прекрасные
психологи, которые могут “заболтать” и
взрослого, не говоря уж о ребенке. Поэтому беседа
может длиться 5-10 секунд, после чего необходимо
принимать решение.

Шаг 4. Уходим в безопасное место. Это
значит, нужно подойти к находящимся во дворе
знакомым мамам и папам других детей, либо уйти
домой)

Шаг 5. Не угрожай (Я расскажу родителям, я сообщу
в милицию), если, например, отобрали телефон)

Инсценировать ситуации

1 группа. К тебе подходит мужчина и
говорит, что в подвал котенок попал и просит
помочь ему достать котенка.

2 группа. К тебе подходит
старшеклассник и говори: “У тебя есть часы
(телефон, наушники, ручка, часы)? Дай посмотреть.
(Берет, рассматривает.) Будет моя!!!” И убегает.

3 группа. К тебе подходит мужчина и
говорит: “Помоги достать телефон. Он под сиденье
автомобиля упал, а у меня спина болит”.

(Каждая группа инсценирует, предлагает
ответные действия. Другие группы дополняют,
высказывают свое решение выхода из данной
ситуации)

IV. Завершение мероприятия

Сложностей нельзя избежать. Научитесь решать
эти сложности. Заканчивая классный час, я хочу,
чтобы вы на сердечках написали советы (пожелания)
себе или другу, или всем людям, как нужно
противостоять жестокости и насилию

Использованные ресурсы

  1. http://infourok.ru/material.html?mid=26395
  2. https://urok.1sept.ru/articles/592263/
  3. http://sc0029.shortandy.akmoedu.kz/index.php?p=docs-view&d=D604692E86D6ECD4

Классный час 
«Против насилия в семье» Берегите близких. Берегите.
Жизнь она торопится, не ждет.
На крутом изломе поддержите,
Знайте беды их наперечет.
Сохраняйте письма. Ждите в гости,
Иногда дарите им цветы.
Это очень трудно, очень просто
Жизнь прожить ­ не поле перейти.
Близкие от нас уходят в свой черед.
Пусть жестокость или бессердечность
Поздним вас раскаяньем не жжет.
Вы еще успеете. Спешите
Окружить их множеством забот
Будьте снисходительны к ошибкам
И прощать умейте в свой черед.
(Л. Ирсетская)
Семья – это великая сила, которая воспитывает человека, предопределяет его 
будущую судьбу, наполняет его родительским теплом на всю жизнь.
Но в каждой семье отношения между родственниками складываются по­
разному. Угнетение, унижение родственников друг другом, к сожалению, далеко 
не редкость в современных семьях.
Именно с целью привлечения внимания к проблеме насилия в семье на 
территории Вологодской области с 25 ноября по 5 декабря проводится областная 
акция «Вологодчина против насилия», организованная органами внутренних дел, 
правительством области. Основная цель проведения акции – выявление, 
пресечение и профилактика преступлений в семье. В рамках мероприятия стражи 
правопорядка проверяют семьи, состоящие на учете в подразделениях по делам 
несовершеннолетних, проводят рейдовые отработки мест сбора подростков. 
 (Показ ролика. Социальная реклама против насилия в семье)
Домашнее насилие – это повторяющийся с увеличением частоты цикл 
физического, сексуального, словесного, эмоционального и экономического 
оскорбления по отношению к своим близким с целью обретения над ними власти и 
контроля. 
В Вологодской области данная акция проводилась с 2007 года по 2011 год 
под названием «Белая лента». Её цель – обратить внимание общества на насилие по
отношению к женщинам, детям, пожилым людям и инвалидам. Впервые в мире она состоялась в Канаде в 1991 году. Тогда 100 000 человек,
надев белые ленточки, выступили против жестокого обращения с женщинами и 
детьми. В настоящее время акция проводится в 47 странах мира. 
В дни проведения акции в круглосуточном режиме работает единая «горячая
линия» по вопросам домашнего насилия.  Общероссийский бесплатный номер 
телефона психологической помощи: 8­800­2000­122; телефон в Череповце: (8202) 
57­10­07; (8202) 57­60­24; телефон в Вологде: (8172) 71­70­34.
В Соколе вы можете получить психологическую помощь в комплексном 
центре социального обслуживания населения города Сокола и Сокольского 
района. Адреса и номера телефонов вы видите на экране. 
Насилие в семье в его различных формах приобрело в России такие 
масштабы и глубину, которые угрожают безопасности общества и личности. 30­
40% всех тяжких преступлений совершается в семье. 38% от общего числа убитых 
на почве семейно­бытовых конфликтов составляют дети, инвалиды, женщины, не 
способные себя защитить. Подлинным национальным бедствием стали убийства с 
целью избавиться от больных и немощных членов семьи, завладеть их имуществом.
По данным официальной статистики, в каждой четвертой российской семье 
совершается насилие, а в процессе криминализации семьи не только не ослабевает, 
а наоборот, с каждым годом усиливается.
Конфликтные ситуации могут возникать в любых взаимоотношениях. 
Необходимо отличать домашнее насилие от конфликта. Если в конфликтной 
ситуации партнеры спорят на равных, то в ситуации насилия в семье один человек 
постоянно контролирует или пытается контролировать и управлять поведением и 
чувством другого, в результате чего подвергшийся насилию человек может 
получить психологические, социальные, экономические, сексуальные или 
физические вред, ущерб или травму. Любая форма насилия, запугивания и 
агрессивности, неприемлема. Никто не заслуживает насилия. Домашнее насилие – 
это не семейный конфликт, это преступление. 
В конечном счете, главные жертвы насилия в семье – дети. По данным МВД 
РФ, родители ежегодно избивают до двух миллионов детей. Спасаясь от насилия, 
более пятидесяти тысяч детей бегут из дома, а двадцать пять тысяч из них 
находятся в розыске. 
Насилие над детьми в семье – это умышленное действие или бездействие 
родителей, наносящее ущерб физическому или психическому развитию ребенка. 
Обычно исследователи выделяют следующие основные виды насилия: 
физическое, сексуальное принуждение, морально­психологическое давление, словесное оскорбление или унижение, угрозы, шантаж, экономический контроль, 
изоляция, манипулирование детьми. 
Каждый из нас когда­нибудь слышал крики из окон домов или встречал 
взгляд заплаканных глаз якобы благополучной соседки – что было там, за стенами 
её дома, её крепости? Насилие – это не только рукоприкладство и поножовщина. 
Специалисты определяют его так: умышленное использование силы одного члена 
семьи против другого с целью установления над ним власти и контроля. 
О голову десятилетней девочки родители разбили фарфоровый сервиз и 
окровавленную, в легком платьице, заперли на балконе. Стояла глубокая осень. 
Шестилетней Настеньке бабушка жгла ладони раскаленным утюгом, 
чтобы внучка не просила есть. 
Факты страшные. И, что самое прискорбное, не единичные. Мир, под 
которым рухнули нравственные опоры, ожесточился. Многие считают, что все это 
из жизни так называемых неблагополучных, пьющих семей. Но нельзя же быть 
настолько субъективными. мы ещё не знаем всех масштабов трагедии. 
Разве вы никогда не были свидетелем таких, например, городских сцен? В 
универсаме солидный мужчина прилюдно оскорбляет жену за то, что та купила не 
кефир, а ряженку. На автобусной остановке щеголиха­мать со злостью в голосе 
отчитывает дочь: малышка ступила в грязь новенькими туфлями. Мать снимает 
обнову и ведет ребенка через лужи босиком. На крик сердобольных старушек 
отвечает: «Моя дочь – что хочу, то и делаю. В следующий раз будет думать!» 
Семье перестает быть гарантом для стариков, женщин и детей, она прекращается в
опасную зону преступлений против личности. 
Подумайте о своей безопасности в случае повторения насилия:
 Расскажите о случившемся тем, кому вы доверяете
 Заранее договоритесь с друзьями или родственниками о возможности 
предоставления вам временного убежища в случае опасности
 Заранее решите, что из ценных вещей вы возьмете с собой
 Сделайте всё возможное, чтобы обидчик не смог вас найти
 Если ситуация критическая, то покидайте дом незамедлительно, даже 
если вам не удалось взять необходимые вещи. Помните, что под 
угрозой находится ваша жизнь.
Прослушайте притчу «Дружные братья»
В одном селе жили два дружных брата, хотя их дома находились по 
разным сторонам села, они жили в полном согласии, помогая друг другу. Однажды осенью братья собрали урожай и поделили все поровну. В ту 
ночь старший брат подумал: «Мы поделили урожай пополам, но это 
неправильно, брат только начал обзаводиться хозяйством, ему нужно больше, 
чем мне». 
Встал старший брат и отнес младшему мешок своего зерна. А в это 
время младший брат лежит и думает: «Нет, мы неправильно поделили 
урожай. У брата большая семья, и он старше меня, ему нужно больше, чем 
мне». 
Под утро младший брат украдкой отнес мешок зерна старшему. Утром 
братья заглянули в свои амбары и удивились: «Как это так случилось? Помню, 
вчера мешок зерна отнес брату, а зерна не убавилось». Они по несколько раз 
пересчитывали мешки и удивлялись: «Ну и чудеса…»
Как только наступила ночь, старший брат и младший, каждый водрузив 
на спину по мешку зерна, вышли из дома навстречу друг другу. Полная луна 
ярко освещала их путь, и здесь, у сосны, встретились оба брата. Начал 
спрашивать старший: 
­ А, это ты, куда так поздно?
­ А ты куда?
Они подумали и вдруг поняли, в чем дело. С тех пор они стали любить друг 
друга ещё больше. 
Притча оказывает, как нельзя лучше братскую любовь в семье. К сожалению,
в жизни часто все происходит по­другому. 
Насилие в семье может проявляться не только в отношениях мужа и жены, 
родителей и ребенка. Негативное отношение друг к другу могут проявлять братья 
и сестры. 
Что же делать, если обидели родного человека? Как поступить, если обидели вас?
Семья для русского человека всегда была опорой миропорядка. Доброта, 
терпимость, взаимное прощение обид переходили в хорошей семье во взаимную 
любовь. 
Прощение – это примирение, воссоединение, возвращающее радость жизни. 
Умению просить прощение и прощать необходимо учиться с детства. 
На Руси с древнейших времен хранится обычай перед началом Великого 
Поста (27 февраля ­15 апреля) просить друг у друга прощения. Последнее 
Воскресенье перед постом (26 февраля) так и называется – Прощенное Воскресенье. Старшие у младших, дети у родителей, друзья у своих близких – 
каждый у каждого просит прощения. 
Почему мы говорим «Прощай» при расставании друг с другом? По 
христианскому обычаю, наши предки всегда просили прощения, даже если они 
немного общались друг с другом. Ведь при разговоре, при общем деле можно 
ненароком и обидеть друг друга, а наши предки любили и умели хранить мир. 
Поэтому при расставании говорили: «Прости меня, Христа ради». И отвечали: 
«Бог простит». Учитесь прощать своих сестер и братьев и сами умейте просить 
прощение. 
Сейчас я предлагаю вам упражнение «Продолжи фразу…»
Вы должны закончить предложение, но все высказанные мысли у вас должны быть 
о вашей семье, настоящей или будущей. 
 Я не люблю, когда…
 Я люблю, когда…
 Мне радостно, когда…    
 Мне грустно, когда…
 Я сержусь, когда…
 Я горжусь собой, когда…
 Я мечтаю о том, что…
Спасибо за откровенные ответы. 
А сейчас послушайте причту «Семейное счастье»:
В одном маленьком городке живут по соседству две семьи. Одни супруги 
постоянно ссорятся, винят друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке 
души не чают. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. 
Говорит мужу: «Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все 
гладко и тихо». 
Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном 
уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает и порядок в доме 
наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, 
женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот­вот
упадет.
Но тут её мужу что­то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та 
упала и разбилась. «Что­то будет?» ­ думает сосед. 
Подошла жена, вздохнула с сожалением и говорит мужу: 
­ Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно её на стол поставила. ­ Что ты, милая. Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. 
Не было бы у нас большего несчастья. 
Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к 
нему:
­ Ну что ты так долго? Посмотрел?
­ Да!
­ Ну и как там у них? 
­ У них­то все виноваты. А вот у нас все правы. 
Какова мораль притчи?
Беды и радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие 
конфликты всегда можно, просто нужно сообща делать любое дело и очень сильно 
любить друг друга. Говорите друг другу добрые слова, дарите комплименты. 
Предлагаю для вас упражнение «Комплимент»
В парах сначала одному соседу сделать комплимент, затем другому. Каждый 
должен отблагодарить за сделанный комплимент таким образом, чтобы обоим 
было приятно. 
Что такое семья? Вам скажу по секрету –
Это папа и мама всех дороже на свете!
Это с ними прогулки, поездки на море,
Это брат и сестра, та, с которой я в ссоре.
Это бабушка с дедом, пирожки и конфеты,
Но, конечно, люблю я их совсем не за это.
Что такое семья? Вот оно, моё счастье!
Где я нужен всегда, где добро и участие,
Где меня понимают, ждут в любую погоду.
Вас люблю я сильней с каждый днём год за годом.
(автор неизвестен)
«Дарите радость людям!» ­ хороший секрет счастливой жизни любого 
человека. А какой же секрет семейной жизни?  Все также очень просто: дарить 
друг другу радость. Для чего люди создают семью? Ведь если задуматься – ответ­
то на поверхности: чтобы жизнь была полная, радостная, самая счастливая, более 
осмысленная для каждого. И мы желаем вам, чтобы ваша семья, и настоящая, и 
будущая, для вас была убежищем от всех невзгод и неприятностей, местом, где вас
понимают и поддержат. 
Упражнение «Одно слово для выражения ощущений» Каждому участнику предлагается сказать одно слово о том, что он чувствует в 
данный момент.  
В заключении нашего разговора хочется привести основные заповеди семьи:
 
 Люби свою семью и делай её ещё лучше.
 Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь 
членам своей семьи
 Подари родителям радость
 Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи
 Жизнь – это дорога, полная испытаний, будь готов с честью идти по 
ней.

Тема: «Детство без насилия и жестокости»

Задачи: раскрыть значение понятий «насилие», «жестокость», воспитывать  отрицательное отношение к проявлениям жестокости и насилия среди сверстников , умение противостоять им, развивать способность понимать и умение прощать другого человека , воспитывать нравственные качества и ценности.

Задачи: раскрыть значение понятий «насилие», «жестокость», воспитывать  отрицательное отношение к проявлениям жестокости и насилия среди сверстников , умение противостоять им, развивать способность понимать и умение прощать другого человека , воспитывать нравственные качества и ценности.

Ход классного часа

1 Круг радости      Доброе утро солнцу и птицам

                                 Доброе утро улыбчивым  лицам 

                                   И каждый становится добрым, доверчивым 

                                Пусть доброе утро  длится до вечера  

2. Работа по теме  « Детство без насилия и жестокости» 

а)

— Покажите, как выглядит  счастливый  ребёнок.

— Покажите , как выглядит  ребёнок, которого обидели. 

— Каким  ребёнком  хочется быть всегда?    

-Как вы понимаете название нашего классного часа?

Беседа о значении друзей ,об отношениях между  детьми, о  жестокости и насилии   (ситуациях , когда  они проявляют жестокость и насилие по отношению друг к другу  в школе и вне её и не подозревая об этом.  Дети высказывают своё отношение.

— Смеётесь над товарищем, заставляете делать свою работу другого, физическое насилие, психологическое насилие, насилие со стороны ровесников, старших.

б)Игра «Радость-Обида»                   

— По каким причинам  возникает  радость или  обида ? 

-Покажите  с помощью  жестов , мимики, движений свою радость или обиду  если  вам подарили  подарок ,  пригласили  в гости , обозвали , позвали играть, ударили, толкнули, улыбнулись тебе , забрали игрушку, вручили  грамоту.

-Какое чувство вам нравится больше : радость или обида ?  

— Давайте придумаем « Лекарство от обиды»

-Как  преодолеть чувство обиды на  другого человека? 

-надо преодолеть обиду  сразу  — ведь на друзей не обижаются

-уметь уступить если не прав

-стремиться доставить радость 

-не обижать  друзей 

— суметь первым подойти и помириться

 -Посмотрите на доску. Нравятся ли вам эти обиженные и злые лица?  А вы когда – нибудь так выглядели?

Ребята,  как вы считаете, что необходимо предпринять, если вам нанесли обиду – независимо от того, кто это сделал? (подвести к выводу о том, что надо научиться прощать)

А каким человеком надо быть, чтобы уметь прощать?

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену, 
Ты судом поспешным не греши. 
Гнев на друга может быть мгновенным, 
Изливать покуда не спеши. 
Может друг твой сам поторопился 
И тебя обидел невзначай, 
Провинился друг и повинился, 
Ты ему греха не поминай.

Люди, я прошу вас, ради бога, 
Не стесняйтесь доброты своей, 
На земле друзей не так уж много, 
Опасайтесь потерять друзей.

В прощении заключается великая сила. Все ли можно простить? Сразу, пожалуй, нет (слишком велика может быть обида). Всегда ли нужно прощать? Всегда!  Если человека любишь по-настоящему и собираешься продолжить с ним отношения — постарайся поставить себя на его место и простить. Если даже при таком условии простить не удастся — найди ему оправдание, придумай что-нибудь и прости. А иначе, как жить дальше с обидой?   Носить в себе, а тем более «холить и лелеять» обиду нельзя: душа ожесточится, а обида будет «разъедать» вас изнутри, подобно ржавчине. Конечно, это очень трудно – простить. Нам иногда кажется, что на обиду и зло надо отвечать злом.  Но это не так. Уметь прощать – это удел сильных людей. Научитесь быть сильными! Научитесь любить и прощать

«Правила Дружбы»                

( дети в группе разрабатывают правила и защищают )

-помогать другу

-быть заботливым, справедливым

-уважать мнение друга

-не оставлять в беде

-не спорить по пустякам

-не ссориться

-не выдавать чужие секреты

-уступать, делиться всем

-радоваться успехам друга

-не смеяться над недостатками других 

-уметь прощать

в) Чтение и анализ  рассказа «Самое страшное»  Е. Пермяка

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдёргивал. Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.

Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его — и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.

Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелёными глазами на мальчика смотрит. Сердится.
Решил Вова из-под шкафа ёжика выманить. Куда там! Ёжик давно в другой дом жить перебрался.Подошёл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.

Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один.
Один-одинёшенек!

-Что можете сказать о Вове?

— Почему он остался один?   Можно ли его назвать  жестоким ?

— По отношению к кому он проявил насилие ?

— Есть ли такие ребята среди вас?

-Что бы вы посоветовали Вове? 

г) -Может ли человек совершать жестокие поступки  просто от невнимательности, от того, что не подумал, не предугадал, чем может обернуться его поступок? Мы с вами читали рассказ «Змейка»

    Мальчик, ловил рыбу в небольшом пруду недалеко от дома. День был жаркий, и рыба не клевала. Поудив несколько часов, он увидел в траве маленькую змейку. Мальчик не  боялся змей, поэтому взял ее в руки и быстро засунул и стеклянную банку с завинчивающейся  крышкой. Перочинным ножиком он вырезал в крышке небольшую дырочку для воздуха. Вечером после рыбалки мальчик понес домой пойманную рыбу и змейку в банке. Около дома ему повстречались приятели, и вскоре, забыв о змейке, он убежал с ними играть. Банка осталась стоять во дворе. Через неделю мальчик наткнулся на нее: змейка была почти высохшей, задыхающейся и полуживой.

1. Можно ли поступок мальчика назвать жестоким? Почемv?

2. Случалось ли вам проявлять в жизни жестокость? Что вы при этом

чувствовали?

3. Можно ли помочь человеку избавиться от жестокости? Как?

д) «Это должен знать каждый!»

Вы должны знать – если вы подвергаетесь насилию – помогут правила:

Нельзя  вступать в контакт с незнакомыми на улице, тем более соглашаться на их предложения сходить в кино, покататься на машине, посмотреть коллекцию марок и т.п.

Возвращаясь после секции, вечера домой, идите группой, нигде не задерживайтесь.

Не стесняйтесь  громко кричать и звать на помощь.

Сообщите  родителям и  учителям о посягательстве.

Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается».  Я буду читать стихотворение, а вы хором должны

Говорить это запрещается или разрешается

Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)

С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить – 
Это (разрешается).

Рисовать и петь, учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается).

Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (запрещается).

Вместе дружно в мире жить, 
с разными детьми дружить  это (разрешается).

Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).

Работа в группах

Анализ рисунков «Права ребёнка»

3.Рефлексися Ладошка «Я против насилия и жестокости»

4.Итог

-Закончить наш разговор я хочу просьбой:

Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищам в беде. Не причиняй людям зла, уважай и почитай родителей, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

Не будь равнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям.

Люби людей, если хочешь, чтобы люди тебя любили.

Вывод:

-Наш класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание и не было места насилию и жестокости. Я надеюсь, что наш разговор не оставил вас равнодушными.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий на тему музыкальные инструменты
  • Сценарий на тему моя будущая профессия
  • Сценарий на тему моряки
  • Сценарий на тему мой любимый город
  • Сценарий на тему мой дом моя крепость