Сценарий на тему почва

Развитие экологического мышления, формирование представлений о том, что на земле все взаимосвязано.

Муниципальное Казённое Детское Образовательное Учреждение

Детский сад №171 «Черничка»

адрес: 630068г Новосибирск, Пихтовая, 2Б

телефоны:7 (383) 327-10-30 ,7 (383) 327-10-55 
сайт :ds-171.nios.ruemail:ds_171_nsk@nios.ru.

Развлечение в старшей группе по теме

«Почва — живая Земля»

                                                  Подготовила:

                                                  Воспитатель 1 категории

                                                  Разумцева.В.А.

Новосибирск   2018г.

Цель:Развитие экологического мышления, формирование представлений о том, что на земле все взаимосвязано.

Задачи: 1. Расширить представления детей о природном объекте — почве,

2. Расширять словарный запас: почва, плодородие, перегной, удобрения.3. Воспитывать любовь к природе

3. Воспитание экологической культуры.

Ход занятия:

Дети под музыку входят в зал, встают полукругом. (фортепиано «В Мире животных»)

 Ведущий: Посмотрите, что это?Правильно, глобус. Так называют уменьшенную копию нашей Земли . Так наша планета Земля , выглядит из космоса . Земля очень красива , голубым цветом изображены океаны , моря и реки. Наша Земля так же богата лесами , полями. А наша страна на Земле занимает огромную территорию , она самая лучшая на планете! Как наша страна называется ?

Дети : Россия!

Ведущий:

Планета голубая, Любимая, родная,
Она твоя, она моя, А называется…(Ответ: Земля)

Ты можешь удивляться, Узнав: Земля наш общий дом!

Живут в нём звери, птицы,И мы с тобой живём.

Наша планета –Земля ,Очень щедра и богата.

Горы, леса и поля -Дом наш родной, ребята!

Ведущий:Когда-то давно почвы не было. На поверхности земли находились только камни и скалы. От ветра, дождя, снега скалы трескались, разрушались. Трещины становились всё шире, и камни раскалывались. Они перетирались друг о друга, измельчались и в конце концов через тысячи лет превращались в песок и глину.
Ветер приносил с собой семена растений, самые неприхотливые из которых поселялись на песке, глине. Потом они отмирали и таким образом начал образовываться перегной. А на такой почве уже могли расти и другие растения. 

Мультимедийная презентация. Состав почвы.

Почва – это земля. Мы привыкли её так называть по имени нашей планеты –Земля. Все мы ходим по земле. В сухую  погоду ворчим,  что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва- это её правильное название.

Слайды про разнообразие почвы

ОПЫТ 2. Состав почвы

 Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.

Вывод : Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.

Она поит и кормит растения в теплое время года( а напомните нам, пожалуйста, какие вы знаете теплые времена года, когда вся природа расцветает, а потом цветы превращаются в плоды(весна, лето), но это теплый период сменяется прохладным временем года которое приносит нам дары- осень, и наступает момент, когда деревья начинают сбрасывать листья, готовясь к зиме, они укрывают свою кормилицу–землю (или как правильно её называют — почву)толстым покрывалом сухих листьев желтых, красных, оранжевых

Ведущий:

-Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения на природе. Для этого поиграем с вами

Игра «Если я приду в лесок».

Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо — «хлопаем», если плохо, то- «топаем».

1. Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

2. Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

3. Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

4. Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)

5. Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)

6. Если сильно насорю, а убрать забуду? (нет)

7. Если мусор уберу, банку закопаю? (да)

8. Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)

Слайды про поведение в лесу

Игра «Кто больше соберет мусора»

(На поляне стоят модели 3 деревьев, под деревьями лежит мусор. Выходят 2 команды по 4 человека и собирают мусор на скорость.)

 Ведущий: Как чудесно все вокруг, Когда солнце светит

Когда цветет душистый луг И дует свежий ветер! – !)- Какой же хороший поступок вы сделали , ребята. Как стало чисто ,думаю, что для Земли это будет лучший подарок от вас, ребята .Будьте всегда добрыми , отзывчивыми к природе, оберегайте ее, дружите с ней, как со своими друзьями.

Почва — огромное богатство Земли, на большой земной поверхности растут полевые, овощные, садовые культуры. Поэтому можно сказать, что почва кормит и одевает людей, служит домом (местом обитания) для многих растений и животных. Возможна ли жизнь на Земле без почвы? (Ответы детей: Нет)

Слайды про растения и животных(пчёлы, бабочки, звери).

Ведущий: Есть у природы удивительная кладовая. Положишь в неё весной горсть зерна — а к осени возьмёшь целый мешок. Ведро картошки в этой кладовой превращается в десять ведер. Горсточка семян становится россыпью огурцов и помидоров, моркови и свёклы, пучками редиса и укропа.  Как выдумаете, ребята, что это? (ответ: земля, почва)

Слайды про урожай

Ведущий:Секрет в том, что все это не только опавшие листья и ветки перегнивают, и в этом участвуют, и различные поземные обитатели невидимые нашему глазу. А кто помнит, какие животные участвуют в создании перегноя?  Черви, слизни и улитки, мокрицы и многоножки, крохотные земляные клещики, размером с песчинку, микроскопические грибы и бактерии и в результате их деятельности и образуется перегной – питательный  почвенный слой.Вы знаете и видели, что у многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю. Оттуда они берут необходимые для роста и развития питательных веществ.

Еще почву называют «Подземным царством».

— Как вы думаете, почему?

В ней обитает много жильцов (дождевые черви, жуки, кроты и т.д.).

Смотрим иллюстрации с изображением  подземных жителей.

Ведущая:

Под землею он живет,

Червяков, жучков жует. (Крот.)

Построение команд то же, но ноги — на ширине плеч. Каждый ребенок, начиная с последнего, преодолевает «подземный ход» под ногами товарищей и становится вперед. Побеждает команда, выполнившая задание быстрее.

Ведущая.

Мой хвост не отличишь от головы, Меня всегда в земле найдёте вы. А если вдруг пролился дождик, Я выползаю на дорожки. (Дождевой червь)

Построение: в затылок друг другу, держат друг друга за талию. По сигналу две «гусеницы» семенящим шагом двигаются, кто быстрее, к финишу.

Ведущая:Ребят, я предлагаю вам немного поиграть, Земля задает вопрос и бросает шар.

«Игра с шаром». Проводится игра с шаром. 

Кто живет на земле? (животные, насекомые, цветы т.д.)

Кто живет под землей? (червяки, кроты, жуки т.д)

Кто летает над Землей? (птицы, насекомые)

Когда на улице светло? (днем)

Зачем нужна вода? (пить, купаться, поливать растения т.д )

Для чего нужен воздух? (необходим для дыхания)

Что делают пчелы? (собирают нектар)

Пословицы:русский народ, мудрый народ придумал много поговорок и пословиц  о Земле, и под словом  земля в них имеется в виду почва:

  • Без растений нет почвы, а без почвы не растёт ни одно растение.
  • Лучше один раз хорошо взрыхлить, чем два раза плохо полить.
  • Больше землю удобряй, выше будет урожай.
  • Нет плохой земли, есть плохие пахари.
  • Земля – тарелка, что положишь, то и возьмёшь.

Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?Черви, слизни и улитки, мокрицы и многоножки, крохотные земляные клещики, размером с песчинку, микроскопические грибы и бактерии и в результате их деятельности и образуется перегной – питательный  почвенный слой.

(не загрязнять  почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей»-ведь они нужны почве.

Ведущая : —Молодцы, все про меня уже знаете!

Ребята, нас так много живет на Земле,

И о природе – одной – позаботиться можем вполне!

Ведущий:

— Много тайн и загадок скрывает от нас природа. Но мы с вами на занятиях узнавали интересные сведения о жизни растений и животных, рассматривали картины, иллюстрации о природе. Поэтому знаем ответы на многие вопросы. А теперь давайте ответим на главный вопрос «Какие правила поведения на природе мы должны всегда помнить и соблюдать?»

Правила поведения в лесу.

  1. Забирать животных из леса – опасно для их жизни. Это их дом. Они разучатся самостоятельно добывать себе пищу и могут погибнуть в неволе.
  2. Охраняйте цветы! Ландыши занесены в Красную книгу. Это лекарственное растение.
  3. Не топчите грибы, они полезные: ими лечатся разные животные.
  4. Нельзя ломать ветки деревьев. Дерево – живое и может погибнуть.
  5. Сохраняйте паутину – это дом паука. Там он живёт, питается вместе с паучатами.
  6. Берегите бабочек! Они опыляют растения и могут погибнуть в неволе.
  7. Охраняйте муравейники. Это муравьиный домик. Муравьи – санитары леса.
  8.  Нельзя дотрагиваться до птичьих яиц и птенцов. Птица-мать может бросить это гнездо.
  9.  Костёр в лесу может привести к лесному пожару и гибели всего леса.
  10. Громкая музыка, шум, крик могут распугать птиц, зверей, и они бросят свои гнёзда и норы.

Ведущий:

Без хозяина земля — круглая сирота.

В землю не положишь — и с земли не возьмешь.

Где нет земли, там нет травы.

Земля — кормилица.

Нет земли краше, чем страна наша .

Любите нашу Россию , берегите её богатства , моря , леса и горы ! Не сорите ! В этом успех нашего будущего ! Будете беречь богРебята, Я предлагаю вам зарисовать в группе,  кого-то из «подземных жителей», который вам понравился больше всех. Вы можете нарисовать сад или поле, дающее урожай. Вашей фантазии нет границ. Наше развлечение подошло к концу.

План-конспект

Тема занятия: Почва — святыня наша.

Цели:

  • формировать понятие «почва»;

  • познакомить с составом почвы и населяющими её живыми существами;

  • раскрыть роль почвы в жизни растений;

  • уточнить и дополнить представления учащихся об огромной роли почвы в хозяйственной деятельности человека;

  • развивать познавательный интерес; обогащать словарный запас, кругозор;

  • воспитывать организованность, прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы.

Планируемые результаты:

  • Предметные: приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; обнаружить простейшую взаимосвязь живой и неживой природы;

  • Личностные: организовать самооценивание и взаимооценивание учащимися работы на уроке, формирование ученической компетентности, стремление к получению новых знаний, воспитывать заботливое отношение к окружающей природе; целостный взгляд на мир в единстве природы и человека через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

Вот звонок нам дал сигнал –

Поработать час настал.

Планируемый результат: личностные: положительное отношение к занятиям на кружке..

2. Эмоциональный настрой. Речевая разминка. Актуализация знаний учащихся.(слайд 2)

Учитель:

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

Святыня – это то, что является особенно дорогим человеку, любовно хранимым и чтимым.

  • Как вы думаете, ребята, какую святыню природы можно назвать главной для человека? Без какой святыни природы его жизнь не представляется возможной? (Без земли.)

  • Не догадываетесь? Тогда пусть вам поможет загадка:

Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

Я все терплю и всем добром плачу.

  • Интересно, не правда ли, какая же это святыня, если её бьют, колотят, ворочают и режут?

  • Сдаетесь?

  • Да. Это земля. Слово «земля» имеет много значений: (слайд 3)

  • это и название нашей планеты, на которой мы живем;

  • это и суша как противоположность водному и воздушному пространству;

  • это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория.

  • Но мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле — матушке нашей кормилице или … о чем? Каково её научное название?

  • Почва.

  • Да, это почва. Но всякую ли землю можно назвать почвой?

Планируемый результат: регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, определять границы знаний и незнаний

познавательные:строить речевые высказывания в устной форме, подводить под понятие

коммуникативные: формулировать собственное мнение, вести устный диалог,определение общей цели и пути ее достижения

3. Сообщение темы занятия.

— Сегодня нам предстоит узнать, что такое почва, из чего она состоит, можно ли её отнести к живой или неживой природе, какое значение имеет почва для всего живого на нашей планете: растений, животных, человека.

Планируемый результат: познавательные: принимают и сохраняют учебную задачу.

регулятивные: самоконтроль.

личностные: учебно – познавательный интерес к новому материалу.

4. Работа над материалом занятия.

1. — Итак, давайте уточним ключевое понятие урока и ответим на вопрос: что такое почва? (работа со словарём в парах), (слайд 4-5)

  • Почва – это верхний темный плодородный слой земли.

  • А что значит «плодородный»?

  • Что такое плодородие? (слайд 6)

  • Плодородие – главное свойство почвы.

  • Разберите это слово по составу.

(Плодородие – это способность почвы «рождать плоды», производить богатую растительность, давать обильный урожай. Это главное свойство почвы.)

  • Почему же почва плодородна?

  • Наверное, в ней содержится как раз то, что необходимо растениям для жизни.

2. — Давайте теперь выясним, что же это, ребята? Что входит в состав почвы?

( В состав почвы входят: воздух, вода, перегной, песок, глина, соли.)

— Затрудняетесь с ответом? Давайте узнаем состав почвы с помощью загадок:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

(Воздух.)

Мною можно умываться,

Я умею проливаться.

В кранах я живу всегда.

Ну, конечно, я … (вода.)

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже.

(Песок.)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Они понадобятся сразу.

(Глина.)

— Есть ещё один важный компонент почвы – это минеральные соли.(слайд 7)

В состав почвы входят: воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.

В почве есть живые существа: бактерии, различные животные, корни растений.

Планируемый результат: познавательные:

анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; подведение под правило; установление причинно-следственных связей

личностные: уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях

регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

вносить необходимые коррективы

коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

5. Физкультминутка.

Ведущий – учитель.(Дети повторяют за ведущим движения)

Солнце жаркое печет,

Ветер больно Гору бьет,

И Вода старается –

Трещин прибавляется.

И заплакала Гора:

— Ох, стара я, ох, стара!

Пожалел Лишайник Гору:

Поселился, лезет в гору.

Трещины прикрыла Почва,

Зацвели на ней цветочки.

Загордилась тут Гора:

— Вновь я стала молода!

6.Закрепление полученных знаний.

– А знаете ли Вы, зачем человеку почва и как он ее использует? (ответы детей)(слайд 8)

– Только ли человеку нужна почва? (ответы детей) (слайды 9-10)

-Каковы же причины загрязнения почвы? ? (ответы детей) (слайд 11)

-Что нужно делать, чтобы сохранить почву? (ответы детей) (слайд 12)

-Как вы можете объяснить смысл следующих пословиц? (ответы детей) (слайд 13)

— Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

Планируемый результат: познавательные: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; подведение под правило; установление причинно-следственных связей

регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

вносить необходимые коррективы

коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

личностные: уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях

7.Рефлексия.

«Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (разгадывание загадок, работа со словарем, практическая работа, объяснение пословиц). Перед каждым ребенком — бабочка. Прикрепите свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности вам понравился больше всего. Объясните, почему.

Учитель. Спасибо за работу. Желаю вам успехов!

Планируемый результат: личностная: формирование реальной самооценки 

Итоги занятия. Выводы.(слайд 14)

Планируемый результат: Мотивация на перспективу

Тема урока: Почва. Состав и значение почвы.
Цель урока: сформировать представление о почве и ее образовании, о составе и 
значении в природе и для жизни человека;
 Предметные: знать, что такое почва и ее состав, значение для природы и жизни 
человека,  уметь проводить несложные опыты, используя простейшее 
лабораторное оборудование, уметь передавать содержание в сжатом виде.
Формирование УУД на уроке:
Личностные УУД:  формировать мотивации к учению и целенаправленной 
познавательной деятельности; самооценка на основе критериев успешной учебной 
деятельности; прививать навыки природоохранной деятельности и бережного 
обращения с почвой как объектом  живой/неживой  природы.
Регулятивные УУД: ставить  учебную задачу на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено и того, что ещё неизвестно; выбирать действия в соответствии с
поставленной  задачей и условиями  ее  реализации; прогнозировать     результат и
уровень   усвоения   знаний;  оценивать   результат   учебной   деятельности;   вносить
необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и
учета сделанных ошибок.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации в учебной 
литературе; осознанное и произвольное  построение речевого высказывания в 
устной форме; выбор наиболее эффективного способа нахождения необходимой 
информации;  смысловое чтение, определение основной и второстепенной 
информации;
Коммуникативные   УУД:   формирование   умения   работать   в   группах,
распределять  роли и функции совместной деятельности; выполнять свою часть
работы и встраивать ее в общее рабочее поле; слушать, принимать  чужую точку
зрения,  отстаивать   свою;   ставить   вопросы,  обращаться   за   помощью   к   учителю,
формулировать   свои   затруднения;
  осуществлять   взаимный   контроль;
формулировать   высказывания,     мнение;  согласовывать   позиции   с   партнером;
адекватно использовать речевые средства для предоставления результата.
Ход урока.
1. Организационный момент. 
Чтоб окружающий мир изучать,
Нужно уметь наблюдать,
Признаки предметов любых выделять,
Их общие и различные свойства отмечать. 
Сегодня мы продолжим постигать тайны окружающего мира. Работать вы будите в
1 лабораториях, где вам нужно выбрать хранителя времени (следит за временем
выполнения   задания),   организатора   (следит   за   работой   группы,   фиксирует
оценки в оценочный лист) и докладчика (выступающий), исследователя тайн
(помощник   докладчика),  информатик  (работает   на   ноутбуке).  Результаты
работы   своей   группы   в   лаборатории   вы   будете   фиксировать   в  Дневнике
достижения   Лаборатории.   А   также   у   каждого   работника   есть   индивидуальный
оценочный лист. Итак, приступаем.
2. Самоопределение к деятельности.
Послушайте рассказ: Есть на земле чудесная кладовая. Положите в нее весной
мешок   зерна,   а   осенью   смотришь:   вместо   одного   мешка   в   кладовой   ­20.Ведро
картошки превращается в чудесной кладовой в10 ведер. Горстка семян делается
грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.
­Кто догадался, о какой чудесной кладовой идёт речь?
­ Значит, что мы будем исследовать в наших лабораториях?
­ Действительно, тема урока ­ «Почва» (на доску вывешивается карточка «Почва»)
Научные сотрудники работают по плану. Я тоже предлагаю вам составить план 
работы.
­ Что бы вы хотели узнать о почве?
(Выслушав вас,  мы запишем следующий план)
Цели работы:
            Узнать, что такое почва.
1. Выявить главное свойство почвы.
2. Изучить состав почвы
3. Открыть интересные факты о почве.
3. Постановка проблемы. 
– Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше 
Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. 
– В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы. 
– Это объекты какой природы? (неживой природы)
– Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря 
лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала 
появляться почва. 
– Лишайники и бактерии – это объекты, какой природы?
– Сделайте вывод: 
– Значит, мы узнали, что в образовании почвы участвуют объекты живой и неживой
природы. 
– Но что такое почва? Из чего она состоит?
­ В течение 2­ух минут в лабораториях на слайде вы должны составить 
определение «почвы», выбрав  необходимые  слова. (Верхний плодородный слой 
земли, на котором растут растения.)
2 Чем отличается почва от горной породы? (Только почва обладает плодородием.)
– Из каких слов оно состоит?
– Плодородие – это способность почвы «рождать плоды», производить богатую 
растительность, давать обильный урожай. Это главное свойство почвы.
– Почему же почва плодородна? 
(Наверное, в ней содержится как раз то, что необходимо растениям для 
жизни.)
Оцените работу своей группы в листах самооценки.
стакан,
вода,
комок почвы.
­ Давайте теперь выясним, что входит в состав почвы?  Можем ли мы определить 
это, просто внимательно рассмотрев почву.
Нет. Для того чтобы узнать, что входит в состав почвы, необходимо 
проделать опыты.
4. Практическая работа
В течение 6 минут каждая лаборатория должна провести опыт по инструкции  и 
совместно сделать вывод.
Лаборатория 1.
Оборудование:



Ход опыта
Положи в стакан с водой комок почвы. Напиши наблюдения: на комочке  
появились __________________. Это значит, что в почве есть ______________.
Вывод: в почве есть воздух.
Лаборатория 2.
Оборудование:


Пересыпьте в стакан с водой почву, перемешайте и оставьте отстояться.
Что   вы   видите   на   поверхности   воды?   __________(на   поверхности   плавают
остатки растений)
Подумайте, из чего образовался осадок? __________ (песок, глина)
Как вы считаете, откуда в почве песок и глина? (результат разрушения горных
пород)
Вывод: в почве есть песок, глина.
– Песок – хороший разрыхлитель, он обеспечивает доступ воздуха к корням.
– Глина хорошо удерживает воду,
Лаборатория 3. 
 Оборудование:
 салфетка
 почва
Ход опыта
комок почвы
стакан с водой
3 Возьмем салфетку, насыплем на нее немного почвы и прижмем ее плотно другой
салфеткой. Что вы наблюдаете? Вторая салфетка стала ___________.  Это значит,
что в почве есть ______________.
Вывод: в почве есть вода.
Лаборатория  4 
Оборудование: 


 предметное стекло с солевым налётом;
текст для анализа;
Взяли   несколько   капель   воды   из   стакана,   в   котором   долго   находилась   почва.
Поместили их на стекло. Подержали стекло над огнем.  Подумайте, что вы видите
на стекле? На стекле _______ (соли), которые необходимы растениям для развития
и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые
живут в почве.
Вывод:   соли   ­   это   питательные   вещества,   которые   необходимы
растениям для развития и роста.
Опыт 5.  Проводит учитель. Нагреваю почву. 
Что вы видите и чувствуете? (над почвой появился   дым, в классе неприятный
запах). 
 Из­за   чего   это   происходит?   Сделайте   вывод.  В  почве   перегорают   остатки
растений.   Называются   они   так:   перегной   или   гумус.   От   слова   «гнить»,
«перегнивать». 
Перегной черного цвета. Плодородие почвы определяется количеством в ней
перегноя. В одной почве его больше. И почва, поэтому темная, почти черного
цвета. В другой меньше. Эта почва светлее. Поэтому­то и бывают почвы разного
цвета: серые, светло­серые, темно­серые, черные и даже красные. И называются
почвы   по­разному:   черноземная,   красноземная,   сероземная,   желтоземная.
Вывод: в почве содержится перегной (гумус) – настоящая кладовая
питательных веществ.
Лаборатория 5.По рассказу установите круговорот веществ.  На схему 
приклейте необходимые слова.
Главная часть  почвы  –  перегной. Из  него  под действием   микробов образуются
соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и
животные умирают, их останки попадают в почву и под действием микробов, то
есть   очень   маленьких   живых   существ,   разрушаются   растительные   и   животные
останки, превращая их в перегной.  Учёные установили, что на одном квадратном
метре почвы находится 50 кг микробов. А потом из перегноя снова образуются
соли.   Вот   так   вещества   «путешествуют»   как   бы   по   кругу.   Учёные   говорят:
происходит круговорот веществ в природе.
– Какой вывод сделаем? 
–   Что   входит   в   состав   почвы? (В   состав   почвы   входят   микробы). 
Обобщение:  в состав почвы входят воздух, песок и глина, вода, соли, перегной
(гумус), микробы.
4 ­ Оцените работу группы, удалось ли вам самостоятельно изучить состав почвы.
5. Физминутка.  Чтобы   набраться   сил   перед   открытием   новых   знаний,  давайте
немного отдохнём.
6.  Открытие детьми нового знания. 
­ Послушайте стихотворение.
Сказала лопата:
Земля ­ чтобы рыть.
Ботинки сказали:
Земля ­ чтоб ходить.
А люди сказали:
Земля ­ чтобы жить.
­ Как вы понимаете, о чём говорится в стихотворении?
­ Каждая группа получит задание, которое вы будете выполнять в течение 8 мин.
­ Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. 
­   Оценивать   работу   группы   мы   будем   по   5­ти   бальной   шкале.   После   каждого
выступления   вы   обсудите,     и   выставите   в   таблицу   баллы   по   каждой   группе.
Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку.
Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа,  набравшая от 15 до
14 баллов получают «5», 13­ 11 баллов­ «4», Всем вы будете озвучивать только
итоговую отметку. 
Критерии
оценивания
Слаженность
работы группы
доказать ответ
Правильность
Отметка
ответа
Умение
Итого
        
            
            
1 лаборатория
2 лаборатория
3 лаборатория
4 лаборатория
5 лаборатория
Источник № 1: Учебник. Ч. 2. А.А. Плешаков, стр. 60 – 61. Для верного выбора
правил гигиены органов чувств, можете обратиться к учебнику  с. 62.
Источник № 2:  дополнительная информация. ( В приложении).
6.  Работа в группах.  Учитель выполняет  роль консультанта.
7.Выступления групп.  Итоги подводятся после выступления каждой группы. 
8. Обобщение полученных знаний. Для того, чтобы проверить, насколько хорошо
вы поняли тему исследования, я предлагаю вам выполнить тест.
9. Подведение итогов. Оценивание. 
­  Вот и подошло к концу наше исследование. 
­ Выполнили ли мы цели, поставленные в лаборатории?   
­ Что вам понравилось больше всего?
­   На   столах   у   вас   лежат   круги   красного,   жёлтого   и   зелёного   цветов.   Оцените
работу своей группы. Если у вас всё получилось, и вам понравилась работа группы,
5 покажите круг зелёного цвета. Если, группа  недовольна своей работой на уроке,
покажите   круг   красного   цвета.   А   если   мнение   членов   группы   разделилось,   то
покажите круг жёлтого цвета.
10. Рефлексия.
­ Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с
собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает
во всём в чужих краях. 
Встаньте ребята своими лабораториями в круг, закройте глаза и протяните в центр
руки. Я вам каждому подарю волшебное зёрнышко доброты. Мысленно посадите
его в своём сердце. Пусть оно с каждым днём прорастает всё больше. Люди всегда
бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с
вами   любить,   ценить   землю,   заботиться   о   ней.   Тогда   она   будет   радовать   нас
богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
6

Тип урока и форма учебной деятельности: урок
повторения и обобщения знаний, ролевая игра
 телемост с использованием краеведческого
материала.

Задачи урока: повторение и обобщение
изученного материала; формирование
географического образа малой родины, воспитание
географической культуры учащихся.

Цели:

  • Закрепить уровень знаний, умений и навыков,
    учащихся по изученной теме.
  • Формировать комплекс знаний по теме «Почвы и
    почвенные ресурсы»;
  • Извлечь полезную информацию из представленных
    фактов, проанализировать, сравнить, делать
    выводы, оценить факты с разных точек зрения

Ценностный компонент урока:
рассмотреть почву как универсальную ценность с
элементами краеведения
Эпиграф: «Береги ее, защищай, заботься о
ней, ибо она кормит  людей, защищает и
заботится о них. Уничтожь ее – и человек
погиб».     Джон Сторер

Для оформления:

  • В мире мудрых мыслей:  Мы наблюдаем теснейшее
    взаимодействие мира органического и мира
    неорганического. (В.В.Докучаев)
  • Добра мать для своих детей, а земля – для всех
    людей.
  • «Я знаю, что такое почва. Это не мертвая горная
    порода, это полное жизни, совершенно особое
    природное образование» (В.В.Докучаев)

Участники: географ, эколог, главный
агроном, геохимик.

Оборудование:  карта почв области и
района – атлас Омской области; учебник И.И.
Баринова
«Природа России», материал для   проведения
лабораторной работы: почва, лакмусовая бумажка,
раствор хлорида калия, мультимедийная
презентация (Приложение 1).

Ценностно-смысловое содержание:

  • профориентационная направленность с выбором
     ролей специалистов,
  • формируется опыт эмоционально-ценностного
    отношения к себе и миру,
  • направленное развитие личности обучаемого.

Предварительно несколько учеников выбрали
себе роли-профессии (биолога, агронома, эколога
 и др.) и вместе с учителем обсудили, о чем они
будут рассказывать в ходе работы. Материал (и
текст, и иллюстрации, и слайд презентацию)
подбирали и готовили сами ребята, учитель
исполнял роль консультанта. Таким образом, в ходе
подготовки к уроку учащиеся приобрели опыт
творческой деятельности и умений работать ИКТ.

Ролевая игра на уроке сочеталась с включением
прямой трансляции со «специалистами»
участвующими на уроке, показом слайд –
презентации, что помогло ребятам проявить себя в
разнообразных формах деятельности. Важна и
профориентационная направленность урока с
выбором ролей-специалистов. В ходе урока
происходило формирование опыта
эмоционально-ценностного отношения к себе и
познанию малой родины.

Каждый этап урока сопровождается слайдом из
презентации (Приложение 1).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Ребята, на предыдущих урока вы изучили тему
«Почва» сегодня мы познакомимся с почвами нашего
района и их использованием. У нас сегодня
необычный урок: Вы участники ролевой игры, ваша
задача – принять непосредственное  участие в
повторении пройденного материала и 
практической части урока, заслушать сообщения
учащихся и записать в тетрадь краткие тезисы.
Оценивание: за каждый правильный ответ получают
жетон. В конце урока подводятся итоги,
подсчитывается, кто набрал больше жетонов, 5
человек с наибольшем количеством жетонов
получат оценку «5».

II. Работа по теме урока

– Мы должны вспомнить основные понятия темы:
 «Почва» – общие сведения

1. – Что называется почвой?

Почва – очень сложное природное тело, для
характеристики свойств которого используются
самые разнообразные виды анализа.
Почва – одно из важнейших богатств, которым
располагает человек.
Почва – это рыхлый поверхностный слой
земли.

– А может ли почва возникнуть сама по себе или
нужны какие-то факторы, которые бы влияли на ее
образование? Назовите, какие существуют
 почвообразующие факторы.

Это поможет сделать, прочитав стихотворение
(почвообразующие факторы выделены курсивом):

Взаимодействуют все страны и народы,
Трудом преображая шар земной!
Вот так же в глубине земли породы.
Куют веками благодатный слой!
Животный мир, растений мир богатый
В формированье почвы вносят вклад!
Рельеф и климат, словно две награды
Процессы плодородия вершат!

Край ты наш Омский! Всем ты знаменитый!
Историей, прекрасными людьми!
От лучших черноземов монолиты
Тебя в Париже к славе привели!
У почв, как у людей, – свои задачи:
Рождать, растить, беречь и умножать,
Нести следы культур, цивилизаций.
Трудом, как люди, – землю украшать!

– Назовите основное свойство почвы? (Плодородие)
– Что влияет на плодородие почвы? (Механический,химический
состав, структура почвы)

2. Назовите типы почв (работа с картой)

3. Почвенные ресурсы. Земельные,
почвенные ресурсы (вспомни определение)

4. Назовите виды  мелиорации

5. Назовите ученых, с именами которых
связано изучение почвы?

М.В.Ломоносов – первым поставил
вопрос о происхождении почвы, и сделал вывод, что
почва «происхождения не минерального, а из двух
прочих царств натуры, животного и
растительного».  
В.В. Докучаев – основоположник учения о
почвах.
Горшенин Константин Павлович (1888-1981) –
почвовед. Родился 18 июня 1888 года в Самарской
губернии. После окончания земской школы и
Самарского реального училища, в 1908 году спешно
завершает обучение на естественном отделении
физико-математического факультета Казанского
университета.
Первые научные работы Константина Павловича
посвящены изучению почв вдоль Транссибирской
железнодорожной магистрали.
В 1920 году Горшенин приехал в Омск, где начал свою
педагогическую и научную деятельность на
кафедре почвоведения ОмСХИ, а в 1922 он стал зав.
кафедрой. В 1921 году вышла его первая книга «К
вопросу об эволюции почвенного покрова
Западно-Сибирской низменности». Он лично
участвовал во многих научных экспедициях по
изучению почв Омского Прииртышья, уделяя особое
внимание почвам юга области – сибирским
черноземам. Научная работа «Почвы черноземной
полосы Западной Сибири» (1923) экспонировалась
на 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и
кустарно-промышленной выставке в Москве и была
награждена медалью.
В 1924 году Константину Павловичу было присвоено
звание профессора почвоведения, а в 1936 без защиты
диссертации – ученая степень доктора
сельскохозяйственных наук. Был проректором по
научной работе, деканом агрономического
факультета, членом президиума Ассоциации
почвоведов, членом редколлегии журнала
«Почвоведение», первым редактором журнала
«Земля сибирская, дальневосточная». Работа
Горшенина «Почвы южной части Сибири» (1955)
была отмечена Почвенным институтом им.
В.В.Докучаева АН СССР Золотой медалью им.
академика В.Р.Вильямса и удостоена Ленинской
премии.
Константин Павлович награжден двумя орденами
Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и
другими правительственными наградами, а также
большой Золотой медалью Всесоюзной
сельскохозяйственной выставки.

6. Есть ли у почвы враги?

Выступает эколог:

Оказывается, есть. Это ветер, вода, да, та самая
вода, которая так нужна растениям животным и
человек. Под влиянием природных процессов и
хозяйственной деятельности человека происходит
механическое разрушение (эрозия) и
физико-химическое загрязнение почв.
Почва относится к не возобновляемым природным
ресурсам, для ее образования требуются сотни и
тысячи лет, а резервы сельскохозяйственных
земель на планете исчерпаны. Значит, почву нужно
охранять, заботясь о ней, улучшая ее состояние.
Порядок осуществления государственного
контроля за использованием и охраной земель
устанавливается законодательством. Важно, чтобы
каждый человек планеты видел и выполнял свою
роль в решении этой проблемы. Рациональность
природопользования состоит именно в том, чтобы
включаться в естественный круговорот, а не
разрушать его.
Для того чтобы понять важность данной проблемы,
необходимо знать, какие воздействия губительны
для почв, какие последствия возможны, как их
можно приостановить или уменьшить.

Полезные советы:

  • Для того чтобы избавиться от нитратов,
    накапливающихся в результате нерационального
    внесения удобрений, овощи следует варить.
  • При варке картофеля и моркови в воде окажется до
    60, у свеклы до 40, у капусты до 70% нитратов,
    содержащихся в этих продуктах.
  • При солении, мариновании или квашении число
    нитратов значительно уменьшается (в рассол
    уходит до 60%).
  • Во избежание восстановления нитратов в нитриты
    (еще более сильные яды), на хранение следует
    закладывать хорошо отсортированные,
     неповрежденные овощи.

7. Почему почву называют  «большой
многонаселённый дом»
(биолог)

Действительно, почва похожа на большой дом, в
котором жильцы самые разнообразные: и
микроорганизмы, и насекомые, и черви, и зверьки.
Так, в одном грамме почвы до 10 млрд.
микроорганизмов. Трудно переоценить ту роль,
которую они играют в жизнедеятельности всей
планеты.

Вопрос. Что случилось бы, если бы
микроорганизмы почвы не производили свою работу?

Все отмершие растения содержат массу
питательных веществ, которыми другие растения
смогут воспользоваться только после того, как
микроорганизмы сделают их доступными. В почве
живет великое множество микроорганизмов, каждые
из них выполняют свою работу, вместе же они
повышают плодородие почвы. Кроме того, при
разложении микроорганизмами растительных
остатков из них выделяются не только питательные
соли, нужные растениям, но и углекислый газ. Кроме
того, в почве живут различные беспозвоночные,
которые, находясь в постоянном движении,
перерывают почвы, рыхлят, мельчат остатки
растений. Особенно большую работу совершают
черви, придавая почве структуру. Почва, прошедшая
через их кишечник, слипается, в комки,
обеспечивающие наличие в почве крупных и мелких
пор, благодаря которым, растения имеют в достатке
воды и воздуха, могут нормально дышать и пить.
Структурная почва высыхает гораздо медленнее,
чем бесструктурная, способствуя сохранению
влаги, так необходимой растениям, т.е. повышается
влагоемкость и водопроницаемость почвы.
Лучшим склеивающим, веществом является перегной,
поэтому для повышения плодородия ее обогащают
перегноем. Особенно эффективны в этом процессе
многолетние травы. Кроме того, можно вносить
органические удобрения (торф, навоз), которые
являются источниками перегноя.

Вопрос. Если в почве нет дождевых
червей, о чем это говорит? (О плохой структуре
почвы, о необходимости рыхления)

9. Какие почвы присутствуют на территории
района?
(работа картой)

Таблица 1

Типы и свойства почв

Природная зона Типы почвы Содержание гумуса Свойства почвы Условия почвообразования Использование человеком
           

10. Выступает почвовед:

На процесс почвообразования оказывает большое
влияние рельеф, состав и характер залегания
горных пород, воднотепловой режим местности.
Почвенный покров Исилькульского района очень
пестрый. Формирование почв происходит в условиях
слабоволнистого рельефа, континентального
климата, незначительного стока.
Разнообразие почв объясняется также обилием
грунтовых и поверхностных вод.
Более широко представлены в районе черноземные
почвы.
Образовались черноземы в условиях
недостаточного увлажнения под травянистой
растительностью степей.
Черноземы относятся к лучшим почвам, пригодны
для посева всех сельскохозяйственных культур.
Подтипы черноземов района: обыкновенный,
луговой, карбонатный, солонцеватый.
Наиболее ценен в хозяйственном отношении
чернозем обыкновенный, содержащий до 10 % гумуса.
Лугово-черноземные почвы наблюдаются в ложбинах,
плоских водосборных понижениях близ озер и
болот.
В березовых и осиновых колках распространены
серые лесные почвы.
В районе преобладают темно-серые лесные почвы.
Обладая благоприятными воднофизическими,
химическими свойствами эти почвы являются
лучшими среди лесных почв района.
Серые лесные почвы используются в земледелии.
Сейчас освоены значительные площади земель,
находившихся под лесами.
Своеобразный характер поверхности, наличие
засоленных грунтов и высокий уровень
минерализации грунтовых вод обусловливают
широкое распространение в районе засоленных
почв: солончаков, солонцов и солодей.
Рассмотрим эти типы почв более подробно.

Солоди

Развиваются в отрицательных формах рельефа
(западины и обширные плоские понижения). Солоди –
почвы березовых и осиновых колков или зарослей
ивняка, встречаются на лугах и болотах.
Образовались почвы из солонцов в результате
вымывания солей из верхнего горизонта. Внешне
солоди похожи на подзолистые почвы, народное
название «беляк».
Основными признаками солодей является наличие в
профиле почвы отчетливо выраженного белесового
горизонта вмывания А2 с присущей ему плитчатой
или слоеватой структурой.

Солонцы

Содержание гумуса в солонцах незначительно.
Особенно неблагоприятны физические свойства
солонцов. Во влажном состоянии почва набухает,
становится вязкой и липкой, плохо
водопроницаемой, в сухом состоянии настолько
уплотняется, что не поддается обработке.
Солонцы характеризуются низким естественным
плодородием. Для их использования необходимы
гипсование или глубокое увлажнение. Гипс и
карбонаты для улучшения солонцов можно
использовать из самого профиля почвы путем
глубокой вспашки.

Несмотря на сухость климата, в районе имеются болотные
почвы
. Формируются они на породах тяжелого
механического состава, плохо фильтрующих воду.
Болотные почвы используют в основном под
пастбища и сенокосы.
В результате хозяйственной деятельности
человека, ветровой и водной эрозии почвы
разрушаются, плодородие их снижается.

11. Как узнать, какая по механическому
составу почва на вашем огороде?

Воспользуйся  моей подсказкой
 (рассмотреть образцы и сделать вывод)
Если в почве больше частиц глины – почва
суглинистая и глинистая – это тяжелые почвы, они
плохо промываются, но легко заболачиваются и
засоляются. В такие почвы необходимо (особенно в
глинистые) вносить песок, чтобы облегчить
механический состав.
Легкие почвы – песчаные и супесчаные, легко
промываются, плохо удерживают влагу. В сухое лето
такие почвы требуют обильного полива.
(Из увлажненной  почвы скатать жгут, и сделать
из него кольцо. Если кольцо развалилось, то почва
легкая – песчаная. Если в кольце глубокие
трещины – почва супесчаная. Если  трещины
неглубокие по внешнему краю – почва
суглинистая.. А если трещин нет  – то почва
глинистая).

12. Могут ли быть почвы кислыми?

Выступление главного научного сотрудника
лаборатории геохимии:

Действительно, кислыми бывают лимоны, яблоки
и т.д.
А почвы? Оказывается, кислотность почв – один из
важнейших показателей, характеризующий
ее плодородие. Обуславливается
кислотность почвенного раствора наличием в нем
положительно заряженных ионов водорода (Н+), а
щелочность – отрицательно заряженных
гидроксид-ионов (ОН–). С увеличением числа
водородных ионов раствор становится кислым,
тогда и говорят о кислых почвах. Для большинства
сельскохозяйственных культур высокая
кислотность неблагоприятно влияет на развитие
растений – ухудшается использование растениями
питательных веществ из почвы и удобрений.
Проведем лабораторный опыт  
Как определить кислотность почвы с помощью
индикаторной бумаги?

  • Имеющийся образец почвы (2-3 см куб) смешай с 5-8 мл
    раствором  хлорида калия  в фарфоровой
    чашке.
  • Тщательно перемешай стеклянной палочкой и
    оставь на 1-2 мин.
  • После этого опусти одну индикаторную бумажку в
    содержимое чашки на 1-2 сек.
  • Сравни полученную окраску с имеющейся шкалой,
    определи кислотность.

13. Выступление главного агронома:

Тема почв в наше время очень актуальна так как
одной из главных проблем эффективности
земледелия области остаётся критическая
ситуация в вопросах сохранения плодородия почв.
И наш район не исключение.

Задачи: систематическое
 проведение агрохимических исследований
является незаменимым средством контроля за
состоянием почвенного плодородия и
направленности процессов его изменения,
загрязнённостью почв токсичными элементами.
В почвенных образцах определялись кислотность,
содержание гумуса, фосфора, калия,
микроэлементов, тяжелых металлов.

Общие сведения хозяйстве

Территория Сибирского филиала «ВНИИМК»
расположена в южной лесостепной зоне Омской
области, в центральной части  Исилькульского
района. (площадь 4990 га)
Климатические условия на территории хозяйства
отличаются континентальностью. Холодные зимы,
нередко малоснежные, способствуют промерзанию
почвы в отдельные годы до 250 см, а медленнее
оттаивание их весной ограничивает деятельность
микроорганизмов. Продолжительность
безморозного периода 110-120 дней, но в отдельные
годы может сокращаться на 15-20 дней. Среднегодовое
количество осадков 350 мм, но они крайне
неравномерно распределены по периодам.
Рельеф территории хозяйства представляет собой
слабоволнистую равнину со слабовыраженным
микрорельефом в виде небольших понижений или
повышений, а также всевозможных западин.
Основными почвами хозяйства являются чернозёмы
обыкновенные и солонцы лугово-чернозёмные.

Агрохимическая  характеристика почв

Содержание гумуса

Органическое вещество почвы (гумус) и его
содержание является одним из  оценочных
показателей плодородия почв. Чем больше
содержание гумуса, тем благоприятней водный и
воздушный режимы почв, выше устойчивость их к техническим
нагрузкам, что в конечном итоге сказывается на
величине урожая. По данным исследований почв
хозяйства содержание гумуса в почве от 2.0 – 6.0 %
Необходимо отметить, что содержание гумуса менее
4.0% относятся к критическому уровню для почв
черноземного типа, которые определяют основной
фон пахотных земель хозяйства.

Содержание элементов питания

Агрохимическим обследованием установлены
большие различия по содержанию элементов в
 почвах хозяйства.
Не менее важное значение для жизни растений
имеет калий. Его физиологические
функции разнообразны. Калий способствует
нормальному течению фотосинтеза, накоплению в
растениях ряда витаминов, активизирует работу
многих ферментных систем растений. Калий
улучшает поступление воды в клетки, снижает
процент испарения, что способствует
засухоустойчивости растений при
кратковременных засухах.
При хорошем калийном питании увеличивается
содержание Сахаров в плодах и овощах, крахмала в
картофеле, повышается зимостойкость культур,
устойчивость хлебов к полеганию.
Существенное влияние на формирование урожая и
его качественные показатели, оказывает
обеспеченность почв микроэлементами.
Вся площадь пашни имеет низкое содержание цинка,
меди, кобальта и марганца. При определенных
условиях данные элементы могут оказаться
главным фактором в формировании урожая. Высокая
обеспеченность бором, молибденом и марганцем.
Реакция почвенной среды оказывает существенное
влияние на рост и развитие растений и почвенных
микроорганизмов, на скорость и направленность
химических и биологических процессов,
обуславливает эффективность применения
удобрений.
Как показали результаты химического анализа
почвенных образцов – кислотность 6.3 (близкий к
нейтральному), что указывает на благоприятную
реакцию почвенной среды для возделывания всех
районированных сельхозкультур.

Экологическая оценка состояния
почв

Повышение требований к сельскохозяйственному
производству в экологическом отношении и
требований к качеству продукции в условиях
рыночной экономики, вызвало необходимость
определения в почвах тяжёлых металлов (ТМ).
Данные по содержанию ТМ в почве определяет их
поступление в растение, а затем и в конечную
продукцию. По данным анализов содержание ТМ в
пахотном слое почвы позволяет получать
экологически чистую продукцию.

Мероприятия по повышению плодородия почв

1. Соблюдение    технологии   
обработки    парового    поля,
решения проблемы борьбы с сорняками, создания
хорошей влагообеспеченности культур,
2. Проблему обеспечения сельскохозяйственных
культур азотом во многом можно решить
расширением посевов бобовых культур, под которые
практически не требуется дополнительного
применения данного элемента питания.
3. Использование до 30 % соломы на удобрительные
цели позволит снизить потери гумуса на 500 т и
дополнительно внести азота 16 % фосфора – 8 т
и калия – 25 т.
4. В определенной мере проблему органического
вещества можно решить за счёт сохранения
использования многолетних трав на одном поле до
3-4 лет.
5. Освоение почвозащитной технологии определит
снижение потерь гумуса и элементов питания от
водной и ветровой эрозии.
В условиях Омской области одна тонна минеральных
удобрений, при соблюдении научно-обоснованного
применения даёт дополнительно 3-5 тонн зерна, 30-40
тонн силосных культур, 15-20 тонн картофеля и т.д.

Вопрос. Какие виды мелиораций
проводят в вашей местности? (Осушение, внесение
удобрения, перегноя, правильная обработка полей
и т.д.)
 Почему? (Большая заболоченность и
наличие не везде черноземов)

III. Заключение

Итак, почва – это не только многонаселенный
дом, но и огромный  химический  завод,  
на   котором   в  результате
разнообразных химических реакций происходят
сложнейшие биохимические процессы,
обеспечивающие в конечном итоге жизнь на Земле.
Совершенно очевидно, что для повышения
производительности данного «производства»,
необходимо досконально изучить весь
«технологический процесс», а вмешиваясь в него,
помнить золотое правило; «Не навреди!» Именно в
этом и заключается главная роль человека
разумного.

IV. Вопросы и задания для работы дома:

  1. Составь план своего приусадебного участка,
    размещения на нем культур.
  2.  Как ты оцениваешь свойства почвы на вашем
    участке (плотность, структура, цвет, влагоемкость
    и т.д.) по косвенным наблюдениям (при
    необходимости уточни данные у родителей)? Как это
    отражается на плодородии?
  3. Можно ли считать почву на вашем участке
    плодородной и почему? Обоснуй свое
    мнение.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий на тему похудения
  • Сценарий на тему пожар
  • Сценарий на тему пешеход
  • Сценарий на тему пасха
  • Сценарий на тему отдых