Сценарий на тему вежливые слова

Занятие проводится в форме игры - викторины. Предназначено для детей школьного возраста. Проводится в рамках программы "Нравственные основы"

Смоленское областное государственное бюджетное учреждение

«Демидовский социально–реабилитационный центр для несовершеннолетних «Исток»

Игра – викторина

«Поговорим о вежливости»

Подготовила и провела: воспитатель Иванова Н.С.

Март 2019

Цель: расширение  у детей нравственного представления о вежливости.

Задачи:

  1. Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми. 
  2. Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с

добрыми поступками.

  1. Воспитывать чувства товарищества и дружбы.

Состав участников: воспитанники групп «Радуга» и «Орбита».

Оборyдование: карточки с заданиями по станциям, сладкие призы ,музыкальное сопровождение.

Место проведения: игровой  зал.

Время проведения: 40 минут.

Содержание:

  1. Вводная часть. Приветствие участников.
  2. Основная часть:

— «Станция «Разминка»,

— «Станция — культура общения». Игра «Вежливо – невежливо.

— «Станция — культура внешности». Игра «Мини- викторина»

— «Станцию — культура застолья»,

— «Станцию — народная мудрость»,

— «Станция — культура поведения».

3. Заключительная часть. Подведение итогов. Вручение сладких призов.

Ход занятия:

  1. Вводная часть.

Воспитатель:

— Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые! Я очень рада  приветствовать вас на нашей игре. Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята,  друг на друга и улыбнитесь!

Вступительное слово.

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
– Доброе утро!
– Доброе утро!
Солнцу и птицам
– Доброе утро!
Улыбчивым лицам
И каждый становиться
Добрым, доверчивым
Пусть доброе утро
Длиться до вечера.

  1. Основная часть.

Воспитатель:

— Ребята, вы часто слышите слова от взрослых: «Будь вежлив». А что такое вежливость? (ответы детей). Подведём итог: вежливость-это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться. Поэтому, я сегодня пригласила вас на занятие, чтобы научиться себя вести, чтобы избежать упрёков в свой адрес : «Какой ты невежа!».

— Какие «вежливые» слова вы знаете? Назовите слова, которыми вы начинаете новый день? (доброе утро). Произнеся эти слова, вы желаете своим близким и родным здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы день у них был радостным, светлым и добрым.

— Сегодня,  мы с вами  совершим увлекательную прогулку по Вежливым станциям одного замечательного города Истока.

— В этом городе люди всегда поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу,  любят делать друг другу подарки, говорят добрые и вежливые слова.

 — А станции города Исток таковы:

1. «Станция «Разминка»,

2. «Станция — культура общения»,

3. «Станция — культура внешности»,

4. «Станцию — культура застолья»,

5. «Станцию — народная мудрость»,

6. «Станцию — Размышляй-ка».

Воспитатель:

Первая станция, которую мы посетим  — это станция «Разминка».

Задание: Доскажите слово.

Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома —

Не стесняясь, не лукавствуй,

А скажи погромче… (здравствуй).

Порвал Воробей

Паутинные нити.

Чирикнул смущённо:

Ну…(извините).

Вылез Крот на белый свет

И сказал Ежу… (привет).

Если встретилась компания,

Не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите…(До свидания).

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать… (пожалуйста).

Когда я что-то подарю,

Мне говорят: …(Благодарю).

Тебе подарят что-нибудь —

Благодарить не позабудь!

Если невежей прослыть не хотите,

Очень прошу вас — будьте мудры,

Вежливым словом просьбу начните:

Будьте…(любезны),

Будьте…(добры).

Если, словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить … (спасибо)!

Воспитатель:

— Продолжаем наше путешествие по вежливому городу Исток. 

Следующая станция – станция «Культура Общения».

Дайте правильный ответ на вопросы.

— То, что позволяет общаться нам, не видя друг друга?

Ответ: (Телефон)

— Какие буквы надо вписать в «…тик…», чтобы получить понятие, обозначающее правила

 Ответ: (Этикет)

— Почему здороваясь, мужчины пожимают друг другу руки? Выберите ответ:

А) чтобы продемонстрировать силу мускулов;

Б) чтобы показать, что руки чистые;

В) чтобы убедиться в дружеских чувствах и добрых намерениях друг другу;

Г) чтобы отличиться.

—  Первым приветствует…

А) женщина мужчину;

Б) мужчина женщину;

В) старший по возрасту младшего.

— Дополни высказывание французского короля Людовика 14, который заявил,

что……….вежливость королей и долг всех добрых людей.

Ответ: (точность)

Воспитатель:

— А сейчас попробуем определить, какие вы «знатоки» правил вежливости, так необходимых для общения. Для этого проведём игру «Вежливо – невежливо». Я буду называть ситуацию, а вы должны определить, вежливыми или невежливыми были действия в ней. Если вежливыми были действия, то поднимаете руку, а если нет, то – хлопаете в ладоши.
Игра «Вежливо – невежливо»

  1. Поздороваться при встрече… (вежливо).
  2. Толкнуть, не извиниться… (невежливо).
  3. Не встать, обращаясь к взрослому…
  4. Помочь поднять упавшую вещь…
  5. Не уступить место пожилому…
  6. Пропустить вперёд девочек, когда вы заходите в класс, в раздевалку…
  7. Выкрикивать с места во время урока…

Воспитатель: — Вторая станция, которую, мы должны посетить – это «Станция — культура внешности»

Вам будут представлены вопросы.

— Вставь в пословицу недостающие слова: «По….. встречают, по… провожают»

Ответ: (одежке, уму)

— Подбирая украшения к своей одежде, необходимо руководствоваться:

А) чувством юмора;

Б) чувством стыда;

В) чувством меры.

То, что в переводе с английского означает «шейный платок».

Ответ: галстук.

В какой одежде ходят в кино?

А) в нарядной;

Б) в спортивной;

В) в будничной.

— А сейчас мини-викторина.

1.Кто такой Кутюрье? ( первоклассный портной.)

2.Что такое манекен? Кто такая манекенщица? (кукла в виде фигуры человека; девушка, демонстрирующая модель одежды.)

3.Кто пользуется в своей работе тканью, иглой, утюгом? (портной).

4.Кому в работе нужны ножницы, шампуни, расчески? (парикмахер.)

5.Что такое подиум? («Приподнятое» место для показа мод.)

6.Для чего нужна шляпа? (Греет, защищает от солнца, дополняет наряд.)

Воспитатель:

— Третья станция нашего города — это «Станция — культура застолья»

Вам будут представлены вопросы.

— То, что следует есть ложкой очень аккуратно, не хлюпая.

Ответ: суп

То, что с общей тарелки принято брать руками, а не вилкой.

Ответ: хлеб

Профессия человека, прислуживающего за столом.

Ответ: официант

Фрукт, которым древние римляне обычно заканчивали обед.

Ответ: яблоко

— Из какого материала изготовлялись первые салфетки?

А) из бумаги;

Б) из асбеста;

В) из золота.

Ответ: Б) из асбеста.

Воспитатель:

— Еще одна станция города — это «Станция — народная мудрость»

— Как известно, люди издавна стремились к добру и ненавидели зло и эту мысль они отразили в пословицах и поговорках, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение. Сейчас я хочу проверить, а знаете ли вы пословицы и поговорки о доброте и вежливости.

Задание такое: Из разбросанных слов составьте пословицу .

— Итак, проверяем.

Пословицы:

1. Добрые дела красят человека.

2. Без добрых дел – нет доброго имени.

3. Добрый человек — несет мир.

4. Кто со злом не повстречался, тот добра не понимает.

5. Жизнь дана на добрые дела.

6.Делай людям добро — будешь сам в добре.

7.Чего в другом не любишь, того и сам не делай

8.Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.

9.У себя как хочешь, а в гостях – как велят.

10. От одного слова, да навек ссора.

— Ребята, а чему учат все эти пословицы?

— Молодцы, ребята, вы справились с испытанием. Многому научила нас станция Народной мудрости, мы покидаем ее и отправляемся дальше. Последняя наша станция – станция «Культура поведения». Дайте ответы на следующие вопросы.

Вопрос. Что вы должны сделать, если в комнату к вам входит старший, а вы сидите?

Ответ. Нужно встать, подать стул, а самому садиться только после приглашения.

Вопрос. Как вести себя при входе старшего в класс?

(Учащиеся должны дать соответствующий ответ.)

Вопрос. Как вы должны вести себя при встрече со старшими на улице, дома?

Ответ. Остановиться, поздороваться первым.

Вопрос. Как вести себя при разговоре со старшими?

Ответ. Разговаривать стоя, не закладывать руки в карманы, стоять прямо, разговаривать спокойно.

Вопрос. Если вы обращаетесь к старшим, как вы их должны называть? На «вы» или «ты»? (Соответствующий ответ.)

Вопрос: Какие слова мы говорим при встрече?

Ответ: («Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Я рад тебя видеть», «Как ты себя чувствуешь? »)

Вопрос: Какие слова мы говорим при расставании?

Ответ: («До свидания», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Всего доброго»)

Вопрос: Какие слова мы говорим во время завтрака, обеда, ужина?

Ответ: («Приятного аппетита», «Благодарю», «Спасибо», «Все было очень вкусно»)

Вопрос: Какие слова мы говорим перед сном?

вет: («Спокойной ночи», «Доброй ночи», «Приятных снов»)

Вопрос: Во время игры вы нечаянно толкнули друга и он упал. Как вы поступите?

Ответ: (Извинится и помочь встать.

Вопрос: Вы собрались нарисовать рисунок, у вас нет нужного карандаша, а у друга есть. Как вы поступите?

Ответ: (Попросить вежливо: «Дай пожалуйста»)

3.Заключительная часть. Подведение итогов

Воспитатель:

— Дорогие, ребята! Мы с вами живём в 21 веке и мы просто обязаны быть вежливыми и культурными людьми.

— Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились!

Рефлексия.

 — Вам понравилась сегодняшняя игра? Хотите еще раз в нее сыграть?

Спасибо всем за внимание и поддержку.

До следующей встречи.

Анализ мероприятия:

В данной игре участвовали дети группы «Орбита» и «Радуга». Дети самостоятельно разделились на две команды «Самые добрые» и «Самые веселые».  Вызвали интерес такие задания как мини – викторина, игра «Вежливо – невежливо», разминка и игра с пословицами. По результатам игры победила «Дружба». Рефлексия: все дети хором сказали, что игра очень понравилась. Большинство детей хотели бы еще раз поиграть в нее.

СЦЕНАРИЙ

занятия в кружке «Азбука общения»

для обучающихся 1-3 классов

Автор — разработчик:

КРИЦКАЯ ОЛЬГА ВЯЧЕСЛАВОВНА – методист МБУ ДО ДДТ

Тема занятия: «ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА И ПОСТУПКИ»

Цель: прививать навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и другими людьми.

Задачи:

Продолжать учить пользоваться вежливыми словами. 

Познакомить с историй слова «спасибо».

Расширять понятие детей о культуре поведения.

Ход занятия

Организационная часть.

Педагог: Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада видеть вас на занятии. Сегодня у нас в гостях педагоги Дома детского творчества. Поприветствуем их. Вспомните разные слова приветствия. (Дети приветствуют разными словами).

Основная часть.

  1. Беседа о вежливости.

Педагог: Ребята, с каким настроением вы сегодня пришли на занятие? А почему? Давайте поделимся своими мыслями и настроением со всеми.

(Игра «Мое настроение» — дети передают мяч, говорят о том, какое у них настроение и почему.)

Дети, как вы думаете, а от чего может быть хорошим настроение у ваших родителей? (Ответы детей)

Я уверена, что у всех без исключения родителей настроение становится хорошим тогда, когда они видят своих детей хорошими людьми. А каким должен быть человек, чтобы его называли «хорошим»? ( Добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми.)

Вот сколько замечательных качеств у хорошего человека. Обо всем мы на одном занятии точно не успеем поговорить. Давайте поговорим о вежливости, о вежливых словах, о том, как быть вежливым в различных ситуациях.

А что значит быть вежливым?

Какие вежливые слова вы знаете?

Сколько вежливых слов вы говорите в день? Давайте посчитаем.

(Анализируется день и слова, которые говорят дети в течение дня.)

Ребята, а кто из вас вежливый?

Вежливые слова – это слова, от которых людям становится теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Но не только слова должны быть у нас добрыми. Надо, чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, добрыми, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть, стыдиться. Надо стараться всегда и во всем быть полезным людям.

Для того чтобы дети лучше запоминали вежливые слова и то, где и когда их надо употреблять, придумано много стихов, загадок. Наверняка и вы слышали такие стихи и загадки. Давайте с их помощью еще раз вспомним, а если не знали – узнаем вежливые слова.

Вежливые слова

Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…»
(Привет!)

А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»
(Здравствуй!)

К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»
(До свиданья!)

Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»
(Извини!)

Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»
(Спасибо!)

Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…»
(Браво!)

Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»
(Будь здорова!)

Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…»
(Пожалуйста!)

Бегемот и Слон, поверь,
Не пролезут вместе в дверь.
Тот, кто вежливей, сейчас
Скажет: «Только…»
(после вас!)

Муха Жу, хоть не хотела,
В скорый поезд залетела.
Ей букашки Фло и Фти
Скажут: «…»
(Доброго пути!)

Бык ромашек накосил
И барана пригласил.
Тот один съел угощенье,
Но сказал: «…»
(Прошу прощенья!)

Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…»
(Добрый день!)

На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…»
(Добрый вечер!)

Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…»
(Спокойной ночи!)

Дети Даша и Егорка
Сыр для пиццы трут на терке.
Просят мышки из норы:
«Дайте! Будьте…»
(так добры!)

Увидали обезьяны,
Слон под пальмой ест бананы,
И кричат ему они:
«Вкусно? Ты хоть намекни!»
Вежлив слон, не сомневайтесь,
Он им скажет: «…»
(Угощайтесь!)

Повстречал кабан в лесу
Незнакомую лису.
Говорит красавице:
«Разреши …
(представиться!)

Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита
«Ешьте! Приятного вам …»
(аппетита!)

Видела девочку – Настенку,

Я на улице сейчас.

Настя — славная девчонка,

Настя ходит в 1класс!

Но давно уже от Насти

Я не слышу слова… (Здравствуйте)

Встретил Витю, я соседа,

Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла!..

Но представьте! – зря от Вити

Ждал я слова… (Извините)

А слово – то какое. Очень дорогое.

Дед про внучку говорил:

Я портфель ей подарил,

Вижу, очень рада!

Но – нельзя ж молчать как рыба,

Ну, сказала бы…(Спасибо).

Итог: Ну что же, вы знаете вежливые слова. Не стесняйтесь употреблять их, вспоминайте о них при каждом удобном случае.

2.2.. Беседа об истории слова «спасибо».

Педагог: Ребята, вот девочка в последней истории не сказала слово «спасибо» за что? А за что говорят спасибо? За что и кому вы говорите спасибо? (Ответы детей)

В древние времена наши предки, говоря слова благодарности, использовали только глагол «благодарить»: они произносили: «Благодарствую!», «Благодарю!». Как вы понимаете значение этого слова, из каких слов оно сложилось? (Ответы детей)

Но со временем слово «благодарю» заменили на «спасибо».
Родилось оно в XVI-м веке из словосочетания
«спаси Бог». Впоследствии выражение преобразовалось, сократилось. И на свет появилось всем нам знакомое с детства слово «спасибо». Это слово есть на всех языках мира. Предлагаю разучить, как звучит слово «спасибо» в разных странах.

Английский: Тhank you (сэнк ю)

Грузинский: Mahd-lobt (мадлобт)

Датский: Tak (цак)

Итальянский: Grazie (грацие)

Китайский: Xie-xie (Сье-сье)

Немецкий: Danke schön (данке шон)
Польский: Dziekuje bardzo (джинкуе бардзо)

Татарский: Rekhmet (рехмет)
Французский: Merci beaucoups (мерси боку)

Чешский: Czech: Dekuju (дякую)

Японский: Domo arigato (домо аригато)

Итог: Думаю, что придя домой сегодня, вы порадуете своих родных благодарностью на русском или каком-то иностранном языке. Главное – не забывать говорить слова благодарности.

2.3. Обыгрывание ситуаций.

Педагог: Продолжаем разговор о вежливости. Вежливый человек всегда внимателен к людям, он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Старшие стараются научить младших вести себя вежливо и культурно в разных ситуациях. А вы, ребята, уже много знаете о правилах вежливого поведения, знаете много вежливых слов, так что я предлагаю вам побыть в роли взрослого, который дает наставления ребенку.

Первая ситуация.

Пусть Ваня будет папой, а Максим и Никита — его дети. Вы собираетесь в гости. «Папа» должен объяснить «детям», как нужно и как нельзя вести себя в гостях.

Вторая ситуация.

Мама велела прийти домой в 3 часа дня. Но у вас нет часов. Вы гуляете в парке, где на лавочке сидит старичок и читает газету. Вам придётся обратиться к нему. Как вы это сделаете?

Третья ситуация.

Сейчас послушайте вопрос-задачу и скажите, какую ошибку допустил Костя. «Приходит утром Костя в школу. Костя, увидев в классе учительницу, обрадовался, подбежал к ней и начал рассказывать, какую он вчера интересную книгу читал». (Ответы)

Правильно. Не берите пример с такого мальчика. Запомните, что при входе в класс нужно аккуратно раздеться, культурно и вежливо пройти, здороваясь со старшими и со своими друзьями. А если вы пришли вместе с одноклассницей девочкой. Кто первым должен войти в класс? Вежливый мальчик всегда пропускает девочку вперед, а вежливая девочка – благодарит мальчика за это.

Итог: Надеюсь, вы все стараетесь поступать именно так.

Игры на закрепление.

Педагог: Друзья, предлагаю вам поиграть. Игры все вам знакомы, изменяется лишь тема игры. Поэтому о правилах я много говорить не буду.

Игра «Я знаю…»

Педагог: Предлагаю поиграть в игру «Я знаю..», но не просто называть слова, а с повторением с предыдущих слов. А называть мы будем вежливые слова.

Игра «Угадай-ка»

Педагог: Выбираем водящего, я загадывает ему вежливое слово. Водящий должен объяснить, где и когда это слово употребляться. Все остальные должны отгадать слово.

Игра «Вежливо – невежливо»

Педагог: Мы все становимся в круг. Я говорю фразу. Если фраза вежливая – вы садитесь на корточки, если нет – стоите.

— счастливого пути;

— чао!

— приветствую вас;

— не болей – не кашляй;

— добрый день;

— до скорой встречи;

— чмоки-чмоки;

— извините;

— простите;

— красавчик, дай пять;

— спасибо.

Игра «Кроссворд»

Детям предлагается кроссворд для коллективного разгадывания.

Слово, которым следует попросить прощения у учителя. (простите)

Новому знакомому говорят: «Приятно было…» (познакомиться)

Приветствие при встрече со взрослым. (здравствуйте)

Прощаясь говорят: «До скорой …» (встречи)

Толкнув нечаянно товарища, следует сказать…. (извини)

Каким словом можно заменить слово «спасибо». (благодарю)

Какое слово вежливый человек добавляет к просьбе. (пожалуйста)

Педагог: Друзья, какое слово сложилось из букв в выделенных квадратах? Когда мы, как вежливые люди, будем употреблять его?

Итог: Молодцы, ребята. Надеюсь, вы после наших игр еще лучше запомнили, как следует вести себя в обществе, как вежливо разговаривать.

6. Заключительная часть.

Педагог: Наше занятие подходит к концу. Как вы считаете, с пользой ли прошло наше занятие или все известно и об этом больше не надо было говорить? (Ответы детей)

Ребята, помните! Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям.

Вежливость — это умение вести себя так, чтобы другим было с тобой приятно.

Всякой встрече грозит расставанье,

Но увидимся с вами опять.

Так приятно сказать «До свиданья!»,

Чтобы «здравствуйте» завтра сказать.

Как бы ни было в жизни нам туго,

Нужно вежливость не растерять.

Мы окажем вниманье друг другу

И друг друга сумеем понять.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ
ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХССЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ
РОЛИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛАИНТЕРНАТ № 5 ДЛЯ
ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ,
п.г.т. НОВОБУРЕЙСКИЙ

Конкурсно игровая программа:

«В гостях у вежливости»

Воспитатель: Банадысева О.Ф. 2016г.

  • Цели:

  • Закрепить и обобщить понятия: “вежливость”, “волшебные слова”, “добрые дела и проступки”.

  • Развивать навыки обобщения, правильного применения волшебных слов, добрых дел на практике.

  • Воспитывать у учащихся чувство взаимопомощи, доброты, чуткости, уважение к личности другого человека.

Ход мероприятия:

1. Введение в тему.

Друзья, вот вам на всякий случай Стихи о школьнике одном

Его зовут… а впрочем, лучше Мы здесь его не назовём.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите» — Произносить он не привык,

Простого слова «извините» Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень Сказать при встрече: «добрый день».

Казалось бы, простое слово, А он стесняется

И в лучшем случае «здорово» Он вместо «здравствуй» говорит.

А вместо слова «до свиданья» Не говорит он ничего

Или заявит на прощанье: «Ну, я пошёл, пока, всего»…

Не скажет он друзьям по школе «Алёша», «Петя», «Ваня»,

Своих друзей зовёт он только «Алёшка», «Петька», «Ванька»

Ребята, мы не можем тут Сказать вам, как его зовут.

Мы честно вас предупреждаем, Что имени его не знаем.

Но, может быть, он вам знаком И вы встречались с ним где-либо,

Тогда скажите нам о нём, А мы… мы скажем вам «спасибо».

Ребята, о каких словах забыл герой этого стихотворения? Правильно, о вежливых. Значит, его можно назвать невежливыми. Наше мероприятие сегодня называется «В гостях у вежливости»

— Когда мы произносим вежливые слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей

2. А сейчас выясним, знаете ли вы вежливые слова. Давайте разделимся на команды и поиграем, только с вежливыми словами.

Игра «Доскажи вежливое слово» сейчас я буду каждой команде задавать по вопросу, а вы постарайтесь ответить

— Растает ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо)

— Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день)

— Если больше есть не в силах, скажем поварам… (спасибо)

— Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… (здравствуйте)

— Когда нас бранят за шалости, говорим… (прости, пожалуйста)

— И во Франции, и в Дании на прощанье говорят… (до свидания)

                      Эти слова всем известны давно, Видишь — они просты и не новы.

                    Но я ещё повторю всё равно — Добрые люди, будьте здоровы!

-Добрый день! – тебе сказали! -Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали Теплоты и доброты.

Играем дальше

Игра «вежливо – невежливо»

Если вы посчитаете что поступок вежливый (хлопните в ладоши). Если невежливый (топаем ногами). 

  1. Поздороваться при встрече.

  2. Толкнул, не извинился.

  3. Помочь поднять упавшую вещь.

  4. Громко разговаривать в общественных местах.

  5. Обозвать обидным словом одноклассника.

  6. Не уступить место пожилому человеку.

  7. Не снять шапку, когда заходишь в школу?

  8. Говорить “Спасибо” за подарок?

  9. Поздороваться при встрече?

  10. Перебивать во время разговора?

  11. Извиниться за вынужденное опоздание?

  12. Уйти и не попрощаться?

  13. Помогать старшим?

  14. Не уступить место старшим в автобусе?

  15. Бегать по коридорам, сбивая всех с ног

Молодцы ребята! Если относиться друг к другу вежливо, можно многих неприятностей избежать.

Игра «Паутинка» (доброе слово «Доброта»).команда подходит к столу, где находиться лист с буквами, надо соединить эти буквы стрелочками и получить слово

Воспитатель:

С детства мы любим
    Играть и смеяться
    С детства мы учимся добрыми быть
    Вот бы такими всегда оставаться
    Чтоб улыбаться и крепко дружить

Игра Заменить «плохие» слова на «хорошие».

Надо дописать доброе слово напротив грубого

Грубый — ласковый,

злой — добрый,

жадный — щедрый,

грустный — веселый,

вражда — дружба,

горе — радость,

обман – правда,

жестокость — нежность,

ненависть — любовь.

———————————

Воспитатель:

Добрый день – тебе сказали

Добрый день – ответил ты
Вас две ниточки связали
Доброты и теплоты

Игра «Вежливость»

Следующее задание такое: я буду читать каждой команде начало предложения, а вы произносите его концовку

Растает даже ледяная глыба От слова тёплого … (спасибо)

Зазеленеет старый пень Когда услышит … (добрый день)

Мальчик вежливый и развитый Говорит при встрече … (здравствуйте)

Если больше есть не в силах, Скажем маме мы … (спасибо)

Когда нас бранят за шалости Мы говорим … (прости, пожалуйста)

И в России и в Дании На прощанье говорят … (до свидания)

На уроке будь старательным, Будь спокойным и … (внимательным).

Всё пиши, не отставая, Слушай, … (не перебивая).

Говорите чётко, внятно,  Чтобы было всё … (понятно).

Если хочешь отвечать, Надо руку … (поднимать).

На математике считают, На перемене … (отдыхают).

Будь прилежен на уроке, Не болтай, ты не … (сорока).

Если друг стал отвечать Не спеши … (перебивать).

А помочь захочешь другу – Подними спокойно … (руку).

Знай: закончился урок, Коль услышал ты … (звонок).

Когда звонок раздался снова, К уроку будь всегда … (готовым).

Чтоб не тревожились врачи,  На переменах не … (кричи).

Кто в дружбу верит горячо,

Кто друга чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадёт.

Ты добрых слов не пожалей

Произнеси их для друзей.

Игра (Нарезать бумагу с хорошими и плохими славами). У каждой команды на столе лежат хорошие и плохие слава, и какая команда соберет больше хороших слов та и выграла.

Добрые слова – корни.

Добрые мысли – цветы.

Добрые дела – плоды.

Добрые сердца – сады.

Игра «И мы» .

Правила игры. Я буду читать рассказ, когда я сделаю паузу во время рассказа, вы должны сказать «и мы». Слушайте внимательно и думайте, где надо сказать, а где лучше промолчать.

«Пошёл я однажды в лес…….и мы

Смотрю в кустах медведь малину ест…..?

Я как закричу…

И мы!

Медведь как зарычит..

Да как побежит..

И я дальше пошёл….!

Смотрю дятел на сосне головой об неё стучит…

Я как свистну…….!

Дятел испугался и улетел…

А я дальше пошёл…

И мы.

——————————-

Настанет, друзья,

Счастливое время,

Настанут чудесные дни.

Ребята приветливы будут со всеми,

Грубить перестанут они.

Пусть грубость исчезнет навеки,

Пускай по рецептам врачей

Появятся в каждой аптеке

Лекарства для грубых детей.

Игра: У вас на столе лежат карточки с заданием. Задание такое: Соедините начало пословицы с ее окончанием. Дается несколько вариантов окончания. Найдите правильный ответ. (1 минута). Проставьте по номерам

1.Добрые дела

а в гостях – как велят.

2.Без добрых дел

на добрые дела.

3.Добрый человек —

красят человека.

4.Кто со злом не повстречался,

тот добра не понимает.

5.Жизнь дана

несет мир.

6.Делай людям добро —

да навек ссора.

7.Чего в другом не любишь, 

будешь сам в добре.

8.Не думай быть нарядным,

того и сам не делай

9.У себя как хочешь, 

нет доброго имени.

10.От одного слова, 

а думай быть опрятным.

— Итак, проверяем.

Ответ:

1. Добрые дела красят человека.

2. Без добрых дел – нет доброго имени.

3. Добрый человек — несет мир.

4. Кто со злом не повстречался, тот добра не понимает.

5. Жизнь дана на добрые дела.

6.Делай людям добро — будешь сам в добре.

7.Чего в другом не любишь, того и сам не делай

8.Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.

9.У себя как хочешь, а в гостях – как велят.

10. От одного слова, да навек ссора.

В мире, где добро и нет невеж,

Где любовь, забота, счастье, свет.

Где мы помогаем всем,

Не должны хамить…

Надо, чтобы Вежливость была,

Чтоб в душе у каждого доброта жила.

Игра :Исправьте ошибки в ситуациях

Ситуация 1. В автобусе сидят 2 девочки, громко смеются и едят мороженое, а перед ними стоят пожилая женщина, пожилой мужчина и женщина с маленьким ребёнком.

Ситуация 2. Однажды девочка шла по улице и ела булочку. Вдруг она решила зайти в библиотеку. Там девочка начала громко говорить и объяснять библиотекарю, какая книга ей нужна.

Ситуация 3. Мальчик, вбежав в магазин, сбил с ног выходившую девочку и, несмотря на длинную очередь, подбежал к продавцу и сказал: «Дайте мне булку хлеба».

Ситуация 4. «Можно ли наклонять во время еды тарелку с супом? В какую сторону? (делать это можно, но наклонять тарелку нужно от себя, чтобы не пролить еду на одежду)

Ситуация 5.«  Как нужно принимать подарки? (завернутый подарок развернуть, рассмотреть и поблагодарить того, кто принес: ему ведь тоже интересно, понравился ли подарок?)

Ситуация 6 « Как мне поступить, если я вошел в автобус и увидел, что  на задней площадке  стоят мои друзья. Надо ли здороваться с ними. И как это сделать?(здороваться нужно, но не кричать через весь автобус)

Добрым быть совсем,

                Совсем непросто,

                Не зависит доброта от роста,

                Не зависит доброта от цвета,

                Доброта – не пряник, не конфета.

                Доброта с годами не стареет,

                Доброта от холода согреет,

                Если доброта, как солнце, светит,

                Радуются взрослые и дети.

А теперь поговорим о вежливости в гостях

Пригласили в гости Славу,

Стол накрыли вкусный, Стол красив на славу!

Только Слава сообщил: «Ну и кислые же щи!

А салат из овощей Имеет запах тех же щей!

Есть у вас не буду! Пусть голодным буду!»

Воспитатель: Ну, это уж слишком. Подскажите какие правила на соблюдать в гостях.

_В гостях нельзя критиковать еду,

_ нужно хвалить хозяйку и ее кушанья.

— в гостях нужно разуваться.

— Надо помочь после праздника убрать хозяйке со стола.

— Нельзя приводить с собой друзей, если позвали только тебя.

— Нехорошо опаздывать.

— Надо мыть руки перед едой.

— Нельзя мусорить в гостях.

— Не стоит надоедать своим присутствием и засиживаться допоздна.

До свидания

На прощанье

Говорим;

О том и речь,

Что ещё нас ждут свиданья,

Много-много новых встреч!

«Спасибо»

Цель: привитие детям потребности культурного поведения.

Задачи:

  1. Дать понятие об этикете.
  2. Раскрыть историю понятия этикет.
  3. Отработать навыки культурного поведения.

Оформление:

“Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость”.
(М.Сервантес)

“Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям”.
(Ж.Руссо)

“В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой; пусть же
он своевременно поливает первое и истребляет второе”. (Ф.Бэкон)

Приложение 1.

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим о том, что включает в себя
понятие “этикет”, как развивалось оно со временем; о правилах поведения в
современном обществе.

Начиная с самого раннего возраста, мы обретаем определенную культуру
поведения. Все без исключения наши поступки могут быть красивыми или
некрасивыми. Мы можем говорить грубо или учтиво, наши движения могут быть
изящными или неуклюжими, манеры – изысканными или вульгарными, отношения к
другим – достойным или невежливым. Общая культура складывается из многих
составляющих. Как приятно иметь дело с людьми, умеющими вести себя красиво, и
сколь тягостно общение с грубыми, невежливыми людьми.

Ни одна эпоха не обходилась без правил и норм человеческого поведения и
общения. Об этом можно прочесть в античных стихотворениях, в “Одиссее” Гомера, в
памятниках древнерусской литературы, например, в “Поучении” Владимира Мономаха,
написанном еще в Х веке.

“Куда ни поедете, где ни остановитесь в пути, везде напоите и накормите
всякого просящего; больше всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел… Больного
посещайте… Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому
при встрече доброе слово…

В XVII веке на одном из пышных приемов французского короля Людовика XIV
гостям вручили карточки с перечислением требуемых от них правил поведения. От
французского названия карточек – “этикеток” – и произошло слово “этикет”. Этикет
– это свод правил поведения в обществе. При Петре I трижды издавали книгу для
молодых людей “Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению”. В
ней, помимо, азбуки и арифметики, излагались и правила поведения в общественных
местах.

“Никто не имеет права повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить
или на людей косо взглядывать, но прямо и не согнувшись ступать.

Над ествою не чавкай и головы не чеши; не проглотя куска, не говори, ибо
так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже”.

Этикет сегодняшнего дня далек от этикета Людовика XIV или Петра I. Но часть
правил пришла к нам из истории. Прошедшие века стали фильтром. Который отсеял
незначительные и бесполезные правила и оставил нам только наиболее рациональные
из них.

Сейчас я приглашаю вас на несовсем обычное соревнование – турнир
вежливости
.

Он посвящен правилам этикета в современном обществе.

(Воспитанные, любезные, культурные, великодушные.

Доспехи ваши – вежливость и любезность, внимание и доброжелательность.)

За каждый правильный ответ будет выдаваться жетончик. Победителем окажется
тот, кто к концу нашего мероприятия наберет наибольшее количество жетончиков.
Итак, внимание! Начинаем!

Для разминки проведем конкурс – поэтическую игру “Словарь вежливых слов”.

  1. Растет даже ледяная глыба От слова теплого….(“Спасибо.”)
  2. Зазеленеет
    старый пень, Когда услышит…. (“Добрый день.”)
  3. Мальчик вежливый и развитый
    Говорит, встречаясь…(“Здравствуйте.”)
  4. Если больше есть не в силах, Скажем
    маме мы… (“Спасибо.”)
  5. Когда нас бранят за шалости, Говорим… (Прости,
    пожалуйста.)
  6. И во Франции, и в Дании На прощанье скажут…(“До свидания.”)

Одной из важнейших составляющих культуры поведения является речевой этикет.

Поговорка “Ничто не обходится столь дешево и не ценится столь дорого,
как вежливость”
хоть и не нова, но, как и прежде, очень актуальна.

Помните в сказке “О мертвой царевне и о семи богатырях”, когда
царевна в простом платье предстала перед богатырями, Пушкин говорит: “Вмиг по
речи те спознали, что царевну принимали”.
Мы еще не знакомы с человеком, но
стоит ему заговорить, и с первых его фраз мы можем многое о нем узнать. Если
постараться, то можно определить и его образование, и социальный статус, и
возраст.

Своеобразие речи каждого человека составляют и его индивидуальный словарный
запас, и набор грамматических структур, и интонация.

Чем больше слов в багаже, тем четче и яснее человек может выражать свою мысль,
тем убедительнее будут его доводы, тем легче ему будет общаться.

Ученый установили, что словарный запас А.С. Пушкина составлял 22933 слова. У
большинства людей словарный запас скромнее – около 4 тысяч слов.

Задание:

Давайте попробуем одно и тоже коротенькое слово “да” произнести по-разному:
громко и тихо; неуверенно и решительно; восторженно и задумчиво; нежно и
иронично; торжествующе разочарованно; с энтузиазмом и скучающе.

  1. Скажите, к кому вы обычно обращаетесь на “ты”? (К близким людям, друзьям,
    членам семьи, взрослые к детям.)
  2. К кому вы обычно обращаетесь на “вы”? (К малознакомым и незнакомым
    взрослым, к тем людям, кто значительно старше; так можно обратиться и к
    хорошо знакомому человеку, и даже к родственнику в строгой, официальной
    обстановке.)
  3. Вы входите в помещение, где уже кто-то есть. Кто должен здороваться
    первым – вошедший или те, кто находится в помещении? (Вошедший.)
  4. Вы знакомитесь с человеком. Что вы сообщите друг другу в качестве самых
    важных сведений о себе? (Свои имена.)
  5. Должен ли мужчина встать, когда его представляют? (Да.)
  6. В каких случаях женщина должна встать при знакомстве? (Когда
    ее представляют старшему по возрасту или положению.)

“Мы идем в гости!”

Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро!
Тарам-парам, парам-тарам, на то оно и утро!

Умение встречать гостей – большое искусство и одновременно один из секретов
человеческого счастья.

  1. Когда нужно приглашать на день рождения: за несколько часов до
    празднования или заранее? (Это необходимо сделать заранее, за несколько дней.
    Ведь у ваших друзей могут быть другие планы, к тому же гостям нужно успеть
    купить или подготовить подарок.)
  2. Как поступить, если тебя пригласили в гости? (Поблагодарить, спросить
    разрешения у родителей.)
  3. Обязательно ли договариваться о времени, приглашая друг друга в гости?
    (Обязательно.
    Дежурная фраза “Заходи как-нибудь в гости” – это, по сути дела, плохо
    завуалированное оскорбление.)
  4. Можно ли приглашать в гости по телефону? (Можно, но только очень
    близкого друга.)
  5. Как нужно вести себя в гостях? (Быть веселым, приветливым, не пытаться
    привлечь к себе особого внимания.)
  6. Должны ли хозяева знакомить незнакомых друг с другом гостей? (Должны;
    более того, это их обязанность.)
  7. Представьте, что у вас дома собрались гости, все уже приготовлено, стол
    накрыт, но один из приглашенных опаздывает. Сколько времени вы будете его
    ждать? (Не более 15 минут.)
  8. Нужно ли, отправляясь в гости, брать с собой торт, напитки, сладости? (Главное
    – взять то, что будет уместным, и столько. Сколько действительно нужно.)
  9. Прилично ли опаздывать в гости? (Неприлично, нельзя заставлять себя
    ждать.)
  10. Если по какой-то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить,
    чтобы не обидеть приглашающего? (Извиниться и обязательно назвать причину
    отказа.)

“Что подарить…”?


Чего не дарят людям в день рождения! Фантазии гостей предела нет.
Одни приходят с книжками для чтения, другие с целым ворохом конфет.

Приглашение получено, нужно подобрать подарок. Выбрать его – задача не из
легких. Главное здесь – чтобы подарок принес радость тому, для кого он
предназначен. Итак, поговорим о том, что и когда можно дарить и как правильно
принимать подарки!

(На столике лежат самые разные предметы: носки, носовой платок, вазочка,
цветок, коробка конфет, книга, духи, часы, мягкая игрушка, шоколад, ручка,
блокнот и т.д.)

Вы видите на столе много-много подарков. Подойдите к столу и выберете
тот подарок
,
который бы подарили своему другу, маме, учительнице,
подруге. Если ничего не нравится, предложите свой вариант подарка.

  1. Какие подарки уместны в любом случае, по поводу любого праздника? (Открытка,
    цветы, книги, коробка конфет.)
  2. Как следует принимать подарок? (Развернуть, посмотреть, поставить на
    видное место и поблагодарить за него.)
  3. Вы дарите букет цветов. Сколько цветов должно быть в букете? (Нечетное
    число, если их меньше 10, а если больше – произвольное число.)
  4. Вы дарите букет. В какой руке вы его держите – в правой или в левой? (В левой, чтобы букет не мешал здороваться.)
  5. Допустим, молодой человек придя в гости к девушке приносит цветы ей и ее
    матери. По правилам этикета букеты должны быть разными или одинаковыми? Кому
    вручают цветы в первую очередь? (Букеты должны быть разными, сначала цветы
    вручаются матери, затем девушке.
  6. Можно ли дарить цветы в горшке? (Можно. Но только близкому другу.)

“Пословица за пословицей”.

Правила поведения присущие тому или иному народу,
нашли свое отражение фольклоре: пословицах и поговорках.
Есть такие
пословицы и у русского народа. Давайте вспомним их!

  1. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
  2. Даренному коню в зубы не смотрят.
  3. Семеро одного не ждут.
  4. Худой мир лучше доброй ссоры
  5. Не бросай камня в чужой огород.
  6. Яйца курицу не учат.
  7. Посади дурака за стол, а он и ноги на стол.
  8. Всяк сверчок знай свой шесток.
  9. Учись доброму – дурное на ум не пойдет.
  10. Про доброе дело говори смело.
  11. Жизнь дана на добрые дела.
  12. Как проживешь, так и прослывешь.
  13. Худо жить без ласкового слова.
  14. Не мудрен привет, а сердце покоряет.
  15. Ласковое слово лучше мягкого пирога.
  16. Спасибо – великое дело.
  17. Встречают по одежке, провожают по уму.
  • Лена до позднего вечера была в гостях у подруги. Пришла домой усталая,
    устроилась на диване и облегченно сказала маме одну пословицу. Какую? (В
    гостях хорошо, а дома лучше.)
  • Когда друзья возвращались с рыбалки, уже стемнело. Известный трусишка
    Мишка вдруг схватил Колю за руку: “Смотри, вон там кто-то стоит!” оказалось,
    это был обыкновенный столб. Какую пословицу, смеясь, напомнил Мише товарищ?
    (У страха глаза велики.)
  • Сказала Нина что-то подружке по секрету. Та не утерпела, рассказала
    другой, другая – третьей, и вскоре об этом узнали все. Какая пословица есть
    на этот счет? (По секрету всему свету.)

“Прошу за стол!”

Вот это стул – на нем сидят.
Вот это стол – за ним едят. С. Маршак.

  1. Когда можно сесть за праздничный стол?
    – как только вошли в комнату;
    – только после того, как сядут хозяева;
    – после приглашения хозяйки.
  2. Вы садитесь за праздничный стол, берете салфетку и…
    – заправляете за воротник;
    – кладете на колени;
    – кладете рядом с тарелкой.
  3. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?
    – гневно отказаться;
    – отказаться, назвав причину отказа;
    – взять немного, поблагодарив.
  4. Как правильно есть котлету?
    – ножом и вилкой;
    – одной вилкой;
    – одним ножом.
  5. Для чего к рыбе подается нож?
    – чтобы разрезать большой кусок на маленькие;
    – чтобы отделят мясо от костей;
    – чтобы придержать кусок, когда пользуешься вилкой.
  6. Какие куски из общих блюд следует выбирать?
    – самые большие;
    – самые маленькие;
    – те, что лежат ближе к вам.

Существует следующая легенда – за истинность ее поручиться сложно, но
изюминку оценить нетрудно. Юрий Гагарин получил приглашение на обед от королевы
Великобритании. За обедом космонавт, посмотрев на блестящие веера ложек, вилок,
щипчиков и ножей, в строгом порядке расположенных вокруг его тарелки и блюд,
смутился, но, поскольку был человеком военным и прямодушным, не стал краснеть и
ерзать на стуле, а прямо обратился к Елизавете: «Ваше Величество! Я – человек
простой, вырос в глухой русской деревне, где для любой еды инструмент один –
ложка. Поэтому я не знаю, как пользоваться всеми этими штуками. Помогите мне».
Королева ответила: «Вы напрасно смущаетесь, молодой человек. Я выросла в
Букингемском дворце, но до сих пор тоже плохо разбираюсь в назначении этих
приборов». И она взяла простую ложку и вместе с космонавтом Гагариным стала
кушать омаровый паштет.

Разумеется, не каждый день приходится обедать с королевой Великобритании,
однако научиться пользоваться столовыми приборами все-таки желательно, ведь вам
может попасться куда менее деликатный сосед по столу.

«От теории к практике.»

Задание 1: Приглашается по одному участнику от каждой команды. Съесть банан (очистить
руками и откусывать по кусочку).

Задание 2: Приглашается по одному участнику от каждой команды. Для них
выносят чашки с компотом. Им предлагается выпить компот, не нарушив правил
хорошего тона. (Для этого сначала нужно выпить компот,
потом с помощью ложечки достать плоды, косточку выплюнуть сначала на ложечку,
потом положить на блюдце.)

Задание 3: Сервировка стола. Приглашаются по одному участнику от каждой
команды. Они должны установит на столе столовый прибор (тарелка, слева от нее
вилка, справа – нож и ложка (причем нож и вилка вогнутой стороной вниз).

“Модный этикет.”

Эта игра для тех, у кого хорошее чувство юмора. Я буду называть вам
юмористические определения предметов одежды, а вы угадываете, что я на самом
деле имею в виду.

  1. Сапоги-теплицы. (Унты или валенки.)
  2. Дубленка для сторожа. (Тулуп.)
  3. Головной убор для дурака. (Колпак.)
  4. Безрукавка с подолом. (Сарафан.)
  5. Бабочка на косе. (Бант.)
  6. Зонтик для носа. (Козырек.)
  7. Стрелочники. (Брюки.)
  8. Защитная одежда стряпухи. (Фартук.)
  9. Два сквозняка – пара. (Сандалии.)
  10. Дамская треуголка. (Косынка.)
  11. Сверхобувь. (Галоши.)
  12. Кистяное изделие. (Шаль.)

Культурный человек, прежде всего, аккуратен в одежде. Он знает, как нужно
одеваться в разных случаях.

Какую одежду надо носить в школе и на занятиях физкультуры?

Кроссворд.
Приложение 2.

“Танцевальный этикет.”

  1. Можно ли танцевать девушке с девушкой, а юноше с юношей? (Можно, если
    тебе не хватает пары.)
  2. Должна ли девушка объяснять партнеру свой отказ потанцевать с ним? (Обязательно
    – чтобы не огорчить его.)
  3. Может ли девушка после отказа танцевать этот же танец с другим? (Нет,
    этого не следует делать.)
  4. Как вести с партнером, если он плохо танцует или вообще не умеет
    танцевать? (Ни в коем случае не отказывать, а поучить его.)
  5. Можно ли прерывать танец на середине? (Нет, такого права не имеет ни
    кавалер, ни девушка.)
  6. Что нужно сделать юноше после окончания танца? (Проводить девушку до
    места и поблагодарить.)
  7. Когда девушкам можно приглашать юношей? (Когда объявлен “белый танец”.)
  8. Можно ли танцевать на вечере “до упаду”? (Нежелательно, так как вы
    будете выглядеть “взмыленным”. Лучше пропустить 1–2
    танца и вовремя передохнуть.)

Конкурс стихов.

М.Карапузов «Очень вежливый индюк»

Объявился в доме вдруг, Очень вежливый индюк. Раз по 30 в день, не реже, Он
кричал «Эй, вы, невежи! Заходите, что ли в гости – Поучится вежливости. Я и сам,
– кричал Индюк, – Доктор вежливых наук. И жена моя – пример Замечательных манер.
Даже когда спит она, Видно, что воспитана. Не стесняйся, ты, Осел! Заходи,
садись за стол! Что же ты молчишь, как рыба? Говори: «Приду, спасибо.» Ты не
будь свиньей, Свинья, Ждет тебя моя семья. Только раньше бы умыла Ты свое свиное
рыло.» Как ни бился он, однако К Индюку никто не шел – Ни Корова, ни Собака, Ни
Хавронья, ни Осел. Посинел Индюк от злости: Не идут, нахалы в гости! Зря пропали
все труды! Все они балды-балды!» И добавил с высоты Своего величия: «Не усвоили,
скоты, Правила приличия!»

И. Кибаленко «Простите»

Папа разбил драгоценную вазу. Бабушка с мамой нахмурились сразу. Но папа
нашелся, взглянул им в глаза. И робко и тихо: «Простите» сказал. И мама молчит,
улыбается даже. – “Мы купим другую. Есть лучше в продаже”.

Ребята, в нашей школьной жизни еще много недостатков. Есть ученики,
которые постоянно нарушают дисциплину: невнимательны, разговаривают на уроках,
выкрикивают с места, бегают, дерутся на переменах.
Вот что советовал писатель Н. А. Островский: “Для самовоспитания надо,
прежде всего, призвать самого себя на собственный суровый, беспрестанный суд.
Следует ясно и точно, не щадя своего самолюбия… выяснить свои недостатки, пороки…
и решить раз и навсегда, буду я ними мириться или нет. Необходимо ли носить эту
обузу за своими плечами или я должен выбросить ее за борт”.
Замечательные поэты С. Маршак, А. Барто и Б. Заходер в своих стихах критиковали
многие недостатки школьников и рекомендовали избавляться от них. Прислушайтесь к
их советам, постарайтесь стать дисциплинированными и серьезными учениками,
настоящими товарищами, добрыми друзьями.

– Чему учит нас стихотворение С. Маршака “Угомон”.

Что случилось нынче в школе, нет учительницы, что ли?
Расшумелся первый класс и бушует целый час.
Поднял шум дежурный Миша. Он сказал: “Ребята, тише!”
“Тише!” – крикнули в ответ Юра, Шура и Ахмет.
“Тише! Тише!” – закричали Коля, Оля, Галя, Валя.
“Тише! Тише! Тишина!” – крикнул Игорь у окна.
“Замолчите! – “на весь класс басом выкрикнул Тарас.
Тут учительница пенья просто вышла из терпенья, убежать хотела вон.

– Что же нужно сделать, чтобы в классе была тишина?
– Как поступит каждый из Вас?

Вдруг явился Угомон, оглядел он всех сурово и сказал ученикам: “Не учи
молчать другого, а молчи побольше сам!”

“Рыцари и джентльмены.”

Кого в прошлом называли рыцарями?

Рыцарями в средние века называли отважных, смелых воинов, которые носили
тяжелые доспехи. Чтоб стать рыцарем, необходимо было пройти целую науку, школу
воинов, которой учились от 7 до 21 года. В возрасте 7 лет мальчик, который
готовился стать рыцарем, отправлялся в знатную семью в качестве пажа. Там он
обучался хорошим манерам, помогал своему господину ездить верхом и сражаться на
мечах. В 14 лет паж становился оруженосцем. Он должен был готовить господина к
бою, следить за лошадью и доспехами. К 21 году большинство оруженосцев
становились рыцарями. Рыцарство не сводилось к умению драться – это был особый
образ жизни. Рыцарь должен быть щедрым, держать слово, говорить правду, защищать
слабых. И еще благородно и возвышенно относиться к женщине.

Кого сегодня можно назвать рыцарем?

Рыцари сегодняшних дней должны отличаться от средневековых только формой
одежды. Во всем остальном это тот же набор благородных правил обхождения.

“Кто такие джентльмены?”

Джентльмен (англ. gentleman.)

1) (устаревшее) человек «благородного» происхождения, дворянин.
2) В Великобритании и англоязычных странах – человек, строго придерживающийся
установленных в буржуазном обществе «светских» правил поведения и так
называемого хорошего тона.

  1. В Англии – вежливое обращение к мужчине.
  2. Человек, отличающийся благородством, порядочностью и великодушием.

“Современный этикет”

Задачи не на сложение – задачи на уважение!

  1. Мальчик на бегу крикнул прохожему “Сколько время?” Обращаясь, таким
    образом, мальчик допустил три ошибки. Какие? (Он должен был спокойно
    спросить “Извините, пожалуйста, не смогли бы вы, сказать, который час?”)
  2. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них
    должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет? (Обычно дорогу
    первым уступает тот, кто вежливее.)
  3. Одна девочка жаловалась возмущенно маме: “Во дворе мальчишка такой
    невежливый – зовет меня Танька”. – “А ты как его зовешь?” – спросила мама.
    “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!” – ответила Таня.
    Права ли Таня? (Нет.)
  4. По улице шли двое прохожих: одному 62 года, другому 8 лет. У первого в
    руках было 5 предметов: портфель, 3 книги и большой сверток. Одна книга
    упала. “У вас упала книга”, – закричал мальчик, догоняя прохожего. “Разве?”
    – удивился тот. “Конечно. У вас было 5 предметов: 3 книги, портфель и
    сверток, а теперь осталось 4 предмета”, – объяснил мальчик. “Я вижу, что ты
    хорошо знаешь математику, – сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. – Но,
    однако, есть правила, которые ты еще не усвоил”. Что должен был сделать
    мальчик? (Поднять книгу и помочь прохожему.)

Этикет – не этикетка
И не новенький костюм,
Это – жизненная сметка,
И воспитанность, и ум.
Во дворе и в школьном классе,
Дома и когда в гостях
Прост и вежлив оставайся –
Это вовсе не пустяк.
Вместо окрика злого
Лучше доброе слово
И улыбку не надо стеречь.

Конкурсно- игровая программа « Ежели вы вежливы»

Цели:

Закрепить и обобщить понятия: “вежливость”, “волшебные слова”, “добрые дела и проступки”.

Развивать навыки обобщения, правильного применения волшебных слов, добрых дел на практике.

Воспитывать у учащихся чувство взаимопомощи, доброты, чуткости, уважение к личности другого человека.

Ход мероприятия:

Воспитатель:Ребята, сегодня мы с вами поговорим о вежливости. Как вы думаете, что такое «вежливость»? (ответы детей).

Да, ребята, это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться, это доброе поведение, почтительность. Вежливый человек – внимателен к людям.

В старину в русском языке широко употреблялось слово «вежа». 

 Вежа – от слов «ведать», «знать».

 Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке.

Отсюда и произошло слово «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». 

— ВЕЖЕСТВО — это приличное поведение, уважительное отношение.

Когда мы произносим вежливые слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей

Наше мероприятие сегодня называется «Ежели вы вежливы»

Воспитатель: А сейчас выясним, знаете ли вы вежливые слова. Давайте разделимся на команды и поиграем, только с вежливыми словами.

Игра «Доскажи вежливое слово» 

Воспитатель: Сейчас я буду каждой команде задавать по вопросу, а вы постарайтесь ответить

1. Растает ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо)

2. Когда нас бранят за шалости, говорим… (прости, пожалуйста)

3. Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день)

4. Если больше есть не в силах, скажем поварам… (спасибо)

5. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… (здравствуйте)

6. Ты чихнул? Без лишних слов, мы желаем… ( будь здоров)     

Игра «вежливо – невежливо»

Воспитатель: Играем дальше

А сейчас попробуем определить, какие вы «знатоки» правил вежливости, так необходимых для общения. Для этого проведём игру «Вежливо – невежливо». Я буду называть ситуацию, а вы должны определить, вежливыми или невежливыми были действия в ней. Если вы посчитаете что поступок вежливый (хлопните в ладоши). Если невежливый (топаем ногами). 

Поздороваться при встрече.

Толкнул, не извинился.

Помочь поднять упавшую вещь.

Громко разговаривать в общественных местах.

Обозвать обидным словом .

Не уступить место пожилому человеку.

Говорить “Спасибо” за подарок

Перебивать во время разговора

Уйти и не попрощаться

10.Бегать по коридорам, сбивая всех с ног

Воспитатель:Молодцы ребята! Если относиться друг к другу вежливо, можно многих неприятностей избежать.

Игра Заменить «плохие» слова на «хорошие».

Надо дописать доброе слово напротив грубого

Злой – добрый Грубый – вежливый

Жадный – щедрый Трусливый – храбрый

Грязный – чистый Лживый – честный

Плохой – хороший Ленивый – трудолюбивый

Физкультминутка

Воспитатель: Дети, выходите ко мне, мы с вами устроим небольшую разминку. Мы будем изображать часы.

Тики-так, тики-так, руки на поясе, наклоны влево — вправо

Ходят часики вот так.

7 утра часы пробили хлопают 7 раз-бом, бом, бом…

Всех детишек разбудили.

Утро настало,

Солнышко встало. руки вверх, тянутся на носочках

Отвечайте-ка, ребята,

Что сказать, проснувшись, надо?

— Доброе утро!

Тики-так, тики-так,

Ходят часики вот так. наклоны влево-вправо

Вот и день настал, ребята,

Что сказать при встрече надо?

— Добрый день!

Тики-так, тики-так, наклоны влево-вправо

Ходят часики вот так.

Стрелки тикали, ходили хлопают 6 раз- бом, бом, бом…

И 6 вечера пробили.

Вечер наступил, ребята,

Что сказать при встрече надо?

— Добрый вечер!

Воспитатель: Ребята, не достаточно только знать волшебные слова для того, чтобы быть вежливым. Надо быть внимательным по отношению к окружающим, стараться не обижать.  Сейчас мы с вами обсудим некоторые жизненные ситуации. Я вам буду описывать небольшую ситуацию, а вы мне будете отвечать на вопросы.

1. На улице мальчики бегали наперегонки, кто быстрее всех. Один мальчик Егор налетел на знакомую женщину – соседку тётю Машу. Она остановила его и спросила:

— Что нужно сказать?

— Здрасьте! – ответил Егор. А вы как думаете?

2. Едем в трамвае. Вот и остановка. Двери открываются.

На этой остановке бабуля появляется.

Как же быть? Как же быть? Как, скажите, поступить? (что сделать, что сказать?).

Воспитатель: Все ситуации мы разобрали! Молодцы! 

Загадки

Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…»

(Привет!)

А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»

(Здравствуй!)

 Муха Жу, хоть не хотела,
В скорый поезд залетела.
Ей букашки Фло и Фти
Скажут: «…»

(Доброго пути!)

Мама с папою сидят,
Торт с конфетами едят.
Скажет вежливая дочь:
«Разрешите …»

(вам помочь!)

Бык ромашек накосил
И барана пригласил.
Тот один съел угощенье,
Но сказал: «…»

(Прошу прощенья!)

Обнаружив на рассвете,
Что роса попалась в сети,
Паучиха Шудра-Вудра
Ей сказала: «…»

(С добрым утром!)

Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…»

(Добрый день!)

На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…»

(Добрый вечер!)

Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…»

(Спокойной ночи!)

Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита
«Ешьте! Приятного вам …»

(аппетита!)

Воспитатель: давайте, ребята, еще раз вспомним, о чем мы сегодня говорили? Какие вежливые слова знаем.

Воспитатель:

Слова эти очень и очень важны.

Они человеку, как воздух, нужны.

Без них невозможно на свете прожить.

Слова эти надо с улыбкой дарить.

Давайте подарим свои улыбки всем окружающим.

Составление «Словаря вежливых слов»

(выходят к доске и каждый прикрепляет одно вежливое слово в форме солнечного лучика)

Наше мероприятие подошло к концу. Улыбайтесь и дарите слова благодарности любимым людям, родственникам, друзьям и окружающим Вас людям.

Населенный пункт: Челябинская область, г.Озерск, п. Метлино

Вид, тип: творческое применение знаний и умений.

Форма организации: подгрупповая.

Программное содержание:

Образовательная задача:

-сформировать у детей потребность использовать вежливые слова.

Развивающая:

— продолжать развивать интонационно выразительную речь.

Воспитательная задача:

— воспитывать культуру поведения умение приветливо разговаривать друг с другом, вежливо общаться.

-формировать навыки культурного поведения у детей в разнообразных жизненных ситуациях.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие: (общение и взаимодействие со взрослым и сверстниками).

Речевое развитие. (упражнения на развития интонационной выразительности)

Художественно-эстетическое. (Заучивание слов по сценарию)

Интеграция детских видов деятельности:

Коммуникативная, двигательная, музыкально-художественная.

Предварительная работа: разучивание пословиц и поговорок о дружбе, о правилах культуры поведения. Беседы по теме «Вежливые слова».

Средства и оборудования:

Организационный : столы, костюмы, бумага, детская посуда.

Технические: магнитофон.

Планируемый результат: умеет доброжелательно взаимодействовать с педагогами и сверстниками, владеет невербальными средствами общения (адекватное использование мимики и жестов).

Ход театрализованной инсценировки:

  1. Вводная часть

(дети под музыку входят в группу)

Ведущий: Театр открывается, к началу всё готово,
Билеты предлагаются за вежливое слово!
Зрители говорят вежливое слово, получают билетик и проходят в зрительный зал.
Ведущий представляет фрейлин:

Спасибо
Пожалуйста
Здравствуйте
Досвидания
Судовольствием

Ведущий: В королевстве Бескультурье живут: Король Невежа и его верные слуги: Бросайка, Обзывалка, Хватайка, Кривляка.
Названные герои (мальчики) выскакивают, делая характерные движения( бросает, хватает, отбирает, кривляется и т.д)

2. Основная часть

СЦЕНА 1. КОРОЛЕВСТВО БЕСКУЛЬТУРЬЕ

Король: Это я, Король Невежа, самый главный из всех невеж! А это моё королевство Бескультурье. Оно только для непослушных детей, которые не знают или забыли волшебные слова. Послушным детям его можно посетить, если они закроют уши и глаза. Наша сила – в грубых словах и вредных советах. Эй, мои верные слуги, Бросайка, Обзывалка, Хватайка, Кривляка!( слуги выбегают, садятся на пол) Срочно приказываю вам придумать вредные советы.
Слуги: ( наперебой). Поняли, ясно! Но сначала нужно подкрепиться!
Вытаскивают из карманов печенье, конфеты, начинают запихивать их в рот, отбирать друг у друга, крошить, ронять на пол, обзываться. После этого по очереди читают вредные советы из одноимённой книги Г. Остера.
Бросайка: Бейте палками лягушек, это очень интересно.
Отрывайте крылья мухам, пусть побегают пешком.
Тренируйтесь ежедневно, и наступит день счастливый —
Вас в какое-нибудь царство примут главным палачом!
Обзывалка: Родился девочкой – терпи подножки и толчки
И подставляй косички всем, кто дернуть их не прочь.
Зато когда-нибудь потом покажешь кукиш им
И скажешь: «Фигушки! За вас я замуж не пойду!»

Хватайка: Начиная драку с папой, затевая с мамой бой,

Постарайся сдаться маме. Папа пленных не берет.
Кстати, выясни у мамы: не забыла ли она —
Пленных бить ремнем по попе запрещает Красный Крест.
Кривляка: Если ты пришёл к знакомым, н здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.
Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.
Король: Молодцы, слуги мои верные! Чтобы отныне и навсегда каждый из вас их строго выполнял, а не то я вас…(грозит кулаком) Но есть у меня для вас неприятная новость: по соседству находится страна с отвратительным названием Вежливость. Надо сделать так, чтобы там жили по нашим законам.
Слуги: (наперебой) Что за страна? Кто там живёт? Что там еще придумали?
Король: В стране не бывал. Знаю, что живут там какие-то непонятные слова, которые называются вежливыми. Кривляка, сходи туда, узнай все поподробнее!(все уходят).

СЦЕНА 2. СТРАНА ВЕЖЛИВОСТИ

На сцене принцесса Этикет и её фрейлины.
Принцесса: Уважаемые фрейлины Волшебные слова! Я рада вас видеть.
Фрейлины Спасибо и пожалуйста :(хором) Мы, Спасибо и Пожалуйста, очень дружим, никогда не ссоримся и очень нужны вежливым людям.
Фрейлина Здравствуйте: Здравствуйте – я желаю людям здравствовать!
Фрейлина До свидания: До свидания- я желаю видеть того, с кем расстаюсь.
Фрейлина Извините: Извините – сделал что-то не так, признайся в этом, попроси прощения.
Фрейлина С удовольствием: Когда к вам обращаются с просьбой, не забудьте про меня – с удовольствием!
Принцесса: Будьте любезны, пройдите к столу. Садитесь, пожалуйста! (
( Кривляку усаживают за стол и ему говорят фрейлины)
— Будьте любезны, угощайтесь чаем.
— Возьмите, пожалуйста, эту конфету.
— Простите, а вы из какой страны?
— Приходите к нам еще, мы с удовольствием с вами вновь пообщаемся.
— Спасибо, до свидания . ( Кривляка недоуменно кивает головой и убегает в свою страну).

СЦЕНА 4.КОРОЛЕВСТВО БЕСКУЛЬТУРЬЕ .
Пока в стране Вежливости идёт чаепитие, на переднем плане сцены – опять Королевство Бескультурье. Кривляка докладывает Королю об увиденном.

Кривляка: (вбегая и крича) Ваше бескультурье! Король Невежа! Я всё узнал! Я всё видел!
Король: Явился, не запылился! Что там у тебя?
Кривляка: Страна Вежливости – удивительная страна! Там никто не ругаются , обращаются друг другу вежливо, уважительно. А как меня приняли! Поздоровались, пригласили за стол, стали угощать.
Слуги:(наперебой) Не может быть! Мы тоже хотим угощенье! Пойдём отберем у них всё!
Кривляка: Нет! Не надо их обижать, они хорошие, ко мне отнеслись по-доброму. А дружно пить чай гораздо интереснее, чем отбирать сладости друг у друга!
Слуги: Как здорово! Мы тоже хотим попасть в эту необыкновенную страну! Бежим туда!( убегают)
Король:(вслед за слугами) Стойте, стойте! Вот еще, придумали! Куда это вы собрались! Что же я один здесь останусь? Нет уж! Я с вами!

3. Заключительная часть.

СЦЕНА 5. КЛЯТВА

В страну Вежливости входят жители Королевства Бескультурья.
Принцесса Этикет: Здравствуйте! Рады вас видеть! Проходите к нам, устраивайтесь поудобнее.
Король и его слуги удивленно переглядываются, пожимают плечами, смущаются – ведь они совсем не умеют вести себя в гостях.
Король: (неуверенно) Да мы тут это… Просто хотели… Нам надо…
Кривляка: Дорогая принцесса! Мне и моим друзьям понравилась ваша страна! Возьмите нас к себе!
Принцесса: Но в нашей Стране могут жить только вежливые, воспитанные люди.
Слуги(хором): Научите нас быть вежливыми! Мы не хотим больше быть без культурными!
Принцесса колдует, произнося волшебные слова и превращая жителей Королевства Бескультурья в воспитанных людей.
Жители Страны и Королевства берутся за руки и дружно произносят Клятву Воспитанных Людей.

КЛЯТВА
Клянемся вежливыми быть,
Культурными и обходительными слыть!
Забыть про грубость и кривлянье
И, уж конечно, обзывание,
Про дерзость, драки и возню!
«Пожалуйста!», «Спасибо!» говорить,
«Будьте добры!» стараться не забыть.
«Здравствуйте!» и « До свидания!» — тоже наши лучшие друзья!
И помните об этом вы всегда!

ЗАНАВЕС ЗАКРЫВАЕТСЯ.

Используемая литература

  1. Н. А. Варкки, Р. Р. Калинина «Программа творческо-эстетического развития ребенка», Из-во «Речь», Санкт-Петербург, 2002.
  2. В. Г. Маралов «Педагогика ненасилия в практике детского сада», Творческий Центр СФЕРА, Москва, 2009

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий на тему день музыки
  • Сценарий на тему вежливости
  • Сценарий на тему берегите лес
  • Сценарий на тему безопасность дорожного движения
  • Сценарий на тему барби