Сценарий нанайской сказки айога

В инсценировке участвуют две девочки старшей логопедической группы (Айога и соседская девочка), а также один родитель (мама Айоги). Финал сказки счастливый. Театральная постановка была представлена на

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект развлечения КВН о Москве, комплексно- тематическое планирование во второй младшей группе и конспект организованной образовательной деятельности по художественной литературе «Рассказывание нанайской сказки «Айога»

мероприятие направленное на развитие нравственно- патриотического воспитания дошкольников, расширение знаний о Москве, о народно- прикладном искусстве; в комплексно- тематическом планировании даются з…

Аппликация «Нанайская кукла»

Обобщение и уточнение знаний детей о народностях Приамурья, посредством эмоционально насыщенной деятельности – аппликации «Нанайская кукла»…

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами культуры нанайского народа

описание опыта работы…

Театральные куклы для нанайских народных сказок

Кукольные персонажи для постановки театрального представления….

Нанайская народная сказка «Айога» на якутском языке

сказка в картинках…

Музыкально – игровая программа для детей старшего дошкольного возраста «ФЕСТИВАЛЬ НАНАЙСКИХ ИГР»

Региональный компонент. Музыкально – игровая программа для детей старшего дошкольного возраста «Фестиваль нанайских игр»….

«Как аукнется, так и откликнется» по произведениям «Посидим в тишине» Е.Благининой, нанайской сказки «Айога».

К О Н С П Е К Тнепосредственно – образовательной  деятельностив  старшей  группе.Этическая  беседа  на  тему:«Как  аукнется,  так  и  откл…

Сценарий театрализованной постановки «Айога»

Цель – Приобщение детей к театральной культуре.
Задачи
1.Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
2.Учить детей различным средствам импровизации.
3.Формировать представления детей о театре и театральных жанрах.
4.Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых.
5.Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации

(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Айога.

Театральная постановка для старших дошкольников.

Действующие лица:

Рассказчик (мальчик)

Рассказчица (девочка )

Мама

Отец Ла

Сосед

Соседка

Айога

Тайра – соседская девочка.

ИКТ

Медиа проектор.

Ноутбук.

Музыкальный проигрыватель.

Колонки.

Декорации.

Внутренняя обстановка северного жилища.

Берег реки.

I действие.

Звучит музыка. Выбегают мальчик и девочка в нанайских костюмах. Танцуют.

Мальчик:

Что-то скучно мне, подружка

Надоели мне игрушки…

Девочка:

Что ж, предлагаю не скучать,

А северный рассказ начать.

Мальчик:

Сказка ложь, да в ней намек…

Девочка:

Всем ребятам в ней урок.

Мальчик:

В далекие времена

Жил охотник по имени Ла.

И охотился он день и ночь,

А дома ждет жена и дочь!

Девочка:

Только дочка родилась

Тут же слава началась,

Что красивее девчонки

На Амуре не сыскать!

Дети убегают. У очага появляется мама, в красивых санках куколка. Мама ее периодически качает. Появляется Ла.

Ла:

Здравствуй, милая жена!

Я принес тебе добычу,

Чем могу еще помочь?

Мама:

Покачай-ка нашу дочь.

Ла:

Красивей малышки нашей

На Амуре не сыскать.

Предлагаю я Айогой

Нашу девочку назвать.

Мама:

Айога, а вот это имя

Подошло бы для нее.

Будет самою красивой

Милое дитя мое.

Звучит музыка, появляются сосед с соседкой.

Сосед:

Из далекого селенья

Шли мы день и шли мы ночь.

Чтоб одним только глазочком

Поглядеть на вашу дочь!

Соседка:

Слава по всему Амуру

Как лавина разошлась.

Что девчонка краше солнца

На Амуре родилась!

Соседи подходят к санкам, любуются.

Сосед:

Северное сияние

Горит в ее глазах.

Соседка:

Словно самоцветные

Камни на щеках

Сосед:

Вот для вашей дочки,

Подарки да кулечки.

Соседка:

Ну а нам пора идти,

Много нам еще пути.

Мама:

Дорогие соседи не спешите,

У очага у нашего отдохните.

Ла:

Жена накормит вас обедом.

Горячим лепешками и хлебом.

Сосед:

Благодарны тебе, Ла!

Только все же нам пора.

У ближайшего соседа

Тоже дочка родилась.

Соседка:

Все черты ее просты,

Нет волшебной красоты.

Но спокойна и мила,

Нам пора, прощай, друг Ла!

Соседи уходят под музыку.

На экране смена времен года. Мама завозит саночки в чум.

А из него ходит взрослая Айога. Она танцует с родителям.

Мама сидит у очага. Отец заходит с дровами.

Мама:

Быстро время пролетело

Оглянуться не успела.

Выросла Айога –дочь

Словно солнца свет точь в точь.

Ла:

Из далекого села

Соседская дочь в гости пришла.

Под музыку входит девочка.

Тайра видит у очага маму Айоги.

Тайра:

Здравствуйте, тетушка, где ваша дочь?

Мама:

Здравствуй милая, Тайра.

Хорошо, что к нам зашла

Тайра:

Все дела я завершила.

Сразу в гости поспешила

Чтоб подружку увидать

С Айягою поиграть.

Мама:

Дочка, милая, родная,

Помощи давно я жду,

Принеси водицы чистой

Я лепешки напеку!

Айога:

С бережка я соскользну,
И в воду упаду!

МАТЬ:

Ты за куст берись,

Да за веточки держись!

АЙОГА:

Кустик слабый, оборвется,
Или веточка согнется,

МАТЬ: Много кустиков у речки,
Крепкий выбери ты куст!

АЙОГА: А у куста еще колючки –
Поцарапаться боюсь!

МАТЬ (дает рукавички): Айога, вот рукавички –
Не поцарапают колючки!

АЙОГА:

А рукавичка вдруг порвется?

А Айога вдруг надорвётся.!

МАТЬ (вздыхая, с грустью): Что за горе у меня?!
Не поможет Айога!

Подходит соседская девочка Тайра.

ТАЙРА: Тетушка , не плачьте
И в платок слезинки спрячьте!
Вам сейчас я помогу,
За водичкою схожу!

МАТЬ: Ах, славная соседка у меня!
Спасибо тебе, добрая Тайра!

ТАЙРА (берет ведерко, приносит воду):

Вот и чистая водица!
В ведре солнышко искрится!

Приготовление еды.

МАТЬ:

Вот закончила дела

Я лепешки испекла.

АЙОГА: Мама, дай скорей лепешку,
Очень кушать я хочу!

МАТЬ: Обожжешь свою ладошку,
Где я доктора найду?

АЙОГА: Рукавицы я надену
И лепешечку возьму!

МАТЬ: Рукавицы потерялись

Где другие я найду?
АЙОГА: А я новые свяжу!

МАТЬ: Твои руки заболят
И испортишь свой наряд!
А лепешку я отдам
Девочке-соседке,
Тайра, добрая душа!
Скушай-ка, отведай!
(дает лепешку соседской девочке)

ТАЙРА (берет лепешку):

АЙОГА (рассердившись): Я на речку убегу!
Видеть вас я не могу!

Мама качает головой выходит, Тайра бежит за подругой.

Убегает на речку. К ней подходит Тайра.

ТАЙРА:

Не сердись, Айога, на мать.
Маме надо помогать!
Мне лепешечки не жалко!
Ты кусочек можешь взять!
(протягивает лепешку)

АЙОГА: Что? Лепешку предлагаешь?
Да я… Да я… Да я, ты знаешь…
Не надо мне ничего-го-го!
Айога-га-га! Айога-га-га!

Айога накидывает накидку гусь. «Айога-га-га! Айога-га-га!» Кружит по залу, и убегает. На экране полет гуся. Тайра и все остальные провожают его взглядом.

Мальчик:

Гусь над речкою летит
И сердито так кричит:
«Айога-га-га! Айога-га-га!»

Девочка: И не птица то была,
А красотка Айога!
Она сильно загордилась
И на всех вокруг сердилась,
И от лени и от злости
Она в гуся превратилась!

Мальчик:

Вы, ребята, не ленитесь

И на маму не сердитесь!

Девочка:
Сказка ложь, да в ней намек.

И ребятам всем урок.

Урок внеклассного чтения во 2 классе

Тема « Нравственный урок, нанайская народная сказка «Айога»

Цель: организация деятельности учащихся по ознакомлению с нанайской сказкой «Айога»; развитие умения анализировать, сравнивать на основе народных и авторских сказок; воспитание таких качеств личности как: забота о близких, доброта, сочувствие через анализ поступков героев. Задачи: обобщить знания учащихся о народных и авторских сказках; познакомить учащихся с нанайской сказкой «Айога»; совершенствовать навыки выразительного чтения; развивать навыки речевой деятельности

Цели урока:
Предметные: определять отличительные особенности сказки; уметь различать виды сказок, уметь читать тексты в разном темпе, ускоряя или замедляя, медленно по слогам и быстро целыми словами; читать по ролям вместе; находить ответы на вопросы в ходе выборочного чтения и выполнять анализ произведения.
Метапредметные:
регулятивные: осмыслять и интерпретировать учебные задачи урока, сопоставлять учебную задачу и результат, полученный по окончании урока, оценивать результат своей работы;
Познавательные: сравнивать сказки различных видов и народов, выявлять общее и различное;
Коммуникативные: осмыслять значение непонятного слова, толковать своими словами (работа с информацией); формулировать и задавать вопросы своим товарищам (коммуникативные).
Личностные: осознавать смысл работы с учебными задачами урока; проявлять фантазию и творческие способности, выражать своё «Я» при анализе сказки.
Оборудование: презентация к уроку, компьютер, экран, иллюстрации, карточки для работы в группе, карточки для работы в паре.

  1. Орг. момент
    — К нам на урок литературного чтения пришли гости.
    — Давайте поздороваемся с нашими гостями.

Громко прозвенел звонок,
Давайте настроимся все на урок,
Улыбнёмся друг другу, и нашим гостям,
Чудесных открытий желаю всем вам!

Итак, дорогие мои исследователи, начинаем урок внеклассного чтения. Сегодня мы работаем в группах. И начнём мы его с повторения правила работы в группах

Понапрасну не болтай

Рассуждай и убеждай.

Здесь не нужен шум и гам,

Ты решай задачи сам.

Если же не сможешь вдруг,

Пусть придёт на помощь друг.

Выберите своего капитана.

-Проверьте готовность к уроку:
• ручка
• карточки с заданиями

-книги

2. Актуализация имеющихся знаний.

а) — Поднимите руки те, кто бы хотел продолжить знакомство со сказками разных народов?

— Отправляемся в путешествие

— С произведениями, какого жанра мы работаем на последних уроках?

— ( со сказками народов России), (креплю на доску карточку со словом «Сказка»

— Какие виды сказок мы знаем? (Кластер)

( ученики называют, учитель составляет схему на доске)

-( вывешиваю над схемой «сказка» эпиграф урока:

«Красота сердца дороже красоты лица»

— Как понимаете эту пословицу?

— (доброе, любит ближних, заботится)

— Почему у разных народов мира есть сказки о доброте?

— ( все народы во все времена ценят доброту, честность, уважение к родителям)

— Что можно узнать из сказок о жизни разных народов?

-( как жили люди, чем занимались, их обычаи и традиции, духовные ценности)

Эта пословица будет эпиграфом нашего урока.

б) Речевая разминка:

Проведём речевую разминку:

«Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шагу»

-Прочитайте строчки с разной интонацией по 3 раза:

а)1 группа — радостно

б)2 группа — со страхом

в)3 группа – с иронией

г)4 группа – со злом

д)5 группа — громким шёпотом

-На красных карточках задание. Прочитайте в группе свой отрывок. Кто узнал, что это за строки? — Докажите, что это сказка.

( есть зачин — начало, тройной повтор, волшебство, добро побеждает зло, есть волшебные предметы, необычные существа, все звери и птицы разговаривают, магические числа) — К какой группе относится ваша сказка?

(волшебная, бытовая, о животных)

3. Определение темы, постановка учебной задачи.


— Ребята, сегодня мы опять окунёмся в волшебный мир сказки. А что мы ещё должны узнать про сказку, которую будем читать?

-(название, какой народ придумал)

-А вот сами и узнайте. И какой народ сочинил, и как называется.

-( на доске записано «Айога» — нанайская сказка. Закрыта полосой бумаги, на которой напечатано «агойаакзаксяаксйанан»

догадываются, что нужно читать наоборот. Айога, нанайская сказка).

— Предположите, кто или что такое Айога?

(-имя девочки)

-Сказка народная? (-да)

_Какой народ сочинил? (-нанайский)

— Значит Айога имя нанайской девочки. — А знаете ли вы, что это за народ и где он живёт?

— Кирилл и Альбина приготовили справку к уроку. Информацию они взяли из книги «Народы России» Послушаем их.

Кирилл: Кто такие нанайцы? Они жители Дальнего Востока: Хабаровского, Приморского края, острова Сахалин. Их около 12000человек. Нанайцы внешне отличаются от других народов России. Широкие смуглые лица, глаза узкие, чаще всего с косым разрезом, волосы чёрные, прямые и жёсткие. У мужчин на голове 1 коса, у женщин 2косы. Они рыбачат, охотятся на белок, соболей. Ездят на собачьих упряжках, сочиняют сказки. У них своя культура, традиции, быт.

-Альбина: Это гордый и смелый народ, немногословный, добрый, гостеприимный. Живут нанайцы в суровом таёжном краю. На охоту в тайгу ходят на коротких охотничьих лыжах, а поклажу возят на собаках, запряжённых в нарты. Живут в чумах близ могучей реки Амур.

— Да! Нанайцы — «местные жители», живут и в Приморском крае! На севере края далеко от густонаселённых мест есть посёлки нанайцев. (Подхожу к карте Приморского края, показываю территорию, которую заселяют нанайцы). Так же как украинцы и белорусы они говорят на своём языке. Поэтому их имена звучат для нас непривычно, но привычные для нанайцев: Самар, Ли, Айога. (Читаю по карте названия населённых пунктов нанайцев, название рек. — Это люди, которые ведут кочевой образ жизни, т. е. часто переезжают с одного места на другое. Они рыбачат, охотятся на белку, соболя, ездят на собачьих упряжках. Но главное занятие у них – выращивание оленей. Они их пасут, как колхозники пасу коров. Поэтому нанайцы перевозят свои стойбища (небольшие посёлки) на новое место туда, где есть корм для оленей. Обычно в стойбище живут семьи родственников. Дома нанайцев – чумы – похожи на шалаши, только покрыты они не ветками, а шкурами оленей. Из оленьих шкур делают и одежду и обувь. У этого народа богатый фольклор. Они знают много разных песен, пословиц, загадок, сказок. Многие произведения нанайцев были записаны и переведены на русский язык. И теперь у нас есть возможность познакомиться с их творчеством. (Слайдовая презентация)

— Послушайте песню охотника:

Солнце встаёт. Тайга шумит. Белка летит Ай – о! Соболь мелькнул, Охотник спешит. В сети попал.

Ай – о!

— Что означает возглас «Ай – о!»? (Радость)

— Слышите: «Айо»? Эти звуки есть и в названии сказки и в имени девочки, о которой сказка рассказывает.

— Что это? Это радость!

-Прочитаем сказку и узнаем, что обозначает окончание этого слова.

4. Изучение нового материала.

Какие цели перед собой поставим?

узнаем кто такая Айога,

-докажем, что это сказка

-поймём, чему она учит

-Ребята, на зелёных карточках написаны слова, которые встретятся в сказке. Прочитайте, соотнесите понятия. ( очаг, мялка, стойбище, растопырила, покоробятся, потекли слюнки; печка, круглая палка разминать кожу, селение людей, развела в стороны, искривятся, захотелось кушать)

(-проверка)

-Пришло время сказку слушать (читаю сказку).

а) Проверка понимания прочитанного

понравилась сказка?

-что понравилось?

-что не понравилось?

— что удивило?

-почему это произведение сказка?

-к какой группе относится?

-назовите главных героев сказки

-дети, а где-нибудь говорится о красоте соседской девочки?

-(ответы учеников)

-Наверное, предки хотели подчеркнуть, что не красота главное в человеке, а его поступки.

-заботилась ли Айога о маме, папе?

-А как вы заботитесь о своих родителях?

(- ответы учеников)

Физминутка

Раз — присядка,
Два — прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться
Любят долго потянуться
Обязательно, зевнуть
Ну и хвостиком вильнуть
А волчата спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть
Ну, а мишка косолапый
Широко расставив лапы,
Долго топчется на месте 5.6 — 5.6. Нам за парты тихо сесть.
5. Первичная проверка понимания.

-Прочитаем сказку ещё раз. Используем эстафету.

-(после прочтения 1 части задаю вопросы)

1.За что все любили девочку?

2.Почему Айога загордилась? (люди стали её красоту превозносить)

Читаем дальше.

(вопросы ко 2 части) –

1.О чём просила мать свою дочку?

2.Какие причины придумывала девочка, чтобы не трудиться?

Читаем дальше

(вопросы к 3 части)

1.Как вы думаете, любила ли мать свою дочь, ведь лепёшку она ей не дала?

2.Почему мать отдала лепёшку чужой девочке?

Читаем дальше.

(вопросы к 4 части)

1.Что стало происходить с Айогой?

2. Что ей предложила соседская девочка?

3.Как это её характеризует?

4. Прочитайте, как Айога превратилась в гуся?

5. А почему в гуся? Почему девочка разучилась по — нанайски разговаривать?

-Да потому что она не имеет тех качеств, какие народ нанайский ценит в людях: трудолюбие, уважение к родителям. Она для них стала чужой, вот и пусть говорит на другом языке. И своё отношение к девочки народ выразил в её имени. Грустный конец. Хотя Айога радостно выкрикивает своё имя.

-И так, ребята, мы раскрыли тайну имени «Айога». В нём две части: одна положительная, а другая – негативная.

— 6.Так какое же испытание не выдержала Айога? (-красотой)

Вывод: Красота дана человеку на радость — ему и всем окружающим. Она может принести как радость, так и горе. Главное, чтобы человек правильно распорядился этим даром. Правильно – это значит не хвастаться, не быть высокомерным. А ценить доброе и хорошее со стороны других людей. И относиться к ним так же как они относятся к тебе.

Физминутка

Чтение это прекрасный урок

Много полезного в каждой из строк.

Будь это стих или рассказ

Вы учите их, они учат вас.

7.Применение новых знаний.

-Сейчас поработаем в группах.

(Работа в группах)

1группа работает с пословицами

2 группа составляет синквейн

3 группа: Разукрасит нанайский костюм для девочки

4группа собирает пазлы пословиц

5 группа составит картинный пересказ сказки

-Выступление отвечающих от групп.

8. Подведение итогов работы.

Чему учит сказка? (доброте, любви к родителям, ленивых не любят люди разных национальностей)

-Что узнали о нанайском народе?

— Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

-Какой урок вы извлекли для себя из сказки?

-Какой совет вы дали бы Айоге?

9. Оцените своё эмоциональное состояние.

-Покажите цветной кружок, который укажет ваше настроение.

Я вижу, что весёлых смайликов очень много. Значит настроение у вас хорошее

Учитель: Сейчас прозвенит звонок, вы уйдёте, но не забывайте про советы, которые вы давали Айоге»

Балейский филиал ГАПОУ «Читинский педагогический колледж»

Технологическая карта

организованной образовательной деятельности в подготовительной группе

Образовательная область – речевое развитие

Тема: «Знакомство с нанайской народной сказкой «Айога»

Составила: Миронова М. Д.,

Студентка 311 группы,

Балей — 2021г.

Тема: «Знакомство с нанайской народной сказкой «Айога».

Форма ОД: занятие.

Форма организации: фронтальная.

Возрастная группа: подготовительная группа.

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Образовательная программа: Инновационная программа дошкольного образования. От рождения до школы / Под редакцией Н. Е Вераксы, Т.С Комаровой, Э. М. Дорофеевой, Мозаика-синтез 2020 г.

Цель: познакомить детей с нанайской народной сказкой «Айога».

Задачи:

Образовательная: продолжать знакомить детей со сказками других народов ; учить внимательно и заинтересовано слушать сказки.

Развивающая: развивать интерес к чтению художественной литературы; побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа.

Воспитывающая: создавать условия для формирования чуткого отношения к художественному слову.

Оборудование: изображение «Солнышко», сюжетные иллюстрации сказочных персонажей из сказки «Айога», «волшебная палочка».

Методы: словесный – беседа, чтение нанайской сказки «Айога»; наглядный – показ сюжетных иллюстраций сказочных персонажей из сказки «Айога»; практический – физкультминутка; игровой – игра «Назови лишнее».

Приемы: объяснение, прямые вопросы, указание, оценка детской речи.

Ход занятия

Этапы

Задачи этапа

Методы, приемы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Планируемый результат

Мотивационный (подготовительный) этап.

Создать эмоциональный настрой ребенка.

Словесный метод:

Приветствие.

I. Вступительная часть занятия.

1. Вступительное слово воспитателя:

Здравствуйте! Ребята, встаньте в круг, взявшись за руки, улыбнитесь друг другу.

2. Приветствие:

— Давайте поздороваемся друг другом с помощью нашего солнышка (воспитатель показывает детям солнышко). Мы будем передавать по кругу солнышко, говоря ласково имя того, кому передаем солнышко.

Воспитатель начинает круг:

— Здравствуй, Настенька!

Затем воспитатель передает солнышко по кругу.

— Доброе утро, солнце!

Доброе утро всем!

Взошло солнышко высоко, высоко и осветило нашу группу.

— А теперь, давайте сядем за свои парты.

Дети здороваются и встают в круг, взявшись за руки.

Дети передают по кругу солнышко, говоря ласково имя того, кому передают солнышко.

Поднимают руки.

Разводят руки.

Дети садятся за парты.

Дети готовы к занятию.

Основной (содержательный) этап.

Создать условия для восприятия нового материала.

Словесный метод:

Беседа с детьми.

Словесный метод: рассказ воспитателя.

Словесный метод: Вопрос.

Словесный метод:

Чтение нанайской сказки «Айога».

Практический метод:

Физминутка.

II. Основная часть:

1. Беседа:

— Ребята, вы любите на себя смотреть в зеркало?

— Как вы думаете, часто смотреть в зеркало — это хорошо или плохо?

— Почему хорошо?

— А почему плохо?

— Да, ребята, зеркало – это нужный предмет. И с ним нужно обращаться осторожно. Если очень долго любоваться собой в зеркале, то может произойти беда. А вот что именно может случиться, вы узнаете, когда послушаете нанайскую сказку «Айога». В ней мы узнаем про девочку, которая очень любила любоваться собой, хотя у нее и зеркала не было и узнаем, чем это закончилось.

— Ребята, а вы знаете, кто такие нанайцы?

— Нанайцы — это коренной малочисленный народ Дальнего Востока, проживающий по берегам Амура и Уссури. Слово «нанай» растолковывается как «на» — земля, «най» — человек.

Айога – имя нанайской девочки, она главная героиня сказки.

Итак, приготовьтесь слушать сказку «Айога».

2. Чтение нанайской сказки «Айога»:

В роду Самар жил один нанаец — Ла. Была у него дочка Айога. Красивая девочка. Все ее любили. И все говорили, что красивее дочки Ла никого нет — ни в этом, ни в каком другом стойбище. Айога загордилась. Стала разглядывать себя. И понравилась сама себе. Смотрит — и не может оторваться. Глядит — не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на свое отражение в воде.

Совсем ленивая стала Айога. Все любуется собой.

Вот однажды говорит ей мать:

— Принеси воды, дочка!

Айога отвечает:

— Я в воду упаду.

— А ты за куст держись, — говорит ей мать.

— Куст оборвется, — говорит Айога.

— А ты за крепкий куст возьмись.

— Руки поцарапаю…

Говорит Айоге мать:

— Рукавицы надень.

— Изорвутся, — говорит Айога.

А сама все, в медный таз смотрится — какая она красивая!

— Так зашей рукавицы иголкой.

— Иголка сломается.

— Возьми толстую иголку, — говорит отец.

— Палец уколю, — отвечает дочка.

— Наперсток возьми…

— Наперсток прорвется.

Тут соседская девочка говорит матери Айоги:

— Давай за водой схожу, мать!

Пошла девочка на реку и принесла воды, сколько надо.

Замесила мать тесто. Сделала лепешки. На раскаленном очаге испекла. Увидела Айога лепешки, кричит:

— Дай мне лепешку, мать!

— Горячая она, руки обожжешь, — отвечает мать.

— А я рукавицы надену, — говорит Айога.

— Рукавицы мокрые…

— Я их на солнце высушу…

— Покоробятся они, — отвечает мать.

— Я их мялкой разомну.

— Руки заболят, — отвечает мать. — Зачем тебе, дочка, трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепешку той девочке дам, которая рук не жалеет.

Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке.

Рассердилась Айога, пошла на речку. Смотрит на свое отражение в воде. А соседская девочка сидит на берегу, лепешку жует. Потекли слюнки у Айоги, стала она на ту девочку оглядываться. Шея у нее вытянулась — длинная стала. Говорит девочка Айоге:

— Возьми лепешку, Айога, мне не жалко.

Разозлилась Айога на девочку. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости. Так замахала руками, что руки в крылья превратились.

— Не надо мне ничего-го-го! — кричит.

Не удержалась на берегу. Бултыхнулась в воду Айога и обратилась в гуся. Плавает и кричит:

— Ах, какая я красивая! Го-гого-го! Ах, какая я красивая…

Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить разучилась. Все слова забыла. Только имя свое не забыла, чтобы с кем-нибудь ее, красавицу, не спутали. Кричит, чуть людей завидит:

— Айога-га-га! Айо-га-га-га!

— А теперь, ребята, давайте отдохнем.

3. Физминутка:

Воспитатель берет в руки «волшебную палочку» и делает 2 взмаха.

Чудо – палочку возьму

И два раза ей взмахну,

И сейчас вы из детей

Превратитесь в лебедей!

Мы направо повернулись,

Крылья к солнцу потянулись!

Мы налево повернулись

И друг другу улыбнулись!

Хоть лететь нам нелегко,

Но летаем высоко!

Опустились на реке

И поплыли по воде,

Шею вытянул вперед

Лебединый весь народ.

И, поев немного хлеба,

Снова мы взлетели в небо!

Вам понравилась игра?

Возвращаться нам пора!

Снова палочку возьму (воспитатель берет «волшебную палочку»)

И два раза ей взмахну (воспитатель делает ею два взмаха).

И теперь из лебедей

Превратились вы в детей!

— Молодцы, ребята.

— Да.

— Это хорошо, а может быть и плохо.

— Хорошо, потому что можно привести себя в порядок.

— Плохо, потому что можно провести много времени у зеркала.

Дети внимательно слушают воспитателя.

— Нет.

Дети приготавливаются слушать сказку.

В воздухе руками рисуют большой круг.

Поворачивают голову направо.

Поднимают руки вверх.

Поворачивают голову налево.

Улыбаются.

Вытирают пот со лба.

поднимаются на носочки и «машут крыльями».

Присели на корточки.

делают волнообразные движения руками.

Тянут шею наверх.

Изображают, что жуют.

Машут руками как крыльями.

— Да.

Хлопают в ладоши.

Дети активно участвуют в беседе.

Заключительный (рефлексивный) этап.

Закрепить и обобщить полученные знания.

Словесный метод:

Беседа с детьми.

Игровой метод:

Игра «Назови лишнее».

1. Беседа по сказке:

— Ребята, вам понравилась сказка?

Воспитатель предлагает детям 2 рисунка с изображением девочек.

— О чем сказка эта?

— Какая Айога была?

— А соседская девочка какой была?

— Почему мама отдала лепешку соседской девочке?

— О чем попросила дочку мама?

— Как поступила Айога?

— Какая у Айоги мама? 

— Кто помог маме?

— Правильно ли поступила мама, что не накормила собственную дочь, а лепешку отдала соседской девочке?

— Почему?

— Мама поступила по справедливости.

— Молодцы, ребята.

2. Игра «Назови лишнее».

— А сейчас давайте поиграем в игру «Назови лишнее».

Я вам буду говорить слова, а вы должны найти лишнее среди них слово.

— Вы согласны?

-Тогда слушайте внимательно:

Улыбка, радость, грусть, веселье, какое слово лишнее?

— Правильно.

Доброта, забота, внимательность, злость, какое слово лишнее?

— Правильно.

— Щедрый, добрый, жадный, заботливый, какое слово лишнее?

— Верно.

— Лживый, справедливый, честный культурный, какое слово лишнее?

— Правильно.

— Трудолюбивый, смелый, аккуратный, ленивый, какое слово лишнее?

— Молодцы, ребята, вы сегодня все хорошо слушали сказку и хорошо работали.

— Да.

— Эта сказка о девочке Айога, которая не помогала своей маме и превратилась в лебедя.

— Айога была ленивой, хитрой, злой, горделивой.

— Соседская девочка была доброй, отзывчивой, вежливой, ласковой.

— Мама отдала лепешку соседской девочке, потому что она принесла ей воды.

— Мама попросила дочку принести воды.

— Айога стала отговариваться, нашла много причин, чтобы не ходить.

— Мама у Айоги трудолюбивая, мудрая, справедливая.

— Маме помогла соседская девочка.

— Да.

— Потому что Айога не принесла воды, а соседская девочка помогла ее маме.

— Да.

Дети слушают.

— Грусть.

— Потому что это слово

— Злость.

— Жадный.

— Лживый.

— Ленивый.

Дети активно участвуют в итоговой беседе после чтения сказки

«Айога».

Воспитатель ____________________ Кузнецова Е. В.

Оценка ________________________

Дата ___________________________

Методист _______________________ Эмрих Т. М.

Интегрированное занятие для детей старшей группы (5 – 6 лет) «Знакомство с нанайской сказкой «Айога»Интегрированное занятие для детей старшей группы (5 – 6 лет) «Знакомство с нанайской сказкой «Айога»

Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории Абрамова Н.С., МБДОУ ДС № 50 «Теремок», г. Озёрск, Челябинская область

Цель: Знакомить детей с творчеством малых народов Севера.

Задачи:

  • способствовать закреплению знаний о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм.

Образовательные:

  • способствовать формированию представлений о необходимости сопереживать и проявлять заботу, внимание в отношении друг к другу
  • формировать умение высказать своё мнение о персонаже, замечать хорошие и плохие поступки

Развивающие:

  • создать условия для развития литературной речи
  • способствовать активизации словаря детей.

Воспитательные:

  • воспитывать вежливость и доброжелательное отношение к окружающим людям; желание помогать нуждающимся.

Приоритетная образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Формы организации детей: фронтальная, индивидуальная, парами.

Предварительная работа: чтение и обсуждение поступков литературных героев; дидактические игры, посещение музея, знакомство с разными народами.

Активизация словаря: отзывчивая, заботливая, равнодушная, трудолюбивая, колыбель (люлька).

Обогащение словаря: медный таз, ровдуга, мялка, стойбище, покоробятся.

Средства и оборудование: сундук, картинки к сказке.

Ход занятия.

Вступительная часть: В круг, ребята, соберёмся

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

Большой ящик, на нем крышка.

И висит ещё замок.

Царь хранит в нем золотишко,

Чтоб украсть никто не смог.

Дети: сундук

Воспитатель: показывает сундук.

Воспитатель: А где мы с вами видели такой сундук.

Дети: В музее русского народного творчества, или д/с.

Воспитатель: А что вам ещё понравилось в музее (подвести к названию люлька (колыбель))

Дети: печка, ухват, чугун и т.д

Воспитатель: Ребята, тихо, послушаем песню (звучит колыбельная)

Воспитатель: Что это за песня?

Дети: Колыбельная

Воспитатель: Что значит колыбельная?

Дети: значит качать, баюкать.

Воспитатель: А когда пели эти песни и для чего?

Дети: перед сном, чтоб убаюкать детей.

Воспитатель: А, что ещё рассказывали взрослые своим детям?

Дети: Сказки, потешки, заклички.

Воспитатель: Что значит потешки? Для чего их рассказывали?

Дети: Чтоб потешать, веселить маленьких детей, чтоб вызывать улыбки…

Воспитатель: Ребята, кто помнит потешку? Кто может нам её рассказать?

Дети рассказывают потешку.

Воспитатель: Ребята, а кто помнит, для чего рассказывали заклички?

Дети: Это обращение к природе (например, в засуху вызывали дождик и на оборот)

Воспитатель: Давайте мы с вами позовём дождик…

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи

Брызни в поле пуще!

Станет травка гуще!

Воспитатель: Ребята, а вам интересно, что лежит в сундуке?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда давайте откроем его и посмотрим, что там лежит (открываем сундук и достаём книгу «Айога»)

Воспитатель: Сейчас мы прочитаем нанайскую сказку и познакомимся с двумя девочками.

— А что значит нанайская сказка?

Дети: Это значит её придумал народ, который живёт на Севере.

Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте отдохнём.

Физминутка «Мы встречаем друзей, вот так»

Мы помашем рукой – вот так! (машем правой рукой)

Мы помашем другой – вот так! (машем левой рукой)

Подойдём друг к другу – вот так! (шагаем на встречу др. другу)

И обнимем, друг друга – вот так! (обнимем)

Улыбнёмся друг другу – вот так! (смотрим, друг на друга и улыбаемся)

Руку другу дадим – вот так! (подать правую руку, а сверху кладём левую на правую ладонь партнёра)

И подпрыгнем дружней – вот так! (одновременно подпрыгиваем)

Вместе нам веселей – вот так! (хлопаем в ладоши)

И на стульчики присаживаемся – вот так!

Воспитатель: Отдохнули, а теперь ушки на макушки и слушаем внимательно сказку.

Чтение сказки.

Беседа по сказке:

Воспитатель: Понравилась вам сказка?

Дети: Да

Воспитатель: А как вы думаете, какая она по настроению?

Дети: печальная, грустная.

Воспитатель: почему вы так думаете?

Дети: потому что Айога превратилась в гуся…

Воспитатель: Скажите, а какая была Айога?

Дети: злая, холодная, ленивая, равнодушная, гордая.

Воспитатель: Скажите, а какая была другая девочка, соседская?

Дети: добрая, хорошая, ласковая, трудолюбивая.

Воспитатель: Послушайте пословицу: «Человек красив не лицом, а поступками»

— Как вы это понимаете?

— Подходит эта пословица к сказке «Айога»?

Дети: Да

Воспитатель: Почему?

— Какие поступки Айоги вам не понравились?

Дети: То, что она смотрелась в зеркало, не помогала маме и шипела на девочку.

Воспитатель: Что произошло с Айогой?

Дети: Она превратилась в гуся.

Воспитатель: Почему мать отдала лепёшку соседской девочке, а не дала её Айоге?

Дети: Потому что она не сходила за водой, когда её просила мама.

Воспитатель: На кого бы вы хотели походить?

Ответы детей.

Воспитатель: Чем вам понравилась девочка?

Ответы детей.

Воспитатель: А какие добрые дела вы делаете?

Дети: моем посуду, подметаем пол…

Игра «Поляна добрых дел»

Предлагаю вам подумать, какой хороший поступок за сегодняшний день вы могли бы совершить, надо назвать его, взять цветок и положить его на «Поляну добрых дел»

Воспитатель: Какие вы все молодцы! Посмотрите, какая получилась большая поляна добрых дел.

Воспитатель: Скажите, а какой должна стать Айога, чтобы снова превратиться в девочку?

Дети: Доброй, трудолюбивой.

Воспитатель: Вы верите, что Айога измениться? Вы хотите, чтобы сказка закончилась по — другому?

Подумайте, как придумать другой конец сказки. А завтра мы с вами обсудим.

Рефлексия: О чём мы сегодня говорили на занятии? Что вам понравилось?

< Предыдущая   Следующая >

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий награждения футболистов
  • Сценарий на юбилей поздравление от японцев
  • Сценарий на юбилей от коллег 60 лет мужчине
  • Сценарий на юбилей образовательного учреждения
  • Сценарий на юбилей 60 лет женщине коллеге на работе прикольные