Цель: познакомить воспитанников с особенностями проведения на Руси Рождественского праздника.
Задачи: создать условия для проявления познавательной активности учеников; совершенствовать речь учащихся; развивать их творческие возможности; создать у школьников радостное и эмоциональное настроение; воспитывать интерес к народным обычаям и традициям.
В проведении праздника принимают участие дети из фольклорной группы «Пчёлочка» РДК «13 Октябрь»
Учащиеся входят в зал и рассаживаются по местам. Слышны колокольные звоны (в грамзаписи).
Ведущий.
Дай, Бог, тому,
Кто в нашем дому,
Добрым хозяюшкам,
Дорогим гостям,
Милым детушкам.
Наделил бы вас Господь
И живьем, и бытьем,
И здоровьицем.
(Звучит фонограмма русской народной песни.)
Входят зазывалы, одетые в русские костюмы
1-й зазывала.
Дети! Велено до вас
Довести в сей час указ,
Заготовленный самой
Нашей матушкой — Зимой.
Каждый год, сего числа,
Как гласит указник,
Людям города, села
Приходить на праздник!
Непременно все должны
Быть на празднике Зимы.
2-й зазывала.
Эй, спешите все сюда!
В гости Коляда пришла.
Будем мы шутить, кривляться,
Бегать, прыгать, забавляться.
1-й зазывала
Все на святки, все на святки
Приходите-ка ребятки!
И овсень и коляда
Будут вместе с нами. Да?
А что это такое – святки
Вы не слышали, ребятки?!
Что ж придется рассказать
И, конечно, показать!
Ведущая.
Давайте заглянем в русскую избу и посмотрим, как же проходил этот праздник.
(Звучит фонограмма боя часов. Они бьют одиннадцать раз. На сцене стол, покрытый скатертью с народной вышивкой, на нем самовар, за столом сидят Дед и Баба. Баба штопает носок, Дед что-то мастерит. За окном завывает метель, слышно тиканье часов-ходиков.)
Баба. Какие зимние вечера долгие, длинные… Кажется, конца и края им нет. Скорей бы день прибавляться начал!
Дед.А времечко-то бежит быстро. Только недавно вроде с урожаем справились, а вот уж и Святки.
Баба. Дед, а дед, а помнишь, как мы, бывало, в молодости-то по эту пору колядовать бегали? Вот весело-то было! Помнишь?
Дед. Да, была потеха!
Баба.Интересно, а нынче-то детвора колядует под Рождество?
Дед. Да где уж им нынче-то! Вот мы, бывало, помнишь, перво-наперво собирались где-нибудь на окраине деревни в избе, маски себе мастерили…
Баба. Да, да… (смеется). Кто во что горазд!
Дед. Потом брали мешки побольше, звезду на шест, и давай ходить от избы к избе, от двора ко двору да славили хозяев песнями…
Баба. Ух, так звонко пели, что хозяева нас в дом-то приглашали…
Дед.Вот тут мы и давай выпрашивать у них кто пирожок, кто конфетку, а кто и денежку…
Баба.И все, все подавали, готовили для нас угощение!
Дед. А как же! Ведь коли нам, колядовщикам, понравится угощение, мы этому дому нажелаем всего самого что ни на есть хорошего: благополучия да достатка…
Баба.А если жадные попадались, помнить, дед желали мы им, чтоб у них крыша обвалилась, корова пала… Да что там, грех вспоминать (крестится).
Дед. Да и не жадничали хозяева никогда! Верил народ: все, что колядовщики нажелают, всегда сбывается! Вот и готовили угощение заранее да поджидали нас на святых вечерах!.. Эх, хорошее время было!
Баба.А знаешь, дед, я ведь и нынче угощение-то для колядовщиков приготовила.
Дед. Да ты че, баба, зря старалась, не ходит уж нынче детвора!
Баба(вздыхает). А вдруг все-таки придут…
(Стук в дверь. Входят колядовщики, они поют)
Колядовщики
Ой, калёда,
Ще на улице шатер,
Ой, калёда,
Соломою защищен,
Ой, калёда.
Во том во шатре
Ой, калёда,
Там три девицы сидят
Ой, калёда,
Колядовщики
1. Зароди, Боже, Жито в пшеницу,
Всякую яровицу!
2. А в поле ядро,
А в доме добро.
Все вместе.
Здравствуйте, хозяева добрые!
(Кланяются).
Все колядующие исполняют песню «Уж, ты, курка, ня пой»
Появляется колядовщик, он выводит «козу». На голове – шапочка козы с рожками, на ногах – валеночки, на руках — яркие варежки.
Колядовщик с Козой (поет).
Мы не сами идем – мы козу ведем.
Где коза ходит, там пшеница родит,
Где коза хвостом, там жито кустом,
Где коза ногою, там жито копною,
Где коза рогом, там жито стогом.
(в это время коза все показывает)
1-й колядовщик.
Идет в гости коза,
К вам коза-дереза.
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
2-й колядовщик.
Где ты, козочка, ходила,
Где ты, белая, бродила?
Коза.
Ходила коза по темным лесам,
По сырым борам,
Устала.
(Коза падает.)
Хозяин с хозяйкой (спрашивают колядовщиков). Что же вашей козочке надо? Что же она любит?
3-й колядовщик.
А нашей козе немного и надо:
Ведерочко гречки на перепечки
Да горшок овса на конец хвоста.
4-й колядовщик.
Решето овса, поверх него – колбаса.
Да три куска сала, чтобы коза встала!
(Хозяева одаривают Козу мешочком со сладостям. Та вскакивает на ноги и начинает танцевать. Дети окружают, козу и начинают водить хоровод.)
Игра «Шла коза по лесу».
Дети поют и выполняют движения.
Шла коза по лесу, по лесу, по лесу.
Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Давай, коза, покружимся, покружимся, покружимся,
И мы с тобой подружимся, подружимся, подружимся.
(Участники хоровода подпрыгивают на месте, трясут ногами, хлопают в ладоши, топают ногами, потом кружатся, ищут себе пару и обнимаются.)
Ряженые. Все вместе
Сеем, веем, посеваем,
С Новым годом поздравляем.
Счастья будет вам горой,
Урожая воз большой.
1-й ряженый.
Уродись у вас овес,
Чтобы на два метра рос.
Уродись у вас пшеничка,
И горох, и чечевичка.
2-й ряженый.
Чтоб гостей невпроворот
Было в доме целый год!
На столе всегда пирог.
Легких-легких вам дорог!
Ведущая. Ну, а какой святочный праздник без игр, шуток-прибауток, без веселых игр и соревнований? На посиделках всегда парни с девками соревновались, умом и смекалкой похвалялись, женихов да невест примечали.
Ведущая. У нас здесь две команды — Девчушки-веселушки да отважные Молодцы-удальцы. Вот мы и посмотрим: кто хитрей, смекалистей, веселей будет. За правильный ответ получаете снежинку-холодинку, за неправильный — фант.
Проводится игра «Бабушкина метелка». Вызываются команды, становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому загадку про зиму загадывать.
Летом спят, а зимой бегут.
В гору деревяшка, под гору — коняшка. (Сани).
Упрятались голышки во мохнатые мешки,
Четверо вместе, один на шесте. (Рука в рукавичке).
Идет Егорка — Бела шубенка. (Снег).
Глянули в оконце, — Лежит белое суконце. (Снег).
Трескучий ядрен Намостил мостен;
По дворам пробежал, Все окна расписал. (Мороз).
Текло, текло и легло под стекло. (Лед).
Я вода да по воде же и плаваю. (Лед).
Гуляет в поле, да не конь, Летает на воле, да не птица. (Метель, вьюга).
Белый Тихон с неба спихан,
Где пробегает — ковром устилает. (Снег).
Ведущая
А сейчас я для зарядки загадаю вам загадки.
Ушки на макушке.
Слушайте внимательно,
Я начну, а вам – закончить
В рифму обязательно!
Долго над землей летало белоснежно одеяло.
Солнце малость припекло – одеяло потекло,
И ушло в колодцы рек.
Одеяло это – /снег/
Холода, мороз, метели
Закружили, завертели.
В белых шапках все дома,
Это к нам пришла /зима/
Едва повеяло зимой,
Они всегда с тобой.
Согреют две сестрицы,
Зовут их /рукавицы/
На дворе снежок идет,
Скоро праздник /Новый год/.
Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идет от /елки/
Все кружатся, веселятся,
Возле елочки резвятся.
Ведь сегодня торжество.
Что за праздник? /Рождество
К нам пришло Рождество,
знать всем будет весело,
Всем добро и счастье,
Никакой напасти
Нас мороз не напугает,
Не пугают холода!
Нас колядки согревают,
Песни, пляски до утра
С детьми проводится еще несколько игр:
«Чудеса в решете»4 блюдца, 20 горошин, 2 ложки. Под музыку по одной горошине нужно перенести из одного блюдца в другое.
«Догадайся — ответь»Выбирается из команды игрок. Дети другой команды делятся на две группы. Каждая, посовещавшись, задумывает слово. По знаку ведущего все одновременно громко начинают скандировать загаданное слово. Так же по знаку прекращают. Выбранный ранее игрок другой команды должен назвать те слова, которые ему удалось разобрать. Если задание выполнено, то команда выигрывает.
«Дедкины потешки»Всегда в любой деревне был дедок, который знал больше всех шуток-прибауток, пословиц-поговорок да скороговорок, частушек. Детям предлагается принять участие в соревновании.
1. «Всех скороговорок не переговоришь, не выговоришь»
Вязку сушек Сушил Сашка на суше.
У Сережи в сапожки попали сережки.
Галка-копалка, куда-то подевал-ка.
У дороги крутороги повалили сена стоги.
2. «Я начну пословицу, а вы закончите».
Ведущая: Хором дружно отвечайте:
Без труда… не вынешь рыбку из пруда.
Делу время… — потехе час.
Кто любит трудиться… тому без дела не сидится.
Рукам работа… — душе праздник.
Труд человека кормит… а лень портит.
Терпенье и труд… все перетрут.
Друга ищи, а найдешь… — береги.
Других не суди … на себя погляди.
Играть играй, да дело… знай.
Красота приглядится, а ум… пригодится.
Кто много говорит, тот мало… делает.
Конец… — делу венец.
Игра «Баба Яга»Дети встают в круг. В центре — водящий: Баба Яга. В руках у нее помело. Под текст песни дети прыгают вокруг Бабы Яги, дразнят ее. Баба Яга помелом (можно веткой) старается дотронуться до детей — «заколдовать»: как коснется ребенка — он застывает в любой позе. Баба ёжка, Костяная ножка, С печки упала, Ножку сломала, А потом и говорит: — У меня живот болит. Пошла она на улицу — Раздавила курицу. Пошла на базар — Раздавила самовар. Пошла на лужайку — Испугала зайку.
Колядовщики поют Щедровку
Щедрики-ведрики
Дайте вареника,
Вареника мало –
Кусок сала.
Сала мало –
Ветчинки, колбаски,
Ложечку кашки.
А не дашь пирога,
Стяну быка за рога,
А свинью – за хвост!
Отвяду ее под мост!
Ведущая дед и баба(подают колядовщикам с подноса угощение, приговаривают):
Ай, да колядовщики!
Ай, да молодцы!
Пироги несем с печи!
Угощайтесь, люди добрые!
1-й колядовщик. Ну, за ваше угощение будет вам и поздравление!
2-й колядовщик. С Новым годом, дай всякому роду!
3-й колядовщик. Жито густо, зерно с ведро!
4-й колядовщик. В поле — копешки, на столе — лепешки!
1-й колядовщик. Есть у клети веселы дети!
Все колядовщики вместе. Дай-то вам, господи, всего-то на свете!
2-й колядовщик. Одна-то бы корова, да по три ведра доила!
3-й колядовщик. Одна-то бы кобыла, да по три воза возила!
4-й колядовщик. Чтобы курочки водились!
1-й колядовщик. Чтоб коровушки телились!
3-й колядовщик. А кобылки жеребились!
4-й колядовщик. Уродись пшеничка, овес, чечевичка!
1-й колядовщик. В поле копнами, на столе — пирогами!
2-й колядовщик. Чтоб здоровы были!
Все вместе. Много лет жили!
Дед и баба.
Спасибо, что не обошли наш дом.
Все дети и взрослые.
С Новым годом!
С Новым здоровьем!
С Новым счастьем!
(Под мелодию русской народной песни дети выходят из зала).
Использованная литература и интернет ресурсы.
1. Громыко М.М. Мир русской деревни. — М.: Молодая гвардия, 1991.
2. Климишин И.А. Календарь и хронология. — М.: Наука, 1990.
3. Костанян Н.Н. Русская народная словесность. — М.: Просвещение, 1994.
4. Кравцов, Лазутин. Русское устное народное творчество. — М., 1983.
6. Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М.: Правда, 1989.
7. Панкеев И.А. Полная энциклоᴨȇдия быта русского народа. Т. 1, 2. — М.: ОЛМА-Пресс, 1998.
8. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. — М.: Российский раритет, 1992.
Сценарий вечера
«Рождественские встречи»
Ход мероприятия
На экране заставка «Русская деревня зимой», «Пейзаж церкви на фоне зимней деревни». На сцену выходит ведущий.
Ведущий:
Ни в одной стране нет такого количества праздников, как в России. Но самые любимые пожалуй – Новый год и Рождество Христово – один из самых главных православныхпраздников.
Ведущий:
Однажды ночью сменился не только год, сменилась целая эпоха – ушел старый мир, наступил новый. В эту ночь в Вифлеемской пещере родился Младенец Иисус Христос, принеся с собой главное чудо – чудо спасения человека.
От Рождества Христова мы исчисляем года. Что сегодня у нас на календаре? 2012 год. Это значит, что от рождения Спасителя прошло две тысячи двенадцать лет.
Сегодня, когда Рождеству возращен законный статус Великого праздника, когда мы вновь можем отмечать его радостно и торжественно, мы еще яснее понимаем и осознаем, какое же Величайшее событие произошло в ту далекую знаменательную ночь.(Рассказ сопровождается слайдами)
Давно уже люди были на земле и в суете жизни стали забывать Бога. Душа у них сделалась грешной и злой. До того как пришел на землю Сын Божий, Бог Отец сказал ему, что Он может спасти людей, сойдя на землю и став человеком. Ему надо было родиться маленьким ребенком, потому все люди сначала бывают детьми. Матерью Бог избрал деву Марию. Когда ей было 16 лет, её обручили с добрым, заботливым старцем Иосифом.
Ведущий:
Не задолго до рождения Иисуса римский император, под властью которого была страна Иудея, велел переписать людей этой земли. Будущие родители Христа пришли в Вифлеем, так как родом они были из этого города. Там собралось множество народа, и все дома, пригодные для жилья, были уже заняты. Им предложили пройти на окраину города. Там в пещерах в непогоду ночуют овцы. Может и вам место найдется Иосиф и Мария так и поступили.
Ведущий:
Ночь выдалась тихая и довольно теплая. Пещеры оказались пустыми, и в них нашлось место для наших путников. И ночь случилось чудо! В этой пещере у Мари родился Сын. Мария спеленала его и, поскольку не было колыбели, уложили в ясли. Так называют кормушку для скота.
Первым о рождении Христа узнали пастухи, которые пришли в пещеру погреться. В это время царю Ироду доложили: «Царь ирод! Небывалое дело! В нашем городе появились какие-то волхвы с востока, которые будоражат весь народ, ибо они у всех спрашивают» «Где родившийся царь?»». Царю Ироду это очень не понравилось, и он решил выведать у волхвов про этого младенца, чтобы потом казнить всех.
Ведущий:
Когда волхвы наконец-то нашли ту пещеру, они поклонились с такими словами: «мы пришли из далека – с севера и с востока, подносим тебе ладан и миро, поклоняемся мы царю всего света, будто ясному солнцу, подносим ему злато. А теперь поспешим к царю Ироду, возвестим ему радость: родился царь царей!».
Ведущий:
И тогда воскликнул ангел: «Постойте, волхвы! Не ходите в город Иерусалим. Царь Ирод затаил черную злобу и решил погубить Младенца Христа. Я провожу вас другой дорогой. Возвращайтесь в свои земли и возвещайте повсюду о Рождестве Спасителя».
Ведущий:
Так все и случилось. Волхвы вернулись, каждый к себе домой. По пути они встречали много людей и всем рассказывали о совершившемся чуде – о Рождестве Христовом. Весть эта передавалась из ус в уста. И сегодня мы с вами так же радуемся Рождеству, как все люди более 2000 тысячи лет назад.
Ведущий:
Ребята давайте посмотрим что вы знаете о Иисусе Христе, о его учении? (Ведущий задает вопросы.Вопросы выведены на экран)
Вопросы:
- Что такое Библия? (это собрание священных писаний, раскрывает тайну происхождения мира, человека и смысл бытия).
- На какие две части делится Библия? (На Ветхих Завет и Новый Завет).
- На какие языки были написаны Ветхих Завет и Новый Завет (ветхий на древнееврейском, Новый на древнегреческом).
- В каком Завете говориться о рождении Христа (В Новом Завете, он был написан после смерти Иисуса Христа).
- С какого времени ведется наше летоисчисление? (С года рождения Христа).
- Как называется учение Иисуса Христа? (Евангелие).
- Кто первым узнал о рождении Исуса Христа (пастухи).
- Сколько учеников было у Иисуса Христа? (двенадцать).
- Какими деяниями подтверждается божественная сила Христа? (Исцелял слепых. Прикованные к постели).
- В какой день недели умер Иисус? (в пятницу).
Играет русская народная мелодичная музыка. На фоне русской избы выходят девушки, рассаживаются на сцене за столом.
Ведущий:
А как отмечают и отмечали Рождество на Руси? Традиционно на Руси еще до принятия христианства на конец декабря приходились языческие праздники. «Дабы отвратить христиан от богомерзких языческих игрищ» именно 25 декабря (по старому календарю) отцы церкви приняли решения праздновать рождество. Это был тихий и спокойный праздник.
Ведущий:
Рождеству предшествует Филиппов пост-значит, и рождественского гуся подавали после полуночи, когда пост закончится. При этом хозяин мог повернуться к столу спиной, а хозяйка, разламывая гуся, задавала вопросы: Кому этот кусочек отдать?». По этим кусочкам гадали, что ожидает каждого из гостей в новом году:
Голова- предстоит, упорно учится, много думать;
Шея- будешь руководить,- так как куда шея повернет туда, и голова смотрит;
Грудка-предстоят любовные переживания;
Задок- спокойная и счастливая жизнь;
Ноги- ожидает путешествие;
Звучит музыка- Звон церковных колоколов. Музыка тише. Выходит девушка
1 девушка
Рождественское утро
Льется звучными волнами звон колоколов
В божий храм валит толпами
Люд со всех концов,
И богатый и убогий.
Пробудясь от сна,-
Все спешат одной дорогой,
Мысль у всех одна.
Звон торжественный почуя,
Все во храм идут.
И с молитвой трудовою
Лепту в дар несут,
В дар Тому, кто в ночь родился
И средь пастухов
В яслях, Кроткий, приложился,
Принял дар Волхов.
Кто пришел на землю худших
Грешных оправдать,
И Своих овец заблудших
К пастырю собрать.
Ведущий:
С 7 января по 18 января- это время Святок.
На святки принято творить добрые дела:помогать старым и больным, дарить подарки, раздавать милостыню.
В это время обязательно гадали на судьбу, на будущего суженого, на урожай, на животных.
1 – девушка
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали.
За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали,
Снег пололи за окном
Слушали, кормили
Счетным курицу зерном,
Яркий воск топили,
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны,
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Под музыкальное сопровождение на сцене девушки разыгрывают гадания. На стол ставят свечу, чашу выливают воск в чашу.
На сцену выбегают две девушки, снимают валенок и кидают перед сценой, затем сбегают по ступенькам вниз.
2 — девушка
— Мой носком к дому упал, значит, в этом году замуж не выйду.
3 — девушка
— Мой на Петров двор указывает, а мой миленький в другой сторонке живет.
4 — девушка – гадает на частоколе
— Чет – нечет, чет – нечет…….
5- девушка (подходит к 4 девушке)
— Евдокия, ты, что такая веселая?
4 — девушка
Да вот гадала на частоколе – мне «чёт» выпал, значит – я скоро замуж выйду.
Две девушки гадают на поленьях. Подходят к поленнице с закрытыми глазами, берут полено, рассматривают его и заключают что-то о том, каков будет будущий жених.
5 — девушка
Мое полено с сучками – жених будет из большой семьи.
6 — девушка
А мое полено с тонкой, ровной корой – жених молодой и красивый….
Девушки рассаживаются на сцене.
Ведущий:
Способов гаданий очень много, мы предложим вам самые популярные. (Ведущий проводит гадания со зрителями)
Гадание по книге
Берут книгу и, не раскрывая ее, загадывают номер страницы и строчку сверху и снизу. Потом открывают эту страницу и читают. Эта строчка и служит ответом на заданный вопрос.
Гадание по воде
В 5 одинаковых стаканов наливается вода и добавляется сахар, соль, рис, кольцо, игрушка. Гадающему завязывают глаза, и он выбирает судьбу.
Соль – слезы;
Сахар веселье;
Кольцо замужество;
Рис богатство;
Игрушка – рождение ребенка.
Гадание воском
Расплавленный воск льют в воду и по застывшим фигуркам узнают свою судьбу.
Дом – переезд;
Церковь – замужество;
Деревья грусть;
Фрукты – радость.
1 — девушка
Хватит, хватит, гадать, пойдемте на колядки!
Под музыкальное сопровождение девушки одеваются на колядки.
Ведущий:
На Руси в Святки молодые люди одевались в шкуры, мазали лицо сажею. Существовали некоторые правила и ограничения. Рядились только парни и мужики. Рядиться во все, что угодно тоже было нельзя. (Покойником, чертом, вурдалаком представляться грех. Попом тоже. Считали, что от таких шуток можно серьезно повредиться рассудком и заболеть.) Девушкам и женщинам – существам нежным и возвышенным – рядиться не полагалось.
Ряженные стучали в дома, исполняли колядки – специальные песни в которых звучали слова пожеланий добра и счастья. А хозяева за поздравления и шутки – прибаутки угощали ряженых печеньем, пряниками, конфетами.
1 – девушка (стоит лицом к зрителям, все остальные за ней).
Со Христовым Рождеством,
Со великим праздником!
Свят, свят, свят, свят –
И ваших ребят,
Ваших нянюшек,
Ваших батюшек.
Свят, свят, свят, свят –
В вашем доме лад.
Все колядующие идут к правой кулисе.
Все колядующие
Коляда, коляда, отворяй-ка ворота.
Пришла коляда накануне Рождества
С пышками, с лепешками,
Со свиными ножками.
Коляда, коляда – подай пирога!
2 девушка
Подай, не ломай,
А по целому давай.
Кто даст пирога – тому скота, живота,
Кто не даст пирога – мы корову за рога.
(голос из – за кулис)
Не кличьте, расходитесь по домам,
Ничего я вам не дам!
3 — девушка
У Федула жена
Очень жадная была.
У ней шуба не зашита
И рубаха не помыта,
Да и муж не дюж
(Далее колядующие говорят хором)
Лентяй не уклюж!
Колядующие смеются и идут к правой кулисе.
Все колядующие
Коляда, коляда, отворяй-ка ворота.
Пришла коляда накануне Рождества
С пышками, с лепешками,
Со свиными ножками.
Коляда, коляда – подай пирога!
4 девушка
А дай Бог тому,
Кто в этом дому.
Чтобы рожь густа,
Рожь ужимиста….
5 девушка
Дай вам, Господи,
Скота, живота,
Корову с теленочком,
Овцу с поросеночком.
Свинью с ягненочком,
Хозяину с хозяйкой –
Солнце и месяц,
Детишкам их милым,
Частым звездочкам –
(Все колядующие хором)
Многие лета! Многие лета!
6 девушка (выходит из-за кулис с подносом)
Заходите, оставайтесь!
Чем хотите, угощайтесь.
Пироги печенья –
Для вашего угощенья
Колядующие отказываются проходить в дом, а все угощения берут и складывают в мешок, затем выходят в перед к зрителям.
Поочередно читают колядки.
1 – девушка
Сею, вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!
2 девушка
На ново счастье
Уродись пшеничка,
Горох, чечевичка.
3 девушка
На поле – копнами,
На столе – пирогами.
С новым годом, с новым счастьем!
4 девушка
С Новым годом, со всем родом,
Чтобы здоровы были.
Чтобы долго жили!
Уходят на сцену. Все вместе
Коляда, коляда, отворяй-ка ворота.
Пришла коляда накануне Рождества
С пышками, с лепешками,
Со свиными ножками.
Коляда, коляда – подай пирога!
Ведущий:
Сегодня вы побывали на одном из русских праздников и узнали, как жили русские люди. Какие они соблюдали обычаи и обряды, чем украшали свой быт, о чем мечтали. До скорых встреч на наших вечерках.
Сею – вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!
Чтоб все здоровеньки были.
Чтоб сто лет жили!
Проверенный сценарий народного гуляния на Рождество предназначен для праздничного массового мероприятия на свежем воздухе, поэтому все действие кратно и лаконично, рождественские игры с детьми и взрослыми, вперемешку с концертными номерами.
Материал распространять на других сайтах и блогах запрещено автором, вы можете использовать сценарий Рождественской ёлки для детей и взрослых. С Рождеством и желаем удачных праздничных постановок!
Сценарий народного гуляния на Рождество «Праздник праздников»
1. ЯЗЫЧНИКИ
- Звучит старинная русская мелодия (гусли мелодичные)
- Выстраивается хоровод.
Ведущий. Испокон веков, от Рождества до Крещения, шумно и радостно праздновались эти дни на Руси. Накануне, по древнему поверью наших языческих предков, ждали Коляду- существо, приносящее урожай и домашнее счастье.
(Колядки сопровождаются динамичной музыкой гусли, дудочки, свирели)
Уродилась Коляда
Накануне Рождества.
За горою за крутою,
за рекою быстрою
Под ёлкой зелёною,
У лесной красавицы.
Вокруг ёлочки пахучей
Огни горят горючие,
Люди водят хоровод
Колядуют приворот:
«коляда, коляда,
Ты бываешь Коляда
На кануне Рождества.
Дай нашим деткам
Сладости, конфетки,
Дедушкам и бабушкам
Всем по оладушку,
А кто моложе
Работы пригожей.
Наделил бы нас Господь
И житием, и бытием
и богатством!
- Звучит песня «Снегом белым», исполняют солисты.
- С начала песни участники самодеятельности проводят хоровод вокруг ёлки.
2. РОЖДЕСТВО.
- На фоне музыкального сопровождения.
Ведущий. Сегодня, в великий день, по всей Руси, торжественно звучат колокола, возвещая о светлом, ярком, празднике всех праздников,- Рождества Христова!
Праздника божественной любви, добродетели и милосердия!
Улыбнитесь, люди друг другу, не жалейте самых красочных слов в пожеланиях ближним! Возрадуйся, добрый народ, за правду, за Сына Божьего, за веру, за спасение! Ликуйте и празднуйте Рождество!
- Рождественская песня, в исполнении солистов.
Ведущий: Много легенд и сказаний приходится на этот великий праздник, но одна из самых ярких и чудесных, — «Легенда о Рождественских розах», читают участники театральной студии.
3. Детский блок.
Появление Деда Мороза. После третьего раза звучит музыкальная тема Дед Мороз и Снегурочка. Входят. Снегурочка поёт «Три белых коня».
Снегурочка. Всем, кто любит праздник зимний,
Рождество и новый год
Дед Мороз. Ёлку, снег и иней синий,
Значит добрый вы народ!
Снегурочка. Всех, кто к нам пришел, к веселью,
В этот светлый общий дом,
Дед Мороз. Поздравляем вас под елью,
С новым годом, с Рождеством!
Рождественские игры
- «На смекалку».
- «Ёлочка».
- «Варежка».
- «Догонялки».
Рождественские конкурсные пляски
- Танец «Барыня».
- «Цыганочка».
- «Русская».
- «Попурри».
- «Частушечники».
- Рождественский хоровод вокруг ёлки.
Напутствие деда Мороза
Дед Мороз: О чём думаем в этот праздник мы, к чему обращаем свои души? Прислушайтесь к биению своих сердец, приблизимся к этому событию чувствами — не минует нас радость! мы открыты для милости и милосердия. К этому призываем вас, люди! Ибо только мы сами способны творить добро укрепляя традиции и жизненный уклад, которыми всегда славилась наша земля!
Пусть рождество принесет в ваши дома радость и любовь!
4. Концертная программа
В программу включены песни на новогоднюю тему, тему зимы, любви и прочие праздничные темы.
6. Эпилог.
- Звучат старорусские мотивы.
Участники концерта раздают зрителям «Рождественские подарки, «Олицетворяющие, любовь и добродетель.
Ведущий. Сегодня, в великий день, по всей Руси, торжественно звучат колокола, возвещая о светлом, ярком, празднике всех праздников — Рождества Христова!
Пусть сбудутся все ваши надежды и чаяния! До новых радостных встреч!
© ТЁММИ: Авторские сценарии праздников
Подписывайтесь на наши группы социальных сетях, чтобы первым получать свежие материалы:
- Наша группа ОДНОКЛАССНИКИ
- Наша группа ВКОНТАКТЕ
Внеурочная деятельность (конкурсные работы)
Основное общее образование
Внеурочная деятельность
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с историей празднования Рождества и рождественскими традициями в разных странах мира. Представленный праздничный сценарий способствует развитию у учащихся интереса и уважения к культуре и традициям разных народов мира, созданию атмосферы светлого праздника Рождества Христова. Мероприятие сопровождается демонстрацией презентации и слайд-шоу.
Цель: знакомство учащихся с историей Рождества.
Задачи:
- познакомить учащихся с историей празднования Рождества и рождественскими традициями в разных странах мира;
- развивать у учащихся интерес и уважение к культуре и традициям разных народов мира;
- создать атмосферу светлого праздника Рождества Христова.
Участники: учащиеся 5–6 классов.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, колонки, экран, презентация «Традиции празднования Рождества в разных странах мира», слайд-шоу «Праздник светлый Рождество».
Ход мероприятия
1 ведущий читает стихотворение Татьяны Боковой «Рождество»:
Светлый праздник Рождества!
Нет счастливей торжества!
В ночь рождения Христова
Над землёй зажглась Звезда.
С той поры через столетья
Нам она, как солнце светит.
Согревает верой души,
Чтобы мир стал краше, лучше.
Дарит искры волшебства
Светлый праздник Рождества!
Мир приходит в каждый дом…
Поздравляем с Рождеством!
2 ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас в нашей литературной гостиной.
3 ведущий: Ребята! Вы, конечно, все любите встречать Новый год, наряжать ёлку, получать подарки и веселиться. Оказывается, первые ёлки в России зажигались в честь светлого праздника Рождества. Рождество – это старинное русское слово, а означает оно «рождение». Кто же родился в этот день? Почему этот праздник так почитаем разными народами? Какие традиции празднования Рождества существуют в разных странах мира?
1 ведущий: Рождество – один из главных христианских церковных праздников, установленный в честь рождения Иисуса Христа, отмечающийся
православными верующими 7 января, а остальными верующими — 25 декабря.
И было чудо на земле,
И было чудо в небесах:
Как солнце, вспыхнула в лучах
Звезда в полночной мгле.
Она плыла над миром слез,
И свет ее сиял,
И бедным пастырям вещал,
Что родился Христос.
И в Вифлеем волхвы за ней
Дары свои несли,
И на соломе там нашли
Они Царя Царей.
Г. Галина
2 ведущий: Люди веселились и ликовали, узнав о рождении божественного Младенца Иисуса Христа, который вырастет и принесет людям счастье и радость.
3 ведущий: И в наши дни Рождество – это радостный праздник.
Рождество – это радостный Праздник
Добрых, светлых и искренних чувств!
Вместе с первой Звездой сердце сразу
Покидают печали и грусть.
Миг волшебный, Надежды на Счастье!
Миг рожденья для каждой души!
Веры в то, что и зло и ненастья
В день вчерашний навеки ушли.
В этот миг вспоминаем о близких,
О родных, о любимых друзьях.
Жизнь земная проносится быстро
В вечно суетных, хлопотных днях…
1 ведущий: А почему же ель была избрана деревом-символом Рождества? У входа в пещеру, где родился Иисус Христос, по преданию, росли три дерева: прекрасная стройная пальма, пахучая маслина и скромная зелёная ёлка. И пальма, и маслина поспешили принести младенцу свои дары: одна осенила его своими листьями, навевая прохладу, а с нежных ветвей другой пролился душистый елей, наполняя пещеру благоуханием.
2 ведущий: Лишь скромная ель не имела даров и потому не смела приблизиться к Божественному младенцу. Но ангел вознаградил бедную ель за то, что та не роптала. С темного неба, усеянного прекрасными сверкающими звездами, на мохнатые лапы ели стали скатываться одна за другой звездочки. И ель засияла, как огненное дерево, переливаясь золотом, искрами, длинными лучами звезд.
Лишь скромная елка печально стояла:
Она не имела даров,
И взоры людей не пленял красотою
Ее неизменный покров.
Увидел то ангел Господень
И елке с любовью сказал:
«Скромна ты, в печали не ропщешь,
За это от Бога награда тебе суждена».
Сказал он — и звездочки с неба
Скатились на елку одна за другой,
И вся засияла, и пальму с маслиной
Затмила своей красотой.
3 ведущий: Проснувшийся младенец в восторге протянул к ней свои ручки:
Младенец от яркого звездного света
Проснулся, па елку взглянул,
И личико вдруг озарилось улыбкой,
И ручки он к ней протянул.
Так скромная ель сделалась символом веселого Рождественского праздника, и каждый год она радует собой детей и взрослых.
А мы с той поры каждый год вспоминаем
И набожно чтим Рождество:
Ребенок ли, взрослый —
Все празднику рады,
И в каждой семье торжество.
Где дети — там елка, богаче, беднее,
Но вся в золотых огоньках.
И сколько веселья, и сколько восторга
В незлобивых детских сердцах!
1 ведущий: А сейчас давайте познакомимся с интересными традициями празднования Рождества в разных странах мира.
Демонстрируется презентация «Традиции празднования Рождества в разных странах мира». Слайд 1.
Немцы очень любят украшать свои дома на Рождество. Во многих домах есть специальные деревянные окошки с электрическими свечками, картинами. На двери немцы вешают венки из листьев, украшенных свечами, многие возле домов ставят ясли – маленькие модели яслей, в которых родился Иисус Христос. Германский Дед Мороз приносит подарки поздно вечером в канун Рождества, после того как все сходили на службу в церковь. Подарки находят под новогодней елкой. Самый важный человек в семье звонит в колокольчик и приглашает всех в комнату. Слайд 2.
2 ведущий: Итальянцы в конце уходящего года имеют обычай выбрасывать старую или ненужную мебель, причем выбрасывают они столы, стулья и шкафы прямо из окон. А маленькие итальянцы ждут подарков от женщины Деда Мороза, хотя и не совсем Снегурочки, которую зовут Ла Бефана. Слайд 3.
3 ведущий: На Рождество французы любят изображать само событие, поэтому повсюду в эти дни можно увидеть сцены рождения Христа: с яслями, агнцами и маленькими кукольными глиняными человечками, изображающими младенца. Эти фигурки французы называют «сантонс». А французские малыши знают, что рядом с Пэром-Ноэлем (местным Дедом Морозом) всегда находится бдительный Пэр-Фуэттар (Дед с розгами), который никого не бьет, а следит за хорошими и плохими поступками детей и влияет на то, какие подарки принесет Пэр-Ноэль. Слайд 4.
1 ведущий: В Великобритании более всего ценят традиции. Непременным атрибутом праздника является речь королевы, которую она произносит сразу после рождественского обеда. Перед тем, как собраться за праздничным столом, вся семья идет в церковь. Дети здесь заказывают подарки Father Christmas (буквально Отец Рождество). Ему надо написать письмо с перечислением желаемого и бросить его в камин. Дым из трубы доставит список желаний прямо по назначению. Слайд 5.
2 ведущий: США — многонациональная страна, поэтому можно увидеть различные способы празднования Рождества. Дети получают подарки утром. Им говорят, что ночью приходил Санта Клаус, он спустился по дымоходу и принес подарки. Для состоятельных американцев Рождество — это время благотворительности. Американского Деда Мороза зовут Санта-Клаус. Слайд 6.
3 ведущий: Какие обычаи празднования Рождества существуют в Финляндии? Оказывается, Санта-Клаус живет именно здесь, в снегах финской Лапландии. Решением ООН с 1984 года Лапландия официально провозглашена «Землей Деда Мороза». Как бы его ни называли — Санта-Клаусом, Дедом Морозом или по-фински Йоулупукки, — письмо любого жителя Земли, маленького или взрослого, дойдет до него по адресу: Финляндия, 96930, Полярный круг.
В Финляндии Рождество отмечается 25 декабря, елку принято приносить в дом не раньше 24 декабря. В день Рождества финны всей семьей утром украшает елку и дом, днем многие идут в храмы, а потом — в любимую каждым финном сауну. Вечером, чистые и отпаренные, все собираются за праздничным столом. Традиционное рождественское блюдо — запеченная ветчина. К ней подается морковная или рисовая каша с секретом. Тому, в чьей тарелке окажется один-единственный миндальный орешек, весь год будет везти абсолютно во всем. Слайд 7.
1 ведущий: В Швеции Рождество длится целый месяц: с 13 декабря по 13 января. И так вот уже тысячу лет… Подарков все ждут от рождественского гнома, немного похожего на «нашего» домового, который живет в подполье каждого шведского дома. Слайд 8.
2 ведущий: Кто попадает на Рождество в Китай, обращает внимание на «Деревья Света» — это аналоги елочки. Они украшены по-восточному яркими и изысканными фонариками, цветами, гирляндами. Эти же украшения китайские христиане используют в праздничном убранстве своих домов. Маленькие китайцы вывешивают на стены чулки, куда Дун Че Лао Рен (Дедушка Рождество) кладет свои рождественские дары. Слайд 9.
3 ведущий: В Японии основной фигурой праздника является бог Хотейошо. На Рождество японцы у своих домой развешивают на высоких шестах пучки соломы и поджигают их, чтобы отпугнуть злых духов. Слайд 10.
1 ведущий: В России в старые времена Рождество справляли раньше Нового года. Считалось, что всю рождественскую неделю надо сохранять изобилие на столе. Рождественским утром всей семьей полагалось посетить церковь. Вечером все собирались за столом, на который выставляли кутью (овсяный кисель). Во время ужина хозяин отворял дверь или окно и приглашал мороз (еще не Деда Мороза, а его «прадедушку» Мороза Васильевича) отведать кутьи, чтобы умилостивить его, и тогда заморозком весной не побьет яровой хлеб, капусту и огурцы.
Правило любого начала (как начнешь, так и пойдет) стала основой целого свода правил поведения в Новый год. Нельзя было в этот день делать тяжелую и грязную работу, отдавать долги, чтобы не делать этого весь год. Зато полагалось одеваться во все новое и даже многократно переодеваться, чтобы весь год быть с обновами. Вот такие интересные традиции празднования Рождества были у наших предков. Слайд 11.
2 ведущий: Дорогие гости! Поздравляем вас с Рождеством! Слайд 12.
В этот светлый праздник –
Праздник Рождества
Мы друг другу скажем
Теплые слова.
Тихо снег ложится:
За окном зима,
Чудо здесь свершится
И зажжет сердца.
Пусть улыбки ваши
В этот дивный день
Будут счастьем нашим
И подарком всем.
Льются звуки жизни,
Счастья и добра,
Озаряя мысли
Светом Рождества.
Демонстрация слайд-шоу «Праздник светлый Рождество».
Сценарий мероприятия «Рождественские встречи»
ЗАДАЧИ.
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
— знакомство детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа и традиционного уклада жизни, с особенностями традиционной подготовки и проведения праздничных дней;
— формирование у детей представлений о целесообразном устройстве предметной среды и возможности совместно со взрослыми участвовать в созидании этой среды через оформление интерьера к праздникам.
2. РАЗВИВАЮЩИЕ:
— помощь в становлении творческой личности ребёнка, как созидателя и преобразователя.
3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
— помощь семье в формировании ценностной сферы личности ребёнка на основе приобщения к традициям православной духовной культуры, традиционному укладу жизни;
— воспитание уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним, навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности и адекватному проявлению этих чувств.
ОБОРУДОВАНИЕ:
— вертепный театр (настольный);
— репродукции Рождество Христово»;
— рождественские открытки;
— ёлка, убранная к Рождеству;
— светильник в виде ступенек со свечками;
— СД-проигрыватель или магнитофон с записями песни-хоровода «Маленькой ёлочке холодно зимой…»;
— маски животных для хоровода;
— аудиозапись «Сказки о Рождественской ёлочке»
Мастер-класс: по 2 квадратных лоскутка белой тонкой ткани на каждого, красивая (блестящая) нить, по 2 бусины и хб нитки светлых тонов.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
1. Беседа о христианских праздниках.
2. Рассматривание иллюстраций, картин, репродукций в рождественской тематике.
3. Изготовление вертепного театра.
4. Разучивание с детьми стихов о Рождестве.
5. Разучивание движений для хоровода.
6. Изготовление масок для хоровода.
7. Украшение ёлочки и зала.
8. Пригласить гостей на Рождественские встречи.
Ход занятия.
На Рождественские встречи приглашены бабушки и дедушки детей.
На столе воспитателя стоит светильник с зажженными «свечками».
Воспитатель:
Здравствуйте, гости дорогие, гости званные, желанные. Пригласили мы вас сюда на Рождественские встречи. И так, мы начинаем… Кто из вас – девочек и мальчиков – не любит дни, когда на ёлках, украшенных игрушками, зажигаются гирлянды огней?
Вас ждут тогда подарки, песни и игры под зелёным новогодним деревом.
Новый год – это начало первого месяца – января. Однако издавна в это зимнее время празднуют не только Новый год, но и Рождество. Первые ёлки зажигались в России именно в честь Рождества.
Старинное слово Рождество означает Рождение.
Кто же родился в этот день?
Для того чтобы это узнать, я предлагаю отправиться в путешествие во времени.
Есть страны, где люди от века не знают
Ни вьюг, ни сыпучих снегов,
Там только нетающим снегом сверкают
Вершины гранитных хребтов…
Цветы там душистее, звёзды – крупнее,
Светлей и нарядней весна,
И ярче там перья у птиц, и теплее
Там дышит морская волна…
В такой-то стране ароматною ночью,
При шёпоте лавров и роз,
Свершилось желанное чудо воочию:
Родился Младенец – Христос.
По ходу рассказа воспитатель показывает картины, репродукции «Рождество»
«Христос» — значит царь. Но Иисус был царём необыкновенным. У него не было ни короны, ни дворца, ни трона, ни войска…
Для людей его Рождество так важно, что почти все народы договорились вести счёт годам, начиная с этого события.
Когда наступает праздник Рождества, на сей земле, в домах и церквах – это особые красивые здания, построенные в честь Иисуса Христа – зажигают свечи, поют песни о родившемся в мир Младенце и Его Матери.
В дни Рождества во многих странах принято устраивать «Вертепы». Так называется пещера, где родился Христос. Их помещают под ёлкой или в церквах. Это радостный, весёлый праздник.
Сейчас я вам расскажу и покажу, как произошло Рождество Христово.
Воспитатель выставляет кукольный вертепный театр и разыгрывает перед детьми спектакль.
В те времена иудеи были под властью римлян. Римский царь Ирод велел сделать перепись населения по всему царству. И пошли все записываться, каждый в свой отечественный город. Иосиф и Мария происходили из рода царя Давида. Родина Давида была в Вифлееме.
Иосиф посадил жену на ослика и пустился в дорогу из города Назарета в город Вифлеем.
Когда они добрались до Вифлеема, оказалось, что весь город переполнен из-за переписи, и им негде заночевать.
Наконец они смогли остановиться лишь за городом в каменной пещере, в которой в ненастную погоду пастухи загоняли скотину. Овцы в это время года паслись в поле, и Иосиф с Марией смогли расположиться на ночь. Марии наступило время родить. И родила Пресвятая Дева Мария сына своего первенца. Спеленала его и положила в ясли – кормушку для скота.
Воспитатель исполняет «Колыбельную Марии»
«Колыбельная Богоматери» Григорий Зобин.
Посмотри: пылают
Звёзды над горами,
Пастухи в долинах
Бродят со стадами.
На соломе
Скорей
Засыпай,
Царь царей.
Тихий колокольчик.
Белая овечка.
Спит Младенец в Яслях.
Догорает свечка.
Баю-бай,
Рядом Я,
Ангел Мой,
Жизнь Моя.
Вот звезда восходит
Прямо над пещерой,
Сердце наполняя
Радостью и верой.
Утра час
Недалёк.
Спи, Мой Бог,
Мой сынок.
Так родился Спаситель Мира.
А рано утром у пещеры послышались голоса. Это пришли пастухи. Их лица были радостными, голоса взволнованными. Наперебой они рассказывали, что Ангел Божий явился им в поле и возвестил о рождении Христа.
Люди были счастливы, что пришёл на Землю Спаситель.
По всей земле люди празднуют Рождество. А как у нас в России отмечают, мне помогут рассказать дети.
Коринфский «Христославы»
1й ребёнок: Под покровом ночи звёздной
Дремлет русское село.
Всю дорогу, все тропинки
Белым снегом замело.
2й ребёнок: Кое-где огни по окнам,
Словно звёздочки горят.
На огни бегут сугробом
Со звездой толпа ребят.
3й ребёнок: Под оконцами стучатся,
Рождество Твоё поют:
«Христославы, христославы!»
Раздаётся там и тут.
4й ребёнок: И в нестройном детском хоре
Так таинственно чиста,
Так отрадна весть святая
О Рождении Христа!
Воспитатель:
Кто же такие Христославы?
Дети: Те, кто славят Христа.
Воспитатель:
У нас в гостях наши бабушки и дедушки. А теперь давайте послушаем Клименко Лидию Николаевну. Бабушка Иры расскажет нам, как в старину праздновали Рождество, и прочтёт стихотворение своего любимого поэта С. Чёрного «Рождественское».
Далее звучит рассказ Лидии Николаевны.
С. Чёрный «Рождественское».
В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лён его волос…
Бык дохнул в лицо младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям кинулись гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пёс, прокравшись к тёплой ножке,
Полизал её тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть дитя бочком…
Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:
«Посмотреть бы на ребёнка
Хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине…
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей!»
Воспитатель:
Посмотрите, дети, какая красивая ёлка у нас в зале.
Во многих странах на Новый год и Рождество принято наряжать ёлку.
А впервые ёлку начали наряжать в Германии в Средние века.
Первыми игрушками были яблоки, орешки и различные сладости. Позже ёлку стали украшать блестящими игрушками, лампочками, свечками, а на самом верху вешали звезду. Она является символом Вифлеемской звезды, которая указала место рождения Иисуса.
Давайте, исполним хоровод православного поэта В. Александрова
Дети надевают на головы маски- шапочки лесных животных. Под аккомпанемент музыкального руководителя исполняется танец-хоровод.
«Маленькой ёлочке холодно зимой…»
Воспитатель:
А сейчас я предлагаю послушать сказку-легенду о рождественской ёлочке.
Воспитатель включает аудиозапись сказки. Автор музыки и текста песни, режиссёр-постановщик – И. Литвак, аранжировщик, звукорежиссёр В. Улитин. «Сказки о рождественской ёлочке» Христианское воспитание детей. Литературно-музыкальная композиция. Вознесенский храм (Еремеево)
Воспитатель:
Понравилась вам сказка? Чем понравилась?
Дети: Да, очень! Она нежная, плавная, волшебная и очень добрая. Какая добрая ёлочка, скромная. Ещё она красивая, блестящая, украшенная звёздами.
Воспитатель:
А какое настроение у вас сейчас, что вы чувствуете внутри себя?
Дети: Радость. Спокойствие. Нам хорошо. Хочется сделать что-то хорошее. Хочется быть такими, как ёлочка.
Воспитатель:
Сказок о рождественской ёлочке много. Мы обязательно послушаем их все и непременно побеседуем о них, но позже.
Ребята, ну а сейчас я хочу подарить вам прекрасные Рождественские раскраски.
А дорогих бабушек и дедушек приглашаю в нашу мастерскую. Мы с вами поучимся делать ангелочков.
Дети могут поприсутствовать при этом.
Мастер – класс для взрослых
Воспитатель:
Дорогие гости, дорогие дети! Вот и подходит к концу наш Рождественский вечер. Сейчас я хочу пригласить вас к нашему праздничному столу и отведать Рождественское угощение (взвар и русские пряники или какое-нибудь другое рождественское угощение.)
Воспитатель может сам приготовить всё заранее. Может предложить поучаствовать бабушек и принести с собой.
На прощание мне хотелось подарить каждому из вас, уважаемые гости, небольшое, но очень светлое стихотворение:
ЧТОБ НЕ БЛУЖДАТЬ НАРОДАМ В ТЕМНОТЕ,
ЧТОБ ЖИЗНЬ ПРОЖИТЬ НЕ В ЗЛЕ, НЕ В СУЕТЕ,
ХРИСТОС РОДИЛСЯ УКАЗАТЬ ДОРОГУ.
ЗА ЭТО СКАЖЕМ ВМЕСТЕ: СЛАВА БОГУ!
Воспитатель может прочитать стихотворение или раздать всем гостям Рождественские открытки с этими строками.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Рождество и жизнь Иисуса Христа. Редакционно-издательский центр «Чёрная курица», 1992г.
2. Православное воспитание детей дошкольного возраста. Р. Ю. Киркос. Издательство «Сатись Держава», Санкт-Петербург, 2007г.
3. Русские поэты «Новогодний подарок». Издательство «Центр общечеловеческих ценностей», Москва ОНИКС, 2007г.