Сценарий фольклорного праздника
(классного часа, праздника, литературно-музыкальной композиции и т.д.)
«Рождественские колядки»
(название)
3 — 4 класс
Автор: Бондаревская Наталья Викторовна,
учитель музыки
(название учебного предмета)
МБОУ г. Мурманска СОШ № 34
(краткое наименование ОУ в соответствии с уставом)
Мурманск
2020
Содержание:
- Пояснительная записка ……………………………………………………….3 стр.
- Сценарий праздника «Рождественские колядки» ……………………….….5 стр.
- Список литературы ……………………………………………………………12 стр.
- Приложение №1. Описание игр: «Шла коза по лесу»,
«К нам коза пришла»…………………………………………………………13 стр.
- Приложение №2 . Информация о проведении праздника…………………..14 стр.
Пояснительная записка.
Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому важным моментом в воспитательной работе с детьми становится целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством.
Детский фольклор – это особая область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально – поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички, колядки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества. Яркие эпитеты, тестовые повторы, меткие сравнения позволяют ребенку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.
Смогут использовать полученные знания в повседневной жизни.
Цель: Формировать любовь к народным традициям через знакомство с русскими народными праздниками.
Задачи:
- Знакомство учащихся с обрядом колядования на Руси;
- Развитие музыкальных способностей учащихся, создание позитивного настроения;
- Обучение навыкам сценического артистизма, умения переживать и воплощать художественный образ;
- Формирование эстетического вкуса и расширение кругозора учащихся;
- Формирование: гражданского самосознания, любви к Родине;
- Воспитание любви, уважения и интереса к русским народным праздникам;
- Воспитание у детей чувства причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.
Предполагаемый результат:
Дети получат представление о традициях и обычаях Святочных и Рождественских колядок и их значении в русской национальной культуре. Разучат музыкально фольклорный материал, проявят интерес к русскому народному творчеству. будут использовать его в повседневной жизни.
Материалы и оборудование:
- Предметы русского быта и прикладного искусства.
- Русские народные костюмы для детей-колядовщиков.
- Костюм для ведущей
- Костюмы детские (Коза, цыгане)
- Угощения (фрукты, пряники, печенье, конфеты)
- Фонограммы русских народных мелодий
Действующие лица:
- Ведущая (учитель или старшеклассница)
- Две Хозяйки
- Колядовщики, Коза, цыгане, ряженые — участники ансамбля народной песни
Форма проведения мероприятия: фольклорный праздник.
Место проведения мероприятия: актовый зал
Сценарий предназначен для учащихся 3-4 классов
Сценарий праздника «Рождественские колядки»
Звучит народная музыка, входит ведущая.
Ведущая: Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Здравствуйте, гости дорогие! Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них Святки. Вот и мы сегодня вместе с вами попробуем представить, как проходит этот праздник.
Недавно мы с вами отметили зимний праздник Рождество Христово – это религиозный праздник. Само слово, Рождество, говорит о том, что кто- то родился. По библейской легенде, 7 января, у Пресвятой Девы Марии, в городе Вифлееме родился, Иисус Христос – Сын Божий. Весть о рождении Иисуса разнесли небесные ангелы. На небе появилась Вифлеемская звезда. Рождество – это ожидание счастья, мира, домашнего тепла и семейного согласия.
Наши прадеды очень ждали и любили этот праздник. В деревнях, в храмах и церквях, проходят праздничные богослужения. В этот праздник славили, хвалили, прославляли Христа, Новый год и будущий урожай.
В старину на Руси говорили: «Солнце поворачивало на лето, зима – на мороз!». Наступал самый светлый зимний, народный праздник – Святки («Святки», т. к. народные гуляния попадают на святые дни: Рождество и Крещение). Святки начинались на Рождество и длится целых две недели, до самого Крещения (с 7 по 19 января).
В Святочные вечера устраивались на Руси праздничные гуляния: по дворам ходили толпы ряженых – молодые девушки и парни, которые переодевались в разных зверей и цыган. Они стремились нарядиться так, чтобы не быть узнанными: лица мазали сажей, надевали маски. Чаще всего переодевались в животных: медведя, козу, быка, коня и т.д. Ходили с колядками, пели величальные песни, в которых славили хозяев, желали им доброго здоровья, богатого урожая. Разыгрывались различные сценки, потешавшие зрителей, которые нередко сами становились участниками действа.
Колядки – это небольшие стихи или песенки с незатейливой мелодией. За такие колядки хозяева угощали колядовщиков пирогами, булками, конфетами, мелкими монетами, «козюльками». «Козюльки» – это такие пряники, да не простые, а в форме животных.
Все с нетерпением ожидали прихода ряженых с их колядками. Люди верили, что к кому они зайдут, тот двор в новом году удачлив будет, с достатком и прибылью.
Давайте с вами посмотрим, как проходил этот праздник.
С песней «Авсень» в зал входят колядовщики (группа детей (8-15 человек) в народных костюмах, впереди ребенок с рождественской звездой). Подходят к первому дому.
Ребенок 1: Коляда, коляда, отворяйте ворота
Ребенок 2: Доставайте сундучки, подавайте пятачки.
Ребенок 3: Хоть рубль, хоть пятак, не уйдем из дома так!
Ребенок 4: Дайте нам конфетку, а можно и монетку.
Все вместе: Не жалейте ничего, наступило Рождество!
Ребенок 5: Слезайте с печи, подавайте калачи!
Ребенок 6: Открывайте сундучок, вынимайте пятачок.
Все: Пришла Коляда – отворяй ворота!
Ворота отворяй и гостей принимай!
Ребенок 7: Здравствуйте, Хозяюшка! (кланяются)
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!
Ребенок 1: Мы пришли к вам не с помехой, а с весельем и потехою!
Ребенок 2: Ангел с неба к нам спустился,
И сказал: — Иисус родился.
Мы пришли его прославить,
И вас с праздником поздравить.
Исполнение песни «Рождество Христово»
Ребенок 3: В небе светится звезда, в час святого Рождества…
Приходила Коляда, обходила все дома,
Ребенок 4: В двери, с окнами стучалась, шла смеялась и игралась..
А за шумной Колядой, колядовщики гурьбой…
Ребенок 5: Все ликуют и хохочут, песню громкую поют:
«Уродилась Коляда, накануне Рождества.»
Исполнение песни «Как пойдем мы колядовать»
Хозяйка: Все на святки, все на святки
Заходите – ка ребятки,
И авсень и коляда
Отворяю ворота.
Ребенок 6: А что такое святки?
Ребенок 7: Праздник этот самый длинный,
Он веселый и старинный.
Ребенок 1: Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
Ребенок 2: Наряжались и шутили
Праздник ждали и любили
Ребенок 3: Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.
Ребенок 4: Воробушек летит, хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте, столы застилайте,
Гостей принимайте, Рождество встречайте!
Хозяйка: Гости дорогие, я вас дожидалась.
Двор просторный, щи мои жирны,
Сдобные лепешки не лезут в окошки,
А горячие блины на печи пылают!
Ребенок 5: Чем вы нас, хозяюшка одарите?
Ребенок 6: Денег мешок или каши горшок?
Ребенок 7: Кувшин молока или кусок пирога?
Ребенок 1: Будете нас дарить – будем вас хвалить,
Ребенок 2: А не будете нас дарить – будем вас корить.
Все: Коляда, коляда! Подавай пирога!
Хозяйка: Ах, вы хитрые ребятки
Отгадайте – ка загадки.
- Скатерть белая, весь мир одела. (снег)
- Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (лёд)
- Гуляет в поле – да не конь.
Летает на воде – да не птица. (метель)
- Старик у ворот тепло уволок,
Сам не бежит и стоять не велит. (мороз)
- Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо. (самовар)
Песенка — колядка: Как Христово Рождество
Подкатилось под окно.
Наша-то колядка
Не мала, не велика.
Под окошком шьет,
Пирожки подает.
Тут в хозяйском домку
Дадут оладью в медку.
Ребенок 4: (говорком).
Кто даст пирога — тому рожь густа,
С зернышка пирог, с полузернышка — блинок.
Ребенок 5: (выкрикивает).
Кто даст пирога, — тому двор живота,
Овин с овсом, жеребца с хвостом.
Ребенок 6: Кто не даст пирога —
Тому куричья нога,
Да лопата, корова горбата.
Ряженые 1+2: Не браните коляду, не журите коляду!
Мы не сами идём, мы козу ведём!
Ряженый 1: Где коза ходит, там пшеница родит!
Ряженый 2: Где коза хвостом, там жито кустом!
Ряженый 1: Где коза рогом, там жито стогом!
Коза сначала кланяется, затем пляшет под музыку, резко останавливается
Хозяйка: А что случилось? Почему Коза остановилась?
Ряженый 2: Наша Коза просит угощения. Тогда она ещё попляшет.
Ряженый 1: Нашей Козе немого надо: ведёрочко гречки на перепечки.
Ряженый 2: Решето овса, сверху колбаса, да три куска сала, чтобы Коза плясать стала.
Хозяйка дарит Козе угощение, после чего она снова пляшет, затем раскланивается.
Хозяйка. Будем мы с Козой играть и веселье продолжать.
Проводится игра «Шла коза по лесу…» Приложение №1
Ребенок 3: Не пора ли вам хозяева Колядовщиков дарить!
Хозяйка: Вот вам, гости дорогие, пряники да леденцы,
Да тепленький пирог, да маслице, творог.
Все вместе: Будьте здоровы, счастливы будьте, живите без бед много-много лет!
Спасибо этому дому, а мы пойдем к другому.
С песней «Авсень» уходят ко 2-му дому. Останавливаются.
Ребенок 4: Коляда – маляда, золотая борода
Позолоченный усок, по рублю за волосок.
Ребенок 5: У доброго мужика родись рожь хороша:
Колоском густа, а соломой пуста,
У скупого мужика родись рожь хороша:
Колоском пуста, а соломой густа.
Ребенок 6: Уж как наша коляда, ни мала, ни велика,
Она в дверь к вам идет всем поклон шлет!
Все: Коляда, коляда! Подавай пирога!
Ребенок 7: Эй, хозяева, вставайте!
Голос из дома: Это кто тут орёт, спать не даёт?
Все: Это мы, колядовщики!
Голос из дома: И охота вам в такой мороз с тёплой печки вставать, петь да колядовать! Уходите, а то я вас метлой!
Поют песенку: У Федула жена очень жадная была.
У ней шуба не зашита и рубаха не помыта,
Да и муж не дюж, лентяй, неуклюж.
Голос из дома: Расходитесь по домам! Ничего я вам не дам!
Все: Кто не даст лепёшки, завалим окошки! Кто не даст пирога, сведём корову за рога! Кто не даст хлеба, уведём деда! Кто не даст ветчины, тому расколем чугуны! А коня за хвост уведём на мороз!.
Ребенок 7: Жадные какие хозяева, а мы пойдем к другому.
С песней «Авсень» уходят. Подходят к 3-му дому.
Ребенок 1: К вам на святки пришли колядки —
Открывайте ворота, выносите пирога.
Ребенок 2: Здравствуйте, хозяюшка!
Хозяйка: Здравствуйте, гости долгожданные!
Раздаются голоса: Ряженых пускаете?
Хозяйка: А как же! Какие же святки без ряженых? Заходите гости дорогие, распотешьте нас !
Выходят ряженные: Цыган и цыганка с козой.
Цыганка : Вот цыган козу ведет, а коза с цыганом нейдет,
Он ее подгоняет, он ее вожками, она его рожками !
Все смеются. Коза бегает, всех бодает.
Хозяйка: Вот коза нас насмешила!
Ряженые. Как зашли, мы зашли, да в чужую хату!
Щедрый день, добрый день!
Ряженый 1: Не браните коляду, не журите коляду!
Ряженый 2: Мы не сами пришли, мы козу привели!
Ряженый 1: Вот она козуля, рождественская бодуля
Ряженый 2: Где рогом поведёт там жито взойдёт!
Ряженый 1: Проходи-ка, детвора, в рождественские ворота!
Игра “ К нам коза пришла…”.
Ребенок 3: Уж ты, бабушка, подай, ты, Варварушка, подай.
Подавай, не ломай, Неси целый каравай.
Хозяйка: Вы играли, но не пели, угощенья захотели.)
Исполнение песни «Добрый тебе вечер»
Хозяйка: Уж вы пели в удивленье, заслужили угощенья. (одаривает колядовщиков)
Исполнение песни «Спасибо хозяюшка, за мягкие пирожки»
Все : «Сеем-веем, посеваем» С Рождеством вас поздравляем!
Ребенок 3:С Новым годом!
Ребенок 4: Со всем родом!
Ребенок 5: Чтоб здоровы бы
Ребенок 6: Много лет жили!
Ребенок 7: Спасибо этому дому, пойдем к другому.
С песней «Авсень» уходят.
Ведущая: Ох, и хороши же были наши ряженые, повеселили нас, а наколядовали — то сколько, ели унесли.
Сегодня вы познакомились, как праздновали на Руси зимний народный праздник Святки, услышали рождественские песни и колядки, разгадали загадки, поиграли, повеселились.
Теперь и вы, уже на следующий год вместе с родителями, друзьями можете разучить песни, колядки, нарядиться, отметить замечательный праздник.
В ваших силах положить начало этой славной традиции.
Наш праздник подошел к концу.
Желаю вам счастья, да крепкого здоровья.
Чтоб вы радостны были, да до ста лет жили!
Звучит народная музыка.
Список литературы.
- Куприянова Л.Л. Фольклор в школе. – М: Всероссийское музыкальное общество, 1991.
- Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Программно – методические материалы 1-4 классы. М: Мнемозина, 2008.
- Кулагина Е.В. Репертуар современных фольклорных ансамблей и самодеятельных народных хоров. – М: Музыка, 1985.
- Науменко Г.М. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть. – М: Просвещение, 1995.
- Науменко Г. Жаворонушки: Русские песни, скороговорки, считалки, сказки, игры. – М: Сов. Композитор, 1977-1988.
- Науменко Г. М Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах Ч.1,2. – М: РИФМЭ, 1999.
- Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. Песни, игры, загадки, театрализованные представления – М: ЛИНКА – ПРЕСС, 2000.
- Светова О.Е., Никольская Е.В., Фольклорные праздники – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
- Терещенко А.В. История культуры русского народа. – М: ЭКСМО, 2007.
Приложение №1
Игра «Шла коза по лесу»
Участники игры встают в круг и берутся за руки. Коза становится на середину круга. Хоровод двигается по кругу и поет:
Шла коза по лесу, по лесу, по лесу, по лесу,
Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай, Коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем!
И ручками помашем, помашем, помашем!
И весело попляшем, попляшем, попляшем!
При словах «Шла коза по лесу…» коза с закрытыми глазами кружится., при слова «Нашла себе принцессу..» останавливается и открывает глаза, выбирает ту принцессу, которая оказывается перед ней, и выводит на середину круга. Вместе они выполняют то, о чем говорится в песне: прыгают, хлопают в ладоши, пляшут.
Игра «К нам коза пришла»
Двое детей образуют ворота. Через которые проходят остальные дети с песней. На слова: “ А самого маленького оставила”, ворота закрываются. Пойманные дети присоединяются к водящим.
К нам коза пришла, коляду привела
Сама прошла, всех детей провела,
А самого маленького оставила.
Приложение№2
Информация о проведении праздника.
Праздник прошел в январе 2020г в МБОУ г. Мурманска СОШ№34.
Предварительная работа:
Этапы |
Дата |
Задачи |
Содержание |
1 |
16.11.19-13.01.20 |
— Определить тему мероприятия; — изучить литературу по теме, сформировать представление о празднике; — разработать сценарий мероприятия; — подобрать музыкальное сопровождение; — распределить роли и обязанности; — разработать и изготовить атрибуты, костюмы; — проведение репетиций по сценарию. |
Была изучена методическая и дополнительная литература. Для знакомства с праздником участники анп «Ягодка» подготовили презентацию. После изучения материалов по празднику разработан сценарий, распределены роли, разработаны костюмы, изготовлены атрибуты. Под руководством педагога были разучены рождественские песни и колядки с сопровождением шумовых народных инструментов. Репетиции проходили в актовом зале, где участники коллектива работали над своими ролями. Особое внимание уделялось взаимодействию между собой. |
2 |
13.01.20 |
— Проведение праздника в соответствии с планом. |
Мероприятие «Колядки» было проведено в соответствии со сценарным планом. |
3 |
14.01.20 |
— Просмотр видео-материала с проведенного мероприятия; — анализ проведённого мероприятия; |
Колядки проводились после уроков для 3-4 классов. В результате проведения мероприятия участники анп «Ягодка» проявили свои индивидуальные и творческие качества, а также показали свои импровизационные способности. Наличие ярких костюмов, настрой ведущих, актерская игра позволили держать внимание зрителей на протяжении всего сценария и поднять настроение всем участникам процесса. Анп «Ягодка» получили положительные отзывы от учащихся 3-4 кл и классных руководителей. Поступило предложение продолжать эту традицию. |
Внеурочная деятельность (конкурсные работы)
Дошкольное образование
Внеурочная деятельность
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Данный сценарий посвящён празднованию Рождественских святочных гуляний в России. В нём отражены основные традиции и обряды колядования русского народа. Дети, получив представления об этом празднике, становятся активными участниками данного действа, которое охватывает все возрастные группы и весь взрослый коллектив ДОУ. Адресован сценарий музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ.
Цель: Создание социальной ситуации развития у детей представлений о праздновании Рождества в России.
Задачи:
- Приобщать детей к малым формам русского фольклора: песням-колядкам, приметам, загадкам, играм.
- Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, уважение к культуре русского народа.
- Способствовать развитию коммуникативных компетенций дошкольников.
Действующие лица:
- 1 колядовщик — взрослый
- 2 колядовщик — взрослый
- Хозяйка — взрослый
- Баба Яга — взрослый
- Медведь — ребёнок
- Коза — ребёнок
- Ряженые — дети подготовительной группы
Оборудование: Экран, проектор, презентация; ширма, оформленная в виде русской избы; русская печь, корзина с капсулами от киндер-сюрпризов, метла, мешочки с крупой, шест с Рождественской звездой.
Ход мероприятия
У центральной стены декорация русской избы. Зрители входят в зал. Звучит фоном русская народная песня «Зимушка — сударушка».
Муз. руководитель: Здравствуйте, ребята! Все вы прекрасно знаете, что мы с вами живём в большой и многонациональной стране – России. Государственным языком является русский язык.
Культура русского народа, её обычаи, верования и обряды складывались тысячелетиями. Но в наш время, когда многое утеряно, позабыто, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. Вы можете помочь нам, взрослым, сохранять, беречь наши обычаи, традиции. Ведь из этого и состоит наша великая русская культура.
Совсем недавно отмечался один из самых светлых христианских праздников – Рождество Христово. С Рождением Иисуса Христа, Сына Божьего, Спасителя мира ведётся наше летоисчисление – 2017 год от Рождества Христова. А на небе появилась, зажглась Вифлеемская звезда. (Показ слайдов №1, №2)
В церквях в вечерние часы шла торжественная служба. В крестьянских семьях в ожидании звезды все вместе читали вечернюю молитву. Старшие рассказывали детям о рождении Иисуса Христа. День, предшествующий празднику Рождества именуется Сочельником. С ним связано множество разнообразных примет и поверий:
Если небо усыпано звёздами – ожидай много грибов и ягод, богатого приплода скота. (Показ слайда №3)
Если иней на деревьях – к обильным хлебам. (Показ слайда №4, №5)
Дни после Рождества Христова до Крещения (19 января) называются святками, т.е. святыми днями. Они праздновались широко и весело. В это время существовал обычай рядиться, гадать, вертеп представлять. Вертеп – ящик, сделанный в виде пещеры. Внутри него помещались деревянные фигурки и были зажжены свечи. Люди двигали фигурки и разыгрывали сценки Рождения Христа. (Показ слайдов №6, №7, №8, №9, №10).
А что вы знаете о святках?
Дети читают стихи.
☺:
Праздник этот самый длинный,
Он весёлый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
☺:
От Рождества и до Крещенья,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в Святки.
☺:
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.
Звучит песня «Коляда» в исполнении фольклорной группы»Бяседа». За дверью слышится шум и смех, дети играют на свистульках, трещотках, колокольчиках. В дверном проёме появляется голова Козы – блеянием она приветствует гостей. В зал входит процессия – её возглавляют колядовщики, коза, замыкает шествие медведь. Процессия становится полукругом, лицом к зрителям.
1 колядов:
Здравствуйте, люди добрые!
С Новым годом, с новым счастьем!
Чтоб здоровы были, много лет чтоб жили!
2 колядов:
Ой, ребята, нынче Святки,
Не пойти ль нам на Колядки?
Там блины, козули,
И кисель в кастрюле.
1 колядов:
По деревне всей пройдём
Коляду-овсень споём!
Колядка:
Ой, Колядка, Коляда, золотая голова!
Приходила Коляда – всем добра вам принесла!
2 колядов: С Рождества до Крещения ряженые ходили по дворам с Козой…
Коза (стучит копытцем) Ме-е-е-е!
1 колядов: С медведем…
Медведь (мотает головой) Р-р-р-р-р!
2 колядов: Со звездой, месяцем и вертепом. Пели, подарки просили, хозяев поздравляли и здоровья им желали.
Кодядовщики подходят к избе.
1колядов:
Выходи, хозяйка,
Принимай гостей со всех волостей!
2 колядов:
Эти гости нечастые,
Один денёк в один годок.
1 колядов:
Что хозяйка наварила,
Что родима напекла?
Выноси-ка поскорей-
Не морозь-ка ты детей
Вместе:
У нас чёботы худые (выставляют ногу вперёд на пятку)
У нас ножки-то зябнут.
У нас рукавички дырявы…(жалобно)
У нас ручки-то зябнут. (показывают руки в рукавицах)
И тулуп-то короток… (ударяя себя в грудь)
Колядовщик передрог! (обнимают себя двумя руками, «ёжась» от холода)
Выходит Хозяйка.
Хозяйка:
Пожалуйте, гости дорогие!
Дом мой просторный,
Щи мои жирны,
Сдобны лепёшки не лезут в окошки.
2 колядов:
Слышишь ли, хозяюшка,
Тебе песню поём,
Твоим деткам честь воздаём!
Мы хотим от вас даров,-
Хоть немножко пирогов.
Все поют колядку.
Хозяйка:
Сначала загадки отведайте, а потом и лепёшкой обедайте!
Без рук рисует, без зубов кусается. (Мороз)
Рассыпала Лукерья серебряные перья.
Закружила, замела – стала улица бела. (Метель)
Скатерть бела весь свет одела. (Снег)
Текло, текло и легло под стекло. (Река подо льдом)
Не бриллиант, а светится. (Лёд)
Затем Хозяйка проводит аттракцион «Найди пару»: на полу беспорядочно раскладывают варежки – по команде дети должны найти среди них две одинаковые. Ребёнок, оставшийся с одной варежкой выполняет задание Хозяйки.
Появляется Баба Яга на метле.
Баба Яга: Здравствуй, Марья свет Ивановна! С Рождеством тебя и с Новым годом!
Богатства тебе немеренного,
Серебра – несчитанного,
Мужа тебе – красавца невиданного.
Хозяйка: Отчего ты такая добрая стала?
Баба Яга:
Да вот печку топила,
Кашу варила,
С печки упала,
Ножку сломала
Вот и подобрела.
Хозяйка: А вот мы сейчас посмотрим, какая ты добрая на самом деле.
Игра «Бабка Ёжка» Дети водят хоровод вокруг Бабы Яги, после их слов Баба Яга пытается метлой осалить кого-нибудь из ребят.
Бабка Ёжка – костяная ножка
С печки упала – ножку сломала,
А потом и говорит у меня нога болит.
Хозяйка:
Ладно, Бабуля-Ягуля, не серчай,
Ты нам лучше погадай!
Баба Яга выносит корзину, внутри которой находятся капсулы от шоколадных киндер-сюрпризов.
Баба Яга:
Кому вынется – тому сбудется,
Кому сбудется – не забудется.
(Каждый из детей достаёт свой сюрприз и раскрывает его.)
- Ниточка – того ждёт в этом году путешествие.
- Кусочек ваты – ждёт мягкая, тёплая жизнь.
- Пуговичка – предстоит красивая обновка.
- Зёрнышко – достаток, вкусная еда.
- Монетка – богатая жизнь
- Кусочек спички – крепкое здоровье, не будешь болеть.
- Конфета – сладкая жизнь.
После она улетает.
Хозяйка:
С Рождеством всех поздравляю
Угощенье вам вручаю (Раздача сладостей детям.)
А вам гости, дорогие
Подарки всем вручаем.
Рецептик стариннай, не простой да длиннай!
Делали сами…
Дети: Вот этими руками!
(Показывают ладошки зрителям, дети дарят печенье-козульки.)
Колядовщики: Молодцы, ребята! Дальше в путь пора! Праздник не кончается, а всю неделю продолжается!
Сеем, веем, повеваем
И хозяев поздравляем.
Много лет, здоровья вам:
И большим, и малышам!
(Обсыпают всех пшеном, приглашают всех детей по своим возрастным группам колядовать по всему детскому саду: младшие группы, кабинеты педагогов и сотрудников ДОУ.)
Звучит песня «Коляда» в исполнении фольклорного ансамбля «Иван Купала».
автор: Марусева Людмила Тимофеевна
Музыкальный руководитель МБДОУ “ДСКВ № 7 “Дарование”
Сценарий развлечения “Пришла коляда, отворяй ворота”
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 7 «Дарование»
Сценарий развлечения
«Пришла коляда, отворяй ворота!»
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила
Марусева Людмила Тимофеевна
музыкальный руководитель
Юрга 2021
Сценарий развлечения для детей старших и подготовительных групп «Колядки»
Цель: Приобщение детей к истокам русской национальной культуры.
Задачи:
– познакомить с понятием Сочельник и содержанием праздника Рождество;
– познакомить с обрядом колядования;
– приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам;
– развивать эмоциональную отзывчивость, внимание. Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа.
Оборудование: костюмы для колядовщиков (рубахи, сарафаны, маски), шумовые инструменты (бубны, ложки и т.п.), мешки для колядующих (фрукты, печенье, пряники, конфеты), музыкальное сопровождение
Предварительная работа: заучивание колядок, стихи для детей, рассказы воспитателя детям о рождестве, о гаданиях, о колядках.
Персонажи:
Хозяйка.
Колядовщики: коза, бычок, мехоноша, медведь, курочка, коляда, овсень – взрослые
Ход развлечения:
Колядовщики: Пришла коляда – отворяй ворота.
Хозяйка: Кто там? Ни как колядовщики пожаловали.
Колядовщики: Это мы колядовщики.
Позвольте в дом войти! Позвольте вас с праздеиком поздравить!
Здравствуй, хозяюшка! Здравствуйте дети!
Коляда, Коляда!
А бывает коляда
Накануне рождества
Коляда пришла
Рождество принесла.
(поют колядку)
Коляда! Коляда! Отворяй ворота!
Открывайте дверцу, принесите хлебца.
Доставайте чашки, положите кашки.
Сладкие конфетки, медные монетки.
Кренделёк и бублик и железный рублик.
Коза: Уродилась коляда накануне рождества!
Курочка: Пришла коляда, отворяйте ворота
Медведь: Коляда, молода. Коляде нужна еда.
Поют:
Уж мы сядем на порог,
Дай лепёшку и пирог.
Что бы курочки водились,
Чтобы свинки поросились.
Чтоб коровушки телились,
Чтоб кобылки жеребились.
Чтобы счастье и веселье было в доме круглый год,
Чтоб гостей невпроворот.
Бычок: Дай Бог тому, кто в этом дому!
Колядовщики: (хором) Сеем, сеем, посеваем, с Новым годом поздравляем!
Бычок: Чем, хозяюшка, нас одарите?
Медведь: Что, хозяюшка, нам подарите?
Курочка: Кувшин молока или каши горшок?
Мехоноша: Кусок пирога или денег мешок?
Хозяйка: Не плясали и не пели,
Угощенья захотели?
Погодите же, постойте,
Попляшите и попойте!
Ведущий: Мы вам споём шуточные частушки – колядки.
Коза: Коляда, коляда
На столе стоит еда,
Каша овсяная,
Голова свиная!
Медведь: Коляда, коляда
Покатилася звезда,
К нам сюда на святки,
Подпалила пятки!
Курочка: Коляда, коляда,
Есть у деда борода.
А весёлый петушок
Носит красный гребешок!
Овсень: Коляда, коляда,
Подавай еду сюда
Конфет коробок
Аккурат под Новый Год!
Колядовщики: (хором) С Новым Годом, со всем родом!
Чтоб здоровы были, много лет жили
Хозяйка: Спасибо гостюшки за добры слова, низкий поклон вам. Проходите ближе к печке, будет весело у нас где песни там и пляс. Колядки без шуток прибауток, веселых игр не проходили. В играх забавлялись детишки: девчонки и мальчишки!
Коза: Вон сколько у нас детишек, и девчонок, и мальчишек.
Коляда: Собирайтесь все в кружок, поиграем мы чуток.
Ведущая: Коляда, коляда,
Всех детей позвала,
Не сидеть, не скучать,
А всем весело играть!
Игра «Золотые ворота»
(Взрослые- ворота, дети за хозяйкой идут, держась за руки, на последние слова взрослые опускают руки, кто остается в кругу, встают в хоровод)
«Золотые ворота проходите господа
Ваша хозяйка пройдет и гостей проведет
На первый раз-прощается, на второй раз запрещается
А на третий раз не пропустим вас!»
Игра «Веник»
(Дети встают в хоровод и передают два веника, справа и слева, пока играет музыка,
у кого после окончания музыки веник остался в руках, тот входит в круг, танцует.)
Хозяйка: Без гаданья, что за святки?
Овсень: А, хотите погадать да судьбу свою узнать?
Но сначала поиграйте со мной! Как скажу я хлоп-хлоп, вы ногами топ-топ!
А скажу я топ-топ, вы руками – хлоп-хлоп!
Овсень: Ну-ка, Мишка, помогай,
Ты валенок подавай.
(Дети по очереди берут из валенка по одному предмету. Овсень предсказывает, что ждёт ребёнка в новом году.)
Колокольчик – весь год будет весёлым, много праздничных дней вас ожидает.
Платок – ждёт вас дорога дальняя, пусть она будет такая же гладкая, как этот платок.
Фрукты (муляжи) – будет у вас достаток, будете сладко пить, есть.
Палочка – весь год будет у вас крепкое здоровье.
Орех – у вас весь год пройдёт под девизом «учиться, учиться и ещё раз учиться», будете вы грызть орешек знаний.
Книга – весь год будешь много читать и все знать.
Лента – ждет дальняя дорога.
Конфета – жизнь будет сладкой.
Шишка – символ трудолюбия и достижения цели.
Карандаш – к успехам в учёбе.
Звоночек – весь год вас ждут только хорошие новости.
Расчёска – весь год будете ходить опрятными и красивыми.
Гвоздь – часто будет у вас гость, или вы в гости будете ходить часто.
Две сцепленные скрепки – появятся у вас в этом году новые друзья
Нитки – будете в этом году много путешествовать.
Бусы – получите в этом году много подарков. Свечка – работящими будете.
Ножницы детские – парикмахер. Муз. инструмент – музыкант.
Краски – художник.
Градусник – врач.
Машина – водитель.
Монета – бухгалтер, кассир, банк
Муз. инструмент – музыкант.
Краски – художник.
Градусник – врач.
Монета – бухгалтер, кассир, банкир.
Коза: А, ну, Топтыгин, топни ножкой, повесели гостей немножко.
Медведь: Давай, Коза, покажем, как мы лихо пляшем (топает ногами).
Коза: Выходи плясать, Медведь, я частушки буду петь. Мы частушки пропоём, а потом плясать пойдём
Медведь: Ты, когда поёшь, Коза, не закатывай глаза. Петь ты не умеешь, не поёшь, а блеешь.
Коза: Ах ты, Мишенька-медведь, сам ты не умеешь петь, Ты тугой на ухо — ни голоса, ни слуха.
Медведь: Ах, Коза, ты Козочка, серенькая розочка. Хватит нам браниться, давай с тобой мириться.
Коза: Ах, мой Миша дорогой, не ругались мы с тобой, мы с тобой шутили, народ веселили, а теперь давай поиграем с ними.
Игра: «Шла коза по лесу»
Хозяюшка: Повеселили детушки, позабавили.
Всем спасибо за улыбки и за смех
И за игры, и за пляски благодарствую всех!
За такое представленье, вот вам угощенье!
Колядовщики: Спасибо за угощенье. Доброго здоровья тебе хозяюшка с детушками.
Колядовщики поют.
Дай Бог радости тому, кто да в тереме – дому!
Дай на поле рожь густу, дай похлёбку не пусту.
Да белой холстинки, да в хлеву скотинки!
Коляда, коляда, буде жизнь у вас сыта!
До свидания!
Колядовщики уходят.
Сейчас давайте—ка мы всё же погадаем с вами вместе! Вы спросите, как? Одним
старинным русским народным способом!
Рождественское гадание
Выносят реквизит: по кругу на достаточном расстоянии от центра ставят миску с зерном,
ведро с водой (неполное), чашку с монетами, корзину с соломой. Курочка тоже
становится в круг. Ведущая вызывает из зрителей одного мужчину, просит его сыграть
главную роль в этом гадании и наряжает Петушком (понадобится шапочка с красным
гребнем и клювом). Петушок должен встать в центр получившегося круга.
Ведущая: Не пугайтесь, дорогой Петя—Петушок, гадание очень простое, хотя и
довольно ответственное. Сейчас мы завяжем нашему Петушку глаза, несколько раз
повернём его вокруг себя, чтобы запутать, и посмотрим, в какую же сторону он
направится? Пока завязывают глаза, ведущая объясняет, что так гадали на Руси, внося в
избу настоящего петуха. Если «Петушок» подойдёт к ведру с водой, то для всех
присутствующих год будет богатым на новые события и знакомства, если к миске с
зерном — то сытным и урожайным, если к монетам — то прибыльным и успешным, если к
корзине, то — к прибавлению в семействе, а если к Курочке, то для всех, кто мечтает выйти
замуж или жениться, эта мечта скоро исполнится. А «Петушок» получает приз за свою
работу — леденцового петушка.
Ведущая: Гадания гаданиями, но наши предки понимали, что если сидеть дома и гадать,
то исполнения мечты можно ждать долго. И они переходили от слов к делу! Знаете ли вы,
друзья, что на Руси во время святок устраивались смотрины? Проводились игры во время
которых молодёжь присматривалась друг к другу. Предлагаю и нам поиграть, свою
ловкость показать!
Игра 1. «Заплети косу» (6 человек) (На вершину высокого шеста привязывают 6
длинных лент. Соревнуются 2 команды из трёх человек. Каждый человек из команды
берёт в руку одну ленту, выпускать её из руки нельзя. Задача команды — заплести из своих
лент длинную красивую косу).
Игра 2. «Колечко» (2 человека)(Каждому участнику даётся 5 колец диаметром 15
см. Нужно забросить на колышек кольцо. Побеждает тот, кто забросит больше колец).
Игра 3. «Повяжу я Любушке платочек» (6 человек)
Кто быстрее всех без смеха
Шар платком повяжет свой,
Тот в награду за успехи
Унесет его с собой!
Для игры «Повяжу я Любушке платочек» я прошу Вас встать в 2 колонны. По—моему
сигналу первые бегут к шарам, повязывают на один из них платочек,
Игра 4. «Конек—горбунок»
Два взрослых игрока на плечи сажают себе ребят и наперегонки бегут до указанного
места и обратно. Кто первый прибежит, тот и выиграет.
Ведущая: Ай да молодцы! Теперь Коза зовёт всех скорее в хоровод, будем весело играть,
чтоб весь год хлопот не знать!
Новогодние
колядки
«
Пришла коляда – отворяй ворота»
Автор:
учитель музыки
Глотова А. З.
Цель: изучение традиционного народного искусства (знакомство с
традициями, обычаями, праздниками русского народа).
Задачи:
- Привитие
учащимся уважения к традициям своего народа; - Воспитание
уважительного отношения в общении с другими детьми и взрослыми; - Развитие
активного восприятия музыки посредством музыкального фольклора; - Развитие
специальных музыкальных способностей (чувства ритма, ладового чувства,
музыкально — слуховых представлений); - Формирование
исполнительских навыков в области пения, движения, музицирования; - Развитие
самостоятельности, инициативности и импровизационных способностей у детей.
Декорации и реквизит:
Декорация
русской избы.
Действующие лица:
Ведущие,
Оксана, кузнец Вакула, колядовщики, Солоха, черт, дед, Коза, Медведь, ряженые
Необходимая атрибутика:
Шест
со звездой, лукошко с овсом (пшеном и пр.), стол, скатерть.
Костюмы:
Одежда
народная, зимняя, костюмы ряженых.
Iчасть
На сцене ведущие (девушки в русских нарядах), слышны
голоса, поющие исполняют
« Калядку»
Учитель:
Я помню древнее преданье
Давно давно минувших дней,
Когда в рождественском сиянье
Звезда блеснула для людей,
И хоры ангельские пели
Земле святую песнь с небес,
И светлой радостью звенели
Цветы в полях и темный лес.
1Вед:
Добрый вечер, щедрый вечер, всем, кто пришел на праздник, чтобы вместе с нами
вспомнить «преданья старина глубокой». Мы ожидаем Новый год, загадывая на
будущее свою судьбу. Сколько радости, песен и плясок приносит он нам!
2Вед:
В старину Новый год начинали праздновать со дня Рождества Христова. Две недели (от
Рождества до Крещения) длились русские святки, которых с нетерпением ожидали
девушки и парни. В это время они ходили по деревне, по домам, приносили весть о
том, что родился Христос и пели Рождественские колядки.
Символом
Рождества была Вифлеемская звезда, та самая, которая опустила свой луч там, где
родился Христос. Её « христославы» вносили в каждый дом, освящая его на
предстоящий год.
3Вед:
Том дом, куда входили с Вифлеемской звездой, считался освященным, и мир ,
богатства и любовь должны сопутствовать хозяевам. Поэтому колядовщиков всегда
встречали с радостью, тепло, радушно.
Тихий колокольный звон. (В записи)
Кстати, который час?(спохватывается).Ой, простите, люди добрые, заговорилась с
вами, слышите, колокола звонят, значит служба в церкви закончилась. Скоро по
деревне колядовщики пойдут. Как бы мимо не прошли. ( прислушивается). Какие-то
голоса. Пойду-ка, гляну.(накидывает шаль. Уходит)
1Вед.
А мы пока накроем праздничный стол скатерью браной. Надо напитать стол зерном,
чтобы урожай был хорошим( накрывает стол скатерью). Обязательным блюдом будет
кутья и взвар. Кутья у меня получилась сладкой, с медом, с маком и изюмом. Это
блюдо посвящалось умершим предкам, и чтобы жизнь их на том свете была бы не
горькой, а райской, сладкой. А взвар, то есть, компот, варили тогда, когда
рождался ребенок. А на столе у меня 12 блюд — по числу месяцев в году, чтобы
год был изобильным. Скоро колядки запоют, надо гостям знак подать (зажигает
свечу)
Раздается
сильный стук в дверь
1р. Пришла коляда,
отворяй ворота.
Голос
хозяйки (1 Вед):- Кто там?
Все
вместе: Это мы колядовщики. Разрешите Рождество прославить?
Хозяйка: Проходите. Славьте, славьте!
Христославы
входят в избу с песней «Коляда». Несущий звезду – становится в центр, его
спутники разбирают лучи-ленты, становятся шатром и под песню начинают плавное
движение по кругу так, чтобы создавалось впечатление идущей по небу звезды.
Поют « Рождественское чудо»
1. Поздравляем
Вас с Рождеством1
С
Новым годом!
Со
всем родом!
Чтоб
здоровы были
Много
лет жили
Чтобы
счастье и веселье
Было
в доме круглый год.
Чтоб
гостей непроворот.
2. Чем
вы нас, хозяюшка, одарите?
3. Денег
мешок или каши горшок?
4. Кувшин
молока иль кусок пирога?
5. Рублички
на конфеточки?
6. Иль
сотенки на пряночки?
Хозяйка:
Рано, рано просите. Потешьте душу. Праздник пришел — пляску завел.
Исполняют
«Коляда-маляда» и пляску.
Хозяйка:
Ну, порадовали! Ну, повеселили! Как же вас не приветить! Как же вас не одарить!
Угощает
колядовщиков.
1. Хозяюшке-кунью
шубу!
2. Дочерям
– по веночку златому!
3. Сыновьям
– по коню вороному!
Все
вместе: Будьте здоровы! С Новым годом!
Уходят под песню «Коляда-маляда»
II
часть
3 Ведущая: А мы пока перенесемся в знаменитые «Вечера на хуторе близ
Диканьки». «Вокруг все шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики,
парубки шалили и бесились вовсю. Часто между колядками слышались какая-нибудь
веселая песня, которую тут же успел сложить один из казаков. То вдруг один из
толпы вместо колядки отпускал щедровку и ревел во все горло:
Щедрик,
ведрик
Давайте
вареник,
Грудочку
кашки,
Кильце
колбаски.
Казалось,
ночь напролет готовы были веселиться парубки и девушки. И ночь , как нарочно,
так роскошно теплилась, и ещё белее казался свет месяца от блеска снега.
2 Ведущая:
Давайте
посмотрим, что делает, оставшись одна дома, Оксана, дочка Чуба.
Она была хороша необыкновенно и капризна, как красавица. Парубки
гонялись за ней толпами. По выходе отца она ещё долго принаряживалась и
жеманилась перед небольшим зеркалом и не могла налюбоваться собою.
Оксана: Что людям вздумалось расславлять, будто я
хороша? – Лгут люди, я совсем не хороша. Разве черные брови и очи мои, так
хороши что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом носе? И в
щеках? И в губах? Будто хороши мои черные косы?…….. Ух! их
можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг
моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша! — и, отодвигая несколько
подалее от себя зеркало, вскрикнула: — Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо!
Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой
муж! Он не вспомнит себя. Он зацелует меня насмерть».—
Чудная девка! —
прошептал вошедший тихо кузнец, — и хвастовства у нее мало! С час стоит,
глядясь в зеркало, и не наглядится, и еще хвалит себя вслух!
«Да, парубки, вам ли чета
я? вы поглядите на меня, — продолжала хорошенькая кокетка, — как я плавно
выступаю; у меня сорочка шита красным
шелком. А какие ленты на голове! Вам век не увидать богаче галуна! Все это
накупил мне отец мой для того, чтобы на мне женился самый лучший молодец на
свете!»
И, усмехнувшись,
поворотилась она в другую сторону и увидела кузнеца…Вскрикнула и сурово
остановилась перед ним. Кузнец и руки опустил. Трудно рассказать, что выражало
смугловатое лицо чудной девушки: и суровость в нем была видна, и сквозь
суровость какая-то издевка над смутившимся кузнецом, и едва заметная краска
досады тонко разливалась по лицу; и все это так смешалось и так было
неизобразимо хорошо, что расцеловать ее миллион раз — вот все, что можно было
сделать тогда наилучшего.—
Зачем ты пришел сюда? —
так начала говорить Оксана. — Разве хочется, чтобы выгнала за дверь лопатою? Вы
все мастера подъезжать к нам. Вмиг пронюхаете, когда отцов нет дома. О, я знаю
вас! Что, сундук мой готов?—
— Будет готов, мое
серденько, после праздника будет готов. Если бы ты знала, сколько возился около
него: две ночи не выходил из кузницы; зато ни у одной поповны не будет такого
сундука. Железо на оковку положил такое, какого не клал на сотникову таратайку,
когда ходил на работу в Полтаву. А как будет расписан! Хоть весь околоток
выходи своими беленькими ножками, не найдешь такого! По всему полю будут
раскиданы красные и синие цветы. Гореть будет, как жар. Не сердись же на меня!
Позволь хоть поговорить, хоть поглядеть на тебя!—
— Кто же тебе запрещает,
говори и гляди!
Тут села она на лавку и
снова взглянула в зеркало и стала поправлять на голове свои косы. Взглянула на
шею, на новую сорочку, вышитую шелком, и тонкое чувство самодовольствия
выразилось на устах, на свежих ланитах и отсветилось в очах.— Позволь и мне
сесть возле тебя! — сказал кузнец
.— Садись, — проговорила
Оксана, сохраняя в устах и в довольных очах то же самое чувство.
— Чудная, ненаглядная
Оксана, позволь поцеловать тебя! — произнес ободренный кузнец и прижал ее к
себе, в намерении схватить поцелуй; но Оксана отклонила свои щеки, находившиеся
уже на неприметном расстоянии от губ кузнеца, и оттолкнула его.
-Чего тебе еще хочется?
Ему когда мед, так и ложка нужна! Поди прочь, у тебя руки жестче железа. Да и
сам ты пахнешь дымом. Я думаю, меня всю обмарал сажею. Тут она поднесла зеркало
и снова начала перед ним охорашиваться.
-Не любит она меня, —
думал про себя( повернувшись к залу), повеся голову,
кузнец. — Ей все игрушки; а я стою перед нею как дурак и очей не свожу с нее. И
все бы стоял перед нею, и век бы не сводил с нее очей! Чудная девка! чего бы я
не дал, чтобы узнать, что у нее на сердце, кого она любит! Но нет, ей и нужды
нет ни до кого. Она любуется сама собою; мучит меня, бедного; а я за грустью не
вижу света; а я ее так люблю, как ни один человек на свете не любил и не будет
никогда любить»
— Правда ли, что твоя
мать ведьма? — произнесла Оксана и засмеялась; и кузнец почувствовал, что
внутри его все засмеялось. Смех этот как будто разом отозвался в сердце и в
тихо встрепенувших жилах, и со всем тем досада запала в его душу, что он не во
власти расцеловать так приятно засмеявшееся лицо.
— Что мне до матери? ты у
меня мать, и отец, и все, что ни есть дорогого на свете. Если б меня призвал
царь и сказал: «Кузнец Вакула, проси у меня всего, что ни есть лучшего в моем
царстве, все отдам тебе. Прикажу тебе сделать золотую кузницу, и станешь ты
ковать серебряными молотами». — «Не хочу, — сказал бы я царю, — ни каменьев
дорогих, ни золотой кузницы, ни всего твоего царства: дай мне лучше мою Оксану!»
— Видишь, какой ты!
Только отец мой сам не промах. Увидишь, когда он не женится на твоей матери, —
проговорила, лукаво усмехнувшись, Оксана. — Однако ж дивчата не приходят… Что
б это значило? Давно уже пора колядовать. Мне становится скучно
— Бог с ними, моя
красавица!
— Как бы не так! с ними,
верно, придут парубки. Тут-то пойдут балы. Воображаю, каких наговорят смешных
историй!
— Так тебе весело с ними?
— Да уж веселее, чем с
тобою. А! кто-то стукнул; верно, дивчата с парубками.
«Чего мне больше ждать? —
говорил сам с собою кузнец. — Она издевается надо мною. Ей я столько же дорог,
как перержавевшая подкова. Но если ж так, не достанется, по крайней мере,
другому посмеяться надо мною. Пусть только я наверное замечу, кто ей нравится
более моего; я отучу…»
Стук в двери и резко
зазвучавший на морозе голос: «Отвори!» — прервал
его размышления.
— Постой, я сам отворю, —
сказал кузнец и вышел в сени, в намерении
отломать с досады бока первому попавшемуся человеку.
( Кучи девушек вломились к
Оксане: крик, хохот, рассказы)
—
Э, Одарка, какие у тебя новые черевички. Ах, какие хорошие и с золотом. Как
хорошо тебе, Одарка, у тебя есть такой человек, который все тебе покупает, а
мне некому достать такие славные черевички.
Кузнец:
Не тужи, ненаглядная Оксана, я тебе достану такие черевички, какие редкая
панночка носит.
Оксана:
Будьте все свидетельницы: если кузнец Вакула принесет те самые черевички,
которые носит царица, то вот мое слово, что выйду тот же час за него замуж.
Пойдемте колядовать.
Уходят.
Поют. Звучит стихотворение.
Учитель:
Наши предки пили, ели,
Веселились
2 недели,
От
Рождества и до Крещенья,
Приготовив
угощенье.
Пели
разные колядки,
По
дворам ходили в святки,
Наряжались
и шутили.
Праздник
ждали и любили.
Так
давайте же сейчас
Встретим
мы его у нас.
1В.
–А вот и дом Солохи. Давайте заглянем туда.(Заглядывает)
2В.-
О, да у неё черт в гостях.
3В.-
Не на шутку разнежился у Солохи, целовал её руку с такими ужимками,
брался
за сердце, охал, всячески ухаживал за ней.
1В.-
Но что это? Колядовщики идут. Прячь, Солоха, побыстрей черта, а то худо тебе
будет, и так за ведьму принимают.
(Солоха
заталкивает черта в мешок, он сопротивляется)
Стук
в дверь.
Солоха:
Кто там?
Дети:
Это мы колядовщики! Разрещите в избу войти, Рождество славить!
Солоха:
Уходите, уходите!
У
нас денежек нема, опустели погреба.
Пряники,
орешки съели сладкоежки.
Идите
прочь от ворот!
Дети
( не уходят), поют « Овсень-коляда»,
наступая
на хозяйку:
1. Не
подашь пирогов –напускаем клопов.
2. Тараканов
усатых и зверей полосатых!
3. Не
подашь ватрушку- разобьем кадушку.
4. Открывай
сундучок! Подавай пятачок!
5.
Солоха:
Уходите1 Уходите! ( прогоняет колядовщиков)
Черт:
(высовываясь из мешка) – Верни колядовщиков, Солоха. По обычаю Рождества
привечают каждого пришедшего в дом.
Ах
ты, жадоба – кишка.
Не
подашь пирога – не видать тебе добра.
На
двор напускают чертей, на огород червей.
Солоха:
(пугается, зовет колядовщиков ).
Заходите,
проходите
Добры
молодцы, красные девицы,
Молодые
молодки, белые лебедки,
Милости
просим.
Дети
возвращаются.
1р.
Добрый вечер!
Мы пришли до хаты,
Чтобы с Новым годом
Всех вас поздравлять.
2р.
Щедрый вечер, добрый вечер,
Добрым людям Новый год.
3р.
Чтоб масло и сало
На кухне скворчало.
4р.
Жилось без печали,
Чтоб деньги бренчали.
2р.
Щедрый вечер, добрый вечер,
Добрым людям Новый год.
Колядовщики:
( ведущий поднимает звезду, все остальные разбирают ленты шатром,
двигаются по кругу под песню « Сеем,сеем,посеваем»)
Дети:
(поют хором).
Сеем,
сеем, посеваем
Счастье,
радости желаем.
1р.
(разбрасывая крестообразно зерно из лукошка в сторону «красного угла» и на
хозяйку). На счастье! На здоровье! На Новый год!
Вместе:
(двигаются по кругу, поют)
Сеем,
сеем, посеваем,
Счастье,
радости желаем.
2р.
(останавливается, перенимает лукошко, тоже сеет)
Чтоб
здоровенькими были
Много
лет прожили.
Вместе:
(идут по кругу, поют)
Сеем,
сеем, посеваем
Счастье,
радости желаем.
3р.
(сеет на гостей и на участников праздника)
Жито,
пщеницу, всякую пашницу.
В
поле – зерно, в доме — добро,
В
поле колосисто, в доме – пирожисто.
Вместе:
(идут по кругу, поют)
Сеем,
сеем, посеваем,
Счастья,
радости желаем.
4
р. – Ну, хозяйка, дорогая, мы тебя повеличали,
Святки мы с тобой встречали.
Принесли тебе звезду, привели и коляду.
Вместе
:
А
теперь уже черед
Открывать
пошире рот.
Солоха:
(выносит угощенье)
Вот
вам, милые, за доброе слово, за песни звонкие.
Христославы:
1р.
И вам за хлеб, да за соль почтенье наше!
2р.
Хорошо у вас, но не обессудьте
Пора нам в путь отправляться!
3р.
До рассвета всех обойти нужно!
4р.
Оставайтесь с Богом!
Вместе:
Будьте здоровы!
Уходят под песню «Коляда-Маляда». Спускаются со сцены в зал. Заглядывают друг
другу в мешки. ( Возгласы). « О, сколько накалядовали! А у меня полный мешок! И
у меня! А пошли на посиделки! Пошли!»
Усаживаются
кружком, теснятся, подталкивают друг друга, вынимают из мешков еду,
раскладывают на столе.
Стук
в дверь.
1р.
Хороший гость – хозяину почет. Кто там?
Дед:
Доброго здоровья, хозяева, пустите , Христа ради, погреться. Издалека иду, вижу
огонек, слышу: поют и пляшут – значит, люди здесь добрые.
2р.
Входи, в тесноте да не в обиде.
Дед:
Спасибо, на добром слове.
(не снимает верхнюю одежду, оглядывается, кашляет).
3р.
Что ты, дедуля, не проходишь? Проходи, присядь, отдохни с дорожки.
Дед:
Пойду, присяду, да вот беда, не один я. Со мною и козочка, совсем околела от
мороза. Пустите ее. Куда ее девать? У меня ни кола, ни двора. Вместе с нею
ходим, кто что подаст, тем и кормимся. Приютите, в долгу не останемся.
4р.
Веди свою кормилицу, дедуля. Никого не обидим, щедрый вечер у нас нынче.
Возгласы
ряженых: Не браните коляду, не журите коляду. Мы не сами идем, мы козу
ведем. ( ведут упирающуюся козу)
Дед:
Вот наша девка-козуля, рождественская бодуля.
Коза:
Бе-е-е. Я красавица рисованная. Бе-е-е. Сажей, углем размалеванная. Пришла
Хозяев чествовать, деток пестовать.
Ряженые встают вокруг козы, исполняют святочную игровую колядку.
Ряженые:
Козонька-коза, где до рождества была?
Коза:
Свиней пасла.
Ряженые:
Козонька – коза, а где свиньи?
Коза:
Ребята угнали.
Ряженые:
Козонька – коза, а где ребята?
Коза:
В новой деревне.
Ряженые:
Козонька-коза, кто в новой деревне?
Коза:
Коляда намедни.
Дед:
(ведет козу за веревку по «горнице»). Где коза ходит – там жито родит.
Где коза хвостом – там жито – кустом. Где коза ногою – там жито копною.
Где коза рогом – там жито стогом.
( коза начинает шалить, брыкаться, бегает за детьми, затем притворившись
падает в обморок)
Дед
: Ой, окочурилась, рогатенькая, Хозяева, чтоб коза встала, ей надо кусок сала,
решето овса, а наверх колбаса.
Хозяева:
( ряженым, одаривая) Вот вам, молодцы, пряники да леденцы. (все благода-
Рят).
А козе орешки ( Коза вскакивает, кланяется). Нет, Козонька, спой
сначала
нам потешки.
Коза:
( обращаясь к Медведю) А ну-ка, Топтыгин, шаркнем ножкой,
повеселим гостей немножко.
Медведь:
Давай, Коза, покажем, как мы лихо пляшем.
( Коза и Медведь поют частушки)
Коза:
Выходи плясать, Медведь,
Мы частушки будем петь.
Мы частушки пропоем,
А
потом плясать пойдем.
Медведь:
Ты когда поешь, Коза,
Не закатывай глаза.
Петь ты не умеешь,
Не поешь, а блеешь.
Коза:
А ты, Мишенька – медведь,
Сам
ты не умеешь петь,
Ты
тугой на ухо-
Ни
голоса, ни слуха.
Медведь:
Ах, Коза, ты, Козочка,
Серенькая
розочка.
Хватит
нам браниться
Давай
с тобой мириться.
Коза:
Ах, мой Миша дорогой,
Не
ругалась я с тобой.
Мы
с тобой шутили,
Народ
мы веселили.
Медведь:
Веселей, Коза, пляши,
Твои
ножки хороши.
Коза:
И твои кривые
Тоже
неплохие.
Вместе:
Мы с тобой колядовали,
Дружно
пели и плясали,
Очень
утомилися.
(
пауза)
Медведь:
А ну, Коза,всем гостям поклонимся. (кланяются)
( танцуют)
Ведущий:
( зовет всех) Пора и нам поплясать
Каблуком постучать.
Дети выходят, пляшут.
—
Пришли святки – блины и ладки. Мужики играют, бабы следят, чтобы угощенье
в
доме не переводилось, а нам – девкам – одна забава гадать.
—
А как будем гадать?
—
Я через кольцо в воду яичный белок стану лить. Белок расплывается в воде и мне
покажет
моего суженого.
—
А я в сарае гребень повесила. Ночью жених почешется, и утром я его узнаю
по
масти оставшихся волос.
—
А я до утра не дождусь. Ночью брошу башмак через ворота. Куда он носком ляжет,
Туда
и замуж идти.
—
А можно еще проще гадать. Выйди на улицу, подойди к первому встречному и
попроси
назвать имя. Какое имя назовет – так и жениха звать будут.
—
А еще можно первый кусок от ужина положить под подушку и сказать:
« Суженый, ряженый, приди ко мне ужинать!» И суженый явиться во сне.
—
А можно из поленницы выдернуть наугад полено. Если полено гладкое, ровное –то
будет
бедный жених, а если неровное – то жених будет богатый.
—
А давайте и мы сейчас погадаем!
_
Но нам нужна живая курица. Ну-ка принесите со двора курицу.( приносят)
_
Поставим ее на середину, в чью сторону побежит – та и выйдет замуж в этом
году.
( девушки окружают курицу, парни – пока в стороне)
—
Тебе Оксана и идти замуж.
Ведущая:
Пришли святки – блины и ладки.
Для праздничного ужина делали особенно обильный стол, веря что и
богатство на столе повлияет на будущее. Особенностью этого застолья
является кесаретский поросенок. Название кесаретского поросенка получил он
от
имени святого Василия Кесаретского. И колядовщики весь вечер требовали
«
Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка».
Люди
верили, что новогодний ужин с кесаретским поросенком имеет
магическое
значение и способствует обилию, плодородию и благодушию
в
семье, в хозяйстве.
Поэтому
и мы дарим вам рецепты рождественского поросенка.
( раздают желающим рецепты)
Бьют
часы.
Подходят парни, встают между девочками, подталкивают девочек, смеются.
—
Есть ли в мире светлее праздник, чем Рождество Христово!
—
Существует поверье, что в этот день Бог, обрадованный рождением Сына,
выпустил
на волю всю нечистую силу, чтобы и они могли порадоваться
рождением
Христа.
— Поэтому
люди и рядились во всякую нечисть, чтобы нечисть настоящая
приняла
людей за своих и не причинила зла.
— А
потом все бежали к реке, окунались в проруби и смывали с себя грех
ряжения.
— А
первый блин всегда отдавали овцам.
— А
еще под Рождество жгли костры всю ночь, чтобы предки согревались
— И
творили только добрые дела, и друг другу делали подарки.
— Давайте
и мы подарим друг другу маленькие подарки.
Учитель:
Кругом
рождественская мгла.
Во
мгле гудят колокола,
И
с ними в лад слова звучат:
«Мир
на земле и счастья всем.
Я
чувствовал, как в этот день
Жизнь
городов и деревень
Объединив,
звучит призыв:
Мир
на земле и счастья всем!»
Дети исполняют
«Рождественскую
песню» П Синявского
Приложение
В наше время в ночь с 13 на 14
января многие празднуют наступление старого Нового года, возрождая обычай в
этот вечер звать гостей на щедрое угощение. Основным праздничным блюдом на
Васильев день был поросенок, которого зажаривали целиком. Наши предки верили,
что жаркое из поросенка обеспечивает благополучие на грядущий год! Если вы
планируете встречать Старый Новый год то наши рецепты станут
палочкой-выручалочкой для вашего стола.
Поросенок жареный, фаршированный гречневой кашей
Ингредиенты:
·
1 молочный поросенок (1,5 кг)
·
120 г топленого масла
·
200 г гречневой крупы
·
1 луковица
·
5 яиц, сваренных вкрутую
·
100 мл водки
·
отварная морковь (целиком)
·
зелень петрушки
·
маслины
·
соль по вкусу
Способ приготовления: Тушку поросенка опустить в холодную воду, вынуть и тут же
опустить на 2-3 минуты в кипяток. Затем соскоблить ножом щетину, стараясь не
порезать кожу, натереть тушку мукой и опалить над открытым огнем. Начиная от
шеи, сделать глубокий продольный разрез на брюшке и выпотрошить тушку.
Приготовить начинку следующим образом. Гречневую крупу промыть, залить
подсоленной водой и сварить рассыпчатую кашу. Лук очистить вымыть, измельчить и
обжарить в разогретом масле. Смешать его с кашей и мелко нарубленными яйцами.
Промытого и обсушенного поросенка натереть изнутри солью и нафаршировать
приготовленной начинкой, равномерно располагая ее по всей тушке. Разрез зашить
кулинарными нитками. Натереть всего поросенка водкой с солью, чтобы его кожа
стала жесткой. Противень выстлать деревянными (лучше березовыми) лучинками. Подогнув
у поросенка ножки, уложить его на лучинки, облить тушку маслом и поставить
противень в разогретую до 180-200 градусов духовку. Когда поросенок
зарумянится, убавить температуру до 150-160 градусов и продолжать жарку, через
каждые 7-10 минут поливая тушку образующимся при этом соком. Когда поросенок
будет готов, прорезать ножом его спинку до кости и дать охладиться в течение 15
минут. Удалить нитки, выложить в отдельную посуду кашу. Разрезать тушку на
порционные куски и сложить их на блюде, придавая форму целого поросенка. С
боков обложить его кашей, зеленью, вареной морковью. В глазницы вставить
маслины. Таким же способом можно приготовить поросенка, фаршированного телячьей
печенью, ливером или домашней лапшой.