Фольклорный праздник «Медовый спас – всего про запас»
Ведущий:
Как у августа в запасах
Есть чудесные три Спаса.
Первый Спас — медовый.
В этот день из сот
Вынимают новый
И душистый мед.
Спас второй прозвали
Яблочным в народе.
В церкви освящали
Все дары природы.
Третий Спас — ореховый,
Спас на полотне.
Все с холстами ехали
Белыми, как снег.
Были благодатными
Эти две недели.
Вишни ароматные
И чернику ели.
Делая запасы
Для седой зимы,
Двум неделям Спаса
Радуемся мы.
Радуемся августу
И его дарам.
Мы желаем радости
И богатства вам!
Звучит музыка — Появляется Федот.
Федот. Добрый день вам, дорогой народ!
Давайте знакомиться: меня зовут
Федот.
В гости я приехал по делам торговым.
Говорят, тут праздник сегодня медовый!
Появляется Веселуха.
Веселуха. (К зрителям.) Здравствуйте все!
Добрый день вам, гости и друзья!
Федот. Ты, красавица, скажи, как тебя величают?
Веселуха. Односельчане во мне души не чают!
А звать-величать меня просто Веселуха!
А ну, народ честной, заводи большой хоровод!
Там где я, там и веселье горой!
Игротанец «Тетя Весельчак»
Федот. Да, Веселуха, танец у тебя хороший,
Издалека услышит любой прохожий!
А чем еще повеселишь, узнать бы о том…
Веселуха. Погоди, не торопись. Все своим чередом.
Праздник медовый впервые проводится.
И как на любом празднике водится,
Если гости приехали — их хозяева
встречают,
Добрым словом всех привечают!
Дети:
Сладкой жизни в Спас медовый
Вам желаем получить,
И печаль из жизни новой
Поскорее проводить.
Всем медово улыбайтесь,
Не сердитесь, не ругайтесь.
Пускай сегодня радует всех нас
Своею щедростью Медовый спас.
Пусть гости соберутся за столом,
И заглянет удача в каждый дом.
Спас медовый дарит вам
Счастья и достатка,
Чтобы жизнь цвела, как мак,
Чтоб вам было сладко.
К нам пришел Медовый Спас,
Поздравляю, люди, Вас!
Тает мед пусть на губах,
Счастье будет пусть в глазах!
Праздник светлый встретил нас,
Ведь пришел Медовый Спас!
Пусть улыбки и добро
Дарит мир Вам, и тепло
Согревает каждый дом,
Чтоб уютно было в нем.
Народ ликует и поет,
Медовый Спас, он к нам идет.
Творить побольше доброты
Должны повсюду я и ты.
И верить в радостную весть,
И в то, что счастье в жизни есть.
Федот:
Сказки любят все на свете: любят взрослые и дети,
Сказки учат нас добру и прилежному труду.
Веселуха:
В большом пчелином семействе родилась пчелка Майя…
Когда пчела подросла, она вылетела из своего улья и познакомилась с разными насекомыми. Давайте узнаем, с кем на пути встретилась пчела Майя.
Федот:
Тащит он соломинку
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней
Наш трудяга…(муравей.)
Дети исполняют песню «Не обижайте муравья»
Веселуха:
Целый день она летает,
Мне спокойно жить мешает,
Прожужжала возле уха
И на стол уселась …(муха)
Дети исполняют упражнение и песенку «Кыш, муха»
Федот:
У него серьёзный вид,
Он усат и деловит:
Вместе с солнышком встаёт,
Из цветка росинки пьёт,
Дом и деток защищает,
А когда куда летает —
Издаёт жужжащий звук
Луговой крылатый …(жук)
Дети исполняют песню «Веселый жук»
Веселуха:
Нет, не птица, но летает.
Высоко она порхает.
На цветочке посидит,
И раскраской всех манит.
Вся такая лапочка,
Маленькая…(бабочка)
Дети исполняют пластический этюд «Жуки и бабочки»
Звучит пчелиное жужжание, появляется Пчела (ребенок)
Пчела:
Я – пчела – красавица, всем хочу понравиться,
Собрала свои цветочки и на праздник к вам пришла.
Предлагаю вам, друзья, поиграть немножко я.
Дети играют в игру «Пчелка укусила!» (старший возраст)
Участники игры собираются в круг, в центре Федот раскручивает веревочку по кругу. Участники подпрыгивают, стараясь, чтобы веревочка их не задела. Тот, которого задели, громко кричит «Ай-ай-ай! Меня пчелка ужалила!» и выбывает из игры.
Дети играют в музыкальную игру «Пчелка» (младший возраст)
На 1 куплет пчела летит и разбрасывает листочки (желтые, красные, зеленые). Дети собирают в корзину листочки того цвета, о котором поется в песенке.
Веселуха:
Цветы выделяют много нектара. Собранный нектар пчела несет в улей и откладывает в ячейки сот. Здесь рождается мед. Каждый сорт меда получил свое название по растению, с которого был собран. Если мед собран с гречихи, значит он называется…гречишным; с клевера…клеверный; с липы…липовый; а как называется мед, собранный с разных цветов…цветочный. А чем полезен мед? (лечит от простуды, успокаивает, в нем много полезных веществ)
Русская народная игра «Пчелки и ласточка» (старшие)
Играющие — пчелы — летают по поляне и напевают: Пчелки летают, Медок собирают! Зум, зум, зум! Зум, зум, зум! Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.
Дети играют в игру «Пчелки в улей» (младший возраст)
По площадки разложены обручи: день – пчелы летают, ночь – залетаю в обручи-ульи.
Федот:
Кто ест мед — долго живет.
Веселуха:
Пчелка с утра жужжит, спать не велит.
Федот:
Пчелы дружно летят к своим ульям — значит, скоро будет дождь.
Веселуха:
Перед засухой пчелы становятся злее, чаще жалят.
Федот:
На стенках улья пчелы сидят к сильной жаре.
Веселуха:
Чтобы меда добиться, надо потрудиться!
Ведущий:
Вот и подошел к концу наш праздник – медовый спас! Спасибо, Федот, спасибо, Веселуха, что помогли весело, познавательно и интересно провести время. Мы и пели, и играли, и танцевали, с праздником – русский народ, становитесь в хоровод!
Дети водят хоровод под русские народные мелодии
Сценарий празднования августа
медового на Руси
В Хорольском
муниципальном районе Приморского края стало традиционным проведение Фестиваля
национальных культур «Единство
народов
– единство России».
Цели
и задачи фестиваля
-формирование
и распространение идей духовного единства;
-воспитание
гражданского самосознания;
-формирование
толерантности и межнационального согласия в обществе, профилактика экстремизма;
—
выявление и поддержка одаренной молодежи в области художественного творчества;
-воспитание
сценической культуры участников Фестиваля, првышение исполнительского уровня,
творческого становления, духовного обогащения молодежи;
-привлечение
интереса к изучению культуры и языка разных национальностей;
-популяризация
семейного творчества;
-воспитание
эстетического вкуса.
Ученики
моего класса в течение трех лет принимают участие в Фестивале в номинации
«Традиции и обряды». В 2014 – 2015 учебном году мы представляли
театрализованную постановку «Празднование Ивана Купалы» и заняли 1
место. В 2015 – 2016 учебном году вниманию зрителей и жюри была представлена
театрализованная композиция «Красная Горка» (празднование Пасхи),
которая удостоилась звания Лауреата 1 степени. В 2016 -2017 учебном году
мы представили на суд жюри и многочисленных зрителей незабываемый Медовый
Спас. Единодушным решением жюри мы в третий раз стали Лауреатами 1 степени.
Самое главное то, что во всех постановках участвуют все ученики класса.
СЦЕНАРИЙ ОБРЯДА «АВГУСТ МЕДОВЫЙ»
На сцене стоит стол, накрытый скатертью в русском стиле: с яркими петухами на
красном фоне, самовар с баранками и сушками, посуда,
расписанная
гжелью, с фруктами.
Звучит
музыкальная тема «Народные наигрыши» на появление Берендея.
Берендей достаёт грамоту и читает указ.
Берендей. Слушай, люд честной, указ
От царя в Медовый Спас!
Чтобы мы могли сегодня
Праздник встретить сей достойно,
Я приказываю всем
Сбросить груз былых проблем!
Пчёлки пусть и там и тут
Все заботы унесут!
Песни петь всем! Веселиться!
А не краснеть и не чиниться!
Кто не станет танцевать –
За ворота отправлять!
Ведь для вас Медовый Спас
Сто затей уже припас!
Пусть с души уходит хмарь!
Берендей. Весёлый царь. (садится за стол).
Девушки
и парни в русских костюмах выходят по одному и зазывают на праздник.
1.
Собирайся,
народ, всех праздник зовёт!
2.
Заходите
– не пожалеете,
Если время имеете.
3.
Мы
гостей встречаем —
Чаем с мёдом угощаем!
4.
Отведайте
чайку,
Да и сбитня нашего!
5.
Пряники
чудесные, сахарные, на меду!
Во все карманы себе кладу!
6.
Будьте
как дома, не стесняйтесь,
На празднике медовом прогуляйтесь!
Звучит народная хороводная. Все заводят хоровод.
В хороводе зовут пчёлку.
Прилетай к нам, пчёлка,
Пчёлочка – весёлка!
Золотая спинка,
Гладкая шерстинка!
Полосато брюшко –
Янтарная макушка!
Красавица златая
Средь цветов летает,
День в трудах проводит
И ульем верховодит,
Медок с полей сбирает —
На пир всех приглашает!
Под жужжание появляется Пчела.
Пчела. Рой, гуди, (запись гудящего роя)
С поля иди!
С полей иди
Медок неси!
Все. Яры пчёлки гудут,
С поля идут,
С поля идут –
Медок домой несут.
Пчела. Пчёлушки серые, малые,
Крылышки алые,
Носики вострые,
Сами пёстрые.
Все. С поля идут,
Гудут, гудут,
С поля идут –
Медок несут!
Пчела. Здравствуйте, люди добрые, примите от нас подарочек –
первые медовые соты нового урожая. Они человеку здоровье дают.
Первая ложечка лень прогоняет,
Ложка вторая вам сил прибавляет,
Третья ложечка вам для ума,
Четвёртая ложка для правды дана,
Пятая ложка даёт доброту,
Ложка шестая несёт красоту,
Ложка седьмая ученье даёт,
Ложка восьмая к работе зовёт,
Ложка девятая – всему завершенье,
Доброй и чистой душе угощенье! (Все хором)
Спасибо, милая пчёлка. (пчела улетает)
Звучит русская мелодия, на фоне которой выходят три девушки в
русских костюмах. В руках у девушки в центре поднос с караваем. У
других девушек подносы с чашами .
Подносит каравай.
Угощайтесь, Государь – батюшка, медовым караваем.
Берендей вкушает каравай. В это
время идет повествование.
1.
До
Медового Спаса, до 14 августа, медком лакомиться нельзя, грех это.
2.
«Пчёлка –
божья пташка». Залетевший на чужой двор пчелиный рой сулит хозяину дома удачу и
счастье.
3.
Убить
пчелу считается большим грехом. Воск нужон в церквах при богослужении. Без
пчелы не может совершиться обедня.
4.
Мёд
вместе с утренней росою падает на землю, на цветы, с которых уже пчелы и берут
его. Поэтому росу назвали медвяною или медовою.
Царь отведал каравай. На вкус медовый каравай
напоминает божий рай.
Девушка с подносом : А вот и медовый напиток
целебный!
Квасок медовый!
Вторая девушка с подносом: Сбитень горячий!
Душистый чай с медком!
Царь: Эх, вкуснотища! Редкая
русская народная сказка не оканчивается присловьем: «И я там был, мед – пиво
пил, по усам текло, а в рот не попало!»
Звучит музыка «Наигрыши на
гуслях». Выходит гусляр, играя на гуслях.
Гусляр: В
славном городе во Муроме,
Во селе
было во Карачарове,
Сиднем
сидел Илья Муромец, крестьянский сын,
Сиднем
сидел тридцать лет и три года.
Через паузу: испив напитка медвяного,
Илья Муромец принял силу богатырскую. ( уходит, не спеша)
Звучит торжественная музыка
«Богатырские ворота» М. Мусоргского. Появляется Илья Муромец с медведем.
Илья Муромец: Спасибо людям добрым, мёд
добывающим. А помог бортникам Медведь – батюшка. Залезет он на дерево и
лакомится, значит, там борть – дупло с мёдом. Увидели это крестьяне и стали
называть зверей медведями. Мёд, значит. ведают.
Выходит девушка с подносом,
на котором пряники лежат.
Илья Муромец: Кушай, косолапый, пряник
медовый.
1 девушка: Скучен день до вечера, коли
делать нечего.
1 парень: А когда трудишься, день
незаметно летит.
2 девушка: Добрые дела землю украшают.
2 парень: Земля вся укрыта медовой
красою,
И души умыты своей
добротою.
И труд благодатный
нам кажется раем,
Медком ароматным
мы в Спас угощаем.
Илья Муромец: Доброта человеческая, как
чистый родник, никогда не иссякнет. (Уходят)
Исполняется песня
«Медовый Спас».
Сценарий написан для Дворца царя Берендея в Переславле,
лет 7-8 назад.Действующие лица:
Берендей, Затейницы(плясуньи, говоруньи и песенницы) – четверо, Бортний
Гостей праздника, во дворе «Дворца царя Берендея», встречают актеры в русской народной одежде. Звучит народная музыка. Если есть необходимость ждать пока соберутся все гости, то чтобы не оставлять вниманием прибывающих, актеры массовки кроме первой(1-ая), могут по очереди провожать их к месту начала основного действия, приговаривая.
2-я. Поздорову-ль добрались дорогие гости? К нам заходите в гости. Вот здесь, в тенечке вставайте, праздника ожидайте.
3-я. Милости просим, гости званные да желанные, легка ли была дорога? Не приключилась ли какая хвороба? К нам поскорей заходите, да праздника подождите.
4-я. Здравы, будьте люди добры. Девицы красны, мужи хоробры! На наше подворье входите споро, а праздник начнется скоро.На тот момент когда праздник можно начинать, музыка смолкает или же уходит в фоновое звучание.
1-я. Ой, вы гой-еси, люди милые. Добры молодцы, красны девицы, мы челом вам бьем, да приветствуем, в светлом тереме многомудрого, Берендея-царя достославного! Он привет вам шлет, да сказать велит, что прибудет на праздник наш вскорости.
Мы ж, в день праздничный, поздравляем вас, поздравляем вас, да надеемся, что как дома у нас вам понравится. Для начала ж споем песню добрую, песню добрую, да приветную.Исполняется песня. Она может быть любой, подходящей для открытия праздника или приветствия(величания) гостей.
2-я. Ой вы кумушки родные,
Гости хмурые какие….
3-я. Веселить пора гостей!
4-я. Где же царь наш, Берендей?Звучит музыкальная тема на появление Берендея.
Берендей. Вот и я люди добрые! Исполати вам, гости любые! Гости славные да пригожие. Вы меня уж поди изождалися? Ножки резвые засиделися? Просят музыки, да веселия? Песен ласковых, удалых потех? Что ж, в достатке у нас все имеется, разгуляемся мы, распотешим вас. Но сначала указ зачитаю свой, чтобы каждый на нашем празднике, знал и чтил что предписано, ему делать сим уложением!
Берендей достает грамоту и читает указ.
Слушай люд честной, указ,
От царя – в Медовый Спас!
Чтобы мы, могли сегодня,
Праздник встретить сей достойно,
Я приказываю всем,
Сбросить груз былых проблем!
Пчелки пусть, и там и тут,
Все заботы унесут!
Песни петь всем! Веселиться!
А не краснеть и не чиниться!
Кто не станет танцевать –
За ворота отправлять!
Ведь для вас Медовый Спас,
Сто затей уже припас!
Пусть с души уходит хмарь!
Берендей. Веселый царь.Обращается к актерам
В общем, бабы, не робей
Доставай мешок затей
Я закончил свой указ,
А мешок вон там припас.Берендей показывает в какое-то место на игровой площадке. Актриса отправляется туда, мешка нет.
4-я. Караул, девчата! Ой!
2-я. Тише, тише! Что с тобой?
4-я. Да мешок! Вот тут стоял….
А теперь, того…. Пропал!
3-я. Кто ж стащил? Лихое семя…Появляется Бортний. Это может быть ребенок, одетый под стилизованного мужичка-лесовичка
Бортний. Не стащил… а взял…на время.
Берендей. Это что за чудо незнаемое, диво невиданное! Кто ты есть мил человек? Да и человек ли ты вовсе?
Бортний. Я – Бортний!
1-я. Чудно… Домового знаю…. Лешего ведаю….о Бортнем – слыхом не слыхивала.
Бортний. Вот, темнота! В овине – овинный, в конюшне – конюший, в амбаре – амбарный. А если есть борти, как Бортнему не быть!
2-я. Так почто же ты злодей,
Уволок мешок затей!?
3-я. Надо праздник продолжать,
Да с гостями поиграть!
4-я. Без мешка то нам беда,
Ты его девал куда?
Бортний. Ко-ко-ко, да ку-ку-ку… как тетерки на току! Верну я вам мешок, не стенайте, но вы сначала, загадки мои отгадайте!
Берендей. Выручайте гости дорогие, загадки Бортнего помогите отгадать, да мешок ослобонить. Ведь в нем – все затеи наши.
2-я. Хороводы и потешки,
Игры, песни, пересмешки…
3-я. Все заклички, приговорки,
Танцы и скороговорки….
4-я. Небылицы, были, шутки,
Сказки разны, прибаутки,
1-я. Поможете?Гости отвечают что помогут
4-я. Ну давай свои загадки,
Подберем на них отгадки!Бортний загадывает загадки. Теоретически они могут быть любыми, и количество их так же может быть любым, в зависимости от того, как быстро их отгадывают гости. Главное не затягивать с процессом и чтоб загадки были разные.
— В потемках родится, с огнем умирает. (Воск)
— Пришел в городок разбойник с ножом, с огнем; жильцов не режет, избы не жжет, а добро берет. (Подрезка меда)
— На точеном кружку, в одном ворожку, стоят сто чашей с невареной кашей. Ни ложек, ни масла, а есть можно, да нахваливать должно. (Улей, пчелы, соты и мед)
— Летит — говорит, а сядет — молчит. (Пчела)
— Шерстяной колобок, на дерево скок. Нос прикрывает да борть разоряет. (Медведь)Если гости медлят с отгадками, то актеры массовки могут их подбадривать:
2-я. Вы ужо не подведите,
Наш мешок ослобоните!
3-я. Заждались уже затеи,
Вы отгадывайте быстрее.Бортний. Ну молодцы, другое дело, теперь и дальше гуляйте смело. Вот вам мешок, что я уволок.
Бортний отдает мешок. Он может быть небольшого размера, но красиво оформлен, яркий и с надписями «Затеи, шутки, прибаутки и т.д.»
А все почему? Думаю, сладкий праздник затевают, а меня не приглашают? А я ведь Бортний потомственный. И еще мой дед говаривал: «Пчелка – матушка, а …….»
2-я. Медведь – батюшка!
Бортний. Тьфу! Когда в голове не густо – и на языке пусто. Пчелка – матушка, а медок, ей родной сынок! А медведь, хоть и хозяин лесной, а все ж вредитель, бортей разоритель, да пчелок губитель.
А ведь пчелиный народ дает нам мед! А без него куда? Раньше и на «апчи» — говорили медом лечи! Хлеб голова, а мед — голове радость, без него любая еда в тягость.
2-я. Точно, точно! В Спас Медовый, хоть бублик подовый,
Хоть калачи, а мед получи!
3-я. Хоть сахарный пряник, хоть хлеб без затей,
А в Спас Медовый медом полей!
4-я. Хоть ситная булка, хоть каравай,
Но в Спас Медовый к ним соты ломай!
Бортний. Ну-ну-ну, застрекотали! Гости уж от вас устали. Хватит вам молоть Емели, песню бы им лучше спели.
1-я. А что, споем, как не спеть. Спасибо тебе Бортний, низкий поклон, приветное слово. За то что про праздник лишний раз напомнил, да в таком деле и лишним не будет.
Берендей. Спас Медовый на Руси издавна почитался. Мед нового сбора освящался, да вкушался. Поэтому и звали его в народе Первым или Медоломом. Тебе же, бортей хранитель, гостинец. Держи, да зла на нас не держи.Берендей вручает Бортнему некий подарок(горшочек с медом, берестяной туесок и т.д.)
1-я. Ну а мед, отведав, как не вспомнить ту, что приносит его нам? Вот и мы вспомним. Песнею!
2-я. А вы не зевайте,
Нам подпевайте.Бортний уходит а актеры исполняют песню «Пчелочка златая».
4-я. А теперь кума, давай,
Наш мешочек раскрывай!
3-я. Что затеем?
4-я. Есть мыслишка…
3-я. А!… Медовая коврижка!
4-я. (обращаясь к 1-й)
Ну а ты кума, блесни,
Да условья объясни!1-я. Объясняет условия игры. Они таковы. Все гости встают в круг лицом вовнутрь и протягивают вперед сложенные ладони. Из гостей выбирается «медведь». Двое ведущих(это могут быть как гости, так и актеры) ходят по кругу, опуская свои ладони по очереди в сложенные «лодочкой» ладони игроков. У одного ведущего в ладонях пряник, у другого «обманки»(шишка, желудь). Медведь должен угадать, в руках какого игрока ведущий оставит пряник. Ведущие опуская ладони приговаривают «Кому медовую коврижку, кому еловую шишку…. Кому коврижка медовая, кому «яблоко дубовое»…..» Если «медведь» не угадал, то ему говорят «Вот тебе мишка, еловая шишка, ешь скорей ее давай, ульи нам не разоряй! Вот те Миша желудок, ты клади его в роток, ешь скорей его давай, ульи нам не разоряй!» Если медведь угадывает ему достается пряник, если нет, ему с приговорками отдают шишку или желудь. Если «обманки» остались у игроков, им вместо них дают пряник. В качестве пряников могут выступать как «печатные» пряники разрезанные на несколько частей и обернутые в пищевой целлофан или же просто маленькие пряники. Игру можно провести несколько раз. Но на ее завершение гости должны остаться стоять в кругу.
2-я. Вот такая вот игра.
Вы ж играли на «ура»!
3-я. Вновь мешочек раскрывай
Да затею доставай!
2-я. Весь у нас честной народ,
Стал как будто в хоровод.
4-я. Так, пожалуй, заведем!
А с ним и песню вам споем.Актеры водят с гостями хоровод, исполняя любую хороводную песню.
2-я. Хорошо мы с вами пели…
3-я. Только лучше мед бы ели!
Берендей. Кто ж спорит, не даром в народе говорят, «В меду и подметку съешь»…. А кто из вас, гости дорогие, поговорки да пословицы знает, про ульи, да про пчел, про медовый разносол?
4-я. Кто пословицу называет
Враз награду получает.Актеры проводят с гостями конкурс пословиц и поговорок. Они так же могут вставлять свои.
— Пчел держать – не в холодке лежать.
— Мед есть – в улей лезть.
— Кто пчеле рад, тот будет богат.
— Яблоньку за яблоки любят, пчелку – за мед.
— Отвага мед пьет и города берет и т.д.
Если гости затрудняются с поговорками на эту тему, то можно им предложить вспомнить пословицы на другие темы, а приз вручить за наиболее редкие и неизвестные широкому кругу.
3-я. Что тут скажешь, молодцы.
В поговорках – мудрецы.
4-я. А теперь игра другая,
Да затейная такая…1-я. Объясняет условия игры. На небольшом удалении друг от друга в землю втыкаются два шеста. Один из них – «улей» второй «берлога». Выбирается «медведь». Он в «берлоге». Из девушек и женщин выбираются «пчелки». По сигналу ведущего(кто-то из актеров или же 1-я) они кружат возле улья. Если не отходят от него очень далеко ведущий говорит: «У берлоги-то цветы, небывалой красоты, так что пчелки не хитрите, к ним поближе подлетите» Далее ведущий говорит фразу: «Где есть пчелы, там есть мед, а медведь…….(после этого делается пауза и фраза заканчивается одним из двух вариантов) в берлоге ждет (или) сюда идет». После первого варианта «пчелы» могут продолжать кружить у улья. А на второй вариант, «медведь» должен попытаться схватить одну из них. Если они успели убежать к «улью», он возвращается в «берлогу». Если он поймал «пчелку», она выходит из игры и ждет в сторонке, перед этим отдав ведущему фант(платок, колечко и т.д.). когда «медведь» поймал достаточное количество «пчелок», игра заканчивается. Он получает баночку меда. А тем, кто отдал ведущему фант, нужно выполнить задание. Но их(пойманных) не должно быть больше, чем у Берендея приготовлено заданий.
2-я. Берендей, как царь, давай,
Им заданья раздавай.
3-я. Фанты чтобы возвернуть,
Пусть потрудятся чуть-чуть!Берендей дает задания.
— А тебе девица-красавица, как такое заданье понравится, совсем немножко, попрыгать на одной ножке.
— А ты подружка, исполни частушку
— А тебе же, на минутку превратиться надо в утку, по двору потопать, крыльями похлопать
— А тебе красавица, такое заданьице. Повернись лицом к гостям, расскажи стишочек нам.
— А ты придумай как идет, мишка что покушал мед.
— А ты подружка, попрыгай-ка, как лягушкаКроме этих или вместо этих, могут быть любые другие задания.
2-я. Молодцы! А вы, давайте,
Нову песню запевайте.
3-я. Кто там, как, а я про пчелку,
Петь готова без умолку.Исполняется песня «Лети пчелочка»
Берендей. Ай, да молодцы, и песней славной пчелку-труженницу повеличали, и игрою веселой. А впереди у нас и новая затея на подходе.
4-я. Надо праздник продолжать,
Снова что-то затевать
2-я. Так, давай-ка не зевай,
Вновь мешочек доставай.
3-я. Продолжаем веселится
И расскажем небылицы.
После кажной, спросим сразу,
Верите аль нет, рассказу.
Ну, готовы?Гости говорят «Да»
3-я. (обращаясь к 1-й и 2-й)
Что ж, давайте, были с небылью мешайте….1-я и 2-я рассказывают «небылицы». Возможно, они садятся на что-то вроде завалинки и делают это, лузгая семечки. После каждой небылицы 3-я спрашивает у гостей верят они или нет, тому, кто дал правильный ответ можно вручить небольшой приз.
1-я. Вот к примеру легенда есть….
2-я. Брешут поди….
1-я. Чевой-то?
2-я. Так легенды все брешут….
1-я. Да ты послушай….вот сказывают, что пчелы, сделались из лошади, что водяной заездил, да в болото бросил! А когда рыбари невод-то вытянули, там, заместо рыбы – пчелы, что из этой лошади народились…
2-я. Это ж како умище иметь надо что б так сбрехать….
3-я. Правду молвят али врут? Кто возьмет ответить труд?(ТАКАЯ ДРЕВНЯЯ РУССКАЯ ЛЕГЕНДА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СУЩЕСТВУЕТ)
2-я. Говорят учены люди, энти, гены анжанеры…..
1-я. Ты ученого мужа, Геной не зови. Говори уважительно – Геннадий!
2-я. Да не перебивай ты….. так вот, эти самы придумщики, новую породу пчел скоро выведут, злые как собаки, да здоровые как медведи.
1-я. А как же оне мед собирать будут, здоровые таки?
2-я. А че им его собирать? Оне его на рынке, у продавцов отымать станут….
3-я. Вот, ведь! Врет, аль правду бает? Кто готов? Кто отвечает?(ЭТО КОНЕЧНО ВРАКИ)
1-я. А вот к примеру у индейцев…
2-я. Енто, те которы в фигвамах живут?
1-я. Да нет, енто те, в чъем окияне всяки-разны бары-бояре, сапоги мыть охочи….
2-я. Ну, и чего ж у них?
1-я. Индейский ихний бог Солнца в виде пчелы изображается.
2-я. Что полосатый, аки каторжник какой?
1-я. А кто же его знает? Може и полосатый…
3-я. Быль аль небыль? Кто готов, уличить во лжи лгунов?(ИНДИЙСКИЙ БОГ СОЛНЦА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИЗОБРАЖАЕТСЯ В ВИДЕ ПЧЕЛЫ)
2-я. А вот, к примеру, откуда мед берется?
1-я. Известно, откуда, из кринки, что у меня в сенях, на холоде стоит.
2-я. Ну а в кринке откуда.
1-я. Ну понятно, откуда, с базару!
2-я. Ну а на базаре откуда?
1-я. Да, что ты раскудыкалась? С Кудыкиных гор, вот откуда!
2-я. Да не с гор! А с неба! Эти еще, как их, ебиптяне древние говорили, мед мол, он с неба падает, да росой по утрам на цветках лежит. Пчелы де, собирают ту росу, да к себе тащуть. Вот и мед!
3-я. Правда, в притче, али лжа, отвечайте не спеша.(ДРЕВНИЕ ЕГИПТЯНЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СЧИТАЛИ ТАК)
2-я. А вот пчелы, к примеру, откуль на Руси взялись?
1-я. С Ебипту твово прилетели, штоб чудо тако, как ты, увидеть.
2-я. Не, ну я ж взаправду спрашиваю…
1-я. Ну а ежели взаправду, то сначала в окияне не было ничего, пусто, аки у тебя в чулане…..потом молния к-а-а-к дасть! И появилась протоплазма, потом значить, инфузории-туфельки, потом…
2-я. Да погоди ты! Я к тому, что по легенде, пчел на Русь, принесли люди, божие-перехожие. Странники Соловецкие, в своих посохах святых.
1-я. Откуда, принесли?
2-я. А я знаю… может и из Ебипту….
3-я. А вопрос для вас все тот. Врет легенда, аль не врет?(ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ЕСТЬ ТАКОЕ ПРЕДАНИЕ)
4-я. Ну наврали, ну наврали,
Гости же, все отгадали!Берендей. Молодцы. А были да небылицы сказывать, да слушать, издавна любимое занятие народное. А тех кто сказывать их умел, уважительно «сказителями» называли. Или «баюнами», потому как рассказывать, то же что баять. Отсюда и слово – «байка». Потому как не разберешь в ней, где правду говорит, а где приукрашивает. Но и вралей знатных могли долгими зимними неделями слушать, приговаривая – «Мели Емеля, твоя неделя». Но то ж зимой, а у нас чай середка августа, аккурат – Медовый спас!
1-я. А какой Медовый Спас без меда?
2-я. Пусть на неделе ремень подтяну,
А в праздник все же меда хлебну!
3-я. Пусть будет год бедовый,
Лишь бы был праздник медовый!
2-я. Пусть всю неделю в устатке,
Лишь бы на праздник меда в достатке!
4-я. Ну, ну, ну! Пошли, пошли….
Все слюной уж изошли….
Вы немного поуймитесь,
За игру каку возьмитесь,
И о еде помыслить враз,
Не станет времени у вас!
2-я. А и то! Пора опять,
Наш мешочек доставать
3-я. Государь что нам в ответ,
Проведем игру, аль нет?
Берендей. Я перечить не посмею!
Новую пора затею!
Ну а ты, не обессудь,
Растолкуй ее нам суть.1-я объясняет суть игры. Она заключается в следующем: все гости, это «пчелы». «Пчелы» возвращаются в «улей». Его ворота могут изображать взявши за руки и подняв их двое актеров. Сложность же в том, что перед входом в «улей», «пчелам» по очереди надо пройти под натянутой веревкой, которая с каждым разом опускается все ниже и ниже(меду все больше, идти все тяжелей, он оттягивает плечи назад….). Актеры могут поддерживать гостей приговорками и прибаутками.
3-я. Веселее, не ленись,
Главно, знай себе, держись.
4-я. Не ленись и не зевай,
Ниже плечи опускай!
2-я. Как все пчелы враз прошли,
Так опять в полет пошли.
3-я. На лужок, на изготовку,
Проявите-ка сноровку,
Вы ж пониже чуть давайте,
Им веревку опускайте.
4-я. На лужке набрали меду,
И скорее в улей ходу.
Все действие можно повторить три-четыре раза под веселую народную музыку.Берендей. Ай и любо дорого глядеть на вас! Молодцы.
3-я. Как затея, вам, по нраву?
А играли вы на славу.
2-я. Вот ужо набрали меду,
Не пора ли к хороводу?
4-я. Люди добрые! Народ!
Заведем-ка хоровод!
2-я. Да по кругу с ним пойдем,
Вместе песню пропоем!Актеры ставят гостей в круг, волют с ними хоровод
Берендей. Ну вот, люди добрые, и близится наш праздник к завершению. Все мы успели, и затеи всякие вспомнили, и пчелок, тружениц медоносных почтили….а главное это встреча с вами, гости дорогие, друзья милые. Спасибо вам за приход ваш, за слова приветные, за очи ясные, да за праздник наш общий.
2-я. Мы ж споем на посошок –
Убирай затей мешок.Актеры исполняют прощальную песню. Если это необходимо, то дарят сувениры, и прощаются с гостями провожая их до ворот.
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Сценарий детского праздника «Медовый Спас»
Ведущая: Что за праздник сегодня у нас?
Этот праздник — Медовый Спас!
Летом пчелы нектар собирали,
В мед старательно превращали.
Спас Медовый сегодня зовет
Насладиться, попробовать мед.
Топтыжка: Здравствуйте, ребята! Услыхал я про медовый праздник и пришел к вам сюда. Я — мишка Топтыжка очень люблю мёд. А где же его взять? Кто его делает? (ответы детей). А-а-а, понял. Надо идти в гости к пчёлам, они угостят нас мёдом.
Горшочек с мёдом — вот мечта, манящая всегда.
Друзья, за мной, вперед в поход! Мы будем кушать нынче мёд!
Дети за Топтыжкой идут по полосе препятствий: по следам, по бревнышку, по веревке, разложенной на земле, перепрыгивают через веточки (расстояние между веточками 20-30 см), змейкой обходят камешки, идут по пенькам, пролезают в » тоннели», перешагивают через » грибочки».
Дети встречают Белочку
Белка: В ярко-рыжей шубке, детки, я скачу на ветку с ветки,
Как оживший огонек, спрыгну с ёлки на пенек.
Топтыжка: Белочка, подскажи нам, пожалуйста, дорогу к пчёлам
Белка: А зачем вам пчёлы?
Топтыжка: Мы за мёдом идем, сегодня праздник Медовый Спас, все мёдом лакомятся.
Белка: Отгадайте, ребятки, мои загадки, какие запасы я на зиму делаю, тогда покажу:
- Стоит высоко, висит далеко,
Кругом гладко, в серёдке сладко. (Орех)
- В золотой клубочек спрятался дубочек. (Жёлудь)
- Маленький, удаленький, сквозь землю прошёл, красную шапочку нашёл. (Гриб)
- Была зелёной, маленькой, потом я стала аленькой.
На солнце покраснела я, и вот теперь я спелая. (Ягода)
Белка: Молодцы, все загадки мои отгадали. Теперь внимательно слушайте, как к пчёлам пройти:
Там, за холмом, на большой поляне, где растут самые душистые цветы, стоит огромное дерево. В нем большое дупло. В этом дупле и живут пчелы.
Только недружелюбные они, не дадут они вам мёд, покусают.
Топтыжка: А мы попробуем по-дружески их попросить.
Белка: Ну, ладно, ладно, ступайте, а мне некогда, надо запасы на зиму делать (уходит)
Топтыжка: Ребята, вы внимательно Белочку слушали, всё запомнили? Давайте повторим, чтобы не заблудится…
Там, за холмом, (Выглядывают из-под сложенной руки, поворачиваются в стороны)
На большой поляне, (Разводят руки в стороны)
Где растут самые (Приседают и медленно поднимаются)
душистые цветы,
Стоит огромное дерево, (Поднимают руки вверх и подпрыгивают)
В нем большое дупло, (Показывают руками круглое дупло)
В этом дупле живут (Сгибают руки в локтях, машут «крылышками»
пчёлы и «жужжат»)
Топтыжка: Молодцы, ребята, хорошо запомнили дорогу, тогда пошли дальше.
Подходят к дереву с дуплом, из-за которого «вылетают» пчёлы. Пчёлы начинают жужжать и не пускают детей дальше.
Топтыжка: Не кусайте нас, мы к вам в гости пришли.
1 пчела: Пчёлам всем летом много работы,
Надо чтоб мёдом наполнились соты,
2 пчела: Дружной семьей мы над садом летаем,
Сладкий нектар из цветов собираем,
3 пчела: Мы от работы не устаем,
Мёд собираем и песни поем.
«Хоровод Весёлая пчёлка» (муз. Д.Тухманова,сл. Ю.Энтина; исп. «Непоседы»)
Топтыжка: А, давайте, мы пчел позабавим, в игру поиграем.
Подвижная игра «Медведи и пчёлы».
Выбирают две команды считалкой:
Мак-мак, василек, водит желтенький цветок.
Раз, два, три — водишь с ним и ты!
После этого дети — «медведи» говорят слова:
Мишка лапой косолапой не спеша малину рвёт,
Ходит, ищет косолапый сладкий и душистый мёд. (Е. Мельникова)
«Медведи» ходят по площадке, приседают, «собирают малину». По сигналу «Пчёлы!»- разбегаются по площадке, стараются залезть повыше и замирают. «Пчёлы» дотрагиваются, «жалят» тех, кто не успеет найти место на возвышении. После сигнала: «пчёлы улетели» «медведи» спускаются и вновь ходят по площадке. Затем меняются ролями.
Топтыжка: Пчёлки, угостите нас мёдом, мы же вас веселили, в игру играли.
Пчёлы угрожающе «жужжат».
Топтыжка: Как же нам пчёл задобрить? Как вы думаете, что любят пчёлы? (дети отвечают) Нектар? А где же он бывает? На цветах? Давайте соберем букеты и подарим пчёлам, может они тогда угостят нас мёдом?
Игра «Собери букет»
По площадке разложены разные цветы. Надо собрать букет маков, ромашек, васильков, одуванчиков. Играют по 5 человек в каждой команде. Кто быстрее соберет свой букет.
Топтыжка: Пчёлки мы вам подарки принесли, нам ничего от вас не надо, только станьте, пожалуйста, добрее. (Дарит цветы пчёлам)
Выходит большая пчела, выносит мёд в туесочке.
Пчела: Я — Жужа, пчела, я вам мёду принесла,
Ах, какой он чистый, сладкий и душистый.
Топтыжка: Жужа, Жужа, пчёлка, золотая чёлка,
Дай, пожалуйста, нам мёду, но чуть-чуть, не всю колоду.
Нынче, ведь Медовый Спас, будем праздновать сейчас!
Пчёлка Жужа отдает туесок с мёдом ребёнку. Дети по кругу передают туесок с медом друг другу, пока он не дойдет до Топтыжки.
Топтыжка: Жужа, мы тебя благодарим, все СПАСИБО! говорим.
Топтыжка: Славный праздник – Спас Медовый, все сластить всегда готовый!
Вот для лакомок раздолье, собирайтесь на застолье,
Ведь сегодня сладкий мёд в изобилье всех нас ждет!
Всех со Спасом поздравляем, мёд откушать приглашаем!
Угощаем детей выпечкой с маком и медовым сбитнем.
Автор: Альфия Круглова
Детский праздник Медовый Спас
«Первый Спас медовый — будьте все здоровы!»
Праздник на лесной полянке.
На полянке у ворот ребят встречает Хозяюшка:
Добрый день, детушки – малолетушки!
Вас встречаю у ворот –
Праздник нынче всех вас ждет!
Дружно за руки беритесь,
Все за мною становитесь.
Всё я знаю, всё смогу,
Вас на полянку поведу!
Звучит русская народная песня «Как пошли наши подружки» или «Пойду ль я, выйду ль я».
На полянке детей встречает Машенька в русском сарафане.
Машенька:
Добрый день, мои друзья!
Вас рада нынче видеть я.
И хозяйке спасибо, что детишек привела.
Знаете ли вы – месяц август начинается,
Сразу Спасы открываются!
1-ый медовый, 2-й яблочный, 3-й хлебный
Хозяйка:
Спасы – праздники большие,
Да Великие такие.
Сегодня наступает Спас медовый,
Расскажи о нем толково.
Машенька:
На Руси в этот день всех медом угощали
И чаи распевали,
А кто же в природе нам мед добывает?
Дети: Пчелы!
Машенька:
А кто же из лесных жителей мед обожает?
Дети: Медведь!
Хозяйка:
Будем дружно песню петь,
В гости, чтоб пришел Медведь!
Исполняют русскую народную хороводную песню «Ой вставала я ранешенько» с движениями по кругу.
Медведь:
Ладно, уж не трону
Буренушку твою.
В праздник на детишек
Сегодня посмотрю.
А потом, а потом
Угощу детей медком!
Хозяйка предлагает Медведю сесть на пенек.
Хозяйка:
Красному гостю – красное место!
Я тебе, Медведюшка, в сказки поведу.
Медведь:
Ну, а я не возражаю,
Песней – сказку открываю.
Исполняется песня (инсценировка) «На мосточке» муз.А.Филиппенко, сл. Г.Бойко.
Волк:
Я веселый буду тут,
Хоть упал я брюхом в пруд.
Все по праздник медовый говорят,
Вот и я сегодня позову козлят.
Игра – «Козлята и волк» (по А.Бурениной)
Танец
Медведь:
Ой, спасибо вам за танец, друзья.
Всех козлят и волка, очень люблю я!
Козлик:
Медведюшка, разреши представить,
Танцевать тут, петь заставить.
Белочку с подружками – хохотушками, веселушками.
Медведь:
Белочек я всех люблю,
Да и танец посмотрю.
Танец и песня «Белочка» (по А.Бурениной)
Медведь:
Благодарю вас лесные сестрицы.
Вижу петь, плясать вы мастерицы.
Белка:
Мы учились, мы старались,
На полянке оказались,
А сейчас мы отдохнем,
Лисичку в гости позовем.
Все: Лисичка, выходи сюда!
Лиса из-за кустов:
Иду-иду я, господа!
(выбегает на полянку)
Ой, друзья, я так спешила,
Даже песни все забыла.
Хочу с вами поиграть,
Будете мне помогать?
Дети:
Ну, конечно, лиса, будем.
Игры тоже все мы любим!
Мишка:
Ну, и я играть хочу,
К малине деток не пущу!
Игра русская народная «У медведя во бору»
Хозяйка:
Ой, как славно поиграли,
Но деток-то не угощали!
Медведь:
Угощу я всех друзья,
Приготовил бочку я!
Зайки, там у поворота,
Мой лежит бочонок меда!
Его катите-ка сюда,
Торопитесь господа!
Зайки выкатывают бочонок меда.
Зайки:
Мед вы мишкин получайте,
И хозяюшку встречайте.
Идет зайчик с самоваром:
Эй, зайчата, помогайте,
Всю полянку накрывайте.
Скатерть белую несите,
Чашки, бублики кладите!
Зайки накрывают столы.
Хозяйка:
Будет праздник тут у нас,
Тут великий Медовый спас!
Чаепитие.
Медведь:
С праздником всех поздравляю,
И от всей души желаю
Каждый день вам подрастать,
Спасы дружно отмечать!
Хозяйка:
Не сердиться, не браниться,
Только доброму учиться!
Песни петь и танцевать,
Праздник весело встречать!
Русская народная пляска – свободная.
День Медового Спаса.
Вед 1
Знаете ли вы – месяц август начинается,
Сразу Спасы открываются!
Спасы – праздники большие,
Да Великие такие.
Спас – спаситель – эпитет присваиваемый Иисусу Христу, поэтому три августовских Спаса — три праздника в честь Спасителя.
Вед. 2
августа отмечают в православном мире три праздника: «Мокрым спасом» или «Спас на воде»,«Маковей», «Медовый (первый) спас». «Медовых спасов» всего три.
В этот день по традиции на Руси освящали воду и естественные водоемы, новые колодцы, а старые чистили. Поэтому этот день называю «Мокрым спасом».
Еще один интересный обряд — освящение воды, особенно колодцев. Это, кстати, глубинный обычай наших пращуров, уходящий корнями еще в дохристианские верования. Перед тем, как осуществить освящение, парни с мужчинами вычищали дно колодцев. Девушки плели веночки и украшали ими колодцы, а в воду бросали аир и любисток, чтобы выгнать оттуда злые силы и помочь поселиться добрым духам. А в день праздника сюда направлялся поход — с колокольчиками, музыками и детворой, чтобы осуществить святочное событие — освящение воды.
Вед. 1
Именно в это время вода в реке считалась целебной, поэтому до восхода солнца купались, проговаривая: «Водица-Студеница, очищала ты корни и кремни, очисти и меня, крещенного».
Детей дать выпить воду и обрызгиваем водой и повторяем эти слова, можно детям дать воду и слова, чтобы обрызгивали друг друга
Вед. 2
В этот день еще в церквях поминают семерых братьев-мучеников Маковеев и их мать Соломию, которые погибли за христианскую веру. Поэтому этот день ещё называют «Маковей».
Накануне «Маковея» нужно приготовить «маковийский цветок» — букет, который состоит из многих растений — мяты, чабреца, календулы. Считается, что каждое растение имеет присущее ему магическое значение. Все растения вместе с несколькими головками мака освящаются в церкви. В давние времена освященный мак весной рассеивали на огороде, а засушенные цветы девушки вплетали в косы для укрепления волос.
Вед. 1
К праздничному столу подавались кушанья, в которых обязательно присутствовал мак, который к этому времени созревает. Там, где ещё сохранились обычаи предков, в этот день пекут маканцы, мачники – постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и медом. Начиналась же трапеза блинами с маком. В специальной посуде для растирания мака приготавливали маковое молочко, добавляли мёд, получалась маково-медовая масса, в которую обмакивали блины. Эта посуда в России называлась макальником.
Вед. 2
Мак упоминается в многих пословицах, поговорках, хоровых песнях и загадках:
«Мачёк с мёдом – усы оближешь»;
«Чёрен мак, да бояре едят»;
«Рад Яков, что пирог с маком»;
«Поминаючи мак, не прогневайся и так»;
«На тычинке городок, в нём семьсот воевод» и т.д.
В день Маковея молодежь водила хороводы с песнями, с шутливыми хороводными заигрышами, девушки осыпали парней маком, щипали их, щекотали, припевая: «Маки, маки, маковицы, золотые головицы!»
Вед. 1
Еще этот день называют «Медовый (первый) спас»
♦ «Первый Спас — первый сев!»,
♦ «Спас — всему час!»;
♦ «От Первого от Спаса накопит и мужик запаса»;
♦ «Спасов день покажет, чья лошадка обскачет» (то есть, покажет, кто раньше начал сеять).
Медовым этот спас назван потому, что к этому дню пасечники приступают к сбору меда, т.к. соты полны свежим янтарным медом. Из одного улья собирают до 70 килограммов меда. После того, как мед соберут, его принято освящать в церкви. Все-таки это, прежде всего, религиозный праздник, установленный в честь Христа.
Вед. 2
Только начиная с Медового спаса разрешалось употреблять мед в пищу. А так как на Руси мед был единственной сладостью, то медовый спас поистине был радостью! Мед добавляли в пряники, блины и пироги, на его основе делали алкогольные и безалкогольные напитки.
С Первого Спаса заканчивались летние хороводы и начинался Успенский двухнедельный пост.
В эту пору всего много: и овощей, и фруктов, и ягод, которые к тому времени как раз поспевают, что делает пост разнообразным и поэтому легким. Недаром в народе говорят: «Успенский пост не голодный», или «Спасовка-лакомка».
Вед. 1
После «мокрого Спаса», Медового (первого спаса) или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту.
По погоде на 14 августа судят о том, каков будет третий Спас.
Со Спаса начинаются проводы лета. Говорят: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье».
На Первый Спас меняется погода, становится все прохладнее.
♦ «Пришел Первый Спас, держи шубу про запас»;
♦ «Первый Спас — мокрый»;
♦ «С Первого Спаса — холодные росы»;
♦ «Отцветают розы, падают холодные росы».
К традиционным «спасовским» приметам относили и поведение птиц, причем наблюдать особенности птичьих повадок начинали еще за неделю до Спаса. Смотрели люди и на ласточек со стрижами. Считалось, что с Первого Спаса эти птицы уже начинают улетать на юг — и будут улетать в три очереди, «в три Спаса». Когда улетит последняя ласточка, тогда и наступит осень, ведь «ласточка весну начинает и осень накликает». На Первый Спас ласточки в последний раз облетают родные края. Дети в этот день внимательно всматривались в небо и, увидев в нем ласточек, кричали:
«Ласточка-касатка! А где же твоя матка? Где твои братцы, Где твои детки, Где же твои сестрицы? Испей Спасовой водицы! Улетать — не улетай, До Спожинок доживай!»
Вед. 2
Наши предки знали толк в меде, а пчеловодческое искусство особо почиталось. Россия была страной чистой природы. Русские цари всегда имели свои пасеки.
Интересно, что в пчеловодческом искусстве не было профессиональных секретов, знание считалось общенародным – постигай, на сколько хватит ума, способностей и терпения.
В народе говорят: «Пчела – кормилица и врач, пчела – помощник агронома». Кто же она такая, пчела? О том, как появились пчелы на Божий свет, рассказывает древняя легенда.
Вед. 1
Создал Бог шмелей, а черт – пчел. Видит Бог, что мало у него толка и дохода: рой весь у него разлетается куда попало, да и меду нет. Зашел он к черту посмотреть, что у того делается. Черт накормил его медом. Понравилось Богу и завидно стало. «Будем, – говорит он черту, – меняться». Черт, разумеется, не согласился. «Ну, ладно, – говорит Бог, – вижу, что с тобою ничего не поделаешь, так уступи мне хоть одну пчелу!» Подумал, подумал черт, да и согласился. Бог взял от него пчелу, дунул на нее, и стала она маткой. Запела матка, зазвенела и стала подыматься вверх, пчелы все за ней и улетели. Вот черт и остался ни с чем, а у Бога теперь и мед, и воск есть.
«Пчелка – божья пташка» – говорили в народе. Если у кого заведутся пчелы, это объяснялось как знак особенной Божьей милости к человеку. Залетевший на чужой двор пчелиный рой сулил хозяину дома удачу и счастье.
Вед. 2
Убить пчелу считалось большим грехом, воровство пчелиных колодок приравнивалось к святотатству. Трепетное отношение к пчеле, ее почитание объясняется еще тем, что один из продуктов пчеловодства – воск – широко употребляется в церквах при богослужении. Без пчелы, говорили в народе, не могла совершиться обедня.
По представлениям наших предков, мед принадлежал не к обычным продуктам земли, а к миру высшему, поднебесному, где находятся звезды.
Мед, как продукт поднебесный, вместе с утренней росою падает на землю, на цветы, с которых уже пчелы и берут его. Поэтому росу называли медвяною или медовою.
Вед. 1
Викторина «Что мы знаем о пчелах?»
1. Сколько времени может прожить пчела самостоятельно и сколько в семье, т. е. в сообществе?
(Ответ: самостоятельно может прожить не более суток, а в семье – несколько месяцев).
2. Сколько видов пахучих веществ может различать пчела?
(Ответ: свыше 40 видов пахучих веществ).
3. Как долго живет пчела после ужаливания?
(Ответ: пчела, ужалив и утратив жало, живет всего несколько часов и погибает. Пчела, ужаленная другой пчелой, сразу же погибает. Когда пчела умирает, она высовывает или выбрасывает язычок).
4. С какой скоростью летает пчела?
(Ответ: средняя скорость 28—30 км/час).
5. На какое расстояние от пасеки летают пчелы?
(Ответ: пчелы предпочитают брать нектар вблизи пасеки, на расстоянии до 1 км, в отдельных случаях, в зависимости от вида пчел, 3-4 км).
6. Когда пчелы жалят меньше всего?
(Ответ: пчелы менее агрессивны в теплые солнечные дни между 9 и 11 часами и 15-17).
7. Чем издает пчела звук в полете?
(Ответ: звук, издаваемый пчелой в полете, производится крыльями).
8. Мы знаем, что главной пчелой является матка, как отличить ее от рабочих пчел по внешним признакам?
(Ответ: матка крупнее рабочей пчелы. Длина тела – 20-25 мм, а у рабочей пчелы – 12-14 мм. Крылья покрывают брюшко наполовину, тогда как у рабочей пчелы они покрывают его полностью. На ножках матки нет приспособлений для сбора пыльцы. Матка обычно надежно спрятана от чужих глаз. Ее окружает свита из 12 пчел: все головами к матке. А есть пчелы, которых называют трутнями. Если двух маток посадить рядом, они вцепятся друг в друга, и уцелеет более сильная. Если матка погибает, в семье начинается анархия, которая ведет к ее гибели).
9. Существуют ли предания об исцеляющей силе меда?
(Ответ: да, например, былина об Илье Муромце когда тот, испив напитка медвяного, принял силу богатырскую).
10. Какие меры надо принимать, когда человека ужалит пчела?
(Ответ: чтобы уменьшить действие яда, сразу после ужаления надо извлечь жало — сковырнуть его и протереть больное место нашатырным спиртом, соком лука или чеснока, валидолом. Наиболее тяжелы последствия при ужалении в губы, шею, в глаз. Снимают токсическое действие яда молоко, кефир, а также алкоголь с медом (50 г водки и 20 г меда).
11. Как можно найти в лесу место обитания семьи диких пчел?
(Ответ: сейчас в лесу диких пчел мало, поэтому найти дупло с пчелами очень трудно. Для обнаружения пчел весной можно выставить кормушку с медом (в наиболее вероятном месте их сбора). Проследив, в каком направлении они летают, можно постепенно дойти до гнезда).
12. Что такое зрелый мед?
(Ответ: когда пчелы запечатали все соты в рамке).
Вед. 2
В нашей жизни есть много образных выражений, связанных с пчелами и медом. Назовите их. (Если не называют, отвечает сам ведущий).
1. На языке мед, а на сердце лед.
2. И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало
3. Медовый месяц.
4. Медвяная роса.
5. Ложка дегтя в бочке меда.
6. Вашими бы устами да мед пить.
7. Медоточивые уста.
8. С медом и долото проглотишь.
9. Мёд на столе — достаток в доме.
10. У хорошего пчеловода нет плохого года
Вед. 1
Приметы про пчел.
Пчела жалит только грешника.
Пчелы дружно летят к своим ульям, значит, скоро будет дождь.
Перед засухою пчелы становятся злее, чаще жалят.
Пчелы сидят на стенах улья – к сильной жаре.
Вед. 2
Что дают нам пчелы?: воск, прополис, яд, пыльца, вощина, маточкино молочко. И, конечно же, главный продукт пчеловодства – мед.
Выдающийся врач древности Авиценна в «Каноне» завещал людям: «Хочешь сохранить здоровье, долголетие и молодость, обязательно ешь мед».
Вед. 1
Мед употребляют чаще всего в натуральном виде, добавляя в молоко, сливки, чай, кисель, компот, мороженое. Хорош мед с оладьями, блинами, с какой-либо кашей (рисовой, манной, гречневой, овсяной и т. п.). Находит мед также применение при изготовлении печенья, пряников, конфет, столового уксуса, прохладительных напитков.
100 лет назад на Руси самым популярным напитком (особенно в Москве) были сбитни. Молодцы расхаживали по улицам и площадям с медными самоварчиками и кричали: «Сбитень! Сбитенек! Горячий сбитень!»
Готовили и разносили сбитень в сосудах, очень напоминающих самовар. Кстати, считается, что своим появлением самовар обязан именно сбитню. На рынках и гуляниях сбитень разносили еще в медных чайниках, так называемых саклах. Зимой саклы носили на спине укутанными. Существует очень много рецептов сбитня.
Угощаем сбитнем, выпечкой и медом
Post Views: 5 479