Детско-родительский клуб
по художественно — эстетическому развитию
Наследники традиций
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №79 «Голосистое горлышко»
Программа
детско- родительского клуба
Наследники традиций
по художественно — эстетическому развитию
г. Нижневартовск
Содержание программы
1 |
Паспорт программы |
3 |
2 |
Пояснительная записка |
4 |
2.1 |
Цель, задачи |
6 |
3. |
Тематический план |
8 |
4. |
Учебно-методическое обеспечение |
10 |
5 |
Литература |
11 |
- Паспорт программы
Наименование программы |
Программа «Наследники традиций» дополнительного образования по художественно — эстетическому развитию |
Основание для разработки программы |
|
Сроки реализации |
2015-2016 учебный год |
Исполнители программы |
Музыкальный руководитель, родители (законные представители), воспитанники ДОУ. |
Автор- составитель |
Дядюк И. В. музыкальный руководитель. |
Цель программы |
Гармонизация детско – родительских отношений, через совместное приобщение к русской народной культуре. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последнее время в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Проблема нравственно- патриотического воспитания дошкольников с позиции кардинальных изменений в общественном сознании остается главной в настоящее время. И самое важное личностное качество, которое следует развивать и воспитывать в наших детях, есть национальных дух. Еще одно важное личностное качество, которое несет в себе и национальное, и общечеловеческое свойство, это чувство доброты. Чувство доброты составляет основу нравственной целостности личности. Чувство доброты есть корень всех благородных качеств. Добрый человек не может не уважать людей, он не может быть завистливым и грубым, он не может не быть порядочным, заботливым. Именно эти качества и многие другие легче всего воспитать через фольклор.
В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на образовательные организации и семьи воспитанников возлагаются ответственные социальные задачи: воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи.
Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов.
Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточной компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, поэтому осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно — всё это ведет к разрушению института семьи, потере национальной культуры.
По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Л.А.Ибрагимовой, А.И.Лазарева, В.М.Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Анкетирование показало, что большинство родителей понимают и одобряют необходимость приобщения детей к истокам национальной культуры, а некоторые выразили желание непосредственно в этом участвовать. В связи с этим, были поставлены задачи:
- помочь родителям выбрать нужные ориентиры: научить своих детей чтить национальные и семейные традиции, сохранить целостность и единство семьи, как национальную черту русского народа;
- пополнить запас знаний о народных календарных праздниках, разучить забытые старинные русские народные игры, хороводы;
- дать возможность для проявления творческих талантов детей и их родителей.
За основу совместной деятельности взрослых и детей взять игру! Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великолепной воспитательной силой своего рода моральный кодекс, который усваивается в детстве «играючи». А в народных играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве.
Программа «Наследники традиций» построена с опорой на программу:
под редакцией О.Л. Князевой,М.Д., Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Цель программы: повышение педагогической компетентности родителей, гармонизация детско-родительских отношений, вовлечение их в воспитательно-образовательный процесс как равноправных партнеров посредствам приобщения к традициям народной культуры.
Задачи:
- формировать знания детей и их родителей о традиционной русской культуре;
- способствовать расширению кругозора дошкольников;
- воспитывать чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;
- воспитывать творчески активную личность;
- создавать условия для проявления чувства коллективизма;
Обязательное условие детско-родительских встреч: нет зрителей – все участники. Основными принципами работы Клуба являются:
- добровольность,
- индивидуальный подход,
- открытость,
- постоянная обратная связь,
- соблюдение педагогической этики.
Дополнительная образовательная программа «Наследники традиций» направлена на:
— создание условий для развития личности ребенка;
— развитие мотивации к познанию и творчеству;
— приобщение к ценностям народной культуры.
— приобретение и развитие навыков детской народной игры;
— формирование чувства уважения и любви к традициям и обычаям
Количество часов 12
Режим занятий один раз в месяц (последняя пятница)
Наполняемость группы 16 человек.
Форма занятий: групповая (дети и родители)
Формы и методы обучения
- Практические тематические занятия,
- мастер-класс народных умельцев;
- посиделки;
- игровые программы;
- видео – презентации, викторины
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Январь |
|
«Наша изба затей полна» |
Игровая программа: «Святки»: разучивание колядок, знакомство с играми: «Краски», «Колечко», «Бабка Ежка» «Золотые ворота»; святочные гадания |
Февраль |
|
«Такие удивительные ложки» |
Практическое занятие по обучению игре на деревянных ложках. Видео – презентация по изготовлению и росписи на ложках, рассказ об истории происхождения промысла. Знакомство с приемами игры на ложках. Игра в оркестре «Светит месяц» рус нар мелодия |
Март |
|
«Куколка –игрушка лучшая подружка» |
Мастер – класс по изготовлению слушание колыбельных песен в аудиозаписи, разучивание и пение народных колыбельных песен |
Апрель |
|
«Грач на горе – весна на дворе» |
Викторина по предметам народного быта , знакомство с весенним земледельческим трудом. Разучивание народных игр весеннего народного календаря: «Родничок», «Ворон», «Грачи летят», «Горелки», «Дедушка Мазай» |
Май |
|
«Пых, пых, самовар» |
Тематическое занятие по знакомству с самоваром. Рассматривание видео –ряда из исторического архива; Раскрашивание силуэта самовара. Сочинение образного танца |
Июнь |
|
«Сошьем Дуне сарафан» |
Видео – презентация « Русский народный костюм» Мастер – класс по ручной вышивке крестом. Разучивание хороводной игры « Ясен сокол и белая лебедь», «Бояре» |
Июль |
|
«Как у наших у ворот, муха песенки поет» |
Игровая программа, разучивание потешек скороговорок разучивание игр: «Коршун», «Жмурки», «Сова» Обучение способам игры в шумовом оркестре |
Август |
|
«Кладовая природы» |
Беседа о лечебных свойствах растений. Видео – презентация «Лесная аптека» Разучивание игр «Заря – Заряница», «Пчелы» |
Сентябрь |
|
«На веселой Ярмарке» |
Знакомство с народным кукольным театром; Рассматривание видео –ряда картинок из исторического архива; Разыгрывание потешек ,прибауток скороговорок в кукольном театре, разучивание народных игр: «Горшки», хоровод «Где был, Иванушка», силовые игры «Потолкушки», «Перетягивание каната». |
Октябрь |
|
«Капустные вечеринки» |
Мастер – класс по засолке капусты Исполнение шуточных частушек Разучивание хороводных игр: «Вейся, капуста» |
Ноябрь |
|
«Горница – узорница» |
Фольклорные посиделки Разучивание игр: «Бояре» |
Декабрь |
|
«Наши сани, едут сами» |
Знакомство с предметами русского быта, домашней утварью. Загадывание загадок. Разучивание хороводных игр: |
Учебно-методическое обеспечение.
- шумовые инструменты
- элементы народного костюма
- шапочки – маски животных и птиц
- куклы театра БИ-БА-БО
- изделия с народной вышивкой
- предметы русского народного быта
- картотека народных игр
- изделия народных промыслов
Основными критериями результативности являются:
- Проявление у ребёнка познавательного интереса к культуре и истории русского народа:
- задаёт познавательные вопросы (почему? зачем? как?);
- знает различные источники информации;
- владеет элементарными навыками их использования для реализации своих познавательных интересов и потребностей;
- желание активно участвовать в народных праздниках, развлечениях, играх, ярмарках;
- умение и желание импровизировать в детских видах деятельности на тему русского народного творчества.
Литература:
- Аникин В.П. «Русские пословицы и поговорки», Москва. Художественная литература 1988 г.
- Богуславская И.Я. «Дымковская игрушка», Ленинград «Художник РСФСР» 1988 г.
- Ветошкина Н.В. «Надежда» 1999 г. Киров.
- Некрылова А.Ф. «Круглый год», Москва 1989 г. Изд-во «Правда».
- Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Изд-во «Детство-Пресс» 2000 г. Санкт-Петербург.
- Миронов В.А. «Народный календарь», Москва 2005 г., АСТ-Астрель.
- Петров В.И., Гришина Г.Н. Короткова Л.Д. «Осенние праздники, игры, забавы для детей», Москва 2001 г. «Сфера».
- Перминова Н. «Дымковская расписная», ВВКИ 1979 г. Горький.
- Рожнова П.К. «Русский народный календарь», АиФ-Принт. Москва 2001 г.
- Рондели Л.Д. «Народное декоративно-прикладное искусство», Москва «Просвещение» 1984 г.
- Радынова О.П. «Баюшки-баю», Москва «Владос» 1995 г.
- Усова А.П. «Русское народное творчество в детском саду», Москва «Просвещение» 1972 г.
- Федотов Г. «Дарите людям красоту», Москва «Просвещение» 1985 г.
- Халезова Н.Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду», Москва «Просвещение» 1984 г.
- Русские: семейный и общественный быт. Москва, «Наука» 1989 г.
- «Энциклопедия земли Вятской» 1994 г. Киров.
Цель:
- Познакомить учащихся с народными традициями России, праздниками, играми.
- Воспитывать любовь и уважение к России, к своему народу; интерес народному слову и народным обычаям, народным промыслам; воспитывать у детей художественный вкус.
- Привлечь родителей к совместному воспитательному процессу через проведение совместного мероприятия и праздника.
Оборудование: декорации, музыкальное сопровождение, мультимедийный проектор, компьютер, презентация к празднику.
Ход праздника
I. Культура — это образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира
Презентация. Слайд 1.
Ведущий: Культура — это все то, что создано людьми в результате творчества и созидания, полета человеческой мысли и воображения за всю многовековую историю: письменность, научные знания, искусство, орудия труда, дома, средства транспорта, одежда — все это и есть культура.
Слайд 2.
В.В. Путин о возрождении русской культуры: «…Культура, наряду с образованием, просвещением формирует человеческий капитал нашей страны. Это часть нашего исторического кода, национального характера. И потому государственная культурная политика должна охватывать все стороны жизни, способствовать сохранению традиционных ценностей, укреплению глубоких духовных связей с родной страной…»
Слайд 3.
Российский академик, филолог, искусствовед Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «В культурной жизни нельзя уйти от памяти, как нельзя уйти от самого себя. Важно только, чтобы то, что культура держит в памяти, было достойно её».
Слайд 4.
Ведущий: Россия — страна огромных богатств, но самым ценным является культура, ибо культура способствует взаимопониманию. А народы, которые понимают друг друга, всегда будут жить в дружбе и мире.
Дети читают стихотворение
(М.Матусовский «С чего начинается Родина?»)
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
Слайд 5.
Ведущий: Любовь и уважение, прежде всего, являются основой культуры. Современная культура России — это, прежде всего, наша речь, наши праздники, наши школы и университеты, наше отношение к родителям, к своей семье, к своему Отечеству, к другим народам и странам.
II. Дети читают стихотворение. Е.Вадимов «Русская Культура»
Слайд 6.
Русская культура — это наша детская
С трепетной лампадой, с мамой дорогой —
Русская культура — это молодецкая
Тройка с колокольчиком, с расписной дугой!..
Слайд 7.
Русская культура — это сказки нянины —
Песни колыбельные, грустные до слез —
Русская культура — это разрумяненный
В рукавицах-варежках Дедушка Мороз…
Слайд 8.
Русская культура — это дали Невского
В серо-белом сумраке северных ночей —
Это — радость Пушкина, горечь Достоевского
И стихов Жуковского радостный ручей.
Слайд 9.
Русская культура — это вязь кириллицы
На святых писаниях, азбуке славян.
Жемчуг на кокошнике у простой кормилицы,
При чеканном поясе — кучерский кафтан.
Слайды 10-12.
Русская культура — это кисть Маковского,
Мрамор Антокольского, Лермонтов и Даль —
Терема и церковки, звон Кремля Московского,
Музыки Чайковского сладкая печаль.
Слайд 13.
Русская культура — это то, чем славится
Со времен Владимира наш народ большой:
Это наша женщина, русская красавица —
Это наша девушка с чистою душой!..
III. «Праздник русского языка, славянской письменности и культуры»
Слайд 14.
Ведущий: Богата наша Россия на праздники, обряды, традиции, которые передаются нам от поколения к поколению. И мы не забываем это наследие, это богатство, стараемся беречь и хранить, потому что это всё наша Родина, наша Россия.
Более тысячи лет назад, просветители и проповедники христианства братья Кирилл и Мефодий принесли на землю славян свет письменности и знаний. В память Кирилла и Мефодия во всех городах нашей страны 24 мая проходит «Праздник русского языка, славянской письменности и культуры».
Слайд 15.
В 9 веке в Византии, в городе Солуни (теперь это город Салоники в Греции) жили два брата Кирилл и Мефодий. Были они люди мудрые, очень образованные, и хорошо знали славянский язык.
Слайд 16.
Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава. И вот братья Кирилл и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей.
Слайд 17.
Стихотворение о Кирилле и Мефодии (стихи разных авторов).
По широкой Руси — нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.Монах Кирилл и праведник Мефодий,
Два брата, что в Салониках родились,
Задумали букварь создать славянский,
Чтоб знал Писанье каждый славянин…Выходцами из Солуни Русь была восхвалена
Почитали, как родную, излагая письмена,
Прародители Софии воцарились на Земле
И от мая к маю славим ваши имена везде.Простые их буквы — не искры ли это?
Не брызги ли это небесных лучей?
Снопами великого вечного света
Они воссияли над жизнью людей.В любой старинной книжице ты можешь прочитать
Жила на свете ИЖИЦА а с нею буква ЯТЬ.
Но время быстро движется, и жизнь уже не та,
Где нынче буква ИЖИЦА? Где ЯТЬ? А где ФИТА?Родная речь — Отечеству основа,
Не замути Божественный родник —
Храни себя — душа рождает слово —
Великий святорусский наш язык.Кирилл и Мефодий — два брата единых,
Прошедших свой доблестный путь,
Нашедших, в славянах, духовную силу
и православья приют!
IV. Народные художественные промыслы России
Слайд 18-19.
Ведущий: Россия — страна огромных богатств, но самым ценным является культура.
Ещё чем славится Россия? Народные художественные промыслы России — огромное и духовное богатство. Это гончарные изделия, игрушки, резьба по дереву, художественная обработка металла и роспись по дереву, русское кружево.
Дети читают стихи о народных промыслах.
Ещё чем славится Россия?
Людьми Россия хороша.
У них и руки золотые
И необьятная душа.
И замирает восхищённо
Надменный иноземный взор,
Увидев русскую матрёшку
И Гжели кружевной узор.
Слайд 20.
Матрёшка.
Какой русский сувенир
Покорил уже весь мир?
Балалайка… иль…Гармошка?
Это — русская матрёшка!
Иностранцу нет желанней
Куклы в красном сарафане.
Детская игрушка эта,
Обошла уже полсвета!
Так, немного и немало
Символом России стала.
Слайд 21.
Золотая хохлома.
Как волшебница Жар-птица,
Не выходит из ума
Чародейка — мастерица,
Золотая Хохлома.
И богата, и красива,
Рада гостю от души.
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Слайд 22.
Гжель.
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась, теперь.
Известно всем в народе ее названье — Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой.
Не встретите на свете вы красоты такой.
Слайд 23.
Дымково.
Вьется голубой дымок.
Мягко падает снежок,
Голубые дали,
И село большое
Дымково назвали.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны, как березки.
Кружочки, клеточки, полоски —
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право.
Слайд 24.
Богородская игрушка.
В Богородске-городке
Все гуляют налегке
На широких улицах
Никогда не хмурятся.
Там из липовой доски
Есть лекарство от тоски:
Потому что стар и млад
Всем игрушки мастерят.
Даже старые старушки
Делают себе игрушки.
Слайд 25.
Вологодские кружева.
Вологодская избушка,
В небе ясная луна,
Одинокая старушка
Засиделась у окна.
Труд у бабки Пелагеи
С молодых годов в чести.
Принялась за рукоделье —
Стала кружево плести.
Вологодское кружево
Время за полночь, не спится
Беспокойной мастерице.
Застучали друг о дружку
Деревянные коклюшки.
Чтоб узор был ровный, гладкий,
У старушки есть булавки:
Их в подушечку воткнёт,
Белой нитью оплетет,
И узорная снежинка,
Как нетающая льдинка,
Все растет, растет, растет.
Слайд 26.
Песня «У моей России длинные косички…»
Авторы: Соловьева Н. (слова), Струве Г. (музыка)
V. Потешки и небылицы
Слайд 27.
Потешки — это русские народные веселые стихи обо всем, что нас окружает. Потешки и небылицы всегда веселые, радостные, мажорные, яркие.
Гром по горам прокатился —
С дуба комар повалился,
Грохнулся о корневище
Старый комар-комарище.
Мигом слетелися мухи —
Две крохотухи-горюхи,
Подняли бедного братца,
Стали жужжать, убиваться:
— Старый комар-комарище,
Как тебе больно, дружище!
Бедный наш светик-сударик,
Как тебя жаль нам, комарик!Покупал баран баранки
На базаре спозаранок
Накупил баран баранок:
Для барашков, для овечек
ДЕСЯТЬ маковых колечек,
ДЕВЯТЬ сушек,
ВОСЕМЬ плюшек,
СЕМЬ лепешек,
ШЕСТЬ ватрушек,
ПЯТЬ коржей,
ЧЕТЫРЕ пышки,
ТРИ пирожных,
ДВЕ коврижки
И ОДИН калач купил —
Про себя не позабыл!
А для женушки — подсолнушки.Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из- под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.Как у вас поживают?
На босу ногу топор надевают?
Сапогом траву косят,
В решете воду носят.
Наши сани едут сами.
А лошади наши — с усами,
Бегают в подполье за мышами?
Ведущий: Дорогие гости! Вы послушали потешки-насмешки. Заметили, сколько у русского народа выдумки, юмора, остроты?
Инсценировка: «Хочешь, есть калачи, на печи не лежи»
Скоморох: Ребята, у каждого народа есть свои сказки, традиции, игры, пословицы. И я вам хочу напомнить одну «Спишь, спишь, (зевает) и отдохнуть некогда» (ложится на лавочку, засыпает).
Матрёшка: Вот и утро на пороге, день начинается, надо сыночка будить Антошеньку. (подходит) Вставай, вставай, моё солнышко.
Вставай, вставай, моё тёплышко. Утро на дворе за работу пора.
Скоморох: Да ну, тебя, маманя, сон мешаешь смотреть.
(переворачивается)
Матрёшка: Вставай, вставай, сыночек, дел много.
Скоморох: Ты, работушка, меня не бойся, я тебя не трону.
Матрёшка: Антошенька, иди молотить.
Скоморох: Не могу, живот болит.
Матрёшка: Не пень, а лежит. Антон, иди кашу есть!
Скоморох: Где моя большая ложка? (вскакивает)
Матрёшка: Хочешь, есть калачи, на печи не лежи. Не зря на Руси говорят: «Лень со злом дружит, а счастье с добром»
Скоморох:
А сейчас вы не зевайте,
Мою загадку отгадайте:
Сама не ест, а всех кормит?
Дети: Ложка!
Скоморох: Снова нас зовёт игра, поиграем детвора!
Игра «Где работа там еда» (стулья расставлены по кругу, на них лежат ложки, играющих больше, чем стульев, не успевший взять ложку, занять стул выбывает из игры).
VI. Танец-игра «Бояре, а мы к вам пришли»
Слайд 28.
Ведущий: Какой же праздник проходил без танцев?
Выходите наши девочки — плясуньи и мальчишки плясуны!
Дети исполняют народный танец-игру «Бояре, а мы к вам пришли».
— Бояре, а мы к вам пришли?
Молодые, а мы к вам пришли.
— Бояре, а зачем пришли?
Молодые, а зачем пришли?
— Бояре, нам невеста нужна,
Молодые, нам невеста нужна.
— Бояре, а какая вам мила?
Молодые, а какая вам мила?
— Бояре, нам вот эта мила.
Молодые, нам вот эта мила.
— Бояре, она дурочка у нас.
Молодые, она дурочка у нас.
— бояре, а мы плёточкой её.
Молодые, а мы плеточкой её.
— Бояре, она плёточки боится.
Молодые она плёточки боится.
— Бояре, а мы пряничка дадим.
Молодые, а мы пряничка дадим.
— Бояре, у ней зубки болят.
Молодые, у ней зубки болят.
— Бояре, а мы к доктору сведём.
Молодые, а мы к доктору сведём.
— Бояре, она доктора боится.
Молодые, она доктора боится.
— Бояре не валяйте дурака.
Отдавайте нам невесту навсегда.
VII. Заключительная часть праздника
Ведущий:
Берегите Россию, без неё нам не жить,
Берегите её, чтобы вечно ей быть!
Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой
Берегите Россию — нет России другой!
Слайд 29.
В заключение праздника дети исполняют песню «Моя Россия» (стихи — Марат Ахмадиев, музыка — Вадим Челноков, исполнитель — Ирина Савицкая).
Я за Родину-мать, за Россию молюсь.
Я своею великой страною горжусь.
Потому, что мы здесь рождены и живём.
Это — наша земля, это — наш отчий дом.Не сгибалась ты Русь, поднималась опять.
Несмотря ни на что, продолжаешь стоять.
Те, кто злобой кипит, никогда не поймут,
Что за люди у нас, тут, в России живут.
Припев:
Ты живи, моя Россия!
Славься русская земля!
Краше нет, под небом синим!
Это — Родина моя!Мы добьёмся всего, если вместе пойдём.
Мы, уж, песню свою, видит бог, допоём.
Наш высокий порыв никому не сломить.
А иначе, зачем на земле этой жить.Ты вокруг оглянись, на леса, на поля.
Нам с тобою хранить надо эти края.
Пусть берёзы шумят и ромашки цветут,
Пусть на нашей земле наши дети растут.
Список использованной литературы
- Афанасьев С. Праздники в школе. — М.: АСТ, 2003.
- Давыдова М.А., Агапова И.А.Праздник в семье. — М.: Ролы, 2000.
- Зайцева О.В., Карпова Е.В. Встретим праздник весело. — Ярославль: «Академия развития», 1999.
- Почемучка: Детская энциклопедия. — М.: АСТ, 2005.
- Розанова Е. Праздники в школе и дома. — М.: «Росмэн», 2000.
- http://www.metodkabinet.eu/Temkollekzii/NarodnyePromysly.html
- http://pandia.ru/text/78/355/1194.php
03.06.2015
Сценарий торжественного сбора, посвящённого приёму в наследники.
Торжественный сбор, посвящённый приёму в наследники России учащихся
5 класса. Сдача рапортов, викторина для 5 кл., отрядные песни.
Оценить
2140
Содержимое разработки
МБОУ «Чувашско-Бродская СОШ» Алькеевского МР РТ
Сценарий торжественного сбора,
посвящённого приёму в наследники.
Педагог – организатор
Низамова М.Х.
2014-2015
Цель:
активизация детского движения, воспитание гражданских и патриотических чувств.
1 часть Принятие в наследники.
Построение.
ОДК.
— Дружина! Равняйсь, смирно! Внести знамя дружины!
— .Дружина! Вольно!
П.О: Торжественный сбор, посвящённый приёму в наследники учащихся
5 класса объявляется открытым. (Гимн России)
П-О: Командирам отрядов приготовиться сдать рапорта! Командир отряда 8 класса сдать рапорт.
Ком.от.8 кл:
— Отряд! Равняйсь! Смирно!
— Товарищ председатель совета дружины! Отряд « Жемчужина » для проведения сбора, посвящённого приёму в наследники учащихся 5 класса, построен и готов.
Командир отряда ________________
Пр. др. – Рапорт принят! Вольно!
К. О. – Отряд! Вольно!
(рапорт сдают все отряды)
Председатель дружины Шакурова Лейла:
— Товарищ педагог — организатор, дружина «Костер» для проведения сбора, посвящённого приёму в наследники России учащихся 5 класса, построена и готова.
П.О: – Рапорт принят! Вольно!
П.др. – Дружина, вольно!
П.О: – Товарищ заместитель директора по воспитательной работе, школа для проведения торжественного сбора, посвященного приему в наследники России учащихся 5 кл., построена и готова.
ЗДВР: — Рапорт принят! Вольно!
П.-О. – Дорогие учащиеся и учителя!
— Добрый день! Сегодня мы собрались для того, чтобы принять наших учащихся
5 класса в ряды наследников России.
Пр.др. Ш.Л. — В школе обучается 89 учащихся. В организации «Следопыты родного края» 27 — учащихся. В организации «Наследники Отечества» — 32 учащихся. В организации «Союз старшеклассников» — 11 учащихся.
Сегодня ряды «Наследников» пополняются. Я приглашаю сюда учащихся 5 класса.
(Под музыку «Вместе весело шагать» входят учащиеся 5 кл. )
Пр.др: Будущие наследники, расскажите нам о себе.
1-й ученик: Для нас учёба — самый главный труд
Знак качества — отличные отметки.
От нас глубоких, прочных знаний ждут-
Не подведут родителей их детки.
2-й ученик: Нам принимать у старших эстафету,
Идти к мартенам, строить города.
Нам отправлять к иным мирам ракету,
Стоять на страже мирного труда.
3 ученик: Мы включены в активную работу.
Мы- твой резерв, любимая страна.
И в летописи Родины великой
Среди героев будут наши имена.
4 ученик: Полезен только тот стране,
Кто с юных лет живёт в труде!
Дела мы делим дружно:
Ему, тебе, и мне.
Как хорошо быть нужным
Народу и стране!
5 ученик: Нас недаром зовут наследниками
Удивительной страны
Значит мы обязательно первыми
В каждом деле быть должны
6 ученик : Если трудности в жизни встречаются
Мы не хнычем никогда
Пусть не все и всегда получается
Не боимся мы труда
Пр. дружины:
Хотите узнать, как и чем живут настоящие наследники? Спросите об этом у учащихся 7 класса. Они сегодня также вас поздравить, и расскажут вам о своих буднях
1 ученик:
Мы ребята боевые
И в работе день деньской:
Помогаем престарелым
И не нужен нам покой.
2 ученик.
Подметаем и копаем,
Дрова иногда таскаем.
И трудиться рады все
Для родных и для друзей.
3ученик .
Мы играем и танцуем,
Веселимся и поём,
Праздники организуем,
В общем здорово живем.
4 ученик.
Мы природу охраняем:
От пожаров защищаем.
Не бросай в лесу бумажек –
Лес «спасибо» тебе скажет.
Пр. дружины. — А теперь будущие наследники отвечаем на вопросы
— Официальное название нашего государства.
— Первый президент Российской Федерации —
— Назовите первого Президента Республики Татарстана.
— Как называется наша республика?
— Назовите президента РФ.
— Высшим органом законодательной власти в Российской Федерации является .– Ф.С
— Что изображен на гербе России?
— Основной закон нашего государства – конституция
— Право голосовать имеет гражданин, когда ему исполнится — лет.
— Как назывался наша страна раньше? — СССР
— Какого цвета был галстук пионера?
— Как называется организация наследников? — СНТ
Пред. Совета дружины:
— Молодцы, ребята.
1 вожатый: Сейчас в присутствии учителей и учащихся ребята дадут торжественное обещание наследника.
Торжественное обещание
«Я, …, добровольно вступаю в Союз наследников Татарстана, обязуюсь выполнять Законы и традиции наследников».
— Наследник помогает своей республике, стремится стать достойным гражданином.
— Наследник отважно стоит за справедливость.
— Наследник – верный друг. Помогает старшим и младшим, никого не бросит в беде.
— Наследник хочет больше знать и уметь, стать сильным и ловким.
— Наследник бережно хранит природу и культуру родного края.
2 ведущий. Право повязать галстуки наследникам – новичкам предоставляется лучшим наследникам дружины.
Педагог-организатор: «Юные наследники России, будьте достойны своего Отечества!»
Наследники: «Будем достойны!»
Ведущий: — Ребята впереди вас ждет увлекательная жизнь в стране наследников. Вы станете почётными её гражданами. У нас много перспектив. Вас ждут новые друзья. Но это требует от вас новой ответственности. Готовы ли вы взять её на себя?
— Готовы! (Хором).
Пионеры-наследники:
1 ученик :
Сегодня Наследниками стали мы
Теперь мы больше знать должны
Счастливые ребята
Своей родной страны.
2 ученик:
Мы от радости стали крылаты
Наше счастье попробуй, измерь.
Лишь вчера мы были следопыты
Наследниками стали теперь.
Сегодня праздник этот свой
Встречаем мы с волненьем
Сегодня праздник твой и мой
Наследников рожденье
4 . Мы твердо обещаем
Все в дружбе крепкой жить.
И Родине – Отчизне
Всегда во всём служить!
5. Мы твёрдо обещаем
Во всем закон вершить.
И честно, справедливо
Все эти годы жить!
6. Мы твёрдо обещаем
Во всём давать пример,
Ведь этим и живет
Сегодня пионер!
7.Мы твёрдо обещаем
Всем людям помогать.
И стоит только вам, друзья,
На помощь нас позвать!
8.Мы к этой клятве совести
Не раз ещё вернёмся.
И перед всеми вами
Сейчас в этом …
Клянёмся!
9 ученик:
Мы в беде не оставим товарища
И в обиду не дадим
Потому что мы носим крылатый
Галстук наследника на груди
10. ученик :
У наследников дорога между сказкой и мечтой
Между лесом и рукой поведет всех за собой
Нам наследникам дорога
В жизни вспомнится не раз
Интересная дорога есть у каждого из нас.
Пр.др. Ш. Лейла.
Пройдут года, ты станешь взрослым
И часто будешь вспоминать,
Как было хорошо и просто
По школе вместе нам шагать.
Менять друг друга будут весны,
Не горами новый век.
Добро нести в делах совсем не просто,
Но помнить должен ты:
Ты – гражданин своей страны,
Здоровый, сильный духом человек!
Поздравление наследников. Для поздравления слово предоставляем заместителю директора по вос. работе Гатиной Ф.Ф.
Для поздравления слово предоставляем председателю совета старшеклассников Зайдуллиной Диле.
2 часть. Конкурс отрядных песен.
ОДК. 2 часть нашего мероприятия. Каждый отряд называет свой девиз и исполняет свою песню.
Жюри уч-ся 10-11 кл. объявляют результаты конкурса. Вручение грамот.
П.О. Торжественный сбор, посвященный приему в наследники объявляется закрытым.
Дружина ! Равняйсь смирно!
Вынести знамя дружины. Гимн РТ.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/133440-scenarij-torzhestvennogo-sbora-posvjaschjonno
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8
Адрес:368500, РД.г. Избербаш ул. М. Гаджиева 64 Телефон 2-42-80.2-42-84
___________________________________________________________________
Этнокультурная
школа
2019-2020 учебный год
г. Избербаш
Руководитель: Насруллаева А.А.
Программа кружка «Наследники традиции»
Пояснительная записка
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими этнокультурной среды в сфере учения.
Мы живем в многонациональной стране, которая объединяет много народов. При этом каждый народ отличается друг от друга по разным признакам, в частности, по многочисленности этнического состава, по социально-экономическим характеристикам, а также по языку и культуре, духовному складу и национальному характеру. Кроме того, для Дагестана характерно смешивание и переплетение культур, что выдвигает перед педагогами задачу реализации этнокультурного образования, которое направлено на формирование этнокультурной компетентности школьников.
МКОУ «СОШ№8» стала платформой общереспубликанской предметной школы «Этнокультурная школа». Программа « Наследники традиции» предназначена для проведения кружка в школе. Рассчитана на учащихся 12-16 лет. Программа реализуется в течение 2019-2020 учебного года по одному академических часа в неделю. Итого 34 часов.
Цели программы:
позитивное восприятие школьниками своего исторического прошлого;
раскрытия глубинных смыслов общественного бытия через осмысление собственных национальных корней;
использование традиций и обычаев в формировании этнокультурной воспитанности школьников
Задачи программы:
1. Воспитание любви к дому, своему краю, Родине, земле, на которой живешь.
2. Воспитание интереса и любви к национальному искусству.
3. Усвоение основных нравственных ценностей дагестанского народа.
4.Формирование уважения и интереса к другим культурам и народам, населяющим наш край.
5. Приобретение знаний о традициях, обрядах народов в истории Дагестана.
6. развитие патриотических чувств у подрастающего поколения.
Учащиеся должны знать:
первичные знания культуры, традиции, основные события истории;
историю и традиции важнейших праздников и их духовное содержание;
Учащиеся должны уметь:
обобщать полученные знания и применять их на практике, в конкретной жизненной ситуации;
заботиться и помогать другим людям;
научиться общаться друг с другом, уважать своих товарищей.
узнавать основные праздники.
Программа предусматривает использование межпредметных связей с историей, литературой, мировой художественной культурой, рисованием, музыкой, КТНД. Использование экспонатов и документального материала, собранных учащимися на уроках и во внеклассной работе.
Основные направления:
Программа «Наследники традиции» включает следующие направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение.
Формы проведения занятий:
Экскурсия.
Занятия
Исследовательская деятельность
Создание презентаций, выставок.
Программа предусматривает разнообразные формы исследования краеведческого материала: изучение архивных документов, встречи, переписка с интересными людьми, походы, экспедиции. Вводятся различные формы и методы занятий: лекции, опережающие задания по изучению дополнительной краеведческой литературы и архивного семейного материала, рефераты, семинары, дискуссии, экскурсии. Программа наталкивает к созданию в музее архивов устной истории в результате бесед, опросов, интервьюирования или анкетирования участников исторических событий.
Принцип программы:
От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство «малой родины» — к систематизированному знанию о родном крае.
Механизм реализации программы:
На занятиях дети получают как теоретические знания, так и практические навыки: играют в народные игры, исполняют хороводные игры, мастерят игровую и обрядовую атрибутику, посещают музеи, дагестанских старейшин.
Прогнозируемые результаты:
Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры.
Целевая аудитория: учащиеся среднего школьного возраста.
Учебно-тематический план по предмету:
№ |
Тема занятий |
Ко-во часов |
1 |
Введение. Краеведение-наука о родном крае. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. |
1 |
2 |
Культура, национальный характер, народный дух. |
1 |
3 |
Этнос, этническое самосознание и этническая идентичность |
1 |
4 |
Роль окружающей среды на формирование этнокультуры Дагестана |
1 |
5 |
Физико-географическая характеристика республики. Символика Дагестана. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе. |
1 |
6-7 |
Постановка народных сказок |
2 |
8 |
Конкурс сочинений «Мой дом-моя крепость» |
1 |
9 |
Конкурс проектно-исследовательских работ «Юный краевед» |
1 |
10 |
Фотоконкурс «Мое село», «Мой город», «Мой край» |
1 |
11 |
Викторина «Знаешь ли ты?..» |
1 |
12 |
Народные промысли Дагестана» |
1 |
13 |
Этнографическая экскурсия (Табасаранская ковровая фабрика) |
1 |
14-15 |
Праздники, обычаи и обряды народов Дагестана |
2 |
16 |
Экскурсии по Дагестану (в течение года 5-11 кл) |
1 |
17 |
Экскурсии по музеям Дагестана (в течение года) |
1 |
18 |
Традиционные постоянные и временные типы жилища горских дагестанцев |
1 |
19 |
Традиционный детский, мужской, женский костюм |
1 |
20 |
Конкурс на изготовление куклы в национальных костюмах |
1 |
21 |
Акция «Уважайте старость» (визит к пожилым людям 6-8 кл) |
1 |
22 |
Конкурс –выставка «Богатство моего края» |
1 |
23 |
Республиканский конкурс «Моя малая Родина» |
1 |
24 |
Интеллектуальная игра «Дагестан-мой край родной» |
1 |
25 |
Исследовательская работа «Дерево моей семьи» |
1 |
26 |
Фольклор как духовная основа культуры. |
1 |
27-28 |
Исследовательская работа «Книга памяти» (сбор материала о героях Дагестана) |
2 |
29 |
Конкурс «Письмо погибшему солдату» |
1 |
30 |
Конкурс «Юные мастерицы» |
1 |
31-32 |
Растительный и животный мир моего края. Выставка проектных работ. |
2 |
33 |
Проект «Венок дружбы – диалог культур» |
1 |
34 |
Конкурс «Корнями своими Дагестан велик!» |
1 |
Заключение:
Данная система изучение своей малой Родины, традиций, обычаев народов Дагестана дает возможность развить в ребенке элемент самостоятельности, любовь к Родине, формирует навыки уважения и взаимоотношения со взрослым, изучение быта. Она способствует духовному развитию ребенка.