ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«СТАРТ+»
СЦЕНАРИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ПРОГРАММЫ
«Лаборатория профессора Колбачкиной»
Время проведения:
5ноября в 10.30 и 15.00, Холл 2 этажа
Место проведения:
ГБОУ ДОД ЦТТ «Старт+», Ивановская 11
Составитель:
педагог-организатор ГБОУ ДОД ЦТТ «Старт+»
Агапова Л.Н.
Санкт-Петербург
2015
Название мероприятия: «Научная лаборатория профессора Колбачкиной»
Цель проведения мероприятия: познакомить детей с природой различных явлений и химических процессов в увлекательной и доступной для них форме, привить интерес к науке, развить познавательную активность у детей.
Задачи:
1. Привлечение обучающихся образовательных учреждений района: информирование (рассылка приглашений, обзвон образовательных учреждений, проведение агитационной кампании);
2. Написание сценария программы в соответствие с целью мероприятия;
3. Подготовка необходимого материала для проведения мероприятия ( подбор музыкального оформления, изготовление и подбор реквизита, подготовка зала к мероприятию)
4.Подготовка, включающая в себя работу с педагогами (музыкальное оформление, фото и видео съемка)
5. Проведение мероприятия
6. Проведение анализа мероприятия.
Познавательная культурно-досуговая программа научного шоу «Лаборатория профессора Колбачкиной» проводится на основании годового учебного плана ГБОУ ДОД ЦТТ «Старт+» на 2015-2016 учебный год.
Материально-техническое обеспечение:
- Аудио аппаратура (включая микрофоны)
- 25-40 посадочных мест
- Стол, на котором стоит необходимый для опытов реквизит и оборудование (специальная посуда и химические вещества).
Целевая аудитория:
Дошкольники (подготовительная группа ГБДОУ №44 Невского района, дети школьного возраста 7-10 лет.)
Сценарный ход: звучит торжественная музыка. На сцену выходит ведущая в костюме ученого (белый халат, очки, шляпка).
Ведущая: Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать в научную лабораторию, давайте знакомиться! Я – профессор Колбачкина, и сегодня мы с вами будем экспериментировать!
А вы любите эксперименты?
Может быть кто-то из вас уже проводил какие- либо эксперименты?
Например, смешивал кашу с супом и заливал все это кока-колой?
И тогда получался самый вкусный эксперимент на свете! Конечно, это шутка, мы сегодня с вами будем делать настоящие химические эксперименты, и вы сегодня станете настоящими юными учеными!
А в моей научной лаборатории всегда все кипит, бурлит, плавится, дымится!
Вы готовы на это посмотреть?
А сами хотите похимичить?
Отлично, но давайте договоримся, что в нашей лаборатории нужно быть внимательным и аккуратным, иначе наши эксперименты не получатся! Договорились?
Скажите, каких вы знаете известных ученых – химиков?
Сегодня мы с вами увидим ключ, который умеет произносить звуки, покажем необычные мыльные пузыри, вызовем зимнюю вьюгу, а еще понаблюдаем как химическая каша сама по себе варится… Итак, вы готовы?
А теперь скажите, какое сейчас время года?
А какое время года следует за осенью?
Вот теперь предлагаю всем закрыть глаза и представить, что наступила настоящая холодная зима! Что вы видите зимой на улице? Идет снег?
А чем покрылись все лужи, речки, озера? Конечно, льдом! А теперь открываем глаза…
Ребята, кто знает, что такое лед?
А как воду можно превратить в лед?
А можно ли сделать лед из сока?
Да, и получится фруктовый лед, как мороженое…
А можно ли сделать лед из супа? Можно, и получится суп, который нельзя съесть!
А, теперь вопрос для самых сообразительных: можно ли сделать лед из воздуха? А из углекислого газа?
Ребята мы вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ. А я вчера дышала, дышала и надышала целое ведро углекислого газа, а потом решила его заморозить! Как вы думаете, что у меня получилось? Что внутри ведерка?
(Ведущая показывает ведерко, прикрытое сверху платочком)
А теперь давайте послушаем (трясет ведерко). Да, что-то твердое… (открывает горшочек).
Это лед! (показывает кусочек льда)
Но лед необычный! Это сухой лед! Видите из него идет легкий дымок? Он тает! Только превращается не в воду, а в углекислый газ! Поэтому и называется — «Сухой лед»! А какая температура этого льда? (-79 градусов). Это самый холодный лед в мире, поэтому брать его можно только в перчатках! Договорились?
А теперь скажите, что у меня в руках? (показывает ключ)
Ключи умеют разговаривать, петь песни? Конечно, нет! А теперь давайте убедимся в обратном! Итак, слушаем внимательно…
(Прислоняет кусочек льда к ключу, зрители слышат звонкий звук (пищание)).
Давайте разберемся, откуда этот звук? Неужели ключ действительно умеет пищать? Конечно, нет. Лед у нас всегда какой?.. Холодный! А ключ был в тепле, значит он какой?.. Теплый! Теплый ключ прислоняем ко льду, лед начинает таять, пузырьки углекислого газа вылетают и быстро стучат по ключику, поэтому мы и слышим такой звук!
Следующий эксперимент будете проводить вы! Для этого вам нужно одеть перчатки (детям раздают перчатки). Кто нам прочитает задание на карточке, которое нужно выполнить? ( дети читают «Вызвать зимнюю вьюгу»)
Как же нам вызвать вьюгу, ведь у нас нет даже снега, а если бы он у нас был давно бы уже растаял! Давайте обратимся к науке!
Итак, приглашаю сюда четыре человека, которые хотят участвовать в проведении эксперимента!
Как тебя величать? Как твое имя и отчество? (ребенок называет своё имя)
Значит, ты у нас ученый… (называет по имени и отчеству. Других детей аналогично спрашивает и называет профессором, ученым, экспериментатором…)
Сейчас мы нальем горячую воду на поднос, возьмем по кусочку льда и кидаем в воду. Готовы… Кидаем! (Дети наблюдают холодный белый дым)
А теперь посмотрите, куда идет дым вверх или вниз? Да, он опускается вниз, а знаете почему? Потому что наш дым тяжелее воздуха, и как любой тяжелый предмет он падает вниз!
Молодцы ребята! Давайте поаплодируем нашим юным ученым, это их первое научное открытие!
А теперь ответьте на вопрос: что произойдет, если поставить горшок со льдом в самую холодную морозилку в мире и оставить на ночь? Льда станет еще больше? Все покроется снегом? На самом деле не будет ничего! Лед испарится и не оставит после себя ни следа! Вот так быстро он тает!
Кто прочитает следующее задание? (Дети читают: «Вызвать Джина из колбы»)
Ребята, вы когда-нибудь вызывали Джина? Как известно Джин живет в лампе. А теперь скажите, что у меня в руках? Это бутылка? Или ваза? Или графин?
Нет, это колба! Колба нужна ученым, чтобы смешивать разные жидкости и проводить эксперименты. С помощью этой колбы мы и будем проводить наш эксперимент. Теперь я приглашаю следующих четырех участников.
Теперь нальем горячую воду в колбу (наливает воду). Скажите, вода закипела?
(показывает детям колбу с бурлящей водой?) Конечно, нет! Ведь внутри ее лед, и он не нагревает воду, а, наоборот, остужает, а бурлит вода потому, что пузырьки углекислого газа мгновенно вырываются из кусочков тающего в горячей воде льда!
Ребята, кто за то, чтобы добавить синий цвет? А кому больше нравится красный? Добавляем выбранный цвет в колбу! (дети добавляют краситель).
А теперь добавляем внутрь колбы кусочки льда (дети добавляют лед, наблюдают столб дыма и бурлящую воду в колбе)
А теперь загадываем желания, а Джин, сидящий в колбе, должен обязательно их исполнить! Чтобы желания сбылись, нужно потереть колбу, только не до дырки, а еще можно послушать, как разговаривает Джин на своем бурлящем языке!
(Ведущая проходит по зрительным рядам, дети загадывают желания, слушают звуки, исходящие из колбы)
Ребята, в нашей лаборатории еще много экспериментов! Вот, например, вы когда-нибудь видели самонадувающийся мыльный пузырь? А хотели бы такой мыльный пузырь увидеть? Скажите, а из чего вообще состоят мыльные пузыри?
А что внутри каждого мыльного пузыря? (Воздух)
Итак, смотрим внимательно, эксперимент очень сложный! Скажите, что у меня в руках? (Показывает жидкое мыло) Сейчас я смажу края контейнера этим мылом. (смазывает края контейнер жидким мылом)
В данном опыте нужна точность, ни одна капелька мыла не должна попасть внутрь контейнера, иначе эксперимент может не получиться! Химия вообще наука точная!
Наш мыльный пузырь весьма капризный!
Теперь наливаю горячую воду в контейнер, а затем холодную воду. Какая вода у меня получается? (Теплая)
А теперь кладу кусочки льда в воду, причем очень аккуратно, чтобы не разбрызгать воду, а затем натягиваю мыльную пленочку с помощью промыленной тряпочки! (С помощью мыльной тряпочки ведущая натягивает мыльную пленку, проводя ей по верху контейнера. В итоге дети наблюдают как начинает расти мыльный пузырь.)
Как же он вырос сам по себе? Давайте разберемся. Мы положили лед в воду, и пошел белый дымок, затем провели промыленной тряпочкой по верху контейнера, образуя мыльную пленочку. В итоге пленочка затянулась, а наш дымок, вырываясь, стал растягивать её все больше и больше, вот так мы увидели мыльный пузырь, который сам растет на глазах!
А еще наш мыльный пузырь умеет танцевать и прыгать! (Ведущая крутит контейнер по кругу, затем вверх-вниз, затем пузырь лопается, дымок расходится волной сверху вниз).
Ребята, в каждом нашем эксперименте используется такое вещество как вода. А вы знаете, что состоит из воды, а что нет? Давайте сейчас мы это и проверим. Приготовили ладошки. Если я называю то, что состоит из воды, вы хлопаете, например, чай, он состоит из воды…. Если называю то, что из воды не состоит, вы поднимаете руки вверх. Договорились? Итак…
Чай, чайник, снег, снеговик, океан, таракан, конфета, котлета, речка, печка… Носки, мокрые носки?
Молодцы! Для следующего конкурса нам тоже понадобится вода. Мы нальем ее в этот сосуд. (Показывает бутылку). А как он называется? (Бутылка.) ( Наливает горячую воду в бутылку)
Итак, горячая вода в бутылке. Теперь следующие четыре участника выходят ко мне. Представьтесь, пожалуйста…(Дети называют свои имена)
Добавьте по кусочку льда в бутылку и присаживайтесь на место.
(Дети добавляют лед в бутылку).
Посмотрите, какой газированный напиток у нас получился! А вы когда — нибудь с помощью бутылки надували шарики? Давайте попробуем! (Надевает шарик на бутылку, шарик начинает расти).
А теперь давайте вновь загадаем желания! Если шарик полетит, желания обязательно сбудутся! Итак, запускаем! (Ведущая снимает шарик с бутылки, запускает, он летит, выпуская дымок)
Скажите, что у меня в руках (Показывает трубу). Это хобот слона? Или змея? Или может быть это чей-то хвост? Конечно, это труба! Но она необычная. Она музыкальная! Приглашаю трех участников. Вы будете музыкантами. Покрутите по кругу эту трубу. (Дети крутят, слышатся необычные звуки). Оказывается на такой трубе тоже можно играть! На самом деле, когда мы раскручиваем трубу, струя воздуха попадает внутрь, ударяется о стенки, которые начинают колебаться, сотрясая воздух внутри, он также начинает колебаться, вот такое колебание мы и слышим!
А вот теперь давайте попробуем сделать необычные мыльные пузыри! Они будут белого цвета, и приклеятся к моей ладошке!
Для этого в банки мы нальем горячую воду. А следующие помощники добавят лед. Прощу четырех участников выйти ко мне. (Дети добавляют лед в банку) В стаканчик у нас налита вода с мылом и глицерином, он как раз делает мыльные пузыри более прочными.
Теперь трубу присоединяем к банке, опускаем ее кончик в стакан с мыльной водой и … Мыльный пузырь у нас на ладошке (Выдувает мыльный пузырь на ладонь, он держится на ладони)
Вот такие необычные мыльные пузыри можно сделать с помощью сухого льда!
И еще один эксперимент: скажите все едят кашу по утрам? Кто ест манную кашу, поднимите руки! А кто любит рисовую кашу? А гречневую кто предпочитает? Геркулесовую? Мыльную? Ой, а такая каша бывает? А сама по себе каша может вариться? Давайте как в сказке про горшочек с кашей… Помните, в этой сказке, горшочек варил кашу и наварил ее так много, что она потекла по улицам, между домов, и весь город смог наесться этой кашей… А горшочек все варил, и варил. Хочу сварить такую же кашу! Вы мне поможете? Тогда приглашаю следующих шесть участников! Итак, кастрюли у нас нет, но есть горшочек. В него мы добавим воду, ведь без нее кашу не сварить! А теперь добавим мыльную крупу. Добавляйте! Считаем все вместе… Один, два, три…
(Дети добавляют несколько порций мыла под счет)
А теперь берем кусочки льда, на счет «Три» кидаем… Раз, два, три…
(Дети наблюдают мыльную кашу)
А теперь давайте скажем «Горшочек не вари»!
Нет, ребята- это не сказка, а наука, и горшочек будет варить пока идет физическая реакция, и пока весь лед не растает!
Ребята, мы сегодня с вами провели различные эксперименты. Какой эксперимент вам понравился больше? А как называется замороженный углекислый газ? (Сухой лед)
Какая у него температура, кто помнит? (-79 градусов)
Он быстро испаряется или нет? (Быстро)
Можно ли с помощью него надуть мыльный пузырь или воздушный шарик? (Можно)
А что мы видим, когда он тает? (Белый дымок)
Вам понравились эксперименты? Хотите в будущем стать учеными?
Я хочу пожелать вам новых знаний, хороших оценок в школе, постигайте науку! И помните, наука — это не только полезно, но и очень интересно! До новых встреч!
08.02.2021
Сценарий открытия научно-исследовательской лаборатории
педагог-организатор, педагог дополнительного образования
Сценарий открытия научно-исследовательской лаборатории на базе отделения «Станция юных натуралистов» МАУ СЦДО города Славянска-на-Кубани. 3 сентября 2020 года. Автор — Демченко Наталья Александровна. педагог-организатор
Оценить
1017
Содержимое разработки
Сценарий
праздничного мероприятия,
посвященного открытию исследовательской лаборатории
МАУ ЦДО города Славянска-на-Кубани
Дата проведения: |
1 сентября 2020 года |
Готовность: Время проведения: |
10.40 часов 11.00 часов |
Место проведения: |
МАУ ЦДО, г. Славянск-на-Кубани, ул. Троицкая, д. 271 «в» |
Участники: |
учащиеся МАУ ЦДО, педагоги, почетные гости |
Площадка празднично украшена (баннер «Экологическое воспитание», шары (фонтаны или арка) в цветовой гамме зеленые, салатовые). По бокам от входа установлена выставка достижений центра (грамоты в рамках, кубки, благодарности на столах и т.п.).
Звучит музыкальная тематическая подборка мелодий на тему «Прогресс. Развитие. Темп»
На площадке выстроены юные натуралисты с экологическими флажками (не более 20 человек с соблюдением социальной дистанции и масочного режима.), Одетые: белый верх, темный низ (у девочек, юбка до колен), зеленые галстуки.
Когда гости стали на свои места,
звучит музыкальный номер «На Кубани мы живем» в исполнении хоровой студии «Звонкие голоса» (руководитель Шакалова И.Н.).
Музыкальная тема лейтмотива.
Выходят ведущие, подходят к авансцене.
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья!
Ведущая: Здравствуйте, уважаемые гости, педагоги и учащиеся!
Ведущий:Сегодня долгожданное событие для сотен мальчишек и девчонок нашего района! Мы открываем новую, современную исследовательскую лабораторию!
Ведущая: Мы родились в век значимых свершений!
Нам в новые миры дороги открывать!
Сегодня и всегда мы будем вместе
Решать, искать, творить, мечтать!
Ведущий: Наш центр дополнительного образования, объединяет более 4-х тысяч ребят: одарённых, увлечённых, талантливых, смелых, способных решать любые задачи. Ребята делают открытия в творчестве и науке. Они — будущее России, юные учётные!
Зарисовка учащихся МАУ ЦДО.
На словах ведущей дети (6 класс) с флажками выстраиваются в шахматном порядке. Читают стихи. Отвечает за детей Демченко Н.А.
Ребёнок № 1:
Тайны созданья, загадки природы
Людей волновали, манили всегда.
Разум и воля сподвигли народы
Исследовать космос, ваять города.
Ребёнок № 2:
Сколько талантов вскормила Россия:
Сеченов, Павлов, плеяда врачей!
Сотни сердец бьются в такт с медициной,
И свет их горит, словно пламя свечей.
Ребёнок № 3:
Для Родины нашей в нелегкое время
Должны мы продолжить ответственный путь.
Наука – это не тяжкое бремя,
Наука – соль жизни, знания суть.
Ребёнок № 4:
Как много еще впереди откровений,
Волнений, исканий, открытий – не счесть!
Науке себя посвятить без сомнений
И вклад привнести – для каждого честь!
Аплодисменты. Дети проходят на места.
Ведущая (указывая на ребят):
Вот кто главный двигатель науки,
Вот кто генератор всех идей,
Всегда при деле ум и руки —
Юный ученый, сегодня твой день!
Ведущий:
Желаем жить, шагами меря
Научный творческий прогресс,
К науке чтоб ни в коей мере
Не потерялся интерес!
Ведущая: И что бы этот интерес преумножался задача взрослых создать условия для развития каждого ребёнка. В нашем районе эта задача решается на «отлично», вопросам развития подрастающего поколения уделяется самое пристальное внимание.
Ведущий:В 2019 году на территории района мы открыли новую школу, свои двери для юных спортсменов открыло обновлённое здание спортивной школы «Юность» и 3 обновлённых спортивных зала в школах, в центрах Точка роста получают дополнительное образование более тысячи мальчишек и девчонок. И вот сегодня мы открываем нашу лабораторию.
Ведущий:Мы очень рады приветствовать на празднике почетных гостей, благодаря которым наши желания превращаются в наши возможности.
Музыкальная тема.
Ведущий: Глава администрации муниципального образования Славянский район Роман Иванович Синяговский!
Ведущая: Председатель Совета муниципального образования Славянский район Григорий Владимирович Литовка!
Ведущий: Депутат законодательного Собрания Краснодарского края, Отличник народного Просвещения, Заслуженный учитель России, Виктор Васильевич Чернявский!
Ведущая: Депутат законодательного Собрания Краснодарского края, Куемжиев Андрей Александрович;
Ведущий: депутат законодательного Собрания Краснодарского края, Прокопенко Сергей Васильевич;
заместители главы и руководители служб и ведомств района, генеральный подрядчик.
Музыкальная тема.
Ведущая:
В стране настало время перемен,
И мы не в праве оставаться в стороне.
Ведь будущее в руки новых смен
Вверяют молодым – тебе и мне!
Ведущий:
Слово для поздравления предоставляется Роману Ивановичу Синяговскому! (акцентировать внимание на том, что глава должен подарить подарки, организовать детей, которые их вынесут). Глава дарит подарки????
Ведущая:
Слово для поздравления предоставляется Виктору Васильевичу Чернявскому!
Музыкальная тема
Ведущая:
С ответными словами благодарности к гостям и словами напутствия к ученикам и педагогам директор центра Елена Павловна Слюсарева.
Сценка/зарисовка профориентационной направленности. 7-9 детей в костюмах биолога, лаборанта, медика, эколога, агронома и т.п. Цель сценки/зарисовки: популяризация задачи центра по профориентации и акцент на рабочие профессии, подчеркнуть важность научных исследований.
Музыкальная тема (подобрать)
Сценка «Открыта новая планета!»
(актеры – учащиеся МАОУ СОШ № 12 (руководитель Юскина И.А. , МАУ ЦДО ОРТ «Жар птица», руководитель Чайка П.А.) должны быть костюмированы под роли, которые они играют)
Выбегают сразу:
Юннат 1 (одет, как корреспондент)
— Научная сенсация!
Мировая научная сенсация!
Сенсация межгалактического масштаба!
Вселенский успех!
Музыкальные переходы.
Юннат 2
— Ты можешь толком объяснить, что происходит?
Юннат 1
— Ты что, совсем ничего не знаешь?
Открыта сверхновая планета!
Обитаемая!
Юннат 2 (обратить внимание, чтобы была девочка)
— И кто на ней обитает? Микроорганизмы, бактерии?
Юннат 1 — Сама ты бактерия!
Ты слышишь? На планете есть жизнь!
Это мой шанс!
Я должен первым взять интервью!
Юннат 2
— У инопланетян?
Юннат 1
— У открывших её учёных (биолога, лаборанта, врача, эколога, агронома)!
Юннат 2
— Ну, и где эти профессионалы?
Юннат 1
— Будущие профессионалы среди нас!
Музыкальная тема
Юннаты представляют профессии:
Юннат 3
— Я — будущий биолог. Я буду исследовать удивительный мир живых существ.
Юннат 4
— Я — лаборант. Беру пробы, наблюдаю, как протекает эксперимент!
Юннат 5
— А я — врач. Помогаю людям заботиться о здоровье!
Юннат 6
— А я — агроном, от меня зависит плодородие почвы, изобилие урожая!
Юннат 7
— А я — эколог! Будущее планеты в моих руках!!!
Юннаты все вместе:
— Да, у нас великая миссия! Мы представляем новую планету!
Где всё исследуют дети! Это планета будущих ученых, экологов, первооткрывателей!
Аплодисменты.
Дети расступаются в виде живого коридора.
Музыка сменятся, подготовка для фанфар
Ведущая: А сейчас наступает самый волнительный момент нашего мероприятия.
Звучат фанфары.
Ведущий:Почетное право разрезать традиционную ленту открытия новой лаборатории предоставляется Роману Ивановичу, Виктору Васильевичу, Елене Павловне и юннату года — Диденко Екатерине.
Выходят официальные гости. Учащиеся подносят ножницы на подносе. Гости перерезают ленточку.
Звучат фанфары.
Ведущая:Эта лента, как символнового этапа в жизни школызаймёт почётное место в кабинете директора, её мы вручаем Вам, Елена Павловна(куском ленты перевязать рамку с фотографией (коллаж из фото о лаборатории) (формат А3) и вручить Слюсаревой Е.П.)
Ведущий: Мы поздравляем всех с открытием исследовательской лаборатории!
Торжественная музыкальная тема.
Ведущая:Открытий новых вам, друзья!
Ученых пусть растет семья!
Ведущий:Добро пожаловать в лабораторию!
Музыкальная тема под которую гости и учащиеся проходят в лабораторию.
Слюсарева Е.П. проводит гостей праздника в зал лаборатории, где 5 учащихся, одетых в белые халаты, проходят экспресс-представления опытов:
— микроскоп, проецирующий на экран, как протекает опыт;
— чашки – Петри;
— опыт в пробирках;
— опыт из полевой лаборатории;
— опыт исследование листьев сливы на вредителей, растущей на опытном участке.
Слюсарева Е.П. предлагает учащимся вовлечь гостей в лабораторные исследования.
После презентации лаборатории Слюсарева Е.П. приглашает гостей в чайную комнату (в свой кабинет).
7
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/440873-scenarij-otkrytija-nauchno-issledovatelskoj-l
Также вас может заинтересовать
- Методические рекомендации по проведению классного часа «Цена и ценности»
- Памятка «Последовательность выполнения проекта»
- Создание сайта учителя
- Влияние занятий оригами на развитие творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста
- Календарно-тематическое планирование по курсу «Учусь создавать проект» для 1 кл.
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
Научная лаборатория «Академия чудес»
Цель: Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования.
Задачи:
- Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.
- Воспитание интереса детей к экспериментальной деятельности.
- Создание эмоционально-положительного настроя детей.
Материалы: пластиковая бутылка, газировка, изюм, зёрна кукурузы, шарики, сода, уксус, пластиковая бутылка, одноразовые ложки, тарелка, молоко, жидкое мыло, ватные палочки, краски, магниты, скрепки, картон, прозрачные емкости с водой, фломастеры, белые бумажные салфетки.
Ход:
Детей встречает ведущий — Чудесница (группа детей от 10 до 15 человек).
Чудесница: Здравствуйте, дорогие ребята. Рады приветствовать вас в нашей научной лаборатории «Академия чудес». Мы с вами сегодня научимся творить чудеса, а в конце обучения вы получите дипломы нашей академии (показывает и кладет на стол). Творить чудеса нам помогут мантия и шапочка.
Дети с помощью родителей одевают мантии и шапочки. В это время в классе появляется Дюдюка и забирает себе дипломы.
Дюдюка: Хи-хи-хи, одевайтесь, одевайтесь!.. А дипломы-то вот они!
Чудесница: Ребята, это же Дюдюка, она забрала наши дипломы. Что же делать? Дюдюка, отдай наши дипломы, пожалуйста!
Дюдюка: Я их вам отдам, только в том случае, если выполните мои задания.
Чудесница: Мы все задания выполним, правда, ребята?
Дюдюка: Ну хорошо. Сделайте так, чтобы начали танцевать изюм и кукуруза.
Опыт № 1 «Изюм и кукуруза танцуют в газировке»
Для опыта понадобится: пластиковая бутылка, газировка, изюм, ядра кукуруза.
Наливаем в колбу газированный напиток. Бросаем в колбу с газировкой изюм и зёрна кукурузы.
Итог: изюм и зёрна кукурузы тонут в воде. Но если их поместить в газированную жидкость, они сначала утонут, но потом пузырьки газа, поднимаясь вверх, будут увлекать их за собой. Достигнув поверхности, пузырьки лопаются и зёрна кукурузы с изюмом падают обратно на дно колбы.
Дюдюка (недовольно): Действительно, танцуют. Ну ладно, тогда надуйте шарик, не используя рот, с помощью бутылки.
Чудесница: Ребята, я знаю, что делать.
Опыт № 2 «Надуем шарик с помощью бутылки»
Для опыта понадобится: шарики, сода, уксус, пластиковая бутылка, одноразовые ложки.
Сначала в пустую пластиковую бутылку влейте уксус приблизительно половину стакана. Затем насыпьте в шарик пищевую соду. Наденьте шарик на горлышко бутылки. Аккуратно и крепко держа шарик у горлышка, переверните. Пищевая сода падает в уксус, и начнется бурная химическая реакция, напоминающая извержение вулкана. Это выделяется углекислый газ, создавая давление, которое надувает шарик.
Дюдюка: И с этим заданием справились! Зато со следующим вы точно не справитесь. Нарисуйте картину, не используя бумагу.
Чудесница: Ну что ж, попробуем.
Опыт № 3 «Рисуем на молоке»
Для опыта понадобится: тарелка, молоко, жидкое мыло, ватные палочки и краски.
Наливаем молоко в тарелку. Капаем по несколько капель краски в молоко. Обмакиваем ватные палочки в жидкое мыло и погружаем их в тарелку с молоком.
Итог: при добавлении краски в молоко, на поверхности образуются красивые разливы от краски. При добавлении жидкого мыла, краска сбивается в полоски и образуют неожиданные рисунки на поверхности молока.
Чудесница: А сейчас в нашей «Академии чудес» — переменка. Предлагаю разминку.
Музыкальная игра «У оленя дом большой».
Чудесница: Все отдохнули? Ну что, Дюдюка, отдашь нам дипломы?
Дюдюка: И не подумаю. Вы еще не все задания выполнили. Достаньте скрепку из стакана не замочив рук.
Опыт № 4 «Достань скрепку»
Для опыта понадобится: прозрачный стакан с водой, магнит и скрепки.
Проведите по наружной стенке стакана магнитом и достаньте скрепку.
Дюдюка: Что?! И это сделали? Ну тогда, тогда… «оживите» эту скрепку.
Чудесница: Нет ничего проще!
Опыт № 5: «Живая скрепка»
Для опыта необходимо: картон, магнит, скрепка
Положите картон на магнит, сверху на картон – скрепку. Двигайте магнит и ваша скрепка «оживет».
Дюдюка: Не ожидала, что в вашей «Академии» такие умники учатся. Тогда вам не составит труда сделать так, чтобы вода потекла вверх, в комнате появилась радуга.
Чудесница: Это просто, смотри…
Опыт № 6 «Вода течет вверх», «Радуга»
Для опыта понадобятся: пластиковые стаканчики с водой, фломастеры, белая бумажная салфетка.
Поставьте внизу салфетки точки фломастерами и положите кончик салфетки в воду. На ваших глазах на белой салфетке получится цветная радуга.
Чудесница: Ну что, Дюдюка, убедилась? Умеют наши ученики творить чудеса? Отдай нам дипломы пожалуйста.
Дюдюка (хнычет): Я вам дипломы отдам, а мне что останется?
Чудесница: Мы и тебе дадим диплом. Ребятки, обучение в нашей академии закончилось, позвольте вручить вам дипломы.
Вручение дипломов.
Чудесница: Снимите, пожалуйста, шапочки и мантии, до новых встреч!
Воспитатель: мальчики и девочки, вы слышали? Нас приглашают в научную
лабораторию! Вы хотите отправиться на экскурсию?
Воспитатель: верно! В научных лабораториях работает очень много людей,
там есть и учёные, и лаборанты – помощники учёных, и даже есть роботы,
которые выполняют различные исследования. И вот как раз мы с вами в
такую лабораторию отправимся. Вы готовы?
Ответы детей (да, мы готовы!).
Воспитатель: но знайте, что в такое место нельзя входить в обычной одежде.
Поэтому я вам предлагаю надеть фартуки.
Выходит ученая.
Профессор: Здравствуйте, дети! Меня зовут профессор Пробиркина. А как
вас зовут (дети называют) Я рада, что пришли в мою лабораторию. А вы
знаете, что такое научная лаборатория? (ответы детей)
Профессор: верно! В научных лабораториях работает очень много людей,
там есть и учёные, и лаборанты – помощники учёных, и даже есть роботы,
которые выполняют различные исследования. У меня так много интересного
и необычного! Есть микроскоп, различные колбы, пипетки, пинцеты,
мензурки. А кто из вас знает, для чего нужен микроскоп?
Ответы детей (для того, чтобы рассматривать мелкие детали).
Профессор: Да, вы правы. В микроскоп учёным—исследователям удаётся
рассмотреть много разных вещей, которые мы не видим в обычной жизни.
Это различные частички очень маленькой величины. И мы с вами в конце
нашей экскурсии обязательно в него заглянем. Ведь вы теперь мои коллеги.
Как хорошо, что вы зашли ко мне. Мне нужна ваша помощь. Меня просили
вам передать важный документ, он лежит в шкатулке. Сейчас я вам его отдам
(вынимает ключ). Ключ нашла, только я не помню, в какую шкатулку этот
документ положила. Чтобы узнать, в какой шкатулке документ, нужно
провести опыт. Вы будете моими помощниками. Итак, начинаем!
Опыт № 1. «Закрась бумагу»
Нужно закрасить любой краской лист бумаги. И посмотрим, что получится.
Что видим? (появилась цифра 2). Почему на цифру краска не легла? (Потому
что цифра нарисована воском) Вот у нас первая подсказка! Посмотрите
вокруг и найдите шкатулку под номером 2. Профессор дает ключ ребенку и
просит открыть. Шкатулка не открывается.
Профессор:Ошибочка, не подходит. Нам нужнадругая подсказка. Но чтобы
её добыть, нужно провести следующий опыт.
Опыт № 2. «Плавающие мандарины»
Профессор: Ребята, посмотрите, ваза с мандаринами. Кто их принес?
(спрашивает у детей) Нет! Им не место в лаборатории. Но, мы же ученые и
тоже пустим их в дело. Мы тоже проведем с ними опыт. Возьмите каждый по
Внеклассное занятие «Научная лаборатория».
Цель: формирование у обучающихся устойчивого познавательного интереса.
Целевая аудитория: младшие школьники 2-3 классов.
Оборудование: ПК, проектор, электронная презентация, информационные листы, оборудование для опыта для каждой группы (большой стакан с водой, свежее сырое яйцо, соль, столовая ложка),
Вступительная часть.
Учитель: — Ребята, приветствую вас в «Научной лаборатории». Наука помогает людям узнавать новое о мире, расширять границы познания человека. — Как называют человека, который занимается изучением наук? Ученым можешь ты не быть, но любознательным быть обязан. Сегодня вам предоставляется возможность побывать в роли ученых и сделать своё маленькое открытие. Работать вам предлагаю в лаборатории малыми группами.
— Что вам, молодые ученые, предстоит сегодня изучать? Посмотрите на экран и узнайте с помощью алфавита. (Солёные озёра)
19 |
16 |
13 |
7 |
15 |
29 |
6 |
16 |
9 |
7 |
18 |
1 |
Основная часть.
Учитель: — На нашей планете Земля существуют солёные озёра. Чем же они интересны?
Первым делом ученые знакомятся с информацией. Для этого каждой группе следует изучить информационный лист.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ.
Объемы воды в пресных и соленых озерах на планете примерно одинаковы. Озёра с большим содержанием соли в воде, это удивительное и уникальное явление природы. У этих озёр, как бы они ни назывались, озеро Моно, Мёртвое море или озеро Ассаль, есть одна общая черта. Показатель солености их воды таков, что даже морская вода покажется пресной по сравнению с ней. Утонуть в них невозможно благодаря силе выталкивания.
— Из информационного листа вы узнали, что человек в соленом озере утонуть не может. Почему? Что такое сила выталкивания?
— Как только ученые изучили информацию, они начинают её проверять – проводить исследования и опыты. Сейчас вам предстоит провести опыт.
— Каждая группа получает необходимое оборудование: большой стакан с водой (заполненный на 2/3), свежее сырое яйцо, соль, столовая ложка. Инструкция – подсказка на экране.
1 шаг |
2 шаг |
Опустите яйцо в воду. Теперь представьте, ёмкость с водой – это река, яйцо – это человек, который не умеет плавать. Что вы видите? (Яйцо опустилось на дно.) |
Аккуратно выньте яйцо. В ёмкость добавьте несколько ложек соли и размешайте. Какая вода стала на вкус? Такая вода в солёном озере. Вновь опустите яйцо. На этот раз, что вы видите? (Яйцо всплыло.) |
— Какой вывод можно сделать?
(Вывод: по мере растворения соли плотность воды будет увеличиваться, а значит, увеличивается её сила выталкивания.)
Информацию о солёных озёрах можно найти в энциклопедиях и в Интернете.
Заключительная часть.
Учитель: — Работа в научной лаборатории подходит к завершению. Молодые ученые, вы довольны своей работой? Что же такое «наука»? Составьте синквейн «Наука» и ответьте на этот вопрос. (Каждая группа зачитывает свой синквейн.)
— Если вы думаете, что времена ученых прошли, то вы ошибаетесь. Будьте любознательными, изучайте, исследуйте, и впереди вас будут ждать большие научные открытия.