ГБОУ «Республиканский физико- математический лицей-интернат», РСО-Алания, г. Владикавказ, учитель математики
Сценарий внеклассного мероприятия:
Наука –это мы.
Автор: Елоева Оксана Нугзаровна,
Описание материала: материал содержит сценарий проведения внеклассного мероприятия, содержательная часть которого представлена в виде викторины. Игра содержит категории и вопрлсы из различных областей науки: биология, физика, география, математика, история и из жизни великих ученых. В каждой категории выбирается вопрос на 10, 30, 50, 100 баллов в зависимости от уровня сложности. Материал также включает в себя презентацию Данный материал будет полезен классным руководителям, организаторам внеклассных мероприятий в школе при проведении декады науки и знаний.
Цель: воспитать интерес к наукам, учебе.
Задачи:
1. расширять кругозор учащихся;
2. способствовать развитию памяти, мышления;
3. закреплять имеющиеся знания в различных областях науки;
4. воспитывать интерес к учёбе, любознательность;
5. формировать навыки работы в группе
Класс разбивается на команды. Выбирается капитан, команды готовят девиз, эмблему, и стен газету.
«Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только одною ею человек победит природу и себя»
Антон Павлович Чехов
Тайны созданья, загадки природы
Людей волновали, манили всегда
Разум и воля сподвигли народы
Исследовать космос, ваять города.
Сколько талантов вскормила Россия:
Сеченов, Павлов, плеяда врачей!
Сотни сердец бьются в такт с медициной,
И свет их горит, словно пламя свечей.
Для Родины нашей в нелегкое время
Должны мы продолжить ответственный путь.
Наука – это не тяжкое бремя,
Наука – соль жизни, знания суть.
Как много еще впереди откровений,
Волнений, исканий, открытий – не счесть!
Науке себя посвятить без сомнений
И вклад привнести – для каждого честь!
— Вчера мы отметили День Российской науки. Если мы обратимся к истокам празднования Дня науки, то узнаем, что он берет свое начало от 8 февраля 1724 года, когда Петром I был подписан об образовании Российской Академии Наук.
Так что же такое наука?
Наука – это система знаний о природе, обществе и человеке.
Каждому человеку хочется быть образованным, больше знать, больше уметь. Но путь к знаниям нелегок, он требует упорства, настойчивости. Но стоит помнить, что всякий труд бывает вознагражден.
День науки – это, прежде всего, возможность рассказать о старых и новых исследованиях, получить новые знания. Но это еще и праздник – яркий, радостный и незабываемый.
Сегодня я вам расскажу о знаменитых Российских ученых, и ученых, чье имя связано с Воронежским краем. А так же, об уникальном изобретении, которое, как оказалось, изобрели тоже в России. Слушайте внимательно, т.к. в конце нас с вами ждет увлекательная викторина.
Представление команд
Выступления детей
Просмотр презентации (1-17)
Открытия 2000 года
-
открыт 116-й элемент таблицы Менделеева,
-
впервые в мире построена единая «кривая» изменений магнитного поля нашей планеты за последние 600 миллионов лет, колебания которого обнаруживают связь с глобальными изменениями климата;
-
ученые из Научно-исследовательского кинофотоинститута разработали и изготовили экспериментальную телесистему, которая позволяет смотреть трехмерное цветное изображение без специальных очков;
-
ученые из Института биофизики клетки РАН обнаружили, что повышенная солнечная активность может провоцировать вспышки эпидемий,
-
новосибирские ученые открыли механизм старения человека, что позволит через несколько лет решить проблему продления человеческой жизни;
-
ученые из МГУ и Института биоорганической химии РАН обнаружили, что одноклеточный микроорганизм Tripanosoma Gruzi Chagas синтезирует вещество, которое подавляет и убивает раковые клетки, а здоровье остается целым и невредимым.
Просмотр видео про Баспик
Выступление сотрудника этой фирмы.
Опыты в домашних условиях
Все необходимое подготовить заранее: соду, уксус, спички, свечку, акварель, посуду, воду.
Викторина
(18-) вопрсы и ответы викторины в презентации.
Да здравствует российская наука!
Я с этим днем хочу поздравить вас.
Пускай удача вам протянет руку,
Пускай мечты сбываются сейчас.
Пусть мир научный горестей не знает,
Вперед шагами бодрыми идет,
Пусть ряд открытий новых ожидает,
Все лучшее пускай произойдет.
Рефлексия
Наука делает нашу жизнь комфортнее, интереснее и проще. Благодаря науке мы имеем лекарства от многих болезней. Сегодня такой день, который напоминает о важности науки в целом. Это праздник для ученых и всех нас.
Слова Кусраева,когда у него спросили:
– Многие при этом приводят доводы, что математика далеко не всем нужна в жизни в том объеме, в котором ее преподают в школах.
Он ответил:
– Это лукавство. Существует масса аргументов в подтверждение того, что она нужна всем, даже гуманитариям. К примеру, когда принимается серьезное решение, скажем, управленческое. В рамках государства или хотя бы предприятия. Обоснованность принимаемых решений зависит от подготовки тех людей, которые их принимают. И если их принимать только на гуманитарной базе, то решения могут быть однобокими. Точно так же, если опираться исключительно на базу математической культуры. Какой бы красивой риторикой они ни были обоснованы, есть железные вещи, которые менять невозможно. Есть причинно-следственные связи, которые нужно постоянно отслеживать. Так что для решения подобных задач математика необходима – это бесспорно.
Игра-викторина «Наука — это мы»
Цель мероприятия: раскрытие творческих способностей, знаний и внутреннего потенциала студентов. Задачи:
1)способствовать развитию умения работать в коллективе, чувства ответственности;
2) воспитывать любовь к научной, интеллектуальной деятельности;
3) развивать чувство общественной значимости науки, знаний в стране;
4)развивать логическое мышления, внимание и речь.
Форма: интеллектуальная игра-викторина
Ведущий: Сегодня наша игра посвящена Дню российской науки и мы хотим, чтобы в нашей стране уважали научные успехи наших ученых, и чтобы, вы, ребята, осознавали огромные возможности мировой науки.
Как известно, День российской науки в нашей стране отмечается ежегодно 8 февраля.
Данный праздник был учрежден, не так давно, указом президента РФ Б. Н. Ельциным в 1999 году. В Указе говорится, что праздник был установлен: «учитывая выдающуюся роль отечественной науки в развитии государства и общества, следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук», при Петре I в 1724 году.
Которая в 1925 году была переименована в Академию наук СССР, а в 1991-ом – в Российскую академию наук.
Михаил Васильевич Ломоносов, Иван Петрович Павлов, Дмитрий Иванович Менделеев, Константин Эдуардович Циолковский, Петр Леонидович Капица, Лев Давидович Ландау, Игорь Васильевич Курчатов, Павел Сергеевич Александров, Сергей Павлович Королев — вот только малая часть имен российских ученых, внесших вклад в мировую науку.
Россия стала первой страной, где было разработано учение о биосфере, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция.
И это лишь малая часть об истории этого праздника.
А сейчас мы начинаем представление присутствующих команд и их девизов. Напоминаю, что сегодня команды поделены на ____ группы. И итоги викторины будут подведены после того, как отыграют все команды.
Команды представлены, а теперь представляем жюри:
________________________________________
___________________________________________
________________________________________________
Формальности соблюдены, можем приступать к игре. Вам предстоит ответить на 15 вопросов, но сначала пронумеруйте и подпишите листки, которые у вас на столе.
Ребята, после каждого вопроса вы сдаете листки с ответом. Готовы? Начинаем!
Вопросы:
1. Русская история знала много гениев, но вот, он такой был один. Он потрясающе разносторонний человек, который преуспел во многих направлениях науки и искусства. Деятельность его охватывала различные сферы науки . Его труды внесли большой вклад в развитие математики, горного дела, естествознания, металлургии, истории, литературы, искусства и языкознания.
Оком идёт речь? (Михаил Васильевич Ломоносов)
2. 19 июля 1912 года великий русский физиолог И.П. Павлов должен был получить почетное звание доктора Кембриджского университета. Когда он шел получать диплом, то с удивлением увидел, что стоявшие на хорах английские студенты спустили ему на веревочке какой-то предмет. Это оказался подарок. Позже Павлов узнал, что тридцать лет назад примерно так же студенты приветствовали Чарльза Дарвина, спустив ему игрушечную обезьянку. Что подарили англичане Павлову. (Павлов получил игрушечную собачку)
3. Пётр 1 хорошо знал аддицию, субстракцию, мультипликацию и дивизию. Более того, в 1714 году он обязал своим царским указом знать это и дворянским детям, иначе им запрещалось жениться! О чём идёт речь, если сегодня это на уроках математики делает каждый школьник? (4 математических действия: сложение, вычитание, умножение, деление)
4. Вот описание этого необычного красочного атмосферного явления, данное советским исследователем Арктики Г. А. Ушаковым: «Небо пылало. Бесконечная прозрачная вуаль покрывала весь небосвод. Какая-то невидимая сила колебала ее. Вся она горела нежным лиловым светом. Кое-где показывались яркие вспышки и тут же бледнели, как будто лишь на мгновение рождались и рассеивались облака, сотканные из одного света…» Что это? О чем идет речь? (Северное (полярное) сияние)
5. Этот русский учёный разработал устройство для передачи сообщений с помощью электромагнитного излучения, который имел звонок с молоточком. Это давало возможность принимать радиосигналы, несущие информацию, — азбуку Морзе. О ком речь? (Александр Степанович Попов)
6.Есть в нашей стране уникальный уголок. Здесь находится более сотни крупных и мелких гейзеров, его называют долиной Гейзеров. Самый большой гейзер – Великан, высота его фонтана достигает 50 м. От бесконечных извержений вся долина в клубах пара. В какой части России находится это удивительное место, открытое в 1941 г. геологом Т.И. Устиновой? (на Камчатке)
7. «Принцесса науки» — такое звание присвоила первой в мире женщине – математику стокгольмская газета, когда та приехала в Стокгольм читать курс высшей математики. Кто эта женщина? (Софья Васильевна Ковалевская)
8. Первая модель этого органа была создана советским ученым В. Демиховым в 1937 г. и применена в эксперименте на собаках. С помощью этого аппарата удавалось поддерживать кровообращение в организме собаки в течение двух с половиной часов. Однако более широкие исследования по этой проблеме начались лишь в конце 50-х гг 20 века. О модели какого внутреннего органа, созданного Владимиром Демиховым, идёт речь? (модель сердца)
9. Благодаря русским ученым, у многих иностранцев, Россия ассоциируется с космосом. А вот у нас слово космос, в первую очередь ассоциируется с фамилией этого ученого. (Сергей Павлович Королёв)
10. В конце 1960-х этот физик сконструировал первый в мире полупроводниковый лазер на выращенных им гетероструктурах. В то время ученые активно искали способ усовершенствовать традиционные элементы радиосхем, и это удалось благодаря изобретению принципиально новых материалов, которые нужно было выращивать послойно, атом за атомом, причем из разных соединений. Выяснилось, что они могут излучать как лазеры, так и передавать данные. Это позволило создать компьютеры, компакт-диски, оптоволоконную связь, новые системы космической связи. В 2000 г этот академик удостоился Нобелевской премии по физике, о ком идет речь? (Жорес Иванович Алферов)
11. Один из авторов самого страшного оружия — водородной бомбы, стал обладателем Нобелевской премии мира. Над его могилой академик Д.С. Лихачев сказал: «Он был настоящий пророк. Пророк в древнем, исконном смысле этого слова, то есть человек, призывающий своих современников к нравственному обновлению ради будущего» (Андрей Дмитриевич Сахаров)
12. Около 30 лет назад в Советском Союзе была очень популярной некая головоломка под названием «Пентамино». Ее суть заключалась в построении фигур на разлинованных полях. Популярность головоломки достигла такого уровня, что создавались и печатались специальные сборники с задачами.
Данная игра, с точки зрения математики, представляла собой отличный тест для компьютерной системы. В связи с этим научный сотрудник Академии наук СССР Алексей Пажитнов, разработал компьютерную программу по аналогии с головоломкой. Так появилась одна из популярнейших компьютерных игр в мире. О какой игре идет речь? (Тетрис)
13. В нашу жизнь так давно вошли пластиковые изделия, которые имеют тонкое покрытие из металла, что мы уже не замечаем разницы. Также существует продукция из металла, которая покрывается тонкими слоями других металлов, и точные металлические копии изделий с неметаллической основой.
Такая возможность появилась благодаря гениальному физику Борису Якоби, который изобрел метод, с помощью которого происходит осаждение металлов на формах, что позволяет воспроизводить идеальные копии исходных предметов.
Данный метод широко используется во множестве производственных сфер по всему миру и имеет огромную популярность благодаря своей простоте и высокой рентабельности. Что это за метод? (Метод «гальванопластики»/ «Гальванопластика») БОРИС СЕМЕНОВИЧ ЯКОБИ ПРОСЛАВИЛСЯ НЕ ТОЛЬКО ОТКРЫТИЕМ ГАЛЬВАНОПЛАСТИКИ. ТАКЖЕ ОН ПОСТРОИЛ ПЕРВЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ, ТЕЛЕГРАФНЫЙ АППАРАТ, ПЕЧАТАЮЩИЙ БУКВЫ
14. Терменвокс — оригинальный музыкальный инструмент, который издает необычные для человеческого уха «космические» звуки, разработанный Львом Терманом в 1919 году, стал основой для системы устройств подачи сигналов об опасности, аварийном состоянии, определенном событии и так далее. Назовите одним словом данную систему устройств. (Сигнализация)
15. Владимир Зворькин известен изобретением прибора ночного видения, электронного микроскопа и многими другими инженерными открытиями. Но именно это изобретение считается чудом инженерной мысли, изменившим жизнь целого поколения. Русский эмигрант Владимир Зворыкин, который запатентовал иконоскоп и кинескоп, в 1940 году смог разбить световые лучи на спектры красных, зеленых и синих цветов, что позволило ему создать ЭТО. О чем речь? (цветное телевидение)
Резервные вопросы:
1. «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силою понятия, он объял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстию сей души, исполненной страстей» — так говорил про этого русского великого учёного – энциклопедиста А.С. Пушкин. Оком идёт речь? (Михаил Васильевич Ломоносов)
2. В Знаменитой библиотеке Екатерины 2 числилось около 40 000 наименований книг, эстампов и манускриптов. Она была одной из наиболее значительных для своего времени по размеру и составу. Для хранения своей огромнейшей коллекции книг императрица Екатерина 2 подписала приказ об утверждении этой должности. О какой должности идёт речь? (библиотекарь)
3. О происхождении былинных богатырей говорят их прозвища: Алёша Попович — сын попа (священнослужителя), Илья Муромец — уроженец города Мурома. А что вам известно о происхождении Добрыни Никитича? (он сын купца).
4. Среди методов нетрадиционного лечения долго незаживающих язв есть и такой: регулярно присыпать ранку сахарным песком. Заживление при этом происходит в 3-4 раза быстрее, чем при лечении антибиотиками. О каком известном свойстве сахара, идет речь, которое умело используют торговцы? (Сахар вытягивает воду не только из воздуха, но и из микроорганизмов, от чего те быстро погибают.)
5. Это самый большой остров нашей страны, в его очертаниях нередко видят сходство с лежащей на боку рыбой. Этот остров раньше считался полуостровом. Данное заблуждение развеяла экспедиция русского исследователя Г.И. Невельского в 1848-1849 гг. (Остров Сахалин)
6. Ранее в Красной Книге было четыре категории животных: исчезающие виды, редкие виды, сокращающиеся виды и виды, степень опасности исчезновения которых еще не установлена. Потом появилась пятая категория, сведения о которой печатаются на зеленых страницах. Что это за категория? (Виды, опасность исчезновения которых миновала.)
7. В последний раз, в 2010 году, этой премии был году наш (российский) физик, Константин Сергеевич Новоселов, за новаторские эксперименты по исследованию двумерного материала графена (это слой углерода толщиной в один атом. В нем видели будущее терагерцовой электроники, но затем обнаружили ряд изъянов, которые пока не удается обойти. К примеру, графен очень непросто превратить в полупроводник, к тому же он очень хрупкий). О какой премии идет речь? (Нобелевская премия).
8. С незапамятных времен человечество пользовалось различными примитивными видами сигнализации и связи в целях передачи срочной и важной информации в тех случаях, когда по ряду причин традиционные виды почтовых сообщений не могли быть использованы. Некоторые племена и народы использовали для этих целей определённые комбинации звуковых сигналов от ударных музыкальных инструментов (барабанов), другие научились передавать определённые сообщения, манипулируя отраженным солнечным светом при помощи системы зеркал. А первый электромагнитный телеграф создал российский учёный Павел Львович Шиллинг в 1832 году. Он также разработал оригинальный код, в котором каждой букве алфавита соответствовала определённая комбинация символов, которая могла проявляться черными и белыми кружками на телеграфном аппарате. А что означает слово «телеграф»? («Пишу на расстоянии»).
9. В 1960-е отечественные физики предсказали «остров стабильности» — особое физическое состояние, в пределах которого должны существовать сверхтяжелые атомы. В 2006 году экспериментаторы из Объединенного института ядерных исследований в Дубне обнаружили на этом «острове» при помощи циклотрона 114-й элемент, а затем один за другим были открыты 115-й, 117-й и 118-й элементы названные флеровий, московий, теннессин и оганесон. Так пополнилась таблица Менделеева. Один из этих элементов назван в честь их первооткрывателя. Какой это элемент? (оганесон — Юрий Оганесян)
10. Накануне встречи Нового 2001 года, русский физик, лауреат Нобелевской премии 2000 года, сказал следующий тост: «У меня есть замечательное дело. Оно преображает мир, и я хочу, чтобы оно преображало нашу страну. Мне хотелось бы поднять тост за то, чтобы все открытия, которые делают наши ученые, были нужны здесь, в России, а не перекупались Западом. Чтобы они использовались предприятиями «Рубин». «Светлана», а уж только потом «Сименсом» и «Сони». И чтобы иностранцы в очереди за нашими открытиями стояли.
(Жорес Иванович Алферов)
Вступление:
«Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только одною ею человек победит природу и себя»
Антон Павлович Чехов
Ведущий: Вот уже 16-й год подряд мы отмечаем День Российской науки. Если мы обратимся к истокам празднования Дня науки, то узнаем, что он берет свое начало от 8 февраля 1724 года, когда Петром I был подписан об образовании Российской Академии Наук.
Так что же такое наука?
Наука – это система знаний о природе, обществе и человеке.
Каждому человеку хочется быть образованным, больше знать, больше уметь. Но путь к знаниям нелегок, он требует упорства, настойчивости. Но стоит помнить, что всякий труд бывает вознагражден.
День науки – это, прежде всего, возможность рассказать о старых и новых исследованиях, получить новые знания. Но это еще и праздник – яркий, радостный и незабываемый.
Сегодня я вам расскажу о знаменитых Российских ученых, и ученых, чье имя связано с Воронежским краем. А так же, об уникальном изобретении, которое, как оказалось, изобрели тоже в России. Слушайте внимательно, т.к. в конце нас с вами ждет увлекательная викторина «Хочу всё знать».
Первый человек, о котором мне хотелось бы рассказать – это Дмитрий Иванович Менделеев. Создал периодическую систему химических элементов. Система является графическим выражением периодического закона, установленного русским химиком Д. И. Менделеевым в 1869 году. Вот как она выглядит (Просмотр слайда). Давайте посмотрим коротенький сюжет, где нам подробнее расскажут о трудах Дмитрия Ивановича Менделеева.
Идет просмотр видеофильма о Д.И.Менделееве (5 мин.)
Вопрос к обучающимся:
– Так в каких же областях науки работал Дмитрий Иванович Менделеев?
Ответы обучающихся: физика, химия, астрология и т.д.
– Каким ребенком в семье был по счету Дмитрий Иванович?
Ответы обучающихся:17-м.
– А сколько у самого Менделеева было детей?
Ответы обучающихся: 7.
Ведущий: Ребята, всем известно, что всякое вещество состоит из мельчайших частиц. Одна из таких частиц – это атом. Атом состоит из маленького, но очень тяжелого ядра, расположенного в центре, и электронов, движущихся вокруг этого ядра. Давайте попробуем представить, как может выглядеть атом, а потом сравним с существующими его моделями.
Обучающиеся на листах формата А-4 рисуют свое представление об атоме.
Ведущий: А теперь давайте посмотрим, как же выглядит настоящий атом. (Показ изображения с объяснением, где находится ядро и электроны).
В науке были сделаны и другие важные открытия. Например, русский ученый М.В. Ломоносов. Он стал известен тем, что сделал множество открытий в различных областях наук. Ученый-энциклопедист, астроном, геолог, физик, химик и основатель Московского Университета.
Просмотр видео фильма о М.В.Ломоносове. (5 мин)
Хотелось бы добавить, что помимо тех трудов, которые мы увидели в фильме, он сделал еще множество открытий. Думал о связи электричества и света, создал новый тип отражательного стекла для телескопа, первым из ученых разгадал, что поверхность солнца представляет собой бушующую бурю и многое другое.
Вопрос к обучающимся:
– Так в каких же областях науки трудился М.В. Ломоносов?
Ответы обучающихся: физика, химия, риторика, стихосложение, геология и т.д.
Ведущий: Еще один замечательный, известный ученый – это Попов Александр Степанович. Русский физик, электромеханик, профессор, изобретатель, почетный инженер-электрик. Деятельность его заключалась в области электротехники, магнетизма и электромагнитных волн. В 1899 году он сконструировал приемник для приема сигналов на слух при помощи телефонной трубки. Первая радиограмма, переданная Поповым на остров Гогланд 6 февраля 1900 года, содержание – приказание ледоколу «Ермак» выйти на помощь рыбакам, унесенным на льдине в море. Ледокол выполнил приказ и 27 рыбаков было спасены. Но всем Александр Попов более известен как человек, который изобрел радио.
В России 19 век богат открытиями в области электротехники. И самое удивительное изобретение, которым мы пользуемся по сей день – это персональный компьютер.
Вопрос к обучающимся:
– Скажите, пожалуйста, знаете ли вы какие-нибудь факты о том, кто изобрел это изобретение?
Ответы обучающихся: да/нет.
Первый в мире персональный компьютер был изобретен не американской фирмой «Эппл компьютерз» в 1975 году, а в СССР в 1968 году советским конструктором из Омска Арсением Анатольевичем. В авторском свидетельстве №383005 подробно описан «программирующий прибор», как его тогда назвал изобретатель. Но на промышленный образец денег не дали. Изобретателя попросили немного подождать. И он подождал, пока в очередной раз за рубежом не изобрели отечественный «Велосипед».
Имена многих известных ученых и просто удивительных людей связаны с Воронежской землей. Например, человек имя которого носит одна из школ г.Воронежа. Николай Геннадьевич Басов. Родился в деревне Усмань (Тамбовская область). В 1927 году с семьей переезжает в Воронеж. В 1941 г Басов окончил Воронежскую школу №13 (ныне гимн.им.Басова, гл. корпус), после школы прошел подготовку на ассистента врача в Куйбышевской военной медицинской академии. В 1943 году он ушел на фронт. После войны Басов отучился в МИФИ, защитил диплом, затем кандидатскую, а потом и докторскую диссертацию. Благодаря его исследованиям и двух других ученых (Прохоров и Таунс) в области квантовой радиофизики, был изобретен Лазер. За фундаментальную работу в области квантовой электронике был награжден, совместно со своим науч.руком (Прохоровым) Ленинской премией в 1959 году, а затем и стал Лауреатом Нобелевской премии в 1964 году.
Помимо выдающихся ученых, в Воронеже проживали и просто удивительные люди. Первый человек, о котором хотелось бы рассказать – это Виктор Иванович Пивоваров. Воронежский конструктор-любитель, который совершил полет на самолете собственной конструкции. А самолет, кстати, он собрал сам в собственном гараже.
И, второй человек, – это абсолютный мировой рекордсмен, чье имя и рекорды вписаны в Книгу Рекордов Гиннесса. Юрий Иванович Баранов, он совершил 17.000 тысяч прыжков с парашютом. Более чем 40.000 тысяч километров, т.е, как длину земного экватора, он пролетел под куполом парашюта в небе.
Каждый человек должен обладать научными знаниями. С возрастом они значительно пополняются новыми фактами. А теперь давайте проверим на сколько вы хорошо обладаете знаниями в разных областях науки.
Викторина «Хочу всё знать!»
(Обучающимся задаются вопросы. Ответы могут быть в письменной или устной форме)
- Существуют перелетные насекомые? (Да, например, бабочки, репейница, божьи коровки)
- Самое большое наземное животное? (Слон)
- Какое животное считалось в Древнем Египте священным? При раскопках было найдено много статуэток из золота, серебра и бронзы, на которых оно было изображено. Если в семье умирало это животное, все члены семьи в знак траура выбривали брови, стригли волосы. (Кошка)
- Правда ли, что на Земле больше соленой воды, чем пресной? взято (Да. 97% соленой и 3% пресной)
- Правда ли, что археологи проектируют здания? (Нет. Здания проектирует архитектор, а археологи проводят раскопки, находят старинные предметы в земле)
- В какой стране находится Эйфелева башня? (Во Франции, город Париж)
- В названии какого месяца больше всего букв? (Сентябрь)
- Какое изобретение лишнее? Лупа, очки, часы, микроскоп и телескоп. (Часы, потому что в них нет увеличительного стекла)
- Как в старину называли глаз? (Око)
- В какое время года сутки короче? (Одинаково. В сутках 24 часа. В зимнее время ночь становится длиннее, т е темнеет раньше, летом – наоборот.)
- А правда, что люди пользовались беспроводными утюгами? (Правда, в старину)
- Правда, что уху варят из топора? (Нет, уху варят из рыбы)
- Что во время звездного дождя падает с неба на землю? (Метеорит, небесное тело)
- Назовите самую большую змею? (Анаконда)
- А правда ли, что Юпитер самая большая планета в солнечной системе? (Нет, некоторые источники утверждают, что в нашей солнечной системе существуют планеты массой, гораздо больше Юпитера)
- Какое учебное заведение носит имя известного Воронежского ученого, лауреата нобелевской премии по квантовой электронике? (Гимназия им.Басова)
- Какой праздник мы отмечаем вот уже 16 лет 8 февраля?(День науки в России)
- Кто создал периодическую систему химических элементов? (Менделеев)
- А кто из ученых, движимый знаниями, пришел в Москву пешком?(Ломоносов)
- Где был изобретен первый персональный компьютер? ( В СССР)
- Какая известная компьютерная фирма позже присвоила себе это изобретение? (Эппл)
- Где Воронежский конструктор-любитель Дмитрий Пивоваров собрал свой первый самолет? (В собственном гараже)
- Кто из ученых посетил 32 раза Германию, 33 Францию, 10 Швейцарию, 11 Англию, 9 Австро-Венгрию, 6 Италию и многие другие? (Менделеев)
- Человек, который обнял все отрасли просвещения. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец. О ком идет речь? (Ломоносов)
- Сколько раз прыгнул с парашютом житель Борисоглебска Юрий Иванович Баранов? ( 17.000 )
- Зачем и для чего человеку нужны знания? (Знания нужны для того, чтобы получить профессию и заниматься любимым делом – ведь без знаний ты не сможешь быть хорошим специалистом. Если мы не будем знать, как работает тот или иной предмет, то можем оказаться в сложной жизненной ситуации)
- Откуда мы черпаем свои знания? (Из школьных предметов, интернета, книг, родителей, учителей)
- Как влияют научные открытия на нашу жизнь? (Жизнь ставится проще, благодаря новым изобретениям, например, интернет, телефон и т.д).
Ведущий: Ребята, вы наверняка знаете, чтобы присвоить себе изобретение его надо запатентовать, т.е. заполнить определенную форму, которая будет удостоверять то, что это изобретение действительно ваше и придумали его именно вы. (Патент – охранный документ, удостоверяющий исключительное право, авторство и приоритет изобретения, полезной модели, либо промышленного образца).
Давайте представим, что мы с вами ученые, и нам надо придумать свое собственное изобретение, а потом запатентовать его.
Обучающимся раздается патент за изобретение (форму патента педагог разрабатывает произвольно), который надо будет заполнить. Дается 15 минут.
Рефлексия
Наука делает нашу жизнь комфортнее, интереснее и проще. Благодаря науке мы имеем лекарства от многих болезней. Сегодня такой день, который напоминает о важности науки в целом. Это праздник для ученых и всех нас.
Список источников и литературы:
- http://pozdravok.ru/pozdravlenya/prazdniki/den-nauki/
- http://allforchildren.ru/why/whatis4.php
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
- http://includevmk.tumblr.com/post/119861668469/science-ahead
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%82
- http://nfor.org/stati/internet-i-kompyutery/pervyi-v-mire-personalnyi-kompyuter-izobreli-russkie.html
- http://www.eltech.ru/ru/universitet/istoriya-universiteta/nasha-gordost/aleksandr-stepanovich-popov
- Книга рекордов, сенсаций и примечательных событий Воронежского края/ Авт.-сост: В.Л.Елецких. – Воронеж: ООО «Творческое объединение «Альбом», 2009. – 128с.
Презентация
“Наука и человек”
Оригинальный сценарий Дня Науки для школьников.
Сценарий ко дню науки написан для средней школы, 5-7 классы.
Школьники собираются в актовом зале. Трое ведущих – старшеклассник и двое первоклассников (мальчик и девочка) начинают праздник:
Старшеклассник: Здравствуйте, друзья! Сегодня у нас торжественный день и радостный праздник – мы отмечаем День науки.
Мальчик: А мы-то здесь причём? Мы ведь не учёные!
Старшеклассник: А дело в том, что первая встреча с науками происходит как раз в стенах школы, поэтому можно смело утверждать, что День наук – это праздник и всех школьников тоже.
Девочка: Вот я бы хотела быть настоящим учёным.
Мальчик: У тебя не получится, ты – девчонка. Настоящий учёный носит очки и галстук – как профессор кислых щей в «Денискиных рассказах».
Девочка: Скажешь тоже! Учёные бывают разными – вспомни учёного в разных носках и с оторванной пуговицей из рассказа кота Матроскина. И есть много женщин учёных. Дело не в одежде! Настоящий учёный должен много знать и уметь, быть образованным человеком.
Старшеклассник: Всё правильно! Но самое важное даже не знания и умения. Главное то, что настоящий учёный умеет думать самостоятельно и у него очень большая скорость мысли. Именно этому мы должны научиться в школе – нашей первой в жизни Академии наук. И именно этому посвящён наш сегодняшний праздник-квест!
Школьники делятся на команды примерно по 10 человек. Каждая из команд получает по флажку своего цвета и отправляется в гости к разным наукам (они живут в кабинетах астрономии, химии, физики, математики, биологии и географии), где ребят ждут разнообразные задания и открытия. Задача – собрать 6 частей пазла своего цвета (пазл представляет собой квадрат Никитиных, у каждой команды свой цвет – как на флажке, чтобы не запутаться) и как можно больше бонусных звёзд.
Старшеклассник: Как только все 6 частей пазла будут на руках – встречаемся на этом же месте. Победит та команда, которая быстрее всех справится с заданием и получит больше бонусов. А теперь – в путь!
(У каждой команды свой маршрут, главное – пройти все 6 кабинетов. Каждой команде нужен один провожатый. Порядок прохождения комнат лучше продумать заранее в зависимости от количества команд)
Астрономия. В кабинете астрономии висит карта звёздного неба, на доске прикреплено изображение Солнца. Понадобятся изображения планет солнечной системы и карточки с известными созвездиями.
Ребят встречает «сотрудник центра управления полётами». Он предлагает команде отправиться в космическое путешествие по нашей солнечной системе. Для начала проверяет знания будущих «космонавтов» – просит в качестве разминки ответить на вопросы. Сколько планет в нашей солнечной системе? Как они называются? Что такое созвездие? Млечный путь? Спутник?
Теперь, когда ответы на вопросы получены, можно приступить к заданию. Ребятам раздаются карточки с изображением созвездий, нужно найти это созвездие на общей карте звёздного неба. За каждое правильно найденное созвездие даётся планета (изображение, вырезанное из картона). Когда все 9 планет собраны, ребята должны расположить их верно на доске вокруг Солнца.
Бонусное задание– за него ребята получают звёздочки, которые потом пригодятся при подсчёте результатов – рассказать про каждую планету солнечной системы какой-то интересный факт. Например:
Меркурий
– самая близкая к солнцу планета
– назван Меркурий в честь римского бога, покровителя путешественников и торговцев
– вращается вокруг своей оси медленно (58.5 суток занимает один оборот), а вокруг солнца быстро – за 88 дней.
Венера
– близка по строению к Земле – у неё даже есть атмосфера
– из-за близости к Земле воспринимается нами как яркое светило – её можно видеть невооружённым глазом по утрам
– названа в честь богини любви и красоты
Земля
– единственная планета солнечной системы, на которой есть жизнь
– 30% планеты занимает суша, а 70% вода
Марс
– красная планета
– Марс- бог войны
– у Марса два спутника – Деймос и Фобос
Юпитер
– Галилео Галилей в 1610 открыл 4 спутника, вращающихся вокруг Юпитера, доказав тем самым, что Земля – не центр Вселенной
– самая большая планета солнечной системы
– у Юпитера более 50 спутников
Сатурн
– бог земледелия
– известен своими кольцами, хотя, это не единственная планета с кольцами, но у Сатурна они самые заметные
– самая дальняя планета, которую можно увидеть без телескопа
Уран
– в отличие от других планет вращается в противоположную сторону
– раньше считался не планетой, а звездой
Нептун
– назван в честь бога воды
– на этой планете самые сильные ветра
Плутон
– карликовая планета, некоторые учёные вовсе не считают его планетой
– единственная планета, название которой придуман ребёнок
Выполнив задание, ребята получают часть пазла и звёзды и отправляются дальше.
Биология. В классе на доске нарисован кроссворд, который ребятам предстоит разгадать. Понадобятся стаканчики с землёй, жёлуди.
В кабинете ребят встречает юная девушка – сама наука Биология. У неё для ребят особое задание. Биология – это наука о жизни, значит миссия ребят – подарить жизнь. Но миссия эта очень ответственна, поэтому для начала нужно проверить знания и умения команды.
Игра «вспомни всех» – ребята встают в круг и по очереди называют известных им птиц и животных своего края (можно добавить и растения). Названия не должны повторяться.
Кроссворд
- Запасливый грызун с защёчными мешками. (хомяк)
- Пресмыкающееся, умеющее менять окраску в зависимости от внешних условий и настроения (хамелеон)
- Наука о методах создания и улучшения сортов растений и пород животных (селекция)
- Дерево, на котором растут вкусные и полезные орешки, хотя на самом деле это вовсе не орехи, а шишки. (кедр)
- Арабская легенда гласит, что однажды некий пастух заметил, в какое бодрое настроение приходят его овцы и как начинают резвиться, когда поедят листья и плоды этого растения. Он рассказал о своём наблюдении мулле, и тот попросил принести плодов этого дерева, чтобы употреблять их самому и давать своим ученикам, чтобы они не уснули во время молитвы. Теперь из плодов этого дерева готовят популярный напиток. О чём речь? (кофе)
- Самый быстрый зверь. (гепард)
- Единственное из четвероногих животных, у которого все четыре ноги равнофункциональны. У других животных одна пара конечностей служит для разгона, другая для торможения. К тому же этот зверь – единственное млекопитающее, кроме человека, которое умеет стоять на голове (слон)
- Млекопитающее отряда неполнозубых, получившее своё имя за неторопливость (ленивец).
- Когда европейцы приплыли в Австралию, то спрашивали аборигенов: «как называется это прыгающее животное с сумкой»? В ответ аборигены говорили: «не понимаем!». С тех пор мы так и зовём это животное. Как в переводе с австралийско-аборигенского языка «не понимаем»? (кенгуру)
- Атмосферные осадки, которые бывают такими большими, что могут уничтожить посевы, сделать вмятины на автомобилях и даже травмировать людей. (град)
Природу своего края ребята знают хорошо, кроссворд решили, значит можно им доверить важное задание. Каждый получает стаканчик с землёй и сажает жёлудь. Весной ростки ребята пересадят в лес или парк.
Химия. На доске нарисован цветик-семицветик, только у него не хватает трёх лепестков: красного, синего и зелёного. Для заданий будут нужны: насыщенный раствор соли, раствор медного купороса, крахмал, йод, таблетки фурацилина, поднос с содой, разноцветные пищевые красители, разведённые уксусом (в целях безопасности и удобства использования краски должны находиться в пузырьках с капельницей).
Ребят в классе встречает волшебник. Объясняет, что попали они в сказку «Цветик-семицветик», только вот беда – в ней исчезли некоторые цвета. Нужно помочь волшебнику восстановить краски. Вместе с ним ребята делают химические опыты.
- Крахмал + йод – дают синий цвет.
- Насыщенный раствор соли + раствор медного купороса – получается зелёный цвет.
- Измельчённая таблетка фурацилина + всё тот же раствор соли окрашивают раствор в красный цвет.
Сказка спасена! Ребята получают заветный фрагмент пазла. В качестве дополнительного задания предлагается нарисовать «химическую» картину. Для этого на поднос, покрытый тонким слоем соды, нужно капать разноцветные специально приготовленные краски. Ребята делают это по очереди, продолжая рисунок предыдущего человека (у каждого одинаковое количество времени на работу). Получится интересная шипящая картина.
Математика. Ребята заходят в кабинет, а их там ждёт… клоун с разноцветными воздушными шарами.
– Вы удивлены? Ожидали увидеть здесь учёного-математика? Да, я и есть математик, просто я очень люблю искусство, особенно театр и живопись. Поэтому я приготовил для вас задания математические, но творческие.
Ребята делятся на пары (или тройки), каждая группа получает карточку с вопросом о каком-либо математическом термине. Ответ нужно показать остальной команде либо пантомимой, либо изобразить в виде ребуса.
- Утверждение, истинность которого устанавливается при помощи доказательств. (теорема)
- Величина, характеризующаяся числовым значением и направлением. (вектор)
- Утверждение, не требующее доказательств. (аксиома)
- Одна из координат, определяющих положение точки. Находится на оси Х . (абсцисса)
- Луч с началом в вершине угла, делящий угол пополам. (биссектриса)
В качестве бонусных вопросов ведущий предлагает вот такие задачи.
1. В одном автобусе ехали 18 мальчиков, во втором – 18 девочек. 5 девочек пересели в автобус к мальчикам. Но водитель отказался вести переполненный автобус. Тогда 5 человек (среди них были и мальчики, и девочки) пересели в первый автобус. Вопрос: кого больше – мальчиков в девичьем автобусе или девочек в мальчишеском? (Одинаково. Независимо от того, сколько девочек и мальчиков было среди пересевших в первый автобус. Общее количество детей в каждом автобусе осталось ведь одинаковым.)
2. На Марсе существует гостиница, в ней бесконечное количество номеров. Однажды в гостиницу прилетело 10 сатурнян. Но свободных мест не было. Хозяин гостиницы не растерялся: он попросил всех постояльцев переехать в комнату с номером на 10 больше, чем он жил раньше. Таким образом он освободил 10 первых номеров, сатурняне разместились там. Но вот прилетели юпитеряне. Их было бесконечное количество. Как их разместить в гостинице? (нужно переселить каждого постояльца в комнату с номером в 2 раза большим, чем раньше. Таким образом освободится бесконечное количество нечётных номеров)
*Задачи взяты из книги Мартина Гарднера «А ну-ка догадайся!»
География. В классе ребят ждёт путешественник. Он объехал весь мир. Фрагмент пазла он отдаст только тем, кто хорошо знает свою Землю. Для этого нужно ответить на несколько вопросов.
- В каком месте Земли находятся самые большие запасы пресной воды? (Северный полюс и Южный полюс)
- Почему египтяне называли Евфрат «перевёрнутой водой»? (потому что эта река течёт в противоположном направлении Нилу)
- Аномальная лесная зона в калининградской области, где встречаются танцующие деревья. (Куршская коса)
- Могут ли в Природе встретиться белый медведь и пингвин? (Нет, они живут на разных полюсах: белый медведь на северном, пингвины – на южном.)
- Город в России. Его название – самое нежное и приятное слово для каждого человека. (Город Мама)
- Самый маленький и холодный океан (Северный ледовитый)
- Континент, где находится одно-единственное государство, и обитают сумчатые животные. (Австралия)
Физика. В кабинете физики ребят ждёт… Золушка. Ей очень хочется поехать на бал, но у неё столько дел, а физику она знает не очень хорошо! Нужно ей помочь.
- На подносе рассыпаны деревянные и железные опилки. У Золушки есть чайная ложка, сито, магнит и зубная щётка. Нужно отделить деревянные опилки от железных. (Легче это сделать с помощью магнита)
- Нужно найти скорость игрушечной инерционной машинки – ведь куколки сестёр тоже хотят ехать на свой игрушечный бал. У Золушки есть машинка, рулетка и секундомер. (Расстояние, пройденное машинкой, нужно поделить на время – получается скорость)
- На полу рассыпаны конфетти – это сёстры репетировали бал. Нужно всё быстро убрать, не трогая конфетти руками, а у Золушки есть только воздушный шарик. (Нужно наэлектризовать шарик и собрать конфетти им)
- У Золушки есть 3 стакана с водой. Мачеха приказала сделать из них пирамиду. Золушка пробовала накрыть два стакана листом бумаги, а сверху поставить третий, но у неё ничего не получилось. (Лист бумаги нужно сложить гармошкой, тогда он сможет выдержать вес наполненного стакана)
Бонусный вопрос: с чем связан факт, что у рек, текущих с севера на юг или с юга на север больше подмывается правый берег? (Про силу Кориолиса ребятам знать не обязательно, а вот догадаться, что связан этот факт с вращением Земли – можно)
Все части квадрата найдены. Команды встречаются в актовом зале, складывают свой пазл. Ведущие подсчитывают баллы (бонусные звёзды могут помочь при спорных ситуациях или же быть отдельной номинацией)
Победители получают шуточный диплом «учёного-кипячёного» и «профессора кислых щей».
Автор: Юля Белоусова
Просмотров всего 31 942 и сегодня 10