Сценарий встречи в детско-родительском клубе
«Навстречу друг другу».
Воспитателя ЧДОУ
«Детский сад № 99 ОАО «РЖД»
Криволаповой Елены Александровны.
Тема встречи: «По сказочным дорожкам»».
Возрастная группа: старшая (дети 5-6 лет)
Форма организации: парная
Средства:
наглядные: разрезные картинки к немецким сказкам Братьев Гримм: «Горшок каши», «Бременские музыканты», «Рапунцель», «Принц-лягушонок», «Гензель и Гретель», « Заяц и еж». Мнемотаблица для пересказа содержания сказки «Заяц и еж», колокольчик,
материал и оборудование: сундучок, клубок, платки для игры, декорации: лес, домик, дорожки, куклы-марионетки ёж, ежиха, заяц.
Участники: родители, дети старшего дошкольного возраста.
Цель встречи:
1. Развивать у детей и родителей коммуникативные способности, умение владеть вербальными и невербальными средствами выразительности и передачи образа, готовность к импровизации, эмоциональности.
2. Развивать эмоционально положительное речевое общение между детьми и их родителями в процессе совместной игровой деятельности. Способствовать сближению членов семьи, развитию дружеских взаимоотношений.
3.Создавать условия для творческого самовыражения дошкольников, способствовать умению показывать сказку с помощью кукол марионеток.
4.Воспитывать толерантное отношение к людям разных национальных принадлежностей, стремление жить в мире со всеми народами.
Ход встречи:
1.«Приветствие».
— Здравствуйте, уважаемые взрослые и дорогие дети. Приветствую вас в клубе «Навстречу друг другу». Сегодня наша встреча – сказочная. Наши дети в детском саду знают много сказок. Сказки являются для детей одним из способв познания мира, где добро побеждает зло, человеческие пороки наказуемы, друзья ценятся превыше всего.
— Что вы можете еще добавить (родители и дети высказывают свое мнение о значении сказок в жизни ребенка).
Ведущий: — Уважаемые родители, вспомните, какая у вас была любимая сказка в детстве?
— Какие сказки любят ваши дети?
— Как вы думаете, вы знаете все сказки, которые знают ваши дети?
— А хотите сегодня мы познакомим вас с интересными зарубежными сказками? А наши дети с удовольствием вам в этом помогут. Ребята, подойдите с вашими родителями к столам и выберите себе любые разрезные картинки к сказкам.
2.Проводится игра « Собери сказку».
Дети и родители садятся в парах за столы.
Ведущий: Возле окошка на мягком диване,
разные сказки на солнышке спали,
Вдруг ветерок озорной налетел,
Сказки быстрей разбудить захотел…
Ведущий: Ребята, кто расскажет правила этой игры? ( ребенок объясняет всем, что перед нами находятся разрезанные картинки из немецких сказок. Нужно собрать из частей иллюстрацию сказки, назвать сказку и ее автора. ( Для каждой пары «ребенок-родитель» приготовлены разрезные части иллюстраций по сказкам).
Дети вместе с родителями собирают иллюстрации к немецким сказкам: «Горшок каши», «Рапунцель», «Бременские музыканты», «Гензель и Гретель», «Заяц и еж», «Принц-лягушонок», «Белоснежка и семь гномов».
Ведущий: Я вижу, что все вы хорошо знаете не только русские народные сказки, но и сказки зарубежных авторов.
Уважаемые наши родители, ребята знают легенду всех мудрецов и сейчас их тайна. станет известна и вам. ( Ребенок рассказывает легенду).
Когда-то мудрецы решили спрятать все тайны своего народа, чтобы не растерять их, сохранить их ценность и уникальность. Мудрецы договорились, что никогда не будут говорить о них вслух. А будут передавать их своим детям. Так и случилось. И до сих пор все тайны, силу, мудрость своего народа дети узнают через специальные обряды — ИГРЫ! Через игры мы учимся быть ловкими, смелыми, игра учит нас уважать соперника.
Ведущий: Наши ребята с удовольствием поиграют с вами в немецкую игру «Жмурки». Эта старинная игра является общей как для немцев, так и для русских. Она имеет много разновидностей.
Все играющие, держась за руки, образуют круг. Двое участников (мама и ребенок) становятся в середину круга, им завязывают глаза.
Играющих поворачивают вокруг себя несколько раз. Затем мама начинает искать своего ребенка. С этой целью она спрашивает. «Доченька (сынок), ты где? Ребенок отвечает «Я здесь! или звонит в колокольчик) — и быстро убегает с этого места, чтобы не попасться. Когда мама ловит своего ребенка, они обнимаются, выбирается следующая пара игроков.
3.Проводится немецкая игра «Blindekuh» (Жмурки)
4.Пересказ содержания сказки Б. Гримм «Заяц и еж» с использованием мнемотехники.
Ребенок: Недавно мы прочитали очень интересную немецкую сказку «Заяц и еж». А сейчас мы вспомним ее содержание, а вы нам поможете. (Мама с ребенком воспроизводят содержание сказки с помощью опорной таблицы: ребенок начинает пересказывать сказку, мама продолжает или наоборот).
Ведущий: — Наши дети настоящие актеры. Да, вы не удивляйтесь! А убедиться в этом вы сможете прямо сейчас.
Ведущий: Занимайте места в зрительном зале, а на сцену приглашаются наши юные артисты.
5.Показ сказки «Заяц и еж» с помощью фигурок-марионеток.
– Теперь вы убедились, что наши дети настоящие актеры.
6.Рефлексия.
Ведущий:- Уважаемые родители, что интересного сегодня произошло на встрече в нашем клубе?
— Какие задания понравились вам больше всего? Почему?
— чем удивили вас ваши дети?
-Как сказки влияют на воспитание наших детей?
Воспитатель: Благодарю вас за совместное общение. Читайте вместе с детьми сказки анализируйте поступки героев, размышляйте над прочитанными произведениями. А проеденные вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную деятельность со своим ребенком. До скорой встречи!
Используемые источники:
1.Программа «Психолого—педагогическая поддержка семьи в развитии ребенка дошкольного возраста в рамках детско-родительского клуба ДОУ» Каталевская Н.Н. и др., Новороссийск 2011г.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №1»
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ
«Навстречу друг другу»
Цели:
1. Формирование толерантного отношения, толерантного поведения к людям с ограниченными возможностями здоровья.
2. Расширение представлений младших школьников о Международных праздниках, посвященным людям с ограниченными возможностями здоровья.
3. Воспитание нравственных, гуманных отношений к окружающим людям.
Оборудование:
— белые трости,
— повязки на глаза,
— 2 стула
Место проведения: холл школы-интерната
Время проведения: 16.15
2018-2019 учебный год
Ход мероприятия
Ведущий: здравствуйте, ребята! Сегодня 15 октября белой трости — символа незрячего человека. Это – не праздник. Это – своеобразный знак беды, напоминающий обществу о существовании рядом людей с ограниченными физическими возможностями, о помощи и о солидарности. И начнём мы наше сегодняшнее мероприятие с упражнения.
Упражнение «Слепое доверие»:
Выбирается 4-6 пар детей. Один ребёнок «поводырь», второй – «слепой». «Поводырь» берет «слепого» за руку, и они молча идут по кругу. Это упражнение дает возможность пережить собственную беспомощность, доверие и недоверие к «поводырю», ответственность за безопасность другого.
Ведущий: Мы провели упражнение «Слепое доверие». Вы шли парами, один из вас был в роли «поводыря», второй – «слепого». Поводырь – человек или животное, функцией которого является оказание помощи слабовидящим и незрячим гражданам ориентироваться в окружающем мире, выходят с ними на улицу, в больницу. Ребята, скажите, что вы ощущали, когда были в роли «слепого»? (Ответы детей). А какие чувства возникали, когда вы были в роли «поводыря»? (Ответы детей). Выполняя это упражнение, вам пришлось пережить собственную беспомощность, доверие и недоверие к «поводырю». А также ответственность за безопасность другого человека.
СТИХОТВОРЕНИЯ 4-А класс
1 ребенок
Нам кажется, что все живут, как мы,
Смотря на мир такими же глазами.
Не думаем же мы совсем, увы,
О тех, не видит кто ни днями, ни ночами.
2 ребенок
Нам не понять порой людей,
Которые не видят солнца света.
Они живут средь нас с бедой своей,
Сквозь пелену теней не различая цвета.
3 ребенок
Однако, не смириться с невниманием,
Тем, кто не видит солнца яркий свет.
Пусть жизнь не будет их подвержена страданиям,
В их жизни пусть настанет вновь рассвет!
Ведущий: день Белой трости — символа незрячего человека — был утвержден 15 октября 1970 года. Всероссийское общество слепых присоединилось к проведению Дня белой трости в 1987 году. А знаете ли вы, почему символом незрячего человека стала именно белая трость, а не простая обычная тросточка? (Ответы детей).
История белой трости, как символа слепоты, берет начало в 1921 году. В британском городе Бристоле жил молодой профессиональный фотограф Джеймс Бигс, который после несчастного случая потерял зрение. Джеймс был в отчаянии. Но однажды он встретил ослепшего солдата, который возвратил ему веру в себя и помог начать ему новую жизнь. воина был таков: развивай свою самостоятельность, выходи почаще из дома один.
Бигс начал самостоятельно ходить со своей обычной тростью для прогулок, но заметил, что она не гарантирует ему полной безопасности: на его черную трость не всегда обращают внимание и не замечают ее ни прохожие, ни водители, особенно в хмурую английскую погоду. Иногда он сам становился источником опасности для других прохожих. Тогда Бигс покрасил трость в белый цвет, чтобы она сразу привлекала внимание окружающих.
А теперь ученики 2-Б класса расскажут вам о том, как устроена белая трость.
СТРОЕНИЕ БЕЛОЙ ТРОСТИ 2-Б
Ведущий: только через много лет во всех странах стали официально внедрять белую трость. Вообще трость — это не только символ незрячих людей, это их инструмент, их «глаза». Ведь звук от удара тростью о тротуар или мостовую позволяет незрячему услышать окружающее пространство. Ощутить «высокие» препятствия (например, дома, деревья, столбы, припаркованные машины). Скольжение трости по поверхности дороги позволяет определить наличие «низких» препятствий (бордюров, ступенек, люков, ям).
А сейчас послушайте стихотворение, которое написала бабушка Дани Ступина, Ильякова Людмила Нектарьевна.
СТИХОТВОЕНИЕ «БЕЛАЯ ТРОСТЬ» — читают ученицы 3-Б класса.
Ведущий: А теперь мы с вами проведем ещё одно упражнение, которое называется «Препятствия». Вам нужно пройти препятствие с помощью белой трости и рассказать о трудностях, которые вы испытали. (Пригласить 2 ребёнка, детям завязать глаза). Ваша задача с закрытыми глазами дойти до стула, взять в руки трость и с помощью трости вернуться обратно. Торопиться не надо, важно аккуратно пройти препятствия. (Ведущая обеспечивают безопасность детей при прохождении препятствий).
Упражнение «Препятствия».
Ведущий: Расскажите, о своих впечатлениях. Рассказы детей. Провести упражнение «Препятствия» с другой парой детей.
Ведущий: сегодня в День белой трости мы хотим привлечь внимание к проблемам незрячих людей. Они живут и учатся рядом с нами и не видят всех красок окружающего мира. Как правило, этих людей легко узнать по солнцезащитным очкам, которые они носят вне зависимости от сезона, и белой трости в руках. Иногда бок о бок со слепым идет еще и собака-проводник в специальной сбруе.
Это дата, когда каждый из нас должен вспомнить, а много ли он внимания уделяет людям с ограниченными физическими возможностями. Ведь каждый из них нуждается в нашей особой поддержке, понимании и заботе со стороны общества.
Незрячие люди участвуют в общественной жизни общества, учатся в школах и в высших учебных заведениях, играют в театре, на музыкальных инструментах, исполняют песни, занимаются спортом. Российские незрячие спортсмены завоевали много медалей на параолимпийских играх.
«СТИХ НИЧЕГО, ЧТО Я НЕ ВИЖУ» — читает ученик 3-Б класса.
Ведущий: Наше государство всегда заботится о людях-инвалидах по зрению:
-
Для них специально тренируют и обучают собак и отдают безвозмездно незрячим людям.
-
На тротуарах устанавливают тактильную плитку.
-
На многих светофорах присутствует звуковой сигнал, по которому незрячий пешеход может узнать, когда загорится зелёный свет и можно переходить дорогу.
-
Белая Трость – это зеленый свет светофора для незрячих. Это предупредительный знак для водителей транспортного средства. Если белая трость поднята, водители должны остановиться и пропустить незрячего пешехода.
-
Есть также дополнительный знак «Незрячие пешеходы», который устанавливается в местах, где часто передвигаются незрячие люди.
А сейчас учащиеся 2-Б класса расскажут вам, что для них значит Белая трость.
РАССКАЗ ДЕТЕЙ О ТОМ, ЧТО ДЛЯ НИХ БЕЛАЯ ТРОСТЬ – 2-Б
Ведущий: чтобы незрячим детям и гостям школы было легко ориентироваться в стенах нашего образовательного учреждения, на территории нашей школы и в коридорах вы видели тактильные обозначения
Установлена тактильная плитка.
-
На дверях нашей школы есть жёлтые круги. Предупреждающий знак «Желтый круг» наклеивается с двух сторон на стеклянные двери школ, поликлиник, магазинов, кафе или других учреждений. Желтый цвет — последний цвет спектра, который могут видеть слабовидящие люди, поэтому на стеклянные двери и витрины наклеивают жёлтые круги.
-
Начало и конец лестниц имеют ленты желтого цвета.
-
Кабинеты и помещения школы имеют желтые таблички с тактильными обозначениями и надписями по Брайлю.
-
На поручнях есть предупреждающие надписи по Брайлю.
Ведущий: нам надо всегда помнить, что среди нас живут люди, которым нужна наша помощь. А как мы можем помочь слепому человеку? (Ответы детей: можно помочь ему перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить продукты в магазине, лекарства в аптеке и т.д.) Мы призываем вас более внимательно относиться к своим незрячим и слабовидящим одноклассникам и взрослым. Ведь милосердие и забота – это лучшие человеческие качества, которые надлежит воспитывать в себе с детства.
СТИХОТВОРЕНИЕ «КАКОГО ЦВЕТА ОБЛАКА» — читает ученик 3-Б класса.
Ведущий: Наше мероприятие подошло к концу. Всего вам доброго!
Тренинг с замещающими семьями «Навстречу друг другу»
Цель: эмоциональное сближение опекуна и ребёнка через совместную деятельность, гармонизация детско-родительских отношений.
Задачи:
-
обучать способам позитивного общения детей и взрослых, совершенствовать их навыки;
-
развивать воображение, вербальные и невербальные средства общения, тактильное восприятие;
-
активизировать эффективные коммуникации внутри семьи;
-
способствовать эмоциональному контакту и взаимодействию родителя и ребенка;
-
содействовать в воспитании бережного отношения друг к другу, эмоциональной отзывчивости, сочувствия.
Оформление: плакат со стих. «Сила и слабость» (прилож.1) закреплен на стене.
1. Встреча участников под музыкальное сопровождение. (5 минут). Закрепление на груди бейджиков с именем.
Психолог: Здравствуйте, уважаемые взрослые и ребята, я очень рада вас видеть. Встреча наша сегодня интересная и необычная и посвящена она игровому тренингу, который называется «Навстречу друг другу». Я надеюсь, что сегодня благодаря моим и вашим стараниям вы станете еще немного ближе друг другу, станете еще лучше понимать друг друга. Сегодня хотелось, чтобы те, кто в обиде друг на друга, смогли бы примириться, а если вам трудно понять друг друга и это мешает вашему общению, то смогли бы посмотреть на ситуацию по-иному или поставить себя на место другого, одним словом пойти навстречу друг другу.
Психологический тренинг – это тренировка души, разума, тела. Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 90% того, что сам делает.
В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому нам необходимо принять правила группы на сегодня.
Правила тренинга: (5 минут)
1. Единая форма обращения друг к другу по имени
Для создания климата доверия в группе. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта и способствует раскрепощению участников тренинга.
2. Общение по принципу «здесь и сейчас»
Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с участниками в группе.
3. «Я»- высказывание
Говорим только от своего имени и только лично кому-то. «Большинство людей считают, что…», «Некоторые из нас думают…» заменяем на «Я считаю, что…», «Я думаю…».
4. Искренность в общении
Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь.
5.Один в эфире. Один говорит. Другие не перебивают.
И для начала, так как возможно еще не все хорошо знают друг друга, я предлагаю вам:
Психолог: — Предлагаю всем присутствующим семьям встать в паре напротив друг друга.
1. Упражнение — приветствие «Друг к дружке». (5 минут)
Цель: создание позитивного настроения, обогащение сенсорного опыта, сплочение группы, развитие невербальных средств общения.
— Все мы, и взрослые, и дети ежедневно приветствуем друг друга. Как? Какими словами, фразами? («Привет», «Доброе утро» и т.д.). Сегодня я вам предлагаю поздороваться друг с другом необычным образом, без слов, таким способом, который я вам назову. Начинаем:
-ладошка к ладошке;
— спина к спине;
— коленка к коленке;
-лоб ко лбу;
— плечо к плечу;
— нос к носу;
— локоть к локтю;
— палец к пальцу;
— пятка к пятке;
— кулак к кулаку
и крепкое объятие.
Психолог: — Для нашей дальнейшей работы предлагаю познакомиться поближе.
-
Упражнение «Паутинка» (15 мин)
Цель: Знакомство, получение первичной информации друг о друге, повышение позитивного настроя, формирование коммуникативного навыка.
— У меня в руках клубочек пряжи. Мы будем передавать его друг другу (не обязательно по кругу), пока он не побывает в руках каждого участника. У кого окажется клубок, должен назвать свое имя и рассказать немного, представить того человека, с которым пришел (взрослый представляет ребенка и наоборот).
Начиная знакомство, ведущий называет свое имя, обматывает конец нити вокруг своей ладони и перекатывает клубок. Наводящие вопросы, например:
-
Какая твоя мама (бабушка)?
-
Какие вместе дела любите делать?
-
Что она любит делать?
-
Что ей нравится, что ей не нравится?
Прежде, чем перекатить клубочек следующему рассказчику, каждый член группы обматывает нитью свою ладонь так, чтобы “паутина” была более-менее натянута. Когда клубок возвращается к ведущему, он спрашивает: “На что похоже то, что у нас получилось?” (сеть, паутина, звездочка, грибница и т.д.)
Психолог: — В жизни наши взаимоотношения с близкими и друзьями напоминают подобное переплетение нитей.
В конце упражнения клубок сматывается в обратном порядке, при этом необходимо еще раз повторить все имена, чтобы участники запомнили их.
Психолог: — Сейчас попрошу вас образовать 2 круга: внутренний и внешний. Дети должны сесть в центр круга спинами друг к другу. Перед каждым ребенком лицом к нему садится во внешний круг взрослый.
3.Упражнение “Знакомство руками” (20 мин.)
Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.
Оборудование: повязки на глаза по числу пар, магнитофон с записью спокойной музыки.
— Сейчас мы попробуем необычный способ общения – руками. Взрослые, пожалуйста, завяжите детям глаза. Вернитесь на место. Закройте глаза, сделайте три спокойных вдоха и выдоха (включить спокойную музыку). Протяните вперед руки, найдите руки своего партнера.
— Поздоровайтесь с ними, познакомьтесь, подружитесь (все команды даются неторопливо).
— А теперь – поборитесь, поссорьтесь…
— И снова помиритесь, пожалейте, попросите прощения.
— Выразите радость, пожелайте удачи.
— А теперь – поблагодарите и попрощайтесь.
Психолог: — Прошу ребят снять повязки и предлагаю всем участникам поделиться чувствами, которые вызвало это упражнение.
Обсуждение:
— Что было легко, что сложно?
— Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко?
— Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим?
— Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение? (Эмоционально-психологическое сближение за счет телесного контакта. Улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения).
Психолог: — В нашей жизни есть много, казалось бы простых вещей, которые помогают в общении друг с другом, например ласковое и доброе слово (Доброе слово и кошке приятно). А иногда не нужны слова, можно и выразить свою любовь и уважение хорошим поступком или достаточно прикосновения, телесного контакта. Это нам всем необходимо в любом возрасте, будь то ребенок или взрослый.
И следующее упражнение
4.Упражнение «Передай одним словом»
Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе общения.
Материалы: карточки с названиями эмоций.
Психолог: — Я раздам вам карточки, на которых написаны названия эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.
Теперь я перемешиваю карточки и еще раз вам раздам их.
Та же задача только теперь читаем короткий стишок «Уронили мишку на пол».
Список эмоций: Радость, удивление, сожаление, разочарование, подозрительность, грусть, веселье, равнодушие, спокойствие, заинтересованность, уверенность, желание помочь, усталость, волнение, энтузиазм.
Вопросы для обсуждения:
-
Легко ли вам было выполнять данное упражнение?
-
Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?
-
В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?
-
Какие эмоции вы испытываете в жизни чаще?
Психолог: — Так же, в общении не малую роль играет интонация. Одну и ту же фразу, слово можно сказать по-разному.
5.Притча «Небольшая разница» ( 5 минуты)
Один восточный властелин увидел страшный сон,
Будто у него выпали один за другим все зубы.
В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов.
Тот выслушал его озабоченно и сказал:
— Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. слайд
Ты потеряешь одного за другим всех своих близких.
Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал:
— Я счастлив, сообщить тебе радостную весть –
ты переживешь всех своих родных. слайд
Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание.
Придворные очень удивились.
— Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? — спрашивали они.
На что последовал ответ:
— Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не от того, что сказать, а как сказать.
Психолог: — Сейчас вы будете работать в парах: родитель – ребенок.
6. Рисунок «Наш дом» ( работа в парах)
— Я предлагаю каждой паре нарисовать рисунок, который будет называться “Наш дом”. Бумага и карандаши уже лежат на столах, найдите, пожалуйста, себе место (за каждым столом работает только одна пара). У вас есть 15 мин., чтобы выполнить задание, но есть важное ПРАВИЛО: вам нельзя договариваться о том, что вы будете рисовать, и вообще говорить друг с другом! После того, как все закончат, каждая пара представит свое произведение.
III. Заключительная часть
Упражнение «Аплодисменты» (2 минуты)
Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения.
Психолог: Мы с вами хорошо поработали. И в завершение мы предлагаем представить на одной ладони улыбку, на другой — радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты. Спасибо вам за участие.
Оборудование:
-
Стих на ватмане (оформление)
-
Памятки «Простые секреты бесконфликтности»
-
Список эмоций на ватмане
-
Список эмоций – карточки
-
Слайды «Притча»
-
Бейджики (листочки, булавки, фломастеры)
-
Доска
-
Ватман
-
Солнышко-игрушка
-
Стулья по количеству участников
-
Повязки
-
Тетрадь отзывов и предложений
В настоящее время, время инновационных технологий, загруженности родителей, им, родителям, порой совсем не хватает времени для общения с ребенком. Всё общение ограничивается вопросами: Как успехи в школе? Какие оценки получил? Домашнюю сделал?
И в этом винить родителей не нужно, ведь многие из них работают сутками или по 12 часов, приходят домой только лишь переночевать. И в этой безумной гонке, где каждый стремиться сделать для детей все, чтобы они не были одеты хуже других, чтобы имели самые современные гаджеты, нельзя винить родителей. Но все же… Родители и дети порой находятся по разные стороны одной реки. Редко бывает момент, когда между мамой и сыном или дочерью вечером возникнет момент истины, где каждый может рассказать о своих трудностях. Часто мы, родители, вспоминаем о том, что у нас есть ребенок только тогда, когда получаем приглашение на родительское собрание.
Побывав на родительском собрании, что чаще всего происходит дома? Ребенок в страхе ждет родителя с собрания, которые в свою очередь могут быть не сдержаны и разговор оканчивается скандалом. Есть и другой вариант – родители равнодушны, ни словом, ни взглядом не покажут никакой эмоции после собрания, а дети ждут, надеются, что маме будет приятно услышать, что её дочь или сын имеет успех (если даже незначительный). Но часто этого не случается. Но как важен бывает разговор «по душам», в обстановке, располагающей к доверительной беседе, к открытию тайн в игре и других формах общения.
Поэтому нам, педагогам, так важно понимать и знать, что родительское собрание – это не мероприятие для нотаций, нравоучений и жалоб! Это место, где мы должны создать все возможное, чтобы свершилось чудо! Дети и родители увидели самое прекрасное друг в друге, стали ближе друг к другу, смогли довериться друг другу, увидеть самые лучшие стороны друг друга. Семья – это самое важное в жизни каждого, без которого невозможно воспитание самого ЛУЧШЕГО ЧЕЛОВЕКА НА ЗЕМЛЕ.
Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным фактором формирования личности ребенка.
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие нормальной любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
Поэтому организация разных форм работы с семьей, родителями и детьми- актуальная проблема современности. Тем более, когда грядут обновленные стандарты, где основной линией является воспитания и школьная программа воспитания обеспечивает реализацию новых форм работы с семьей.
В своей разработке я постаралась показать новую формы совместной работы с родителями и детьми- организацию тренинга. При организации тренинга я использовала авторские методики, направленные на выявление скрытых трудностей в семье, на объединение общей идеей, на сближение самых дорогих в мире людей друг другу.
Представленные мною опыт организации работы с семьей, как классного руководителя, может быть использован всеми классными руководителями, специалистами школьных служб медиации для организации занятий с подростками «группы риска» и их родителями.
Содержательная часть
Конспект воспитательного занятия классного руководителя 8б класса Ёлкиной М.В.
Класс: 8
Тема: «Сделаем шаг навстречу друг другу»
Тип воспитательного занятия: тренинг
Цель: организовать деятельность, направленную на выявление способов преодоления скрытых или явных трудностей во взаимоотношениях взрослых и подростков.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: анализировать собственные поступки, выявлять трудности, проявлять уважение к взрослым, занимать активную позицию во взаимоотношениях с близкими людьми.
Коммуникативные: не боясь высказывать свое мнение, слышать своих родителей, гибко реагировать на диалог, на возможную критику в свой адрес.
Глобальные компетентности: формулировать проблему в явном виде и неявной форме; находить, предлагать пути её решения; анализировать ситуацию, приводящую к данной проблеме; предлагать варианты, как можно было бы избежать проблемной ситуации.
Креативное мышление: предлагать варианты изменения знакомой ситуации, предлагая новые функции объектам
Ход тренинга
Приветствие.
Добрый день уважаемые мамы и папы, наши дети! Сегодня у нас с вами необычная встреча, на которой собрались все вместе родители, наши дети и я классный руководитель для того, чтобы вместе сделать несколько шагов навстречу друг другу, чтобы лучше понять, что каждый из нас чувствует, чем любит заниматься, чем гордиться и т.д.
И прежде, чем начать наше мероприятие, я предлагаю сделать первую оценку «Насколько хорошо я знаю…». Оценочный лист не имеет оконченного названия как и наша жизнь – мы не знаем, что нас ждет завтра. Итак, я предлагаю вам чистый лист разделить на две части и в левой описать, характеризовать того, человека, с которым вы сюда сегодня пришли: мама, папа описывает своего ребенка, а ребенок, наоборот, своих родителей в любой форме: рисунок, схема, перечь черт характера.
Отчеркните характеристику и в виде рисунка изобразите ваши взаимоотношения. Положите в карман, сумочку или недалеко от себя этот лист так, чтобы никто его не увидел.
А мы продолжаем очередную нашу с вами встречу. Тихий рождественский вечерок, зажигается камин (на слайде), звучит тихая мелодия, мы с вами укутались в теплый мягкий плед, смотрим на огонь и в душе приятные воспоминания, ведь собралась вся семья. Рождественские вечера волшебные, может свершится чудо!
1 упражнение:
Упражнение «Салфетки»: на стол, перед присутствующими кладется пачка салфеток, они могут быть любого цвета, размера. Участникам встречи предлагается взять столько себе салфеток, сколько ему хочется. Как только все участники возьмут салфетки, предлагается им рассказать о себе, своих достоинствах, характере, увлечениях. Сколько взяли салфеток, столько о себе и рассказали.
-Достаньте спрятанный вами лист, в правой части листа дополните те особенности, которые вы не записали. И вычеркните в левой части те, которые уже сейчас кажутся совсем не подходящими для вашего самого дорого человека и вновь уберите его в потайное место.
Как бы мы, родители, хотели остановить мгновение, когда дети были милыми маленькими созданиями. Но время неумолимо движется вперед, наши малыши взрослеют, проявляют характер, начинают требовать от нас чего-либо. И вот тут мы понимаем, что начинаем хуже понимать наших детей. И дети думают о нас тоже самое. Мы с ними находимся на разных полюсах. И это расстояние, к сожалению, не уменьшается, а все увеличивается и увеличивается. А иногда мы сами не хотим его сократить, отдавая все на откуп времени. Но давайте сегодня сделаем несколько шагов навстречу друг другу, ведь и одной и второй стороне, бесспорно, хочется, чтобы придя домой, в нем царил мир и гармония, чтобы это было, то место, где тебя принимают таким, какой ты есть.
А какой? Я предлагаю вам упражнение «Снежинка».
Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. У каждого из вас имеются салфетки. Все они одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
1. Сложите лист пополам.
2. Оторвите правый верхний уголок.
3. Опять сложите лист пополам.
4. Снова оторвите правый верхний уголок.
5. Сложите лист пополам.
6. Оторвите правый верхний уголок
Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.
Нашли? Участники отвечают, что не нашли.
Ведущий: А почему? Как вы думаете?
Варианты ответов могут быть абсолютно разными, но постепенно вместе со всеми приходим к выводу, что и людей одинаковых нет, не говоря уже о снежинках. Снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.
Этот вывод — начало нашего разговора о том, что дети все разные, они имеют различные способности, возможности и личностные качества. Одни дети схватывают все на лету, другие нет. У одних сильно развита способность слушать, и они могут вполне хорошо воспринимать информацию на слух. У других же развито зрительное восприятие – материал при этом лучше усваивается при чтении. В этой ситуации у кого-то могут возникнуть трудности в учебе. Оказывается, третья часть неуспевающих детей — потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вот она первая причина- неумение или нежелание вовремя оказать поддержку и помощь своему ребенку, чтобы он был более успешным в учебной деятельности и в жизни.
Значит, что нам сегодня нужно попробовать сделать, какой цели достичь?
Я согласна с вами, так давайте вместе попытаемся выявить типичные ошибки в воспитании наших детей и отработать практические приемы оказания помощи им. А для этого давайте выполним следующее упражнение.
Упражнение «Идеальный родитель и идеальный ребенок» Время: 10 мин:
Дети отдельно от родителей составляют список, который характеризует идеального родителя.
Родители, объединившись, составляют свой список характеристик идеального ребенка.
После этого списки зачитываются. Участникам предлагается обсудить являются ли они таковыми, что из списка им бы хотелось взять в первую очередь, чтобы приблизиться к образу «Идеального родителя, либо идеального ребенка».
Вывод: ИДЕАЛА в мире нет, и недостатки есть у всех, но от этого дети не перестают любить родителей, а родители детей. Достаньте вновь свои листы и в правой части запишите ту черту своего родителя или ребенка, которую он имеет от того идеального, которого только что изобразили! И вновь спрячьте этот лист!
Упражнение заканчивается тем, что составленные списки разрываются, а пары (родитель — ребенок) обнимаются.
Уважаемые родители, как часто вы говорите своим детям (не зависимо от их возраста) ласковые слова или хвалите их за успехи? Нам каждому необходима ласка, внимание, похвала и, конечно же, любовь. Каждый родитель почувствует свое дитя, каждый ребенок узнает своего родителя, поэтому я предлагаю следующее упражнение:
Упражнение «Угадай, кто это?».
— Дети, вам нужно встать в круг, закрыть глаза, а ваши родители будут по очереди подходят к вам (детям) по кругу.
Ваша задача, дети, угадать своего родителя. Если вы решили, что это ваш родитель, то произносите: «Я тебя люблю». В том случае, если ребенок прав, пара уходит. Если нет, то движение родителей продолжается. Упражнение продолжается до тех пор, пока не образуются все пары.
-Достаньте вновь свои листочки, в правой части изобразите, напишите, на сколько сильно вы любите своих родителей (того, кто с вами в этот момент)
Очень часто, а может быть и всегда, услышав о поступке своего ребенка, мы не задумываемся, почему он это сделал. А ведь одним из важных умений в активном слушании является умение встать на место другого человека. К сожалению, так случается, что родители и дети, в силу разных причин, не всегда хотят или не всегда умеют этого делать. Поэтому я предлагаю вам поучаствовать в упражнении «Взрослый – ребенок».
Здесь необходимо просто представить себя на месте другого. Наверное, каждому из нас хотелось вернуться в детство, или, наоборот, поскорее повзрослеть. Сейчас у вас будет такая возможность.
Итак, дети, вы так мечтали о самостоятельности, о свободе действий, о снятии ограничений… теперь вы – взрослые.
Родители, вы наверняка устали от обыденности, от суеты, от проблем, так хочется быть чуточку беззаботным, легким на подъем, осознавать, что вся жизнь еще впереди.… Теперь вы – дети.
Скажите, что бы вы делали, если бы были взрослым (родителем) или ребенком.
Свои высказывания начинайте со слов: «Если бы я был родителем, то…», «Если бы я был ребенком, то…». Высказываемся по кругу.
Участники делятся своими мыслями.
Достаньте вновь свои потайные листочки и допишите в правую часть то действие, которое родители (дети) делают все-таки верно. И листочки теперь не убирайте! Из всего оставшегося содержания в левой части и полученного в правой, напишите письмо любви!
Упражнение 6 (5-7 мин): «Письмо любви»
Цель: Формирование чувства близости, повышение позитивного настроя.
Обменяйтесь письмами с дорогим вам, родным человеком. Это письмо- письмо искренности, правды, любви, открытости. Прочтите его, и если в нем что-то вам не понравится, оглянитесь назад, на наши упражнения и вспомните, что одинаковых людей нет, что идеальных людей не бывает, но, главное, что рядом человек, который никогда вас не предаст!!! Он любит и готов идти вам навстречу.
Дорогие родители и дети! Сегодня вы, уважаемые родители, вновь немного окунулись в детство, а вы, уважаемые дети, попробовали стать взрослыми.
Каждому из вас пришлось оценить друг друга, выберите из писем те свои качества, которые бы вы выбросили в корзину, напишите их на листочке, можете, зачитать вслух, если хотите, и постарайтесь избавиться от этого качества.
Мне очень хочется надеяться, что сегодняшнее занятие поможет Вам в Ваших отношениях и те несколько шагов навстречу друг другу, которые нам сегодня удалось сделать, станут постоянным движением друг к другу.
Рефлексия: я предлагаю взять по одному листочку и сформулировать предложение со словом, написанном на нем.
Например, Цените…. своих детей, родителей,
Умейте……, Помогайте …., Отношения…. Любовь, Уважение , Взаимопонимание и другие.
А я желаю, чтобы в Ваших домах царили мир и гармония, чтобы это был дом, где ребенка ждут, радуются его успехам, протягивают руку помощи, принимают и понимают его таким, каким он есть!
До скорой встречи!
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества»
Первомайского района Тамбовской области
Сценарий мероприятия
«Шаги навстречу друг другу»
Разработала
методист МБОУ ДОД «ДДТ»
Киянова Л.М.
р.п. Первомайский
ноябрь 2015 г.
Сценарий «Шаги на встречу друг другу!
Цель: повышение эффективности социализации несовершеннолетних, реабилитации и профилактики правонарушений детей группы социального риска, сплочение семьи и гармонизации детско-родительских отношений
Ход мероприятия
Часть 1 (40 мин)
Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поздравить наших замечательных мам, бабушек с предстоящим праздником Днем матери. Это самый нежный и самый трогательный праздник для всех.
Мы все чьи-то дети, для каждого сидящего в этом зале, слово мама, самое важное и самое прекрасное. Так давайте согреем своей любовью сердца наших матерей.
У нас всегда так много всяких забот, никогда не хватает времени по душам поговорить, пооткровенничать с мамой, бабушкой и сегодня вам всем представится такая возможность.
Но прежде чем мы начнем наш праздничный концерт, мамы, бабушки посетят психолога — Серкову Алину Александровну.
А тем временем ребята отправятся на мастер — классы: ребята у кого красные квадратик идут за педагогом дополнительного образования Чермошенцевой Галиной Владимировной;
у кого зеленые квадратики идут за педагогом дополнительного образования Перепелкиной Натальей Николаевной.
После всех мероприятий, мы ВАС ждем на праздничный концерт!!!
Часть 2 (40 мин)
Еще раз здравствуйте! Мы приветствуем вас на праздничном мероприятии «Шаги навстречу друг другу», посвященном Дню Матери. Празднование Дня Матери началось еще в Древнем Риме, когда люди славили богиню земли и плодородия. В христианстве этот праздник связан с чествованием Покровы Божьей Матери. В этот день принято говорить мамам слова благодарности и любви, дарить подарки и цветы.
В России отмечать День матери стали сравнительно недавно. Хотя невозможно поспорить с тем, что этот праздник — праздник вечности: из поколения в поколение для каждого человека мама – самый главный человек в жизни.
Этот праздник основанный Президентом Российской Федерации 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради блага своих детей.
Сегодня у нас на празднике присутствуют почетные гости:
1. Начальник отдела образования администрации Первомайского района — Лидия Алексеевна Груздева
2. Начальник отдела по организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации района – Екатерина Николаевна Алехина
3.
4.
И сейчас слова предоставляется
1.
2.
1Встречайте, песню «Мама» вам дарит Болашова Алина
Вед.Слово «мама» — особое. Оно рождается как бы вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Попробуй мысленно построить в ряд наших родственников, друзей, знакомых в порядке их значимости. Трудно? Да. Всё может измениться… Но никакие, даже самые невероятные перемены не могут заставить пересмотреть значение в нашей судьбе человека, который дал нам жизнь. Мама — вне ряда, место ее в нашей жизни совершенно особое, исключительное. Материнство выходит за пределы обычных форм человеческих связей. Самый, самый дорогой человек в нашей жизни – это мама. Это она нас вырастила, воспитала. Она нас любит и плохими, и хорошими. Материнская любовь согревает нас до старости. Мама нужна всем: и делающему первые шаги, и обременённому жизненным опытом, удачливому и неудачнику, больному и здоровому… Мама нужна всем и всегда, ибо это святыня, святынь…
1.Монтаж.
1. Любимая мама, тебя поздравляю,
В День матери. Счастья, здоровья желаю.
Ты в сердце моём, даже, если в разлуке,
Я помню всегда твои нежные руки.
2. Пусть каждый твой день наполняется светом,
Любовью родных будь, как солнцем, согрета.
Прости, временами тебя огорчаю,
Поверь, что невольно…себя я ругаю.
3. Благодарю тебя, родная мама,
За доброту, за ласку и любовь.
Была я непослушна и упряма,
Но ты, с терпеньем, всё прощала вновь.
4. Любому, кто живет на белом свете,
Любить, кто может, думать и дышать,
На нашей голубой планете
Роднее слова нет, чем мать.
5. С годами, став взрослее, в чувствах строже,
Вдруг сердцем начинаешь понимать.
Нет человека ближе и дороже.
Чем женщина, которой имя — Мать.
6. Мы в жизни разными дорогами шагали.
Неважно, сколько зим и сколько лет,
Но эту истину давно уже познали:
Родней, чем мама, человека нет.
2. Для вас поет Бочарова Дарья «Мама»
А сейчас вашему вниманию видео ролик
Вед. Прошу вас, берегите матерей.
Теплом укройте от житейской вьюги,
Их любовь во сто крат горячей,
Чем друзей и любимой подруги.
Материнской любви не объять,
И канонов я здесь не нарушу,
Коль скажу: Мать готова отдать
Свою ласку вам, нежность и душу.
Мать возьмёт на себя вашу боль,
Все терзанья, сомненья и муки!
Мать положит в дорогу хлеб – соль,
И протянет навстречу вам руки.
3. Встречайте, девочки танцевального коллектива задорная компания, дарят вам танец «Матрешки»
4. Для вас поет Хованова Софья « Мама, мамочка»
Ведущий: Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День Матери занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку.
Спасибо вам!.. И пусть каждой из вас почаще говорят теплые слова ваши любимые дети! Пусть на их лицах светится улыбка, и радостные искорки сверкают в глазах, когда вы вместе!
Сейчас я хочу обратиться к вам, ребята! На фоне песни вручите подарки, которые вы сделали своими руками, вашим мамам, бабушкам.
Фонограмма Ю. Началовой
5. Встречайте, девочки творческого объединения «Современные народные танцы»
Ведущая 1: Пройдут года и вы, покинете свой отчий дом, выйдете на широкие жизненные пути. Мама всегда будет ждать нас за семейным столом. Семейный очаг никогда не обделит вас своим теплом.
Ведущий 2. Пусть в сердцах ваших всегда играет музыка: музыка ветра, музыка радости, музыка света. Пусть материнство станет для вас праздником, зенитом счастья, апогеем любви. Сделайте шаги навстречу друг другу и в ваших семьях всегда будет царить любовь, счастье и понимание.
6. А сейчас свой музыкальный подарок вам дар Алымова Яна «Помолимся за родителей».
Ведущий: На этом наш концерт подошел к концу. Спасибо всем за внимание!
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/274339-shagi-navstrechu-drug-drugu
Якимова Ирина Ивановна руководитель Психологической службы Первой гимназии Балтабаева Алина ученица 10 «А» класса Первой гимназии |
Форма проведения собрания: круглый стол с «рамкой».
Форма выбора объясняется тем, что она позволяет родителям не только получить информацию, но и осознать свою родительскую позицию, сравнить ее с позицией других родителей, сформулировать общий вывод по обсуждаемой проблеме, что помогает формировать общее воспитательное поле вокруг ребенка.
Цели:
- содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания;
- способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями.
Задачи:
- Формирование умения понимать друг друга на вербальном и невербальном уровне;
- Развитие умения чувствовать группу и отдельных ее членов, доверять;
- Развитие эмпатии и самосознания;
- Раскрытие внутренних резервов для развития
Материалы и оборудование: интерактивная доска, презентация по ходу собрания, стикеры 4 цветов, английские булавки, листы бумаги для записи, ручки, ватман с «эмоциональным термометром».
Организация пространства:
- Встреча проходит в учебном кабинете.
- Столы расставлены полукругом и ориентированы на главный стол, за которым сидит психолог. Справа от ведущего располагается классный руководитель.
- На столах для родителей чистые листочки, ручки, карандаши.
- Родители /законные представители/ рассаживаются за столами произвольно.
Подготовительная работа к собранию:
- Проведение анкетирования детей (уровень тревожности, Блиц-опрос) и родителей (стиль семейных отношений, Блиц-опрос).
- Подготовка приглашений на собрание для родителей и детей.
- Расстановка мебели в кабинете.
Ход собрания
1. Каждый из участников детско-родителького мероприятия получает бейждик в виде следа, на котором необходимо написать свое имя.
2. Классный руководитель представляет участников круглого стола.
3. Психолог благодарит родителей и детей за то, что они нашли время для встречи и говорит о причинах выбора и актуальности такой формы работы как круглый стол с «рамкой», сообщает о цели нынешней встречи.
— Сегодня у нас с вами необычная встреча, на которой собрались все вместе родители, наши дети и классный руководитель для того, чтобы вместе попробовать сделать несколько шагов навстречу друг другу, лучше понять, что каждый из нас чувствует, чем любит заниматься, чем гордиться и т. д.
В определенный возрастной период мы на какое-то время, как нам кажется, начинаем хуже понимать друг друга. Родители находятся на одном полюсе, их повзрослевшие уже не дети, а подростки на другом. И это расстояние, к сожалению, не уменьшается, а все увеличивается и увеличивается. Давайте сегодня попробуем сделать несколько шагов навстречу друг другу, ведь и одной и второй стороне, бесспорно, хочется, чтобы придя домой, в нем царил мир и гармония, чтобы это было то место, где тебя принимают таким, какой ты есть.
Разминка «Ассоциации»
Ведущий называет исходное слов «Семья», следующий называет ассоциацию на это слово, следующий — на слово-ассоциацию предыдущего и т. д. по принципу «снежного кома»
Анализ делается по преобладанию знаковых ассоциаций.
— Отношения в семье можно представить в виде формулы: СИСТЕМА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ = (родители + родители) + (родители + дети) + (дети + дети).
Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом — общее развитие ребенка.
Упражнение № 1. «Одинаков ли взгляд на вещи у детей и родителей?» (Дж. Кuнчер)
Посмотрите на фигуры и напишите, что это, по-вашему, такое?
Выслушиваются по очереди ответы детей и родителей. Ответы группируются по категориям, размещая их на доске:
- вещи (одежда, украшения)
- предметы домашнего обихода (мебель, посуда)
- растения
- игрушки
- насекомые, животные
- спортивные предметы
- природа
- строение
- еда
- механизм
- геометрическая фигура
- другое
Сравнить детей и родителей по тому, какие категории они предпочитают.
Вопросы для обсуждения полученных результатов:
- Как опыт обращения с предметами повседневного обихода может сказываться на восприятии этих фигур?
- Чем еще можно объяснить различия в их восприятии?
— Этот эксперимент напоминает о том, что на один вопрос может быть несколько правильных ответов. Или может быть несколько правильных восприятий одного и того же явления. Каждый человек придает окружающим вещам свой смысл. Вывод. Во что превратилась бы жизнь, если бы все воспринимали окружающее совершенно одинаково?!
— Наше первое упражнение наглядно доказало, что между детьми и родителями существует некое непонимание. Различия между поколениями — это различие между людьми, родившимися в разное время. Эти различия так же универсальны, как и возрастные отличия.
Общество — это смена, преемственность поколений. Степень межпоколенных различий зависит от темпов социально-исторического развития. Преемственность поколений всегда избирательна: то, что соответствует изменившимся условиям, отвергается или изменяется.
Разность поколений связана и с возрастными особенностями подростков, их родителей, бабушек и дедушек. Подростки обладают той жажды новизны, которая не свойственна людям в зрелом и пожилом возрасте. Подросток занимает промежуточное положение между миром взрослых и детей. Главным новшеством подросткового возраста является чувство взрослости у подростков. Это противоречивое чувство; вместе с этим одной из важных потребностей подросткового возраста является стремление к независимости от контроля и опеки старших.
— Сегодня мы попробуем найти точки соприкосновения. И для начала обозначим проблему: уточним, в каких аспектах взаимоотношений родителей и детей на самом деле существуют разногласия.
Блиц-опрос
Участникам встречи раздаются жетоны (кусочки цветной бумаги, вырезанные кружки и т. д.). Выставляются пластиковые стаканы с номерами двумя линиями: для детей и родителей
Зачитываются вопросы и по очереди варианты ответов для детей и родителей. Нужно дать ответ «ДА» или «НЕТ».
Если «ДА», то в пластиковый стакан (0,5) с номером вопроса бросается жетон.
Для родителей |
Для детей |
|
1. Самостоятельность | Ваш ребенок растет самостоятельным, инициативным, способным к принятию важных решений. | Ты считаешь себя самостоятельным, сам проявляешь инициативу в делах, принимаешь важные решения. |
2. Степень защищенности | Вы всегда защищаете своего ребенка, даже если он не прав. | Ты полностью уверен в том, что твои родители всегда тебя защитят. |
3. Доверие | Вы полностью доверяете своему ребенку и уверены в том, что у него нет от вас тайн. | Всегда ли ты говоришь правду родителям. |
4. Совместное времяпровождение | Вы мало времени проводите со своим ребенком. | Ты хочешь чаще общаться с родителями. |
5. Похвала | Вы всегда хвалите ребенка за его успехи. | Родители всегда замечают твои успехи и не забывают похвалить тебя. |
6. Степень ответственности | Родители виноваты в том, что дети становятся наркоманами, алкоголиками, ворами, проститутками. | Родители виноваты в том, что дети становятся наркоманами, алкоголиками, ворами, проститутками. |
7. Критика | Вы часто критикуете ребенка, делаете ему замечания. | Ты слышишь в свой адрес только одни упреки и замечания. |
8. Организация досуга | Вы позволяете своему ребенку выбирать себе друзей и проводить свободное время по его усмотрению. | Ты сам выбираешь, с кем тебе дружить и как проводить свободное время. |
9. Семейные обязанности | Вы считаете, что Ваш ребенок недостаточно помогает Вам в семейных делах. | Ты считаешь, что у тебя должно быть больше свободного времени. |
10. Любовь | Вы часто говорите ребенку, что любите его. | Ты хочешь чаще слышать, что родители тебя любят. |
Обсуждение результатов.
Давайте посмотрим на результаты.
Совпадения по вопросам, связанным…..
Расхождения….
— Следующие наши упражнения — это своеобразные шаги навстречу друг другу.
Упражнение № 2 «Письмо»
— Очень часто в нашем стремительно развивающемся мире мы не всегда находим время, чтобы подумать о себе, о своих близких. Мы сейчас вам предлагаем написать небольшое послание, состоящие из 7 предложений, начинающихся с местоимения «Я».
Все эти послания опускаем в почтовый ящик, но, к сожалению, мы их забыли подписать — не отметили на них ни адресата, ни автора письма. Сейчас мы попробуем разобраться, кто же был автор письма — чей родитель его писал или чей подросток.
Поочередно происходит чтение писем, по которым подростки угадывают в них своих родителей, а те наоборот своих детей.
— Итак, мы сейчас незаметно для себя сделали ПЕРВЫЙ ШАГ навстречу друг другу (на слайде появляется название первого шага). В этом нам помогло «Взаимопонимание».
Упражнение № 3 «Какие МЫ»
— В предыдущем шаги, мы увидели какие мы разные, что иногда нам не хватает времени, чтобы лучше понять тех людей, которые рядом с нами. Сейчас мы попробуем узнать, как мы видим друг друга.
Вопросы друг другу — «Какие у нас родители?» — детям — «Какие у нас дети? Кто больше сможет назвать характеристик друг друга.
— Вот мы и сделали 2-ой ШАГ по направлению друг к другу, как оказалось очень интересные люди нас окружают! В этом нам помог положительный настрой друг на друга или «Безусловное принятие».
— Установлению тесных взаимоотношений с родными людьми способствуют и следующие моменты:
Привязанность — чувство близости, основанное на привязанности, симпатии.
Самораскрытие — это обнаружение сокровенных переживаний и мыслей перед другим человеком.
Преданность — поскольку двое доверяют друг другу, они свободно открывают свои сокровенные тайны, мир фантазий, делятся жизненным опытом, не требуя ничего взамен, кроме радости общения.
Бескорыстность — подлинные друзья с готовностью оказывают помощь даже в тех случаях, когда не может идти речь ни о какой компенсации. Желание «дарить» выступает как глубокая внутренняя потребность.
Упражнение № 4. «Эмоциональный термометр» (автор метода психолог ГА. Цукерман).
Чтобы ладить с людьми, надо учитывать особенности их эмоциональной жизни. Чтобы владеть своими чувствами, надо познакомиться с собственным эмоциональным устройством. Изменить собственное состояние, настроение, эмоцию можно, посмотрев на себя со стороны. Вот как выглядит «эмоциональный термометр».
Если на вопрос: «Присутствуют ли в ваших отношениях с детьми (с родителями) следующие отношения, вы можете ответить «Конечно, да», то кружок соответствующего цвета нужно поместить на шкалу термометра.
Все присутствующие размещают разноцветные стикеры на изображении эмоционального термометра. Ведущий озвучивает результаты: какие отношения присутствуют в достаточной степени, какие нужно развивать и т. д.
— Надо помнить, что в человеческих отношениях нет ничего окончатeльнoго, они живут, изменяются с возрастом людей, изменяются под влиянием опыта, личностного роста, характера общения. Если отношения дороги, нужно учиться сохранять и беречь их. Центральное звено любых отношений — эмоции и чувства.
Искусство поддерживать хорошие отношения с другими людьми в значительной мере сводится к умению понимать эмоциональное состояние других. Но иногда недостаточно просто сказать, чего же ты хочешь на самом деле, а нужно еще, чтобы тебя услышали.
Помогите друг другу понять те ошибки, которые вы совершали в общении.
Упражнение № 5. Составление Памяток
В течение 5–7 минут составьте памятку: дети — родителям и, наоборот, в которой содержались бы ваши пожелания о взаимоотношениях.
Например:
Родителям |
Детям |
Родители! Доверяйте своему ребенку! | Дети! Прислушивайтесь к советам родителей! |
Хвалите меня чаще! | Говорите родителям комплименты! |
Предъявление памяток.
Рефлексия «Портфельчики с полезностями»
Портфель — это образный итог нашей встречи. Просим Вас заполнить их теми вещами, которые вам понравились, и вы бы хотели забрать их с собой — это могут быть какие-то изречения, советы, интересные моменты и т. д. Вы также можете оставить нам пожелание для последующей работы.
2–3 минуты для заполнения портфельчика. Затем обсуждение.
— Пусть то, о чем вы сегодня обсуждали, поможет вам укрепить ваши взаимоотношения в семье.
Родители, помните: «Любить — это не значит давать материальную любовь, в каком бы виде она не была. Любить — это дать возможность ребенку идти своей дорогой, пусть дорогой ошибок и потерь, но именно той, которая ему предназначена. А любящий родитель идет всего лишь по обочине, чтобы вовремя поддержать или подать руку, если ребенок поскользнется.
Нельзя прожить жизнь дважды, за кого-то. У каждого она своя, и у ребенка тоже»
А детям я бы хотела предложить слова М.Цветаевой: «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими».
Спасибо всем за участие, за дружескую встречу двух поколений. Мир и счастье вашему дому! До свидания!
Презентация «Шаги навстречу друг другу»
Приложение к собранию
Смотреть в формате PDF