Сценарий непривлекательная красавица

Женские жизненные сценарии в трансактном анализе. Сценарий «Непривлекательная красавица» – жизненный сценарий

Женский жизненный сценарий. Непривлекательная красавица

  • image

И первые на последних похожи…

То, как думать, как чувствовать и как воспринимать окружающий мир первыми обучают нас наши родители.
Первые годы жизни, когда этот процесс проходит особенно интенсивно и систематически друг и ученик Эрика Берна Клод Штайнер
назвал «начальной подготовкой». Он сравнил это время с курсом молодого бойца, который проходят новобранцы попадая в армию.
В обоих случаях то, что приходится постигать «новобранцу» воспринимается им крайне негативно, неоправданно, с отторжением.
Напротив, как в армии, так и в семье обучающие уверены, что передаваемые ими ценные знания, навыки и умения – обязательное
условие для формирования в будущем зрелой, успешной и всесторонне развитой личности.

Фактическим же результатом такой «начальной подготовки» в подавляющем большинстве семей становится успешное подавление в маленьком
человеке его фундаментальных прирожденных способностей:

  1. Способности любить и быть любимым (способности быть близким).
  2. Способности к познанию мира и окружающих людей (способности думать).
  3. Способности спонтанно чувствовать, мыслить, излагать и действовать
    (способности свободно проявлять своего Естественного Ребенка).

По факту успешного прохождения курса «начальной подготовки» родители присваивают ребенку индивидуальный знак отличия,
награждая персональным жизненным сценарием, в котором почти всегда и гарантированно будут присутствовать ОтЧужденность,
БезУмие и БезРадостность.

Вот уж поистине, благими намерениями…
Но почему же мы, люди, копившие мудрость на протяжении веков и обладающие стремлением к правде механически множим эту роковую
предопределенность из поколения в поколение?
«…Частично – уверен Эрик Берн – это связано с нашей любовью к родителям, частично – потому что это способ предельно упростить
жизнь, а главным образом, потому, что не осознаем, что мы делаем с собой и другими».
Отсутствие необходимой базы знаний о сценариях, родительских запретах и предписаниях и их роли в нашей жизни создают идеальную
почву для успешного программирования каждого следующего поколения.
При этом сам человек, успешно прошедший курс «начальной подготовки», до конца дней своих сохраняет иллюзию своей автономности.

Выход за пределы замкнутого круга – это перепрограммирование жизненного сценария человека, базирующегося на родительских
запретах и предписаниях, в соответствии с его врожденными представлениями о зоне комфорта, ощущении счастья и полноты жизни.
Первым шагом на этом пути станет знакомство со своим собственным сценарием, о существовании которого многие из нас до этого
момента не предполагали.
Один из сценариев, описанных Клодом Штайнером, в котором, возможно, кто-то из наших читательниц узнает себя или своих подруг
– сценарий «Непривлекательной красавицы».

Жизненный план и психологический портрет Непривлекательной красавицы

«Непривлекательная красавица» обладает очевидными внешними достоинствами, но из-за заниженной самооценки испытывает постоянные
сомнения в своей женской привлекательности.
Она убеждает себя в своей ограниченности и ущербности и, смотрясь в зеркало, не находит в себе того, чем восхищаются другие.
Такую модель восприятия Клод Штайнер назвал «синдромом красивой женщины» и объяснил тем, что внешне «броская» женщина склонна
акцентировать чрезмерное внимание на каких-то отдельных фрагментах своей внешности.
В отрыве от цельного образа они всегда выглядят не столь ярко и привлекательно, как в едином ансамбле.

Корни жесткого жизненного сценария «Без любви» и психологических проблем, ограничивших Непривлекательную красавицу в ее
способности радоваться жизни, строить равные и взаимодополняющие отношения и достигать больших целей следует искать в
родительских запретах и предписаниях:

  • Не будь собой
  • Ты красива только внешне
  • Не доверяй
  • Не строй близких отношений с другими людьми

Непривлекательная красавица ищет и находит в себе изъяны и несовершенства.
Она не доверяет тем людям, которые искренне уверены, что она красива.
По этой причине поглаживания, которые щедро предлагает окружение, она отвергает.
Она верит, что встретит человека, который сумел бы оценить еe внутренние качества, но встречает лишь тех, кто готов без
промедления оценить еe физические достоинства.
Поскольку окружающие отдают предпочтение внешним данным, забывая «за ненадобностью» о еe личностных качествах,
Непривлекательная красавица принимает сценарное решение: «Поскольку «я красива только внешне» (Я-), то для того, чтобы
получить желаемое, проще и разумнее умело пользоваться своей внешностью».

Неискушенная в любовных играх, Непривлекательная красавица часто становится легкой добычей
мужчины-плейбоя.
Появляясь с ней на публике, он пользуется успехом среди своего окружения, получая поглаживания от таких же ловеласов,
как он сам.
Внутренняя пустота и ограниченность внешне безупречного плейбоя очень скоро становится для неe обузой и вполне достаточным
аргументом для разрыва отношений.

Следуя родительским предписаниям, глубоко внутри Непривлекательная красавица бережно хранит свою мечту о Прекрасном Принце,
который положит конец еe психологическим конфликтам, увидит и полюбит не только еe тело, но и содержание, наполнит каждую
минуту жизни смыслом и сделает по-настоящему счастливой. Она не оставляет надежды отыскать своего героя.
Свои неудачи в поиске идеального Принца она систематически срывает на неравнодушных к ней окружающих, «не сумевших» в полной
мере оценить еe достоинств.
В такие моменты она изощренно мстит им, издеваясь над своим телом и здоровьем, ежедневно выкуривая тонны сигарет и демонстрируя
всем своим внешним видом пренебрежение к моде, женской конкуренции и окружению.

Несоответствие между представлениями о Реальности и самой Реальностью заставляет еe ощущать себя Жертвой, несмотря на то, что
многие женщины из окружения Непривлекательной красавицы завидуют еe внешним данным и считают опасной соперницей.
Благодаря своим физическим достоинствам многое из того, что она пожелает достается ей значительно легче, чем еe подругам.
Она не добивается внимания, получая его с избытком.
Время от времени она превращается из Жертвы в Преследователя и ведет себя как примадонна, общаясь с окружающими из позиции
ТА Я+Ты-.

С годами ее красота меркнет, но своего привычного, надменно-негативного отношения к людям она изменять не намерена.
Но теперь то, что ранее ей снисходительно прощали за яркую внешность, не находит своего оправдания.
Для окружающих она превращается в обыкновенную злобную стерву.
Жизненный сценарный финал Непривлекательной красавицы часто вполне предсказуем: одиночество, тотальный дефицит любви, как со
стороны окружения, так и по отношению к самой себе, тяжелейшая депрессия на фоне полного отсутствия поглаживаний, букет
психосоматических заболеваний … .

Вероятный антисценарий

Время, когда в еe жизнь приходит Прекрасный Принц становится сказкой наяву. Она влюбляется в него без оглядки на свои «изъяны».
Небо затягивает тучами, когда примерно через полгода земного рая еe Принц начинает исподволь коситься на других, не менее
привлекательных женщин, а потом и активно интересоваться ими.

Мифическая героиня Непривлекательной красавицы – Мэрилин Монро и подобные ей звездные женские персонажи кино-
и теле-индустрии.

Телесный компонент: еe тело великолепно, но напряжено даже в минуты интимной близости.
Она улыбается только ртом, поскольку опасается, что в противном случае вокруг глаз быстро соберутся морщинки.

Согласно жизненному сценарию, терапевт Непривлекательной красавицы поддается сексуальному соблазну и делится с ней своими
соображениями по этому поводу.
После таких откровений она получает право подвергать сомнению и игнорировать любую его точку зрения, как специалиста.

Антитезис

Она предпринимает попытку вернуть себе то состояние, когда умела получать удовольствие от поглаживаний за свои человеческие
качества.
Она больше не стремится подчеркивать свои внешние достоинства и не акцентирует внимание на воображаемых недостатках, играя
в «Изъян». Она заново учится любить себя и каждый день открывает в себе множество новых и удивительных достоинств.
Роль Жертвы и Преследователя она стремится заменить равными отношениями, в которых сотрудничество между людьми открывает новые
возможности для получения желаемого без ущерба друг для друга.

Выстраивая отношения с мужчинами, она стремится задействовать свое Взрослое состояние,
что дает представителям сильного пола возможность оценить еe не только как женщину, но и как неординарную личность.
Совершив внутреннюю трансформацию, она обретает уверенность в том, что может и умеет распоряжаться своей жизнью, самостоятельно
писать и редактировать свой жизненный сценарий.

Чем раньше Непривлекательная красавица примет решение освободиться от оков своего сценария, тем больше у неe шансов добиться
успеха.
Причина состоит в том, что с возрастом действие социогенного фактора усиливается и отягощается проявлениями невротических
состояний на физическом уровне – в виде хронической усталости, утомляемости, головных болей, повышенной нервной возбудимости
и нервных тиков.

Один из практических способов, помогающих Непривлекательной красавице самостоятельно ослабить зависимость от своего сценария:
искусственно создавать или попадать при общении с окружающими в нестандартные ситуации – попробовать заговорить с людьми в
очереди, в транспорте, просто на улице, набраться смелости и обратиться к незнакомцу или незнакомке.
Такой прием после определенной практики позволит обрести навык выходить из привычной «зоны сценарного комфорта» в мир
реальности.
Освобождающий эффект: участие в нестандартной ситуации требует нестандартной реакции и поведения, создает массу новых
возможностей осмыслить свои жизненные позиции с альтернативной точки зрения, ощутить то чувство вовлеченности и спонтанности,
которое сопровождает жизнь человека, свободного от сценариев.

Еще один аргумент, который поможет Непривлекательной красавице выстоять в непростой борьбе со сценарной зависимостью –
понимание того, что стеснительных людей в природе не существует: стеснение – не более чем опасение неудачи и насмешек, желание
для всех оставаться хорошей и глубоко коренящееся гипертрофированное чувство собственной значимости.

Как заметил Эрик Берн в своем бестселлере «Игры, в которые играют люди», «Освобождение от родительского влияния становится
возможным только тогда, когда человек достигает независимости, то есть приобретает умение жить «включенным» в настоящее,
действовать спонтанно и достигать близости с другими людьми.
Кроме того, в это время он уже свободен в выборе, то есть понимает, что именно из родительского наследия он хочет оставить
себе».

  • image

Конечно, самый корректный сценарный антитезис или трансакцию, которая позволит преодолеть ключевой сценарный запрет наша
Непривлекательная красавица сможет получить от профессионального психоаналитика, а практические навыки закрепить под его
руководством, работая в терапевтической группе.
Таким образом, одна из актуальных задач для неe на «этапе освобождения» – поиск такого специалиста, который был бы более
поглощен своими профессиональными обязанностями, чем еe внешностью.

Источники:

Штайнер Клод.
«Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна»

Берн Эрик.
«Игры, в которые играют люди»

	Я пытался уйти от любви, я брал острую бритву и правил себя,
	Я укрылся в подвале, я резал, кожаные ремни
	Стянувшие слабую грудь... © Вячеслав Бутусов (Наутилус Помпилиус "Я хочу быть с тобой")

Ещё почитать:


Непривлекательная красавица

Жизненный план. Она обладает
стандартными признаками «женской
красоты», но она не очень высоко ценит
себя как личность и не верит по-настоящему
в то, что она привлекательна. Она считает
себя ограниченной и непривлекательной.
Когда она смотрит в зеркало, то не видит
красоты, которую видят другие. Ей в глаза
в первую очередь бросаются изъяны и
несовершенства. Эта особенность
называется «синдром красивой женщины»
и связана с тем, что женщина сосредоточивается
на отдельных частях лица или фигуры,
которые по отдельности выглядят не так
привлекательно, как в ансамбле. Ей
кажется, что она обманывает тех, кто
думает, что она красива, и считает их
глупцами. Она получает много поглаживаний
за свою внешность и игнорирует их все.
Она хочет, чтобы ее любили за ее личные
качества, но мало кто видит их за красивой
оболочкой. Мужчина, который выходит с
ней в свет, получает поглаживания за
прекрасное приобретение, которое стоит
с ним рядом в вечернем платье. Она
находится в постоянном поиске Прекрасного
Принца, который положит конец всем ее
несчастьям и силой своей волшебной
любви сделает ее по-настоящему красивой.
Она злится на окружающих за то, что они
не ценят ее, и мстит за это, выкуривая
сигареты пачку за пачкой и появляясь в
обществе близких друзей в затрапезном
виде. Она дает мужчинам все, кроме самой
себя. Она ощущает себя в первую очередь
Жертвой. Часто другие женщины видят в
ней опасную соперницу и завидуют ее
красоте. Благодаря привлекательной
внешности она привыкла легко получать
то, что хочет. Привычка к особенному
обращению сделала для нее ненужным
умение сотрудничать, поэтому иногда
она ведет себя как примадонна.

Так как она не пользуется своей взрослой
частью в отношениях с Прекрасным Принцем,
он эмоционально «обворовывает» ее.
Позже, когда со временем ее красота
тускнеет, она не отказывается от
привычного враждебного отношения к
другим, но так как теперь очевидное
оправдание капризов (ее красота)
отсутствует, ее считают просто «стервой».
Часто она заканчивает жизнь в одиночестве,
ее никто не любит, даже она сама.

Контрсценарий. Ее жизнь кажется
чудесной сказкой, когда она по уши
влюблена в своего Прекрасного Принца.
Это продолжается около шести месяцев,
а затем незаметно меркнет, так как он
начинает интересоваться другими
красивыми женщинами.

Запреты и предписания:

• ты красива только внешне;

• не будь близка с другими людьми;

• не будь собой.

Решение. Люди всегда реагировали
исключительно на ее красивое лицо, а не
на нее саму как личность, поэтому она
решила, вместо того чтобы добиваться
уважения к себе как к человеку, продавать
себя в качестве сексуального объекта,
чтобы получать то, чего она хочет.

Мифическая героиня. Она болезненно
очарована легендой Мэрилин Монро и
восхищается кино- и телезвездами.

Телесный компонент: Ее тело очень
красиво, но нечувствительно. Она часто
бывает напряжена, и поэтому иногда ей
бывает трудно достичь оргазма. Когда
она улыбается, приходит в движение
только ее рот, потому что она боится,
что возле глаз образуются морщинки.

Игры:

• «Насилие»;

• «Если бы не ты»;

• «Изъян (ее собственный)».

Роль терапевта, предусмотренная
сценарием.
Он уступает сексуальному
влечению и делает ей соответствующее
предложение, после чего она получает
право игнорировать все, что он говорит.

Антитезис. Она начинает требовать
поглаживаний за человеческие качества,
которые нравятся в ней людям, она
отказывается принимать поглаживания
в адрес своей внешности. Ей необходимо
полюбить себя, перестать играть в «Изъян»
и начать наслаждаться своей истинной
внешней и внутренней красотой. Она
занимается тем, что для нее по-настоящему
важно, и посещает женскую группу встреч,
где учится сотрудничать, чтобы получать
то, чего она хочет.

Она решает использовать свою взрослую
часть, чтобы построить отношения с
мужчиной, который ценит ее как личность.
Она получает удовольствие от того, что
наконец стала властна над событиями
своей жизни и знает, над чем ей нужно
работать в себе.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Непривлекательная красавица

Непривлекательная красавица

Жизненный план. Она обладает стандартными признаками «женской красоты», но она не очень высоко ценит себя как личность и не верит по-настоящему в то, что она привлекательна. Она считает себя ограниченной и непривлекательной. Когда она смотрит в зеркало, то не видит красоты, которую видят другие. Ей в глаза в первую очередь бросаются изъяны и несовершенства. Эта особенность называется «синдром красивой женщины» и связана с тем, что женщина сосредоточивается на отдельных частях лица или фигуры, которые по отдельности выглядят не так привлекательно, как в ансамбле. Ей кажется, что она обманывает тех, кто думает, что она красива, и считает их глупцами. Она получает много поглаживаний за свою внешность и игнорирует их все. Она хочет, чтобы ее любили за ее личные качества, но мало кто видит их за красивой оболочкой. Мужчина, который выходит с ней в свет, получает поглаживания за прекрасное приобретение, которое стоит с ним рядом в вечернем платье. Она находится в постоянном поиске Прекрасного Принца, который положит конец всем ее несчастьям и силой своей волшебной любви сделает ее по-настоящему красивой. Она злится на окружающих за то, что они не ценят ее, и мстит за это, выкуривая сигареты пачку за пачкой и появляясь в обществе близких друзей в затрапезном виде. Она дает мужчинам все, кроме самой себя. Она ощущает себя в первую очередь Жертвой. Часто другие женщины видят в ней опасную соперницу и завидуют ее красоте. Благодаря привлекательной внешности она привыкла легко получать то, что хочет. Привычка к особенному обращению сделала для нее ненужным умение сотрудничать, поэтому иногда она ведет себя как примадонна.

Так как она не пользуется своей взрослой частью в отношениях с Прекрасным Принцем, он эмоционально «обворовывает» ее. Позже, когда со временем ее красота тускнеет, она не отказывается от привычного враждебного отношения к другим, но так как теперь очевидное оправдание капризов (ее красота) отсутствует, ее считают просто «стервой». Часто она заканчивает жизнь в одиночестве, ее никто не любит, даже она сама.

Контрсценарий. Ее жизнь кажется чудесной сказкой, когда она по уши влюблена в своего Прекрасного Принца. Это продолжается около шести месяцев, а затем незаметно меркнет, так как он начинает интересоваться другими красивыми женщинами.

Запреты и предписания:

• ты красива только внешне;

• не будь близка с другими людьми;

• не будь собой.

Решение. Люди всегда реагировали исключительно на ее красивое лицо, а не на нее саму как личность, поэтому она решила, вместо того чтобы добиваться уважения к себе как к человеку, продавать себя в качестве сексуального объекта, чтобы получать то, чего она хочет.

Мифическая героиня. Она болезненно очарована легендой Мэрилин Монро и восхищается кино- и телезвездами.

Телесный компонент: Ее тело очень красиво, но нечувствительно. Она часто бывает напряжена, и поэтому иногда ей бывает трудно достичь оргазма. Когда она улыбается, приходит в движение только ее рот, потому что она боится, что возле глаз образуются морщинки.

Игры:

• «Насилие»;

• «Если бы не ты»;

• «Изъян (ее собственный)».

Роль терапевта, предусмотренная сценарием. Он уступает сексуальному влечению и делает ей соответствующее предложение, после чего она получает право игнорировать все, что он говорит.

Антитезис. Она начинает требовать поглаживаний за человеческие качества, которые нравятся в ней людям, она отказывается принимать поглаживания в адрес своей внешности. Ей необходимо полюбить себя, перестать играть в «Изъян» и начать наслаждаться своей истинной внешней и внутренней красотой. Она занимается тем, что для нее по-настоящему важно, и посещает женскую группу встреч, где учится сотрудничать, чтобы получать то, чего она хочет.

Она решает использовать свою взрослую часть, чтобы построить отношения с мужчиной, который ценит ее как личность. Она получает удовольствие от того, что наконец стала властна над событиями своей жизни и знает, над чем ей нужно работать в себе.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Виткина вариация на тему “Спящая красавица” (сочиненная практически тогда же, в начале нашей жизни вместе)

Виткина вариация на тему “Спящая красавица”

(сочиненная практически тогда же, в начале нашей жизни вместе)
Жила-была спящая красавица, нормальная такая, обыкновенная спящая красавица. Как положено, в 16 лет она чем-то укололась и заснула. Проспать ей надо было сто лет,

7. Красавица и чудовище

7. Красавица и чудовище

«Многие мужчины — гораздо худшие чудовища, чем ты, — сказала Красавица.
— И я предпочитаю тебя, не смотря на твою внешность».
«Красавица и чудовище»
В историях, рассказанных в двух предыдущих главах, женщины выражали свою готовность услужить,

Красавица и чудовище

Красавица и чудовище
Девушки в нашем обществе разделяют мужские героические мифы, поскольку подобно юношам им также приходится развивать в достаточной мере свою индивидуальность и приобретать образование. Но в их разуме существует более древний пласт, проявляющийся,

КРАСАВИЦА И ЧУДОВИЩЕ

КРАСАВИЦА И ЧУДОВИЩЕ
Поскольку речь зашла о мужской красоте, я хотел бы рассказать вам о Томе, моем друге, которого никто не назовет красавцем. Он весьма остроумный парень, но с внешностью ему явно не повезло. Он говорит про себя, что похож на помесь доброжелательной

Неестественное дыхание: «Красавица, не хочешь дунуть?..»

Неестественное дыхание: «Красавица, не хочешь дунуть?..»
То, как люди дышат – это столь же важный характеризующий человека признак, как и состояние мышечного напряжения. В сущности, дыхание – это то же самое мышечное напряжение, но только в работе:именно мышцы

Спящая красавица

Спящая красавица
Жила-была принцесса.Однажды колдунья наколдовала ей, что она очень до фига спать будет.Она взяла и уснула.И все проспала.Принца проспала.Королевство проспала.Всю свою жизнь бесполезную проспала.Проснулась — а уже старая калоша. И никому даром не нужна. А

Лучше очаровательная дурнушка, чем холодная красавица

Лучше очаровательная дурнушка, чем холодная красавица
Если женщина от природы не наделена особой красотой, но при этом она веселая, компанейская, кокетливая, то она будет пользоваться у мужчин даже большим успехом, чем холодная неприступная красавица. По той самой

Красавица и чудо

Красавица и чудо
Их можно заметить еще издали. Эти парни с планшетами в руках в торговом центре или на улице видны, наверное, даже из космоса. Почему-то вы всегда встречаете их, когда спешите. Например, только что узнали, что ваш дом горит.«Можете ли вы уделить мне пару минут,

Сюжет третий – «Красавица и хищник»

Сюжет третий – «Красавица и хищник»
Это древний сюжет о том, как девушка встречается со зверем или оборотнем, а в конце зверь гибнет, или его прогоняют. В сказках «Красная шапочка», «Синяя борода», «Маша и медведь» мужской персонаж предстает в виде хищника, стремящегося

Спортсменка, комсомолка, красавица

Спортсменка, комсомолка, красавица
Когда Алина сказала, что ей 31 год, я не поверила. Девочка-подросток. Коротенькая стрижка, рваные джинсы, линялая майка, открытый пупок. Она пыталась то закурить сигарету, то приклеить жвачку на подлокотник кресла.– Я не понимаю, почему от

Жизненный план. Она обладает стандартными признака­ми «женской красоты», но она не очень высоко ценит себя как личность и не верит по-настоящему в то, что она привлекательна. Она считает себя ограниченной и не­привлекательной. Когда она смотрит в зеркало, то не ви­дит красоты, которую видят другие. Ей в глаза в первую очередь, бросаются изъяны и несовершенства. Эта осо­бенность называется «синдром красивой женщины» и связана с тем, что женщина сосредоточивается на отдель­ных частях лица или фигуры, которые по отдельности выглядят не так привлекательно, как в ансамбле. Ей ка­жется, что она обманывает тех, кто думает, что она кра­сива, и считает их глупцами. Она получает много погла­живаний за свою внешность и игнорирует их все. Она хочет, чтобы ее любили за ее личные качества, но мало кто видит их за красивой оболочкой. Мужчина, который выходит с ней в свет, получает поглаживания за прекрас­ное приобретение, которое стоит с ним рядом в вечернем платье. Она находится в постоянном поиске Прекрасно­го Принца, который положит конец всем ее несчастьям и силой своей волшебной любви сделает ее по-настояще­му красивой. Она злится на окружающих за то, что они не ценят ее, и мстит за это, выкуривая сигареты пачку за пачкой и появляясь в обществе близких друзей в затрапезном виде. Она дает мужчинам все, кроме самой себя. Она ощущает себя в первую очередь Жертвой. Часто дру­гие женщины видят в ней опасную соперницу и завидует ее красоте. Благодаря привлекательной внешности она привыкла легко получать то, что хочет. Привычка к особенному обращению сделала для нее ненужным уме­ние сотрудничать, поэтому иногда она ведет себя как примадонна.

Так как она не пользуется своей взрослой частью в отношениях с Прекрасным Принцем, он эмоционально «обворовывает» ее. Позже, когда со временем ее красота тускнеет, она не отказывается от привычного враждеб­ного отношения к другим, но так как теперь очевидное оправдание капризов (ее красота) отсутствует, ее счита­ют просто «стервой». Часто она заканчивает жизнь в оди­ночестве, ее никто не любит, даже она сама.

Контрсценарий. Ее жизнь кажется чудесной сказкой, когда она по уши влюблена в своего Прекрасного Прин­ца. Это продолжается около шести месяцев, а затем неза­метно меркнет, так как он начинает интересоваться дру­гими красивыми женщинами.

Запреты и предписания:

ты красива только внешне;

не будь близка с другими людьми;

не будь собой.

Решение. Люди всегда реагировали исключительно на ее красивое лицо, а не на нее саму как личность, поэтому она решила, вместо того чтобы добиваться уважения к себе как к человеку, продавать себя в качестве сексуаль­ного объекта, чтобы получать то, чего она хочет.

Мифическая героиня. Она болезненно очарована легендой Мэрилин Монро и восхищается кино- и телезвездами.

Телесный компонент: Ее тело очень красиво, но нечувствительно. Она часто бывает напряжена, и поэтому иногда ей бывает трудно достичь оргазма. Когда она улы­бается, приходит в движение только ее рот, потому что она боится, что возле глаз образуются морщинки.

Игры:

«Насилие»;

«Если бы не ты»;

«Изъян (ее собственный)».

Роль терапевта, предусмотренная сценарием. Он усту­пает сексуальному влечению и делает ей соответствую­щее предложение, после чего она получает право игнори­ровать все, что он говорит.

Антитезис. Она начинает требовать поглаживаний за человеческие качества, которые нравятся в ней людям, она отказывается принимать поглаживания в адрес сво­ей внешности. Ей необходимо полюбить себя, перестать играть в «Изъян» и начать наслаждаться своей истинной внешней и внутренней красотой. Она занимается тем, что для нее по-настоящему важно, и посещает женскую груп­пу встреч, где учится сотрудничать, чтобы получать то, чего она хочет. Она решает использовать свою взрослую часть, чтобы построить отношения с мужчиной, который ценит ее как личность. Она получает удовольствие от того, что нако­нец стала властна над событиями своей жизни и знает, над чем ей нужно работать в себе.
из книги- клод штайнер «сценарии жизни людей».

Previous 10

Классика психологии

Клод Штайнер

Наиболее распространенные женские сценарии. Женщина за спиной мужчины.

Жизненный план. Она кладет весь свой талант и всю свою энергию на то, чтобы помочь сделать карьеру своему мужу, часто менее одаренному, чем она сама, но, соглас­но сексистским стереотипам, обязанному быть более пре­успевающим, чем она. У нее, как правило, нет детей; она выглядит умной и красивой на коктейлях и вечеринках, она гостеприимна и умеет прекрасно проводить кампа­нии по рекламе своего мужа. Это Сирано де Бержерак в юбке, талантливый человек, который не может позволить себе блистать под собственным именем ввиду врожден­ного недостатка (ее пола), который делает ее социально неприемлемой в высоком положении. Чтобы поддержать мужа, она дает ему много признания, в частности позволяет ему получать признание, которые по пра­ву принадлежат ей. Например, она пишет за него книги, а он получает всю славу и почет. Она удовлетворяется тем, что слышит аплодисменты, адресованные ему. Она считает, что легче вкладывать силы в успех мужа, чем самой иметь дело с жестокими реалиями конкуренции и прослыть «карьеристкой».

Если им удается достичь успеха, она проводит много времени, читая письма поклонников мужа, смотря пере­дачи с его участием по телевидению, следя за тем, как идут дела у конкурентов, занимаясь украшением дома и устраивая элегантные вечеринки в надежде очаровать шефа своего мужа, чтобы тот повысил его в должности Подтверждение справедливости сценария приходит вся­кий раз, как ей отказывают в публикации рукописи, под­писанной ее именем, и всякий раз, как ее соглашаются взять только на должность секретаря. Когда неравенство начинает ее тяготить, она может попытаться разрушить игру, вслух сообщив о своем вкладе в популярность му­жа. Впрочем, чаще она удовлетворяется, закрутив роман с одним из его конкурентов.

В конце пути, когда он почти достиг вершины и уже не нуждается в ней так, как раньше, она может развестись с ним, и тогда он возьмет в жены молодую девушку, ко­торая даст ему возможность ощутить свое превосходство и которая к тому же является более привлекательным сексуальным объектом.

Этот сценарий не кажется воплоще­нием вопиющей эксплуатации, потому что в нем женщи­на может рассчитывать на косвенное признание: ее зна­ют как Женщину за спиной мужчины. Она чувствует себя прекрасно, пока муж ценит ее вклад и искренне вы­ражает свою благодарность, но как только он начинает принимать ее помощь как должное, она начинает ревно­вать и раздражаться, причем ругает себя за эти чувства.

Обычно такой сценарий определяется несколькими основными предписаниями (предписания – неосознаваемые родительские послания ребенку о том, что надо делать, чтобы быть принятым в социуме):

  • помогай;
  • не принимай похвал;
  • будь позади мужчины.

В определенный момент она решает не за­канчивать образование, чтобы работать и поддерживать мужа, пока он учится. Она решает, что хорошая жена дол­жна поддерживать мужа, а не затмевать его.

Что она может делать, чтобы выйти из сценария?

Путь к свободе для нее начинается с при­нятия поглаживаний за ее талант и с того, что она упо­требит его на пользу себе. Ей необходимо перестать пере­кладывать ответственность на мужа и наконец выйти на «линию фронта» самой. Она должна избавиться от внут­ренних посланий, которые говорят ей, что она не должна быть сильной, и перестать оправдывать ожидания людей, которых пугает ее честолюбие. Чтобы освободиться, она начнет работать на себя, причем делать то, что ей нравит­ся, и так, как она считает нужным. Она скажет мужу, что­бы он нанял прислугу и секретаря. Если она действитель­но хочет преуспеть, она должна решить сделать это впря­мую и быть готова за это заплатить. Источник:  Клод Штайнер «Сценарии жизни людей»

Классика психологии

Клод Штайнер

Наиболее распространенные женские сценарии. Женщина на службе семьи.

Жизненный план. Эта женщина проводит свою жизнь, заботясь обо всех, кроме себя. Она хронически отдает больше, чем получает взамен, и принимает это, потому что чувствует, что по важности она последняя в семье и что ее ценность определяется тем, что она делает для дру­гих. Это неравенство поддерживают СМИ (телевидение, женские журналы), восхваляя образ идеальной жены, матери и домохозяйки. Ее ощущение значимости ни­когда не связано с ее личными качествами или тем, что она делает, а только с ее семью, детьми и мужем. Она выбирает свой сценарий, потому что он обеспечивает ей безопас­ность — помогает избежать риска, связанного с незави­симостью и полноценной жизнью. Она не отказывается от своего сценария, потому что каждый раз, когда она пытается бунтовать, ее муж и дети сердятся и не понима­ют ее.

Пытаясь полу­чить хоть что-то взамен за свои труды, она стремится вызвать у мужа и детей чувство вины, когда ей не хвата­ет проявлений любви с их стороны или когда они не дают ей то, чего она хочет, даже если она не просила об этом вслух. Кроме того, она отказывается заниматься любо­вью с мужем под предлогом того, что она слишком уста­ла или что у нее болит голова, в надежде получить в от­вет хотя бы несколько поглаживаний.

Она читает женские журналы и при виде стройных мо­делей в модной одежде чувствует себя непривлекатель­ной и недостойной любви. Она вращается в порочном круге обжорства и диет. Чем хуже она себя чувствует, тем больше она хочет взбунтоваться и тем больше переедает. Ее «карьера» чаще всего заканчивается депрессией и одиночеством. Ее дети больше не любят ее, муж не инте­ресуется ею. Они использовали ее и выбросили. Чаще всего дети презирают ее, потому что считают ее причиной всех своих проблем. Когда она больше не может прино­сить другим пользу, что часто совпадает с периодом ме­нопаузы, наступает ее психическая смерть (так называе­мая инволюционная меланхолия).

Когда она поступает на работу, может показаться, что она вырвалась из тисков своего сценария и стала независимой, но это продолжается недолго, так как ей трудно совмещать домашние дела с работой, которая становится для нее дополнительной обузой.

Обычно такой сценарий определяется несколькими основными предписаниями (предписания – неосознаваемые родительские послания ребенку о том, что надо делать, чтобы быть принятым в социуме):

  • будь хорошей матерью;
  • уступай;
  • жертвуй собой для других.

Будучи молодой женщиной, она решает, что ей больше подходит роль жены и мате­ри, чем самостоятельная карьера, которая ее пугает.

Телесный компонент. Она склонна к накоплению из­лишнего веса и не уделяет достаточно времени физиче­ским упражнениям. Она небольшого роста, ее фигура имеет мягкие округлые очертания. Если она из низших классов или из стран третьего мира, то склонна пренеб­регать своим здоровьем, предпочитая заботиться о здоро­вье своих детей.

Что делать, чтобы выйти из сценария?

Она может начинать прислушиваться к своим желаниям и уважать их, она может учиться принимать признание за то, что она представляет собой как личность, а не за то, что она отдает другим. Ей стоит научиться не предугадывать желания других людей, а  требовать, чтобы люди сообщали ей пря­мо, чего они хотят, и давать им не больше, чем получает от них. Важно, чтобы она научилась ставить свои потребно­сти выше потребностей других людей. Она может научиться забо­титься о своем теле: не для того чтобы достичь «стандар­та красоты», а потому что она любит себя и хочет хорошо себя чувствовать.

Источник:  Клод Штайнер «Сценарии жизни людей»

Классика психологии

Клод Штайнер

Наиболее распространенные женские сценарии. Искусственная женщина.

Жизненный план. Чтобы получать признание, она выставляет напоказ красивую искусственную оболоч­ку — броские ювелирные украшения, высокие каблуки, остромодную одежду, интригующие духи и драматиче­ский макияж. Она пытается купить красоту и чувство благополучия, но ей это никогда не удается. Она хрони­чески чувствует, что не так красива, как топ-модели — женщины из фильмов и модных журналов, которых она идеализирует. Она получает некоторое признание (чаще всего от служащих в модных бутиках) за то, что умеет модно одеваться и совершать дорогие покуп­ки. Этим двум занятиям она посвящает все свое свобод­ное время. Она чувствует себя безопасно в роли потре­бителя и чувствует себя сильной, принимая решение в качестве покупателя, а также когда она приобретает то, что хочет. С другой стороны, она чувствует, что не власт­на над той частью своей жизни, которая протекает вне стен магазинов. Большую часть сво­бодного времени она тратит на покупки, косметические процедуры, примерки разных туалетов и чтение журна­лов о моде и кинематографе. Она раз за разом получает подтверждение справедливости своего сценария, когда на нее не обращают внимания, если она не одета и не на­крашена, как кукла Барби. Так как она не получает от жизни того, чего хочет на самом деле (это невозможно купить), она пытается забыться в «покупательском за­пое». Когда она сердита на мужа, то «до смерти избива­ет» его пластиковой кредитной картой (тратя его деньги без счета).

Когда внешняя красота уже не может вернуться к ней ни за какие деньги, она впадает в депрессию, потому что больше не получает признание ни от себя, ни от дру­гих. Она может попытаться заполнить пустоту алкого­лем, транквилизаторами и другими химическими веще­ствами. В старости она наполняет свою жизнь мелочами, а свой дом — безделушками.

Когда она только что закончила очередную диету, купила себе новый модный костюм или платье, когда она отлично выглядит и чувствует себя пре­красно на блестящей вечеринке или в дорогом баре, ка­жется, что ее сценарий делает ее счастливой. Кроме того она чувствует себя хорошо дома и на работе, когда она слегка пьяна от выпитого за ланчем, но это чувство крат­ковременно, и, когда оно проходит, она снова чувствует пустоту и неудовлетворенность.

Обычно такой сценарий определяется несколькими основными предписаниями (предписания – неосознаваемые родительские послания ребенку о том, что надо делать, чтобы быть принятым в социуме):

  • не старей;
  • не будь собой;
  • будь привлекательной.

В средней школе она решает работать после занятий, чтобы покупать себе модные обновки, вместо того чтобы писать статьи для школьной газеты.

Телесный компонент. Она стройная, но ее мышцы не развиты. Она повредила себе ноги слишком узкой обу­вью и иссушила кожу искусственным загаром.

Что она может делать, чтобы выйти из сценария?

 Она решает любить свое естественное Я. Она понимает, что ее «власть» в качестве потребителя была лишь иллюзией, и решает вернуть себе власть над своей жизнью, строя ее по своему вкусу. Она перестает принимать таблетки, чтобы забыться, и записывается в группу решения проблем, где учится, как достичь насто­ящих изменений в своей жизни. Она развивает стороны своего Я, не связанные с внешностью, которые могли бы оценить как она сама, так и другие люди. Она начинает получать удовольствие от физических упражнений и вступает в клуб бегунов, чтобы встретить новых людей. Она твердо решает больше заботиться о том, как она себя чувствует, чем о том, как она выглядит.

Источник:  Клод Штайнер «Сценарии жизни людей»

Классика психологии

Клод Штайнер

Наиболее распространенные женские сценарии. Непривлекательная красавица.

Жизненный план. Она обладает стандартными признака­ми «женской красоты», но она не очень высоко ценит себя как личность и не верит по-настоящему в то, что она привлекательна. Она считает себя ограниченной и не­привлекательной. Когда она смотрит в зеркало, то не ви­дит красоты, которую видят другие. Ей в глаза в первую очередь, бросаются изъяны и несовершенства. Эта осо­бенность называется «синдром красивой женщины» и связана с тем, что женщина сосредоточивается на отдель­ных частях лица или фигуры, которые по отдельности выглядят не так привлекательно, как в ансамбле. Ей ка­жется, что она обманывает тех, кто думает, что она кра­сива, и считает их глупцами. Она получает много погла­живаний (поглаживание – единица признания) за свою внешность и игнорирует их все. Она хочет, чтобы ее любили за ее личные качества, но мало кто видит их за красивой оболочкой. Мужчина, который выходит с ней в свет, получает поглаживания за прекрас­ное приобретение, которое стоит с ним рядом в вечернем платье. Она находится в постоянном поиске Прекрасно­го Принца, который положит конец всем ее несчастьям и силой своей волшебной любви сделает ее по-настояще­му красивой. Она злится на окружающих за то, что они не ценят ее, и мстит за это, выкуривая сигареты пачку за пачкой и появляясь в обществе близких друзей в затрапезном виде. Она дает мужчинам все, кроме самой себя. Часто дру­гие женщины видят в ней опасную соперницу и завидует ее красоте. Благодаря привлекательной внешности она привыкла легко получать то, что хочет. Привычка к особенному обращению сделала для нее ненужным уме­ние сотрудничать, поэтому иногда она ведет себя как примадонна.

Позже, когда со временем ее красота тускнеет, она не отказывается от привычного враждеб­ного отношения к другим, но так как теперь очевидное оправдание капризов (ее красота) отсутствует, ее счита­ют просто «стервой». Часто она заканчивает жизнь в оди­ночестве, ее никто не любит, даже она сама.

Ее жизнь кажется чудесной сказкой, когда она по уши влюблена в своего Прекрасного Прин­ца. Это продолжается около шести месяцев, а затем неза­метно меркнет, так как он начинает интересоваться дру­гими красивыми женщинами.

Обычно такой сценарий определяется несколькими основными предписаниями (предписания – неосознаваемые родительские послания ребенку о том, что надо делать, чтобы быть принятым в социуме):

  • ты красива только внешне;
  • не будь близка с другими людьми;
  • не будь собой.

Люди всегда реагировали исключительно на ее красивое лицо, а не на нее саму как личность, поэтому она решила, вместо того чтобы добиваться уважения к себе как к человеку, продавать себя в качестве сексуаль­ного объекта, чтобы получать то, чего она хочет.

Телесный компонент: Ее тело очень красиво, но нечувствительно. Она часто бывает напряжена, и поэтому иногда ей бывает трудно достичь оргазма. Когда она улы­бается, приходит в движение только ее рот, потому что она боится, что возле глаз образуются морщинки.

Что она может делать, чтобы выйти из сценария?

Она начинает требовать поглаживаний за человеческие качества, которые нравятся в ней людям, она отказывается принимать поглаживания в адрес сво­ей внешности. Ей необходимо полюбить себя, перестать играть в «Изъян» и начать наслаждаться своей истинной внешней и внутренней красотой. Она занимается тем, что для нее по-настоящему важно, и посещает женскую груп­пу встреч, где учится сотрудничать, чтобы получать то, чего она хочет.

Она решает использовать свою взрослую часть, чтобы построить отношения с мужчиной, который ценит ее как личность. Она получает удовольствие от того, что нако­нец стала властна над событиями своей жизни и знает, над чем ей нужно работать в себе. Источник:  Клод Штайнер «Сценарии жизни людей»

Классика психологии

Клод Штайнер

Наиболее распространенные женские сценарии. Полная женщина.

Жизненный план. Вся ее жизнь вращается вокруг показа­ний весов. Она проводит время, ругая себя и сидя на ди­етах, пытаясь достичь душевного благополучия через умерщвление плоти. Она приобрела вредные пищевые привычки еще ребенком. За хорошее поведение ее воз­награждали едой. Кроме того, ей говорили, что она долж­на съесть все, что лежит на тарелке, потому что выбрасы­вать еду грешно: «Подумай о детях, которые голодают в Китае» (а не о своем полном желудке).

Она не умеет выражать свой гнев и говорить «нет», то есть она буквально проглатывает все, что ей дают. Когда она набирает излишний вес, это происходит потому что, она хочет выглядеть «солидно». А так как она не умеет выражать свой гнев и отказывать, полнота помогает ей отпугивать мужчин. Толщина также служит ей своеоб­разной «деревянной ногой» — оправданием за то, что она не добилась в жизни того, чего хотела. Она страстно хо­чет получать поглаживания (поглаживание — единица признания) за свою внешность, но они ей никогда не достаются. Ее спонтанность подавляется не­обходимостью постоянного контроля за тем, что и когда она ест. Она чувствует себя Жертвой собственного тела, своей неспособности контролировать себя и мнения дру­гих людей о ее весе.

Она вращается в порочном круге «пищевых оргий» и Жестоких диет, служащих самонаказанию. Она убеждена, что с ней не все в порядке из-за ее лишнего веса. Повто­ряющиеся неудачные попытки сбросить вес доказывают ей, что у нее нет силы воли и способности контролиро­вать свою жизнь (то есть что она — беспомощная Жерт­ва своей дурной привычки).

Так как она постоянно беспокоится о своем весе и ее сердце разбито отсутствием любви, рано или поздно ее настигает сердечная болезнь.

Кажется, что ее жизнь наладилась, когда она сидит на диете, теряет килограмм за килограм­мом и носит платья сорок шестого размера, однако при этом она страдает от голода, вся ее жизнь по-прежнему вращается вокруг показаний весов, и ей по-прежнему трудно выразить свой гнев или отказать. Как только ди­ета завершена и она сталкивается с какой-то трудностью, она начинает переедать и быстро набирает потерянные килограммы.

Обычно такой сценарий определяется несколькими основными предписаниями (предписания – неосознаваемые родительские послания ребенку о том, что надо делать, чтобы быть принятым в социуме):

  • не говори «нет»;
  • не злись;
  • не люби себя.

В пятнадцать лет она решает, что у нее про­блемы с весом и что она должна больше себя контроли­ровать.

Телесный компонент. Ее полнота — это ее доспехи. Она не любит физической активности и склонна к небольшим травмам вроде вывиха голеностопного сустава.

Что она может делать, чтобы выйти из сценария?

Она должна решить, что ее тело хорошо и красиво такое, какое оно есть, и научиться любить его и заботиться о нем. Возможно, когда она обра­тится к своему телу и его ощущениям, она рассердится на принятое отношение к полным людям. Когда она научит­ся слушать свое тело, она перестанет обременять его: она научится есть то, что приятно ее телу.

Она научится говорить «нет» и выражать свой гнев на людей, которые ее тиранят, особенно если их отношение связано с ее весом. Иными словами, она перестанет про­глатывать все, что ей навязывают. Возможно, она не ста­нет стройной, как фотомодель, но она наверняка потеря­ет часть лишнего веса и почувствует себя лучше (вместо постоянного голода и чувства вины, с которыми она жила раньше).

Важно, чтобы она перестала ненавидеть себя и глотать свою злость. Кроме того, ей не следует отдавать другим больше поглаживаний, чем она получает от них, так как именно дефицит поглаживаний — одна из причин ее пе­реедания. Ей также нужно научиться расслабляться без помощи анестезирующего действия еды.

Источник:  Клод Штайнер «Сценарии жизни людей»

Классика психологии

Клод Штайнер

Наиболее распространенные женские сценарии. Сильная женщина.

Жизненный план. Родители научили ее надеяться только на себя и никому не доверять, потому что их семья находилась в постоянной борьбе за выживание («мы против «сего мира»). Ее во многих отношениях воспитывали как мальчика, уча ее добиваться успеха в конкурентной борьбе.

Она озабочена своим выживанием на элементарном уровне, поэтому она привыкла игнорировать все, что вы­ходит за его пределы (например, чувства). Она самосто­ятельна и чаще всего ведет себя по-мужски неэмоцио­нально.

Она любит спортивные соревнования. Она проводит много времени, злясь на мужчин, которые превосходят ее (они сильнее, они бегают быстрее, чем она), и на женщин, которые обладают какими-либо привилегиями, которых у нее нет, потому что она не хочет «продаваться» в сексистское рабство. Ее друзья, если они вообще у нее есть, — это мужчины.

Она сражается с людьми, которых раздражают ее энергия и независимость, насмехаясь над ними и прини­жая их. Она получает доказательства того, что людям нельзя верить, когда ее снова и снова разочаровывают, но в этом есть и ее собственный вклад, так как она не очень хоро­шо знает, что ей нужно кроме физического выживания, и так как она постоянно информирует окружающих о том, что ей «никто не нужен».

Мужчины избегают ее общества, и женщины тоже не любят ее, потому что она относится к ним с надменно­стью, поэтому ее жизнь заканчивается в одиночестве.

Когда она влюбляется в мужчину, которым она восхищается, кажется, что ей удалось пре­одолеть запрет на эмоциональную близость. Однако со временем она обнаруживает, что зависеть от него невы­носимо для нее. Кроме того, оказывается, что ей трудно просить его о чем бы то ни было.

Обычно такой сценарий определяется несколькими основными предписаниями (предписания – неосознаваемые родительские послания ребенку о том, что надо делать, чтобы быть принятым в социуме):

  • не доверяй;
  • борись;
  • в первую очередь, заботься о себе.

В раннем детстве она решает, что безопаснее не зависеть от других людей и поэтому нужно надеяться в жизни только на себя.

Телесный компонент. У нее сильные, жесткие мышцы, которые служат панцирем, защищающим ее от выраже­ния чувств. Из болезней она более всего склонна к желу­дочно-кишечным заболеваниям, например колиту.

Что она может делать, чтобы выйти из сценария?

 Первый шаг к выходу из ее сценария — решение построить близкие отношения, даже несмотря на то что они пугают ее; решение верить, что другие люди заслуживают ее доверия и что доверять другим людям нормально.

Ей также важно решить отказаться от своей домини­рующей позиции, научиться строить равные отношения и просить других о том, что ей нужно, не чувствуя себя при этом униженной. Она должна увидеть, что в ее инте­ресах перестать соперничать и научиться заботиться о себе во всех отношениях, что поможет ей более безопас­но чувствовать себя при общении с другими.

Источник:  Клод Штайнер «Сценарии жизни людей»

Классика психологии

Клод Штайнер

Наиболее распространенные женские сценарии. Я бедняжечка.

Жизненный план. Она проводит жизнь в роли Жертвы, которая ждет своего Спасителя. Ее родители делали за нее все, потому что она девочка (а девочки считаются беспомощными), и тем самым подорвали ее уверенность сделали ее абсолютно зависимой и полностью подконтрольной им. Сперва она борется с этим, но со временем отказывается от борьбы и сдается. Она решает, что родители были правы и что она действительно беспомощна Она выходит замуж за выдающегося человека, который играет роль Папочки — Спасителя маленькой беспомощной девочки. Она не по­лучает признания за то, что чувствует себя хорошо и постоянно находится в депрессивной позиции, потому что ей дают внимание, только когда ей плохо.

Она переживает состояние близости, когда она сама играет роль Ребенка, а окружающие находятся в роли Родителей, но очень редко участвует в равных близких отношениях. Так как у нее есть разрешение вести себя по-детски, она бывает по-детски спонтанной и по-детски беспомощной, а кроме того, умеет изобретательно «схо­дить с ума». Родители научили ее тому, что легче полу­чить желаемое от других людей, если пожаловаться им на свои несчастья, поэтому она делает все, чтобы поддержи­вать образ Жертвы. Она проводит много времени, жалу­ясь на свои несчастья и пытаясь спровоцировать окружа­ющих помочь ей. Она сохраняет убежденность в том, что является Жертвой, раз за разом провоцируя других де­лать для нее то, чего они вовсе не хотели делать, после чего они преследуют ее (выражая свое раздражение). Ее муж получает признание за то, что играет роль Доб­рого Папы беспомощной дочки, сексуальное внимание как знак восхищения им и, наконец, психологические поглаживания в качестве мужа-мученика, когда она окончательно поте­ряет голову.

Она заканчивает полной неспособностью адекватно функционировать и оказывается либо в зависимости от мужчины, который тиранит ее, либо в психиатрической клинике.

Этот сценарий выглядит отлично, когда она только что вышла замуж за своего Папочку, и он так чудесно заботится о ней, что возникает ил­люзия, будто она нашла свое счастье.

Обычно такой сценарий определяется несколькими основными предписаниями (предписания – неосознаваемые родительские послания ребенку о том, что надо делать, чтобы быть принятым в социуме):

  • не взрослей;
  • делай то, что говорят родители;
  • не думай.

Еще маленькой, когда ее принуждают не слу­шать свои чувства и свое мнение, она решает, что роди­тели лучше знают, что ей нужно.

Телесный компонент. У нее слабые мышцы и нарушен­ная координация движений, чаще всего широко откры­тые глаза и удивленное или грустное выражение лица.

Что она может делать, чтобы выйти из сценария?

Она отказывается от легкого пути, то есть от поведения Жертвы и от игры «Сделай для меня что-нибудь». Она решает, что ей пора вырасти, начинает раз­вивать своего Взрослого и заботиться о себе сама. Она начинает принимать поглаживания (поглаживание – единица признания) за взрослое, ответ­ственное поведение, за проявление силы и отказывается принимать поглаживания за исполнение роли Жертвы. Она перестает получать удовольствие от увечного, де­прессивного Я-образа. Она осознает, насколько ее ограничивает роль Жертвы, и потому принимает решение вы­полнять самой по крайней мере пятьдесят процентов не­обходимой работы по спасению в том случае, когда ей действительно требуется помощь. Она получает власть над своей жизнью. Она работает со своим телом, чтобы разблокировать свою энергию, и обучается каратэ, чтобы чувствовать себя безопасно на улице. Источник:  Клод Штайнер «Сценарии жизни людей»

Классика психологии

Клод Штайнер

Наиболее распространенные мужские сценарии. Большой и сильный папочка.

Жизненный план. Большой и сильный папочка — это пре­увеличенная версия ответственного отца и мужа. Его жизнь состоит из одной ответственности. Он не только содержит семью, но и беспокоится о благо­получии каждого из своих близких, планирует их буду­щее, решает их проблемы и т. д. Так как он отвечает по­чти за все в доме, он же является единоличным правите­лем. Он всегда прав, все «знает лучше» и не допускает никаких сомнений на этот счет. Он разрешает домашним что-нибудь сделать самостоятельно только для того, что­бы они лишний раз убедились, что не способны справить­ся без его помощи, а не потому, что он верит в их способ­ности. Так как он перегружен ответственностью, он не может наслаждаться жизнью и получает удовольствие только от верноподданности домашних.

Он много рабо­тает, много сил отдает конкурентной борьбе и добивает­ся определенного профессионального успеха. Когда в его голову закрадывается хотя бы малейшая мысль о том, чтобы предоставить близких самим себе, сильнейшее чувство вины тут же встает на пути ее реализации. По мере того как его возраст приближается к пенсионному, он превращается в семейного тирана, требуя все больше и больше верноподданнических поглаживаний и безу­словного подчинения, потому что в нем усиливается чув­ство, что жизнь была прожита впустую.

Чаще всего он умирает вскоре после выхода на пенсию. Ему приходится расстаться с работой, его дети отворачива­ются от него, его жена, в меньшей степени пострадавшая от ответственности, пережив его, пожинает плоды их совмес­тного труда. Разновидность Большого и сильного папочки — Доктор Спасение, профессиональный целитель, который, помимо своих домашних обязанностей, пере­гружен работой с пациентами.

Обычно такой сценарий определяется несколькими основными предписаниями (предписания – неосознаваемые родительские послания ребенку о том, что надо делать, чтобы быть принятым в социуме):

  • ты всегда прав;
  • заботься обо всех;
  • слабость недопустима.

Телесный компонент. Энергичный, у него большая грудная клетка. Он держится так, как будто у него на пле­чах лежит тяжелый груз. Как правило, он напряжен и чувствует себя тревожно.

Что он может делать, чтобы выйти из сценария?

 Он осознает, что спасает всех подряд и что награда за это — Преследование. Он учится делить от­ветственность с другими. Он бросает играть в спасение и учится заботиться, в первую очередь, о себе. Он решает, что иногда ошибаться — это нормально, так как он не обязан отвечать за каждую деталь каждого принятого ре­шения. Источник:  Клод Штайнер «Сценарии жизни людей»

Классика психологии

Клод Штайнер

Наиболее распространенные мужские сценарии. Женоненавистник.

Жизненный план. Наблюдая за своей матерью и тем, как относится к ней отец, он уже в раннем детстве решает, что женщины нехороши. Чаще всего он холостяк, он слу­жит в армии или занимается другой мужской работой. Он вкладывает энергию в занятия (спорт, охота), в ко­торых женщинам нет места и где они определенно яв­ляются существами второго сорта. Он считает женщин слабыми, некомпетентными и гордится тем, что не нуж­дается в них. Для сексуальной разрядки он пользуется услугами проститутки или заводит отношения на одну ночь.

Он не уважает женщин и не верит, что с ними мож­но поддерживать длительные отношения. Так как холос­тяки не добиваются большого карьерного успеха в нашем обществе, он, как правило, несчастен. Он живет в захудалой квартирке, с раковиной, полной грязной посуды, и с полом, густо засыпанным окурками. Его кровать вечно не убрана, а по углам паутина. Он много курит и пьет и даже может стать алкоголиком, а его неприязнь к жен­щинам со временем распространяется на детей и вообще всех радостных, творческих людей и их занятия.

Он может встретить женщину, которая ему понравится. Он даже может на ней жениться, «одомаш­ниться» и наслаждаться кратким периодом любви, забо­ты и тепла. Однако его запреты, наложенные на проявле­ние близости и спонтанности, так сильны, что он не мо­жет ответить на чувства своей жены, поэтому после краткого периода свободного выражения чувств он сно­ва замыкается в себе, что знаменует окончание близких отношений.

Обычно такой сценарий определяется несколькими основными предписаниями (предписания – неосознаваемые родительские послания ребенку о том, что надо делать, чтобы быть принятым в социуме):

  • не будь близок ни с кем;
  • не доверяй;
  • не расслабляйся.

Что он может делать, чтобы выйти из сценария?

Он может встретить женщину, которая его полюбит и потребует от него нужных действий в нужное время, пос­ле чего он откроется и начнет наслаждаться жизнью. Он также может построить близкие отношения с другим мужчиной. Однако, так как он ожесточен и не признает ничьей правоты, ему будет трудно измениться. Источник:  Клод Штайнер «Сценарии жизни людей»

Классика психологии

Клод Штайнер

Наиболее распространенные мужские сценарии. Интеллектуал.

Жизненный план. В отрочестве он решает, что наивысшее достижение человека — развитие интеллекта. Он отка­зывается от любой физической деятельности в пользу учебы. Он читает, учит, говорит, пишет, размышляет, мысленно путешествуя по Вселенной, и скоро начинает чувствовать, что его телесная оболочка и его чувства — помеха интеллектуальной деятельности. Он становится стопроцентным Взрослым с неудержимым влечением превращать любое дело в повод для интеллектуальных экзерсисов. Так как общество поощряет развитие интел­лекта, его сценарий вознаграждается «успехом», в ре­зультате чего его убежденность в правильности его жизненного стиля становится еще сильнее. К сожалению, его сценарий не позволяет ему испытывать чувства, особен­но чувство любви, поэтому он ощущает эмоциональную пустоту и его жизнь кажется ему пресной и неполной.

Его отношения распланированы и отрегулированы его Взрослым, но ему не удается ни сохранить, ни развить их. Женщины, с которыми он встречается, жалуются, что он не любит их (хотя ему кажется, что любит) и что он игнорирует их (а этого он вообще не понимает).

Он может влюбиться, пережить целый шквал эмоций. Но со вре­менем «разум берет верх над чувствами», он возвраща­ется к своей рациональной рутине, и его жизнь снова становится черно-белой, прямолинейной и смертельно скучной.

Обычно такой сценарий определяется несколькими основными предписаниями (предписания – неосознаваемые родительские послания ребенку о том, что надо делать, чтобы быть принятым в социуме):

  • не чувствуй;
  • будь умным;
  • работай головой.

Телесный компонент. Самая заметная часть его тела — это голова. Она такая большая, что плечи сгибаются под ее тяжестью. У него впалая грудная клетка, а его дыхание поверхностно, потому что он боится возбудить в себе чув­ства. Он думает о своем теле как об инструменте разума, который является центром его существа.

Что он может делать, чтобы выйти из сценария?

Он понимает с помощью своего Взросло­го, что находится на неверном пути и что его жизнь про­ходит впустую. Он решает попробовать психотерапию, требующую активных действий, и записывается в груп­пу встреч или проходит гештальттерапию или биоэнер­гетическую терапию. Если терапевт поможет ему избе­жать интеллектуализации, он войдет в контакт со свои­ми чувствами и научится следовать им. Он постепенно поймет, что человеку недостаточно одной интеллекту­альной деятельности, начнет использовать свою интуи­цию, своего Заботливого Родителя и Естественного Ре­бенка. Он преодолеет свой страх действия (в отличие от думания и говорения), изменит свое поведение и свои от­ношения. Источник:  Клод Штайнер «Сценарии жизни людей»

Previous 10

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий национальные подворья
  • Сценарий непослушная снегурочка
  • Сценарий национальной гостиной
  • Сценарий необычайные приключения дошколят
  • Сценарий необыкновенный концерт