Сценарий нестандартного урока истории

Готовить на уроке субъекта, творчески активную личность, заинтересованную во всё более самостоятельном познании, можно. Однако для этого необходимо изменить отношение учителя к смыслу его учебной деятельности. В статье автор предлагает урок истории в 5-м классе с использованием игровых ситуаций. Тема урока: путешествие по Древней Греции (повторительно-обобщающий урок в форме игры «Счастливый случай»).

«Надо прогнать с уроков бога сна
Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса»

Ш.А. Амонашвили

Урок – это форма организации обучения, живая и
гармоничная часть педагогического процесса.
Любой урок должен органически вписываться в
систему работы учителя. Каждый урок должен
осуществлять какую-то конкретную часть общих
задач обучения. В то же время урок должен
отличаться целостностью и завершенностью,
выполнять конкретные задачи и давать реальные
результаты.
Как традиционный, классический, так и
нетрадиционный уроки должны являться конкретным
воплощением и выражением той или иной
методической концепции, практической пробой,
определяющей ее правомерность и эффективность. И
одновременно урок – это показатель
производительности труда учителя и учащихся.
В настоящее время педагоги и ученые сходятся во
мнениях: традиционные формы обучения устарели,
чтобы завладеть вниманием современных учащихся,
надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать.
Сделать это совсем не просто. Для этого учитель
должен помочь каждому ученику
ощутить свою причастность к истории (например,
через ролевую игру и т.д.).
Последние годы ознаменовались активными
поисками и широким использованием методики,
позволяющей значительно повысить эффективность
обучения истории. Немалая роль в этом отводится
так называемым нетрадиционным или нестандартным
урокам.
Опираясь на обычные ценности, традиционная
дидактика предписывает обучать, используя
прямые методы передачи знаний. Основные средства
– монологические объяснения при помощи
рассказов, бесед, лекции. Их смысл – требование
воспроизвести сказанное учителем в форме
монологического или диалогического ответа,
привести пример на применение полученного
знания, использовать информацию для решения
учебных задач, выполнения заданий и т.д.
Не совсем обычным для традиционной дидактики
становится введение так называемых
«увлекательных добавок»: проблемного обучения,
поисковых, исследовательских, эвристических и
т.д. методов обучения которые могут быть
представлены и как фрагменты урока и как урок,
полностью посвященный реализации одного из
методов.
Я считаю, что уроку, как авторскому произведению,
должны быть присущи системность и целостность,
единая логика совместной деятельности учителя и
учеников, подчиненная общим целям и
дидактическим задачам, определяющим содержание
учебного материала, выбор средств и методов
обучения. Только при этих условиях процесс
познавательной деятельности и поведение
школьников становятся развивающими.

Творческие принципы нетрадиционных уроков

  • В организации урока нужно отказаться от
    шаблона, а в проведении от рутины и формализма.
  • Максимально вовлечь учащихся класса в активную
    деятельность на уроке.
  • Основой эмоционального тона на уроке должна
    быть не развлекательность, а занимательность и
    увлеченность.
  • Поддерживать множественность мнений,
    альтернативность.
  • Развивать отношения взаимопонимания с
    учениками.
  • Уважительно относится не только к детскому
    знанию, но и к незнанию.
  • Использовать оценку не только как
    результирующий инструмент, но и как формирующий.

Эти принципы задают общее направление
педагогическому творчеству, ориентируя на
конкретную деятельность обучения.

Классификация нетрадиционных уроков
истории.

  • Уроки, отражающие современные общественные
    тенденции: урок-диспут, урок-общественный смотр
    знаний, урок с применением компьютеров.
  • Уроки с использованием игровых ситуаций:
    урок-ролевая игра, урок-пресс-конференция,
    урок-КВН, урок-путешествие, урок-аукцион,
    урок-театрализованное представление и т.д.
  • Уроки творчества: урок-выпуск «живой газеты»,
    урок изобретательства, комплексно-творческий
    урок.
  • Традиционные уроки с новыми аспектами:
    урок-семинар, урок-экскурсия, урок-конференция,
    урок-консультация, урок-зачет.

Активные формы и методы обучения преобладающие
при проведении нетрадиционных уроков позволят
учителю развивать у учащихся творческие
способности, формировать самостоятельность в
подготовке и отборе материала, составлении
сценария, создавать условия для развития
личностных качеств учащихся.
Формы нетрадиционных уроков весьма
разнообразны. Выбор формы зависит от многих
обстоятельств: возрастных особенностей
учащихся, уровня их подготовки,
информированности, каких-то психологических
особенностей, контакта учителя с учениками и т.д.

Периоды подготовки и проведения
нетрадиционных уроков.

1. Подготовительный

В нем активное участие принимают и учитель, и
учащиеся. Если при подготовке к традиционному
уроку такую деятельность выполняет только
учитель (написание плана-конспекта, изготовление
наглядных пособий, раздаточного материала и т.п.),
то во втором случае в значительной степени
задействованы и учащиеся. Они делятся на группы
(команды, экипажи и т.д.). Получают или набирают
определенные задания, которые необходимо
выполнить до урока, составление вопросов,
кроссвордов, викторин, изготовление
необходимого дидактического материала, и т.д.

2. Собственно урок (выделяется три
основных этапа)

Первый этап

Он является предпосылкой формирования и
развития мотивационной сферы учащихся; ставятся
проблемы, выясняется степень готовности к их
решению, к нахождению путей достижения целей
урока. Намечаются
ситуации, участие в которых позволит решать
познавательные, развивающие и воспитательные
задачи.
При проведении урока учитель учитывает
отношение учащихся к оригинальной форме урока;
уровень их подготовленности, возрастные и
психологические особенности.

Второй этап

Сообщение нового материала, формирование
знаний учащихся в различных «нестандартных»
формах организации их мыслительной активности.

Третий этап

Он посвящен формированию умений и навыков.
Контроль обычно не выделяется во времени, а
«растворяется» в каждом из предшествующих
этапов.

Советы учителю, готовящему урок в
нетрадиционной форме

  • Ничего не демонстрируйте на уроке специально
    (например, ТСО ради ТСО)
  • Не жалейте мотивационных моментов как на
    подготовительном этапе так и во время проведения
    урока. Не допускайте никаких излишеств. Урок
    должен быть цельным гармоничным, ведь гармония –
    высшая цель в нашем творении.
  • Поощряйте учащихся соответственно их вкладу в
    урок.
  • Постарайтесь сохранять на протяжении всего
    урока взаимопонимание, общий язык с классом,
    взаимное доверие и уважение.
  • Залог успеха вашего нетрадиционного урока –
    заблаговременная, тщательная, чётко
    спланированная подготовка, глубокое
    продумывание и осмысливание форм и методов его
    проведения.
  • Оценивайте не только итоги обучения, воспитания
    и развития, но и картину общения – эмоциональный
    тонус урока: не только в общении учителя и
    учащихся, но и в общении учащихся друг с другом, а
    также отдельных рабочих групп.

Очевидно, что рассмотренные вопросы – это
только ориентиры, намётки для педагогического
творчества. Но они помогут начать, устанавливая
некоторые точки опоры.
Готовить на уроке субъекта, творчески активную
личность, заинтересованную во всё более
самостоятельном познании, можно. Однако для
этого необходимо изменить отношение учителя к
смыслу его учебной деятельности.

Пример урока истории в 5 классе с
использованием игровых ситуаций.

Тема урока: Путешествие по Древней
Греции (повторительно-обобщающий урок в форме
игры «Счастливый случай»).

Цели урока:

  • Систематизация и контроль знаний учащихся по
    истории Древней Греции.
  • Формирование умений работать с исторической
    картой, логически мыслить, делать выводы,
    обобщать, высказывать свою точку зрения.
  • На примере истории Древней Греции, ее культуры
    продолжать воспитывать в детях чувство
    прекрасного, в ходе игры – чувство товарищества,
    долга, уважения к соперникам.

Оборудование: карта «Древняя Греция»,
изображения греческих богов, плакат с названием
игры “Счастливый случай”, исторические картины
периодов, музыкальное оформление, мешочек с
бочонками от 1 до 10.

Подготовка к игре: Команды должны
придумать название команды, девиз. Должны
составить вопросы соперникам.В игре участвуют
команды из одного класса или одной учебной
параллели.

ХОД ИГРЫ

1 Гейм. Разминка (по пять вопросов
каждой команде)

1. Назовите и покажите на карте три части Греции.
(Южная, Средняя, Северная.)
2. Кого в Греции называли отцом истории? (Геродота.)

3. Кто мог быть участником Олимпийских игр? (Все
эллины, кроме женщин.)

4. Кто является автором поэм «Илиада» и «Одиссея»?
(Гомер.)
5. Как древние греки называли свою Родину? (Эллада.)

1. Назовите и покажите на карте местонахождение
Греции (Балканский полуостров.)
2. Как называлась форма правления в Афинах? (Демократия.)
3. Сколько дней длились Олимпийские игры? (Пять.)
4. Что означает слово трагедия? (Песнь козлов.)
5. Как называется площадь в древнегреческом
городе, где ведется торговля? (Агора.)

2 Гейм. «Заморочки» из бочки

Кто мог бы так сказать:

  • Друг подвел меня, и теперь мне приказал отец
    приковать его к скале…(Гефест.)
  • Я просто влюбилась в этого юношу и поэтому
    помогла ему выбраться из лабиринта… (Ариадна.)
  • Все равно я буду покровительницей города, я
    подарю людям то, от чего им будет трудно
    отказаться…(Афина.)
  • Да по моей вине мой сын стал хромым, но никто не
    смеет мне перечить…(Зевс.)
  • Люди любят меня больше всех богов в мою честь
    они устраивают театральные представления…(Дионис.)
  • Ох уж эти люди, если бы не я, то они уничтожили бы
    все живое вокруг.. (Артемида.)

3 Гейм. Исторические даты

Кто больше назовет событий по датам, связанным
с историей Древней Греции.

4 Гейм. Исторические понятия

Объяснить данные термины:

  • Демос, ареопаг, архонт, полис, илоты.
  • Комедия, Акрополь, аристократ, демократия,
    колония.

5 Гейм. Религия древних греков

Соотнести изображения богов с их именами и
объяснить покровителями каких занятий они
считались:

  • Зевс, Посейдон, Аид, Деметра, Гера.
  • Аполлон, Артемида, Афина, Афродита, Дионис.

6 Гейм. Мифы древних греков

Убрать лишнего персонажа и рассказать миф:

  • Елена, Парис, Гефест, Афродита.
  • Одиссей, Деметра, Полифем
  • Тесей, Эгей, Минотавр, Зевс.
  • Деметра, Персефона, Аид, Дионис.

7 Гейм. Ты мне, я тебе

Участники задают по два вопроса соперникам. (Домашнее
задание.)

8 Гейм. Гонка за лидером

Правильно ответить за одну минуту на большее
количество вопросов.

  1. Условия возникновения государства?
  2. Где живут греческие боги?
  3. Какая поэма Гомера посвящена Троянской войне?
  4. Почему поэма Гомера называется «Илиада»?
  5. Кто вел в бой войско троянцев?
  6. Кто такой Ахиллес?
  7. Откуда родом Одиссей?
  8. Кто убил Гектора?
  9. Назовите царя города Микены.
  10. Как Одиссей расправился с Полифемом?
  11. Кто из греческих богинь помогал троянцам?
  12. Кто такой гражданин?
  13. Кем по рождению был Солон?
  14. Почему греки верили в существование богов?
  15. Какие подвиги совершил Геракл?
  16. Чьи законы отменил Солон?
  17. Чем занимался совет ареопагитов?
  18. Где находится Спарта?
  19. Где находится Афинское государство?
  20. Кто решал жить или нет маленькому спартанцу?
  21. Учили ли спартанцев грамоте?
  22. Какой должна быть речь спартанца?
  23. Что привозили купцы из Греции в колонию?
  24. Как часто проходили Олимпийские игры?
  25. Как выглядел портик?
  26. Со скольки лет начиналось обучение в афинской
    школе?
  27. Как часто собиралось Народное собрание, орган
    власти в Афинах?
  28. Кого греки называли педагогом?
  29. Какие вазы назывались чернофигурными?
  30. Что такое триера?

Итог урока

Подведение итогов игры, награждение
победителей.

Литература:

  1. Бондаренко О.А. Открытые уроки: История 5, 6,
    7, 10 классы. Основы государства и права.:
    Волгоград, 2002.
  2. Гин А. Приёмы педагогической техники:
    Пособие для учителя. – М., 2003.
  3. Короткова М.В. Пособие для учителей.–
    М.:ЦГО, 1999.
  4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем
    обычный урок. Практическое пособие.– Воронеж, 2001.
  5. Лизинский В.М. Приёмы и формы в учебной
    деятельности. – М., 2004.

Нетрадиционные
формы урока истории как один из способов повышения качества обучения в
соответствии с требованиями ФГОС.

Власова Наталья
Ивановна

Учитель истории
МАОУ СОШ № 23

       В последнее время в обществе часто
обсуждается проблема снижения интереса к обучению у детей, которые считают
учебу скучным и неинтересным занятием. Чтобы завладеть вниманием современных
детей, надо их удивить, заинтересовать.
Как сделать урок интересным?
Способствовать воспитанию познавательного интереса у детей может проведение
учебных занятий в нетрадиционных формах.

       В методических изданиях встречаются
термины «нестандартный урок», «нетрадиционный урок». Нетрадиционный (нестандартный) урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную
(неустановленную) структуру.
По поводу
проведения нетрадиционных уроков среди педагогов существуют различные мнения.
Кто-то видит в них прогрессивное направление. Кто-то считает такие уроки
нарушением педагогических принципов, отступлением педагогов перед обленившимися
обучающимися, не желающими и не умеющими серьезно трудиться. Но, интерес и
занимательность не исключают серьезного труда, наоборот, яркий, интересный урок
стимулирует активность, повышает мотивацию к обучению, создает условия для
более глубокого изучения материала, для повышения уровня сложности в обучении.
Кроме этого, проведение нетрадиционных уроков требует от педагога серьезной
теоретической и методической подготовки, организаторских способностей.
Проведение нестандартного урока, является показателем уровня развития отношений
между педагогом и обучающимися, так как предполагает открытое общение, которое
невозможно без доверительных отношений и взаимного уважения.

Нестандартные уроки отличают следующие особенности:

·                      
наличие творческой деятельности;

·                      
наличие проблемы и организация самостоятельного поиска
обучающимися путей и вариантов ее решения;

·                      
наличие необычных элементов, условий работы;

·                      
наличие ситуаций, в которых обучающиеся активно воспроизводят,
используют полученные ранее знания.

·                      
отказ от шаблонов в организации урока;

·                      
максимальное вовлечение обучающихся в активную деятельность;

·                      
применение различных форм групповой работы;

·                      
основа эмоционального фона урока не развлекательность, а
занимательность и увлечение;

·                      
создание условий для общения учащихся как основы внутренней
мотивации к учению;

·                      
уважительное отношение к детскому знанию и незнанию;

·                      
оценка не только знаний, но и стремления к ним, находчивости;

·                      
использование оценки не только в качестве результирующего, но и
формирующего инструмента

       Классификация форм
нестандартных уроков
достаточно широка. Рассмотрим некоторые из них.

       Например, Вингливскт
Н.Н. предлагает классифицировать нестандартные уроки следующим образом:
урок-конференция, урок-КВН, урок-диспут, урок-ярмарка, урок-аукцион,
урок-концерт, урок-путешествие, урок-знакомство, урок-проба на роль,
урок-интервью, урок-тренинг и т.п.

       Щенев В.А. в
классификации использует традиционную типологию уроков, дополняя их
нестандартными формами:

·                      
урок формирования новых знаний (уроки лекционной формы,
уроки-путешествия, уроки-исследования, уроки-инсценировки, учебные конференции,
интегрированные уроки);

·                      
уроки обучения умениям и навыкам (уроки-диалоги, уроки с
деловой/ролевой игрой, практикумы);

·                      
уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений (семинары
внеклассного чтения, КВН, уроки-конкурсы, уроки-соревнования, урок на асфальте);

     

·                      
уроки проверки и контроля знаний и умений (зачетные викторины,
защита творческих работ, проектов, соревнования, творческие отчеты).

     Зачетная
викторина

 «Из истории
интернета»                                               Защита проекта

                 

·                      
интерактивные технологии кооперативного обучения работы на уроке
(сократовская беседа, работа в парах, карусель, работа малых группах (диалог,
синтез мыслей, круг идей…), аквариум и др.);

·                      
интерактивные технологии коллективно-группового обучения
(обсуждение проблемы в общем круге, «микрофон», «Броуновское движение», анализ
ситуации и др.);

·                      
интерактивные технологии обсуждения дискуссионных вопросов
(«неоконченная цепочка», «займи позицию», ток-шоу, дебаты и др.).

·                      
на основе игровой деятельности: игры-реконструкции (наличие
воображаемой ситуации, которая происходила в прошлом или настоящем,
распределение ролей), игры обсуждения (наличие ситуации, которая моделирует
различные формы обсуждения, создание конфликта мнений, анализ прошлого
экспертами с точки зрения современности), игры-соревнования (наличие
фиксированных правил, отсутствие сюжета и ролей, первый план субъект-объектных
отношений).

·                      
на основе дискуссионной деятельности: семинары (индивидуальная
работа), структурированные дискуссии (групповая работа), проблемно-практические
дискуссии (коллективная деятельность класса).

·                      
на основе исследовательской деятельности: практические занятия
(коллективная деятельность класса), проблемно-лабораторные занятия (групповая
работа), исследовательские уроки (индивидуальная работа).

Короткова Н.В. предлагает
классификацию нетрадиционных уроков, в основе которой находятся различные виды
учебной деятельности. По форме проведения можно выделить следующие группы
нестандартных уроков:

·                      
уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета,
дуэль, КВН, деловая игра, кроссворд, викторина, квест.

Квест  «Все
дороги ведут в Рим».

·                      
уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в
общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников,
комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

·                      
уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного
материала: урок мудрости, откровения, урок «Дублер начинает действовать».

·                      
уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция,
аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача,
телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

·                      
уроки-фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок XXI века.

·                      
уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и
организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет,
редакционный совет.

При проведении традиционных
уроков возможно использование нестандартных приемов, таких как: «аквариум»,
«круг идей», «микрофон», «ученый совет», «найди ошибку», «интересный вопрос»,
«запретный вопрос», «конкурс сказочников», «дерево мудрости», «почта»,
«почемучка», «ключевое слово», «напишите письмо», «радуга» и др.

Выделяют три периода
подготовки и проведения 
нестандартных уроков.

Первый период –
подготовительный
. Здесь активное участие
принимают как педагог, так и обучающиеся (они делятся на группы, команды,
получают задания, готовят материалы и т.п.)

Второй период – урок, в структуре которого:

1) организация постановки
проблемы, нахождения путей ее решения, мотивации деятельности;

2)сообщение нового материала;

3) организация работы по
формированию умений и навыков обучающихся.

Третий период – анализ урокагде дается оценка итогам обучения, сформированным умениям,
характеру поведения и общения обучающихся.

Эффективность проведения нестандартных уроков заключается в том,
что:

·                      
учебные занятия становятся более запоминающимися, эмоциональными;

·                      
форма организации урока способствует глубокому усвоению материала;

·                      
создаются условия для развития творческих способностей,
логического мышления, любознательности, интереса к предмету;

·                      
используются межпредметные связи, что способствует разностороннему
развитию личности обучающегося.

Следует помнить, что:

·                      
нецелесообразно слишком частое использование нестандартных форм
урока, это может привести к потере устойчивого интереса к процессу учения;

·                      
нестандартному уроку должна предшествовать тщательная подготовка;

·                      
при выборе формы нетрадиционных уроков необходимо учитывать уровень
подготовленности, особенности класса в целом и каждого обучающегося в
отдельности;

·                      
рекомендуется использовать нестандартные уроки при обобщении и
закреплении знаний, умений и навыков обучающихся.

Целесообразно привлекать
обучающихся к работе по поиску и подбору материала, изготовлению дидактических
пособий, составлению вопросов и проведению урока с целью повышения у них
интереса к обучению, познавательной активности, стимулирования
учебно-познавательной деятельности.

Особого внимания требует
подготовка заданий для работы на нетрадиционном уроке. Задания:

·                      
направлены на развитие логики, смекалки, образного мышления,
сообразительности;

·                      
отличаются уровнем сложности;

·                      
имеют практическую значимость и межпредметное содержание;

·                      
занимательные по форме, содержанию, сюжету, способу решения;

·                      
имеют неожиданный результат.

       Наша школа 5 лет
участвует в областном проекте «Музей и школа: пути взаимодействия».
Обучающиеся 5-х классов 1 раз в четверть посещают музейный класс Областного
краеведческого музея , где проходят повторительно-обобщающие уроки по истории
Древнего мира. При изучении материала активно применяются
музейно-педагогические технологии: на уроках, во внеклассной работе, а также во
внеаудиторных занятиях.

Виды технологий, используемых в нестандартных уроках:

-диалогические экскурсии

                                            

-погружение в среду

-технология театрализации

-творчество,
создание образа

-технология инсценировки                                                                    

                               

       Нестандартные
уроки должны быть в арсенале каждого преподавателя. Они больше нравятся обучающимся
в силу их необычности по замыслу, методике организации и проведения, отсутствия
жесткой структуры, наличия условий для самореализации. При подготовке к
проведению нестандартного урока педагогу необходимо учитывать общий уровень
развития классного коллектива, готовность обучающихся к работе в условиях
нестандартного урока, степень освоения ими учебного материала. Разработанные
методики проведенных уроков позитивно влияют на познавательный интерес,
активность учеников в процессе выполнения предлагаемых заданий, а также на
уровень сформированных знаний и умений.

Список литературы

       Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю.
Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И;
М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.

       Оцабрик И.В. Теоретические аспекты
интерактивных технологий в дидактике// Зарубежная литература. – 2005. — № 8. –
с. 28 – 31.

       Беспалько В.П. Педагогика и
прогрессивные технологии обучения. — М., 1995.

       Вингливскт Н.Н. Элементы
интерактивной методики – каждому уроку — 2002. — № 1. – с. 149 -158.

       Волович М.Б. Методические
рекомендации учителю : Как обеспечить усвоение математики в 6-м кл. с помощью
комплекта средств обучения / М. Б. Волович. — М. : ТОО «Фирма
«Линка-пресс», 1995.

       Кукушин В. С. Современные
педагогические технологии. Начальная школа. – Р-н/Д.: «Феникс», 2004

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

     «Школа № 101 с углубленным изучением отдельных предметов

имени Героя Советского Союза Рябова Сергея Ивановича»

городского округа Самара

_____________________________________________________________________________

443114, г. Самара, пр. Кирова, 319

тел., факс (846 2) 956-48-45, e-mail: school 101@list.ru

Тема «Нетрадиционные формы и методы работы на уроках истории и внеурочной деятельности «Самарский калейдоскоп»»

Доклад  на педагогическом совете 28.03.16 г.

Автор: Лукьянова А.В., учитель истории и обществознания

Историческое образование можно определить как специально организованный процесс развития у учащихся способности самостоятельного решения проблем, имеющих специальное и личностное значение в различных сферах деятельности, на основе изучения истории общества , а так же воспитание патриота и гражданина своего Отечества.  Указанное понимание сущности исторического образования создает предпосылки для решения многих актуальных проблем педагогической практики, а именно использование активных и интерактивных методик в преподавании истории. Последние годы ознаменовались поисками и широким использованием методик, позволяющей значительно повысить эффективность обучения истории в школе.

Цель обучения состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и подготовки школьника как субъекта своей образовательной деятельности. Но задачи остаются неизменными многие десятилетия:

это все то же воспитание и развитие личности, основным средством решения которых продолжает оставаться познавательная активность. Немалая роль в формировании познавательной активности учащихся отводится так называемым нетрадиционным формам уроков. Процесс развития современного образования требует применение различных моделей урока и методов активного развивающего обучения.

 Нетрадиционные формы урока помогают в формировании базовых понятий курсов истории, адаптировать материал к возрастным особенностям учащихся, применять полученные ими знания в жизни, развивают интеллект, эрудицию, расширяют кругозор. Сегодня школа должна формировать людей с новым типом мышления, с активной жизненной позицией,  инициативных, творческих личностей, смелых в принятии решений, компетентных. Следовательно, необходимы изменения, в том числе и в методике школьного исторического образования. Жизнь сама подсказывает новые формы проведения уроков, нужно только их увидеть и осмыслить. Любой учитель истории применяет хотя бы изредка в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Они представлены и как фрагменты в ткани урока, и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов. Это связано со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующегося на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях скромного количества предметных часов, на усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников.

Арсенал форм уроков современного учителя истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трансформируется в сторону новых форм преподнесения материала. Перед современным учителем истории стоят задачи, навеянные пересмотром содержания предмета:

 альтернативные подходы к оценке проблем прошлого,

 прогнозирование событий и явлений,

 неоднозначные этические оценки личностей и хода событий.

Обсуждение этих вопросов невозможно без приобщения к творческой деятельности, без приобретения учащимися опыта ведения диалога и дискуссии. Коммуникативные умения, способность к моделированию ситуации приобретают все большее значение в нашей жизни.

Нетрадиционные формы урока содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем использования различных способов изучения нового материала на уроке, чаще всего это применимо на уроках обществознания в среднем звене.

Для учащихся нетрадиционные формы урока — переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения,  положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве —  значит новые обязанности и ответственность.

Для педагога нетрадиционная форма урока — это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Нетрадиционные формы урока позволяют шире вводить элементы занимательности, что повышает интерес к предмету, базируются на понимании учащихся как субъекта образовательного процесса, нацелены на развитие личности школьников, их творческого потенциала и мотивационно-ценностной сферы.  В связи с этим учебный материал отбирается в соответствии с критериями проблемности, альтернативности, критичности, возможности интеграции знаний из различных научных дисциплин.

НФУ имеют большое многообразие и очень трудно поддаются систематизации, однако их все же можно сгруппировать по следующим позициям:

Нетрадиционные формы урока это:

  • ролевые игры;
  •  урок-спектакль;
  •  исполнение исторического  сюжета;
  • смотр знаний;
  •  урок фантазирования;
  • урок-игра;
  •  деловая игра;
  • урок-зачет;
  •  урок взаимообучения;
  •  урок-путешествие;
  • круглый стол или конференция;
  •  урок-состязание;
  •  пресс-конференция;
  • урок взаимообучения;
  • урок открытых мыслей;
  •  урок-диалог;
  • урок-КВН;
  •  мозговая атака;
  • урок-викторина;
  •  урок-брифинг;
  • актуальное интервью;
  •  урок-исследование;
  •  имитационно-ролевое моделирование;
  •  урок-диспут;
  • моделирование мышления учащихся;
  •  урок-турнир;
  •  ролевая деловая игра;
  • урок-эврика;
  • урок-лекция.

В своей практике я использую различные нетрадиционные  формы, методы, приемы для оптимизации процесса обучения, что повышает мотивацию учащихся к изучению истории и обществознания.

На своих уроках я учу детей прежде всего думать, не просто «поглощать»  конкретную информацию, а уметь использовать свои знания при осмыслении как прошедших исторических и общественных фактов ,событий, явлений так и текущих. Для этого, конечно, необходимо , чтобы материал был им интересен. А это происходит только при  активном участии ребенка в учебном процессе.  

 Так, например в 10 классе в рамках глобальных проблем современности прошел урок-конференция на тему  «Терроризм угроза миру», к которому учащиеся, получив вопросы, готовились самостоятельно, осуществив  поисково-исследовательский метод в своей работе. Были подготовлены устные сообщения, сопровождаемые  презентациями. Выступающим задавались вопросы, что сделало конференцию динамичной и насыщенной. Яроцкая  Ядвига провела с классом тренинг «Как вести себя в экстремальной ситуации».  При таком изучении тема была активно усвоена учащимися.

К уроку-исследованию можно отнести урок «Опричнина Ивана Грозного»,

на котором  применялась групповая форма работы. Учащиеся в группе самостоятельно  исследовали и анализировали исторические   документы, составляли  выступления , давали личностную  оценку событий, отвечали  на проблемные вопросы. При ответе на проблемный вопрос  : «Характерны ли события, происходящие в 1565-1572г.г. только для российского средневекового самодержавного правления и что вы можете сказать о терроре как способе борьбы с политическими противниками?» я предложила не ограничиваться только рамками темы, но и провести исторические параллели сквозь разные исторические эпохи, используя знания ,полученные ранее и текущие события в мире. В итоге, были приведены в качестве примеров сталинская эпоха и нынешние события на Украине.  В ходе урока использовался видео-аудио материал, способствующий эмоциональному восприятию  и усвоению материала урока.    

Одним из приёмов на уроках является использование компьютерных технологий: презентаций, документальных, художественных фильмов и видеоэнциклопедий на различные исторические сюжеты. Видеоматериалы можно использовать на всех этапах изучения темы: знакомство с темой, закрепление, повторение. Конечно, использование того или иного видеофрагмента на разных этапах изучения материала будет ставить перед собой различные цели. Данное направление в моей работе позволяет доносить учебный материал более эффективно, активно включать ученика  в процесс познания нового материала  и его закрепления. Например, при изучении темы «Культура Древней Греции» , учащиеся не только визуализировали обширный  материал, но и закрепили полученные знания с помощью  тренажера в занимательной игровой форме. Использование тренинга в ходе изучения темы происходит в 5, 10, 11 классах как на уроках истории, так и на уроках обществознания.

В 10-11 классах в рамках проектной деятельности  учащиеся  составляют  тематические презентации, с последующей  защитой их на уроке. При организации проектной деятельности от учителя требуется направить мысль ребенка в нужном русле самостоятельного поиска, подсказать источники информации, но нельзя предлагать учащимся решение проблемы в готовом виде. Для старшеклассников я выбрала  сквозную  тему  «Личность в истории», через которую формируется историческое мышление — способность рассматривать исторические  личности с точки зрения современного человека; развиваются  навыки публичного выступления, умение отстаивать свою точку зрения. Были представлены презентации «Ярослав Мудрый», «Владимир Мономах», «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «Петр Первый», «Екатерина Вторая», тем самым на примерах  жизни  отечественных исторических деятелей  воспитывается  гражданственность, чувство гордости за свою страну.

В 10 классе с помощью видеоуроков  я применяю  так называемый прием  «погружения в эпоху» через серию документально-публицистических фильмов «Романовы» , содержание которых на 90% перекликается с учебником Сахарова А.Н.. Этот прием я использую  после изучения эпохи правления царя из династии Романовых в качестве дополнительного закрепления изученного материала перед контрольным тестированием.

В 5-х классах в рамках курса обществознания учащиеся так же осваивают  проектную деятельность, которую  можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Была предложена тема «Мы –одноклассники!». Цель проекта : 1.Развивать представление об истинном товариществе и верной дружбе, о качествах личности, без которых не складываются товарищеские и дружеские отношения.2.Уметь строить проект и реализовывать его, искать самостоятельно выход их проблемы. 3. Воспитывать чувство взаимодоверия, взаимопомощи. Великолепно справились с задачей учащиеся 5Б класса, представив свою коллективную работу.

В рамках декады естественно-гуманитарных наук  прошел квест-марафон  в ходе которого учащиеся 5-7 классов участвовали в исторической викторине, редактировали исторические письма, разгадывали исторические кроссворды. Были выпущены стенгазеты по теме «Моя Самара» , посвященные  улицам и площадям города. В 5-х классах ученики написали эссе на тему «Что значит быть патриотом России?». Данное мероприятие способствовало повышению интереса к мировой и отечественной  истории и воспитанию патриотических чувств у подрастающего поколения.

Задачи, которые стоят перед учителем истории и обществознания реализуются и в рамках программы «Самарский калейдоскоп» , поскольку через разнообразные формы происходит приобщение учащихся к глубинному традиционному наследию, нравственному и эстетическому богатству традиционной культуры, формирование осознанного патриотического чувства на основе понимания духовных ценностей. Посещение музеев, театров и выставок города, участие в викторинах, городских краеведческих конкурсах, конкурсах  рисунков способствует достижению следующих целей:

  • Воспитание целостной, всесторонне развитой личности, способной творчески мыслить, эффективно общаться, индивидуально развиваться
  • пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям города Самара;
  • способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся;
  • воспитание любви к природе родного края;
  • формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;

В заключении я хочу сказать, что использование  в педагогическом  процессе  нетрадиционных форм уроков  позволяет  сделать учебный процесс действительно привлекательным для учащихся, то есть повысить мотивацию знаний.  Нетрадиционные формы уроков помогают учителю раскрыть свой творческий потенциал независимо от того, какой предмет он преподает, а вместе с тем они помогают творчески раскрываться самим учащимся, пробуждая в них познавательную активность. Готовить на уроке творчески активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном познании .

Методическая разработка по истории:
«Нестандартная форма ведения урока»

Игра «Счастливый случай»

Тема урока: Путешествие по Древнему Египту (повторительно-обобщающий урок в 5 классе).
Подготовил учитель истории и обществознания:
Самойлова Мария Юрьевна
Активные формы и методы обучения преобладающие при проведении нетрадиционных уроков позволят учителю развивать у учащихся творческие способности, формировать самостоятельность в подготовке и отборе материала, составлении сценария, создавать условия для развития личностных качеств учащихся.

Игра «Счастливый случай»

Тема урока: Путешествие по Древнему Египту (повторительно-обобщающий урок в 5 классе).
Цели урока: 
— Систематизация и контроль знаний учащихся по истории Древнего Египта.
— Формирование умений работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные.

— выражать свое мнение к роли истории в жизни человеческого общества.
— На примере истории Древнего Египта, ее культуры продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, в ходе игры – чувство дружбы, долга, уважения к сверстникам.
Оборудование: карта «Древний Египет», изображения египетских богов, плакат с названием игры “Счастливый случай”, исторические картины периодов, мешочек с бочонками от 1 до 10.
Подготовка к игре: учащиеся должны сформировать 2 команды и придумать название команд, девиз. Должны составить вопросы соперникам. В игре участвуют команды из одного класса.

ХОД ИГРЫ
1. Разминка (по четыре вопроса каждой команде)
1. Используя карту, определите, где располагался Древний Египет? (от первого порога Нила до Средиземного моря)
2. Главная цель военных походов древнеегипетских фараонов? (получение военной добычи)
3. Когда была возведена пирамида Хеопса? (около 2600 г. до н.э.)
4. Как называется основной вид удобрений на полях Древнего Египта? (ил)

1. Используя карту опишите природные условия Древнего Египта
2. Как звали фараона, совершившего самые крупные завоевательные походы? (Тутмос III)
3. Как назывались письмена древних египтян? (иероглифы)
4. Какой город стал первой столицей объединенного Египетского государства? (Мемфис)
2. «Заморочки» из бочки
Кто мог бы так сказать: 
Кому этот драгоценный гроб придется впору – тому и достанется…(Сет)
Друг мой любимый стал землею. Неужели и я, как он, лягу, чтобы не встать во веки веков?… (Гильгамеш).
3. Исторические даты
Кто больше назовет событий по датам, связанным с историей Древнего Египта.
4. Исторические понятия
Объяснить данные термины: 

Речные пороги, фараон, вельможа, шадуф, писец.

Речной ил, роспись, жрец, саркофаг, мумия.
5. Религия древних египтян.
Соотнести изображения богов с их именами и объяснить покровителями каких занятий они считались: 

Ра, Апоп, Геб, Нут, Тот.

Бастет, Апис, Себек, Баран, Скарабей.
6. Мифы древних египтян
Убрать лишнего персонажа и рассказать миф: 
Елена, Осирис, Исида, Гор
Афродита, Нефертити, Эхнатон, Синухет
7. Ты мне, я тебе
Участники задают по два вопроса соперникам. (Домашнее задание.)
8. Гонка за лидером
Правильно ответить за одну минуту на большее количество вопросов. 
Итог урока
Подведение итогов игры, награждение победителей. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий национальный хоровод
  • Сценарий нептуновы потехи
  • Сценарий национальные традиции богатство русской культуры
  • Сценарий непривлекательная красавица
  • Сценарий национальные подворья