Сценарий экологического развлечения
«Незнайка в лесу»
Разработали:
Учитель-логопед:
Е.В.Александрова
Учитель-дефектолог:
Н.А.Баутина
Ход досуга
Выходит Незнайка. (Он пришёл в лес на пикник)
Н: Эх, как хорощо в лесу. ( Достаёт еду и бутылку лимонада. Ест, пьёт и разбрасывает на полянке. Включает плеер. Громко слушает музыку. Его кусает комар. Машет руками и топчет всё вокруг.)
— Вот тебе, вот тебе. (приговаривает)
Звучит музыка. (Голоса разных насекомых)
Какой шум. Это мне совсем не нравится. Прекратите!
Входит лесная фея. (Музыка замолкает)
Ф: Здравствуйте ребята! Слышите, как стало тихо в лесу. Из –за тебя Незнайка из леса ушли самые маленькие обитатели – насекомые.
Н: Вот и хорошо, вот и отлично. Никто не будет жужжать над ухом и кусать меня. Можно будет спокойненько отдыхать.
Ф: Я заметила, как ты отдыхал. (Показывает на мусор вокруг). Разве так можно себя вести?
Н: А кому я мешаю? Никого ведь нет. (оглядывается)
Ф: Ребята вы тоже так думаете? Ответы детей.
Д/и «Кого и что можно встретить в лесу?»
Ответы детей.
Правильно, звери, птицы, насекомые, деревья, грибы, ягоды, цветы. И лес — это их дом. Его надо беречь. Незнайка, чего нельзя делать в лесу, чтобы не навредить его обитателям?
Н: Не знаю. (разводит руками)
Ф: Ты что совсем не знаешь правил поведения в лесу?
Н: Нет.
Ф: Ребята, а вы?
Д: Знаем.
Ф: Тогда предлагаю Вам поиграть и заодно научить Незнайку.
Поиграем в игру «Можно — нельзя». (проводит фея)
( правила игры «можно» — дети хлопают, «нельзя» — дети топают)
- Разжигать костры в лесу (нельзя)
- Сажать больше деревьев (можно)
- Ломать деревья и ветки (нельзя)
- Ходить только по тропинкам (можно)
- Рвать большие букеты цветов (нельзя)
- Любоваться ими (можно)
- Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)
- Оставлять мусор в лесу (нельзя)
- Собрать мусор в яму и закопать (можно)
- Беречь лес от пожара (можно)
- В лесу шуметь (нельзя)
- Муравейник разорять (нельзя)
- Птенцов брать домой (нельзя)
Ф: Молодцы! Вы отлично справились, знаете все правила поведения в лесу. Но, что же делать? Как вернуть насекомых в лес?
Н: Посекомых? Кто это?
Ф: Не посекомых, а насекомых. Слушай мой рассказ и запоминай. (Запись или презентация)
На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» — от слова «насекать». Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие — один день. У насекомых шесть ног. Их тела покрыты твердой оболочкой, которая называется наружным скелетом. Тело каждого насекомого можно разделить на три части: голова, грудь и брюшко. Обычно у них две пары крыльев, хотя у мух, например, только одна.
Насекомые появляются на поверхности земли только тогда, когда тепло — весной или летом.
Яркая окраска многих насекомых предупреждает других животных о том, что они несъедобны. Многие насекомые пользуются цветом, чтобы скрываться от врагов (бабочки, кузнечики). Насекомых поедают птицы.
Всё в природе взаимосвязано и все живые существа нужны для равновесия. Если исчезнет хоть один вид насекомых, на земле может произойти катастрофа.
Чтобы они вернулись обратно в лес, Незнайке придётся выполнить разные задания.
Н: Ой, я не справлюсь один. Ребята, помогите мне.
Ф: Поможем Незнайке?
Ответы детей.
Ф: Тогда на некоторое время нам придётся превратиться в разных насекомых. Хотите?
Дети: Хотим!
(Фея под музыку «превращает» детей (надевает ободки) в насекомых: кузнечика, бабочку, божью коровку, паука, стрекозу, муху, муравья, пчелу, комара.)
Н: Все дети стали насекомыми, и все такие разные, кто вы, ребята?
Ф: А отгадать, кем стали ребята, нам помогут загадки.
Слушайте внимательно про кого я читаю загадку.
Дети отгадывают загадки и говорят о себе несколько предложений.
ЗАГАДКИ:
1. У этих жучков красные платьица в чёрный горох.
На растении оно обитает и вредных тлей уничтожает.
Ребёнок: Это я — Божья коровка.
Меня назвали так потому, что у меня на ножках выделяется молочко.
Питаюсь тлёй. На зиму засыпаю. Яйца откладываю на листья.
2. Не птица, а с крыльями.
Над цветами порхает
Медок собирает.
Ребёнок: Это я — ПЧЕЛА.
Мы трудолюбивые насекомые. Питаемся нектаром цветов, делаем
мёд. На зиму засыпаем. Обитаем в ульях и дуплах. Размножаемся яйцами, их
откладывает самка царица.
3. Над цветком порхает, пляшет.
Веерком узорным машет.
Ребёнок: Это я — бабочка.
Нас много, мы все разные. Питаюсь нектаром цветов. У нас разная,
красивая окраска. Размножаемся личинками.
4. Наткёт, напрядёт, сидит и добычу ждёт.
Ребёнок: Это я — ПАУК.
Мы умеем плести паутину. В неё попадают мелкие насекомые, мы их
съедаем.
5. Над нами трепещут былинки
Нам так хорошо и тепло,
У нас бирюзовые спинки.
А крылышки точно стекло.
Ребёнок: Это я — СТРЕКОЗА.
Нас очень много. Мы всё разные. Я живой
вертолёт. Могу висеть в воздухе, питаюсь насекомыми, я их ловлю налету. Очень боюсь холода. Я яички откладываю в воду.
6. В лесу у пня суета, беготня
Народ рабочий, весь день хлопочет.
Ребёнок: Это я — МУРАВЕЙ.
Мы дружные насекомые. Мы плохо видим, но с помощью усиков,
ощупываем все, что встречается на пути. Живу в муравейнике. Питаемся
травинками, мёртвыми насекомыми. Осенью засыпаем до весны.
7. Чёрный, да не ворон.
Рогат, да не бык.
Шесть ног без копыт.
Ребёнок: Это я — ЖУК.
Я умею летать. Питаюсь растениями, живу в кроне деревьев, там и
зимую. Размножаюсь яичками, которые откладываю в землю.
8. С цветочка — на травинку,
С листочка — на былинку.
Отталкиваясь ножками,
Летает над дорожками.
Ребёнок: Это я — КУЗНЕЧИК.
Я певчий кузнечик. Ещё бывают серые. Обитаем на лугах. Питаемся
растениями и мелкими насекомыми. Можем сильно стрекотать.
9. Осенью в щель заберётся,
А весной проснётся.
Ребёнок: Это я — МУХА.
Быстро и легко летаю. Люблю тепло, живу рядом с человеком.
Личинки поглощают гниющие отходы. Зимой засыпаю.
10. Очень маленький на вид,
Надоедливо звенит.
Ребёнок: Это я — КОМАР.
Любим тепло и сырость. Откладываем личинки в воду и нас
становится много. На зиму засыпаем. Много врагов у нас — это жабы, птицы.
Ф: Молодцы. Все загадки разгадали.
Физкультминутка. Игра на внимание «Муравей — кузнечик — бабочка». По команде воспитателя «Муравей» дети приседают, по команде «Кузнечик» прыгают, по команде «Бабочка» — «летают».
Входит муравей.
Здравствуйте ребята. Мой муравейник растоптал Незнайка. Помогите построить новый.
Проводится игра «Построй муравейник» (2 команды)
Мы – дружные муравьи. Надо подбородком зажать кирпичик, на четвереньках доползти до своей черты, оставить там кирпичик — он будет началом муравейника, и вернуться. Так все по очереди. Раз-два-три – начали!
Ф: Муравейники получились замечательные! Похлопали сами себе.
Появляются бабочка и божья коровка.
Незнайка растоптал цветы. Помогите нам найти новый дом.
Проводится игра «Собери цветок». Затем каждый ребёнок сажает свою бабочку или божью коровку на цветок.
Появляется пчела.
Спасибо ребята. Теперь мы соберём цветочный нектар и будет много мёда. Поможете мне собирать?
Дети: Да.
Проводится игра «Кто больше наберет нектара».
Мы – пчелки. Берем ведерко с бокальчиком, жужжа «облетаем» свои два цветка, в каждом зачерпываем «нектар» и переливаем его в ведерко. Кто больше и быстрее наберет? Раз-два-три – начали!
Ф: Очень трудолюбивые пчелки! Все старались и набрали много «нектара». Однажды на лугу собрались насекомые и заспорили: кто из них лучше и нужнее. Что из этого получилось – вы сейчас увидите.
Театрализованное представление «Спор насекомых».
Бабочка: — Я — самая красивая. Посмотрите на мои крылышки – разве они не прекрасны?! Недаром мною все любуются, поэты посвящают мне стихотворения, художники пишут с меня картины. Я – лучшее украшение природы!
Кузнечик: — Да, но ты не умеешь петь. Люди замолкают, чтобы послушать мое чудесное пение – стрекотание. Меня называют скрипачом. Я – чудесная скрипка природы!
Божья коровка: — Посмотрите на меня. Я не только красива, но и приношу пользу – уничтожаю тлей и тем сохраняю растения. Может, я не так прекрасна, как бабочка, и не умею петь, как кузнечик, зато я – нужнее вас.
Пчелка: — Все ерунда. Надо много работать, чтобы быть нужной. Я день-деньской собираю мед. Человек давно оценил мои заслуги и оберегает меня, строит для меня домики – ульи. Нужнее меня никого нет!
Комарик и муха: — Нам особо нечем похвастаться. Но поверьте без нас, природе тоже будет плохо.
Все насекомые (смех на разные голоса): — Ха-ха, хи-хи.
Божья коровка: — От вас только вред.
Бабочка: — Недаром вас люди не любят.
Кузнечик: — Вы кусаетесь и болезни разносите.
Пчела: — Вы никому не нужны.
Комар: — Я кусаюсь не со зла, а чтобы род свой продолжить.
Комар и муха вместе: — Без нас многие животные погибли бы или голодали. Стрекозы, пауки, птицы, лягушки и даже ящерицы нас обожают. Значит, мы тоже нужны.
Пчела (после паузы): — Получается, что все мы лучшие и нужные.
Божья коровка: — Да, и каждый в чем-то своем.
Бабочка: — А если кого-то совсем не станет, то плохо будет другим животным.
Кузнечик: — А от этого станет плохо и людям.
Комар и муха: — Если мы есть, значит, это надо природе.
Все насекомые дружно: — Мы – часть природы. Люди, не обижайте нас!
Ф: С тех пор насекомые не спорят и живут в ладу с природой.
Ф: Незнайка, ты всё понял?
Н: Да! Я больше не буду никого обижать.
Ф: Ну и у меня много дел. Спасибо ребята. Теперь лесу ничего не угрожает.
Н: Подожди, подожди, Фея, а как же ребята, они, что так и останутся насекомыми?
Ф: Нет, конечно же. А теперь я вас расколдовываю и превращаю опять в детей. (Расколдовывает). Ну, что ж, теперь мне действительно пора.
Насекомые:
На земле без насекомых
Обойтись никак нельзя.
Мы — природы санитары
Служим ей и день и ночь
Всем цветам, деревьям, травам
Рады мы всегда помочь.
Берегите, не давите,
Если встретите в лесу!
Насекомые природе
Много пользы принесут.
До свидания. (Прощаются)
Н: И мне тоже. До свидания.
СЦЕНАРИЙ СПЕКТАКЛЯ «НЕЗНАЙКА НА ПРИРОДЕ»
На сцене оборудована полянка, усеянная
цветами. На краю поляны – дерево. Навстречу друг другу идут две девочки. Одна в
закрытом летнем платьице, шляпке и солнцезащитных очках, другая в купальном
костюмчике с полотенцем на плече.
1 девочка: Здравствуй, Айнура. Куда
это ты направилась в такую жару. Ведь уже час дня.
2 девочка: Привет, Чолпон. Такой день
прекрасный, солнышко светит так ярко. Хочу позагорать. Буду такой загорелой,
что все девочки лопнут от зависти. Это ты всё от солнышка прячешься.
Айнура: Чолпон, ты не права. С 11 по 15 часов
солнце посылает на землю самые злые ультрафиолетовые лучи, которые могут сжечь
всё живое и принести большой вред.
Чолпон: Много ты знаешь! Хочу и загораю! И
солнышко мне в этом поможет. Глупости, какие ты всё придумываешь. (Выбирает
место на полянке, расстилает полотенце и подставляет солнцу спину). Как хорошо!
Айнура: Ну и губи своё здоровье, раз слушать
ничего не желаешь. (Уходит)
Чолпон: Ну и иди, всезнайка! Ничего мне не
будет. Только польза.
Поёт:
«Я на солнышке лежу, И на солнышко гляжу, Всё
лежу и гляжу,
И на солнышко гляжу. Бегемот – от — от, идёт
Крокодил – дил – дил плывёт, Только я
Всё лежу
И на солнышко гляжу».
Раздаётся жужжание – 1 мин. На полянку
прилетают две бабочки. Они кружатся на поляне, перелетая с цветка на цветок.
1 бабочка: Что это за звуки
раздаются?
2 бабочка: Да это какая-то девочка
поёт. Как она сюда попала? Ведь в это время всё живое прячется в тень. Сейчас
ведь уже два часа дня!
1 бабочка: Сестрёнка, полетим,
посмотрим на неё, пожалуйста.
2 бабочка: Ну, только на минутку. Не
хочу обжигаться на таком злом солнце. (Летят на полянку и подлетают к Чолпоне).
Обе бабочки поочерёдно восклицают: «Ой! Ой!
Ой! Она не только поёт, но и загорает! У неё уже спина вся красная и руки, и
нос, и уши, и щёки! Какой кошмар!» (Бабочки жужжат, всплёскивают руками, машут
крыльями, негодуют).
1 бабочка: Девочка, убегай скорее в
тень, а то жгучие лучи солнца спалят твою кожу и затуманят мозг!
2 бабочка: Убегай или надень солнцезащитные
очки, а то солнечные лучи ослепляют тебя, и ты будешь видеть очень плохо. На
ярком солнце наши глаза подстерегает злая тётка катаракта!
Чолпон: Много вы знаете! Хочу и загораю! И
ничего мне не сделается! Чего вы так всполошились?
1 бабочка: Бедная девочка, разве ты
не знаешь, что загорать нужно только в утренние часы, когда солнечные лучи
питают и согревают Землю?
2 бабочка: Хотя с 10 до 11 часов утра
солнышко и дарит нам ласковые и добрые ультрафиолетовые лучи, под ними можно
загорать только 10 – 15 минут. В это время в организме накапливается солнечный
витамин “D”, так необходимый для здоровья.
1 бабочка: Говорят нас в это время от
злых ультрафиолетовых лучей защищает высоко в небе добрый газ ОЗОН, а в другое
время он не может нас защищать.
2 бабочка: Послушай нас девочка,
уходи в тень!
Чолпон: Да, не жужжите вы под ухом, назойливые
бабочки, летите своей дорогой! Не мешайте человеку загорать, уж больно много вы
знаете!
1 бабочка: Какая упрямая!
Невоспитанная и безграмотная девочка!
2 бабочка: Не хочет, не надо! Оставим
её в покое. Мы и так долго задержались на солнце. В тень! В тень! В тень!
(Улетают)
Чолпон: Ну и летите, крылатые!
Переворачивается на спину, и болтая ногами поёт:
«Я на солнышке лежу, Я на солнышко гляжу,
Час лежу, два лежу, три лежу…..
Ой! Ой! Ой! Кожу всё стянуло! Голова кружится!
Тошнит!
(Вскакивает с земли, мечется по поляне, плачет
и снова падает на землю). Мне плохо! Я вся горю! Помогите, дышать нечем!
Бабочки подбегают к Чолпон. Попеременно
восклицают: «Ой, да ей так плохо! Она перегрелась на солнце! Она отравилась
витамином “D”! Столько часов пролежать на солнце, ужас!
Айнура: Скорее доктора! А пока отнесём её в
тень. Осторожно кладём её на спину, и приподнимаем немного ноги. Хорошо! Теперь
несите прохладной воды или чая, напоим её, намочите полотенце, отожмите и
укроем её влажным полотенцем. Вот что бывает, когда человек делает всё
по-своему и не обращает внимания на законы природы. Вот ей уже лучше!
Чолпон: (поднимается с земли) Спасибо всем! Вы
спасли меня от солнечного теплового удара. Теперь я всем расскажу, как вести
себя на солнце. А почему газ «ОЗОН» меня не защитил? Наверное, он обиделся на
меня.
Айнура: (на фоне легкой музыки) «Мы с вами
дышим воздухом. Он состоит из маленьких частиц – молекул газов. Каких?
Подскажите».
Зал отвечает: Кислорода.
Айнура: Правильно, мы дышим кислородом. В
науке «химия»
он обозначается «О». «О» — это знак кислорода
и в нем две частицы
– молекулы. Показывает карточку. А какой газ
мы выдыхаем?
Зал: Углекислый.
Айнура: Правильно.
(На сцену выбегают три пары детей. Каждая пара
держится за одну руку, а в другой руке по голубому шарику или кругу с
надписью: «О2». Каждая пара представляет
формулу кислорода –
«О2»).
Айнура: обращаясь к залу: А это что за ошки?
Останавливает одну пару детей. «О» — один плюс ещё «О» — один, получается?
Зал: «О2» — кислород.
Айнура: Какой газ обозначается в химии «О2»?
Зал: «Кислород»
Айнура: Как красиво танцуют кислородики. Пары
тихо танцуют под музыку.
Вдруг раздается грохот, гремит гром, сверкает
молния (вспышка фотоаппарата или выключить свет и помигать фонариком).
Дети замирают на месте. Одна пара разрушается
и двое детей мечутся по сцене в страшном испуге, не находя себе места. Затем
каждый ребёнок из этой разрушенной пары присоединяется к целым парам.
Айнура: Что мы видели? Под действием разряда
молнии две молекулы кислорода разделились, затем каждая примкнула к двум
другим.
Показывает на тройки детей и считает: «О»-
один, «О» — два,
«О» — три. И у нас уже не «О2», а «О3». Это
кислород?
Зал: Нет!
Айнура: Это уже совсем другой газ, который
находится в воздухе. В нём три частицы – молекулы кислорода.
Озон 1: Я — газ по имени «Озон» — защитник
всего живого на планете. Я нахожусь в атмосфере на высоте от 15 до 50 км
(показывает карточку «О3»).
Озон 2: Атомы озона собрались вместе
образовали плёнку толщиной всего около трёх миллиметров. Получился озоновый
слой.
Озон 1: Озоновый слой защищает землю и не
пропускает на неё вредные ультрафиолетовые лучи. Но только в утренние часы и только
до 11 часов.
Айнура: Так мало?!
Озон 1: Этого слоя озона хватает для защиты
Земли. Но надо, чтобы люди вели себя разумно. Посмотрите что творится!
На сцену выбегают дети с пиками, аэрозольными
баллончиками, дезодорантами, баллончиками с краской, лаком для волос в руках.
На груди у них надписи: хлор, бром, фреон, парниковый газ; рисунки
огнетушителей, холодильников, газовых зажигалок, пен для бритья. Эти дети
изображают озоноразрушающие вещества. Они
кричат, брызгаются аэрозолями, колются пиками
и разрушают тройки детей, изображающих озон.
Дети в тройках, изображающих озон,
сопротивляются озоноразрушающим веществам и кричат: «Ой! Ой! Ой! Спасите!
Спасите нас! Спасите! Мы разрушаемся! Разрушаемся! В озоновом слое появляются
дыры! Мы не можем задержать жгучие ультрафиолетовые лучи! Земля в опасности!»
Тройки распадаются и убегают вместе с детьми – озоноразрушающими веществами.
Чолпон: Так вот почему я чуть не умерла от
солнечного удара. Прости меня, озон. Я ведь этого ничего не знала и была такая
упрямая.
Айнура: В зале большом собрались мы все вместе
Озон защитить и людям помочь.
Взмолилась Земля: «Люди, кто мне поможет?»
И мы отвечаем: (Все участники спектакля
выходят на сцену во время слов Айнуры: «В зале большом…».
Мы отвечаем (скандируют все вместе): «Я! Он!
Она!».
Чолпон: Последние тайны раскроет наука,
Исследует гены и вылечит СПИД. Планета, живи!
Разум – наша порука!
Земля сохранит свой озоновый щит!
(Поднимают лозунг: «Защитим озоновый щит
Земли». Айнура, обращаясь к залу: «Повторяем все вместе – Я! Ты! Он! Она! –
Вместе дружная семья!
Вместе соберёмся – многого добьёмся!
Чолпон: Все, что вы здесь увидели и услышали,
расскажите своим родителям, сверстникам, родственникам, землякам и младшим
сестрам, братьям.
Всего доброго! До свидания! До новых встреч!
Хорошо если до спектакля будет открыта
выставка лучших рисунков учащихся и дан справочный материал по проблеме
озонового слоя. Зал можно оформить лозунгами, плакатами, рисунками учащихся на
природоохранную тему.
Цель:
создать у детей радостное настроение, вызвать желание участвовать в турнире, посвящённом родной природе; расширять знания детей о природе; развивать и обогащать словарный запас; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Задачи:
расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрытие важности рационального использования и охраны окружающей природы;
развитие познавательной активности, творческих и коммуникативных способностей; развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, восприятия, внимания, эмоций, речи;
воспитание экологической культуры; воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознания своей значимости в решении экологических проблем; формирование умения видеть красоту родной природы; формирование моральных и эстетических убеждений; воспитание любознательности, пытливости в процессе общение с природой.
Форма проведения:
урок – турнир команд
Оборудование:
ТСО: интерактивная доска + мультимедийный проектор + компьютер — презентация, видеоролики; картинки с изображением животных; разрезные картинки с изображением животных; бочка + номера вопросов, карточки с вопросами, медали.
(В игре принимают участие две команды по восемь человек).
Ход занятия
Учитель (просмотр видеоролика о природе):
Природа – это сказочный мир, полный загадок и тайн, который окружает нашу жизнь множеством вещей, дарит нам положительные эмоции и непревзойденные ощущения единения человека с природой.
Среди разнообразия животного мира, веселой песни родника и бушующих волн океана, величия гор и шелеста листвы лесов, разнотравье цветущего луга завораживает своей красотой и многообразием оттенков, поражает тонкими ароматами. Этот необычный живой ковер, раскинувшийся на зеленом лугу, впечатляет ярким цветастым рисунком, который меняется, начиная с ранней весны до поздней осени.
Тысячи ярких и нежных цветков покоряют нас изяществом форм и ароматом. Трудно представить луг без красного мака, нежных белых ромашек, синих васильков и клевера. Тонкие нежные лепестки алых маков быстро опадают, но во время цветения, трепещущиеся на ветру, они напоминают атласное покрывало с блестящими переливами в ярком солнечном цвете. Тысячи васильков на тонких длинных ножках и армия звонких колокольчиков пытаются воссоздать кусочек неба на зеленом ковре.
Животными населена вся планета Земля, весь земной шар: океан, суша и воздух. Есть такие животные, которых мы постоянно встречаем в своей жизни: но одни живут, не обращая внимания на нас; другие же являются членами наших семей.
Животные в природе играют большую роль, как и растения. Большинство растений опыляются исключительно животными. Муравьи, черви и другие мелкие насекомые дают почве множество полезных веществ. Норы, которые роют животные, помогают растениям и деревьям обогащать их корни воздухом.
Непрестанно изменяет свое лицо наша планета. С веками меняются климат, растительность, температура воздуха, направления ветров и морских течений. Время сглаживает горы, осушает водоемы, надевает на полюсы ледяные шапки. Но природа ежедневно радует нас новыми видами растений и животных.
С пением птиц, с шелестом листьев, со звоном весеннего ручейка мы открываем свой особый образ природы, свой особый мир. Этот мир учит нас быть добрыми, смелыми, сильными духом и стойкими. Он помогает познавать красоту, вызывает чувства, побуждающие эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют.
А жителей на ней – не счесть, и каждый из них – маленькое чудо! И только любознательным она открывает свои тайны. Чтобы понять её, нужно разбираться в многообразии растительного мира, хорошо знать повадки животных.
Добрый день, ребята, уважаемые гости, жители прекрасной голубой планеты! Наш сегодняшний праздник посвящен природе…
(раздается громкий плач)
Учитель: Что случилось? (нет ответа) Что случилось? Кто это плачет? (внимательно осматривает класс) Незнайка! А что ты здесь делаешь? Разве ты не должен быть в школе? Где твой портфель?
Незнайка: Я не могу… Я убежал…
Учитель: Что случилось?
Незнайка: Я её обидел, и она ушла…
Учитель: Кто ушла? Что ты опять натворил?
Незнайка: Я гулял у Огурцовой реки и увидел там маленькую девочку, которая попросила меня найти ей лодку, чтобы переправиться на другой берег. Я сказал, что мне некогда помогать всем подряд, что у меня есть дела поважнее. Девочка продолжала просить у меня помощи так жалобно, что я хотел убежать. Но тут она расплакалась и рассказала мне, что на другом берегу реки ее ждут деревья, которые перестали получать воду из-за затора на реке. Она была такая смешная, плакала так громко, как будто эти деверья были ее семьей… Ах, если бы я только знал… Я начал над ней смеяться и сказал, что маленькие девочки ничего не могут сделать, должны сидеть дома или ходит в школу. Тогда она разозлилась, стала большой и взрослой, мне было очень-очень страшно (громко плачет).
Учитель: Ну, ты это заслужит. Всё живое, что есть на земле, должны относится друг к другу с любовью и уважением, чтобы жизнь на Земле не заканчивалась. Ладно, продолжай. И что же было дальше?
Незнайка: Эта девочка, вернее тётенька, оказалась Природой. Она сказала, что раз её помощь жителям нашей страны не требуется, она уйдет и больше не вернется. Я ей не поверил и продолжал смеяться, и тут… тут она исчезла (плачет). С того дня у нас, в Цветочном городе, засохли все деверья, пропали овощи и цветы, высохла река. А Знайка… (плачет)… он… он… откуда-то узнал о том, что я натворил… он всем рассказал. И теперь… я не могу вернуться в свой город…
Учитель: Что же теперь делать? Ребята, хотя Незнайка поступил очень плохо, я думаю, мы должны ему помочь (Незнайка радостно кивает головой), вернее (учитель строго смотрит на Незнайку, который опускает голову и опять начинает всхлипывать) помочь обитателям Цветочной страны: людям, растения, животным, всей Природе.
Незнайка: Точно. Я вспомнил… Перед тем, как исчезнуть, Природа мне сказала, что она вернется только тогда, когда я кто-нибудь захочет мне помочь, научит меня любить Природу, бережно к ней относится. Мои друзья прогнали меня и где бы я ни появлялся, все уже знают о моем поступке. А самое главное, самое главное… (громко плачет)… Природа решила наказать не только меня. Там, где я появлялся, засыхали растения, исчезали животные. Ой! А что… что же теперь будет. Ведь здесь, у Вас, теперь тоже всё засохнет, пропадет. Ой-ой-ой! (садится на пол и горько плачет)
Весь материал — в архиве.
Незнайка на улице
Вбегает Незнайка: Здравствуйте!
Кто я, ну—ка отгадайте!
Как зовут меня?
Дети: Незнайка!
Незнайка: Приобрел машину я, Буду ездить в ней друзья! (выводит машину).
Давайте быстрее садитесь в машину, поедемте со мной!
Вед: А ты прошел школу светофорных наук? Ведь это азбука города.
Незнайка: Подумаешь! Я и без этой азбуки обойдусь!
Вед: Ты что Незнайка!
Город в котором с тобой мы живем
Можно по праву сравнить с букварем.
Азбука улиц, проспектов, дорог—
Город дает нам все время урок!
Азбуку города помним всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда!
Нужно слушаться без спора
Указаний светофора,
Нужно правила движенья
Выполнять без возраженья!
Незнайка: Ну вот еще! Я и так все знаю! (Садится в машину, едет и поет
«Песенку Незнайки» муз. Дементьевой.
Я еду на машине, туда куда хочу,
И руль в моей машине верчу, куда хочу
Все улицы дорожки пройду за полчаса.
Иди моя машина четыре колеса.
Би—би—би—би—би (2р).
А что это за птица, смешной дорожный знак?
Не стану я учится, мне весело и так!
Подумаешь, знаки…
Не ждите, вы, бульвары, чтоб я затормозил,
Подвиньтесь, тротуары, с дороги магазин.
Вед: Горит у светофора красный свет,
Незнайка подожди, вперед дороги нет!
Незнайка: У вас нет, а у меня есть. Все эти знаки пустяк, одни картинки!
Светофор: Стоп машина, стоп мотор!
Тормози скорей, шофер,
Красный глаз горит в упор—
Это строгий семафор, вид я грозный напускаю,
Ехать дальше запрещаю!
Незнайка: Подумаешь, запрещаешь! Еду я на красный свет!
Вед: Незнайка едешь ты куда?
Ведь может случится с тобою беда!
(Раздается свисток милиционера, Незнайка наезжает на стенку)
Незнайка: Ай , ай, моя нога! Я ушиб ногу!
Милиционер: Незнайка, ты ошибся, нарушил правила движения и чуть не
поплатился жизнью! Прошу следовать за мной!
Незнайка: За что меня, куда меня?
Милиционер: В школу светофора, где учат правила уличного движения.
(поднимает желтый флажок)
—Чтоб спокойно перешел ты,
Слушай наш совет:
Жди, увидишь скоро желтый, в середине свет.
( поднимает зеленый флажок)
— А за ним зеленый свет
Вспыхнет впереди, скажет он:
Препятствий нет, смело в путь иди!
( поднимает красный флажок)
— Самый строгий красный свет!
Если он горит – стой,
Дороги больше нет.
Проводится игра «Зеленый, желтый, красный»
Милиционер поднимает зеленый флажок, дети идут по кругу, когда флажок
желтый – стоят, когда красный – приседают.
Дети исполняют песню «Дорожных знаков»
Милиционер обращается к Незнайке:
Повтори скорей, дружок,
Как запомнил ты урок?
Незнайка: На красный свет – дороги нет,
На желтый – подожди.
Когда горит зеленый свет – Счастливого пути!
Милиционер: Ну молодец, Незнайка (выводит машину) , выучил все знаки.
Счастливой тебе дороги! Соблюдай все правила дорожного
движения!
Незнайка садится в машину и едет, впереди красный свет, Незнайка
останавливается: Как увидишь красный свет,
Стой, впереди дороги нет!
А зеленый свет мигает,
Смело поезжай вперед! (уезжает).
Цель.
Учить беречь деревья, защищать их.
Задачи.
Повышать познавательную активность детей, прививать основы экологических знаний;
Познакомить с отрицательным влиянием человека на природу;
Воспитывать интерес и бережное отношение к деревьям, умение правильно вести себя в лесу на отдыхе.
Ведущая: Здравствуйте ребята! Вы не знаете, куда пропал Незнайка?
Выбегает Незнайка.
Незнайка: Спасите, Помогите!
Выбегает Леший. Леший:
Вот он разбойник!
Вот он злодей!
Ловите его поскорей!
Незнайка прячется за ведущую.
Ведущая: Незнайка, что случилось?
Незнайка: Решил в лесу я погулять, послушать, как птички поют. А тут этот. Давай на меня кричать.
Ведущая: Незнайка это Леший он хозяин леса. Он следит за порядком в лесу.
Леший: Шум в лесу моем поднял. Зверей и птиц всех распугал. Ветки на деревьях сломал. Вот сейчас я тебя заколдую.
Незнайка: Прости меня Леший, я больше так не буду себя вести в лесу.
Леший: Что ты у меня прощение просишь. Ты у деревьев прощение
проси.
Много у меня растет деревьев в лесу. Отгадайте какие?
Незнайка: Ребята помогите мне отгадать загадки про деревья.
Загадки о деревьях.
Это дерево цветет,
Аромат и мед дает.
И спасает нас от гриппа,
От простуд царевна. ( Липа)
Благоухает и манит,
Цветами нежными дарит,
Протянешь руку за плетень —
И в ней окажется
Она весну встречает –
Серёжки надевает.
Накинута на спинку
Зелёная косынка.
А платьице – в полоску.
Ты узнаёшь …(Березку).
Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью бусы,
Красные одела. (Рябина)
Тёмной он покрыт корой,
Лист красивый, весь резной,
А на кончиках ветвей —
Много-много желудей! (Дуб).
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она.
Вся от ягоды черна. (Черемуха.)
зрители отгадывают загадки, затем выходят дети в костюмах деревьев и рассказывают о себе.
Леший: Вот какие красивые деревья и кусты у меня в лесу.
(Показывает слайды цветущей черемухи, сирени, черемухи, липы).
Сирень: Ох, Незнайка, как мы часто страдаем из-за своей красоты.
Черемуха: Когда на моих веточках появляются красивые белые цветочки, я очень красивая, все деревья мной любуются. А когда люди придут, они сучья гнут, веточки мои ломают.
Липа: А мне как достается. Расцветут мои полезные лечебные цветочки. Если с ними чай пить, болезнь отступает. Думаю, придут люди аккуратно соберут их, и меня зимой вспоминать будут. А им лень по одному цветочку собирать, веточки мои ломают и несут их домой: цветочки срывают, веточки выбрасывают.
Рябинка: А я болела все лето. Приехали в лес люди. И вырезали на моей, коре свои имена. Они уехали, через ранку под мою кору проникли микробы, а еще на месте повреждения выросли грибы-трутовики, которые высасывали мой сок. Я чуть не погибла. Ягодок моих из-за моей болезни мало выросло. Плохо будет снегирям в лесу зимой Береза: Ой, как плохо мне весной. Приходят люди за соком и остаются у меня раны. Боюсь, я заболею как рябинка.
Незнайка: Я пил березовый сок. Его в магазине продают. Леший: Самовольный сбор березового сока запрещен. Промышленная же его заготовка проводится в тех местах, где лес отведен под вырубку. Заготовка сока ведется по строгим правилам с помощью специальных приспособлений, так чтобы ущерб дереву был небольшой. А еще сок заготавливают из пней, оставшихся после вырубки деревьев.
Дуб: Ребята, мы живые — существа. Листики на наших деревьях дышат, дают вам кислород, задерживают пыль.
Где много деревьев и растений, там легко дышится
Незнайка: Простите меня деревья, я больше не буду ломать ваши веточки.
Деревья:
Если в лес пошел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Ты спокойно там гуляй.
Наши ветки не ломай.
Деревья: Мы зла не помним, простим тебя Незнайка.
Список используемой литературы.
1.Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: Илекса, 2000.
2.Горькова Л.Г., Кочергина А.В. , Обухова Л.А Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников.- М.: ВАКО, 2007.
3. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Автор: Алымова Елена Петровна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД дома детского творчества им. В. Волошиной г. Наро-Фоминск, Московская область
Автор: Алымова Елена Петровна- педагог дополнительного образования МБОУ ДОД дома детского творчества им. В. Волошиной г. Наро-Фоминск, Московская область
Автор: Федорцева Тамара Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№37
Населённый пункт: Ленинск–Кузнецкий,Кемеровская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Занятие по экологии «Лесные приключения Незнайки»
Раздел: дошкольное образование
Занятие по экологии в младшей группе.
Тема: «Лесные приключения Незнайки»
Цели и задачи
:
Расширять представления детей о лесе, дать первоначальные реалистические
знания о том, что в лесу живут разные животные
(волк, заяц, медведь); все они могут жить в лесу, потому что находят там пищу;
учить различать этих животных по особенностям внешнего вида,
активизировать мыслительную деятельность, через разгадывание загадок и
разрешение проблемной ситуации;
формировать умение соблюдать отдельные элементы нормы и правила
поведения в процессе непосредственной – образовательной деятельности
Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками в совместной
деятельности,воспитывать любовь к родному краю, животным леса;
Обогащать и активизировать словарный запас детей (бурый медведь, клыки).
Развивать мелкую моторику рук.
Формировать умение переносить в игру правила безопасного поведения при
участии взрослого,закреплять знания о красоте леса,
помочь увидеть красоту природы, формировать привычку здорового образа
жизни.
Приобщать к познавательной литературе через чтение энциклопедий,
литературе природоведческого содержания, приобщать к слушанию звуков
леса.
Предварительная работа: чтение природоведческой литературы,
рассматривание иллюстраций о животных, беседа.
Ход занятия:
Дети сегодня я встретила Незнайку. Я узнала о том, что он один собирается
пойти в лес.
Скажите можно ли детям одним гулять в лесу? Давайте сегодня вместе с
Незнайкой отправился гулять по лесу.
Нас ждет замечательное путешествие. Скажите каких обитателей леса вы
знаете?
Какое ваше любимое животное живущие в лесу? Дети перечисляют. Незнайка
заходит под музыку.
Незнайка: Здравствуйте ребята. Я узнал что вы много знаете про лес?
И хотел, чтобы вы поделились со мной своими знаниями. Я никогда не был в
лесу, и ничего о настоящем лесе не знаю.
Вы согласны мне помочь?
Дети: Да.
Воспитатель: Но чтобы отправиться в лес, нужно сказать волшебные слова
(закрывают глаза).
Круг волшебный покружись
Поскорей в лесу окажись.
Открываем глазки. (Звучит музыка и включается видео)
Воспитатель: Вот дети мы с вами и в лесу. Как здесь красиво. В лесу много
разных деревьев. Каких?
(Дети перечисляют)
Воспитатель: А под ними, что растет? (грибы, ягоды, трава).
В лесу тихо и темно, потому что деревья высокие. Какие деревья растут в лесу?
(дети называют)
Без чего не могут расти деревья и другие растения? (солнца,воды, корня).
Воспитатель : В каждом лесу есть не только деревья но и
животные,птицы,насекомые и растения.
Назовите животных, живущих в лесу. Почему их называют дикими животными?
(ответ детей).
Незнайка: А я знаю что лесу живут волки. Они крупные, сильные звери имеют
крупные и острые зубы (клыки).
Волки живут в лесной глуши и охотятся, на каких зверей.
— Кто из вас знает? (зайцы, утки)
Ребята отгадайте загадку
«У этой животной зимы шубка белая, а осенью серая»
-Кто это? заяц (видео зайца)
Воспитатель: Теперь дети Незнайке расскажем про зайца? Смотрите вот он,
какой заяц.
Давайте посмотрим какая у него шубка цветом (белая). Он уже приготовился к
зиме и сменил ее.
Уши у зайца, какие? (длинные) А какой хвост? (короткий)
Чем питается заяц (травой, корой). Кого зайчик боится (волка)
Физминутка. Давайте поиграем в игру «Зайцы и волк».
Воспитатель: Садитесь на стульчики. А сейчас, отгадайте загадку. «Живет в лесу,
а зимой спит в берлоге» (медведь) видео
Скажите, какого размера наш медведь (большой)
-А какого цвета у него шуба (бурая). Давайте посмотрим на экран. Бурый
медведь – огромный сильный зверь,
если он поднимется на задние лапы, то будет намного выше человека. Чем
питается бурый медведь (рыбой, травой)
Ребята как вы, думаете, почему медведь не мерзнет? (У них теплая, меховая
шкура и под кожей толстый слой жира)
Они очень любят купаться в ледяной воде и не мерзнут. Давайте с вами это
выясним с помощью опыта.
Отпустите руки в воду. Какая вода холодная. Сразу же выньте ее и встряхните.
Какая рука (мокрая). Вытираем насухо руки и смазываем жиром.
Отпустите руки в воду. Выньте их и встряхните. Какие руки сухие. Вот поэтому
медведь и не мерзнет, потому что его защищает толстый слой подкожного
жира.
Воспитатель: Ну как Незнайка, теперь узнал, что настоящий лес полон разных
зверей? Звери сами умеют добывать себе пищу.
А маленьким детям одним в лес ходить не стоит – опасно.
Ну, вот ребята наше путешествие по лесу закончилось. Крутим волшебное
кольцо и говорим волшебные слова
Круг волшебный покрутись
Детский садик покажись.
Вам понравилось в лесу? Какие животные леса нам встретились?
Незнайка : Спасибо ребята мне пора в мою сказку. Я хочу вам подарить на
память подарки (воздушные шары). До свидания.
Экологическая сказка по персонажам рассказов Н. Носова
Действующие лица: Незнайка, Знайка, Гусля, Тюбик, Пилюля, Сиропчик, Винтик, Шпунтик, Синеглазка, Кнопочка, две Бабочки.
Сцена: пенек посреди сцены. Задний план: сказочный город; лес.
Явление 1
01_Дети и шахматы — Клоуны и дети.mp3
(Посреди сцены сидит в обнимку с гитарой грустный Гусля, невпопад дергает струны. Входит Тюбик с кистью и палитрой)
Тюбик – (задумчиво) Здравствуй, Гусля. Я тебе не помешаю?
Гусля – (грустно) Здравствуй, Тюбик. Теперь, наверное, мне уже никто не помешает!
Тюбик – Что, нет вдохновения?
Гусля – Нет.
Тюбик – И у меня нет. (садится рядом)
Гусля – А откуда же, спрашивается, ему взяться, когда уже целый месяц небо пасмурное, птицы не поют, лягушки – и те не квакают…
Тюбик – Да… Даже цветы стали какие-то тусклые и совсем не ароматные… Как ты думаешь, Гусля, может, что-то случилось?
Гусля – Не знаю… Это, наверное, конец света наступает.
(входит Знайка с тетрадкой и карандашом) ( x mp3)
Знайка – Не говорите ерунду. Наука доказала, что конца света не существует. Его придумали журналисты, чтобы деньги на сенсации зарабатывать.
Тюбик – Знайка, как вовремя ты пришел! Ты же все знаешь! Скажи нам, почему вдруг вся природа стала такой скучной и мрачной?
Знайка – Я как раз думал об этом всю последнюю неделю.
Гусля – Ну и… придумал?
Знайка – Да. …Наверное. Понимаете, в чем дело…
(вбегает Незнайка с пирожком в руке и мячом подмышкой, шумный и бесшабашный)
02_Зимняя дорога .mp3
Незнайка – Все дело в шляпе! Всем привет! … Чего раскисли, умники?
Знайка – Погоди, Незнайка! Мы тут дело важное обсуждаем.
Незнайка – Фу, как скучно! Давайте лучше повеселимся! (подбрасывает мяч)
Тюбик – Нам не до веселья!
Незнайка – Эй, а чего стряслось-то? ( x mp3)
Гусля – Природа уже целый месяц хмурится!
Незнайка – Фи, а я-то думал что-то серьезное! (начинает аппетитно жевать пирожок)
Знайка – Подожди, не мешай! Так, на чем это я остановился? (посмотрев на Незнайку) Ах, да…Вот скажи, Незнайка, предположим, ты дал кому-то свой пирожок…
Незнайка – Еще чего!
Знайка – Ну просто допустим…
Незнайка – И допускать тут нечего. Свои надо иметь!
Знайка – Ну хорошо, хорошо! Кто-то дал кому-то пирожок…
Незнайка – Ну и простофиля! (медленно уходит, зевая)
Знайка – Как вы думаете, он будет надеяться, что ему тоже в ответ что-то подарят?
03_Интермеццо — Клоуны и дети.mp3
Тюбик – (неуверенно) Наверное, будет.
Знайка – А теперь скажите, сколько времени природа дарила нам сладкие ягоды, ароматные цветы, чистую воду, теплое солнце, пение птиц. А мы что-нибудь давали природе в ответ?
Гусля – А мы… (сначала воодушевленно, потом грустно) А мы ей ничего не давали, только брали все время.
Знайка – Вот поэтому природа и загрустила.
Гусля – Что же нам теперь делать? ( x mp3)
Знайка – Этого я еще не придумал. (поправляя очки)
04_Канкан-NP.mp3
Тюбик – (после небольшой паузы, вскакивая) А я придумал! Давайте все вместе устроим для природы праздник!
Гусля – А как мы его устроим?
Тюбик – Ну например… Например… (радостно) Я нарисую красивую-красивую картину с яркими цветами, разноцветными бабочками, чистым голубым небом… Тогда природа увидит, как мы ее любим!
Гусля – Тюбик, ты — гений! Ты знаешь, ты кто?!
Тюбик – (радостно) Кто?
Гусля – Неважно, а знаешь, что я сделаю? Я сделаю… Я сыграю… Я напишу песню, в которой будут журчать ручьи, петь птицы, шелестеть листва… И спою ее на лесной поляне, чтобы все живое услышало мою песню!
Знайка – (вдохновенно, аплодируя)) Гениально! Браво! А я… А я сделаю увлекательный, содержательный и поучительный доклад о том, как важно любить и уважать природу! И приступлю к нему прямо сейчас! (быстро уходит)
(Гусля и Тюбик переглядываются, быстро встают, пожимают друг другу руки и торопливо расходятся) ( x mp3)
(появляются 2 бабочки)
04a_Лес сказок-01 .mp3
Бабочка-1 – (глядя вслед ушедшему Знайке) Они такие странные! Столько слов и разговоров!
Бабочка-2 – (вздыхая) Эх, люди, люди! Лучше бы лес очистили. А то в нем даже цветы почти перестали расти! ( x mp3)
Явление 2
05_Под рождество-NP1.mp3
(входят Пилюля, Сиропчик, Винтик и Шпунтик, оживленно беседуя)
Пилюля – Вы слыхали, что придумали Гусля с Тюбиком?
Сиропчик – Я не слыхал. Я спал после сытного обеда.
Винтик – И мы не слышали.
Шпунтик — Мы автомобиль ремонтировали.
Пилюля – Все понятно. Сиропчик, как всегда, все проспал, а Винтик и Шпунтик…
Винтик – А мы, уважаемый Пилюля, делом занимались, в отличие от некоторых…( x mp3)
Пилюля – Да, дело — это замечательно. Это очень похвально (параллельно проверяет у собравшихся то глаза, то рот, то уши, то пульс)
06_Сказка странствий.mp3
А вы заметили, что в последнее время стало как-то скучно и пасмурно жить?
Сиропчик – Еще бы! Даже аппетит пропал! Раньше, помню, я без всякого труда съедал за раз по двадцать пирожков. А теперь… (вздыхает) больше пятнадцати никак не получается…
Шпунтик – Да что ты все о пирожках! Вот у нас в мастерской железо от сырости ржавеет!
Винтик – Краска не сохнет! Да что краска! Руки опускаются, когда солнышка не видишь!
Шпунтик – Это точно!
Пилюля – Вот! Потому и придумали Гусля с Тюбиком, как природу развеселить.
Сиропчик – А разве природа умеет веселиться? Вот мы, люди, понятно: посмотрели что-то интересное, послушали, и сразу настроение поднимается.
Пилюля – Так ведь природа-то наша тоже все видит и все слышит. И радуется она, и грустит, и болеет, когда ей плохо.
Сиропчик – (участливо) Бедная! И пожалеть-то ее некому! ( x mp3)
Винтик – Здрасьте! Как это некому? А мы на что?
Шпунтик – На самом деле! Давай, Пилюля, выкладывай, что там делать надо? Мы сейчас враз все поправим!
07_Generique — Клоуны и дети-NP1.mp3
Пилюля – Есть такая идея: устроить праздник природы.
Винтик – Это что, развлекаться, что ли, когда все живое чахнет? Нет, не пойдет!
Шпунтик – Нет, не пойдет! (собираются уходить)
Пилюля – Да вы не так поняли. Каждый из нас сделает природе что-то хорошее. Чтобы она почувствовала, что мы ее любим. Вот это и будет праздник природы.
Шпунтик – А, ну это совсем другое дело!
Винтик – Это – другой разговор!
Винтик и Шпунтик (вместе) – Что наладить, что починить?
Пилюля – А вот вы бы собрали по лесу всякие склянки-жестянки. И лесу дышать легче будет, и вам материал для мастерской наберется.
Винтик – А что, предложение дельное. Пойдем, Шпунтик?
Шпунтик – Пойдем, Винтик! А если доски найдем, скворечников наколотим. (уходят) ( x mp3)
Пилюля – А я… (оглядывается вокруг) Где-то у меня были семена лекарственных трав… Пойду-ка, поищу и вот на этой полянке посею. (подумав) Да, а в городе неплохо бы высадить цветы. (уходит)
Сиропчик – (проводив взглядом Пилюлю) Им везет! Они полезное дело будут делать. А я что могу? Только пирожки печь, да уплетать за обе щеки! (выразительно жестикулируя) Они весь день будут работать, потом придут домой счастливые, усталые… и голодные… (встрепенувшись) А кто же их накормит после работы?
08_Generique — Клоуны и дети-NP2.mp3
(радостно подпрыгнув) Я, я накормлю! Я испеку в честь праздника природы большой-пребольшой пирог, много-много плюшек, чаю заварю! Приглашу всех к себе домой! …Нет, приглашу всех на поляну, накрою длинный стол. И пусть птицы прилетают, и букашки… И белок угощу и ежиков… А пирог будет со свежими фруктами! (встряхивает головой) …Даже голова закружилась! Ну все, пошел. Работы много! (уходит) ( x mp3)
Явление 3
09_Зимняя дорога .mp3
(из-за укрытия, озираясь, вылезает Незнайка)
Незнайка – (передразнивая Сиропчика) Работы много! Тоже мне, деловой! (ходит взад и вперед, пиная мусор) … Праздник они затеяли! А я что, хуже всех, что ли? Я вот им покажу, на что способен Незнайка! Я им такое придумаю, такое сделаю, что все ахнут! Вся природа мне аплодировать будет! (опять ходит по сцене, ковыряя ногой пол) … Сейчас, придумаю! … (пристально смотрит под ноги)
( x mp3) Ух ты, какая букашка! (берет букашку) Какая зеленая, какая блестящая! Сейчас, в коробок тебя засадим! Тихо, не дергайся, все равно бесполезно! (сопя, засовывает букашку в коробок) Ну-ка, может, там еще что-нибудь? (садится на корточки и водит рукой по полу, потом быстро и радостно вскакивает)
10_Марш-NP1.mp3
Так вот, придумал!!! Я наловлю самых красивых жуков и бабочек, нарву самых красивых цветов и сделаю самую лучшую в нашем городе коллекцию! Ой, как все мне будут завидовать! Да, еще поймаю какую-нибудь певчую птицу, для музыкального оформления. Тогда уж точно я стану самым главным победителем на празднике природы! Ну Незнайка, ну голова! (почесав затылок) Так, сачок, клетка… Нет, рогатка – это уже чересчур. Праздник, все-таки… (уходит) ( x mp3)
Явление 4
11_A l’hopital — Клоуны и дети-NP1.mp3
(из-за кулис выбегают Кнопочка и Синеглазка)
Кнопочка – Ой, ты слышала, Синеглазка?
Синеглазка – Ой, слышала, Кнопочка! Какой ужас!
Кнопочка – Какой кошмар! Этот Незнайка… Он же все живое в нашем лесу погубит! Ой, Синеглазка, надо что-то делать!
Синеглазка – Надо, Кнопочка, срочно что-то надо делать! А что делать?
Кнопочка – И правда, что делать?
Синеглазка – Надо кого-то спросить!
Кнопочка – Надо кому-то рассказать! (прислушиваясь) А вот, ты слышишь, кто-то идет…
Синеглазка – Пойдем, спросим?
Кнопочка – Пойдем!
(входит Тюбик)
Кнопочка – Ой, Тюбик, беда!
Синеглазка – Беда! Этот Незнайка… Он такое надумал!
Кнопочка – Он такое надумал, просто жуть!
Тюбик – Стоп-стоп! Только не тараторьте. Давайте все по порядку. Что там у вас случилось? (девочки нерешительно переглядываются)
Кнопочка – Давай ты…
Синеглазка – Нет, давай ты…
Кнопочка и Синеглазка – Ладно, давай вместе. (встают по обе стороны от Тюбика и что-то шепчут ему на ухо) ( x mp3)
Тюбик – (озадаченно почесывая затылок) Да, проблема! Знаете что, пойду-ка я с Гуслей посоветуюсь. Вместе-то мы уж обязательно что-нибудь придумаем. (уходит. Девочки убегают вслед за ним)
(входят бабочки)
Бабочка-1 – Жаль, что мы, бабочки, такие маленькие! А то бы мы тоже встали на защиту леса!
Бабочка-2 – Жаль, что мы так мало живем! А столько хотелось бы полезного сделать!
Бабочка-1 – Лес украсить…
Бабочка-2 – Чтобы всем было радостно!
Бабочка-1 – (прислушавшись) Ой, снова этот Незнайка!
Бабочка-2 – Надо скорей улетать!
Явление 5
12_Зимняя дорога-NP2 .mp3
(входит Незнайка с большим сачком и сумкой через плечо)
Незнайка – Вот здесь я и устрою охоту. Поляна большая цветов полно, значит и букашек много наловлю. (зевая) А птиц пойду искать под вечер. Они тогда сонные, ловить легче. (оглядываясь по сторонам и потирая руки) Так… С чего начнем?
13_Дух леса.mp3
Голос 1 – (из-за кулис, протяжно, таинственно) Начнем со знакомства!
Незнайка – (попятившись, испуганно) Ой… А это кто?
Голос 1 – Я – дух этого леса.
Незнайка – (съежившись) …Это как, привидение, что ли?
Голос 1 – Ты видишь эти деревья?
Незнайка – (настороженно) Вот эти? Ну…
Голос 1 – Я живу в каждом дереве и в каждом зеленом листочке. И ты не раз прикасался ко мне, входя в лес. Но никогда ты не задумывался, что каждое дерево, каждый лист такие же живые, как и ты.
Незнайка – (удивленно) Ну да?
Голос 1 – И каждое из них хочет тепла и чистой воды, каждое из них хочет прожить свою жизнь спокойно и радостно.
Незнайка – А я что, я…
Голос 1 – Мои деревья приютили птиц. Здесь им уютно и сытно. Здесь их родной дом, их добрые друзья. А ты хочешь посадить их в тюрьму, в тесную железную клетку.
Незнайка – (озадаченно) А… я даже не подумал…
Голос 2 – Ты не подумал, что срывая цветок, ты убиваешь его, ради коротенького удовольствия обрываешь его жизнь!
Незнайка – (совсем растерявшись) Я… я же не знал…
Голос 2 – Посмотри, как весело бегут по траве букашки, как красиво кружатся над поляной бабочки! И ты готов погубить жизнь ради какой-то коллекции?
Незнайка – (в отчаянии) Ничего я не хочу! Я вообще – главный вредитель природы (бросает сумку и сачок, садясь на пенек). Самым-самым хотел быть! Вот и стал самым-самым, только наоборот! (тяжело вздыхает). А ты, Гусля и ты, Тюбик, можете не прятаться. Я все равно вас узнал. (неуверенной походкой выходят друзья)
Тюбик – (смущенно шаркая ногой) Ты это… Мы просто хотели…
Незнайка – Да правильно все вы сказали.
Гусля – (осторожно подходя ближе) А то давай, может быть, вместе с нами…
Незнайка – (мрачно – решительно) Нет уж! Таким, как я, нечего делать на празднике природы! (убегает) ( x mp3)
Гусля – (проводив Незнайку взглядом) … Слушай, Тюбик, а мы с тобой не сильно перестарались?
Тюбик – Надеюсь, что не сильно… (не очень уверенно) Ничего, завтра успокоится и придет, как ни в чем не бывало. Наверное…
Гусля – Надеюсь, что ты прав. Ну что, пойдем?
Тюбик – Пойдем.
14_Сказка стр + Generique.mp3
(уходят, забрав сачок и сумку)
Явление 6
-//-
(Общий танец с элементами хоровода, ручейка и паровозика)
(Входят бабочки)
Бабочка-1 – Не верю своим глазам! Всего за день они превратили лес в настоящую сказку!
Бабочка-2 – Даже в городе теперь растут цветы!
Бабочка-1 – Как теперь все красиво!
Бабочка-2 – (вздохнув) Жаль, что мы, бабочки, так мало живем!
(Бабочки расходятся за кулисы)
( Далее музыка продолжается под диалоги)
Пилюля – (встает на пенек) Друзья! Сегодня мы целый день трудились на благо природы! Трудились усердно, радостно. (восхищенно) И вот смотрите: Солнце в первый раз за целый месяц вышло из-за туч!
Тюбик — Весь лес наполнен пением птиц! А это значит, что мы не зря старались, что природа радуется вместе с каждым из нас!
Гусля – Не с каждым. Незнайки-то нет с нами. ( x mp3)
Он так и не пришел. И мы немножко в этом виноваты. … (решительно) Я предлагаю найти Незнайку.
Тюбик – Гусля прав. Он получил хороший урок. И я уверен, что он все понял. А значит, праздник природы – и его праздник!
Знайка – (призывно) Ну что же, тогда вперед, на поиски друга! (все уходят)
15_Освобождение + Сказка стр.mp3
Явление 7
-//-
(Незнайка сидит грустный на пенке и что-то рисует палочкой на земле. Входит компания друзей. Сначала в нерешительности топчутся на месте)
Знайка – (прокашлявшись) Незнайка, мы пришли сказать…
Незнайка – (не оборачиваясь, печально) Да, я знаю, что я – враг природы.
Знайка – Нет, мы как раз хотели сказать совсем о другом. ( x mp3)
Незнайка – (удивленно, оборачиваясь) О чем же?
Знайка – Мы… То есть, ты…
Гусля – Незнайка, это несправедливо, что на празднике природы тебя нет с нами! Мы пришли за тобой.
16_Под рождество_NP-Fin.mp3
Незнайка – (растерянно вставая) Но я же ничего не сделал хорошего… За что меня приглашать?
Пилюля — Ты сделал самое главное. Ты научился понимать природу. А это значит, что у нее появился еще один добрый друг. Разве это не лучший подарок к празднику?
Незнайка – (неуверенно) Ну да, наверное… (радостно) Да, конечно! Знаете, я обязательно стану хорошим другом природы, Я буду… я буду самым-самым лучшим другом природы! Я…
Тюбик — Незнайка! Ты опять за свое?
Незнайка – (смутившись) Нет-нет! Я просто… рад, что мы все вместе: люди, букашки, деревья, птицы…Как здорово, что у нас есть такой хороший и такой нужный праздник!
Сиропчик – Да, здорово! Жаль только, что следующего праздника придется ждать целый год!
Винтик – Да, жалко!
Незнайка – (возбужденно) А знаете, что я подумал? Разве можно любить природу только один день в году?
Шпунтик — Действительно! А все остальное время мы что, …
Винтик – Да, непорядок…
Незнайка – Вот я и предлагаю: пускай теперь каждый наш день будет праздником природы!
Шпунтик – А что, умну!
Сиропчик – Здорово!
Знайка – Молодец, Незнайка!
ВСЕ – Да здравствует праздник природы!
(общий танец)
17_Финал.wav
————————————————————
Музыку, адаптированную к пьесе, можно скачать по адресу:
https://yadi.sk/d/FTZ2sw43rcZHu
Страничка автора в интернете:
http://volhov-p.livejournal.com/
Сценарий Дня Знаний в детском саду ПУТЕШЕСТВИЕ С НЕЗНАЙКОЙ
Ведущий: — Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, взрослые. Поздравляю вас с наступившим новым учебным годом. Желаю, чтобы в этом году у вас всех настроение было только на «отлично». Ребята, в наш детский сад вы уже ходите не первый год, все повзрослели, стали выше и сильнее. Но есть ребята, которые только в этом году пришли к нам в детский сад – вот они. Давайте их сегодня поприветствуем.
Дети ясельной группы с родителями проходят по периметру площадки.
Ведущий: — Сегодня, как и везде, мы отмечаем День Знаний в детском саду, и открывает наш праздник заведующий детским садом …..
Предоставляется слово заведующему детского сада.
Ведущий: — Какой же праздник без поздравительных стихотворений!
Дети читают стихи :
Мы сегодня поздравляем всех нас с 1 сентября!
И, конечно же желаем, чтобы год прошел не зря.
Чтоб всему мы научились и друзей себе нашли,
Знаний много получили, что-нибудь изобрели
Если вдруг придется туго, воспитатель тут как тут,
Мы не можем друг без друга, развлеченья подождут.
Мы читаем и играем, мы рисуем и поем,
Обученье продолжаем утром, вечером и днем
Исполняется песня о празднике. Выходит Незнайка с портфелем.
Ведущий: — Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл! Вы узнали?
Дети: — Незнайка!
Незнайка: — Вот, вот! И вы меня Незнайкой дразните! И дома, и в детском саду, и даже в школе – всё Незнайка да Незнайка. Ну, раз я Незнайка, не пойду больше в школу. Не хочу учиться, хочу веселиться.
Ведущий: — Как это не хочешь учиться? Ты, наверное, не стараешься, вот и двойки получаешь.
Незнайка: — Ну да, я, знаете, как стараюсь! Вот вы сегодня ночью что делали? Спали? А я уроки учил.
Ведущий: — А почему ночью-то?
Незнайка: — А мне дня не хватило – гулял долго.
Ведущий: — Наверно, рано тебе ещё в школу, Незнайка. Нужно подрасти и многое узнать.
Незнайка: — Ничего не надо, я и так уже умный.
Ведущий: — Ну, раз ты умный, тогда помоги детям загадки отгадать.
Ведущай загадывает загадки, Незнайка говорит, что они очень сложные. Дети отгадывают.
Загадки:
1. Кто шагает с сумкой книг
Утром в школу? (ученик).
2. В коридоре топот ног,
То зовёт нас всех (звонок).
3. Очень скоро встретит нас
Школа и просторный (класс).
4. Если всё ты будешь знать,
То получишь в школе (пять).
Незнайка: — Видимо, мне и в самом деле рано в школу. Можно, я с вами побуду, ребята, в вашем детском саду?
Ведущий: — Конечно, можно! Оставайся с нами! Правда, ребята?
Незнайка: — С удовольствием останусь! Хотите со мной поиграть, ребята?
С детьми проводят игру «Волшебный мяч». Под звучание музыки Незнайка и ведущий с разных концов перекидывают детям мячи.
Незнайка: — Здорово поиграли, теперь я отдохнуть хочу. Эх, порисовать бы сейчас…
Ведущий: — Ну так на тебе, пожалуйста, листок бумаги, рисуй на здоровье.
Незнайка: — Ага, чем рисовать-то? У меня и красок нет.
Ведущий: — Да, красок нет, но зато у нас есть дружные карандаши. Вот посмотри на них.
Выходят дети с карандашами.
Все: — Мы братишки дружные, человечки нужные. Мы карандаши, все мы хороши!
Синий: — Вы любите синего человечка? Где я появлюсь – будет синяя речка, синее небо над головой, синий цветок – василёк полевой.
Жёлтый: — Я жёлтый человечек, раскрасить я могу кувшинку, одуванчик и лютик на лугу.
Зелёный: — А я раскрашу ёлочку и листья у осинки, надену я всем девочкам зелёные косынки.
Красный: — Цветом я своим горжусь, я для ягод пригожусь: клюкве и бруснике, землянике и клубнике.
Коричневый: — Братишки-медвежата под деревом лежат. Я, карандаш коричневый, раскрасил медвежат.
Незнайка: — Я всегда на рисование прихожу с большим желанием! А сейчас, детвора, нам потанцевать пора!
Дети исполняют танец «А ну – ка, давайте, как я».
Ведущий: — Незнайка, а ты любишь книги читать?
Незнайка: — Я не знаю, где и книжки взять, поэтому и не читаю. Ребята, а где можно взять книжки?
Дети: — В библиотеке!
Ведущий: — Правильно, ребята, книжки живут в библиотеке. Как только вы научитесь читать, вас запишут в библиотеку и вы будете брать книги. Какие вам книжки больше нравятся?
Дети: — Сказки!
Ведущий: — Вот сейчас и узнаем, как вы знаете сказки.
Незнайка с Ведущим по очереди задают вопросы детям:
-
Кто жил в теремке?
-
Как звали трёх поросят?
-
Кого позвала Жучка в сказке «Репка»?
-
Назовите самого знаменитого доктора?
-
Почему от мальчика убежали все вещи в доме?
-
У кого на спине был моторчик?
-
Какую книгу нёс Буратино?
Ведущий: — А для того, чтобы вы хорошо росли и были всегда здоровыми, нужно не забывать наших друзей.
Незнайка: — А каких друзей?
Ведущий: — Ребята, подскажите Незнайке, что нам помогает всегда быть здоровыми?
Дети: — Зарядка.
Ведущий: — Правильно, ребята. Молодцы!
Незнайка: — Ой, а я не знаю, что такое зарядка. Я её и не делал никогда.
Ведущий: — Ребята, давайте покажем Незнайке, как правильно нужно делать зарядку.
Под музыку «Раз, два, три!» дети делают элементы зарядки.
Незнайка: — Можно, я тоже буду делать зарядку каждый день?
Ведущий: — Конечно, Незнайка, приходи чаще в наш детский сад, мы тебя всему научим и ты пойдёшь в школу вместе с ребятами.
Ведущий поздравляет детей с Днём Знаний и даёт им напутствия.
Программное содержание:
- Выявить взаимосвязи между растениями и местом
обитания, питания животных. - Формировать умение сравнивать, выделять
существенные признаки, понимать простейшие
причинно-следственные связи - Развивать доказательную, связную речь
- Воспитывать гуманное, экологически
целесообразное отношение детей к природе.
Материал: Незнайка (игрушка); картинки
с изображением цветов. Ход занятия:
Дети садятся на стульчики полукругом, под
стульчиками расположены иллюстрации с
изображением атрибутов похода.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в
гости пришел Незнайка. Он собрался в поход, но не
знает, что нужно с собой взять. Давайте ему
подскажем. Сейчас каждый из вас должен достать из
под стульчика картинку.
Дети по очереди подходят к фланелеграфу и
прикрепляют свои картинки (называя и объясняя,
зачем эта вещь нужна в походе).
Воспитатель. Мы собрали все, что нужно
взять с собой в поход. (звучит аудиозапись звуков
леса, пения птиц.) Мы попали на полянку. Ребята, а
где же Незнайка? Появляется Незнайка. У Незнайки —
рюкзак, много цветов, рогатка.
Воспитатель. Незнайка, разве можно
столько цветов рвать? А как вы думаете, ребята?
(Ответы детей).
Воспитатель. Многие цветы рвать
нельзя, они занесены в Красную книгу и охраняются
законом.
Незнайка. А что такое Красная книга7
Какие цветы можно рвать? (Ответы детей).
Проводится игра “Найди два одинаковых
цветка” (цветы: ландыш, одуванчик, василек,
ромашка).
Воспитатель. Незнайка можно сорвать
один-два цветка, но лучше ими любоваться на лугу и
в лесу, чем дома, ведь там их увидит столько людей!
Незнайка. Ребята, давайте разведем
костер.
Воспитатель. Разве можно разводить в
лесу костер, ребята?
Дети. В лесу разводит костер нельзя! От
этого бывают пожары.
Воспитатель. Костер в лесу может
разжечь только человек, который знает, где можно
сжечь мусор. Незнайка, а ты знаешь, кто следит за
порядком в лесу? Ребята, расскажите Незнайке.
Дети. За порядком в лесу следит
лесничий. Он следит за тем, чтобы люди не рубили
деревья, не засоряли природу, не разводили
костры, ловит браконьеров.
Проводиться игра – соревнование “Кто
быстрее уберется на полянке”.
Воспитатель. Ребята, послушайте, как
поют птицы в лесу. Звучит аудиозапись “Пение
птиц”.
Незнайка. Я хочу поймать птичку
(целится рогаткой). Давайте найдем гнездо!
Воспитатель. Разве можно ловить птиц и
разорять гнезда? (Ответы детей).
Незнайка. Я понял! Птиц нужно охранять
от браконьеров, помогать им зимой
Затем проводится игра “Охотник и утки”
Воспитатель. Незнайка, ребята! Давайте
пособираем грибы.
Незнайка. Идет и пинает несъедобные
грибы (мухоморы, поганки)
Воспитатель. Ребята, правильно ли
поступает Незнайка.
Дети. Незнайка, ты не прав. Мухоморы,
поганки для человека опасны, но ими лечатся
многие звери, например белочки. А еще, грибница
мухомора несет влагу корням деревьев, под
которыми растет.
Проводится игра “Не каждый гриб в кузов”
Воспитатель. Ребята, давайте споем
частушки о правилах поведения в лесу, напомним
Незнайке.
Частушки о правилах поведения в природе
Мы сегодня к вам пришли
Хлопайте артистам!
Мы советы дать хотим
Нынче всем туристам.На прогулку в лес пойдете,
Вы не забывайте
Правила друзей природы
Строго соблюдайте!Без нужды костры в природе
Вы не разводите.
Ну, а коль пришлось зажечь,
Уходя — тушите!Если что – нибудь, друзья,
Вы в лесу едите:
Не забудьте, за собой,
Мусор уберите!Сладку ягоду в лесу,
Дружно собирайте.
Но растенья берегите,
С корнем не срывайте!Если пенье птиц в лесу
Слушать вы хотите,
Соблюдайте тишину –
Громко не кричите!Вы зверей и птиц в лесу
На камеру снимите,
Но домой их никогда
Вы не уносите!Правил разных очень много
Каждый их обязан знать!
Ну, а вам мы пожелаем
Их все строго соблюдать
Незнайка. Спасибо вам, ребята, теперь я
знаю о правилах поведения в лесу. И буду эти
правила соблюдать.
Воспитатель: А теперь нам пора
возвращаться в детский сад. А Незнайке пора в
цветочный город. Незнайка, передай пожалуйста,
жителям цветочного города “Азбуку поведения в
лесу”.