Сценарий открытия шахматно шашечного турнира

Для активизации познавательного интереса для детей подготовлен сценарий "Шахматно-шашечного турнира"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 325»

Сценарий мероприятия «Шахматно-шашечный турнир»

  (подготовительные группы)

Подготовил:

Инструктор по физической культуре

Бочкова Екатерина Сергеевна

г. Нижний Новгород

2018 г.

Цель: создать условия для интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

 Задачи:

  • Активизировать мыслительную деятельность, тренировать память, внимание, находчивость, смекалку;
  • Развивать логическое мышление, чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации;
  • Воспитывать спокойствие и настойчивость, умение достойно выиграть и проигрывать с достоинством.

Предварительная работа:

  • Заранее познакомить детей с правилами проведения турнира, чтобы все участники относились ответственно и осознанно к предъявляемым к ним требованиям;
  • Подготовить дипломы;
  • Назначить жюри (наблюдатели);
  • Подготовить музыкальное сопровождение турнира, украсить зал, подготовить столы для проведения мероприятия.

Правила турнира:

В первом туре играют все участники турнира. (8 детей-4пары в шашки, и 2-е детей —  1 пара в шахматы) Наблюдатели следят за ходом игры. Проигравшие в первом туре в шашки игроки (4чел.) выходят из игры. Во втором туре встречаются победители первого тура (4чел.). Проигравшие во втором туре в шашки игроки занимают 3 место (2 чел.), а двое оставшихся игроков играют за 1 и 2 место. Между турами проводится музыкальная двигательная разминка. Для игроков в шахматы первый тур становится единственным. Проигравший игрок в шахматы занимает 2-е место, а другой становится победителем.

Ход турнира

Ведущий:

-Здравствуйте дорогие ребята. Мы с вами сегодня в гостях в шахматно-шашечной стране, где у нас пройдет шахматно-шашечный  турнир. Давайте все вместе поприветствуем участников турнира!

(Ведущая по очереди представляет всех участников турнира)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Дети выходят и выстраиваются полукругом).

Ведущий (обращается к участникам):

-Ну что, ребята, готовы соревноваться?

Дети:

-Да.

(Звучит музыка, входит Шахматная Королева)

Шахматная Королева (удивленно, растерянно):

— Ой, где это я?

Ведущий (обращается к Ш. Королеве):

-Здравствуйте! Кто Вы и как Вы здесь оказались?

Шахматная Королева:

— Я — Шахматная Королева. Вышла осматривать свои владения – и заблудилась. А где же я?

Ведущий:

— Вы, уважаемая Королева, в стране Шашек и шахмат.

Шахматная Королева:

— Ой и шашки здесь? Интересно-о-о, эта страна так похожа на мою – Шахматную страну!..

Ведущий:

— Вы правы Королева, шашки и шахматы очень похожи между собой, но все же это разные игры.

Ребята попробуйте отгадать загадки:

  1. Как называется игра для игры в шашки (шахматная)
  2. Из каких полей состоит шахматная доска (2-черное и белое)
  3. На каком цветовом поле ведется игра? (на черном)
  4. Как ходят шашки (по диагонали и только вперед)
  5. В какую фигуру превращается шашка, если она доходит до противоположного края доски (в дамку)

Шахматная Королева:

— Очень трудно и интересно, наверное, играть в шашки? А я загадаю загадки про шахматы:

 1. Скоро бой. И ждет войска  Деревянная (доска). 

 2.  Ни к чему, ребята, спешка – Потеряться может (пешка).

 3. Играет не простую роль Его величество (король).

 4. В «шалашах» и в «камышах» Я услышал слово (шах).

 5. В словах «матрешка» и «формат» Я подчеркну не шах, а (мат).

— Молодцы, ребята. Вы наверное очень умные, способные дети.

Ведущий:

А ведь у нас сегодня здесь пройдет турнир по шашкам и шахматам. Будете наблюдать за игрой наших участников?

Шахматная Королева:

— С удовольствием…

Ведущий:

— А еще в жюри у нас… (представление жюри)

Шахматная Королева:

-А кто с кем будет играть?

Ведущий:

А вот это мы с Вами сейчас определим с помощью жребия.

Дети из мешочка вытягивают цифры, соответствующие номеру стола (1-4) и определяет пары детей,  те дети, кто играет в шахматы,  не вытягивают. Дети занимают столы.

Шахматная Королева (обращается к игрокам):

Ну что, ребята, самые внимательные и умелые из вас выйдут победителями! Желаю вам удачи и побед!

Ведущий (обращается к игрокам):

— Не нарушайте правила игры, будьте спокойны и предельно внимательны и вас ждет успех!

-Шахматно-шашечный турнир объявляю открытым!

Турнир начинается. Спокойная музыка.

Между турами Физкультминутка:

— А сейчас мы с вами превратимся в пешек:

Ну- ка, пешки, поиграем.

Головой мы повращаем

Вправо – влево, а потом    (вращение головой)

3- 4, приседаем,

Наши ножки разомнём.    (приседания)

1,2,3 – на месте шаг.

Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души,

За столы мы вновь спешим (садятся за столы).

По окончании турнира определяются победители турнира.

Ведущий:

Вот и подошел к концу наш шахматно-шашечный праздник. Все вы храбро сражались за победу, все вы молодцы, но сегодня кому-то повезло больше, кому-то меньше. И я передаю слово Шахматной Королеве и жюри для объявления сегодняшних победителей.

Под торжественное музыкальное сопровождение награждаются все участники турнира.

Ведущий:

На этом шахматно-шашечный турнир объявляю закрытым.

Шахматная Королева:

-Мне очень понравилась Ваша игра, понравилось, как вы играете! Но пришла пора прощаться, но я снова приду к вам, как только в вашем прекрасном детском саду состоится турнир. До свидания, ребята! (Уходит)Дети под музыку уходят из зала.

Сценарий «Шашечного турнира»,

Подготовительная группа «Звездочка»

МБДОУ Шатовский детский сад

Подготовила воспитатель: Булынкина О.В.

Цель: создать условия для интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Задачи: 

Активизировать мыслительную деятельность, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, находчивость, смекалку.

Развивать чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации.

Воспитывать спокойствие и уверенность в своих силах, настойчивость, умение достойно выигрывать и проигрывать с достоинством.

Предварительная работа: 

Заранее познакомить детей с правилами проведения турнира, чтобы все участники осознанно относились к предъявляемым к ним со стороны арбитров требованиям.

Составить жюри, назначить ответственного за награждение.

Подготовить музыкальное сопровождение для турнира.

Правила шашечного турнира

Начинают играть сразу все участники. Арбитры следят за ходом игры, как только пары будут заканчивать игру, арбитры определяют победителей, из числа победителей составляются пары для следующего этапа турнира.
Турнир длится до тех пор, пока не будут выявлены лидеры на 1, 2, 3-е места. Продолжительность турнира 60 минут.

ХОД ТУРНИРА

Звучит музыка ,дети входят в зал.

Ведущая:

— Здравствуйте, ребята. Приветствую вас на турнире по игре в русские шашки.

Ведущая:

— Игры, подобные современным шашкам были известны еще в глубокой древности.

Так, при раскопках в Египте обнаружена древняя «шашечная» доска с похожими друг на друга фишками и несколько изображений, запечатлевших игроков в процессе игры. В «Египетские шашки» играли простые люди, и знать – вплоть до фараонов. Причем иногда за неимением доски игра велась прямо на земле, где от руки расчерчивали сетку.

В средневековой Европе умение играть в шашки было составной частью рыцарского воспитания.

Как показывают, раскопки в шашки играли и в Киевской Руси. Фигуры делались из глины, стекла, кости.

Наполеон Бонапарт предпочитал шашки шахматам ,черпая в этой игре стратегию ведения боя. Известно , что он никогда не расставался с перламутровой доской.

Шашки –игра вежливых , тактичных и приятных собеседников, уважающих друг друга. Игравшие в 19 в. в шашки придерживались определенных правил поведения .Перед началом игры право выбора цвета предоставлялось старшему по возрасту. А при игре дамы с кавалером право выбора цвета оставалось за дамой.

Звучит музыка ,вбегает Незнайка.

Незнайка. Ой, куда это я попал?

Ведущая. Ты попал в шашечную страну. Здесь сегодня будут соревноваться в мастерстве игры в шашки.

Незнайка .Шашки –это наверное скучно!

Ведущая :Вот послушай что говорят о шашках наши ребята.

1 ребенок:
Шашки — древняя игра,
Она полезна и нужна!
Быть внимательным и честным
Учит нас всегда она.
2 ребенок:
Шашки — игра настольная,
Желающим — доступная,
Нужна не только логика,
Но и воля сильная.


3 ребенок:

Ум развивают шашки

И умных ждет успех

Кто играет в шашки

Тот круче всех!

4 ребенок:
Приходи к нам в детский сад ,
Там научишься играть!
И, возможно, будешь многих
Очень часто побеждать .

Ведущая: На сегодняшний день эта игра стала одним из видов спорта. Игра в шашки развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность; вырабатывает умение мыслить абстрактно; воспитывает усидчивость, пространственное воображение; развивает способность действовать в уме; самое главное – развивает память.

Шашки – это средство для умственного развития детей. Ребенок, обучающийся этой игре, становиться собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.  
Наши ребята познали азы гениальной игры в шашки

Незнайка хочешь научиться играть в шашки?

Незнайка . А что ,я очень способный.

Ведущая . Ребята , перед игрой я хочу проверить вашу смекалку ,попробуйте ответить на мои вопросы.

1. Стояло 2 березы .На каждой березе росло по 4 шишки. Сколько всего шишек было на березах?

2. Что можно увидеть закрытыми глазами

(Ничего)

3. Когда человек бывает в комнате без головы (Когда высовывает её из окна на улицу.)

4. По чему, когда захочешь спать, идешь к кровати? (По полу)

5. На каких полях ничего не растет(шахматных)

6.Сколько орешков находиться в пустом стакане?(

7. В каких клетках не держат зверей? (шахматных)

8. 5 груш росло на дубе.

Пришли мальчишки и сбили 2 груши.

Сколько груш осталось?

Молодцы! Вы готовы к игре.

Ведущая . А сейчас ребята помогите мне назвать правила игры .

Правила русской игры в шашки-игра «Доскажи слово»

1) Начинать бой можешь смело –
Первый ход всегда
 за белой!
2) Шашки медленно, но метко
Шагают лишь
 по черным клеткам!
3) Наверно, шашкам не везет,
Что ходят шашки лишь
 ВПЕРЕД!
4) Знают все : и стар, и млад,
Шашкой бьем
 вперед – назад!
5) Шашка соперника сразу погибнет,
Если твоя ее
 перепрыгнет!
6) Поля вдруг конец настанет,
Сразу шашка
 «дамкой» станет!
7) Чтоб твою «дамку» не поймали,
Ход ее по всей
 диагонали!
8) Цель игры – побить «врагов»
И чтоб им не было
 ходов!

Ведущая.

И вот еще несколько правил.

Тронул – ходи. Если игрок, за которым очередь хода, дотронулся до какой-либо шашки, которой можно сделать ход, он обязан пойти ею.

Взятие шашки соперника является обязательным.

Партия считается законченной:

если у соперника не осталось ни одной фишки;

если у соперника есть фишки, но он не может сделать ход, это происходит при замирании шашек;

если ничья (это окончание игры, когда никому не присуждается победа)

Ведущая. Пора открывать Турнир.

        — Методом жеребьевки формируем пары. (Ребенок подходит к столу и выбирает любой шар с номером и садится за стол на место с таким же номером)

Ведущая:

— пожатие рук перед началом игры

— играть тихо, не выкрикивая и споря

— после завершения игры, поблагодарить друг друга.

Ведущая: Соревнования начинаются.

Во время соревнования арбитры наблюдают за ходом игры, отмечают в протоколах число побед, нарушения игроков, судейская коллегия ведет протокол соревнования для выявления победителей

После первой игры

Эстафета «Собери шахматную доску»

После второй игры

Эстафета «Расставь шашки»

Третий тур.

По окончании соревнования определяются победители.

 Вот и подошел к концу наш шашечный праздник. Вы храбро сражались за победу в турнире. Арбитры объявят победителей нашего соревнования.

Награждение: Все участники шашечного турнира награждаются грамотами и подарками.

Общий протокол шашечных соревнований

пп

Фамилия имя ребенка.

1 игра

2 игра

3 игра

Количество побед

Место.

Остапенко Ярослав

Курлышев Захар

Ульянова Маша

Шашкин Кирилл

Кочешеова Алина

Гарчу Артемий

Бузуев Кирилл

Фролова Василиса

Арбитры:

ПРАВИЛА ИГРЫ В ШАШКИ

Цель игры в шашки — прорваться в дамки и уничтожить силы соперника.

В русские шашки или шашки-64 играют на 64х клеточной доске, на которой 32 поля

белого и 32 поля черного цвета.

Двенадцать белых шашек располагаются на черных полях в три ряда с одной стороны

доски.

Аналогично напротив с другой стороны доски располагаются двенадцать черных шашек

на черных полях в три ряда.

Шашки ходят поочередно по диагонали, на одну клеточку (поле) вперед.

Первыми всегда ходят белые шашки.

Перепрыгивать через собственные шашки нельзя.

Можно перепрыгивать через шашки соперника, такой ход называется «побить», если

за шашкой соперника есть свободное черное поле.

Бить всегда обязательно.

Правила «бить большинство» в русских шашках не существует. Если стоит выбор, сколько

шашек вам бить одну или три, вы сами решаете, что вам выгоднее.

Правила «взять за фук»  — не существует.

Если соперник прозевал и не сбил шашку, а походил по-другому, нужно вернуть его

ход назад и показать ему, что он должен бить.

Шашка становится дамкой, если достигла последнего ряда.

Дамка ходит по диагонали на одну либо несколько полей вперед или назад. Если шашка

бьет и ставится дамкой, она продолжает свой бой в качестве дамки, не останавливаясь.

Дамка сбивает все шашки, за которыми есть свободные поля.

Дважды сбивать одну и ту же шашку нельзя.

Размен — это такое действие, когда вы отдаете одну шашку и бьете одну. Либо отдаете

две и бьете две. Иначе говоря, отдаете столько же, сколько и бьете.

Удар или комбинация — это действие по нанесению ущерба силам соперника. Отдаете

меньше шашек,а сбиваете больше. Либо отдаете столько же, сколько и бьете, но

при этом получаете дамку.

Запереть шашку соперника — значит сделать так, чтобы у соперника не осталось

ходов этой шашкой.

Пожертвовать — значит, отдать шашку, обычно с целью получения преимущества.

Конспект.

«В гостях у Шашечной Дамки»

«Турнир по шашкам между детьми двух садов».

Подготовила и провела воспитатель МБДОУ «Детский сад№47»

Рябова Любовь Васильевна.

Цель: создание условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Активизировать мыслительную деятельность, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, находчивость, смекалку.

Развивать чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации.

Воспитывать спокойствие и уверенность в своих силах, настойчивость, умение достойно выигрывать и проигрывать.

Предварительная работа:

Заранее познакомить детей с правилами проведения турнира, чтобы все участники осознанно относились к предъявляемым к ним со стороны арбитров требованиям.

Заранее познакомить наблюдателей за шашечным турниром с правилами проведения турнира.

Составить жюри, назначить ответственного за награждение.

Подготовить музыкальное сопровождение для турнира.

Подготовить зал для проведения мероприятия.

Выучить стихи о шашках с детьми.

Материалы:

1.  Набор шашек по количеству играющих (1 набор на 2 ребёнка)

2.  Дипломы победителей.

3.  Подарки – призы (по числу участников игры).

4.  Бейджики на каждого ребёнка с именем.

5.  Протоколы игры.

6.  Подставки цифрами от 1 – 4 на столики, карточки с цифрами от 1-4, для участников.

7.  Шахматные столы / стулья — 4/8 шт.

8. Музыка: фанфары на начало шашечного турнира, торжественная музыка для приветствия Шашечной Дамки.

9.Одежда для Шашечной Дамки.

Правила шашечного турнира.

Дети детского сада №47 садятся за столы с номерами, гости — дети детского сада №59, идут к Шашечной Дамке для жеребьёвки, затем подходят к членам жюри, называют свой номер и занимают места за своими столиками.

После первой игры дети подходят к жюри, сообщают свой результат – выиграл, проиграл, ничья. Если игрок выиграл, он получает 2 балла, если — ничья-1 балл, если проиграл- 0 баллов.

Все дети – детского сада №47, должны провести по одной игре с детьми детского сада №59, каждый играет по 4 игры. Выигрывает ребёнок, набравший наибольшее количество баллов.

Арбитры наблюдают за игрой, при необходимости разрешают спорные вопросы.

ХОД ТУРНИРА

Звучат фанфары. Торжественный вход участников турнира, под музыкальное сопровождение.

Ведущий: Сегодня знаменательный день, впервые в нашем детском саду самые сильные игроки двух детского садов – №59 и №47 сразятся  в турнире по шашкам. (аплодисменты). Для приветствия участников и открытия соревнования к нам прибыла Шашечная Дамка.

Под музыкальное сопровождение входит Шашечная Дамка.

Шашечная Дамка: Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на шашечном турнире!

Девчонки и мальчишки:

Никитки и Наташки.

Грызут гранит науки,

Зовут который, «шашки».

Нелёгкая задача,

Не куклы-неваляшки!

Познать хотят игрушку-

С названьем «чудо – шашки»!

И вскоре, от победы,

Забегают мурашки,

В восторге скажут детки:

«Ох, эти «чудо — шашки!» (автор Корчагина Ирина).

Сегодня вы сразитесь в честном бою на шашечных досках, самые умелые из вас выйдут победителями. Я приветствую гостей нашего детского сада (называет всех участников детского сада №59 – 4 человека).

Также приветствую хозяев нашего турнира, игроков детского сада №47(называет всех участников – 4 человека). ( аплодисменты).

Варя С. нам расскажет стихотворение о шашках

Играем в шашки мы везде:
И дома, и на даче,
В саду, на пляже, во дворе,
С родными и друзьями.
Простая, мудрая игра, любима нами с детства.
Нас учит многому она, что в жизни пригодится:
И рассуждать, и размышлять,
Дружить, не обижаться
Решенья, верно принимать —
Проигрывать и побеждать.
И чтоб учится, лишь на 5 —
Возьми игру начни играть.

Дмитрий и Светлана Шипачевы

Шашечная Дамка: Уважаемые участники я хочу загадать вам загадки, а вы постарайтесь их разгадать:

1.В тылу врага, та шашка побывала, своё названье сразу поменяла. (Дамка)

2.Всегда мечтает дамкой стать, и, станет, если повод дать. (Шашка)

3.Шашка вверх ногами, догадайтесь сами. (Дамка)

4. Подумать времени не дам, в игре выходят в дамки там. (Шашки)

Молодцы, хорошо умеете отгадывать загадки.

На нашем турнире присутствуют уважаемые судьи, я приглашаю их занять свои места:

Марина Владимировна В.,- МБДОУ №59

Татьяна Владимировна Х.,- МБДОУ№47

Захар Олегович С.- представитель родительского комитета.

(Игроки приветствуют судей аплодисментами).

Шашечная Дамка: 

 За ходом игры также будут следить наши наблюдатели:

 Помощник воспитателя, занявшая 3 место в турнире по шашкам среди взрослых, Елена Викторовна П. и воспитатель Инна Давидовна К.

Шашечная Дамка: Перед началом Турнира, нам нужно вспомнить правила игры в шашки, я буду начинать, а вы заканчивайте! (дети договаривают слова)

1). Начинать бой можешь смело – первый ход всегда за белой!

2). Шашки медленно, но метко, шагают лишь по чёрным клеткам!

3).Наверно, шашкам не везёт, что ходят шашки лишь вперёд!

4). Знают все – и стар, и млад, шашкой бьём вперёд – назад!

5).Шашка соперника сразу погибнет, если твоя её перепрыгнет!

6).Поля вдруг конец настанет, сразу шашка «дамкой» станет!

7).Чтоб твою «дамку» не поймали, ходи ей по всей диагонали!

8).Цель игры – побить «врагов» и чтоб им не было ходов!

Правила игры повторили, я приглашаю детей из детского сада №47 занять места за столами, а гостей, детей из детского сада№59, подойти ко мне, для жеребьёвки (дети из коробочки достают карточки с цифрами и садятся за столы, на которых стоят такие же цифры).

Шашечная Дамка: Чтобы ваши пальчики хорошо работали, я вам предлагаю провести пальчиковую гимнастику:

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальцы, начиная с большого)

Вышли шашки погулять (сжимаем и разжимаем кулачки)

Раз, два, три, четыре, пять, (разгибаем пальцы, начиная с большого)

В домик спрятались опять. ( показываем ладонями домик).

Шашечная Дамка: Молодцы, готовы к игре. Объявляю шашечный турнир открытым.

Сейчас я разыграю вам шашки.

Пожмите руки и пожелайте друг другу победы.

Если во время игры у вас появятся вопросы — поднимите руку, к вам подойдут наблюдатели. Желаю вам успехов, удач и побед!

После каждой игры дети меняются партнёрами, судьи вписывают результаты в протокол, должны поиграть дети детского сада №59 с каждым игроком детского сада№47, всего по 4 игры.

В конце игры судьи подводят итоги, заполняют протокол, подписывают Дипломы.

Шашечная Дамка: Вот и подошел к концу наш Шашечный турнир.

Вы храбро сражались за победу, не всем сегодня удалось выиграть, но огорчаться не стоит, играйте в шашки, и в следующий раз вам, обязательно, повезёт.

Я объявляю победителей шашечного турнира.

3 место – по 4 балла – сразу у трёх человек – Денис Х., детский сад№47,Настя Щ., и Данил А. детский сад №59.

2 место – 7 баллов Аркадий Я. – детский сад №47.

1 место – 8 баллов Илья З. – детский №47.

Награждение:  участников шашечного турнира – памятными магнитиками, победителей, начиная с третьего места – дипломами, всем детям сладкое угощение.

Шашечная Дамка: Спасибо всем за интересную игру, судьям за справедливое судейство!

Объявляю Шашечный турнир закрытым.

Знают взрослые и дети,

Знает каждый на планете,

Знает даже детвора-

Шашки – лучшая игра!

Каждый награду свою получил,

Время пройдёт, соберёмся опять,

Будем сражаться и побеждать!

До свидания, ребята!

Стихи взяты из интернетресурсов.

Сценарий шашечного турнира

Под музыкальное сопровождение входит ведущая

Ведущая : Добрый день мои, друзья!

Рада всех вас видеть я!

Вы пришли соревноваться?

В русских шашках состязаться?

Вот за это вас хвалю.

Властью, данной мне «великим шашечным народом», я приветствую всех собравшихся на нашем празднике и хочу поведать вам историю рождения этой древней игры «Шашки»

Шашки — одна из самых древних игр. Ещё до нашей эры шашки были известны в Египте. Так, при раскопках в Египте обнаружена древняя «шашечная» доска с похожими друг на друга фишками (СЛАЙД 4) и несколько изображений, запечатлевших игроков в процессе игры. Причем иногда игра велась прямо на земле, где палочкой расчерчивали сетку.

Потом из Египта они проникли в Древний Рим через Грецию. Шашки были двух цветов, ходили они только вперёд. Игра рассматривалась как сражение двух армий. Шашка, прорвавшаяся в глубину лагеря соперника, приобретала повышенные боевые качества, становилась дамкой, способной нападать с тыла. Взятие производилось перескакиванием через шашки соперника, подобно тому, как в бою воин, сразивший своего противника, перешагивал через него, чтобы продолжить наступление .А в другой стране – Индии, игра на такой же доске называлась чатуранга. И она была больше похожа на шахматы. Так в чём же принципиальное отличие шахмат от шашек? Игровое поле – шашечница совершенно одинаковые. Шашки входят в категорию так называемых игр шашечного типа, в которые играют на расчерченной доске равноценными фишками, которые так и называют шашками. Игры шахматного типа — включает настольные игры, в которые играют также на доске, но неравноценными (разными ) фигурами. Пешка, конь, слон, ладья, ферзь, король. У каждой фигуры свой путь, своя дорожка. И размещены они на игровом поле по-другому. В средневековой Европе умение играть в шашки или шахматы было составной частью рыцарского воспитания: рыцарю необходимо было уметь ездить верхом, плавать, владеть копьем, фехтовать, охотиться, слагать и петь стихи для дамы сердца, Это известный шахматист, чемпион мира Эммануил Ласкер сказавший — «Шашки – это мать шахмат и достойная мать» прямо очень советовал играть в шашки с дошкольного возраста. Появление шашек на Руси связывали с именем киевского князя Владимира Мономаха. Шашки на Руси назывались тавлеями .Высоко ценил шашки и хорошо играл в них Петр Первый. Он даже ввел их в программу своих знаменитых ассамблей. Интересный эпизод из жизни Петра Великого показывает, что царь сильно играл в шашки. На ассамблее, в присутствии многих иностранных гостей он предложил одному знатному боярину, похвалявшемуся своей длинной бородой, сыграть в шашки … на бороду.Гости с интересом следили за этой партией. Царь Петр быстро одержал победу над неудачливым боярином, и тут же цирюльники остригли ему бороду. Но среди противников царя встречались и умельцы шашечной игры. Один боярин три раза подряд обыграл Петра и этим заслужил право носить бороду! Эти игры вырабатывают объективность мышления, тренируют память, воспитывают настойчивость, смекалку, трудолюбие, целеустремленность, точный расчет, формируют характер, зарождают в человеке творческое начало . А сейчас я хочу вас испытать Ваши знания узнать.

1. Как называется доска для игры в шашки? (шашечница)

2. Из скольких и каких полей состоит шашечница? (из 2-х белого и чёрного)

3. На каком цветовом поле ведётся игра? (на чёрном)

4. Как «ходят» шашки? (по диагонали, только вперёд)

5. Куда можно сделать ударный ход (взятие? (вперёд, назад)

6. В какую фигуру превращается шашка, если она доходит до противоположного горизонтального края доски? (Дамка)

7. Сколько раз можно перескочить через одну и ту же шашку? (1 раз)

8. В какую игру можно ещё играть на шашечнице? (в шахматы)

Больше пока вас не буду томить,

Время пришло игроков пригласить

И пары играющих определить.

Пригласить игроков, провести жеребьевку, повесить бейджики. Затем рассортировать детей на пары.

Следить за соблюдением правил и решать спорных вопросы турнира будет жюри в составе …. (поветь на них отличительные бейджики)

По окончании все участники вновь соберутся для награждения.

Ну, вот дорогие друзья. Разрешите всех поздравить с успешно проведенным турниром (аплодисменты фонограмма)

Поздравляем ! Очень рады! Награждение участников грамотами. Общее фото.

Вот и закончился наш праздник, давайте поаплодируем нашим участникам

Вы заслужили все достойные награды

И в королевстве шахмат мы всегда вам рады,

Вам по плечу любое сложное заданье,

Здоровья вам, удачи, до свиданья!

Автор: Апаршина Надежда Викторовна
Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МОУ СШ № 97
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: сценарий
Тема: Открытие шахматного турнира

Раздел: дополнительное образование

Апаршина Надежда Викторовна, 46 лет, учитель начальных классов,

руководитель шахматного кружка «Созвездие», МОУ СШ №97 Дзержинского

района Волгограда; тел. 8 937 514 54 73.

СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТИЯ

ШАХМАТНОГО ТУРНИРА

«БЕЛАЯ ЛАДЬЯ»

2018г.

Цели: формирование творчески мыслящей личности;

развитие умственной культуры детей;

развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся.

совершенствование у детей многих психических процессов и таких

качеств, как восприятие, память, внимание, воображение, мышление,

начальное формирование волевого управления поведением;

общение со сверстниками.

Форма мероприятия: шахматный турнир

Оборудование: Демонстрационная доска, комплекты шахмат, шахматные часы.

Специальная подготовка: подготовка стихов, загадок, атрибутов, костюмов для

шахматных фигур.

Возраст участников: 7 — 9 лет.

ХОД ПРАЗДНИКА:

Все участники турнира – зрители.

Звучит Гимн шахматистов (сл.А.Кашлинской, муз. Л.Кондратьевой)

Ведущий:

Уважаемые гости и участники шахматного турнира.

Мы рады приветствовать Вас в стенах МОУ Пичаевской СОШ на мероприятии,

посвященном началу шахматного всеобуча.

Сегодня вы увидите представление «В нашем шахматном королевстве».

Внимание! Внимание! Начинаем наше представление.

Звучит лирическая музыка. Дети входят в зал.

Танец «Полонез».

Дети читают стихи:

1.Это чудо из чудес

Нам известно с детства,

Ждет ребят, как дар с небес,

Шахмат королевство.

2. Там и нынче, словно встарь,

На высоком троне,

Восседает грозный царь

В шахматной короне.

3. Там, отважны и сильны,

Пешки храбро бьются,

Там и кони, и слоны

Доблестно дерутся.

4. Ферзь с ладьей – на страх врагам –

Поспевают всюду.

Кем, не скажете ли нам,

Выдумано чудо?

5. Черно-белые поля

И фигур сраженье.

Ждет победа короля

Или пораженье?

6. Но нет ни крови здесь, ни боли,

На деревянном этом поле.

Коль безнадежно положенье,

Король признает пораженье.

7. Чтоб увести от страшной бездны

Фигур отважных строй железный,

Здесь очень полководец нужен,

Который с шахматами дружен!

Ведущий:

Шахматы любят и знают во всех уголках нашей планеты. Прежде они считались

изысканной забавой мудрецов и властителей, но постепенно завоевали умы и

сердца всех. А пришла эта игра из далекой и загадочной Индии много-много

веков назад….

1-й Ведущий:

Вся в квадратах – белых, черных –

Деревянная доска,

А ряды фигур точеных –

Деревянные войска.

2-й Ведущий:

Люди их передвигают,

Коротают вечера,

Люди в шахматы играют —

Гениальная игра!

1-й Ведущий:

Ты, дружок мой, без опаски,

Без смущения вступай,

Словно в мир чудесной сказки,

В черно-белый этот край.

2-й Ведущий:

Прежде чем начать наше маленькое представление, мы предлагаем вам отгадать

две не сложные шахматные загадки. А тот, кто к концу нашего представления

заработает больше всего очков, получит приз! Итак, загадки!

1. Маленькая, удаленькая, все поле прошла и фигуру нашла. (Пешка).

2. Один раз погибает, а два раза родится. (Пешка).

1-й Ведущий:

А вот и они, наши уважаемые пешки.

Черные пешки входят строевым шагом:

Восемь пешек встали в ряд –

Дружный пешечный отряд.

Нужно центр захватить,

Путь фигурам уступить.

«Короля мы охраняем

И назад не отступаем.

Ходим только мы вперед!

Рубим вправо, влево – в бок».

Выбегают белые пешки.

1-я Белая Пешка:

Пешка – маленький солдат,

Лишь команды ждет,

Чтоб с квадрата на квадрат

Двинуться вперед.

2-я Белая Пешка:

Всю доску пройти должна

Пешка до конца –

Превратится там она

В генерала, не в бойца.

Ведущий 1: Может ли пешка ходить назад? (нет)

Все пешки уходят.

Включается «важная» музыка.

1-й Ведущий: А вот когда эту загадку отгадаете, сразу гостя вызывайте.

Стою на самом краю,

Пусть откроют – пойду,

Только прямо хожу,

Как зовут, не скажу. (Ладья).

Появляется Ладья:

В начале партии скромны

Прямолинейные ладьи.

Но только вскроется сперва

Хотя бы линия одна,

Прорвемся мы в тылы врага.

Ведущий 2: Ладья, ваш вопрос.

Ладья:

По полям, какого цвета ходит ладья? (черного и белого цвета)

2-й Ведущий:

Уважаемая ладья! Вставайте на свое место. Слышите, топот копыт раздается…

Не живет в зверинце,

Не берет гостинцы,

По косой он ходит,

Хоботом он водит.

(Слон).

1-й Ведущий: А вот такую загадку отгадаете?

Два братца в одной армии служат,

А встретиться не могут.

(Чернопольные и белопольные слоны).

Входят слоны.

Все Слоны (хором):

Когда мы встанем в строй,

Нас спутает любой.

Но лишь начнется бой,

У каждого – путь свой.

2-й Ведущий:

И вы, заморские гости, вставайте на свои места. Слышите, топот не умолкает…

Из-за сцены скачут Кони.

2-й Ведущий:

Прыгает Конь, подковы звяк!

Необычаен каждый шаг:

Буква «Г» и так и сяк.

Получается зигзаг.

И подковы у лошадки

Необычны и смешны:

Притаится, словно в прятки

И скакнет из-за спины.

Кони:

Может ли Конь перепрыгивать через фигуры своего цвета и фигуры противника?

1-й Ведущий:

Ну, успокойтесь, сразу видно, что нет Главной фигуры.

Включается музыка (вальс). Пешки, поддерживая шлейф, вводят короля.

Король: Будь начеку, королевская рать –

Должна Короля она оберегать.

Ведь если б Король беззащитный погиб,

Фигуры борьбу продолжить не смогли б!

Все фигуры (хором):

Запомни, Король всех главней, всех важней,

Нет в шахматном войске важнее вождей!

Включается быстрая музыка.

Все фигуры, стоящие по правую и левую сторону от Короля делают реверанс с

поклоном и встают на свои «клеточки».

Король: Ну что ж, последний вопрос. Можно ли порубить Короля?

Король (оглядываясь по сторонам):

А где же друг и стражник мой?

Где Ферзь любимый мой?

В сопровождении Пешки быстро, порывисто входит Ферзь.

Ферзь:

Шаг у Ферзя широк.

Ферзь может ходить, как Ладья и как Слон –

И прямо, и наискосок.

Направо, налево, вперед и назад…

А бью я и вдаль и в упор.

И кажется, будто мне тесноват

Доски черно-белый простор.

Пешки (хором, выглядывая из-за Ферзя):

Ферзь очень опасен вблизи и вдали –

Ты больше вниманья ему удели!

Ферзь встает на свое место.

Ферзь: Теперь моя очередь. Я очень сильная фигура, но могу ли я из своей

начальной позиции сделать первый ход? (нет)

1-й Ведущий:

Вот и подходит к концу наше представление. Все шахматные фигуры встают на

свои места. Пока они это делают,

Фигуры построились, «готовы к игре».

2-й Ведущий:

Итак, белый отряд, черный отряд –

Друг против друга два войска стоят.

Строгий порядок в отряде одном,

Точно такой же – в отряде другом.

В каждом отряде, ты сам погляди –

Оба угла занимают Ладьи.

Рядом с Ладьями Кони видны,

Рядом с Конями встали Слоны.

Кто же посередине?

Ферзь и Король:

Ферзь с Королем –

Самые главные в войске своем.

1-й Ведущий: А пред всеми: Ладьей и Конем,

Перед Слоном, Королем и Ферзем…

Пешки (тоненькими голосами): Пешки-малышки встали стеной,

Нам начинать этот сказочный бой!

Литература

1.

В.В.Гришина «Малыши играют в шахматы».

2. И.Весела «Шахматный букварь».

2.

Ю.И.Карахан «Шахматы – удивительная игра».

Приложение

Гимн шахматистов Сл.

А.Кашлинской, муз. Л.Кондратьевой

1 куплет:

Наш мудрый спорт объединяет миллионы

Мужчин и женщин, ветеранов и детей.

И хоть не все добьемся шахматной короны,

Мы преданы сильнейшей из страстей.

Мы отдаем борьбе упорной наши силы,

Ведя, в огонь атаки, армию свою.

И хоть в обычной жизни мы добры и милы,

Но за доской мы бьемся как в бою.

Припев:

Притяженье клеток черно-белых

Нас втянуло в свой водоворот.

С первым ходом — детским, неумелым

Нас любовь к игре вперёд ведёт.

2 куплет:

Мы обещаем, что бороться будем честно,

Искусством шахмат наслаждаясь, как всегда.

И только подлость за доскою неуместна,

Мы честь не запятнаем никогда.

Богиня шахмат нас на бой благословляет,

И снова творческие импульсы дает,

В одну семью большую нас объединяет,

Ведь шахматная дружба не умрет.

Припев

Место проведения:

ДЮСШ №20, шахматная школа «Белая ладья», г. Волгоград, ул.Ким,10

Участники турнира:

Обучающиеся МБОУ ГСОШ №1 и обучающиеся ДЮСШ №20

СЦЕНАРИЙ

Шашечного турнира «Шашечный дебют»

Подготовила

Руководитель физического воспитания Макаренко Е.В.

Цель:

Создание условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

• Активизировать мыслительную деятельность, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, находчивость, смекалку.

• Развивать чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации, доводить начатую игру до конца.

• Воспитывать уверенность в своих силах, настойчивость, умение достойно выигрывать и проигрывать.

• Вырабатывать у детей умения применять полученные знания на практике.

Формировать интерес к игре в шашки.

Предварительная работа:

Познакомить детей с правилами проведения турнира, чтобы все участники осознанно относились к предъявляемым к ним требованиям со стороны арбитров.

Познакомить наблюдателей с правилами проведения шашечного турнира.

Подготовить музыкальное сопровождение, украсить зал, подготовить столы для проведения мероприятия и выставку.

Выучить стихи о шашках с детьми.

Материалы:

1. Шахматные столы (5) с набором шашек по количеству играющих (1 набор на 2 ребёнка, стулья – (10).

2. Подставки с цифрами от 1 – 5 на столики, номерки с цифрами от 1– 5 для участников

3. Бейджики с именами участников

4. Протоколы игры.

5. Дипломы для победителей, грамоты для участников шашечного турнира

Ход турнира:

Звучат фанфары, выходит Ведущий.

Ведущий: здравствуйте, дорогие ребята, участники и гости! Сегодня в этом зале пройдет замечательное событие. Наши ребята познали азы гениальной игры в шашки, и сегодня самые сильные игроки нашего детского сада сразятся в шашечном турнире 2021года.

С минуту на минуту в этом зале появиться Шашечная дамка и откроет этот шашечный турнир.

Ведущий разворачивает свиток:

Внимание! Внимание!

Всем, всем, всем участникам соревнования!

Строгий приказ:

соблюдать правила турнира,

Быть внимательным и предельно вежливым!

— Перед началом Турнира вспомним правила игры в шашки. Поможет нам в этом игра «Доскажи словечко». Я буду начинать, а вы заканчивайте!

(дети договаривают слова)

1). Начинать бой можешь смело – первый ход всегда за белой!

2). Шашки медленно, но метко, шагают лишь по чёрным клеткам!

3). Наверно, шашкам не везёт, что ходят шашки лишь вперёд!

4). Знают все – и стар, и млад, шашкой бьём вперёд – назад!

5). Шашка соперника сразу погибнет, если твоя её перепрыгнет!

6). Поля вдруг конец настанет, сразу шашка «дамкой» станет!

7). Чтоб твою «дамку» не поймали, ходи ей по всей диагонали!

8). Цель игры – побить «врагов» и чтоб им не было ходов!

Ведущий: А сейчас наши ребята расскажут вам стихи, давайте их поддержим аплодисментами.

Выходит, 2ребенка   читают стихи

1)Вся в квадратах– белых, чёрных –

Деревянная доска,

А ряды фигур точёных –

Черно-белые войска.

Люди их передвигают,

Коротают вечера.

2)Дети в шашки играют –

Гениальная игра!

Здесь героев в каждом войске,

И выходит рать на рать

Хитроумно и геройски воевать и побеждать!

Под музыку выходит Шашечная Дамка.

Шашечная Дамка. Слышу, слышу, про меня речь ведете!

Добрый день, мои друзья!

Рада всех вас видеть я!

Вы пришли соревноваться?

Дети:(да)

В русских шашках состязаться?

Дети:(да)

Вот за это вас хвалю.

Шашечная Дамка:

— Вы молодцы, наслышана я, что правила игры знаете. Но существуют еще правила турнира: перед началом игры пожать руку сопернику; играть тихо, спокойно, не мешать другим играющим; после игры — пожать руку сопернику, не зависимо от того выиграли вы или проиграли.

Данной мне властью Шашечного Королевства, я пришла в детский сад, чтобы открыть турнир по шашкам.

Ведущий: А кто, с кем будет играть нам поможет определить заведующий детского сада Людмила Александровна….(жеребьёвка)

вытягивает по 2 карточки с номерами из мешочка и определяет пары детей.

Дети занимают столы. Участие принимают 10 человек

Ш.Дамка.: А следить за игрой будут у нас наблюдатели, прошу пройти каждого к своему столу согласно номера.(игроки и наблюдатели занимают свой стол согласно номеркам и жеребьёвки)

Ш.Дамка.:

Шашечный турнир объявляю открытым!

Сигнал 2 колокольчика.

Турнир начинается. Наблюдатели ведут протокол соревнования для выявления победителей.

  ИДЕТ ИГРА

(выбывшие из игры идут в спортивный зал и с ними работает воспитатель, слаживают мозаики, раскрасить раскраски на тему шашечного турнира, физминутки, игры высокой и средней   интенсивности)

Идет игра определяются победители, награждение, вручение подарков.

После игры всех участников собирают в зале, в это время Наталья Ивановна выписывает грамоты и дипломы участникам, ведущий проводит игры с детьми и зрителями на месте.

Ведущий:

И подошел к концу наш шашечный турнир. Вы храбро сражались за победу, все молодцы, но сегодня кому-то повезло больше, кому-то меньше. А сейчас пока подводятся итоги игры, давайте покажем Шашечной Дамке нашу выставку рисунков под названием «В шашечном королевстве»……

(дети рассматривают выставку рисунков)

Ведущий:

Вот и настал торжественный момент, чтобы объявить наших победителей и вручить им грамоты участника шашечного турнира.

         И я передаю слово   Людмиле Александровне для объявления участников и победителей сегодняшней   игры.

Людмила Александровна:

Награждается почетной грамотой участник шашечного турнира   (Ф.И. участника)

(Шашечная Дамка подает заведующей дипломы и грамоты для вручения, заведующий их зачитывает)

Ведущий:

А сейчас мы узнаем победителей и вручим им дипломы 2 и 3 степени участника шашечного турнира. (Ф.И. участника)

Людмила Александровна:

 Награждается дипломом 2 степени / 3 степени участник шашечного турнира…

(Шашечная Дамка подает заведующей дипломы и грамоты для вручения, заведующий их зачитывает)

Ведущий:

Ну и наконец, мы узнаем имя сегодняшнего победителя и вручим ему диплом 1 степени участника шашечного турнира.   (Ф.И. участника)

Шашечная Дамка:

Вот и закончился славный турнир. Каждый награду свою получил. Время пройдет, соберемся опять. Будем сражаться и побеждать. Игра показала, что вам по плечу любое сложное задание.

На этом шашечный турнир объявляю закрытым, звенит в колокольчик

Шашечная Дамка:

       Ребята, а давайте сделаем на память   фото, я его заберу в свою шашечную страну на память. До свидания, ребята! 

(звучит музыка -уходит)

                                     Дети под музыку уходят из зала.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий проведения дня рождения мужчине дома прикольный
  • Сценарий спектакля выходили бабки замуж
  • Сценарий открытия уличной елки на площади
  • Сценарий проведения дня рождения мужчин
  • Сценарий создания базы данных