Сценарий пьесы пример

 Постановка инсценировок, литературно-музыкальных композиций, проведение театрализованных праздников очень важно в развитии современного школьника. Работая на сцене, ребенок учится не только осно

Сценарий «Снежная королева»

(Фанфар)

(Музыка)
(Бедная, но опрятная комната. Большое замерзшее окно в глубине сцены. Печка с камином. По середине комнаты небольшой стол. Стул (или кресло), в котором сидит бабушка и вяжет. В глубине (на подставке) горшок с цветами. На скамеечке возле камина сидят Кай и Герда, они рассматривают книгу)

(Открывается занавес. Герда поливает розы, Кай играет с кубиками. Бабушка вяжет шарф)

Герда: Здравствуй, Кай!

Кай: Привет сестрица Герда, как твои дела?

Герда: Хорошо. Смотри скорее, наша роза расцвела.

Кай: Правда. Как она прекрасна, словно в сказке, красота!

Герда: Бабушка! А что же сделать? Не замерзнет ли она?

Бабушка: Вы не бойтесь, не замерзнет. Все мы к ней слишком добры. На свете только тот мерзнет,  кому чувства не нужны.

Кай: Какой чудесный снег, правда?

Герда: Словно пчелки в небесах!

Бабушка: Есть у снега королева. Она  летает в облаках, и ни разу не присядет. Не спускается с небес. Только окна разрисует. И уйдет в свой снежный лес.

Кай: Пусть только войдет она к нам. Я в огонь ее и все.

Бабушка: Не войдет, не беспокойся. Посмотри лучше окно.  

    Кай:  Ах, что-то попало в глаз! (трет глаз, встаёт) Ой, мое сердце!

    Герда: Кай, что с тобой?! Милый братец, тебе больно?!

    Кай: (отстраняет её)   Отстань от меня, плаксивая девчонка!  Санки дай мои сейчас же!

Я хочу идти гулять.

    Герда: Можно я с тобой отправлюсь? Обещаю не мешать.

(Танец играющих детей)

(Танец вьюги и Снежной Королевы)

Снежная королева: Здравствуй, Кай. Ты, видно, замерз, мальчик.  Я возьму тебя с собою в свой далекий снежный край. Ты согласен, милый Кай?

(Герда сидит у окна и смотрит на улицу)

Герда: Куда же пропал Кай? Может он в беду попал? Пойду его искать.

Герда: Ах, какой чудесный садик!

Как приятно здесь дышать.

Может, здесь мне кто подскажет

Где мне Кая отыскать?

(Хор «Наш край»)

(Реклама фруктовый сад 2-3кл., музыка)

Айна: Я апельсинчик, сочный витаминчик!
Саргы: Я яблочко зеленое, солнцем напоенное!
Дайаана: А я персик чудесный для здоровья полезный!

Олеся, Олеся: А мы вишенки. Сладкие сестрички!
Вика: Под южным солнцем вырос я, ананасик, вот кто я!
Ньургун: Ну- кА, фрукты, встаньте в ряд!
Все: Вместе мы Фруктовый сад!

(Музыка)

Садовница: Здравствуй, милая девчушка,

Как попала ты ко мне?

Герда: Помогите мне, старушка, мадам,

          А иначе быть беде.

Садовница: Поживи ты здесь немного, девочка.

Герда: Не могу, пропал мой Кай

Садовница: Я о доченьке мечтала

                   Поживи, не уходи – ходит вокруг…

(Ходит вокруг, усыпляет)

Герда: Я так спешу. (Зевает).

Садовница: Спи, малышка, сладко, сладко.

                   Пусть приснятся тебе сны,

                   Я ж отправлюсь в путь далекий

                   До сиреневой весны.

(Танец цветов-колыбельная)

Герда: Что случилось? Я спала? Как долго я спала? Ой! Мне бежать надо!

(Появляются ворон и ворона, роняют медаль)

(Появляются дикие вороны, находят медаль и дерутся)

Ворона 1: Я нашел!

Ворона 2: Нет, я нашел!

Ворона 3: Вы оба не правы! Медаль моя!

Ворона 4: Что? Где? Когда? Нашли? (2р.)

Ворона 5: Смотрите, какие красивые вороны!

Все: Ваууу!

Ворон: Кто украл мой медальон?

Ворона: А ну-ка признавайтесь!

Ворона 1: Мы не брали!

Ворона 2: Я нашел!

Ворона 3:  Он врет! Это я нашел!

(Каркают, ссорятся)

Ворон: Тфьуу, вы-ы! Помойные вороны! Разве сравнитесь с нами, со знатью!

Ворона: Кыш! Поберушки!

(Вороны уходят)

(Появляется Герда)

Ворон: Каррр. Остановись сейчас же!

Ворона: Кто ты и куда спешишь?

Герда: Братца я ищу по свету

Ворон: А туда ли ты бежишь?

Герда: А вы кто? Вы не видели здесь Кая?

Ворона: Мы королевские вороны и живем во дворце. А какой твой братец Кай?

Герда: Очень добрый он, красивый. Видел? Ну же, отвечай!

Ворон: Тут на днях попал к нам мальчик. И по признакам похож.

Герда: Как чудесно. Ворон милый! Ты к нему не отведешь?

Ворона: Подожди. Здесь в королевстве нужно осторожней быть.

Всю охрану аккуратно и спокойно нужно обходить.

Герда: Умоляю, помогите, я ищу его давно. Что же делать мне, скажите.  Как мне выручить его?

Ворон: Ладно, только не реви. Помогу тебе, смотри- вот стоит дворец принцессы.

Там, твой Кай теперь живет.

Герда: Как прекрасно, побежали во дворец. Кай меня, наверно, ждет.

Ворона: Ты иди за нами тихо. Проведем тебя к нему.

Ворон:  Во дворце идет Бал.  Подождем, пока заснут.

(Смотрят в окно)

(Дверь открывается. Полонез)

(Разговор придворных)

 Кавалер 1: Бал!  Это лучшее, может, что изобрёл человек. Всё так волнительно, ново, голова  идёт  кругом.
Дама 1: Ах, этот блеск, эти краски, в  танце   мелькают  огни. Все словно в старенькой сказке!!!
Кавалер 2: Мне хочется всё время танцевать! 

                       Мазурку, танго, в вальсе закружиться. 
                       Безудержно чечётку отбивать- 
                       Пусть этот танец бесконечно длится! 
                       Мадам, вы обаятельны!

Дама 2:  Благодарю вас, месье!

Кавалер 3:  Весело ли вам, мадам?

Дама 3: Так весело, как никогда в жизни. Я нахожусь на той высшей ступени счастья, когда человек делается вполне добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастия и горя. Как весело, граф! Не правда ли?

Кавалер 3: Да, я   очень рад.

Дама 3: Невозможно  быть недовольным чем-то  в такой прекрасный вечер. Все здесь на бале одинаково добрые, милые, прекрасные люди.  И потому все должны быть счастливы.

(Шут входит)

Шут: Мазурка! 

(Мазурка)

Кавалер 4: Прошу вас в зал, господа!

                     Дамы, пожалуйте туда!

Дама 4: Не худо бы немного отдохнуть. Так жарко здесь, что я растаю.

Кавалер 5: Настасья Павловна споет нам что-нибудь.

Дама 5: Романсов новых, право, я не знаю.

               А старые наскучили самой.

Дама 6: Ах, в самом деле, спой же, Настя, спой.

Дама 5: Но слушать со вниманьем мой приказ,

               Хоть этим наказаньем вас

               Авось исправишь!

(Романс «Лебединая верность» — поет Туйаара Тимофеева)

 (Входит Герда)

Принцесса: Это кто сюда пришел к нам? Что забыла ты у нас? Стража, где вы, где вас носит? И за что здесь кормят вас?

(Песня стражников- 5-6кл. мальчики «Бременские музыканты»)

Почетна и завидна наша роль,

Да наша роль,

Да наша роль, да наша роль,

Не может без охранников король.

Когда идём, дрожит кругом земля,

Всегда мы подле, подле короля.

Ох, рано встает охрана. (Пестряков Вася)

Если близко воробей, мы готовим пушку.

Если муха, муху бей, взять её на мушку.

Куда идёт король, большой секрет,

Большой секрет, большой секрет,

Большой секрет, большой секрет,

А мы всегда идём ему вослед.

Величество должны мы уберечь

От всяческих ему не нужных встреч.

Ох, рано встает охрана.

Если близко воробей, мы готовим пушку.

Если муха, муху бей, взять её на мушку. 

(Встают на месте)

Герда: Кай, родной мой!

Поворачивается Кай

Герда: Ой, ошиблась,

Ты не Кай мой, ты чужой.

Принц Кай: Что такое, что случилось?

Ты поговори со мной.

Герда: Брата я ищу по свету

Обошла полмира я.

Принцесса: Видела вчера карету

Снегом замела меня.

Королева в нем сидела,

рядом был мальчишка с ней

Герда: А куда они умчались

Как угнаться мне за ней?

Принцесса: ты не плачь, тебе поможем

Шубка вот и муфта есть,

Дам тебе свою карету и немножечко поесть.

Принц: Осторожней будь в дороге,

Здесь разбойники шалят.

Герда: Вот спасибо вам, большое спасибо,

Я иду к тебе, мой брат.

(Танец разбойников  — «Али- Баба и сорок разбойников»)

(Разбойники играют в карты танцуют и поют)

Разбойник 1: (Шеломов Павел сидя на дереве и свистит) Братцы! Карета едет! Золотая! Разбойница Жанна: Храбрые разбойники! А ну-ка, по местам! На засаду готовься!

(Разборка кареты. Музыка)

Разбойник 2: Какая девочка!

Разбойник 3: Красавица!

Мама-разбойница: Ишь какая королевна, будешь подарком для моей дочки.

Петь ей песни, поболтаешь,

Можешь кашу ей сварить.

Маленькая разбойница: Мама, где ты ходишь- бродишь?

Есть хочу я и играть.

Мама-р: ну чего ты?

Я ходила на разбой.

Вот какой тебе подарок принесла.

Нравится?

Маленькая разбойница: Ах, какая девочка! Муфта, шубка, все, что нужно мне. Отдай!

   Будешь ты мне игрушкой.

Герда: вы берите что хотите, только ехать нужно мне.

Маленькая разбойница: Ой, какая ты смешная. Ха-ха-ха! «Отпустите вы меня» (дразнит)

Я таких не отпускаю, не хорошая ведь я.

Герда: брата своего ищу я,

Время некогда терять

Маленькая разбойница: Замолчи! Ведь не шучу я.

Не люблю я отпускать.

Не реви тебе сказала,

Не люблю я всяких слез.

(Голуби, белочки, олень в клетке)

Голуби: Мы видали ее братца,

Отпусти ее скорей.

С королевой он поехал

До Лапландии своей.

Маленькая разбойница: ну-ка, птицы, замолчите!

Суп из вас сварю сейчас!

Герда: Умоляю, помогите,

Помощи прошу у вас.

Олень: Показать я путь сумею,

Ты же сжалься, отпусти,

Я ее теплом согрею,

Ну, не злись, а помоги.

Маленькая разбойница: Что вы все тут раскричались

Или вас пощекотать?!

Я еще не наигралась, чтоб ее мне отпускать.

Ладно, хватить лить тут слезы,

Море скоро тут нальешь.

Отвези ее скорее

И вернешься, как найдешь.  

(Разбойница плачет и отпускает всех зверят)

 (Бельчата от радости поют — ансамбль 1кл.)

(Дорога с оленем)

(Музыка Снежной вьюги)

Олень: Дальше идти я не могу. Вот Лапландия, ступай. Помни, девочка, Снежной Королевы не надо бояться!

(Дворец Снежной Королевы, музыка треска льда, капели Кай сидит играет)

(Танец льдинок вокруг Кая)

Герда: Кай, мой братец! Как же долго я искала тебя!

Кай: Отойди! Слово «вечность» я пишу.

Герда: Неужели не узнал ты меня? Я же Герда!

Кай: Руку отпусти мою!

Герда: Милый братец! Что с тобой?

(Герда заплакала, обнимает Кая).

Кай: Что случилось? Что со мною?

Герда: Кай, вернулся ты ко мне.

Кай: Что я делал здесь так долго?

Герда: Жил как будто ты во сне.

Кай, пойдем домой скорее,

Все тебя там заждались!

Кай: побежали побыстрее, ой, как холодно,

Не хочу быть среди льдин.

 (Заход снежной королевы)

Снежная королева: Что здесь делает эта девчонка?

Кай:  Уходи, Снежная Королева! Твоя льдинка в моем сердце растаяла!

Герда: Уходи! Больше я не отдам тебе моего Кая! Мы не боимся тебя!

Кай: Уходи!

Снежная Королева: Как смогла ты все разрушить, маленькая девочка?

(Звуки весны)

Снежная Королева: Что? я таю? Снега, снега мне скорее!

(Рушатся чертоги снежной королевы)

Бабушка: Сказка ложь, да в ней-намек! Добрым молодцам — урок!  Всякой сказке есть конец!

Все: С Новым годом! С Новым счастьем!

(Хор «Новогодние игрушки)

Если вы решили написать пьесу только для себя и своих друзей, вы можете её оформить так, как вам нравится – самым замысловатым шрифтом, с любыми картинками и завитушками, с непредсказуемой версткой. Но если вы планируете отправлять пьесу на конкурсы или в театры, лучше оформите ее по правилам, к которым привыкли люди, читающие пьесы по долгу службы.

В оформлении пьес нет такого строго формата, как в оформлении сценариев. Николай Коляда даже говорит своим ученикам, что написать пьесу легко: слева – кто говорит, справа – что говорит. Это и есть основное правило оформления. Но лучше все-таки запомнить еще несколько устоявшихся плавил.

I ОБЩЕЕ ПРАВИЛО

Текст пьесы обычно набирается шрифтом Times New Roman, размером 12 pt (иногда14 pt) с одинарным или полуторным интервалом в формате текстового редактора Microsoft Word (doc). Обратите внимание, что формат docx не у всех пока открывается.

II ОФОРМЛЕНИЕ ПЕРВОГО ЛИСТА

В верхнем правом или левом углу пишется имя автора. Можно там же указать электронный адрес и другие контактные данные.

Далее по центру страницы пишется название пьесы. Можно выделить его – размером шрифта, курсивом или полужирным шрифтом. Только не переусердствуйте!

Под названием пьесы указывается ее жанр и (возможно) количество действий.

Пример:

Василий Пупкин
vasya@pupkin.ru

Моя жизнь
комедия
в двух действиях

Можно сделать титульный лист и оставить на нем только эту информацию, а внизу (по центру) приписать город, в котором создавалась пьеса, и год ее создания.

Но лучше сразу на первом листе разместить и список действующих лиц (через 2–4 пустые строки после жанра).

Важно! Имена действующих лиц (в списке и в тексте пьесы) выделяют полужирным шрифтом (либо разрядкой, либо прописными буквами).
Строки списка действующих лиц выключают в левый край (или начинают с небольшим отступом).

Под списком действующих лиц может быть краткое описание места и времени действия, которое можно выделить курсивом.

Пример:

       ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

       Вася Пупкин – 35 лет, шофер
       Алла Пупкина – 35 лет, его жена
       Вова Пупкин – 9 лет, сын Васи и Аллы

       Деревня Пупкино в сибирской глубинке. Наши дни.

III ОФОРМЛЕНИЕ ОСНОВНОГО ТЕКСТА ПЬЕСЫ

Далее (со второго листа или через 2-4 пустые строки после списка действующих лиц) следует основной текст пьесы, разделенный на действия, акты, картины или части.

Реплики и монологи как основной текст набирают шрифтом прямого светлого начертания. Оформление ремарок рассмотрим на примере и в отдельном правиле.

Пример:

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

Начальная ремарка, оформляется по правилу IV.

1-е ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО (ремарка после имени героя, оформляется курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ЗА СКОБКОЙ). Текст действующего лица. (Внутренняя ремарка, тоже оформляется курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ВНУТРИ СКОБКИ.) Продолжение текста действующего лица.

Ремарка, описывающая место действия и обстановку на сцене, либо поведение других действующих лиц, оформляется по правилу IV.

2-е ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО. Текст действующего лица. (Внутренняя ремарка, курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ВНУТРИ СКОБКИ.) Продолжение текста действующего лица.

Ремарка, описывающая место действия и обстановку на сцене, либо поведение других действующих лиц, оформляется по правилу IV.

Если после расширенной ремарки идет продолжение текста говорящего действующего лица, то этот текст оформляется без абзацного отступа.

3-е ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО (ремарка после имени, курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ЗА СКОБКОЙ). Текст действующего лица.

Между внешней ремаркой и текстом говорящего действующего лица делается интервал.

………………………

КОНЕЦ (или Занавес)

Теперь, после слова «Конец», при желании, можете написать (или повторить) свои контактные данные, можете поставить свой копирайт и напомнить о защите авторских прав, можете привести какие-то дополнительные авторские замечания по поводу пьесы и пр. Только не пишите все это на первом листе! (Авторские замечания лучше вовсе не пишите).

IV ЕЩЕ ПРО ОФОРМЛЕНИЕ РЕМАРОК

Ремарки бывают двух типов:

1)      Внутренние – относящиеся к поведению на сцене действующего лица, произносящего в это время реплику.
2)      Внешние – относящиеся к поведению на сцене прочих действующих лиц (кроме произносящего реплику в данный момент) или описывающие место действия и обстановку на сцене.

Ремарки первого типа пишутся сразу после имени действующего лица или внутри его реплики, заключаются в скобки и выделяются курсивом (в стихотворном тексте – отдельной строкой). Не забудьте про правило с точкой и скобкой (см. выше)!

Ремарки второго типа располагают отдельными строками, с выключкой – сообразно всему замыслу оформления пьесы – на середину формата (в красную строку) или в край. Чтобы эти ремарки и по шрифту отличались от остального текста, их принято набирать пониженным кеглем (или курсивом, или пониженным полужирным).

Возможно (но не обязательно)! В ремарках второй группы имена действующих лиц, которые появляются на сцене или уходят с нее, обычно выделяют, набирая их тем же способом, каким они набраны перед репликами, то есть полужирным шрифтом (или вразрядку, или прописными буквами).

V ЕЩЕ ПРО ИМЕНА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ

Способы расположения имен действующих лиц:

1)      в подбор с текстом реплики (имя действующего лица иногда начинается с абзацного отступа)
2)      отдельной строкой, выключая их, в соответствии с общим характером оформления пьесы, либо на середину, либо в левый край (подходит только для пьес в стихотворной форме!)
3)      слева от реплик, так, что они образуют как бы отдельную колонку. Помните правило Николая Коляды: «Слева – кто говорит, справа – что говорит»? При таком способе оформления оно особенно наглядно. (Только не надо делать между именем и репликой очень уж большое расстояние).

Все, теперь вы знаете, как оформить пьесу. Осталось только ее написать.
Как? На это вам не ответит даже Николай Коляда. Просто пишите, если не можете не писать.  И учитесь.

Когда пьеса готова — отправляйте ее на все действующие конкурсы драматургии.

Удачи!

Ваш DramaFond

С чего начать писать свой первый сценарий? Зачем нужен логлайн и что это такое? Из каких частей состоит сценарий? Как прописывать персонажей, их действия и диалоги? Что делать, когда готов первый драфт? Советы профессионалов, успешные примеры и частые ошибки в написании сценария.

Что такое сценарий?

Сценарий — это кино-драматургическое произведение, являющееся основой для съёмки проектов или театральной постановки. Сценарий является в первую очередь текстовым документом, на базе которого команда проекта выполняет свою часть работы для воплощения сценария в жизнь.

Правильный формат текста в сценарии такой: шрифт Courier New 12-ым размером. При таком форматировании каждая страница текста будет равняться одной минуте хронометража. 

Сценарий полнометражного фильма обычно составляет от 90 до 120 страниц, то и длительность фильма составит от полутора до двух часов. Сценарий пишут не только к фильмам, но и к эпизодам сериалов. Ситкомы — это обычно серии на 20-30 минут, соответственно на 20-30 страниц. Драмы — 50-60 страниц. 

Вы можете создать свой сценарий на основе оригинальной идей или же на основе существующих интеллектуальных прав (книг, фильмов, комиксов, журналистских статей). 

Использование чужих интеллектуальных прав должно всегда оформляться договором и сопровождаться, конечно же, оплатой. Но есть произведения, за использование образов из которых, не нужно платить. Они называются общественным достоянием. Общественное достояние в России — это произведение, с года смерти автора которого прошло 70 лет. Подробно про поиск идей и интеллектуальные права мы писали здесь.

Сценарий — это чёткий план фильма или эпизода сериала. В этом работа сценариста очень сильно отличается от работы писателя. 

Если на этапе разработки сценарист тоже ищет эмоциональные ходы, яркие образы, любые другие творческие решения, то на этапе написания все эти наработки все равно должны улечься в инструкцию для съемки. Хороший сценарий должен быть чётким, понятным, наглядным документом, отражающим всю предыдущую творческую подоплёку. 

Ваш сценарий увидит огромная команда из продюсеров, режиссёров, актёров, постановщиков и других, и для их работы важным станет каждое написанное вами слово. Давайте ниже разберёмся вместе, как написать сценарий.

Выбор названия

Название сценария можно оставить на самый последний момент работы над ним. Но если вы всё-таки решили всё-таки чем-то назвать текстовый файл, то название должно:

  • отражать жанр вашего проекта;
  • быть цепким и броским;
  • заявлять эмоции, которые зритель скорее всего испытает;
  • быть лёгким в произношении и запоминающимся.

Логлайн

Логлайн — это основная идея вашего фильма. По старым голливудским стандартам логлайн принято формулировать не более чем в тридцать слов. То есть вставить туда все сюжетные линии, описание мира и гениальные навыки главного героя не получится. В России к этому относятся мягче – допустимо уложиться в 35-45 слов. Что же включить в логлайн:

  • кратко укажите, кто герой (мальчик-волшебник, вдовец и отец пятерых детей, говорящая мышка);
  • чего герой хочет (победить злого волшебника, отомстить за смерть жены, найти семью);
  • что стоит на пути к достижению цели (огромная армия из злых магов, вынужденность постоянно уделять внимание детям или то, что мышка не такая как люди). 

Существует такое драматургическое правило: та цель, которую вы сформулировали для героя в начале должна проходить через всю историю. Как только цель перестаёт быть важной или достигается героем, то история заканчивается. Интересная и чётко сформулированная цель главного героя поможет написать хороший сценарий. 

Персонажи сценария

Когда вы знаете, о чём ваша история, пора для себя решить, кто её раскроет и покажет. Выше мы уже сформулировали логлайн и знаем, какие качества героя точно понадобятся для раскрытия темы. 

На этом этапе важно выяснить, как герой изменится, и с какими своими пороками будет сражаться. С учётом логлайна поиск ответа на этот вопрос может быть таким. Например, наш главный герой отец семейства, потерявший жильё за долги. Его цель вернуть квартиру, чтобы дети смогли вновь обрести дома. Каким герой должен быть в начале, чтобы набрать столько долгов, не платить их и даже лишится квартиры? Что это за качества, которые привели его сюда? Возможно, лень, игромания, вера в удачу, безответственность? Тогда каким герой должен стать в конце, чтобы достичь цели? Возможно, он будет вынужден победить свою лень, вылечится от игромании, начать принимать ответственные решения.

Для сценарной записи вам потребуется придумать имя каждому из героев, знать приблизительно их возраст и особенности внешности. Когда вы будете презентовать героев впервые, то их имя нужно писать большими буквами, в скобках давать возраст и краткую характеристику через запятую. Например. “ЖЕКА (45), тучный мужчина в деловом костюме”.

Структура сценария

На данном этапе ещё рано создавать титульный лист в вордовском документе. Нужно провести работу над структурой сценария и расставить основные точки сюжета. Как правило, в этом помогает трёхактная структура. 

Трёхактная структура — это классическая структура практически любого драматического произведения. Все остальные структуры, так или иначе основаны на ней. Так что начинающим сценаристам мы рекомендуем начать с нее. Разделите историю как минимум на начало проблем персонажа, развитие событий (попытки решения проблем) и их разрешение. Ниже мы рассмотрим, что нужно включить в каждую из частей. Обязательно запишите все эти части в виде текста, это станет хорошей основой будущего сценария.

Акт 1. Вступление и завязка истории

Первый акт может располагаться приблизительно на 20-25 страницах. Обязательно начните с интересной экспозиции, то есть описания статуса-кво персонажа. Что можно включить в экспозицию:

  • показать главные черты героя;
  • рассказать о его семье, социальном статусе, любых других важных для истории социальных аспектах;
  • заявить второстепенных персонажей;
  • продемонстрировать текущие проблемы героя или наоборот его беззаботную жизнь до того, как он окунулся в перипетии;
  • обозначить первые звоночки надвигающейся проблемы на героя.

Когда всё выше готово, то пора и ударить первыми сложностями по нашему главному герою. Следующей сюжетной точкой станет катализатор — событие, которое меняет всё. 

Правило для катализатора такое: нужно придумать событие, после которого герой ни сможет не решать проблемы или ни сможет не отправиться в путешествие.

Например, в начале у главного героя, главы семейства, много долгов, но из-за своей лени и плохого характера, он никак не может заработать денег и погасить их. Но за долги у него наконец-таки отбирают квартиру. До этого долги героя мало влияли на его жизнь и жизнь его семьи. Да даже после того, как тот лишится квартиры, он может и не особо против поспать в машине. Но понимая, что дети не могут жить в машине, герой вынужден изменить свой характер, чтобы справится с финансовыми сложностями. То есть перед героем в этот момент должна чётко оформиться цель, о которой мы говорили выше, и которую он будет достигать от начала до конца, а от усугубившейся проблемы уже никуда не деться. 

Акт 2. Борьба главного героя со сложностями на пути к заданной цели

Основная часть сценария должна уйти под борьбу главного героя за поставленную цель. Если сказать простыми словами, то главное правило, которое существует для написания второго акта такое. Герой решает возникшую проблему, она не решается и становится всё хуже. Затем герой снова что-то делает для решения проблемы — и вновь должно стать хуже. И так до конца второго акта. 

Правильным будет второй акт закончить тем, что герой опускается до самой нижней точки своего состояния. Чем хуже ему, тем лучше. В качестве примера можно вспомнить фильм “Дюна” (2021). Второй акт фильма заканчивается тем, что весь народ и семью главного героя, Пола Атрейдеса, уничтожили Харконнены. Пол остался без дома, без отца, без своего народа, без каких-либо средств к существованию, да ещё и посреди дикой неподвластной человеку пустыни, убивающей всё живое. 

Акт 3. Главный герой выходит победителем

В начало третьего акта герой входит, будучи на дне. Зритель должен видеть, что все отвернулись от героя, его покинули силы, ресурсы утрачены, а злодей ликует. Но в какой-то момент у главного героя появляется некий лучик надежды, и он совершает что-то невероятное, чтобы перевернуть ситуацию с ног на голову. 

Кульминация должна быть яркой, оригинальной, логичной и эмоциональной. В чём её яркость может состоять? В нетривиальных решениях. То есть герой должен сделать что-то такое, чего раньше не делал или на что не решился бы никогда. Как проявляется логика? Хорошей логичной кульминацией можно назвать ту, где именно действия героя становятся финальным источником решения проблемы, исходя из качеств и изменений героя. А также кульминация не должна наступать благодаря “богу из машины” или “роялю в кустах”. Не надо в кульминации вестерна про ковбоев и борьбу за сердце дочери местного губернатора прописывать пришельцев, которые уничтожают врага главного героя своими лазерами. О том, что такое “бог из машины” и почему использовать его надо в исключительных случаях, мы рассказывали здесь.

Кульминация — это момент, когда антагонист повержен, а герой заполучил желаемое. Но на этом фильм не заканчивается. Не забывайте про развязку. 

Развязка — это то, к чему привела кульминация. Как изменился герой и его жизнь после достижения цели? Вот наконец-то желаемый Кубок огня в руках Гарри Поттера в финале Турнира трёх волшебников, и он возвращается победителем на поле Хогвартса (“Гарри Поттер и Кубок огня”). Трибуны ликуют, ведь ученики Хогвартса и Гарри получили то, что хотели — победу школы в престижнейшем и опаснейшем международном конкурсе магов. Но чем она обернулась? В руках Гарри труп Седрика Диггори, его соперника, перед глазами до сих пор жуткий процесс возрождения лорда Волан-де-Морта, и пока только Гарри знает, что самый жестокий и сильный маг современности жив и строит планы на весь мир. Победа ему уже не нужна. Седрику победа принесла смерть, а его отцу и ученикам — скорбь. 

Диалоги и описание действий

Что нам поможет на этапе диалогов из предыдущей разработки? Всё, что мы знаем про персонажа. Мы уже прописали какой он, как действует, его фишки и даже особенности речи. Всё это необходимо понимать при прописывании действий и диалогов.

В этом разделе мы используем слово диалоги в общепринятом значении. На внутреннем сленге сценаристов диалогами называют собственно сам сценарий – финальный документ, где расписана вся история с действиями и репликами.

Когда вы пишите действия, то старайтесь каждое описывать отдельным абзацем, что позволит проще читать и чётко видеть, кто, куда и как направляется в рамках сцены. Сами описания действий и вообще любые другие описания должны быть краткими и лаконичными. О том, как этого можно достичь мы рассказывали здесь. 

Если даже вы нашли для вашего героя увлекательные действия, с помощью которых герой круто решает свои проблемы, это не значит, что всю сцену надо превращать в сплошной набор из них. Не стесняйтесь разбивать действия ёмкими фразами, шутками, комментариями героя. Но и не увлекайтесь. 

Не торопитесь начинать прописывать диалоги. Убедитесь, что все сюжетные линии продуманы, все важные события расставлены, а структура работает как надо. 

Одно из главных правил диалогов в том, что он, как и действие, должен продвигать сюжет. Например, один герой уговаривает скромного друга пойти с ним на концерт рок-группы. Каждый герой будет гнуть свою линию: первый уговаривать, другой отказывать. Ни один из героев не должен повторять свои предыдущие аргументы. Более того, каждая реплика героев должна отдалять или приближать их к концерту. А в идеале диалог должен усугублять отношения между персонажами, вскрывать их обиды друг на друга, а может быть и разгораться в ссору, которая возможно сильно ударит по их отношениям или сюжету. 

Ещё один важный совет при написании диалогов: не повторяйте уже известную информацию. Пример. Ваш герой входит в сцену, он избитый и окровавленный. А его мать говорит: “О, Боже, у тебя кровь!”. То есть мы потратили лишний бит и лишнюю строчку, чтобы описать то, что зритель уже увидел, а читающий прочитал. 

Избегайте в диалоге длинных непонятных слов: жаргонизмов, терминов, просто заумных выражений. Зрителю будет скучно даже полминуты смотреть и слушать то, чего он не понимает и что его не продвигает по истории. 

Ну и заключительная рекомендация в написании диалогов состоит в том, чтобы их проговаривать. Диалог должен произноситься естественно, без запинок, звучать приятно для ушей. При произнесении реплик вслух вы сразу почувствуете, всё ли хорошо с фразами.

Редактирование сценария

Закончили писать – пора переписывать. Редактирование и переписывание — это вторая по объёму часть работы сценариста (первая — разработка идеи). 

Самостоятельно

Во-первых, перечитайте сами. Уже в первую читку вам захочется местами подправить диалоги, убрать те или иные действия, что-то будет вас раздражать в тексте по мелочам.

Во-вторых, проанализируйте, работает ли каждая сцена, эпизод, акт. Работают ли детали, которые вы указали. Всё должно быть действующим в сценарии и не должно быть лишних движений, слов, вздохов, одёргиваний юбки и подобного. Каждый раз можно спрашивать себя: 

  • для чего это написано?
  • как это работает на историю?
  • что даёт это зрителю?

В-третьих, проверьте, не нарушилась ли логика в процессе создания первого драфта сценария. Точно ли одно событие вытекает из другого? Или это только вам так кажется?

В-четвёртых, в процессе написания сценария некоторые сцены могут просто перестать быть нужными. Удаляйте их безжалостно. 

В-пятых, проверьте мотивацию героев. Каждый раз ваш главный персонаж входит в сцену по какой-то причине. И если эта причина не выглядит весомой и понятной для читателя или зрителя, то она оставит негативное впечатление. 

Редактор

Если у вас есть бюджет и потребность в профессиональной помощи, то можно обратиться к редактору. Он прочтёт работу от начала до конца и будет искать примерно то же, что перечислено выше. Профессиональный редактор сможет найти все нестыковки, слабые мотивации персонажей, задаст нужные вопросы к тексту и даже отметит ненужные диалоги или описания. 

Часто встречающиеся ошибки

Драматургия и кинодраматургия развивается уже не первую сотню лет. Современный зритель ожидает с каждым годом всё более крутых, увлекательных и сложных проектов. Давайте обсудим, какие ошибки вы можете избежать на пути к своему первому фильму, если обратите на них внимание и что сделать, чтобы он соответствовал уровню самых искушённых зрителей. 

Персонажи

Во-первых, ошибкой может быть слишком много неработающих персонажей. Не нужно для каждого безобидного взаимодействия героя создавать нового персонажа — ограничьтесь массовкой. Каждый полноценный персонаж должен нести какую-то функцию, отражаться на истории, на главном герое и даже лучше бы иметь свою понятную и законченную линию.

Во-вторых, чисто технически большое количество персонажей может запутать зрителя. А если у них ещё и похожие или плохо запоминающиеся имена, то зрителя это может ещё и раздражать. 

Задавайте себе вопрос при разработке и перечитывании: нужен ли мне этот персонаж? Нужен ли он вообще? Можно ли его удалить?

Конфликты

Конфликт — это основа любой истории. Правильный конфликт — это когда два героя преследуют противоположные интересы. Убедитесь, что герой постоянно вынужден противостоять кому-то или чему-то. 

Ошибкой сценариста станет слабый или поверхностный конфликт внутри истории. Если цель героя легко достижима, то ему ничего не стоит просто подойти и взять то, что ему нужно. Достигнута цель — закончилась история. 

Нужно избегать и слабых антагонистов. Каждый раз зритель должен видеть усугубление и ломать голову, как же наш герой одолеет невероятно жуткого огромного монстра или вооружённого до зубов террориста. А ещё лучше бы, чтобы в эти же моменты у героя заканчивались бы все пули и укрытия. 

Конфликт должен проявляться не только в виде внешнего противостояния. Например, когда герою нужно спасти мир и забрать у антагониста супер-лазер, которым он его собирается взорвать. Конфликт должен лежать внутри ценностных убеждений. Самая распространённая и довольно банальная тема, которую можно отыскать в кино — это противостояние добра и зла. Но и за этими категориями чаще стоит что-то ещё. Например, Гарри Поттер (сторона добра) смог победить Волан-де-Морта (сторона зла) с помощью любви и дружбы. В то время как тот пытался вести борьбу с помощью устрашения сторонников и силы. 

Мир

Условности и законы мира должны быть понятны с первых сцен. Если вы начинаете проект в жанре сай-фай, антиутопии, фэнтэзи, хоррора, то так или иначе нужно обозначать грань того, как работают придуманные законы. Мир должен иметь свои незыблемые законы и быть опасным для главного героя.

Если у вас фильм ужасов, в котором существуют призраки, то нельзя, чтобы герой в конце их всех уничтожил магией своей взятой из ниоткуда волшебной палочки.

Антиутопии тоже подразумевают очень строгое соблюдение жанровых условий. Для создания антиутопического произведения обычно берётся какая-то одна сторона жизни людей, меняется по усмотрению автора, и мы наблюдаем, как это воздействует на остальной мир по естественным его законам. Допустим, государство приказало с этого дня сдавать всех рождённых младенцев в специальное учреждение. Звучит жутко. Это не означает, что в следующем акте государство прикажет сдавать стариков, потом решит уволить с работы и лишить собственности всех мужчин, а затем сделать президентом мышь. Это всё будет противоречить жанру, и напоминать абсурд.

Далее ошибкой может стать то, что вы не вписали своего героя и его окружение в общий исторический, мировой или национальный контекст. Может быть, иногда отсутствие сеттинга и играет на идею, но это считанные случаи. Ваш мир не может быть безликим и откровенно пластиковым. Например, в сериале “Засланец из космоса” главный герой, внеземное существо, приземляется в американский городок. Казалось бы, зачем уточнять? Американский городок — понятная категория. Внеземное существо мы тоже можем себе представить. Но чтобы сделать пребывание инопланетянина как можно более сложным, авторы поселили его в городок штата Колорадо в горах рядом с огромными ледниками. Более того, город настолько мал, что скрыть свои инопланетные способности там почти невозможно. А ещё в нём живут представители коренных народов, индейцев, погружающие главного героя в человеческие ценности. 

В мире вашего сценария должно работать всё — и даже время года. Зачем в одной из сцен дождь? Что он означает? Как он помогает или мешает? Почему именно сейчас пошёл дождь? Или он нужен только для красивой картинки? Если только последнее, то сцену стоит убрать, так как её просто напросто будет дорого снять.

Диалоги

Во-первых, любой бессмысленный диалог ради болтовни станет ошибкой. Если в диалоге нет конфликта, цели и он не продвигает сюжет, то его нужно переписать.

Во-вторых, не очень хорошо, когда зритель не понимает, на чьей он стороне в диалогах. Такое бывает тогда, когда взгляды и убеждения героев размыты и плохо продуманы. 

В-третьих, нельзя бросать сцену без ясного финала, то есть результата взаимодействия персонажей. К чему-то в конце должны прийти либо сами герои, либо зритель.

В-четвёртых, попробуйте закрыть рукой или удалить имена персонажей над их репликами и понять, кому принадлежит та или иная фраза. Если вы не смогли точно определить, где чьи реплики и чётко различить персонажей по их словам, то надо вновь начинать работать над описанием персонажей.

Высказывание и изменение героя

Уделите отдельное внимание высказыванию вашего сценария. Откровенно говоря, навык выражать высказывание через сюжет — это постоянная упорная работа. Поэтому лучше заранее знать, с какими ошибками можно столкнуться на пути к хорошему сценарию. 

Во-первых, ошибкой будет, если ваш герой никак не изменится. Именно изменение героя транслирует определённую мысль произведения.

Во-вторых, у героя обязательно должны быть какие-то убеждения, через которые он проносит происходящее. То есть как минимум он должен реагировать на события вокруг, как-то оценивать их, делать какой-то вывод. Может эти события противоречат убеждениям героя? Или учат его чему-то? То есть реакции главного героя будут составлять ваше высказывание.

В-третьих, плохо, если у героя отсутствуют сложные дилеммы. Только через морально тяжёлый выбор герой сможет расти, побеждать свои ложные убеждения и выражать высказывание.

В-четвёртых, высказывание не должно быть слишком общим и банальным, типа “Семья — самое важное в жизни” или “Убивать нехорошо”. Зритель сразу почувствует эту натянутость и заезженность темы.

Секреты сценарного мастерства от успешных сценаристов

Есть один самый главный секрет, о котором говорит почти каждый сценарист и в России, и зарубежом. Написать хороший сценарий поможет выбор темы, которая должны быть очень личной для автора. То есть нужно придавать идее такие эмоции, которые автор уже испытывал сам и понимает их. Нельзя назвать сценариста или автора сценарной книги, который не говорил бы об этом.

Ещё одно близкое к этому правило прозвучало от Ильи Куликова, автора знаменитых сериалов “Глухарь” и “Полицейский с Рублёвки”, в подкасте “Поэпизодный клан”. Он считает, что сценарист должен писать то, о чём он знает, что он понимает и что проживает. Например, по его словам, автор не может написать сценарий о странах, в которых не был, а также о людях в этих странах, об их морали, душах, образах жизни. Простыми словами, нужно брать в качестве темы то, что вам знакомо, и это станет сильной стороной вашего проекта. 

Примеры хороших сценариев

В сети Интернет выложено в свободном доступе немало сценариев российских и зарубежных фильмов. Часто это делается, когда сезон сериала закончился, или когда проект номинирован на награду в сценарной номинации. Что точно стоит почитать и посмотреть, чтобы научится писать сценарии и избежать потенциальных ошибок, мы перечислим ниже. 

“Рассказ служанки”

Пилот и одну из серий 4-го сезона «Рассказа служанки», номинированную на “Эмми” можно найти в свободном доступе. Сценарии эпизодов “Рассказа служанки” отличаются лаконичностью описаний и чёткими эмоциональными битами. Особенность сцен данного проекта в том, что там мало ярких и широких внешних действий, мало драк, погонь и ругани. Эмоциональные изменение и высказывание авторы умело выражают тонкими, но говорящими, кинодействиями. 

“Дюна”

В данном фильме начинающему сценаристу может быть интересна структура сценария. 

Во-первых, она соответствует классической трёхактной структуре. Более того, во многом там можно найти элементы структуры Блейка Снайдера из его книги про сценарное мастерство “Спасите котика”. 

Во-вторых, каждый акт и его подэлементы достаточно краткие, ёмкие и не затянутые.

В-третьих, несмотря на то, что данный проект является экранизацией одноимённой книги, автор сценария, Джон Спейтс, смог создать сразу несколько логичных завершённых сюжетных линий и не увлечься мифологией.

Отдельно хочется сказать про мир “Дюны”. Данный сценарий является хорошим примером того, как автор смог интересно передать множество сложнейших законов вселенной, не спугнуть зрителя, а также ещё и создать плацдарм для эффектной визуальной составляющей. 

“Достать ножи”

Не так давно в общем доступе появился сценарий детективного фильма “Достать ножи”. Что полезного можно почерпнуть в нём?

Во-первых, Райан Джонсон, сценарист и режиссёр, смог воплотить сюжет в стиле классического детектива с соблюдением всех законов жанра. 

Во-вторых, к детективному жанру автор умело добавил и комедийный элемент. Главная героиня не способна врать физически: её тошнит при произнесении любой лжи. Данная комедийная черта была использована очень сбалансировано: она использовалась для создания юморных ситуаций, в качестве препятствий для героини, но не слишком злоупотреблялась. 

В-третьих, данный сценарий можно похвалить за то, как ярко и полноценно прописан каждый герой. Зритель действительно много узнаёт про всех наследников жертвы убийства: про их финансовое состояние, мотивы, отношения, боли, социальное положение и так далее. Но при этом не перегружает деталями — мы видим только то, что работает на убийство как основу сюжета.

Часто начинающие сценаристы пытаются изобрести колесо, начиная сценарий без какой-либо теоретический подготовки. Безусловно любой опыт написания станет полезным, но так или иначе начинающий сценарист будет совершать ошибки, которые до этого уже проходили другие сценаристы. Смелее приступайте к созданию своего первого сценария, используя наши советы.

Как правильно оформить сценарий – правила с примерами

Продюсер по одному взгляду на сценарий может сказать, кто его прислал — новичок или опытный автор. Все дело в оформлении. Из этой статьи вы узнаете, как правильно оформить сценарий по форме и содержанию.

Редактор, автор блога Band

Русская и американская запись киносценариев — какую выбрать?

Существуют два вида записи киносценариев — русская и американская, она же голливудская. И так как вторая общепризнана на мировом уровне, хорошим тоном считается оформлять сценарии именно так.

Требования к оформлению сценария

Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки

Правила оформления сценариев фильмов делятся на два типа: по форме и содержанию. Главное, что вам нужно знать: требования разметки крайне строгие. Размер шрифта, отступ от левого и правого края, прописные или строчные буквы — каждый блок подчиняется своим правилам. Обратите внимание: это не рекомендации, а именно правила, которые необходимо строго соблюдать.

Образец оформления сценария. Здесь и далее во всех примерах приводятся отрывки из пособия Ольги Смирновой «Формат разметки сценария».

Базовые правила разметки:

Первая страница — титульная, после нее сразу идет текст сценария. Оформляется по строгим правилам: никаких замечаний, пролога, синопсиса, благодарностей, напутствий членам съемочной группы. Фрагменты биографии автора тоже стоит опустить.

Сценарии пишутся только в настоящем времени: думает, видит, говорит, кричит. Никаких «он подумал» или «увидел».

Повествование в сценарии должно быть обезличенное, от третьего лица. Никаких «я подошел и протянул руку для приветствия». Только «Он стоит, едет, смотрит, идет, говорит, садится в кресло, пьет кофе» и т.п.

Все страницы нумеруются в правом верхнем углу, за исключением титульного листа, его нумеровать не нужно.

Правила форматирования:

Классический сценарный шрифт: Courier New.

Кегль (размер шрифта): 12.

Выравнивание (всегда, если не указано иначе в конкретном разделе): по левому краю.

Поля: верхний отступ – 2,5 см, нижний – 1,25 см (может быть больше, но не меньше), левый – 3,75 см, правый– 2,5 см. У разных блоков сценария отличается оформление, дальше расскажем об особенностях разметки каждого.

Как правильно оформить титульный лист

Корректное оформление первой страницы сразу покажет ваш профессиональный подход к делу. Что нужно указать на титульном листе:

Название сценария. Пишется заглавными буквами, отступ сверху — 14 строк, слева — 3,25 см, справа – 3,25 см.

Имя автора. Пишется строчными буквами по обычным правилам. Нужно отбить его от названия пустой строкой. Отступы по краям аналогичные.

Указание авторства: источник экранизации или оригинальный сценарий. Оформляется так же, как имя автора, отбивается пустой строкой.

Контактную информацию. Отступ слева – 8,25 см, сам текст нужно выровнять по левому краю. Здесь укажите свои данные или агента.

Даже если очень захочется дополнить текст рисунками и иллюстрациями, сдержите этот порыв. Титульный лист — не обложка книги.

Пример оформления титульного листа сценария «Мама не горюй».

Блоки, из которых состоит сценарий

Текст сценария, как конструктор, собирается из стандартных разделов. Каждый из них пишется и оформляется строго по своим правилам.

«Время и место действия»

С этого блока начинается каждая сцена. Состоит из трех частей: вид места, название и время суток. Таким образом вы сразу обозначаете, где будет происходить сцена. Вид места указывается сокращением «НАТ.» или «ИНТ.» — натура (съемки на природе) или интерьер. Запомните: между частями не ставятся ни точки, ни запятые, только пробелы.

Отступ от левого края — 3,75 см (1,5 дюйма), от правого края 2,5 см (1 дюйм).

Текст набирается заглавными буквами (капслоком).

Пример правильного и неправильного отступа.

«Описание действия»

Следующий блок после «Времени и места действия», пропускать его нельзя. Оформляется аналогично, но набирается по обычным правилам текста, строчными буквами. Выделяются заглавными только персонажи, появившиеся в сцене впервые. Следующий текст делается с отбивкой пустой строкой, чтобы его было легче читать.

Пример правильного оформления «Описания действия».

Совет: не стесняйтесь подробно описывать действие. Здесь вы можете развернуться как сценарист. Не нужно просто писать «герои целуются», «герои дерутся», «герои ссорятся». Лучше расскажите, как они тяжело дышат, улыбаются, ходят по комнате, роняют или разбивают от волнения предметы. Создавайте картинку при помощи слов. Но увлекаться деталями и становиться многословными тоже не стоит: старайтесь делать куски описаний короткими, но емкими.

«Имя героя»

Появляется перед речью персонажа после описания действия. С его помощью вы показываете, кто автор прямой речи. Если в литературных формах допустимо опускать имя персонажа в диалоги, то здесь строго подписывается каждая реплика.

Правила оформления: отступ от левого края всегда 10,5 см (4,2 дюйма), от правого — 2,5 см (1 дюйм). Не выравнивается по центру, а делается с отступом.

Пример правильных и неправильных отступов блока «Имя героя».

После «Имени героя» обычно идет реплика:

Как выглядит реплика героя.

Может быть и такая структура: «Имя героя», после «Ремарка» и, наконец, «Реплика».

Пример реплики героя с ремаркой.

При таком оформлении блоки друг от друга не отбиваются пустой строкой.

«Реплика героя»

Диалоги в сценариях оформляются не как в книгах или статьях, а отдельными репликами.

Правила разметки: отступ от левого края всегда 7,5 см (3 дюйма), от правого — 6,25 см (2,5 дюйма).

Пишется строчными буквами, по всем базовым правилам русского языка. Реплики разных героев обозначаются «Именем героя» и отбиваются пустой строкой.

Пример двух «Реплик героя». Здесь хорошо видно, как оформлять диалоги.

«Ремарка»

Правила разметки: отступ от левого края всегда 9,25 см (3,7 дюйма), от правого — 6,25 см (2,5 дюйма). Так она дополнительно выделяется в тексте и обращает на себя внимание.

Пишется в скобках, набирается строчными буквами, на новой строчке. В ремарке можно указать интонацию, описать, что делает персонаж во время речи.

Пример использования ремарок.

«Титр»

Всегда выравнивается по левому краю, но оформляться может по-разному. Например, идти следом после двоеточия или отдельной строкой с отбивкой и выравниванием по центру.

Пример трех корректных вариантов оформления «Титра».

Профессиональные сокращения

ИНТ — расшифровывается «интерьер», означает съемку сцены в помещении или павильоне (раньше использовалось сокращение ПАВ, сейчас редко).
НАТ — расшифровывается «натура», означает съемку сцены на природе или улице, в любой локация под открытым небом.
КРП — так обозначают крупный план.
ЗТМ — затемнение, которым обычно заканчивается сценарий (а начинается ИЗ ЗТМ — из затемнения).
ВПЗ — вне поле зрения, ремарка, когда герой говорит и находится на месте действия, но его не видно в кадре.
ПАН — панорама, когда камера двигается по полукругу.

Что еще почитать по этой теме:

Где посмотреть примеры оформления сценария

Пользуясь базами русских сценариев и переводов зарубежных, будьте аккуратны. Многие из них интересно почитать с точки зрения содержания, но брать как пример разметки их нельзя.

Советы опытных сценаристов

Каждый делает свою работу. Не надо думать за оператора и писать «камера наехала», «камера отъехала», постоянно выделять крупный и средний план. Оставьте эту работу специалистам.

Неважно, как зовут уборщицу. Вам не нужно придумывать имена всем родственникам и проходным персонажам фильма. Смело пишите роли в сюжете — УБОРЩИЦА, СОСЕД, КОЛЛЕГА, БАБУШКА У ПОДЪЕЗДА. Именно так, прописными буквами.

«Же не манж па си жур». Если в сценарии есть иностранные реплики, не нужно переводить их самостоятельно или с помощью гугл-переводчика. Пишите этот текст, как и основной, по-русски (не транслитерацией, а обычным русским языком). По правилам иностранная речь выделяется ремаркой «говорит по-немецки».

Насколько важно следовать всем этим правилам?

Конечно, важна не только форма сценария, но и его содержание. Если вы где-то ошибетесь с разметкой, выровняете текст по центру, забудете сделать пустую строку, гениальный текст это не испортит.

Но если вы новичок, лучше оформить сценарий по всем правилам. Особенно, если вы планируете подавать его на конкурсы: в их условиях прописываются все условия участия, в том числе требования к оформлению.

Мечтаете стать писателем?

Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.

В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.

Действующие лица

Имена героев пишем заглавными буквами; описание персонажей — как обычно.

Начинаем с главных героев. Если описание длиннее одной строки, делаем обратный отступ в полдюйма.

Указываем возраст, пол (если это не очевидно) и другие важные характеристики: профессию, обстоятельства, родственные отношения и пр. Отмечаем, если один и тот же актер должен играть двух персонажей, или если в пьесе должны участвовать дети и животные.

ВАСИЛИЙ ПУПКИН, 33 года, офисный работник
АНЖЕЛИКА ИВАНОВНА, 55 лет, его мать. Работает начальницей почтового отделения. Полная, громко разговаривает.
МАРГО, 21 год. Девушка-эмо. Работает на ложко-вилочном заводе загибательницей зубчиков.

Что НЕ включать:

* Номер страницы, если ваша пьеса предназначена для распечатки (список действующих лиц — это служебный лист),

* Подробные описания героев (пусть режиссер, гримеры и актеры сами создают подробности образа).

Музыкальные номера

Если вы пишете мюзикл, то на следующем служебном листе перечисляются музыкальные номера и имена персонажей, которые их исполняют. Их можно разместить либо в таблице с невидимыми полями, либо по строкам.

Перечень музыкальных номеров

Акт I

  1. “Начальник уехал в отпуск”  все актеры
  2. “Когда нам дадут зарплату”  Василий Пупкин
  3. “Мой сын  гений”  Анжелика Ивановна, Марго

Время и место

В некоторых случаях добавляется еще один служебный лист — “Время и место”. Оформляется он так:

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ

Планета Марс, шахты по добыче “магии” — полезного ископаемого, которое помогает перемещаться в пространстве и времени.

ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ

2250 год. Три дня в апреле.

Ниже идет перечень сцен — либо построчно, либо в виде таблицы с невидимыми полями.

АКТ I

Сцена 1   У заброшенного колодца —зимнее утро
Сцена 2   В каморке дядюшки Пончика — обеденное время
Сцена 3   На кладбище — 2 часа дня

Как оформлять текст пьесы

Железных правил насчет оформления текста пьесы не существует, но можно придерживаться следующих рекомендаций:

Текст может быть разбит на акты (действия) и сцены (явления) — с указанием локаций и с необходимыми пояснениями — кого из персонажей мы видим на сцене, кто где стоит и как выглядит. Как именно разбивать свое произведение и как называть его отдельные части решает сам автор.

Слова “Акт”, “Сцена”, “Явление”, “Действие” пишутся посередине строки. Их можно оформить примерно так:

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Комната в доме городничего

Явление I

Городничий, попечитель богоугодных заведений, смотритель училищ, судья, частный пристав, лекарь, два квартальных.

Пояснения перед той или иной сценой оформляются курсивом и выделяются жирным шрифтом.

Пояснения по тексту даются по центру с отступом сверху и снизу.

ГОРОДНИЧИЙ. Да говорите, ради бога, что такое? У меня сердце не на месте. Садитесь, господа! Возьмите стулья! Петр Иванович, вот вам стул.

Все усаживаются вокруг обоих Петров Ивановичей.

Ну, что, что такое?

В пояснения должно быть включено только то, что зритель видит на сцене. Если в пояснениях вам надо указать “справа” или “слева”, помните, что имеется в виду правая и левая сторона актеров, а не сидящих напротив них зрителей.

Имена персонажей пишутся либо заглавными буквами либо выделяются жирным шрифтом.

ГОРОДНИЧИЙ. Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор.
АММОС ФЕДОРОВИЧ. Как ревизор?
АРТЕМИЙ ФИЛИППОВИЧ. Как ревизор?

Если нужно, чтобы актер сделал ударение на каком-либо слове, выделяем данное слово курсивом.

БАБУШКА: А пирожки-то сгорели!

Если герои говорят одновременно, разбиваем страницу на две колонки:

        МАТЬ                                    МУСЯ

Матильда приехала!           Господи помилуй!

Если пояснения нужно дать во время монолога, вставляем их в скобках и выделяем курсивом.

ГОРОДНИЧИЙ. Зачем! Так уж, видно, судьба! (Вздохнув.) До сих пор, благодарение богу, подбирались к другим городам; теперь пришла очередь к нашему.

Тексты песен в музыкальных спектаклях пишутся заглавными буквами или курсивом.

МУСЯ: Ни одна собака меня не любит. Родная мать и то норовит избавиться!

Поет.

ТРАГИЧНАЯ СУДЬБА У ДЕВЫ,


ХОТЬ Я ТЕЛЕЦ ПО ГОРОСКОПУ.

Технические требования

Пьесу сохраняем в Word; шрифт – 12, Times New Roman или Arial; междустрочный интервал 1 или 1,5.
Не используем красную строку, не форматируем по правому краю.

В колонтитуле в верхнем левом углу ставим свою фамилию, косую черту и название пьесы 8-м кеглем. В правом верхнем углу — номера страниц. Если текст предназначается для распечатки, номера страниц не проставляются на титульном листе и на служебных листах, а нумерация начинается с цифры “2” на первой странице самой пьесы.

Поля сверху, снизу и справа – 1 дюйм, слева – 1,5 дюйма (это нужно для скоросшивателя, если вашу пьесу будут распечатывать).

Правила оформления пьесы для перевода

При оформлении пьесы для зарубежного театра можно придерживаться правил, которые существуют на англоязычном рынке.

  1. Титульный лист обязателен.
  2. Каждый акт начинается с нового листа. Обычно нумерация актов пишется латинскими цифрами, а нумерация сцен — арабскими. Слова “АКТ” и “СЦЕНА” в заголовках пишутся заглавными буквами.
  3. Пояснения для режиссера и актеров пишутся с отступом вправо на половину страницы в скобках. Имена персонажей в описании пишутся заглавными буквами.

АКТ I

СЦЕНА 1

(Утро. Богатый провинциальный особняк. За роялем сидит МУСЯ и неумело играет “Собачий вальс”).

МУСЯ

Маман,  у меня от ваших пианин дрожание пальцев делается. Как креститься в церкви буду? Поднесу руку ко лбу и сама себя нашлепаю.

(Показывает, как ее пальцы будут барабанить по лбу)

4. Если слова персонажа прерываются в конце страницы, то на следующем листе мы снова пишет имя героя заглавными буквами и в скобках помечаем: (продолжает). Никогда не разбиваем предложение и не переносим “хвост” на следующий лист. Не оставляем имя героя на одной странице, а его текст — на другой.

5. Не оставляем пояснения в конце страницы, а переносим их на следующий лист.
6. Красную строку не используем.

7. Если пояснения нужно дать во время монолога, разбиваем слова персонажа, делаем отступ и пишем в скобках пояснения.

МУСЯ

А может, я не хочу замуж? Может я докторицы пойду или еще куда? Вон мужик давеча на кране в порту работал, ужель я не справлюсь?

(Вытягивает правую руку, как стрелу крана, и поднимает вишню из вазочки на столе. По “правилам игры” руку сгибать нельзя, и Муся не может донести вишню до рта).


Нет, крановщиком быть неохота.

8. Не забываем указывать, чем кончается та или иная сцена или акт. Затемнением? Надо опустить занавес? Это указывается в скобках как пояснение.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий радиопередачи день народного единства
  • Сценарий пьесы приключения желтого чемоданчика
  • Сценарий профориентационного квеста
  • Сценарий радиогазеты ко дню народного единства
  • Сценарий профориентационного воспитательного мероприятия