Сценарий пьесы про войну

Юные актеры инсценировали отрывок повести В. Катаева «Сын полка», показали сценки о том, как маленькие ленинградцы учились жить и любить в ту нелегкую пору, заботиться и родителях и отдавать последнее

Сценарий спектакля

Детство, опалённое войной.

В спектакле использован фрагмент

повести В.Катаева «Сын полка»

(Занавес. На авансцене права и слева от занавеса даты: 1941 – 1945.

Звучит мелодия Ф.Шуберта «Аве Мария»)

Ведущие:

Безоблачное детство, говорят,

Для нас с тобой, вступившим в этот мир,

А мы сегодня вспомним тех ребят,

Кто опалён войною страшной был.

Обычные девчонки и мальчишки,

Шагнувшие в войну не понаслышке,

Вам, чьи имена освящаются,

Вам, опалёнными войною, посвящается…

 (Звучит  песня  «Священная война», хроника нападения на страну)

Выходят ведущие.

Мальчик:

Опять война, опять блокада…

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда : «Не надо

Не надо раны бередить»

Девочка:

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь наша память – наша совесть,

Она, как сила, нам нужна… (Ведущие уходят)

 (  Звучит   фрагмент  “Седьмой симфонии» Д.Шостаковича)

Сценка. Таня и сестренка.

На сцене стол, за которым сидит Таня , и рядом с ней маленькая сестренка, голова сестренки склонилась на плечо Тани. заклеенное окно, радио)

Таня. (читает стихи и смотрит стеклянным взглядом в зал)

Я говорю с тобой под свист снарядов,

Угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

Страна моя, печальная страна…

Над Ленинградом —  смертная угроза…

Бессонны ночи, тяжек день любой,

Но мы забыли, что такое слёзы,

Что называлось страхом и мольбой

Таня (смотрит на сестренку и говорит обращаясь к ней)

Как это верно: нет страха, осталась одна ненависть к фашистам: они думали, что мы испугаемся и сдадимся, не на таких напали: не видать им нашего Ленинграда!

 Таня (В зал говорит, гладит сестренку по голове):

Господи, как я люблю стихи Ольги Бергольц: он вливает в меня силы, обогревает меня, даёт надежду. Нас осталось всего двое (смотрит на сестренку), я веду записи  о своей семье – пусть знают о нас, о тех, кто жил и ещё живёт в самом лучшем городе на свете!

Голос по радио (или выходит ребенок и в рупор объявляет):

Внимание, внимание! Воздушная тревога! Начинается артобстрел! Всех просим спуститься в бомбоубежище!

(Слышен звук артобстрела,

 Таня берет за руку сестренку, уходят)

Сцена  «Юрка , Котька и Колька»

(Саша Ф., Ваня З. и Миша)

*Появляются Коля и Котька. У Коли в руках санки.

Юрка: Эй, мелюзга! Куда это вы с санками собрались?

Котька:Кататься!

Юрка: (подскакивает к ним, хватает за шивороты)

Эй, ври, да не заливай! Кто сейчас с горки катается?

Колька: (вырывается) Что пристал?! Дела у нас!

Юрка:Ага, дела.. (жалобно) А вы не за едой случайно едете? Ну, там, склад какой разбомбило или магазин?

Колька:Ты, кроме еды, о чем-нибудь думать можешь?

Юрка:А вы можете?!

Котька: (присаживается) Можем! Расскажи ему, Колька, все равно не отвяжется. А мы опоздаем!

Колька:Ну, слушай, прилипала! Мамка наша на Васильевском острове работает, это километров за пять отсюда. А трамваи уже с лета не ходят.

Юрка: Ну. И что?

Котька: И то! Она по два часа на дорогу тратит! Домой приходит совсем уставшая. Мы ей с Колькой тазик с горячей водой ставим, что бы опухоль с ног прошла. А она все равно час сидит, как неживая.

Коля: И вот мы с Котькой придумали — какой день уже ходим ее встречать с санками — пусть хоть обратно будет не идти, а ехать!

Юрка: Ничего себе! А что мать?

Котька: (усмехнулся)Первый раз, когда нас увидела на Васильевском, чуть по шее не дала. Да сил не было. А Колька так строго ей: «Садись! Будем тебя возить. Мужики мы или нет?»

Колька: (засмущался)А кто о ней позаботиться, если не мы? Папка на войне погиб еще в июне.

Юрка:

Ну, вы молодцы, мелюзга..

Котька: (толкает брата в бок)Помнишь, она обмануть нас хотела: Говорит утром: «Не встречайте сегодня, у  меня сверхурочная работа!» Но нас не проведешь!

Коля:Не, ну все-таки обманула нас. Два раза. Другим путем пошла с работы, через мост Строителей.

Юрка:А вы что?

Коля:Мы разделились — я дежурил на Строителя, а Котька — на улице Тучкова. Потом вместе домой поехали.

Котька:Она даже испугалась, когда меня одного с санками увидела — думала что Колька в бомбежке погиб.

Коля:Ладно, пора,  Бывай, Юрка!

Юрка:

Пока, мелюз..мужики!

*жмет им руки. расходятся

Сценка Маша и Солдат.

Занавес закрывается. Свист метели, ветра.

На авансцене Маша несет ведро, навстречу ей идёт солдат.

Солдат: Ты далеко живёшь? Родные есть?

Маша: На Большой Морской, недалеко. Братик дома, а мама работает на Кировском, но два дня уже не приходит…

Солдат:Понятно. Ничего, держись. Вот, возьми! (протягивает 2 кусочка хлеба)

Таня:Спасибо. А Вы? Как вас зовут?

Солдат:Владимир – встретимся после войны: живи! (Уходят за разные стороны занавеса)

Девочка (дети ведущие читающие стихи):

Страшным был итог блокады. За 900 дней блокады погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискарёвского кладбиша:

Мальчик :

«Их имён благородных мы здесь перечислить не можем, так как их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто»

Рассказчики:

Велик подвиг Ленинградцев. Но фашисты стремились во что бы то ни стало и дойти до Москвы. Лишь упорное сопротивление советских воинов спасло столицу. На Ленинградском шоссе , у деревни Крюково, натиск фашистских захватчиков был остановлен и произошел перелом: оборона обернулась наступлением. Бои, шедшие на зеленоградской земле, маршал Рокоссовский впоследствии назвал «вторым Бородино».

У Крюково держали оборону, 
Враг здесь планировал прорыв. 
Солдаты танки жгли, остановив колонну, 
Гвардейский взвод здесь подвиг совершил.
Дрались ребята, жизней не жалели, 
Все понимали, за спиной Москва. 
Совсем мальчишки, да и жить хотели, 
Но строй не покидали до конца.
Стоят берёзки, нежно шелестят листвою, 
Они свидетелями были тех боёв, 
Хранят покой солдат погибших под Москвою, 
Кругом солдатские могилы без крестов. 
 

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ  «У ДЕРЕВНИ КРЮКОВО»

А мы не стали памяти перечить

И вспомнив дни далёкие, когда

Упала нам на слабенькие плечи

Огромная, не детская беда.

Навалилась, она не по росту,
Боль такая… (Та боль на века!)
Это только читается просто:
Сын полка, Сын полка,Сын полка. (уходят со сцены)

(

Сценка «Ваня Солнцев и немка»

На авансцене Ваня Солнцев в нищенских лохмотьях,

выносит компас и старенький букварь)

Ваня (разговаривает, обращаясь к залу)

Как здорово, что дяденьки Горбунов и Биденко мне поверили, взяли меня с собой! Я теперь самый настоящий разведчик! Для немцев я пастушок, а так иду впереди взрослых, разведываю дорогу, предупреждаю об опасности. Но мне этого мало: я же видел, как разведчики всё записывают, а чем я хуже? Вот и компас себе раздобыл, ну…потихоньку у одного разведчика взял…на время…вернусь, отдам обязательно: он такой хороший, объяснил, как мне им пользоваться…

А в букваре я пометки всякие делаю не хуже взрослых. … Вот сейчас только занесу новый мост, который фрицы поставили в камышах, и начну нашим знаки подавать, чтобы подходили…

(Ваня уходит за занавес)

Слышен лай собак, крики на немецком языке :»Хальт! Хэнде хох!», автоматные очереди).

Входят Ваня (со связанными руками) и немка. Немка выносит компас и букварь. Швыряет их на стол.

Допрос Вани Солнцева.

Малшик,  отвечай на  мои вопросы. Ты меня понял?

Немка развязывает Ване руки, но он стоит, низко опустив голову.

Женщина:  Итак, скажи кто ты таков, как тебя зовут, где ты живёшь, кто твои родители и зачем ты очутился в этом укреплённом районе?

Ваня   (угрюмо, не поднимая глаз)Я ничего не знаю. Чего вы от меня хотите? Я вас не трогал. Я коня своего искал. Заблудился.

Женщина:Ну, ну, мальчик. Где твои родители – отец, матушка?

Ваня:Я сирота.

Женщина:О! бедный ребёнок! Твои родители умерли, не так ли?

Ваня:Они не умерли. Их убили. Ваши же и убили. (страшная, застывшая улыбка на его лице, он пристально смотрит на немку, она не выдерживает и вытирается платочком.

Женщина:Да, да. Такова война. Но ты не горюй. Мы дадим тебе образование и воспитание. Мои родители долгое время жили в России.Ты видишь, как я говорю по-русски? Ты вполне можешь мне доверять. Будь со мной откровенным, как со своей родной тётушкой. Не бойся. Итак, скажи нам, мальчик, откуда ты получил этот компас?

Ваня:Нашёл.

Женщина:Ай-ай-ай! Нехорошо обманывать свою тётушку, которая тебя так любит.  Итак, подумай ещё раз и скажи, откуда у тебя этот компас.

Ваня:Нашёл.

Женщина:Можно подумать, что здесь компасы растут, как грибы.

Ваня:Кто-нибудь потерял, а я нашёл.

Женщина:Кто же потерял?

Ваня:Солдат какой-нибудь.

Женщина:Здесь есть только немецкие солдаты.  У немецких солдат имеются немецкие компасы. А этот компас русского образца. Что ты на это скажешь, мальчик?

(Ваня молчит)

 Женщина:Молчишь? Но люди, которые дали тебе компас, нехорошие. Очень нехорошие. Они преступники. А ты знаешь, что обычно делают с преступниками? Так откуда у тебя компас русского образца?

Ваня:Нашёл.

Женщина:Хорошо. Допустим, ты говоришь правду. Но в таком случае скажи, кто научил тебя рисовать такие прекрасные рисунки?

Ваня:Чего рисунки? Я не понимаю, про что вы спрашиваете.(Утирает рукавом нос)

Женщина: Чья это книга?

Ваня:Букварь-то? Мой.

Женщина:А рисовал на нём кто?

Ваня:Чегой-то рисовал?

Женщина: Эй, мальчик, ты не прикидывайся! Кто делал эту схему?

Ваня (хнычет): Какую схему? Я не знаю никакой вашей схемы. Я потерял лошадь. Днём и ночью мотался. Отпустите меня, тётенька!

Женщина (кричит): Иди сюда, говорю тебе!

(Она хватает Ваню за плечо, рывком тычет его лицо в букварь.)Вот это. Кто рисовал?

(Ваня молчит)

Кто это рисовал?

Ваня:Не знаю.

Женщина:Ты не знаешь?

Сейчас же  отвечай. Кто  тебя научил делать топографические схемы, где находятся эти люди, и как их найти?

Ваня (стоит вплотную, наклонившись над книгой): Не скажу…

Женщина . Ничего, скажешь, мой голубчик. (За шкирку утаскивает его за занавес) И кричит (тому кто за занавесом – сама стоит у занавеса)

Три дня не давать воды и пищи!

(Обращаясь в зрительный зал) Скоро он заговорит, как миленький!

(Уходит)

Слышен звук артобстрела (стрельба, взрывы).

Аве Мария

Выходят несколько детей ведущих. Аве Мария (дети говорят под тихую музыку)

Мальчик:

Ване Солнцеву повезло: его освободили разведчики батареи Н-ского артполка, он остался жить и поступил в Суворовское училище.

Мальчик:

Но многие ребята, такие же как Ваня, принимали мученическую смерть во вражеских застенках. Вспомним их имена:  («Аве Мария» Ф. Шуберта.)

Девочка:

Лара Михеенко, 14 лет, –расстреляна за помощь партизанам.

Мальчик:

Лёня Голиков в 14 лет стал героем Советского Союза, принимал участие в 27 партизанских боях, погиб смертью храбрых в неравном бою.

Девочка:

Зина Портнова была выдана предателем, на допросе неожиданно выбила пистолет из рук начальника гестапо и застрелила его, после месяца пыток была расстреляна.

Мальчик:

Марат Казей во время неравного боя был окружён гитлеровцами, взорвал гранатой себя и их…

Девочка:

Витя Коробков – разведчик партизанского отряда, талантливый художник, был выдан предателем и расстрелян в застенках гестапо, не выдав своих товарищей…

Мальчик:

Валя Котик – бесстрашный партизан и разведчик, погиб при защите склада боеприпасов, ему было 14 лет…

 (Минута молчания, во время которой стучит только метроном)

Сценка «Малютка» (Мама, Оля, Света)

потом Редактор и дети с письмами

(За столом сидят 2 девочки (старшая и младшая)  и играют с лоскутной куклой или просто перебирают тряпочки, младшая всхлипывает)

Оля (старшая):

Не плачь, не бойся, скоро мамочка с работы придёт, нас с тобой накормит.

Света (младшая) Боюсь не скоро! У неё в больнице работы много, слышала, как там говорят, рук не хватает?

Оля. А мы с тобой сейчас сядем, будем папе письмо на фронт писать, как живём, как добрались с мамой до места, как нас здесь встретили все хорошо…

Света. Вот только домой всё же хочется! А надо папе писать, что мама плачет?

 (Вопросительно смотрит на Олю(пауза) Старшая сестра отрицательно качает головой)

Оля. Не надо. Я тоже это заметила. Мама думает, что я сплю, а я всё слышу.

Света (прижимается к старшей сестре, личики на зрителя).

Олечка, я домой очень хочу! Знаешь, почему? Ты только не смейся, ладно?

Дома у меня осталась моя любимая кукла, мы так быстро уезжали и мою Лялю забыли…А она такая была – ни у кого такой не было!

Тихонько входит мама (в руках у нее узелок, в узелке еда – хлеб, картошка в мундире, соль.

Оля. Ой, мама пришла!

Мама. Доченьки ,как вы тут без меня ? Я на минутку забежала, покормлю вас и опять к раненым…А почему Светочка такая грустная?

Света: Папу вспомнила. И Лялю…

Мама:Папа наш на фронте бьётся, нас с тобой защищает и всю страну. А Ляля…не грусти, не расстраивайся, дочка.  Вот заработаем денег и купим тебе новую куклу.

Оля: Да, и нас со Светой  немножко накопилось…

Оля: Мама, а ты о чём думаешь?

Мама:О папе, как он на танке воюет…

Света:А сколько стоит танк? Я не хочу куклу, лучше я куплю танк и пошлю его папе на фронт.

Мама:Ах, ты, моя выдумщица! Дорого, дочка. Не хватит всех наших денег.

Оля: А если все мальчики и девочки отдадут из копилок свои деньги, на них можно будет купить танк?

Мама: Ну, если все, то можно (Развязывает свой узелок, кладёт вареную картошку, хлеб)

Кушайте доченьки, это вам подарок от зайчика.

Оля.Какой зайчик, мама? Я уже не маленькая.Опять свой паек нам с фабрики принесла?

Мама.Да ела я, девочки, ела. Это вам.

Оля.Тогда пополам (разламывает картофелину и протягивает матери) , Вот, ешь!(Мать смотрит на нее)

Оля. Ешь, ешь, а то и я есть не буду! (мама улыбается, и откусывая маленькие кусочки ест. Оля,подождав пока мама откусит первый кусочек,  тоже начинает есть).

Молча едят. Мать встает.

Мама. Ну все доченьки, пора мне. (Целует каждую и уходит)

Оля  (Свете). Свет, а знаешь, что я придумала?

Света.Что, Оленька?

Оля. Давай напишем письмо в газету, попросим всех детей в нашей стране собрать деньги на советский танк!

Света. Давай!

Девочки уходят.

Через минутку выходит (Редактор газеты (или  ребенок ведущий) и девочки. Выстают в центре сцены треугольником. В центре редактор (справа и слева Оля и Света, встают вперед, чтобы справа и слева от них широким треугольником вставали, дети, которые выходят на сцену и зачитывают письма)

Редактор: Света и Оля написали письмо в газету .

Выходит Ада с письмом в руках и говорит, глядя в зал.

 Света Я Света Занегина. Мне шесть лет. Я пишу по -печатному. Гитлер выгнал меня с мамой и сестренкой из города Сычевска Смоленской области…

Оля. Хотя мы еще дети, но понимаем, что надо разбить Гитлера, и тогда мы поедем домой. Мама отдала свои сбережения на танк.

Света. Я собирала деньги на куклу, а теперь отдаю их на танк. Пусть все маленькие дети  отдадут деньги на танк. Мы назовём его «Малютка». Когда наш танк разобьёт врага, мы вернёмся домой.»

Редактор ( говорит в зал ):

Письмо было опубликовано в газете «Омская правда», и в редакцию посыпались конверты, написанные неровным детским почерком.

(Редактор берёт листочки с кафедры, их много, разворачивает их, звучат строчки детскими голосами):

Выходят по одному дети с конвертами-треугольниками, встают  (справа и слева от Оли и Светы ) и читают, глядя в зрительный зал) Или дети сразу выходят и встают треугольником , каждый из за спины вынимает письмо, держит перед собой и читает его наизусть, глядя в зал.

  • «Дорогие  девочки  Света и Оля! Мне пять лет только, а я уже год жила без мамы. Я очень хочу домой, а потому с радостью отдаю деньги на постройку нашего танка. Скорей бы наш танк разбил врага.
  • «Здравствуйте Олечка и Света! Мама хотела купить мне новое пальто, но я решила, что поношу старое пальтишко, а деньги высылаю на наш танк. Тамара Лоскуткова.»
  •  «Света и Оля, вы хоть и девчонки, но головы у вас варят хорошо! Конечно, мои деньги с братом небольшие, но это всё, что у меня есть. Федя Иванов.
  • Здравствуйте Оля и Света. Меня зовут Ваня. Танк для отца – это здорово! А я для танка с ребятами на заводе в 2 смены работаю, снаряды делаем.

Редактор

 Деньги поступали ежедневно – рубли, даже мелочь, всё, что было в ребячьих копилках. Каждый из них расстался не просто с деньгами, а с мечтой о желанной игрушке или необходимой вещи. И всё-таки дети отдавали свои накопления с радостью: ведь они помогали фронту.

Мальчик:

Отец Оли и Светы , старший лейтенант Александр Занегин, пал смертью храбрых в бою под Курском.

Девочка:

 Танк «Малютку» вручили одесской комсомолке Кате Петлюк, она была механиком-водителем и участвовала в боях за освобождение Сталинграда.

Дети уходят

«Три танкиста» ТАНЕЦ (Саша, Миша, Руслан)

(уходят за занавес)

(Звучит песня «День Победы»)

Под нее все участники спектакля выстраиваются на финальные стихи. (чтецы впереди)

Мы родились, когда все было в прошлом,
Победе нашей не один десяток лет,
Но как нам близко то, что уже в прошлом.
Дай Бог вам, ветераны, долгих лет!

Поздравляем сегодня героев-отцов
Всех военных, трудящихся тыла!
Поздравляем проливших за Родину кровь
И отдавших последние силы!

Соболезнуем павшим, им память на век,
И на все времена в сердце нашем!
Поздравляем с Победой сегодня и тех,
Кто в числе без известья пропавших!

Поздравляем живых, тех, кто с нами сейчас,
Вас заботами пусть окружают
Ваши правнуки, внуки и сыновья,
И все те, кто Вас любят и знают!

Неуловимые года
Остановить не в нашей власти.
Так пусть же будет так всегда –
Чем больше лет, тем больше счастья.

Слава Отечеству, слава России,
С Родиной наши сердца.
Мы победим любое насилие,
Выполним долг до конца!

Финальная танцевальная композиция под песню

«Как прекрасен этот мир!»)

Сценарий литературно-художественной композиции для юношества (автор Л.Николаева, г.Оренбург)

перепечатала со сборника «Сценарии и репертуар» № 6 2010

О войне глазами юных….

На экран над сценой проецируется портрет пожилого человека. За кадром на музыку Реквиема из рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» звучат стихи.

Чтец. Чего ты хочешь от меня , война?
Ведь ты пришла в салютах,
В медном громе большой Победы.
В чем моя вина?
И почему в душе моей и в доме
Всё ты да ты? Как будто не сполна
Мы разошлись, и ты всё ждешь чего то,
Какого – то последнего расчета…
Какого же?
Забыть тебя?! Так вот чего ты хочешь?
Так вот от чем мечтаешь и хлопочешь?
Так вот о чем ты жалко так просила?
Забыть тебя?! Но память – тоже сила.
И я её без боя не отдам
Прикинувшимся мирными годам.
Ты просчиталась. На земле живет
Лишенное иллюзий поколенье.
Пусть память о тебе жестоко души жжет,
Оно её как порох сбережет
Сухим огнем.
Не может быть забвенья!

Женский голос (фонограмма).
Всмотритесь в их глаза –
Их взгляду нет границы
И в нем такая глубина, что голова кружится.
Как будто им глаза даны,
Чтобы глазами теми
Всем не вернувшимся с войны
Глядеть на мир весенний.

Звучит детский смех. На сцену выбегают малыши с игрушками. Играют в салки, дразнят друг друга. Вместе с ними на сцену выходят подростки и встают вдоль задника спиной к зрительному залу. Одна девушка поворачивается, смотрит на играющих детей и произносит слова.

Девушка. Детство, дай мне смуглую ладошку,
Посмотри доверчиво в меня.
Нарисуй сиреневую кошку,
Греющую лапу у огня.
И давай мы никому не скажем
И уедем в дальние края.
Детство, детство, разве я не та же
Маленькая девочка твоя?
Разве я не теми же глазами
Вижу мир, цветной калейдоскоп?

Фонограмма смеха звучит и обрывается. Малыши замирают на месте.

Девушка. Отчего же вдруг внезапно замер
Живой во мне журчащий голосок?

К зрителям разворачивается лицом юноша.

Юноша. Просто отшумело наше детство
В школах, в пионерских лагерях.
Молодость девичьими руками
Обнимает и ласкает нас.
С нас пришло мгновенье
Этой вот безумной тишины:
Что знаем, что с тобой мы помним…
Что мы делаем для мира без войны?

Девушка. Война…. Какое страшное слово!

Все подростки на сцене поворачиваются лицом к зрителям. Хором произносят слово: «Война». Двигаются шеренгой на малышей, постепенно скрывая их от зрителей.

1-й чтец. Война – жесточе нету слова.
2-й чтец. Война – страшнее нету слова.
3-й чтец. Война – печальней нету слова.
4-й чтец. Война – это письма, которые ждут и боятся получать.
5-й чтец. Война – это особая любовь к добру и особая жгучая ненависть к злу, уничтожению, смерти.
6-й чтец. Война – сыновий принимая прах,
Навзрыд Россия голосила.
7-й чтец. Война – остаться целыми в живых
Она всех остальных просила.
Все. Весь под ногами шар земной…
1-й чтец. Живу…
2-й чтец. Дышу…
3-й чтец. Пою…
1-й чтец. Но в нашей памяти всегда…
Все. Погибшие в бою.
2-й чтец. Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
1-й чтец. Не потому ли я живу,
Что умерли они?
4-й чтец. Чем дальше мы уходим от войны…

Звучит «Реквием» из оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».

3-й чтец. Чем дальше легендарный сорок пятый..
6-й чтец. Тем памятней цветенье той весны…
7-й чтец. Тем чище снег на голове солдата…
8-й чтец. И люди, пережившие войну, друзей,
Чьи имена не канут в Лету…
1-й чтец. Совсем иначе смотрят на войну.
2-й чтец. Совсем иначе празднуют Победу.
3-й чтец. Траншеями на лицах — сеть морщин.
4-й чтец. Но мир спасен, усталый и зловещий,
Мужеством недрогнувших мужчин…
5-й чтец. Отвагою когда –то юных женщин.
Все они были молоды. Им очень хотелось жить. Очень многое они могли бы сделать в жизни, но судьба распорядилась иначе.

Звучит вступление песни А.Камышанова «Цветы тех дней». Подростки расходятся по сторонам, уступая место юноше и девушке на экране, и исполняют песню «Цветы тех дней».

1-й чтец. Жизнь!
2-й чтец. Смерть!
3-й чтец. Память!
4-й чтец. Жизнь!
5-й чтец. Таков вечный закон нашего бытия. И память нужна прежде всего нам, живущим ныне, молодежи нового поколения. Только память сильнее смерти.
6-й чтец. Не обожженные сороковыми,
Сердцами вросшие в тишину…
7-й чтец. Конечно, мы смотрим глазами иными
На ту большую войну.
1-й чтец. Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти.
2-й чтец. И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенес.
3-й чтец. Конечно, мы смотрим иными глазами…
4-й чтец. Такими же, полными слёз.
Минута молчания.
5-й чтец. Ломает май кусты сирени,
Гром говорит с ночной грозой.
6-й чтец. А по ночам приходят тени
И властно требуют…
7-й чтец. Открой!
Открой, пусти солдат убитых,
Дай им в тепле заночевать.
Не всем досталось лечь под плиты,
Их много, всех не сосчитать.
1-й чтец. А юным вдовам той весны
Лишь оставалось ждать,
Ни на кого особо не надеясь…
2-й чтец. Что Бог услышит их молитвы,
И по воде пройдут круги,
Войны оставив след
Лишь дребезжащей нитью.
4-й чтец. Плывут венки, и свечи дребезжат
В руках девичьих, не сыгравших свадеб.
5-й чтец. И вот такой была война,
И на неё мы тоже смотрим не иначе.

Подростки уходят в глубь сцены. Группа девушек исполняют танец с венками.

Все. Нам повезло!
6-й чтец. Война отгрохотала,
Когда я появилась на земле.
Все. Нам трижды повезло!
7-й чтец. В том, что хватает
И хлеба, и картошки на столе.
8-й чтец. В том, что паёк, бомбёжка и блокада
Знакомы нам по книгам, не в лицо.
9-й чтец. Я правнучка того солдата,
Что отстоял Москву,
Под Ленинградом
Смог разорвать блокадное кольцо.
Все. Мы снова повторяем: «Повезло!»

Чтец. Но, кстати,
Я днем и ночью думаю о брате
И беспокоюсь о его судьбе.
Сейчас он безмятежно спит в кровати,
А завтра? Через месяц? Через год?

1-й чтец. Чечня…это слово у каждого на устах. Сколько погибло необученных мальчишек в чеченских засадах, сгорело в танках. Но они не сдались.
2-й чтец. Не сдались потому, что в 80-х в Афганскую войну их отцы и братья выполняли свой воинский долг.
4-й чтец. На короткую стрижку ляжет снег седины.
Нам с тобою, братишка, ордена не нужны.
Вновь в окопы сырые льется дождь проливной,
Вновь теряет Россия сыновей и покой.

Исполняется рэп «Россия – священная держава».

1-й чтец. Нас с каждым годом становится меньше,
Прошедших сквозь свинцовый ад.
2-й чтец. Благословляем сыновей и женщин
Сажать цветы, выращивать внучат!
3-й чтец. Сажать, растить, но не затем, чтоб снова
Всё это стало жертвою войны.
4-й чтец. А чтоб встречалось это проклятое слово
Лишь в словаре огромной толщины.

Исполняется песня «Война».

Богатых жизненных картин!
Дорог счастливых, сложных, длинных!
Не поля брани – поля пашни,
Не свиста пуль – а свиста птиц!
Пусть не вернется день вчерашний,
Земля пусть будет — без границ!

Звучит детский смех, выбегают маленькие дети с игрушками в руках, бегаю, играют. Смех обрывается. Дети замирают. Под фонограмму песни В.Кузьмина «Усталость» все участники концерта поочередно подходят к краю сцены, уходят в глубь её, поворачивают к залу головы и исчезают за кулисами.

Военно-патриотический спектакль

«Вспоминая 41-й…»

Авторы: педагог-психолог Кравчук Татьяна Петровна,

учитель начальных классов Черкесова Любовь Ивановна

НОЧУ СОШ «Юджин-Центр» г.Москвы

Декорации и реквизит. Оборудование.

Компьютер, динамики, флеш-карта с музыкальными композициями, осветительный прожектор, гарнитура — микрофоны, 2 ширмы металлических на колёсах, 2 баннера («Парк» и «Землянка»), фонарь, скамейка, книга, веточка, самолёт, шахматы, военная форма для мальчиков и девочек, для землянки – баян, ковровая дорожка, самовар, металлическая посуда, ведро алюминиевое, кружка, ватник, брезент или ткань цвета хаки, сетка маскировочная, бинокль, планшет, муляж оружия, костёр или буржуйка, карандаш, керосиновая лампа, бумага; письма, сложенные треугольником; бинты, тулуп, фляжка, каска.

Действующие лица и исполнители: учащиеся 3 класса

 Таня

Коля — Максим

Слова Левитана говорит Михаил

Лёня — Егор

Ученики 3 класса

Сцена 1:

На экране – фото парка, на ширме слева баннер «Парк», фонарь на подставке, садовая скульптура, в отдалении — скамейка

Костюм Тани: платье, косынка, узкие бантики, носочки, туфли, книга, веточка.

Подружки: Яна, Тома, Лиза С.

(Егор в широких штанах, клетчатой рубашке и кепочке с самолётом – аэропланом в руках.)

Летний вечер. Горит фонарь. Звуки — цикады-сверчки. Тихо звучит музыка духовой оркестр (Вальс «Ночь коротка…», потом фоном идёт музыка вальса «Учительница первая моя»). Таня сидит на скамейке (в книжке закладка-веточка) и учит стихи. Мимо проходит Яна в красивом платье.

Таня: Привет. Какое у тебя красивое платье!

Яна: Как у Валентины Серовой! (Кружится). На эстраде оркестр играет и танцы сейчас будут. Пойдешь?

Таня: (со вздохом) У меня экзамен на носу, мне учить надо.

Яна: Ну, учи, учи! (Уходит и за кулисами переодевается в военную форму.)

Таня (не прекращая говорить, утвердительно кивает).

Таня бубнит тихо: «Если скажут слово Родина, сразу в памяти …»

Проходят мимо мальчик с девочками, он им увлечённо рассказывает о модели самолёта:

Музыка звучит тише.

Егор: Вот видите, какой получился. А если сделать его не из дерева, он будет обладать другими аэродинамическими свойствами…

Девочка (насмешливо): И что, он будет сам летать?

Егор: Ну, когда-то будет…

Таня в это время прижимает книгу к груди, закрывает глаза, повторяет тихо стихотворение.

2 девочка (воодушевлённо): Лёнечка, мы тебе верим, конечно… Но слушай, пошли уже, покатаемся на велосипедах?

Вторая девочка замечает Таню: О, Танюшка, привет!

Все: Здравствуй!

Таня подходит: Здравствуйте, ребята.

Первая девочка: Поехали с нами кататься?

Таня (со вздохом): Не могу, надо готовиться к экзамену, вот никак не могу выучить стихотворение.

Вторая: А какое стихотворение?

Таня: Зинаиды Александровой «Родина». Вот послушай:

У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно…наверно…

(огорчённо) Ну вот. Забыла

Первая девочка: Ну, тогда учи, а мы пошли…(ребята уходят)

Музыка становится громче (Школьный вальс) Таня сначала ходит туда-сюда с книжкой, потом начинает пританцовывать в такт, откладывает книжку на скамейку. Вальсирует.

Сцена 2

Появляется Коля с шахматами под мышкой.

Коля одет в чёрную куртку – пилот (под ней уже гимнастёрка), сапоги, брюки.

Коля (насмешливо): «Привет, актриса!»

Таня: Смеёшься? А я вот всё равно стану великой актрисой (выходит вперёд, смотрит в зал. (Тихо звучит музыка Школьного вальса) — Буду петь и танцевать на большой сцене, и все будут мне аплодировать!

Коля: Ну-ну, давай…(пауза)…Слушай, Тань, а давай в кино сходим?

Таня: Не хочу, я картину «Весёлые ребята» уже три раза видела.(Восхищённо) Любовь Орлова – это что-то! Она так танцует! (Обращается к Максиму) Вот ты умеешь танцевать вальс?

Коля (нерешительно) Да нет…

Таня (машет рукой, уверенно). Это просто. Положи шахматы. (Коля кладёт их на скамейку) Я тебя научу, надо просто считать раз-два-три, раз-два-три ,раз-два-три…(танцуют, Коля наступает ей на ногу (Таня смеётся…) Колька, ну ты слон…(Оба берутся за руки, кружатся, смеются.)

Вдруг грохот. Звучат раскаты орудий. Таня и Колька замирают в тревоге, смотрят по сторонам (мигают огни). Коля медленно отходит назад. И быстро переодевается за кулисами в военную форму.

(На экране кадры хроники летящих фашистских самолётов.) Таня смотрит в зал, прижимает ладони к лицу…

Звучит метроном. Таня садится на скамейку. Выходит вперёд Миша в военной форме и торжественно говорит слова Левитана:

Миша: Внимание! Говорит Москва! Передаём важное правительственное сообщение! Граждане и гражданки Советского Союза, сегодня в четыре часа утра без всякого объявления войны германские вооружённые силы атаковали границы Советского Союза! Началась Великая Отечественная война советских народов против немецко-фашистских захватчиков! Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!

(На экране заставка – летящие из самолётов бомбы.)

Звучит марш «Прощание Славянки».

Выходит Тамара, читает стихотворение

Тамара:

Горнили «К бою» трубы полковые,

Военный гром катился над страной.

Вставали в строй мальчишки боевые

На левый фланг, на левый фланг

В солдатский строй.

Великоваты были им шинели,

Во всем полку сапог не подобрать.

Но все равно в боях они умели

Не отставать, не отступать

И побеждать.

Тамара уходит

Сцена 3.

Звучит минус Ирины Шведовой «Тучи в голубом». Таня поёт первый куплет и припев, на проигрыше между первым и вторым куплетом выходит Коля в военной форме, встаёт за Таней и поёт с ней второй и третий куплет (на третьем куплете – на экране кадры хроники воздушных боёв), на припеве второго куплета танцуют вальс, на минуте 2.31 песни Коля уходит, не поворачиваясь за кулисы, Таня медленно снимает косынку, машет ему и скрывается за другими кулисами.

Музыка песни (медленная её часть продолжается).

В это время декорации меняются, на скамейку накидывается ткань хаки, выдвигается баннер – «Землянка», подвигается стол, накрытый брезентом, на нём самовар, посуда, планшет, патефон, фляжка, каска, костёр или буржуйка, ящик у Артёма, пенёк, карандаш, бинты, керосиновая лампа, старая газета, хворост.

Под мелодию балалайки песни «Тучи в голубом» тихо выходят бойцы и медсёстры, рассаживаются по местам. На 3.21 музыка останавливается.

Сцена 4

Раненый Миша (голова забинтована) полулежит на скамейке, медсестра Яна зачёрпывает воду из ведра и даёт попить раненому бойцу, помогая ему, потом садится на пенёк, смотрит на огонь. Егор «подбрасывает хворост» в костёр, медсестра Вика садится к костру, греет руки, Егор набрасывает ей ватник на плечи, садится рядом с печью. Вика начинает скатывать бинты, третий боец Коля (Максим) садится к столу пишет письмо за столом «химическим» карандашом.

Коля: подкидывает щепки в печку, спрашивает:

Почты не было ещё?

Егор: Не было…

Миша: А разведчики вернулись с задания? Должны уже…

В ответ – молчание.

Сцена 5

Ваня заходит с бумагами в левой руке.

Ваня (отдаёт честь): Товарищ лейтенант, задание выполнено, «язык» взят, вот схемы укреплений (отдаёт бумаги)

Миша медленно встаёт: Вольно, отдыхайте. (Ваня отходит. Садится возле печи, чистит оружие).

Яна встаёт, подходит к Мише, помогает ему сесть, прикладывает руку к его лбу, поправляет повязку на голове.

Яна: Так хорошо? Не давит повязка?

Миша машет головой, благодарно пожимает руку.

Гаснет свет, всё внимание на Яну, она подходит к краю сцены, читает стихотворение «Бинты».

Яна

Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем — так учили нас.
Одним движеньем — только в этом жалость…
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: «Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться — беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки».
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.

Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймёшь и ты…
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!

(Яна возвращается, садится на пенёк)

Звучит музыка «В землянке». Бойцы тихо поют.

Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

(Яна уводит Мишу за баннер)

Максим за столом пишет письмо «химическим» карандашом.

(На экране появляется исписанный лист военного «треугольника».)

Максим встаёт, тушит лампу (гаснет свет), подходит к краю сцены. На него направляется свет.

Максим

Дорогие, мои родные!
Ночь. Дрожит огонек свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на теплой печи.
В нашей маленькой старой избушке,
Что в глухих затерялась лесах.
Вспоминаю я поле, речушку.
Вновь и вновь вспоминаю вас.
Мои братья и сестры родные,
Завтра снова я в бой иду.
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу свое мужество, силу.
Стану недругов наших громить.
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить.

(Максим садится за стол.)

(На экране переворачивается страница — военнаяпочта)

Сцена 6.

Входит военный почтальон Лиза (с сумкой)

Лиза (громко): Получайте корреспонденцию, бойцы! (Раздаёт) Петрушин, Солнцева, письма! Михайлов, тебе газета, держи! (Бойцы подходят, получают, расходятся).

Лиза читает стихотворение про почтальона (на экране картинка военного почтальона).

Лиза

Где вчера кипела схватка,
Стлался дым пороховой, —
Там раскинута палатка
Нашей почты полевой.

Снова слышен русский говор,
И гармоника поет,
И бойцам советским повар
Щи и кашу раздает.

 

К ним идет письмо без марки
Сквозь огонь и град свинца,
И дороже, чем подарки,
Строчки писем для бойца.

 

Эти письма — словно стая
Белых, синих, серых птиц —
Со всего родного края,
Из поселков и станиц..

 

С каждой нашею победой,
С каждым новым днем войны
Письма дальше, дальше едут —
К рубежам родной страны.

(Лиза отходит в сторону, становится за столом.)

Свет приглушён. Выходит Нина (мама) – длинная юбка, полушубок, платок, валенки. Читает письмо сыну на фронт:

«Здравствуй, дорогой мой сынок Коленька! Шлём тебе пламенный привет, я, тётя Шура, Леночка. У нас всё хорошо, бодро работаем на трудовом фронте. Тыл у нас крепкий, и неразлучны мы с вами, дорогие наш воины. Леночка, правда, болела воспалением лёгких, до сих пор кашляет тяжело, ну, даст Бог, поправится. Тётя Шура недавно получила похоронку на мужа, сникла вся, ведь ей троих деток ещё поднимать. Только и живём, что надеждою на скорую встречу. Лишь бы война быстрей кончилась. За сим прощаюсь с тобой, сыночек, береги себя, тепло одевайся, не болей. Целую тебя, твоя мама.

(Нина уходит за занавес. Лиза выходит на передний план.)

Общий свет.

Ваня подходит к Лизе (с надеждой): А Костину ничего нет?

Лиза (пожимает губы, поднимает вверх плечи, разводит руками): Извини, солдатик, ничего…

(Ваня отходит в сторону, опускает голову)

Максим подходит к Лизе, подаёт ей треугольник: На-ка, вот, черкнул пару строк своим (Лиза кладёт треугольник в сумку.), потом садится обратно за стол, ремонтирует патефон. Лиза уходит.

Егор оглядывается на Ивана, замечает его состояние, подходит к нему с газетой: Иван, смотри, свежие новости:

(читает газету) От советского Информбюро… (пауза) В течение 1 декабря между реками Сож и Днепр, юго-западнее Гомеля, наши войска, преодолевая сопротивление и контратаки противника, продолжали вести наступательные бои, в ходе которых заняли несколько населённых пунктов…(воодушевленно) Наши наступают!

(И тут же, повысив голос, удивлённо) Слушайте (пауза), а на фотографии сосед мой (пауза) Пашка! Не…, ну точно он! (пауза) Жив, чертяка…Здоровская фотокарточка (пауза) Эх, как же я скучаю по нашей мирной жизни…

Ваня кивает, уходит за занавес

Егор выходит к сцене, читает стихотворение «На фотографии в газете». (На экране фотография бойцов.)

Егор

На фотографии в газете

нечетко изображены

бойцы, еще почти что дети,

герои мировой войны.

Они снимались перед боем —

в обнимку, четверо у рва.

И было небо голубое,

была зеленая трава.

Никто не знает их фамилий,

о них ни песен нет, ни книг.

Здесь чей-то сын и чей-то милый

и чей-то первый ученик.

Они легли на поле боя,-

жить начинавшие едва.

И было небо голубое,

была зеленая трава.

Забыть тот горький год неблизкий

мы никогда бы не смогли.

По всей России обелиски,

как души, рвутся из земли.

…Они прикрыли жизнь собою,-

жить начинавшие едва,

чтоб было небо голубое,

была зеленая трава.

(Егор отходит, садится к костру.)

Яна держит в руках письмо, обращаясь ко всем:

Яна: А я письмо от своих получила, голодают они, мама хворает, боязно за неё, братишка вот на заводе работает в 2 смены, снаряды для фронта делает, пишет…(читает – Бей сестра, фашистов, за всех нас…улыбается – систра, через букву И…учиться бы ему…(пауза) Ну ничего, закончится война, всё успеет… (отходит вглубь сцены)

Свет гаснет, на экране фотография подростков на заводе

Сцена 7

Свет на середину. Выходит Артём (в телогрейке, шапке, валенках) с ящиком, ставит ящик, залезает на него. Снимает шапку, мнет её в руках.

Артём

Зачем ты, война, у мальчишек детство украла ‘

И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на заводы работать мальчишки Урала,

Подставили ящики, чтобы достать до станка.

И вот неподкупной зимою военного года.

Когда занимался над Камой холодный рассвет.

Собрал самых лучших рабочих директор завода,

А было рабочим — всего по четырнадцать лет.

В усталые лица глядело суровое время.

Но каждый в себе довоенное детство нашёл,

Как только рабочую премию — банку варенья —

Пред ними, мальчишками, кто — то поставил на стол.

И вот над заводом, над лесом, в снегу задремавшим,

Среди подступившей внезапно к сердцам тишины,

Повеяло чем — то давно позабытым, домашним,

Как будто бы не было больше на свете войны.

Ах, банка варенья, простое и верное средство

Напомнить о том, что, как жизнь у людей негорька.

Но будет ещё у мальчишек и солнце, и детство,

И синее небо, и запах простого цветка!

(Свет включатся. Артём уходит за занавес)

Коля (Максим): Всё! Починил! Сейчас патефон должен работать.

Ваня: Ну ты умелец!

Коля: А то! (пауза) До войны я собирался стать радиоинжинером, (пауза) люблю технику.

Сцена 8.

Выходит Вика в костюме медсестры, берёт в руки пластинку: А я танцевать люблю! Вот кончится война, обязательно вернусь в наш ансамбль. (Ставит пластинку на патефон.)

Звучит музыка «Риорита». Вика танцует.

Внезапно музыка прерывается. Иван встаёт. Кричит: Воздух! Ложись!

Грохот. Налёт авиации. Звуки падающих снарядов. Все приседают.

Темно. Сверкают лучи прожекторов.

(Тишина)

Свет. Яна и Вика отряхивают гимнастёрки. Егор трясёт головой

Максим: Завтра наступление, надо готовиться…(Максим надевает пилотку)

Сцена 9.

Звучит музыка…Бойцы по одному подходят к краю сцены, подхватывают песню.

Максим, Яна, Вика, Миша, Ваня, Егор. Потом подходят остальные актеры из-за кулис.

Песня «Десантный батальон»

Здесь птицы не поют,
Деревья не растут,
И только мы, к плечу плечо
Врастаем в землю тут.

Горит и кружится планета,
Над нашей Родиною дым,
И значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех — мы за ценой не постоим.
Одна на всех — мы за ценой не постоим.

Нас ждет огонь смертельный,
И все ж бессилен он.
Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный,
Десятый наш десантный батальон.
Десятый наш десантный батальон.

Бойцы замирают на месте.

Таня читает стихотворение «Если скажут слово «Родина» (отрывок которого она учила в 1 сцене)

Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…

В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

Сцена 10

Вика (звучит реквием Моцарта)  Война…как давно это было…и мы , поколение  21 века ,знаем лишь ее историю, не познав едкий вкус …Война…Сколько слез было пролито…сколько убито было сыновей ,дочерей ,сестер, братьев ,мужей…Война…Это жестокое слово пронзит сердце каждого человека. Это невыносимая боль, страдания, переживания ,страх и жажда …Жажда Победы….Мы помним тех, кто отдал за нас жизни…Тех, кто взял в руки оружие, сражаясь за нас с вами..Тех, кто выживал под  фашистскими пулями ,тех, кто ощущал холод и голод. Мы посвятили им все наши слова, мысли, чувства. Вечная память героям!

На экране фото бойцов «Бессмертного полка».

Яна: Мы помним их поимённо: (пауза) санитарка Анастасия Тихобаева, была в партизанском отряде, воевала под Смоленском.

Таня: Медведев Леонид Николаевич, рядовой 62 гвардейской стрелковой дивизии. Погиб 22 января 1944года в районе села Тимошовка Черкасской области.

Артём: Левин Николай Михайлович в 1917 году вступил в ряды Красной Армии. Воевал, в Гражданскую, Финскую и Великую Отечественную войну.
Во время войны командовал артиллерией. Освобождал наши Южные города и Прибалтику. После войны был преподавателем Академии Генштаба.

Егор: Гамаюнов Алексей Васильевич, воевал с 1-го дня войны в составе 2-го Украинского фронта в звании капитана. Награждён орденами и медалями, в числе которых и медаль «За взятие Берлина».

Вика: медсестра Дробышева Галина Павловна, в прифронтовом госпитале лечила и оперировала раненых.

Максим: красноармеец Петрушин Николай Петрович, погиб от ран в марте 1945-го.

Иван: Костин Иван Васильевич, погиб в плену, захоронен в братской могиле близ Калининграда.

Миша: лейтенант Васильев Сергей Владимирович без вести пропал под Сталинградом.

Вика: (пауза) Они защищали Родину!

Тихо звучит музыка из фильма «Офицеры».

Под неё Нина читает стихотворение «Не забывайте обелиски».

Не забывайте обелиски
На месте подвигов былых. 
Пускай война уже не близко,
Вы, всё же, помните о них.

Не забывайте, в праздный час,
О тех, кто на войне остался.
Гордитесь теми, кто за Вас
В последний, смертный, бой поднялся.

Не забывайте никогда
Заплаченную ими цену.
Храните в памяти, тогда,
Не обесцените победу.

Пусть шепчут, в спину Вам, враги:
— Забудьте след былых времен…
Но прошлый опыт говорит: 
— Забыл победу — побежден!

Не забывайте о войне.
Держите флаг победы выше. 
Наказывает жизнь, вдвойне,
Победу и беду забывших.

(Музыка звучит громче, усиливается.)

Конец.

В спектакле использованы стихотворения Ю.Друниной «Бинты», З. Александровой «Родина», Е.Трутнева «Фронтовой треугольник», С.Кадашникова «Не забывайте о войне», В.Суслова «Сыны полков», Р.Казаковой «На фотографии в газете», В.Радкевич «Зачем ты, война, у мальчишек детство украла?», С.Маршака «Почта военная».

Слова монолога Вики взяты из источника https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/11/16/stsenariy-voenno-patrioticheskogo-spektaklya

Пролог.

На экране – заключительные кадры х/ф
“Офицеры”, на фоне которых звучит песня “От
героев былых времен…”

Затем на сцену выходит юноша с гитарой, он
перебирает струны гитары и читает стихи А.
Макаревича.

Я не видел войны, я родился значительно позже.
Я ее проходил и читал про нее с детских лет.
Сколько книг про войну, где как будто все очень
похоже:
Есть и это, и то, только самого главного нет.
Я не верю певцам на эстрадах, украшенных светом,
Сомневаюсь в кино – там, в кино, как-то очень
цветно.
Кто всерьез воевал – почему-то не любят об этом:
Может быть, оттого, что об этом в словах не дано.
Только, слышишь, звучит, проступает из стен
Ленинграда,
Тихо-тихо поет и в тебе, и во мне, и вокруг.
Может быть, про войну слишком много и громко не
надо,
Чтобы ревом фанфар не спугнуть, не убить этот
звук.

Гитара замолкает.

Я иногда думаю о том, что вот каждый день мы
ходим в школу, учимся, развлекаемся, что-то
делаем, грустим, веселимся. Жизнь кажется нам то
светлой, то мрачной.

Но часто ли мы находим время для того, чтобы
вспомнить? Вспомнить о тех, кто воевал и не
вернулся с войны, вспомнить о тех, кто боролся за
жизнь и смог выжить.

На сцену поднимаются ведущие в солдатских
пилотках.

1-й ведущий.

Память, память за собою позови
В те далекие промчавшиеся дни,
Ты друзей моих погибших оживи,
А друзьям живущим молодость верни.
Память, память, ты же можешь, ты должна
На мгновенье эти стрелки повернуть,
Я хочу не просто вспомнить имена,
Я хочу своим друзьям в глаза взглянуть.

2-й ведущий.

Ты помнишь, солдат, много весен назад
Полыхало закатами небо?
Ты шел через боль и твердил как пароль,
Как священную клятву: “Победа”.
Ты помнишь, солдат, обгоревший рейхстаг,
Алый стяг, озаривший полнеба?
Ты помнишь друзей?
К ним на несколько дней
Опоздала в Берлине победа.
Мир помнит, солдат, много весен назад
Твое твердое слово: “Победа!”.

1-й ведущий. (обращаясь ко 2-му ведущему).

Ты помнишь этот день?

2-й ведущий. Нет, я не помню. Я родился в 1990
году.

1-й ведущий. И я не помню. Я родилась в 1991 году.

2-й ведущий. Мы никто не знаем войны, но (обращаясь
к зрителям
) мы слышали о ней от старших, не
могли не слышать, потому что эта война пришла в
каждый дом, в каждую семью. Великая Отечественная
война…

1-й ведущий. Война…

Звучит песня “Эх, дороги!..”

От Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до
Берлина – 1600. Итого 2600 километров.

2-й ведущий. Это если читать по прямой. Так
мало, не правда ли? 2600 километров. Поездом –
четверо суток, самолетом – четыре часа, а
перебежками по — пластунски – четыре долгих года.
1418 дней! 34 000 часов!

1-й ведущий. Война… Это бесстрашие защитников
Бреста, это 900 дней блокадного Ленинграда, это
клятва панфиловцев: “Ни шагу назад, за нами
Москва!”

2-й ведущий. Это добытая огнем и кровью победа
под Сталинградом, это подвиг героев Курской дуги,
это штурм Берлина, это разгром Квантунской армии,
это память сердца всего народа.

1-й ведущий. Забыть прошлое – значит предать
память о людях, погибших за счастье Родины.

2-й ведущий. 27 миллионам павших, не
вернувшимся с кровавых полей войны, посвящается.

1-й ведущий. Славным ветеранам Великой
Отечественной посвящается.

2-й ведущий. Поколению, вступающему в жизнь,
посвящается.

Сцена 1. “Ах, война, что же ты подлая
сделала.”

Выпускной вечер. Танцуют девочки в светлых
платьях, мальчики в белых рубашках. 5 пар. Шутки.
Смех. Звучит фокстрот “Рио-Рита” (слова Геннадия
Шпаликова. муз. С.Никитина) или вальс “Брызги
шампанского”.

Юноши и девушки:

— Какое утро, какой рассвет, вот бы никогда не
кончалась наша последняя школьная ночь. Как же
хорошо, уже и птички просыпаются и теплынь такая.
— Все когда-нибудь кончается, но это и неплохо –
ведь дальше будет настоящая жизнь.
— Ой, ребята, как представлю, лет пять пройдет, мы
все институты закончим. Вырастем.
— Может, кто и замуж выскочит.
— Ага, или женится.
— Не, это потом. Я геологом буду, в тайгу
поеду.Романтика.
— А я вот хочу летчиком быть, испытателем.
— А я на учителя пойду. Зачем нам в мирное время
военные профессии?
— А я врачом, у меня и начальная подготовка есть.
— А я мечтаю приносить людям добро.
— А я мечтаю о любви…
На сцене кружатся в вальсе выпускники.
Появляется юноша с фотоаппаратом. Все подбегают
к нему, становятся для фотографирования
.

Фотограф. Внимание! Внимание! Снимаю!

Десятиклассник. Исторический момент,
запомним, 21 июня 1941 года. Школа № 2
г.Благовещенска, наш 10-й “А”.

Десятиклассница. Нас 35.

Десятиклассник. 17 девочек, 18 мальчиков.

Десятиклассница. Через 5 лет из нашего класса
выйдут 5 врачей, 6 учителей, 9 инженеров, 10 военных,
3 артиста, 2 журналиста.

Мелодия внезапно обрывается, сменяясь
нарастающим воем авиабомб, разрывом снарядов.

На фоне кадров военной кинохроники звучит
голос Левитана (объявление войны).

Девушки в ужасе закрывают головы руками. Юноши
пытаются заслонить их от страшных ударов. Затем
юноши и девушки разделяются на 2 группы, надевают
пилотки и исполняют песню Б.О.Окуджавы “Ай,
война, что же ты сделала, подлая…”.

На передний край сцены выходят 1 юноша и 1
девушка. Остальные уходят.

Девушка. Разве погибнуть ты нам завещала,
Родина?

Юноша. Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!

Девушка.

Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Юноша.

Пламя ударило в небо, ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: “Вставайте на помощь!” Родина…

Девушка. Родина! Славы никто у тебя не
выпрашивал, Родина!

Юноша. Просто был выбор у каждого – я или
Родина.

Инсценировка по мотивам повести
Э.Казакевича “Звезда”.

<Приложение1>
По окончании– кадры х/ф “Звезда” (гибель
Травкина)
Звучит песня В.Высоцкого “Он не вернулся из
боя…”.

Сцена 2.Женщина и война.

Выходит женщина-мать, вся в черном.
Звучит “Аве, Мария”.

Мать.

Ой, зачем ты, солнце красное,
Все уходишь – не прощаешься?
Ой, зачем с войны безрадостной,
Сын, не возвращаешься?
Из беды тебя я выручу,
Прилечу орлицей быстрою,
Отзовись, моя кровиночка,
Маленький, единственный!
Белый свет немил, изболелась я,
Возвратись, моя надежда!
Зернышко мое,
Зорюшка моя, горюшко мое, где же ты?
Не могу найти дороженьку, чтоб заплакать над
могилкою,
Не хочу я ничегошеньки – только сына милого…
За лесами моя ластынька!
За горами – за громадами!
Если выплаканы глазыньки,
Сердцем плачут матери…
Белый свет не мил,
Изболелась я,
Возвратись моя надежда!
Зернышко мое, зорюшка моя, горюшко мое,
Где же ты?

Уходит под звуки “Аве, Мария” Дж. Верди.

На экране – кадры военной кинохроники о
женщине в годы Великой Отечественной войны.

1-й ведущий. Если бы удалось найти такие весы,
чтобы на одну чашу можно было положить военный
подвиг наших солдат, а на другую – трудовой
подвиг наших женщин, то чаши этих весов стояли бы
вровень, как стояли, не дрогнув, под военной
грозой в одном строю с мужьями и сыновьями
героические советские женщины.

2-й ведущий. 800 тысяч девушек и женщин
доблестно сражались в бою.

Инсценировка по мотивам повести
Б.Васильева “А зори здесь тихие…”..

<Приложение 2>

Звучит песня“Журавли”..

1-й ведущий.

Они легли на поле боя,
Жить начинавшие едва.
И было небо голубое,
Была зеленая трава.
Они прикрыли жизнь собою.
Жить начинавшие едва,
Чтоб было небо голубое,
Была зеленая трава.

Девочка из 10 “А”. Новый 1942 год из нашего
класса не встретили многие. Погибли Рома Веселов,
Миша Смирнов, Толя Рожков, Гриша Троепольский. От
голода умер Валерий Павлович, наш любимый
учитель физики, умерла Тоня Куликова, Зина
Редькина, Валя Тенина, скончался в госпитале Леша
Сидоров. К лету не останется в живых еще шестеро.

Звучит отрывок из Концерта для голоса с
оркестром Р. Глиэра.
На экране – кадры кинохроники.

2-й ведущий: Еще живут на свете люди, которые
преподали этот урок всему человечеству.

1-й ведущий. Еще можно взглянуть на их лица, в
их глаза, услышать их простые, бесхитростные
рассказы о тех временах…

2-й ведущий: Конечно, историки могут
скрупулезно подсчитать количество дивизий,
участвовавших в том или ином сражении, число
сожженных деревень, разрушенных городов…

1-й ведущий: Но не могут они рассказать, что
чувствовала семилетняя девочка, на глазах
которой бомбой разорвало сестру и брата.

2-й ведущий: О чем думал голодный десятилетний
мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде
кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных.

1-й ведущий: Об этом могут рассказать они сами.

Сцена 3. Дети войны.
Кинохроника заканчивается, на сцене зажигаются
прожектора.

Инсценировка “ В блокадном Ленинграде”.

Девочка: (Закутанная в шарфы, платки
выходит из зала с поленом на руке, имитируя сбор
щепок, поднимается по ступеням на сцену во время
хроники).
Кончились у нас дрова, и я ходила по
дворам и потихоньку собирала щепки, досочки в
разбомбленных домах. Мама мне разрешала, и было
это очень страшно, так как в этих домах были крысы
такие, как огромные кошки, они жутко кричали. Ну,
иногда где-то щепочку найдешь, а сил не было,
поэтому прицепишь эту щепочку за веревку – и
тащишь по снегу. Сначала мы все спускались в
бомбоубежище, а потом мы перестали ходить туда. И
мама говорила…

Мама: (во время слов девочки выходит
на сцену, ежась и кутаясь в шаль, подхватывает
фразу)
Танечка, у нас есть полкусочка хлеба,
давай его съедим, чтобы фрицам не досталось. А то
если они нас разбомбят вечером, мы же голодными
умрем.

Мама гладит девочку по голове и присаживается в
кресло, осторожно разламывая кусочек хлеба и
отщипывая от него. Девочка прижимается на миг к
маме, берет свой кусочек в ладошку и, глядя на
него, делает шаг вперед к зрителям.

Девочка: И мы съедали маленькую
корочку и радовались, что фрицам не достанется
этот наш кусочек (закрывая ладошку с хлебом
другой и прижимая их к груди).

Свет прожекторов гаснет. На экране
хроника блокадного Ленинграда.
Звучит песня А.Розенбаума “Дорога жизни”.

1-й ведущий: Зимой по льду Ладожского озера
удалось проложить дорогу. Дорогу жизни. По ней в
осажденный город доставлялись продукты и оружие,
а обратно вывозились истощенные дети, раненые. Но
не всем удавалось преодолеть этот путь.

2-й ведущий: На выезде из Ленинграда, там, где
начинается дорога на Ладогу, сейчас стоит
памятник – “Цветок жизни”. Это памятник всем
прошедшим сквозь холод и голод блокадных ночей.

На экране продолжается хроника.

1-й ведущий: Дети войны. Они рано и быстро
повзрослели. Недетская это тяжесть, война, а они
хлебнули ее полной мерой.

Инсценировка по мотивам повести
В.Катаева “Сын полка”.

<Приложение3>

Разрывы снарядов.

1-й ведущий:

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные…
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые.
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

Сцена 4. Смерть и воин (по поэме
А.Т.Твардовского “Василий Тёркин”).

<Приложение 4>.

Сцена 5. “Жди меня…”

1-й ведущий: (На фоне мелодии песни “Темная
ночь”.)
Странное и суровое время… И в душах, на
первый взгляд, взаимоисключающие чувства:
ненависть и любовь. Ненависть к врагам и любовь к
Родине, матери, детям, женщине. Эта любовь помогла
нам выстоять, выжить и победить.

2-й ведущий: Она жила в сердцах, звучала в
песнях, читалась в строчках писем.

Юноша и девушка по разные стороны от
сцены. Он в военной форме.
Читают письма. Звучит музыка “Эхо любви” (муз.
Е.Птичкина, слова Р.Рождественского).

Она: Дорогой мой!

Кажется, целая вечность прошла с тех пор, как я
проводила тебя. Каждый день с замиранием сердца
жду почтальона, жду твоей весточки. Люблю тебя,
волнуюсь, скучаю.

Он: Я с тобой, мой друг! Разве ты не
слышишь, как я глажу твои волосы, как, прижавшись
к ним лицом, стараюсь сказать что-то теплое,
ласковое, хочу и не могу!

Откликнись! Я с тобой каждую минуту. Стоя на
посту, при лунном свете перечитал твое последнее
письмо, знаешь, сразу сделалось теплее, даже руки
обогрелись.

Она: Какое это счастье – получить твое
письмо. Сил сразу прибавилось. Так хочу дожить до
победы, чтоб увидеть тебя, обнять.

Он: Я не трушу, нет. Но вся моя нежность,
мягкость, любовь к природе вдруг сопоставляются
с диким уничтожением жизни. Я не могу смотреть на
обгоревшие леса, на изуродованные города, на
убитых. Любочка! Дай мне силы перебороть себя,
выстоять в сражении с врагом!

Она: Как мне хочется прибежать к тебе,
быть с тобой, для тебя. Пусть моя любовь поможет
тебе!

Он читает стихотворение К.Симонова
“Жди меня”.

Он:

Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло…
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: “Повезло!”
Не понять, неждавшим, им,
Как среди огня
Ожиданием своим ты
Спасла меня.

Она: Ты вернешься, и мы еще потанцуем с
тобой под тот вальс из “Спящей красавицы”, под
который мы любили с тобой кружиться по нашей
комнате. Скорей бы кончилась эта проклятая война.

1-й ведущий: И придет май 45-го. Вздохнет
усталая земля, и солдаты, что уцелеют, вернутся с
той проклятой войны.

Звучит песня “День Победы”
Д.Тухманова.

Она: Из 35 человек нашего 10 А осталась в
живых одна я, только я.

Он: Из моего поколения в живых
осталось менее 3 %. Нам в 41-ом году было 17 лет.

Он: Я должен был выжить, чтобы
встретиться с тобой.

Она: Мы будем жить с тобой долго и
счастливо и радоваться жизни за всех, кто не
вернулся с войны.

Сцена 6. Позови меня, Родина!

Ведущий. Прошли годы. Отгремели тяжелые бои.
Но, чтобы никогда на земле не повторились те
жестокие битвы, Родина призывает под свои
знамена молодых защитников, тех, кто сумеет
достойно продолжить дело дедов и отцов.

На сцену поочередно выходят юноши в
форме
воина Российской Армии.

Чтец 1:

На два года шинель.
На два года мундир.
На два года отца
Заменил командир.

Чтец 2 :

Но вдали от родных,
От любимых вдали
Я теперь на виду
У родимой земли.

Чтец 3:

Раз доверил народ
Охранять свой покой,
Не гордиться нельзя
Мне судьбою такой.

Чтец 4:

Говорят – тяжело.
Говорят – далеко…
Ну, а что и кому
Достается легко?

Чтец 5 :

Если в этом и долг,
И высокая честь,
Я всегда на приказ
Отвечаю лишь (все юноши, участники вечера,
выходя на сцену, хором
): “Есть!”

Они поют песню “Русский парень”
На припев песни выходят и выстраиваются перед
сценой и все девушки – участницы вечера.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий профориентационного форума
  • Сценарий радиопередачи ко дню матери
  • Сценарий пьесы пример
  • Сценарий профориентационного мероприятия бгпу
  • Сценарий радиопередачи день народного единства