Сценарий побежденного второй степени характеризуется

Продолжение. Начало статьи тут. Мы продолжаем разбираться с основными понятиями сценариев, которые изложены в книге Э. Берна. 3. Виды и варианты сценариев Жизненный сценарий формируется по трем основным направлениям. Вариантов внутри этих направлений множество. Эрик Берн делит все сценарии на: • победителей, • непобедителей, • неудачников. На языке сценариев неудачник — это Лягушка, а победитель — Принц или Принцесса. Родители в основном желают своим детям счастливой судьбы, но желают им счас...

Обновлено: 27 окт. 2018 г.

Эрик Берн

Продолжение. Начало статьи тут.

Мы продолжаем разбираться с основными понятиями сценариев, которые изложены в книге Э. Берна.

3. Виды и варианты сценариев

Жизненный сценарий формируется по трем основным направлениям. Вариантов внутри этих направлений множество.

Эрик Берн делит все сценарии на:

• победителей,

• непобедителей,

• неудачников.

На языке сценариев неудачник — это Лягушка, а победитель — Принц или Принцесса. Родители в основном желают своим детям счастливой судьбы, но желают им счастья в том сценарии, который для них избрали. Они чаще всего бывают против изменения избранной для своего ребенка роли. Мать, воспитывающая Лягушку, хочет, чтобы дочь была счастливой Лягушкой, но сопротивляется любой ее попытке стать Принцессой («Почему ты решила, что ты можешь…?»). Отец, воспитывающий Принца, конечно же, желает сыну счастья, но он предпочитает видеть его скорее несчастным, чем Лягушкой.

Победителем Эрик Берн называет человека, который решил в своей жизни достичь определенной цели и, в конечном счете, добился своего. И здесь очень важно то, какие цели сам человек для себя формулирует. И хотя в основе их Родительское программирование, но окончательное решение принимает его Взрослый. И тут надо учитывать следующее: человек, поставивший себе цель пробежать, например, стометровку за десять секунд, и сделавший это, — победитель, а тот, кто хотел добиться, например, результата 9,5, а пробежал за 9,6 секунды — этот непобедитель.

Кто же это такие — непобедители? Важно не путать с неудачниками. Им сценарием предназначено тяжко трудиться, но не для того, чтобы победить, а чтобы удержаться на имеющемся уровне. Hепобедители чаще всего прекрасные граждане, сотрудники, потому что всегда лояльны и благодарны судьбе, что бы она им ни принесла. Проблем они никому не создают. Это люди, о которых говорят, что они приятны в общении. Победители же создают окружающим массу проблем, так как в жизни они борются, вовлекая в борьбу других людей.

Однако большинство неприятностей причиняют себе и окружающим неудачники. Они остаются неудачниками, даже добившись определенного успеха, но если попадают в беду, то пытаются увлечь за собой всех находящихся рядом.

Как понять, какому сценарию — победителя или неудачника — следует человек?

Берн пишет, что это легко выяснить, ознакомившись с манерой человека говорить. Победитель обычно выражается так: «В другой раз не промахнусь» или «Теперь знаю, как это делать». Hеудачник же скажет: «Если бы только…», «Я бы, конечно…», «Да, но…». Непобедители говорят так: «Да, я поступил так, но по крайней мере я не…» или «Во всяком случае, спасибо и за это».

Сценарный аппарат

Чтобы понять, как действует сценарий и как найти «расколдовыватель», необходимо хорошо знать сценарный аппарат. Под сценарным аппаратом Эрик Берн понимает общие элементы любого сценария. И тут надо вспомнить три состояния Я, о которых мы говорили в самом начале.

Элементы сценария по Эрику Берну:

1. Сценарный финал: благословение или проклятие

Один из родителей кричит в порыве гнева ребенку: «Пропади ты пропадом!» или «Чтоб ты провалился!» — это смертные приговоры и одновременно указания на способ смерти. То же самое: «Ты кончишь, как твой отец» (алкоголик) — приговор на всю жизнь. Это сценарный финал в форме проклятия. Формирует сценарий неудачников. Здесь надо иметь ввиду, что ребенок все прощает и принимает решение только после десятков или даже сотен таких транзакций.

У победителей вместо проклятия звучит родительское благословение, например: «Будь великим!»

2. Сценарное предписание

Предписания — это то, что нужно делать (приказы), и то, чего делать нельзя (запреты). Предписание — самый важный элемент сценарного аппарата, который варьируется по степени интенсивности. Предписания первой степени (социально приемлемые и мягкие) — это прямые указания адаптивного характера, подкрепленные одобрением или мягким осуждением («Ты вела себя хорошо и спокойно», «Не будь слишком честолюбивым»). С такими предписаниями еще можно стать победителем.

Предписания второй степени (лживые и жесткие) не диктуются прямо, а внушаются окольным путем. Это лучший способ сформировать непобедителя («Не говори отцу», «Держи рот на замке»).

Предписания третьей степени формируют неудачников. Это предписания в форме несправедливых и негативных приказов, неоправданных запретов, внушаемых чувством страха. Такие предписания мешают ребенку избавиться от проклятия: «Не приставай ко мне!» или «Не умничай» (= «Пропади ты пропадом!») или «Перестань ныть!» (= «Чтоб ты провалился!»).

Чтобы предписание прочно укоренилось в сознании ребенка, его нужно часто повторять, а за отступления от него наказывать, хотя в отдельных крайних случаях (с жестоко избитыми детьми) достаточно одного раза, чтобы предписание запечатлелось на всю жизнь.

3. Сценарная провокация

Провокация порождает будущих пьяниц, преступников, а также другие типы пропащих сценариев. Например, родители поощряют поведение, ведущее к итогу — «Выпей!». Провокация исходит от Злого Ребенка или «демона» родителей, ее обычно сопровождает «ха-ха». В раннем возрасте поощрение быть неудачником может выглядеть так: «Он у нас дурачок, ха-ха» или «Она у нас грязнуля, ха-ха». Затем приходит время более конкретных поддразниваний: «Он когда стукается, то всегда головой, ха-ха».

4. Моральные догмы или заповеди

Это наставления, как нужно жить, чем заполнить время в ожидании финала. Эти наставления обычно передаются из поколения в поколение. Например, «Экономь деньги», «Трудись усердно», «Будь хорошей девочкой». Тут могут возникнуть противоречия. Отцовский Родитель вещает: «Экономь деньги» (заповедь), в то время как Ребенок отца подначивает: «Ставь все сразу в этой игре» (провокация). Это пример внутреннего противоречия. А когда один из родителей учит экономить, а другой советует тратить, то можно говорить о внешнем противоречии. «Береги каждую копейку» может означать: «Береги каждую копейку, чтобы потом пропить все сразу».

О ребенке, который оказался зажат между противоположными наставлениями, говорят «попал в мешок». Такой ребенок ведет себя так, как будто реагирует не на внешние обстоятельства, а отвечает на что-то в своей собственной голове. Если родители в «мешок» сунули какой-нибудь талант и подкрепили его благословением на победителя, это превратится в «мешок победителя». Но большинство людей в «мешках» — неудачники, поскольку не могут вести себя сообразно ситуации.

5. Родительские образцы

Дополнительно родители делятся опытом, как в реальной жизни осуществлять их сценарные предписания. Это образец, или программа, формирующаяся по указанию родительского Взрослого. Например, девочка может стать леди, если мать научит ее всему, что должна знать настоящая леди. Очень рано, путем подражания, как большинство девочек, она может научиться улыбаться, ходить и сидеть, а позже ее научат одеваться, соглашаться с окружающими и вежливо говорить «нет». В случае с мальчиком родительский образец скорее скажется в выборе профессии. Ребенок может сказать: «Когда вырасту, я хочу быть юристом (полицейским, вором), как отец». Но осуществится это или нет, зависит от материнского программирования, которое гласит: «Займись (или не займись) чем-нибудь рискованным, сложным, как (или не как) твой отец». Предписание начнет действовать, когда сын видит восхищенное внимание и гордую улыбку, с какими мать слушает рассказы отца о его делах.

6. Сценарный импульс

У ребенка периодически появляются стремления, направленные против сценария, формируемого родителями, например: «Плюнь!», «Словчи!» (против «Работай на совесть!»), «Истрать все сразу!» (против «Береги копейку!»), «Сделай наоборот!». Это сценарный импульс, или «демон», который прячется в подсознании.

Сценарный импульс чаще всего проявляется в ответ на избыток предписаний и наставлений, то есть в ответ на сверхсценарий.

7. Антисценарий

Предполагает возможность снятия заклятия, например, «Ты можешь преуспеть после сорока лет». Такое волшебное разрешение называется антисценарием, или внутренним освобождением. Но нередко в сценариях неудачников единственным антисценарием оказывается смерть: «Свою награду ты получишь на небесах».

Такова анатомия сценарного аппарата. Сценарный финал, предписания и провокации управляют сценарием. Они называются контролирующими механизмами и формируются до шести лет. Остальные четыре элемента могут быть использованы для борьбы со сценарием.

Варианты сценариев

Различные варианты сценариев Эрик Берн разбирает на примерах героев греческих мифов, сказок, а также на наиболее часто встречающихся в жизни персонажах. В основном это сценарии неудачников, поскольку именно с ними психотерапевты встречаются чаще всего. Фрейд, например, перечисляет бесчисленные истории неудачников, тогда как единственные победители в его работах — это Моисей, Леонардо да Винчи и он сам.

Итак, рассмотрим примеры сценариев победителей, непобедителей и неудачников, описанные Эриком Берном в его книге «Люди, которые играют в игры».

Варианты сценариев неудачников:

1. Сценарий «Танталовы муки, или Hикогда» представлен судьбой мифического героя Тантала. Всем известна крылатая фраза «танталовы (то есть вечные) муки». Тантал был обречен страдать от голода и жажды, хотя вода и ветвь с плодами находились рядом, но все время миновали его губ. Тем, кому достался такой сценарий, родители запретили делать то, что им хотелось, поэтому их жизнь полна искушений и «танталовых мук». Они как бы живут под знаком Родительского проклятья. В них Ребенок (как состояние Я) боится того, чего они сильнее всего желают, поэтому они мучают себя сами. Директиву, лежащую в основании этого сценария, можно сформулировать так: «Я никогда не получу того, чего больше всего хочу».

2. Сценарий «Арахна, или Всегда» основан на мифе об Арахне. Арахна была великолепной ткачихой и позволила себе бросить вызов самой богине Афине и состязаться с ней в ткацком искусстве. В наказанье она была превращена в паука, вечно ткущего свою паутину.

В данном сценарии «всегда» — это ключ, который включает действие (причем негативное). Этот сценарий проявляется у тех, кому родители (учителя) постоянно со злорадством говорили: «Ты всегда будешь бомжом», «Ты всегда будешь таким ленивым», «Ты всегда не доводишь дело до конца», «Ты навсегда останешься толстой». Этот сценарий порождает цепь событий, которая обычно именуется «полосой неудач» или «полосой невезения».

3. Сценарий «Дамоклов меч». Дамоклу на один день было позволено блаженствовать в роли царя. Во время пира он увидел обнаженный меч, висящий на конском волосе над его головой, и понял призрачность своего благополучия. Девиз этого сценария: «Пока радуйся жизни, но знай, что потом начнутся несчастья». Ключ этого жизненного сценария — это зависший меч над головой. Это программа на выполнение какой-то задачи (но задачи не своей, а родительской, причем негативной). «Вот выйдешь замуж, наплачешься» (в итоге: или неудачное замужество, или нежелание выходить замуж, или сложности в создании семьи и одиночество). «Когда вырастишь ребенка, тогда ты почувствуешь себя на моем месте!» (в итоге: или повторение неудачной программы своей матери после того, как вырастет ребенок, или нежелание иметь ребенка, или вынужденная бездетность). «Гуляй, пока молодой, потом наработаешься» (в итоге: или нежелание работать и тунеядство, или с возрастом — тяжелый труд). Как правило, люди с этим сценарием живут одним днем в постоянном ожидании несчастий в будущем. Это бабочки-однодневки, их жизнь бесперспективна, в результате они часто становятся алкоголиками или наркоманами.

4. «Снова и снова» — это сценарий Сизифа, мифического царя, который разгневал богов и за это вкатывал на гору камень в подземном мире. Когда камень достигал вершины, он срывался вниз, и все приходилось начинать снова. Это также классический пример сценария «Чуть-чуть не…», где одно «Если бы только…» следует за другим. «Сизиф» — сценарий неудачника, поскольку, приблизившись к вершине, он каждый раз скатывается вниз. В основе его лежит «Снова и снова»: «Старайся, пока можешь». Это программа на процесс, а не результат, на «бег по кругу», бестолковый, тяжелый «сизифов труд».

5. Сценарий «Розовая Шапочка, или Бесприданница». Розовая Шапочка — сирота или по каким-то причинам чувствует себя сиротой. Она сообразительна, всегда готова дать добрый совет и весело пошутить, но мыслить реалистически, планировать и реализовывать планы не умеет — это она оставляет другим. Она всегда готова прийти на помощь, в результате приобретает много друзей. Hо каким-то образом она в конце концов остается в одиночестве, начинает пить, принимать стимуляторы и снотворное и часто думает о самоубийстве.

Розовая Шапочка — сценарий неудачницы, поскольку, чего бы она ни добивалась, она все теряет. Этот сценарий организован по принципу «нельзя»: «Это тебе нельзя делать, пока не встретишь принца». В основе его лежит «никогда»: «Никогда не проси ничего для себя».

Варианты сценариев непобедителей:

1. Сценарий «Рай на небесах», называемый также «С открытым концом», характерен для непобедителей. Модель для него — история Филемона и Бавкиды, по греческой легенде — это неразлучная любящая чета, незлобивые и радушные люди. В награду за добрые дела боги превратили их в лавровые деревья. Так, некоторые старики, добросовестно исполнившие Родительские наставления, проводят остаток своей жизни в «растительном» существовании, наподобие тихо шумящей на ветру листвы деревьев, обмениваясь с окружающими услышанными где-нибудь новостями. Такова судьба многих матерей, дети которых выросли и разъехались, или пенсионеров, проведших жизнь в труде, ни разу не нарушив правил внутреннего распорядка и Родительских предписаний.

2. Сценарий «Старые бойцы не умирают, или “Кому я нужен?”». Старый солдат оказался ненужным в мирное время. Он много трудился, но не получал ощутимых результатов. Он оставался бесстрастным наблюдателем жизни, не участвуя в ее радостях. Ему хотелось помогать людям, но он не находил возможности быть кому-то нужным.

«Старый боец» — сценарий «непобедителя». Идти вперед, делать карьеру — для многих старых бойцов дело чести, однако их сценарий организован по принципу «нельзя», который не дает стать победителем: «Нельзя идти вперед, пока они тебя не позовут». В основе сценария — «после»: «После того, как война закончилась, остается лишь медленно умирать». Время ожидания смерти заполняется возможностью помогать людям и воспоминаниями о былых сражениях.

Варианты сценариев победителей:

1. Сценарий «Золушка». У Золушки было счастливое детство, пока была жива ее мать. Затем она страдала до событий на балу. После бала Золушка получает выигрыш, полагающийся ей по сценарию «победителя».

Как же разворачивается ее сценарий после свадьбы? Вскоре Золушка делает удивительное открытие: самыми интересными для нее людьми оказываются не придворные дамы, а посудомойки и служанки, занятые на кухне. Путешествуя в карете по маленькому «королевству», она часто останавливается, чтобы поговорить с ними. Со временем этими прогулками начинают интересоваться и другие придворные дамы. Однажды Золушке-Принцессе пришло в голову, что неплохо бы собрать вместе всех дам, ее помощниц, и обсудить их общие проблемы. После этого родилось «Дамское общество помощи бедным женщинам», избравшее ее своим президентом. Так «Золушка» нашла свое место в жизни и даже сделала вклад в благосостояние своего «королевства».

2. Сценарий «Зигмунд, или “Если не выходит так, попробуем иначе”». Зигмунд решил стать великим человеком. Он умел работать и поставил себе целью проникнуть в высшие слои общества, которые стали бы для него раем, но его туда не пускали. Тогда он решил заглянуть в ад. Там не было высших слоев, там всем было все равно. И он обрел авторитет в аду. Успех его был столь велик, что скоро высшие слои общества переместились в преисподнюю.

Это сценарий «победителя». Человек решает стать великим, но окружающие создают ему всяческие препятствия. Он не тратит время на их преодоление, он все обходит стороной, и становится великим в другом месте. Зигмунда ведет по жизни сценарий, организованный по принципу «можно»: «Если не получается так, можно попытаться иначе». Герой взял неудавшийся сценарий и превратил его в успешный, причем вопреки противодействию окружающих. Это удалось благодаря тому, что оставлялись открытые возможности, позволяющие обойти препятствия, не сталкиваясь с ними лоб в лоб. Такая гибкость не мешает достижению желаемого.

В заключительной части мы рассмотрим, как можно самостоятельно выявить и изменить свой сценарий.

#книги, #транзактный_анализ, #жизненный_сценарий

Социальные взаимоотношения: игры и сценарии

© Torsten Dederichs on Unsplash

Свою популярность Эрик Берн получил не только благодаря высокой эффективности структурного и трансактного анализов, но и благодаря тому, что он с юмором и некоторой иронией объяснял психические и невротические отклонения, о которых более ранние теоретики психотерапии говорили как о страшной неизлечимой болезни.

Что ж, предлагаю продолжить наш курс в стиле основателя трансактного анализа и поговорить о так называемых “психологических играх Берна”. После того, как мы разобрали личность пациента (пусть это будет женщина, назовем её, например, Грета) на три составляющие – Дитя, Взрослого и Родителя – можно приступать к основной, трансактной, части терапии.

Итак, детство Греты прошло без отца. Мать Греты воспитывала её в одиночку, когда отец ушёл из семьи по причине увядшей любви к своей жене. Долгие годы девочка слышала гневные порицания этого поступка папы со стороны мамы, бабушки и несчётного количества маминых подруг.

За это время в её подсознании четко сформировалась позиция по отношению к представителям противоположного пола. Более того, поучения типа “Грета, не повторяй ошибок матери, будь бдительна с мужчинами” заставили маленькую девочку принять на себя роль жертвы ещё до того, как она на собственном опыте испытала эти чувства.

О жертве здесь мы говорим не буквально, а в контексте трёх сценариев, которые, по теории Берна, выбирают люди:

  • сценарий победителя;
  • сценарий побеждённого (или жертвы);
  • сценарий не-победителя.

Победитель

Сценарии оказывают прямое влияние на жизнь взрослого человека и основаны на детских переживаниях и травмах. Например, человек со сценарием “Победитель” способен ставить цели и идти к ним. Тут нужно отметить, что ценность самой победы невелика, гораздо важнее иметь цель и стремиться к ней. Люди с жизненным сценарием победителя живут вполне счастливо и переносят неудачи и утраты с завидным спокойствием.

Жертва

Человек со сценарием “Жертва” более всех подвержен личностным расстройствам. Здесь всё происходит так же, как и в предыдущем сценарии: ставятся цели, формируются задачи, результаты оправдываются ИЛИ не оправдываются, но основная загвоздка в том, с каким ощущением люди-побеждённые принимают поражения.

Простыми словами, и победитель, и побеждённый имеют одинаковые ресурсы, возможности и степень удачливости для достижения чего-либо, однако у них разнится уровень чувства принятия и смирения.

Не-победитель

Третий вид сценариев называют банальным, потому что его выбирают люди, предпочитающие не рисковать, а смиренно принять свою ношу. Тут трудно определить, как такой человек действует в случае победы или проигрыша, так как велика вероятность, что не будет ни того, ни другого.

Вернёмся к нашей героине и представим, что она обратилась к психологу с жалобами на то, что не может построить крепкие романтические отношения с мужчиной. При этом её неуверенность и скованность говорят сами за себя: замкнутое положение рук, сгорбленная спина, бегающий несосредоточенный на собеседнике взгляд. Грета не обвиняет мужчин в неспособности оценить её по достоинству, однако пришла к психологу за волшебной пилюлей, которая придаст уверенности в себе.

Очевидно, что Грета выбрала сценарий “Побеждённый” и её убеждения в том, что она никогда не найдет мужчину по вкусу и не будет любимой, действуют против неё самой. Каждый раз, вступая в романтические отношения, девушка подсознательно выбирает особый тип мужчин, с которыми заведомо не будет happy end`a. 

“Вся жизнь – игра” — вероятно, так и сказал сам Берн, когда определил человеческую жизнь как совокупность трансакций в обществе, где каждый человек выбирает себе роль и старательно её исполняет. Так называемые “игры Берна” основываются на сценариях, однако охватывают уже куда большую сферу, а именно общество.

Другими словами, сценарии – это ощущения человеком себя как личности, а игры состоят из общения с себе подобными членами социума. Тут и вступает в силу трансактный анализ.

Игра – это целый комплекс различных трансакций (или взаимодействий) между людьми, которые имеют строгую структуру. В наглядном виде структуру психологических игр представляют так:


  • Шаг 
    1:
     
    крючок


  • Шаг 
    2:
     
    клёв


  • Шаг 
    3:
     
    реакция


  • Шаг 
    4:
     
    переключение


  • Шаг 
    5:
     
    смущение


  • Шаг 
    6:
     
    расплата

Рассмотрим судьбу нашей героини Греты в контексте игр. Итак, приведём в пример ситуацию, где Грета идёт на свидание с потенциальным “мужчиной мечты”.

  • Крючок — девушка кокетливо себя ведёт, хорошо выглядит, улыбается, старается понравиться молодому человеку.
  • Клёв — мужчина тронут подобным поведением, выражает взаимную симпатию.
  • Реакция — мужчина пытается “сломать лёд”, приобнимает Грету, хочет её поцеловать.
  • Переключение — Грета со своими сложившимися в детстве убеждениями уверена, что поцелуи и тактильность на первом свидании неприемлемы, хотя и не отрицает внутреннего влечения к молодому человеку.
  • Смущение — у Греты чувство подавленности, неловкости, страха, у мужчины – непонимание резкой смены поведения девушки.
  • Расплата — парень и девушка расходятся, больше не встречаются.

Очевидно, что игра в “Свидание” перекликается с установочным жизненным сценарием жертвы у Греты. Задача психолога в дальнейшем разложить подобные ситуации на игровые уровни и объяснить девушке возможные причины неудач.

В психологии существует множество видов игр, которые модифицируются в зависимости от конкретного случая. Можно привести наиболее часто встречающиеся и изученные психологами и психотерапевтами. Берн называет их «говорящими» именами: “Алкоголик”, “Смотри, что я из-за тебя сделал”, “Загнанная домохозяйка”, “Если бы не ты”, “Ради тебя” и т. д.

Как мы видим, каждая из игр описывает ролевую психологическою игру и подразумевает практически всегда негативный исход. В процессе анализа и терапии пациенты учатся “ломать” сценарии и не попадаться в вечный круговорот игр.

Александра Фидельская

Список источников и литературы

  1. Берн Э. Люди, которые играют в игры . Психология человеческой судьбы / пер. с англ. Л. Г. Ионина; общая редакция М. С. Мацковского — СПб.: Лениздат, 1992.
  2. Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии. — СПб.: Братство, 1992. — 229 с.

Дальше

Другие темы курса

Вопрос 1

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Выделите основные задачи развития для семьи подростка:

Выберите один ответ:

a. созданиежестких рамок и авторитарного стиля воспитания

b. создание условий для гармоничного развития личности подростка

c. изменение типа родительского отношения и поведения

d. сохранение стабильных взаимоотношений в супружеской паре

Вопрос 2

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Выделите основные показатели семьи как системы:

Выберите один ответ:

a. независимость структур в системе

b. границы и иерархичность

c. цикличность развития

d. изменение в одной части единства не влияют на другие части системы

Вопрос 3

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Критерием зрелости семьи является:

Выберите один ответ:

a. распределение ролей в семейной структуре

b. наличие общих интересов у партнеров

c. наличие совместного имущества

d. длительность существования семьи

Вопрос 4

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Одной из основных задач в системной семейной психотерапии является:

Выберите один или несколько ответов:

a. укрепление автономии членов семьи

b. создание новых техник психотерапии

c. улучшение микроклимата семьи

d. формирование эмпатии у терапевта

Вопрос 5

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Основоположником и автором теории систем в семейной терапии является:

Выберите один ответ:

a. Л. Берталанфи

b. В. Сатир

c. У. Бронфенбренер

d. М. Боуэн

Вопрос 6

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Ответьте, верно ли утверждение: «Основной задачей развития для семьи подростка является изменение типа родительского отношения и поведения»

Выберите один ответ:

a. неверно

b. верно

Вопрос 7

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Период добрачного ухаживания характеризуется:

Выберите один ответ:

a. приобретением совместного имущества

b. знакомством с родителями партнера

c. приобретением опыта общения с представителями противоположного пола

d. полной зависимостью от родительской семьи

Вопрос 8

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Согласно системному подходу в терапии, содержание семейной системы во многом зависит:

Выберите один ответ:

a. от характера взаимоотношений в семье

b. от времени образования семьи

c. от структуры семьи

d. от стадии развития семьи

Вопрос 1

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

К дисфункциональным стабилизаторам в семье относятся:

Выберите один ответ:

a. автономия и независимость детей

b. жесткие семейные правила

c. общее место проживания членов семьи

d. измена одного из супругов

e. болезнь одного из членов семьи

Вопрос 2

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

К основным параметрам семейной системы относится:

Выберите один ответ:

a. границы семьи и семейная история

b. семейные роли

c. механизмы семейного взаимодействия

d. стереотипы поведения

Вопрос 3

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

К фактам, свидетельствующим о возможности завершить психотерапию, относят:

Выберите один ответ:

a. сопротивление клиента

b. нежелание клиента продолжать терапию

c. достижение сформулированных целей

d. несоблюдение установленного контракта

Вопрос 4

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Под дисфункциональным правилом в семье подразумевается:

Выберите один ответ:

a. правило, которое нарушает границы личности

b. при внедрении правила происходит перестройка семейных ролей

c. правило легко меняется, но является непостоянным

d. жестко установленное правило, не поддающееся корректировке

Вопрос 5

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Под феноменом «двойной ловушки» в семейной терапии подразумевается:

Выберите один ответ:

a. родительские послания

b. запреты и ограничения одного родителя, в противовес попустительскому воспитанию другого

c. невозможность выражения ребенком собственного мнения

d. передача разнонаправленных смысловых сообщений на вербальном канале и невербальном каналах

Вопрос 6

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Прямое и непрямое «отзеркаливание» поз, мимики и жестов участников психотерапии относится к приемам:

Выберите один ответ:

a. мимезиса

b. терапевтического внушения

c. невербального воздействия

d. нейролингвистического программирования

Вопрос 7

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Распределение семейных ролей и функций, определенное положение в семейной иерархии, санкции и поглаживания – это …

Выберите один ответ:

a. стереотипы взаимодействия

b. семейные правила

c. семейные мифы

d. семейный устав

Вопрос 8

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Согласно классификации Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса, первым этапом воздействия на семейную систему является:

Выберите один ответ:

a. реконструктивный этап

b. поддерживающий этап

c. терапевтический этап или ликвидация семейного конфликта

d. семейный диагноз или диагностический этап

Вопрос 1

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Адаптацией диагностических методик изучения семейной системы в России занимался:

Выберите один ответ:

a. Л.С. Выготский

b. В.Э. Пахальян

c. Э.Г. Эйдемиллер

d. И.В. Добряков

Вопрос 2

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Задачей терапевта на социальной стадии диагностического интервью является:

Выберите один ответ:

a. заключение контракта на дальнейшую работу

b. установление контакта с каждым членом семьи

c. постановка целей и задач психотерапии

d. формулирование психотерапевтических гипотез

Вопрос 3

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Используя технику циркулярного интервью определите, какие типы различий анализирует психотерапевт?

Выберите один ответ:

a. различия характеров и интересов

b. различия во взаимоотношениях членов семьи друг с другом

c. различия структуры

d. темпераментные особенности

Вопрос 4

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Одной из проективных методик при диагностике семейных проблем является:

Выберите один ответ:

a. методика «Семейные роли»

b. Тематический апперцептивный тест

c. техника «Семейной скульптуры»

d. техника «Горячий стул»

Вопрос 5

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Одной из техник интервьюирования семьи является:

Выберите один ответ:

a. циркулярное интервью

b. последовательное интервью

c. структурное интервью

d. схематическое интервью

Вопрос 6

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Определите название одной из стадий диагностического интервью:

Выберите один ответ:

a. стадия установления контакта

b. категориальная стадия

c. проблемная стадия

d. стадия выдвижения терапевтических гипотез

Вопрос 7

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

План интервьюирования по генограмме включается:

Выберите один или несколько ответов:

a. сбор анамнеза членов семьи

b. демографическую информацию о семье

c. информацию о трудных для семьи темах

d. гипотезы о будущих событиях и переходах в жизненном цикле семьи

Вопрос 1

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

В чем состоит цель техники «Семейная скульптура» в семейной терапии?

Выберите один ответ:

a. доступное видение внутрисемейных взаимоотношений

b. выявление лидера в семейной системе

c. построение терапевтических гипотез

d. первичное терапевтическое воздействие на семейную систему

Вопрос 2

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Метод системных расстановок Б. Хеллингера основам на теории, согласно которой:

Выберите один ответ:

a. ранний травматический опыт, пережитый в детском возрасте, влияет на построение супружеских взаимоотношений

b. в процессе развития человек строит свой жизненный сценарий, который влияет на выбор решений

c. многие проблемы, с которыми человек обращается за помощью, имеют корни в его семейной системе

d. человек находится в социальной системе и полностью подчинен требованиям общества

Вопрос 3

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Определите, что из нижеперечисленного относится к терапии семейных систем М. Боэуна:

Выберите один ответ:

a. цель терапии — повысить уровни дифференциации «Я» семейных систем клиента

b. терапевт совместно с клиентом формирует контракт на изменения

c. цель терапии – помощь в создании нового жизненного сценария клиента

d. реализация терапевтических целей путем проигрывания травмирующего опыта прошлого

Вопрос 4

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Ответьте, верно ли утверждение: «Согласно правилам составления генограммы, мужчины обозначаются кругами, а женщины – квадратами?»

Выберите один ответ:

a. неверно

b. верно

Вопрос 5

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Системные семейные расстановки могут проводиться:

Выберите один или несколько ответов:

a. в группе не более 3-х человек

b. в терапевтической группе

c. в группе, включающей членов одной конкретной семьи

d. в индивидуальном режиме

Вопрос 6

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Согласно правилам составления генограммы, мужчины обозначаются квадратами, а женщины – …?

Выберите один ответ:

a. овалами

b. квадратами

c. треугольниками

d. кругами

Вопрос 7

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Согласно теории семейных систем М. Боуэна, система взаимоотношений в семье строится по типу:

Выберите один ответ:

a. эмоционального цикла

b. драматического треугольника

c. эмоционального треугольника

d. драматической окружности

Вопрос 8

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Техника «Карта семьи» В.Сатир включает информацию:

Выберите один или несколько ответов:

a. о датах рождения и смерти всех членов семьи

b. о порядке рождения сиблингов в семье

c. о степени зависимости членов семьи друг от друга

d. о структуре семейной истории семейной системы

Вопрос 1

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Адекватная реакция на новые условия или новая реакция на старые, некий конкретный акт, обладающий определенными характеристиками, называется …?

Выберите один ответ:

a. спонтанностью

b. конгруэнтностью

c. замещением

d. адаптацией

Вопрос 2

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Мгновенное взаимное понимание личности другого человека и своего актуального положения, или жизненной ситуации, называется:

Выберите один ответ:

a. спонтанность

b. теле

c. вчувствование

d. перенос

Вопрос 3

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Одной из стадий ролевого развития в психодраме является:

Выберите один ответ:

a. стадия «первой вселенной»

b. стадия осознанного восприятия

c. стадия религиозного познания

d. стадия младенчества

Вопрос 4

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Ответьте, верно ли утверждение: «Трансцендентные или итегративные роли – это роли, которые соотносятся с высшими аспектами бытия, религиозными убеждениями, этикой, моралью».

Выберите один ответ:

a. неверно

b. верно

Вопрос 5

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Понятие «социальный атом» означает:

Выберите один ответ:

a. базовая единица взаимодействия

b. этап разогрева в психодраме

c. элемент структуры семейной системы

d. наименьший элемент структуры отношений

Вопрос 6

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Психодрама — это метод групповой психотерапии, предполагающий использование:

Выберите один ответ:

a. анкетирования и опросников

b. теории семейных систем

c. техник контактной импровизации

d. театрализованной импровизации

Вопрос 7

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Согласно Я. Морено, к первичным ролевым категориям относятся:

Выберите один или несколько ответов:

a. социальные

b. биологические

c. соматические

d. физические

Вопрос 8

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Теоретической и методической основой психодрамы стал метод:

Выберите один ответ:

a. эгограммы

b. социометрии

c. генограммы

d. толкования сновидений

e. социограммы

Вопрос 9

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Трансцендентные или итегративные роли – это:

Выберите один ответ:

a. наиболее эмоционально заряженные, травматические роли

b. социальные роли, приобретенные в раннем детском возрасте от парентальных фигур

c. ролевые модели, приобретенные в процессе семейной жизни

d. роли, которые соотносятся с высшими аспектами бытия, религиозными убеждениями, этикой, моралью

Вопрос 1

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

К основным функциям вспомогательного «я» относится:

Выберите один ответ:

a. обладание подлинным ощущением игры, удовольствия, свежести и уметь воплощать и юмор, и пафос

b. понимание природы взаимодействия между протагонистом и ролью

c. умение создать безопасную социальную среду в группе

d. умение индуцировать в других ощущение спонтанности и творческого полета, которые приводят к личностным изменениям

Вопрос 2

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

К основным элементам психодрамы относится:

Выберите один ответ:

a. протагонист и зрители

b. театр

c. замещающие «Я»

d. зрители и актеры

Вопрос 3

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

К стадиям психодрамы не относится:

Выберите один ответ:

a. действие

b. разогрев

c. импровизация

d. обмен чувствами

Вопрос 4

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

К характеристикам ведущего психодраматической группы относят:

Выберите один ответ:

a. умение создать безопасную социальную среду в группе

b. наличия навыка эффективного установления контакта с участниками группы

c. знаний базовых механизмов функционирования терапевтической группы

d. умение индуцировать в других ощущение спонтанности и творческого полета, которые приводят к личностным изменениям

Вопрос 5

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Какой элемент психодрамы организует деятельность группы, управляет занятием, побуждает участников к исследованию своих психологических проблем?

Выберите один ответ:

a. протагонист

b. режиссер

c. актер

d. ведущий

Вопрос 6

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Один из принципов психодраматического действия гласит:

Выберите один ответ:

a. разыгрываемое поведение должно быть аутентичным

b. поведение участников психодрамы носит характер импровизации

c. разыгрываемое поведение должно быть правдоподобным

d. клинические ролевые игры воспроизводятся в случайной последовательности

Вопрос 7

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Ответьте, верно ли утверждение: «К характеристикам ведущего психодраматической группы относят умение индуцировать в других ощущение спонтанности и творческого полета, которые приводят к личностным изменениям».

Выберите один ответ:

a. верно

b. неверно

Вопрос 8

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Процесс активизации членов группы для участия в предстоящем действии относится к стадии:

Выберите один ответ:

a. анализа

b. действия

c. разогрев

d. обмена чувствами

Вопрос 9

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Символическое снятие ролей со вспомогательных «я» называется:

Выберите один ответ:

a. драматизацией

b. реролингом

c. буллингом

d. деролингом

Вопрос 10

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Шеринг из ролей предполагает:

Выберите один ответ:

a. протагонист и ведущий описывают чувства по отношению к психодраматическим событиям

b. члены группы поочередно описывают чувства, возникавшие у них при исполнении ролей

c. члены группы описывают собственный опыт взаимодействия в травматической ситуации

d. снятие ведущим роли с каждого из участников

Вопрос 1

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Выделите технику реализация, которой подразумевает, что протагонист наблюдает со стороны за разыгрыванием поставленной им сцены, а его роль исполняет другой участник группы.

Выберите один ответ:

a. техника «Пустой стул»

b. техника «Дублирования»

c. техника «Зеркало»

d. техника «Обмен ролями»

Вопрос 2

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

К классическим техникам психодрамы не относится:

Выберите один ответ:

a. техника «Разговор с предком»

b. техника «Зеркало»

c. техника «Обмен ролями»

d. техника «Дублирования»

Вопрос 3

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Методика «терапии перерешения» реализуется с помощью техник психодрамы и направлена на поработку:

Выберите один ответ:

a. переживаний соматического ребенка

b. семейной историей

c. сценарных запретов

d. внутренних интроектов

Вопрос 4

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Ответьте, верно ли утверждение: «Терапевтическая техника, при которой протагониста просят воспроизвести галлюцинацию при помощи вспомогательных «я» называется «Обмен ролями».

Выберите один ответ:

a. неверно

b. верно

Вопрос 5

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Применение техники «Пустого стула» целесообразно, если:

Выберите один ответ:

a. клиент и терапевт находятся в ситуации индивидуальной работы

b. протагонист выступает в роли режиссера психодрамы

c. терапевтическая группа находится на начальной стадии групповой динамики

d. протагонист не готов встретить ситуацию в собственно драматической форме в силу ее субъективно угрожающего характера

Вопрос 6

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Терапевтическая техника, при которой протагониста просят воспроизвести галлюцинацию при помощи вспомогательных «я»:

Выберите один ответ:

a. техника «Анализ сновидения»

b. техника «Обмен ролями»

c. техника «Зеркало»

d. техника «Психодраматический шок»

Вопрос 7

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Техника «Реконструкция рода» — это…?

Выберите один ответ:

a. модель социального атома

b. психодраматическая социограмма

c. один из видов психодраматической генограммы

d. проективная методика диагностики личности

Вопрос 8

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Техника «Шаг в будущее» предполагает:

Выберите один ответ:

a. разыгрывание ситуации из ожидаемого или воображаемого (желаемого или нежелаемого) будущего

b. работу с психотическими приступами (галлюцинациями и видениями)

c. воссоздание картин прошлого, но разыгрываемых, соответственно принципам психодрамы

d. во взаимодействии между двумя членами группы каждый играет роль самого себя

Вопрос 1

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Игры 1й степени характеризуются тем, что:

Выберите один ответ:

a. скрываются, осуждаются, ведут к непоправимому ущербу для проигравшего

b. скрываются, не приветствуются обществом и приводят к ущербу, который нельзя назвать непоправимым

c. носят незначительный характер

d. приняты в обществе, они не скрываются и не приводят к тяжелым последствиям

Вопрос 2

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Какого вида поглаживаний не существует?

Выберите один или несколько ответов:

a. пластиковых

b. искренних

c. позитивных

d. негативных

Вопрос 3

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Одним из положений философии трансактного анализа является:

Выберите один ответ:

a. принцип безоценочности

b. Метод свободного взаимодействия

c. контрактный метод

d. принцип «Здесь-и-сейчас»

Вопрос 4

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Одной из школ трансактного анализа является:

Выберите один ответ:

a. Школа Пало-Альто

b. Школа Родителя

c. Школа Катексиса

d. Школа фукционализма

Вопрос 5

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Основная единица социального общения:

Выберите один ответ:

a. поглаживание

b. игра

c. эго-состояние

d. трансакция

Вопрос 6

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Основоположником направления трансактного анализа в психотерапии и консультировании был?

Выберите один ответ:

a. К. Роджерс

b. Ф. Перлз

c. Б. Гулдинг

d. Э. Берн

Вопрос 7

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Свободный от игр, искренний обмен чувствами, без эксплуатации, исключающий извлечение выгоды в трансактном анализе называется:

Выберите один ответ:

a. забота

b. близость

c. трансакция

d. игра

Вопрос 8

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Согласно, трансактному анализу, эмотивное начало в личности человека:

Выберите один ответ:

a. эго-состояние Взрослого

b. эго-состояние Родителя

c. эго-состояние Ведущего

d. эго-состояние Ребенка

Вопрос 9

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Способность человека объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта и на основе этого принимать независимые решения, характеризует:

Выберите один ответ:

a. эго-состояние Ребенка

b. эго-состояние Ведущего

c. эго-состояние Родителя

d. эго-состояние Взрослого

Вопрос 10

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Структура личности в трансактном анализе не включает:

Выберите один ответ:

a. эго-состояние Ребенка

b. эго-состояние Ведущего

c. эго-состояние Родителя

d. эго-состояние Взрослого

Вопрос 1

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Внешнюю, авторитарную реальность детских лет человека, запечатленную в психике, составляет:

Выберите один ответ:

a. адаптивное состояние

b. детское состояние

c. родительское состояние

d. взрослое состояние

Вопрос 2

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Для родительского состояния характерны такие словарные обороты как:

Выберите один ответ:

a. объективно измеримые понятия и вопросительные слова: «Почему?», «Что?», «Где?», «Когда?», «Как?»

b. безоценочные суждения

c. категоричные суждения «всегда», «никогда», «ни за что на свете»

d. лепет, междометия, шутки, прибаутки, поддразнивания, сленг

Вопрос 3

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

К базовым верованиям детского состояния не относится:

Выберите один ответ:

a. верование магические ритуалы

b. верование во всемогущество своих мыслей и чувств

c. верование в неотразимость своего очарования

d. верование в свое бессмертие

Вопрос 4

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Какая модель применяется при анализе внутреннего состояния человека?

Выберите один ответ:

a. Модель Эго-состояний

b. Функциональная модель

c. Структурная модель

d. Классическая модель

Вопрос 5

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Ответьте, верно ли утверждение: «Структура Позитивный Свободный Ребенок не подчиняется требованиям родителей, социума, он не бунтует, он естествен и спонтанен».

Выберите один ответ:

a. неверно

b. верно

Вопрос 6

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Согласно функциональной модели одним из эго-состояний родителя является:

Выберите один ответ:

a. Тревожный Родитель

b. Контролирующий Родитель

c. Искренний Родитель

d. Адаптивный Родитель

Вопрос 7

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Согласно Э. Берну, структура Ребенок в Ребенке была названа:

Выберите один ответ:

a. Маленький профессор

b. Ребенок Электрод

c. Соматический ребенок

d. Адаптивный ребенок

Вопрос 8

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Структура второго порядка, которой свойственна совокупность идей о реальности, которые человек слышал и заимствовал от людей:

Выберите один ответ:

a. Родитель в Ребенке

b. Взрослый в Родителе

c. Ребенок в Родителе

d. Родитель во Взрослом

Вопрос 9

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Структура Позитивный Свободный Ребенок:

Выберите один ответ:

a. характеризуется пренебрежением ценными запретами

b. не подчиняется требованиям родителей, социума, он не бунтует, он естествен и спонтанен

c. приспосабливается к требованиям отца, матери, бабушки и дедушки

d. ярче всего проявляется в бунте против правил, ожиданий, которые родители или социум навязывают

Вопрос 1

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

_____ — диаграмма, которая служит изображением анализа директив, спускаемых от родителей и прародителей к новым поколениям.

Выберите один ответ:

a. Сценарная матрица

b. Генограмма

c. Травматический сценарий

d. Жизненный сценарий

Вопрос 2

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Имея драйвер «Будь лучшим» человек употребляется следующие фразы:

Выберите один или несколько ответов:

a. «Я не могу нести ответственность за свои чувства и поступки, так как они вызваны внешними причинами»

b. «ТА, можно сказать, является теорией личности»

c. «Мне очень понравилась ваша лекция, но я не знаю, запомню ли то, о чем вы рассказывали»

d. «Сегодня, как я уже говорил, я расскажу вам о драйверах»

Вопрос 3

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

К типам жизненного сценария не относят:

Выберите один ответ:

a. сценарий побежденного

b. сценарий победителя

c. хамартический сценарий

d. сценарий не-победителя

Вопрос 4

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Какое приказание может передаваться ребенку родителями, у которых родился мальчик, а они хотели девочку?

Выберите один ответ:

a. Не будь близким

b. Не будь взрослым

c. Не живи

d. Не будь собой

Вопрос 5

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Неосознаваемый план жизни, который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути – это…?

Выберите один ответ:

a. жизненный сценарий

b. родовой сценарий

c. самореализующееся пророчество

d. судьба

Вопрос 6

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Ответьте, верно ли утверждение: «Неосознаваемый план жизни, который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути – это родовой сценарий».

Выберите один ответ:

a. неверно

b. верно

Вопрос 7

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Сценарий побежденного второй степени характеризуется:

Выберите один ответ:

a. сценарии, в котором неудачи и потери человека не настолько серьезны, чтобы их обсуждать в обществе

b. строгим планом действий, который не всегда заканчивается достижением цели

c. приводит к смерти, увечью, серьезной болезни или суду

d. неприятными чувствами, достаточно серьезными, чтобы их обсуждать в обществе

Вопрос 1

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

_____ — четко выраженная двусторонняя приверженность строго определенному плану действия.

Выберите один ответ:

a. Контракт

b. Цель

c. Доверенность

d. Теле

Вопрос 2

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Взаимоотношения в терапии ТА базируются на посылке о том, что все люди:

Выберите один ответ:

a. имеют собственный жизненный сценарий

b. имеют равные возможности и ресурсы

c. индивидуальны

d. уникальны

Вопрос 3

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

К семейным играм относятся:

Выберите один или несколько ответов:

a. «Моя деревянная нога»

b. «Не будь собой»

c. «Тупик»

d. «Если бы не ты»

Вопрос 4

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

К условиям необходимым для заключения контрактов с клиентом в психотерапев-тическом процессе относят:

Выберите один или несколько ответов:

a. взаимное согласие

b. адекватная компенсация

c. полное доверие терапевту

d. знание правового кодекса клиентом

Вопрос 5

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Одной из терапевтических целей в трансактном анализе является:

Выберите один ответ:

a. успешность

b. независимость

c. рациональность

d. интимность

Вопрос 6

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Психотерапия нового решения основывается на существующих в трансактном анализе концепциях:

Выберите один ответ:

a. жизненного сценарий

b. анализа игр

c. ограничивающих предписаний и ранних решений

d. эго-состояний

Вопрос 7

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Семейные игры играются всерьез, ведутся до последней «точки» и имеют:

Выберите один ответ:

a. 1 или 3 степень

b. 4 степень

c. 2 или 3 степень

d. 1 степень

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий пенсионеры будущего текст
  • Сценарий проведения дня рождения татьяны
  • Сценарий спектакля стихотворение
  • Сценарий пасхальной сказки теремок
  • Сценарий проведения дня рождения ребенку 9 лет